Сколько стоит лицензия на ветпрепараты. Как получить лицензию на ветеринарную деятельность. Требования для обращения в лицензирующую организацию

1. Учет и идентификация животных осуществляется в целях:

1) формирования в обществе более гуманного и ответственного отношения к животным,

2) получения полной и достоверной информации о животных, находящихся во владении физических и юридических лиц,

3) предотвращения распространения заразных болезней животных, включая заболевания, общие для человека и животных,

4) осуществления контроля в сфере обращения с животными.

2. В целях настоящего закона индивидуальной идентификации и учету подлежат:

1) собаки и кошки;

2) другие животные-компаньоны, за исключением мелких грызунов, пресмыкающихся, земноводных и рыб;

4) животные, используемые в притравочной деятельности;

5) служебные животные.

3. Учет и идентификация сельскохозяйственных животных осуществляется в соответствии с требованиями ветеринарного законодательства.

4. Учет и индентификация животных-компаньонов осуществляется без взимания платы за услугу, за исключением услуги по электронному мечению животного.

5. Учет и идентификация животных производится органами государственного ветеринарного надзора. Каждому животному присваивается индивидуальный пожизненный номер, который остается неизменным в случае смены владельца животного.

6. Данные учета вносятся в единую федеральную базу данных животных. Порядок учета и идентификации животных, а также порядок получения заинтересованными лицами сведений о собственниках животных устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. Ежегодному переучету подлежат:

1) собаки потенциально опасных пород,

2) служебные животные,

3) животные, используемые в культурно-зрелищных мероприятиях;

4) животные используемые в притравочной деятельности,

5) экспериментальные животные, подлежащие в соответствии с настоящим законом индивидуальной идентификации,

6) животные в приютах любых форм собственности,

7) животные, находящиеся в собственности юридических лиц.

8. Обязательному электронному мечению (чипированию) подлежат:

1) животные, отчуждаемые лицами, осуществляющими деятельность по разведению и/или торговле животными,

2) собаки потенциально опасных пород,

3) служебные животные,

4) животные, используемые в культурно-зрелищных мероприятиях;

5) животные используемые в притравочной деятельности,

6) экспериментальные животные, подлежащие в соответствии с настоящим законом индивидуальной идентификации,

7) животные в приютах любых форм собственности,

8) животные, находящиеся в собственности юридических лиц,

9) безнадзорные животные.

9. Документом, удостоверяющим факт постановки животного на учет и его идентификации, является удостоверение установленной формы, где указываются персональные данные владельца животного, индивидуальные характеристики животного, а также идентификационный номер животного и способ его идентификации.

10. Владельцем безнадзорного животного считается орган местного самоуправления, куда удостоверения о постановке на учет и идентификации безнадзорных животных передаются на хранение.

11. Постановка на учет животных лицами, осуществляющими деятельность по разведению и продаже животных, производится до отчуждения животных. Сведения о новых владельцах животных направляются в трехдневный срок в орган, осуществляющий регистрацию животных.

12. Снятие с учета умершего животного осуществляется в течение 5 дней с даты поступления в орган, осуществляющий постановку на учет животных, сведений, сообщенных владельцем животного либо иным лицом, обязанным в соответствии с требованиями настоящего закона и иных нормативно-правовых актов передавать сведения о фактах смерти животных.

Глава 3 ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ЖИВОТНЫМИ

Статья 11 Общие требования при обращении с животными.

1. Обращение с животными должно соответствовать принципам гуманности и ответственности, а также требованиям, установленным настоящим законом и иными нормативно-правовыми актами в сфере обращения с животными. Жестокое обращение с животными запрещается.

2. Лицо, во владении которого находится животное, обязано обеспечивать условия содержания животного, соответствующие его биологическим и индивидуальным особенностям, включая удовлетворение потребностей в пище, воде, сне, движении, общении и отдыхе.

