Принципы менеджмента. Общие принципы менеджмента

Принципы менеджмента — это закономерности, в рамках кото-рых реализуются связи (отношения) между различными структу-рами (элементами) управленческой системы, проявляющиеся при постановке практических задач управления. Иными словами, это правила, основные положения, нормы поведения, которыми ру-ководствуются управленцы в практической деятельности.

Принципы менеджмента определяют требования к системе, структуре, организации и процессу управления, построению орга-нов управления и методам осуществления его функций.

Они подразделяются по субъектам, их осуществляющим, и объектам применения. Под объектами применения понимается сфера действия принципов. По этому критерию можно класси-фицировать принципы управления обществом в целом, эконо-микой, социальной и политической сферами. Можно подразде-лить их на общие и частные (конкретные): общие — это принци-пы управления обществом в целом (сочетания интересов личнос-ти, коллектива и общества, преимущественного значения экономического управления и др.); частные (конкретные) — это принципы экономического, социального, политического видов управления.

Перечислим основные принципы менеджмента

- Принцип оптимального сочетания централизации и децентрали-зации в управлении . Проблема сочетания централизации и децент-рализации — в распределении полномочий по принятию решений на каждом уровне управленческой иерархии. Оптимальным вари-антом считается подход, при котором централизованные решения относятся к разработке политики — целей и стратегии организа-ции в целом, а децентрализованные — к оперативному управле-нию.

Централизованная форма управления предусматривает руко-водство хозяйственной деятельностью из единого центра, жесткую регламентацию и координацию деятельности подразделений, пол-ное отсутствие у них хозяйственной самостоятельности.

Форма управления предприятием считается централизованной:

Когда функциональные подразделения играют более важную роль, чем производственные;

Имеется значительное число функциональных служб (отделов);

Исследовательские подразделения находятся в центральном ап-парате материнской компании;

При мощном производственном и сбытовом аппарате сбытовая

Сеть производственных отделений находится в подчинении у цен-трального отдела сбыта.

Под децентрализацией понимают передачу права принятия ре-шений низовому оперативно-хозяйственному звену — хозяйствен-но самостоятельным производственным отделениям. Это предпо-лагает высокую степень координации деятельности на всех уров-нях управления организацией, выступающей как единое целое.


Принцип сочетания централизации и децентрализации в ме-неджменте предполагает умелое использование единоначалия и коллегиальности.

Под единоначалием понимают предоставление высшему руко-водителю определенной полноты власти, которая необходима для принятия решений, и его персональную ответственность за пору-ченное дело.

Коллегиальность предполагает выработку коллективных реше-ний на основе мнений руководителей разного уровня, прежде все-го исполнителей — руководителей производственных подразделе-ний. Коллегиальность повышает объективность принимаемых ре-шений, их обоснованность и способствует успешной их реализа-ции. Однако принятие коллегиальных решений происходит намного медленнее, чем индивидуальных, что снижает оператив-ность управления.

Разновидность коллегиальности — коллективное принятие ре-шения большинством голосов, например на собрании акционе-ров. Роль руководства здесь сводится к подготовке и обоснованию решений, предлагаемых к обсуждению и принятию на коллектив-ной основе.

- Принцип единства политического и хозяйственного руководства. Определяет соподчиненность целей общества, реализуемых опре-деленными политическими системами, и целей хозяйствующих субъектов, функционирующих в рамках этих политических систем.

За рубежом, например в Англии, существует однопартийная система, и ее взаимосвязь с индустрией и другими сферами жизни осуществляется через налоговую политику, отвечающую интере-сам правящей администрации. Но эта налоговая политика утверж-дается многопартийным парламентом, а потому отражает интере-сы большинства членов общества.

Кроме налоговой политики рычагами государственной адми-нистрации являются законодательство, индикативное планирова-ние, таможенная система, амортизационная политика , государ-ственные кредиты, страхование и прочие резервы. При этом цели государственного регулирования — научно-технический прогресс , социальное единство, развитие приоритетов общества, инфра-структуры — информационных сетей, телекоммуникаций, транс-порта, энергетики, экологии, обороны.

- Принцип планового ведения хозяйства. Означает установление на длительный период направления, темпов и пропорций развития производства. Основоположником социалистического планирова-ния является С. Г. Струмилин, работавший в первой «команде» Госплана СССР под руководством Г. М. Кржижановского.

Планирование хозяйственной деятельности осуществляется и за рубежом. Ли Якокка в книге «Карьера менеджера» пишет: «Го-сударственное планирование отнюдь не должно означать социа-лизм. Оно означает лишь наличие продуманной стратегии, сфор-мированных целей. Оно означает согласование всех аспектов вме-сто разрозненного их выдвижения по частям. Мы у себя в корпо-рации «Крайслер» ведем большую плановую работу. И так же действует любая преуспевающая корпорация».

- Принцип материального и морального стимулирования . В управ-лении широко используют материальное и моральное стимулиро-вание для повышения эффективности производства.

Материальное стимулирование работников и экономическое сти-мулирование деятельности коллектива — мощные рычаги управле-ния. Однако не менее важно моральное стимулирование как сред-ство одобрения деятельности в коллективе и утверждения в нем.

