Управление местным социально экономическим развитием. Основные тенденции и особенности управления социально-экономическим развитием муниципальных образований. Самостоятельная работа студентов

В новом гражданском законодательстве муниципальные образования приравнены (за некоторыми исключениями) к субъектам рыночных отношений. Это означает, что к органам местного самоуправления предъявляются достаточно высокие требования по управлению хозяйственной деятельностью, развитию города в целом.

В условиях, когда местные органы управления являлись составной частью государственного управления и экономика всей страны управлялась административными методами, не было необходимости в методологии управления проектами. Сейчас достижения этого направления управленческой науки находят практическое применение во многих сферах жизни.

Таким образом, под управлением комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования понимается управление взаимно согласованными, скоординированными по ресурсам и срокам программами (проектами) развития всех сфер жизнедеятельности муниципального образования. Такое управление проводится в соответствии с признанными приоритетами населения, а также с федеральными и региональными программами развития, принятыми к исполнению на основе договоров или по закону. 5

В каждом муниципальном образовании управление развитием может быть организовано по-разному (в зависимости от ресурсов и сложности решаемых задач), но имеются некоторые общие для всех особенности этого процесса. В частности, каким бы непрерывным ни казалось развитие и соответственно управление им, общая принципиальная особенность процесса управления развитием муниципальных образований ¾ его цикличность. Главными факторами цикличности указанного процесса являются:

§ бюджетный процесс ;

§ период полномочий органов местного самоуправления;

§ крупные инвестиционные проекты ;

§ местные традиционные особенности (культурно-исторические, религиозные и др.).

В вопросе управления развитием муниципального образования следует рассмотреть два подхода.

1. Если цикл управления развитием имеет достаточно четкие границы, т. е. начало цикла и его конец, то полный цикл управления комплексным социально-экономическим развитием условно можно разбить на период разработки программы комплексного социально-экономического развития и период реализации этой программы. Этот подход достаточно удобен, так как позволяет наладить эффективное управление и контроль над результатами. Его преимущество состоит в том, что можно относительно просто и наглядно представить результаты управления. Такой подход можно рекомендовать для относительно небольших муниципальных образований, для решения отдельных проблем, а также при разработке программ по отдельным направлениям жизнедеятельности муниципального образования.



2. В крупных муниципальных образованиях программа комплексного социально-экономического развития может быть настолько сложной, что возникнет необходимость рассматривать весь процесс управления развитием как совокупность двух относительно самостоятельных процессов управления: разработки программы и ее реализации. Очевидно, что оба процесса при относительно самостоятельном их развитии должны быть жестко согласованы по срокам. Указанные процессы могут течь параллельно, т. е. одновременно могут существовать две программы развития: программа комплексного социально-экономического развития, рассчитанная на реализацию в ближайший бюджетный период, и программа развития муниципального образования на более дальнюю перспективу (например, на срок полномочий или более длительный). Вторая, перспективная программа постоянно дорабатывается, и в определенные моменты, связанные с циклом бюджетного процесса в муниципальном образовании, готовые к этому времени фрагменты программы развития передаются на рассмотрение для формирования комплексной социально-экономической программы развития муниципального образования на определенный период (например, на год). Таким образом, в последнем случае процесс управления развитием существенно сложнее, требует более высокого уровня управления, и прежде всего применения современных средств работы с информацией.

Однако каким бы сложным ни был процесс управления, он всегда может быть разбит на отдельные конкретные небольшие по срокам проекты, в управлении которыми выделяются как относительно самостоятельные следующие основные этапы (циклы) управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования:

§ в период разработки программы развития:

1) сбор и обработка информации,

2) целеопределение (постановка целей),

3) выработка стратегических установок и критериев развития,

4) оценка потенциала и ресурса развития,

5) формулирование концепции комплексного социально-экономического развития муниципального образования,

6) разработка и принятие программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования;

§ в период реализации программы развития:

1) разработка и принятие бюджета развития,

2) исполнение бюджета развития в соответствии с программой комплексного социально-экономического развития,

3) контроль, сбор и обработка информации, выработка предложений по корректировке бюджета (программы, концепции).

Итак, основная особенность в планировании и распределении по этапам процесса комплексного социально-экономического развития муниципального образования заключается в том, что периоды планирования и корректировки планов должны быть согласованы со специфическими временными циклами жизни муниципального образования ¾ разработкой и принятием бюджета, сроком полномочий органов местного самоуправления и др.