3. При обращении с животными запрещается:

1) истязание животных, нанесение побоев, увечий, травм, причинение иного вреда животным;

2) проведение на животных без обезболивания ветеринарных и иных процедур, которые могут вызвать у животных непереносимую боль;

3) осуществление хирургического и иного травматического вмешательства в отношении организма животного, не являющегося оказанием ветеринарной помощи, за исключением оперативных вмешательств, осуществляемых с целью регулирования численности животных путем кастрации и стерилизации, а также проведением работы с экспериментальными животными;

4) использование инвентаря и иных приспособлений, травмирующих животных, за исключением случаев оказания ветеринарной помощи;

5) разрушение жилищ животных, влекущее за собой их гибель, а также любое ограничение допуска в места проживания животных, если это представляет угрозу их здоровью или может привести к их гибели;

6) натравливание животных на человека или на других животных, в том числе на диких животных;

7) жестокая эксплуатация животных;

8) использование животных в общественных местах с целью сбора денежных средств (попрошайничества);

9) жестокое умерщвление животных,

10) другие действия, противоречащие принципам нравственности и гуманного обращения с животными.

4. Обрезание ушей и хвостов животных допускается, только если является обязательным по стандарту породы. Указанные процедуры должны производиться ветеринарным врачом с обязательным обезболиванием.

5. Если дальнейшее использование животного перестало быть возможным по его целевому назначению, собственник животного обязан обеспечить содержание этого животного до естественной смерти или передать его в приют или реабилитационный центр, имеющий условия для содержания таких животных, соответствующие требованиям настоящего Федерального закона. Непригодные к использованию по целевому назначению сельскохозяйственные подлежат умерщвлению в порядке, установленном настоящим законом, либо передаются лицам, имеющим условия для содержания таких животных.

Интервью с Дмитрием Марковым, генеральным директором ОАО «РНИИ «Агроприбор» (часть первая)

- Как получилось, что ваш институт начат заниматься вопросами систем идентификации скота?

Институту «РНИИ «Агроприбор» более 50 лет, сейчас это открытое акционерное общество, мы некоторое время назад перестали быть ФГУПом и формально перестали быть подведомственным Минсельхозу предприятием, что уменьшило шансы на получение тематических заказов и разработок. Мы превратились в обычное коммерческое предприятие, которое должно само планировать свою жизнь и зарабатывать. Из числа НИИ, которые сегодня более или менее на плаву, мы одни из немногих, кто сохранил профессиональный коллектив, костяк.

Все время, сколько институт существовал, он был главным ведущим предприятием в области метрологии. К сожалению, в течение последних лет это направление не обрело необходимой нормативной правовой базы - пока не создана метрологическая служба АПК. Без должной нормативно-правовой базы затруднительно развивать то направление, в котором шли последние годы. Что делать в этой ситуации? Ответ очевиден - искать другие направления, другие ниши, диверсифицироваться.

У нас были и сейчас работают специалисты, которые участвовали в создании ряда национальных информационных систем государственного учета и контроля. И когда Минсельхоз предпринял первые шаги для создания национальной и учета сельскохозяйственных животных (в 2008 году была создана рабочая группа для разработки соответствующего законопроекта), наш опыт был востребован - меня пригласили войти в состав рабочей группы как технического специалиста, эксперта по таким системам. Вот так мы погрузились в проблемы создания национальной системы идентификации животных.

За эти годы мы успели изучить как аналогичные системы работают в различных странах мира и составить свое собственное понимание, как этот опыт адаптировать в условиях РФ. Разговоры о том, что можно купить готовую национальную систему учета как готовое решение и запустить в России - это утопия. Прежде всего, потому, что законодательная база разных стран очень сильно отличается. У нас в законодательной базе пока отсутствует нормы обязательного учета и идентификации животных. А вся система учета - это воспроизведение в технических решениях нормативно-правовых актов государства и отраслевых регламентов. Поэтому мы сразу сказали, что нужно одновременно начать работу и над проектом закона, и над созданием собственной национальной системы.


- В каком сейчас состоянии работы по законопроекту об идентификации скота в нашей стране?