На зарубежных фирмах создают отделы работы с персоналом, укомплектованные психологами, социологами, которые постоян-но следят за моральным климатом в коллективах. В фирмах «Дже-нерал моторе» категорически запрещается повышать голос и де-лать выговоры персоналу в первой половине рабочего дня. Японс-кий мастер в течение рабочего дня должен дважды поговорить с каждым рабочим на темы, не относящиеся к работе.

В области материального стимулирования также имеются инте-ресные решения. Ли Якокка пишет: «По моему убеждению, затра-чиваемые время и энергия рабочих людей должны хорошо опла-чиваться. Я... сторонник разделения богатства, участия рабочих в прибылях, если компания таковые получает».

В корпорациях «Крайслер» и«Форд моторе» существуют над-бавки к заработной плате в связи с увеличением стоимости жизни и пожизненные пособия по болезни. В 1946 г. президент «Джене-рал моторе» Чарли Уилсон впервые предложил ввести надбавки к заработной плате в связи с увеличением стоимости жизни, чтобы компенсировать влияние временной инфляции, возникшей в ре-зультате отмены правительственного контроля за ценами. В кол-лективный договор 1948 г. было включено положение о надбавках на случай подорожания жизни в статье, которая предусматривала скользящую шкалу надбавок, базирующуюся на динамике индекса потребительских цен.

- Принцип научности . Соблюдение этого принципа заключается в построении всей системы управления производством на новей-ших данных науки. Научное управление несовместимо с субъек-тивизмом.

Руководители должны изучать и правильно применять на прак-тике закономерности и объективные тенденции развития общества, принимать решения с учетом объективно сложившейся об-становки и прогноза на будущее. Научность управления предпола-гает также широкое применение математических методов, особен-но при решении производственных задач, критическую оценку эффективности принимаемых решений, применение современ-ных средств оргтехники и оргсвязи.

При проведении в жизнь принципа научности важно бороться с шаблоном, индивидуально подходить к каждому объекту управ-ления.

- Принцип ответственности. Использование принципа ответ-ственности означает создание четкой организационной структу-ры; тщательную разработку положений о подразделениях органи-зационной структуры, правах и обязанностях руководителей, должностных инструкций исполнителей; установление точно оп-ределенной материальной ответственности хозрасчетных подраз-делений за упущения в работе; разработку положений о премиро-вании и депремировании работников; четкое оформление прика-зов, распоряжений; проведение других организационных меро-приятий.

На Западе все большее признание получает так называемая со-циальная ответственность предпринимательства, выпуск продук-ции, безопасной для жизни и здоровья людей, соблюдение нрав-ственных принципов.

- Принцип подбора и расстановки кадров. Подбор и расстановка кадров должны производиться так, чтобы каждый на вверенном ему участке мог наиболее эффективно выполнять порученную работу.

- Принцип экономичности и эффективности. В производстве не-обходимо добиваться не только эффективного сочетания людских и материальных ресурсов, но и наибольшей экономии сил, наибо-лее производительного применения труда. Общество заинтересо-вано в сокращении издержек общественного производства в целях увеличения объемов инвестиционных ресурсов и накоплений.

- Принцип оптимального сочетания отраслевого и территориаль-ного управления. Отраслевое управление характеризует необходи-мость развития диверсификации производства, углубления его специализации и концентрации. Территориальное же управление исходит из других целевых установок. Проблемы наиболее рацио-нального размещения и развития производительных сил требуют учета экологии, степени эффективности использования рабочей силы, занятости населения, развития социальной инфраструкту-ры, соответствия характера производства особенностям этничес-ких групп, удовлетворения материальных и духовных потребнос-тей общества. А это региональные проблемы.

- Принцип преемственности хозяйственных решений. В основе этого принципа лежит единство экономических явлений и про-цессов как последовательности количественных и качественных изменений, осуществляемых во времени и пространстве. Этот принцип имеет многообразные формы проявления. Преемствен-ность хозяйственных решений необходима при разработке и осо-бенно реализации плана, с тем чтобы информация сохраняла со-поставимость. Преемственность необходима в организационных решениях, оптимальность которых предполагает анализ прошло-го, максимальное сохранение положительного опыта. Она необхо-дима и в кадровой политике, предполагающей сочетание работни-ков, имеющих знания, опыт, навыки принятия решений, и моло-дых работников, не имеющих багажа знаний и жизненного опыта, но обладающих быстротой реакции, свежестью восприятия, не-консервативным мышлением.

- Принцип подчинения личных интересов общим. Принцип при-оритета общественных интересов перед индивидуальными в обла-сти менеджмента сложно осуществить. Дело в том, что с точки зрения управления достижение общих целей возможно только при удовлетворении определенного уровня личных интересов ра-ботников. С движением работника по иерархии своих потребнос-тей проблема соотношения между общественными и личными ин-тересами не упрощается, а наоборот, имеет выраженную тенден-цию к усложнению, так как чем разнообразнее личные интересы работников, тем труднее поиск мотивации к повышению эффек-тивности их труда.

- Принцип доминанты развития (принцип основного звена).

Принцип заключается в том, что до принятия управленческого ре-шения должны быть определены:

Основные перспективы;

Главный фактор, от которого зависит достижение поставлен-ной цели.

