Субъекты соц партнерства. Социальное партнерство. Субъекты, представляющие интересы работодателей

Субъекты социально-партнерских отношений - участники

данных отношений, наделенные правами и обязанностями, ими являются представители государства, работодателей, наемных

работников.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство

законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях,

предусмотренных Трудовым кодексом. Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками. Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и об изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально­трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.

При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю.

Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий. Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с Трудовым кодексом, законами, коллективным договором, соглашениями.

Представителями работодателя являются:

Руководитель организации;

Иные уполномоченные руководителем лица в соответствии с законодательством, учредительными документами организации и локальными нормативными актами;

Объединения работодателей.

Объединение работодателей - некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Интересы государства представляют:

На федеральном уровне

а) Правительство РФ;

б) Министерство по труду и социальному развитию;

в) государственные органы по труду.

На региональном уровне

а) органы исполнительной власти субъекта Российской

Федерации;

б) органы по труду субъекта Российской Федерации.

Особым субъектом при заключении территориального

коллективного соглашения являются органы местного самоуправления, так как они не относятся ни к представителям работников и работодателей, ни к представителям государства.

На каждом уровне социального партнерства стороны имеют своих представителей.

Еще по теме Стороны социального партнерства:

  1. § 2. Стороны социального партнерства. Участие органов государственной власти и органов местного самоуправления в системе социального партнерства
  2. § 2. Стороны социального партнерства. Участие органов государственной власти и органов местного самоуправления в системе социального партнерства 1.

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Международное право - Международное частное право -

В научной литературе термин «социальное партнерство» имеет неоднозначную и многоаспектную характеристику. Некоторые специалисты трактуют его как особый тип отношений между различными социальными группами и слоями; другие понимают его в виде отношений между государством, работниками и работодателями; третьи – представляют как специфический тип социально-трудовых взаимоотношений, характерный для рыночной экономики. Можно привести, несмотря на их схожесть, и другие точки зрения, характеризующие уточняющие с другой стороны данное понятие.

Субъекты социального партнерства

В формировании и осуществлении социальной политики принимает участие большое количество субъектов. Их деятельность обусловлена конкретными социальными интересами и происходит строго на основании законодательной базы.

Объектом изучения для социальной политики является все население страны, отдельные его группы и индивиды, социальные общности отдельных уровней, имеющие определенные связи и контакты друг с другом.

В роли субъекта социальной политики выступают органы государственной власти, различные организации и учреждения, а также негосударственные организации, общественные движения и инициативные группы, связанные в той или иной мере с социальной политикой. К субъектам социальной политики также относятся:

  • Законодательные органы власти;
  • Исполнительные органы власти;
  • Задачи;
  • Цели;
  • Нормативно-законодательная база социальной политики, проводимой государством

Нормы социальных отношений

Некоторые социологи-исследователи полагают, что объектом является пассивная, подчиненная и вторичная структура, не имеющая собственной активности и инициативы. В данном случае, объект социальной политики представляет всю социальную сферу общества, а также его качественные характеристики. К ним относятся богатство, уровень образования и здоровья, социальная устойчивость, конструктивность отношений между различными группа общества и другие показатели.

Одним из самых первых документов, устанавливающих нормы социальных отношений в РФ, стала «Декларация прав и свобод гражданина», которая была принята в 1991 году. В декабре 1993 года был принят основной закон РФ - Конституция, где устанавливалось построение социального государства и обеспечение достойной жизни для всех граждан. Каждый человек имеет безоговорочное право на труд, социальную защиту, бесплатную медицинскую помощь и образование, безопасность себя и своей семьи. Основные права были закреплены в законодательстве РФ, касающемся охраны жизни и здоровья, Трудовом Кодексе, Жилищном и Семейном кодексах, в законах «О занятости населения РФ», «О государственных пенсиях в России» и ряде иных принятых законах.

Замечание 1

Социальная политика проводится на всех уровнях государственной власти: федеральном, региональном и муниципальном, а также на уровне предприятий и организаций.

