21 июля 2007 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Закон установил правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки. С 2013 года средства Фонда направляются также на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры.
Фонд ЖКХ стимулирует формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом и внедрение ресурсосберегающих технологий.
Государственная корпорация имеет несколько информационных ресурсов: www.сайт, www.reformaGKH.ru , www.energodoma.ru , фонджкх.рф и собственный канал на видеохостинге www.youtube.com
На сайте www.сайт в полном объеме представлены информация о деятельности Фонда, законодательство, регулирующее его работу, решения высшего органа управления – наблюдательного совета, методические, справочные материалы и рекомендации, формы отчетов. Ежедневно на сайте публикуются новости о работе государственной корпорации, освещаются события в сфере жилищно-коммунального хозяйства, проходящие на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации.
Сайт www.reformaGKH.ru является уникальным интернет-ресурсом, на котором можно получить подробную информацию о ходе переселения граждан из аварийного жилищного фонда, сведения о проведении капитального ремонта многоквартирных домов. В разделе «Переселение граждан» можно ознакомиться с общим рейтингом субъектов Российской Федерации по реализации региональных адресных программ по переселению из аварийного жилищного фонда по этапам, начиная с 2013 года, с исполнением программ в разрезе аварийных домов, увидеть информацию о заключенных контрактах на переселение и фотографии строящихся домов. В разделе «Капитальный ремонт» отражается информация о ходе реализации региональных программ капитального ремонта по субъектам Российской Федерации, а также виды и сроки выполнения работ по каждому дому. Также на сайте публикуется информация о деятельности управляющих организаций, ТСЖ и ЖСК. Приказом Минрегиона России от 02.04.2013 года № 124 сайт «Реформа ЖКХ» определен официальным сайтом, где организации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 года № 731 обязаны раскрывать информацию о деятельности по управлению многоквартирными домами.
Сайт «Энергоэффективность в ЖКХ» — www.energodoma.ru создан для обобщения и распространения опыта внедрения ресурсосберегающих технологий. На ресурсе представлены практические разработки в области проектирования, строительства и эксплуатации «умных» домов. С помощью карты энергоэффективных домов любой посетитель ресурса может в интерактивном режиме отслеживать, на какой стадии строительства находится энергоэффективный дом в его регионе, а также узнать его технические характеристики. Сайт содержит нормативные акты по энергосбережению, а также о возможностях применения альтернативных и возобновляемых источников энергии, энергосберегающих материалов и оборудования.
«Сайт всероссийские совещания» — фонджкх.рф создан для освещения регулярно проводимых Фондом ЖКХ мероприятий по популяризации и разъяснению основных направлений реформы отрасли. Все текстовые, аудио, фото и видеоматериалы, проведенных Фондом ЖКХ совещаний сохраняются в виде архива на сайте и доступны любому пользователю. Ресурс содержит реестр поставщиков оборудования и услуг для жилищно-коммунального хозяйства. На сайте также размещена информация о ближайших выставках и форумах, которые могут быть интересны специалистам жилищно-коммунального хозяйства.
Канал Фонда ЖКХ на видеохостинге www.youtube.com консолидировал все видеоматериалы о деятельности Фонда: архив программы «Утром» на телеканале НТВ, программы «Вести. Технологии жилья» на телеканале «Россия-24», телесюжеты с комментариями экспертов Фонда. Вниманию пользователей предлагается игровой сериал «Школа ТСЖ», а также познавательный пятисерийный фильм «Человечество. Выживание в XXI веке», озвученный Андреем Макаревичем. Любой зритель может оставить комментарии к роликам, отметить понравившееся видео и отправить ссылки на материалы друзьям и знакомым.
Фонд ЖКХ создан в качестве «рычага оздоровления и модернизации» жилищно-коммунальной сферы России. Работа государственной корпорации в этом направлении способствует созданию комфортных условий проживания граждан, повышению качества коммунальных услуг и увеличению инвестиционной привлекательности отрасли.
ВВЕДЕНИЕ
Уровень обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами один из самых важных показателей качества жизни на территории муниц
и
пального образования. Предприятия, входящие в жилищно-коммунальный комплекс, поста
в
щики ресурсов, управляющие и подрядные организации, органы регионального управления и местного самоуправления должны согласовывать свои дейс
т
вия в целях повышения качества жилищно-коммунального обслужив
а
ния.
Важнейшим аспектом является принцип конкурентоспособности, опр
е
деляемый наличием конкурентных преимуществ у предприятий и организ
а
ций, предоставляющих услуги, которые должны обеспечиваться ресурсосб
е
регающими и инновационными подходами, развитием конкуренции и фо
р
мированием социально-ориентированной политики, а также условиями, о
п
ределяющими качество системы управления объектами ЖКХ.
Управление муниципальным жилищно-коммунальным комплексом о
т
носится в основном к компетенции поселений. На муниципальные районы возложены межпоселенческие функции: организация электро- и газоснабж
е
ния в границах муниципального района, содержание и строительство авт
о
мобильных дорог общего пользования между населенными пунктами мун
и
ципального района с соответствующими инженерными сооружениями, орг
а
низация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, с
о
держание межпоселенческих мест захоронения и оказание ритуальных у
с
луг.
Реформа ЖКХ была и остается многоэлементным процессом, в котором должно гармонично сочетаться принятие и реализация экономически опра
в
данных административных, технических, технологических, институционал
ь
ных, финансовых, социальных, политических и других решений, а так же грамо
т
но поставленная информационно-пропагандистская кампания, которая об
я
зана сделать население союзниками и главными участниками процессов пр
е
образований в этой жизненно важной сфере.
В связи с тем, что система ЖКХ находится в состоянии реформиров
а
ния, а также с отсутствием видимых результатов реформы за истекший пер
и
од, тема реформы ЖКХ является актуальной и требует тщательного рассмо
т
рения и изучения.
Цель работы выявление особенностей путей совершенствования и реформирования системы ЖКХ муниципальных образований посредством системного подхода.
Задачи работы при этом следующие:
1) раскрыть основные принципы функционирования компле
к
са ЖКХ;
2) проанализировать достигнутый уровень развития ЖКХ муниципал
ь
ных образований;
3) выявить текущие проблемы комплекса ЖКХ;
4) определить потребности в жилищной обеспеченности и жилищно-коммунальном обслуживании населения;
5) изучить основные составляющие проводимой реформы ЖКХ, ее достоинства и недостатки;
6) исследовать основные направления совершенствования системы ЖКХ;
7) рассмотреть используемые новые технологии в системе ЖКХ.
Исследовались проблемы ЖКХ в РФ, в частности, пробл
е
мы не освоенности рыночных механизмов саморазвития, отсутствия нако
п
ления материальной базы для непрерывной модернизации, изношенности очистительных систем, большой неучтённый расход ресурсов (например, в
о
ды), а так же проблемы задолженности местных бюджетов и муниципальных жилищно-коммунальных предприятий перед ресурсоснабжающими орган
и
зациями.
