Сырье ищет где глубже. Модернизация нефтеперерабатывающей отрасли рф

- Традиционно в период капитального ремонта на МНПЗ в Москве и Московской области возникает ажиотаж вокруг цен на бензин. Как завод намерен предотвратить это в наступающем ноябре?

Я хочу сразу подчеркнуть, что бензиновый и ценовой ажиотаж в Москве и Московской области в преддверии ремонта МНПЗ - спекуляции в чистом виде. Ремонты проходят каждый год, завод всегда к ним основательно готовится и еще ни разу реального дефицита не возникало. Вот если бы МНПЗ остановился месяца на три, возможно, мы бы снизили поставки на рынок. Но в данном случае могу наверняка сказать, что перебоев с топливом в Московском регионе в период ремонта МПНЗ не будет. Во всяком случае, не по вине нашего завода. Мы, напротив, постараемся поддержать своими поставками тех, у кого вдруг возникнут сложности с топливом. В ноябре, несмотря на ремонтные работы, мы поставим на рынок Московского региона более 182 тыс. тонн бензинов. Это лишь на полпроцента меньше объемов ноября прошлого года - при том, что тогда ремонтов на заводе не было. К тому же "Газпром нефть" дополнительно поставит в ноябре 8,5 тыс. тонн бензинов с ЯНОСа. То есть общий объем поставок "Газпром нефти" в Москву и Московскую область будет выше, чем в ноябре прошлого года. Тем более, что на фоне проблем с нефтепродуктами, возникавшими в России в течение всего года, этой осенью МНПЗ готовился к ремонтам особенно тщательно.

- Что значит, подготовка к ремонту была более тщательной? И какой запас нефтепродуктов сделан?

В этом году мы жестче подошли к организации работ. Материально-техническая база, которая будет использоваться при ремонте, полностью готова. Необходимые детали, агрегаты заказаны, привезены на территорию завода и ждут своего времени. Не допускаем никаких сбоев от поставщиков, не намерены ни часа терять на ожидание доставки, а план ремонта расписан так, что надеемся не потерять и лишней минуты.

Резервуары МНПЗ впрок заполнены нефтепродуктами. Но самое главное, МНПЗ производит продукции больше существующего объема заказов - это позволяет сформировать необходимый резерв. Если сравнивать месяц к месяцу, то в этом году в ноябре мы переработаем 877 тыс. тонн нефти, в то время как в прошлом переработали 865 тыс. тонн. В годовом выражении Московский НПЗ также предполагает плановый рост: в 2011 году объем переработки должен составить 10,9 млн тонн против 10,3 млн в 2010 году.

- Расскажите о планах ремонтных работ на Московском НПЗ в ноябре?

Ожидается плановый ремонт, и ничего неординарного в нем нет. Нефтеперерабатывающие заводы традиционно ремонтируются в теплое время года, МНПЗ планировал делать это в октябре. Но в связи с тем, что в октябре еще сохраняется высокий спрос на топливо, мы по согласованию с Минэнерго сдвинули ремонтные работы на месяц - проведем их с 1 по 27 ноября включительно. Планируется ремонт "малого кольца" переработки - и это одна из причин, по которой не стоит волноваться из-за дефицита топлива. "Малое кольцо" все-таки по объемам производства гораздо меньше, чем "большое".

Ремонт будет проведен на 7 установках. Установка малого каталитического риформинга и АТ-ВБ (висбрекинг с блоком подготовки сырья) заработают на полную мощность уже к 24 ноября. Ремонт установки гидроочистки дизельного топлива Л 24/5 завершится 25 ноября. К 27 ноября мы выведем на нормальный технологический режим установку первичной переработки нефти АВТ-З, установку вторичной перегонки нафты Л-22/4, установку обессоливания нефти ЭЛОУ-2. На этом ремонт "малого кольца" технологических установок завода будет закончен. И мы предприняли все, чтобы выдавать на рынок продукты независимо от проведения ремонтных работ.

- Каков межремонтный пробег завода и планируется ли его увеличивать?

Фактически МНПЗ ремонтируется каждый год - в прошлом году был ремонт "большого кольца", а на этот раз "малого". То есть межремонтный пробег одного кольца составляет 2 года, но переработка на заводе не останавливается никогда. Ремонтные работы установок длятся ориентировочно 1 месяц - 26-29 дней, раньше мы ремонтировались 45 дней.

Для того, чтобы увеличить межремонтный период, необходимо обеспечить надежность и безопасность технологических цепочек. Не просто инструкцию пересмотреть, а в металле все переделать, с ведомствами согласовать. Это очень большая профессиональная ответственность, тем более для нашего завода, расположенного в столице. Нельзя допустить ни единого просчета, ни одной ЧС. Хотелось бы, конечно, поскорее перейти на более длительный межремонтный пробег. Все крупные компании над этим работают. Объективно оценивая ситуацию, я думаю, что на Московском НПЗ на такой переход уйдет не меньше 4-4,5 лет.

- Как Вы оцениваете текущее техническое состояние завода? Какие меры необходимо предпринять, чтобы МНПЗ стал лидером перерабатывающей отрасли РФ?

