Начало введения полного хозрасчета на предприятиях. Хозрасчет. Бюджетирование предприятия и финансовое планирование. Хозрасчетная деятельность предприятия

Экономисты разных стран и народов, относящиеся к самым разным экономическим школам, постоянно обсуждают проблемы хозрасчета. Именно проблемы, а не сам принцип хозяйственного расчета. Идут споры о том, каков уровень рентабельности должен быть у предприятия. Обсуждают систему налогообложения и социальных выплат. Сотрясают воздух визгами о налоге на добавленную стоимость и природной ренте, но никто не хочет детально разобраться, что такое хозрасчет, каковы его особенности в различных способах производства и каковы масштабы его применения.

В РФ до последнего времени превалируют монетарная система экономики. Это происходит во всех сферах жизни, включая науку и культуру, монетизацию социальных льгот. Т.е. хозрасчет, доведенный до абсурда – все виды деятельности должны приносить прибыль. Если та или иная сфера деятельности прибыли не приносит, значит, она не нужна и должна умереть.

Глава 1. Хозрасчет при капиталистическом и социалистическом способах производства

При капиталистическом способе производства хозрасчет – необходимое условие для функционирования любого рода деятельности. Только соотнеся затраты и налоговые выплаты с прибылью, полученной данным предприятием, и получив положительное сальдо между прибылью и затратами, предприятие может успешно функционировать. Отсюда экономия на сырье и материалах, разрыв между оплатой труда и трудозатратами, различные способы уклонения от налогообложения. Неслучайно в США фискальный аппарат Министерства финансов по своей технической оснащенности и уровнем кадровой подготовки значительно превышает АНБ, ЦРУ и ФБР вместе взятые. И немудрено, капиталистический способ производства есть узаконенное воровство, и буржуазное государство строго следит, чтобы размеры этого воровства не превышали допустимых пределов.

Другое дело – социализм. При социалистическом способе производства хозрасчет на отдельно взятом предприятии не только бесполезен, но еще и крайне вреден. В своей работе «Экономические проблемы социализма в СССР» И.В. Сталин говорил, что в социалистическом способе производства в социалистической системе хозяйствования прибыль и рентабельность отдельно взятого предприятия являются показателями косвенными и не должны рассматриваться вообще. Прибыль и рентабельность, говорил И.В. Сталин, должны рассматриваться в масштабе единого народно-хозяйственного комплекса за период 5-10 лет.

Предвижу возмущенные вопли «экономистов» всех мастей: «как можно вести деятельность вне системы хозрасчета, ведь предприятие разорится?» Да, в системе капиталистического производства такое предприятие безусловно разорится, но социалистический способ производства предусматривает в первую очередь создание единого народно-хозяйственного комплекса. Народно-хозяйственный комплекс страны имеет над собой единый планирующий орган. По заданиям этого органа, рассчитанным на достаточно длительный период (5 лет) на единый результат работают все предприятия той или иной отрасли экономики. Неслучайно транснациональные корпорации, действующие в сегодняшнем мире, строят свою деятельность внутри корпорации на принципах социалистического способа производства. Внутри ТНК отсутствуют конкуренция между структурами этой корпорации, отсутствуют подсчеты прибыльности и рентабельности отдельно взятой структуры. Правление корпорации выступает в роли планирующего органа, определяющего количество и номенклатуру производимой продукции в зависимости от конъюнктуры рынка.

Именно такой корпорацией становится социалистическое государство, в котором экономика представляет собой единый народно-хозяйственный комплекс. Если же социалистическое государство этот принцип забывает, то оно очень скоро перестает быть социалистическим, а то и вообще государством, как это случилось с СССР.

Глава 2. Хозрасчет в СССР

Со времен введения НЭПа и начала восстановления и развития экономики страны советская экономическая школа под влиянием Крестинского и Красина начало внедрять в экономику хозрасчет. Для руководства экономикой был организован ВСНХ. Была создана целая сеть трестов, которые работали по принципу хозрасчета. Сразу же проявилась вся вредность хозрасчета для социалистической экономики. Массовые растраты, взятки, приписки заполонили структуру экономики. Хозрасчет стал тормозом на пути экономического развития СССР. Понадобилось вмешательство в это дело Сталина, упразднившего ВСНХ и тресты, создавшего наркоматы по отраслям экономики. Но самое главное И.В. Сталин выполнил указание В.И. Ленина и превратил Госплан из консультативного органа в законодательный.

Именно Госплан с 1925 года начал определять направление развития экономики и выдавать плановые задания для структурных подразделений для различных отраслей (наркоматов).

Экономика СССР сталинского периода практически полностью убрало хозрасчет из применения. Дошло до того, что предприятия "группы А" (производства средств производства) и значительная часть предприятий "группы Б" (производство предметов потребления) не имели своих расчетных счетов. Зарплату на этих предприятиях главные бухгалтера получали не по чекам, снимая ее с расчетного счета, а по накладным. Хозрасчет применялся пока еще только в сельском хозяйстве, где колхозникам, после выполнения плановых заданий по поставкам государству и расчетам за услуги МТС, выдавалась на руки оставшаяся часть произведенного продукта, которую колхозники могли реализовать по своему усмотрению. На хозрасчете находилась так же система промкооперации. Тот самый мелкий и средний бизнес, о страданиях которого взахлеб рыдают нынешние экономисты. А не худо было бы буржуазному государству РФ поучиться у Сталина.

Предприятия промкооперации платили только один налог – налог с оборота. При этом 3/4 страны обувалось, одевалось и снабжалось мебелью предприятиями промкооперации.

Досужие сторонники хозрасчета, как слева, так и справа, не хотят понять, что при социалистическом способе производства финансовые вложения со стороны необходимы только на первоначальном этапе, чтобы достаточно развить систему производства средств производства (построить те самые предприятия, которые будут производить необходимую технику). Далее пополнение общественных фондов потребления, в которые поступает весь продукт произведенный единым народно-хозяйственным комплексом, и перераспределение этого продукта в определенные Госпланом сектора экономики и личное потребление граждан, позволяют резко снизить значение денег, являющихся основным двигателем экономики при капиталистическом способе производства.Именно социалистический способ производства позволил СССР получать ежегодно от 20 до 30% прироста внутреннего ВНП, тем самым, постоянно увеличивать общественные фонды потребления.