Для реализации поставленных задач и целей были изучены и проанал
и
зированы следующие нормативные документы: Конституция РФ от 12.12.1993, Жилищный кодекс РФ, распоряжение Правительства РФ от 02.02.2010 № 102-р, которым утверждена Концепция федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования ж
и
лищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы», а так же следующие работы ведущих ученых в данной области: Галямова Ю.Ю., Зотова В.Б., Мухаева Р.Т., Попова В.К., Смирнова Е.Б., Чернышева Л.Н. и др. Из периодической литературы использов
а
лись журналы «ЖКХ-Журнал руководителя и главного бухгалтера», «Государственная власть и местное самоуправление» и «Административное право и процесс». Так же были рассмотрены официальные и
н
тернет-рессурсы.
Объектом исследования является система управления ЖКХ.
Предмет исследования - изучение теории и практики стратегического управления ЖКХ.
Методологической основой данной курсовой работы выступают: метод аналогии; системный анализ, системный подход, теория систем.
Работа включает в себя введение, две главы с разбивкой на три пар
а
графа, и два параграфа соответственно, заключение, а также список литер
а
туры.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЖКХ В РФ
1.1 Понятие и структура ЖКХ: сущность, особенности, основные сферы инженерного обеспечения
Жилищно-коммунальное хозяйство комплекс подотраслей, обесп
е
чивающий функционирование инженерной инфраструктуры различных зд
а
ний населенных пунктов, создающий удобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг.
1
В состав жилищного хозяйства входят, прежде всего, жилые и неж
и
лые здания с сетью эксплуатирующих и обслуживающих их предприятий и орг
а
низаций. Коммунальный комплекс ЖКХ включает в себя системы инжене
р
ного обеспечения поселений (электроэнергия, тепло-, газо-, водоснабж
е
ние и водоотведение) и общегородское коммунальное хозяйство (дороги, благоус
т
ройство и озеленение территории, вывоз и переработка бытовых отходов и ряд других х
о
зяйств) (рис. 1)
2
.
Рис. 1 Структура ЖКХ
К инженерному обеспечению поселений относятся такие ресурсы, как электроэнергия, тепло, газ, вода. Ресурсоснабжающими организациями в системе ЖКК являются организации, поставляющие данные ресурсы потр
е
бителям через присоединенные сети, а также оказывающие услуги по вод
о
отведению.
Потребителями этих ресурсов на территории муниципального образования являются предприятия, учреждения, организации всех форм собственности и граждане.
Основные снабжающие организации по отдельным видам ресурсов
3
:
- электроэнергия централизованные региональные энергосистемы, входящие в состав РАО «ЕЭС России», а в удаленных районах местные электростанции;
- природный газ организации, входящие в состав РАО «Га
з
пром»;
- теплоэнергия ТЭЦ, принадлежащие региональным энергосист
е
мам, и местные котельные, значительная часть которых находится в муниципал
ь
ной собственности;
- водоснабжение, водоотведение организации типа «Водоканал», в большинстве своем муниципальные предприятия, в отдельных городах а
к
ционерные общества.
Предприятия, обеспечивающие поставку перечисленных ресурсов по распределительным сетям, относятся к числу естественных локальных мон
о
полистов.
Процессы тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения посел
е
ний, несмотря на их разнородность, характеризуются рядом общих особенностей и признаков (рис. 2).
┌───────────────────────────┐ ┌─────────────────────────┐
│ Использование сложной │ │ Неразрывность │
│ инженерной инфраструктуры │ │ процессов производства, │
│ (сети, насосные станции, │ │ передачи и потребления │
│ очистные сооружения и др.)│ │ ресурсов │
└─────────────────────┬─────┘ └─┬───────────────────────┘
┌─────────────────┐ ┌─┴───────────┴─┐ ┌──────────────────────────┐
│ Недопустимость │ │ │ │ Необходимость четкой │
│ перерывов ├─┤ Особенности ├─┤ взаимосвязи всех стадий │
│в подаче ресурсов│ │ │ │производственного процесса│
└─────────────────┘ └─┬───────────┬─┘ └──────────────────────────┘
┌─────────────────────┴───────┐ ┌─┴──────────────────────────────┐
│ Невозможность компенсации │ │ Тесная зависимость потребности │
│ не полученных в один период │ │ в мощностях, конкретных │
│ ресурсов за счет более │ │ инженерных решений и │
│ интенсивного предоставления │ │ организации производственного │
│ в другой период │ │ процесса от местных условий │
└─────────────────────────────┘ └────────────────────────────────┘
Рис. 2. Особенности процессов ресурсообеспечения в сфере ЖКХ
4
Отношения между ресурсоснабжающими организациями и потребит
е
лями ресурсов регулируются нормами Гражданского кодекса РФ, опред
е
ляющими правила заключения договоров энергоснабжения, и распростран
я
ются на поставки ресурсов, как юридическим лицам, так и гражданам. Во многих городах между ресурсоснабжающими организациями и конечными потребителями ресурсов стоят муниципальные предприятия, ведающие ра
с
пределительными внутриквартальными и внутридомовыми сетями и соор
у
жениями. Они действуют на основе договоров с конечными потребителями и ресурсоснабжающими организациями, выступая в роли перепродавцов р
е
сурсов, собирают с населения и других конечных потребителей плату за р
е
сурсы и расплачиваются с поставщиками.
Так же хотелось отметить, что в расчет цены ресурсов, поставляемых ресурсоснабжающими организациями, включаются расходы с учетом затрат по транспортировке до конечного потребителя либо до границы балансовой принадлежности с муниципальной распределительной организацией. В последнем сл
у
чае тариф для конечных потребителей устанавливается с учетом расходов муниципальной организации по обслуживанию распределительных сетей и с
о
оружений.
ЖКХ представляет собой одну из важнейших отраслей, в которой переплелись все социально-экономические вопросы жизнеобеспечения муниципальных образрваний.
Таким образом, можно сделать вывод, что ЖКХ в широком смысле это сложная система, регулирующаяся нормами Жилищного кодекса РФ, представляющая собой совокупность предприятий, служб и хозяйств, обслуживающих население, предприятия, учреждения, и предоставляющих потребителям основные виды ресурсов: электроэнергию, природный газ, теплоэнергию, водоснабжение, а так же оказывающих услуги по водоотведению.
1.2 Современное состояние ЖКХ в РФ и причины кризиса реформы системы ЖКХ
Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса в больши
н
стве муниципальных образований России стало проблемой общегосударс
т
венного значения. Причинами кризиса явились многолетнее недофинансир
о
вание и неэффективная тарифная политика, предопределяющие дотацио
н
ность отрасли, высокие затраты на оказание услуг, отсутствие у обслуж
и
вающих предприятий экономических стимулов снижения затрат, а у получ
а
телей ЖКХ возможности влиять на их количество и качество, неэффекти
в
ная система управления, неразвитость конкурентной среды, высокая степень износа основных фондов, большие потери теплоэнергии, воды и других р
е
сурсов.
