Открытый урок «Контртеррористическая операция и условия её проведения. Оперативно-розыскные мероприятия: основания и условия проведения

А. Деркач [Деркач 1991: 31]выделяет следующие требования к игре.

А. Психологические требования.

Учебная игра должна обладать ролевантностью и иметь личный смысл и значимость для каждого из участников. Игровая деятельность на занятии должна быть мотивирована, а учащиеся должны использовать потребность в ней. Немаловажную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре. Обстановка должна способствовать созданию радостного настроения и располагать к общению в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества. Большая роль в этом принадлежит преподавателю, который должен учитывать индивидуальные особенности учащихся - характер, темперамент.

Исследуя психологическую сторону игры, А. Н. Леонтьев считал, что «игровая операция есть совершенно реальная операция и не может быть иной, ибо реальны сами игровые предметы» [Леонтьев 1975: 31]. В своих трудах А. Н. Леонтьев писал, что сам факт взаимодействия в игре приносит интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение [Леонтьев 1975: 40].

Б. Требования социально-психологического характера

Эти требования подразумевают создание условий, обеспечивающих взаимодействие, общение и сотрудничество участников игры. Одним из таких условий является социально-психологическая готовность учащихся к такого рода деятельности. Данный вид готовности предполагает компетенцию участников общения в области той или иной затрагиваемой проблемы и наличие коммуникативных умений, обуславливающих эффективность взаимодействия в процессе игры. Содержание учебной игры должно быть интересно и значительно для её участников, а любое игровое действие должно завершаться получением определённого результата.

Придавая большое значение эмоциональной стороне воспитательной деятельности педагога, Ш. А. Амонашвили пишет: «На самой верхней грани соприкосновения способностей и эмоций учителя со способностями, силами и эмоциями своих учеников может родиться настоящая, радостная, увлекательная педагогика, действительная духовная общность между учителями и его учащимися» [Амонашвили 1986: 41]. По его мнению, «духовный мир ребенка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций, через чувства и сопереживания, сорадости, гордости, через познавательный интерес» [Амонашвили 1986: 113].

В. Педагогические требования.

Педагогические требования сводятся к следующему: применяя игру как форму обучения, преподаватель должен быть уверен в целесообразности её использования, должен определить цели игры в соответствии с задачами учебного процесса. Учебные игры должны составлять систему, предполагающую их определённую последовательность и постепенное усложнение. При этом необходимо учитывать особенности группы и её членов. Всякая учебная игра должна решать учебную задачу, посильную для её участников. Преподаватель определяет цели и задачи игры, её содержание и ход.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования

Контрольная работа

по Оперативно-розыскной деятельности

тема: Оперативно-розыскные мероприятия:

основания и условия проведения

Введение

1. Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий.

2. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Заключение

Литература

Введение

Оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой
гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов,
уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной
деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения
оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и
свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности
общества и государства от преступных посягательств.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности необходимо знать,
кем она проводится, в каких случаях, как она проводится и т.д.

Главными элементами проведения оперативно-розыскной деятельности
являются:

– основания её проведения – те обстоятельства, при наступлении которых,
решается вопрос о проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также о
виде применимого мероприятия;

– условия её проведения – те обстоятельства, которые должны соблюдаться
при проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также тех лиц, в
отношении которых эти мероприятия проводятся.

1. Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий

Основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

– наличие возбуждённого уголовного дела – наиболее общее основание. При
этом не имеет значения, кем (органом дознания или следователем)
возбуждено дело и в чьем производстве оно находится;

– получение органами, осуществляющими ОРД, сведений о:


противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих,
совершающих или совершивших, если нет достаточных оснований для решения
вопроса о возбуждении уголовного дела. Данные сведения могут поступать в
правоохранительные органы по официально установленным каналам от
заинтересованных лиц, а также в результате инициативной поисковой работы
оперативных аппаратов;

ь событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной,
экономической или экологической безопасности Российской Федерации. Для
того чтобы данные сведения действительно послужили основанием для
проведения ОРМ, необходимо документальное их оформление, т.е. повод;

ь лицах, скрывающихся от следствия и суда и уклоняющихся от уголовного
наказания. Данные сведения могут быть получены из оперативно-справочных
учетов, на которые они ставятся с момента заведения розыскного дела.
Если при проверке конкретного гражданина по учетам органов внутренних
дел будет установлен факт его объявления в розыск;

ь лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных. Сведения о
безвестном исчезновении поступают, как правило, от родственников,
близких лиц пропавшего либо должностных лиц предприятий, учреждений и
организаций;

– поручения о проведении ОРМ могут быть даны следователем и органом
дознания, а также указанием прокурора и определением суда, по делам,
находящимся в их производстве. В тех случаях, когда уголовное дело
находится в производстве органа дознания, наделенного полномочиями на
осуществление оперативно-розыскной деятельности, решение о проведении
ОРМ принимается им по собственному усмотрению;

– запросы других органов, осуществляющих ОРД. Запрос по существу
представляет собой разновидность такого ОРМ, как наведение справок и
заключается в направлении официального документа одного оперативного
органа другому оперативно-розыскному органу. Другими органами могут
быть, как оперативные подразделения и службы этого же ведомства, так и
органы других федеральных министерств и ведомств, наделенных правом
осуществления ОРД;

– постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых
лиц. К защищаемым лицам относятся судья, должностные лица
правоохранительных и контролирующих органов, сотрудники, осуществляющие
ОРД. В отношении защищаемых лиц может применяться целый комплекс мер
безопасности, включающий в себя личную охрану, охрану жилища, выдачу
специальных средств и оружия, помещение в безопасное место, обеспечение
конфиденциальности сведений о защищаемом, перевод на другую работу,
смену места жительства, замену документов. Поводом для применения мер
безопасности могут быть: заявление должностного лица; обращение
председателя суда либо руководителя правоохранительного органа;
получение оперативной и иной информации о наличии угрозы безопасности
лица;

– запросы международных правоохранительных организаций и
правоохранительных органов иностранных государств. Головным исполнителем
таких запросов выступает Национальное центральное бюро Интерпола в
России (НЦБ Интерпола), одной из главных задач которого является
оказание содействия в исполнении запросов международных
правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных
государств, в соответствии с международными договорами Российской
Федерации. Под запросами правоохранительных органов иностранных
государств, следует понимать также и запросы органов внутренних дел
стран – членов СНГ;

Отдельным видом оснований является сбор данных. Сбор данных необходимых
для принятия решения – получение оперативным подразделением фактической
информации, которая в совокупности повлияет для положительного либо
отрицательного вывода по существу вопроса. Органы, осуществляющие ОРД,
собирают данные необходимые для принятия решения:

· о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, а также к
работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную
опасность для жизни, здоровья людей и для окружающей среды,
осуществляется подразделениями ФСБ. При оформлении допуска к
государственной тайне могут собираться сведения о наличии медицинских
противопоказаний, психических заболеваний, прошлых судимостях,
проживании за границей близких родственников, правильности
представленных анкетных данных, о совершении оформляемым лицом действий,
создающих угрозу безопасности РФ;

· о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов,
представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей,
окружающей среды. Вышеперечисленными объектами могут выступать
предприятия, организации (независимо от форм собственности), связанные с
обращением с ядерными материалами или ядерными установками;

· о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или допуске к
материалам, полученным в результате ее проведения, а также об
установлении отношений сотрудничества, собираются оперативными
подразделениями органов, осуществляющих ОРД. Сбор данных организуется
независимо от того, в какой форме это сотрудничество предполагается –
гласной или негласной;

