Какую ответственность несут работники образования. Диспетчер образовательного учреждения. I. Общие положения

На учителя, как и на любого другого работника, может быть возложена дисциплинарная ответственность. В соответствии с трудовым законодательством можно выделить общую и специальную ответственность учителя. Общая дисциплинарная ответственность регулируется нормами трудового права и по своему содержанию совпадает с ответственностью всех работников, специальная - регулируется нормами трудового и образовательного законодательства.

Помимо общих оснований для увольнения, основаниями для увольнения педагогических работников являются:

  • - повторное в течение года грубое нарушение Устава образовательного учреждения;
  • - применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью ученика (к методам физического насилия относят преднамеренное нанесение физических повреждений, применение физической силы, принудительное физическое воздействие на учащегося, которое распознается не только по внешнему виду ребенка, но и по его психическому состоянию. К методам психического насилия относят воздействие на обучающегося, которое причиняет ему душевные страдания, понижает его нравственный и социальный статус. Психическое насилие может выражаться в различных формах: преднамеренная изоляция обучающегося; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих возрасту; систематическая необоснованная критика; демонстративное негативное отношение к учащемуся. Применение таких методов воспитания будет расцениваться как грубое нарушение Устава учреждения, в том случае, если в Уставе образовательного учреждения указана такая форма его нарушения. В отношении других (непедагогических) работников данная норма Трудового законодательства не применяется, однако из этого не следует, что иные (непедагогические) работники не должны соблюдать норм общественной морали. В последнем случае вопрос исследуется как нарушение норм общественной морали. Право производить увольнение по ст. 336 ТК РФ остается за руководителем образовательного учреждения или иным органом, указанным в Уставе);
  • - появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
  • - совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.
  • - нарушение прав и свобод учащихся, определяемых законодательством РФ, Уставом и локальными актами школы.
  • - применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью учащегося, воспитанника.

За нарушение норм профессионального поведения и Устава учреждения предусматриваются также другие дисциплинарные меры.

Трудовым кодексом РФ (ст.192) предусмотрены три вида дисциплинарных взысканий, применяемых работодателем в отношении работника: замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям.

При этом федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. Законодательство запрещает применение дисциплинарного взыскания, не предусмотренного федеральными законами, уставами и положениями. Закон также допускает возложение на работника, уже имеющего дисциплинарное взыскание, но продолжающего не исполнять или ненадлежаще исполнять свои обязанности, возлагать новое (другое) дисциплинарное или общественное взыскание, в том числе увольнение. Увольнение учителя как мера дисциплинарного взыскания допускается не позднее, чем через один месяц со дня обнаружения дисциплинарного проступка. При этом в исчисление срока применения взыскания не засчитывается время болезни работника или время пребывания его в отпуске, а также время, необходимое для учета мнения профкома образовательного учреждения. Порядок применения дисциплинарного взыскания оговорен ст.193 ТК РФ. Правом наложения дисциплинарного взыскания на педагога обладает руководитель образовательного учреждения или органы управления образованием.

Данным порядком предусмотрены следующие процедуры:

  • 1. выяснение всех обстоятельств совершения дисциплинарного проступка: время совершения, тяжесть проступка, обcтоятельства, при которых он был совершен, характер предшествующей работы и поведение работника;
  • 2. получение от работника письменного объяснения о совершенном проступке. В случае отказа работника написать объяснительную записку, администрацией составляется акт об отказе написания объяснительной записки, который подписывает лицо, совершившее проступок или два свидетеля.
  • 3. администрация учреждения издает приказ о наложении дисциплинарного взыскания и предъявляет его данному работнику под расписку в течение трех дней со дня его издания.
  • 4. в трудовую книжку сведения о дисциплинарном взыскании не вносятся.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано в комиссии по трудовым спорам, в государственной инспекции по труду, либо в суде. Судебное обжалование, как правило, касается случаев увольнения работника. В других случаях обжалование носит внесудебный характер.

Дисциплинарное расследование проступка может производиться только по письменной жалобе, копия которой должна вручаться педагогическому работнику. Ход расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия работника, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью или при необходимости защиты интересов учеников.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних педагогическим или другим работником образовательного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением, установлена уголовная ответственность.

Нормы, предусматривающие уголовную ответственность за преступления против семьи и несовершеннолетних, содержатся в главе 20 УК РФ. Педагог как специальный субъект уголовной ответственности упомянут в трех статьях УК РФ, действующего с 1997 г.:

ст. 156 УК РФ предусматривает ответственность педагога за неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, сопряженное с жестоким обращением с ним;

ч. 2 ст. 150 УК РФ устанавливает ответственность педагога за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления;

ч. 2 ст. 151 УК РФ определяет ответственность педагога за вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественные действия.

В названных преступлениях субъектом (т.е. лицом, которое совершает преступное деяние и несет за это уголовную ответственность) является, помимо прочих лиц, педагог. Под педагогом понимается гражданин, достигший восемнадцатилетнего возраста, занимающийся преподавательской и (или) воспитательной работой в государственном и негосударственном учреждении (воспитатель, учитель, преподаватель, классный воспитатель и иные педагогические работники). Преступления, совершенные такими лицами по ст. 150, ст. 151 УК РФ, признаются квалифицированными, т.е. влекут повышенную меру уголовной ответственности по сравнению с преступниками -- не педагогами. Так, лица, ответственные за пожарную безопасность в школе, няни в детских садах и другие работники образовательных учреждений, не осуществляющие воспитательную функцию, совершив рассматриваемые преступления, подлежат наказанию по ч. 1 ст. 150, ч. 1 ст. 151 УК РФ. Для наглядности рассмотрим следующую ситуацию. Уборщица школы вовлекла учащегося в совершение кражи. Поскольку она не является педагогом, то ей грозит лишение свободы на срок до 5 лет (ч. 1 ст. 150 УК РФ). Если такое преступление совершит учитель, наказание повышается до 6 лет лишения свободы с одновременной возможностью запрета заниматься педагогической деятельностью на срок до 3 лет (ч. 2 ст. 150 УК РФ).

