Малый бизнес все для ремонта обуви. Сапожная мастерская – свой бизнес. Услуги обувной мастерской

В данной статье можно ознакомиться с тем, как себя стоит вести в той или иной ситуации и на что обратить внимание в самых проблематичных случаях, когда нет любви между мужчиной и женщиной.

Замуж без любви с точки зрения психологии

Брак, который изначально не был построен на взаимной любви, может превратиться в счастливый союз только при условии наличия уважения у супругов друг к другу, общих интересов и увлечений желания построить настоящую семью с детишками и всеми вытекающими. В противном случае не стоит надеяться на то, что брак без любви принесет счастье хоть кому-то .

Даже если в паре один очень сильно любит другого, а тот просто позволяет себя любить, то рано или поздно это все равно закончиться изменой из-за отсутствия уважения и любви.

Жизнь без любви это как банковский счёт без денег, что это означает

Жизнь, в которой не ощущается присутствие такого нежного и теплого чувства, как любовь – это не жизнь, а сплошное существование. Даже при наличии успешной карьеры, большого круга друзей, разносторонних занятий и интересов, человек, у которого нет возможности любить, может ощущать себя неполноценным. Такие люди часто впадают в состояние глубокой тоски или депрессии.

Брак без любви это грех и пожизненная каторга, возможно ли так прожить или нет

С точки зрения религии заключать брак, в котором нет взаимной любви – это не грех, поскольку светлое чувство может зародиться в таких отношениях со временем. Грехом будет считаться такой брак, если он не был освящен в церкви при церемонии венчания. Считается, что невенчанные супруги живут в блуду.

Брак без любви чреват любовью без брака Бенджамин Франклин почему так сказал и что это значит

Достаточно точное высказывание известного американского государственного деятеля, дипломата и ученого. Ведь человек, связанный узами брака, в котором нет любви, будет искать недостающую ему нежность и теплоту за его приделами.

Как жить без любви к мужчине ведь мужчина хороший

В отношениях без любви есть свои плюсы. Много семей начинают переживать кризис в отношениях из-за взаимного напряжения, вызванного страхом потерять друг друга. Если же союз был создан без любви, то и подобных страхов не возникает.

Часто проблемой в семье становиться зеленоглазое чудище под названием ревность. В отношениях, которые были построены на основании одного лишь взаимного согласия, места для ревности нет и быть не может.

Но стоит быть осторожной в принятии решения о браке без любви. Нужно четко понимать, что из-за такого брака можно приобрети, а что потерять. Ведь для того, чтобы такой союз можно было назвать успешным, его нужно строить на уважении друг к другу и совместимости. Без этих двух аспектов ничего хорошего не получиться.

Жизнь без любви лишена всякого и теряет всякий смысла или нет, как правильно поступить

Если брак без любви заключается между двумя уважающими друг друга людьми, то со временем такие отношения могут стать не только успешным и крепким союзом, но и способны перерасти в то самое желанное и теплое чувство под названием любовь.

Если же перспектив взаимного уважения в союзе нет, то возможно и не стоит его создавать, поскольку он лишь принесет мучение обоим его участникам.

Брак без любви что делать и как жить в семье, спасать свою семью

Брак без любви не всегда заканчивается плачевно. Жить в подобном союзе может стать достаточно легко, если поменять свое отношение к сложившейся ситуации.

Чтобы прожить без любви, можно по уши загрузить себя учебой, работой или иными увлечениями. Тратя на них все свои силы и умственные ресурсы, просто не останется времени на то, чтобы терзать себя на тему отсутствия в жизни любви.

Отсутствие любви вполне можно заменить разнообразием в интимной жизни. Если вы находитесь в барке с человеком, которого не любите, то вам и не будет важно его мнение о вас, впечатление, которое вы на него производите, вы не будете бояться спугнуть его своими фантазиями и желаниями, а значит, можете позволить себе попробовать все, что угодно.

[ Радио Свобода: Программы... Личное дело ]

Можно ли жить без любви?

Татьяна Ткачук: Самое большое количество писем наших слушателей всегда вызывают темы "Личного дела", связанные с любовью, но в этот раз побиты все рекорды. "Даже обсуждать вопрос - можно ли жить без любви? - не имеет смысла. Потому что тот, кто живет без любви, не живет вовсе", - написал на сайт Свободы слушатель из Санкт-Петербурга Алексей. "Откровенно говоря, процентов 90 людей обходятся без любви и чувствуют себя при этом очень даже неплохо", - считает другой наш слушатель, москвич Петр. "Без любви жить можно, другой вопрос - какого качества будет подобная жизнь?" - размышляет в своем письме Алексей, и вместе с ним в студии - мои гости: обозреватель "Комсомольской правды", поэт, писатель, драматург Ольга Кучкина и кинорежиссер Сергей Соловьев.

Письма на сайт на этот раз пришли из Израиля, Португалии, Австралии, США, Молдовы, Казахстана и многих российских городов, но мы для начала дадим слово москвичам, которые на улицах города отвечали на вопрос Марьяны Торочешниковой: "Можно ли, по-вашему, жить без любви?"

Нет, потому что жизнь будет безрадостной. Ты будешь вставать утром, идти на работу, возвращаться домой, ужинать, смотреть телевизор, ложиться спать - и никаких эмоций ты при этом испытывать не будешь. И не будет никаких стремлений. Ведь любовь нас толкает на подвиги, часто ради любви люди совершают какие-то героические поступки. Кроме того, женщины именно ради любви приводят себя в порядок, становятся красивыми, достигают какой-то карьеры, так же как и мужчины. По большому счету, двигатель всего мира, наверное, это любовь.

Конечно, нет. Потому что это дает стимул к жизни, без этого просто невозможно жить. Я сейчас иду в магазин, чтобы купить новогодние подарки, продукты, почему? Потому что я люблю своих детей, я люблю свою жену. Я живу праздником, грядущим, и любовь как бы движет мною сейчас.

Нет, нельзя. Потому что это более богатый мир получается, и красок больше. И вообще скучно без любви. Страдания она приносит и радость тоже, поэтому я считаю, что нельзя.

Без любви будут страдания какие-то. Наверное, физически возможно, но неинтересно.

Совершенно невозможно. Я вообще считаю, что, во-первых, Бог есть любовь. А во-вторых, что же вообще есть, если не любовь? Если не любовь, то ненависть, равнодушие - с этим как жить? Тогда жизни нет, есть одна ненависть и равнодушие.

Можно. Но это печально, потому что очень многих радостей жизни не будет при этом, если не будет любви, - сексуальных, даже возвышенных. Это зависит от того, какая любовь, конечно. Без нее плохо, но не так, чтобы нельзя прожить. Ну, что делать, многие люди живут без любви.

Без любви - нет. Потому что любовь - это жизнь. Жизнь - это любовь. Без любви ничего не получится.

Если человек не любит, зачем ему жить на этом свете? Жизнь суть любовь.

Нет, конечно, нельзя. Любовь согревает душу, без любви невозможно жить. Те, кто живет без любви, они просто не подозревают о том, что они любят. Любовь - это душа.

Жить можно, но скучно.

Нет. Я вот живу - и всю жизнь меня сопровождает любовь. Но любовь разная бывает. Бывает любовь к мужчине, бывает любовь к детям, а бывает любовь к артисту, например.

Без любви - можно. Но, не испытав этого чувства, видимо, не познаешь одно из лучших чувств, которое можно испытать в этой жизни. Наверное, так. Потому что оно заставляет человека думать о высоком, страдать в хорошем смысле этого слова и, в конце концов, отдавать свою жизнь другому человеку. Наверное, так.