Федеральный уровень устанавливает основу социальной политики: ее цели и задачи, принципы развития общества, основные способы и методы достижения поставленных задач.

Региональная социальная политика проводится с учетом данного конкретного региона: его особенностей в общественной структуре, экономических показателей. У каждого региона разные бюджетные возможности, в случае нехватки средств для выполнения своих обязательств перед гражданами, он получает федеральную помощь.

Социальная политика на региональном и муниципальном уровнях, направлена в первую очередь на решение конкретных проблем граждан, отдельных остро нуждающихся социальных слоев и граждан.

ТК РФ в статье 25 называет только стороны социального партнерства. Однако, исходя из анализа норм ст. 23 и ст. 25 ТК РФ в литературе по трудо­вому праву принято выделять более широкую категорию субъектов или уча­стников социального партнерства.

К ним относятся стороны (работники и работодатели), их полномочные представители, органы социального парт­нерства, иные участники социального партнерства.

Стороны. Сторонами социального партнерства (ст. 25 ТК РФ) являют­ся работники и работодатели. Органы государственной власти и органы ме­стного самоуправления являются сторонами социального партнерства в слу­чаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случа­ях, предусмотренных трудовым законодательством. Здесь можно отметить коллективные соглашения, которые в соответствии со ст. 45 ТК РФ. Могут быть двух- и трехсторонними. В последнем случае третьей стороной высту­пает соответствующий уровню социального партнерства орган государствен­ной власти или местного самоуправления.

Стороны (работники и работодатели) выступают в отношениях по со­циальному партнерству в лице своих представителей.

Представители работников. Представителями работников в социаль­ном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссий­ских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками (ст. 29 ТК РФ).

Представителями работников в социальном партнерстве являются про­фессиональные союзы, положение которых определено Федеральным зако­ном "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

Закон регулирует общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, создани­ем, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организа­ций.

Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связан­ных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их соци­ально-трудовых прав и интересов.

Все профсоюзы пользуются равными правами.

Каждый человек, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудо­вую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору соз­давать профсоюзы для защиты собственных интересов, вступать в них, зани­маться профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов.

Граждане РФ, проживающие вне ее территории, могут состоять в рос­сийских профсоюзах.

Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на тер­ритории РФ, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением слу­чаев, установленных федеральными законами или международными догово­рами РФ.

Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональ­ную специфику признаку - общероссийские объединения (ассоциации) проф­союзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, террито­риальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объе­динения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.

Кроме профсоюзов интересы работников в социальном партнерстве могут реализовывать иные представители (ст. 31 ТК РФ). Работники для за­щиты своих интересов могут выбрать иного (не профсоюз) представителя при наличии одного из следующих условий:

1) в организации отсутствует первичная профсоюзная организация;

2) в организации есть профсоюзная организация, но она объединяет менее половины работников.

Такой представитель выбирается на общем собрании или конференции. Если представитель работников выбирается на конференции, то на ней мож­но выбрать представителей всех структурных подразделений организации.

Форма представительного органа определяется работниками. Это мо­жет быть совет трудового коллектива - наиболее распространенная в органи­зациях Российской Федерации форма. Иной представительный орган можно назвать советом представителей рабочих и служащих. В концернах можно создавать общий совет представителей рабочих и служащих концерна по примеру ФРГ. Кроме того, могут быть созданы представительства различных групп, объединяющих работников, например представительство молодежи и учащихся, представительство лиц, получивших телесное повреждение, и т. д.

Представители работодателя. В соответствии со ст. 33 ТК РФ пред­ставителями работодателя в отношениях по социальному партнерству явля­ются руководитель организации или уполномоченные им лица. При проведе­нии коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности ко­миссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работо­дателей представляют соответствующие объединения работодателей.

Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» определяет правовое положение объединений работодателей, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации.

Действие Федерального закона распространяется на все объединения работодателей, осуществляющие деятельность на территории РФ.