Следование этому принципу позволяет минимизировать вре-менные и финансовые затраты на исследования различных на-правлений развития организации посредством уменьшения числа анализируемых вариантов. Кроме того, выделение главного фак-тора позволяет сосредоточить все виды ресурсов (нередко ограни-ченных) на разработке основной задачи. При этом сопутствующие задачи решаются по мере их возникновения и в той степени, в ко-торой это требуется для решения главной задачи

Приведенные принципы менеджмента характерны в основном для систем и подсистем управления в целом. Вместе с тем каждая структура на уровне организаций должна формироваться на осно-ве еще и специфических (частных) принципов.

К ним можно от-нести:

Приоритет интересов собственника;

Направленность на демократизацию управленческих структур и управления собственностью;

Равноправие организаций в экономической сфере рыночных отношений и партнерских взаимоотношениях;

Оптимальность организационных структур управления;

Эффективное материальное стимулирование управленческого труда;

Современное информационное обеспечение аппарата управ-ления, а также наличие квалифицированных кадров управления и др.

Принципы управления должны иметь правовое оформление, закрепленное в системе нормативных документов, договорных обязательств, законодательных актов и т. д. Однако при этом ха-рактер и формы их закрепления могут быть достаточно гибкими, чтобы избежать догматизма, фетишизации и излишней жесткости процедур и формулировок. Это очень важно, поскольку измене-ние конкретно-исторических условий приводит к изменению дей-ствия социально-экономических законов и соответственно содер-жания принципов управления.

Принципы управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления Т.е. управление организацией осуществляется посредством основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти правила определяют "линию" поведения менеджера.

Таким образом, принципы управления можно представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.

Существует несколько подходов к классификации принципов управления. Наиболее полное их толкование дается Г. Кунцем и С О"Доннелом в книге "Принципы управления: анализ управленческих функций" (шестое издание переведено в 1981 г. на русский язык под названием: "Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций"). Авторы рассматривают десять принципов планирования; пятнадцать - организации; десять - мотивации и четырнадцать - контроля.

Впервые принципы рационального управления были сформулированы в 1912 г. американским менеджером Г. Эмерсоном в книге "Двенадцать принципов производительности". Однако один из основоположников научной организации труда, создатель "теории администрирования" А. Файоль высказал мысль о том, что количество принципов управления неограниченно. И это верно, поскольку всякое правило занимает свое место среди принципов управления, во всяком случае на то время, пока практика подтверждает его эффективность.

В связи с этим все принципы менеджмента целесообразно сгруппировать в две группы - общие и частные К общим принципам управления относятся принципы применимости, системности, многофункциональности, интеграции, ориентации на ценности.

Принцип применимости - менеджмент разрабатывает своего рода руководство к действию для всех работающих в фирме сотрудников.

Принцип системности - менеджмент охватывает всю систему с учетом внешних и внутренних взаимосвязей, взаимозависимостей и открытости собственной структуры или системы в целом.

Принцип многофункциональности - менеджмент охватывает различные аспекты деятельности: материальные (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда), смысловые (достижение конечной цели).

Принцип интеграции - внутри системы должны интегрироваться различные способы отношений и взгляды сотрудников, а вне фирмы может происходить разделение на свои миры.

Принцип ориентации на ценности - менеджмент включен в общественный окружающий мир с определенными представлениями о таких ценностях, как гостеприимство, честные услуги, выгодное соотношение цен и услуг и т.п. Все это необходимо не только учитывать, но и строить свою деятельность, неукоснительно соблюдая названные общие принципы.

В отечественной теории управления частные принципы управления народным хозяйством были сформулированы еще В.И. Лениным и многие их них не потеряли значения и в наши дни, а в рыночной экономике значимость их неизмеримо возросла.

Основным частным принципом менеджмента является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении . Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений

Принципы сочетания централизации и децентрализации предполагают необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении. Сущность единоначалия состоит в том, что руководитель конкретного уровня управления пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию. По сути это предоставление менеджеру организации широких полномочий, необходимых ему для выполнения возложенных на него функций управления, реализации персональной ответственности.

Коллегиальность предполагает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, а также исполнителей конкретных решений.

Соблюдение правильного соотношения между единоначальником и коллегиальностью составляет одну из важнейших задач управления, от правильности решения которой во многом зависит его эффективность и действенность.

Принцип научной обоснованности управления предполагает научное предвидение, планируемые во времени социально-экономические преобразования организации. Основное содержание этого принципа заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов.

Научная обоснованность управления означает не только использование науки при выработке и реализации управленческих решений, но и глубокое изучение практического опыта, всестороннее изучение имеющихся резервов. Цель состоит в превращении науки в высокопроизводительную силу.

Суть принципа плановости заключается в установлении основных направлений и пропорций развития организации в перспективе. Планированием пронизаны (в виде текущих и перспективных планов) все звенья организации. План рассматривается как комплекс экономических и социальных задач, которые предстоит решить в будущем.

Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности предполагает, что каждый подчиненный должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Каждый в организации наделяется конкретными правами, несет ответственность за выполнение возложенных на него задач.

Принцип частной автономии и свободы предполагает, что все инициативы исходят от свободно действующих экономических субъектов, выполняющих управленческие функции по своему желанию в рамках действующего законодательства. Свобода хозяйственной деятельности представляется как профессиональная свобода, свобода конкуренции, свобода договоров и т.п.

Принцип иерархичности и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры управления, при которой первичные (нижний уровень) звенья управляются своими же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня. Те в свою очередь подчиняются и контролируются органами следующего уровня. Соответственно цели перед низшими звеньями ставятся органами более высокого по иерархии органа управления.

