Функции попечительского совета. Создание попечительского совета образовательного учреждения. – Что это означает на практике

Положение

о попечительском совете образовательного учреждения

1. Общие положения

1.1. Попечительский совет при образовательном учреждении является органом самоуправления образовательного учреждения (далее - Учреждение) и создается для оказания содействия в организации уставной деятельности образовательного учреждения, его функционирования и развития, осуществления общественного надзора за финансово-хозяйственной деятельностью Учреждения и укрепления его материально-технической базы.

1.2. Попечительский совет не является юридическим лицом.

1.3. Попечительский совет действует на основании положения о Попечительском совете, утвержденного приказом директора ОУ.

1.4. Порядок формирования, полномочия и организация деятельности Попечительского совета определяются Уставом учреждения и Положением о попечительском совете. Положение о Попечительском совете определяет задачи, функции и права Попечительского совета.

1.5. Настоящее Положение и деятельность Попечительского совета не могут противоречить действующему законодательству Российской Федерации и Уставу образовательного учреждения.

1.6. Попечительский совет осуществляет тесное взаимодействие с Советом образовательного учреждения и его учредителями, но не вправе вмешиваться в текущую оперативно-распорядительную деятельность Учреждения. Решения попечительского совета носят рекомендательный и консультативный характер.

2. Цели и задачи Попечительского совета

2.1. Основной целью Попечительского совета является содействие функционированию и развитию образовательного учреждения.

2.2. В своей деятельности Попечительский совет решает следующие задачи:

Содействует объединению усилий организаций и граждан в осуществлении финансовой, материальной и иных видов поддержки образовательного

учреждения;

Содействует формированию финансового фонда образовательного учреждения;

Содействует совершенствованию материально-технической базы образовательного учреждения, благоустройству его помещений и территории;

Содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития образовательного учреждения;

Принимает участие в формировании заказа на виды и уровни образовательных услуг, предлагаемых обучающимся;

- оказывает образовательному учреждению различного рода помощь нематериального характера (интеллектуального, правового, культурного, информационного и т. п.);

Содействует организации и улучшению условий труда педагогических и других работников образовательного учреждения;

Содействует организации конкурсов, соревнований и других массовых внешкольных мероприятий образовательного учреждения;

Устанавливает стипендии для отдельных категорий обучающихся и воспитанников;

Содействует оказанию финансовой помощи социально незащищенным категориям детей при получении платных дополнительных образовательных услуг, дополнительной дотации на питание, приобретение учебной литературы , школьных принадлежностей и других видов необходимой помощи;

Содействует развитию международных связей образовательного учреждения, взаимодействию с организациями, осуществляющими деятельность в сфере образовательных и информационных технологий , а также оказывает содействие в области детского туризма и выделении средств для международного культурного обмена, в том числе профессионального;

Рассматривает другие вопросы, отнесенные к компетенции Попечительского совета Уставом образовательного учреждения.

3. Компетенция Попечительского совета

3.1. Для реализации возложенных на него целей и задач Попечительский совет
вправе:

Самостоятельно формировать состав на основе добровольного объединения
представителей организаций, объединений, граждан для решения поставленных
задач;

Привлекать спонсорские материальные средства, а также услуги и помощь
иного характера с целью содействия функционированию и развитию
образовательного учреждения;

Выходить с предложением к организациям и частным лицам, родителям
обучающихся об оказании посильной помощи образовательному учреждению;

Принимать решения о направлении привлеченных средств на цели
образовательного процесса и утверждать соответствующую смету расходов;

Способствовать целесообразному расходованию бюджетных средств,
выделяемых на содержание Учреждения, а также средств, передаваемых
Учреждению гражданами и юридическими лицами в качестве добровольных
пожертвований и даров. В случае их нецелевого использования и расходования
информировать об этом органы, осуществляющие контроль за деятельностью
Учреждения;

Периодически заслушивать отчеты руководства образовательного учреждения
о реализации принятых Попечительским советом решений;

Знакомиться с перспективой развития образовательного учреждения
заслушивать отчеты о реализации программ развития Учреждения на данном
этапе, предлагать соответствующие коррективы;

Заслушивать предложения других органов управления Учреждения по
совершенствованию и развитию образовательного учреждения;

Вносить предложения в Совет образовательного учреждения по вопросам
совершенствования его деятельности в сфере образования, культуры,
обслуживания населения, укрепления кадрового состава Учреждения и развития
его материально-технической базы;

Принимать участие в конференциях, совещаниях, семинарах, а также
выступать в средствах массовой информации по вопросам предоставления
Учреждением услуг в сфере образования;

Участвовать в проверке деятельности Учреждения.

3.2. О выявленных недостатках в работе Учреждения председатель
Попечительского совета ставит в известность орган самоуправления
образовательного учреждения, в компетенции которого находится принятие
локальных актов образовательного учреждения, государственные органы, осуществляющие контроль за деятельностью Учреждения, а также вносит предложения по их устранению.

3.3. На ежегодном собрании по итогам года Попечительский совет
образовательного учреждения представляет отчет о проделанной работе.
Собрание проводится на основе гласности с привлечением представителей Совета
образовательного учреждения, родительского комитета, педагогического совета, а
также других организаций и лиц, заинтересованных в совершенствовании
деятельности и развитии образовательного учреждения.

3.4. Председатель Попечительского совета устанавливает связь со средствами
массовой информации о деятельности Совета.

4. Организация и порядок деятельности попечительского совета

4.1. Попечительский совет создается на весь срок деятельности Учреждения или на срок, определяемый Уставом образовательного учреждения.

4.2. Члены Попечительского совета исполняют свои обязанности безвозмездно и без отрыва от основной деятельности

4.3. Попечительский совет действует на основе гласности и равноправия его членов.

