Профессия "дизайнер". Российский психолог Владимир Дружинин: «У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения, навыки и своеобразные "детские" черты во взглядах на окружающу

Что такое дизайн, и чем занимается дизайнер?

Если бы дизайн был спортом, он стал бы десятиборьем . Дизайн имеет много граней: это композиция, типографика, колористика, концепция, брендинг, маркетинг и социальные коммуникации. Настоящий дизайнер видит и понимает отношения цветов и оттенков, пространства и формы, способен разобраться в иерархии частей проекта и его общей композиции. Управляя визуальными элементами, дизайнер может выразить главную идею в форме, понятной для целевой аудитории. Графический дизайн выступает в роли передатчика информации визуальным способом.

Многие считают, что для того, чтобы считаться дизайнером, достаточно изучить пакет графических программ, среди которых Photoshop , Illustrator , Corel Draw и множество других. Несомненно, чем больше таких редакторов знает дизайнер, тем больше возможностей открывается перед ним. Но пользоваться Photoshop сегодня более-менее умеют даже школьники, и это не означает, что они причастны к дизайну. Развитые способности к творческому мышлению и умение грамотно строить процесс - основа дизайнерской профессии.


Дизайн как коллективное творчество, vision, работа мысли и способность увидеть оригинальную идею в обыденных вещах, создать ритм и гармонию. Иллюстрация: проект, реализованный агентством Forsman & Bodenfors для кулинарной книги IKEA «Домашнее лучше всего » («Homemade Is Best»). Арт-директоры: Стефан Ламм (Staffan Lamm) и Кристофер Персон (Christoffer Persson), Фотограф: Карл Кляйнер (Carl Kleiner), Mink Mgmt


Творческие люди умеют эффективно оперировать противоречивой и неоднозначной информацией. Российский психолог Владимир Дружинин дал интересное определение: «У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения, навыки и своеобразные "детские" черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках».

Если бы дизайн был спортом, он стал бы десятиборьем. Дизайнер - одновременно психолог, маркетолог, визионер и т. д.

Дизайн - деятельность, направленная на решение задачи . Причем такой задачи, которая не может иметь единственного правильного решения. Одни решения более «правильные», другие - менее, но эта «правильность» зависит от видения, которое вкладывается в процесс создания дизайна. Дизайн-проект способен воздействовать на человека: пробудить ассоциации, вызвать различные эмоции, натолкнуть на определенные мысли и умозаключения. Его цель - вызвать у покупателя огромное желание стать обладателем товара: съесть именно эту шоколадку, прочесть именно эту книгу или воспользоваться именно этой пароваркой. Дизайн обложки и упаковки, самого продукта или его рекламы убеждает человека в том, что его жизнь без этой покупки будет неполной. А чтобы это произошло, дизайнеру потребуется время, целостное видение продукта и некоторая свобода идей, чтобы создать такую концепцию, которая позволит проникнуть в центр мозга или сердца потребителя.

Дизайн - это и созидание по теории малых дел, повседневное искусство : многие из нас отмечали, к примеру, в путешествиях по Европе, что даже такие мелочи, как элегантные навесы-маркизы и вывески с модными шрифтами преображают улицы и создают культуру среды. Или возьмем феномен графического медиа-дизайна: именно он делает журналы и сайты культовыми, даже арт-объектами, придает контенту актуальность, ассоциирует медиа с самоощущением аудитории и определенной субкультурой.

Есть два основных подхода к дизайну: каждый дизайнер и клиент выбирает тот, который ему ближе, и каждый подход имеет свои преимущества и недостатки.

  1. Клиентоориентированость: угадать и угодить. Выполняя конкретный заказ, дизайнер предугадывает желания клиента и материализовывает их. В этом случае он продает не свой индивидуальный стиль, а тот, который нравится заказчику. В рамках этой концепции дизайнер, работая со шрифтами, макетами и композициями, действует достаточно осторожно, чтобы воплотить в жизнь мечту клиента. Дизайнер, выполняющий заказ, находится в постоянном поиске золотой середины между «грамотно» и «красиво», причем и с точки зрения дизайна, и с точки зрения целей клиента.
  2. Дизайн как современное «быстрое искусство». Этот подход ориентирован, скорее, не на ожидания клиента, а на визуальный и маркетинговый wow -эффект, который генерирует фантазия дизайнера, его арт-концепция. Дизайн, разработанный в рамках этой концепции, менее утилитарен, но именно он способен создать мем и тенденцию, вдохнуть в продукт точную идею, о которой может не знать и сам производитель, выстроить «легенду» продукту и бренду. Обычно этот подход выбирает клиент, который открыт для экспериментов, осознает, что он идет к дизайнеру за оригинальной концепцией и выбрал дизайнера по индивидуальному стилю, представленному в портфолио.

