Сущность и методы финансового планирования прогнозирования. Финансовое планирование и прогнозирование: сущность, методы, виды. Табл.1. Примерная форма доходов и расходов предприятия

Финансовое планирование – это процесс обоснования финансовых отношений и движения соответствующих финансовых ресурсов на определенный период. Финансовое планирование является составной частью управления финансами.

В ходе финансового планирования государственные органы и субъекты хозяйствования оценивают свое финансовое состояние, объемы финансовых ресурсов, выявляют возможности их увеличения, направления их эффективного использования.

Финансовое планирование осуществляется на основе анализа финансовой информации, которая должна быть полной, достоверной, своевременной. Финансовая информация включает в себя бухгалтерские, статистические и оперативные показатели. Финансовое планирование простирается на сравнительно короткий промежуток времени и основано на том, что степень определенности финансово-экономических процессов достаточно высока. Поэтому создаются все необходимые предпосылки для осуществления планирования. В ходе финансового планирования решаются следующие задачи:

Определение источников и размеров финансовых ресурсов, которые должны обеспечить воспроизводственный процесс в соответствии с пропорциями, заложенными в финансовой политике;

Установление направления и объемов целевого использования финансовых ресурсов, определение соотношения между централизованными и децентрализованными финансовыми ресурсами;

Раскрытие наиболее эффективных направлений использования финансовых ресурсов;

Выявление резервов роста финансовых ресурсов.

Можно выделить следующие основные методы финансового планирования.

Нормативный метод применяется при определении затрат денежных средств, по которым имеются денежные и материальные нормативы. Так, в бюджетной сфере широко применяются нормативы бюджетной обеспеченности в системах образования, здравоохранения, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, на содержание органов муниципального управления. Например, норматив потребления электрической энергии на одного жителя в месяц (кВт-ч); норматив на благоустройство и озеленение (тыс. руб./га); норматив на содержание одного ребенка в учреждениях дошкольного образования (руб./год); норматив на содержание одной койки в санатории (руб./год); норматив на проведение спортивных мероприятий на одного жителя (руб./год).

Для коммерческой организации нормативами могут быть расходы, регламентированные заключенными контрактами; законодательно установленный минимальный размер оплаты труда; размер суточных, в пределах норм, утвержденных Правительством РФ.

Метод прямого счета применяется по ненормированным расходам. При этом за основу принимаются: количество приобретаемых материальных ценностей, объемы выполняемых работ, а также цены, расценки, тарифы.

Метод анализа фактических расходов за предыдущий период. Оценка расходов производится с учетом отчетных данных и различных факторов, влияющих на размер планируемых расходов.

Балансовый метод позволяет увязать доходы и расходы по планируемым периодам (квартал, месяц), а также увязать потребность в денежных средствах с соответствующими источниками финансирования.

По срокам финансовое планирование подразделяется на:

Стратегическое – определяет движение денежных средств на длительный период (3–5 лет);

Текущее – определяет задания на текущий финансовый год с поквартальной разбивкой;

Оперативное – охватывает короткие промежутки времени (от 5 дней до 3 месяцев).

Финансовое прогнозирование представляет собой процесс разработки и составления прогнозов, т.е. научно обоснованных гипотез о вероятном будущем состоянии экономической системы и экономических объектов, а также характеристик этого состояния.

Задача прогнозов – предвидеть перспективы, наметить ориентиры, на которые должны быть направлены все участники экономики. Результатом прогнозирования является прогностическая информация (информация, которая дает представление о положении дел в будущем).

Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, способствует выработке концепции финансовой политики на определенный период развития государства или субъекта хозяйствования, однако имеет более низкую степень определенности по сравнению с финансовым планированием.

Целью финансового прогнозирования является определение реально возможных объемов финансовых ресурсов, источников их формирования и путей использования. Полученная в ходе прогнозирования информация позволяет органам управления финансами наметить разные варианты (сценарии) решения задач, стоящих перед всеми субъектами финансовой системы, предвидеть формы и методы реализации финансовой политики.

В теории и на практике выделяют: среднесрочное финансовое прогнозирование (5–10 лет); долгосрочное финансовое прогнозирование (более 10 лет).

В прогнозировании финансовых показателей применяется совокупность специальных методов и приемов, которые принято делить на три группы: методы экспертных оценок; методы экстраполяции; методы экономико-математического моделирования.

Метод экспертных оценок. Основывается на обработке мнений экспертов по поводу динамики финансовых процессов, выявленных путем проведения специальных процедур (анкетирование, интервьюирование). Экспертами должны быть специалисты высокой квалификации, профессионально занимающиеся изучением и/или управлением экономикой и финансами фирмы. Анкетирование проводится по специально разработанным анкетам.

Метод экстраполяции. Его суть состоит в распространении на будущее тенденций, сложившихся в ретроспективе (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Метод экстраполяции

Метод математического моделирования основывается на построении экономических моделей, которые с определенной степенью вероятности описывают динамику финансовых показателей в зависимости от различных факторов, влияющих на финансовые процессы. При этом используются оптимистические, пессимистические и наиболее вероятные темпы изменений экономических показателей (рост выручки, снижение издержек на единицу продукции, неизменные налоговые ставки, постоянная доля платежей в бюджет).

В теории и практике финансовой деятельности все большее значение приобретают методы расчета, объединенные под общим названием финансовая математика (или высшие финансовые вычисления, или финансовые и коммерческие расчеты).

Методы финансовой математики основаны на принципе неравноценности денег, относящихся к разным моментам времени. Очевидно, что 1000 руб., полученные через пять лет, не равноценны этой сумме, поступившей сегодня, даже если не принимать во внимание инфляцию и риск их неполучения. Известен афоризм «Время – деньги». Неравноценность двух одинаковых по абсолютной величине сумм связана с тем, что имеющиеся сегодня деньги теоретически могут быть инвестированы и принести доход в будущем. Методы финансовой математики широко применяются в банковском и сберегательном деле, страховании, в работе финансовых организаций, инвестиционных компаний, фондовых и валютных бирж, во внешнеэкономических отношениях.

Финансовое планирование — интереснейшее явление. Считается, что его задействование традиционно связано с решением задач бизнеса, с коммерческой сферой. Но это не всегда так. вполне могут заниматься и рядовые граждане в повседневной жизни. Какие нюансы финансового планирования заслуживают особого внимания? Какие задачи в рамках соответствующих активностей могут стоять перед предприятием?

Что такое финансовое планирование?

Финансовое планирование — важнейшая часть управленческих активностей на любом коммерческом предприятии. Бизнес оптимальнее всего развивать в соответствии с четко проработанным алгоритмом, на основе модели, функционирование которой зависит от факторов, которые предсказуемы и прозрачны для менеджмента фирмы. Планирование финансов позволяет соотнести возможности организации с теми задачами, которые ставят перед собой владельцы предприятия. Данный процесс также позволяет руководству фирмы обнаружить необходимые источники денежных ресурсов и эффективные сценарии их задействования.

Планирование финансов призвано содействовать менеджменту предприятия в установлении адекватных пропорций между различными типами ресурсов, которыми обладает фирма. Это может быть, собственно, капитал, или основные производственные фонды. Предприятие, осуществляющее финансовое планирование, соотносит различные ключевые показатели (такие как, например, величина издержек, объемы выпуска товаров, капитальные вложения) с текущими задачами бизнеса. Это позволяет выстроить более устойчивую бизнес-модель, основанную на рациональных критериях.

Соотношение планирования и прогнозирования

В экономической науке определен термин, очень близкой рассматриваемому нами, а именно - «прогнозирование». Какова его специфика? Как соотносятся прогнозирование и планирование финансов? В отношении двух отмеченных терминов можно выделить ряд общих признаков, а именно: целостность объекта и его экономического окружения, задействование схожих или идентичных методов при решении поставленных задач, наличие целей, соотносимых с приоритетами в развитии бизнеса.