4.4. Состав Попечительского совета формируется на добровольных началах из родителей (законных представителей), воспитанников и обучающихся, представителей организаций, объединений, граждан, оказывающих Учреждению постоянную финансовую, материальную, правовую, организационную, информационную и иную помощь.

В состав Попечительского совета могут входить учредители, представители органов государственной власти РФ и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления , средств массовой информации и юридически лиц независимо от форм собственности, а также граждане, изъявившие желание работать в Попечительском совете и способные по своим деловым и моральным качествам выполнять задачи, стоящие перед ним.

4.5. Членами Попечительского совета могут быть совершеннолетние граждане РФ и других государств.

4.6. Первый состав Попечительского совета утверждается решением органа самоуправления образовательного учреждения, в компетенции которого находится принятие локальных актов образовательного учреждения. В состав Попечительского совета входит не менее пяти членов. Директор образовательного учреждения в обязательном порядке входит в члены Попечительского совета.

4.7. Попечительский совет возглавляет председатель, обладающий организационными и координационными полномочиями. Председатель и заместитель председателя ежегодно избираются на первом заседании Попечительского совета большинством голосов при открытом голосовании по согласованию с Советом образовательного учреждения.

4.8. Оперативное руководство и организация деятельности Совета
осуществляется председателем, а в его отсутствие - заместителем.

4.9. Председатель Совета организует работу Совета, ведет заседания Совета,
выносит на рассмотрение Совета предложения о планах его работы и времени
заседаний. Заместитель председателя Совета в отсутствие председателя Совета
выполняет его функции.

4.10. На первом ежегодном заседании Попечительского совета назначается
секретарь. В обязанности секретаря входит организация заседаний Совета в
соответствии с настоящим Положением, осуществление непосредственной работы
по подготовке и ведению текущей документации Совета, оформление и рассылка
решений Совета, подготовка отчетов о работе Совета за год и предложений по
плану и графику работы Совета на следующий год.

4.11. Заседание Попечительского совета считается правомочным, если на нем присутствует большинство его членов. Решения Попечительского совета принимаются путем открытого голосования большинством голосов присутствующих на заседании членов Попечительского совета. В случае равенства голосов "за" и "против" решающим является голос председательствующего.

4.12. Решения Попечительского совета оформляются протоколами, которые
подписываются председательствующим и секретарем, ведущим протокол
заседания.

4.13. Совет образовательного учреждения предоставляет Попечительскому
совету место для хранения установленной документации.

414. Новые представители могут быть приняты в Попечительский совет только при условии, что за их кандидатуры проголосовало более половины присутствующих на заседании членов Попечительского совета. Вопрос об исключении из числа Попечительского совета его членов принимается на заседаниях Совета в порядке, определенном настоящим Положением. Совет образовательного учреждения может обратиться к председателю с рекомендацией об исключении из состава Попечительского совета.

4.15. Решения Попечительского совета принимаются на его заседаниях,
проводимых ежеквартально согласно плану работы. Внеочередные заседания
могут быть созваны его председателем по мере необходимости, по требованию
членов Попечительского совета. В период между заседаниями руководство
Попечительским советом осуществляет председатель.

4.16. В работе Попечительского совета с правом совещательного голоса могут
принимать участие приглашенные представители органов образовательного
учреждения, различных организаций, обществ, движений, деятели культуры и
науки.

5. Ответственность Попечительского совета

5.1. Попечительский совет несет ответственность в соответствии с действующим законодательством и Уставом образовательного учреждения.

6. Заключительные положения

6.1. Изменения и дополнения в настоящее Положение принимаются решением
Совета образовательного учреждения.

6.2. Принятие решения о прекращении деятельности Попечительского совета
относится к компетенции органа самоуправления образовательного учреждения, в
компетенции которого находится принятие локальных актов образовательного
учреждения.

6.3. Деятельность Попечительского совета может быть также прекращена по
решению Попечительского совета путем открытого голосования 2/3 голосов всех
членов Попечительского совета.

Рассмотрено, обсуждено и принято на педагогическом совете

«____»_______________200__г. , протокол №___

В наши дни в России поощряется общественно-государственное управление системой образования. Создаются управляющие и попечительские советы. Данная система помогает решить многие финансово-хозяйственные проблемы образовательного бюджетного учреждения.

Это юридически грамотный и эффективный инструмент привлечения внебюджетных финансов и самый удобный способ материальной поддержки образовательного учреждения. Он способен учитывать интересы воспитанников и их родителей. Несколько десятилетий назад в нашей системе отечественного образования не существовало понятия "попечительский совет". Что это такое, общественность узнала лишь с приходом в страну новых веяний.

Как гласит статья 35 закона РФ «Об образовании», это орган самоуправления учреждения образования, осуществляющий контроль поступлений и расходов благотворительных пожертвований в адрес учреждения. Это касается поступлений от юридических и физических лиц, заинтересованных в помощи школе или детскому саду. Совет устанавливает порядок использования средств и распоряжается взносами на благотворительность.

Основные задачи

Положение о попечительском совете основными его функциями считает помощь в организации образовательного процесса, деятельности учащихся и педагогов учреждения, улучшение условий их труда. Содействие в проведении спортивных, культурных и экскурсионных мероприятий, благоустройство помещений и территории. Привлечение денежных средств (помимо бюджетных) для развития учреждения и повышения эффективности образовательного процесса. Контроль за безопасностью воспитанников и сотрудников

Таким образом, мы видим, что на вопрос: "Попечительский совет - что это такое?" в двух словах не ответишь. Функции его достаточно широки и разнообразны. Причем они вовсе не сводятся исключительно к распоряжению финансами.

