Модификации палубных истребителей миг 29к. Авиация россии

Модификации МиГ-29К

  • МиГ-29К (9-31) - палубный истребитель (1988г.)
  • МиГ-29КУ (9-62) - проект учебного варианта.
  • МиГ-29КУБ - учебно-боевой вариант.

Описание

Н. Бунтин
[ JPEG 350x450 38]

Истребители МиГ-29, состоящие на вооружении ВВС Индии, получили в этой стране название Baaz ("Орел"). В программе усиления ВМС Индии предусмотрено строительство легкого авианосца водоизмещением 20000-24000 т. Помимо создания нового корабля, уже несколько лет ведутся переговоры о покупке в России авианосца "Адмирал Горшков", на котором в прошлом базировались СВВП Як-38, снятые в 1992 году с вооружения. Модернизированный "Адмирал Горшков" должен быть оборудован сплошной полетной палубой и трамплином в носовой части для взлета самолетов. В качестве вооружения обновленного корабля планируется использовать истребители с горизонтальным взлетом с трамплина и аэрофинишерной посадкой. Учитывая небольшие размеры "Адмирала Горшкова", вместимость его подпалубного ангара, российская сторона предложила Индии палубный вариант МиГ-29К.

Решение о его разработке было принято еще в 1981 году, когда шли ускоренные испытания фронтового истребителя МиГ-29. 21 августа 1982 года с наземного трамплина учебно-тренировочного комплекса "Нитка" в Крыму МиГ-29 впервые осуществил взлет. В 1983 году, почти одновременно с закладкой ТАКР проекта 1143.5 (впоследствии "Адмирал Флота Кузнецов") развернулись работы и по созданию корабельного варианта МиГ-29.

Техническим заданием предусматривалось создание полноценного многоцелевого истребителя, способного выполнять широкий диапазон боевых задач.

МиГ-29К
[ JPEG 450x450 45]

Работа по созданию МиГ-29К (заводской индекс "9-31") велась под руководством Генерального конструктора Р.А.Белякова и главного конструктора М.Р.Вальденберга. Палубный вариант МиГ-29 создавался параллельно с разработкой МиГ-29М - многоцелевого истребителя ВВС, что обеспечило реализацию в их конструкции ряда единых технических решений. В планерах обоих самолетов была значительно расширена доля применения композитных материалов (КМ), на месте верхнего воздухозаборника разместили дополнительное топливо, для защиты двигателей в каналах воздухозаборников были установлены специальные решетки.

В то же время палубный вариант имел отличия от своего сухопутного собрата. Крыло на середине размаха имело узел складывания, значительно усилен центральный бак и силовой отсек фюзеляжа, к которому крепился тормозной крюк и основные стойки шасси.

Учитывая большие вертикальные скорости посадки на авианосец, элементы шасси были доработаны и усилены. Для улучшения взлетно-посадочных характеристик площадь крыла возросла с 38 до 42 кв. м, была усовершенствована и крыльевая механизация, увеличена площадь предкрылков, двухщелевых закрылков и элеронов. Была увеличена площадь вертикального и горизонтального оперения.

При разработке палубной машины большое внимание было уделено защите от коррозии, учитывались и "морские" требования к материалам, покрытиям, герметизации фюзеляжа.

Управляемая носовая стойка шасси, помимо усиления, стала разворачиваться на 90^о, для увеличения маневренности самолета при рулежке на палубе ограниченных размеров. На ней установили специальный трехцветный сигнализатор, огни которого информировали руководителя посадки о положении самолета на глиссаде снижения.

Запас топлива составил 5670 л, МиГ-29К был оборудован системой дозаправки топливом в полете.

Самолет был оснащен усовершенствованными двигателями РД-33К с тягой на форсаже до 8800 кг, для взлета с корабля предусматривался чрезвычайный режим (ЧР), при котором тяга кратковременно возрастала до 9400 кг.

Система управления вооружением нового самолета, включающая в себя РЛС "Жук", обеспечивала применение не только ракет класса "воздух-воздух", но и управляемого оружия "воздух-поверхность". Она автоматически обнаруживала и брала на сопровождение до десяти целей и обеспечивала пуск УР по четырем целям.

Вооружение МиГ-29К включало восемь вариантов ракетного оружия для воздушного боя и 25 вариантов оружия для действий по наземным и надводным целям. Максимальный вес боевой нагрузки составил 4500 кг.

19 апреля 1988 года первая машина, получившая бортовой № 311 (т.е. самолет 9-31/1), была доставлена на аэродром и 23 июня 1988 г. летчик-испытатель Т.Аубакиров поднял ее в воздух. После 33 испытательных полетов МиГ-29К перегнали в Крым, где в ходе тренировок на "Нитке" была подтверждена пригодность истребителя к полетам с корабля.

1 ноября 1989 года - исторический день в истории отечественного флота и авиации, на палубу авианосца вслед за Су-27К, сел МиГ-29К, пилотируемый Т.Аубакировым, в тот же день он поднял свой МиГ с трамплина корабля.

В сентябре 1990 г. на испытания вышел второй опытный самолет - №312. Последние полеты опытных МиГ-29К состоялись в 1992 году. И хотя было получено заключение МО России, рекомендующее его в серийное производство, этого не случилось. В 1992 году было принято решение о прекращении закупок МиГ-29 для ВВС России, это сказалось и на судьбе МиГ-29К.

Однако этот самолет может быть востребован именно сейчас. Многофункциональность МиГ-29К, успешный цикл испытаний, дает хороший шанс для возрождения этой программы с учетом потребности ВМС Индии в самолете подобного класса.

При испытаниях на "Адмирале Кузнецове" истребитель взлетал с трамплина с дистанций 195 и 95 м. Точность посадки на тросы аэрофинишера оказалась чрезвычайно высокой, что позволило сейчас перейти на систему из трех тросов на модернизируемом "Адмирале Горшкове".

МиГ-29К и МиГ-29КУБ
[ JPEG 800x529 24]

Обновленный МиГ-29К будет иметь более совершенную авионику, которая прошла испытания на МиГ-29СМТ и получила высокую оценку как российских, так и индийских летчиков.

