Определение рабочего времени по трудовому кодексу. Недопустимость «перекуров» в рабочее время. Ночное рабочее время

Нормативно-правовые акты создаются, изменяются или отменяются в определенном порядке. Этот порядок обеспечивает как качество принимаемых актов, так и объективно необходимое закрепление баланса многообразных социальных интересов. В науке и на практике данную деятельность характеризуют и как формирование права (правообразование), и как правотворчество. При этом данные внешне схожие понятия, конкретизи- рованно проявляясь при создании нормативных предписаний, имеют разное содержание. Формирование права богаче по ϲʙᴏему содержанию. Правотворчество будет исключительно составной частью процесса формирования права, отражающей его официальные, сознательно-волевые процедуры.

Признаки правотворчества:

  • ϶ᴛᴏ выражающая стратегию развития общества особая управленческая деятельность компетентных органов, направленная на упорядочение (стимулирование или ограничение) входящих в их ведение определенных отношений, имеющих повышенное общественное значение;
  • ϶ᴛᴏ государственно-властная деятельность , составляющая монополию государства, одно из проявлений его суверенитета. Иные субъекты участвуют в ней исключительно с его санкции;
  • ϶ᴛᴏ интеллектуально-волевая (познавательная и цен нос т- но-ориентационная) творческая деятельность , связанная с изменением существующего порядка правового регулирования;
  • ϶ᴛᴏ процедурная деятельность , детально регламентируемая законом, кᴏᴛᴏᴩый определяет не только перечень субъектов правотворчества и их полномочия, но и последовательность, а также содержание их правотворческих действий;
  • содержание ϶ᴛᴏй деятельности выражается в создании, изменении, отмене и систематизации юридических норм , иногда — в изменении сферы и объема действия уже существующих норм.

Таким образом, правотворчество - ϶ᴛᴏ осуществляемая в особом порядке государственно-властная, управленческая деятельность компетентных органов, направленная на разработку, издание, отмену и совершенствование нормативно-правовых предписаний.

Правотворчество — ϶ᴛᴏ деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. При этом субъектами правотворчества выступают не только государственные органы, но и негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т. п.), нааеленные ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах.

Стадии правотворчества

Изучим стадии правотворчества. Правотворчество — ϶ᴛᴏ деятельность, длящаяся во времени и в определенной последовательности. Материал опубликован на http://сайт
Стоит заметить, что она проходит два этапа:

  • подготовки проекта нормативного акта;
  • его официального принятия.

Первый этап осуществляется в процессе прохождения следующих стадий:

  • принятие решения о подготовке проекта нормативного акта;
  • формирование рабочей группы и разработка концепции законопроекта;
  • подготовка его текста;
  • предварительное обсуждение проекта;
  • согласование содержания проекта нормативного акта с различными организациями;
  • предварительное утверждение проекта.

В случае если первый подготовительный этап может осуществляться вне правотворческого органа, то второй, официальный, проходит непосредственно в правотворческом органе. Стоит заметить, что он состоит из следующих стадий:

  • внесение проекта нормативного акта в правотворческий орган и принятие его на рассмотрение;
  • обсуждение проекта;
  • принятие и подписание нормативного акта;
  • официальное оглашение, доведение до сведения адресатов.

У конкретных субъектов правотворчества, принимающих нормативно-правовые акты различной степени сложности и значимости, количество и содержание таких стадий может весьма существенно различаться. Так, у представительных органов государственной власти одни процедуры их принятия, у предприятий — несколько иные, упрощенные.

Понятие и стадии законотворчества в Российской Федерации

Законотворческий процесс — главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего характеризует данный процесс в целом. Кроме законов продукцией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты.

В связи со спецификой принимаемых актов (законов) законотворческая деятельность отличается особой важностью и сложностью. По϶ᴛᴏму она получила юридическое закрепление в Конституции РФ и регламентах деятельности палат Федерального Собрания. В них отражена процессуальная сторона законотворчества, получившая наименование законодательного процесса.

Законодательный процесс представляет собой систему относительно завершенных, самостоятельных и последовательно направленных действий специальных субъектов, в результате кᴏᴛᴏᴩых создается закон.

Законотворчество — сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии:

1. законодательная инициатива — закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его — право законодателя. Стоит сказать, для ϶ᴛᴏго субъекты должны обладать достаточными знаниями и возможностями создать качественный законопроект, оптимально отражающий условия действительности и перспективы развития определенных отношений. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Федерации, Конституционному Суду, Верховному Суду, Высшему Арбитражному Суду РФ. Этот перечень в зависимости от вида законопроекта может несколько ограничиваться (ст. 134 Конституции РФ о внесении поправок в Конституцию РФ) На уровне субъекта Федерации выделяются несколько иные субъекты законодательной инициативы, среди кᴏᴛᴏᴩых может быть и население ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего региона;

2. обсуждение законопроекта - важная стадия, кᴏᴛᴏᴩая начинается в Государственной Думе РФ с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, ɥᴛᴏбы довести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Обсуждение законопроекта проходит на заседании палат представительного органа в нескольких чтениях. На первом чтении обсуждается концепция законопроекта. На втором происходит обсуждение по существу (т. с. постатейно или по разделам, не затрагивая основ, концепции законопроекта) На третьем обсуждается законопроект в целом со всеми внесенными поправками. В наибольшей степени существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение;

3. принятие закона - следующая стадия, кᴏᴛᴏᴩая осуществляется на заседании Государственной Думы РФ (ст. 105 Конституции РФ) путем голосования, кᴏᴛᴏᴩое может быть как открытым (с помощью поднятия рук или поименного голосования), так и тайным (с помощью электронной техники) Учитывая зависимость от вида принимаемого закона голосование может быть простым или квалифицированным. При разногласиях палат могут быть использованы согласительные процедуры. Принятие закона — главная стадия, кᴏᴛᴏᴩая, в ϲʙᴏю очередь, распадается на три полетали и:

  • принятие закона Государственной Думой (федеральные законы принимаются простым большинством голосов от об- щсго числа депутатов Государственной Думы, т. е. 50% плюс один голос; федеральные же конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы);
  • одобрение закона Советом Федерации (в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ «федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов ϶ᴛᴏй палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации»; в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ч. 2 ст. 108 Конституции РФ «федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации»);
  • подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2. ст. 108 Конституции РФ Президент в течение 14 дней подписывает одобренный закон и обнародует его) Его подпись будет ϲʙᴏеобразной санкцией на вступление закона в действие. При несогласии с отдельными положениями или законом в целом Президент РФ может наложить на него «отлагательное вето» и направить для повторного рассмотрения в парламент. Представительный орган может либо внести требуемые поправки, либо для преодоления ϶ᴛᴏго вето собрать квалифицированное большинство голосов. В случае процессуальных нарушений, допущенных при принятии закона, Президент РФ может возвратить его без рассмотрения по существу;

4. опубликование закона - стадия, необходимая для создания дубликатов официального текста, информационного обеспечения адресатов и заинтересованных лиц, а также для определения момента вступления закона в юридическую силу. При ϶ᴛᴏм опубликование следует отличать от обнародования, кᴏᴛᴏᴩое шире по ϲʙᴏему содержанию, так как предполагает доведение закона до общего сведения различными средствами массовой информации. Как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ. Неопубликованные законы не применяются.

Правотворчество является дискретным процессом и проходит ряд самостоятельных и последовательных стадий, которые в юридической литературе именуют стадиями (этапами) правотворческого процесса. В различных странах правотворческий процесс имеет свои особенности, что зависит от правовой семьи, к которой относится данное государство и какой источник (форма) права преобладает в национальной правовой системе.

В англосаксонской правовой семье, где значительную роль играют судебные решения, правотворчество осуществляется судами, и решение высшего суда становится правовым прецедентом (общеобязательным правилом) для нижестоящих судов при разрешении аналогичных дел.

В мусульманской правовой системе большинство правовых норм уже содержится в религиозных источниках: Коране, Сунне, Иджме, Киясе, поэтому нормативный правовой акт (закон) носит второстепенный (производный) характер и не должен противоречить религиозным нормам. Суды, в отличие судов в англосаксонской правовой семьи, не осуществляют правотворчество, а судьи должны выносить решения, основанные на религиозных текстах Корана, Сунны или мнениях известных знатоков мусульманского права (Иджма, Кияс, Фетва). Таким образом, судья (кади) является правоприменителем, но не творцом права, хотя при этом должен быть, безусловно, знатоком мусульманского права.

В романо-германской правовой семье, к которой традиционно относят Россию (при этом на данный счет ведутся многочисленные дискуссии и дебаты) среди источников права преобладает нормативный правовой акт. В связи с этим, в отечественной юридической литературе наиболее разработанным оказался вопрос о правотворчестве нормативно-правовых актов и законодательном процессе в частности. Такая позиция разделяется большинством отечественных ученых в области теории государства и права, и имеет официальное признание, поскольку закон является нормативным правовым актом высшей юридической силы, а Конституция РФ (как основной закон государства) занимает высшее место в иерархии источников права российской правовой системы.

В литературе называют разное число стадий правотворчества - от трех до шести. Так, например, В. В. Лазарев и С. В. Липень выделяют три основные стадии правотворческого процесса: подготовка проекта нормативного правового акта; принятие акта (прохождение его в правотворческом органе); введение его в действие.

М.Н. Марченко выделяет четыре стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие и утверждение закона; обнародование закона (Аналогичной позиции придерживается Т.Н. Радько, Л.А. Морозова, И.Н. Сенякин и др.).

По мнению А. Н Чашина, правотворческий процесс также включает четыре стадии: правотворческая инициатива; рассмотрение проекта нормативно-правого акта; принятие решения об утверждении либо отклонении про­екта нормативный правовой акт; введение принятого нормативного правового акта в дейс­твие .

В.М. Сырых называет шесть стадий:

1) принятие решения о внесении изменений в действующую си­стему норм права;

2) подготовка проекта нормативного правового акта;

3) рассмотрение его правотворческим органом;

4) обсуждение и согласование проекта с заинтересованными субъектами;

По шесть стадий выделяют в правотворческом процессе также А.Б. Венгеров, В.И. Власов и др.

Для примера, законодательный процесс в палатах британского парламента на основном этапе проходит восемь обязательных стадий:

1) внесение законопроекта;

2) первое чтение;

3) второе чтение;

4) работа в комитетах;

5) отчет о работе над законопроектом;

6) третье чтение;

7) обсуждение поправок;

8) получение согласия короля.

Поэтому думается, что позиция большинства ученых о количестве стадий правотворческого процесса носит несколько усеченный характер, требующий дальнейшей детализации, т.к. не учитывается (либо учитывается в упрощенной форме) подготовительный этап правотворческого процесса, который также занимает значительное место в издании нормативно-правового акта.

Анализ юридической литературы позволяет выделить в правотворческом процессе подготовительный и основной этапы, включающие по несколько стадий.

Предварительный этап правотворческого процесса:

Стадия принятия решения о подготовке проекта нормативного правового акта.