· по обеспечению безопасности органов, осуществляющих ОРД. В настоящее
время данному направлению деятельности правоохранительных органов должно
быть уделено особое внимание со стороны государства, так как во многом
это связано с обостренной коррупционной обстановкой в указанной сфере
деятельности;

· о выдача разрешений на частную детективную и охранную деятельность.
Осуществляется подразделениями лицензионно-разрешительной работы органов
внутренних дел, которые проводят сбор необходимых сведений. Органы
внутренних дел вправе устанавливать достоверность изложенных в
представленных документах сведений, чтобы принять решение о выдаче
лицензий, в том числе путем собеседования с гражданином, претендующим на
ее получение. Кроме того, они обязаны проверить его по учетам
психиатрических и наркологических лечебных учреждений,
оперативно-справочным учетам органов внутренних дел, установить причины
увольнения с прежнего места работы, а также выявить иные
компрометирующие обстоятельства биографии претендента. Ст. 6 Закона «О
частной детективной и охранной деятельности в РФ» от 12 марта 1992

2. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий

При наличии законных оснований ОРМ могут проводиться в отношении любых
лиц независимо от их гражданства, национальности, имущественного,
должностного и социального положения.

Особыми условиями для проведения ОРМ, которые ограничивают
конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных
переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по
сетям электрической и почтовой связи, а также право на
неприкосновенность жилища является судебное решение и наличие информации
о:

ь признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного
противоправного деяния, по которому производство предварительного
следствия обязательно;

ь лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное
деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;

ь событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу
государственной, военной экономической или экологической безопасности
Российской Федерации.

К таким мероприятиям, прежде всего, относятся: негласный осмотр жилых
помещений; прослушивание телефонных переговоров; контроль почтовых
отправлений, телеграфных и иных сообщений; снятие информации с
технических каналов связи.

Применение ОРМ, ограничивающих указанные конституционные права граждан,
допускается не по всем категориям дел, а только по тем, где обязательно
производство предварительного следствия. Перечень преступлений, по
которым обязательно предварительное следствие, определен ст. 151 УПК РФ.

В экстренных случаях, не терпящих отлагательства, при поступлении
информации о подготавливаемом либо замышляемом преступлении, требующей
неотложного реагирования, когда неприменение либо несвоевременное
применение ОРМ позволит подозреваемым совершить тяжкое преступление с
необратимыми последствиями, допускается проведение ОРМ, ограничивающих
конституционные права граждан, на основании постановления одного из
руководителей органа, осуществляющего ОРД. Постановление может быть
вынесено руководителем органа, лицом, временно исполняющим его
обязанности, либо одним из его заместителей, на которого возложен
контроль за оперативно-розыскной деятельностью. Оценка вероятности
наступления необратимых последствий возлагается на руководителя,
имеющего право вынесения такого постановления.

В случае проведения ОРМ, ограничивающего конституционные права граждан,
предусматривается обязательность уведомления суда (судьи) о проводимом
ОРМ, в течение 24 часов. Если судебное решение в течение 48 часов не
будет получено, то начатое мероприятие должно быть немедленно
прекращено.

Дополнительным условием проведения ОРМ в ситуации, которые создают
угрозу государственной, военной, экономической или экологической
безопасности России, выступает обязательность наличия данных о событиях
и действиях, создающих такую угрозу.

Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в
отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких или
особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать
сведениями об указанных преступлениях. Фонограммы, полученные в
результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в
опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и
тиражирования посторонними лицами.

Органы, осуществляющие ОРД, должностные лица, собравшие необходимый
материал в ходе осуществления ОРМ, при наличии возбужденного уголовного
дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого
прослушивались, обязаны передать фонограмму и бумажный носитель записи
переговоров следователю для приобщения к уголовному делу в качестве
вещественных доказательств. Дальнейший порядок использования полученных
сведений, оформленных уже в качестве вещественных доказательств,
определяется уголовно-процессуальным законодательством Российской
Федерации.