В настоящее время МНПЗ по объему переработки занимает седьмое место в РФ. По технической оснащенности, параметрам глубины переработки, выходу светлых нефтепродуктов - держимся в первой десятке. В ходе программы модернизации, которая стартовала в прошлом году, в течение ближайших 5 лет 70% завода будет перестроено - это позволит МНПЗ попасть в пятерку лучших в стране. Но не думаю, что лидерство - наша принципиальная цель, важнее не упустить время и возможности. У нашего завода есть колоссальное преимущество: он находится в центре самого лучшего рынка - Московского региона. Но при этом в вопросах экологии и промбезопасности спрос с МНПЗ в несколько раз выше, чем с любого нефтеперерабатывающего завода в другом регионе России. Мы как под микроскопом - у населения, контролирующих органов и представителей власти; получаем оперативную реакцию на малейшее отклонение от норм. И вот в вопросах экологии и промбезопасности нам точно нужно стремиться стать первыми.

- Что представляет собой программа модернизации завода?

На первом этапе, в 2012-2013 годах, мы продолжим работать над вопросами повышения качества топлив, приведения его в соответствие с техрегламентом. Сейчас мы все сроки выдерживаем, по некоторым параметрам даже опережаем технический регламент.

Завод уже с 2011 года производит дизельное топливо, автобензин по стандарту евро-4 в объеме 2,4 млн. тонн. Мы готовимся к производству евро-5, потенциально заглядывая на евро-6. Пока выпуск таких нефтепродуктов в России экономически неоправдан, но все равно мы рано или поздно придем к тому, что научимся правильно считать цену здоровья населения, как это делается во всем цивилизованном мире. На евро-5 МНПЗ перейдет в 2013 году, будет делать в этом стандарте весь дизель и бензин.

Уже в конце 2012 года на территории Московского НПЗ все будет совершенно по-другому. Меня сложно будет застать в кабинете, большую часть времени буду проводить на строительных площадках. У нас планируется серьезная модернизация ряда действующих установок: гидроочистки дизельного топлива, битумной установки, установки получения серы с блоком доочистки хвостовых газов. Начнем строительство новых объектов: установок гидроочистки бензинов, изомеризации легкой нафты.

А что самое главное - существенно изменится в лучшую сторону экологическая составляющая.

- И Капотня сразу почувствует свежий воздух?

На всех трех этапах модернизации самым важным фактором будут вопросы экологии и промбезопасности. На каждом этапе мы серьезно улучшим экологическую составляющую, снизим воздействие на окружающую среду кратно, по некоторым параметрам - в десятки раз.

Уже после первого этапа модернизации МНПЗ специфических запахов и выбросов от нефтепереработки в Капотне вообще не будет. Через год-полтора московский завод перестанет восприниматься как сильный загрязняющий фактор. Жители района, скорее, почувствуют выхлопные газы от множества автомобилей на МКАДе.

Например, сейчас очистные сооружения МНПЗ открыты, соответственно, есть испарения, запахи. В апреле следующего года мы введем новые механические очистные сооружения закрытого типа, где очистка осуществляется в резервуарах. Мощность новых очистных в 2 раза больше сегодняшних - и будет превышать текущие потребности МНПЗ. Но мы смотрим на перспективу, ведь завод будет расти.

Кроме того, в апреле мы завершим реконструкцию большой битумной установки, которая станет не только выпускать более качественный продукт, но и снизит энергопотребление объекта, а герметичный налив позволит совершенно избавиться от битумного запаха.

Еще один экологически важный объект - установка производства серы. Надеемся закончить ее в ходе второго этапа модернизации в 2014-2015 годах, хотя основные мероприятия по реконструкции должны завершиться в 2012 году.

- Планы по масштабной модернизации завода принимались, когда в акционерах МНПЗ еще было правительство Москвы. Как они изменились в связи с тем, что "Газпром нефть" стала единоличным владельцем завода?

Планы финансирования модернизации МНПЗ в сумме порядка 66 млрд рублей на 2010-2020 годы остаются в силе. На втором цикле модернизации - в 2015-2016 годах - будут решаться вопросы повышения глубины переработки. На этом этапе возможны некоторые изменения программы - по предварительной оценке, объем инвестиций в результате может составить более 80 млрд рублей.

Что касается третьего этапа модернизации, то в целом он рассчитан до 2020 года, но мы планируем все объекты завершить в 2018 году. Есть у нас идея возведения гидрокрекинга тяжелых остатков, что сделает завод технически безупречным, позволит "выскребать со дна бочки" и перерабатывать все остатки переработки. Очень трудная для реализации задача, поскольку процесс гидрокрекинга тяжелых остатков фактически неокупаем, но ведь нужно стремиться к идеалу.

Кстати, об идеале. На пути к нему есть еще одна не менее сложная цель -комплексная автоматизация Московского НПЗ. Эта программа, рассчитанная на 5-6 лет, должна свести нефтепереработку к полностью автоматизированному производству, управляемому из одной-двух операторных.

- "Газпром нефть" уже проводит ребрендинг Московского НПЗ?

Ребрендинг идет полным ходом. Скоро зарегистрируем новое юрлицо - ОАО "Газпромнефть-МНПЗ", уже разработан новый логотип завода в фирменном стиле "Газпром нефти". Тем временем думаем об изменениях в производственном дизайне - оформлении резервуаров, труб, спецтехники и т.д. В ходе ноябрьского ремонта уже покрасим одну из установок "малого кольца" в цвета "Газпром нефти". Все эти изменения - часть процесса интеграции завода в структуру компании. Внедрение корпоративной культуры, надеюсь, скажется позитивно на настроениях в коллективе завода.