Разумно спланированный бюджетный процесс (предусматривающий в том числе и корректировку), увязанные с ним сроки проведения избирательной кампании в органы местного самоуправления и сроки полномочия этих органов, а также высокая степень преемственности органов местного самоуправления могут оказаться факторами, в значительной степени снижающими число вероятных конфликтов в области выбора и корректировки путей развития муниципального образования и тем самым повышающими эффективность такого развития.

Методы управления социально-экономическим развитием МО подвергаются правовому регулированию на федеральном, региональном и местном уровнях. Поэтому изложение вопросов их правового регулирования осуществляется посредством характеристики как федеральных и региональных правовых актов, так и актов местного самоуправления. Предполагается раскрыть следующие методы управления социально-экономическим развитием местных сообществ в Российской Федерации:

  • · оценка и мониторинг социально-экономического положения муниципальных образований;
  • · управление муниципальной собственностью и муниципальными финансами;
  • · проведение внешнего аудита муниципальных предприятий и учреждений;
  • · инвентаризация и рыночная оценка объектов муниципальной собственности и использование конкурсных механизмов при выборе форм их использования;
  • · программно-целевой метод
  • · прочие методы.

Организация муниципальной статистики является важнейшим делом органов местного самоуправления, но местная статистика в настоящее время находится в руках государства. Современная точка зрения на содержание муниципальной статистики имеет целью создание информационной модели муниципального образования и системы информационного (в данном случае - средствами муниципальной статистики) сопровождения муниципального управления (путем масштабирования показателей, обеспечения их единства и сравнимости, создания баз данных по различным областям жизнедеятельности населения муниципального образования). Кроме того, целесообразно и правомерно установить, что показатели муниципальной статистики являются первичными показателями (наряду с данными, которые поставляют юридические лица) частного права - предприятия, учреждения, организации, на которых строится общегосударственная статистка. Не исключено, поэтому, что развитие муниципальной статистики в последующем будет основано на деятельности органов местного самоуправления в лице их специализированных подразделений муниципальной статистики, не входящих в систему органов государственной статистики.

Область общественных отношений в муниципальных образованиях, подлежащих нормативному регулированию, отличается сложностью взаимосвязей, множественностью проявлений любого воздействия в самых разных направлениях и областях местной жизни. При этом необходимо учитывать, что каждый рассматриваемый проект нормативного акта, внесенный на рассмотрение представительного органа местного самоуправления как потенциальный акт местного самоуправления не автономен, он является элементом сложной системы актов местного самоуправления. Для того чтобы эта система были качественна и работала эффективно, в первую очередь требуется обеспечить ее внутреннюю согласованность (как по целям, так и по средствам). Для этого, в свою очередь, необходима систематичность и повторяемость оценки направленности и ожидаемых последствий действия таких актов при работе с разными проектами. Следовательно, необходимо применение в ходе таких оценок некоторого единого масштаба, единой системы координат. В качестве такого масштаба можно (и предлагается) принять изменения показателей, Российской Федерации" (они даются в статье 6 указанного Федерального закона и Примерном перечне статистических показателей социально-экономического положения муниципальных образований, утвержденном Постановлением Госкомстата России от 29 марта 1996 года № 24). Разработка такого масштаба оценок является самостоятельной задачей органов местного самоуправления.

Программно-целевой метод

Программно - целевое планирование - это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких-либо конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей и лишь затем подбираются пути их достижения.

Т. е. программно-целевое планирование построено по логической схеме "цели - пути - способы - средства".

Постановка целей при программно-целевом методе планирования представляет собой формирование "древа целей ". Затем в соответствии с ним определяется система мероприятий по реализации целей, называемая целевой комплексной программой. Для ее выполнения строится специальная система управления, которая доводит задания программы до конкретных исполнителей и контролирует их выполнение. Организационная структура этой системы определяется, таким образом, "деревом целей ", составом исполнителей и содержанием программы.

Недостатки программно-целевого метода

  • 1. Методическая незавершенность. К настоящему времени не создано чётких, устоявшихся определений по широкому кругу концептуальных положений разработки и реализации комплексных программ, отсутствует единая точка зрения исследователей на основополагающие понятия программно-целевого планирования и управления, соотношение плана и целевой комплексной программы. Программно-целевое планирование используется, в основном, для совершенствования действующих систем управления, а не для решения новых проблем.
  • 2. «Забывчивость» систем управления.Имеется в виду ситуация, когда на каком-то этапе своего развития системы управления начинают утрачивать связь с проблемами, для решения которых создавались.
  • 3. Отсутствие адекватных методик расчёта экономической эффективности программ.
  • 4. Недостаточная оперативность.Иногда с момента появления проблемы до момента реализации программы по ее решению проходят многие годы, в течение которых обществу наносится невосполнимый ущерб от игнорирования проблемы.