Возникновение и нарастание технологических и финансовых проблем ЖКХ было связано также с тем, что до начала массовой приватизации в Ро
с
сии основная часть объектов ЖКХ находилась на балансе промышленных и других предприятий и финансировалась по титулам соответствующих отра
с
левых министерств и ведомств. В ходе приватизации эти объекты были пер
е
даны в муниципальную собственность, как правило, в крайне запущенном те
х
ническом состоянии и без должной финансовой компенсации расходов на их содержание и ремонт. Во избежание полного краха систем жизнеобесп
е
чения поселений муниципалитеты были вынуждены взять на свой баланс ветхий и аварийный жилищный фонд, изношенные трубопроводы, устаре
в
шие котельные и насосные станции и т.д. без проведения полной технич
е
ской инвентаризации основных фондов ЖКХ, вследствие чего муниципал
ь
ные органы не имеют достоверной информации о фактическом уровне их и
з
носа. Недостаточность государственных централизованных финансовых средств на модернизацию и ремонт переданных муниципалитетам изноше
н
ных основных фондов не позволила устранить аварийность в системах жизнеобеспечения, особенно в тепло- и в
о
доснабжении. Финансовый кризис и банкротство градообразующих предприятий поставили многие муниципал
и
теты и поселения с моноструктурным характером экономики в сложные с
о
циально-экономические условия. В результате начал нарастать объем задо
л
женности местных бюджетов и муниципальных жилищно-коммунальных предприятий перед ресу
р
соснабжающими организациями.
В течение последних двадцати лет жилищно-коммунальная сфера п
о
стоянно деградировала. Для ее поддержания в рабочем состоянии сегодня требуется все больше средств. Так, если на дотации ЖКХ из бюдж
е
тов всех уровней в 1987-1990 гг. уходило 1,1-1,3% ВВП, то к 1996 году этот показ
а
тель составил 3-4%, а в 1997-м уже 6%. Бесспорно, наивысшим достижен
и
ем в деле государственной поддержки реформы ЖКХ за последнее десятил
е
тие является выделение финансовых средств из федерального бюджета бе
с
прецедентно большого объема 250 млрд. руб. на 2008-2011 гг., однако во
з
никает вопрос о доступности и достаточности этой меры для решения пр
о
блем реформирования ЖКХ. По мнению большинства экспертов, на моде
р
низацию и реформирование ЖКХ требуется до 10-13 трлн. руб., в то время как из всех источников предусмотрено чуть более 4 трлн. руб. Причем подр
а
зумевается, что основным источником финансового обеспечения реформы будут граждане, т.е. осуществлять реформу снова предлагается за счет населения. Такой по
д
ход представляется принципиально неверным
5
.
Существует огромное множество проблем системы ЖКХ в целом, а так же применительно к отдельным отраслям (электроэнергия, тепло-, газо-, водоснабж
е
ние и водоотведение). Некоторые из них хотелось бы рассмотреть:
1) Основные фонды теплоснабжения сегодня изношены на 60%. Потери тепла в теплосетях составляют от 20 до 40%. Количество аварий на 100 км сетей увеличилось с 20 в середине 90-х гг. до 200. Только на модернизацию сетей и генерирующих мощн
о
стей теплоснабжения Российской Федерации, по оценкам Госстроя на 2011 год, сегодня необход
и
мо около полутриллиона рублей
6
.
2) Потери воды в трубопроводах составляет от 30 до 45%. Как и теплоснабжение, водоснабжение не обходится без аварийности: по сравнению с теми же 90-ми годами количество аварий на 100 км сетей выросло с 15 до 70. Всё это является следствием изношенности основных фондов водопроводных сетей на данный момент эта цифра достигает 55%.
Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам, единичные затраты на проведение которых в 2,5-3 раза выше, чем затраты на плановый ремонт таких же объектов. Это еще более усугубляет нехватку ресурсов, ведет к лавинообразному накапливанию износа и падению надежности. Одним из следствий такого положения стало обострение проблемы обеспечения населения России питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве.
Из-за повышенного загрязнения водоисточников традиционно применяемые технологии обработки воды стали в большинстве случаев недостаточно эффективными и не всегда обеспечивают подачу населению питьевой воды, соответствующей по качеству санитарным нормам. Более 40% подаваемой в сеть воды не соответствует требованиям СанПиН. Срочной модернизации требуют около 30% мощностей водопровода (27,0 млн. куб. м) и 16% водопроводных сетей (73,6 тыс. км).
Утечка и неучтенный расход воды в системах водоснабжения составляют в среднем по России 15% (3339,2 млн. куб. м воды) от всей подачи воды в год, а в ряде городов утечки достигают 30%
7
.
3) Мощность очистных сооружений канализации составляет 56,1 млн. куб. м в сутки, протяженность же канализационных сетей населенных пунктов достигла 1 15,9 тыс. км, из которых 19,7 тыс. км (17%) нуждается в срочной замене. Из эксплуатирующихся канализационных очистных сооружений 60% перегружены, 38% сооружений эксплуатируются 25-30 и более лет и требуют срочной реконструкции. Дефицит мощностей канализационных сооружений в настоящее время достигает около 9 млн. куб. м в сутки. Изношенность канализационных сетей составляет на данный момент 40 %.
4) Жилищная проблема. При нормативе ежегодного капитального ремонта в 110 млн. кв. м (около 5% от общего объема жилого фонда) в 2000 г. было отремонтировано всего 4 млн. кв. м, т.е. приблизительно 3%. В 2009-2011 гг. этот показатель снизился в 13 раз и составил лишь 0,2%. Анализ состояния жилищного фонда показывает, что около 300 млн. кв. м нуждаю
т
ся в неотложном капитальном ремонте, а еще около 250 млн. кв. м − в реконструкции. При таких темпах общий износ зданий очень скоро достигнет 60% и дома придется сносить. Сегодня в России в ветхих и аварийных домах проживает почти три милли
о
на человек.
Муниципальные комплексы недвижимости, прежде всего муниципал
ь
ное жилье и коммунальное хозяйство, по-прежнему почти полностью находятся в ведении органов м
е
стного самоуправления. Общеизвестно, что они характеризуются низким качеством жилья, инфраструктуры жизнеобеспеч
е
ния и их обслуживания, дефицитом и непрозрачностью финансирования, у
с
коренными процессами разрушения. Как результат жилищная недвиж
и
мость в России, несмотря на высокие цены на нее в крупнейших гор
о
дах, в особенности в Москве, по мировым стандартам является одной из самых н
е
приспособленных для жилья, т.к. она не обеспечивает необходимого качества жизни.
5) Рост тарифов на услуги ЖКХ. С начала 90-х плата за коммунальные услуги (в количественном рубл
е
вом исчислении) выросла в 270 раз, в то время как доходы граждан, по официальным оценкам органов статистики, − всего в 150 раз. Ежегодно в сре
д
нем по России жилищно-коммунальные тарифы возрастают более чем на 20% при официальной инфляции в 8-10%. Данные Госкомстата России пок
а
зывают, что средний индекс цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги в каждом текущем месяце 2011 г. составил 107,3% по отношению к пр
е
дыдущему месяцу. Долги населения предприятиям жилищно-коммунального хозяйс
т
ва по состоянию на конец 2011 г. составляют более 60 млрд. рублей
8
.
6) Низкий уровень экономической эффективности. После многолетних попыток преобразований действительная эконом
и
ческая эффективность отрасли ЖКХ составляет не более 4%. Даже в экономически наиболее благоп
о
лучных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, в области ЖКХ так и не освоены рыночные механизмы самора
з
вития, накопления материальной базы для непрерывной модернизации. Ро
с
сийское жилищно-коммунальное хозяйство давно стало тормозом разв
и
тия экономики, фактором социально-демографических катаклизмов. В п
о
следние годы каждая «русская зима» превращается в катастрофу именно из-за изн
о
шенности ЖКХ.