За минувший год стали явными перемены на МНПЗ, их активно вносит акционер. Меняются стандарты работы завода во всем: от схемы принятия решений до осуществления перерабатывающих процессов. Мы превращаемся из хозяйствующего субъекта в исключительно производственное предприятие, без всяких дополнительных функций и задач, которые решались здесь ранее - депозитов, кредитов, пенсионных фондов и т.д.

Это требует определенных усилий, потому что на заводе за долгие годы его существования в сложных акционерных ситуациях сформировалась своя система управления. Сейчас, когда МНПЗ становится унифицированным предприятием в составе "Газпром нефти", самым важным изменением стало начало модернизации, появилось четкое понимание перспектив завода на ближайшие 10 лет.

Кроме этого, происходит общее обновление экономики МНПЗ. Так, решая вопросы повышения эффективности, мы вывели на аутсорсинг непрофильные для НПЗ направления работы, и это дало экономический результат. Непосредственно на заводе из прежней штатной численности - 3200 человек - осталось 1900. При выводе на аутсорсинг вспомогательных производственных подразделений мы ставили задачу добиться экономии до 8% от нашего бюджета, и нам удалось это сделать.

- Ростехнадзор недавно проводил внеплановые проверки перерабатывающих заводов. Какими были результаты работы Ростехнадзора на МНПЗ?

Та проверка, о которой вы говорите, была инициирована последними событиями на рынке, касающимися проблем с нефтепродуктами. Вообще же Ростехнадзор осуществляет контроль в регулярном режиме: на Московском заводе с начала года это была, наверное, седьмая по счету проверка. Так что для нас идет обычный рабочий процесс: проходим проверку, выполняем предписания. Хотел бы отметить тенденции в работе с Ростехнадзором. Контроль ведомства все больше ужесточается, и понятно почему - правительство давно озаботилось вопросами качества нефтепродуктов, глубиной переработки, ситуацией на внутреннем рынке. Все это подталкивает нефтяные компании внимательнее заниматься вопросами переработки. Однако, видя позитивную динамику, Ростехнадзор идет с нами на конструктивный диалог.

- Тема расположения МНПЗ в пределах административных границ столицы из категории долгоиграющих. Актуально и реально ли перенесение завода за периметр Москвы или это вопрос дальнейшего будущего?

Лично я в этом смысла не вижу. Во-первых, надо признать, что нефтеперерабатывающая промышленность - далеко не самая "грязная" из всех отраслей, МНПЗ находится не в центре города, он удачно расположен в плане розы ветров, и воздействие завода на окружающую среду не столь значительно, как это может казаться. Что даст перенос? В плане экологии - ничего. Особенно после модернизации, реконструкции и внедрения новых технологий. Я говорю это со всей серьезностью. И сейчас-то выбросы с МКАДа в десятки раз больше, чем с МНПЗ. Потенциально это кому-то может быть выгодно, но вряд ли городу и москвичам.

Допустим, МНПЗ перенесут. Переведутся и налоги, и рабочие места, ведь мы даем работу многим людям, сервисно сопряженным с заводом. Построить на этой территории что-то другое удастся очень не скоро: длительное время займет рекультивация земель и приведение площадок в соответствие со стандартами жилой среды. Поэтому я считаю, что тема с переносом МНПЗ надуманная. Снести-то можно. А построить новый нефтеперерабатывающий завод поблизости с Москвой? Маловероятно.

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка антидетонационных добавок можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок антидетонационных добавок в России».

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка бензина можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок автомобильных бензинов в России».

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка МТБЭ можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок МТБЭ в России».

Агентство нефтяной информации

Модернизация Антипинского НПЗ может оказаться "фейком"?

Работа нефтеперерабатывающих заводов группы New Stream (АО "Новый поток") оказалась под угрозой. Компания "Транснефть" с конца прошлой недели прекратила поставки сырья, - сообщает . В "Транснефти" причиной называют отсутствие маршрутных поручений, то есть Антипинский, Афипский и Марийский НПЗ просто не стали покупать нефть.

При этом, поставки на Антипинский НПЗ уже прерывались ранее, предполагалось даже, что у New Stream было недостаточно оборотных средств. У основного бенефициара Дмитрия Мазурова опять наступили трудные времена или речь идет о своеобразной оптимизации расходов? Связаны ли перебои с поставками с внутрикорпоративным конфликтом и долгами New Stream?

Денег нет, да и "держаться" неохота?

Антипинский НПЗ с начала этого года буквально "бомбардируют" исками. Только за июнь было выдвинуто 6 претензий на сумму 50 миллионов рублей. На самом предприятии это скупо объясняют некими процессуальными особенностями.

Тем временем Дмитрий Мазуров теряет рычаги управления New Stream. Президентом АО "Новый поток" не так давно стал бывший топ-менедженр "Газпромбанка" Андрей Зокин, приоритетную акцию Антипинского НПЗ, главного актива New Stream, приобрел "Сбербанк".

Остановка работы НПЗ, о которой может идти речь, если поставки нефти не возобновятся, приведут к немалым дополнительным расходам. Сомнительно, что основной кредитор или новый президент "Нового потока" Зокин в этом заинтересованы.

Выдвинутая некоторыми экспертами версия о том, что происходящее - не более чем налоговый маневр выглядит странно. Во-первых, по словам главы департамента переработки Минэнерго Антона Рубцова, все НПЗ работают близко к заявленному плану на сентябрь. Во-вторых, перебои с поставками наблюдаются и на Антипинском НПЗ, который на днях начал производство бензина 5 класса. Это означает отрицательный акциз со следующего года.