Остановимся поподробнее на признаках каждого из перечисленных преступлений. Жестокое обращение (ст. 156 УК РФ). Закон предписывает педагогу соблюдение возложенных на него воспитательных функций. В противном случае за неисполнение или ненадлежащее исполнение данной обязанности, сопряженное с жестоким обращением по отношению к несовершеннолетнему, наступает ответственность в виде лишения свободы на срок до 2 лет Под неисполнением или ненадлежащим исполнением воспитательных обязанностей педагогом следует понимать неосуществление должного наблюдения за несовершеннолетним, безответственное отношение к его воспитанию (попустительство или поощрение озорства, хулиганства). Если подобные действия педагога не сопряжены с жестоким отношением с несовершеннолетним, наступает административная ответственность по ст. 5.35 КоАП. Применение мер воспитания, признаваемые судом жестоким обращением, порождает уголовную ответственность. Термин «жестокое обращение» является оценочным и на практике понимается как насилие (побои, удушения, вырывание волос, связывание конечностей, сечение, покушение на половую неприкосновенность, оскорбление и пренебрежительное отношение к подопечному). Известны случаи, когда педагог за неуспеваемость запирал учеников на ключ, лишал пищи и сна. Все указанные действия подпадают под признаки ст. 156 УК РФ. При этом виновность педагога (т.е. его отношение к происходящему и наступившим последствиям) характеризуется следующим образом: он не только понимает, что совершаемые действия не носят воспитательный характер, но и желает проявить жестокость к несовершеннолетним.

Вовлечением в совершение преступления и антиобщественные действия по статьям 150 / 151 УК РФ признаются любые активные поступки педагогов, которые целенаправленно возбуждают намерение или укрепляют решимость несовершеннолетнего совершить запрещенные законом деяния.

Согласно ст. 150 УК РФ вовлечение должно обязательно подкрепляться каким-либо воздействием на несовершеннолетнего со стороны педагога: обещанием (выставить положительную оценку, отправить в молодежный лагерь), обманом (сообщением о безнаказанности «ты малолетка, тебе ничего не будет»), подкупом, шантажом, насилием, возбуждением чувства зависти или мести, и т.п.

Преступления по ст. 150, ст. 151 УК РФ считаются оконченными (т.е. полностью выполненными) с момента, когда у несовершеннолетнего сложилось твердое желание совершить преступление. Следующим условием привлечения к наказанию по ст. 150, ст. 151 УК РФ является несовершеннолетие вовлекаемого лица. Совершеннолетними в Российской Федерации признаются граждане, достигшие 18 лет; граждане, достигшие 16 лет и работающие по трудовому договору или занимающиеся предпринимательской деятельностью; граждане, вступившие в брак до достижения 18 лет.

Лица, не подпадающие ни под одну из указанных категорий, считаются несовершеннолетними Гражданин, в том числе педагог, не подлежит ответственности по ст. 150, ст. 151 УК РФ, если не знал и не мог знать о несовершеннолетии вовлекаемого гражданина.

Часть 2 ст. 151 УК РФ установила ответственность педагога за вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественные деяния, под которыми закон понимает: систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих средств; бродяжничество; попрошайничество: проституцию.

Способы вовлечения несовершеннолетнего в данные поступки ст. 151 УК РФ не предусмотрены, следовательно, не признаются обязательными для доказывания. Рассмотрим каждое антиобщественное действие отдельно.

Систематическое употребление спиртных напитков -- это многократное (не менее 3 раз) потребление (поглощение) несовершеннолетним вино-водочной продукции, независимо от крепости и спиртосодержащих жидкостей (одеколон, лекарственные настойки и т.п.). Отсутствие признака систематичности, то есть единичный случай распития спиртного педагогом с подопечным либо потребление два и более раз, но с большим разрывом во времени, влечет наложение административного штрафа по ч. 2 ст. 6.10 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП). Такие же правила применяются при склонении к принятию одурманивающих веществ, перечень которых устанавливается федеральными органами управления здравоохранением.

Склонение несовершеннолетнего к потреблению наркотических и психотропных средств образует самостоятельный состав преступления (ст. 230 УК РФ).

Попрошайничество -- это постоянное выпрашивание денег, продуктов питания, одежды и иных веществ у посторонних граждан.

Бродяжничество -- скитание (перемещение) несовершеннолетнего из одного населенного пункта в другой или из одной местности в другую.

К сожалению, эти явления получили распространение в учреждениях интернатного типа, в том числе для детей-сирот, детей-инвалидов. Лица, занимающие педагогические должности, вовлекают несовершеннолетних в попрошайничество и бродяжничество, угрожая силой, обещая улучшить бытовое положение. Последствия различны: развитие хронических заболеваний, неграмотность, искажение нравственных ценностей, суицид...

Проституция с правовой точки зрения обычно определяется как продажа человеческого тела и (или) оказание сексуальных услуг за вознаграждение в отношении широкого круга лиц. Вовлекаться в занятие проституцией могут как девочки, так и мальчики. Обычная цель вовлечения -- извлечение материальной выгоды. Если речь идет о сексуальных отношениях с несовершеннолетним, то уголовная ответственность наступает в случае, если ребенок не достиг 14 лет (ст. 134 УК РФ), несовершеннолетний изнасилован или в отношении него совершены иные действия сексуального характера (ст. 131 и 132 УК РФ). Если в проституцию вовлекается совершеннолетний, уголовная ответственность наступает уже пост. 240 УК РФ.

Для применения наказания за вовлечение в бродяжничество, попрошайничество, занятие проституцией признак систематичности не требуется, достаточно выразить волю и дать согласие на совершение этих действий даже один раз.

Устанавливая ответственность педагога по статьям 150,151,156 УК РФ, государство защищает право несовершеннолетних на нормальное развитие и воспитание. Наказание по этим статьям должно стать неотвратимым. В этом -- залог очищения школы от случайных людей, «педагогов» в кавычках, педагогов в уголовно-правовом смысле этого слова.

Помимо дисциплинарной и уголовной в деятельности образовательных учреждений нередко возникает вопрос о материальной ответственности работников. Известно, что нормативно-правовая база материальной ответственности работников сложилась достаточно давно. Между тем, сталкиваясь с такими случаями, руководитель и бухгалтер образовательного учреждения не всегда четко представляют себе, в каких случаях работник несет материальную ответственность, каков порядок ее возложения, как определить размер нанесенного ущерба и т.д. Кроме того, с вступлением в силу Трудового кодекса РФ с 1 февраля 2002 года появились новые нюансы в порядке возмещения ущерба работником.

Порядок возмещения ущерба, причиненного образовательному учреждению, определен ст. 248 ТК РФ.

Правила привлечения к материальной ответственности Возмещение ущерба работниками в размере, не превышающем среднего месячного заработка производится по распоряжению работодателя - администрации образовательного учреждения, а руководителями и их заместителями - по распоряжению соответствующего органа управления образованием путем удержания из заработной платы работника. Такое распоряжение должно быть сделано не позднее месяца со дня обнаружения причиненного работником ущерба.