Работодатели имеют право без предварительного разрешения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов на добровольной основе создавать объединения работодателей в целях предста­вительства законных интересов и защиты прав своих членов в сфере соци­ально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений с профессиональными союзами и их объединениями, органами государствен­ной власти, органами местного самоуправления.

Объединение работодателей - форма некоммерческой организации, ос­нованной на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц).Объединения работодателей могут создаваться по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, межотраслевому, терри­ториально-отраслевому признакам.

Общероссийское объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми), региональными (межрегиональными) объединениями работодателей и осу­ществляющее свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ. Уставами общероссийских объединений работодателей может преду­сматриваться членство в них также отдельных работодателей.

Общероссийское отраслевое (межотраслевое) объединение работодате­лей - объединение, созданное на добровольной основе работодателями от­расли (отраслей) или вида (видов) деятельности, которые в совокупности осуществляют деятельность на территориях более половины субъектов РФ и (или) с которыми состоит в трудовых отношениях не менее половины работ­ников отрасли (отраслей) или вида (видов) деятельности.

Межрегиональное (отраслевое, межотраслевое) объединение работода­телей - объединение, созданное на добровольной основе работодателями и (или) их региональными, территориальными объединениями и осуществ­ляющее деятельность на территориях не менее 2 субъектов РФ.

Региональное объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе работодателями и (или) их региональными отраслевы­ми, территориальными объединениями и осуществляющее деятельность на территории одного субъекта РФ.

Региональное отраслевое объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе работодателями отрасли (вида деятельно­сти) и осуществляющее деятельность на территории одного субъекта РФ.

Территориальное объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе работодателями и (или) их территориальными от­раслевыми объединениями и осуществляющее деятельность на территории одного муниципального образования.

Территориальное отраслевое объединение работодателей - объедине­ние, созданное на добровольной основе работодателями отрасли (вида дея­тельности) и осуществляющее деятельность на территории одного муници­пального образования.

Деятельность объединения работодателей осуществляется на основе принципа добровольности вступления и выхода работодателей и (или) их объединений. Объединение работодателей самостоятельно определяет цели, виды и направления своей деятельности.

Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность объедине­ний работодателей, которое может повлечь за собой ограничение прав объе­динений работодателей, установленных международными договорами РФ, упомянутым Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Объединение работодателей создается на основании решения его учре­дителей. Учредителями объединения работодателей могут быть не менее 2 работодателей или 2 объединений работодателей. Правоспособность объеди­нения работодателей в качестве юридического лица возникает с момента его государственной регистрации в соответствии с федеральным законодательст­вом о государственной регистрации юридических лиц. Учредительным до­кументом объединений работодателей является устав.

Органы социального партнерства. На основании ст. 35 ТК РФ для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения кол­лективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, со­глашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для ор­ганизации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной ос­нове по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимы­ми полномочиями представителей сторон.

1) На федеральном уровне образуется постоянно действующая Россий­ская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отно­шений, членами которой являются представители общероссийских объеди­нений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Прави­тельства Российской Федерации. Правовую основу формирования и деятель­ности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально­трудовых отношений определяет Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 92- ФЗ.

2) В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсто­ронние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

3) На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

4) На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться от­раслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территори­альном уровнях социального партнерства.

Указанные комиссии участвуют в разработке и заключении коллектив­ных соглашений на соответствующем уровне. Кроме того, комиссии облада­ют правами по участию в формировании и реализации государственной по­литики в сфере труда (ст. 35.1).

Субъектами социального партнерства как определенного типа социально-трудовых отношений являются собственники, предприниматели и наемные работники, вступающие на рынке труда в определенные отношения по вопросу купли-продажи рабочей силы. Субъектами социального партнерства в практической деятельности выступают:

● профсоюзы;

● предприниматели (работодатели);

● государство.