Татьяна Ткачук: В этом опросе не прозвучало ни одного мнения, подтверждающего письмо Петра о 90 процентах населения, отлично живущих без любви. Ольга, как вы полагаете, нашему корреспонденту Марьяне Торочешниковой просто повезло, что она встретила таких любвеобильных прохожих? Или Петр все-таки ближе к истине?

Ольга Кучкина: Нет, я думаю, что все люди тему исчерпали, Таня, на самом деле.

Татьяна Ткачук: То есть, мы можем эфир закрывать? (смеется).

Ольга Кучкина: Мы можем закрывать эфир, потому что все сказано. Нет, я думаю, что это не выборочный, конечно, народ, а это все на самом деле так оно и есть. То есть, даже если кто-то живет без любви, а это довольно часто случается, то он все равно понимает, или мы понимаем, что он живет без этого - значит, это все равно существенно. То есть, вообще ничего более существенного в жизни нет, чем это.

Татьяна Ткачук: Вот, смотрите, Николай Кузнецов, москвич, пишет нам: "Если бы без любви жить было нельзя, по крайней мере, три четверти населения сразу бы скончались. Однако этого не происходит".

Ольга Кучкина: А потому что есть это! Вообще, я больше всего люблю формулу Данте: "Любовь, любить велящая любимым". То есть такое впечатление, что любовь существует даже и вне нас. Наверное, какие-то биохимики, биофизики скажут вам, что есть эндорфины, не знаю что еще...

Татьяна Ткачук: Гормоны счастья.

Ольга Кучкина: ... да, гормоны счастья, гормоны любви, и все это объясняется, конечно, каким-то совершенно научным образом. Но мне, помимо всего, кажется, что любовь - это нечто, разлитое в космосе. И любовь, любить велящая любимым, - это что-то вне нас, чему мы подчиняемся или не подчиняемся, или мы боремся с этим, и отсюда - множество всяческих коллизий жизненных, которые либо делают нас счастливыми, либо делают несчастными всех вокруг. Потому что если человек не любит, он сеет вокруг себя несчастье, и если его никто не любит.

Татьяна Ткачук: Спасибо, Ольга. Меня настолько порадовала почта, пришедшая от наших слушателей к этому конкретно эфиру, что я, наверное, буду цитировать письма с сайта Свободы снова и снова. "Любовь - как одиноко стоящая хижина, - пишет Рязанцев (к сожалению, имени в письме нет). - В этой хижине найдешь только то, что сам с собой принесешь".

Сергей, близок ли вам этот образ, хотя бы в какой-то степени, и от чего, на ваш взгляд, зависит, есть ли что человеку принести в эту хижину с собой?

Сергей Соловьев: Вы знаете, во-первых, большая очень тяга внутренняя всегда сказать что-нибудь наоборот. Все говорят: как, мы без любви все скончаемся, все умрем... И просто такая тяга у меня - не петь в одну стадную дуду и что-нибудь оригинальное сказать. Нет, конечно, ничего оригинального сказать тут невозможно. Тут какой-то такой факт, который не требует даже и доказательств никаких. Я тоже согласен, что мы можем сворачивать эфир в самом начале в связи с отсутствие предмета для полемики, никакой полемики нет.

Хотя, на самом деле, эта тема столь деликатна, что такая массовая простота ответа - завтра не будет любви, и я перестанут завтра ходить на работу - мне кажется, такой недостаточной что ли... Ну, что называть любовью? Мы какое-то количество слов и понятий, которые за этими словами существуют, затрепали, затаскали, замучили до такой степени, что даже иногда какие-то слова стыдно употреблять. В частности, я стараюсь не употреблять, действительно, слово "любовь".

Татьяна Ткачук: Даже в названии своего последнего фильма вы поставили сердечко вместо слова "любовь".

Сергей Соловьев: Да, потому что любовью называют черте что. Вот сейчас новогодние праздники, идут эти концерты по телевизору, и там все кто приплясывает на левую ногу, кто на правую ногу, кто бьется головой о стенку, кто головой трясет в зал - все они "трясут" что-то про любовь, без любви они ничем не "трясут".

Татьяна Ткачук: Причем, по всем каналам одно и то же "трясут"...

Сергей Соловьев: Одно и то же, и по всем каналам они все про ту же "гадость" как бы, которую они тоже называют любовью, как и нормальные люди. Поэтому я, например, для себя сформулировал первую и главную характеристику любви: любовь - это то, о чем нельзя говорить публично, поэтому это как бы исключает нашу такую беседу. Но, в принципе, это самое главное чувство. Даже дело не в том, чтобы хранить какую-то свою личную тайну, а дело в том, чтобы не трепать это в разговорах, в доказательствах, наоборот, в каком-то таком чувстве.

Может быть, я вчера любил, а сегодня уже не люблю... Видите, я говорю, а самому мне стыдно просто говорить, точно так же, как стыдно мне произносить слово "духовность". Не то, что что-то за этим плохое стоит, а просто истрепали и превратили черт знает во что. Поэтому нужно, я считаю, беседуя на эту тему, всегда помнить о том, что если там есть действительно любовь, то эта любовь предполагает высшую степень деликатности. Может быть, еще такого рода чувство - это религиозное чувство, то есть и то, и другое правдиво тогда, когда является внеобщественным чувством. То есть до этого, на самом деле, нет дела никому.

Татьяна Ткачук: Нет, дело-то как раз есть всем...

Сергей Соловьев: Да, дело есть всем. Сережа Курехин, покойный, великий человек и великий композитор, - его спросили в каком-то интервью: "А теперь давайте поговорим про вашу личную, интимную жизнь". Он посмотрел на задающего вопрос как на человека, который рухнул с дуба, и сказал: "Вы что? Раз она личная и интимная, зачем же мы про нее поговорим?"

Татьяна Ткачук: Спасибо, Сергей. Я в своей программе никогда не спрашиваю своих гостей об их личной, интимной жизни, меня скорее интересует отношение моих гостей к обсуждаемой теме...

Фактически все творчество моих сегодняшних гостей - и режиссера Соловьева, и писателя Кучкиной - это своеобразный гимн любви, с моей точки зрения (поэтому именно их я и позвала на этот эфир). Ольга, в своих романах - для меня особенно в "Голосе золы", да и в остальных, пожалуй, и в "Философе и девке", и в "Кадре", и в "Любви Крандиевского к Алисе" - ваши герои и героини, а значит, и вы сами, говорите о том, что для большинства людей любовь - это лишь одна из многих жизненных ценностей, а для ваших героев это - первая ценность и главная.

Вот я нашла цитату из "Послания к римлянам": "Наверное, она неправильно жила. Она должна была перенести центр тяжести на то, что у всех: работу. Была ли бы она тогда женщиной? Позвольте, а остальные не женщины? У остальных любовь знает свое место. Как собака. У Ады злая собака владела своим владельцем. Наверное, Аде надо было жить не в этом, а в прошлом веке, когда все было устроено чуть иначе, и женское начало таило в себе истинную, а не ложную содержательность. Тогда возможно было настоящее женское счастье. А Анна Каренина? Дело не в веках. Дело в каком-то изначальном изъяне, который переводит стрелку от безумной полноты существования (кажущейся?!...) к безумной пустоте".

Ольга, вам самой трудно приходится в жизни с такой философией? Ведь это, наверное, философия не только вашей героини.

Ольга Кучкина: Наверное, да. Наверное, так это все и было, и есть. И я не знаю, на самом деле... Вообще, каждый из нас, когда рождается на свет и начинает общаться с другими людьми, читать книжки, смотреть разные фильмы, он ищет подтверждение своим мыслям, своим чувствам, своему образу и существованию. И это навсегда так и остается тайной. Мы не можем влезть, на самом деле, в шкуру другого человека. Все открываются или закрываются, или как-то выражают себя, но на самом деле все это - великая тайна. И я до сих пор не знаю, как живут другие люди, и я, когда пишу своих персонажей, естественно, это все один персонаж - и мужчины, и женщины. Это догадки о том, какие они, кто каким образом живет.