Разрешается прослушивание телефонных переговоров без судебного решения в
случаях возникновения угрозы жизни, здоровью или собственности граждан
по их заявлению или с их согласия в письменной форме. Такое
прослушивание осуществляется на основании постановления руководителя
органа, осуществляющего ОРД, с обязательным уведомлением судьи в течение
48 часов. О возникновении угрозы жизни, здоровью и собственности
отдельных граждан может быть известно от них самих, их близких
родственников, других заинтересованных лиц либо из конфиденциальных
источников. В качестве заинтересованных лиц могут выступать граждане, а
также общественные объединения и организации в лице их руководителей.

При проведении наиболее сложных ОРМ, предусматривается обязательность
санкционирования данных мероприятий руководителем органа,
осуществляющего ОРД. К таким мероприятиям относятся проверочная закупка
и контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная
реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также
оперативный эксперимент и оперативное внедрение. Эти мероприятия
проводятся на основании постановления, утверждаемого указанными
руководителями.

Обязательными условиями проведения оперативного эксперимента является
нацеленность на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие только
тяжких и особо тяжких преступлений.

Часть 9 статьи 8 ФЗ «Об ОРД» запрещает проведение четырех
оперативно-розыскных мероприятий (обследование помещений, контроль
почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров и снятие
информации с технических каналов связи) в целях сбора информации,
необходимой для принятия решений:

о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;

о допуске к работам, связанным с эксплуатацией опасных объектов;

о допуске к участию в ОРД;

об установлении с лицом отношений сотрудничества;

о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность

При обеспечении мер безопасности органов, осуществляющих ОРД,
допускается проведение любых оперативно-розыскных мероприятий без
каких-либо ограничений. При обеспечении мер безопасности сотрудников
оперативных аппаратов, членов их семей, а также лиц, оказывающих
содействие на конфиденциальной основе, разрешается проводить
обследование жилых помещений, контроль почтовых отправлений,
прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических
каналов связи без судебного решения при наличии согласия защищаемого
должностного лица или гражданина в письменной форме. Данная норма не
предусматривает и уведомления судьи о проводимых мероприятиях, поскольку
защищаемые лица дают согласие на ограничение неприкосновенности своей
частной жизни.

Решение о проведении оперативно-розыскных мероприятий в целях
обеспечения безопасности сотрудников оперативных аппаратов, а также лиц,
оказывающих содействие правоохранительным органам (и членов их семей),
принимается после установления реальности угрозы их жизни, здоровью и
имуществу вследствие осуществления ими своих должностных либо
гражданских обязанностей. Как правило, данное решение принимает
руководитель органа, осуществляющего ОРД, либо его заместитель.

Заключение

Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную
деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны
обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность
частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и
тайну корреспонденции.

Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и
свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган,
осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности, одним из наиболее
важных её элементов является соблюдение прав и свобод человека и
гражданина. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность
должны всегда руководствоваться, и не забывать, содержание статьи 5
Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Только такой
подход со стороны органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, поможет им исполнять свои обязанности в полном объеме, с
соблюдением прав граждан, с выбором и применением конкретного
оперативно-розыскного мероприятия и привлечением лиц виновных в
содеянном.

Литература

Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об
оперативно-розыскной деятельности» // «Российской газете» от 18 августа
1995 г.

Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе
безопасности» // «Российская газета» от 12 апреля 1995 г. № 72

Киселев А.П. Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 г. №
144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». – М.: «ОСЬ-89», 2006 г.

Открытый урок « и условия её проведения»

Просмотр содержимого документа
«Открыты урок»

Тема урока:

Тип урока: комбинированный.

Класс: 11.

Место урока в КТП: второй урок в теме «Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

Цель урока : сформировать представления обучающихся об условия и этапах проведении контртеррористической операции.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять контртеррористическую операцию, как комплекс специальных оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий; научатся называть условия проведения контртеррористической операции; смогут давать определение понятиям – руководитель, оперативный штаб, группировка сил контртеррористической операции; смогут объяснить сущность и особенности переговоров с террористами в ходе проведения контртеррористической операции; овладеют принципом работы с учебником, интернетом, документами (Федеральный закон «О противодействии терроризму»); научатся участвовать выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.