Примерно год назад вопрос о разработке отдельного законопроекта об идентификации сельскохозяйственных животных был снят с повестки дня и исключен из планов законопроектной деятельности министерства. Появилась идея включить положения об идентификации в новую редакцию закона о ветеринарии. Одновременно изменилась концепция создания системы. Авторы законопроекта о ветеринарии видят будущую систему учета как информационную систему исключительно ветеринарного назначения. Мы всегда оппонировали такому подходу, ведь помимо нужд ветеринаров такая система должна работать на учет тех бюджетных средств, которые выделяются для поддержки животноводства, на .

Сегодня продолжается рассмотрение законопроекта о ветеринарии, который включает в себя, в том числе, и пункт об идентификации животных. Но есть как минимум два нюанса, влияющие на перспективы построения законодательного фундамента основ системы идентификации. Во-первых, все, что касается положений об обязательной идентификации животных, описано тезисно, понадобится достаточно много подзаконных нормативных актов. Как только законопроект будет вынесен на рассмотрение во втором чтении, его авторы должны будут представить проекты таких подзаконных актов, которые вызовут дебаты и затормозят процесс рассмотрения.

Второе - сам по себе законопроект о ветеринарии очень емкий. Описывается система контроля и фитосанитарного надзора, но она многократно сложнее, например системы надзора за соблюдением правил дорожного движения. Столько там различных интересов сплелось, что обсуждение проблем идентификации животных вряд ли будет поставлено во главу угла.

Я думаю, вокруг этого закона будет еще много сражений, с какой скоростью его примут, неизвестно, хотя, объективно, закон очень нужен - старая редакция не выдерживает никакой критики. Она была принята еще в ельцинские времена, и этот закон очень сильно отстал от жизни.


- Какие еще факторы влияют на принятие закона?

Если законопроект об идентификации животных раньше присутствовал в планах законотворческой деятельности Минсельхоза, то с легкой руки сторонников создания аналогичной ветеринарной системы, года полтора назад он оттуда выпал. Вернуться к необходимости разработки отдельного законопроекта пытались в середине 2012 года - в Минсельхозе была создана рабочая группа по вопросам идентификации, прошла пара заседаний, потом сменилось руководство министерства и тема идентификации ушла из числа приоритетных. Сегодня в Департамент животноводства и племенного дела поступают письма от различных научных центров и IT-компаний с предложениями вернуться к этому вопросу. И думаю, что рано или поздно министерство должно будет какую-то позицию занять, и работа возобновиться. Ускорить эти процессы может деятельность Таможенного союза.

Не так давно из департамента агропромышленной политики Таможенного союза вышли на наш институт с предложениями о совместной работе. Они сказали, что сейчас им нужно организовать работу по согласованию между тремя странами единых подходов в вопросах идентификации животных. А надо честно сказать, что и Казахстан и Беларусь ушли вперед по отношению к тому, что происходит сейчас в России. В Казахстане закон об идентификации скота существует уже достаточно давно и работа по нему идет также много лет.

Поэтому, мы в России теперь не можем строить свою национальную систему без учета тех решений, которые приняты в этих странах. Все нужно унифицировать, использовать общие подходы. Я очень надеюсь, что это поможет построить систему сверху вниз и сделать ее действительно национальной. Но, с другой стороны, придется это делать уже в спорах не только российских специалистов, а с учетом позиций стран Таможенного союза.


- Как повлияет вступление в ВТО на вопросы принятия общей системы идентификации?

Продвигая свою продукцию на внешнем рынке, мы должны хорошо документировать историю ее происхождения. Есть определенные директивы в Евросоюзе, которые описывают эти процедуры. А там все построено на идентификации, мечении и маркировке. Раз так, то они просто не пустят на свои рынки ту продукцию, которая не имеет такой системы прослеживания - трассировки.

Эффективно перестроить работу любой отрасли животноводства можно только тогда, когда ты имеешь объективные данные об этой отрасли. А эти данные у нас сегодня недостаточно достоверны, потому что они собираются путем опросов.

КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ

"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 3

Фармацевтическая деятельность входит в перечень видов предпринимательской деятельности, подлежащих лицензированию (пп. 47 п. 1 ст. 12 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности <1>). В статье приведем обоснования, почему розничная продажа лекарственных препаратов для ветеринарного применения подлежит лицензированию, поясним, какие средства, продаваемые в зоомагазинах, могут быть признаны лекарственными, а также определимся с лицензионными требованиями, которые должен соблюдать розничный продавец ветеринарных препаратов.

<1> Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ.

На обеспечении и содержании людей находятся различные животные, которые не относятся к сельскохозяйственным и не используются для получения продукции, - так называемые непродуктивные животные. К ним принято относить кошек, собак, декоративных и певчих птиц, лошадей, грызунов, земноводных, аквариумных рыбок и др. В настоящее время создана целая индустрия по производству товаров для указанных видов животных. Однако в отношении данного сегмента рынка в должной мере не сформирована законодательная и нормативная база. В сложившейся ситуации производители и продавцы товаров для животных вынуждены производить и реализовывать данную продукцию, ориентируясь на требования других отраслей. Это приводит к увеличению стоимости продукции, а также ограничивает возможности по ее продвижению и реализации. Зайдя в магазин зоотоваров и спрашивая у продавца тот или иной препарат для ветеринарного применения (витаминные добавки для животных, ушные капли, антигистамины и т.д.), потребитель и не задумывается, с какими сложностями сопряжено присутствие данных товаров на прилавке магазина для его собственника.

В свою очередь, руководитель организации (индивидуальный предприниматель) с целью повысить товарооборот и, соответственно, прибыль компании нередко нарушает требования законодательства об обращении лекарственных средств и продает товары для ветеринарного применения в зоомагазине без необходимой лицензии либо с нарушением ветеринарных требований. К каким последствиям это может привести, читайте в статье.

Когда лицензия обязательна?

Определение фармацевтической деятельности дано в п. 33 ст. 4 Закона об обращении лекарственных средств <2>. Согласно этой норме фармацевтической признается деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

<2> Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ.

Перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих фармацевтическую деятельность, приведен в Приложениях I и II к Положению о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 (далее - Положение). В частности, фармацевтическая деятельность в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения включает следующие работы и услуги:

  • оптовая торговля лекарственными средствами;
  • хранение лекарственных средств;
  • хранение лекарственных препаратов;
  • перевозка лекарственных средств;
  • перевозка лекарственных препаратов;
  • розничная торговля лекарственными препаратами;
  • отпуск лекарственных препаратов;
  • изготовление лекарственных препаратов.

Под лекарственными средствами согласно п. 1 ст. 4 Закона об обращении лекарственных средств понимаются в том числе вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом животного, проникающие в органы, ткани организма животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом животного), лечения заболевания и реабилитации. При этом термин "лекарственные средства" включает в себя сразу два понятия: фармацевтические субстанции и лекарственные препараты. Под фармацевтическими субстанциями понимаются лекарственные средства в виде действующих веществ биологического, биотехнологического, минерального или химического происхождения, обладающие фармакологической активностью, предназначенные для производства, изготовления лекарственных препаратов и определяющие их эффективность. По понятным причинам в данной статье речь пойдет только об обращении (розничной продаже) ветеринарных лекарственных препаратов.

Согласно ст. 52 Закона об обращении лекарственных средств фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями, расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

Лицензирование розничной торговли лекарственными средствами, предназначенными для животных, в силу Приказа Россельхознадзора от 19.04.2012 N 191 "О лицензировании фармацевтической деятельности" осуществляют территориальные управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств, определяется Положением.

В соответствии с п. 4 ст. 55 Закона об обращении лекарственных средств лекарственные препараты для ветеринарного применения подлежат отпуску ветеринарными аптечными организациями, ветеринарными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Правила отпуска лекарственных препаратов для ветеринарного применения утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Правила государственной регистрации лекарственных средств для животных и кормовых добавок, утвержденные Приказом Минсельхоза России от 01.04.2005 N 48, устанавливают единую процедуру государственной регистрации отечественных и зарубежных лекарственных средств для животных. Информация о зарегистрированном лекарственном средстве для животных подлежит внесению в Государственный реестр лекарственных средств для животных и кормовых добавок.