Вместе с тем, прогнозирование и планирование финансов имеет ряд значимых различий. Что касается первого термина, он не предполагает строгого следования выявленным закономерностям. Они носят, как правило, вероятностный характер и менее детализированы чем те, что представлены в Прогнозирование — это перспективное исследование возможностей предприятия, планирование — разработка алгоритмов, реализация которых необходима в силу текущих задач, которые стоят перед руководством фирмы.

Можно отметить также, что задействование планов может предполагать некие обязательства фирмы перед внешними игроками — инвесторами или регуляторами. Так, планирование государственных финансов чаще всего связано со строгими процедурами отчетности субъектов, обладающих доступом к тем или иным финансовым ресурсам (чаще всего, бюджетным) перед компетентными структурами. Прогнозирование, в свою очередь, не может быть основанием для соответствующего контроля, так как в нем используются, как мы отметили выше, вероятностные критерии, которые на практике могут значительно отличаться от тех, что определены при соответствующем предварительном анализе.

В коммерческой сфере прогнозирование часто выступает не менее значимым компонентом стратегии развития бизнеса. Так, например, планирование финансов торгового предприятия — как организации, очень сильно зависящей от объемов выручки — во многом завязано как раз на прогнозных показателях, касающихся спроса со стороны покупателей товаров. В чем это может выражаться? Прежде всего, в том, что руководство фирмы может требовать от подчиненных структур максимального соответствия результатов деятельности ожидаемым цифрам, что определены на основе прогнозов.

Ключевые задачи финансового планирования

Планирование финансов предполагает формирование определенных задач перед руководством фирмы. В числе таковых:

Обнаружение резервов, которые могут позволить увеличить выручку компании;

Повышение эффективности задействования капитала;

определение оптимальных формул соотнесения затрат и производственного плана;

Обеспечение конструктивного взаимодействия предприятия и партнерских структур — банков, контрагентов, заказчиков в аспекте финансовых коммуникаций.

В процессе решения задач, о которых идет речь, руководство организации осуществляет активности в рамках следующих основных направлений: движение капитала, а также бухгалтерские активности (учет, отчетность — внутренняя или перед государственными регуляторами).

Таковы основные задачи планирования финансов. Исследуем теперь ключевые принципы, которые могут лежать в основе соответствующих активностей предприятия.

Ключевые принципы планирования

Изучим ключевые принципы, на основе которых может осуществляться планирование финансов на предприятии. Исследователи выделяют следующий перечень:

Определение приоритетов;

Задействование методов прогнозирования;

Координация и контроль.

Рассмотрим их сущность подробнее.

Касательно такого принципа, как выделение приоритетов, предприятия в большинстве случаев сталкиваются с тем, что производственные и иные задачи, связанные с развитием бизнеса, приобретают комплексный характер. Для того, чтобы решить их все, часто необходимо вкладывать огромные ресурсы, в том числе и в решение тех задач, которые с точки зрения развития бизнеса носят явно второстепенный характер. Менеджмент фирмы должен, таким образом, уметь выделять главные направления активностей (и концентрировать в соответствующих областях необходимые ресурсы).

Другой важнейший принцип, на котором может базироваться планирование финансов на предприятии — прогнозирование. Реализовываться он может в самых разных аспектах. Это может быть прогнозирование внутренних производственных процессов, влияния внешних факторов — как рыночных, так и административных. Ключевой метод здесь — анализ процессов, имеющих отношение к соответствующим сферам.

Анализ рисков — пример другого значимого принципа в процессе решения задач, формирующих собой планирование финансов. Дело в том, что практически любой бизнес реализуется в средах, характеризующихся теми или иными потенциальными угрозами. Это могут быть, например, валютные колебания или нестабильная политика государственных регуляторов. Внешнеполитические риски также значимы — особенно это заметно на примере санкций западных стран в отношении российских предприятий.

Координация и контроль — примеры иных важнейших принципов финансового планирования. Что можно сказать о них? Координация — термин достаточно комплексный. Он может пониматься, с одной стороны как объединение различных активностей на предприятии в единую концепцию, с другой — применение общих для всех участков производства методов управления, внедрение универсальных принципов поддержания корпоративной культуры, распространение среди сотрудников знаний, способствующих пониманию ключевых приоритетов компании. Контроль — это процедуры, обеспечивающие следование сотрудниками предприятия алгоритмам, которые заложены в соответствующих планах.

Методы планирования

Изучим то, какие есть методы планирования финансов. Существует большое количество подходов к их классификации. В среде российских предпринимателей получил достаточно большое распространение тот, что основан на делении активностей по критерию их направленности: снизу вверх (от подчиненных подразделений к руководству), сверху вниз, а также посредством реализации встречных инициатив сотрудников фирмы и менеджмента. Изучим данные методы планирования финансов подробнее.

Касательно планирования в рамках схемы «снизу вверх», соответствующие планы формируют компетентные специалисты подчиненных структур, исходя из результатов проведенного ими детального анализа производственных процессов.

Преимущество данного метода в том, что структура соответствующих алгоритмов развития бизнеса будет очень подробной, включающей мельчайшие нюансы, многие из которых впоследствии могут оказаться ключевыми с точки зрения решения производственных задач.

Второй способ предполагает, что руководство фирмы формирует общие, концептуальные задачи, и передает их подчиненным структурам с целью дальнейшей детализации и структурирования в соответствующего типа плане финансового развития. Преимущество данного метода в том, что планирование изначально будет учитывать ключевые стратегические факторы, как то положение дел компании на рынке (в первом сценарии специалисты локальных подразделений могут иметь довольно общее или вовсе ошибочное представление о нем), специфика взаимодействия с кредиторами и инвесторами (аналогично, сотрудники подчиненных структур могут ничего не знать о соответствующих нюансах).

Третья схема характеризуется одновременным задействованием ключевых принципов их первых двух. Таким образом, в ней определяются ключевые преимущества обеих — стратегическое планирование финансов с учетом факторов, известных только руководству, а также детализация бизнес-процессов.

Что может мешать предприятию всегда работать в рамках третьей схемы, раз она столь удачна? Это может быть связано, например, со строгостью соблюдения коммерческой тайны на предприятии. Так, руководство фирмы не всегда имеет возможность доводить до сведения подчиненных сотрудников данные, касающиеся кредитной нагрузки фирмы или информации, отражающей взаимодействие компании с инвесторами. В этом случае, вероятнее всего, будет задействоваться сценарий «снизу вверх» в чистом виде.

Инструменты планирования

Итак, мы рассмотрели основные методы, с помощью которых может осуществляться планирование финансов. Рыночная экономика — явление, предполагающее конкурентные взаимоотношения игроков в том или ином сегменте бизнесов. Выигрышное положение, вероятнее всего, будет у тех компаний, которые смогут задействовать наиболее эффективный инструментарий в аспекте практического решения задач, касающихся финансового планирования. Изучим то, какие инструменты могут использовать бизнесы в части рассматриваемого направления активностей.

Анализ

В числе самых распространенных и значимых — экономический анализ. Данный инструмент позволяет компании определить закономерности, характеризующие производственные процессы, а также области взаимодействия фирмы с внешними игроками — контрагентами, кредиторами, заказчиками. позволяет выявить то, какими резервами обладает фирма и на что их может хватить. Можно отметить, что соответствующий инструмент рассматривается многими исследователями как самостоятельный метод планирования финансов в силу его сложности, наличия в нем большого количества дополнительных компонентов.