Формирование УУД: метапредметные: слушать других, уважительно относиться к точке зрения одноклассников, быть готовым изменить свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий; выделять существенную информацию из текстов разных видов; личностные: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности, воспитание чувства гражданственности и патриотизма.

На уроке использованы следующие приемы коучинг технологии: «Колесо развития», «Стратегия Уолта Диснея»

1.Этап урока. Орг.момент.

Приветствие.

2. Этап урока. Актуализация знаний:

Работа с «Колесом развития».

Учитель: Какова тема нашего прошлого урока?

Ученики: Мы изучаем тему «Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в РФ». На прошлом уроке мы рассматривали вопрос: Национальный антитеррористический комитет (НАК), его предназначение, структура и задачи)

Учитель: Верно. Включает презентацию, на экране появляется «Колесо развития». На прошлом мы достигли 5-ого уровня развития, проанализируем насколько мы продвинулись вперед, после выполнения домашнего задания.

Проверка домашнего задания:

На экране презентации появляются вопросы:

Вопрос № 1

Вопрос № 2

Вопрос № 3

    Генеральный оперативный штаб

    Федеральный оперативный штаб

    Отдел быстрого реагирования

    Федеральный командный штаб

Вопрос № 4

Комплекс специальных оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных актов по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта - это

    контртеррористическая операция

Вопрос № 5

Учитель: Приступаем к взаимопроверке, обменяйтесь работами. За каждый правильный ответ ставим 1 балл, за неправильный ответ 0 баллов.

Возвращаемся к работе с «Колесом развития». Получившие 5 баллов ставят себе высший – 10 уровень, получившие 4 балла ставят 9 уровень – выше среднего, получившие 3 балла ставят средний – 8 уровень, получившие 2 балла ставят 7 уровень, получившие 1 балл ставят низкий – 6 уровень.

Поднимите руки те, кто достиг высшего 10 уровня; те, кто достиг 9 уровня; те, кто достиг 8 уровня, те, кто достиг 7 уровня, те кто достиг 6 уровня. **** Все должны достигнуть 10 и 9 уровня. Молодцы ребята. *** Учитель так же отмечает результаты на «Колесе развития».

Учитель работает с учениками не достигшими высокого – 10 уровня. Что на ваш взгляд нужно сделать в будущем, что бы добиться более высокого результата?

Ответы учеников.

3.Этап урока. Определение темы и цели урока:

Учитель: Какова тема нашего сегодняшнего урока?

Ученики: Контртеррористическая операция и условия её проведения. Записываем тему в тетрадь.

Учитель: Какова цель нашего урока?

Ответы обучающихся.

Учитель: Молоды. Цель нашего урока: Сформировать представления об условия и этапах проведении контртеррористической операции.

Учитель: Проведем самоанализ. Отметьте на «Колесе развития» уровень своих знаний по данной теме от 1 до 5. Поднимите руки те кто поставил 1 уровень, те кто поставил 2 уровень, те кто поставил 3 уровень, те кто поставил 4 и 5 уровень. Учитель отмечает на своем «Колесе развития»

Затем определите личную цель, т.е. отметьте тот уровень которого вы хотели бы достигнуть на уроке.

4.Этап урока. Изучение нового материала. Работа в группах

Учитель: Что такое контртеррористическая операция? Постарайтесь сами дать определение понятию.

Ученики: Пытаются сформировать понятие самостоятельно. Учитель записывает мысли учеников на доске, коротко.

Учитель: Как мы можем определить правильность наших предположений? Нужно сравнить с определением, данным в учебнике.

Ученики: Находят определение в учебники и сравнивают правильность своих мыслей.