Ведь главной целью социалистического способа производства является максимальное удовлетворение постоянно растущих потребностей людей на базе высшей техники. В отличие от капиталистического, главной целью которого является получение максимально возможной прибыли. Благодаря социалистическому способу производства наша страна одержала победу в Великой Отечественной войне. После войны были сделаны дальнейшие шаги по развитию социалистического способа производства. Была отменена сдельная оплата труда, была введена оплата повременно-премиальная согласно ЕТКС (единый тарифно-квалификационный справочник). Цена на любое изделие формировалась без учета промежуточных затрат, а постоянным (ежегодным) снижением цен уравновешивало стоимость изделия с покупательной способностью населения.

В 1950 году после вывода рубля из конвертации, была сформирована дуалистическая система цен: одна цена для внутреннего рынка, другая, в которой учитывались все произведенные затраты, для рынка внешнего. При монополии внешней торговли. Так же являющейся одной из составляющих социалистического способа производства. Разность цен, основанных на золотом эквиваленте инвалютного рубля позволяло СССР как единой народно-хозяйственной корпорации, получать значительный приток продукта в общественные фонды потребления.

Глава 3. Хозрасчет, как средство ломки единого народно-хозяйственного комплекса

После смерти И.В. Сталина началась постепенная ликвидация единого народно-хозяйственного комплекса. Начало этому положил Хрущев. Ликвидировав систему МТС и передав технику колхозам, он с одной стороны – возродил в скрытой форме частную собственность на средства производства, с другой стороны – вывел сельскохозяйственную отрасль экономики из единого народно-хозяйственного комплекса. Хрущев сделал то, от чего предостерегал Сталин в своей работе «Экономические проблемы социализма в СССР». Результаты не замедлили сказаться, впервые наша страна вынуждена была перейти к закупкам продовольствия за рубежом, а население страны испытало на себе новый ввод карточной системы.

Следующим шагом по уничтожению единого народно-хозяйственного комплекса стала реформа 1965 года, разработанная А.Н. Косыгиным. Эта реформа ввела хозрасчет не только для отдельных предприятий, но и в подразделениях внутри предприятий. Это породило эгоистические тенденции в промышленности, открыло дорогу всем тем «прелестям», о которых говорилось ранее. Приписки и взятки, корректировки планов, превратились в повсеместное явление. Госплан из органа определяющего направление развития экономики, превратился бюрократическую контору. Планирующую от достигнутого. Развитие экономики стало экстенсивным, наступил период застоя.

Подавление коммунистических тенденций в нашей экономике, вызванные реформами Косыгина и Хрущева, ликвидировало на деле социалистический способ производства. Восстановление капитализма в нашей стране стало только вопросом времени.

Хельсинское совещание подавило идеологическую борьбу против капитализма в угоду так называемого мирного сосуществования. Новая конституция СССР фактически ликвидировала диктатуру пролетариата, поставив все структуры государства под контроль партии, по сути уже переставшей быть коммунистической.

Глава 4. Ю.В. Андропов – крестный отец горбачевщины и предательства

Стоит ли удивляться, что после всего этого та структура которая была призвана охранять Советское государство от врагов – КГБ стала гнездом в котором и начали зарождаться те самые явления и люди. Которые в дальнейшем приняли самое активное участие в убийстве СССР.

Л.И. Брежнев, очевидно подозревая негативность хрущевско-косыгинских реформ, не давал им ходу выше низовых структур, но эту роль охотно принял на себя Андропов. Еще будучи председателем КГБ, Андропов начал пригревать под своим крылом врагов Советской власти, таких как Ракитов, ставший впоследствии одним из главных советников Андропова. Именно с их подачи зародилась в КГБ и высших эшелонах власти химера о вхождении СССР в Европу. Для этого надо было «всего-навсего» перестроить экономику СССР на капиталистический лад и, отбросив среднеазиатские и кавказские республики, войти в ЕС. Андропова уверил Ракитов, что в этом случае СССР займет лидирующее положение в ЕС. Став после смерти Л.И. Брежнева генсеком и председателем президиума Верховного Совета СССР, Андропов начал активно претворять эти планы в жизнь. Догадайтесь с чего он начал? Правильно с перевода 30 министерств на полный хозрасчет. Он повторил порочную практику 20-х годов. Понимал ли он, что делает? Думаю, что понимал вполне. Перерождение верхушки властных структур СССР к этому моменту зашло уже очень далеко, а все телодвижения по «наведению порядка» и «укреплению дисциплины» есть не более чем ширма для прикрытия действий по уничтожению социалистического государства. Не случайно протеже Андропова М.С. Горбачев и начал свою деятельность в экономике уже с открытого внедрения капиталистического способа производства. Помните кооперативный бум, постигший нашу страну в 1985-1986 году? Это преступное разбалансирование экономики, производилось под крики о хозрасчете, о необходимости внедрения рыночных отношений. Что произошло потом, все хорошо знают, Советского союза не стало.

Заключение

Мы с Вами видим, что хозрасчет для отдельно взятого предприятия может быть продуктивен только при капиталистическом способе производства. Для нашей страны (СССР), для социалистического способа производства хозрасчет отдельно взятого предприятия гибелен. Именно поэтому буржуазные экономисты всех мастей стягивают коммунистов в споры о прибыльности предприятий, всячески вуалируя гибельность хозрасчета для единого народно-хозяйственного комплекса.

Поэтому, Мы – коммунисты должны это понимать.

Марк Соркин

- хозяйственный расчёт, метод планового ведения хозяйства, введённый в СССР , заключается в соизмерении затрат на производство продукции с результатами хозяйственной деятельности на основе самоокупаемости (расходы возмещаются доходами , самофинансирования, самоуправления ).

Государственные предприятия в н.1920-х оказались в совершенно новых условиях. Крайне тяжёлая экономическая ситуация не позволяла государству обеспечивать национализированные предприятия сырьем и топливом. Поэтому было принято решение о переводе их на хозяйственный расчёт. Основными его принципами являлись самоокупаемость, самофинансирование и самоуправление. 12 АВ 1921 в связи с введением НЭПа Совет Труда и Обороны определил новые принципы организации крупных промышленных предприятий (трестов ). Оставаясь в государственной собственности , они получили значительную самостоятельность и были переведены на полный хозрасчёт.