Нормирование

Другой распространенный инструмент, с помощью которого может осуществляться планирование в системе финансов предприятия — нормирование. Его специфика в том, что компетентные специалисты, работающие в фирме, высчитывают некие плановые, ожидаемые показатели, исходя из располагаемых данных по нормативам (касающимся, например, выпуска товаров или предоставления сервисов). Источники соответствующих норм могут иметь как официальный характер (то есть, их может включать тот или иной источник права — например, федеральный закон), так и внутрикорпоративный.

Оптимизация

Следующий важнейший инструмент планирования — оптимизация. Дело в том, что на основе экономического анализа и нормирования может быть выработано сразу несколько концепций, предполагающих сценарии распределения финансов на предприятии. Из них необходимо выбрать ту которая отражает положение дел в компании наиболее объективно, и потому может считаться оптимальной. Основной критерий здесь — достижение предприятием минимальных издержек и максимального дохода при задействовании тех или иных подходов. Тот план, который предопределит наиболее полное соответствие деятельности компании данным приоритетам, будет выбран в качестве оптимального.

Таковы основные инструменты, с помощью которых может осуществляться финансовое планирование. Финансы — это ресурс, который может задействоваться организацией соотносительно с самыми разными типами задач. Так, перспективы использования капитала могут зависеть от конкретных разновидностей планов, задействуемых на предприятии.

Виды планирования

Изучим, какие есть виды финансового планирования. Есть достаточно много подходов к их классификации. В среде российских исследователей распространена схема, по которой планирование и контроль финансов осуществляется, исходя из отнесения соответствующих активностей к перспективным, текущим и оперативным. Рассмотрим их специфику подробнее.

Перспективное планирование предполагает выработку предприятием ключевых стратегических приоритетов, которые должны быть реализованы в течение значимого периода времени, например, 3-5 лет. В данном аспекте разработка планов, как правило, осуществляется по схеме «сверху вниз», то есть в соответствующие алгоритмы включаются сведения, отражающие не только внутреннюю специфику развития фирмы, но также и влияние факторов, формирующихся во внешней среде.

Текущее планирование предполагает выработку критериев, по которым предприятие должно развиваться в течение менее продолжительных периодов времени, чем при составлении перспективных планов — порядка 1 года. Данный механизм чаще всего предполагает задействование смешанной схемы составления формирования соответствующих алгоритмов. То есть, руководство фирмы, с одной стороны, предоставляет подчиненным структурам некоторые виды стратегически значимой информации, касающейся развития компании, с другой — получает с их стороны детализацию этапов реализации плана.

Предполагает решение задач, которые стоят перед фирмой в конкретный период времени, или же, которыми необходимо заняться в течение ближайших месяцев. Чаще всего составление планов идет по схеме «снизу вверх». Руководству обычно нет смысла в данном случае раскрывать перед сотрудниками стратегические нюансы развития бизнеса.

Планирует не только бизнес

Планирование, как мы отметили в самом начале статьи — важный компонент работы с финансами не только в бизнесе. Соответствующими активностями занимаются также и госструктуры, и некоммерческие организации. Планирование финансов семьи в России — также в порядке вещей. Набирают популярность методы повышения личного благосостояния граждан посредством использования различных полезных методик и готовых инструментов, например, в виде компьютерных программ. Планирование — вид активности, вполне увязывающийся с повседневной жизнью современного человека.

Можно ли сказать, что отмеченные нами методы и инструменты составления финансовых планов в одинаковой степени совместимы с любой сферой активности граждан, будь то составление семейного или личного бюджета? С поправкой на наличие в бизнесе специфических процессов, связанных, например, с выпуском товаров или бухгалтерским обслуживанием финансовых операций в целом, ключевые закономерности коммерческой сферы применимы и к общегражданским активностям. Человек вполне может, к примеру, составить личный план управления капиталом в аспекте стратегического периода, решения текущих и оперативных задач. Он может задействовать анализ, нормирование и оптимизацию.

Конечно, в том случае, если соответствующей деятельностью занимается гражданин, не имеющий должного уровня квалификации, данные активности будут предельно упрощены. Но они вполне будут соответствовать специфике рассмотренных нами выше нюансов финансового планирования. Персональный бюджет, таким образом, может иметь выраженные черты схожести с соответствующим планом задействования капитала на предприятии, пусть и в упрощенном виде.

Финансовое планирование - выбор целей по реальности их достижения с имеющимися финансовыми ресурсами в зависимости от внешних условий и согласование будущих финансовых потоков, выражается в составлении и контроле над выполнением планов формирования доходов и расходов, учитывающих текущее финансовое состояние, выраженные в денежном эквиваленте цели и средства их достижения.

Цель внутрифирменного финансового планирования - обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого средств, достижение конкурентоспособности и прибыльности предприятия, а также планирование доходов и расходов предприятия, движения его денежных средств. Исходя из целей, перечисленных выше, внутрифирменное финансовое планирование - это многоплановая работа, состоящая из ряда и взаимосвязанных этапов:

  • - анализа финансовой ситуации и проблем;
  • - прогнозирования будущих финансовых условий;
  • - постановки финансовых задач;
  • - выбора оптимального варианта;
  • - составления финансового плана;
  • - корректировки, увязки и конкретизации финансового плана;
  • - выполнения финансового плана;
  • - анализа и контроля выполнении плана.

Анализ ситуации и проблем заключается в изучении фактических данных за предыдущий период. Это дает возможность оценить финансовые результаты за прошедшее время и определить проблемы. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реализации, затраты, размер полученной прибыли и др.

Прогнозирование будущих условий необходимо для определения внешней и внутренней среды, в которой будет протекать деятельность предприятия. На основе перспективных расчетов производственной деятельности предприятия, а также маркетинговых прогнозов изучения рынка, спроса и других факторов, прогнозируются будущие возможные финансовые результаты.

Постановка финансовых задач заключается в определении на планируемый период параметров получения доходов, прибыли, предельных размеров расходов и основных направлений использования средств.

Выбор оптимального варианта. На основе анализа тенденций и текущего финансового состояния рассматриваются несколько вариантов положений, в которых может оказаться предприятие, и оптимальные варианты развития финансов предприятия.

Составление финансового плана. Составляется финансовый план предприятия в виде баланса его доходов и расходов.

Корректировка, увязка и конкретизация финансового плана состоят в состыковке показателей финансового плана с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами в установлении конкретных сроков их достижения. Согласованные показатели финансового плана доводятся до соответствующих подразделении предприятия и конкретных исполнителей.

Выполнение финансового плана. Это процесс текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия, влияющий на его конечные финансовые результаты.

Анализ и контроль в выполнении плана заключаются в определении фактических конечных финансовых результатов деятельности предприятия, сопоставлении с плановыми показателями, выявлении причин и следствий отклонений от плановых показателей, в подготовке мер по устранению негативных явлений.

Процесс составления финансового плана предприятия заключается в расчете его показателей. Для этого используются различные способы и приемы расчета: расчетно-аналитический, балансовый, нормативный, метод оптимизации плановых решении, экономико-математическое моделирование.

Выделяют следующие методы финансового планирования и прогнозирования:

Расчетно-аналитический метод финансового планирования и прогнозирования - один из наиболее используемых в рыночной экономике методов планирования финансовых показателей. Финансовые показатели рассчитываются на основе анализа достигнутых показателей за прошлый период, индексов их развития и экспертных оценок этого развития в плановом периоде. Изучается связь финансовых показателей с производственными, коммерческими и другими показателями. Расчетно-аналитический метод используется в основном при расчете плановых показателей объема выручки, доходов, прибыли, фондов потребления и накопления предприятия.

Балансовый метод финансового планирования и прогнозирования применяется при планировании распределения полученных финансовых средств. Суть его заключается в построении баланса имеющихся и наличии средств и потребности в их использовании.

Баланс при этом имеет следующий вид:

Он - остатки средств на начало года;

П - поступления средств в планируемом периоде;

Р - расходы в планируемом периоде;

Ок - остаток средств на конец планового периода.