Из совокупности указанных норм следует, что розничная торговля лекарственными средствами, предназначенными для лечения животных, является фармацевтической деятельностью и подлежит обязательному лицензированию. К каким последствиям может привести несоблюдение этого требования, расскажем ниже.

Розничная продажа лекарственных препаратов ветеринарного применения без специального разрешения (лицензии)

Это самое распространенное нарушение, которое выявляют инспекторы территориальных управлений Россельхознадзора в ходе проведения контрольных мероприятий за соблюдением требований ветеринарного законодательства. То есть организации (индивидуальные предприниматели), осуществляющие розничную продажу товаров для животных, нередко в своих магазинах торгуют также изделиями, относящимися к лекарственным препаратам, что категорически запрещено.

Инспекторы, выявив данное нарушение, привлекают организации (ИП) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (см., например, Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.01.2013 N А60-48335/2012 - выявлена продажа препарата "Чистотел антигельминтик", Решение Арбитражного суда Амурской области от 28.01.2013 N А04-141/2013 - продажа препаратов "Фоспренил" - раствор для инъекций, "Деликс" - капли для котят и др., а также Решения Арбитражного суда Приморского края от 13.02.2013 N А51-216/2013, Арбитражного суда Нижегородской области от 14.02.2012 N А43-41340/2011).

Для справки. Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц <3> от 4 до 5 тыс. руб., на юридических лиц - от 40 до 50 тыс. руб. В обоих случаях ветеринарные препараты могут быть конфискованы (ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ).

<3> В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, если для индивидуальных предпринимателей, совершивших административные правонарушения, статьей Кодекса не установлена специальная мера ответственности, они несут административную ответственность как должностные лица.

Как отмечается судьями, в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении правонарушителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения лицензионных требований к реализации лекарственных препаратов для ветеринарного применения.

Причем, как показывает практика, опасаться надо чиновников не только из Управления Россельхознадзора, но и из территориального отдела Управления службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (см., например, Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.02.2013 N А56-78842/2012 - в ходе контрольных мероприятий ими был выявлен факт реализации лекарственного препарата для ветеринарного применения "Дронтал для собак" (антигельминтик) при отсутствии необходимой лицензии), органов МВД и Прокуратуры РФ (Решение Арбитражного суда Вологодской области от 12.02.2013 N А13-73/2013 - продажа таблеток для кошек "Стоп-Интим", Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.02.2013 N А63-17880/2012 - продажа капель инсектоаскарицидных "Барс" и др.).

Какие же препараты относятся к лекарственным и, соответственно, запрещены к продаже без необходимой лицензии? На сегодняшний день продавцы должны ориентироваться на перечень препаратов, содержащихся в Государственном реестре лекарственных средств для ветеринарного применения (размещен на официальном сайте Россельхознадзора (fsvps.ru) в системе регистрации лекарственных средств и кормовых добавок "Ирена" (https://irena.vetrf.ru)). То есть если наименование препарата содержится в указанном реестре, он относится к числу лекарственных препаратов, соответственно, его реализация без специальной лицензии запрещена.

Это интересно. Часть продукции для непродуктивных животных, предлагаемая к продаже в зоомагазинах, по сути, не является лекарственными средствами, например шампуни, гигиенические лосьоны. В то же время контролирующие органы в ходе контрольных процедур настаивают на том, что при их реализации продавцы должны соблюдать все необходимые требования, установленные для продажи лекарственных препаратов (см., например, Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.12.2012 N А65-24262/2012: индивидуальный предприниматель был привлечен к административной ответственности в том числе за реализацию лосьона для очистки ушей для собак и кошек, в состав которого входит химическое вещество диметилсульфоксид, являющееся лекарственным средством).

Технический комитет по стандартизации "Продукция и услуги для непродуктивных животных", созданный Союзом предприятий зообизнеса, в настоящее время проводит работу по разработке национальных стандартов в сфере обращения товаров для животных. Планируется, что первый из них - "Корма и кормовые добавки для непродуктивных животных. Термины и определения" (ГОСТ Р 54954-2012) вступит в силу для добровольного применения уже 01.03.2013.

