Музей из настоящих человеческих тел. Он четверть века резал людей на потеху толпе. Теперь разрежут его. Патологоанатом от искусства. Шокирующие выставки скульптур Гюнтера фон Хагенса (Gunther von Hagens)

Введение

Гюнтер фон Хагенс – известный германский профессор анатомии, патологоанатом скальпелем, фрик поведением и скандалист экспозициями. В восьмидесятые годы он разрабатывает новый метод консервации препаратов. Метод называется пластинация , его суть состоит в том, что жидкость замещается в тканях человеческого тела синтетической смолой, что делает препараты в сущности вечными, а в 1993 году был основан целый Институт пластинации . Изначально данный институт изготавливал макеты организмов для медицинских вузов. Но вскоре ученые смогли подвергать пластинации не только отдельные части организма, но и весь организм целиком. Например, чтобы создать такой пластинат, нужно потратить 1500 человеко-часов. Всё было бы замечательно, но в середине 90-ых фон Хагенс почувствовал себя больше, чем врачом, и начал изготовлять из своих препаратов – попросту говоря, из человеческих тел, – некие скульптуры, как правило, повторяющие знаменитые образцы: скажем, мыслитель Родена с обнажённым мозгом или дискобол без кожи, так что движения мускулов видны лучше, чем на античном оригинале. Имеются, правда и ужасающе-воспитательные печень алкоголика и лёгкие курильщика.

Метод гарантирует полную защищенность тканей трупа от разложения, позволяет делать анатомические препараты высокого качества и хорошего вида, дополнительным преимуществом которых является их полная безопасность: до пластифицированных по методу. Хагенса кусков живых существ (преимущественно человеков) можно смело дотрагиваться, не думая о том, что после этого придется мыть руки. Они безвредны даже для ребенка, если не говорить последним, что им дали поиграть с куском тела какой-нибудь неизвестной умершей тети, чей труп попал к хитрому таксидермисту при весьма интересных обстоятельствах.

Рисунок 2 – Гюнтер фон Хагенс и экспонат музея

История создания музея

Первая выставка «Тайны тела» состоялась в 1995 году в Токио. Выставка сразу же вызвала огромный интерес у людей, её посетило порядка трех миллионов людей. Естественно, если бы на выставке представляли искусственные тела, можно было бы говорить о хорошей идейной задумке и о мастерстве скульпторов. Но на данной выставки представлены настоящие тела людей, которые просто выставлены на всеобщие обозрение, можно считать, что это просто глумление над трупом умершего человека.

Рисунок 3 – Экспонат музея

Рисунок 4 – Экспонат музея

В течении пяти лет Гюнтер фон Хагенс тщательно организовал работу своей выставки, которая получила название «Миры тела». С тел некоторых экспонатов была снята кожа, кроме этого почти у всех экспонатов есть разрезы на теле, это было сделано для того, чтобы зрители смогли увидеть внутреннюю структуру.

Рисунок 5 – Экспонат музея жираф

Рисунок 6 – экспонат музея баскетболист

Чтобы создать, как можно больше экспонатов Гюнтер фон Хагенс нанял 340 специалистов, которые работают в 4 разных странах. Пока самым сложным экспонатом был жираф, которого представили на выставке «Миры тела 3». Чтобы изготовить пластинат жирафа специалистам потребовалось порядка трех лет, а это в свою очередь в 10 больше, чем требуется для изготовления пластината человека.

Рисунок 7 – экспонат музея

Рисунок 8 – экспонат музея

Рисунок 9 – Гюнтер фон Хагенс и его супруга

Супруга Гюнтера фон Хагенса работает художественным руководителем. Он заявляет, что самой главной целью является создание «Музея человека».

Интересные факты из жизни музея

Рисунок 10 – экспонат рисунка

Неопровержимым аргументом фон Хагенса было то, что все люди, – Или как лучше сказать? Тела? – использованные в его выставке, добровольно пожертвовали себя на нужды науки и просвещения. Гюнтер фон Хагенс заявляет, что для своей выставки он никогда не использовал тела людей умерших в больницах. В 2002 году фон Хагенс провел в Британии первое за последние 170 лет публичное вскрытие, хотя и опасался, что его арестуют. В 2004 году его обвинили в использовании тел казненных заключенных, приобретаемых в Китае. После этого он вернул семь трупов с травмами головы, так как не смог доказать, что эти люди не были казнены", – пишет Sueddeutsche Zeitung, добавляя, что практически все попытки закрыть выставки фон Хагенса оказываются напрасны, а сам он давно стал миллионером.