Летом 1921 началось формирование хозрасчётных трестов. Трест, объединявший несколько предприятий, получал права юридического лица , счёт в банке . Трест отчислял в бюджет не всю свою прибыль , а лишь установленные законом налоги и платежи, но не пользовался и государственным финансированием. Он был обязан развивать производство и расплачиваться с работниками и партнёрами за счёт получаемой прибылей. Тресты могли в добровольном порядке объединяться в синдикаты , занимавшиеся организацией закупок и сбыта. По идее , д.б. сформироваться цепочка: потребитель - торговое предприятие - синдикат - трест - предприятие. Всех участников цепочки объединяла материальная заинтересованность в сбыте продукции, а следовательно, в её качестве. На практике государство в лице ВСНХ сохранило широкие полномочия по управлению предприятиями, серьёзно ограничивавшие хозяйственную самостоятельность трестов.

Цели, осуществление и итоги перестройки

В связи с переходом к нэпу изменилась и система комплектования предприятий рабочей силой. Место трудовых армий занял свободный наём рабочей силы через биржи труда. Хозрасчёт предполагал материальную заинтересованность рабочих в результатах работы предприятия. Однако на практике добиться этого почти не удалось. Дело в том, что многие предприятия, особенно в тяжёлой промышленности, работали нерентабельно . Поэтому было невозможно установить прямую зависимость м.прибылью предприятия и зарплатой работников. Её по-прежнему выплачивали на основании норм, расценок и тарифов. Это гарантировало рабочему минимум заработка, но не позволяло получать "слишком много" даже на рентабельных предприятиях. Т.о., переход к нэпу породил сложные проблемы, связанные с попыткой совместить элементы рыночной экономики с сохранением предприятий, трестов и синдикатов в государственной собственности.

В с.1980-х хозяйственный расчёт провозглашается одним из главных средств роста экономики.

Армия

Лесное и сельское хозяйство

Сущность принципы и система хозрасчета Хозрасчет это экономическая категория выражающая отношения в области производства распределения обмена и потребления продукции. Целью хозяйственного расчета является рачительное ведение хозяйства соблюдение режима экономии окупаемости затрат и обеспечение рентабельности производства. При этом следует отметить то что в предприятии происходит соединение средств производства и рабочей силы и на этой основе осуществляется процесс производства продукции. Среди важнейших принципов хозрасчета в...

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РАСЧЕТ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

12.1. Сущность, принципы и система хозрасчета.

12.2. Формирование хозрасчетных производственных подразделений.

12.3. Развитие отношений собственности и форм хозрасчета.

12.4. Организация внутрихозяйственных экономических отношений.

12.1. Сущность, принципы и система хозрасчета

Хозрасчет – это экономическая категория, выражающая отношения в области производства, распределения, обмена и потребления продукции. Он представляет собой форму экономических отношений, материальной ответственности и материальной заинтересованности между государством и предприятиями, между отдельными предприятиями, между предприятием и его подразделениями, а также между ними внутри предприятия.

Целью хозяйственного расчета является рачительное ведение хозяйства, соблюдение режима экономии, окупаемости затрат и обеспечение рентабельности производства. Сущность же хозяйственного расчета состоит в совокупности механизма и средств, с помощью которых достигается конечный результат – эффективное хозяйствование.

Хозрасчет обеспечивает на основе товарно-денежных отношений взаимное соответствие ресурсов сельхозпредприятий и результатов их деятельности. При этом система хозрасчетных отношений отражает динамичное движение ресурсов, а также постоянно возобновляемый кругооборот фондов предприятия.

Таким образом, хозрасчет – это экономическая категория, выражающая производственные отношения, развивающиеся на основе оборота материальных и финансовых ресурсов в предприятиях любой формы собственности.

Хозрасчет охватывает всю сферу производственных отношений, которые строятся на основе таких стоимостных форм, как товар, цена, себестоимость, стоимость, деньги, прибыль. Это означает, что в предприятии хозяйственный расчет как экономическая категория взаимодействует с другими категориями, обусловленными экономическими законами. При этом следует отметить то, что в предприятии происходит соединение средств производства и рабочей силы и на этой основе осуществляется процесс производства продукции. Поэтому к предприятию непосредственно можно отнести весь комплекс взаимосвязанных принципов хозрасчета.

Среди важнейших принципов хозрасчета в сельхозпредприятиях можно выделить следующие:

1) окупаемость затрат и самофинансирование;

2) государственное регулирование экономики и самоуправление коллектива;

3) материальная заинтересованность коллектива и каждого работника в конечных результатах производства;

4) материальная ответственность коллектива и работника за конечные результаты производства;

5) контроль рублем за хозяйственной и финансовой деятельностью.

Принцип самофинансирования означает, что все затраты осуществляются предприятиями из своих средств. Суть данного принципа состоит не только в окупаемости затрат, но и в собственном получении денежных средств на производственное и социальное развитие предприятия. Это означает, что выручка предприятия от реализации продукции и услуг должна быть достаточной для создания как фонда потребления, так и фонда накопления.

Государство сохраняет за собой право регулировать основные параметры рынка (тарифы, процентные и налоговые ставки и др.). Регулируя их уровень, оно имеет возможность создавать менее выгодные условия производства и реализации. Таким образом государство централизованно регулирует структуру и объем производства сельскохозяйственной продукции.

Хозрасчет по настоящему будет действенным, если наряду с изложенными выше принципами найдет свое отражение в трудовой деятельности каждого члена коллектива сельхозпредприятия, создаст у него заинтересованность в выполнении порученного дела. Все это выражается в принципе материальной заинтересованности. В соответствии с этим принципом должна быть построена вся система стимулирования работников: оплата труда, премии, выплаты по итогам года. Каждый член коллектива предприятия должен быть материально заинтересован в улучшении производственных и финансовых показателей предприятия, то есть должна быть тесная связь оплаты труда с конечными результатами работы предприятия и размером прибыли.

С принципом материальной заинтересованности тесно связан другой важный принцип хозрасчета – материальной ответственности, который предусматривает строгое соблюдение финансовой дисциплины и ответственности коллектива за использование материально-денежных средств. На практике реализация данного принципа осуществляется в форме постоянного соизмерения затрат с хозяйственными результатами на всех стадиях производства.