Знаете, я переключу внимание лучше со своей истории на историю всем известную. И я вам покажу, как совершенно необычно можно вообще все трактовать, что нам известно, но с неизвестной точки зрения. Вот есть такой человек, которого одни обожают, другие ненавидят, его зовут Владимир Ильич Ленин. Я вам процитирую записки Коллонтай: "Он не мог больше жить после смерти Арманд. Смерть Инессы ускорила развитие болезни, которая свела его в могилу". Там - теперь уже это известно - был совершенно потрясающий роман. Когда Инесса Арманд умерла в 1920 году, то он положил на ее гроб белые гиацинты. Его жена Крупская вела его под руку, он не мог идти. Он был совершенно сломлен этим обстоятельством. Письма есть Арманд к нему, и есть его письма, они все были как-то разорваны, оторваны были какие-то кусочки... Вообще, когда роман этот возник, Крупская рыдала от ревности, потом привыкла, потом приняла все. Потом они договорились с Лениным, что они расстаются.

И когда Арманд умерла, когда все это случилось, его замучили невралгии, его замучили бессонницы. Он писал, кроме своих расстрельных записок, очень жестоких, в это время: "Я туп, я болен, я не могу продолжать жить". И пошел слух по Москве, что он бредит, что его преследует Божья Матерь. Вот, смотрите, какие трагические факты, как они, может быть, по-новому объясняют, что происходило в мире, в человечестве, во всем Советском Союзе - сталинизм, ленинизм и так далее. А может быть, все это оттого, что была задушена любовь?

Татьяна Ткачук: Вот теперь пойди поспорь с тем, что любовь - это химия, судя по тому, что вы рассказали, что с организмом происходило. Или биохимия, не знаю... Примем первые звонки. Москва, Юрий Степанович, здравствуйте.

Слушатель: Добрый день. Ольга Андреевна, милая, может быть, вы помните, летом вы говорили об эпистолярном жанре, о письмах. И я вам рассказал, что я пишу своей жене письма.

Татьяна Ткачук: Да, мы помним ваш звонок.

Ольга Кучкина: Да.

Слушатель: Так вот, я вам скажу такую вещь. Вы знаете, 20 лет назад, 6 января 1986 года, был такой тихий морозный вечер, и я повстречал женщину, поговорил с ней 15 минут - и 15 минут растянулись на 20 лет. Вот сегодня - 20 лет.

Татьяна Ткачук: Мы вас поздравляем.

Слушатель: Я один сейчас, она очень далеко. Мы каждый день разговариваем по телефону. Но я хочу сказать такую вещь, что бывает... Я ее очень люблю, и глаголом этим даже ничего не объяснишь. И я вам скажу, что, бывает, человек проживает жизнь, у него жена, дети, но это состояние души он, к сожалению, не понимает, что это такое, он не доходит до этого. Я помню, как Бунин сказал, что настоящая любовь и ответная даже - это необыкновенное мучение. Почему? А потому что чего стоит только одна мысль о возможной потере человека?! Это несчастье! Я совсем по-другому после этих 20 лет оцениваю фразу, которой кончает все свои повести Александр Грин: "Они прожили счастливо и умерли в один день". Может быть, это очень печально, но я вам скажу, что состояние любви - его невозможно описать, это всегда будет бедно. И я вам только скажу, что я за свою жену могут отдать жизнь, не жалея.

Татьяна Ткачук: Спасибо вам, Юрий Степанович за звонок. Ольга, будете комментировать?

Ольга Кучкина: Ну, меня это все очень трогает, и это счастливое, редкостное чувство. Я помню этого человека, действительно, по тому эфиру.

Татьяна Ткачук: Мы еще тогда спрашивали его, жена отвечает на письма, а он ответил: "Нет, она только их читает". Помните, нас это удивило?

Ольга Кучкина: Да. Ну, вот вам, пожалуйста, это есть.

Татьяна Ткачук: Спасибо, Ольга. Примем еще один звонок. Москва, Эльза Германовна, здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. Ольга Андреевна, вы знаете, тут можно было бы еще вспомнить слова Ларошфуко, который говорил, что любовь похожа на привидение - о ней говорят, но мало кто ее видел. И еще он же говорил, что любовь одна, а подделок под нее тысячи. И мне кажется, что в наш век, когда так много подделок, конечно, хорошо говорить именно о той одной любви, которая истинная. Вы со мной согласны?

Татьяна Ткачук: Ольга, пожалуйста. Мне тоже очень хочется поучаствовать, но вопрос к вам.

Ольга Кучкина: Вы знаете, я на самом деле думаю, что любвей очень много. Вообще каждый человек переживает это по-своему, и каждому открывается свое. Нет, мне кажется, очень много. И то, что можно один раз любить или много раз любить, - тут нет никаких законов. Кому-то выпадает одна судьба, кому-то - другое.

Татьяна Ткачук: А не получается тогда то, о чем Сергей говорил - "сегодня люблю, а завтра не люблю"?

Сергей Соловьев: Нет, я про это не говорил. Я говорил про другое.

Ольга Кучкина: Сережа говорил просто о том, что болтают много, много болтовни. Ведь это же можно вообще и не произнести этого слова или произнести его один раз или много раз - это все абсолютно индивидуально.

Татьяна Ткачук: Пожилые люди иногда говорят, что только к старости поймешь, любил ты этого человека или нет, когда уже жизнь за плечами, когда уже большой опыт и ретроспективно это можно осознать. А когда ты находишься "в процессе", невозможно понять, это влюбленность или любовь, или это случайно?

Ольга Кучкина: А как разница? Какая разница, в чем вы находитесь? Если в это время жизнь открывает все краски, если вы сходите с ума, если вам хорошо и плохо одновременно, какая разница?

Татьяна Ткачук: Спасибо, Ольга. "Большинство живущих рядом со мной людей повязаны невидимой цепочкой и исполняют в жизни какой-то дьявольский танец, запугивая и увлекая в него несведущих. И вроде бы они не голодны и красиво одеты, и никто их не притесняет. А двигателем жизни для них является ненависть. Уверен, что большинство людей живут без любви и по пословице "каков поп, таков и приход" - это цитата из письма на сайт Свободы Владимира.

Сергей, не только вышедший на экраны год назад ваш фильм, который так и называется - "О любви" (напомню слушателям, что он поставлен по произведениям Чехова), но и, наверное, вообще все остальные фильмы, которые вы в своей жизни сняли, - и "Асса", и "Черная роза - эмблема печали", и "Нежный возраст", и "Наследница по прямой" - они все о любви. Не говоря уже об "Анне Карениной", которую вы снимаете сейчас. Вот ведь странное дело: другие режиссеры снимают боевики, триллеры, детективы - а вы, мужчина, так упорно, из года в год, всю свою творческую жизнь говорите со зрителем именно о любви. Почему?..

Сергей Соловьев: Во-первых, мне это в голову не приходило, что я всю жизнь снимаю о любви. Во всяком случае, ни разу в жизни не было, чтобы я почесал репу и подумал: нужно что-нибудь написать о любви, именно эта тема волнует. Понимаете, мы сейчас об этом разговаривали и много раз употребляли такое слово, и наши слушатели, и мы, чтобы понять, что это такое. Опять-таки, что свойственно любви - это то, что невозможно понять ничего, связанного с ней. Вот такое нормальное, позитивное человеческое мышление, оно совершенно не может дать ответ ни на один вопрос, связанный с этим чувством. Потому что, может быть, действительно одна картина, которую я не снял, но над которой я очень много работал, она мне что-то объяснила в этом деле, - это история взаимоотношений великого русского писателя Тургенева и Полины Виардо.

