Финансовая стратегия и тактика примеры. Финансовая стратегия и тактик. Финансовая стратегия и тактика

В зависимости от характера поставленных задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия ориентирована на длительный период развития и предусматривает решение крупномасштабных задач в рамках определенных экономических стратегий государства.

Финансовая стратегия – это генеральный план действия по обеспечению государств (предприятий) необходимыми денежными средствами. Она охватывает вопросы теории и практики формирования финансов, их планирования и обеспечения, решает задачи, обеспечивающие финансовую устойчивость предприятия в рыночных условиях хозяйствования, разрабатывает способы и формы выживания в новых условиях подготовки и ведения стратегических финансовых операций.

Финансовая стратегия предприятия охватывает все стороны деятельности предприятия, в том числе оптимизацию основных и оборотных средств, распределение прибыли, безналичные расчеты, налоговую и ценовую политики, политику в области ценных бумаг.

Всесторонне учитывая финансовые возможности предприятия, объективно рассматривая характер внутренних и внешних факторов, финансовая стратегия обеспечивает соответствие финансово-экономических возможностей предприятия условиям, сложившимся на рынке продукции. В противном случае предприятие может обанкротиться.

Различают генеральную финансовую стратегию, отраслевую финансовую стратегию и стратегию выполнения отдельных стратегических задач.

Генеральной финансовой стратегией называют финансовую стратегию, определяющую деятельность предприятия (взаимоотношения с бюджетами всех уровней, образование и использование дохода предприятия, потребности в финансовых ресурсах и источниках их формирования) на год.

Оперативная финансовая стратегия – это стратегия текущего маневрирования финансовыми ресурсами (стратегия контроля за расходованием средств и мобилизацией внутренних резервов, что особенно актуально в современных условиях экономической нестабильности), разрабатывается на квартал, месяц. Оперативная финансовая стратегия охватывает валовой доход и поступления средств (расчеты с покупателями за проданную продукцию, поступления по кредитным операциям, доходы по ценным бумагам) и валовые расходы (платежи поставщикам, зарплата, погашение обязательств перед бюджетами всех уровней и банками), что создает возможность все предстоящие в планируемый период обороты по денежным поступлениям и расходам. Нормальным положением считается равенство расходов и доходов, или небольшое превышение доходов над расходами. Оперативная финансовая стратегия разрабатывается в рамках генеральной финансовой стратегии, детализирует ее на конкретном промежутке времени.

Стратегия достижения частных целей заключается в умелом исполнении финансовых операций, направленных на обеспечение реализации главной стратегической цели.

Главной стратегической целью финансов является обеспечение государства (предприятия) необходимыми финансовыми ресурсами.

Задачи финансовой стратегии:

    Исследование характера и закономерностей формирования финансов в рыночных условиях хозяйствования;

    Разработка условий подготовки возможных вариантов формирования финансовых ресурсов государства (предприятий) и действий финансового руководства в случае неустойчивого или кризисного финансового состояния;

    Определение финансовых взаимоотношений со звеньями финансовой системы;

    Выявление резервов и мобилизация ресурсов для наиболее рационального использования производственных мощностей, основных и оборотных фондов;

    Обеспечение эффективного вложения временно свободных денежных средств с целью получения максимальной прибыли;

    Определение способов проведения успешной финансовой стратегии и стратегического использования финансовых возможностей;

    Разработка способов подготовки выхода из кризисной ситуации, методов управления кадрами в условиях неустойчивого или кризисного финансового состояния и координация усилий на его преодоление.

Финансовая стратегия разрабатывается с учетом риска неплатежей, скачков инфляции и других форс-мажорных (непредвиденных) обстоятельств. Она должна соответствовать производственным задачам и при необходимости корректировать и изменяться. Контроль за реализацией финансовой стратегии обеспечивает проверку поступления доходов, экономное и рациональное их использование, так как хорошо налаженный финансовый контроль помогает выявлять внутренние резервы, увеличивать денежные накопления.

Финансовая тактика подчинена стратегии и в то же время корректирует отдельные направления и способы использования и накопления финансовых ресурсов в рамках коротких отрезков времени. Фактически финансовую тактику следует рассматривать в качестве определенного этапа (стадии) реализации финансовой стратегии.