Постоянный контроль за деятельностью всех звеньев организации осуществляется на основе обратной связи. По сути, это сигналы, выражающие реакцию управляемого объекта на управляющее воздействие. По каналам обратной связи информация о работе управляемой системы непрерывно поступает в управляющую систему, которая имеет возможность корректировать ход управленческого процесса.

Суть принципа мотивации такова: чем тщательнее менеджеры осуществляют систему поощрений и наказаний, рассматривают ее с учетом непредвиденных обстоятельств, интегрируют по элементам организации, тем эффективнее будет программа мотиваций.

Одним из важнейших принципов современного менеджмента является д емократизация управления - участие в управлении организацией всех сотрудников. Формы такого участия различны: долевая оплата труда; денежные средства, вложенные в акции; единое административное управление; коллегиальное принятие управленческих решений и т.п.

Согласно принципу государственной законности системы менеджмента организационно-правовая форма фирмы должна отвечать требованиям государственного (федерального, национального) законодательства.

Принцип органической целостности объекта и субъекта управления предполагает управление как процесс воздействия субъекта управления на объект управления. Они должны составлять единую комплексную систему, имеющую выход, обратную связь и связь с внешней средой.

Принцип устойчивости и мобильности системы управления предполагает, что при изменении внешней и внутренней среды организации система менеджмента не должна претерпевать коренных изменений. Устойчивость определяется прежде всего качеством стратегических планов и оперативностью управления, приспосабливаемостью системы менеджмента прежде всего к изменениям во внешней среде.

Одновременно с устойчивостью управленческий процесс должен быть мобильным, т.е. максимально полно учитывать изменения и требования потребителей продукции и услуг.

Принципы менеджмента

Беда, конечно, не в нехватке принципов: если бы вслед

за провозглашением сразу наступало их господ­ство, у

нас повсюду было бы уже самое лучшее управ­ление,

какое только можно себе представить.

Анри Файоль

Несмотря на большое разнообразие типов, и видов ме­неджмента, им присущи общие основы, исходные положе­ния и правила. Они называются принципами менеджмен­та.

Принципы менеджмента – основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществле­нию своих управленческих функций.

Эти принципы – от­ражение объективных закономерностей практики управле­ния. Они определяют требования к конкретной системе, структуре и организации менеджмента. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, уста­навливаются взаимоотношения между его уровнями, меж­ду организациями и государством, применяются те или иные методы управления.

Ведущий принцип менеджмента – оптимальное соче­тание централизации и децентрализации управления. Его применение на практике означает, что за высшим уровнем управления закрепляются вопросы стратегического харак­тера, а за низовыми звеньями – оперативное управление. Реализация этого принципа решает проблему оптимально­го распределения полномочий при принятии управленчес­ких решений.

Из этого основного принципа вытекают и другие:

- принцип умелого использования единоначалия и кол­легиальности в управлении означает, что каждый ра­ботник строго отвечает за свой участок работы, за принятие им на своем уровне решения. Всю полно­ту ответственности за работу организации несет одно лицо – управляющий, директор, президент корпо­рации. В то же время к выработке управленческих решений привлекаются руководители разного уров­ня и разных подразделений, а также исполнители конкретных решений. Этим обеспечивается объектив­ность, большая обоснованность принимаемых реше­ний;

- принцип научной обоснованности управления означа­ет, что управление должно осуществляться на основе применения науки;

- принцип плановости означает, что деятельность орга­низации, как текущая, так и перспективная, должна планироваться;

- принцип сочетания прав, обязанностей и ответствен­ности, т.е. работник должен нести ответственность только за те задачи, которые попадают в сферу предоставленных ему полномочий (прав принимать ре­шения);

- принцип демократизации управления. В современной экономике исполнители обладают высоким профес­сионализмом, образованием и квалификацией, а так­же общей культурой и потребностью участвовать в управлении производством. Привлечение персонала к управлению организацией есть реализация данного принципа.

Не следует полагать, что принципы есть некая догма. Экономическая жизнь общества не стоит на месте, она ме­няется, а вместе с изменением реалий хозяйствования пре­терпевают изменения и правила управления.

Так, на рубеже XIX–XX вв. основатель школы научно­го менеджмента Ф. Тейлор сформулировал четыре прин­ципа управления индивидуальным трудом рабочих:

Научный подход к выполнению каждого элемента ра­боты;

Научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;

Кооперация с рабочим;

Разделение ответственности за результаты между ме­неджерами и рабочими.

Основатель классической административной школы уп­равления А. Файоль в книге «Общее и промышленное уп­равление», опубликованной в 1916 г., сформулировал следую­щие четырнадцать принципов управления:

1. Разделение труда – специализация работ, необходимая для эффектив­ного использования рабочей силы.

2. Полномочия и ответственность – каждому работнику должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за порученную работу.

3. Дисциплина – рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством, менеджеры должны приме­нять справедливые санкции к нарушителям норм порядка.

4. Единоначалие – работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником.

5. Единство действий – все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану.

6. Подчиненность интересов – интересы организации имеют преимущество перед интересами личности.

7. Вознаграждение персонала – получение работниками справедливого вознаграж­дения за свой качественный труд.

8. Централизация – организация должна иметь управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной про­порции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться про­порционально ответственности.