Нормативный метод финансового планирования и прогнозирования используется при наличии установленных норм и нормативов, например, норм амортизационных отчислений, налоговых ставок и тарифов взносов в государственные внебюджетные фонды (пенсионный, медицинского страхования и др.), нормативов потребности в оборотных средствах и др.

Нормативы, используемые при финансовом планировании, устанавливаются:

органами власти и управления на федеральном, региональном, местном уровнях (ставки амортизационных отчислений, налогов, взносов во внебюджетные фонды);

ведомствами (нормы предельных уровней рентабельности, предельных отчислений в резервные фонды и др.);

предприятиями (нормы потребности в оборотных средствах, кредиторской задолженности, запасов и сырья, отчислений в ремонтный фонд и др.).

Метод оптимизации плановых решений состоит в разработке ряда вариантов плановых показателей и выборе из них оптимального. В качестве критериев выбора вариантов показателей для последующего включения их в финансовый план могут быть использованы: минимум приведенных затрат, максимум приведенной прибыли, минимум текущих затрат, максимум прибыли на рубль вложенного капитала, минимум времени на оборот капитала, максимум дохода на рубль вложенного капитала и др.

Экономико-математическое моделирование используется при прогнозировании финансовых показателей на срок не менее чем пять лет. Экономико-математические модели позволяют найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, влияющими на них. Такие модели строятся на функциональной и корреляционной связи. Применение экономико-математических моделей дает возможность быстро рассчитать несколько вариантов показателей и выбрать наиболее оптимальный из них.

К объектам финансового планирования относятся:

  • - выручка от реализации продукции, услуг и прибыль;
  • - амортизационные отчисления;
  • - объем оборотных активов и их прирост;
  • - ресурсы в капитальном строительстве;
  • - платежи в бюджет;
  • - взносы во внебюджетные фонды.

В ходе составления финансового плана предприятия должны решаться следующие задачи:

  • - определение основных финансовых показателей предприятия на плановый период;
  • - увязка финансовых показателей с производственными и коммерческими;
  • - выявление резервов увеличения доходов и прибыли предприятия;
  • - определение путей повышения эффективности использования финансовых ресурсов.

Финансовые планы предприятия могут быть перспективными, текущими и оперативными.

Перспективный финансовый план составляется на длительный срок, В нем даются оценки основных финансовых показателей в перспективе.

Текущий финансовый план составляется на год с поквартальной разбивкой. Этот план обеспечивает увязку производственных и финансовых показателей деятельности организаций.

Оперативные финансовые планы включают составление платежного, налогового и кассового плана на месячный срок с декадной разбивкой.

Таким образом, финансовое планирование - это деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность при этом означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися у хозяйствующих субъектов. Пропорциональность - рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и его величиной после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам РФ. Через увеличение или уменьшение этого соотношения государство может стимулировать либо ограничивать их развитие. Финансовое планирование - составная часть планирования экономики.

Движение финансовых ресурсов отражается в соответствующих финансовых планах, состоящих из доходной и расходной частей. Важную роль в обеспечении пропорциональности и сбалансированности развития экономики играют балансы финансовых ресурсов (финансовые балансы). Финансовый баланс представляет собой свод всех доходов и расходов бюджета и государственных внебюджетных фондов, в него включается также прибыль организаций, остающаяся в их распоряжении, и амортизация. Финансовый баланс построен на основе сопоставления доходов с расходами. Превышение расходов над доходами (доходов над расходами) определяет дефицит (профицит) финансового баланса.

Финансовый баланс является основным аналитическим инструментом при проектировании бюджета Российской Федерации и прогнозировании источников капитальных вложений, формирующихся на территории субъекта РФ. Он составляется на основе отчетного финансового баланса за предыдущий год, ожидаемых в текущем году итогов и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Важнейшей составной частью финансового планирования является бюджетное планирование. В процессе бюджетного планирования определяются направления распределения и перераспределения бюджетных ресурсов в соответствии с целями и задачами, поставленными в Бюджетном послании Президента РФ и конкретизированными в бюджетной политике. Как часть финансового планирования бюджетное планирование является одним из важнейших инструментов регулирования экономики и подчинено требованиям финансовой политики государства.

Под финансовым прогнозированием понимают предвидение возможного финансового положения государства, обоснование перспективных показателей финансовых планов. Финансовое прогнозирование предшествует финансовому планированию и основано на концепции развития финансовой политики страны на среднесрочный, долгосрочный периоды. Цель финансового прогнозирования - определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования на долгосрочный период. Финансовые прогнозы позволяют наметить и проанализировать разные варианты финансового обеспечения развития страны и ее регионов, формы и методы реализации финансовой политики.

Финансовое прогнозирование предполагает применение различных методов: построение эконометрических моделей, описывающих динамику показателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих экономические процессы; корреляционно-регрессивный анализ; метод непосредственной экспертной оценки.

Важным элементом управления экономическими и социальными процессами являются планирование и прогнозирование. Планирование и прогнозирование - понятия не тождественные, каждый из них как инструмент управления выполняет свою роль.

Общее между прогнозированием и планированием:

  • Единство объекта- н/х, отрасли, отдельные объекты и процесс.
  • Единство социально -экономических условий.
  • Единство методов и методологий изучения явлений и процессов и установленных закономерностей.
  • Целенаправленное прогнозирование и планирование, ибо, как прогнозирование, так и планирование имеет не самоцель, а средство для решения задач перед общество, перед коллективом.
  • Связь между прогнозированием и планированием и результатами их реализации.

Отличие прогнозирования от планирования:

  • Детализация, обоснование каждого показателя плана и его увязка друг с другом (обоснованность задания плана с точки зрения обеспеченности материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, производственными мощностями и т.д.).
  • Жесткая привязка показателей во времени и в пространстве.
  • Обязательность выполнения плана.
  • Планирование как средство для государственного регулирования социально- экономического развития общества.
  • Единство составления проверки организации выполнения плана.

В широком смысле слова финансовое прогнозирование заключается в изучении возможного финансового положения предприятия в будущем, разработке основных направлений стратегии в области финансов для обеспечения необходимой устойчивости предприятия при финансировании определенных расходов. Такой прогноз имеет значение прежде всего для самого предприятия, поскольку постоянными задачами при продолжающейся деятельности остается привлечение капитала и предупреждение банкротства.

Наряду с этим, понятие "прогноз" употребляется применительно к расчетам, необходимым для составления финансовых планов, например, прогноз объема реализации продукции, прогноз величины затрат и т.п. Это придает расчетам определенную гибкость, позволяет вносить коррективы в зависимости от изменившихся обстоятельств.

Прогноз перспектив финансового состояния предприятия имеет значение и для внешних пользователей экономической информации. По опыту западных стран можно сказать, что в банках проводится значительная работа по прогнозированию банкротства предприятий. Применяемые методы оценки вероятности банкротства освещаются в специальной литературе, в том числе и отечественной. В соответствии с результатами оценки финансового состояния предприятие может быть признано неплатежеспособным, могут быть сделаны выводы о реальной возможности у предприятия-должника восстановить свою платежеспособность, о реальной возможности предприятия утратить платежеспособность, если в ближайшее время им не будут выполнены обязательства перед кредиторами.

Финансовое прогнозирование создает основу для годового и перспективного финансового планирования на тот период, который можно считать подходящим для достоверного плана. Прогнозы могут быть среднесрочные (5-10 лет) и долгосрочные (более 10 лет). В западной практике - это обычно 3-5 лет. Фактически финансовое прогнозирование должно предшествовать планированию и осуществлять оценку множества вариантов (соответственно определять возможности управления движением финансовых ресурсов на макро- и микро- уровнях).