Положение о попечительском совете подразумевает, что в его состав имеют право входить все участники образовательного процесса. К ним относятся родители учащихся (либо законные представители) и другие физические лица. Например, представители местных органов власти и организаций любых форм собственности, заинтересованные в эффективном развитии образовательного учреждения и обладающие общественным авторитетом в его коллективе. В школе возможен даже детский попечительский совет!

Предложения по составу участников могут вноситься администрацией учреждения или уполномоченными представителями общественности. Персональный его состав утверждается один раз в год на заседании совета простым голосованием. Возглавляет совет председатель, которого избирают на том же ежегодном заседании.

В первую очередь он - основной распорядитель поступивших благотворительных взносов. Это орган самоуправления, контролирующий их целевое использование. Именно такой коллективный контроль наиболее эффективен для оптимального распределения средств согласно потребностям учреждения. А их немало - укрепление материальной базы, привлечение новых молодых кадров, поддержка талантливых воспитанников. Даже порой обеспечение охраны здания.

Чем именно деятельность данной структуры полезна отдельной семье? Благодаря ей растет уровень образовательного учреждения в целом, а, следовательно, и качество пребывания в нем каждого конкретного ребенка. Попечительские советы в детских садах и школах не только повышают уровень безопасности и комфорта, но и улучшают результативность учебного процесса. Благодаря поддержке попечителей привлекаются новые талантливые сотрудники, успешные педагоги не уходят из школы по материальным соображениям, не распыляются на случайные подработки. Использование благотворительных средств советом расширяет материальные возможности учреждения согласно родительским пожеланиям.

В чем конкретно заключаются его полномочия?

Распределяет поступившие пожертвования. Взаимодействует с благотворительным фондом, которому предоставляет письма на оказание поддержки образовательному учреждению с указанием требуемых статей расходов. Председатель его подписывает все необходимые документы и несет полную ответственность за принятые по их использованию решения. По итогам отчетного периода совет обязан предоставить родителям и сотрудникам ОУ информацию о поступлении и расходе денежных средств.

Попечительский Совет обладает правом получать нужную для своей работы информацию от руководителя учреждения или его заместителей, вносить администрации предложения по улучшению условий обучения и воспитания, укреплению здоровья учащихся и организации питания, сотрудничать с благотворительными и любыми другими организациями, занимающимися сбором пожертвований, вести общественный контроль за целенаправленным расходом пожертвований физических (а также юридических) лиц на нужды учреждения.

Что важно знать учредителям

Необходимо определиться с правовым статусом, который будет иметь попечительский совет. Что это такое? По закону все заработанные средства школа должна зачислять в доход бюджета и передавать в распоряжение казначейства. Впоследствии образовательное учреждение имеет право их вернуть (за минусом суммы удержанных налогов). И тогда попечительский совет вправе ими распоряжаться, если он имеет соответствующие полномочия. Но главными все равно остаются представители государства.

Грамотно выбранный статус позволяет совету построить более удачную схему. Для чего он должен создаваться при школе как самостоятельная некоммерческая организация со статусом юридического лица.

Что в этом случае? Финансовые поступления школы или детского сада делятся на два разных «потока». Бюджетными средствами по-прежнему заведует казначейство. А деньги, собранные родителями или прочими лицами, поступают в распоряжение совета, не имеют отношения к казначейству и не подлежат налогообложению.

Чтобы создать такой попечительский совет, прежде всего нужно определиться с его организационно-правовой формой. Некоммерческие организации бывают нескольких видов - фонд, автономная организация, У всех свои преимущества и недостатки. Для школьного попечительского совета оптимальный выбор - некоммерческое партнерство. Именно потому, что оно имеет юридическое право принимать членские взносы и ими распоряжаться.

Как это работает

Членами партнерства становятся родители учащихся. Они ежемесячно выплачивают взносы, размер которых устанавливается правлением. При этом попечительский совет обладает правом на целевое финансирование утвержденных им расходов образовательного учреждения, например, выплачивание дополнительные вознаграждения его сотрудникам.

Здесь нужно учитывать, что попечительский совет образовательного учреждения финансирует определенные курсы или образовательные программы по собственному выбору. Но не для каждого конкретного ученика, а для класса, группы или учебной параллели. В данном случае речь не идет о платных образовательных услугах, и отсутствует необходимость отдельного заключения договора с каждым родителем.

Какие еще существуют тонкости

Чтобы сэкономить на вознаграждение педагогам можно оформить в виде материальной помощи. Как известно, ЕСН выплачивается работодателем в случае заключения трудового договора или договора подряда и не распространяется на оказание материальной помощи и других выплат некоммерческого характера.

Данная система чрезвычайно подходит для учреждений. Им важно разработать и внедрить единую программу образования, включающую и государственные стандарты, и новейшие разработки по выбору учреждения. "Нормативная" часть финансируется из бюджета, инновационная - за счет дополнительных средств, которыми ведает попечительский совет школы.

Создание некоммерческого партнерства

Итак, что для этого следует предпринять? Нужно знать, что и учредителем, и членами такого партнерства имеют право стать как юридические, так и физические лица. Обычно работа попечительского совета строится по следующей схеме - директором совета становится завуч, членами - родители учащихся. Для ведения финансов потребуется бухгалтер. Удобно, если эту должность будет совмещать представитель школьной бухгалтерии. Не следует забывать, что сама школа как таковая юридически не уполномочена создавать сторонние организации, так как является и может быть обвинена в нецелевом расходе средств.

Первый и главный требуемый документ - устав совета. В нем должно быть подробнейшим образом расписано все - задачи и цели организации, порядок приема в ее члены и выхода из таковых, регламент сбора и учета взносов.

Другой важный документ - это протокол попечительского совета, точнее, общего собрания его членов, на котором они назначают директора, перечисляют учредителей, указывают, кому поручена регистрация партнерства. Протокол обязательно должен включать, помимо даты и списка присутствующих, перечень докладов с указанием содержания каждого из них.