Программно-целевой метод является одним из наиболее распространенных и эффективных методов государственного регулирования экономики, применяемых в большинстве развитых стран. Этот метод предполагает разработку плана исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств по их достижению и ресурсному обеспечению.

Сущность программно-целевого планирования состоит в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами и эффективном развитии производства.

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

(заочная форма обучения)

Составитель:

, к. э.н., доцент

Екатеринбург

1. ВВЕДЕНИЕ

1.1. АКТУАЛЬНОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ

Конечной целью социально-экономического развития любого муниципального образования является повышение уровня и качества жизни населения. Для достижения этой цели требуется грамотное выполнение всего спектра задач, стоящих перед муниципальными органами власти и входящих в круг их полномочий. К сожалению, на практике местный уровень власти сталкивается со значительными ограничениями ресурсов, прежде всего, финансовых. Соответственно, повышаются требования к профессионализму и компетенции муниципальных служащих, поскольку ошибки в управлении приводят к нерациональному использованию средств местного бюджета . Дисциплина «Управление социально-экономическим развитием муниципального образования» призвана предоставить студентам, обучающимся по направлению «Государственное и муниципальное управления», комплекс знаний и умений, необходимых для решения проблем социально-экономического развития на местном уровне.

1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель курса – формирование у студентов современных глубоких знаний о процессах социально-экономического развития муниципального образования и современных инструментах управления этими процессами..

Задачи дисциплины:

Выделить актуальные проблемы управления социально-экономическими процессами на местном уровне;

Изучить структуру муниципальной экономики;

Рассмотреть особенности социального развития муниципального образования.

Изучить основные показатели социально-экономического развития муниципального образования;

Рассмотреть систему инструментов управления социально-экономическим развитием на местном уровне.

1.3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Дисциплина «Управление социально-экономическим развитием муниципального образования» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3) основной образовательной программы .

Предшествующие дисциплины:

«Экономическая теория», «Региональная экономика и управление».

1.4. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины «Управление социально-экономическим развитием муниципального образования» направлен на формирование следующих компетенций:

1. общекультурные компетенции:

способность к работе в коллективе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива (ОК-10);

владение навыками самостоятельной, творческой работы; умением организовать свой труд; способность порождать новые идеи, находить подходы к их реализации (ОК-16);

2. профессиональными компетенциями (ПК):

2.1. организационно-управленческая деятельность:

умение выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения по вопросам социально-экономического развития муниципального образования (ПК-3);

способность применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения в сфере управления социально-экономическим развитием на местном уровне (ПК-5);

умение оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов при управлении социально-экономическим развитием муниципального образования (ПК-7);

2.2. информационно-методическая деятельность:

умение определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции при анализе развития муниципального образования (ПК-16);

способность анализировать состояние систем и процессов социально-экономического развития муниципального образования при сопоставлении с передовым опытом в России и за рубежом (ПК-20);

знание и умение адаптировать зарубежный опыт управления социально-экономическим развитием муниципального образования к своей профессиональной деятельности (ПК-21);

умение применять количественные и качественные методы анализа при оценке социально-экономического развития муниципального образования (ПК-24);

способностью использовать современные методы управления проектом в сфере социально-экономического развития муниципального образования, направленные на своевременное получение качественных результатов, определение рисков и управление бюджетом (ПК-40);

наличием навыков разработки планово-проектной документации муниципального развития (ПК-43);

способностью оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия (результаты) осуществления программ социально-экономического развития муниципального образования (ПК-44);

В результате изучения дисциплины «Управление социально-экономическим развитием муниципального образования» обучающийся должен:

знать:

1. закономерности управления развитием социально-экономической системы территории

2. структуру экономики муниципального образования

3. основные показатели социально-экономического развития муниципального образования

4. основные методы управления социально-экономическими процессами на местном уровне

уметь:

1. оценивать уровень социально-экономического развития муниципального образования

2. разрабатывать управленческие решения по вопросам социально-экономического развития муниципального образования

3. оценивать эффективность деятельности органов муниципальной власти по управлению социально-экономическим развитием

владеть :

1. навыками анализа муниципальных программ социально-экономического развития

2. навыками самостоятельной работы по поиску и обработке информации при подготовке управленческих решений по вопросам социально-экономического развития муниципальных образований

2. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц, 252 часа.

Форма итоговой аттестации – экзамен в устной форме.