9. Скалярная цепь (линия власти) управления – неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»).

10. Порядок – рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте.

11. Справедливость – установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи.

12. Стабильность персонала – установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, поскольку высокая текучесть снижает эффективность.

13. Инициатива – поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ

14. Корпоративный дух – гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий (в единстве – сила).

В дополнение к выделенным А. Файолем принципам, проверен­ным последующей практикой, эволюция менеджмента позволила добавить следующие:

Принцип системности, предполагающий использование методо­логии системного подхода в управлении;

Принцип компетентности, состоящий в необходимости знания менеджером системы управления;

Принцип иерархичности, предполагающий выделение уровней управления на основе вертикального разделения управленчес­кого труда и подчинение низших уровней управления высшим;

Принцип выделения ведущего звена, предполагающий выбор наиболее значимой цели и наиболее важных ресурсов для ее достижения;

Принцип совершенствования, предусматривающий трансфор­мацию организационной структуры, функций и методов уп­равления по мере изменения объекта управления и состояния внешней среды.

Принципы управления 90-х годов нацеливают внима­ние на социальный аспект управления: менеджмент направ­лен на человека, на то, чтобы усилия людей сделать более эффективными. К концу XX века практика выработала свои принципы:

Динамизм формирования и развития инноваций;

Целенаправленная активация деятельности людей, ин­новационной предприимчивости;

Гуманизация процессов труда;

Ориентация менеджмента не на процессы деятельно­сти, а на конечные результаты;

Самоконтроль качества труда, продуктов и процессов деятельности в системе менеджмента;

Качество работы и продукции обеспечивается прин­ципом добровольности, саморазвития и взаимораз­вития, групповой деятельности, деловой активности, массового новаторства и творческого поиска;

Эффективность менеджмента обеспечивается соеди­нением воедино факторов производства: капитала, ин­формации, материалов, людей и организаций, самым главным из которых является человек;

Человек не только средство для достижения цели, он сам – цель менеджмента.

Наряду с общими принципами управления выделяют частные (специальные) принципы, соблюдение которых позволяет регулиро­вать отдельные управленческие процессы и стороны управления с учетом специфики и характера деятельности организации, отрасле­вой специализации. Так, в сфере образовательной деятельности принципы управления носят особый характер. Принципы управле­ния в этой отрасли подразумевают основные руководящие положе­ния, на которые ориентируются руководители образовательной орга­низации и которые определяют требования, содержание, структуру, организацию процессов обучения и воспитания будущих специали­стов.

Задание 1.

Основатель классической административной школы управления А.Файоль в 1916 г. сформулировал 14 принципов менеджмента. В их числе принципы стабильности персонала, централизации, скалярной цепи.

Вопросы

В чем сущность данных принципов?

Каково значение их для современной практики управления?

Задание 2.

В чем состоит сущность принципа единоначалия?

В основе, каких традиционных организационных структур управления предприятиями заложен принцип единоначалия?

Какие традиционные организационные структуры управления предприятиями предрасположены к нарушению данного принципа?

Задание 3.

Руководствуясь научным принципом управления, менеджер при делегировании подчиненному работ (задач) должен передавать ему необходимые для выполнения этих работ или задач:

Ответственность;

Полномочия.

Выбрать требуемое.

Задание 4.

Японская система менеджмента – одна из самых эффектив­ных в мире. При этом главное ее достоинство – умение работать с людьми. Здесь используется механизм коллективной ответствен­ности за порученное дело.

Именно так реализуется политика организации и управления производством и людьми на всемирно известной фирме «Сони». К основным ее направлениям относятся:

Постановка целей и задач, которые понятны всем: и руково­дителям, и рабочим. Существует мнение, что это сплачивает персонал компании в коллектив единомышленников;

Сознательный отказ от жестких планов и контроля за ходом их выполнения. Принято считать, что менеджер должен действо­вать по обстановке. В то же время механическая исполнитель­ность, вполне терпимая при рутинных работах, может привести только к провалу дела;

8.1. Основные принципы менеджмента

Принципы менеджмента - это общие закономерности, в рамках которых реализуются связи (отношения) между различными структурами (элементами) управленческой системы, отражающиеся при постановке практических задач управления.

Основным принципом менеджмента является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении . Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте - это проблема распределения полномочий на принятие конкретно определенных решений на каждом уровне управленческой иерархии. Оптимальным вариантом считается подход, когда централизованными являются решения, относящиеся к разработке политики - целей и стратегии фирмы в целом, а децентрализованными - решения, относящиеся к оперативному управлению.

Под децентрализацией понимается передача права принятия решений низовому оперативно-хозяйственному звену - производственным отделениям, пользующимся хозяйственной самостоятельностью. Это предполагает высокую степень координации деятельности на всех уровнях управления фирмой, выступающей как единое целое.

Принцип сочетания централизации и децентрализации в менеджменте предполагает необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности. Под единоначалием понимается предоставление высшему руководителю фирмы или подразделения такой полноты власти, которая необходима для принятия решений, и персональной ответственности за порученное дело.

Коллегиальность предполагает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня и прежде всего исполнителей конкретных решений - руководителей производственных отделений. Коллегиальность повышает объективность принимаемых решений, их обоснованность и способствует успешной реализации таких решений. Однако принятие коллегиальных решений происходит намного медленнее, чем индивидуальных.