Финансовая стратегия и финансовая тактика диалектически взаимосвязаны. Задачи финансовой тактики не только вытекают из задач стратегии финансовой деятельности, но и самым существенным образом могут повлиять на решение финансовой стратегии.

Например, в качестве финансовой стратегии следует рассматривать финансовое оздоровление экономики и динамичный рост ВВП, повышение конкурентоспособности продукции. Такое оздоровление можно достигнуть через сокращение дефицита ГБ, уменьшение инфляции,фицита ГБ, уменьшение инфляции фляции кции.едует рассматриавть вой деятельности, но и самым существенным образом могут повля 0 0 0 укрепление курса белорусского рубля, чем и занимается финансовая тактика.

Стратегией финансового управления или финансовой политики называют систему решений и намеченных направлений деятельности, рассчитанных на долгосрочную перспективу и предусматривающих достижение поставленных целей и финансовых задач по обеспечению оптимальной и стабильной работы хозяйственной структуры, исходя из сложившейся действительности и планируемых результатов.

Стратегия - это искусство планирования руководства, основанное на правильных долгосрочных прогнозах. При этом выделяются приоритетные задачи и на­правления развития различных форм деятельности и разработки механизма их осуществления.

Стратегию финансового управления в определенном смысле можно назвать стратегической финансовой политикой.

В процессе ее разработки выявляют основные тенден­ции развития организации :

    рост объемов производства и продаж;

    лидерство в конкурентной борьбе (выражается показателями рентабельности капитала и продаж);

    максимизацию цены (стоимости) организации;

    определение финансовых отношений с государством (налого­вая политика), банками (кредитная политика) и партнерами (постав­щиками, покупателями, подрядчиками и др.).

К важнейшим элементам финансовой стратегии относят:

    выработку кредитной стратегии;

    управление основным капиталом, включая и амортизационную политику;

    ценовую стратегию;

    выбор дивидендной и инвестиционной стратегии.

Однако выбор той или иной финансовой стратегии еще не гаран­тирует получение прогнозируемого эффекта (дохода) из-за влияния внешних факторов, в частности, состояния финансового рынка, налого­вой, бюджетной и денежно-кредитной политики государства.

Составной частью финансовой стратегии является перспективное финансовое планирование, ориентированное на достижение основных параметров текущей деятельности организации: объема и себестои­мости продаж, прибыли и рентабельности, финансовой устойчивости и платежеспособности.

В свою очередь финансовая политика включает в себя стратеги­ческие и тактические финансовые решения , которые можно разделить на две группы:

    инвестиционные решения;

    решения финансирования.

Инвестиционные решения связаны с образованием и использова­нием активов (имущества) организации и дают ответ на вопрос: «Куда вложить?».

Решения финансирования связаны с образованием и использова­нием пассивов и дают ответ на вопрос: «Где взять средства?».

Два типа финансовых решений взаимосвязаны и взаимопереплетены. Для организации приоритетными являются решения инвестиро­вания, так как их цель - получение дохода от эффективного вложения капитала.

Тактикой финансового управления или финансовой политики на­зывают совокупность приемов и форм предпринимательской деятельности, направленных на достижение того или иного этапа фи­нансовой стратегии, употребляемых в соответствии с конкретными ситуациями, возникающими при реализации стратегии.

Это опре­деление способа для каждого этапа, предусмотренного общим пла­ном стратегии. Общее требование, предъявляемое к тактике, - способствовать развитию стратегии, а не препятствовать ей, не дис­кредитировать ее.

Иначе говоря, финансовая тактика - это теку­щие оперативные действия предпринимателя, подчиненные страте­гическим целям и задачам финансового управления. В этом смысле тактику финансового управления можно назвать тактической фи­нансовой политикой.

При относительно стабильной финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью , которая обусловлена измене­нием рыночной конъюнктуры (спроса и предложения на ресурсы, това­ры и услуги). Стратегия и тактика финансовой политики тесно взаимо­связаны. Правильно выбранная стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.