Данные документы затем передаются в территориальный регистрационный орган вместе с заявлением о госрегистрации по форме № 212, (постановление Правительства РФ) - это специальная форма для некоммерческих организаций.

Что содержит форма

В нее вносятся данные о названии организации и ее правовой форме, юридический адрес. Основанием для присвоения юридического адреса по месту нахождения школы может послужить письмо директора. Он формально имеет право возглавить некоммерческое партнерство в качестве физического лица, но на практике такое случается редко. Хотя закон здесь ничего не запрещает, руководителю учреждения нелегко в данном случае избежать различных домыслов и порицания общественности.

Физические лица (учредители) имеют право создать уставный капитал путем вложения определенной суммы. За регистрацию потребуется оплатить госпошлину.

Собрав весь необходимый пакет, его сдают в регистрационный орган, удобнее всего сразу после этого подать заявление о переходе на "упрощенку". Чем это выгодно? При отсутствии предпринимательской деятельности налог будет равен нулю, так как при "упрощенке" членские взносы, которые получают некоммерческие организации, не относятся к Потребуется лишь формальная подача ежеквартального отчета в налоговую инспекцию.

Что еще нужно?

Потребуется зарегистрироваться в Пенсионном фонде, оформить социальное страхование, открыть в банке расчетный счет, куда будут перечисляться благотворительные пожертвования.

Теоретически попечительский совет школы может организовать ООО и оформить его как В этом случае деятельностью ее станет оказание образовательных услуг либо ученическое производство. Тогда придется выплачивать все положенные по закону налоги и вести соответствующую отчетность. На практике этот путь гораздо более долгий и хлопотный, поэтому встречается он гораздо реже.

Попечительский совет - что это такое? Определение термину дают Уголовно- исполнительный кодекс РФ и некоторые другие нормативные документы. Родители школьников, люди, чьи дети оказались в воспитательных учреждениях, а также работники таких организаций должны иметь представление о том, что совет собой представляет. Это поможет вести деятельность в соответствии с актуальными законами.

Уголовный кодекс: определение

Попечительский совет - что это такое? УК РФ предлагает так охарактеризовать этот термин: орган, который формируют при некой колонии для содержания и воспитания осужденных. Главная задача ПС - помогать с административными вопросами, связанными с деятельностью колонии, а также укреплять материальную базу. ПС может решать задачи социальной защиты подопечных, заниматься трудоустройством освобождающихся, их бытовой самореализацией.

Закон о попечительском совете такого плана - это 142-я статья УК РФ. Внутри создают положение. Оно будет регулировать работу ПС.

Кто, что и как

В колонии состав попечительского совета - это работники госинстанций, активисты, изъявившие желание попробовать себя в этой сфере, лица от общественных организаций. Сюда выбирают только тех, чьи моральные, деловые особенности личности позволяют справиться с поставленными перед ПС задачами.

Создание ПС - область ответственности специализированной госинстанции. Она же занимается утверждением положения, выбирает состав. Высшая исполнительная власть страны решает, кому достанется должность "председатель попечительского совета". А вот контролировать работу ПС и его руководителей будут местные органы.

Члены совета регулярно могут посещать подопечных, знакомиться со внутренней «кухней», беседовать с содержащимися в колонии подсудимыми и контролировать вопросы справедливости. В частности, при наличии жалоб именно члены совета могут продвинуть их так, чтобы рассмотрение произошло быстро и корректно. Если в ходе такой работы удается обнаружить недостатки функционирования колонии, председатель совета направляет запрос в администрацию, формулирует предложения, направленные на улучшение ситуации. В то же время в оперативную работу колонии, розыск ПС не имеет права вмешиваться.

ПС: какими еще бывают

Описанный вид ПС - далеко не единственный. Подобные органы создаются в самых разных некоммерческих организациях, фондах. Так, обязательно функционирует ПС в пенсионном фонде. Он контролирует, как организация работает, встает на защиту интересов участников. Закон, регулирующий деятельность попечительского совета в ПФ, называется «О негосударственных пенсионных фондах». ПС рассматривается в 31-й статье. В ней описано, как такой совет формируют, откуда берут участников и кого назначают руководителем.

Попечительский совет ПФ - это объединение лиц, представляющих интересы участников, вкладчиков. Чтобы решение было принято, необходимо не менее половины голосов в пользу конкретного варианта. В то же время участники ПС не получают оплату за свой труд в этом органе.

Ряд особенностей

В разных организациях план работы попечительского совета, равно как и специфика рабочего процесса, отличны. Так, в одном случае ПС занимается только надзором, контролем, но в другом будет иметь гораздо более широкие функции. Самый простой пример - это попечительский совет в школе. Здесь ПС - это вид самоуправления. Еще в 1999 году правительство страны установило примерное положение для ПС школы. Если изучить его, можно заметить, что орган:

  • помогает привлекать внебюджетные средства на развитие школы;
  • помогает улучшать условия работы;
  • организует конкурсы, соревнования, иные мероприятия;
  • занимается вопросами в области компетенции.

Сначала принимается положение о попечительском совете, и лишь на его основе создается непосредственно ПС. В некоммерческой организации для этого нужно организовать собрание всех акционеров, в ходе которого (это мероприятие должно быть запротоколировано и зарегистрировано по правилам документооборота) принимают решение о том, как создать ПС и как он будет работать.

ПС - это коллегиальный орган, что означает, что в его составе должно быть пять и более участников. При вынесении некоего вопроса в попечительский совет каждый из членов сообщает свои рекомендации. Обычно вопросы напрямую связаны с актуальными для собрания акционеров.