Профсоюзы представляют и защищают интересы работников в области занятости, условий и оплаты труда, в решении разнообразных социальных проблем, способствуя этим воспроизводству рабочей силы. Это основная функция деятельности профсоюза, степень ее реализации и является оценкой эффективности его деятельности. Профсоюзы - это единственная массовая организация, представляющая и закрепляющая социально-экономические, социально-трудовые отношения наемных работников на рынке труда, защищающая интересы человека как носителя определенной рабочей силы.

На рынке труда первостепенное значение имеют отношения между профсоюзами наемных работников и объединениями предпринимателей (работодателями). Эти отношения регулируются не только законами, но и неписаными правилами игры, особыми методами решения спорных вопросов, наконец, «психологией социального партнерства».

Партнерские отношения между профсоюзами и предпринимателями (собственниками) складываются не просто. В лучшем случае предприниматели терпят «послушные» профсоюзы но решительно выступают против «независимых». Необходимо отметить, что полностью независимые профсоюзы отыскать довольно сложно.

Предприниматели (работодатели ). Становление социального партнерства неразрывно связано со становлением предпринимательского движения. Главный интерес предпринимателя заключается, прежде всего, в том, чтобы вложенный им капитал как можно быстрее принес прибыль. А это возможно только при стабильном и устойчивом состоянии коллектива. Поэтому предприниматель заинтересован
в социальном партнерстве как инструменте социального мира, ему не нужны конфликты, которые могут свести на нет все его усилия по получению прибыли.

Однако, несмотря на общую позицию предпринимательских структур с профсоюзами у них есть различия в целях и позициях по решению стоящих перед ними проблем. У предпринимателя основная цель - получить максимальную прибыль, у работника - добиться высокой оплаты труда. У предпринимателя (работодателя) при любой форме собственности присутствует стремление присвоить неоплаченный труд работника, у профсоюза основная задача добиться, чтобы уровень оплаты труда обеспечивал бы воспроизводство рабочей силы. Основная задача социального партнерства - найти и развить общие интересы (точки соприкосновения) в совместной трудовой деятельности, договориться, учитывая, что друг без друга они обойтись не могут.

Государство . Социальная ответственность государства проявляется в том, что оно выполняет ряд важнейших социальных функций:

● корректирует стихийные процессы поляризации богатства, не допускает того, чтобы социальная дифференциация в обществе перешла допустимые пределы. В социальной политике это означает перераспределение (на основе закона) части богатств для поддержания малоимущих слоев;

● определяет прожиточный минимум, который реализуется через установленные законы о минимальных размерах заработной платы, пенсий, пособий по безработице;

● обеспечивает гражданам определенный комплект бесплатных услуг в области образования, здравоохранения, экологической безопасности, доступности к культурным благам;

● создает минимальные необходимые условия для социального страхования.

Выступая как субъект социального партнерства, государство выполняет в необходимых случаях также свои административные и информационные функции: развивает предпринимательскую деятельность, удовлетворяет общие интересы и потребности граждан и т.д.

Место государства в социальном партнерстве определяется не только его общеэкономическими функциями и регулирующей ролью. Оно выступает в трех качествах: собственника; законодателя; арбитра (посредника).

Оно является крупным собственником и работодателем. В этом качестве государство через органы исполнительной власти выступает как равноправная сторона переговоров, заключения соглашений с другими субъектами социального партнерства, регулирования социально-трудовых отношений, а точнее управления ими.

Понятие социального партнерства

Социальное партнерство – особый тип социально-трудовых отношений, присущий рыночному обществу, обеспечивающий оптимальный баланс реализации оптимальных интересов различных социальных групп, в первую очередь наемных работников и работодателей. Система социального партнерства включает в себя следующие элементы: принципы, субъекты, уровни, функции, формы и механизм реализации. Остановимся последовательно на каждом из них.

Основные принципы социального партнерства : соблюдение норм законодательства; полномочность представителей сторон; равноправие сторон в свободе выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров и отношений; добровольность сторон в принятии на себя обязательств; систематичность контроля и ответственность за выполнение обязательств.

В качестве субъектов (сторон) социального партнерства выступают работодатели и государство.