Тактическими задача­ми, достижение которых должно обеспечивать управление финанса­ми, являются:

    разработка учетной политики;

    выработка кредитной политики;

    управление оборотными активами и кредиторской задолжен­ностью;

    управление текущими (операционными) издержками, доходами / прибылью;

    достаточность объемов денежных поступлений в краткосрочном периоде (декада, месяц, квартал, год);

    рентабельность капитала и продаж (конкурентоспособность на оперативном уровне) и др.

Финансовая тактика направлена на решение локальных задач конкретного этапа развития организации путем своевременного изме­нения способов осуществления финансовых связей, перераспределения денежных ресурсов между видами расходов и структурными под­разделениями (филиалами).

Финансовые решения и мероприятия, рас­считанные на период менее чем 12 месяцев или на период продолжи­тельности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, относятся к краткосрочной финансовой политике.

    Не следует понимать временные тактические отступления от стратегических целей как препятствие стратегии, если в более отда­ленном периоде такие отступления принесут больший эффект. На­пример, при исследовании цели максимизации прибыли на дли­тельный период существования и развития организации может по­требоваться увеличение расходов и снижение прибыли в тактиче­ском аспекте, что не противоречит, а способствует оптимальному развитию стратегии управления.

Было бы неверным отличать стратегию и тактику по установ­ленному для всех случаев сроку выполнения управленческих про­грамм . В реальном рыночном пространстве сроки стратегии и так­тики могут меняться в зависимости от уровня стабильности эконо­мики. В нестабильной экономике с частыми изменениями условий время стратегии значительно сокращается до периода, в течение которого продолжается развитие прогнозируемого процесса, его жизненный цикл. За стратегический период также может быть при­нят условный интервал времени, в течение которого прогноз о предполагаемых результатах может быть исполнен с достаточной вероятностью. Таким образом, понятие длительности перспективы становится относительным. Оно может означать период как свыше, так и менее года в зависимости от стабильности рынка, частоты изменений его условий, жизненного цикла рассматриваемого процесса.

Главная особенность стратегических целей руководства заключа­ется в том, что они представляют собой глобальный критерий сис­темы, в качестве которого выступает улучшение ключевых показа­телей организации, например максимизация прибыли или дохода от продажи продукции, работ, услуг. Поэтому особенностью стратегии является качественная последовательность действий и состояний, используемых для достижения целей организации.

Стратегические решения как решения, связанные с изменением потенциала орга­низации, имеют существенные последствия. Последствие возникает как результат выбора, повышения эффективности по мере накоп­ления опыта. Такие цели чаще всего - объект долгосрочной фи­нансовой политики.


Финансовые стратегии строятся на четко установленных целях организации.
Финансовая стратегия включает в себя способы и основные средства, с помощью которых организация намерена достичь поставленных целей.
Стратегическое финансирование:
  • состоит из ряда шагов и стадий;
  • ориентировано в будущее;
  • касается организации в целом;
  • приспособлено к процессу принятия решений;
  • определяет долговременные цели корпорации и принятие решений по их достижению;
  • обусловливает способ, с помощью которого эти цели должны быть реализованы.
Финансовая тактика - это совокупность приемов и форм текущих оперативных действий предпринимателя, подчиненных стратегическим целям и задачам финансового управления.
Не следует понимать временные тактические отступления от стратегических целей как препятствия стратегии, если в отдаленном будущем такие отступления принесут больший эффект. Например, расширение рынка, гарантирующее увеличение прибыли в будущем, может потребовать увеличения инвестиционных расходов, т.е. снижения прибыли в текущем периоде.
В основе разработки финансовой стратегии лежит система стратегического управления . Основными принципами финансовой стратегии являются:
  1. полная открытость предприятия для активного взаимодействия с внешней средой;
  2. финансовая стратегия как часть общей стратегии развития предприятия;
  3. учет инноваций в деятельности предприятия;
  4. учет рисков в принятии финансовых стратегических решений;
  5. учет корпоративной культуры предприятия.
  1. Финансовый и стратегический анализ
Финансовый стратегический анализ - это анализ влияния внешней и внутренней среды на качество финансовой стратегии.