Что рассматривают:

  • ликвидация, реорганизация;
  • изменение устава;
  • изменение инвестируемой, резервируемой доли от получаемых доходов.

Кто проводит заседание попечительского совета? Обычно это люди, которые безвозмездно ведут такую деятельность, то есть не получают вознаграждения за свою работу. Что касается состава, то в общем случае три четверти голосов в ПС принадлежат застрахованным, участникам, вкладчикам организации. Впрочем, это могут быть не лично сами люди, а их официальные представители.

ПС: терминология

Попечительство позволяет эффективно защищать права, интересы, а также обеспечить опеку над незащищенной категорией граждан.

Попечителями называют тех, кто выбран в официальном порядке.

В некоторых учреждениях руководителей называют именно попечителями.

Также есть специальное звание, которое могут присвоить гражданину - и тогда он становится попечителем. Наконец, это те, кто руководят ПС или принимают в нем участие.

Нормативное регулирование ПС в России осуществляется на базе принятого в 1999 году закона под номером 1134. Из него следует, что образовательные учреждения должны иметь попечительские советы в обязательном порядке. Такие органы будут контролировать, как работает организация, а также следить за целевыми взносами, пожертвованиями на добровольной основе. Задача ПС - следить, чтобы все деньги пошли на нужды непосредственно образовательного учреждения, а не на сторонние цели.

Ответственность: на всех и каждом

Даже первоклассник знает, что в школе самый главный человек - это директор. Его задача - выбирать стратегию развития учебного заведения, обеспечивать финансирование. Но всего лишь один человек не в силах справиться с большой организацией. Поэтому и появилась идея попечительских советов, оказывающих помощь руководителю образовательного учреждения на безвозмездной основе. Как принято говорить, разделяй и властвуй. Здесь этот принцип нашел себе отражение в полной мере - разделяя власть между собой и активистами, главный управленец с большим успехом решает даже сложные задачи.

Положение о попечительском совете позволяет ввести в рабочую практику самоуправление как эффективный метод повышения качества оказываемых учреждением услуг. ПС получает некоторые управленческие полномочия, что реализует государственную практику общественного управления. Конечно, к такому прибегнет только грамотный директор, способный оценить все преимущества этого метода. На примере многочисленных образовательных учреждений, организовавших ПС, ясно, что здесь бюджетные деньги тратятся более эффективно, а само учреждение быстрее получает независимость: финансовую, хозяйственную.

Некоторые нюансы

Определенные сложности связаны с такой ситуацией, когда в образовательном учреждении создают ПС, но в качестве юридического лица ничего не регистрируется. Это означает, что любые средства, поступающие из разных источников, направляют в школу, даже если совет имеет собственный счет. Доходы, расходы будут отражены в школьной смете, что приведет к плохим последствиям. Второй вариант - «черный нал». Он выглядит еще хуже.

Чтобы найти выход из ситуации, нужно не просто сформировать ПС в образовательном учреждении, но также открыть новое юридическое лицо, ему соответствующее. Оно будет самостоятельным, классифицироваться как некоммерческая организация. Прибыль, получаемая ПС, не распределяется между участниками, но направляется на улучшение положения школы, для которой ПС работает.

В форме юридического лица ПС аккумулирует деньги, ни перед кем извне не неся за них отчет. Когда внебюджетные источники находятся под контролем такого юридического лица, к ним не имеют доступа чиновники, что полностью уничтожает вероятность нелегальных махинаций. А таковые имеют место очень часто, если местное самоуправление пытается сократить расходы на общеобразовательное учреждение: оно просто вписывает средства, получаемые из источников вне бюджета, как прибыль школы, и объявляет, что учебное заведение всем обеспечено. Конечно же, мечтать о грантах тут не приходится.

Выгода для родителей

Почему ПС в школе полезен не только директору, но и родителям всех детей, обучающихся в заведении? Они получают гарантию целенаправленной траты собранных ими средств. Это означает, что именно обыватели будут контролировать, куда и как направляются деньги. Попечители работают с родителями всех школьников, а собранные средства отправляют строго на образовательные задачи.

ПС должен тесно сотрудничать с администрацией школы, но он не подчиняется ей, а контролирует работу управленцев. Это затрагивает не только финансовые аспекты, но и ряд иных вопросов. Чтобы работа была максимально результативной, важно наладить взаимодействие без конфликтов, основываясь на идеях партнерства. При этом родители через совет попечителей могут принять участие в организации образовательного процесса и в решении проблем школы.

ПС: не только для общеобразовательных!

Одна из важных задач ПС - поддержка образовательной программы. Если речь идет об учреждении, где дают дополнительное образование, тогда ПС контролирует, чтобы малообеспеченные одаренные дети могли получить самое лучшее. Активисты организовывают кружки, секции, проводят мероприятия спортивные, культурные, направленные, с одной стороны, на привлечение внимания общественности к проблемам, с другой - дающие детям возможность показать себя. ПС также обеспечивает правовую защиту образовательного учреждения, его учеников, учителей, может принимать участие в организации летнего отдыха школьников и преподавателей.

ПС: кого включить в состав

Практика показывает, что наиболее эффективны такие ПС, в составе которых есть бизнесмены. Хорошие результаты показывают советы, включающие в себя местных чиновников, работающих в областях, смежных со сферой деятельности организации. А вот «знаменитостей» рекомендовано по возможности не включать. Такие выводы были сделаны в ходе исследования, организованного фирмой «Процесс-Консалтинг» и центра «Гарант».

Надо сказать, что в последние годы многое изменилось. Если лет 7-8 тому назад в ПС довольно часто включали знаменитостей, реальной пользы делу от которых не было, то в последние годы подобная практика сошла на нет. Но многое зависит от особенностей конкретного фонда. Самый яркий пример - это фонд, председателем которого является президент страны. Это созданная в помощь инвалидам организация «Соединение». Она была сформирована с участием государства. Советов есть три. Один осуществляется управление и является высшим органом, другой - ПС, третий - экспертный, решающий вопросы финансирования.