Татьяна Ткачук: Я об этом хотела сегодня поговорить.

Сергей Соловьев: Там было, действительно, главным предметом вот это вот состояние, которое переживал Тургенев всю жизнь, а все остальное было следствием этого.

Татьяна Ткачук: Сергей, а можно прямо попутно задам вопрос? Вообще, с вашей точки зрения, Тургенев, живущий "на краю семейного гнезда" Полины Виардо, отдающий себе отчет абсолютно в том, что происходит, - это вообще нормальное явление? Или все-таки тоже за гранью?

Сергей Соловьев: Ну, опять-таки в любви нормальных явлений не бывает! Вот мы все время говорим, что любовь приносит нам радость. Как Цветаеву спросили: "А вот вы счастливы всегда в любви, у вас крылья вырастают?" Она посмотрела на вопрошающего как на безумца и спросила: "А что, бывает любовь счастливая?" Мы как-то так хотим это понятие любви одомашнить и сделать комфортным. Ни к домашности, ни к комфортности, ни к тому, ни к "охам"... Наконец-то мы поняли, как нужно жить - нужно жить по любви, - и нам станет радостно. Это все ужасающая пошлятина, убивающая вообще смысл этого чувства. Когда я прочитал одно описание того, как выглядел Тургенев просто, когда начинала петь Виардо, - я вдруг понял: мама моя, какой же это ужас! Мы говорим: Тургенев сидел на краю чужого... У него не было ощущения никогда, что он сидел на краю чего-то чужого. У него было ощущение, что, наоборот, они сидят на краю чего-то чужого и не могут этого понять. Там было написано буквально следующее: "При первых звуках голоса Виардо, когда она начинала петь, Тургенев становился бледен, и со стороны было видно, что он находится накануне жуткого психического обморока". Это на него наводило обморочное состояние.

Может быть, мне поменять свою жизнь, может быть, это не та любовь? - когда любовь, то нет таких вопросов. Он никак ни поменять не мог, ничего сделать, поскольку это - как сформулировал гениально Бунин - солнечный удар.

Ольга Кучкина: И еще - прекрасная болезнь - говорят.

Сергей Соловьев: Уже все-таки красивее.

Ольга Кучкина: Но - болезнь.

Сергей Соловьев: А это - солнечный удар. Ну, тебя стукнуло тяжелым молотом по голове - почему от этого нужно ждать комфортного и счастливого состояния, что "главное мне сохранить этот солнечный удар и в этой придури прожить до..."? Мы путаем понятия. Хотя в момент солнечного удара...

Ольга Кучкина: Сережечка, кто-то может и сохранить. Не отнимай этой возможности.

Сергей Соловьев: Правильно, я и не отнимаю. Я просто говорю о том, что я очень рад слышать такие вот сведения о любви. Я просто говорю, что это не надо внутренне для себя...

Татьяна Ткачук: ... приравнивать одно к другому.

Сергей Соловьев: Да, уровень благосостояния повысить, ВВП в два раза и всем быть влюбленными - и нам тогда будет очень комфортно и хорошо жить. Нет, любовь - это трагическое чувство, которое просто забирает на себя... Это шаровая молния, удар, все что угодно.

Татьяна Ткачук: Когда вы говорили про солнечный удар, я подумала, что больше это напоминает, наверное, даже удар молнии.

Ольга Кучкина: А солнечный удар, между прочим, тяжелая вещь. Я испытывала, у меня был.

Татьяна Ткачук: Я тоже.

Ольга Кучкина: Это тяжелая штука.

Татьяна Ткачук: Спасибо, господа. Давайте послушаем звонки. Москва, Владимир, здравствуйте.

Слушатель: Добрый день, друзья. Я согласен с Сережей, да, действительно, слово "любовь" очень затерто и потеряло свое значение. Люблю семечки, люблю жену, люблю Бога - все одно слово. А вот в греческом языке есть несколько значений слова "любовь". Низшая форма любви обозначается словом "эрос" - плотская любовь. Любовь между друзьями обозначается словом "филио". А есть еще высшая форма любви - жертвенная любовь, бескорыстная любовь - и она называется словом "агапэ". Именно эта любовь подвигла Иисуса Христа прийти на землю и совершить свой великий подвиг на Голгофе. Именно эта любовь долго терпит, милосердствует, не раздражается, не мыслит зла, все покрывает и всему верит и никогда не перестает. Вот пусть Господь благословит вас именно такой любовью. Спасибо.

Татьяна Ткачук: Спасибо вам, Владимир. Раз уж вы заговорили про определения и про какие-то градации, я для Сергея хочу одну цитату с сайта привести. Константин из Австралии, автор письма, пишет: "Любовь - это гормонально обусловленное состояние преимущественно здорового человека, при котором его важнейшие физиологические потребности находят свое естественное удовлетворение в наиболее приемлемом и принятом в данном сообществе виде". О как!!! Дальше он цитирует Фрейда, который считал, что здоровый человек должен работать, играть и любить, и если по какой-то причине он не может всего этого делать, то этого человека надо лечить.

Сергей, вопрос такой, собственно: это суховато, но точно, или все, что написал наш австралийский слушатель, имеет отношение к сексу, но никак не к любви?

Сергей Соловьев: Понимаете, это насчет того, чтобы понять. Хотелось бы понять, что это такое. Допустим, очень интеллигентная женщина, уравновешенная, спокойная, разумная, Анна Андреевна Ахматова совершенно зверела при упоминании имени Фрейда. Она говорила: "Если он прав, то тогда все вообще, что лично со мной происходило, - все маразм, просто маразм, который можно поделить на эти самые его фиговинки, какая фиговинка в детстве, какая фиговинка еще..." Фрейд - мудрейший человек, образованный, нормальные люди, все точно он наблюдал. Она говорит: "Ну, ничего общего его наблюдения с подлинной жизнью души не имеют, потому что это разные вещи". То есть позитивное знание о мире - это один тип вещей. То тайное и главное знание о мире, в которое входит любовь, - это абсолютно не сходится с позитивным.

То есть более несчастного человека, чем Тургенев, придумать невозможно, но более счастливого тоже не было - вот в чем номер. И я читаю о том, как они сняли - уже старик Тургенев - вместе с Виардо дом в Париже, и он жил над Виардо, а она была снизу, и он пробил дырку в полу и поставил туда трубу с парохода, потому что у него не хватало здоровья спуститься вниз. А ней приходили ученики, и они начинали музицировать, играть, и она подпевала - и он стоял у этой трубы сверху и говорил: "Вот, вот, вот..." - и предлагал сунуть ухо в трубу. И люди слушали, и смотрели на него как на последнего придурка: что, собственно, он там слышал? Там ничего почти не было слышно. Вот что такое любовь!

Татьяна Ткачук: Это никак не "гормонально обусловленное состояние преимущественно здорового человека" (смеется).

Сергей Соловьев: Это точно... Нельзя вводить эти понятия в понятие "комфортная жизнь", понимаете. Анна Каренина - про нее гениально сказала Цветаева. Она говорит: "Это трагедия женщины, которая получила все, чего она хотела". Понимаете, какой это нонсенс! А выдумки так называемой Анны Карениной, что Вронский ее больше не любит, - это же невозможно. Как любил, так и любит, но она начинает сходить с ума, что он ее не любит. За счет чего?

Татьяна Ткачук: То есть он ее любит недостаточно или не так, как ей хочется.

Сергей Соловьев: За счет того, что шар шаровой молнии укатился на это время за какой-то угол. Может быть, он выкатился бы назад, но исчезновение из прямого ее поля зрения этого огненного шара любви, которого она не видела никогда в жизни до Вронского... Там никакими понятиями ничего это не объяснить.