Дизайн как современное искусство. Работа дизайнера и 3D -художника Криса ЛаБруй (Chris LaBrooy )

Дизайн-мышление

Общество активно развивается, и перед профессионалами в любой сфере возникают задачи, связанные с поиском нестандартных подходов к решению задач. Что требует современный рынок? Востребованный и передовой продукт, созданный с помощью творческого подхода к процессу. И только тот, кто умеет обеспечить креативное решение поставленной задачи, конкурентоспособен. Дизайн как сфера деятельности почти не имеет границ - он окружает нас и требуется во всех областях . Успешные дизайн-проекты проникают в эмоции, чувства и мысли потребителя, в суть материалов и современных технологий. Одновременно грамотный дизайнер всегда ориентируется на социальные и экономические перемены в обществе, улавливает тенденции и старается спрогнозировать будущее.

Российский психолог Владимир Дружинин: «У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения, навыки и своеобразные "детские" черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках».

В основе классического дизайн-образования лежит умение решать важные визуальные задачи: чувствовать текстуры и материалы, формы и цвета, пространство и композицию, видеть мир вещей в ритмическом и колористическом отражении, в плоскости и пространстве. Для профессионального успеха специалисту по дизайну любого направления необходимо особенное мышление. Что это означает? Говоря о креативности, обычно выделяют несколько компонентов, из которых она состоит:

  • активность и оригинальность мышления;
  • интерес к сложным задачам и парадоксам;
  • чувство прекрасного;
  • развитое воображение;
  • умение сконцентрироваться на главном и внимание к деталям;
  • повышенная чувствительность, эмпатия;
  • способность мыслить четко, концепциями;
  • чувство юмора и остроумие;
  • независимость суждений.

Американский психолог Джой Пол Гилфорд разделил мыслительные способности человека на конвергентные , когда мозг концентрируется на поиске основного решения, и дивергентные - те, которые и называют креативностью, то есть умением находить множество разнообразных решений одной задачи.

Не так давно появилось особое понятие - дизайн-мышление . Это методика, которая используется для создания инноваций и поиска оригинальных решений в разных сферах. Чаще всего, термин употребляют, говоря о разработке новых продуктов, но в действительности, область применения дизайн-мышления намного обширнее. Его можно использовать во всех случаях, когда необходимо решить какую-либо проблему, связанную с людьми, или скомбинировать знания из разных областей. Основной элемент методики дизайн-мышления - это проникновение в самую суть проблемы и внимательное наблюдение . Специалисты Стэндфордской школы дизайна разделили процесс дизайн-мышления на несколько этапов.


Эмпатия

В основе процесса дизайна, ориентированного на людей, лежит эмпатия , то есть способность представить себя на месте другого человека, умение сопереживать и сочувствовать. Долгое время продукт или услуга сначала создавались, а уже потом производители силами рекламистов и маркетологов пытались убедить потребителей, что они нуждаются в данном товаре. Сегодня такой подход считается устаревшим, и дизайн-мышление направлено как раз на то, чтобы проектировать продукты для тех, кто будет ими пользоваться. Режим эмпатии подразумевает и изучение поведения целевой аудитории: в контексте определенной задачи необходимо понять, что важно для тех или иных потребителей, как они воспринимают мир, в чем нуждаются эмоционально и физически и почему ведут себя именно так.

В основе дизайна, ориентированного на людей, лежит эмпатия, то есть способность представить себя на месте другого человека, умение сопереживать и сочувствовать.

Что дает такой подход? Дизайн - это решение определенных проблем и задач, и они являются частью аудитории, для которой создается продукт. И чтобы проект стал успешным, дизайнерской группе важно проникнуться сопереживанием потенциальным потребителям, попытаться мыслить и чувствовать, как они. Наблюдение за людьми - отличный способ разработать то, что нужно этим людям. Успешный дизайн основан на глубоком понимании мировоззрения потребителей, а режим эмпатии позволяет взглянуть на задачу с их стороны. Что делает дизайнер в «фазе эмпатии»? Наблюдает, беседует, слушает и еще раз наблюдает.

Одним из самых эффективных инструментов дизайнера является составление карты эмпатии . Она помогает подвергнуть синтезу все полученные наблюдения и получить интересные, а иногда и неожиданные, инсайты (инсайт - это внезапное осознание проблемы, озарение, догадка). Для создания эмпатической карты доска делится на 4 части, каждая из которых наполняется заметками об особенностях пользователя. Сюда входят видео- и аудиоматериалы, записи, то есть вся информация, добытая в режиме эмпатии. Каждый квадрант доски отвечает на конкретный вопрос:

  • Что говорил пользователь?
  • Каково было его поведение?
  • Что человек мог думать?
  • Какие эмоции по отношению к определенной теме были замечены в процессе интервью и наблюдений?

С помощью ответов на эти вопросы определяются потребности пользователя. Его действия и желания очень важно выразить глаголом.


Фокусировка

Следующий этап процесса дизайн-мышления - фокусировка . В этом режиме выявляется четкая концепция проекта. Дизайнер собирает воедино все, что услышал и увидел, и старается составить из полученной информации цельную картину, в которой необходимо определить самое важное. На этапе фокусировки дизайнер делает выводы, опираясь на сведения, собранные в режиме эмпатии, и создает именно ту концепцию, которая будет реализована в проекте. Фокусировка - это глубокое осмысление того, что добыто в процессе наблюдений. Определив вызов, который бросает ему необходимость разработки конкретного проекта, дизайнер переходит к следующей стадии - генерации идей.