Возрастет интеллект вычислительных систем бортового оборудования и системы управления вооружением. Как российская, так и индийская стороны согласились, что все системы, включая оружие, должны быть российскими. По опыту сотрудничества в модернизации МиГ-21 в модель 21-93, предполагается и внедрение авионики индийского производства. Опыт подобного содействия положительно скажется на сроках усовершенствования МиГ-29К. Этому будет способствовать точно такая же кооперация российских предприятий, как и в программе МиГ-21-93.

За счет уменьшения веса и объема оборудования будет увеличен запас внутреннего топлива по сравнению с МиГ-29К образца 1991 года. В результате при действии с авианосца самолет будет иметь радиус действия 850 км для ведения воздушного боя и 1150 км - для ударных операций (без дозаправки). В состав вооружения самолета войдут ракеты "воздух-воздух" РВВ-АЕ (Р-77), различные варианты ракет Р-27, Р-73, а также противокорабельные Х-31А и Х-35, оружие с телевизионным и лазерным наведением.

МиГ-29КУ
[ JPEG 930x357 25]

Внедрение автомата тяги двигателей повысит точность посадки на авианосец. Взлетные характеристики позволяют выполнять примерно 90% полетов в тропических условиях при ходе авианосца 10 узлов.

Двигатель РД-33 III серии является рекордсменом по ресурсу и надежности среди российских двигателей, будет иметь взлетный режим повышенной тяги и дополнительную антикоррозийную защиту.

Для уменьшения габаритных характеристик при базировании на корабле узел складывания крыла перенесен ближе к центроплану, на 1 м на каждом крыле, в результате размах сложенного крыла с 7,8 м на МиГ-29К составит 5,8 м на модернизированном самолете. Горизонтальное оперение также будет складываться.

Разрабатывается и двухместный учебно-боевой вариант МиГ-29К, который получил название МиГ-29КУБ. Он разрабатывается с учетом технической унификации, те же габариты, весовые характеристики, то же оборудование. В отличие от существовавшего ранее проекта МиГ-29КУ, где летчики располагались в отдельных кабинах, как на МиГ-25ПУ, и на нем отсутствовала РЛС, МиГ-29КУБ будет иметь штатную РЛС, а летчики будут размещены в кабине под единым фонарем - друг за другом. В результате станет выше гаргрот за кабиной, в котором разместится достаточное количество топлива.

На базе МиГ-29КУБ могут быть созданы в перспективе варианты для ведения разведки и целеуказания, постановки помех, заправщик.

Смотри также

  • МиГ-29К
  • Морская авиация

Особое место в семействе МиГ-29 занимает самолет корабельного базирования, предназначавшийся для решения задач ПВО корабельных соединений, завоевания превосходства в воздухе, поражения надводных и наземных целей высокоточным оружием в любое время суток и в самых неблагоприятных метеоусловиях. Постановление правительства о постройке тяжелого авианесущего крейсера проекта 1145.5 было подписано 7 мая 1982 года. Этим же документом ММЗ имени А.И. Микояна и П.О. Сухого поручили разработку технических предложений по самолетам укороченного взлета и посадки для базирования на крейсере.

Летом 1982 года в Крыму построили экспериментальный комплекс «Нитка» с трамплином Т-1 высотой 5 м, длиной 60 м и шириной 30 м (угол схода 8,5 градусов). Для проведения летных исследований на нем помимо самолета Су-27 (ТЮ-З) привлекли и седьмой летный экземпляр МиГ-29 (№ 918).

Первый взлет с трамплина на МиГ-29 осуществил летчик-испытатель ОКБ А.Г. Фастовец 21 августа 1982 года.

Первые посадки с использованием аэрофинишера «Светлана-2» выполнили в 1983 году на МиГ-27 № 603 летчики-испытатели ЛИИ А.В. Кругов и С.Н. Тресвятский. Летом того же года тормозным гаком оснастили и МиГ-29 №918.

Разработка палубного самолета на основе МиГ-29М началась в соответствии с постановлением правительства, подписанным 30 января 1984 года. Главной задачей, стоявшей перед самолетом, была оборона кораблей ВМФ от воздушного противника в ближней зоне, а второстепенными - борьба с надводными кораблями водоизмещением до 5000 тонн и обеспечение высадки десанта.

Палубный МиГ-29К отличался от своих сухопутных собратьев, в частности, складывающимися консолями крыла, усиленными опорами шасси, отсутствием верхнего входа ВЗУ и тормозным гаком в хвостовой части корпуса. Поскольку машина заметно потяжелела по сравнению с предшественником, а взлет с палубы авианосца происходил с использованием трамплина, то пришлось форсировать двигатели путем введения режима чрезвычайной тяги - 9400 кгс. В этом случае его тяговооруженность в зависимости от взлетного веса менялась от 1,05 до 0,8. Для повышения безопасности в случае катапультирования летчика с палубы авианосца, на которой, как известно, расположен «остров» (надстройка для командного состава), траектория полета кресла (К-36Д-3,5) с летчиком проходит влево с наклоном на угол 30 градусов к вертикали.

В состав вооружения машины, кроме пушки и неуправляемых снарядов, подвешиваемых на девяти узлах, входили ракеты Р-73, К-27Т и К-27Р, а также Х-31А/П и корректируемые авиабомбы.

Первый полет МиГ-29К (изделие «9-31», бортовой № 311) состоялся 23 июля 1988 года, а второго (№ 912) - в октябре 1990 года. В 1988 году летчик-испытатель Т.О. Аубаки-ров начал полеты на летающей лаборатории МиГ-29ЛЛ на наземном тренажере «Нитка». Затем к испытаниям подключились летчики НИИ ВВС В. Кондауров и А. Лавриков.

Спустя полтора года, 1 ноября 1989-го, летчик-испытатель ОКБ Т.О. Аубакиров на МиГ-29 № 311 вслед за Су-27К совершил первую посадку и спустя полтора часа взлетел (разбег 180 м) с палубы тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

Эксплуатация МиГ-29К (выполнено 13 посадок) с палубы авианесущего крейсера имела свои особенности. Взлет осуществлялся после короткого разбега с трамплина, а посадка - с использованием оптической системы (ОСП) «Луна-3», напоминающей светофор, но в отличие от него с огнями, расположенными горизонтально.