Финансовый анализ стратегий тесно связан со стратегическим анализом.
Стратегический анализ - анализ внутренних и внешних факторов, важных для разработки целей и стратегии.
Стратегический анализ включает три составные части:

  • конкурентный анализ;
  • внешний анализ;
  • внутренний анализ.
Конкурентный анализ
Конкурентный анализ в данном случае выделяется из внешнего, в то время как его результаты тесно связаны с внутренним анализом.
Различают конкурентов по однородным продуктам и конкурентов по функции.
Конкуренты по однородным продуктам продают приблизительно аналогичный продукт, изготовленный по похожей технологии. Примером конкурентов по однородной продукции являются телекоммуникационные предприятия, предприятия по автоперевозкам грузов и т.д.
Конкуренты по функциям удовлетворяют те же потребности клиентов, но на основе иной технологии (например, традиционные механические часы заменяются электронными кварцевыми часами, виниловые пластинки - компакт-дисками).
Конкурентов по функции, с одной стороны, труднее выявить, так как они работают в другой сфере. С другой стороны, их труднее оценить из-за незнакомых технологий и особенностей производства.
Внешний анализ
Внешние факторы в краткосрочном плане не могут быть объектами контроля или влияния со стороны руководства предприятия. Это примерно 15-20% всех факторов.
Внешний анализ проводится для того, чтобы выявить факторы окружающей среды, оказывающие наибольшее влияние на работу предприятия и его рост. Предприятие, например, должно учитывать возможность разработки новой более совершенной технологии. Такой процесс называется стратегической «подгонкой». При стратегической «подгонке» предприятие само себя делает зависимым от окружающей среды. Поэтому для предприятия предпочтительнее не стратегическая «подгонка», а стратегическое «натяжение», т.е. предприятию нужно напрячься и рёшить самому все вопросы, связанные с технологией.
В результате проведения стратегического анализа снимаются проблемы реализации целей предприятия. При этом находят наилучшее,

или оптимальное, решение, выбирают, например, тип технологического процесса, определяются с поставщиками и потребителями и т.д.
Реакция на важнейшие проблемы занимает высший приоритет в деятельности руководства предприятия. Выявление наиболее важных проблем в современной экономике становится необходимым, так как окружающая среда становится все более сложной. Важнейшие проблемы вытекают из следующих моментов:

  • наиболее важных факторов развития окружающей среды;
  • наиболее важных сильных и слабых сторон;
  • предпринимательского предвидения.
Примером наиболее распространенной проблемы в российских условиях является качество продукции. Если конкуренты уже заняты повышением качества, а вы нет, то ваш бизнес попал в затруднительное положение.
Проблемы должны быть сформулированы в виде вопросов. Например: «Можно ли сократить наши высокие издержки производства, если мы допускаем снижение прибыли в секторе и в то же время стремимся к усилению нашей конкурентной позиции?»
После разработки проблем переходят к действиям и принятию решений. Процесс принятия решений предполагает: Цели, формирующие задачи предприятия, строятся на основе заданных параметров. Такими параметрами, в частности, являются:
  • заданные показатели финансовой деятельности;
  • желаемое поведение компании (репутация компании);
  • границы действия компании и ее отделений (категории клиентов, география рынков, виды продуктов или услуг, виды технологий);
  • цели, касающиеся сфер бизнеса;
  • цели, касающиеся социальной ответственности компании.
Необходимым условием разработки плана действий является нестандартное мышление. Особого внимания при разработке плана действий требуют проблемы, касающиеся корпоративных возможностей.
На стадии анализа, например, часто выясняется, что необходимая внутренняя и внешняя информация неадекватны. Тогда в план вносится пункт о пересмотре системы сбора информации и ее передачи.
Другой пример связан с пересмотром структуры организации, пересмотром и созданием бизнес-единиц, повышением квалификации руководящих кадров и персонала, усовершенствованием коммуникационной системы.