Генерация идей

Все действия этого этапа направлены на то, чтобы найти решения для того вызова, той задачи, которая была определена. В процессе генерации идей эмоции сочетаются с рациональностью, а сознание с подсознательными мыслями, ведь на данном этапе крайне важно сгенерировать весь спектр возможностей, а не придумать одну правильную идею. Для поиска идей дизайнеры используют мозговые штурмы, скетчи, составление интеллектуальных карт или построение макета. Любой способ хорош, главное помнить, что генерация идей должна быть четко отделена от их оценки. Только при таком условии воображение может быть безграничным.


Дизайн как умение простыми средствами выразить «личность» бренда. Работа дизайнера Дэвида Лопеса (David López)


Создание прототипов

Этап, следующий за генерацией идей, - режим создания прототипов , подразумевающий разработку макетов, которые подводят к финальному решению. Прототип выражается различными средствами, например, при помощи сценария или ролевой игры. Отбор идей для создания прототипов проводится одним из трех способов:

  1. Каждый член команды выбирает 3 идеи, которые ему больше всего по душе.
  2. Команда называет по 1-2 идеи в каждой из 4 категорий: самая рациональная, самая невероятная, самая привлекательная и самая подходящая для пользователя.
  3. Дизайнеры отбирают те идеи, которые им хочется попробовать в режиме прототипирования.


Тестирование

Создание прототипов протекает неотделимо от режима тестирования . Тестирование предлагает возможность получить больше сведений о пользовании и одновременно лучше узнать свое решение. Проектируя прототип, нужно постоянно думать о том, каким образом пользователи будут его тестировать. В процессе аудитория способна обеспечить дизайнера/команду ценной информацией о том, что и почему не нравится в предложенных решениях. На этапе тестирования дизайнер должен быть сфокусирован на том, что он еще не узнал о той проблеме, решение которой необходимо найти. Режим тестирования - прекрасная возможность усовершенствовать первоначальные идеи. Для того чтобы еще больше проникнуться мыслями и чувствами пользователя, дизайнеры предлагают им:

  • Нарисовать свои мысли (например, набросать рисунок того, как пользователь настраивается на работу, или изобразить свои мысли о том, как потратить деньги наилучшим способом).
  • Сыграть в игру с помощью предварительно сделанных карточек. Пользователь играет по правилам, которые придумал дизайнер, - и это помогает узнать его лучше.
  • Оказаться в смоделированной ситуации. К примеру, вы разрабатываете приложение, позволяющее школьникам учить уроки в дороге. Прокатите своего ребенка (или знакомого ученика) в автомобиле, и посмотрите: реально ли делать уроки в дороге, и если да, то каким образом.


Иллюстрация: J ordanhill School D&T Dept

Создавая прототипы и тестируя их, следует придерживаться рекомендаций, составленных стэндфордскими специалистами:

  • Начинайте создавать прототипы даже тогда, когда вы еще не имеете четких представлений о том, что делаете. Хватайте нужные материалы (бумагу, скотч, маркер) - и вперед! Даже процесс поиска этих самых материалов уже является началом действий.
  • Сконцентрируйтесь на мыслях о пользователе. Что бы вы хотели с ним протестировать? Какую реакцию ожидаете от него?
  • Не задерживайтесь подолгу на одном прототипе. Переходите к созданию следующего задолго до того, как этот покажется вам идеальным.
  • Одному прототипу соответствует один вопрос. Вся концепция должна быть разделена на части, каждой из которых будет соответствовать свой прототип.
  • Помните, что процесс тестирования цикличен: создание инноваций только начинается тогда, когда заканчивается ваше первое тестирование.

Когда идеальное решение найдено, необходимо его грамотно презентовать. Иначе о ваших уникальных разработках мало кто узнает. Тем, у кого публичные выступления вызывают приступы паники, помогут советы специалистов-практиков . А тем, кто хочет быстро и доходчиво объяснить суть своей идеи потенциальным покупателям, пригодится материал «Визуальная библиотека предпринимателя».


Дизайн как метод преображения среды. Работа дизайнера Фабио Сассо Fabio Sasso

Методика, предложенная Стэндфордскими специалистами по дизайну, - только макет. В процессе работы каждый дизайнер может приспосабливать ее под свои нужды, работая так, как ему удобно. Главное правило: не зацикливаться на процессах разработки и оставаться креативным.

Основное отличие дизайна от того, что под ним понимают непрофессионалы, состоит в следующем: дизайн не заканчивается на внешности. Узнайте все особенности профессии: где пройти обучение, как и куда устроиться на работу, особенности рабочего процесса, востребованность на рынке труда и многое другое.

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

Дизайнер - профессия серьезная, сложная и бесконечно интересная.

Конструкции для потребителя

Основное отличие дизайна от того, что под ним понимают непрофессионалы, состоит в следующем: дизайн не заканчивается на внешности. Возьмем облик человека: за ним скрыт сложный организм с мыслями и чувствами. Вот и глядя на результат дизайнерского труда, профан видит лишь картинку, дизайнер – тонну работы за ней.