Взлет с трамплина имел свои ограничения по скорости схода с него - не менее 160 км/ч, из-за просадки вниз, и не более 180 км/ч - по обжатию передней стойки шасси, когда приемник воздушного давления (ПВД), расположенный на обтекателе РЛС, мог задеть горку.

До конца лета 1992 года два экземпляра МиГ-29К совершили свыше 80 посадок на палубу крейсера.

МиГ-29К выдержал испытания и рекомендовался для серийного производства, но обстоятельства сложились так, что приоритет отдали самолету Су-27К, первым совершившему посадку на палубу корабля. После этого самолет некоторое время развлекал публику на различных авиашоу и демонстрировался на стоянках. По этой же причине не удалось реализовать проект двухместного учебно-тренировочного варианта МиГ-29КУ.

Для улучшения обзора инструктору на МиГ-29КУ кабины спроектировали раздельными (по аналогии с учебными машинами МиГ-25ПУ/РУ), а кресло в задней кабине должно было устанавливаться с превышением относительно переднего. Поэтому пришлось изменить обводы носовой части и конструкцию несущего корпуса машины. Однако из-за прекращения работ по МиГ-29К рабочее проектирование спарки не проводилось.

Казалось, двум построенным машинам уготована участь музейных экспонатов, но неожиданно на горизонте появился индийский заказ на переделку бывшего авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» в авианосец «Викрамадитья» с трамплином, рассчитанный на 24 самолета. Кстати, с трамплина взлетал не только МиГ-29К, но и обычный сухопутный истребитель. Правда, эти исследования проводились с целью сокращения его разбега в случае повреждения ВПП.

Комплексный контракт на поставку ВМС Индии многофункциональных истребителей корабельного базирования был подписан РСК «МиГ» 20 января 2004 года. Контракт предусматривает поставку 12 одноместных МиГ-29К и 4 двухместных МиГ-29КУБ, обучение летчиков и технического персонала, поставку тренажеров, запасных частей и организацию сервисного обслуживания самолетов. Контрактом предусмотрен и опцион еще на 30 машин со сроком поставки до 2015 года.

Спустя семь лет после прекращения полетов МиГ-29К с авианесущего крейсера самолеты № 311 и № 312 расконсервировали и использовали для работы по индийской программе. Главным конструктором обновленной машины назначили Н.Н. Бунтина.

Задачи, стоящие перед палубным самолетом, остались прежние. Хотя название самолета (в ОКБ он получил обозначение изделие «9-41») сохранилось прежнее, стал он совершенно другим. Прежде всего существенные изменения претерпели его авионика и радиооборудование, включая PJ1C «Жук-МЭ», в значительной степени заимствованные с МиГ-29СМТ. Бортовое радиоэлектронное оборудование МиГ-29К/КУБ построено по принципу открытой архитектуры на основе стандарта MIL-STD-1553B. При этом часть оборудования использована индийского и французского производства.

Применена цифровая электродистанционная система управления самолетом с четырехкратным резервированием.

Одновременно усовершенствовали планер, доведя долю композиционных материалов до 15%, и существенно снизили замет-ность в радиолокационном диапазоне.

По левому борту самолета перед кабиной пилота сохранили модуль системы дозаправки топливом в полете. При этом самолет, используя съемный топливный агрегат дозаправки ПАЗ-1МК, может применяться для дозаправки горючим в полете других МиГ-29К.

В качестве силовой установки использовали двигатель РД-ЗЗМК, созданный на базе РД-33 3-й серии, но тягой на максимале, увеличенной до 5400 кгс, а на режиме полного форсажа - до 9000 кгс. Благодаря накладному баку, а также емкостям в наплыве

центроплана возрос более чем на 16% и запас топлива. Кроме этого объем подфюзе-ляжного бака увеличили до 2150 литров, а под крылом теперь допускается подвеска не двух, а четырех ПТБ.

И еще новшеством, направленным на повышение надежности, стала новая коробка самолетных агрегатов. Теперь в случае отказа одного из генераторов или гидронасосов его функции будет выполнять другой.

Вооружение же исключительно российского производства. Это прежде всего управляемые ракеты класса «воздух - воздух» РВВ-АЕ и Р-73Э, противокорабельные Х-31А и противорадиолокационные Х-31П. В арсенал самолета включены также неуправляемые ракеты и авиабомбы как баллистические, так и корректируемые.

Для обучения пилотов ВМС построен двухместный корабельный учебно-боевой самолет МиГ-29КУБ (изделие «9-62»), МиГ-29К/КУБ оснашаются современной многоканальной оптико-локационной станцией и системой целеуказания пассивным головкам самонаведения противорадиоло-кационных ракет. Предусмотрена возможность установки на самолете контейнеров с инфракрасной и лазерной прицельной аппаратурой для подсветки наземных целей. Открытая архитектура БРЭО позволяет устанавливать на самолете новое оборудование и вооружение российского и иностранного производства.

Летные испытания отдельных систем и узлов МиГ-29К/КУБ ведутся с 2002 года. Для этого задействовано девять МиГ-29 разных модификаций, на которых в 2002-2006 годы выполнено свыше 700 полетов. В ходе летных испытаний подтвердились расчетные летно-технические данные самолетов. В частности, значительное улучшились взлетно-посадочные характеристики, что особо важно для самолетов корабельного базирования.

Летные испытания предсерийного МиГ-29КУБ начались в январе 2007 года. Но лишь спустя пять месяцев, 25 июня, заместитель генерального директора - генерального конструктора РСК «МиГ» по летной работе - начальник Летно-испытательного центра им. А.В. Федотова Герой России П.Н. Власов выполнил на нем первый полет.

По боевым возможностям, летным и эксплуатационным характеристикам МиГ-29К/КУБ существенно превосходит предшественника, прошедшего испытания на авианесущем крейсере в 1991 году. Более чем в два раза увеличен и летный ресурс МиГ-29К/КУБ, а стоимость летного часа снижена почти в 2,5 раза.

В сентябре 2009 года летчики-испытатели РСК «МиГ» М. Беляев, П. Власов, Н. Ди-ордница и полковник О. Спичка (ГЛИЦ ВВС) проверили МиГ-29К (опытный экземпляр № 941) и МиГ-29КУБ (один из первых серийных - № 672, окрашенный в цвета заказчика) на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов», находившемся в Баренцевом море.