Финансовое планирование - это один из важнейших инструментов финансового управления. Следует иметь в виду, что единой системы внутрифирменного планирования не существует, финансовое планирование можно рассмотреть только в целом, выделив то полезное, что может быть использовано в российских условиях.

Финансовый план отражает синхронность поступления и расходования денежных средств. Это позволяет оценить будущую ликвидность, т.е. достаточность средств для финансирования мероприятий бизнес-плана и расчетов по обязательствам предприятия. В основе составления плана лежит метод денежных потоков, движение которых выявляется на основе бюджетирования всех издержек и расходов и составления прогнозов о доходах и поступлениях.

Исходя из этого, финансовые можно разделить на перспективные, текущие и оперативные планы. Как правило, различают краткосрочное и долгосрочное планирование. Значение некоторых из принимаемых решений распространяется на очень долгую перспективу. Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную конструкцию, составными элементами которой являются краткосрочные планы. В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование, и имеют дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы).

Цели планирования могут быть различны на разных предприятиях,например: определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей. Функциям планирования может придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия.

Задачами планирования являются:

  • определение плановых объемов необходимых денежных фондов и направлений их расходования;
  • установление финансовых отношений с бюджетом, банком, страховыми организациями и другими хозяйствующими субъектами;
  • выявление путей наиболее рационального вложения капитала и его эффективного использования;
  • увеличение прибыли за счет экономного использования финансовых ресурсов предприятия;
  • осуществление контроля за использованием и расходованием денежных средств и другие.

Финансовое планирование на предприятии сводится к достижению основных целей:

  • рентабельность,
  • платежеспособность,
  • ликвидность.

С уважением Молодой аналитик

В ходе планирования финансовых ресурсов и финансовой деятельности устанавливаются параметры финансовой системы , величина и источники финансовых ресурсов, направления их расходования, степень соответствия денежных доходов, накоплений и поступлений затратам, уровень дефицитности ресурсов. При этом информационной базой для финансового планирования являются прогнозы социально-экономического развития (страны, региона, муниципального образования), программы, бизнес-планы , бизнес-проекты. В то же время в процессе финансового планирования вносятся предложения по уточнению пропорций и темпов развития отраслей, территорий, организаций, их отдельных подразделений, принимаются меры к устранению выявляемых диспропорций.

В этой связи финансовое планирование можно рассматривать как осуществляемое субъектами власти и субъектами хозяйствования планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов. Оно направлено на достижение пропорционального и сбалансированного развития экономики, обеспечение устойчивых темпов экономического роста .

Следовательно, финансовое планирование создает условия для реализации финансовой политики государства . Посредством финансового планирования намечаются пропорции распределения финансовых ресурсов и их планомерного использования на цели, обеспечивающие стабильность экономики, определяются соотношение между объемом и темпами роста ВВП и консолидированного бюджета страны, между объемом финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении субъектов хозяйствования, и перераспределяемых средств. При помощи финансового планирования государство определяет потребность в финансовых ресурсах, необходимых для решения задач, предусматриваемых прогнозами социально-экономического развития страны, и устанавливает источники их покрытия; намечает количественные параметры формирования и использования бюджетов разных уровней, государственных внебюджетных фондов ; создает предпосылки для обеспечения стабильности в масштабах государства.

Можно сделать вывод, что финансовое планирование представляет собой совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некомерческими организациями по планомерному формированию и использованию денежных доходов, накоплений, поступлений в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социально-экономического развития, бизнес-планах, документах , определяющих финансовую политику.

Цель финансового планирования - обеспечение финансовыми ресурсами (по объему, направлениям использования, объектам, во времени) воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозами социально-экономического развития, бизнес-планами и с учетом рыночной конъюнктуры, тенденций развития. Она реализуется на основе использования распределительной функции финансов , позволяющей устанавливать научно обоснованные пропорции при определении источников и планировании объемов финансовых ресурсов, направлений их использования. Данные пропорции находят выражение в конкретных финансовых показателях, объединяемых субъектами финансового планирования в единый документ - финансовый план . Необходимость расчета плановых финансовых показателей и составления финансовых планов связана с тем, что натуральные показатели не отражают экономической эффективности заданий бизнес-планов и социально-экономических прогнозов, не позволяют определить затраты на производство ВВП на всех уровнях хозяйственной деятельности, а также охарактеризовать все процессы производства, распределения и потребления . Решить эти задачи могут только показатели, полученные в процессе финансового планирования. Таким образом, его результатом являются составление и принятие финансовых планов, разработка и утверждение финансовых разделов целевых программ, бизнес-планов, бизнес-проектов.

Финансовый план - это документ, представляющий собой систему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предполагаемый объем поступления и использования финансовых ресурсов на планируемый период.

Финансовые планы служат инструментом экономической проверки внутренней сбалансированности и взаимоувязки материально-вещественных, трудовых и стоимостных показателей различных планов и прогнозов, оценки их экономической эффективности . Сбалансированность источников и потребностей в финансовых ресурсах свидетельствует о принципиальной возможности достижения необходимой увязки производства и потребления в материально-вещественных и конкретно-адресных разделах прогнозов социально-экономического развития, производственных бизнес-планах.

Вместе с тем в условиях динамично развивающейся рыночной экономики в отдельные конкретные периоды на первый план могут выдвигаться постоянно меняющиеся задачи, решение которых может потребовать дополнительных средств. Поэтому в рамках финансового планирования обеспечивается не только общее соответствие финансовых ресурсов потребности в них, но и определяются конкретные направления их использования. Такой подход создает условия для усиления воздействия финансового механизма на темпы, пропорции социально-экономического развития страны, отдельных территорий, субъектов хозяйствования.

Задачи, решаемые в процессе финансового планирования, сложны и многообразны, они обусловлены особенностями формирования и использования финансовых ресурсов. В этом процессе на всех уровнях должны обеспечиваться взаимная балансовая увязка доходов и расходов субъектов хозяйствования и субъектов власти, показателей производственных планов и прогнозов социально-экономического развития, соблюдение плановых пропорций между движением материальных и финансовых ресурсов.

К основным задачам финансового планирования можно отнести:

  1. определение объема финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования;
  2. определение объема и направлений использования финансовых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств;
  3. обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного и эффективного использования финансовых ресурсов;
  4. создание условий для укрепления устойчивости организаций, а также бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  5. определение экономически обоснованного размера финансовых резервов, что позволяет предупреждать возникновение диспропорций при переходе от перспективного к текущему планированию, от прогнозов - к планам, а также маневрировать ресурсами.

Финансовое планирование направлено на достижение устойчивого экономического роста, поддержание сбалансированности, создание условий для эффективного управления финансами как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях.

Финансовое прогнозирование, его содержание и значение

К целям разработки перспективного финансового плана можно отнести: выявление необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики; комплексное прогнозирование финансовых последствий разрабатываемых реформ , программ, законов; определение среднесрочных тенденций развития экономики и социальной сферы; отслеживание долгосрочных негативных тенденций и своевременные разработка и принятие соответствующих корректирующих мер. В настоящее время ставится задача, чтобы перспективный финансовый план стал основой для формирования ежегодных бюджетных проектировок, отражающей финансовые последствия принимаемых решений1.

Перспективный финансовый план составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации и законодательно не утверждается. Это связано с тем, что показатели перспективного финансового плана носят расчетный характер и используются только для обоснования и взаимоувязки заданий различных планов и прогнозов.

Порядок формирования перспективного финансового плана основан на использовании методики скользящего планирования. Он разрабатывается на три года; первый год - это год, на который составляется бюджет; следующие два года - период, на который прогнозируются результаты реализации предложенной государственной (региональной, муниципальной) финансово-экономической политики. Перспективный финансовый план, исходной базой для формирования которого является бюджет на текущий год, ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития России, субъекта РФ, муниципального образования, при этом плановый период сдвигается на один год вперед, т.е. осуществляется актуализация показателей плана.