Задачей технического комитета является выработка четких рамок в этой сфере: отделение сельскохозяйственных и домашних животных (или продуктивных от непродуктивных), разделение требований к продукции и услугам для них; выработка понятий продукции, предназначенной для непродуктивных животных, для того чтобы впоследствии получить коды в Общероссийском классификаторе. Это, в свою очередь, поможет провести грань между лекарственными и нелекарственными препаратами для животных. Следующим достижением технического комитета, который представляет интерес для предприятий зообизнеса, является утвержденный Росстандартом ГОСТ Р 54952-2012 "Средства для непродуктивных животных зоогигиенические и зоокосметические. Термины и определения" (в настоящее время документ не вступил в силу), в котором даются термины и определения, в частности:

  • зоогигиеническим средствам. Это препараты или средства, изготовленные промышленным способом по утвержденной рецептуре, предназначенные для проведения гигиенических процедур путем нанесения с помощью вспомогательных средств или без их использования на различные части тела непродуктивного животного с единственной или главной целью их очищения, защиты общего состояния здоровья и (или) сохранения здоровья в физиологически нормальном состоянии, для специального ухода за животными с учетом физиологических особенностей и условий содержания, а также для гигиенической обработки предметов обихода и мест содержания непродуктивных животных. Форма выпуска зоогигиенических средств может быть жидкая, твердая, порошкообразная, в виде спрея и др.;
  • зоокосметическим средствам. Это препараты или средства, изготовленные промышленным способом по утвержденной рецептуре, предназначенные для проведения косметических процедур с целью улучшения или изменения внешнего вида, коррекции запаха тела животного в соответствии с видовыми породными требованиями.

На официальном сайте технического комитета (http://tk.spzoo.ru) размещены также другие проекты стандартов. Технический комитет просит всех заинтересованных лиц проявить максимальную активность в обсуждении этих проектов, а предложения, дополнения и замечания присылать на почтовый адрес разработчика или на его электронную почту.

Продажа незарегистрированных лекарственных препаратов для ветеринарного применения

Даже если организация торговли имеет право продавать лекарственные препараты для ветеринарного применения (имеет соответствующую лицензию), к ней все равно могут быть применены санкции. Например , в ходе проведения одной из проверок инспектором Управления Россельхознадзора было выявлено, что организация реализует незарегистрированный лекарственный препарат для ветеринарного применения: согласно выписке из системы регистрации лекарственных средств и кормовых добавок "Ирена" витаминный комплекс "Фармавит Neo K-C" для кошек старше 8 лет (форма выпуска - 60 таблеток по 0,5 г) в реестре зарегистрирован не был (Решение Арбитражного суда Приморского края от 13.02.2013 N А51-216/2013).

Продажа лекарственных препаратов через объект торговли, не поименованный в лицензии

Привлечь организацию (индивидуального предпринимателя) к ответственности можно и в том случае, если она (он) имеет право осуществлять фармацевтическую деятельность в сфере розничной торговли лекарственными препаратами, предназначенными для животных (имеется лицензия), но лицензируемый вид деятельности осуществляется по адресу, не указанному в лицензии (например, изменился адрес магазина, открылась новая точка продажи).

Так, согласно п. 1 ст. 18 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности лицензия подлежит переоформлению в случаях изменения в том числе адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности. Согласно п. 2 названной статьи до момента переоформления лицензии лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии. Выявив такое нарушение, контролирующие органы могут привлечь торговую организацию (ИП) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (см., например, Решения Арбитражного суда Республики Мордовии от 15.02.2013 N А39-4974/2012, Арбитражного суда Челябинской области от 12.02.2013 N А76-23685/2012).

Для справки. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от 3 до 4 тыс. руб.; на юридических лиц - от 30 до 40 тыс. руб. (ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ).

Продажа лекарственных препаратов с нарушением условий, предусмотренных лицензией

Как показывает арбитражная практика, недостаточно просто иметь лицензию на осуществление фармацевтической деятельности. Организации (ИП), осуществляющие продажу зоотоваров и принявшие решение продавать в своем магазине попутно лекарственные препараты для ветеринарного применения, должны соблюдать также ряд требований, установленных российским законодательством и другими нормативно-правовыми актами.