Первую посадку на борт «Адмирала Кузнецова» выполнил П. Власов на одноместном МиГ-29К, и менее чем через полчаса палубы авианесущего крейсера коснулся колесами МиГ-29КУБ, пилотируемый Н. Ди-ордницей и М. Беляевым.

В начале декабря первая партия из шести МиГ-29К/КУБ поступила в Индию и 19 февраля 2010 года на базе ВМС Ханса в провинции Гоа состоялась торжественная церемония принятия их на вооружение. Палубные истребители до сдачи Индии авианосца «Викрамадитья» будут эксплуатироваться на суше, во вновь созданной 303-й авиаэскадрилье, получившей название «Черные пантеры».

Похоже, машины произвели на индусов хорошее впечатление, и они объявили о намерении приобрести у России еше партию из 29 МиГ-29К.

Успешная модернизация корабельного варианта МиГ-29 и создание его двухместного варианта вновь привлекли внимание командования ВМФ России к этой машине, способной положить конец монополии Су-33.

В январе 2010 года прошло сообщение, что ВМФ РФ планирует в этом году закупить несколько корабельных истребителей МиГ-29К для базирования на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов». Всего же в ближайшие три-четыре года предполагается приобрести 24 «МиГа», которые дополнят нынешний парк Су-33, срок службы которых истекает в 2015 году, хотя его планируется продлить до 2025 года.

В апреле поступило сообщение, что Во-енно-морской флот России в 2010-2012 годах купит 26 палубных истребителей МиГ-29К, которые будут базироваться на авианосце «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Согласно планам ВМФ, в 2010 году будут куплены два истребителя, а остальные поступят несколькими партиями в 2011 и 2012 годах.

Что касается Индии, то в ходе визита премьер-министра России Владимира Путина в эту страну в марте 2010 года был подписан контракт на закупку 29 МиГ-29К/КУБ с началом поставок в 2012 году.

В конце 2015 года Российская самолётостроительная корпорация (РСК)«МиГ», выполнила государственный заказ на поставку 24 самолётов МиГ‑29К/КУБ морской авиации Военно-морского флота (ВМФ). В 2016 году «МиГ» планирует завершить выполнение крупного контракта на поставку аналогичных самолётов Военно-морским силам (ВМС) Индии. Ожидается, что перспективные индийские и российские авианосцы тоже будут оснащены МиГ‑29К/КУБ.

До сих пор в отечественной морской авиации имелось только одно формирование палубной авиации - 279-й отдельный корабельный истребительный авиаполк Северного флота. На его вооружении стоят палубные самолеты Су‑33, а также учебно-тренировочные Су‑25УТГ. Именно этот полк является авиакрылом российского авианосца «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

С мая по август 2015 года флагман ВМФ России - тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» прошёл ремонт на заводе в Росляково Мурманской области. В октябре корабль приступил к плановым задачам боевой подготовки в Баренцевом море.

Тяжёлый авианесущий крейсер ВМФ России "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов"

В сентябре-октябре 2016 года "Адмирал Кузнецов" войдет в Средиземное море, где возглавит постоянную группировку кораблей ВМФ России. Крейсер будет нести на борту смешанную авиагруппу палубных самолётов Су-33, Су-25УТГ и МиГ-29К. В оставшиеся до начала похода месяцы экипажи самолётов будут оттачивать навыки взлёта и посадки на палубу авианосца на наземных испытательных тренировочных комплексах в Саках и Ейске.

Корабельный МиГ

Одноместный МиГ‑29К и двухместный МиГ‑29КУБ представляют собой многофункциональные истребители поколения 4++, предназначенные для решения задач не только ПВО корабельных соединений, как ранее разработанные в России палубные истребители, но также для завоевания господства в воздухе, поражения надводных и наземных целей управляемым высокоточным оружием днём и ночью в любых погодных условиях.

Корабельные истребители МиГ‑29К/КУБ - базовые самолёты нового унифицированного семейства, в которое также входят истребители МиГ‑29М/М2 и МиГ‑35/МиГ‑35Д.

Стартовым заказчиком МиГ‑29К/КУБ стали ВМС Индии. Они выбрали по итогам конкурса российские «палубники» для комплектования авиакрыла авианосца Vikramaditya, а также перспективного авианосца Vikrant индийской постройки.

20 января 2004 года Индия заключила контракт на $730 млн. на разработку и поставку 16 палубных истребителей (12 МиГ‑29К и 4 МиГ‑29КУБ). Это соглашение было успешно выполнено в 2011 году. Но ещё до этого, 12 марта 2010 года, стороны подписали второй контракт на сумму $1,2 млрд. на поставку до конца 2016 года ещё 29 МиГ‑29К. Вторым эксплуатантом самолёта стал российский флот: в феврале 2012 года был заключен контракт на поставку морской авиации ВМФ России 20 МиГ‑29К и 4 МиГ‑29КУБ до конца 2015 года.

Модель авианосца Проект 23000 "Шторм"

Первая публичная демонстрация обновленного для российского флота МиГ‑29К состоялась в июне 2015 года в Кубинке на форуме «Армия‑2015». На том же форуме была показана модель перспективного российского авианосца «Шторм».

По сообщениям Невского проектно-конструкторского бюро, разработавшего проект, «авиагруппа “Шторма” будет состоять из палубных истребителей МиГ‑29К, а также ПАК ФА Т‑50 и самолётов дальнего радиолокационного обнаружения».

Пилоты о МиГ‑29К/КУБ

Лётчики, испытывавшие МиГ‑29К/КУБ, высоко оценили его характеристики. Они предпочитают говорить о МиГ‑29К/КУБ не как о варианте МиГ‑29, а как о совершенно новом самолёте.

«Создан современный многофункциональный самолёт с качественно новыми боевыми возможностями, - рассказывает заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации, Герой Российской Федерации, генеральный директор Лётно-исследовательского института им. М. М. Громова Павел Власов. - Возросла полезная нагрузка. Расширилась номенклатура вооружений. Это, конечно, привело к росту массы.