Когда ПС работает эффективно?

Как говорят эксперты, наилучшую эффективность ПС показывает тогда, когда состав членов сбалансирован. Это означает, что должны быть такие лица, которые будут представлять организацию, учреждение в обществе, те, у кого налажены связи с бизнесом, а также люди, через которых можно работать с государственными инстанциями. Не обойтись без активиста, который бы двигал ПС и через него саму организацию вперед. Этот человек должен привлекать заинтересованных, из которых можно создать коллегиальный орган. Как говорят аналитики, если удалось подобрать такого активного участника удачно, он точно сформирует авторитетный ПС.

У совета должно быть ядро, способное активно работать, но есть и пассивный запас. Это те члены, которые в реальной работе участия принимают минимум. Активное ядро берет на себя взаимодействие со СМИ, планирование стратегий развития учреждения. Активисты обязательно участвуют во всех мероприятиях в своей области.

Обмен опытом и новые возможности

Многие рекомендуют по возможности привлекать к ПС иностранных граждан. Это необходимо тем учреждениям, которые планируют в будущем работать с иностранными юридическими лицами. Привлекая заранее таких людей, можно получить бесценный опыт работы в аналогичной сфере в другой стране из первых рук.

Между прочим, не стоит думать, что такое условие работает только для крупных некоммерческих организаций. Даже ПС при самой обычной школе на периферии России получает большую выгоду, если заинтересует в своей работе иностранного гражданина. Вероятно, удастся наладить достаточно прочные связи и вывозить школьников на экскурсии и обучающие программы в ту страну, откуда приехал человек. Можно наладить программу языкового обмена, а все преимущества декларировать в специальной программе развития, на которую запросить грант у администрации населенного пункта.

Попечительский совет – общественная форма

управления образовательным учреждением.

План

Введение………………………………………………………………………..3

1. Попечительский совет (ПС). Функции ПС………………………………..3

2. Нормативно-правовая база ПС…………………………………………….4

2.1. ПС без статуса юридического лица……………………………………...5

2.2. ПС со статусом юридического лица…………………………………….6

3. Подготовка учредительных документов…………………………………..9

Заключение……………………………………………………………………10

Список литературы…………………………………………………………...11

Приложение 1…………………………………………………………………12

Приложение 2…………………………………………………………………

Введение

Основанием для оптимистического взгляда на возможности попечительства в образовании могут стать факты истории России. Предпринимаемые сегодня попытки возрождения попечительства отражают осознаваемую обществом и государством потребность в создании механизмов поддержки школы.

Полем деятельности попечительских советов является: выработка стратегии развития образовательного учреждения, осуществляемая совместно с администрацией школы; контроль над реализацией программ образования и контроль над использованием бюджетных средств; осуществление связей с общественностью. Опыт показывает, что в конкуренции, которая начала складываться в процессе десятилетнего развития рыночных отношений и на рынке образовательных услуг, выигрывают те организации, которые сформировали около себя структуры, обеспечивающие открытость образовательной системы - постоянную внешнюю оценку, "взгляд со стороны", и активно участвующие в развитии и разрешении проблем школы. К таким структурам можно отнести попечительские советы и другие общественные организации поддержки деятельности образовательного учреждения.

1. Попечительский совет – общественная форма управления образовательным учреждением.

Попечительский совет - одна из форм участия общества в управлении образованием, это негосударственная, неправительственная, общественная, некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе всех, кто заинтересован в развитии образования и конкретного образовательного учреждения. Возможны два правовых статуса: с образованием юридического лица или без его образования.

Попечительский совет - это не просто поддержка и финансирование, а диалог с властью от имени школы и диалог со школой от имени гражданского общества.

Функции Попечительского совета

1) Социальная – к деятельности Попечительского совета привлекаются представители разных социально-профессиональных групп населения. Это обстоятельство в определенной степени предопределяет характер дифференциации образовательных запросов социальных групп. Люди все в большей степени понимают, что качество полученного образования будет определять будущий социальный статус гражданина.

2) Экономическая – без реализации многоканальных схем внебюджетного, долевого финансирования образовательного учреждения невозможно не только его развитие, но и функционирование. Наличие финансовой, правовой и имущественной базы Попечительского совета обусловливает конкурентные преимущества коллектива образовательного учреждения на рынке труда и образовательных услуг.

Имущественная база Попечительского совета – это сумма финансовых, материальных и интеллектуальных средств, образуемых из взносов попечителей или учредителей, а также полученных Попечительским советом иным законным путем в целях осуществления помощи и поддержки школы.

3) Политическая – муниципальное сообщество в лице органов законодательной и исполнительной властей, а также других социальных партнеров использует Попечительский совет для проведения в жизнь определенной образовательной политики.

Доминирующей выступает экономическая функция Попечительского совета, которая определена следующими факторами:

· Попечительские советы рассматриваются как один из каналов привлечения дополнительных источников внебюджетного финансирования школы;

· финансовые средства Попечительского совета частично компенсируют отсутствие средств из бюджета на обеспечение учебного процесса;

· добровольными инвесторами Попечительского совета становятся, в первую очередь, родители и обучающиеся;

· реальным владельцем финансовых средств Попечительского совета становится образовательное учреждение, а их распорядителем – его администрация.