Чем занимается дизайнер?

Дизайнер конструирует. Он конструирует мир для пользователя – удобный и симпатичный. Он знает, что сконструировано хорошо, а что плохо. Кому-то ведь нужно это решать. Представьте себе, что этот кто-то смотрит на чертежи космического корабля, трогает проводки, сидит в креслах, надевает скафандры, дышит кислородом – и ставит свою подпись: «Проверено. Одобрено. Всё хорошо, удобно и безопасно». Этот человек мыслит как дизайнер. Основная задача профессионала – перевоплотиться в того, кому адресован дизайн, и решить, что для него хорошо, а что плохо.

Все ждут от дизайнера красоты, стиля, легкости, энергичности – понимая под этим картинку, нарисованную потребителю на упаковке телевизора. Но что же на самом деле делает дизайнер упаковки? Он делает инструмент для хранения товара. По сути, любой предмет дизайна – инструмент. Если инструмент бесполезен – значит, дизайн тут даже не пробегал. Коробка для хранения товара должна быть красивой и привлекать внимание; быть удобной для хранения на складе, в магазине, дома; комфортной при переноске; на ней должны быть читаемые и удобные обозначения для быстрого поиска на складе и по каталогу. Получится ли упаковка легкой? Не много ли места она займет для перевозки в контейнере с другого края света? Можно ли сэкономить на этом? Не размокнет ли она, если вы понесете ее под дождем? Каково это – сложить в нее товар, достать, сложить снова? Сколько материала уйдет на ее изготовление? Насколько дорогой, экологичный и технологичный этот материал? Насколько он привлекателен? Может, это будет инновационный полимер или картон, без изображения и надписей? Трудоемко ли изготовление упаковки из такого материала? Сколько времени и денег на это уйдет? Перерабатываема ли такая упаковка?

Получите востребованную профессию

UI-дизайнер

Освойте дизайнерскую профессию, входящую в топ-10 самых востребованных в России . Формирование интерфейса: от поиска идей до реализации. Иерархия дизайн-проекта: от создания композиции, построения типографики и модульной сетки до единого визуального стиля.

подробнее >

UX-дизайнер

Изучение пользовательской аудитории и ее потребностей. Создание интерфейса, который улучшает пользовательский опыт. Проектирование и прототипирование интерфейсных решений на основе исследований. Формирование целостного понимания продукта.

подробнее >

Проектирование интерфейсов

Основные элементы пользовательского интерфейса, психофизиология восприятия, сбор и анализ данных, UX и UI дизайн, Customer Journey Mapping, инструменты проектирования, оценка качества пользовательских интерфейсов, работа в группах на воркшопах.

подробнее >

Веб-дизайнер

Инструменты работы веб-дизайнера, модульные сетки, проектирование и прототипирование, адаптивный дизайн и подготовка макетов к верстке, композиция, цвет, типографика и визуальная иерархия в веб-дизайне, системы ведения проектов, презентация работ и подготовка портфолио.

подробнее >

Дизайнер отвечает себе на миллион вопросов, принимает массу решений, предусматривает всё. Если ему думать только о красоте, он не сделает хорошей вещи – а именно этим он и занимается: дизайнер создает хорошие вещи. Много вещей. Каждый день. Он принимает решение: как завтра доберутся люди до работы? Спасут ли больного? Продаст ли «Эппл» свой новый ноутбук биллионным тиражом? Узнают ли все с утра, что перевели часы? Не пора ли модифицировать светофоры, чтобы спасти десятки жизней на коварном перекрестке? А может, ваш тостер завтра будет рассказывать вам новости и напоминать взять зонтик?

Повторюсь и готов сотню раз повториться: дизайн – не искусство, не картинка, не внешность. Дизайнер создает прочную конструкцию, каркас. Каждая следующая работа – новая задача, интересная и сложная.

Решение этой задачи – ваша обязанность. Вы можете пригласить в помощь иллюстратора, фотографа, программиста или психолога, а можете сделать всё сами. Вы можете сделать книжную обложку невероятно привлекательной или революционно удобной, вы можете изобрести велосипед ценой в доллар или сделать его неожиданной формы – но вы должны сделать обложку и вы должны сделать велосипед. Каким инструментом вы воспользуетесь – математическим умом или чувствами и вкусом, – это уже ваше дело.

Промышленный и графический дизайн

Индустриальный, или промышленный дизайн (промдизайн) – одно из самых интересных направлений в профессии. Создать новую вещь – твою собственную – и выпустить ее по всему миру; сделать ее дешевой, прочной, экономичной, экологичной, красивой и максимально удобной – вот задачи промдизайнера. Автомобиль, пылесос и даже канцелярская скрепка, то есть продукты промышленности – это и есть дело жизни промдизайнера.