Рисунок 11 – экспонат музея

Рисунок 12 – экспонат музея

На данный момент множество людей завещают свои тела Гюнтеру фон Хагенсу. Например, в Германии уже 9 тысяч человек подписали письменные согласия. В свою очередь Гюнтер фон Хагенс также завещал свое тело музею. После смерти его труп должны разрезать на пластинки и разослать в различные медицинские институты. Как говорит сам доктор, что после своей смерти он сможет преподавать анатомию сразу в нескольких институтах, чего не смог сделать при жизни.

Рисунок 13 – экспонат музея

Рисунок 14 – экспонат музея

Заключение

В настоящий момент передвижная выставка с тридцатью "объектами" находится в Лондоне, ещё одна, параллельная, с двадцатью экспонатами – в Сеуле. В сущности, это большое коммерческое шоу-предприятие. Профессор фон Хагенс неизменно появляется на вернисажах, как полагается автору, – внешне стилизованный под знаменитого художника Йозефа Бойса: во всём чёрном, в белой рубашке и чёрной шляпе.

Рисунок 15 – экспонат музея

Встречаются в жизни люди, которые мечтают устроить у себя настоящую «кунсткамеру». Их могут интересовать нестандартные останки — например, уродцев, великанов или карликов. Некоторые же пытаются коллекционировать, к примеру, черепа или другие части тела знаменитостей.

Так, всемирную известность получил немецкий профессор анатомии Гунтер фон Хагенс (Gunther von Hagens), которого даже прозвали «Доктор Смерть» . Почти 10 лет он организовывает по всему земному шару выставки «Мир тела».

На них демонстрируются мертвые человеческие тела, а также их отдельные части и органы. Все останки мумифицированы по специальной методике. Свой метод профессор назвал пластинацией . Сначала всю находящуюся в теле жидкость заменяют такими веществами, как латекс, полиэстер и резина, а затем подвергают обработке, в результате которой ткани перестают разлагаться.

Можно размешать мертвое тело в любой позе, оно не издает запаха и, как уверяет сам Хагене, способно сохраняться неповрежденным в течение 50 тыс. лет.

Профессор дебютировал в 2000 г. с проектом «Конь и всадник», где демонстрировались мумия коня и статуя человека из пластика. Первая «человеческая» экспозиция была показана в феврале 2002 г.

Вокруг выставки сразу же возникло множество скандальных слухов. Хагенса обвиняли не только в излишнем натурализме и неэтичности, но и в вуайеризме, и в незаконном использовании тел умерших. Вскоре после открытия выставки в Лондоне злоумышленники попытались уничтожить один из экспонатов.

Британское правительство выступило с заявлением о том, что к устроителям выставки могут быть применены судебные санкции, так как еще в XIX в. был принят закон, запрещающий открытый показ анатомических объектов. Но это только подогрело интерес к «Мирам тела». На сегодняшний день количество посетителей экспозиций Хагенса превысило 12 млн.

Среди постоянных экспонатов «Мира тела» — человек, разрезанный по вертикали на узкие полоски, а также наездник без кожи, держащий в руках собственный мозг и восседающий на лошади без шкуры. Наибольший шок вызывает труп беременной женщины, у которой в разрезе живота виден 7-месячный плод.

Есть у Хагенса и своя кунсткамера, где можно полюбоваться на двуглавых младенцев, сиамских близнецов и прочих уродцев. В стеклянных витринах красуются человеческие зародыши разного возраста — от нескольких недель до нескольких месяцев.

В качестве «сырья» Хагенс использует, как правило, неопознанных и невостребованных покойников из моргов. Но вокруг его имени не раз разгорались судебные скандалы. Так, профессора обвинили в том, что для него экспортировали из Китая трупы казненных преступников, а в 1990-е гг. он нелегально получил около 500 мертвых тел из больниц России и Киргизии. Но доказать это так и не удалось, сам доктор напрочь все отрицал.

Между тем уже более восьми тысяч человек во всем мире высказали готовность завещать профессору свои тела для дальнейшего использования. Сам Гюнтер фон Хагенс и его супруга тоже объявили о том, что планируют после смерти превратиться в экспонаты.

Хагенс считает, что его шоу имеет прежде всего образовательную и художественную ценность, способствует «демократизации анатомии». «Человеческое тело прекрасно», — говорит он.