2. Нормативно-правовая база Попечительского совета

Со вступлением Российской Федерации в 1997 году в Совет Европы его международные правовые акты обязательны к применению на территории всех европейских государств, в том числе и России. На нас распространяется принцип международного права, который отражен в следующих законодательных актах:

а) Конвенция прав ребенка (вступила в силу в 1959 г.);

б) Европейская социальная хартия (вступила в силу в 1965 г.);

в) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (вступил в силу в 1976 г.);

г) Конвенция ЮНЕСКО о техническом и профессиональном образовании (вступила в силу в 1989 г.).

Федеральная нормативно-правовая база, достаточная для создания, функционирования и развития попечительских советов, представлена следующими федеральными законами:

Статьи 118-121 параграфа 5 главы 4 части 1 Гражданского кодекса РФ (от 26.01.96);

Пункт 6 статьи 2; статья 32, 35, 36 Закона РФ «Об образовании» (от 13.01.96);

Статьи 10, 15, 24, 26 Закона РФ «О некоммерческих организациях» (от 12.01.96);

Статьи 8, 12, 17, 18 Закона РФ «Об общественных объединениях» (от 19.05.95).

2.1. Попечительский совет без статуса юридического лица

Принципы государственной политики, в русле которых должна строиться деятельность образовательных учреждений, определены п. 6 ст. 2 Закона РФ «Об образовании». Они устанавливают демократический, государственный характер управления и автономность образовательных учреждений. Статья 32 закона определяет компетенцию и ответственность образовательного учреждения и уполномочивает администрацию самостоятельно привлекать дополнительные источники финансовых и материальных средств, но в отношении общественных органов самоуправления администрации оставлены только функции координации их деятельности (п. 21 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).

Статьей 35 установлено, что управление государственным и муниципальным образовательным учреждением строится на принципах единоначалия, т.е. осуществляется директором школы (п.3 ст. 35) либо органом самоуправления. Одной из возможных форм самоуправления выступает Попечительский совет (п. 2 ст. 35)

Деятельность Попечительского совета, созданного без образования юридического лица, не требует отдельного лицензирования, ибо в данном случае действует лицензия образовательного образовательным учреждением.

Установленные уставом и лицензией учреждения направления деятельности разрешены и для деятельности его Попечительского совета.

Попечительский совет, не имеющий статуса юридического лица, не может самостоятельно владеть объектами собственности, но может иметь отдельный лицевой счет в образовательном учреждении, обслуживаемый одним из работников бухгалтерии.

2.2. Попечительский совет со статусом юридического лица

Права юридического лица Попечительский совет приобретает только с момента государственной регистрации. Попечительский совет можно зарегистрировать самостоятельно либо обратиться к услугам специальных фирм.

Учредителями Попечительского совета как общественной организации или органа общественной самодеятельности должны выступать не мене трех правоспособных физических лиц. Учредителями Попечительского совета как автономной некоммерческой организации могут быть физические и юридические лица (статья 15 Закона «О некоммерческих организациях»). Попечительский совет как юридическое лицо должен иметь свой устав.

Для государственной регистрации предоставляются следующие документы:

Заявление, подписанное членами Президиума (правления) Попечительского совета с указанием места жительства каждого;

Устав Попечительского совета в двух экземплярах;

Выписка из протокола учредительного собрания, включающие сведения о создании Попечительского совета, об утверждении его устава и о формировании его руководящих органов и ревизионной комиссии;

Сведения об учредителях;

Документ об уплате регистрационного сбора;

Документ о юридическом адресе Попечительского совета.

Одновременно регистрируется наименование совета. Документы для государственной регистрации подаются не позднее трех месяцев со дня учредительного собрания. Деятельность Попечительского совета не требует отдельного лицензирования, если его учредитель (образовательное учреждение либо его администрация) имеет государственную лицензию и между ними заключен договор. Такая же ситуация возникает, если несколько учреждений – соучредители Попечительского совета. Лицензирование обязательно в случае, если Попечительский совет ведет самостоятельную деятельность.

Совет может быть создан в одной из следующих, предусмотренных законодательством организационно-правовых форм некоммерческой организации:

Общественная организация;

Орган общественной самодеятельности;

Автономная некоммерческая организация.

Чтобы выбрать форму Попечительского совета, оптимальную для определенного учреждения образования, предлагаем их законодательные определения.

В статье 8 Закона «Об общественных объединениях» сказано, что общественная организация – это основанное на членстве общественное объединение, действующее для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации могут быть как общественные объединения, так и юридические лица. Высшим органом выступает общее собрание членов организации, а постоянно действующим – выборный коллегиальный орган, подотчетный общему собранию.

Эльвира Чайникова
Попечительский совет в дошкольной образовательной организации

Попечительский совет в дошкольной образовательной организации

Чайникова Эльвира Маратовна – зам. зав. по ВМР

Проскурнина Наталья Михайловна -заведующий

Адмаева Светлана Витальевна- зам. зав. по ВМР

В наши дни, в условиях становления рыночной экономики, встает вопрос о необходимости привлечения к решению проблем образования различных социальных институтов, главным образом , предприятий и семьи. Создаются управляющие и попечительские советы . Данная система помогает решить многие финансово-хозяйственные проблемы образовательного бюджетного учреждения.

Всего несколько десятилетий назад в нашей системе отечественного образования не существовало этого понятия. Что это такое, общественность узнала лишь с приходом в страну новых веяний. Как гласит статья 35 закона РФ «Об образовании » , это орган самоуправления учреждения образования , осуществляющий контроль поступлений и расходов благотворительных пожертвований в адрес учреждения. Это касается поступлений от юридических и физических лиц, заинтересованных в помощи школе или детскому саду. Совет устанавливает порядок использования средств и распоряжается взносами на благотворительность.