Работа графического дизайнера подчас скучнее, зато разнообразна. И в ней, в отличие от промдизайна, легче может проявить себя человек одушевленный – соблюдая несложные технические правила, он получит в руки полную свободу действий. Дизайнер-график создает массу всего: упаковку, печатную и интернет-рекламу, логотипы и фирменные стили, вебсайты, журналы и книги, обложки компакт-дисков и DVD, системы навигации (указатели) и инфографику (схемы и графики), презентации и рекламные буклеты, газеты, даже интерфейсы компьютерных игр. Чем не занимается дизайнер-график: он не рисует (на это есть иллюстраторы), не пишет слоганы и пресс-релизы (это задача копирайтера), не занимается бизнес-планами и продажами (это прерогатива менеджера), не чинит и не обслуживает компьютеры (тут царят системные администраторы), не снимает кино (это делают операторы и режиссеры), не программирует сайты (за это отвечают вебмейкеры), не размещает рекламу (на это существуют менеджеры по рекламе). Все эти навыки полезны и иногда применимы по воле дизайнера, если это ему выгодно в конкретном случае. Однако навязать их ему не имеют права.

Дизайнер не рисует – а должен ли вообще дизайнер уметь рисовать? Отвечу вопросом на вопрос: а нужно ли врачу знать анатомию? Дизайн существует в визуальных категориях, умение рисовать – единственный способ понять изнутри процессы создания визуального пространства. Речь не идет о высоком художественном мастерстве: дизайнер – художник лишь отчасти. Навыки рисовальщика как раз и являются этой самой частью. Бойкости самоучки здесь недостаточно, однако и художественная школа мало чем поможет. Вузовское образование или частные уроки дадут гораздо более высокое качество рисунка, тем самым приближая вас к пониманию вашей будущей работы. Практика рисования разовьет чувство формы, света, цвета, пропорций, композиции – а также привьет навыки работы с материалом и будет способствовать воспитанию художественного вкуса. Умение рисовать пригодится в разной степени в различных областях графического дизайна; что до промышленного и технического, дизайна одежды и интерьера, иллюстрации, фотографии, трехмерной графики и визуализации – навыки рисовальщика необходимы непосредственно. Дизайн не рисунок, для художников есть академии художеств, но списывать в утиль рукодельное мастерство не стоит: японцы, поляки, иранцы - все дизайнеры ручного труда и все в почете. Сам рисунок - лишь инструмент в ряду других; можно выбрать его, а можно и не выбирать. Главное - не ставить его впереди сути дизайнерской задачи.

Заказы и деньги

Поверхностное отношение к специальности и русское «сам себе дизайнер», распространенное среди заказчиков, сбивает цены. Поэтому компании часто нанимают самоучек-неумех, которые создают стодолларовые «шедевры». Те самые, которые мы видим на вывесках, в журналах, в упаковке, в рекламе – везде. Ведь это всё кто-то делал. Кто-то, кто считает себя дизайнером. Низкая квалификация не редкость. Чтобы стать дизайнером, недостаточно только выучиться в вузе или только иметь опыт работы. Нужно работать, учиться в вузе, учиться помимо вуза самостоятельно (сайтов и книг вокруг предостаточно) и попутно любить дизайн, а такие подвиги совершают далеко не все. Так что эта работа в России оценивается пропорционально общему уровню профессионализма – невысоко.

Несмотря на то, что псевдоспециалисты довольствуются стодолларовыми заказами, а заказчики – полученной стодолларовой работой, существуют и расценки европейского уровня, и они приняты среди настоящих специалистов в области дизайна. Цены в хорошей студии начинаются, к примеру, от 1500 евро за логотип. Есть работа проще, есть сложнее; фирменный стиль для компании средних размеров может стоить как 10, так и 20 тысяч евро; сайтом за несколько десятков тысяч условных единиц никого уже не удивишь. Сумма заказа у известных дизайнеров-фрилансеров может сильно превысить эти значения. Однако необходимо отдавать себе отчет, что эти деньги выделяются не на «красивое нечто» или даже «ничто»: хороший дизайн требует немалого труда, в равной степени мыслительного и ручного, большого количества времени и работы некоторого числа специалистов. К серьезной работе подключаются профессиональные маркетологи, копирайтеры, фотографы, иллюстраторы, технические дизайнеры, программисты, флешеры, технологи, трехмерщики и визуализаторы, психологи... «Всё в одном» тут не бывает: дизайнер быстро находит собственную узкую специализацию, придерживается именно ее; из-за его специализации его и ценят.

Впрочем, неподходящей работы тоже не бывает – встречается непрофессиональный подход к делу.

У профессионала всякий заказа вызывает интерес и игровой азарт, решение новой непривычной задачи подхлестывает, долгосрочная монотонная работа тренирует волю и закрепляет навыки.

Для каждого, конечно, есть темы, за которые он никогда не возьмется, но я не могу себе представить дизайнера, к которому как назло обращаются только религиозные секты, политические партии и пираты (религия, политика, криминал – стандартный набор табу для дизайнера).

Профессиональная обстановка неоднозначна. Весьма часто люди в дизайне больше думают о себе, чем о своей работе – и плодят посредственный дизайн, тем самым оставляя Россию на мировых задворках. Но не всё так безнадежно. Надо просто держать в голове, что будет очередная преграда, которую необходимо преодолеть; будет сопротивление, будут ветряные мельницы – и будет Эверест, на который нужно взобраться. Мы сильные и смелые. Мы молодые. Найти крупный заказ – задача вполне реальная. Серьезные бизнесмены-заказчики хорошо понимают всю важность профессионального решения дизайнерской задачи, поскольку именно дизайн непосредственно влияет на качество товара, на его востребованность, на экономичность производства и транспортировки, в общем – на прибыль.