Днем обнаружения ущерба считается день, когда администрации стало известно о наличии материального ущерба, причиненного работником. При этом день обнаружения ущерба может не совпадать с днем его причинения.

Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке.

Если администрация образовательного учреждения нарушит правила привлечения к материальной ответственности, то работник имеет право обжаловать эти действия в суде.

Администрация обязана установить все обстоятельства причинения ущерба, в том числе размер прямого действительного ущерба, причиненного организации и причины возникновения ущерба, а также вину конкретного работника и пределы ответственности этого работника за нанесенный ущерб. При этом необходимо взять письменное объяснение о причинах ущерба от виновного лица. Его отказ дать объяснение не препятствует привлечению работника к материальной ответственности, но в этом случае должен быть составлен соответствующий акт.

Администрация образовательного учреждения должна объявить работнику приказ о его привлечении к материальной ответственности. , в котором должны быть отражены: наличие факта недостачи, растраты или хищения; круг лиц, несущих за это ответственность; вид ответственности (дисциплинарное взыскание, привлечение к уголовной ответственности), а также возмещение ущерба в общегражданском порядке; указаны исполнители; сроки исполнения приказа и контроль за его исполнением. Несогласие работника с приказом не останавливает его исполнения.

Следует подчеркнуть, что администрация образовательного учреждения не может своим приказом возмещать ущерб в случаях, когда работник отвечает за этот ущерб в полном объеме, а ущерб превышает его средний месячный заработок. В таких случаях ущерб с работника может быть взыскан только по решению суда. Возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действие (бездействие), которым причинен ущерб образовательному учреждению.

Работник, причинивший ущерб, может добровольно возместить его полностью или частично. Администрация образовательного учреждения утрачивает право на принудительное взыскание причиненного ущерба в случае, если работник добровольно его возместил.

  • - Возмещение ущерба возможно тремя способами:
  • - Внесением соответствующих денежных сумм.
  • - Передачей образовательному учреждению равноценного имущества.
  • - Исправлением повреждения.

В случае, когда ущерб возмещается добровольно путем внесения денежных сумм в кассу образовательного учреждения, согласия администрации не требуется. Внесенные деньги должны использоваться по назначению в интересах учреждения и, прежде всего, для восполнения уничтоженного или испорченного имущества.

Работник также может дать письменное обязательство возместить ущерб к определенному сроку с указанием периодичности внесения платежей. Однако исполнение обязательства в этом случае требует согласия администрации образовательного учреждения.

Работник может собственными силами или за свой счет в свободное от работы время осуществить ремонт поврежденного имущества. Такой вид возмещения ущерба часто применяется водителями автомашин, тракторов, и т.д. Необходимым условием возмещения вреда при помощи передачи равноценного имущества является передача не любого аналогичного имущества, а равноценного по своим качествам, полезным свойствам, а также стоимости и степени износа.

Взыскание материального ущерба в судебном порядке.

Судебному рассмотрению подлежат:

Иски администрации к работникам о возмещении прямого действительного ущерба в размере, не превышающем среднего месячного заработка, если возмещение не может быть произведено по приказу администрации. Подобные ситуации возникают чаще всего в случаях прекращения работником трудовых отношений с данным образовательным учреждением, либо при пропуске администрацией срока для издания приказа.

Споры работников, несогласных с удержанием, произведенным администрацией в возмещение ущерба, или его размером, при условии, что заявление рассматривалось комиссией по трудовым спорам, (непосредственно в суд могут обращаться работники образовательных учреждений, где нет комиссий по трудовым спорам).

Иски администрации к работникам о принудительном взыскании причиненного ущерба в случаях, когда администрация в период действия трудового договора издала приказ о возмещении ущерба путем удержания из заработной платы работника, но к моменту его увольнения удержания не были произведены полностью или частично, а причитающаяся работнику при увольнении заработная плата является недостаточной для погашения задолженности.

В исковом заявлении администрация образовательного учреждения должна указать сумму прямого действительного ущерба, причиненного ответчиком, изложить обстоятельства, подтверждающие его вину. Исковое заявление должно быть обосновано конкретными документами, в т. ч. должностными инструкциями, определяющими трудовые обязанности работника, актами проверок, данными бухгалтерского учета о стоимости испорченного или уничтоженного имущества, калькуляцией ремонта оборудования, объяснением виновного лица

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

П рава и обязанности педагогических работников

Введение

Глава 1. Правовой статус и особенности трудовых отношений педагогических работников

1.1 Правовой статус педагогического работника

1.2 Трудовые отношения между педагогическими работниками и образовательными организациями

Глава 2. Основные права, ответственность и обязанности педагогических работников

2.1 Права и свободы педагогических работников

2.2 Обязанности педагогических работников

Заключение

Список литературы

Введение

Юридическая ответственность педагогических работников является одним из основных и важнейших элементов системы юридических гарантий осуществления ими своих обязанностей и, тем самым, элементом их правового статуса. В самом деле, знание педагогами как своих обязанностей, так и той ответственности, которую они могут понести за невыполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных, служебных (функциональных) обязанностей и, соответственно, правильная, адекватная реакция, есть важнейшая гарантия того, что педагогический работник сможет и дальше осуществлять свою профессиональную педагогическую деятельность, профессионально расти и рассчитывать на эффективное гарантирование своих гражданских и профессиональных прав и законных интересов.

Общепризнанные права человека, закрепленные в международных и российских нормативно-правовых актах, распространяются на педагогических работников, в равной мере как на любого человека. Вместе с тем в связи со спецификой профессиональной деятельности у педагога есть права и обязанности, а также установлена ответственность, присущая только этой категории работников.

Образование находится в центре первоочередных государственных интересов. От состояния образовательной системы во многом зависят будущее Российского государства, его экономическое развитие, уровень благосостояния в обществе. С образованием связываются надежды на модернизацию экономики и увеличение темпов экономического роста. Наконец, в "связке" с наукой образование представляет собой одну из наиболее существенных гарантий национальной, региональной и международной безопасности. Проблема прав, обязанностей и ответственности педагогических работников становится наиболее актуальной на сегодняшний день, т. к. в современном обществе возрастает роль качественного образования, что напрямую затрагивает вопрос о профессиональной компетенции, обязанностях и правах педагогических работников, которые непосредственно осуществляют образовательный процесс.