Разновидностью коллегиальности является коллективность принятия решения. Коллективные решения, как правило, принимаются большинством голосов, например, на собрании акционеров. Роль руководства здесь сводится к подготовке и обоснованию решений, предлагаемых к обсуждению и принятию на коллективной основе.

Другим важным принципом менеджмента является принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности.

В американских фирмах используется принцип единства команды . Менеджеры обычно осуществляют свои связи на один уровень вверх или вниз от своего уровня. Каждый подчиненный должен выполнять поставленные ему задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Каждая должность в иерархии управления наделяется конкретными предоставленными ей правами, и менеджер, занимающий соответствующую должность, несет полную ответственность за возложенные на него задачи и выполняет определенные функции. Ни один руководитель не может передавать задание по выполнению решения, минуя непосредственного подчиненного. Отрицательным моментом в реализации такого принципа является то, что руководитель может оказаться изолированным от сферы своей ответственности, поскольку его непосредственные подчиненные могут препятствовать его личным и прямым контактам с низовыми звеньями управленческой структуры.

Одним из важнейших принципов современного менеджмента является демократизация управления , основанная на корпоративной организации собственности, когда денежные средства многих людей, вложенные в акции, поставлены под единое административное управление.

Таким образом, менеджмент основан на административном управлении, именуемом нами внутрифирменным, и управлении производством, базирующемся на технологии производства.

Содержание централизованной и децентрализованной форм управления . Принципы управления фирмами определяются многими факторами, в частности, масштабами, профилем и технологией производства; характером и разнообразием выпускаемой продукции; степенью использования электронно-вычислительных методов обработки информации; объемом заграничной деятельности и ее формами.

Практически каждая фирма имеет свою организацию управления, которая постоянно совершенствуется путем применения таких форм и методов, которые бы обеспечивали наиболее высокие прибыли, высокую конкурентоспособность выпускаемой продукции и способствовали проникновению в новые сферы деятельности и завоеванию прочных позиций на рынках.

Важнейшими принципами управленческой деятельности являются принципы централизации и децентрализации, которые кладутся в основу организационных форм управления.

Централизованная форма управления предусматривает осуществление руководства хозяйственной деятельностью входящих в фирму предприятий из одного центра, жесткую регламентацию и координацию их деятельности, полное отсутствие у них хозяйственной самостоятельности вплоть до того, что их ответственность за сбыт продукции прекращается после того, как они отгрузят свой товар сбытовому органу фирмы.

Такая форма организации управления используется обычно небольшими компаниями, выпускающими один вид продукции или продукцию одной отрасли, технологический процесс которой тесно увязан, работающими преимущественно в добывающих отраслях промышленности и ориентирующимися на местный или национальный рынок.

Централизованное управление небольшой по размерам компанией, выпускающей один вид продукции, организуется довольно просто. Высшее руководство фирмы обычно состоит из президента компании, который выступает одновременно и ее управляющим, и двух вице-президентов, один из которых ведает производством продукции и вопросами ее технологии, другой занимается сбытом продукции и всем, что с этим связано. Такие вопросы, как правовая защита интересов компании в ее деловых отношениях с другими фирмами и государством, ведение бухгалтерии, обычно поручаются специализированным фирмам.

Централизованное управление крупной фирмой, выпускающей один вид продукции, более сложно. Президент здесь осуществляет только общее руководство компанией, а вице-президенты руководят определенными секторами деятельности с помощью соответствующих управляющих. Так, например, вице-президенту, занимающемуся финансовыми вопросами, подчиняются казначей, ревизор и управляющий по закупкам (снабжению). Вице-президенту по производству подчиняются управляющий научно-технической работой и главный инженер предприятия. Вице-президент по сбыту тоже имеет двух управляющих - одного по сбыту и другого по маркетингу. В обязанность последнего входит изучение рынка, организация рекламы, использование всех форм и методов для продвижения продукции компании на рынках.

Централизованное управление крупной компанией, выпускающей несколько видов продукции и ориентирующейся как на национальные, так и на внешние рынки, еще более сложно. В помощь президенту в такой компании выделяются вице-президенты. Вице-президенту, занимающемуся производством, подчиняются несколько управляющих, каждый из которых ведает вопросами производства продукции закрепленной за ним номенклатуры. Вице-президенту по сбыту обычно подчиняются два управляющих, один - по сбыту продукции на внутреннем рынке и другой - по сбыту продукции на внешнем рынке. Обычно имеется должность и вице-президента-распорядителя или главного управляющего по общим вопросам, который выступает помощником президента.

Организационная форма управления фирмой считается централизованной, когда:

функциональные подразделения играют более важную роль, чем производственные отделения;

имеется значительное число функциональных служб (отделов);

исследовательские подразделения находятся в центральном аппарате материнской компании;

при мощном производственном и сбытовом аппарате сбытовая сеть производственных отделений находится в подчинении у центрального отдела сбыта;

функциональные отделы центрального аппарата материнской компании осуществляют функциональный контроль над отделениями по продукту, производственными предприятиями и сбытовыми подразделениями.

Иногда в крупных компаниях с централизованной формой управления создается Комитет управляющих при Совете директоров или Исполнительный комитет. В обязанности этого Комитета входит определение основных принципов руководства компанией, выработка главного направления развития фирмы, рассмотрение проектов финансирования нового капитального строительства, санкционирование назначений управляющих, оказание консультаций и советов высшей администрации фирмы.