Итак, можно сделать выводы, что на сегодняшний день проблема состояния и развития ЖКХ является одной из наиболее острых проблем нашего общества.
В связи с этим одной из основных задач, которые выходят на первый план в контексте государственной поддержки развития муниципальных образов
а
ний, является реформирование системы ЖКХ с целью создания условий для стимулирования жилищного строительства, устойчивого функционирования систем жизнеобеспечения, наведение п
о
рядка в обеспечении населения жильем и коммунальными услугами.
1.3 Реформа ЖКХ: цели, принципы, направления, механизмы реализ
а
ции
Реформа ЖКХ началась с принятием Закона РФ от 24 декабря 1992 г. №4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики», который определил основы новой ж
и
лищной политики. Целями этой политики в сфере ЖКХ было
9
:
- развитие частной собственности и ее защита;
- развитие конкуренции в строительстве, ремонте и эксплуатации ж
и
лья;
- обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав гра
ж
дан;
- осуществление строительства и реконструкции государственного, м
у
ниципального и жилищных фондов.
В новой жилищной политике не нашли отражения такие закономе
р
ные цели, как разработка и реализация государственной политики в сфере ЖКХ; комплексное осуществление реформ; совершенствование системы управл
е
ния; внедрение ресурсосберегающих технологий; снижение издержек прои
з
водителей на жилищно-коммунальные услуги; проведение аудита и экспертиз тарифов, создание механизма их формирования; использование т
а
рифов на модернизацию и развитие ЖКХ; улучшение качества услуг.
Основы федеральной жилищной политики в дальнейшем были конкр
е
тизированы в ряде законопроектов, которые заложили первые основы ко
н
цепции реформы ЖКХ.
Особое значение в этой связи имеет Федеральный закон от 15 июня 1996г. № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья». Цель данного документа состояла в том, чтобы создать условия благоприятные для формир
о
вания субъекта консолидированного спроса на жилищно-коммунальные услуги. Как п
о
казывает практика, в законе существуют недоработки, которые до сих пор не позволяют достигнуть поставленной цели (значительные затр
а
ты на регистрацию ТСЖ как юридического лица, неудовлетворительное состояние жил
о
го фонда и т.д.).
В апреле 1997 г. Указом Президента РФ «О реформе жилищно-коммунального хозяйства РФ», была одобрена «Концепция реформы ЖКХ РФ».
Концепцией о реформировании ЖКХ дана оценка реальному состо
я
нию ЖКХ, определены причины кризиса и отмечено, что единственным способом его преодоления должно стать и
з
менение системы финансирования, то есть переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жили
щ
но-коммунальных услуг потребителями при условии обеспечения социал
ь
ной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания.
Концепцией был предусмотрен поэтапный переход на полную оплату жилья коммунальных услуг на период 1997-2003 годы. При этом доля платежей н
а
селения в покрытии затрат на все виды жилищно-коммунальных услуг на первом этапе (1992-1998 годы) должна была возрасти с 35 до 50% и на 10% ежегодно на втором и третьих этапах (1999-2000 годы, 2001-2003 годы).
В целях координации процессов реформирования ЖКХ в регионах Ро
с
сии и соблюдения сроков ее реализации Правительством РФ были введены федеральные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунал
ь
ных услуг, которые устанавливали величины предельно допустимых и соц
и
ально-оправданных параметров:
1) обеспеченности жильем в расчете на одного человека как стандарта социальной нормы площади ж
и
лья для семей различной численности;
2) максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе, исходя их социальной нормы площади жилья и нормативов потребления комм
у
нальных услуг.
В 2007 г. произошло как минимум три события государственного ма
с
штаба, которые ознаменовали собой начало современного этапа реформир
о
вания ЖКХ РФ, а именно:
1) состоялось заседание Президиума Государственного Совета Российской Федерации, посвященное реформированию ЖКХ (19-20 января 2007 г.). По его итогам Президент РФ дал ряд соответствующих поручений Прав
и
тельству РФ, высшим должностным лицам субъектов РФ;
2) согласно поручению Правительства РФ был утвержден Комплекс мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Ро
с
сийской Федерации на 2007-2008 годы (приказ Минрегиона России от 27.06.2007 № 54);
3) принят Федеральный закон от 21. 07. 2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозя
й
ства» (далее Закон № 185-ФЗ).
На последнем хотелось бы остановиться. Закон 185-ФЗ был принят в целях создания благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования ЖКХ, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоста
в
ления финансовой поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из авари
й
ного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, опред
е
ляет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, орг
а
нами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоупра
в
ления.
Для выполнения приоритетных задач социально-экономического ра
з
вития РФ в соответствии с распоряжением Правительства РФ 02 февраля 2010г. № 102-р была принята и одобрена концепция целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального х
о
зяйства на 2010-2020гг.».
Вступление в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральных законов «О концессионных соглашениях» и «Об общих принц
и
пах организации местного самоуправления в Российской Федерации» откр
ы
вает перспективы для развития конкурентных отношений и привлечения в о
т
расль бизнес-структур на основе государственно-частного партнерства; крупные управляющие компании переходят от краткосрочных договоров к долгосрочным инвестициям и расширяют масштаб своей деятельности, охв
а
тывая все большее количество регионов и муниципальных образований. Планируется, что привлечение частного бизнеса к управлению и инвестир
о
ванию в коммунальный комплекс должно обеспечиваться при преимущес
т
венном сохранении региональной (муниципальной) собственности на ко
м
мунальную инфраструктуру. Особенно это касается систем тепло- и вод
о
снабжения, где за счет ресурсосберегающих мероприятий может быть до
с
тигнут серьезный экономический эффект. Привлечение инвестиций предусматривает в осно
в
ном переход с бюджетной на заемную и концессионную основу инвестирования отраслей ЖКХ с частичным бюджетным софинансированием. Ко
м
плекс основных задач по реформированию жилищно-коммунального ко
м
плекса включает
10
:
- повышение качества и доступности жилищно-коммунальных услуг на основе институциональных преобразований и развития рыночных отнош
е
ний, включающих реструктуризацию органов управления в сфере жили
щ
но-коммунального обслуживания; системное построение договорных отнош
е
ний и повышение эффективности конкурентных принципов, привлечение ч
а
стного бизнеса, акционирование предприятий ЖКК, развитие института пр
о
фессиональных управляющих жилищным фондом, формирование механи
з
ма их отбора на конкурсной основе, содействие в реализации схем самоуправления жителей в жили
щ
ной сфере;
- обеспечение финансового оздоровления ЖКХ на основе повышения эффективности использования бюджетных расходов и адресной поддержки реально нуждающихся граждан в предо
с
тавлении определенного стандарта жилищно-коммунального обслуживания, оптимизации соотношения тари
ф
ного и бюджетного финансирования, а также увеличения инвестиционной составляющей в тарифах на услуги ЖКХ;
- регулирование деятельности коммунального комплекса с целью ко
н
солидации теплоэнергетических активов в муниципальном образовании и проведения органами муниципального управления единой политики по обе
с
печению его устойчивого функционирования, надежности и безопасности предоставляемых услуг, модернизации сетей, сооружений и оборудов
а
ния и повышение на этой основе ресурсной эффективности производства и качес
т
ва услуг. Основные направления реформирования ЖКК показаны на рис. 3.