Актуальность и своевременность задачи обновления законодательства в области образования обусловлена, с одной стороны, динамичным развитием и процессами модернизации системы образования, с другой - ярко обозначившимся в последние годы разрывом между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением, снижением эффективности правового регулирования в сфере образования.

Объект данной работы: педагогические работники.

Предмет данной работы: права и обязанности педагогических работников.

Целью данной работы является изучить основные права и обязанности педагогических работников.

Рассмотреть и проанализировать понятие правового статуса педагогического работника;

Изучить трудовые отношения между педагогическими работниками и образовательными организациями;

Рассмотреть и проанализировать основные права и свободы педагогических работников;

Рассмотреть и проанализировать основные обязанности и рамки ответственности педагогических работников.

Глава 1. Правовой статус и особенности трудовых отношений педагогических работников

1.1 Правовой статус педагогического работника

Правовой статус педагогического работника - это совокупность прав и свобод (в том числе академических), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно закону об образовании "педагогический работник - это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности". Следовательно, это учитель, воспитатель, педагог дополнительного образования, преподаватель, педагог-организатор, учитель-логопед, педагог-психолог и т.д.

Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Как видим, наряду с известными требованиями для педработника должны быть установлены профстандарты, которым он тоже должен соответствовать.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

Лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

Имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

Признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

Имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

К занятию должностей педагогических работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, допускаются лица, отвечающие квалификационным требованиям, предусмотренным Единым квалификационном справочником должностей руководителей, специалистов и служащих по соответствующим должностям педагогических, научно-педагогических и руководящих работников образования. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, от 26 августа 2010 года № 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".

Квалификационные характеристики (КХ) должностей работников образования содержат конкретные требования к знаниям и уровню квалификации работников для занятия определенной должности. В случае если уровень квалификации работника, претендующего на должность, не будет соответствовать требованиям к квалификации, предусмотренным квалификационной характеристикой, то работодатель со ссылкой на эти квалификационные требованияможет отказать претенденту на вакантную должность в заключении трудового договора.

Серьезные правовые последствия для работников возникают и в других случаях применения квалификационных характеристик, в частности, при прохождении аттестации, которая может служить основанием для увольнения работника, признанного не соответствующим занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, по пункту 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" ЕКС состоит, в свою очередь, из четырех разделов:

I - "Общие положения";

II - "Должности руководителей";

III - "Должности педагогических работников";

IV - "Должности учебно-вспомогательного персонала".

Раздел "Общие положения" КХ должностей работников образования содержит основные составляющие компетентности руководителей, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала (профессиональная, коммуникативная, инновационная и правовая). При этом под компетентностью понимается качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия. В разделе "Общие положения" предусматривается также, что: квалификационные характеристики служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, определяемых с учетом особенностей организации их труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников; при необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями; при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий, изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т.п.). При уточнении перечня работ, свойственных той или иной должности в конкретных организационно-педагогических условиях, руководителям образовательных учреждений следует руководствоваться Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 г. № 69. Основанием для уточнения перечня работ педагогических работников могут также служить положения, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191"О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений" (с изменениями и дополнениями). Так, в целях обеспечения для отдельных педагогических работников гарантий выплаты ставки заработной платы в полном размере предусматриваются случаи их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой, если учителям не может быть обеспечена полная учебная нагрузка. Об отсутствии возможности обеспечения учителей полной учебной нагрузкой и о догрузке их другой педагогической работой учителя должны быть поставлены в известность не позднее, чем за два месяца.

Все квалификационные характеристики должностей работников образования имеют три раздела: "Должностные обязанности", "Должен знать" и "Требования к квалификации". В разделе "Должностные обязанности" конкретизирован и дополнен перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему соответствующую должность. В разделе "Должен знать" работники образования должны знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой); современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство и т. д. Уточнены требования к квалификации педагогических работников, содержащиеся в разделе "Требования к квалификации" квалификационных характеристик. КХ должностей работников образования уже не содержат дифференцированных требований к квалификации, учитываемых при оплате труда, поскольку в отличие от тарифно-квалификационных характеристик применение квалификационных характеристик не связано с установлением оплаты труда. Кроме того, в квалификационных характеристиках требования к квалификации работников существенно конкретизированы.

1.2 Трудовые отношения между педагогическими работниками и образовательными организациями

Трудовые отношения -- это отношения, основанные на соглашении между Работником и Работодателем о личном выполнении работником за Плату Труда (работы по должности, профессии или специальности либо конкретного вида поручаемой ему работы). Работник, вступивший в трудовые отношения, обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, а работодатель обязан обеспечить ему условия труда в соответствии с законодательством, Коллективным или индивидуальным Трудовым договором.

Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании заключаемого ими трудового договора. Кроме этого, трудовые отношения могут возникать также на основе фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя, даже если не был оформлен Трудовой договор.

Для работников образовательного учреждения работодателем является данное образовательное учреждение, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Лицо, лишенное решением суда права работать в образовательном учреждении в течение определенного срока, не может быть принято на работу в образовательное учреждение в течение этого срока.

Трудовые отношения работника образовательного учреждения и образовательного учреждения регулируются трудовым договором(контрактом).

Условия трудового договора (контракта) не могут противоречить Законодательству Российской Федерации о труде.

Помимо оснований прекращения трудового договора по инициативе администрации, предусмотренных Законодательством Российской Федерации о труде, основаниями для увольнения педагогического работника образовательного учреждения по инициативе администрации этого образовательного учреждения до истечения срока действия трудового договора (контракта) являются:

1) повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения;

2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;

3) появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Увольнение по настоящим основаниям может осуществляться администрацией без согласия профсоюза.

Оплата труда и трудовые отношения в системе образования, регулируются Трудовым кодексом РФ, Законом Российской Федерации "Об образовании" и Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

Особенностям регулирования труда педагогических работников посвящена глава 52 Трудового кодекса Российской Федерации. Так, в статье 33 для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.

Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников определяется Правительством Российской Федерации в зависимости от должности и (или) специальности работников, с учетом особенностей их труда. В настоящее время - это постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 191.

К компетенциям федеральных органов государственной власти и органов управления образованием отнесены полномочия по установлению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и установлению образовательного ценза педагогических работников.

Для работников образовательного учреждения работодателем является конкретное образовательноеучреждение (статья 56 Закона "Об образовании").

Трудовые отношения работника и образовательного учреждения регулируются трудовым договором (контрактом), условия которого не могут противоречить трудовому законодательству Российской Федерации.