Предполагает решение компетентного органа о необходимости издания нормативного правового акта, выработке его проекта, включении в план законодательных работ и т. п. Решение о принятии нормативного правового акта может исходить и от негосударственных организаций (профсоюзов, политических партий, общественных движений, органов местного самоуправления и т.п.), граждан, их групп (например, жильцов многоквартирного дома, квартала, микрорайона) в порядке правотворческой инициативы или обращения (с заявлением, жалобой, предложением) в компетентные органы.

Стадия подготовки проекта нормативного правового акта.

На данной стадии проводятся необходимые для подготовки проекта организационные, информационные, правовые, технические мероприятия. Создаются комиссии (комитеты) по разработке проекта нормативного акта, либо дается поручение уже существующим структурам (отделам, комитетам, управлениям) компетентным в данной сфере. При необходимости в указанные структуры привлекаются специалисты (юристы, экономисты, социологи, психологи и т.д.), ученые, почетные граждане, представители творческой интеллигенции, общественных организаций и т.п.

Происходит разработка концепции, идеи будущего акта; анализируется законодательство, юридическая практика действующее в данной отрасли или по данному вопросу. В рамках разработки проекта может быть осуществлен государственный (муниципальный) заказ в соответствующие научные учреждения, либо объявлены гранты или конкурсы на лучший проект нормативного правового акта. Возможно обращение в правоохранительные органы (например, в органы прокуратуры) за юридической помощью (например, провести правовую экспертизу проекта нормативного правового акта и предоставить типовые проекты актов).

Стадия предварительного обсуждения проекта нормативного правового акта.

Фактически эта стадия наступает, когда уже готов предварительный проект нормативного правового акта, но требуется услышать мнения специалистов, ученых, представителей общественности. Поэтому на данной стадии возможно проведение публичных (общественных) слушаний с привлечением средств массовой информации.

Стадия отклонения проекта нормативного правового акта либо принятие его за основу.

На этой стадии принимается решения стратегического характера, вести дальнейшие работы по проекту нормативного акта либо начать его новую разработку. Заслушивается отчет руководителя проектной комиссии, мнение ее членов, зачитываются результаты правовых (юридических) экспертиз, протоколов собраний (публичных слушаний), финансово-экономических заключений и т.п.

Стадия окончательной доработки и принятия проекта нормативного правового акта. Эта стадия завершает подготовительный этап правотворческого процесса. Вносятся последние изменения и дополнения с учетом высказанных замечаний и предложений на предыдущей стадии. После чего, документ проходит окончательное редактирование и утверждается (большинством голосов) членами проектной комиссии (об утверждении проекта НПА может быть составлен протокол, приказ или иной официальный документ).

Основной этап правотворческого процесса:

Стадия внесения проекта в официальном порядке в соответствую­щий правотворческий орган (правотворческая инициатива).

Разработанный проект нормативного акта со всей необходимой документацией вносится в правотворческий орган. При этом внесение проекта предполагает, что осуществляющий правотворческую инициативу орган обладает этим правом. Так, например, в соответствии с ч.1 ст.104 Конституции РФ правом официального внесения проектов федеральных законов в Государ­ственную Думу (правом законодательной инициативы) обладают: Президент Российской Федерации, Совет Федерации, члены Сове­та Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) ор­ганы субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Россий­ской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопро­сам их ведения.

Стадия рассмотрения проекта во вспомогательных подразделениях аппарата правотворческого орган.

Однако поступивший на рассмотрение проект сразу не выносится на обсуждение правотворческого органа, а предварительно рассматривается его вспомогательным органом (например, Аппаратом Государственной Думы, Аппаратом Правительства РФ, Администрацией Президента РФ и т.п.). На этой стадии проверяются формальные признаки проекта НПА (форма, структура, и т.п.), относится ли рассмотрение данного проекта к компетенции правотворческого органа, соблюдена ли должная процедура внесения проекта и др., устраняются незначительные недостатки.

После проведенной проверки наступает стадия внесения рассмотрения проекта в повестку дня заседания правотворческого органа. Проект нормативного правого акта включается в повестку дня заседания правотворческого органа, если проект НПА носит срочный и безотлагательный характер, то в повестку ближайшего заседания (например, проект бюджета, введение или отмена визового режима, регулирование тарифов цен на коммунальные, транспортные услуги; выплата компенсаций пострадавшим от ситуаций чрезвычайного характера и т.п.).

Стадия официального рассмотрения проекта нормативного правового акта соответствующим органом с соблюдением необходимых процедур.

Предполагает обсуждение проекта нормативного акта на заседании правотворческого органа, а также в его структурных подразделениях (например, парламентских палатах и ко­митетах).

На примере прохождения законопроекта в парламенте, можно сказать, что данная стадия включает в себя принятие законопроекта в первом и втором чтениях (обычно все законопроекты проходят в парламенте 3-и чтения).

На первом чтении заслушивается докладчик – представитель инициатора законопроекта. Затем депутаты обсуждают основные положения законопроек­та (высказывают замечания, предложения, рекомендации), после чего законопроект или отклоняется или одобря­ется. В случае его одобрения он направляется на доработку в один из парламентских комитетов, где в него вносятся соответствующие изменения и дополнения. На второе чтение выносится уже доработанный вариант законопроекта, происходит постатейное обсуждение проекта с заслушиванием председателя парламентского комитета, проводившего работу над законопроектом и принимается решение: вернуть законопро­ект на доработку (либо вообще отказаться от него) или направить его на третье чтение.

Стадия окончательного обсуждения и принятия проекта нормативного правового акта.

На этой стадии законопроект рассматривается в третьем чтении, поправки в него уже не вносятся, т.к. он представляет собой уже окончательную редакцию со всеми изменениями и дополнениями.

Прекращение обсуждения оформляется решением палаты парламента, и законопроект выносится на голосование. По результатам голосования проект принимается, либо считается отклоненным, если не набрал необходимого большинства голосов депутатов.