На экране презентации выходит определение.

Контртеррористическая операция – комплекс специальных оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

На экране презентации выходит:

Учитель: Контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта, если его пресечение иными силами или способами невозможно.

В «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации» говорится: «Основной формой пресечения террористического акта является контртеррористическая операция, которая предусматривает реализацию комплекса специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности граждан, организаций и учреждений, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма».

Учитель: Ребята вы разделены на группы

Первая группа будет работать с Федеральный закон "О противодействии терроризму"). Статья 12. И изучат вопрос об Условия проведения контртеррористической операции.

Вторая группа будет работать с материалом учебника стр. 37-38. Изучат вопрос о функциях руководителя контртеррористической операции.

Третья группа будет работать с интернетом найдут информацию о функциях и полномочиях оперативного штаба. Ссылка http://newsruss.ru/doc/index.php/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

На выполнение задания – 3 минуты.

Затем начинается опрос по группам. Ответы ребят высвечиваются на слайдах презентации.

Ответ первой группы. Условия проведения контртеррористической операции

1. Контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта и преступлений террористической направленности

2. Решения о проведении контртеррористической операции и о ее прекращении принимает руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо по его указанию иное должностное лицо федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности не принято иное решение.

3. В случае, если для проведения контртеррористической операции требуются значительные силы и средства и она охватывает территорию, на которой проживает значительное число людей, руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности уведомляет о введении правового режима контртеррористической операции и о территории, в пределах которой она проводится, Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации и при необходимости иных должностных лиц.

Ответ второй группы. Руководитель контртеррористической операции:

– определяет структуру и порядок работы оперативного штаба, а также задачи и функции должностных лиц, включённых в состав оперативного штаба;

– определяет состав сил и средств, необходимых для проведения контртеррористической операции, а также принимает решение о привлечении к участию в работе оперативного штаба иных лиц;

– отдаёт распоряжения оперативному штабу о подготовке расчётов и предложений по проведению контртеррористической операции;

– в порядке, определяемом нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, согласованными с федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами обороны, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, привлекает силы и средства этих органов, а также иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, необходимые для проведения контртеррористической операции и минимизации последствий террористического акта;

– определяет представителя оперативного штаба, ответственного за поддержание связи с представителями средств массовой информации и общественности;

– реализует иные полномочия по руководству контртеррористической операции.

Ответ третьей группы. Оперативный штаб

5. Мини-проекы по «Стратегии Уолта Диснея»

Учитель: Для проведения контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операции создаётся группировка сил и средств.

В состав группировки сил и средств могут включаться подразделения, воинские части и соединения Вооружённых Сил Российской Федерации, подразделения федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, обороны, внутренних дел.

Запомните!

В ходе контртеррористической операции в целях сохранения жизни и здоровья людей возможно ведение переговоров с террористами лицами, специально уполномоченными на то руководителем контртеррористической операции.

При ведении переговоров с террористами не должны рассматриваться выдвигаемые ими политические требования

23 октября 2002 г. в Москве во время представления мюзикла «Норд-Ост» вооружённой группой боевиков был совершён захват заложников в Театральном центре на Дубровке. В момент захвата в здании было 711 зрителей, также более 100 актёров и работников театра. Среди заложников находились 75 иностранных граждан.

Здание Театрального центра было заминировано с таким расчётом, чтобы не только нанести максимальный вред заложникам, но и повредить соседние здания. Среди террористов находились женщины с поясами шахидов, которые были готовы в случае штурма здания взорвать себя и заложников.

Боевики хотели вынудить Российское правительство прекратить антитеррористическую операцию на Северном Кавказе и пойти на переговоры с одним из лидеров сепаратистов, чьё руководство этим терактом стало очевидным почти сразу после захвата заложников.

Ребята я предлагаю вам представить себе, что вы члены оперативного штаба контртеррористической операции. И вам нужно разработать план операции. Какие средства вы будите использовать: - штурм? - переговоры? или придумаете что- то новое?