На уровне образовательного учреждения осуществляются полномочия по:

1. Установлению штатного расписания и распределению должностных обязанностей работников;

2. Подбору и расстановке кадров;

3. Установлению заработной платы работников, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования.

На образовательное учреждение возлагается ответственность за уровень квалификации работников.

В современной социально-экономической ситуации, вследствие изменений и усложнений характера самого труда, усложняются и расширяются функции учителя.

Введение новых образовательных программ и технологий, развитие системы факультативных занятий, широкая информированность обучающихся за счет средств массовой информации, в особенности сети Интернет, требуют от педагогических кадров высокой квалификации, широкого кругозора, постоянного обновления знаний.

В настоящее время на практике реализуются законодательно установленные разграничения полномочий между федеральным центром, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, в том числе полномочий по установлению условий и размеров оплаты труда работников подведомственных организаций.

На повестке дня стоит вопрос реформирования оплаты труда в бюджетной сфере, сущность которого состоит в создании механизма рыночного регулирования заработной платы как цены рабочей силы на рынке труда, обеспечивающей оптимальное сочетание интересов работодателей, работников и государства с учетом территориальной специфики, и особенностей труда в каждой из отраслей.

Основными элементами механизма рыночной организации заработной платы являются:

1. Многоуровневая коллективно-договорная система, позволяющая наиболее полно отразить интересы всех участников переговорного процесса при установлении условий оплаты труда;

2. Обеспечение минимальных гарантий в области оплаты труда;

3. Увязка размеразаработной платы с результатами труда работника.

На решение этих задач направлен региональный комплексный проект модернизации образования, одним из приоритетных направлений которого является повышение профессионализма педагогов, подготовка и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни.

Глава 2. Основные права, ответственность и обязанности педагогических работников

2.1 Права и свободы педагогических работников

В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;

7) право на бесплатное пользование библиотеками иинформационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

8) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;

9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;

10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;

11) право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

Академические права и свободы должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:

1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;

2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность и которого определяется Правительством Российской Федерации; образовательный модернизация законодательный

4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

5) право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;

7) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.

Для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки.

2.2 Обязанности педагогических работников

Педагогические работники обязаны:

· осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

· соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

· уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

· развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

· применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

· учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

· систематически повышать свой профессиональный уровень;

· проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

· проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

· проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

· соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей учитывается при прохождении ими аттестации.

Педагогические работники - это физические лица, состоящие в трудовых отношениях с образовательными организациями и выполняющие на профессиональной основе трудовые обязанности по обучению, воспитанию и (или) организации образовательного процесса.

Заключение

Педагогические работники, осуществляя свою профессиональную деятельность, имеют ряд определённых прав, обязанностей и чётко сформулированную и определённую действующим законодательством ответственность.

В настоящее время общественные отношения в сфере образования на федеральном уровне регулируются нормами Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации "Об образовании" и Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", а также нормами других законодательных актов, затрагивающими отдельные вопросы образовательной деятельности.

Кроме того, отношения в сфере образования регламентируются Указами Президента Российской Федерации, большим количеством нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, принятие которых прямо или косвенно предусмотрено Законом Российской Федерации "Об образовании" и Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", и ведомственными нормативными правовыми актами Минобразования России, Госкомвуза России, Минобрнауки России, а также Минтруда России, Минздравсоцразвития России и другими.

Законодательство в области образования обеспечивает создание и функционирование единого образовательного пространства на всей территории Российской Федерации и одновременно гарантирует вариативность, множественность в образовании.

Проводимая в Российской Федерации реформа системы образования, курс на вхождение нашей страны в единое европейское пространство высшего образования, а также существенные изменения, вносимые в "смежные" отрасли законодательства, предопределяют активное развитие образовательного права.

Нормы образовательного права динамично изменяются в соответствии с сиюминутными потребностями как самой системы образования, так и ее внешней среды, несомненно затрагивая вопросы престижности педагогической деятельности, условий её осуществления, а также прав, свобод и обязанностей работников педагогической системы.

Список литературы

1) Абалдуев, В.А. Комментарий к Федеральному закону "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" / Под ред. А.Н. Козырина. М.: НОРМА, 2008.- 463 с.

2) Аверкин, В. Н. Аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений в территориальной системе образования / В. Н. Аверкин, О. М. Зайченко; Ком. образования Новгородской обл., Новгородский обл. центр развития образования. - Изд. 2-е, стер. - М.: Дрофа, 2008. - 175 с.

3) Андреев, А.Л. Общество, образование, культура: социологические очерки / А.Л. Андреев. - М.: Издательство МЭИ,2009.- 255 с.

4) Байденко, В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. М.: Исследов. центр проблем качества подготовки специалистов, 2009.- 127 с.

5) Боер, В.М., Тяпкина, И.В., Чернова, Н.А. Правовое регулирование среднего профессионального образования в России. С.-Пб.: ГУАП, 2009.- 368 c.

6) Буслов, Е.В., Волохова Е.Д., Ермошин Г.Т. и др. Обзор и анализ законодательства в области образования в Российской федерации: Аналитический отчет. - Уфа: Восточный университет, 2009. - 36 с.

7) Буслов, Е.В., Кудрявцев Ю.А., Сырых В.М., Шкатулла В.И. Правовое регулирование образовательной деятельности: Учебное пособие.- М., 2010.- 468 с.

8) Вавилов, А.И., Рожков, А.И. Правовое регулирование труда в школе в вопросах и ответах / Отв. ред. М.А. Ушакова. М.: Сентябрь, 2009.- 175 с.

9) Васильев, А.В. Теория права и государства: учебник. 3-е изд., доп. и перераб. - М., 2010.- 569 с.

10) Войленко, Е.И. Справочник по правовым вопросам высшей школы / Е.И. Войленко, В.Л. Гейхман, А.В. Рубцов. - Киев: Вища школа, 2008.- 455 с.

11) Волохова, Е. Д. Законодательное обеспечение права на образование в Российской Федерации: Монография.- М.: Готика, 2008.- 240 с.

12) Волошин, В.В. Основы управления образовательной деятельностью в Российской Федерации // Федеральный справочник "Образование в России". - М: Родина-Про, 2007.- 120 с.

13) Волошин, В.В., Кудрявцев Ю.А., Рожков И.А. и др. Образовательное право: Учебно-методическое пособие. Экспериментальная образовательно-профессиональная программа / под ред. В.М. Сырых, В.И. Шкатуллы. - Уфа: Восточный университет, 2009. - 120 с.