Впервые профессор фон ХАГЕНС согласился ответить на вопросы российских журналистов. В эксклюзивном интервью корреспондентам Марине НОСКОВИЧ и Константину ГЕТМАНСКОМУ профессор фон ХАГЕНС рассказал о том, чем для него является человеческое тело, сохранение которого стало в какой-то мере смыслом его жизни. Его откровения могут показаться шокирующими. Как-то не принято выставлять трупы на всеобщее обозрение любопытства одного ради. Тем более что экспонирование тел некогда живых людей затрагивает не только эстетические, но и правовые аспекты. Впрочем, у профессора фон ХАГЕНСА есть свои аргументы.


Немецкий специалист в области анатомии профессор Гюнтер фон ХАГЕНС стал известен в России после скандала, разгоревшегося в Новосибирске. Руководителя местной судебно-медицинской экспертизы обвинили в незаконной переправке трупов безвестных россиян в Германию. Профессор фон ХАГЕНС после скандала отказался от сотрудничества с Россией, однако в других странах он продолжает свои опыты в области долгосрочного сохранения человеческого тела для науки и образования, а также проводит открытые для всех желающих выставки "Миры тела". Впервые профессор фон ХАГЕНС согласился ответить на вопросы российских журналистов. В эксклюзивном интервью корреспондентам Марине НОСКОВИЧ и Константину ГЕТМАНСКОМУ профессор фон ХАГЕНС рассказал о том, чем для него является человеческое тело, сохранение которого стало в какой-то мере смыслом его жизни. Его откровения могут показаться шокирующими. Как-то не принято выставлять трупы на всеобщее обозрение любопытства одного ради. Тем более что экспонирование тел некогда живых людей затрагивает не только эстетические, но и правовые аспекты. Впрочем, у профессора фон ХАГЕНСА есть свои аргументы.

- Господин Хагенс, каковы основные цели проведения выставок "Миры тела"?

Выставка преследует две цели. С одной стороны, сравнение нормальных и больных органов пропагандирует здоровый образ жизни. Как показали исследования, 10% курильщиков за полгода после посещения выставки бросили курить или стали курить меньше, а 50% стали внимательнее относиться к своему здоровью. Выставка показывает и совершенство, и уязвимость нашей природы. К тому же наш посетитель может почувствовать гордость за свое тело.

- Как вы думаете, экспонаты выставки шокируют посетителей? Все же большинство из них не имеет отношения к медицине...

Лучший ответ на этот вопрос дали итоги опросов, проведенных Психологическим институтом университета в Касселе, где опубликовали каталог. 90% посетителей говорили, что выставка хороша или очень хороша. И только 2% придерживались мнения, что выставка плохая. 50% посетителей утверждали, что препараты имеют эстетическое воздействие. Благодаря превосходной подготовке препаратов пластинация вызывает не ужас, а эстетический шок. Кроме того, благодаря способу организации выставки посетитель погружается в тему постепенно. Сначала идут кости, здоровые и больные, потом мышцы, вполне абстрактная нервная система. Затем демонстрируются системы кровообращения и пищеварения и только в конце - система размножения.

- Присутствует ли момент эстетизма в том, что вы демонстрируете трупы?

Умершего не нужно приравнивать к человеческому телу. Умерший - это отображение покинувшего нас человека в представлении еще живущих, в частности его близких. В противном случае речь идет лишь о трупе. Умерший - это личность. Со смертью тело теряет свою личную составляющую и вместе с прекращением функционирования мозга становится трупом. Пластинация трансформирует этот труп в анатомический препарат. Таким образом, результат пластинации имеет столь же мало общего с трупом - объектом скорби, как и человеческий скелет, который тоже не воспринимается как труп.

- В чем ценность для науки и образования изобретенного вами метода пластинации тел и препаратов?

Пластинация - лучший и самый долговечный способ создания препаратов за все время существования анатомии. Это относится ко всему многообразию деталей, прочности и цветовой дифференциации. Подвергнутые пластинации отдельные органы при сопоставлении позволяют выявить здоровые и больные части организма, анатомическую норму и возможные отклонения в нашем здоровье. Пластинация всего тела показывает, где располагаются различные органы в теле человека. В этом отношении пластинация органов и всего тела подходит в основном для анатомических музеев и практических занятий анатомией.

- Как вам пришла в голову идея сохранять тела и препараты именно таким способом?