В плане действий необходимо предусмотреть совершенствование или создание новой корпоративной культуры. Эта задача относится к наиболее важным проблемам. При этом необходимо стремиться к исключению из корпоративной культуры бюрократических составляющих. Иначе корпорация приобретет бюрократическую репутацию. Бюрократизация будет способствовать преобладанию интересов отдельных групп и людей.
В процессе реализации стратегии решается ряд вопросов, касающихся сотрудничества с партнерами или совместными предприятиями, регулирования организационной структуры и культуры компании, повышения квалификации руководящего персонала в соответствии с выбранной стратегией, инвестиционного выбора.
При реализации стратегии необходимо организовать контроль для проверки выполнения плана действий и соответствия результатов работы выбранной стратегии.
После разработки плана действий его необходимо преобразовать в финансовую модель, используя оценку неизменяемой политики. Хотя такая модель недостаточно точно предсказывает будущее, тем не менее она позволит сравнить качество отдельных альтернатив.
Цель работы в конечном счете состоит в том, чтобы получить пакет действий, который отвечает требованиям первоначальной версии предпринимательского предвидения, а также жизненно важных проблем и финансовых целей компании.

  1. Финансовое планирование и прогнозирование
Финансовое планирование тесно связано с прогнозированием.
Финансовые планы подразделяются на перспективные и текущие. Срок перспективного плана составляет около пяти лет, срок текущего плана равен году. Финансовый план составляется в виде баланса доходов и расходов компании.
При определении показателей финансового плана используются различные методы.
Методы финансового планирования
Расчетно-аналитический метод. Расчетно-аналитический метод основывается на анализе полученных величин показателей за прошлый период с учетом их возможного развития. Развитие показателей связывают с развитием производственной, коммерческой и других видов деятельности компании.
Балансовый метод. Балансовый метод используется при планировании распределения полученных средств. При определении расходов в планируемом периоде используется уравнение баланса

Остаток средств Поступление средств _
на начало периода в планируемом периоде
_ Расходы Остаток средств
в планируемом периоде на конец планируемого периода
Нормативный метод. Нормативы, используемые при финансовом планировании, устанавливаются федеральными, региональными и местными органами власти, ведомствами, предприятиями.
Органы власти устанавливают нормы амортизационных отчислений, налоги, взносы во внебюджетные фонды.
Ведомства устанавливают нормы отчислений в резервные фонды, нормы предельных уровней рентабельности и т.д.
Предприятия устанавливают нормы кредиторской задолженности, запасов сырья, потребности в оборотных средствах и др.
С использованием указанных нормативов в план закладываются соответствующие издержки и отчисления.
Метод сценариев. Метод сценариев предусматривает разработку нескольких сценариев плана и выбор наилучшего из них. При расчете показателей в этом случае используются различные оптимизационные методы.
Математическое моделирование. Математическое моделирование позволяет установить взаимосвязи между различными финансовыми показателями и влияющими на них факторами. В частности, эти модели используются для прогнозирования показателей на различные сроки.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные условия для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

На протяжении многих лет Россия находилась в условиях острого системного кризиса. Спад промышленного производства, резкое сокращение платежеспособного спроса предприятий и населения, сужение денежной массы привели к массовому обнищанию широких слоев населения.

Анализ основных тенденций финансовой политики в XX в., нерешенных проблем и не оправдавших себя финансовых инструментов позволяет выделить следующие стратегические линии финансовой политики России в XXI в.:

1. Обеспечение единства целей и инструментов финансовой политики и целей развития экономики, совершенствования политической системы, материального благосостояния граждан, их духовного уровня. Без обеспечения экономического роста невозможно решение ни одной сколько-нибудь важной задачи финансовой политики.

2. Повышение эффективности финансового регулирования не только будет иметь внешнюю направленность на другие сферы экономики (рынок труда, внешняя торговля и т.д.), но и внутреннюю дисциплину, упорядоченность финансовых инструментов, их тесное взаимодействие с денежно-кредитными инструментами. Без улучшения финансового регулирования в XXI в. участятся финансовые кризисы, что нарушит функционирование и товарных рынков, ударит по стабильности демократической системы.

3. Успешная реализация названных выше стратегических линий будет происходить в условиях встраивания финансовой системы России в международную финансовую систему. Чтобы не потерять свою роль в формировании экономической политики, найти способы учета в этом процессе национальных интересов России, необходимо обучение новым финансовым технологиям, овладение современными знаниями в сфере государственных финансов, корпоративных финансов, финансового менеджмента поставить на тот же уровень, что и систему обучения в естественных науках, инженерном деле.