14) Гальперин, А.Э. Применение Трудового кодекса в образовательном учреждении: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2008.- 174 с.

15) Кванина, В. В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования: Монография.- М.: Готика, 2007.- 368 с.

16) Кодекс Российской Федерации об образовании. Общая часть: [проект] / Отв. Ред. В. М. Сырых.- М.: Готика, 2008.- 208 с.

17) Комментарий к Закону Российской Федерации "Об образовании" / Отв. ред. В.И. Шкатулла. 2-изд., перераб. и доп. М.:Юристъ, 2009. - 778 с.

18) Комментарий к Закону Российской Федерации "Об образовании" / под ред. А.Н. Козырина, В.В. Насонкина. - М.: Юристъ, 2007.- 506 с.

19) Комментарий к Федеральному закону "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" / Под общ. ред. В.М. Сырых, Е.В. Буслова. М.: Информационно-издательский Дом "Филинъ", Юридический Дом "Юстицинформ", 2008. - 368 с.

20) Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Спарк, 2010.- 670 с.

21) Небабин В.Г. Нормативные и законодательные акты об образовании и науке в Российской Федерации. В 5-ти томах. - М.: АНВУЗ, 2009.- 355 с.

22) Нормативные и законодательные акты об образовании и науке в Российской Федерации / Сост. В.Г. Небабин. М., 2008.- 703 с.

23) Нормативно-правовые акты обеспечения образования: Хрестоматия. Сост. С.Е. Орлова, Г.Ф. Понкратенко, Л.И. Гинзбург. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2009.- 241 с.

24) Образование в Российской Федерации: указатель действующих законодательных и иных нормативных правовых актов / Под ред. Е.Д. Волоховой. - М.: Логос.- 2009.- 145 с.

25) Образование: законодательная и нормативно-правовая база: трудовые отношения в системе образования, ответственность образовательного учреждения, возмещение ущерба за некачественное обучение. - 2007. - 95 с.

26) Полонский, В.М. Словарь понятий и терминов по законодательству об образовании. М.,- 2008.- 355 с.

27) Трудовые отношения. Регулирование труда педагогических работников: Сборник нормативных актов и судебных постановлений с комментарием / Сост. М.Н. Микушина. Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2008.- 445 с.

28) Феклин, С.И. Нормативные правовые и локальные акты в сфере образования: Методическое пособие. М: Арсенал образования, 2009. 125 с.

29) Шкатулла, В. И. Образовательное право.- М.: Издательство НОРМА, 2010.- 688 с.

30) Ягофаров, Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования: правовое регулирование системы образования: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС - Пресс, 2008.- 399 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Порядок заключения и прекращения трудового договора с педагогическими работниками, квалификационные требования к ним. Продолжительность рабочего времени и времени отдыха. Оплата труда педагогических работников, проведение аттестации и ее результаты.

    курсовая работа , добавлен 15.04.2012

    Права и обязанности родителей и детей. Понятие брачного правоотношения, их правовое регулирование. Личные и имущественные отношения супругов. Отношения между родителями и детьми по поводу принадлежащего им имущества. Правовое положение ребёнка в семье.

    контрольная работа , добавлен 07.04.2010

    Общие положения правового регулирования труда прокурорских работников. Права и обязанности служащего органов прокуратуры, ограничения и запреты. Трудовые отношения работников прокуратуры. Правовые и организационные вопросы аттестация работников.

    дипломная работа , добавлен 26.06.2012

    Механизм реализации права на коллективные трудовые споры. Рассмотрение особенностей решения разногласий, возникающих между работодателем и работниками по поводу изменения условий труда. Усиление роли социального партнерства в трудовых отношениях.

    курсовая работа , добавлен 20.10.2014

    Понятие трудового права - отрасли права, регулирующей трудовые отношения работников и работодателей. Причины зарождения трудового законодательства. Обзор случаев, когда работник, прекративший трудовые отношения, не может стать на учет в службу занятости.

    контрольная работа , добавлен 04.03.2012

    Характеристика системы российского законодательства. Документы международных организаций как источник образовательного права. Образовательно-правовое пространство Европы и СНГ. Аспекты нормативно-правового регулирования труда педагогических работников.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2011

    Основы трудового права России. Главные нормативно-правовые акты, регулирующие трудовые отношения. Соглашение между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции. Правовое обеспечение профессиональной деятельности.

    реферат , добавлен 23.03.2017

    Коллективный договор - правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации.

    реферат , добавлен 20.12.2003

    Значение норм семейного права. Основные законодательные нормы, регулирующие отношения в семье между её членами, их цель и принципы. Права и обязанности супругов, воспитание детей. Право родственников ребёнка на общение с ним. Защита семейных прав.

    презентация , добавлен 24.09.2014

    Понятие и источники трудового права. Трудовые отношения как экономическая категория, их специфические черты, объекты и основное содержание, участники (субъекты). Основные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения между работником и работодателем.

Наконец, педагогический работник как45 и всякий другой, может и обязан нести в установленном порядке материальную ответственность, предусмотренную ст.ст. 232, 233, 238,241 -244, 246-248 Трудового кодекса. Непосредственными мерами такой ответственности возмещение прямого действительного ущерба, причиненного наличному имуществу работодателя (образовательного учреждения (уменьшение этого имущества или ухудшение его состояния). При этом размер материальной ответственности работника не может превышать, как правило, его месячного заработка, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом или иными федеральными законами (ст.241 ТК РФ). Кроме того, и это едва ли не самое главное: педагогический работник может принужден к возмещению ущерба в полном размере (т.е. даже в случае превышения данного ущерба размера месячного заработка работника) в ряде случаев. К этим случаям закон относит (ст. 243 ТК РФ):

В уставе может быть прямо предусмотрен перечень грубых нарушений устава. Если перечень отсутствует, грубым нарушением устава могут быть признаны систематическое неисполнение (или ненадлежащее исполнение) педагогическим работником обязанностей, предусмотренных уставом, а также нарушение положений устава, запрещающих педагогическому работнику совершение определенных действий. Однако в случае обращения работника в суд с иском о восстановлении на работе работодателю потребуется обосновать свою субъективную оценку двух нарушений устава в качестве грубых. Поэтому перечень грубых нарушений желательно предусмотреть в уставе.

Дисциплинарные взыскания для педагогических работников

Уставы федеральных государственных образовательных учреждений утверждаются непосредственно Правительством РФ. Например: Устав федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», утв. Постановлением Правительства РФ от 28.03.2008 N 223. Устав образовательного учреждения, как правило, называет обязанность педагогического соблюдать нормы различных локальных нормативных актов образовательного учреждения, например правил внутреннего распорядка.