Перспективный финансовый план на федеральном уровне составляется с 1998 г.; в настоящее время разработан и используется перспективный план на период до 2006 г. (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Перспективный финансовый план на 2004-2006 гг.
Показатели 2004 2005 2006
Млн руб. % к ВВП Млн руб. % к ВВП Млн руб. % к ВВП
Доходы - всего 2740163,5 17,9 3012195,2 17,0 3398834,9 16,7
из них:
налоговые доходы 2068872,6 13,5 2321746,0 13,1 2634270,1 13,0
неналоговые доходы 219019,4 1,4 187451,6 1,0 191048,4 0,9
доходы целевых бюджетных фондов 14061,5 0,1 14407,6 0,1 14546,4 0,1
единый социальный налог 438210,0 2,9 488590,0 2,8 558970,0 2,7
Расходы - всего 2656760,1 17,4 2849924,5 16,1 3099758,6 15,2
из них:
процентные расходы 288770,6 1,9 344794,4 1,9 345546,0 1,7
непроцентные расходы (без расходов, финансируемых за счет ЕСН) 1929779,5 12,6 2016540,1 11,4 2195240,6 10,8
расходы, финансируемые за счет единого социального налога 438210,0 2,9 488590,0 2,8 558970,0 2,7
Профицит 83403,4 0,5 162270,7 0,9 299078,3 1,5

Использование в практике финансового прогнозирования на макроэкономическом уровне перспективных финансовых планов позволяет обеспечить стабильность бюджетного процесса , преемственность целей и задач финансово-экономической политики государства и прозрачность межбюджетных отношений на долгосрочный период времени.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой прогноз формирования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, субъектов хозяйствования в рамках конкретной административно-территориальной единицы страны, региона, муниципального образования. Назначением этого баланса являются обеспечение финансовыми ресурсами мероприятий, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития, формирование финансовых резервов.

Баланс финансовых ресурсов составляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и используется при составлении проекта бюджета . Показатели баланса финансовых ресурсов формируются на основе прогноза социально-экономического развития и отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год. Этот финансовый прогноз составляется на один календарный год.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой свод всех доходов и расходов консолидированного бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, прибыли и амортизационных отчислений субъектов хозяйствования на территории конкретной административно-территориальной единицы (страны, субъекта РФ, муниципального образования). Он охватывает находящиеся в распоряжении органов власти, организаций основные источники средств, направляемых на развитие производства (капитальные вложения) и осуществление социальных программ, и не включает денежные средства населения .

С точки зрения межбюджетных отношений эти балансы позволяют на этапе макроэкономического прогноза определить целесообразность тех или иных предложений и решений, принимаемых органами государственной власти в отношении финансовой обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований.

Баланс построен по методу двойной записи - доходы и расходы, содержит два раздела, отражающих потоки финансовых ресурсов: I раздел - Доходы, II раздел - Расходы. Таким образом, в балансе финансовых ресурсов осуществляется сопоставление доходов с расходами: превышение расходов над доходами (доходов над расходами) определяет дефицит (профицит) финансового баланса и требует указания источников его покрытия (направлений использования). Баланс фиксирует только годовые обороты ресурсов и не предназначен для отображения величин их остатков на начало и конец года, составляется в текущих ценах.

При расчете показателей раздела I баланса финансовых ресурсов учитываются показатели отчетного баланса, прогноза социально-экономического развития, изменения налогового и бюджетного законодательства , проведение мероприятий по реструктуризации задолженности прошлых лет по платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, другие обстоятельства, которые могут повлиять на объем доходов субъектов хозяйствования и субъектов власти в прогнозируемом периоде. Кроме того, принимаются во внимание положения, связанные с проводимой государственной политикой в области межбюджетных отношений, в частности при разграничении и распределении доходов по уровням бюджетной системы , предоставлении финансовой помощи бюджетам других уровней.

Доходы баланса финансовых ресурсов, исчисленные на душу населения, определяют финансовую обеспеченность субъекта РФ, муниципального образования, которая может служить индикатором для оценки реальной потребности в дополнительных финансовых ресурсах, направляемых соответственно из федерального или регионального бюджета.

В разделе II баланса финансовых ресурсов отражаются расходы, прогноз которых осуществляется исходя из проектных расчетов доходных статей баланса с учетом необходимости снижения дефицита финансовых ресурсов. В расходной части баланса отражаются расходы, осуществляемые на территориях административно-территориальных единиц из всех финансовых источников. Структура бюджетных показателей расходов определяется в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов Российской Федерации, утвержденной Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации». При определении объема и направлений расходов принимается во внимание порядок, закрепляющий определенные обязательства (полномочия) за конкретным уровнем государственной власти или местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.

В базовых показателях для расчета расходов принимается ожидаемая оценка на соответствующий период, учитываются прогнозные показатели возможной инфляции и индексация заработной платы и материальных затрат.

Баланс финансовых ресурсов на федеральном уровне составляется в форме сводного финансового баланса. Его основные показатели рассчитываются с учетом необходимости реализации основных положений ежегодного Бюджетного послания Президента РФ. Состав статей сводного финансового баланса РФ приведен в табл. 4.2.

Таблица 4.2

Схема сводного финансового баланса Российской Федерации
Доходы Расходы
  1. Прибыль
  2. Амортизация
  3. Налоговые доходы
  4. Единый социальный налог
  5. Неналоговые доходы
  6. Средства целевых бюджетных фондов
  7. Безвозмездные перечисления
  8. Средства государственных внебюджетных фондов

Итого доходов

Превышение доходов над расходами

  1. Средства, остающиеся в распоряжении организаций
  2. Затраты на государственные инвестиции
  3. Фундаментальные исследования и содействие НТП
  4. Расходы на социально-культурные мероприятия
  5. Расходы на национальную оборону
  6. Расходы на проведение военной реформы
  7. Расходы на правоохранительнуюдеятельность и обеспечение безопасности государства
  8. Расходы на судебную власть
  9. Расходы на содержание органов государственной власти и местное самоуправление
  10. Расходы по международной деятельности
  11. Обслуживание государственного и муниципального долга
  12. Финансовая помощь бюджетам других уровней
  13. Целевые бюджетные фонды
  14. Прочие расходы

Всего расходов

Составление баланса финансовых ресурсов можно считать подготовительным этапом к адресному финансовому планированию, т.е. составлению проекта бюджета. Сбалансированность баланса служит гарантией того, что в процессе бюджетного планирования будет обеспечена сбалансированность бюджета.

Субъекты хозяйствования самостоятельно решают вопрос о целесообразности составления финансовых прогнозов. В частности, некоммерческие организации их, как правило, не составляют, а коммерческие организации разрабатывают по форме, аналогичной форме их финансового плана. Такой подход позволяет обеспечить преемственность финансового планирования и финансового прогнозирования. Кроме того, коммерческие организации могут составлять прогноз прибыли и убытков, прогноз движения денежных средств, прогноз активов и пассивов.

Можно сделать вывод, что финансовое прогнозирование, с одной стороны, предшествует финансовому планированию, а с другой - является его составной частью, так как разработка финансовых планов производится на основе показателей финансовых прогнозов.

Этапы и методы финансового планирования

Финансовое планирование охватывает ряд этапов: 1) анализ выполнения финансового плана в предыдущих и текущем плановых периодах; 2) расчет плановых показателей; 3) составление финансового плана как документа.

На первом этапе финансового планирования применяется метод экономического анализа . Он позволяет определить степень выполнения плановых показателей за истекший период путем сравнения их с фактическими данными. При этом упор делается на выявление резервов увеличения доходов, определение мероприятий по повышению эффективности использования финансовых ресурсов, расчете ожидаемого исполнения плана.