Ольга Кучкина: Это как раз речь идет о безумной полноте существования и мгновенно безумной пустоте. Знаете ли вы, господа, что вообще человеку каждому совершенно ровно дается счастье и несчастье, но оно может быть либо очень глубоким, и тогда, если вы глубоко счастливы, то вы так же глубоко несчастны, вы так же можете испытывать это чувство, или это достаточно плоско - вы немножко счастливы, немножко несчастны. Но это равно - вот в чем, между прочим, совершенно потрясающая загадка жизни. Вот если вы посмотрите на себя и на окружающих, вы увидите эту формулу, совершенно безумную.

Татьяна Ткачук: То есть никакого шанса быть сильно счастливой, а потом за это не пострадать не существует?

Ольга Кучкина: Нет, не существует.

Татьяна Ткачук: Спасибо, Ольга. Спасибо, Сергей. Петербург, Георгий, вы на линии. Здравствуйте.

Слушатель: Приветствую вас. Два момента хочу отметить. Первое, существуют три мировые силы - это любовь, ненависть и третья - это холодная, бессердечная мудрость, которая чаще у ученых бывает, в частности, которые изобрели атомную бомбу. А второе, я хочу кратко рассказать легенду об Иоанне Богослове, именно легенду. Он прожил, как вы знаете, очень долго, до глубокой старости, и не умер насильственной смертью, как все другие ученики Иисуса Христа. Ученик однажды спросил: "Господин, почему ты все время говоришь нам о любви? Каждый раз, когда мы начинаем, ты все переводишь на это". Он говорит: "Дорогие мои, дело в том, что, кроме любви, ведь ничего не существует в мире. Поэтому я вам говорю о любви". Спасибо.

Татьяна Ткачук: Спасибо, Георгий. Сразу два противоположных вашему мнения с сайта приведу. 37-летняя Мила из Казахстана пишет о том, что любовь - это редкая удача, выигрыш, подарок судьбы. Дальше она размышляет так: "Мало кто выигрывает в казино, но никто не задает вопроса, можно ли прожить, не выиграв в казино? Можно прожить и без любви. И это совсем не означает сухости или скупости души". Юрий из Томска добавляет, что в жизни можно прожить без любви, если есть чем заняться. "А вот если проблем с выживанием нет и денег некуда девать, - пишет Юрий, - то жизнь без любви невыносима, особенно для женщин".

Сергей, все же, на ваш взгляд, такая физическая, что ли, невозможность существовать без любви - это действительно особенность скорее женская, чем мужская?

Сергей Соловьев: Да нет, женская, мужская... Действительно, да, женщины, мужчины, но в главном это какое-то единое человеческое...

Татьяна Ткачук: То есть гендерный подход вам не близок?

Сергей Соловьев: Я не могу всерьез слышать про феминистические проблемы, что нас недостаточно выбирают, недовыбирают, мы не участвуем в управлении. Все на белом свете правильно и сбалансированно, в общем-то, изначально устроено. И вот все, что мы говорим о любви, в частности, - все абсолютно одинаково для мужчин, для женщин. Все мы - живые существа, в которых либо преобладает прагматическое чувство того, что "мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем", либо мы как бы знаем изначально, что строить ничего не нужно, все построено на самом деле, а нужно просто понять себя, понять человека, который рядом с тобой. Не понять даже, а почувствовать, почувствовать вне так называемого позитивного подхода к миру. То есть мне, в принципе, кажется, что люди, серьезно относящиеся к социуму, они обречены, поскольку все социумные прелести и все социумные ужасы не имеют тайны.

Ольга Кучкина: Приоритетна личность, конечно.

Сергей Соловьев: Да, а личность живет вне социума. То есть самая главная задача развитого, серьезного социума - это способствовать тому, чтобы отстать от человека, от личности, дать ему жить одному или вдвоем с тем, с кем ему нравится, или впятером, испытывать какие-то немыслимые, внесоциумные вещи. Поэтому одна единственная вещь важна - это автономность существования человеческой личности, абсолютная независимость. И работа социума - только дать возможность...

Татьяна Ткачук: Отстать.

Сергей Соловьев: ... отстать, отвязаться.

Татьяна Ткачук: Спасибо, Сергей. Ольга, прошу.

Ольга Кучкина: А вот у Бориса Пастернака есть проза такая, начатая и не конченная, которая называется "Безлюбье". И там, между прочим, речь идет о событиях февральской революции, то есть не о любви, но называется это - "Безлюбье". И это как раз, между прочим, и о социуме тоже. Это о том, что девушка написала одна, что можно жить без любви, лишь бы было чем интересным заняться, но нельзя, нельзя, это ошибка. Либо она любит, но не знает этого, либо она ошибается. И я хотела сказать, Сережа, что в твоих фильмах... вот ты удивился, что они о любви, а на самом деле это как раз тоже значит, что они - о жизни, но это как раз и значит, что жизнь равняется любви.

Татьяна Ткачук: Спасибо, Ольга. Мы примем еще звонок. И по поводу социума у меня к вам будет вопрос. Петербург, Георгий Георгиевич, здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. Ваша гостья говорила об Инессе Арманд и Ленине. А почему бы не вспомнить Гитлера и Еву Браун? Ведь неизвестно, чьи идеи, Ленина или Гитлера, принесли человечеству больше вреда. Посмотрим хотя бы на Северную Корею.

Татьяна Ткачук: Георгий Георгиевич, мы не про идеи тех или иных вождей сегодня говорим, а мы говорим сегодня о любви. И я, с вашего разрешения, такой вот жесткой рукой не дам вам нас увести от темы. И мы примем звонок Людмилы из Смоленска. Людмила, здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте, господа. Мне 68 лет, и если говорить о любви, я поддерживаю ту радиослушательницу, которая говорила, что мы узнаем только в старости, кого любили. И любовь, с моей точки зрения, это нечто светлое, одухотворенное, не замутненное страстью и похотью. Это, по-моему, вещи несовместимые. Я могу это сказать, мне 68 лет, и с 18 лет мне солнцем светит просто одно имя. Это раз. Во-вторых, вы знаете, господа, очень жаль тратить драгоценное время Радио Свобода на разговоры о любви, похоти, вине. Есть передача "Энциклопедия русской души", о здоровье, ваша, в частности, - все вы делаете хорошо, но нам надо больше свободы 1991 года. Страна на переломе, господствует всюду страх, судьбы людей в опасности.

Татьяна Ткачук: Спасибо, Людмила. Не обещаю вам, что не буду говорить о любви...

Вопрос про социум у меня, собственно, был такой. Скажите, пожалуйста, господа, почему у нас в обществе совершенно не понимаем такой мотив развода, как "кончилась любовь"? Пьет - понятно, бьет - понятно, гуляет - понятно. А вот когда два человека разводятся, и друзья спрашивают, что случилось, и кто-то отвечает "я разлюбил" или "я разлюбила", - абсолютно недоуменные лица. Вроде бы такой социологический срез мы видели и в опросе москвичей, и в почте, которая пришла, вы говорили сегодня какие-то замечательные вещи, а вот сталкиваемся с бытовой ситуацией - не понимают люди. Ну и что, ну, 20 лет прожили - какая там любовь? Вроде притерлись, вроде привыкли, вроде все было хорошо, объективных причин нет. Это не считается объективной причиной. Что в этом случае происходит, Ольга?

Ольга Кучкина: Дело в том, что вообще это и есть собственная, личная моя жизнь, и я совершенно не обязана рассказывать, разлюбила я или не разлюбила. Я могу сказать - не сошлись характерами. То есть это вообще не важно, мне кажется.

Татьяна Ткачук: 20 лет "сходились", а потом "не сошлись"?

Ольга Кучкина: Не важно, в какие слова это было облечено, когда вы расходитесь. Но, конечно, ушла любовь, безусловно, только это. Ничто другое не является причиной.