Наименование разделов и тем

Количество часов

Самостоят. работа

Всего часов по теме

Практич. занятия

(семинар-беседа)

Планирование социально-экономического развития

(творческое задание)

Частно - государственное партнерство как инструмент управления социально-экономическим развитием муниципального образования

(круглый стол)

Итого по дисциплине:

№ п/п

Наименование раздела/темы дисциплины

Основные элементы системы управления социально-экономическим развитием муниципального образования

Понятие социально-экономического развития. Показатели социально-экономического развития. Субъект и объект управления социально-экономическим развитием на местном уровне. Деятельность органов местного самоуправления . Система управления социально-экономическим развитием муниципального образования.

Экономическое развитие муниципального образования

Общие нормативно-правовые рамки управления социально-экономическим развитиям на местном уровне. Территориальная организация местного самоуправления. Финансовое обеспечение местного самоуправления. Управление муниципальной собственностью . Межмуниципальное хозяйственное сотрудничество. Вопросы комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

Социальная сфера как объект муниципального управления

Подходы к изучению социального развития. Круг вопросов социального развития. Методы оценки и индикаторы социального развития. Индекс развития человеческого потенциала. Качество жизни как показатель социального развития. Проблемы социального развития муниципальных образований в современной России.

Планирование социально-экономического развития муниципального образования

Планирование социально-экономического развития как часть управленческой деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в сфере планирования социально-экономического развития . Виды планирования социально-экономического развития. Основные этапы социально-экономического планирования. Оценка результатов реализации планов социально-экономического развития.

Муниципальные программы социально-экономического развития

Понятие программы социально-экономического развития. Программно-целевой метод. Виды программ социально-экономического развития. Структура программ. Требования к содержанию программ. Мониторинг и оценка муниципальных программ.

Муниципальная инвестиционная политика

Понятие инвестиций. Роль инвестиционной деятельности в социально-экономическом развитии муниципального образования. Виды инвестиций. Роль органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности. Муниципальная инвестиционная политика. Реализация муниципальной инвестиционной политики

Частно-государственное партнерство как инструмент управления социально-экономическим развитием муниципального образования

Понятие частно-государственного партнерства. Направления реализации частно-государственного партнерства и местном уровне. Институты развития территорий в рамках частно-государственного партнерства. Практика реализации инструментов частно-государственного партнерства в процессе управления социально-экономическим развитием муниципальных образований в России.

Проблемы социальной сферы и их решение на местном уровне

Регулирования рынка труда и безработицы . Развитие образования и здравоохранения. Управление развитием системы жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования. Демографические проблемы. Проблемы уровня и качества жизни.

3.3. План практических занятий

Семинар 1. Система управления социально-экономическим развитием муниципального образования (семинар-беседа )

Семинарское занятие проходит в форме беседы в ходе которой на основе теоретического материала и современных проблем развития муниципальных образований студенты и преподаватель обсуждают следующие вопросы:

1. Понятие социально-экономического развития. Показатели социально-экономического развития.

2. Субъект и объект управления социально-экономическим развитием на местном уровне.

3. Полномочия органов местного самоуправления.

Литература.

2. Управление развитием муниципальных образований (Стратегическое планирование. Территориальное планирование). Под общ. ред. М: АНХ, 2007.

3. Черная хозяйство. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

4. Бабун муниципального управления. СПб: Питер, 2012.

Семинар 2. Муниципальные программы социально-экономического развития (творческое задание)

1. Понятие программы социально-экономического развития. Программно-целевой метод.

2. Виды программ социально-экономического развития.

3. Структура программ. Требования к содержанию программ.

4. Мониторинг и оценка муниципальных программ.

Кроме изучения теоретического материала при подготовке к занятию студенты должны разделиться на группы по 5-7 человек. Каждая группа должна ознакомиться с текстом любой целевой программы муниципального уровня, действующей в настоящее время и принести текст на занятие. Во время занятия группе будет предложено творческое задание по анализу программного документа.

Литература.

1. Ильин экономика и основы регулирования территориального развития. Уфа: УГАТУ, 2012.

2. Серватинский инновационных технологий управления муниципалитетом: теория и методология. Красноярск: Сибирский гос. технологический ун-т, 2012.

3. Создание целостной системы управления развитием территории. Под общ. ред. М.: ИПУ РАН, 2011.

4. Щербина управление и территориальное планирование . М.: МГСУ, 2011.

Семинар 3. Частно-государственное партнерство как инструмент управления социально-экономическим развитием муниципального образования (круглый стол)

1. Понятие частно-государственного партнерства. Подходы к определению. Мнения отечественных и зарубежных авторов.

2. Направления реализации частно-государственного партнерства и местном уровне. Основные сферы.

3. Практика реализации инструментов частно-государственного партнерства в процессе управления социально-экономическим развитием муниципальных образований в России.