┌─────────────────┐ ┌────────────────────────────────┐
│ Финансовое │ │Передача бюджетных средств на │
│ оздоровление │ │дотирование ЖКК от предприятий │
│ предприятий ЖКК │ │к жителям путем предоставления │
│ │ │субсидий малообеспеченным семьям│
└─────────┬───────┘ └────────────────────┬───────────┘
└────────┬─────────────────────┘
┌───────────────────────┐ │ ┌────────────────────┐
│Разделение функций │ │ │Привлечение частных │
│собственника, управляю-│ │ │инвестиций, развитие│
│щего и исполнителя ЖКУ ├┐ │ ┌┤ муниципально- │
│на основе договорных ││ ┌──────┴─────────┐ ││частного партнерства│
│отношений между ними ││ │ Направления │ ││ │
└───────────────────────┘├─┤ реформирования ├─┤└────────────────────┘
┌───────────────────────┐│ │ ЖКК │ │┌────────────────────┐
│ Социальная поддержка ││ └──────┬─────────┘ ││ Инициирование │
│ малоимущих граждан ├┤ │ ├┤ развития малого │
│ при оплате ЖКУ ││ │ ││ бизнеса │
└───────────────────────┘│ │ │└────────────────────┘
┌───────────────────────┐│ ┌──────┴─────────┐ │┌────────────────────┐
│ изменение тарифной ││ │ Развитие │ ││Передача многоквар- │
│ политики, переход ││ │ конкурентной │ ││тирных домов в упра-│
│ на экономически ├┘ │ среды │ └┤вление собственникам│
│ обоснованные тарифы │ └────────────────┘ │ помещений │
└───────────────────────┘ └────────────────────┘
Рис. 3. Основные направления реформирования
жилищно-коммунального комплекса
11
Финансовое оздоровление предприятий ЖКХ базируется на провед
е
нии инвентаризации, реструктуризации и ликвидации накопившейся мног
о
летней задолженности. Без решения этой первоочередной задачи другие мероприятия не дадут положительного э
ф
фекта.
Предусматривается переход на полную оплату всеми категориями потребителей затрат на содержание и ремонт жилья и на предоставление ко
м
мунальных услуг. Вместо дотирования предприятий ЖКХ введена система адресных жилищных субсидий, зачисля
е
мых на персонифицированные счета граждан. При этом устанавливается единый показатель для получения ж
и
лищных субсидий доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Федеральным стандартом эта доля у
с
тановлена в размере 22%, однако субъекты РФ могут понижать ее для отдельных катег
о
рий домохозяйств за счет использования средств местных бюджетов.
По мнению авторов реформы ЖКХ, разделение функций собственн
и
ка, управляющего жилищным фондом и обслуживающих организаций на о
с
нове договорных отношений между ними позволит демонополизировать си
с
тему управления многоквартирными домами, их обслуживания и ремонта, обесп
е
чить замену административных отношений в данной сфере рыночными, со
з
дать конкурентную среду в сфере управления и обслуживания жилищного фонда и предпосы
л
ки для повышения качества ЖКУ.
Изменение тарифной политики включает в себя введение государс
т
венного регулирования тарифов на услуги естественных монополий (эле
к
троэнергию и природный газ) и ежегодное установление федеральным законом предельной стоимости ЖКУ на квадратный метр жилой площади ди
ф
ференцированно по субъектам РФ. На все виды ЖКУ должны быть устано
в
лены экономически обоснованные тарифы, обеспечивающие покрытие тек
у
щих затрат эксплуатирующих организаций и включение инвестиционной с
о
ставляющей на цели модернизации и реконструкции объектов. При этом должны быть созданы эффективные механизмы целевого использования со
б
ственных средств предприятий, и, в первую очередь амортизационных о
т
числений на цели модернизации и ремонта.
При условии установления экономически обоснованных тарифов на оплату ЖКУ содержание жилищного фонда и систем инженерного обеспеч
е
ния поселений становится потенциально привлекательным для частных инвест
о
ров.
Особо важным и серьезным шагом в реформировании жилищно-коммунального комплекса является передача управления многоквартирн
ы
ми домами с разным набором собственников от муниципальных органов к собственникам помещений. При этом собственники на общем собрании об
я
заны самостоятельно выбрать способ управления многоквартирным домом и управляющую организацию и нести полную ответственность за текущее с
о
держание и ремонт домовладения.
При этом для достижения успеха реформы ЖКХ необходимо обесп
е
чить прозрачность управления, предполагающую гласность и открытость процессов функциониров
а
ния и развития ЖКК, включая тарифную политику, структуру и объемы работ (услуг), включаемые в тарифы и цены, а также участие общественных организаций и иных объединений собственников, н
а
нимателей жилья в принятии решений и контроле их выполнения при упра
в
лении многоквартирными жилыми домами на основе пообъектного планир
о
вания доходов и расходов, а также ресурсосбережения в масштабах конкре
т
ного здания.
В процессе реформирования ЖКХ возрастают требования к осозн
а
нию целей и задач конкурентной политики общественностью, субъектами рыно
ч
ной деятельности и органами местного самоуправления. При этом должна быть обеспечена защита конкуренции, построенная на убеждении и инфо
р
мировании населения как потребителя услуг.
Важнейшим элементом повышения эффективности управления мун
и
ципальным ЖКХ является обеспечение общественного надзора не только со стороны собственников жилья и контролирующих организаций, но и с уч
а
стием саморегулируемых организаций в сфере ЖКХ, что позволит бизнесу выработать и принять критерии, которым должен соответствовать хозяйс
т
вующий субъект для участия в жилищно-коммунальной деятельности (зака
з
чик, инвестор, управляющая организация, подрядчик и т.д.), разработать и принять правила и стандарты такой деятельности, повысить ответственность субъектов рынка ж
и
лищно-коммунальных услуг перед потребителями путем выработки механизмов коллективной ответственности за эксплуатацию жилищного фонда и предоставление комм
у
нальных услуг.
Отметим, что ряд критиков реформы ЖКХ высказывают мнение о том, что возникают очень большие сомнения, что реформа приведет к качестве
н
ным изменениям в данной отрасли. Например, сомнения возникают в том, что везде будут разделены функции подрядчика и заказчика, что везде произойдет переход на индивидуальную си
с
тему учета коммунальных услуг, что повысится процент товариществ − собственников жилья в числе потребит
е
лей, что произойдет демонополизация в тех секторах ЖКХ, которые не я
в
ляются естественными монополиями. Результатом может стать провал р
е
формы и разрушение сферы коммунального хозяйства.
Реформа ЖКХ имеет смысл только в том случае, если будут реализов
а
ны обе ее части: и структурная, и финансовая. В настоящее время, в основном реализуется лишь о
д
на составляющая реформы финансовая, оплата за коммунальные платежи продолжает расти.
Но очевидно, что без структурных изменений такое реформирование сведется лишь к переориентации финанс
о
вых потоков, но не приведет к улучшению ситуации в отрасли.