Функционирование предприятий повседневно контролируется рублем. Здесь важную роль играет финансово-банковская система. Финансовые органы контролируют своевременность уплаты налогов. Применение банком кредитных санкций побуждает руководителей предприятий эффективно использовать все имеющиеся ресурсы. Такие рычаги воздействия на предприятия, как срочность, возвратность, целевое направление кредитов и другие позволяют банкам активно влиять на производство и обращение товаров, выявлять и вносить предложения по ликвидации потерь бесхозяйственности, сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей, непроизводительных расходов.

Максимальный эффект достигается при полном осуществлении всех принципов хозрасчета. При этом необходимо отметить, что наиболее полно раскрывается сущность хозрасчета при рассмотрении его как системы.

Под системой хозяйственного расчета понимается совокупность принципов и приемов, применяемых для повышения его эффективности. Все элементы системы хозяйственного расчета взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, без товарно-денежных отношений производство не может успешно функционировать и развиваться. В то же время товарно-денежные отношения непосредственно связаны с особенностями многоукладной экономики и формами собственности. Система хозрасчета постоянно приобретает новые свойства, совершенствуется.

Таким образом, согласованное взаимодействие всех элементов системы хозрасчета обеспечивает его эффективное функционирование.

По форме организации хозрасчет подразделяется на общехозяйственный и внутрихозяйственный. Общехозяйственный расчет определяет экономические взаимоотношения отдельных хозяйств с государством и другими предприятиями. Внутрихозяйственный расчет предполагает взаимоотношения, складывающиеся внутри предприятия: между предприятием и его подразделениями, а также между самими подразделениями.

12.2. Формирование хозрасчетных производственных подразделений

Современный период развития АПК Республики Беларусь характеризуется многообразием форм собственности, внедрением хозрасчетных отношений, повышением экономической самостоятельности трудовых коллективов. В такой ситуации особенно важно, чтобы все внутрихозяйственные подразделения имели возможность самостоятельно распоряжаться произведенной продукцией, выбирать форму и каналы ее реализации, распоряжаться по своему усмотрению полученным хозрасчетным доходом и пользоваться одинаковыми правами при материально-техническом обеспечении. Решение подобных задач обуславливает необходимость ведения производства и организации внутрихозяйственных экономических взаимоотношений на хозрасчетной основе.

Современное сельхозпредприятие представляет собой совокупность производственных, обслуживающих и вспомогательных подразделений. Их главная задача состоит в том, чтобы в конечном итоге обеспечить повышение эффективности не только своей работы, но и сельхозпредприятия в целом.

Поэтому при формировании данных подразделений отдельного сельхозпредприятия, обосновании размера и состава необходимо учитывать не только их сочетание, но и существующие и возникающие связи и отношения между ними. В частности, это могут быть как организационно-технические и технологические связи, так и социально-экономические отношения внутри и между подразделениями.

Таким образом, организационное построение сельхозпредприятия должно способствовать не только рациональному формированию внутрихозяйственных подразделений с точки зрения технологических связей, но и становлению социально-экономических отношений, способствующих повышению трудовой активности работников. В практике хозяйствования сложилось две формы организационного построения производственных подразделений: по отраслевому принципу (производственные бригады, цеха) и территориальному (комплексные производственные бригады, участки). Однако шаблонного подхода здесь не должно быть, так как в одном случае эффективны будут отраслевые подразделения, а во втором – комплексные.

Все внутрихозяйственные подразделения должны располагать постоянным составом работников, определенными земельными угодьями, зданиями и сооружениями, а также тракторами, сельхозмашинами и другими средствами производства в размерах, необходимых для эффективной производственной деятельности.

Размер и состав трудовых коллективов должен соответствовать следующим условиям:

1) обеспечивать высокую степень самостоятельности в выполнении основных работ (при этом не менее 80-85% рабочего времени трудовой коллектив должен быть занят у себя в подразделении);

2) полностью учитывать трудоемкость работ, определяемую по технологическим картам;

3) обеспечивать максимально возможную занятость механизаторов по периодам сельскохозяйственного года;

4) создавать возможность рациональной организации трудовых процессов, исключающих потери рабочего времени;

5) способствовать формированию у работников коллективных интересов, взаимного контроля и развития между ними чувства доверия, взаимопомощи и взаимовыручки;

6) обеспечивать эффективное управление работами со стороны руководителя на основе его личных контактов с членами коллектива.

Определение рациональной численности трудового коллектива можно вести несколькими способами.

Суть первого состоит в том , что по нормативам затрат труда на 1 га культур определяются общие затраты на всю площадь, закрепленную за коллективом. Затем путем деления общих затрат на годовой фонд рабочего времени одного работника определяется потребность в работниках на весь объем работ.

Например, за трудовым коллективом закреплен севооборот с полным набором культур площадью 1190 га, общие затраты механизированного труда по коллективу – 28000 чел./ч., возможный годовой фонд рабочего времени одного работника – 1939 чел.-ч. [(365 дней – 52 выходных дня – 8 праздников, приходящихся на рабочие дни – 24 дня отпуска) * 7 часов]. Тогда численность коллектива составит примерно 12 чел. (28000:1939*0,85) механизаторов.

Второй способ заключается в том , что на основании техкарт составляют рабочие планы и определяют объемы работ по каждой культуре путем деления которых на производительность агрегата определяют количество нормо-дней. Последние следует разделить на количество рабочих дней по плану и найти ежедневную потребность в механизаторах. Сложив эти данные по всем культурам, находят ежедневную потребность в механизаторах на каждое число месяца и, умножив на количество рабочих дней, определяют общие затраты труда. От суммы последних берут 80-85% работ, выполненных своим коллективом, и делят, как и в первом случае, на возможный годовой фонд рабочего времени одного механизатора.

По третьему способу численность трудового коллектива можно определить при помощи коэффициента относительной энергоемкости возделывания и уборки сельхозкультур, который равен для: однолетних трав – 0,8, яровых зерновых – 1, озимых зерновых – 1,3, льна – 1,6, кукурузы на силос – 2,6, кормовых корнеплодов – 3, картофеля – 4. Умножив площадь каждой культуры на соответствующий коэффициент относительной энергоемкости, находят приведенную площадь, разделив которую на закрепленную за коллективом обрабатываемую площадь, получают средний коэффициент относительной энергоемкости. При его средней величине 1,43 за трудовым коллективом можно закреплять обрабатываемую площадь из расчета 90-100 га на человека.