Я изобрел этот метод случайно в 1977 году, когда был ассистентом в Анатомическом институте Гейдельбергского университета. Я спрашивал себя, рассматривая выставленные препараты, залитые биополимером, почему препараты заливают, а не вводят вещество внутрь, что позволило бы сохранить их? Несколькими днями позднее мне пришла в голову идея пропитать сами препараты при помощи вакуума биополимером (силиконом). Для этого препарат сначала кладут в ледяной ацетон, и при диффузии вода в тканях заменяется ацетоном. Второй шаг - препарат, пропитанный ацетоном, погружают в биополимер. Ацетон вакуумным способом откачивают и его место в ткани занимает силикон. Когда весь ацетон заменен им, мне надо только вынуть препарат и работать над веществом, которое позволяет органу дольше сохраняться. Последние 25 лет я постоянно совершенствую технику пластинации, работая именно над этим.

- Как вы оцениваете будущее метода пластинации? Со временем наука откажется от формалина?

Силиконовая пластинация является идеальным препаратом для выставления в анатомических музеях и для практических занятий студентов. Прозрачные срезы очень удобны для исследований. Пластинация тем не менее не может заменить важные качества курса вскрытия, так как этот курс способствует более глубокому пониманию особенностей человеческой анатомии, чем рассмотрение самых превосходных анатомических препаратов.

- Что значит для вас мертвое человеческое тело?

Человеческое тело многолико и пробуждает разные чувства. Живое человеческое тело для меня - нечто совсем иное, чем труп, к которому я отношусь с сочувствием. Анатомический труп и тело, подвергнутое пластинации, - снова совсем иное, так как здесь тела анонимны, их жертвуют на пластинацию и возникает новая форма послесмертного физического существования. Я воспринимаю пластинацию как передачу когда-то живого тела по воле жертвователя, сознательно служащего следующим поколениям в исследовательских целях.

- Пожертвуете ли вы свое тело для экспериментов в области пластинации?

Само собой, разумеется. Передача моего тела на пластинацию - логическое продолжение моего творчества.

- Вы бы хотели, чтобы ваше тело выставлялось в "Мирах тела" или служило пособием для студентов?

Так как я не стремлюсь к посмертной славе, этот вопрос должны решить наследники. Моя жена думает, что мое тело стоит поместить на выставку.

- Верите ли вы в Бога?

Как изобретатель, я черпаю свою силу из сомнений и точного мышления ученого, а не из веры. Бог определяет иную мудрость. В этом вопросе я испытываю определенные затруднения и полагаю, что моего интеллекта для ответа на данный вопрос недостаточно.

- Многие газеты пишут о публичном вскрытии в Лондоне как о провокации. Зачем вы провели его?

Вскрытие - это важная часть медицинского образования студентов, врачам оно помогает более точно судить о причине смерти умерших пациентов и прояснять вопросы страховки при несчастных случаях. Каждый из нас может уже завтра стать объектом вскрытия, и необходимо иметь разрешение на его проведение. Человеку, в том случае если он не является сознательным партнером врача, нужно объяснить, что будет с ним сделано и на что он должен будет дать согласие. Нет никакой разумной причины, для того чтобы запрещать это. Прилюдное вскрытие называется так не потому, что все должны его видеть. Однако все, кто хочет при нем присутствовать, должны получить такую возможность. И, как показывают независимые опросы, половина молодых людей этого хочет.

- А когда вы провели ваше первое вскрытие?

Я видел первое вскрытие в 17 лет, когда работал помощником санитара в маленькой больнице. Это произвело на меня огромное впечатление и с точки зрения сложности, и с эстетической точки зрения, но поразило меня еще и то, насколько легкоуязвим человек. Это вскрытие в значительной мере способствовало тому, что впоследствии я занялся изучением медицины и пластинацией. А первое свое вскрытие я провел 24 года назад, в 1979 году, когда был младшим ординатором в Институте патологии Гейдельбергского университета.

- Что вы чувствовали?

Я был очень спокоен. У меня был хороший преподаватель, который все мне объяснил. Только в том случае, если рассудком вытесняется страх, участие во вскрытии приносит настоящие познания.

- Почему вы перебрались из ГДР в ФРГ?