Однако комплекс новых решений, таких как щитки Крюгера, новая конструкция закрылков, современная дистанционная система управления, позволили нивелировать негативные факторы и существенно улучшить условия пилотирования для лётчика». По словам Власова, улучшились эксплуатационные характеристики самолёта. Усовершенствован интерфейс «лётчик - самолёт», который стал более дружественным. Существенно расширилась информационная поддержка экипажа. Повышение точностных характеристик навигационного оборудования обеспечило новые возможности, например заход на посадку по спутниковым системам. Новые решения облегчили работу на этапе лётных испытаний, обеспечили их ритмичность.

«На посадке компактный МиГ‑29К с цифровой электродистанционной системой управления ведёт себя динамичнее, чем Су‑33 с аналоговой, - рассказывает Заслуженный лётчик-испытатель РФ, Герой Российской Федерации, лётчик-испытатель РСК “МиГ” Николай Диордица. - И на взлёте тоже, за счёт лучшей тяговооруженности. На МиГ‑29К/КУБ легче выдержать направление разбега на взлёте, самолёт сходит с трамплина с достаточными запасами по управляемости».

Индийский вариант

На сегодня самым большим парком корабельных МиГов располагают ВМС Индии. По словам генерального директора РСК «МиГ» Сергея Короткова, в 2016 году в Индию будет поставлено шесть палубных истребителей МиГ‑29К. Таким образом, будет завершено выполнение контракта 2010 года.

К этому моменту в Индии будет 45 МиГ‑29К/КУБ. Они будут сведены в три эскадрильи, две из которых будут дислоцироваться на авианосцах Vikramaditya и Vikrant, а третья использоваться для обучения лётчиков на суше. Первое из этих подразделений - 303-я эскадрилья Black Panthers («Чёрные пантеры») - было сформировано в мае 2013 года на авиабазе ВМС Индии Hansa (штат Гоа). Эскадрилья имеет на вооружении 12 МиГ‑29К и 4 МиГ‑29КУБ (все поставлены в рамках первого контракта от 2004 года). Она включена в состав авиагруппы авианосца Vikramaditya, входящего в состав Западного флота Индии. Этот корабль, построенный Россией на основе авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Горшков», имеет полное водоизмещение 45,5 тыс. тонн и способен нести до 24 самолётов класса МиГ‑29К.

Согласно официальному заявлению ВМС Индии, по состоянию на март 2015 года «эскадрилья МиГ‑29К налетала более 2 500 часов и провела успешные испытания всей номенклатуры вооружения самолёта, включая управляемые ракеты классов “воздух-поверхность” и “воздух-воздух”, бомбы, неуправляемые ракеты и пушку». Самолёты взлетали и садились как на наземный аэродром, так и на авианосец. Также в сообщении говорится, что «проходившие испытания самолёты участвовали и в важных учениях ВМС и ВВС Индии».

Летом 2015 года началось формирование второй эскадрильи МиГов на восточном побережье Индостана, на базе Dega (штат Андрха-Прадеш). Однако корабль для этой эскадрильи запаздывает: по официальным сообщениям авианосец Vikrant (известен также как «проект 71»), строящийся Индией, войдёт в строй не ранее декабря 2018 года. Он будет иметь чуть меньшее полное водоизмещение, чем Vikramaditya, - 40 тыс. тонн, но также рассчитан на базирование до 24 самолётов класса МиГ‑29К.

Еще одну эскадрилью МиГ‑29К ВМС Индии планирует развернуть на базе Kadamba (штат Карнатака). Видимо, она будет служить для обучения лётчиков. Вместе с тем, в июне 2015 года в Институте авиационных технологий ВМС Индии в городе Кочи (штат Керала) был введён в эксплуатацию тренажер МиГ‑29К, поставленный РСК «МиГ». «Тренажер позволяет проводить обучение лётного и технического персонала, демонстрируя работу всех систем самолёта и связанного с ними технического обслуживания», - заявил начальник Южного военно-морского командования ВМС Индии вице-адмирал Сунил Ланба (Sunil Lanba).

Для обеспечения эксплуатации МиГов в Индии создается центр по их техобслуживанию. «Помещение построено, мы завозим туда оборудование, обещанное по офсетному контракту, который был заключен на салоне МАКС‑2013. Идёт подготовка индийских специалистов и скоро в этом сервисном центре начнется непосредственный ремонт блоков и агрегатов», - заявил глава корпорации «МиГ» Сергей Коротков.

Кроме того, для расширения возможностей самолёта проводятся испытания, создается новое оборудование. В начале 2015 года, как сообщила индийская пресса, по просьбе ВМС Индии прошла отработка посадки МиГ‑29К на авианосец «Адмирал Кузнецов» с одним работающим двигателем из двух. «МиГ‑29К/КУБ - прекрасный самолёт, оснащенный очень мощными двигателями, - цитирует газета The Hindu неназванного индийского военного. - Чтобы развеять опасения наших пилотов, мы попросили РСК “МиГ” подтвердить возможность посадки МиГ‑29К на одном двигателе».

На авиасалоне МАКС‑2015 впервые был продемонстрирован подвесной агрегат заправки ПАЗ-МК для МиГ‑29К/КУБ, созданный по заказу индийских ВМС. Учитывая ограничения на взлётный вес самолёта, диктуемые длиной полосы авианосца, агрегат ПАЗ-МК позволит дозаправить МиГ‑29К уже в воздухе, тем самым расширив его радиус действия.

Если исходить из полной загрузки обоих авианосцев, то Индии потребуется не менее 48 палубных истребителей и не менее одной эскадрильи для обучения на суше. «Будет ли формироваться авиагруппа на авианосец “проекта 71” из числа законтрактованной и поставленной техники либо будут дополнительные заявки - этот вопрос находится в компетенции индийской стороны», - заявил заместитель генерального директора «Рособоронэкспорта» Игорь Севастьянов.

Вслед за Vikrant Индия планирует к 2025 году ввести в строй новый авианосец Vishal с полным водоизмещением 65 тыс. тонн и с ядерной силовой установкой. Решения по авиакрылу для него пока нет.

Одноместный корабельный истребитель для базирования на ТАВКР типа "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" является модификацией многоцелевого фронтового истребителя МиГ-29М (степень унификации 80-85%). Разработан на ММЗ им. А.И.Микояна под руководством Генерального конструктора Р.А.Белякова в 1984 г. (главный конструктор самолет - М.Р. Вальденберг).