В Российской Федерации федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (нижняя палата российского парламента) и в течение пяти дней передаются на одобрение в Совет Федерации (верхняя палата российского парламента). Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации (ст. 105 Конституции РФ). Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подпи­сания и обнародования (ч. 1 ст. 107 Конституции РФ).

При принятии федерального конституционного закона требуется, чтобы за него в Государственной Думе проголосовало две трети депутатов, а в Совете Федерации – три четвертых, после чего он направляется на подпись Президенту РФ (ч.2 ст.108 Конституции РФ).

Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон (или федеральный конституционный закон) и обнародует его (ч.2. ст.107, ч.2 ст. 108 Конституции РФ).

В отношении федеральных законов Президент обладает правом «вето», т.е. может их отклонить и направить на повторное рассмотрение в Федеральное Собрание (Парламент РФ). Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию (ч.3 ст. 107 Конституции РФ).

Этой стадией заканчивается правотворческий процесс, принятые нормативные правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях и вступают в юридическую силу. В Российской Федерации принятые законы публикуются в «Российской газете», «Парламентской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации», порядок их вступления в юридическую силу регулируется Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (вступают в силу по истечении десяти дней с момента их официального опубликования).

Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. С.554.

Радько Т.Н Теория государства и права: учебник. – М.: Проспект, 2009. С.370. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник / Л.А. Морозова. – М.: Эксмо, 2010. С.308.

Чашин А.Н. Пособие по написанию курсовых и дипломных работ по теории государства и права. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2008. С.186.

Сырых В.М. Теория государства и права. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2005. С.179.

Романов А.К. Правовая система Англии. – М.: «Дело», 2002. С.132.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1.Понятие и виды рабочего времени

Рабочее время - это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени. Например, в рабочее время включаются специальные перерывы для обогрева и отдыха в холодное время года на открытом воздухе (ст. 109 ТК РФ); дополнительные перерывы для кормления ребенка в возрасте до полутора лет (ст. 258 ТК РФ).

Помимо общего понятия рабочего времени в законодательстве различаются его виды: нормальное, сокращенное, неполное. Специальными нормами регулируется работа в ночное время, работа сверх установленной продолжительности. Рабочее время различается по его режиму и учету.

Нормальная продолжительность рабочего времени, т.е. максимально допустимая, не может превышать 40 часов в неделю. Нормальная продолжительность рабочего времени распространяется на работников любых организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением тех работников, для которых федеральным законом установлена сокращенная продолжительность рабочего времени.

Действующее законодательство предусматривает случаи сокращенного рабочего времени: для лиц, не достигших восемнадцати лет; для работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда; для инвалидов I или II группы; для отдельных категорий работников, работа которых связана с повышенным интеллектуальным и нервным напряжением (педагогических, медицинских работников). Так, нормальная продолжительность рабочего времени сокращается: на 16 часов в неделю - для работников в возрасте до шестнадцати лет; на 4 часа - для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет; на 5 часов - для работников, являющихся инвалидами (ст. 92 ТК РФ). В соответствии со ст. 333, 350 ТК РФ для педагогических работников устанавливается продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю, для медицинских работников - не более 39 часов в неделю.

Сокращенная продолжительность рабочего времени может устанавливаться коллективным договором или локальным нормативным актом организации за счет собственных средств этой организации.

Оплата труда на условиях сокращенного рабочего времени производится в том же размере, как и работникам соответствующих категорий при полной продолжительности работы. Это общее правило действует, если иное не установлено Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом. Трудовой кодекс РФ изменил ранее действующую норму КЗоТ РФ относительно оплаты труда несовершеннолетних. В соответствии со ст. 271 ТК РФ оплата труда работников в возрасте до восемнадцати лет производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки, а работодатель вправе устанавливать им доплаты к заработной плате за счет собственных средств.

Если для работников введена сокращенная продолжительность рабочего времени, то продолжительность их работы в ночное время на один час не сокращается (ст. 96 ТК РФ).

В соответствии со ст. 98 ТК РФ в тех случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, работнику не разрешается внутреннее совместительство, за исключением случаев, закрепленных Трудовым кодексом.

Неполное рабочее время в отличие от сокращенного рабочего времени устанавливается не в нормативном порядке, а по соглашению сторон трудового договора. Работник, желающий работать на условиях неполного рабочего времени, вправе согласовать это условие с работодателем. Статья 93 ТК РФ называет случаи, когда работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю по просьбе некоторых работников: беременной женщины; одного из родителей, имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет); а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением.

На условиях неполного рабочего времени работают совместители. Продолжительность рабочего времени для лиц, работающих по совместительству, не может превышать четырех часов в день и шестнадцати часов в неделю (ст. 284 ТК РФ).

Лица, находящиеся в отпусках по уходу за ребенком, могут работать в этот период на условиях неполного рабочего времени с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию (ч. 3 ст. 256 ТК РФ).

Оплата труда при неполном рабочем времени производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного объема работ. Работник не вправе требовать при этом оплаты труда в размере, не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, поскольку эта гарантия распространяется только на работников, отработавших полную норму рабочего времени.

Инициатива об установлении неполного рабочего времени может исходить и от работодателя. В этом случае он должен предупредить работника об изменении существенных условий труда в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения (ч. 2 ст. 73 ТК РФ). В случаях, если изменения организационных или технологических условий труда могут повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации вводить режим неполного рабочего времени на срок до шести месяцев (ч. 5 ст. 73 ТК РФ). Если работник отказывается от продолжения работы на условиях соответствующих режимов рабочего времени, то трудовой договор расторгается по п. 2 ст. 81 ТК РФ в связи с сокращением численности или штата работников с предоставлением работнику гарантий и компенсаций.

Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работника каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав. Сведения о том, что работник принят на работу с неполным рабочим днем, в трудовую книжку работника не вносятся.

Режимом рабочего времени называется порядок распределения рабочего времени в рамках определенного календарного периода (дня, недели, месяца).

Основные вопросы режима рабочего времени регламентируются правилами внутреннего трудового распорядка организации или коллективным договором.

Особым режимом работы является ненормированный рабочий день, который устанавливается для некоторых категорий работников с учетом особенностей их трудовых функций или характера труда. Эти работники в случае производственной необходимости могут привлекаться к работе сверх установленного для них рабочего времени (рабочего дня, смены) без дополнительной оплаты и без отгула. Переработка не считается сверхурочной работой и компенсируется предоставлением дополнительного оплачиваемого отпуска, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации и который не может быть менее трех календарных дней.

Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются Правительством РФ*(87) ; в организациях, финансируемых из бюджета субъектов Российской Федерации, - органами власти соответствующего субъекта; в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления. Предприятия за счет собственных средств могут определять иной порядок компенсации за ненормированный рабочий день.

В случаях, когда дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день не предоставляется, переработка сверх нормальной продолжительности рабочего времени с письменного согласия работника должна компенсироваться как сверхурочная работа. На основании ст. 152 Трудового кодекса РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере.

Законодательство не устанавливает порядок привлечения работников к работе сверх определенной продолжительности рабочего времени, не предусматривает предельного количества переработок. Но это не означает, что для них вводится удлиненное рабочее время. На этих работников распространяются общие нормы продолжительности рабочего времени, внутренний трудовой распорядок. Отличие состоит лишь в возможности указанных выше переработок.

Ненормированный рабочий день может применяться для лиц административного, управленческого, технического и хозяйственного персонала; лиц, труд которых не поддается учету во времени; лиц, которые распределяют время по своему усмотрению; лиц, рабочее время которых по характеру работы дробится на части неопределенной длительности. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашением или правилами внутреннего трудового распорядка организации. Необходимо особо подчеркнуть, что работодатели в организациях любых форм собственности не вправе привлекать работников с ненормированным рабочим днем к такому режиму работы систематически, ибо в соответствии со ст. 101 ТК РФ подобный режим работы возможен только эпизодически.

Подобные документы

    Экскурс в историю развития законодательства о рабочем времени. Ненормированный рабочий день. Работа в режиме гибкого рабочего времени. Сменная и сверхурочные работы. Нормальная и сокращенная продолжительность рабочего времени. Неполное рабочее время.

    дипломная работа , добавлен 10.03.2015

    Продолжительность и интенсивность рабочего времени: рабочее время, неделя, день, смена. Сокращенное и неполное рабочее время. Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Сверхурочное рабочее время. Режим и учет рабочего времени.

    реферат , добавлен 16.03.2008

    Понятие и виды рабочего времени. Продолжительность рабочего времени и его нормировка. Режим рабочего времени. Сверхурочные работы. Ненормированный рабочий день. Понятие и виды времени отдыха. Отпуска, их виды. Порядок предоставления отпусков.

    лекция , добавлен 01.12.2008

    Рабочее время и время отдыха, как правовые категории. Понятие рабочего времени: рабочий день (смена), рабочая неделя, специальные и дополнительные перерывы, простои. Виды и режим, признаки рабочего времени. Нормальная продолжительность рабочего времени.

    реферат , добавлен 18.08.2010

    Рабочее время закрепляет меру труда и обеспечивает работнику предоставление времени для отдыха. Виды, режим, продолжительность и учет. Нормативно-правовые документы о регулировании рабочего времени. Ненормированный рабочий день и совместительство.

    реферат , добавлен 07.02.2009

    Неполное рабочее время - время, продолжительность которого меньше нормального, устанавливается в виде неполного рабочего дня или неполной рабочей недели. Правила установления неполного рабочего времени. Отличие неполного рабочего времени от сокращенного.

    реферат , добавлен 19.12.2008

    Изучение понятия и особенностей правового регулирования сокращенного рабочего времени - установленной законом, продолжительности рабочего времени менее нормальной, но с полной оплатой. Методика расчета среднего заработка при неполном рабочем времени.

    курсовая работа , добавлен 08.02.2012

    Понятие рабочего времени, в течение которого работник исполняет трудовые обязанности, его основные виды. Нормальная, сокращенная и увеличенная продолжительность рабочего времени. Неполное рабочее время. Работа в ночное время. Режимы рабочего времени.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2014

    Правовое понятие рабочего времени, нормы труда и его виды. Ненормированный рабочий день. Режим и учет рабочего времени и отдыха, порядок его установления. Сверхурочные работы: понятие, случаи допущения и порядок привлечения. Заключение трудового договора.

    контрольная работа , добавлен 18.06.2014

    Общее понятие и классификация рабочего времени. Режим труда как существенное условие трудового договора. Организация учета рабочего времени. Различные варианты режима рабочего времени в соответствии с законодательством. Табель учета рабочего времени.

Рабочее время - это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени. Например, в рабочее время включаются специальные перерывы для обогрева и отдыха в холодное время года на открытом воздухе (ст. 109 ТК РФ); дополнительные перерывы для кормления ребенка в возрасте до полутора лет (ст. 258 ТК РФ).

Помимо общего понятия рабочего времени в законодательстве различаются его виды: нормальное, сокращенное, неполное. Специальными нормами регулируется работа в ночное время, работа сверх установленной продолжительности. Рабочее время различается по его режиму и учету.