Кому подходит профессия

Дизайнером станет только сильный и целеустремленный человек, пассивного и нытика – затрут. Не стоит верить в дешевое образование; не стоит думать, что умение рисовать – это всё. Будет масса скучнейших дисциплин. Не нужно также полагать, что вас всему научат: профессионализм дизайнера – это, прежде всего, художественный вкус, визуальный опыт, эрудированность, умение оригинально, трезво и быстро думать. Ничему этому научить нельзя – можно лишь научиться. Но вуз предоставит вам вполне плодородную почву для самостоятельного роста.

Где учиться

Дизайнерское образование требует усердия. Дизайн не терпит лентяев. Не путайте дизайн с иллюстрацией или фотографией, с рекламой или созданием сайтов. Не выбирайте дизайн, если не поступили на другую специальность: быстро устанете.

Ряд вузов, необязательно известных, предлагает высокий уровень именно дизайнерского образования. Отличить их несложно. Достаточно прийти на выставки (они всегда есть в холлах вузов) – и спросить себя: применимо ли в жизни то, что я вижу? Выставлены всегда работы, сделанные в ключе данного учебного заведения и с этой точки зрения считающиеся в вузе лучшими. Они применимы в жизни – прекрасно. Но если кроме красоты и эпатажа вы ничего не заметили, сколько ни смотрели, то в этом вузе преподают красоту и эпатаж, а вовсе не дизайн.

Как правило, хорошо учат дизайну люди со скромным характером, специалисты узкого профиля, которые помимо преподавания имеют дизайнерскую практику (я встречал таких всего трижды).

Увы, педагоги порой недопонимают суть дизайна, и в результате в каталогах «Лучший дизайн упаковки» или «Лучший промышленный дизайн» мы видим массу работ хотя и симпатичных – но, увы, не приспособленных наилучшим образом для потребителя, а потому непрофессиональных. Точный диагноз им – продукт вуза. Творческие, известные, харизматичные люди процессу дизайнерского обучения вредят. Не всегда они умеют учить. Даже обладая вкусом и имея свою точку зрения, приводить доводы в ее пользу звезда сочтет ниже своего достоинства – и попросту попытается навязать ее вам путем беспрестанного оценивания ваших работ. Оценки наставят учащегося на путь неистинный – и после окончания вуза полученные там навыки окажутся неприменимыми, а работать такой выпускник не сможет вообще.

Как строится обучение

За год до поступления начинаются подготовительные курсы. Даже если вы не умеете рисовать, годичные занятия с педагогом могут вас подковать. Также стоит походить на подготовительные курсы этого вуза по композиции. Во-первых, к вам привыкнут, во-вторых, часто в этот отрезок учебного времени сдвигают основополагающий курс так называемой пропедевтики. Вообще композиция (которая будет называться и пропедевтикой, и введением в специальность, и дизайном, и конструированием, и проектированием) – основной предмет. Именно на этих занятиях вы будете получать 60% всей полезной информации – если повезет с педагогом.

После подготовительных курсов вам предстоит сдать экзамены. Традиционно это творческий конкурс (средняя оценка от экзаменов по рисунку, живописи и композиции), языки русский (ЕГЭ) и иностранный – устно. Экзамены по творческим дисциплинам проходят так: на рисунок и на живопись ставится несложная постановка и дается для создания шедевра два дня по 4 часа на каждый предмет. (Другие варианты – 6 часов, экзамен сдают 1 день и т. п.) Композиция сдается в один день. Уносить работы нельзя: всё опечатывается вместе с аудиторией.

На первых двух курсах интересные предметы и задания вовлекут вас в специальность , а преподаватели постараются привить вам свой вкус и развеять стереотипное мышление, застоявшееся в нас на протяжении всей учебы в школе. Побудить человека мыслить оригинально – довольно сложная задача, и, когда вас просят изобразить ненависть или тоску, используя только квадратики из черного картона, которые нельзя рвать или красить, вы по-настоящему задумываетесь о том, что до сих пор мыслили плоско. На протяжении всего обучения вас будут учить компьютерным технологиям – вам предстоит освоить совершенно новый набор программ, – а также рисунку, живописи и, конечно, композиции.

На третьем курсе вы станете изучать специальные предметы более глубоко. Дело пойдет интереснее и веселее: начнутся конкурсы, выставки, первая работа... Не стоит, правда, забывать, что все художественные специальности требуют шестилетнего образования, и дизайн – не исключение. Можно ограничиться и степенью бакалавра, но тогда вы бездарно потратите четыре года вашей жизни: объемную программу уместить в настолько короткий срок просто невозможно.