Специфические основания привлечения к дисциплинарной ответственности педагогических работников

Увольнение по данному основанию возможно за совершение педагогическим работником указанных виновных действий не на работе. Важно установить вину педагога: если он защищался от нападения малолетних хулиганов и применил физическую силу, это не может стать основанием его увольнения.

Статья на тему: Особенности дисциплинарной ответственности педагогических работников

Рассмотрим пример из судебной практики. Родители учеников 7-го класса одной из школ Москвы обратились к директору школы с письменной жалобой на поведение учительницы З., накричавшей во время проведения лабораторной работы 19.11.2010 на учеников С., Б., Ю. и А., которые неаккуратно, по ее мнению, обращались с оборудованием, и позволившей себе оскорбительные высказывания в их адрес. Корректное поведение по отношению к обучающимся входит в круг обязанностей педагогического работника, перечисленных в уставе школы, поэтому директор школы после проведения соответствующего дисциплинарного расследования пришел к выводу о грубом нарушении З. устава школы и объявил ей выговор. Приказ о наложении дисциплинарного взыскания был издан 24.11.2010.

Ответственность педагогических работников

Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником норм профессионального поведения и (или) устава образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы обязательно должна вручаться педагогическому работнику.

Дисциплинарная ответственность работников в вопросах и ответах

Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение 7 рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в 7-дневный срок, работодателем не учитывается.

Профессорско-преподавательский состав вуза несет ответственность фактически за те же проступки, но «адаптированные» к условиям педагогической деятельности в высшей школе. Скажем, в соответствии с п.84 Устава Уральского государственного университета им А.М. Горького, научно-исследовательская работа является обязанностью всего штатного профессорско-преподавательского состава, поскольку научные исследования являются неотъемлемой частью подготовки специалистов. Тем самым, неисполнение либо некачественное выполнение этой обязанности, установленной в определенной порядке (при проведении аттестации, анализ количества и качества публикаций и др.) может рассматриваться как основание для, например, объявления выговора преподавателю. То же самое можно сказать, например, и по отношению к систематическому отказу преподавателя от повышения своей квалификации на факультетах (институтах) повышения квалификации и т.д.

Дисциплинарное взыскание педагогическому работнику

За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него должностных обязанностей, работодатель вправе применить к работнику одно из дисциплинарных взысканий, установленных законодательством. Какие виды дисциплинарных взысканий вправе применить работодатель?

О дисциплинарной ответственности педагогических работников, допустивших применение методов физического и (или) психического насилия над обучающимися

Согласно пп. 2, 3 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или) устава данного образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника образовательного учреждения, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся, воспитанников.

ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Должностные обязанности педагогических работников от­ражены в тарифно-квалификационных характеристиках (тре­бованиях) к работникам учреждений образования, а также под­робно регламентируются уставом образовательного учреждения и правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.

Некоторые аспекты дисциплинарной ответственности педагогических работников, занимающих должности профессорско-преподавательского состава (Васильева Ю

Судебная практика демонстрирует значительное число дел по искам преподавателей, оспаривающих правомерность применения к ним мер дисциплинарного воздействия в результате изменения аудитории для проведения занятий или консультаций. Например, несколько таких дел было в практике Железнодорожного районного суда г. Хабаровска за 2014 — 2016 годы. В одном из случаев непосредственно перед занятием преподаватель перенес открытую лекцию в другую аудиторию в связи с погодными и техническими причинами (яркое солнце, отсутствие возможности затенения, неразличимое изображение на экране). Об изменении удалось уведомить двоих экспертов из трех, в связи с чем работодатель констатировал срыв открытой лекции по вине преподавателя и наложил дисциплинарное наказание в виде выговора <12>. В другом случае преподаватель перенес индивидуальную консультацию по выпускной квалификационной работе в более удобную, по его мнению, аудиторию, в связи с чем в аудитории, указанной в графике консультаций, в положенное время отсутствовал. Работодатель наложил дисциплинарное взыскание в виде замечания. В обоих случаях суд счел действия работодателя обоснованными <13>.

Дисциплинарная ответственность педагогических работников

Тщательное изучение последствий, причин и условий совершения работником дисциплинарного проступка необходимо для того, чтобы выбрать оптимальное наказание, поскольку по закону за каждое нарушение трудовой дисциплины может быть применено только одно дисциплинарное взыскание (ч. 5 ст. 193 ТК РФ).

Дисциплинарная ответственность в трудовом праве

Для того, чтобы работодатель и работник чётко понимали, кто и за что несёт ответственность, трудовые обязанности всех работников должны быть подробно описаны. Все принимающиеся на работу лица должны быть с ними ознакомлены. Трудовые обязанности фиксируются в трудовом договоре. Более подробно они могут быть отражены в индивидуальной должностной инструкции.

Права и обязанности педагогов

Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или) устава данного образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника образовательного учреждения, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся, воспитанников.

  • Москалева Анастасия Александровна , бакалавр, другая должность
  • Омский государственный педагогический университет
  • ДИСЦИПЛИНАРНОЕ ВЗЫСКАНИЕ
  • УВОЛЬНЕНИЕ
  • ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РАБОТНИК
  • ПРОСТУПОК
  • ВЫГОВОР
  • ЗАМЕЧАНИЕ

Педагогический работник является особым субъектом трудовых правоотношений. Специфика его трудовой деятельности накладывает свой отпечаток и на тех проступках, за которые он может понести дисциплинарную ответственность. В данной статье рассмотрена проблематика дисциплины труда педагогического работника.А также возможные пути действия, в случае несогласия с возложенным дисциплинарным взысканием.

  • Эффективный контракт как средство повышения мотивации педагогических работников
  • Некоторые аспекты правового регулирования прекращения служебного контракта
  • Проблема правового регулирования увольнения гражданского служащего в связи утратой доверия
  • Проблемы государственной регистрации прав на линейные объекты
  • Механизмы социально-правовой защиты материнства и детства в современной России

Дисциплина труда – это обязательное подчинение всех работников нормам поведения, установленными нормативно-правовыми актами трудового законодательства. Работодатель поощряет работников, которые добросовестно выполняют свои обязанности. Существуют разные виды поощрений: объявление благодарности, премирование, награждение ценным подарком, почетной грамотой и т.д. Применение таких мер, безусловно стимулирует работников на достижение еще больших результатов в труде. Однако существует и обратная сторона, когда работник не надлежаще исполняет свои должностные обязанности, что является нарушением дисциплины труда и влечет возложение дисциплинарной ответственности . Дисциплинарная ответственность в РФ устанавливается за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником трудовых обязанностей, предусмотренных ст. 21 ТК РФ, среди которых:

  1. Добросовестное исполнение должностных обязанностей, предусмотренных трудовым договором;
  2. Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка;
  3. Выполнение установленных норм труда;
  4. Соблюдение требований по охране труда и технике безопасности;
  5. Бережное отношение к имуществу работодателя .