Во время занятия каждому из студентов будет предложено высказаться по обсуждаемым вопросам. В конце занятия студенты с помощью преподавателя постараются выявить основные проблемы ЧГП и сформулировать перспективы его применения в России.

Литература.

1. Муниципальное управление: энциклопедический словарь. Под общ. ред. , . М.: Изд-во РАГС, 2008.

2. Парахина управление. М.: КноРус, 2010.

4. Ильин экономика и основы регулирования территориального развития. Уфа: УГАТУ, 2012.

5. Торгашев развития города. М.: Спутник+ , 2012.

Семинар 4. Решение социальных проблем на местном уровне (круглый стол)

Вопросы для обсуждения на круглом столе:

1. Регулирования рынка труда и безработицы.

2. Развитие образования и здравоохранения.

3. Управление развитием системы жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования.

4. Демографические проблемы.

5. Проблемы повышения уровня и качества жизни.

Во время занятия каждому из студентов будет предложено высказаться по обсуждаемым вопросам. В конце занятия студенты с помощью преподавателя постараются выявить основные социальные проблемы развития муниципальных образований и сформулировать возможные перспективы их решения.

Литература.

1. Василенко и муниципальное управление. М.: Юрайт, 2012.

2. Государственная и муниципальная социальная политика. Под общ. ред. . М.: Кнорус, 2011.

3. Дурнев социально-экономических и политических процессов. М.: Изд. дом МЭИ, 2012.

4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

4.1. Контрольные работы и задания на межсессионный период

Выполнение студентом контрольной работы предполагает раскрытие набора предложенных тематических заданий варианта, с четким определением экономических терминов, с логико-аналитической и графической аргументацией.

Объем контрольной работы – 10-15 печатных листов. Ответ на вопрос дается после приведения его полной формулировки. На первом (титульном) листе указываются: название института, кафедры, изучаемый предмет, курс и группа студента, номер варианта. В конце работы прилагается список использованной литературы, ставятся личная подпись студента и дата написания.

Следует учесть, что использование статистического материала в контрольной работе в виде отдельных цифр, таблиц, графиков, диаграмм предполагает обязательное оформление библиографических ссылок на первоисточники.

Решение задач должно быть подробным, с приведением всех промежуточных расчетов, формул и пояснений к ним.

В конце решения задачи необходимо сделать выводы, раскрывающие экономическое содержание и значение исчисленных показателей. Задачи, представленные без расчетов и пояснений, считаются нерешенными.

Распределение вариантов по первой букве фамилии:

1 вариант: А – Д

2 вариант: Е – К

3 вариант: Л – О

4 вариант: П – Я

Задания для контрольных работ

Вариант 1.

Задание 1. Перечислите вопросы местного значения, относящиеся к управлению социально-экономическим развитием муниципального образования

Задание 2. Перечислите виды объектов муниципальной собственности и укажите для каждого вида критерии эффективности их использования.

Задание 3.

Задание 4. Охарактеризуйте инвестиционную политику любого муниципального образования.

Вариант 2.

Задание 1. Составьте схему муниципальных органов, ответственных за социально-экономическое развитие территории, охарактеризуйте компетенцию каждого органа и приведите пример.

Задание 2. Раскройте содержание термина «устойчивое развитие территории». Из каких составляющих складывается устойчивое развитие? В чем отличие терминов «устойчивое развитие» и «комплексное социально-экономическое развитие»?

Задание 3. Рассчитайте индекс развития человеческого потенциала для любого муниципального образования. Если при расчетах вы столкнетесь с отсутствием необходимой стат. информации, то можно взять значение показателя по региону или вашу оценку данного показателя (с соответствующим обоснованием такой оценки). Исходные данные должны приводиться со ссылкой на источник информации.

Все промежуточные расчеты должны быть приведены и прокомментированы. О чем свидетельствует полученное вами значение индекса?

Задание 4. Приведите примеры частно-государственного партнёрства для любого муниципального образования. Оцените эффективность применения данного инструмента.

Вариант 3.

Задание 1. Приведите классификацию показателей социально-экономического развития муниципального образования.

Задание 2. Перечислите направления межмуниципального хозяйственного сотрудничества. Перечислите инструменты регулирования такого сотрудничества со стороны местных органов власти. Какие критерии эффективности применения этих инструментов вы можете предложить?

Задание 3. Рассчитайте индекс развития человеческого потенциала для любого муниципального образования. Если при расчетах вы столкнетесь с отсутствием необходимой стат. информации, то можно взять значение показателя по региону или вашу оценку данного показателя (с соответствующим обоснованием такой оценки). Исходные данные должны приводиться со ссылкой на источник информации.