Диплом защищают на шестом курсе. Задача – воспроизвести большой проект – например, разработать дизайн глянцевого журнала. По общему мнению всех дипломников, только если приступить к работе заранее, можно успеть всё в срок. Начните ее на пятом курсе – и будете вознаграждены: ваши однокурсники отстанут просто потому, что стартовали, когда полагается – на шестом курсе, – и не успели придать своим проектам финальный блеск.

Если вы успешно защитите диплом, то, вероятно, получите рекомендацию к продолжению образования в этом или других учебных заведениях – а это позволит обучаться даже, может быть, бесплатно. Некоторые вузы отправляют на стажировку за рубеж, другие – дают направление на работу… Однако помните, что не диплом, а приобретенные знания будут работать на вас, и только сила воли и трудолюбие помогут вам спасти мир.

Для того, чтобы определенный продукт пользовался спросом, его необходимо обработать дизайнеру. Во многом благодаря работе этих людей мир наполняется красками и различными стилистическими жанрами. Что делают дизайнеры? Они творят красоту, создают привлекательные для потребителя образы, придают презентабельный вид обычному товару.

Именно люди этой профессии придумывают, как будет выглядеть упаковка каждого товара, который встречает покупателя на стеллажах супермаркетов. В тоже время придумать обертку для продукта - это далеко не вся их работа. Дизайнер создает окружение пользователей, которое наполнено красотой и гармонией, а также абсолютно безопасно.

Описание профессии

Дизайнер - это не просто творческая личность, его основная задача состоит в том, чтобы создать продукт, который надолго останется в памяти у человека, а также вызовет желание приобрести его. На помощь профессионалу приходят и психолог, и иллюстратор, и фотограф.

Дизайн бывает нескольких видов, а именно:

  • графический;
  • промышленный.

Первый тип подразумевает обработку упаковки товара, рекламных услуг, веб-сайтов. А что делают дизайнеры промышленные? Они занимается созданием товара с удобными параметрами и привлекательным внешним видом.

Кто выбирает такую профессию

Основные характеристики людей этой профессии - креативность мысли и нестандартный подход к каждому заказу. Если такие черты присущи и вам, тогда можно не раздумывая отправляться на обучение этому мастерству. После освоения профессии вас может ждать разная работа. Дизайнер занимается интерьером, графическим или рекламным искусством, организовывает ландшафты или создает одежду. Во многом выбор направления зависит от собственных предпочтений отдельно взятого человека.

Как освоить мастерство

Курс обучения дизайну предоставлен в ряде образовательных учреждений. Для получения четкой информации о специалистах, выпускаемых конкретным вузом, достаточно посетить выставку в холе заведения. После чего обдумать дальнейшее применение тех или иных знаний. Если помимо красочного эпатажа изобретения не применимы в повседневной жизни потребителя, тогда в этом учебном учреждении не стоит и задерживаться.

Что делает ландшафтный дизайнер

Сегодня одной из самых распространенных является профессия ландшафтного дизайнера. Этот специалист занимается творческим оформлением парков, скверов, садов. Основным его рабочими инструментами выступают деревья и цветы, а также кусты разнообразных форм и видов, мох. Часто используют камни, скульптурные фигуры, природные и искусственные водоемы.

Основное требование для данного спектра услуг - это составить удобный и красивый природный территориальный комплекс на определенном участке, при этом скрыть его недостатки и высветить достоинства в особо ярком свете. Такая профессия подойдет людям с развитой фантазией, которые любят работать с растениями.

Кому нужен дизайнер по ландшафту

Особо востребована эта профессия в архитектурных студиях и компаниях, специализирующихся на строительстве жилых зданий. Также к услугам такого специалиста прибегают в гостиничном и ресторанном деле для организации и тематического оформления территории заведений. Можно заняться самостоятельным поиском клиентов, а именно создать портфолио и предлагать свои услуги за определенную плату.

Что делают дизайнеры по ландшафту? Их обязанности заключаются в территориальном анализе, обработке ландшафтно-планировочных идей, создании зарисовок будущего творения, участии в подготовке и реализации проектов в жизнь. Также специалисты этой сферы должны развивать свои навыки и следить за новинками в дизайне, посещать конференции и выставки.

Дизайн одежды

Еще одним направлением в дизайне является кутюрье. Сейчас эта профессия особо востребована и престижна. И в последнее время сфера такого дизайна набирает обороты в своём развитии, так как все люди хотят иметь привлекательный вид и носить красивую одежду. Что делает дизайнер одежды? Он разрабатывает аксессуары, детали туалета и модели полностью. А также адаптирует свои творческие зарисовки под условия повседневной жизни, чтобы его работа была востребована.

Основными трудовыми обязанностями такого специалиста является:

  • оценка и изучение спроса на определенные модели;
  • разработка идеи аксессуаров или частей одежды на основе последних тенденций в мире моды;
  • выполнение зарисовок или эскизов, которые в дальнейшем обговариваются с заказчиком;
  • изготовление новой модели одежды или современного аксессуара.

Для достижения особых высот в этом деле человеку необходимо трудолюбие, коммуникабельность и терпение. Только объединяя три этих качества, возможно стать востребованным

Дизайнеры в виртуальном мире

Компьютерные технологии развиваются очень быстро, и каждый сайт в интернете необходимо оформить и сделать привлекательным для пользователя. Именно такой спектр услуг предоставляет веб-дизайнер. Особое распространение получила эта профессия благодаря возможности удаленной работы из любой точки мира.