В рамках финансового планирования применяются следующие виды экономического анализа:

  • горизонтальный анализ , в ходе которого сравниваются текущие показатели плана с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;
  • вертикальный анализ , в результате которого определяются структура плана, доля отдельных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;
  • трендовый анализ , проводимый в целях выявления тенденций изменения динамики финансовых показателей путем сравнения плановых или отчетных показателей за ряд лет (на основе ретроспективного анализа можно прогнозировать финансовые показатели на будущее);
  • факторный анализ , который заключается в выявлении влияния отдельных факторов на финансовые показатели.

На данном этапе финансового планирования экономический анализ позволяет: выявить факторы и причины, оказавшие влияние на выполнение плановых заданий в предыдущих и текущем годах, а также резервы роста финансовых ресурсов; обосновать основные параметры финансового плана; определить недостатки в работе органов управления финансами в ходе составления и исполнения финансовых планов, подготовить предложения по их устранению.

На втором этапе финансового планирования осуществляется расчет плановых показателей - числовых величин, выражающих конкретные задания по формированию и использованию финансовых ресурсов. Делятся на утверждаемые, т.е. обязательные для всех, и расчетные, используемые для обоснования и увязки плановых заданий.

Расчет показателей базируется на определении условий хозяйствования в планируемом периоде и соответствующих финансовых задач; предполагает разработку нескольких вариантов показателей финансового плана и выбор оптимального варианта, корректировку финансовых показателей в увязке с показателями других планов и прогнозов.

Реальность показателей финансовых планов во многом зависит от выбора методов финансового планирования, их сочетания с учетом специфики каждого. Использование в процессе финансового планирования одновременно нескольких методов объясняется многогранностью этого процесса, сложностью решаемых задач, зависимостью его от характера и способов разработки прогнозов социально-экономического развития, бизнес-планов.

В практике финансового планирования используются следующие методы расчета показателей финансовых планов:

  • экстраполяции . Заключается в определении финансовых показателей на основе установления устойчивой динамики их развития. Расчет показателей плана производится на основе корректировки достигнутого в базовом периоде уровня показателей на относительно устойчивый темп их роста. Этот метод обычно используется как вспомогательное средство для первоначальных прикидок, так как имеет ряд недостатков: не ориентирует на выявление дополнительных резервов роста доходов; не способствует экономному использованию средств, так как планирование ведется от достигнутого уровня; не учитывает изменения отдельных факторов в планируемом году по сравнению с базовым для расчетов периодом;
  • нормативный . Суть его состоит в том, что плановые показатели рассчитываются на основе установленных норм и финансово-бюджетных нормативов. Предполагает наличие прогрессивных норм и финансово-бюджетных нормативов, которые являются качественной основой для финансового планирования, предпосылкой для соблюдения режима экономии. Кроме того, нормы и нормативы служат необходимым условием для внедрения экономико-математических методов в финансовое планирование и прогнозирование. Так, например, в соответствии со ст. 65 БК РФ с момента введения в действие федерального закона о государственных минимальных социальных стандартах формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ должно базироваться на основе минимальных государственных социальных стандартов, нормативах финансовых затрат на оказание государственных услуг и единых методологических основах расчета минимальной бюджетной обеспеченности;
  • индексный . Предполагает широкое использование системы разнообразных индексов при расчете плановых финансовых показателей. Его использование обусловлено развитием рыночных отношений , наличием инфляционных процессов. В настоящее время применяются индексы динамики экономических объектов (физических объемов), уровня жизни , роста цен и др. Из них наиболее важен один из индексов роста цен - индекс-дефлятор (коэффициент пересчета в неизменные цены);
  • программно-целевой . Позволяет оценить и выбрать предпочтительные варианты производственного, социально-экономического развития в целевом, отраслевом и территориальном аспектах. Программы являются средством решения прежде всего межотраслевых, межтерриториальных принципиально новых проблем. Для программ характерно наличие цели, конкретизируемой в нескольких задачах, сочетание различных источников финансирования ее реализации. Например, федеральная целевая программа рассматривается как увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых программ в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития РФ.

На третьем этапе финансового планирования составляется финансовый план как документ, обязательный для исполнения, который, соответственно, подлежит утверждению уполномоченным органом или должностным лицом.

На этом этапе используется балансовый метод, позволяющий увязать финансовые ресурсы субъектов планирования с потребностями в них, вытекающими из прогноза социально-экономического развития, бизнес-плана, уставных документов; расходы органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций с их доходами; установить пропорции распределения средств по направлениям использования, получателям и т.п.; распределить по кварталам доходы и расходы. Его применение способствует обеспечению устойчивости субъектов хозяйствования, бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления.

Кроме того, в рамках третьего этапа финансового планирования в современных условиях широко применяется метод оптимизации плановых решений, сущность которого заключается в разработке нескольких вариантов финансового плана, из которых выбирается один, наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора:

  • на микроэкономическом уровне : минимум приведенных затрат; максимум приведенной прибыли; минимум времени на оборот капитала ; максимум дохода (прибыли) на рубль вложенного капитала и т.п.;
  • на макроэкономическом уровне : максимум доходов бюджета ; минимум текущих расходов бюджета; минимум непроцентных расходов бюджета; максимальная эффективность расходов бюджета; максимальный социально-экономический эффект капитальных расходов бюджета и др.

Виды финансовых планов, их характеристика

Основными финансовыми планами на общегосударственном и территориальном уровнях выступают бюджет (федеральный, региональный, местный) и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Бюджет как плановый документ представляет собой роспись доходов и расходов органов государственной власти или местного самоуправления. Составляется в форме баланса денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Конкретизация доходов и расходов бюджета осуществляется в соответствии с группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, установленной Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом от 15.08.1996 №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации».

Бюджет составляется исполнительным органом власти на один календарный год и утверждается в форме закона соответствующим законодательным (представительным) органом власти. Порядок составления и утверждения бюджета как планового документа регламентируется Бюджетным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований, устанавливающими особенности бюджетного процесса в данных административно-территориальных образованиях.

Бюджет как план носит целевой и директивный характер, для него свойственны конкретность и адресность показателей; бюджет, по существу, стал в России основным документом, комплексно определяющим количественные и качественные параметры государственной (региональной, муниципальной) социально-экономической политики.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования) формируются в виде баланса доходов и расходов государственных внебюджетных фондов, обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан на социальное обеспечение, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. Состав доходов и расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов определен Бюджетным кодексом РФ.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов составляются органами управления этими фондами на один календарный год. Утверждаются органами законодательной власти в форме законов одновременно с принятием закона о федеральном (региональном) бюджете.

К финансовым планам, составляемым субъектами хозяйствования, относятся баланс доходов и расходов, сводный бюджет, смета доходов и расходов. Вид финансового плана, разрабатываемого коммерческими и некоммерческими организациями, определяется их организационно-правовой формой, а также учредительными (уставными) документами. Кроме того, в учредительных (уставных) документах определяется орган или должностное лицо, уполномоченные утверждать финансовый план организации. Порядок и сроки составления финансового плана, методика расчета его показателей устанавливаются: для бюджетных учреждений - Бюджетным кодексом РФ и нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти ; для коммерческих организаций и некоммерческих организаций других (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм - приказами, распоряжениями по организации.

При составлении финансовых планов в коммерческих организациях учитывается необходимость максимизации прибыли; оптимизации структуры капитала организации и обеспечения ее финансовой устойчивости; достижения прозрачности финансово-экономического состояния для собственников (участников, учредителей), инвесторов, кредиторов ; обеспечения инвестиционной привлекательности ; использования рыночных механизмов привлечения финансовых средств.