Руководитель коллектива избирается на его собрании и в последующем утверждается администрацией хозяйства (правлением СПК или директором унитарного предприятия). Он на основании предоставленных ему полномочий представляет коллектив в отношениях с администрацией сельхозпредприятия, заключает договоры, совершает иные действия в интересах всего коллектива и несет ответственность за расходование денежных средств. Перечисление и выдача последних со счета производится только по его распоряжению.

Необходимые коллективу средства производства определяются по нормативам потребности на 1000 га площади пашни (посева культур). Они могут быть переданы ему в пользование и распоряжение или в аренду на определенный срок на договорной основе по акту с указанием технического состояния, возраста и балансовой стоимости, а также вида угодий, площади и качественного состояния (балльной оценки).

12.3. Развитие отношений собственности и форм хозрасчета

Собственность – это полное обладание вещами, предметами (владение, пользование и распоряжение ими). В производстве собственность выступает как надежная опора для человека лишь тогда, когда, во-первых, она персонифицированно выступает в качестве частной собственности, индивидуальной или групповой и, во-вторых, когда ее вещественный состав (средства производства) соединяется с живым трудом, дает доход и в процессе вложений растет. Формы собственности лежат в основе понятий «разгосударствление» и «приватизация». Разгосударствление и приватизация – это процесс изменения формы владения собственностью. Понятие «владение» имеет здесь двойной смысл: владеть – иметь свою собственность, владеть – управлять собственностью.

Разгосударствление экономики представляет собой процесс перехода от государственной экономики к экономике многоукладной. Процесс разгосударствления экономики состоит из разгосударствления собственности. Он включает децентрализацию управления, освобождение государства от функций прямого хозяйственного управления и смену форм и отношений собственности (приватизацию). Разгосударствление хозяйственного механизма и приватизация проводятся с целью ликвидации монополии государственной собственности, формирования свободных товаропроизводителей и создания условий для конкуренции. Разгосударствление хозяйственного механизма проводится путем передачи имущества госпредприятия в аренду или заключения контракта с его директором. Тем самым государство, оставаясь собственником имущества, освобождается от некоторых функций прямого хозяйственного управления. Второе направление разгосударствления экономики – приватизация обязательно сопровождается сменой собственника. Различие между названными направлениями разгосударствления экономики состоит в степени свободы товаропроизводителей.

В результате разгосударствления хозяйственного механизма и разгосударствления собственности обеспечивается вывод предприятий и организаций из государственного подчинения. В этом случае им придается статус свободных хозяйственных субъектов, деятельность которых осуществляется в конкурентной борьбе. В Республике Беларусь преобразование государственной собственности в сельском хозяйстве проходит через процесс приватизации. При этом наиболее эффективным путем является переход государственной собственности преимущественно к членам трудового коллектива. Учитывая то, что земля является государственной собственностью, объектом приватизации являются имущество и основные средства производства. Организационно-экономической основой таких преобразований является формирование долевого фонда. Определение имущественной доли и передача ее стоимости предоставляет ее владельцу экономическую свободу в выборе формы хозяйствования. В частности он может: 1) работать единолично и вести фермерское хозяйство; 2) объединить свой капитал с другими собственниками и не быть самостоятельным хозяином; 3) продать, передать по наследству и т.д.

На практике при выборе рыночных форм хозяйствования необходимо исходить из следующих принципов:

1) экономической целесообразности, то есть освоение новых форм хозяйствования должно сопровождаться стабилизацией или ростом производства;

2) не разрушать социального облика села. Обеспечить всем производителям сельхозпродукции равные условия пользования объектами производственной и социальной инфраструктуры;

3) максимально учитывать конкретные местные условия, специализацию, уровень обеспеченности трудовыми и материальными ресурсами, размещение производственных и социальных объектов, сложившуюся психологию и навыки людей;

4) обеспечение предельной интеграции исполнительских и управленческих функций;

5) обеспечение беспрепятственного развития личного подсобного хозяйства, участия в различных организационных структурах;

6) последовательность перехода к новым формам хозяйствования;

7) добровольность выбора форм хозяйствования. Свою судьбу определяют только сами владельцы имущественных паев.

Выше указанные принципы могут быть реализованы при реформировании сельхозпредприятий в следующих вариантах:

1) все члены бывшего СПК или унитарного предприятия (УП) добровольно объединяют свои имущественные паи и организуют на базе нынешнего хозяйства акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив;

2) члены структурных подразделений объединяют имущественные доли и самостоятельно создают в рамках нынешнего хозяйства несколько акционерных обществ или кооперативов с последующим объединением их на добровольной основе в ассоциацию;

3) выделение небольших самостоятельных внутрихозяйственных коллективов, желающих работать на арендной основе. Постепенно они приобретают в свою собственность арендуемые средства производства и становятся полными их собственниками;

4) СПК (УП) полностью разделяется на малые коллективы, самостоятельные крестьянские хозяйства, которые объединяются в союз или ассоциацию для координации и организации совместных подразделений по производственным услугам, использованию социальных объектов, материально-техническому обслуживанию, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции.

На современном этапе в сельхозпредприятиях Республики Беларусь система хозрасчета строится исходя из следующих экономических условий, которые регламентируют хозрасчетную деятельность:

1) госзаказ на поставку отдельных видов сельскохозяйственной продукции;

2) реализация остальной сельскохозяйственной продукции по договорам;

3) рынок средств производства;

4) договорные цены на сельскохозяйственную продукцию;

5) единые закупочные цены на продукцию, поставляемую по госзаказу;

6) свободное выделение кредитов при гарантии возврата ссуды в установленный срок.

Переход к рыночным отношениям отражается также на формировании и использовании прибыли. В этой связи различают следующие формы хозрасчетных отношений: нормативное распределение прибыли (рис. 1), нормативное распределение хозрасчетного дохода (рис. 2) и безнормативное распределение.

Большое внимание в хозрасчетных предприятиях уделяется использованию прибыли. В первую очередь определяется часть балансовой прибыли, облагаемая налогами. Балансовую прибыль уменьшают на дивиденды по акциям и другим ценным бумагам, на доходы от долевого участия в совместных предприятиях. Из оставшейся суммы прибыли производится уплата налогов: на прибыль, с оборота (в случае производства продукции,

Рис. 1. Схема распределения прибыли

облагаемой этим налогом), а также местные налоги и сборы. Остальная часть прибыли используется по собственному усмотрению без регламентации распределения ее по отдельным фондам.