Что делает web-дизайнер? Он занимается:

  • графическим оформлением и разработкой эксклюзивного внешнего вида для интернет-контента,
  • разработкой дизайна отдельных страниц в интернете и рассылкой почты;
  • зарисовкой макета будущего сайта;
  • обработкой иконок, иллюстраций интернет-страничек.

Независимо от выбора дизайнерского направления мастер всегда может наполнить свое портфолио новыми разработками, которые привнесут красоту и практичность в мир. Теперь вы знаете, что делают дизайнеры.

Альтернативные определения и содержания термина

Дизайн - творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Предложено Томасом Мальдонадо. Утверждено VI Конгрессом ИКСИД (ICSID -International Council of Societies of Industrial Design).

Человека, занимающегося художественно-технической деятельностью в рамках какой-либо из отраслей дизайна называют в общем случае дизайнером (в том числе архитектора , иллюстратора , дизайнера плакатной и прочей рекламной графики, веб-дизайнера).

История

В середине XX века в профессиональном лексиконе для обозначения формообразования в условиях индустриального производства употреблялось понятие «индустриальный дизайн». Тем самым подчеркивалась его неразрывная связь с промышленным производством и конкретизировалось многозначность термина «дизайн». И многие трактаты по истории дизайна того времени в заголовках содержали уточняющие «индустриальный дизайн». Затем в конце XX века проектно-художественную деятельность в области индустриального формообразования стали называть более кратко - «дизайн». Отчасти это связано и с тем, что общество вступило в фазу постиндустриального и произошли значительные перемены и в целеустановках «индустриального дизайна».

Дизайн, как творческий процесс, иногда можно разделить на

  • художественный дизайн - создание вещного мира сугубо с точки зрения эстетики восприятия (внешние проявления формы);
  • техническая эстетика - наука о дизайне, учитывая все аспекты, и прежде всего конструктивность (ранний этап становления), функциональность (средний), комфортность ее производства, эксплуатации, утилизации и т. д. (современное понимание).

Объект дизайна

Объектом дизайна может стать практически любое новое техническое промышленное изделие (комплект, ансамбль , комплекс , системы) в любой сфере жизнедеятельности людей, где социально-культурно обусловлено человеческое общение.

Основные категории объекта дизайна

  • Образ - идеальное представление об объекте, художественно-образная модель, созданная воображением дизайнера.
  • Функция - работа, которую должно выполнять изделие, а также смысловая, знаковая и ценностная роли вещи.
  • Морфология - строение, структура формы изделия, организованная в соответствии с его функцией, материалом и способом изготовления, воплощающими замысел дизайнера.
  • Технологическая форма - морфология, воплощенная в способе промышленного производства вещи-объекта дизайн-проектирования в результате художественного осмысления технологии.
  • Эстетическая ценность - особое значение объекта, выявляемое человеком в ситуации эстетического восприятия, эмоционального, чувственного переживания и оценки степени соответствия объекта эстетическому идеалу субъекта.

Методики постановки дизайн-задач

  • Футуродизайн -методология

Методики поиска дизайн-решения

  • Выставочное моделирование
  • Музейное ситуационное моделирование
  • Перевоплощение или заимствование позиции
  • Проецирование личности в проектируемый объект
  • Сценарное моделирование
  • Игровое ситуационное моделирование
  • Математическое и физическое моделирование динамики объекта в среде

Отрасли дизайна

В этом разделе приведены некоторые примеры дизайн-решений в различных отраслях промышленности

Примечания

См. также

Литература

  • Дональд А. Норман Дизайн привычных вещей = The Design of Everyday Things. - М.: «Вильямс» , 2006. - С. 384. - ISBN 0-465-06710-7
  • И. Розенсон Основы теории дизайна. - СПб.: Питер, 2006. - 224 с. - ISBN 5-469-01143-7

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Дизайнер" в других словарях:

    - [англ. disigner Словарь иностранных слов русского языка

    Художник, конструктор Словарь русских синонимов. дизайнер сущ., кол во синонимов: 6 дессинатор (1) … Словарь синонимов

    ДИЗАЙНЕР, а, муж. Художник конструктор, специалист по дизайну. | прил. дизайнерский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    дизайнер - ДИЗАЙНЕР, а, м. Еврей. Из анекдота … Словарь русского арго

    М. Специалист в области дизайна. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) кого? дизайнера, кому? дизайнеру, (вижу) кого? дизайнера, кем? дизайнером, о ком? о дизайнере; мн. кто? дизайнеры, (нет) кого? дизайнеров, кому? дизайнерам, (вижу) кого? дизайнеров, кем? дизайнерами … Толковый словарь Дмитриева

    Дизайнер - художник конструктор, специалист по дизайну. В его задачу входит предварительная разработка перспективных научно обоснованных проектов изделий, окружающих человека, как на производстве, так и в быту, в том числе и одежды. (Терминологический … Энциклопедия моды и одежды



Отчетность за сотрудников