Нормальная продолжительность рабочего времени, т.е. максимально допустимая, не может превышать 40 часов в неделю. Нормальная продолжительность рабочего времени распространяется на работников любых организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением тех работников, для которых федеральным законом установлена сокращенная продолжительность рабочего времени.

Действующее законодательство предусматривает случаи сокращенного рабочего времени: для лиц, не достигших восемнадцати лет; для работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда; для инвалидов I или II группы; для отдельных категорий работников, работа которых связана с повышенным интеллектуальным и нервным напряжением (педагогических, медицинских работников). Так, нормальная продолжительность рабочего времени сокращается: на 16 часов в неделю - для работников в возрасте до шестнадцати лет; на 4 часа - для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет; на 5 часов - для работников, являющихся инвалидами (ст. 92 ТК РФ). В соответствии со ст. 333, 350 ТК РФ для педагогических работников устанавливается продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю, для медицинских работников - не более 39 часов в неделю.

Сокращенная продолжительность рабочего времени может устанавливаться коллективным договором или локальным нормативным актом организации за счет собственных средств этой организации.

Оплата труда на условиях сокращенного рабочего времени производится в том же размере, как и работникам соответствующих категорий при полной продолжительности работы. Это общее правило действует, если иное не установлено Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом. Трудовой кодекс РФ изменил ранее действующую норму КЗоТ РФ относительно оплаты труда несовершеннолетних. В соответствии со ст. 271 ТК РФ оплата труда работников в возрасте до восемнадцати лет производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки, а работодатель вправе устанавливать им доплаты к заработной плате за счет собственных средств.

Если для работников введена сокращенная продолжительность рабочего времени, то продолжительность их работы в ночное время на один час не сокращается (ст. 96 ТК РФ).

В соответствии со ст. 98 ТК РФ в тех случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, работнику не разрешается внутреннее совместительство, за исключением случаев, закрепленных Трудовым кодексом.

Неполное рабочее время в отличие от сокращенного рабочего времени устанавливается не в нормативном порядке, а по соглашению сторон трудового договора. Работник, желающий работать на условиях неполного рабочего времени, вправе согласовать это условие с работодателем. Статья 93 ТК РФ называет случаи, когда работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю по просьбе некоторых работников: беременной женщины; одного из родителей, имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет); а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением.

На условиях неполного рабочего времени работают совместители. Продолжительность рабочего времени для лиц, работающих по совместительству, не может превышать четырех часов в день и шестнадцати часов в неделю (ст. 284 ТК РФ).

Лица, находящиеся в отпусках по уходу за ребенком, могут работать в этот период на условиях неполного рабочего времени с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию (ч. 3 ст. 256 ТК РФ).

Оплата труда при неполном рабочем времени производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного объема работ. Работник не вправе требовать при этом оплаты труда в размере, не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, поскольку эта гарантия распространяется только на работников, отработавших полную норму рабочего времени.

Инициатива об установлении неполного рабочего времени может исходить и от работодателя. В этом случае он должен предупредить работника об изменении существенных условий труда в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения (ч. 2 ст. 73 ТК РФ). В случаях, если изменения организационных или технологических условий труда могут повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации вводить режим неполного рабочего времени на срок до шести месяцев (ч. 5 ст. 73 ТК РФ). Если работник отказывается от продолжения работы на условиях соответствующих режимов рабочего времени, то трудовой договор расторгается по п. 2 ст. 81 ТК РФ в связи с сокращением численности или штата работников с предоставлением работнику гарантий и компенсаций.

Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работника каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав. Сведения о том, что работник принят на работу с неполным рабочим днем, в трудовую книжку работника не вносятся.

Режимом рабочего времени называется порядок распределения рабочего времени в рамках определенного календарного периода (дня, недели, месяца).

Основные вопросы режима рабочего времени регламентируются правилами внутреннего трудового распорядка организации или коллективным договором.

Особым режимом работы является ненормированный рабочий день, который устанавливается для некоторых категорий работников с учетом особенностей их трудовых функций или характера труда. Эти работники в случае производственной необходимости могут привлекаться к работе сверх установленного для них рабочего времени (рабочего дня, смены) без дополнительной оплаты и без отгула. Переработка не считается сверхурочной работой и компенсируется предоставлением дополнительного оплачиваемого отпуска, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации и который не может быть менее трех календарных дней.

Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются Правительством РФ*(87); в организациях, финансируемых из бюджета субъектов Российской Федерации, - органами власти соответствующего субъекта; в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления. Предприятия за счет собственных средств могут определять иной порядок компенсации за ненормированный рабочий день.

В случаях, когда дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день не предоставляется, переработка сверх нормальной продолжительности рабочего времени с письменного согласия работника должна компенсироваться как сверхурочная работа. На основании ст. 152 Трудового кодекса РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере.

Законодательство не устанавливает порядок привлечения работников к работе сверх определенной продолжительности рабочего времени, не предусматривает предельного количества переработок. Но это не означает, что для них вводится удлиненное рабочее время. На этих работников распространяются общие нормы продолжительности рабочего времени, внутренний трудовой распорядок. Отличие состоит лишь в возможности указанных выше переработок.

Ненормированный рабочий день может применяться для лиц административного, управленческого, технического и хозяйственного персонала; лиц, труд которых не поддается учету во времени; лиц, которые распределяют время по своему усмотрению; лиц, рабочее время которых по характеру работы дробится на части неопределенной длительности. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашением или правилами внутреннего трудового распорядка организации. Необходимо особо подчеркнуть, что работодатели в организациях любых форм собственности не вправе привлекать работников с ненормированным рабочим днем к такому режиму работы систематически, ибо в соответствии со ст. 101 ТК РФ подобный режим работы возможен только эпизодически.