Таким образом, рассматриваемую форму хозрасчета можно назвать безнормативной. С ее освоением усиливаются хозрасчетные принципы функционирования в условиях рынка, повышается роль налоговой системы, расширяется самостоятельность предприятий в организации производства и распоряжении результатами деятельности.

Рис. 2. Схема распределения дохода.

12.4. Организация внутрихозяйственных экономических отношений

В условиях развития свободной рыночной экономики, особенно на начальной стадии, когда издержки переходного периода влекут падение эффективности материального производства, становится актуальной проблема коренного изменения механизма управления экономикой сельхозпредприятия. Одним из путей решения данной проблемы является усиление воздействия внутрихозяйственных экономических рычагов на конечные результаты работы сельхозпредприятия.

В общем виде элементами системы внутрихозяйственных экономических взаимоотношений могут быть подсистемы планирования, экономического стимулирования и ответственности, определяющие имущественные, производственные и финансовые отношения между сельхозпредприятием и его структурными подразделениями, а также непосредственно между самими подразделениями (основными, вспомогательными и обслуживающими).

Конечной целью функционирования данной системы является получение сельхозпредприятием прибыли путем производства и реализации конкурентоспособной сельхозпродукции высокого качества. При этом движущей силой системы является мотивационный механизм частичного саморегулирования, который наряду с командно-административными методами находится в основе функционирования системы.

Сутью данного механизма является то, что на внутрихозяйственном уровне вводится экономическое и материальное стимулирование. Оно базируется на принципах самоокупаемости и самофинансирования внутрихозяйственных подразделений сельхозпредприятия и опосредуется через экономическую заинтересованность трудовых коллективов в максимальном повышении конечных результатов, как своего подразделения, так и сельхозпредприятия в целом. При этом обеспечение экономического стимулирования происходит посредством предоставления подразделениям относительной самостоятельности, а также возможности распоряжаться частью конечных результатов своего труда в виде определенной доли прибыли. В их компетенцию в данном случае входит самостоятельное решение вопросов оперативного планирования, регулирования и управления производством в рамках подразделения.

Для организации внутрихозяйственных экономических взаимоотношений на вышеизложенных принципах в сельхозпредприятии должны быть созданы следующие условия:

1. Относительная имущественная самостоятельность внутрихозяйственных подразделений . Это условие обеспечивается путем закрепления за подразделениями определенной части основных средств производства, которые могут быть сданы ему в аренду. Такая имущественная самостоятельность обеспечивает подразделениям организационную самостоятельность в сфере производства и является необходимым условием для предоставления ему экономической самостоятельности;

2. Относительная экономическая самостоятельность производственных подразделений может быть достигнута посредством сокращения количества централизованно доводимых показателей и использования внутри подразделений отдельных элементов рыночной экономики. В частности, в сельхозпредприятиях вводится механизм формирования расчетных (договорных) цен на производственную продукцию и оказанные услуги с целью осуществления взаиморасчетов как между подразделениями, так и между подразделением и администрацией сельхозпредприятия. В этом случае экономическая самостоятельность призвана усилить на уровне подразделений воздействие таких принципов, как экономическая заинтересованность и экономическая ответственность, а также соизмерение затрат с конечными результатами деятельности;

3. Относительная финансовая самостоятельность подразделений . Данное условие осуществляется путем организации системы финансовых расчетов на внутрихозяйственном уровне. С этой целью в рамках системы внутрихозяйственных экономических взаимоотношений образуется внутрихозяйственный финансово-расчетный центр (ФРЦ). В этом случае все взаиморасчеты межу сельхозпредприятием и его подразделениями, а также между подразделениями за материальные ресурсы, произведенную продукцию и оказанные услуги производятся на основе установленных расчетных (договорных) цен;

4. Создание внутрихозяйственной рыночной инфраструктуры . Это условие подразумевает формирование различных субъектов экономических взаимоотношений внутри сельхозпредприятия. В частности, к ним могут относится как подразделения основного (растениеводство и животноводство), так и вспомогательного и обслуживающего производства (автопарк и ремонтная мастерская), а также ФРЦ, планово-экономическая служба и др.;

5. Организация внутрихозяйственных договорных отношений между подразделениями, а также между сельхозпредприятием и его подразделениями предусматривает заключение внутрихозяйственных договоров на аренду основных средств производства, на постановку материально-технических ресурсов и произведенной сельхозпродукции, на выполнение определенных работ и оказание услуг. В этих договорах в обязательном порядке указываются наименования, объем и сроки поставки, различные нормы и нормативы, внутрихозяйственные расчетные (договорные) или реализационные (закупочные) цены, обязанности и ответственность сторон и т.д.

Таким образом, вышеизложенная система внутрихозяйственных экономических взаимоотношений должна обеспечить мобилизацию внутренних резервов и ресурсов сельхозпредприятия для достижения максимальных результатов, что чрезвычайно важно в современный период развития и становления рыночных отношений.