Представительными органами, выражающими интересы сторон в переговорном процессе, могут быть следующие:

– от имени работников – профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы;

– от имени работодателя на уровне организации – руководитель органи-зации, собственник имущества, выполняющий функции работодателя либо уполномоченные им лица; на национальном, отраслевом и территориальном уровнях – представительные органы соответствующего уровня объединений работодателей, наделенные определенными полномочиями;

– от имени государства - органы исполнительной власти всех уровней

Объектом (предметом) социального партнерства являются основные направления реализации социально-трудовой политики государства, исходя из оценок уровня жизни и показателей, характеризующих этот уровень в целом по Украине, а также в регионах, городах и в организациях.

Практика партнерских отношений выработала такие формы их реализации , как коллективные договоры и соглашения, консультации и переговоры по реализации социальной и трудовой политики, согласование действий, направленных на удовлетворение интересов сторон, совместный контроль за выполнением достигнутых сторонами договоренностей, обеспечивающий исполнение действующего законодательства.

Социальное партнерство реализуется через систему соглашений на государственном, отраслевом, территориальном, профессиональном уровнях , а также с помощью заключения коллективных договоров на предприятиях, в организациях и учреждениях. Современные условия развития экономики определяют необходимость заключения генеральных, отраслевых (тарифных), территориальных и коллективных соглашений. По договоренности сторон, участвующих в переговорах, они могут быть трехсторонними и двухсторонними.



Соглашение – это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономи-ческих отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: оплата труда; условия и охрана труда; режимы труда и отдыха; развитие социального партнерства; иные вопросы, определенные сторонами.

Генеральные соглашения устанавливают общие принципы проведения экономической политики субъектами, их подписавшими. Национальные (государственные) генеральные соглашения являются трехсторонними и заключаются между объединениями профсоюзов, объединениями работодателей, правительством Украины. Генеральные соглашения определяют, как правило, общие принципы социально-экономической политики данного периода и охватывают совокупные интересы работников и работодателей. В них должны предусматриваться положения о принципах регулирования трудовых соглашений, в том числе заработной платы, и минимальных социально-экономических гарантиях исходя из роста цен и уровня инфляции.

Отраслевые (тарифные) соглашения определяют направления социально-экономического развития отрасли. Участниками отраслевых согла-шений могут являться также три стороны – соответствующие профсоюзы (иные представительные органы, уполномоченные работниками), работодатели (объе-динения работодателей), Министерство труда и социальной политики Украины.

Данные соглашения включают правовые нормы, регулирующие содержание, начало и завершение трудовых отношений, действующие в обязательном порядке между сторонами, связанными тарифным соглашением, а также права и обязанности сторон, отклонения возможны только в пользу трудящихся. Отказ от имеющихся тарифных прав возможен только с одобрения сторон, заключивших тарифное соглашение.

Предметом тарифных соглашений могут быть все условия труда, как материальные, так и нематериальные, например заработная плата, продолжительность рабочей недели, предоставление отпуска, а также и другие права и обязанности в рамках трудовых отношений.

Примерная структура тарифного соглашения следующая:

1. Сфера действия.

2. Прием на работу и испытательный срок.

3. Рабочее время, режим работы, рабочее место.

4. Увольнение и договор об аннулировании трудового соглашения (форма увольнения, освобождение от работы для поиска нового места, сроки увольнения).

5. Отпуск.

6. Социальная защита.

7. Рабочее время.

8. Изменение режима работы.

9. Надбавки к заработной плате при изменении условий труда.

10. Выплаты заработной платы.

11. Правила оплаты времени болезни.

12. Простои, освобождение от работы с сохранением заработной платы.

13. Претензии по поводу условий и оплаты труда.

14. Оплата командировочных.

15. Ответственность за качество и урегулирование вопросов, связанных с появлением брака.

16. Методы оценки произведенной работы.

17. Урегулирование спорных вопросов.

18. Прочие положения.

19. Вступление соглашения в силу, прекращение действия соглашения.

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.



Отчетность за сотрудников