Первый вариант палубного истребителя МиГ-29К с катапультным взлетом и посадкой на аэрофинишер был разработан на уровне аванпроекта в 1978 г. и отличался от базового усиленным шасси, введением посадочного гака, дополнительной антикоррозионной защитой планера, увеличенным запасом топлива и измененным навигационным оборудованием. Проектирование МиГ-29К типа 9-31 со значительно измененной конструкцией и принципиально новой системой вооружения началось в 1984 г.

Первый экземпляр МиГ-29К (№ 311, 9-31/1) поднял в воздух 23.06.1988 г. летчик-испытатель Т.О. Аубакиров, 1.11.1989 г. впервые посадил машину на палубу ТАВКР "Тбилиси", а затем произвел взлет с борта корабля. В сентябре 1990 г. на испытания поступил второй экземпляр МиГ-29К (№ 312).

В августе 1991 г. начался этап Государственных испытаний МиГ-29К на корабле, который не был завершен, из-за начала серийного производства корабельных истребителей Су-27К и отказом от строительства новых авианесущих кораблей. Работы по МиГ-29К в начале 90 гг. были приостановлены. На двух опытных экземплярах МиГ-29К было выполнено в общей сложности более 420 полетов, из них около 100 - на корабле. В настоящее время МиГ-29К № 312 находится в летном состоянии. Он планировался к использованию для создания нового варианта корабельного истребителя.

Назначение

МиГ-29К предназначен для противовоздушной обороны авианосного соединения в любых погодных условиях в диапазоне высот от 30 м до 27 км, поражения самолетов и вертолетов противолодочной обороны, транспортно-десантных вертолетов и самолетов радиолокационного дозора противника, его корабельных групп, а также для прикрытия высадки десанта, сопровождения авиации берегового базирования и ведения воздушной разведки.

Особенности

Конструктивно МиГ-29К от МиГ-29М отличался рядом особенностей.

Большое внимание было уделено защите самолета от коррозии. Из-за повышенных нагрузок при посадке значительно усилены центральный бак, силовой отсек корпуса с основными опорами шасси и тормозным гаком, носовая часть корпуса в районе передней опоры шасси. В хвостовой части вместо парашютной тормозной установки размещен механизм демпфирования гака и спасаемый аварийный самописец. На верхней поверхности корпуса МиГ-29К установлен тормозной щиток площадью около 1 кв.м. Увеличена площадь стабилизатора, имеющего характерный "зуб" по передней кромке. Увеличены размах и площадь крыла до 11, 99 м и 43 кв.м. соответственно, изменилась его механизация (установлены двухщелевые закрылки с увеличенной хордой и зависающие на посадке элероны).

Для уменьшения стояночных габаритных размеров консоли крыла МиГ-29К складываются гидроприводами с управлением из кабины. В сложенном положении размах крыла составляет 7.8 м.

Стойки опор шасси имеют большую длину, увеличенный ход амортизаторов и снабжены узлами швартовки и буксировки корабельными средствами, а для размещения в убранном положении в прежних объемах корпуса имеют механизмы подтягивания. Управляемая стойка передней опоры шасси разворачивается на угол до 90 град. На ее подкосах установлен трехцветный сигнализатор для информации руководителя посадки о положении самолета на глиссаде и его посадочной скорости. Установлены новые пневматики большего давления (20 кгс/см2). Тормозной размещен под хвостовой частью корпуса между гондолами двигателей и снабжен системой выпуска, подтяга и демпфирования. Для обеспечения визуального контроля посадки на палубу в ночных условиях имеется система подсветки гака.

Комплекс бортового оборудования включает систему навигации СН-К "Узел" (для самолетовождения над морем, посадки самолета на палубу корабля и выставки инерциальной навигационной системы при волнении моря), инерциальную навигационную систему нового поколения (ИНС-84), спутниковую навигационную систему, радиотехническую систему ближней навигации и посадки, системы воздушных сигналов и цифрового вычислителя. Бортовое оборудование системы навигации может взаимодействовать с корабельными маяками. Система оснащена помехозащищенной линией передачи кодированной информации и автоматизированным встроенным контролем.

Силовая установка МиГ-29К состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей РД-33К с комплексной цифровой системой регулирования. Тяга двигателей на максимальном режиме составляет 5500 кгс, на форсаже - 8800 кгс. Предусмотренный чрезвычайный режим работы с кратковременной тягой 9400 кгс позволяет взлетать с корабля самолету с массой 17700 кг с разбегом в 105 м и массой 22400 кг – с разбегом 195 м, а также производить уход на второй круг даже после касания палубы на этапе пробега при незацеплении за трос аэрофинишера.

Многофункциональная система управления вооружением служит для всепогодного поиска, всеракурсного обнаружения, опознавания и измерения координат одиночных и групповых воздушных целей в свободном пространстве и на фоне подстилающей поверхности в условиях помех. Комплексное использование прицельных систем обеспечивает скрытный выход в атаку и применение одновременно нескольких видов оружия. Система управления вооружением автоматически обнаруживает и сопровождает до 10 целей, обеспечивает пуск управляемых ракет по четырем целям.

В кабине пилота размещается многофункциональный пульт управления, расширяющий номенклатуру используемых ракет класса "воздух-поверхность". Трехэкранная система отображения информации СОИ-29К включает индикатор на лобовом стекле (КАИ) и два многофункциональных индикатора на электронно-лучевых трубках.

Вооружение МиГ-29К размещается на девяти точках подвески: одна - между воздушными каналами двигателей и восемь - под крылом (в том числе четыре - под складывающимися частями консолей). Управляемое ракетное оружие класса "воздух-воздух" может включать 2-4 ракеты Р-27Р (РЭ) и Т(ТЭ), до 8 ракет Р-73 или РВВ-АЕ. Возможно применение ракет класса "воздух-поверхность" общего назначения Х-25МЛ и Х-29Л (Т), 4 противокорабельных ракет Х-31А и Х-35 с активными радиолокационными ГСН, противорадиолокационных ракет Х-31П и Х-25МП, корректируемых бомб КАБ-500Кр с телевизионно-корреляционной системой наведения. Могут использоваться авиабомбы, контейнеры малогабаритных грузов КМГ-У и неуправляемые ракеты. На МиГ-29К установлена встроенная 30-мм пушка ГШ-301 с боекомплектом 100 патронов.