Работаем в группах по «Стратегии Уолта Диснея»

1 этап – все в роли «Мечтателей» - выдвигаем идеи. Затем обмен.

2 этап – все в роли «Реалистов» - разрабатывает план действий, определяемся с выбором методов и средств. Затем второй обмен.

3 этап – все в роли «Критики» - анализируем риски. Думаем, почему реализация плана может не получиться. Представляют проекты критики.

На каждый этап – 3 минуты. Защита – 1 минута.

На презентации «Стратегия Уолта Диснея»

Ученики работают. Защищают проекты.

Рассказ учителя о реальном проведении операции:

Террористы изначально поставили ультиматум, что, если в 3 ч ночи 26 октября 2002 г. их требования не будут выполнены, они начнут расстреливать заложников. Около 2 ч ночи в здание пытался прорваться мужчина, дочь которого находилась в заложниках у бандитов. Он был убит. Затем бандиты начали расстреливать заложников. Как только раздались выстрелы, спецслужбы начали спецоперацию при помощи усыпляющего газа. В результате взрыв заминированного Театрального центра был предотвращён.

Все террористы были уничтожены, погибло 129 заложников. Около 700 человек удалось спасти. Позднее были обнаружены и ликвидированы главные руководители террористов, организовавшие этот теракт и руководившие боевиками, используя технические средства связи.

Учитель: Контртеррористическая операция считается оконченной в случае, если террористический акт пресечён (прекращён) и ликвидирована угроза жизни, здоровью, имуществу и иным охраняемым законом интересам людей, находящихся на территории, в пределах которой проводилась контртеррористическая операция.

Лицо, принявшее решение о проведении контртеррористической операции, по предложению руководителя контртеррористической операции объявляет данную операцию оконченной.

6. Этап урока. Рефлексия.

Учитель. Ответьте на вопросы:

Переходим к работе с «Колесом развития».

Кто знал ответы на 5 вопросов ставят 5 уровень, 4 вопрос- 4 уровень, и т.д.

Ребята кому удалось на уроке достичь поставленной цели. Кому не удалось? В чем причины? Что нужно сделать в дальнейшем, что бы добиться более высокого результата?

7. Этап урока. Постановка домашнего задания:

Параграф 6. Из различных публикаций и Интернета подберите несколько примеров проведения контртеррористической операции. Проанализируйте последствия для террористов. Сделайте вывод.

8. Спасибо за урок!

Просмотр содержимого презентации
«Otkryty_urok»


Вопрос № 1

С какой целью образован Национальный антитеррористический комитет?

  • в целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму
  • для разработки новых образцов вооружения и военной техники, применяемых в контртеррористических операциях
  • в целях проведения разведывательных операций по установлению мест нахождения террористических формирований
  • для организации связи в ходе проведения антитеррористических операций

Вопрос № 2

Образование НАК позволило направить усилия на решение триединой задачи по противодействию терроризму. Укажите их

  • проведение разведывательных мероприятий, обеспечение специальных подразделений современным вооружением и техникой, подведение итогов контртеррористичских операций
  • принятие новых нормативно-правовых актов по противодействию терроризму, организация космической разведки, охрана важных государственных объектов
  • предупреждение, пресечение и ликвидация последствий террористических актов
  • предупреждение террористических актов, оборона важных государственных объектов от актов терроризма, разработка образцов специальной формы одежды для спецподразделений

Вопрос № 3

В составе Национального антитеррористического комитета для организации планирования сил и средств по борьбе с терроризмом был образован

  • Генеральный оперативный штаб
  • Федеральный оперативный штаб
  • Отдел быстрого реагирования
  • Федеральный командный штаб

Вопрос № 4

Комплекс специальных оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных актов по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта – это

  • стратегическая специальная операция
  • оперативно-тактическая операция
  • специальная войсковая операция
  • контртеррористическая операция

Вопрос № 5

Каким документом определён правовой режим контртеррористической операции?