Децентрализованная форма управления предполагает создание внутри фирмы производственных отделений, пользующихся полной хозяйственной самостоятельностью, т.е. наделенных широкими полномочиями как в сфере производства, так и в сфере сбыта и несущих ответственность за получение прибылей. За высшей администрацией фирмы сохраняются функции контроля за оперативной деятельностью отделений, координация их работы и определение основных направлений для обеспечения эффективности и прибыльности деятельности компании, а также осуществление перспективного планирования. Обычно на производственные отделения возлагается вся полнота ответственности за организацию производственно-сбытовой деятельности. Каждое производственное отделение самостоятельно финансирует свою деятельность, вступает на коммерческой основе в партнерские отношения с любыми третьими сторонами. Однако сам факт создания производственных отделений еще не означает, что кампания управляется на основе децентрализации. Степень децентрализации управления определяется степенью предоставления полномочий или прав принятия самостоятельных решений управляющим отделениями. В некоторых фирмах при большом числе производственных подразделений и ведающих ими высших администраторов президент компании принимает решения по всем более или менее важным вопросам единолично, т.е. управление такой компанией по существу является централизованным.

Переход к децентрализованной форме управления осуществляется прежде всего крупными диверсифицированными фирмами, насчитывающими значительное число производственных предприятий, выпускающими широкую номенклатуру товаров, работающими на обширные рынки сбыта и имеющими непосредственные связи с конечными потребителями их продукции.

А.Файоль в свое время писал, что "централизация - не есть сама по себе ни хорошая, ни дурная система администрирования, которую можно было бы принять или отвергнуть по желанию руководителей или сообразно обстоятельствам; она всегда существует в той или иной степени. Вопрос о централизации и децентрализации является простым вопросом меры. Необходимо найти степень ее, наиболее благоприятную для предприятия" .

Сочетание централизации и децентрализации в управлении крупными промышленными фирмами . Характерной чертой организации управления в современных ТНК является сочетание принципов централизации и децентрализации, когда полномочия по вопросам стратегического порядка закрепляются за высшим звеном управления материнской компании, а оперативные вопросы, как правило, - за низовыми звеньями управления, в частности, за территориально рассредоточенными производственно-хозяйственными подразделениями. Децентрализация предполагает создание внутри материнской компании автономных производственных отделений, пользующихся хозяйственной самостоятельностью, т.е. наделенных полномочиями как в сфере производства, так и в сфере сбыта и несущих ответственность за получение прибыли. В функции высшей администрации материнской компании входит контроль за оперативной деятельностью отделений, координация их работы и определение основных направлений для обеспечения эффективности и прибыльности деятельности фирмы в целом. Степень децентрализации определяется рамками их полномочий.

Подчинение деятельности всех подразделений фирмы единой цели и общей политике осуществляется путем усиления оперативного контроля за деятельностью производственных отделений, объединения их в производственно-хозяйственные группы, а также путем усиления финансового контроля. Высокоцентрализованными стали планирование, особенно перспективное, техническая политика и политика инвестиций, организация научно-исследовательских работ и внедрение новой техники, раздел рынков и сфер снабжения, который теснее увязывается с производством, ведение финансовых расчетов и управление транспортными операциями.

В усилении принципов централизации в управлении ТНК большое значение имеет широкое использование таких методов, как системный анализ, программирование и моделирование, экономико-математические методы, теория операций и теория игр, а также внедрение электронно-вычислительных машин, методов автоматизированного сбора и обработки информации и т.д.

Прогресс в средствах связи позволяет высшему руководящему звену оперативно и во все расширяющихся масштабах получать информацию непосредственно с предприятий, из научных лабораторий, расположенных в разных странах. Этим, в частности, обусловлено характерное для современных условий стремление упростить структуру управления, что играет порой решающую роль в повышении эффективности производства.

Усиление централизации в управлении в основе своей является объективным требованием развития современного производства, неизбежным следствием роста международного разделения труда. Для ТНК характерно развитие двух противоположных тенденций: с одной стороны, происходит объединение и слияние различных производственных процессов в единый технологический процесс, охватываемый фирмой и, с другой - усиливается тенденция к дальнейшему раздроблению, разъединению процессов производства на отдельные, но взаимосвязанные процессы, т.е. углубление специализации производства. В этих условиях возрастает значение централизации управления, сознательного установления взаимосвязи производственных процессов и строгого контроля за их осуществлением. Все это требует целенаправленного управления процессом производства из единого центра, охватываемого рамками фирмы. Следовательно, централизация управления - это не только продукт развития производства в современных условиях, но и важнейший рычаг воздействия на это производство. Поэтому дальнейшее повышение централизации - важнейшая черта современной стадии развития производства.

Важнейшую организационную проблему управления составляет определение оптимальных соотношений между централизацией руководства и децентрализацией оперативной деятельности ТНК. Это означает ориентацию одних функций управления в основном на выполнение задач централизованного управления, других - децентрализованного.

К функциям централизованного управления относятся: планирование, контроль, финансовая и техническая политика (включая разработку схем специализации и кооперирования производства), материально-техническое обеспечение и руководство политикой фирмы в целом. К функциям децентрализованного управления относятся функция маркетинга, включающая выработку политики выступлений на рынке, обслуживание покупателей, разработку и внедрение новой технологии, а также материально-техническое снабжение отдельных предприятий, решение кадровых вопросов, взаимоотношений с правительственными органами, профсоюзами стран пребывания дочерних компаний.