ДЕНЕЖНАЯ ВЫРУЧКА

Фонд оплаты труда

и другие затраты

РИБЫЛЬ

Расчеты с бюджетом и вышестоящим органом

Уплата

процентов за кредит

ОСТАТОЧНАЯ ПРИБЫЛЬ

Фонд социального развития

Фонд развития производства, науки и техники

Фонд материального поощрения

ДЕНЕЖНАЯ ВЫРУЧКА

МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ

ДОХОД

РАСЧЕТЫ С БЮДЖЕТОМ И ВЫШЕСТОЯЩИМ ОРГАНОМ

УПЛАТА ПРОЦЕНТОВ ЗА КРЕДИТ

ХОЗРАСЧЕТНЫЙ ДОХОД

ФОНД РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА, НАУКИ И ТЕХНИКИ

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ЕДИНЫЙ ФОНД ОПЛАТЫ ТРУДА


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60180. Сценарий праздника «Посвящение в первоклассники» 100 KB
Вас можно назвать настоящими учениками. 1ый ученик: Поступил я осенью в школу в 1ый класс Я считаюсь школьником с первого числа 2ой ученик: Пришли мы в нашу школу в просторный светлый дом Где много дней веселых вместе проведем.
60181. Традиції святкування Масляної в Україні 497 KB
Зима Чайковського Ведуча: Масляна - час ігор і розваг. Зявляється Цариця Зима з наказом ЦЗ: Я - цариця Зима. Цариця Зима. Ведуча: Так ось воно що отже зима не хоче поступатися своїм місцем Весні.
60182. Японія – далека і близька. Інтегрований позакласний захід 98.5 KB
Давня назва Японії Ніппон що означає джерело Сонця. Звязок Японії з іншими країнами світу здійснюється морським шляхом. Державний герб Японії і особиста емблема імператора жовта хризантема...
60186. Стройові прийоми і рух без зброї 131 KB
Строї та їх елементи стройове положення повороти на місці рух стройовим і похідним кроком вихід зі строю підхід до начальника повернення до строю. вихід зі строю підхід до начальника повернення до строю.
60187. Постороение выкроек головных уборов 29.5 KB
Форма козырька его длина будут зависеть только от Вашей фантазии И наконец построение круглой шляпки но состоящей не из клиньев а как бы из двух полукруглых бочков и средней части имеющей прямоугольную форму.

Система хозрасчета в экономической теории считается одной из самых сложных для изучения. Эта категория обладает исторически переходящим характером. Принципы хозрасчета обусловливаются Рассмотрим эту категорию подробнее.

Общая характеристика

Хозрасчет - это один из инструментов, который используется при решении социально-экономических задач. Он предполагает применение стоимостных категорий и показателей, адекватных им. Хозрасчет - это метод устранения противоречий между и ценой товара в условиях функционирования социально ориентированной рыночной модели.

Особенности развития

Введение хозрасчета началось с 1922 г. Первоначально он именовался коммерческим. По мере укрупнения плановых начал в сфере управления он стал хозяйственным. Прежде предприятия финансировались бюджетными средствами. Средства направлялись в соответствии с фактическими расходами на выпуск товаров. При таком финансировании почти не повышалась. Введение хозрасчета направлено на формирование экономического стимула для ее роста. Кроме этого за счет него обеспечивается экономия финансовых, трудовых и

Специфика внедрения

В социалистической практике было предпринято несколько попыток перейти на такую систему финансирования. Однако все они проваливались. Причин этому было много. В качестве основной из них выступало отсутствие конкуренции, состязательности экономических субъектов - продавцов, собственников, потребителей. В условиях рынка хозрасчет - это необходимое условие развития бизнеса. Он становится одним из важнейших экономических инструментов.

Принципы хозрасчета

Организация финансирования строится на основании:


Выводы

Как видно из приведенных выше положений, суть рыночной модели в полной мере отражает именно хозрасчет. Год принимается за отчетный период. По его окончании проводится анализ достигнутых показателей. В ходе него выявляются слабые и сильные стороны принятой концепции развития предприятия. На основании сделанных выводов формируются задачи на следующий период.

Развитие модели

При таком способе хозяйствования встает вопрос о переносе принципов, приведенных выше, с предприятия в целом на конкретного сотрудника. Речь, в частности, о формировании внутренней модели, выступающей как инструмент повышения результативности труда. Эффективная деятельность организации в условиях рынка возможна при четком и правильно организованном взаимодействии всех подразделений, заинтересованности коллективов и отдельных служащих в достижении высоких показателей. Как показывает практика, выдвижение хозрасчета в качестве метода и принципа хозяйствования на уровне первичных звеньев, базирующихся на сравнении результатов с расходами, непосредственно и прямо не стимулирует работников и не усиливает их ответственность за итоги деятельности. В этой связи требуется приближение модели к конкретному сотруднику. Другими словами, цели и ориентиры хозрасчета переносятся на внутрихозяйственные взаимоотношения.

Ключевые задачи

Внутренний хозрасчет предполагает финансирование цехов, производственных единиц, служб, отделов и прочих подразделений, участвующих в экономических отношениях. Он необходим для эффективного использования резервов и достижения более высоких результатов в работе всей компании в целом. В качестве ключевых задач внутреннего хозрасчета выступают:


Внутренний хозрасчет выступает как органическая часть общей системы хозяйствования предприятия. Он формируется при сочетании самостоятельности подразделения и централизованного планового руководства, рентабельности и окупаемости, материальной ответственности и заинтересованности, единства интересов каждого сотрудника и всего коллектива в целом.

Первый из экономических методов управления - хозрасчет. Что это такое?

В слове „хозрасчет" две составляющие: „хозяйственный" и „расчет". Главным здесь является первое слово, а „расчет" - второстепенным, хотя и важным. Представление, что стоит только правильно рассчитать и все пойдет, как но маслу, - вредная иллюзия. Рассчитывали мы и раньше, до перестройки. Этим, как и сегодня, занималась целая армия квалифицированных людей. Думаю и сейчас бухгалтер, экономист средней руки сумеет рассчитать все, что потребуется. А вот слово „хозяйственный" в наши дни приобрело совершенно новый смысл. Его связали с понятием „хозяин". Ибо полный хозрасчет - это прежде всего механизм относительной экономической и управленческой самостоятельности предприятия. Независимость, чувство полного хозяина - вот что рождает глубокую, кровную заинтересованность работника в конечном результате труда. И в этом главный смысл современного хозрасчета.

Полный хозрасчет в сочетании с самофинансированием обеспечивает хозяйственную самостоятельность предприятия. При этом производственная и социальная деятельность на предприятии, а также оплата труда осуществляются за счет средств, заработанных трудовым коллективом. Материальные затраты на производство и социальную сферу возмещаются из выручки, полученной при реализации продукции, работ и услуг, производимых предприятием. В этих условиях главным обобщающим показателем успешности хозяйственной деятельности становится прибыль или доход. После того как часть прибыли или дохода будет выплачена но обязательствам предприятия в бюджет страны, банкам и вышестоящим органам управления, все, что останется, поступает в полное распоряжение трудового коллектива и расходуется на развитие производства, оплату труда и социальные нужды, прежде всего на строительство жилья работающим. Исходя из этой общей установки, на каждом предприятии но выбору трудового коллектива может вводиться одна из возможных форм, или, как часто говорят, моделей хозрасчета.