Я не мог больше соглашаться с политикой ГДР. Там существовал, например, запрет на поездки на Запад до достижения пенсионного возраста, а это было для меня неприемлемо. Постоянный контроль, несовместимый со свободолюбием, и заставил меня бежать. Поскольку побег не удался, мне пришлось просидеть в ГДР в тюрьме два года, пока меня не выкупило правительство ФРГ. Однако и сегодня я считаю, что имело смысл провести два года в тюрьме, чтобы перебраться на Запад в 25 лет и жить дальше уже здесь. Когда я сегодня назначаю прилюдное вскрытие, а его запрещают, это напоминает мне запрет на выезд из ГДР. За этими запретами стоит одинаковая самонадеянность, не соответствующая моему пониманию демократии.

- Как быстро распространились ваши научные идеи в ФРГ?

Я изобрел метод пластинации в Анатомическом институте Гейдельбергского университета в 1977 году. Но только в 1990-м я получил возможность подвергнуть пластинации все тело. Метод получил широкую огласку только в 1995 году в Японии, когда на выставке по случаю 100-летия тамошнего анатомического общества пластинация была представлена при большом стечении публики. В течение 5 месяцев выставку посетили 550 000 людей. С тех пор до настоящего времени на двух выставках - в Пусане (Корея) и в Мюнхене (Германия) побывало в целом 12 миллионов человек.

- В Мюнхене журналисты часто называли вас "Франкенштейном", "мясником" и так далее. Почему ваши действия вызывают такую реакцию?

Такие выражения типичны для мышления людей, получивших представления об анатомии из фильмов ужасов. Однако традиционные представления об анатомии, связанные со страхом, разложением и эмоциональным восприятием смерти, в действительности не имеют ничего общего с выставкой "Миры тела". Люди, серьезно относящиеся к выставке и посещавшие ее, выражают совершенно иные суждения: от положительных до восторженных. Те, кто всерьез воспринимает свое тело, чувствуют, что обогатились после посещения выставки. Поскольку у нас нет ничего, что было бы ближе нам, чем собственное тело, подготовка анатомических препаратов и вскрытие естественно вызывают у людей страх. Поэтому мне понятны негативные реакции людей. Если бы я не сносил терпеливо всякий раз обрушивавшуюся на меня критику, я бы не мог на протяжении 25 лет делать то, что я делаю. В то же время постоянная позитивная реакция публики, в том числе и на вскрытия, дает мне достаточно сил, для того чтобы с неослабевающим энтузиазмом продолжать мой путь беспрерывного улучшения качества медицинского образования и популяризации анатомии.

Знаменитый анатом Гюнтер фон Хагенс умирает. Скандальные выставки человеческих тел, которые принесли ему славу и миллионы, теряют популярность, а его самого медленно убивает болезнь Паркинсона. После смерти жена препарирует его тело и превратит в экспонат для музея, который он когда-то основал. вспоминает историю изобретателя пластинации.

«Я хочу вернуть анатомии жизнь», - заявил Гюнтер фон Хагенс перед открытием лондонской выставки в 2002 году. Это был пик его карьеры. Имя анатома не сходило с газетных страниц, а желающие увидеть пластинированные тела выстраивались в очередь затемно. «Эта выставка будет местом, где смешается мертвое и живое», - хвалился он журналисту .

Много лет назад Фон Хагенс изобрел новый способ консервации анатомических препаратов. Сначала кровь заменяют формальдегидом, затем останки погружают в резервуар с ацетоном. Он растворяет жир и заменяет воду, которая содержалась в живых клетках. После этого ацетон вытесняется жидким полимером, затвердевающим под действием ультрафиолета или тепла.

Это очень трудоемкая и дорогостоящая процедура: на обработку всего тела уходит не меньше полутора тысяч человеко-часов и десятки тысяч долларов. Но после нее останки могут храниться вечно. И, как обнаружил фон Хагенс, приносить неплохие деньги.

После первой выставки пластинированных тел, которая открылась в 1995 году в Японии, Фон Хагенс демонстрировал свою коллекцию по всему свету. Многочисленных посетителей приветствовали законсервированные трупы людей и животных со снятой кожей и выставленными напоказ внутренними органами.

Одно из первых пластинированных тел фон Хагенс усадил за шахматную доску с открытой черепной коробкой. Другой знаменитый экспонат - тело женщины, которая умерла на восьмом месяце беременности. Посетители могли заглянуть в утробу и увидеть там плод. Когда у фон Хагенса появились деньги, он законсервировал целую лошадь. На выставках на нее сажали пластинированного покойника с рассеченной надвое головой. В одной руке он держал кнут, а в другой - собственный мозг. Зрелище не для слабонервных, поэтому обмороки не были редкостью.