В августе 1996 г., после четырехлетнего перерыва летные испытания МиГ-29К были начаты вновь с новым комплексом оборудования. Отработанные на нем технические решения были использованы на палубном варианте модернизированного истребителя МиГ-29СМТ. Самолеты МиГ-29К участвовали в различных выставках авиационной техники.

Основные летно-технические характеристики

Размах крыла, м:

На стоянке авианосца

7.80

Полный

11.99

Длина, м

17.37

Высота, м

5.18

Площадь крыла, м2

42.00

Масса, кг:

Пустого самолета

12700

Нормальная взлетная

17770

Максимальная взлетная

22400

Запас топлива, кг:

Внутренний

5670

Максимальный с ПТБ

9470

Тип двигателя

2 ТРДДФ РД-33И

Тяга, кгс

2х9400

Максимальная скорость, км/ч:

На высоте

2300 (М=2.17)

У земли

1400

Практическая дальность, км:

На малой высоте

На большой высоте

1650

На большой высоте с ПТБ

3000

С одной дозаправкой

5700

Максимальная скороподъемность, м/мин

18000

Практический потолок, м

17000

Длина разбега, м

110-195

Длина пробега,м

150-300

Эксплуатационная перегрузка

Экипаж, чел

Возможное вооружение:

30-мм пушка ГШ-301 (боекомплект 150 патронов), боевая нагрузка - 4500 кг на 9 узлах подвески:

УР "в-в" средней дальности Р-27 и РВВ-АЕ, УР малой дальности Р-73, противокорабельные Х-31А, противорадиолокационные Х-31П, УР "в-п" Х-25МЛ, Х-29Т, Х-29Л, НУР, КАБ с лазерным и телевизионным наведением, свободнопадающие бомбы и авиационные мины

Источники: 1. Справочник "Военные самолеты мира", АРМС-ТАСС, 2003 г.; 2.

28 июля этого года корабельный истребитель МиГ-29КУБ, имеющий бортовой номер 204, совершил свою первую посадку на палубу авианосца «Викрамадитья», который проходит испытания в Баренцевом море. Пилотировали самолет два хорошо известных в России летчика-испытателя: старший летчик-испытатель Летно-испытательного центра имени А.В.Федотова Михаил Беляев и заслуженный летчик-испытатель, Герой России Николай Диордица.

В настоящее время к посадкам на авианосец готовится еще один истребитель – одноместный МиГ-29К. Можно отметить, что успешная работа летчиков-испытателей подвела черту под превращением бывшего авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» в полноценный легкий авианосец «Викрамадитья».

Будущий флагман индийского флота приступил к испытаниям 8 июня 2012 года после достаточно длительного переоборудования на Севмашпредприятии (город Северодвинск). До момента сдачи корабля ВМС Индии, которая должна состояться в декабре 2012 года, авианосец должен пройти серию четырехмесячных испытаний. За это время планируется проверить элементы и системы его конструкции, которые были установлены на корабль в ходе проведения модернизации.

Помимо этого испытаниям подлежит и большое количество авиационно-технических средств, отвечающих за обеспечение полетов. В частности, речь идет об оптической системе посадки, аэрофинишерах, стартовых задержниках, средствах управления авиацией и связи и т.д. Для этих целей к проведению испытаний, которые осуществляются по согласованному с заказчиком плану, были привлечены корабельные истребители МиГ-29К/КУБ. После процедуры передачи корабля индийскому военному флоту именно эти истребители российского производства составят основу авиагруппы легкого авианосца «Викрамадитья».

Авианосец «Викрамадитья» был построен на основе тяжёлого авианесущего крейсера (ТАКР) «Адмирал Горшков» путем осуществления глубокой модернизации последнего. Корабль, по сути, подвергся процедуре полной реконструкции, в ходе которой изменил свое первоначальное назначение. Вместо авианесущего противолодочного крейсера корабль превратился в полноценный легкий авианосец . В процессе глубокой модернизации корпуса корабля на нем была произведена замена большинства элементов, расположенных выше ватерлинии, демонтировано всё вооружение и установлено новое, исключительно зенитное, заменены котлы энергетической установки.

Подвергся перестройке и ангар корабля. На палубе был смонтирован трамплин, трёхтросовый аэрофинишер, оптическая система посадки, а также 2 подъемника. В результате проделанных работ авианосец в состоянии принимать на борт самолеты массой до 25 тонн . В настоящее время уже определен состав авиагруппы авианосца, в которую войдут 14-16 истребителей МиГ-29К, 4 МиГ 29-КУБ, а также до 8 вертолетов Ка-28, 1 вертолет ДРЛО Ка-31, до 3 индийских вертолетов HAL Dhruv.

Первоначально индийские пилоты проходят обучение на электронном тренажёре корабельной авиации. Для базирования авианосца на военно-морской базе в городе Мумбаи будет создана необходимая инфраструктура. В настоящее время на индийских верфях в городе Кочин уже заложен 2-й авианосец, который выполнен по собственному индийскому проекту.

Всего ВМС Индии приобрели в России 45 истребителей МиГ-29К/КУБ . Заключив в 2004 году контракт на поставку 16 машин, а затем в 2010 году подтвердив опцион на поставку еще 29 самолетов. Поставка самолетов Индии началась в 2009 году. Именно в 2009 году российские пилоты М.Беляев и Н.Диордица впервые посадили на палубу ТАКР «Адмирал Кузнецов» МиГ-29КУБ с индийскими опознавательными знаками на борту. Блестяще проведя полеты на российский авианосец, российские пилоты открыли для самолета путь к заказчику. В 2011 году корпорация «МиГ» завершила поставки истребителей по первому контракту и приступила к реализации второго.

По словам гендиректора РСК «МиГ» Сергея Короткова, работы по производству истребителей идут по графику, и в 2012 году Индия сможет получить 3 самолета из новой партии. Также глава РСК «МиГ» счел необходимым лично участвовать в организации первой посадки истребителей на палубу «Викрамадитьи». Присутствие главы авиастроительной компании на самых ответственных и сложных испытательных полетах становится традицией отрасли.