Требование о наличии высшего либо специального образования

В соответствии с пп. "и", "к", "л", "м" п. 5 Положения для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения следующие лица должны иметь высшее или среднее фармацевтическое либо высшее или среднее ветеринарное образование, сертификат специалиста:

  • руководитель организации, деятельность которого непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением, перевозкой и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением (за исключением медицинских организаций), для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения. К руководителю организации, осуществляющей фармацевтическую деятельность, предъявляется еще одно требование - стаж его работы по специальности должен быть не менее 3 лет;
  • индивидуальный предприниматель для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения;
  • работники, заключившие с лицензиатом трудовые договоры, деятельность которых непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением и изготовлением.

Квалификация специалистов с фармацевтическим или ветеринарным образованием должна повышаться не реже 1 раза в 5 лет.

На сайте федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) в закладке "Часто задаваемые вопросы" приведен вопрос от организации: обязательно ли наличие у руководителя ООО высшего или среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 3 лет для получения лицензии на осуществление фармацевтической деятельности в области розничной торговли ветеринарными препаратами?

В ответе на этот вопрос отмечается, что соблюдение названных требований необходимо только в случае, если деятельность руководителя непосредственно связана с розничной торговлей. Если же он осуществляет только координацию и контроль за деятельностью работников организации, чья деятельность как раз таки непосредственно связана с розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой, требования к образованию, стажу работы и квалификации применяются только к работникам организации. Отказ в предоставлении соискателям лицензии по этим основаниям является неправомерным.

Что касается индивидуальных предпринимателей, а также рядовых сотрудников, чья деятельность непосредственно связана с розничной продажей лекарственных препаратов для ветеринарного применения (продавцов), к ним указанные требования предъявляются в обязательном порядке. И, как показывает практика, названный вид нарушения (отсутствие профильного образования у лиц, связанных с деятельностью по реализации лекарственной продукции) довольно часто встречается среди оснований для привлечения организаций (ИП) к административной ответственности (см., например, Решения Арбитражного суда Свердловской области от 15.02.2013 N А60-50521/2012, от 06.12.2012 N А60-51799/2012, Арбитражного суда Приморского края от 11.02.2013 N А51-33563/2012 - необходимое образование отсутствовало у продавцов магазина, Решение Арбитражного суда Кировской области от 07.02.2013 N А28-12395/2012 - у ИП не было сертификата специалиста).

Требования к помещениям для хранения лекарственных средств

Помимо требования к наличию специального образования у руководителя организации (ИП), а также трудового коллектива, при продаже лекарственных препаратов для животных должны соблюдаться требования к помещениям для хранения лекарственных средств и организации их хранения. Так, в соответствии с пп. "з" п. 5 Положения лицензиатом, хранящим лекарственные препараты для ветеринарного применения, должны соблюдаться правила хранения лекарственных средств для ветеринарного применения . В настоящее время указанные правила не разработаны, вместе с тем действуют Правила хранения лекарственных средств <4> (далее - Правила хранения), которые устанавливают требования к помещениям для хранения лекарственных средств для медицинского применения , регламентируют условия хранения указанных лекарственных средств и распространяются на производителей лекарственных средств, организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, медицинские и иные организации, осуществляющие деятельность при обращении лекарственных средств, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность. Проверяющие органы, а также суды требуют от организаций (ИП), осуществляющих розничную продажу ветеринарных препаратов, в отношении требований к помещениям, в которых хранятся лекарственные препараты, соблюдать именно эти Правила.

<4> Утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 N 706н.

Так, в соответствии с п. 3 Правил хранения в помещениях для хранения лекарственных средств должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, позволяющие обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств.

Требование об установке в помещении кондиционеров и другого оборудования, позволяющих обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на упаковке требованиями производителей, приведено в п. 4 Правил хранения. Альтернативой кондиционеру, согласно этой норме, могут быть форточки, фрамуги (открывающаяся верхняя оконная рама, которая позволяет проветривать помещение без сквозняков), вторые решетчатые двери.