  • Федеральным законом "О противодействии терроризму"
  • Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации
  • Уголовным кодексом Российской Федерации
  • Боевыми уставами Вооружённых Сил Российской Федерации

  • Вопрос №1 - 3
  • Вопрос №2 - 3
  • Вопрос №3 - 2
  • Вопрос №4 - 4
  • Вопрос №5 - 1


Контртеррористическая операция

Комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта



  • Контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта, если его пресечение иными силами или способами невозможно.
  • Решения о проведении контртеррористической операции и о ее прекращении принимает в области обеспечения безопасности.
  • Если для проведения контртеррористической операции требуются значительные силы и средства и она охватывает территорию руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности уведомляет о введении правового режима контртеррористической операции Президента РФ, Председателя Правительства РФ, Председателя Совета Федерации, Председателя Государственной Думы, Генерального прокурора РФ

  • определяет структуру и порядок работы оперативного штаба , а также задачи и функции должностных лиц, включённых в состав оперативного штаба;
  • определяет состав сил и средств , необходимых для проведения контртеррористической операции;
  • – отдаёт распоряжения оперативному штабу о подготовке расчётов и предложений по проведению контртеррористической операции;

  • привлекает силы и средства следующих органов:
  • внутренних дел, юстиции, иностранных дел, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
  • внутренних дел,
  • юстиции,
  • иностранных дел,
  • гражданской обороны,
  • защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
  • обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
  • определяет представителя оперативного штаба , ответственного за поддержание связи с представителями средств массовой информации и общественности ;
  • – определяет территорию (объекты), в пределах которой (на которых) вводится правовой режим контртеррористической операции, и устанавливает комплекс мер и временных ограничений, о чём незамедлительно уведомляет должностное лицо, принявшее решение о проведении контртеррористической операции;

  • – осуществляет сбор сведений об обстановке, обобщение, анализ и оценку информации в целях определения характера и масштаба готовящегося или совершаемого террористического акта;
  • – подготавливает расчёты и предложения по проведению контртеррористической операции;
  • – разрабатывает план проведения контртеррористической операции и после утверждения указанного плана организует контроль за его исполнением;

  • – подготавливает боевые распоряжения (боевые приказы), другие документы, определяющие порядок подготовки и проведения контртеррористической операции, правовой режим контртеррористической операции;
  • – организует взаимодействие привлекаемых для проведения контртеррористической операции сил и средств;
  • – принимает другие меры по предотвращению и минимизации последствий террористического акта.

  • В целях сохранения жизни и здоровья людей возможно ведение переговоров лицами, специально уполномоченными на то руководителем контртеррористической операции.
  • При ведении переговоров с террористами не должны рассматриваться выдвигаемые ими политические требования.


  • «Мечтатели» - те, кто могут придумывать, что-то новое, грандиозное, построить «воздушный замок»;
  • «Реалисты» - те, кто перекладывают идеи «мечтателей» на план-график;
  • «Критики» - те, кто находят всевозможные изъяны и причины, почему «это не сработает».

  • Контртеррористическая операция считается оконченной в случае, если террористический акт пресечен (прекращен) и ликвидирована угроза жизни, здоровью, имуществу и иным охраняемым законом интересам людей, находящихся на территории, в пределах которой проводилась контртеррористическая операция.
  • Лицо, принявшее решение о проведении контртеррористической операции, по предложению руководителя контртеррористической операции объявляет контртеррористическую операцию оконченной.

  • 1. В каких случаях для пресечения террористического акта проводится контртеррористическая операция?
  • 2. Кто принимает решение о проведении контртеррористической операции?
  • 3. Какие силы и средства могут привлекаться для проведения контртеррористической операции?
  • 5. Назовите наиболее опасные террористические акты, произошедшие в нашей стране.


Онлайн калькуляторы