Коллеги считали, что фон Хагенс путает медицину с шоу-бизнесом, служителей церкви беспокоило неуважительное обращение с покойными, власти - нарушение закона. Кое-где выставку пытались запретить. Немецкий писатель сравнил знаменитого анатома с Йозефом Менгеле, который ставил опыты на заключенных нацистских концлагерей. Когда пластинированные тела привезли в канадский Ванкувер, представитель местной католической архиепархии заявил, что анатом наживается на останках сомнительного происхождения.

Сам фон Хагенс только посмеивался. Скандалы были прекрасной рекламой для выставки, а возмущение священников его нисколько не волновало. Религия не убеждает анатома даже на исходе собственной жизни. «Не думаю, что после смерти будет продолжение, - признался он в 2018 году. - Каждое тело умершего, которое я видел, демонстрировало мне отсутствие души. Я не верю, что когда мы умираем, от нас что-то остается».

Рождение пластинации

Будущий изобретатель пластинации рос на востоке Германии - в социалистической ГДР. Из-за гемофилии мальчик много времени проводил в больницах - возможно, как раз это привило ему интерес к медицине. В 24 года попытался сбежать в Австрию, но попался Штази и два года провел за решеткой. Выйдя на свободу, эмигрировал в ФРГ - на этот раз официально. В новой стране женился и взял фамилию супруги - она казалась ему аристократичнее собственной.

После университета фон Хагенс устроился в Институт патологии и анатомии в Гейдельберге. Там его заинтересовали анатомические препараты, для сохранности залитые прозрачным плексигласом. «Глядя на заключенные в пластик образцы, а тогда это был самый совершенный метод консервации, я задумался о том, почему пластик снаружи, а не внутри», - вспоминает он.

После серии экспериментов ему удалось разработать технологию пластинации и успешно законсервировать человеческую почку. Он потратил на опыты все деньги, которые у него были, забрался в долги и поссорился с женой. Хотя отношения так и не наладились, они прожили вместе еще десять лет. Через три года после развода фон Хагенс женился на Андрее Уэлли - участнице своих анатомических семинаров, которая была на 15 лет моложе его. По его просьбе после свадьбы она сменила имя и стала Ангелиной.

Фон Хагенс не сразу разглядел потенциал пластинации. «Поначалу я думал, что она будет полезна главным образом для совершенствования медицинского образования», - рассказывает он. Со временем анатом заметил, что его работы вызывают интерес даже у людей, далеких от науки. Научившись консервировать тела целиком, он решил попытать счастья и организовал первую публичную выставку. Успех застал врасплох даже его самого.

Всего за несколько лет анатомическую коллекцию фон Хагенса увидели десятки миллионов человек, а его музей стал одной из самых популярных туристических достопримечательностей в мире. Вскоре в его лаборатории в Германии работали 220 специалистов, затем открылись центры пластинации в Китае и Киргизии. Изготовление экспонатов и анатомических препаратов для учебных заведений поставили на поток.

Деньги текли рекой. Всего за пять лет анатом заработал десятки миллионов евро. У фон Хагенса появились средства даже для самых экстравагантных затей. Он потратил четыре миллиона долларов на огромную холодильную камеру для консервации слона и оплатил три года работы специалистов, которые пластинировали жирафа.

Фон Хагенс видел, что многих посетителей волнует совсем не анатомия, но все равно верил, что приносит пользу людям. «Многие из тех, кто видел экспозицию, по-новому зауважали собственные тела, - отвечал он критикам. - Я говорил с одной девушкой, которая сказала, что два раза пыталась покончить с собой. После моей выставки она не хочет даже думать о том, чтобы снова причинить вред своему телу».

Подозрительные тела

Фон Хагенс утверждает, что все останки в музее пожертвованы добровольцами специально для этой цели. За 22 года договор с Институтом пластинации подписали 17 тысяч человек. В их числе и сам анатом, и один из сыновей, и его супруга Ангелина Уэлли. Знакомые тоже отдают ему свои тела. «Не так давно я пластинировал своего лучшего друга. Он был всего на два года старше меня», - поделился фон Хагенс с журналистом в 2002 году.

Несмотря на это, его регулярно обвиняли в использовании останков, полученных незаконным путем. В 2004 году писал, что у некоторых пластинированных тел имеются пулевые ранения у основания шеи. Поползли слухи, что Китай поставляет фон Хагенсу казненных заключенных, но доказательств так и не нашли.