Выбор модели хозрасчета предприятия, приспособление ее к конкретным условиям хозяйствования на данном заводе или фабрике - важнейшая задача руководителя и совета (правления) предприятия. Полезно для решения этой задачи привлекать независимых консультантов: управленцев, экономистов, правовиков.

Все, что выше говорилось о хозрасчете, в частности, о его моделях относится к предприятию в целом. Но хозрасчетные отношения должны формироваться и внутри предприятия, между его подразделениями, вплоть до рабочего места. В какой мере признаки полного хозрасчета предприятия в целом могут быть реализованы в его низовых звеньях - в подразделениях? Таких признаков, обязательных для полного хозрасчета предприятия, известно по крайней мере пять: 1) хозяйственная самостоятельность: 2) самоокупаемость; 3) материальная заинтересованность; 4) материальная ответственность; 5) контроль рублем.

Совершенно очевидно, что присутствие всех этих признаков характерно, как правило, лишь для предприятия в целом и обеспечивается наличием у него статуса юридического лица, обособленным балансом, наличием счета в банке.

Далеко не каждое, даже крупное, подразделение предприятия является в этом смысле полностью самостоятельным в хозяйственном отношении и самоокунаемым. Не все подразделения могут быть, например, заинтересованы в конечном результате труда, не все могут нести полную материальную ответственность за свою деятельность, не каждому из них доступен контроль рублем. Следовательно, о полном хозрасчете внутри предприятия следует говорить с большой осмотрительностью. В большинстве случаев речь может идти лишь о частичном хозрасчете, об элементах хозрасчета подразделений в рамках полного хозрасчета предприятия в целом.

В зависимости от степени развитости хозрасчетных отношений внутренний хозрасчет, таким образом, может быть разной полноты: от весьма слабою до полного. Кратко охарактеризуем наиболее типичные формы внутренних хозрасчетных отношений но степени нарастания их полноты.

1. Административная форма. Здесь внутренний хозрасчет близок к нулю. Полный хозрасчет организуется лишь на уровне предприятия в целом. Экономическая деятельность подразделений регламентируется и направляется административным путем - приказами, расписывающими хозрасчет сверху вниз, вплоть до рабочего места. Вся работа строго регламентируется заданиями, не оставляя места для инициативы и творчества. Задача работающих - точное выполнение приказа-задания. За это они отвечают в административном порядке. Оплата труда здесь чаще повременная, но может быть и сдельная, которая благодаря „выводиловкс" мало чем отличается от повременной. Это привычная традиционная форма доперестроечного хозяйственного механизма. Хозяина нет - просто ведутся формальные арифметические расчеты. Заинтересованность в количестве и качестве труда весьма слабая - больше положенного не заработаешь. Наличие такой административной формы внутреннего хозрасчета даже при условии полного хозрасчета и самофинансирования предприятия в целом губит идею экономического управления „на корню".

2. Целевая форма. Здесь подлинного хозрасчета несколько больше. Предприятие, перешедшее на полный хозрасчет, расписывает свои конечные общие задачи по частным ожидаемым результатам и выдает их подразделениям в виде целей деятельности. Эти цели обеспечиваются но нормативам необходимыми ресурсами: трудовыми (заработной платой), материалами, сырьем, оборудованием, энергией. Пути достижения целей не регламентируются. Смысл внутреннего хозрасчета здесь в том, что сэкономленные ресурсы остаются в распоряжении трудового коллектива и ему частично выплачивается их стоимость (определенная доля от экономии).

3. Подрядная форма. В этом случае предприятие дает хозрасчетным подразделениям задания на работу (подряд) и выделяет необходимое для работы оборудование (основные фонды). Подразделение оплачивает своему предприятию выделенное оборудование и его амортизацию. При этом предприятие обеспечивает работу основных фондов энергией, техническим обслуживанием и ремонтом.

Одна из главных причин - административное давление, которому бригада не в силах противостоять. Сплошь и рядом нарушаются три главные „артельные" заповеди бригадного подряда: стабильность нормативов, самостоятельное определение бригадой своего состава и порядка распределения заработка. Отход от этих „артельных" принципов делает бригадный подряд простой формальностью и не дает эффекта.

4. Форма „долевого участияПодразделения работают на основе заданий своего хозрасчетного предприятия на выделенных им или закрепленных за ними основных фондах. Смысл внутреннего хозрасчета здесь в том, что оплата труда подразделениям производится на основе их долевого участия в хозрасчетном доходе предприятия, перешедшего на полный хозрасчет. Эта доля определяется заранее и носит стабильный характер. Она может корректироваться в меньшую сторону лишь на основе предъявленных подразделению обоснованных хозрасчетных претензий.

Опыт первых лет перестройки показал, что все описанные формы внутреннего хозрасчета оказались недостаточно сильными для того, чтобы вытянуть прочно засевший в болото нредкризиса экономический воз.. Поэтому следует обратить внимание на более сильные формы хозрасчетных отношений. Среди них такая прогрессивная форма хозрасчета предприятия и его подразделений, как аренда.

5. Арендная форма. Подразделения арендуют, т. е. берут во временное пользование за определенную плату у своего хозрасчетного предприятия основные фонды (оборудование, транспорт, помещения и т. д.). На арендуемое имущество и производимую продукцию подразделение-арендатор приобретает определенные юридические права хозяина: может самостоятельно заключать договоры как с другими подразделениями предприятия, так и со сторонними организациями. Арендный договор заключается, как правило, на длительный срок. Доход подразделения за вычетом арендной платы, обычных выплат в бюджет и отрасли, а также материальных производственных затрат поступает в полное распоряжение трудового коллектива подразделения. Никто до конца срока аренды не вправе пересматривать нормативы отчислений и осуществлять другое вмешательство в хозяйственную деятельность арендатора.

6. Полный хозрасчет подразделения. Он может иметь место лишь при наличии у хозрасчетного подразделения всех пяти вышеупомянутых признаков полного хозрасчета: хозяйственной самостоятельности, самоокупаемости, материальной заинтересованности, материальной ответственности, контроля рублем. Это высшая форма внутреннего хозрасчета. Средства труда могут арендоваться как у собственного хозрасчетного предприятия, гак и у сторонних организаций. Оплата труда идет за счет валового дохода (как по второй модели). Подобную форму полного хозрасчета, сочетающегося с арендой, иногда называют третьей моделью.

С полным хозрасчетом предприятия и формами внутреннего хозрасче-



Енвд