Должностные обязанности закрепляются в трудовом договоре, а также локальными актами, например должностной инструкцией. Среди мер ответственности за дисциплинарные проступки предусматриваются следующие виды наказаний:

  1. Замечание – является самой лояльной мерой наказания, обычно осуществляется в письменной форме;
  2. Выговор – довольно строгая мера наказания, т.к. может послужить основанием для увольнения сотрудника;
  3. Увольнение по соответствующим основаниям - самая строгая мера дисциплинарного взыскания.

Правовая ответственность педагогических работников является важнейшим элементом их правового статуса, а также гарантией добросовестного исполнения должностных обязанностей. Так, частью 4, ст.48 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» (далее ФЗ) установлено, что педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей . При этом, законодатель в самом ФЗ не устанавливает санкции, а отсылает нас к другому законодательству. В трудовом законодательстве педагогические кадры выделены в особую категорию работников. По-моему мнению, это сделано, в первую очередь, ввиду того, что педагог играет первостепенную роль в развитие человеческой личности, в частности и общества, в целом. Так, к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию, имеющие опасные заболевания и т.д. Имеются особенности и в расторжении трудового договора с педагогическими работниками: помимо общих для всех категорий работников оснований, прекращению трудового договора с педагогическим работником будут способствовать следующие условия:

  1. Повторное в течение одного года, грубое нарушение Устава образовательной организации;
  2. Применение (в том числе одноразовое), методов воспитания, связанных с физическим либо моральным насилием над личностью обучающегося;
  3. Достижение предельного возраста для занимаемой должности.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка, а также обстоятельства, при которых он был совершен . Не допускается применение дисциплинарных взысканий, которые не предусмотрены законодательством, например штраф за опоздание работника. Дисциплинарное взыскание, в случае несогласия работника, может быть обжаловано в трудовую инспекцию или в суд.

А теперь рассмотрим пример обжалования дисциплинарного взыскания в суде. Так, определением Судебной коллегии по гражданским делам N 33-2831, установлено, что К. обратился в суд с иском о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, ссылаясь на то, что работал в БОУ ДОД педагогом дополнительного образования. Приказом от 30 декабря 2015 года он был уволен по ст. 336 п. 2 ТК РФ. Поводом к увольнению послужило нарушение прав учащихся, рукоприкладство, но дисциплинарных проступков он не совершал. В судебном заседании К. иск поддержал, пояснив, что 24 декабря 2015 года он услышал удар по двери кабинета. Когда вышел в коридор, увидел П., у которого в руках была теннисная ракетка. Он сделал ему замечание и сказал, чтобы тот отдал ракетку, что П. и сделал. Происходящее видели Ч. и М. На следующий день М. потребовала от него объяснение по данному факту, но забрала его, не дав написать объяснение до конца. С приказом об увольнении он был ознакомлен. Представитель истца З. требования доверителя поддержал, указав, что факт применения насилия к П. не подтвержден, кроме того, был нарушен порядок увольнения: не было истребовано объяснение, истца своевременно не ознакомили с приказом, не был составлен акт об отказе от дачи объяснения и от росписи в приказе. Представитель ответчика директор БОУ ДОД М. иск не признала, пояснив, что 24 декабря 2015 года Ч. сообщила ей, что К. ударил рукой по лицу П. Она видела, что щека у мальчика была красная, он был в истерике, плакал, кричал, чтобы К. вернул ракетку. Последний стал угрожать ему. Объяснение истец передал ей недописанным до конца, без подписи, от подписи об ознакомлении с приказом об увольнении истец отказался. Истец обжаловал приказ, вышестоящие органы признали его законным.

Подводя итог, стоит отметить, что особый статус педагогических работников как субъектов трудовых правоотношений накладывает свой отпечаток на расширение условий, при которых возможно увольнение педагогического работника, как применение меры дисциплинарного взыскания.

Список литературы

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  3. Кирилловых А.А Регулирование труда в высшем учебном заведении: Практическое пособие / А.А.Кирилловых – М. : Юстицинформ, 2009 – 103с.
  4. Муравченко В.Б. Некоторые аспекты правового регулирования муниципальной службы в федеральном законе "О муниципальной службе в Российской Федерации // Современное право. – 2007. – № 12.
  5. Муравченко В.Б. Предмет правового регулирования муниципальной службы // Современное право. – 2008. – № 11.
  6. Муравченко В.Б. Классификация должностей муниципальной службы // Вопросы правоведения. – 2011. – № 2.
  7. Муравченко В.Б. Реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации // Вопросы правоведения. – 2010. – № 3.
  8. Москалева А.А. Юридическая ответственность как элемент правового статуса педагогического работника // Государство и право в условиях современного гражданского общества. – 2016. – С. 59-61.

1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;

2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

5) право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;

7) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

6. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

7. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

8. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

9. Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.

10. Для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки.

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

1. Педагогические работники обязаны:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2. Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

3. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

4. Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, учитывается при прохождении ими аттестации.

Статья 49. Аттестация педагогических работников

1. Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории.

2. Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

3. Проведение аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, а в отношении педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

4. Порядок проведения аттестации педагогических работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Статья 50. Научно-педагогические работники

1. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, предусматриваются должности педагогических работников и научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам. Педагогические работники относятся к профессорско-преподавательскому составу указанных организаций.

2. Научные работники образовательных организаций наряду с правами, предусмотренными законодательством о науке и государственной научно-технической политике, имеют право:

1) входить в состав коллегиальных органов управления образовательной организацией в соответствии с порядком, установленным уставом образовательной организации;

2) участвовать в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации;

3) выбирать методы и средства проведения научных исследований, отвечающие мерам безопасности, наиболее полно соответствующие особенностям научных исследований и обеспечивающие их высокое качество;

4) бесплатно пользоваться образовательными, методическими и научными услугами образовательной организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами образовательной организации.



Полезные инструменты