Татьяна Ткачук: Спасибо, Ольга. Сергей, ваш взгляд?

Сергей Соловьев: Мне кажется, по отношению к этому чувству у тебя должно быть постоянное, тотальное ощущение того, что ты ничего не знаешь. То есть, в частности, допустим, я не убежден, когда мы говорим про счастливую любовь, что это всегда связано с понятием брака, может быть совсем наоборот. То есть тотальное незнание с точки зрения практического разума. И тотальное изумление к тому, к чему это ведет тебя. И я вообще совершенно не верю в такое разумное строительство любовных взаимоотношений, которые должны чем-то кончиться. Как ни странно, тотальное развитие любовных отношений у Анны Карениной, причем вот эти самые 10 строк о свойствах страсти, о которых мечтал Пастернак, кончились совершенно логически колесами поезда. И ничем другим они кончиться не могли. Было это счастьем или несчастьем - я не знаю, это большой вопрос. Я снимаю картину об Анне Карениной, и у меня нет никаких ответов. Я просто единственное, о чем думаю, что написать бы те 10 строк "о свойствах страсти", которые гениально написал Лев Николаевич.

Ольга Кучкина: Ну, это Пастернак написал.

Сергей Соловьев: Ну да...

Татьяна Ткачук: Сергей, как вы думаете, а почему нет современных фильмов о любви такой силы? Вот вы снимаете "Каренину" - все равно это классика. Почему?

Ольга Кучкина: Сережа, сними, пожалуйста, мой роман "Голос золы". Это современная страсть.

Сергей Соловьев: Вот точно так же кто-то из олигархов меня спросил: "Слушай, ты мне можешь объяснить, а вот почему до сих пор не появилась картина о хорошем, умном, сильном, деятельном, созидательном олигархе?"

Татьяна Ткачук: Потому что его нет.

Сергей Соловьев: Я говорю: "Нет, я тебе не могу объяснить".

Ольга Кучкина: Танечка, дайте мне полминуты.

Часть первая.

Ну, смотри.

Ну, бери.

Ну, лежи. Знай только, что я тебя убью.

Часть вторая.

Так целебно смотреть на девушек.

Ну, смотри.

Так целебно брать их за руку.

Ну, бери.

Так целебно лежать с ними в постели.

Ну, лежи. Делай что хочешь, только будь жив.

Татьяна Ткачук: Спасибо, Ольга. Спасибо, Сергей. Виктор Дубровский пишет нам на сайт, что нельзя сводить понятие любви только к тому, что происходит между мужчиной и женщиной. "Любовь родителей и детей формирует психику на всю оставшуюся жизнь. Любовь к творчеству делает из нас людей, - размышляет Виктор. - Многие одарены еще и просто любовью к жизни как таковой. И это замечательно, хотя и трудно для окружающих". Не знаю, по-моему, наоборот, окружающим трудно с теми, кому неведомо чувство, о котором мы говорили сегодня целый час...

Ремонт обуви как бизнес привлекателен стабильным спросом. Он вырос из традиционного сапожного ремесла благодаря повышению производительности труда, внедрению технологичных расходных материалов.

И все же, говоря языком макроэкономики, спрос на его услуги постоянен, но неэластичен. Впрочем, разные категории населения (об этом будет сказано ниже) с различной интенсивностью пользуются его услугами. Хотя это и не высокорентабельный бизнес, он хорошо структурирован. Различными типами мастерских охвачены практически все городские кварталы.

Можно регистрировать их как ИП или же в форме ООО (что встречается реже). Лицензирование для такой деятельности не требуется. По разным данным, емкость рынка определяется разными цифрами. В частности, официально российский рынок ремонта обуви оценен специалистами примерно в $400 млн. в год. По неофициальной информации, его оборот в полтора-два раза выше.

Имеет место позитивная тенденция: последние полтора десятилетия он демонстрирует хорошую динамику, порождая новые организационные формы.

Спрос и цикличность износа обуви

Как измерить такую нематериальную категорию, как спрос на ремонт обуви, относящийся к макроэкономической ситуации чистой конкуренции?

Однако это стоит сделать, поскольку открыть ремонт обуви, не оценив спрос на него, по крайней мере опрометчиво. Оттолкнемся от статистики потребности обуви в ремонте в процессе ее носки.

Характерно, что небольшая часть обуви требует ремонта уже в первый год своей эксплуатации гражданами (мы в своих рассуждениях руководствуемся общеизвестной статистикой). Этим грешит каждая 10-я пара обуви производства СНГ в той же мере, как и импортированная обувь эконом-класса. С дорогой обувью дело обстоит получше, лишь одна из 30 пар «дает слабинку» в первый год ее носки.

Однако через 2 года эксплуатации вероятность мелкого ремонта обуви (имеется в виду как российская, так и импортная) составит уже 20-30%. Через 2,5 года после покупки обуви обращаются в ремонт уже более 50% ее собственников.

Одним словом, спрос на ремонт обуви, как и энтропия в физике, объективно не убывает. Однако этим фактором предпринимателю-сапожнику еще предстоит научиться пользоваться. Это не значит, что, войдя в бизнес, он сразу же получит неубывающую конъюнктуру. Потому что, если в его работе будет присутствовать брак, спрос покупателей на его услуги, конечно же, «упадет ниже ватерлинии».

Спрос и социальные группы населения

Основным потребителем услуг сапожников является средний класс. Эти люди, покупая для себя обувь, не подвержены чисто ценовой конкуренции. То есть они не бегают по сомнительным торговым точкам в поисках того, что будет подешевле. У них другой критерий выбора - соотношение цена/качество. Мотивация нести обувь в ремонт проста: обувь стоимостью от $150 при ее неисправностях выгодней отремонтировать, чем покупать новую.

Ремонт обуви как бизнес не обошел и богатых россиян. Как утверждает та же статистика, ничего общего с истиной не имеет расхожий миф о том, что обеспеченные люди не ремонтируют дорогую обувь в принципе, а сразу же спешат купить ей замену. Ничего подобного, если стоимость обуви превышает $500, то для устранения дефектов, полученных при эксплуатации, ее собственники в 75% случаев прибегают к услугам высокотехнологичного элитного ремонта.

Как видим, обувь ремонтируют по-разному: кустарно, стандартно и элитно. Причем каждому ремонту определена своя рыночная стоимость. Соответственно, и бизнес-план ремонта обуви будет различен в зависимости от типа сапожной мастерской, ассортимента предоставляемых ею услуг, объективной стоимости клиентских заявок. Основы бизнес-планирования для экономичного, среднего и элитного формата сапожной мастерской будут рассмотрены ниже.

Впрочем, следует признать, что часть граждан упорно не становятся клиентами предпринимателей-сапожников. Как бы сапожники ни развивали свой бизнес, такие клиенты к ним не пойдут. Это характерно граждан, которые предпочитают носить обувь эконом-класса стоимостью около 300 рублей. Ремонтировать ее невыгодно в принципе. Ведь примерно в такую же цену обойдется им и покупка новой пары.

Формы бизнеса и его рентабельность

Как мы уже имели возможность удостовериться, современный ремонт обуви как бизнес породил три формы организации мастерских: традиционная (эконом-класс), среднего типа и элитного формата. Это не абстрактная информация. Неизменно перед предпринимателем, принявшим решение вступить в сапожный бизнес, встанет дилемма: какой тип магазина ему следует открывать?

Логично, что критерием его выбора объективно станет объем начальных инвестиций, которые он готов осуществить как основатель бизнеса. $10 тыс. потребуются для эконом-формата, около $100 тыс. – для среднего и, наконец, более $200 тыс. для формата премиум (ремонт элитной обуви).