2. ПУТИ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ЖКХ
2.1 Проблемы управления системой ЖКХ
Наличие в ЖКХ сложных взаимосвязей хозяйствующих субъектов и потребителей услуг, обусловленных как схемой технологического взаим
о
действия, так и возникающими при этом противоречиями между экономич
е
ской природой производства услуг и социальным характером их потребл
е
ния, подчеркивает специфику управления ЖКХ. С точки зрения социальной значимости, ЖКХ призвано создавать необходимые условия для комфор
т
ного и безопасного проживания граждан, а с экономической, являясь сферой де
я
тельности с постоянным потребительским спросом на рынке жилищно-коммунальных услуг, оно о
б
ладает значительным потенциалом для развития частного бизнеса.
При этом важно выделить три взаимосвязанных аспекта управления в сфере ЖКХ, включающих
12
:
- доступность приобретения и эксплуатации жилья,
- повышение качества жилищно-коммунального обслуживания,
- преобразование жилищно-коммунального комплекса муниципальных образований на принципах самоокупаемости услуг и привл
е
чения частного бизнеса, которые действуют в условиях регулируемого орг
а
нами управления рынка услуг ЖКХ с учетом социально-экономических условий и регламе
н
тов, которые обспечивают стандарты условий проживания для населения, а также социальной ответс
т
венности бизнеса (см. рис. 4)
13
Рис. 4. Основные аспекты управления ЖКХ
Сегодня ЖКХ во многих регионах испытывает большие трудности и сильно отстает от современных требований. Одна из основных причин этого является нехватка средств, выделяемых из бюджетов всех уровней, а также повсеместные неплатежи и несвоевременная оплата жилищно-коммунальных услуг населением. Да и инвестиционные вложения обходят стороной эту отрасль. И все же наиглавнейшая, «кризисообразующая» проблема--это существующая структура управления ЖКХ. Отсутствие специалистов по менеджменту и маркетингу тормозит развитие конкурентной среды в ЖКХ. Сочетание этих двух факторов - нехватка средств и квалифицированных управленцев - в сочетании с морально и физически устаревшей научно-технической и производственной базой приводит к большим издержкам и, как следствие, высокой стоимости услуг, что, в свою очередь, приводит к неплатежам.
В основу системы управления ЖКХ должны быть положены рациональное разделение функций и организация взаимоотношений между собственником-домовладельцем, управляющей организацией, подрядными организациями различных форм собственности, осуществляющими обслуживание жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры, и органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль за предоставлением населению жилищно-коммунальных услуг необходимого качества, за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности. При выборе варианта управления целесообразно руководствоваться принципом предоставления собственнику - домовладельцу права решать, кто будет обслуживать принадлежащую ему недвижимость, и управлять ею.
Разграничение функций собственника жилищного фонда от хозяйственной деятельности по его управлению и обслуживанию особенно важно для муниципального жилищного фонда. Необходимо прекратить имеющуюся практику, когда органы местного самоуправления в лице своих структурных подразделений выполняют хозяйственные функции по управлению жилищным фондом.
На данный момент организационно-экономический механизм реформирования ЖКХ предусматривает совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих достижение конечных ц
е
лей управления, переход от нормативно-тарифного регулирования коммунальных услуг к оплате фактически потребленных, ра
з
работку схем взаимодействия органов власти, хозяйствующих субъектов и потребителей при предоставлении услуг, изменение системы финансиров
а
ния с ориентацией на оплату потребителями услуг по их реал
ь
ной стоимости, рациональное сочетание источников финансирования, со
з
дание условий для деятельности частных управляющих организаций.
Тем не менее, проблемы управления ЖКХ сохраняются и особенно ярко проявляются в недостатке средств, квалифицированных кадров, постоянном поиске альтернативных источников финансирования, в необходимости привлечения частного бизнеса, который нужно заинтересовать в решении вопросов реформирования системы ЖКХ.
2.2 Основные направления совершенствования и новые технологии в ЖКХ
Вопрос реформирования ЖКХ в стране является важнейшим вопросом социальной и экономической политики в настоящее время. Реформа должна улучшить состояние жилищного фонда, качество обслуживания населения, защитить его законные права и интересы, повысить эффективность отрасли в целом и обеспечить переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме ЖКУ потребителями, в том числе и населением.
Прежде всего, следует отметить, что для реализации поставленных целей подпрограммой реформирования и модернизации ЖКК предусмотрена система мер по исправлению сложившейся ситуации в сфере ресурсообесп
е
чения муниципальных образований (рис. 5).
14
Рис. 5. Основные направления государственной политики
по улучшению ситуации в сфере ресурсообеспечения муниципальных обр
а
зований
Рассмотрим перечисленные направления подробнее.
1) Изменение тарифной политики предполагает создание единой мет
о
дологической базы для регулирования тарифов на федеральном, регионал
ь
ном и муниципальном уровнях, установление единых принципов государственн
о
го тарифного регулирования. В процессе такого регулирования должны быть увязаны изменения тарифов на газ (федеральный уровень) и электр
о
энергию (региональный уровень) с изменением тарифов на тепловую энергию, вод
о
снабжение и водоотведение (муниципальный уровень), а также с возможностью потребителей (населения и бюджетных организаций) оплачивать услуги по новым тар
и
фам. Федеральными законами установлен новый порядок, при котором изменение тарифов на природный газ и электроэне
р
гию будет осуществляться, как правило, один раз в год, причем размер и ср
о
ки этого изменения должны быть известны на момент разработки и утверждения бюдж
е
тов всех уровней.
2) Переход от оплаты ресурсов по нормативам потребления к оплате по фактическому потреблению на основе показаний приборов учета будет осуществляться по мере установления таких приборов. Это должно стимулир
о
вать поставщиков к снижению издержек на всех стадиях производства и транспортировки, проведению ресурсосберегающей полит
и
ки.
3) Создать конкурентную среду в сфере ресурсообеспечения поселений достаточно сложно в силу естественного монополизма производителей. В то же время начинается процесс формирования локальных рынков в системах теплоснабжения ряда муниципальных образований при наличии нескольких источников тепла, подключенных к единым городским сетям, а также установки местных высокоэкономичных источников теплоэнергии (на мног
о
квартирный жилой дом или на группу домов). Последние успешно конкур
и
руют с системами централизованного теплоснабжения за счет экономии затрат на транспортировку и с
о
кращения неизбежных потерь.
4)Привлечение частных инвестиций в предприятия инженерной инфр
а
структуры муниципальных образований возможно при получении инвест
о
ром существенной экономии от сокращения потерь ресурсов в процессе их выработки и транспортировки до конечных потребителей. Это делает сферу ресурсоснабжения инвестиционно привлекательной. Предполагается разв
и
тие концессионных схем привлечения инвестиций в модернизацию объектов коммунальной энергетики, для чего требуется создание необходимой нормативно-правовой б
а
зы
15
.
5) Внедрение энергоэффективных технологий в систему ЖКХ в целом является одним из наиболее перспективных и многообещающих направл
е
ний, но процесс внедрения энергосберегающих технологий в ЖКХ невозм
о
жен без участия государства. Его задача установление ценовой политики и и
н
вестирование данной сферы. Такие инвестиции выгодны, при том, что они могут быть ц
е
левыми.