Мазуров экстренно выводит деньги?

Предположим, что Мазуров еще может саботировать покупку нефти на предприятия New Stream. Например, через небезызвестный офшор Vikay Industrial Limited. И для Зокина и для Сбербанка это означает серьезные проблемы, даже если производство нефтепродуктов будет происходить по плану.

Мнимая модернизация?

Предположим, что получая кредиты Сбербанка, Мазуров заранее предполагал, что "порешать дела" с руководством Сбербанка миром не получится. Что придется уступить контроль над предприятием.

"Новый поток" создавался при использовании административного ресурса, в частности, при поддержке вновь избранного главы Москвы Сергея Собянина в бытность того губернатором Тюменской области. Не так давно в публичном пространстве появились претензии строительной компании ООО "Современник". Руководство "Современника" обвиняло руководство Антипинского НПЗ в невыплате задолженности по строительным работам.

Дела велись через подрядчика - компанию "Техинжстрой", якобы принадлежащую тестю Мазурова Юрию Мытину. Которая, якобы, задолжала "Современнику" 340 миллионов рублей.

Особо следует отметить, что по словам главы совета директоров Современика Дмитрия Исаева, объекты Антипинского НПЗ были введены в эксплуатацию без передачи технической документации. То есть, компании удалось каким-то образом получить разрешение "Ростехнадзора" в обход законной процедуры?

Возможно ли, что модернизация Антипинского НПЗ была частичным блефом со стороны Мазурова? Ведь модернизацию Антипинского НПЗ якобы проводил все тот же "Техинжстрой", об этом сообщал портал RUPEC .

Вероятнее всего, модернизация недавно приобретенного New Stream Антипинского НПЗ также будет осуществляться на кредиты Сбербанка компанией "Техинжстрой". Не так уж и сложно предположить некоторое завышение сметной стоимости.

Согласно финансовым показателям, компанией "Техинжстрой" руководят очень грамотные управленцы

Стоимость компании растет впечатляющими темпами. А вот у компании New Stream - долги перед Сбербанком и новый президент. В такой ситуации Мазуров вполне мог "подзаработать" на модернизации НПЗ, используя в качестве подрядчика компанию своего тестя.

Махинации при модернизации НПЗ автоматически должны привести к тому, что заявленная мощность НПЗ и реальная не совпадают. То есть, Антипинский НПЗ сейчас продолжает работу в штатном режиме.

Что это может означать для предприятия? Очевидно, что Сбербанк, в случае необходимости, продолжит кредитовать New Stream. Даже если выяснится, что при модернизации Антипинского НПЗ были существенные нарушения. Придется модернизировать уже якобы модернизированный завод. На кону ведь не только упущенная прибыль, на кону стоят отрицательные акцизы на нефть от государства, которые со следующего года предприятие должно получать в качестве налогового маневра.

Экология и модернизация

Модернизация Антипинского НПЗ давно стала "притчей во языцех" в Тюмени. Экологи неоднократно обвиняли завод в загрязнении окружающей среды, на предприятие приходили проверки, но Росприроднадзор нарушений не нашел. Руководство же завода в весьма агрессивной манере заявило, что к загрязнению окружающей среды завод не причастен. Мол, и очистные сооружения новые и современные, и модернизация проводилась в срок.

А запах сероводорода и гари в районе Антипино - это не они. И часть территории Бузулукского бора были в свое время выведены из территорий Национального парка тоже не в их интересах. Напомним, в 2011 году на территории Оренбургской области Мазуров пытался добывать нефть для собственных НПЗ.

Заявить - не значит выполнить

Возможно ли, что Мазуров решился на еще более наглое свершение? Что изначально планировалось, что производство бензина и дизельного топлива на Антипинском НПЗ будет ниже, чем по документации? Если предположить, что у Мазурова остались связи как на заводе, так и среди чиновников, то такая схема не кажется такой уж невероятной. В конце концов, кто из российских бизнесменов не читал Ильфа и Петрова?

Если это так, то даже смена руководства может сыграть на руку - выкручиваться придется вместе со Сбербанком и Зокиным. А, возможно, и вообще получится переложить на них часть ответственности. И оставить разбираться с последствиями. А деньги исчезнут в оффшоре Vikay Industrial Limited, который по-прежнему является главным "козырем" Мазурова.


ЛУКОЙЛ станет первой из российских вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), кто полностью завершит модернизацию своих НПЗ. Согласно намеченному плану, это произойдет к середине текущего года. Об этом сообщил президент нефтяной компании Вагит Алекперов на встрече с российским премьер-министром Дмитрием Медведевым.

Помимо прочего это означает, что ЛУКОЙЛ станет флагманом процесса перехода отечественной нефтепеработки на выпуск моторного топлива экологического стандарта “Евро-5”. Напомним, что ранее планировалось с 1 января 2016 года запретить во всех странах Таможенного союза (Россия, Белоруссия и Казахстан) оборот автомобильного горючего качеством ниже 5-го экологического класса. Однако не все компании смогли провести модернизацию своих заводов, и, чтобы не допустить дефицит топлива на рынке до 1 июля, а возможно, и до конца нынешнего года.