Если эконом-уровень находится в области ремесла и обеспечивает лишь прожиточный минимум, то два последующих уже выходят на определенный уровень прибыльности. Если исходить из наиболее распространенного среднего формата мастерской, то он способен продемонстрировать рентабельность на уровне 15%, что обеспечит окупаемость затрат основателя через 3 года.

Премиум-класс имеет небольшой удельный вес в российском обувном рынке (менее 1%). Впрочем, если получается основать такое предприятие, то 10% рентабельности обеспечит предпринимателю окупаемость инвестиций за 5 лет при надлежащем уровне администрирования. Причина отставания в рентабельности от среднего типа мастерских очевидна: для открытия мастерской премиум-класса следует инвестировать в два раза больше средств, чем в среднюю. Элитным мастерам придется поддерживать технологии более высокого порядка, чем их коллегам в среднем сегменте.

Когда в стране наблюдаются кризисные явления, многие оказываются не в состоянии покупать себе новую обувь и обращаются в мастерские. Услуги профессиональных обувщиков востребованы как в больших, так и малых городах. Этот вид бизнеса достаточно стабилен и способен приносить владельцу деньги круглый год. Данное направление актуально еще и потому, что, по статистике, каждая десятая обувная пара требует ремонта уже в первый год носки. Объемы обувной промышленности велики, и спрос на ремонт будет только возрастать. Этот бизнес-план мастерской по ремонту обуви поможет организовать такое дело самостоятельно, приобрести быструю окупаемость и минимизировать вложения.

Резюме проекта

Основной целью проекта является организация мастерской, которая будет оказывать услуги населению по ремонту обуви. Успех будет зависеть от оперативности и качества выполнения работ. Задачи на перспективу ставим перед собой следующие:

  • Расширить перечень услуг (ремонт прочих предметов из кожи и кожзама).
  • Выйти на окупаемость и со временем увеличить мастерскую (нанять сотрудников и уменьшить количество выполняемой самостоятельно работы).

Для начала выберем формат, в котором будет работать заведение. Их может быть три: эконом, средний и премиум. Первый не потребует больших вложений: это один мастер (обычно сам владелец), а работа проходит в маленьком киоске. Средний формат – это несколько мастеров, профессиональное оборудование и широкий перечень услуг. Премиум-вариант ориентирован на обслуживание дорогостоящей брендовой обуви (да, богатые ее тоже иногда ремонтируют). Он подойдет для открытия в районах города, где проживают состоятельные люди.

Этот бизнес-план мастерской по ремонту обуви с расчетами ориентирован на средний формат. Сам предприниматель – квалифицированный мастер, имеющий большой опыт подобной работы.

Оформление

Первые затраты – это регистрация индивидуального предприятия. Производится самостоятельно, оплата идет только на госпошлину.

Также надо выбрать коды ОКВЭД, которые расскажут налоговому органу, чем именно будет заниматься фирма. В случае с обувной мастерской надо указать 95.23.

Кроме того, придется приобрести и оформить кассовый аппарат современного образца.

На помещение нужна разрешительная документация от пожарной службы и Роспотребнадзора. На все уйдет около 20 тысяч рублей.

Аренда помещения

Для обувной мастерской идеально подходят подвальные и цокольные этажи. Такие комнаты стоят недорого, а шум, производимый при работе, не будет мешать соседям. Вполне хватит 30 кв. м, на которых расположится все оборудование и смогут трудиться 2-3 сапожника. Также стоит предусмотреть отдельное помещение для приемщика. Этот сотрудник будет встречать клиентов и предлагать услуги.

Обойдется аренда помещения примерно в 10 тыс. рублей в месяц. Место выбирать стоит проходное, где есть большой поток людей. Идеально подойдет центральная часть города и ее самые оживленные улицы с большим количеством пешеходов. Некоторые мастерские размещают в крупных торговых центрах, что тоже является отличным вариантом. Торговые центры обычно берут меньшую арендную плату за свои площадки по сравнению с отдельно стоящими зданиями города.

Помещение может потребовать небольших вложений в косметический ремонт. Обойдется он примерно в 20 тысяч рублей.

Покупка оборудования

Чтобы чинить обувь быстро и хорошо, предприниматель должен позаботиться о покупке необходимого оборудования и специального сапожного инструментария. Это, пожалуй, основная статья расходов, которая необходима для открытия своего дела. Минимальный набор оборудования таков:

Название Цена, руб.
Электроплитка для разогрева клея 1 000
Профессиональная сапожная лапа 2 000
Точило 2 000
Дрель 1 000
Обрабатывающий станок 30 000
Машинка швейная 5 000
Воздушный компрессор 15 000
Выжигатель 2 000
Мелкие инструменты сапожника 5 000

Итого у нас выходит, что оборудование потребует вложений в 63 тысячи рублей. Лучше всего покупать инструменты и приборы новыми, тогда они дольше обойдутся без ремонта и обслуживания.

Наем персонала

Если для эконом-мастерской, размещенной в киоске, нужен только один человек, в роли которого обычно выступает сам предприниматель, то для среднего формата уже потребуется не менее 3 сотрудников. Это мастера сапожных дел, которые будут заниматься ремонтом и реставрацией, и приемщик.

Нужно помнить, что профессиональных и обученных специалистов по ремонту обуви не так уж много. Их учат только в некоторых учебных заведениях. Основная же масса мастеров – самоучки.

Чтобы отыскать мастера, следует привлечь его достойной заработной платой. Также можно взять на работу подмастерье на меньшую зарплату, который будет выполнять несложные работы и набираться опыта.

Рассмотрим фонд оплаты труда каждого специалиста заведения:

Название профессии Ежемесячная ставка
Мастер по ремонту обуви 25 000
Подмастерье 15 000
Мастер приемки 12 000

Каждый месяц на зарплаты предстоит выделять 55 тысяч рублей.

Реклама и маркетинг

Основное в этом деле – правильный выбор места с большим количеством потенциальных клиентов. Не менее значимо «сарафанное радио». К квалифицированному мастеру-ремонтнику ездить будут и из соседних районов.

Возможно, следует поэкспериментировать с ведением пабликов в соцсетях «ВКонтакте» и Instagram, однако результативность не гарантирована.

Более дорогие методы офлайнового продвижения и интернет будут малоэффективны.

Примерный прайс-лист

Мастерская по обуви предлагает всегда довольно большой список услуг. И чем мастерская крупнее, тем длиннее этот список. Мы рассматриваем такой пример, который подойдет для среднего формата заведения.

Необходимые инвестиции

Стартовые вливания

Стоимость вхождения в данный бизнес невысока. В приведенной ниже таблице мы наглядно продемонстрируем, какие расходы понадобятся для вхождения в это дело.

Для вступления в эту деятельность нужно располагать суммой в 113,8 тысячи рублей. Сумма небольшая, поэтому даже начинающий предприниматель сможет ее найти, чтобы заняться этим делом.

Ежемесячные выплаты

К ежемесячным выплатам относятся:

Таким образом, в месяц нам потребуются 85 тысяч рублей.

Доходы

Если каждый день мастерскую будет посещать около 20 человек, а средний чек составит 200 рублей, то при 24 рабочих днях можно иметь в месяц около 100 тысячи рублей. Очевидно, что доходность оказывается недостаточной. Поэтому оптимальным вариантом будет совмещение работодателем одной из функций: или основного мастера, или мастера-приемщика.

В этом случае можно рассчитывать на доход порядка 30-35 тыс. рублей в месяц и рентабельность на уровне 35%.

В итоге

В обувном бизнесе происходят как спады, так и подъемы спроса сезонного характера, хотя, в целом, клиенты будут весь год. Небольшой спад наблюдается обычно в летний период года. Если материалы покупаются за рубежом, то здесь еще сказывается влияние валютных скачков, что надо учитывать. Открывать такое заведение бизнесмену разумно только в том случае, если он хоть немного разбирается в обувном деле. Потому что ремонт обуви имеет множество мелких, но важных нюансов, и если их не учитывать, то дело не пойдет. Несмотря на небольшую доходность, прибыль у мастерских стабильная.