В соответствии с п. 7 названных Правил помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами (электронными гигрометрами)) или психрометрами (приборами для измерения влажности воздуха и температуры). Измерительные части этих приборов должны размещаться на расстоянии не менее 3 м от дверей, окон и отопительных приборов. Приборы и (или) части приборов, с которых производится визуальное считывание показаний, должны располагаться в доступном для персонала месте на высоте 1,5 - 1,7 м от пола. Показания этих приборов должны ежедневно регистрироваться в специальном журнале (карте) регистрации на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией (для электронных гигрометров), который ведется ответственным лицом. Журнал (карта) регистрации хранится в течение одного года, не считая текущего.

В Арбитражном суде Свердловской области (Решение от 06.02.2013 N А60-41799/2012) рассматривалось заявление природоохранного прокурора о привлечении индивидуального предпринимателя к ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией. В частности, в ходе проверки был установлен факт нахождения на хранении и реализации лекарственных средств с нарушением допустимого температурного режима, а именно условием хранения отдельных препаратов предусматривалась максимальная температура хранения - не выше +20 град. Цельсия. На момент проверки температура в помещении составила +27 град. Цельсия. При этом в торговом зале магазина, где собственно и хранились лекарственные препараты для животных, отсутствовал прибор для регистрации параметров воздуха в помещении. Об отсутствии приборов учета, а также нарушении режима хранения говорилось также в Решении Арбитражного суда Свердловской области от 20.12.2012 N А60-45360/2012.

Требование к учету лекарственных препаратов с ограниченным сроком годности

В соответствии с п. п. 11, 12 Правил хранения в организациях и у индивидуальных предпринимателей необходимо вести учет лекарственных средств с ограниченным сроком годности на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией. Контроль за своевременной реализацией лекарственных средств с ограниченным сроком годности должен осуществляться с использованием компьютерных технологий, стеллажных карт с указанием наименования лекарственного средства, серии, срока годности либо журналов учета сроков годности. Порядок ведения учета указанных лекарственных средств устанавливается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем. При выявлении лекарственных средств с истекшим сроком годности они должны храниться отдельно от других групп лекарственных средств в специально выделенной и обозначенной (карантинной) зоне.

Если в ходе проверки предприятия торговли устанавливается факт реализации недоброкачественных лекарственных средств для животных (с истекшим сроком годности), уполномоченным органом составляется протокол об административном правонарушении (см., например, Решения Арбитражного суда Приморского края от 21.01.2013 N А51-29409/2012, Арбитражного суда Курганской области от 13.12.2012 N А34-4876/2012).

* * *

Если торговая организация (ИП), реализующая зоотовары, приняла решение продавать в торговой точке помимо кормов и промышленных товаров для животных ветеринарные препараты, первое, что следует сделать - получить лицензию на право осуществления фармацевтической деятельности. Второе очень важное условие (требование) - наличие высшего или среднего специального образования у руководителя организации (если он принимает непосредственное участие в процессе торговли), у индивидуального предпринимателя, осуществляющего фармацевтическую деятельность, а также у продавцов магазина. Нельзя забывать также о требованиях к помещениям, в которых хранятся лекарственные препараты. В торговом зале должен поддерживаться температурный и влажностной режим, уполномоченным лицом вестись ежедневный учет показаний измерительных приборов.

Отметим, что часто проверяющие, осуществляющие контроль за соблюдением ветеринарного законодательства, выявляют не одно, а ряд нарушений. В этом случае к нарушителю может быть применена мера административной ответственности, предусмотренная ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ. В соответствии с данной нормой осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от 4 до 5 тыс. руб.; на юридических лиц - от 40 до 50 тыс. руб. В обоих случаях деятельность нарушителя может быть приостановлена на срок до 90 суток.

С.В.Тяпухин

Эксперт журнала

"Торговля:

бухгалтерский учет

и налогообложение"



Бизнес идеи