Все промежуточные расчеты должны быть приведены и прокомментированы. О чем свидетельствует полученное вами значение индекса?

Задание 4. Охарактеризуйте управления развитием жилищно-коммунального хозяйства для любого муниципального образования.

Вариант 4.

Задание 1. Выделите параметры социально-экономического развития муниципального образования

А) определяемые внутренними факторами (в т. ч. результатами деятельности органов местного самоуправления)

Б) определяемые внешними факторами (укажите какими)

Задание 2. Перечислите приоритетные направления экономического развития муниципального образования. Оцените каждое из них на примере любого муниципального образования.

Задание 3. Рассчитайте индекс развития человеческого потенциала для любого муниципального образования. Если при расчетах вы столкнетесь с отсутствием необходимой стат. информации, то можно взять значение показателя по региону или вашу оценку данного показателя (с соответствующим обоснованием такой оценки). Исходные данные должны приводиться со ссылкой на источник информации.

Все промежуточные расчеты должны быть приведены и прокомментированы. О чем свидетельствует полученное вами значение индекса?

Задание 4. Охарактеризуйте основные проблемы развития образования и здравоохранения для любого муниципального образования. Какие меры со стороны местной власти могли бы улучшить ситуацию?

4.2. Темы для самостоятельного изучения и контрольные мероприятия.

На самостоятельное изучение выносятся следующие темы:

1. Экономическое развитие муниципального образования

2. Муниципальная инвестиционная политика

3. Частно-государственное партнерство как инструмент управления социально-экономическим развитием муниципального образования

4. Проблемы социальной сферы и их решение на местном уровне

Форма контроля самостоятельной работы – тестирование.

2. Составить краткий конспект прочитанного, максимально используя графические элементы и схемы.

3. Ответить на вопросы в конце соответствующей главы учебника.

4. Если при ответах на вопросы возникли затруднения – обратиться к соответствующему материалу для повторения.

5. СИСТЕМА ОЦЕНКИ

Контрольная работа, выполняемая в межсеместровый период, оценивается по шкале «зачет» / «не зачет». Для получения оценки «зачет» необходимо успешно выполнить три из четырех заданий контрольной работы. Студенты, получившие за контрольную работу «не зачет» до экзамена не допускаются.

Практическая работа на семинарских занятиях служит для более глубокого усвоения учебного материала и отдельно не оценивается.

Итоговая форма контроля – экзамен в устной форме.

6. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Виды планирования социально-экономического развития.

2. Виды программ социально-экономического развития. Структура программ. Требования к содержанию программ.

3. Вопросы комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

5. Качество жизни как показатель социального развития.

6. Межмуниципальное хозяйственное сотрудничество.

7. Методы оценки и индикаторы социального развития.

8. Мониторинг и оценка муниципальных программ.

9. Муниципальная инвестиционная политика.

10. Нормативно-правовые рамки управления социально-экономическим развитиям на местном уровне.

11. Основные этапы социально-экономического планирования.

12. Оценка результатов реализации планов социально-экономического развития.

13. Планирование социально-экономического развития как часть управленческой деятельности.

14. Подходы к изучению социального развития.

15. Показатели социально-экономического развития муниципального образования.

16. Полномочия органов местного самоуправления в сфере планирования социально-экономического развития.

17. Понятие программы социально-экономического развития. Программно-целевой метод.

18. Понятие социально-экономического развития муниципального образования.

19. Понятие частно-государственного партнерства. Направления реализации частно-государственного партнерства и местном уровне.

20. Практика реализации инструментов частно-государственного партнерства в процессе управления социально-экономическим развитием муниципальных образований в России.

21. Проблемы социального развития муниципальных образований в современной России.

22. Проблемы уровня и качества жизни населения в муниципальном образовании и способы их решения на местном уровне.

23. Развитие образования и здравоохранения в муниципальном образовании.

24. Регулирования рынка труда и безработицы на местном уровне.

25. Роль инвестиционной деятельности в социально-экономическом развитии муниципального образования.

26. Система управления социально-экономическим развитием муниципального образования.

27. Субъект и объект управления социально-экономическим развитием на местном уровне.

28. Управление муниципальной собственностью.

29. Управление развитием системы жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования.

30. Финансовое обеспечение местного самоуправления.

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) основная литература:

1. Бабун муниципального управления. СПб: Питер, 2012.

2. Василенко и муниципальное управление. М.: Юрайт, 2012.

3. Государственная и муниципальная социальная политика. Под общ. ред. . М.: Кнорус, 2011.