Алекперов, в частности, рассказал премьеру во время рабочей встречи, что почти закончена модернизация на принадлежащем ЛУКОЙЛу Волгоградском НПЗ, который был построен еще в 1957 году. Там готовится к запуску уникальная установка гидрокрекинга, которая позволит свести к нулю выпуск темных нефтепродуктов – вакуумного газойля и мазута, чья доля в продукции завода сейчас превышает 25%. Соответственно, значительно увеличится после запуска установки выход светлых нефтепродуктов, прежде всего дизельного топлива как раз стандарта “Евро-5”.

Президент ЛУКОЙЛа рассказал, что продукция Волгоградского НПЗ будет реализовываться в Южном федеральном округе и экспортироваться в страны Средиземноморья. Для поставок дизельного топлива за рубеж “Транснефть” полным ходом ведет строительство продуктопровода “Юг”, который соединит завод в Волгограде с новороссийским морским портом. Первую очередь трубопровода пропускной способностью 8,7 млн тонн в год планируется ввести в строй в 2018 году.

После завершения модернизации Волгоградского НПЗ, глубина переработки на нем приблизится к 100%. Максимальный показатель до этого был достигнут на Пермском НПЗ, который также входит в группу ЛУКОЙЛ. Благодаря этому, средняя глубина переработки на российских предприятиях этой компании станет выше, чем у других ВИНК, и значительно выше средней по стране (по данным Минэнерго, в 2015 году она составила 74,2%).

Успешно ведет работы ЛУКОЙЛ и на своих зарубежных НПЗ. Например, завод в болгарском Бургасе, как и намечалось, через две недели – 1 апреля – выйдет из планово-предупредительного ремонта. Между прочим, речь идет о крупнейшем на Балканах нефтеперерабатывающем предприятии, в состав которого также входят нефтехимический комплекс и завод полимеров. Проектная мощность НПЗ – 9,8 млн тонн в год.

Увы, похвастать такими же успехами могут далеко не все нефтеперерабатывающие предприятия России. О существующих у ряда НПЗ проблемах с вводом в эксплуатацию установок вторичной переработки нефти рассказал на этой неделе Глава Ростехнадзора Алексей Алешин. В перечень отстающих попали и заводы “Роснефти”.

“Такие проблемы существуют на заводах компании “Роснефть” и на независимых нефтеперерабатывающих заводах – “ТАИФ НК”, “Марийский НПЗ”, “Новошахтинский ЗНП” и “Афипский НПЗ””, – уточнил Алешин.

Ситуация и вправду тревожная. Напомни, что “Роснефть” владеет 10 крупными НПЗ. Компании также принадлежит 50% завода “Славнефть – ЯНОС”. В прошлом году на эти НПЗ поступило свыше 84 млн т нефти – около 29% от совоскупного объема сырья, направленного на нефтепереработку в РФ. Так что пробуксовка с модернизацией этих заводов действительно грозит дефицитом топлива 5-го класса на рынке.

Слышать это из уст главы федерального ведомства тем более удивительно, что госкомпания в декабре 2015-го официально . Кроме того, как только в прошлом году речь заходила о переносе сроков запрета на оборот в России топлива “Евро-4”, “Роснефть” уверяла, что она тут ни при чем и к правительству с такой просьбой не обращалась.

“К настоящему моменту в эксплуатацию введены 52 установки вторичной переработки нефти, предусмотренные четырехсторонними соглашениями (между нефтяными ВИНК, ФАС, Ростехнадзором и Росстандартом о строительстве и реконструкции НПЗ для выпуска моторного топлива высокого экологического класса – ред.). Строительство и реконструкция еще 17 установок, из которых две должны были быть введены в 2014 году, а 15 – в 2015 году, не завершены”, – констатировал Алешин.

Срыв четырехсторонних соглашений может в очередной раз отложить на более поздний срок переход на моторное топливо стандарта Евро-5 и значительно затормозить процесс модернизации российской нефтепереработки. :///


О внесении в Госдуму законопроекта, направленного на повышение материального обеспечения неработающих пенсионеров Распоряжение от 28 февраля 2019 года №343-р. В целях осуществления социальной доплаты к пенсии законопроектом предлагается исключить из подсчёта общей суммы материального обеспечения пенсионера суммы текущей индексации (корректировки) размеров пенсий и ежемесячных денежных выплат, выплачивая их сверх величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Федерации. Получателям социальной доплаты к пенсии всегда будет обеспечиваться выплата сумм индексаций сверх установленного в субъекте Федерации прожиточного минимума. Предусматривается также осуществление доплаты с 1 января 2019 года сумм, которые не были получены неработающими пенсионерами в текущем году в связи с определением размера социальной доплаты к пенсии исходя из размеров пенсии и ежемесячных денежных выплат с учётом их индексаций, проведённых в 2019 году.

30 января 2019 , Теплоэнергетика, теплоснабжение О модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций Постановление от 25 января 2019 года №43. В целях привлечения инвестиций в модернизацию устаревшего основного оборудования генерирующих объектов электростанций подписанным постановлением внесены изменения в ряд нормативных правовых актов Правительства, которыми предусматривается переход к конкурентным отборам мощности на 6 лет (сейчас 4 года), поэтапная индексация ценовых параметров конкурентного отбора мощности для конкурентных отборов мощности в 2022–2024 годах, проведение конкурентных отборов проектов модернизации тепловых электростанций, использующих отечественное (локализованное) оборудование.