Рабочее время неизменно является единицей измерения количества труда. Это позволяет оценить количество затраченных человеком ресурсов, a также эффективность его деятельности. Такая мера применяется для любого труда, независимо от его характеристик.

Понятие рабочего времени используется не только в трудовом законодательстве. Оно рассматривается также такими науками, как экономика, социология и т. д. Какие бывают виды рабочего времени по Трудовому кодексу РФ, будет рассмотрено в статье.

Основное понятие

Поятие и виды рабочего времени по Трудовому кодексу рассматриваются для определения прав и обязанностей работников любой организации. Такое правовое регулирование крайне важно для социума.

В течение времени, которое проводит человек на работе, он создает определенное количество ценностей, оказывает услуги. Именно результат такой деятельности позволяет создать основу благосостояния как отдельных людей, так и всего общества в целом.

В течение рабочего времени сотрудник отрабатывает определенное количество часов. Системы мотивации делают его заинтересованным в продуктивном труде. При этом сотрудник обеспечивает интересы также своего нанимателя, социума в целом. Чтобы труд был эффективным, законодательство также регламентирует время для отдыха. Его сотрудник организации должен использовать по своему усмотрению, восстанавливая силы для дальнейшей деятельности.

Виды рабочего времени по Трудовому кодексу РК, РФ определяются посредством соотношения отдыха и занятости сотрудника. На основе законодательства устанавливается продолжительность периода, в течение которого сотрудник должен оставаться на своем рабочем месте. Оно измеряется в днях, часах, минутах. Также существует понятие смены и рабочей недели.

Согласно 91 статье, понятие трудового времени рассматривается как период, в течение которого сотрудник на основании правил внутреннего распорядка, договора обязан исполнять возложенные на него обязанности.

Нормативные значения

Виды рабочего времени по Трудовому кодексу РК, РФ, РБ и прочих государств могут рассматриваться в трех нормативных аспектах.

В первом случае это понятие употребляется в законодательстве как норма продолжительности периода, в течение которого сотрудник занят своей деятельностью в организации. При этом рабочее время рассматривается как мера труда, которая привязывается к календарным периодам. Например, это может быть рабочая неделя, в течение которой сотрудник обязан находиться на своем месте и выполнять обозначенную деятельность в течение 40 часов.

Во втором аспекте рабочее время рассматривается как период, в течение которого сотрудник выполняет определенную функцию, которая была обозначена трудовыми правоотношениями. При этом продолжительность такой деятельности оговаривается при помощи правил распорядка организации, а в некоторых случаях специальными распоряжениями нанимателя. В этом случае сотрудник может обязываться выйти на работу вне установленного графика. При этом речь идет о сверхурочной занятости, работе в праздничные, выходные дни.

В третьем аспекте рабочее время рассматривается законодательством как период, в течение которого сотрудник фактически присутствовал на своем рабочем месте. При этом установленные нормы далеко не всегда совпадают с реальной продолжительностью трудовой деятельности человека за определенный период.

Если рассматривать фактическое время, которое отработал сотрудник организации, можно сделать выводы о реальном уровне затраченных им усилий для достижения поставленных организацией целей. Оно может совпадать или отличаться от установленной нормы в одну или другую стороны.

Нормы рабочего времени

Виды рабочего времени по Трудовому кодексу РФ рассматриваются с нормативной точки зрения. В ТК закреплены основные правовые нормативы, которые определяют понятие периода профессиональной деятельности человека. К ним относятся: рабочая неделя, день, лимит занятости, смена, учетный период.

Согласно с 91 статьей, рабочей неделей является период, в течение которого сотрудник организации проводит на рабочем своем месте 40 часов. Это наиболее общий способ измерения, который актуален как для 5-, так и 6-дневной недели.

Рабочая смена длится установленное количество часов. В течение этого времени сотрудник выполняет возложенные на него обязанности, а затем на это рабочее место заступает сменщик. Все люди в смене заняты в едином производственном процессе.

Учетный период применяется для установления количества отработанных часов работником в течение определенного периода по календарю. Лимит занятости представляет собой предел, который оговаривается законодательством для наемных работников в рамках конкретного периода по календарю.

Рассматривая установленные значения и виды рабочего времени по Трудовому кодексу, следует сказать и о таком нормативе, как трудовой день. Его продолжительность четко не установлена. Однако в 91 статье оговаривает, что при 6-дневной неделе продолжительность дня составляет 7 часов.

Режим времени

Продолжительность профессиональной деятельности человека определяет закон. Виды рабочего времени по Трудовому кодексу следует изучать с точки зрения режима, установленного внутренними графиками, нормами. Согласно 100 статье, в понятие режима трудового времени входит продолжительность трудовой недели, ненормированный день для некоторых категорий сотрудников, продолжительность смены, неполного дня, времени его начала, завершения, перерывов, чередование выходных и рабочих периодов. Все перечисленные нормы устанавливаются внутренними нормативными документами организации, утверждаются графиками, коллективным, трудовым договором, соглашениями.

Четко установленных правил для определения видов времени труда нет. Законодательство регламентирует рамки, в которых производится выбор режима производственной.

Влияние режима на человека также изучают такие, науки как физиология, психология. При этом предметом исследования их являются процессы, которые развиваются и протекают в организме человека, психике в процессе его профессиональной деятельности. Следует учесть, что режим времени труда для сотрудников организации и самого предприятия не являются идентичными.

Классификация

Виды рабочего времени по трудовому кодексу и праву выбираются руководством в соответствии с поставленными на производстве задачами. Сотрудники могут действовать в рамках определенного режима. Он оговаривается при поступлении на работу. Виды времени для осуществления трудовой деятельности могут быть следующими:

  • суммированный учет;
  • учет по дням;
  • ненормированный день;
  • гибкий график работы;
  • сменный режим;
  • день, разделенный на части.