Что такое Попечительский совет ? Попечительский совет - одна из форм участия общества в управлении образованием , это негосударственная, неправительственная, общественная, некоммерческая организация , объединяющая на добровольной основе всех, кто заинтересован в развитии образования и конкретного образовательного учреждения . Попечительский совет способен учитывать интересы воспитанников и их родителей, он является дополнением к уже существующим органам самоуправления дошкольного образовательного учреждения : общему собранию дошкольного образовательного учреждения , педагогическому совету и др .

Целью деятельности Попечительского совета являются :

всемерная, всесторонняя, всевозможная поддержка ОУ, в том числе финансовая и материальная;

содействие, стимулирование, информация и пропаганда его деятельности;

правовое обеспечение, защита и поддержка прав и интересов ОУ, его обучающихся и работников.

Функции Попечительского совета достаточно широки и разнообразны . Причем они вовсе не сводятся исключительно к распоряжению финансами. Основнымиего функциямисчитаются :

помощь в организации образовательного процесса , деятельности обучающихся и педагогов учреждения, улучшение условий их труда;

содействие в проведении спортивных и культурных мероприятий, благоустройстве помещений и территории;

привлечение денежных средств (помимо бюджетных) для развития учреждения и повышения эффективности образовательного процесса ;

контроль за безопасностью воспитанников и сотрудников.

Кто может входить в состав совета ? В состав попечительского совета имеют право входить все участники образовательного процесса , к ним относятся родители (законные представители) обучающихся и другие физические лица (представители местных органов власти и организаций любых форм собственности, заинтересованные в эффективном развитии образовательного учреждения и обладающие общественным авторитетом в его коллективе).Персональный его состав утверждается один раз в год на заседании совета простым голосованием. Возглавляет совет председатель , которого избирают на том же ежегодном заседании. Председатель попечительского совета подписывает все необходимые документы и несет полную ответственность за принятые по их использованию решения. По итогам отчетного периода совет обязан предоставить родителям и сотрудникам ОУ отчет о поступлении и расходе денежных средств.

К настоящему времени сформировалась достаточно обширная нормативно-правовая база деятельности попечительских советов образовательных учреждений .

1. Гражданский кодекс РФ, ст. 52, ч. 1, гл. 4, параграф 5.

2. Закон РФ «Об образовании » :

ст. 2. «Принципы государственной политики в области образования »: «Государственная политика в области образования основывается на принципах : демократический государственно-общественный характер управления образованием . Автономность образовательных учреждений »;

ст. 13. «Устав образовательного учреждения » , п. 4 : «Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его Уставу»;

ст. 35. «Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями », п. 2 : «Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются … Попечительский совет… и др . формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются Уставом образовательного учреждения »;

ст. 41. «Финансирование образовательных учреждений » , п. 8 : «Образовательные учреждения вправе привлекать в установленном Законом порядке РФ дополнительные финансовые средства за счет добровольных пожертвований, целевых взносов физических и юридических лиц».

3. Указ Президента РФ от 31.08.99 г. № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке »: «В целях дальнейшего развития государственно-общественных форм управления в сфере образования и дополнительного привлечения внебюджетных финансовых ресурсов для обеспечения деятельности образовательных учреждений ПОСТАНОВЛЯЮ :«Считать необходимым создание в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Попечительских советов , имея в виду установление общественного контроля за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды общеобразовательных учреждений ».

4. Приказ Минобразования РФ от 10 .09.99 г. № 275 «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в РФ »: «Во исполнение Указа Президента РФ от 31.08.99 г. № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в РФ ».

5. Постановление Правительства РФ от 10.12.99 № 1379 «Об утверждении Примерного положения о Попечительском совете общеобразовательного учреждения ».

Упоминание о попечительском совете как форме самоуправления дошкольного образовательного учреждения есть и в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении , утвержденном Министерством образования и науки РФ 27 октября 2011 г. № 2562. При этом Типовое положение предусматривает, что порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом ДОУ.

В связи с тем, что попечительский совет занимается благотворительной деятельностью, необходимо учитывать нормы Федерального Закона от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях ».

В случае создания Попечительского совета ДОУ в форме общественной организации его деятельность регулируется также Законом РФ «Об общественных объединениях» от 19.05.95 № 82-ФЗ с изменениями и дополнениями.

Совокупность вышеназванных документов образует правовую базу деятельности попечительских советов . Кроме этого, необходимо учитывать нормы налогового законодательства и знать правила ведения бухгалтерского учета в некоммерческих организациях , не являющихся бюджетными.

Зачем все же нужен попечительский совет в детском саду ? Это орган самоуправления , контролирующий целевое использованиеблаготворительных взносов. Именно такой коллективный контроль наиболее эффективен для оптимального распределения средств согласно потребностям учреждения. Благодаря попечительскому совету растет уровень образовательного учреждения в целом , а, следовательно, и качество пребывания в нем каждого конкретного ребенка. Попечительские советы в детских садах не только повышают уровень безопасности и комфорта, но и улучшают результативность учебного процесса. Использование благотворительных средств советом расширяет материальные возможности учреждения согласно родительским пожеланиям.

Попечительский Совет обладает правом получать от руководителя учреждения или его заместителей нужную для своей работы информацию, вносить свои предложения по улучшению условий обучения и воспитания, укреплению здоровья обучающихся и организации питания , вести общественный контроль за целенаправленным расходом поступающих средств от физических (а также юридических) лиц на нужды учреждения.

Таким образом , изучая материалы о структуре Попечительских советов , о целях и задачах, которые их учредители ставят перед собой, можно прийти к выводу, что в современном гражданском обществе создание подобных некоммерческих организаций , деятельность которых направлена на развитие образовательных учреждений , просто необходимо. Попечители могут стать очень влиятельной силой в образовании , Попечительский совет не призван заменить руководителя образовательной организацией - он должен конструктивно дополнить их функции в плане стратегического управления дошкольным учреждением .



Полезные инструменты