28 января 2019 , Чрезвычайные ситуации и ликвидация их последствий О бюджетных ассигнованиях на расселение граждан из многоквартирного дома в Магнитогорске, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации 31 декабря 2018 года Распоряжение от 26 января 2019 года №80-р. Из резервного фонда Правительства выделяются 500 млн рублей на предоставление межбюджетных трансфертов Челябинской области для обеспечения новым жильём всех собственников и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, расположенных в многоквартирном доме, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации 31 декабря 2018 года.

17 января 2019 , Об утверждении плана «Трансформация делового климата» Распоряжение от 17 января 2019 года №20-р. План направлен на улучшение инвестиционного климата по 12 направлениям.

4 января 2019 , Общеобразовательная школа О премиях лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности Утверждены Правила проведения конкурса на присуждение премий лучшим учителям, а также Правила присуждения премий и порядок их выплаты. В конкурсе могут участвовать учителя образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, имеющие стаж педагогической деятельности не менее трёх лет.

4 января 2019 , Национальная политика Об утверждении плана реализации в 2019–2021 годах Стратегии государственной национальной политики План состоит из 58 пунктов, направленных, в частности, на гармонизацию социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики, содействие этнокультурному развитию народов России.

31 декабря 2018 , Социальные инновации. Некоммерческие организации. Добровольчество и волонтёрство. Благотворительность О внесении в Госдуму законопроекта о правовом регулировании отношений в сфере социального предпринимательства Законопроектом предлагается выделить социальное предпринимательство в отдельную область деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Законодательно закрепляется понятие «социальное предприятие». Определяются критерии отнесения субъектов МСП к социальным предприятиям, специальные формы и виды поддержки социальных предприятий. Принятие законопроекта позволит оказывать адресную государственную поддержку социальным предприятиям.

29 декабря 2018 , Защитные меры во внешней торговле О запрете на ввоз в Россию произведённых на Украине или перемещаемых через её территорию товаров Постановление от 29 декабря 2018 года №1716-83. Вводится запрет на ввоз на территорию России товаров, страной происхождения которых является Украина либо перемещаемых через территорию Украины. Утверждён список таких товаров. Товары, в отношении которых введён запрет, в основном относятся к категории промышленных. В список также включены сельскохозяйственная продукция, сырьё и продовольствие.

26 декабря 2018 , Пожарная безопасность Об изменениях в Правилах противопожарного режима Постановление от 24 декабря 2018 года №1644. Внесёнными в Правила противопожарного режима изменениями устанавливается запрет на застройку противопожарных расстояний и минерализованных полос в границах населённых пунктов. Это позволит повысить уровень противопожарной защищённости населённых пунктов от переходящих на них природных пожаров.

13 декабря 2018 , Деловая среда. Развитие конкуренции О внесении в Госдуму законопроекта о переводе лицензирования отдельных видов деятельности в электронную форму Распоряжения от 12 декабря 2018 года№2748-р, №2749-р. В целях совершенствования существующего порядка лицензирования законопроектами предусматривается внедрение реестровой модели предоставления госуслуг по лицензированию отдельных видов деятельности. Это позволит упростить процедуры лицензирования и получения информации о лицензировании для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уменьшить документооборот в этой сфере.

8 декабря 2018 , Налоги и неналоговые платежи. Финансовая отчётность и аудит О внесении в Госдуму законопроекта, направленного на стимулирование добычи редких металлов Распоряжение от 7 декабря 2018 года №2719-р. Законопроектом предлагается снизить с 8% до 4,8% ставку НДПИ, применяемую при добыче руд редких металлов, образующих собственные месторождения, в которых редкие металлы являются основными компонентами, а также редких металлов, являющихся попутными компонентами в рудах других редких металлов, образующих собственные месторождения, рудах других полезных ископаемых, многокомпонентных комплексных рудах. В целях стимулирования добычи отдельных видов редких металлов, имеющих стратегическое значение, предусмотрено применение понижающего коэффициента, характеризующего особенности добычи редких металлов. Принятие законопроекта позволит повысить инвестиционную привлекательность проектов освоения редкометалльных месторождений, организовать дополнительное производство редких металлов, создать новые рабочие места.

5 декабря 2018 , Государственная политика в сфере научных исследований и разработок Об утверждении плана комплексного развития Сибирского отделения РАН Распоряжение от 1 декабря 2018 года №2659-р. План подготовлен по поручению Президента России.

27 ноября 2018 , Вопросы судебной системы О внесении в Госдуму законопроекта о правовом регулировании вопросов защиты прав и законных интересов группы лиц в судах Распоряжение от 26 ноября 2018 года №2584-р. Цель законопроекта – совершенствование правового регулирования судебного рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц, в том числе по делам о защите прав потребителей, о возмещении вреда, по спорам, вытекающим из нарушения антимонопольного законодательства и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов). В Гражданский процессуальный кодекс предлагается ввести новый правовой институт рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц. Также предусматриваются изменения в Арбитражный процессуальный кодекс в части установления порядка рассмотрения корпоративных споров по требованиям о защите прав и законных интересов группы лиц. Это позволит на законодательном уровне закрепить правовые механизмы защиты прав и законных интересов групп потребителей в судах (групповых исков), унифицировать процессуальный порядок рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц и сформировать единообразную судебную практику.