В наше время главным препятствием для внешних инвестиций энерг
о
сберегающего оборудования является финансовая нестабильность, нево
з
можность страны во время выделять деньги на поддержание работоспосо
б
ности энергосберегающих установок. Также отсутствует опыт оценки инв
е
стиций в энергосбережение со стороны банков, что приводит к завышению рисков при оценивании оценке соответствующих проектов. Нет также дост
а
точного опыта и компетентных консультантов по вопросам энергосбереж
е
ния. Однако многие предприятия занимаются активным внедрением энергосберега
ю
щих программ. Как правило, компании внедряют следующие типы технологий, которые имеют высокие энергосберегающие показатели, а име
н
но:
- замена старого оборудования новым;
- общие технологии для широкого спектра предприятий, которые св
я
заны с применением энергии, обычно состоят из двигателей с переменной частотой вращения, теплообменников, сжатого воздуха освещения, пара, охла
ж
дения, сушки и прочее;
- более эффективное использование энергии с помощью котельных, когенерации (тепла и электричества), тригенерации (тепла, холода и электрич
е
ства);
- альтернативные источники энергии.
Приведем пример новых энергосберегающих технологий.
Непрекращающийся рост тарифов на электроэнергию вынуждает задуматься об энергосбережении, а также искать новые возможности снижения энергопотребления без ущерба для потребителей.
В этих условиях на помощь может прийти самое современное энергосберегающее оборудование серии ФАВ-1, выпуском которого на протяжении долгого времени занимается предприятие «НИТА» в Нижнем Новгороде.
Принцип работы подобного выключателя совершенно прост. Состоит он из электронного ключа, реле времени, микрофона и оптического датчика. Когда на улице светлое время суток, микрофон всегда отключен. В темное время суток, микрофон включается, и прибор самостоятельно начинает функционировать в режиме постоянного ожидания. При возникновении малейших звуков на расстоянии пяти метров от самого микрофона (звон кл
ю
чей, голос, шаги, открывающаяся дверь и так далее) на электронный ключ поступает сигнал, и автоматич
е
ски включается освещение в подъезде.
В тот же момент запускается еще и реле времени, которое удерживает во включенном с
о
стоянии ключ некоторое время. Как правило, это длится около тридцати секунд. Далее, если любые звуковые сигналы отсутствуют, освещение само по себе гаснет, и выключатель снова возвращается в привычный режим ожидания. Встроенная функция повторного запуска дает гарантию постоянного включенного состояния, если присутствуют любые звуковые сигналы. Такая система позволяет включать освещение в автоматич
е
ском режиме только там, где это нужно и исключительно тогда, когда это нужно.
Среди подобных выключателей ФАВ-1 единственный в своем роде выключатель, который оснащен дополнительно микропроцессором, при пом
о
щи которого появляется уникальная возможность реализации множества функций, которые недоступны иным аналогам.
Еще в марте 2011 г. Дмитрий Медведев дал поручение Правительству РФ
об установлении в срок до 1 марта 2011 года требований к созданию, составу
и содержанию единых муниципальных баз информационных ресурсов жилищно-коммунального хозяйства (ЕМБИР)
.
Основные принципы создания ЕМБИР известны. Технологической основой является программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий без
о
пасное хранение актуальных и достоверных электронных документов, рег
и
стров, кадастров, баз данных, в том числе паспорта объектов жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, лицевых счетов потребителей у
с
луг.
Для выполнения своих функций ЕМБИР должна владеть информац
и
онными ресурсами:
- о действующих нормативах, тарифах и стоимости коммунальных у
с
луг, историей их изменения;
- о субъектах жилищно-коммунального комплекса, предоставляемых ими услугах и стоимости услуг;
- о характеристиках и техническом состоянии многоквартирных жилых домов;
- об обслуживающих и управляющих организациях и способах упра
в
ления многоквартирными жилыми домами,
- о потребителях услуг, зарегистрированных в муниципальном и частном жилом фонде гражданах, формах собственности и найма жилых пом
е
щений;
- об объемах и качестве потребленных коммунальных ресурсов за текущий и прошлые расчётные периоды, да
н
ными о приборах учета;
- о расчетах и задолженности потребителей за жилищные и коммунал
ь
ные услуги, начисленных и предоставленных субсидиях и льготах на ж
и
лищные и коммунальные услуги;
- об аварийных ситуациях при предоставлении коммунальных ресу
р
сов;
- об исполнении муниципальных программ энергосбережения;
- о программах развития территории муниципального образования.
Для успеха всей коммунальной реформы создание единого (на уровне мун
и
ципалитета) и прозрачного информационного пространства посредством ЕМБИР в ЖКХ является первоочередной, самой актуальной задачей. Реш
е
ния данной задачи связано с созданием и внедрением различных систем учета, а также автоматиз
и
рованных систем расчетов за ЖКУ.
Внедрение современных технологий и путей совершенствования системы ЖКХ важнейший шаг на пути к решению многих существующих в данной сфере проблем. Современные технологии - это и уменьшение затрат на о
б
служивание, и экономия энергоресурсов, и увеличение отдачи от вложенных средств, и продление службы оборудов
а
ния.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведённое исследование позволило сделать следующие теоретические и практические выводы.
На современном этапе развития с учетом п
о
тенциала отдельных подотраслей ЖКХ, типологии предоставляемых частных и общественных услуг, степени конкурентных отношений, наличия ра
з
личных форм собственности на имущество, особенностей экономических механизмов функционирования предприятий, следует рассматривать в качестве отдел
ь
ных сфер жилищное хозяйство и коммунальный комплекс, имеющие различные системы управл
е
ния и принципы их реформирования.
Ситуация в сфере ЖКХ стала сложной уже в середине 90-х гг. Тогда же были выработаны и концептуальные основы ее реформирования, основной которых является повышение качества обслуживания населения. Общие ее положения сводятся к необходимости изменения системы управления, к демонополизации отрасли и созданию конкурентной среды, снижению издержек, комплексному изменению системы финансирования и ценообразов
а
ния в ЖКХ, а также к уходу от дотаций с применением мер социальной защ
и
ты малоимущих.
Реформирование ЖКХ в России осуществляется уже более двух десятилетий, однако реформы проходят достаточно тяжело. Одной из главных причин этого является недостаток финансирования отрасли, что, в свою очередь приводит к высокой степени изношенности объектов ЖКХ.
В последние годы перед Россией стоит уникальная задача формиров
а
ния новой жилищной политики и жилищных отношений применительно к принц
и
пам рыночной экономики с учетом интересов всех слоев населения. Соответственно, главная задача при реформировании данной отрасли в опр
е
делении форм и размеров государственного регулирования процессов рыночного м
е
ханизма при проведении реформы.