4. Дурнев социально-экономических и политических процессов. М.: Изд. дом МЭИ, 2012.

5. Ильин экономика и основы регулирования территориального развития. Уфа: УГАТУ, 2012.

6. Мирзалиева и муниципальное управление. Государственное и муниципальное управление в социальной сфере. Система муниципального управления. Экономика муниципального хозяйства. М.: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2012.

7. Муниципальное управление: энциклопедический словарь. Под общ. ред. , . М.: Изд-во РАГС, 2008.

8. Парахина управление. М.: КноРус, 2010.

9. Серватинский инновационных технологий управления муниципалитетом: теория и методология. Красноярск: Сибирский гос. технологический ун-т, 2012.

10. Создание целостной системы управления развитием территории. Под общ. ред. М.: ИПУ РАН, 2011.

11. Торгашев развития города. М.: Спутник+ , 2012.

12. Управление развитием муниципальных образований (Стратегическое планирование. Территориальное планирование). Под общ. ред. М: АНХ, 2007.

13. Черная хозяйство. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

14. Щербина управление и территориальное планирование. М.: МГСУ, 2011.

б) дополнительная литература:

1. , Власова. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2006.

2. Воронин хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. М.: Финансы и статистика, 2002.

3. Гневко и муниципальное управление. Менеджмент территорий и отраслей. СПб.: Изд-во ИУЭ, 2001.

4. Государственное и муниципальное управление. М.: Магистр, 1997.

5. , Макашева управление. М.: ЮНИТИ, 2003.

6. Кокорин финансово-экономических основ местного самоуправления. Шадринск: Исеть, 2000.

7. Планирование в городском самоуправлении. Сборник статей. Обнинск: Библиотека муниципалитета, 1997.

8. кономика города. М.: Инфра-М, 2002.

9. Уткин и муниципальное управление. М.: ЭКМОС, 2003.

10. Фалмер нциклопедия современного управления. Т. 1: Основы управления. Планирование как функция управления. М.: ВИПКэнерго, 1992.

11. Чиркин и муниципальное управление. М.: Юристъ, 2004.

12. Шумянкова управление. М.: Экзамен, 2004.

8. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ

1. Управление экономическим развитием муниципального образования (на примере …)

2. Стратегическое управление городским социально-экономическим развитием (на примере …)

3. Управление социальным развитием муниципального образования (на примере …)

4. Программно-целевое управление развитием муниципального образования (на примере …)

5. Оценка эффективности управления муниципальной собственностью (на примере …)

6. Управление конкурентоспособностью муниципального образования (на примере …)

7. Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования (на примере …)

8. Особенности управления социально-экономическим развитием северных городов

9. Особенности управления социально-экономическим развитием моноспециализированного города

10. Частно-государственное партнерство как инструмент городского развития

11. Реализация муниципальной инвестиционной политики (на примере …)

Вопросы для самостоятельной подготовки:

    Сущность и содержание социально-экономического развития муниципального образования.

    Основной потенциал социально-экономического развития муниципального образования.

    Система показателей оценки уровня социально-экономического развития муниципального образования.

Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований

Прежде чем говорить о социально-экономическом развитии муниципальных образований, нужно определить компетенцию органов местного самоуправления в данной сфере. В общем случае объем компетенции, прав и обязанностей местного самоуправления определяется действующим законодательством, обычным правом (сложившейся традицией) и инициативой органов местного самоуправления. Необходимо разделять предметы ведения (перечень вопросов местного значения) и полномочия местного самоуправления.

Попытаемся выделить те вопросы, которые обычно относятся к предметам ведения местного самоуправления: Основное благоустройство (территория и земельное хозяйство, планировка и перепланировка территории, строительство общественных и частных зданий, озеленение, создание и эксплуатация жилищного фонда).

Установив перечень предметов ведения, можно определить и те права, которыми должно обладать местное самоуправление для реализации возложенных на него обязанностей. Право юридического лица, дающее возможность заключать договоры и контракты, приобретать и отчуждать имущество, выступать в качестве истца и ответчика в суде, совершать другие юридически значимые действия.

Право распоряжения муниципальным имуществом, в частности установление арендной платы в отношении муниципальной собственности, перечня неотчуждаемых объектов, создание на основе муниципальной собственности муниципальных предприятий и т.д. Право управления муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями. Право установления местных налогов и сборов и распоряжения муниципальными финансами.

Право установления цен на товары и услуги, производимые муниципальными предприятиями. Право принудительного отчуждения (выкупа) частного имущества, что особо важно при планировке и перепланировке города. Речь также может идти о муниципализации общественно значимых предприятий.