27 ноября 2018 , Малое и среднее предпринимательство О внесении в Госдуму законопроекта, направленного на расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам Распоряжение от 26 ноября 2018 года №2586-р. В целях реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» законопроектом предлагается законодательно закрепить возможность предоставления АО «Корпорация МСП» государственной поддержки за счёт федерального бюджета на финансирование исполнения обязательств по гарантиям, предоставленным субъектам МСП в 2019–2024 годах, для увеличения объёмов гарантийной поддержки в рамках расширения объёмов кредитования субъектов МСП.

27 ноября 2018 , Организация системы здравоохранения. Медицинское страхование Об утверждении Стратегии развития санаторно-курортного комплекса Распоряжение от 26 ноября 2018 года №2581-р. Стратегия направлена на повышение доступности санаторно-курортного лечения, развитие лечебно-оздоровительных местностей и курортов, материально-технической базы санаторно-курортных организаций, оздоровительного туризма. Цель – увеличить число граждан, получающих санаторно-курортное лечение, увеличить количество санаторно-курортных организаций и мест в них, повысить инвестиционную привлекательность лечебно-оздоровительных местностей и курортов, создать условия для привлечения частных инвестиций в эту сферу.

22 ноября 2018 , Авиастроение О передаче акций ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация» госкорпорации «Ростех» Распоряжение от 20 ноября 2018 года №2533-р. Передача акций ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация» госкорпорации «Ростех» обеспечит консолидацию основных научно-производственных мощностей в области авиастроения, будет способствовать развитию отечественного научно-производственного потенциала в области разработки, производства, сбыта и модернизации авиационной техники гражданского, военного и специального назначения.

21 ноября 2018 , Оборот лекарств, медицинских изделий и субстанций О внесении в Госдуму законопроекта об организации паллиативной медицинской помощи Распоряжение от 20 ноября 2018 года №2513-р. Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» изменения, направленные на расширение понятия «паллиативная медицинская помощь» и уточнение порядка её оказания, в том числе в амбулаторных условиях и на дому, а также порядка социального обслуживания неизлечимо больных людей и порядка межведомственного взаимодействия при оказании им медицинских и социальных услуг. Это позволит повысить доступность и качество паллиативной медицинской помощи для нуждающихся в ней пациентов и оптимизировать расходы субъектов Федерации на оказание такой помощи.

16 ноября 2018 , Воздушный транспорт Об изменениях в порядке субсидирования внутренних пассажирских авиаперевозок и формирования региональной маршрутной сети Постановление от 14 ноября 2018 года №1372. В целях совершенствования механизма субсидирования внутренних пассажирских авиаперевозок внесены изменения в правила предоставления субсидий организациям воздушного транспорта. В частности, предусматриваются расширение перечня субсидируемых маршрутов, круглогодичное субсидирование авиаперевозок по этим маршрутам (ранее субсидировались перевозки, выполняемые в период с 1 марта по 1 декабря), включение членов многодетных семей в категорию граждан, которые могут пользоваться услугами перевозки по субсидируемым маршрутам. Максимальная протяжённость субсидируемых маршрутов в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах увеличена до 3 тыс. км, в других федеральных округах – до 1,5 тыс. км.

8 ноября 2018 , Земельные отношения. Кадастровая система. Недвижимость. Оценочная деятельность Об утверждении плана по совершенствованию правового регулирования земельных отношений Распоряжение от 8 ноября 2018 года №2413-р. План включает 26 мероприятий, направленных на повышение эффективности государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля за целевым и рациональным использованием земель сельскохозяйственного назначения.

1

Модернизация нефтеперерабатывающих заводов стагнирует из-за падения маржи. В правительстве обсуждают меры поддержки отрасли, перспективы которой зависят от увеличения глубины переработки.

Торможение перевооружения

Программа технического переоснащения российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) запущена в 2011 году. Тогда были подписаны четырехсторонние соглашения между 12 нефтяными компаниями, Федеральной антимонопольной службой (ФАC), Ростехнадзором и Росстандартом.

Нефтяники обязались модернизировать свои НПЗ для выполнения давно назревшей задачи — перехода на производство более качественных видов нефтепродуктов, прежде всего для обеспечения их поставок на внутренний рынок. Первоначально сроком исполнения обязательств был установлен 2015 год. Однако, хотя с 2012 года нефтяники уже вложили в модернизацию более 900 млрд руб., процесс модернизации все еще далек от завершения.

Планы ввести в 2011-2015 годах 126 установок вторичной переработки сырья разрабатывались в период самых высоких цен на нефть и нефтепродукты. Тогда производители были щедры на инвестиции в сектор downstream, и программа по обновлению нефтеперерабатывающих мощностей была одной из самых масштабных в российском ТЭКе. Затем план был скорректирован — поставлена задача выпустить 115 установок вторичной переработки нефти за период 2011-2020 годов.

Сейчас модернизация НПЗ продолжается, но ее темп, взятый на старте, потерян. Такая ситуация характерна и для независимых заводов, и для крупных предприятий, принадлежащих вертикально интегрированным нефтяным компаниям.

Участники рынка и эксперты объясняют такое положение дел падением маржи нефтепереработки в течение нескольких последних лет. Особенно повлиял на доходность производства налоговый маневр, который вступил в силу в январе 2015 года. Он предусматривает снижение экспортных пошлин на нефть до 30% к 2017 году (с 42% на момент введения этой меры госрегулирования) с параллельным ростом ставки налога на добычу полезных ископаемых до 919 руб. за тонну в 2017 году (с 857 руб.). В результате выросла цена на нефть на внутреннем рынке, по которой ее закупают НПЗ. Уровень рентабельности производства нефтепродуктов, привел данные Росстата ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, в январе—июне 2017 года немного подрос и составил 3,04%. А в прошлом году для некоторых НПЗ рентабельность была даже отрицательной, говорит эксперт энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Екатерина Грушевенко.