Организационный механизм управления ТНК построен на гибком сочетании принципов централизации и децентрализации. Рост масштабов и сложности производства, территориальной рассредоточенности предприятий, диверсификации выпускаемой продукции объективно вызывает необходимость увеличения числа организационных подразделений и предоставления им оперативной самостоятельности, что ведет к децентрализации управления. В то же время непрерывные изменения в условиях производства, связанные с развитием научно-технической революции, ориентация производства на определенный рынок и конкретного потребителя требуют применения во внутрифирменном управлении маркетинга, планирования и прогнозирования, разработки новых форм и методов контактов с банками и промышленными фирмами, осуществления жестких контроля и координации деятельности всех подразделений. В этом проявляется объективная потребность усиления централизации управленческой деятельности.

Это подтверждается практикой крупнейших компаний, в которых в 80-е годы процесс централизации в управлении продолжал усиливаться наряду с дальнейшей диверсификацией производства. В эти годы структурная реорганизация перманентно проводилась в крупнейших американских компаниях, в частности, таких, как "Дженерал моторс", "Дженерал электрик", "ИБМ", "Диджитал экуипмент" и др.


Из доклада на II Международном съезде по управлению, Брюссель, сентябрь 1923 г. - Цит. по: "Проблемы теории и практики управления". - 1989. - № 6. - С. 94.

Предыдущая

Наряду с законами и закономерностями менеджмента важную роль в управленческой деятельности играют принципы менеджмента.

Под принципами менеджмента понимают основные исходные положения, ведущие идеи, правила, которыми должны руководствоваться органы управления, осуществляя управленческую деятельность. То есть, это те основополагающие принципы, которые присущи всем составляющим системами управления на всех этапах ее функционирования и развития.

В принципах менеджмента обобщены выявленные объективные законы и закономерности, оправдан опыт (практика) управления. Они определяют способ деятельности и выступают как правило управленческой деятельности. Знание принципов менеджмента и применение их в практике управления является обязательным условием эффективной управленческой деятельности.

Современный процесс управления базируется на следующих основных принципах менеджмента:

1. в Принцип целенаправленности - это направление деятельности любой организации на достижение общих целей и выполнение поставленных плановых задач.

2. в Принцип учета потребностей и интересов - удовлетворение потребностей и интересов работников организации с целью достижения общих целей.

3. в Принцип научности - предполагает построение всей системы управления на новейших достижениях управленческой науки. Побуждает органы управления внедрять инновации в управленческий процесс.

4. в Принцип системности - предполагает системный анализ каждой управленческой действия, каждого решения органов управления о деятельности организации как системы, состоящей из взаимодействующих и взаимосвязанных подсистем элементов.

5. в Принцип взаимозависимости - предполагает взаимозависимость внутренних переменных организации (структура, цели, ресурсы, технологии, работники). При этом на внутреннюю среду организации постоянно влияют факторы внешней среды и вызывают соответствующее влияние с ее стороны.

6. в Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации управления - направлен на то, чтобы сформировать оптимальный уровень делегированием вышестоящим управленческим руководством низшим уровням своих полномочий с целью достижения благоприятного психологического климата в организации и высоких конечных результатов ее деятельности. То есть, этот принцип направлен на решение проблемы распределения полномочий по принятию решений на каждом уровне субпідрядності. Он призван сформировать оптимальный вариант, при котором централизованно принимаются стратегические решения, а оперативное управление осуществляется децентрализовано, когда полномочия делегируются более низкому уровню управления.

7. в Принцип единоначалия - предполагает наличие единого органа управления, который осуществляет руководство и управленческую деятельность с целью достижения общей цели организации. Согласно этому принципу каждый сотрудник должен получать распоряжения только от одного руководителя-управленца и подчиняться только ему одному. При этом каждый работник должен строго отвечать за вверенный ему участок работы. Но всю полноту ответственности за деятельность организации несет одно лицо - руководитель, управленец.

8. в Принцип мотивации - побуждает руководителей-управленцев к повышению эффективности программы мотивации.

9. в Принцип правильного подбора и расстановки кадров - предусматривает подбор кадров только по деловым качествам на основе правил официального отбора.

10. в Принцип экономичности - предусматривает сбалансированность затрат, повышение эффективности и производительности труда, максимизации прибыли при минимальных затратах.

11. в Принцип оптимального сочетания государственного регулирования и хозяйственной самостоятельности в управлении - предусматривает вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов рынка. Государство в современных рыночных отношениях осуществляет правовую регламентацию управленческого процесса, определяя степень самостоятельности субъектов хозяйствования. Каждый участник процесса управления должен знать нормативные акты (закон, постановления, инструкции и т.д.), которые касаются его деятельности, и осуществлять ее в соответствии с этими актами. Соблюдение этого принципа стабилизирует процесс управления. Все названные принципы менеджмента взаимосвязаны. Их нельзя делить на более и менее важные. Упущения или недостаточный учет одного из них в процессе управления может привести к снижению эффективности управленческих решений. Таким образом, законы, закономерности и принципы менеджмента формируют основы управленческой науки, ее развитие в современных условиях.



Онлайн калькуляторы