Реформирование и технологическая модернизация ЖКХ, повышение конкурентоспособности предоставляемых услуг, предприятий предполаг
а
ют применение новых, более совершенных организационно-экономических и информационных методов управления, принципиально отличающихся от и
с
пользовавшихся до недавнего времени в жилищно-коммунальной сфере. В н
е
малой степени все это реализуется в рамках проводимой реформы ЖКХ. Главная цель реформы ЖКХ перевод отрасли на самофинансирование за счет технической и структурной перестройки; реорганизация хозяйстве
н
ного механизма организаций и предприятий ЖКХ; демонополизация сферы ЖКХ; снижение издержек производства и совершенствование ценообраз
о
вания при обеспечении качественного жилищно-коммунального обслуживания, соо
т
ветствующего современным стандартам; социальная защита населения. Однако внедрение эффективных форм и методов управления осложняется специфическими особенностями трансформации собственности, экономич
е
ских отношений и хозяйственного механизма функционирования предприятий ЖКХ, усугубляемыми социально-экономической ситуацией в различных р
е
гионах.
Для реализации поставленных целей подпрограммой реформирования и модернизации ЖКК предусмотрена система мер по исправлению сложившейся ситуации в сфере ресурсообесп
е
чения муниципальных образований:
- изменение тарифной политики,
- переход от оплаты ресурсов по нормативам потребления к оплате по фактическому потреблению на основе показаний приборов учета,
- создание конкурентной среды в сфере ресурсообеспечения поселений,
- привлечение частных инвестиций в предприятия инженерной инфр
а
структуры муниципальных образований,
- внедрение энергоэффективных технологий в систему ЖКХ.
Последнее из перечисленных направлений является одним из наиболее перспективных: многие предприятия уже сейчас занимаются активным внедрением различных энергосберега
ю
щих программ. Однако существует целый ряд препятствий, создающих определённые проблемы при реализации данных проектов: это и финансовая нестабильность страны, и отстутствие полноценного опыта, что проявляется как при оценки инв
е
стиций в энергосбережение со стороны банков, так и просто в отсутствии компетентного персонала по данному вопросу.
Если рассуждать о финансовой стороне реформы системы ЖКХ, то хотелось бы так же отметить, что Минрегионом России разработан план мероприятий по реализации комплекса мер по привлечению в ЖКХ частных инвестиций, включающий в себя меропри
я
тия по переходу к долгосрочному тарифному регулированию, приватизации или передачи в концессию государственных и муниципальных предприятий коммунальной сферы, финансирование подготовки инвестиц
и
онных проектов с учетом банковских требований, предоставление долгосрочных бюдже
т
ных гарантий. Разработку бизнес-планов инвестиционных проектов на основе моделей тарифного регулирования (инвестиционных надбавок) можно выполнить только с использованием специальных инфо
р
мационных технологий проектного менеджмента, экономико-математического и имитационного моделирования и при наличии соответствующих специалистов, а также с пр
и
влечением информационных ресурсов ЕМБИР.
В целом представляется целесообразным внедрение перечисленных в курсовой работе способов повышения эффективности в практику управления муниципальных образований, что позволит не только оптимизировать управление жилищно-коммунальной сферой, но и существенно повысить качество предоставляемых услуг.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года//Российская газета.-21 января 2009 г.- Федеральный выпуск №4831;
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.01.2006) //СЗ РФ. 1994. - № 32.
- Жилищный кодекс от 29 декабря 2004 № 188-ФЗ (ред. от 29.06.2012) [Электронный ресурс]// Режим доступа http://www.consultant.ru/popular/housing;
- Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Российская газета.- 8 октября 2003 г.- Допвыпуск №3316;
- Федеральный закон от 26.12.2005 № 184-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (ред. от 25.06.2012) [Электронный ресурс]// Режим доступа http://base.consultant.ru/cons/cgi;
- Федеральный закон от 21.07.2007 N185-ФЗ Российской Федерации «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (ред. от 28.07.2012) [Электронный ресурс]// Режим доступа http://base.consultant.ru/cons/cgi;
- Распоряжение Правительства РФ от 2 февраля 2010 г. № 102-р Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 - 2020 годы» [Электронный ресурс]// Режим доступа http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/2207682
- Абдуллина А.Р. Жилищно-коммунальное хозяйство в России / А.Р. Абдуллина, И. А. Владимиров // Проблемы современной экономики: материалы междунар. заочн. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.) Челябинск: Два комсомольца, 2011;
- Бабун Р.В. Организация местного самоуправления: учебное пособие для ВУЗов. - М.: КноРус, 2010;
- Завадовский В.В. Инновационное развитие муниципального образования // Муниципалитет: экономика и управление. СПб.: Реноме, 2012. - №2;
- Зотов В. Б. Система муниципального управления: учебник для ВУЗов. СПб.: Питер пресс, 2009;
- Галямов Ю.Ю., Попов В.К., Шушарин А.Л. Реформирование системы регулирования жилищно-коммунального хозяйства города в условиях ры
н
ка. Томск, 2009;
- Круглик С. ЖКХ идет в рынок. // Экономика России: ХХI век. 2010. №12;
- Пешин Н. Л. Муниципальная хозяйственная собственность. // Государственная власть и местное самоуправление. - М.: Статут, 2011, № 8;
- Тимчук О. Г. Основные направления развития ЖКХ в РФ // Актуал
ь
ные вопросы экономики и управления: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.) // М.: РИОР, 2011;
- Черная И.П. Муниципальное хозяйство: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010;
- Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление: Учебник. М.: Юристъ, 2009;
- Широков А.Н., Юркова С.Н. Муниципальное управление: учебник для вузов. М.: КноРус, 2010;
- Ягодина Л.П. К вопросу о целях управления ЖКХ. // Административное пр
а
во и процесс. - М.: КноРус, 2012. №1;
- Ясин Е. Политическая экономия реформы ЖКХ. М.: , КноРус, 2008;
- Ясюнас В.А. «Основы местного самоуправления: Учебное пособие», М., «ОСЬ-89».- 2009.
1
Абдуллина А. Р. Жилищно-коммунальное хозяйство в России / А. Р. Абдуллина, И. А. Владимиров // Проблемы современной экономики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 184.
3
Система муниципального управления: учебник для ВУЗов. / Под ред. В.Б. Зотова. СПб.: Питер пресс, 2009. С. 135.
4
Система муниципального управления: учебник для ВУЗов. / Под ред. В.Б. Зотова. СПб.: Питер пресс, 2009. С. 73.
5
Тимчук О. Г. Основные направления развития ЖКХ в РФ // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.) // М.: РИОР, 2011. С. 246
6
Пешин Н.Л. Муниципальная хозяйственная собственность. // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. №8, с. 47
7
Круглик С. ЖКХ идет в рынок. // Экономика России: ХХI век. 2010. №12, с. 59
8
Пешин Н.Л. Муниципальная хозяйственная собственность. // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. №8, с. 18
Ягодина Л.П. К вопросу о целях управления ЖКХ. // Административное право и процесс. 2012. №1, с. 31
Система муниципального управления: учебник для ВУЗов. / Под ред. В.Б. Зотова. СПб.: Питер пресс, 2009. С. 142.
Система муниципального управления: учебник для ВУЗов. / Под ред. В.Б. Зотова. СПб.: Питер пресс, 2009. С. 134.
Система муниципального управления: учебник для ВУЗов. / Под ред. В.Б. Зотова. СПб.: Питер пресс, 2009. С. 110.
Составлено автором по материалам исследования.
Система муниципального управления: учебник для ВУЗов. / Под ред. В.Б. Зотова. СПб.: Питер пресс, 2009. С. 130.
Facebook
Вконтакте
Google+
Документы
Вам также может понравиться