«Снижение цены нефти и изменение ставки экспортной пошлины, несомненно, оказали влияние на всю нефтепереработку, в том числе привели к изменению сроков реализации нескольких проектов в рамках четырехсторонних соглашений», — считает Дмитрий Баранов.

Модернизация как вызов

Одна из главных задач технического перевооружения российских НПЗ — повышение глубины переработки нефти. «Сейчас в России она составляет в среднем примерно 70-75%. Если планы модернизации НПЗ будут более или менее реализованы, то можно ожидать, что к 2025-2030 годам глубина переработки увеличится до 80-85%», — подсчитала Екатерина Грушевенко. В Европе этот показатель равен 85%, в США — 96%. Еще одной проблемой российской переработки можно назвать значительную долю дизельного топлива в топливной корзине российских НПЗ, объясняет Екатерина Грушевенко. «Столь значительный выпуск дизеля ориентирован на падающий по спросу и растущий по количеству игроков европейский рынок. Это создает неопределенность в будущем», — говорит она.


Переоборудование нефтеперерабатывающих заводов крайне актуально еще и по причине ухудшения сырьевой базы — нефть на разрабатываемых сейчас в России месторождениях становится более вязкой. При этом новых крупных НПЗ строится очень мало. «За последние годы можно вспомнить ввод в строй компанией «Танеко» (входит в группу компаний «Татнефть». — РБК +) Яйского НПЗ и некоторых других», — рассказывает аналитик компании IFC Markets Дмитрий Лукашов. По его мнению, низкие темпы роста строительства новых мощностей по переработке нефти обусловлены в том числе и тем, что на внешних рынках российская нефть гораздо более востребована, чем нефтепродукты.

Заместитель директора аналитического департамента компании «Альпари» Анна Кокорева обращает внимание также на влияние санкций на российскую нефтепереработку. По ее мнению, есть опасения того, что сроки реализации программы модернизации НПЗ будут и в дальнейшем отодвигаться, поскольку техническое перевооружение предприятий требует импортного оборудования. Тем не менее ситуация все же будет поэтапно развиваться, отмечает Анна Кокорева, ведь «обновление НПЗ позволит российским компаниям удерживать свои позиции на внешних рынках и поддерживать конкурентоспособность, а также увеличить объемы переработки». По итогам 2017 года эти объемы вряд ли вырастут, но «уже в 2018 году прирост будет ощутимый», предсказывает аналитик. А роста рентабельности переработки Анна Кокорева ожидает уже в 2017 году — в связи с ростом цен на нефть.


Новая поддержка

Правительство признает, что требующая высоких затрат модернизация крупнейших НПЗ в сочетании с увеличением налогового бремени сделала многие предприятия убыточными — об этом говорил, в частности, в мае замминистра энергетики Кирилл Молодцов. В связи с этим вопрос о финансовой поддержке отрасли со стороны государства за последний год поднимался уже несколько раз. Чтобы не останавливать техническое перевооружение и не допустить закрытия ряда заводов, которое грозило бы резким ростом цен на моторное топливо, летом текущего года Минэнерго направило в правительство предложения по предоставлению льгот переработчикам нефти. Например, это может быть снижение перекрестного субсидирования отрасли при перевозке нефти и нефтепродуктов по железной дороге. Кроме того, предлагается разработать специальную методику по снижению расходов на работу НПЗ. Методика, в частности, будет содержать ряд рекомендаций, которые позволят оптимизировать маршруты доставки нефти и готовой продукции с заводов. Кроме того, предполагается дать возможность модернизируемым НПЗ заключать с федеральными органами исполнительной власти инвестсоглашения с отсрочкой по уплате акцизов.

По оценке Минэнерго, продолжающееся переоснащение предприятий требует значительных вложений, поэтому нужно облегчить им налоговое бремя. ФАС раскритиковала это предложение министерства, и решение пока не принято. В частности, о том, что субсидировать переработчиков ради выполнения соглашений о модернизации — неверное решение, говорил начальник управления контроля ТЭК ФАС Дмитрий Махонин. «Спрашивается, а где было министерство, когда перекраивали параметры уже действующего налогового маневра?» — возмутился чиновник.

Впрочем, эксперты уверены, что государство должно так или иначе пойти навстречу нефтяникам и независимым НПЗ и помочь отрасли, благополучие которой имеет принципиальное значение для пополнения казны.

Установки на переработку

За 2011-2016 годы, по данным Минэнерго, введены в эксплуатацию 70 установок вторичной переработки нефти (в 2016-м — 12 установок).

В числе наиболее крупных проектов, завершенных в 2016 году, в Минэнерго называют строительство комплекса гидрокрекинга мощностью 3,5 млн т в год на «Волгограднефтепереработке» (ЛУКОЙЛ), строительство комплекса каталитического крекинга мощностью 1,2 млн т в год на Куйбышевском НПЗ («Роснефть»), строительство установок замедленного коксования мощностью 1,2 млн т на Антипинском НПЗ и мощностью 2 млн т на предприятии «Танеко» («Татнефть»).

В 2011-2020 годах должно быть введено в эксплуатацию 115 установок вторичной переработки нефти, к 2027 году — 131 установка.



Кадры