В Киргизии его подозревали в получении сотен трупов из тюрем, больниц и психиатрических лечебниц. Фон Хагенс отверг обвинения: по его словам, он законным путем получил девять невостребованных тел из киргизских больниц, но их не показывали на его выставках.

В 1999 году анатом встретился с советским спортсменом Александром Сизоненко и попробовал уговорить его пожертвовать свое тело Институту пластинации. При росте 245 сантиметров Сизоненко считался самым высоким баскетболистом в истории. «Такой великан - мечта любого анатома», - говорил фон Хагенс. Спортсмен побывал в Германии, посмотрел на музей и отказался - боялся, что если подпишет договор, его убьют.

В 2002 году фон Хагенс стал свидетелем по делу об отправке трупов из Новосибирска в Германию. Начальника областного бюро судебной медицинской экспертизы обвиняли в незаконной передаче для пластинации 56 тел и 400 препаратов головного мозга. В Германии из них должны были изготовить учебные пособия для Новосибирской государственной медицинской академии.

В 2004 году Новоселова оправдали, затем оправдательный приговор отменили и оштрафовали на 35 тысяч рублей. Фон Хагенс уверял, что считал сделку законной. «Между мной и этим делом, связанным с ним проблемам и возможному обману, такая же связь, как между пингвинами и празднованием Нового года», - заявил он.

Падение империи

В 2010 году фон Хагенс собрал сотрудников своей лаборатории в Германии и со слезами на глазах объявил, что дело плохо. Институт пластинации на пороге банкротства. Интерес к выставкам упал, спрос на учебные анатомические препараты тоже сокращается. Работа центра в Китае уже остановлена, а немецкую лабораторию ждут сокращения. Придется уволить две трети персонала.

Это было не единственной проблемой. Двумя годами ранее у фон Хагенса диагностировали болезнь Паркинсона. Как врач, он понимал, что исцеления нет. «Болеть Паркинсоном - это практиковать собственную смерть, - написал фон Хагенс в прощальном письме, которое издание The Guardian опубликовало в конце сентября. - Мои руки трясутся, мне трудно говорить, исчезла координация движений. Я лишился навыков, которые у меня были, и они никогда не вернутся».


А сейчас вам нужно немедленно убрать от мониторов детей, беременных женщин, стариков и слабонервных людей. Также эту статью не рекомендуется показывать тем, кто только что покушал. Поскольку речь в ней пойдет о своеобразном искусстве, которое, вероятно, будет намного уместнее в анатомическом музее при каком-нибудь мединституте или медучилище. Немецкий художник (а на самом деле, патологоанатом) Гюнтер фон Хагенс (Gunther von Hagens) уже много лет работает над проектом под названием "Мир тела" (Body world) , являя миру препарированные, как тушки животных, человеческие тела .


Во всем мире фон Хагенса называют "Доктор Смерть", поскольку работает он с самыми настоящими трупами, которых пересылают ему морги и больницы, тюрьмы и колонии, а также завещают семьи поклонников этого ужасного "творчества". Для того, чтобы тела дольше сохранялись в первозданном, скажем так, виде, фон Хагенс изобрел технику пластинации (принудительного насыщения анатомического препарата активным пластиком), а в 1993 году был основан целый Институт пластинации.




Посетителей выставок Доктор Смерть убеждает, что мертвое тело - это совсем не страшно, тем более, что в его экспонатах осталось меньше половины "живого", органического материала. Основную часть составляет именно пластификат, так что трупы на самом деле - не трупы, а больше манекены, ужасающе натурально выглядящие. Впрочем, порой экспонаты фон Хагенса принимают настолько неестественные позы, что может показаться, будто именно это и убило человека, превратив его в фигуру без кожи, с вывернутыми составами, оскаленными зубами и выпученными глазами, а зачастую - и с оголенными внутренностями. Как на картинке в учебнике по анатомии.



Вы, вероятно, не удивитесь, что странного "скульптора" не раз пытались лечить, судить, запрещать, пикетировать, применять к нему еще массу разнообразных санкций. В особенности после того, как он однажды провел публичное вскрытие трупа. Но, как видим, музей мертвых скульптур автора жив и поныне, процветает и пополняется все новыми экземплярами. Кстати, с некоторых пор к человеческим трупам присоединились и препарированные тушки животных.



Документы