Виды рабочего полного времени по Трудовому кодексу могут быть приняты руководством организации в соответствии с 100 статьей. В этом случае начальство может принять в качестве основного режима работы 5-дневную (2 выходных), 6-дневную (1 выходной) рабочую неделю или график со скользящими выходными.

104 статья регламентирует порядок учета времени, который проводится при помощи суммирования отработанных часов.

В зависимости от длительности трудовой деятельности сотрудников в заданном периоде различают три основных вида времени для трудовой деятельности. Оно может быть нормальным, сокращенным и неполным. Все они относятся к нормированному законодательством времени.

Время для труда нормальной длительности

Чтобы сложить представление об особенностях и видах рабочего времени по Трудовому кодексу, необходимо их рассмотреть подробно. Три основные категории применяются в организациях в соответствии с нормами законодательства.

Время для трудовой деятельности нормальной длительности представляет собой показатель, которого обязаны придерживаться все субъекты хозяйственной деятельности в нашей стране. Законодательно установлено, что работник и работодатель заключают договор о периоде нахождения сотрудника на своем месте, выполнении им профессиональных обязанностей.

День работы должен иметь нормальную длительность независимо от формы собственности предприятия. Этот показатель не должен превышать 40 ч/нед. Именно такое количество часов является предельно допустимой величиной для всех сотрудников организаций, предприятий, фирм и т. д.

При этом сотрудник, отработавший нормальное количество часов в неделю, может претендовать на получение оплаты своего труда не ниже установленного законодательством уровня.

Сокращенное время

Рассматривая виды полного и неполного рабочего времени по Трудовому кодексу, необходимо уделить особое внимание такой категории, как сокращенный период трудовой деятельности. Она меньше нормальной длительности. Однако сотрудник, которому законодательно разрешается работать в рамках сокращенного времени, претендует на полную оплату своего труда.

Согласно 92 статье, нормальная длительность дня трудовой деятельности уменьшается для определенных групп населения. В их число входят:

  • сотрудники до 16 лет (не более 24 ч/нед.);
  • работники 16-18 лет (не более 35 ч/нед.);
  • сотрудники, которые являются инвалидами I-II группы (не более 35 ч/нед.);
  • работники, чья деятельность проходит во вредных, опасных условиях труда (не более 35 ч/нед.);
  • сотрудники, которые являются учащимися (чей возраст не достиг 18 лет) не превышает половины нормы для работников соответствующего возраста.

Из этого следует, что сотрудникам компании, чей возраст не достиг 18 лет не может быть установлен график 2 дня выходных, 2 дня рабочих при 8-часовом дне. При этом нормы законодательства относительно установления сокращенного режима работы является обязанностью работодателя. При этом расходы на оплату труда таким сотрудникам берет на себя предприятие. При этом оплата труда для работников с сокращенным и нормальным графиком идентична.

Неполное рабочее время

Третьим является вид неполного рабочего времени по Трудовому кодексу. При этом за основу расчета берется нормальное рабочее время. Оно составляет 40 часов в неделю. При этом неполное время будет меньше этого значения. Для этого между работодателем и претендентом на рабочее место заключается договор. В нем указывается, что сотрудник будет выполнять возложенные на него обязанности в течение неполного времени. Работодатель не вправе в одностороннем порядке установить такой график. В случае простоя производства или иных подобных ситуаций сотрудник вправе требовать полной оплаты своего труда, в том числе за часы, которые не были отработаны не по его вине.

Если работодатель желает изменить график для персонала, он оповещает их об этом в письменном порядке не позднее, чем за 2 месяца до введения такого режима. Если сотрудник не согласен работать на таких условиях, то с ним расторгается договор по ст. 81 с предоставлением ему гарантий, компенсаций.

Особенности установления неполного рабочего времени

Работодатель обязан брать на неполный рабочий день следующих лиц:

  • беременных;
  • опекуна или попечителя ребенка возрастом до 14 лет или ребенка-инвалида возрастом до 18 лет;
  • лица, которые осуществляют медицинский уход за членами своей семьи (по заключению медицинского учреждения).

Такие сотрудники направляют письменное заявление работодателю. На основе этого им предоставляется неполный рабочий день. При этом количество отработанных часов за день сокращается до 4. Также можно предоставлять дополнительные выходные. При этом нельзя сокращать продолжительность отпуска, исчисление стажа.

Оплата за работу по неполному режиму оплачивается пропорционально отработанным часам. Отпускные также начисляются на основе данных о количестве отработанного времени за год.

Работа за пределами нормального времени

Рассматривая виды рабочего времени по Трудовому кодексу, нельзя оставить без внимания еще один тип рабочего времени. Это деятельность сверх установленной нормы. Такую работу могут выполнять сотрудники, которые работают в режиме нормального или неполного, сокращенного рабочего времени.

Это дополнительный вид рабочего времени. Он применяется параллельно с иными типами режимов профессиональной деятельности.

Особенности сверхурочного графика

Виды рабочего времени по Трудовому кодексу дополняет сверхурочный режим, который может быть установлен как с согласия, так и без него для разных сотрудников. Во втором случае работодатель может не направлять письменного уведомления сотруднику, если сверхурочная работа требуется из-за возникновения чрезвычайной ситуации.

При этом работа сверхурочно, в выходные и праздничные дни оплачивается выше установленной нормы.

Рассмотрев виды рабочего времени по Трудовому кодексу, можно сделать выводы об их особенностях и правилах установления графиков для разных категорий сотрудников.



Отчетность за сотрудников