Опустим юридические формальности, так как данный бизнес ничем не отличается в правилах оформления от любого другого. Тем более, в настоящий момент существует несколько способов регистрации собственного бизнеса, которые доступны всем, даже без необходимого опыта. Например, зарегистрировать ИП, выбрать форму налогообложения и подготовить необходимые документы можно за 15 минут, не выходя из Интернета . Давайте сразу перейдем к техническим подробностям организации дела.

Несмотря на то, что «сапожник» — древняя профессия, которой не один век, не нужно считать ее устаревшей. Услуги людей, занимающиеся этим делом, всегда востребованы. Что выливается в хороший и постоянный заработок. Дополнительный плюс данного бизнесакарьерный рост. Изначально, ремонтируя обувь, можно быстро накопить необходимую сумму для организации цеха по индивидуальному пошиву обуви, аксессуаров и сумок, тем самым обеспечив себя более широким кругом клиентов.

Необходимое оборудование

Первое, что необходимо для начала работы, это швейная машина. Бывалые мастера советуют не экономить на этом, так как швейная машина является лицом ремесленника. То же самое можно сказать и про остальное оборудование. Конечно, на старте можно купить подержанный инструмент, если хорошо разбираетесь в нем.

Помимо швейной машины, вам понадобится многофункциональный станок. Он необходим для любого мастера, независимо от того, каким ремеслом он занимается.

Также вам потребуются аксессуары, ремонтные наборы, крепеж, в общем все то, без чего будет невозможно выполнить заказ. Вот небольшой список начального набора, который должен быть у любого сапожника:

  • Набойки на каблук,
  • Каблуки,
  • Кожа нескольких цветов, для ремонта кожаной обуви,
  • Накладки на каблуки для женских туфель,
  • Клей универсальный резиновый,
  • Краска для кожи и ткани,
  • Гвозди сапожные,
  • Прочные нитки,
  • Супинаторы,
  • Подошвы,
  • Молнии.

Еще будет неплохо, если вы позаботитесь о качественной вытяжке и лампе на рабочем месте, так как для полноценной работы необходимо хорошее освещение и свежий воздух. Клей в жидком состоянии довольно токсичен, поэтому не стоит пренебрегать вытяжкой.

Установите в рабочем помещении два стола. Это необходимо для того, чтобы на одном столе можно было выполнять работу, а на другом производить осмотр поступившей обуви, заполнять квитанции и проводить другие операции, напрямую несвязанные с непосредственным ремонтом.

Выбираем помещение для ремонта обуви

Не стоит гнаться за помещением в торговом комплексе. Это только на первый взгляд кажется выгодным. Да, там действительно большая текучка, но, стоит помнить, что люди приходят туда за новыми покупками, а не за ремонтом старой обуви. Лучшее, что вы можете ожидать, это мгновенный ремонт отвалившейся набойки или не застегнувшейся молнии. То есть, заказов будет много, но они будут мелкие и недорогие. Для тех, кто крайне стеснен в средствах, такое дело будет неплохим стартом, но в остальных случаях лучше поискать что-нибудь другое.

Также помещение в торговом комплексе невыгодно своей неоправданной ценой. Вам придется потратиться не только на аренду, но и на оформление, т.к. помещение, находящееся в супермаркете, должно выглядеть соответствующим образом.

Остановочные ларьки и павильоны тоже не лучший выход. Во-первых, зимой там холодно, а летом жарко. Во-вторых, в таком помещении вам будет катастрофически не хватать места.

Лучший вариант мастерской – это полноценное помещение, например, в офисном центре. В нем должны быть все удобства, такие как водоснабжение, электроснабжение и канализация. Устроив в нем мастерскую, вы сможете иметь не только удобное рабочее место, но и комфортную зону отдыха. Помимо всего прочего, стационарное помещение удобно тем, что вы имеете определенную свободу, так как не зависите не от какого режима работы супермаркета. Отдельное помещение позволит вам работать столько, сколько вы сами захотите. При выборе помещения не забывайте о том, чтобы возле него было как минимум одно парковочное место для клиентов. К вам будут приезжать на машине, поэтому об этом стоит позаботиться.

Работа с клиентами

Вам нужна униформа. Как не странно, но большинство клиентов оценивают мастера по тому, как он одет. Они привыкли к тому, что человек рабочей профессии должен носить спецодежду.

Купите или закажите себе качественную спецодежду, чтобы было не стыдно в ней показаться. На комбинезон можно пришить логотип своей мастерской. Увидев такой подход к делу, клиент не побоится доверить свою обувь мастеру.

Межличностные отношения с клиентом. Здесь советы очень просты и банальны. Они заключаются в том, чтобы вы почаще улыбались и интересовались мнением клиента. Не секрет, что для любого человека приятно, когда ему уделяют внимание.

Кратко объясняйте все этапы своей работы, расскажите почему такая процедура необходима, предложите несколько альтернативных решений. Будьте дружелюбными и внимательными по отношению к клиенту, тогда он обязательно к вам вернется.

Как привлечь первых клиентов?

Стандартный способ привлечения – это акции . С этого начинается почти любой бизнес в сфере услуг. Сделав даже самую небольшую скидку, вы сможете привлечь первых клиентов.

Вариантов акций может быть бесконечное множество. Например, вы можете делать скидку в 15% на починку обуви каждый понедельник. Такой способ можно использовать как при открытии, так и в дальнейшем.

Реклама. Будет неплохо, если вы закажите рекламу в местных СМИ. Самым эффективным способом привлечения клиентов является покупка рекламы на местной радиостанции. ТВ можно сразу исключать, так как реклама там стоит огромных денег. Только не забудьте сделать рекламный текст запоминающимся и уникальным для вашей целевой аудитории, например, фраза «ремонт обуви» не будет характеризовать вашу уникальность. Фраза «экспресс-ремонт обуви» уже затрагивает скрытые струны целевой аудитории. Но, она не обеспечит вам постоянного потока клиентов. Задача вашей рекламы — привлечь клиентов, независимо от их места проживания, то есть, заставить их приехать к вам даже с другого конца. Поэтому задумайтесь о том, в чем вы сильны и сделайте это конкурентным преимуществом. Например, текст объявления «быстрый и качественный ремонт дорогой кожаной обуви. гарантия на все виды работ — 2 года» — отразит все ваши лучшие стороны, привлечет к вам клиентов со всех точек города, конечно, если вы действительно быстро и качественно можете ремонтировать кожаную обувь.

Не забывайте и о расклеивании обычных объявлений, ведь этот способ работает и по сей день. Расклеив рекламные объявления по своему району, вы обязательно заинтересуете местных жителей, которые живут неподалеку от вашей мастерской. Но, помните про индивидуальность текста и охват целевой аудитории.

Стартовый капитал

Все мастерские по ремонту обуви делятся на три класса, — это эконом-класс, средний класс и VIP-класс. Естественно, эти варианты отличаются размером вложений.

Мы рассмотрим только средний-класс, так как эконом-класс может оказывать только самые простые виды обслуживания, а VIP-класс требует большого стартового капитала.

Средний класс мастерских позволяет выполнять достаточно широкий спектр услуг. Доход такой мастерской может варьироваться от 5 до 10 тыс. рублей в сутки. Средний класс отличается тем, что в мастерской, помимо простых инструментов, будут иметься швейная машинка и обрабатывающий станок. Швейная машинка будет стоить от 5 тыс. рублей, а обрабатывающий станок от 40 тыс. рублей. Общие затраты на все оборудование составят порядка 150-200 тысяч.



Справочники