Разработка финансовых планов коммерческих организаций осуществляется на основе бизнес-плана, в котором отражаются те виды деятельности, которыми предприятие планирует заниматься в ближайшей и долгосрочной перспективе.

Финансовый план коммерческой организации может составляться в форме баланса доходов и расходов или сводного бюджета.

Баланс доходов и расходов содержит информацию о составе и объеме финансовых ресурсов коммерческой организации и направлениях их использования на планируемый период; составляется на календарный год с поквартальной разбивкой показателей.

В балансе доходов и расходов выделяют, как правило, следующие разделы: доходы и поступления, расходы и отчисления, платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. При этом финансовый план должен быть сбалансирован: объем доходов и поступлений средств, в том числе из бюджета, должен быть равен сумме расходов, отчислений и платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды. С целью проверки правильности расчета показателей баланса доходов и расходов к нему составляется проверочная таблица, по строкам которой детализируются виды и объемы финансовых ресурсов коммерческой организации, а по графам - направления их использования. Это позволяет не только проверить сбалансированность плана, но и проследить взаимосвязь отдельных видов доходов и расходов.

Для организации системы анализа и планирования денежных потоков на предприятии, адекватной требованиям рыночных условий, в настоящее время в коммерческих организациях используется система управления финансами, основанная на разработке и контроле исполнения иерархической системы бюджетов. Система бюджетов, включающая бюджеты структурных подразделений, налоговый бюджет и сводный бюджет организации, позволяет установить жесткий текущий и оперативный контроль за поступлением и расходованием денежных средств, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии . Бюджеты составляются на месяц, квартал, календарный год.

Сводный бюджет коммерческой организации формируется на основе принципа декомпозиции: каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т.е. бюджеты структурных подразделений и налоговый бюджет конкретизируют сводный бюджет.

  • Прочие расходы
  • Дефицит бюджета (в случае превышения расходов над доходами)

    Бюджеты структурных подразделений формируются на основе следующих функциональных бюджетов: бюджета фонда оплаты труда ; бюджета материальных затрат; бюджета потребления энергии; бюджета амортизации; бюджета прочих расходов; бюджета погашения кредитов. Такая система бюджетов полностью охватывает все денежные потоки коммерческой организации. С бюджетом фонда оплаты труда связаны платежи в государственные внебюджетные фонды и часть налоговых платежей. Бюджеты материальных затрат и потребления энергии отражают основную часть производственных затрат коммерческой организации. Бюджет амортизации в значительной степени определяет инвестиционную политику предприятия. Бюджет прочих расходов позволяет экономить на наименее важных финансовых расходах. Бюджет погашения кредитов дает возможность осуществлять операции по погашению кредитов и займов в строгом соответствии с планом-графиком платежей.

    Налоговый бюджет включает в себя все налоги и обязательные платежи в федеральный бюджет и бюджеты других уровней, а также в государственные внебюджетные фонды. Этот бюджет планируется только в целом по организации.

    Финансовое планирование на основе составления системы бюджетов нацелено на:

    • повышение управляемости и быстрой адаптации организации к изменениям на товарных и финансовых рынках;
    • обеспечение оперативного получения информации и корректировки стратегии и тактики управления финансами коммерческой организации;
    • расширение возможности накоплений для модернизации производства, повышение инвестиционной привлекательности организации. Внедрение системы сквозного финансового планирования делает коммерческие организации информационно прозрачными для коммерческих банков и инвестиционных компаний, что способно расширить возможности организации при привлечении долгосрочных кредитов или размещении новых эмиссий на фондовом рынке на более выгодных условиях для эмитента.

    Целью составления финансовых планов некоммерческими организациями является определение объема финансовых ресурсов, необходимого им для выполнения уставных целей и задач, т.е. предоставления услуг социально-культурного, научно-технического и иного некоммерческого характера.

    Бюджетные учреждения, создаваемые органами государственной власти и органами местного самоуправления, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ обязаны составлять смету доходов и расходов. В смете доходов и расходов бюджетного учреждения указываются: ассигнования из бюджета, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, расходы, платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Расходы указываются общей суммой, с выделением расходов, финансируемых из бюджета, и расходов, покрываемых за счет внебюджетных источников.

    Бюджетные учреждения сначала составляют проекты смет на основе показателей, доводимых до них соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления, таких, как задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг, предельные объемы финансирования и индексы-дефляторы по отдельным статьям сметы. Кроме того используются:

    • тарифная сетка и справочник тарификационно-квалифика-ционных требований, утвержденный соответствующим министерством, ведомством (например, Министерством здравоохранения и социального развития РФ для медицинских учреждений), данные о сотрудниках (образование, ученая степень, ученое звание, стаж работы и др.) - при расчете фонда оплаты труда бюджетного учреждения на планируемый год;
    • ставки единого социального налога (взноса), нормативы выплаты компенсаций и пособий, установленные действующим законодательством (как федеральным, так и региональным, местным), - при расчете начислений на фонд оплаты труда и размера трансфертов населению;
    • материальные и финансовые нормы и нормативы, установленные соответствующим органом государственной власти и местного самоуправления по отдельным кодам экономической классификации расходов бюджета, - при расчете показателей по отдельным нормируемым статьям расходов сметы;
    • положения договоров с ресурсоснабжающими организациями - при расчете расходов на оплату коммунальных и прочих услуг;
    • фактический объем расходов в текущем году - при планировании хозяйственных расходов.

    В проекте сметы доходов и расходов приводится поквартальная разбивка показателей на планируемый год.

    Утверждение сметы доходов и расходов происходит после принятия закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год, когда на основании уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитов бюджетных обязательств, доводимых до бюджетных учреждений органами, исполняющими бюджет, учреждения уточняют показатели проектов смет. Право утверждения смет доходов и расходов в соответствии с Бюджетным кодексом РФ предоставлено главным распорядителям и распорядителям бюджетных средств. Утвержденная смета доходов и расходов является основным плановым документом для финансирования бюджетных учреждений.

    Некоммерческие организации иных (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм могут составлять как смету доходов и расходов, так и баланс доходов и расходов. Выбор конкретного вида финансового плана фиксируется, как правило, в учредительных документах некоммерческих организаций. Смету доходов и расходов составляют фонды, общественные и религиозные организации; у остальных финансовый план формируется в виде баланса доходов и расходов. Порядок составления финансового плана регламентируется нормативными документами, разрабатываемыми и утверждаемыми самой некоммерческой организацией. Следует отметить, что организационно-правовой и методический аспекты финансового планирования в некоммерческих организациях иных (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм в настоящее время максимально приближены к порядку, характерному для коммерческих организаций.

    Контрольные вопросы

    1. Дайте определение финансового планирования, сформулируйте его отличительные черты.
    2. Перечислите и раскройте основные задачи финансового планирования.
    3. Дайте определение финансового прогнозирования, охарактеризуйте его значение.
    4. Дайте характеристику этапов и методов финансового планирования.
    5. Перечислите специфические методы финансового прогнозирования.
    6. Назовите виды финансовых планов и прогнозов, составляемых на общегосударственном и территориальном уровнях, охарактеризуйте их назначение.
    7. Охарактеризуйте виды финансовых планов и прогнозов, составляемых коммерческими организациями.
    8. Перечислите финансовые планы, составляемые некоммерческими организациями, сформулируйте их особенности.

    Задания для самостоятельной работы

    1. Сформулируйте отличия перспективного финансового плана и баланса финансовых ресурсов, перспективного финансового плана и бюджета (федерального, регионального, местного).
    2. Дайте сравнительную характеристику финансовых планов, составляемых коммерческими и некоммерческими организациями; объясните, чем обусловлены существующие различия.


    Закрытие ИП