Право принуждения, осуществление которого возможно при наличии принудительной силы, что требует предоставления местному самоуправлению права содержать муниципальную полицию (милицию), которая при необходимости может подразделяться на полицию общественной безопасности, санитарную, экологическую и т. д.

Определившись с компетенцией органов местного самоуправления, перейдем непосредственно к вопросу социально-экономического развития муниципальных образований

Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” отнесено к полномочиям местного самоуправления. Под комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования понимается управляемый процесс изменений в различных сферах жизни муниципального образования, направленный на достижение определенного уровня развития социальной (включая духовную) и экономической сфер на территории муниципального образования, с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения коллективных потребностей населения и интересов государства. В данном направлении осуществляются следующие действия: утверждаются и реализуются местные целевые программы, даются муниципальные заказы, согласовываются формы участия предприятий и организаций в развитии муниципального образования, заключаются договоры и т.д.

Под управлением комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования понимается управление взаимно согласованными программами (проектами) развития всех сфер жизнедеятельности муниципального образования, согласованными по ресурсам, срокам в соответствии с принятыми населением приоритетами, а также принятыми к исполнению на основе договоров или по закону федеральными и региональными программами развития. Рассмотрим структуру концепции социально-экономического развития муниципального образования.

Структура концепции обусловлена системой целей и задач социально-экономического развития муниципального образования, включает несколько разделов:

1.Стартовые условия и оценка исходной социально-экономической ситуации

2.Стратегические цели и приоритеты социально-экономического развития

3.Основные направления реализации стратегических цепей

4.Подпрограммы

5.Механизмы реализации

Для этих разделов характерно следующее содержание.

1.При анализе стартовых условии и оценке исходной социально-экономической ситуации прежде всего рассматривается имеющаяся информация о социально-экономической ситуации и концепции развития страны и региона, без чего разработка реального стратегического плана развития отдельного муниципального образования невозможна.

Затем рассматриваются роль и место данного муниципального образования в стране и регионе, особенности его социально-экономического положения, предпосылки и условия развития. Объем и задачи анализа были рассмотрены выше.

2.При разработке стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития рассматривается вопрос стратегического выбора пути развития муниципального образования. Две крайних позиции в этом вопросе могут быть следующими:

а) сохранение существующего направления развития (инерционная стратегия);

б) полная смена приоритетов и структурная перестройка экономики муниципального образования (инновационная стратегия).

В действительности, скорее всего, потребуется сочетание обеих этих стратегий в разных пропорциях в зависимости от конкретных условий. С учетом этого должны быть определены основные цели и задачи перспективного развития. Они должны носить вариантный характер и учитывать возможные сценарии развития государства в целом, его экономической политики и политики субъекта РФ. Чаще всего рассматриваются три сценария: оптимистический, пессимистический и наиболее реалистический (средний).

Стратегический выбор -- самый ответственный момент в разработке концепции и стратегического плана, поскольку он предопределяет все остальные решения.

3.Раздел «Основные направления реализации стратегических целей» включает следующие подразделы:

а) развитие и структурная перестройка промышленного потенциала территории;

б) формирование и развитие элементов инфраструктуры рыночной экономики;

в) социальная политика;

г) обустройство территории -- градостроительство, благоустройство, развитие инженерной инфраструктуры и всех отраслей городского хозяйства;

д) экологическая политика;

е) развитие человеческого потенциала территории;

ж) совершенствование организации и деятельности муниципальной власти.

4.Подпрограммы.

В составе концепции пли стратегического плана могут быть выделены подпрограммы (целевые программы) по отдельным проблемам, например, «Жилище», «Социальная защита», «Здравоохранение» и т.п. Вопросы разработки муниципальных целевых программ рассматриваются в следующем разделе настоящей главы.

На основе обшей концепции развития органы местного самоуправления принимают ряд других программных документов: программы приватизации, генеральные планы, планы планировки и застройки населенных пунктов и др.

5. Механизм реализации концепция социально-экономического развития

В этом разделе должны быть рассмотрены:

Формы государственной и муниципальной поддержки выполнения намеченной стратегии;

Источники и финансовые механизмы реализации намеченной стратегии (оценить сводный баланс финансовых ресурсов территории, рассмотреть варианты финансирования предстоящих расходов, включая самофинансирование, внутренние и внешние инвестиции, привлечение средств вышестоящих бюджетов, средств населения, займы, кредиты и т.д.);

Механизмы совершенствования системы муниципального управления (привлечение граждан к принятию управленческих решений, развитие информационных технологий управления, переподготовка муниципальных кадров и т.д.)



Кадры