Смысл такого присутствия не только в том, что работы должны быть проведены и организованы на самом высоком уровне, но и в готовности лично отвечать за все, что происходит на земле и в небе. Ответственность в данном случае действительно велика, ведь помимо сдачи «Викрамадитьи» заказчику, в ходе данных испытательных полетов российские адмиралы в очередной раз убедились, что сделали правильный выбор, заказав истребители МиГ-29К/КУБ для российской морской авиации.

Накануне Дня Военно-морского флота России главком ВМФ вице-адмирал адмирал Виктор Чирков заявил, что в рамках программы модернизации авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» до 2020 года корабль должен получить новые истребители МиГ-29К , которые заменят истребители Су-33. Также, по словам главкома, российские конструкторские бюро получили задания на проектирование нового авианосца, денежные средства на проведение данных работ уже выделены. В феврале 2012 года ВМФ России заключил контракт на поставку 24 истребителей: 20 МиГ-29К и 4 МиГ-29КУБ, срок исполнения контракта 2013-2015 годы.

По словам министр обороны РФ Анатолия Сердюкова, подписание контракта на поставку данных истребителей – это реальный вклад в реализацию долгосрочной программы, которая направлена на переоснащение ВС России. Вслед за ВВС, морская авиация страны сможет получить современные боевые самолеты, которые на сегодняшний день не уступают своим иностранным аналогам. Стоит признать, что сегодня в классе палубных истребителей для легких авианосцев МиГ-29К/КУБ находятся вне конкуренции.

Иностранных самолетов в данном классе STOBAR (Short take-off but arrested recovery – короткий взлет, посадка на аэрофинишер) просто не существует, хотя западные фирмы и ведут работы по созданию данных машин на базе уже созданных истребителей поколения «4+».

Современные серийные палубные истребители F/A-18E/F и «Рафаль-М» относятся к другому классу – CATOBAR (Catapult Assisted Take Off Barrier Arrested Recovery – взлет с катапульты, посадка на аэрофинишер). Для их базирования нужны более крупные корабли, желательно с атомной силовой установкой.

Впрочем, и на фоне уже названных западных палубных истребителей МиГ-29К/КУБ выглядит вполне конкурентоспособной машиной. Технологический уровень основных систем российского истребителя, в том числе оптико-электронного комплекса и радара, как минимум не хуже. Сопоставимы и летно-технические характеристики данных истребителей. В то же время новинки из США F-35C и F-35B существенно дороже уже упомянутых «Супер Хорнета» и «Рафаля» и пока еще не вышли из стадии устранения всех «детских болезней».

Следует отметить, что истребители МиГ-29К/КУБ обладают значительным потенциалом для дальнейшего развития . Данные модели являются глубокой модернизацией истребителя МиГ-29 и сохранили от своего прародителя лишь аэродинамическую концепцию. По словам Сергея Короткова, у данных самолетов новый планер, более чем в два раза увеличенная боевая нагрузка, двигатели с повышенной тягой, в 1,5 раза возросший запас топлива.

Открытая архитектура авионики позволяет в дальнейшем наращивать возможности истребителя и расширять номенклатуру используемого вооружения . При его проектировании были учтены требования по снижению заметности самолета в радиолокационном диапазоне.

МиГи корабельного базирования представляют собой многофункциональные всепогодные истребители, относящиеся к поколению «4++» . В их задачу входит обеспечение противовоздушной и противокорабельной обороны соединений кораблей, а также нанесение ударов по наземным объектам противника. В группе палубной авиации для МиГ-29К отводится та же многофункциональная роль, что и для аналогичного американского F/A-18. Он одновременно выступает и в роли самолёта завоевания превосходства в воздухе на небольших дистанциях и штурмовика. Также самолет может использоваться в роли разведчика.

В палубную версию истребителя МиГ-29К был внесен ряд существенных изменений . У него была усилена конструкция планера, а также улучшена его антикоррозийная защита, стойки шасси усилены, а механизм передней стойки полностью перестроен под корабельное базирование, доля композитных материалов в конструкции доведена до 15%, установлен гак (посадочный крюк), убран посадочный парашют, крылья самолета выполнены складывающимися, смонтирована система дозаправки в воздухе, изменена система механизации крыла для улучшения взлётно-посадочных характеристик, увеличена масса используемых вооружений, уменьшена заметность самолёта в радиолокационном диапазоне.

На самолете были установлены двигатели РД-33МК, БРЭО стандарта MIL-STD-1553B с открытой архитектурой, новая ЭДСУ (электродистанционная система управления) с четырёхкратным резервированием. Самолеты могут быть вооружены управляемыми ракетами для ведения воздушного боя Р-73Э и РВВ-АЕ, противокорабельными ракетами Х-31А и Х-35, корректируемыми авиабомбами КАБ-500Кр для поражения надводных и наземных целей, противорадиолокационными ракетами Х-31П.

Проработаны пути и по дальнейшему увеличению возможностей авионики истребителя, к примеру, на серийных МиГ-29М/М2, являющихся сухопутным вариантом МиГ-29К, смонтированы оптико-электронные системы обнаружения лазерного облучения и атакующих ракет. Вместе с имеющейся аппаратурой РЭБ они в состоянии значительно увеличить выживаемость истребителя при прорыве ПВО или в воздушном бою.

Также следующим этапом модернизации может стать установка новой РЛС с активной фазированной антенной решеткой . Первые образцы данного радара уже прошли испытания на истребителях МиГ-35 и доказали свою перспективность и работоспособность.

Тактико-технические характеристики МиГ-29К :
Размеры:
— размах крыла на стоянке авианосца – 7,8 м, полный – 11,99 м.
— длина – 17,37 м.
— высота – 4,4 м.
Площадь крыла – 42 кв. м.
Масса самолета:
— нормальная взлетная – 18.500 кг.
— максимальная взлетная – 24.500 кг.
Тип двигателя – турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой РД-33МК.
Максимальная скорость на высоте – 2200 км/ч, у земли – 1400 км/ч.
Перегоночная дальность полета:
без ПТБ – 2000 км.
с 3-мя ПТБ – 3000 км.
с 3-мя ПТБ и одной дозаправкой в воздухе – 5500 км.
Практический потолок – 17.500 м.
Экипаж – 1 человек (2 человека на МиГ-29КУБ).
Вооружение: 30-мм автоматическиая пушка ГШ-301 (150 патронов), боевая нагрузка 4500 кг, на 8 узлах подвески.



Бизнес идеи