Базовой, несущей конструкцией стратегии финансовой политики должны стать укрепление рубля, повышение доверия к финансовым, банковским и кредитным институтам. Нужно постепенно отходить от практики деления денежного оборота на автономные, развивающиеся по своим правилам части: рублевую, долларовую и стоящую особняком, никак не регулируемую финансовыми и денежно-кредитными инструментами теневую компоненту денежного оборота. При слабом неустойчивом рубле, все время зависимом от того количества долларов, которое будет поступать от ММВБ, решить задачу восстановления единого управления денежным оборотом невозможно.

4. Для товарно-ресурсного обеспечения рубля предстоит одновременно решить следующие задачи:

умеренно увеличить производство топливно-энергетических ресурсов, дающих высокую финансовую отдачу, хотя и требующих больших единовременных затрат;

создать мобильные и ликвидные резервы нефти, газа, энергетических мощностей, ценных металлов;

существенно повысить (в 2-3 раза) долю пищевой и легкой промышленности, которые отличаются высокой оборачиваемостью капитала;

развивать авиационную и автомобильную промышленности на основе новых технологий с привлечением прямых иностранных инвестиций и созданием благоприятных условий для перемещения транснациональных компаний в Россию.

5. Если товарное обеспечение рубля находится в более или менее удовлетворительном состоянии, около половины составляет импорт, то ресурсное обеспечение его гораздо лучше, чем у многих стран даже с сильной валютой. Россия располагает доказанными (прибыльными) запасами полезных ископаемых на 42 трлн долл. и разведанными запасами еще более чем на 140 трлн долл.

6. Важно создать надежные финансовые инструменты, позволяющие превратить полезные ископаемые в ликвидные ресурсы, учитываемые при определении денежной массы, объемов кредита в залоговых операциях. Это потребует создания надежных финансовых технологий, обеспечивающих национальную безопасность страны.

Обеспеченность рубля этим не исчерпывается. Необходимо создать фонд экономических активов, включая и другие ресурсы (земля, незавершенное строительство и т.д.). Для этого следует провести классификацию экономических активов и инвентаризацию всего российского имущества, включая заграничное, определить их ценность, ликвидность, разработать схему баланса этих активов и провести международный аудит.

7. Нужна система мер, направленных на стимулирование спроса на рубли. Учитывая, что курс рубля формируется на ММВБ, необходимо именно на этом пространстве целенаправленно формировать спрос на рубли. В качестве одного из вариантов целесообразно ввести продажу отечественных товаров (нефти, газа и т.д.) - потенциальных носителей валюты - за рубли. В этом случае те зарубежные покупатели, которым необходимы такие товары, будут накапливать рубли, а после покупки конвертировать их в доллары и другие твердые валюты.

8. Потенциал рубля ослаблен из-за крупного оттока капитала, нелицензированного его вывоза, утаивания части валютной выручки от экспорта продукции на счетах в офшорных банках, перевода авансовых платежей за поставку импортной продукции без получения соответствующего товара. Лишь частично бегство капитала можно объяснить мотивационными причинами. Предотвращение бегства капитала, его репатриация будут способствовать укреплению рубля.

9. Необходимо осуществить ряд мер по укреплению доверия вкладчиков к банкам, выстраивать долгосрочную политику сбережений и инвестиций, повысить депозитную ставку, развивать систему страхования вкладов, разрешить иностранным банкам привлекать вклады населения при условии возможного их использования в России на инвестиционные цели с короткими сроками возврата кредита.

10. Требуется разработка национальной программы расширения экспорта продукции с соответствующими бюджетными, налоговыми и кредитными инструментами поддержки экспорта, а также путей активизации дипломатии с четкими государственными приоритетами.

11. Задача обеспечения сбалансированности бюджета остается стратегической задачей финансовой политики на ближайшие 10-15 лет. Однако методы ее достижения претерпят серьезные изменения. Главное - добиться высокого качества разработки бюджета, чтобы бюджетно-налоговые инструменты способствовали расширению структуры и увеличению объема товаров и услуг, реализация которых даст наибольшие доходы.

12. В бюджете создан организационный блок развития, включающий научно-инновационную и инвестиционную сферы. По мере реализации политики экономического роста в него необходимо включать инвестиционные проекты с более длительными сроками окупаемости. Высокое качество бюджета определяется не только устойчивостью доходов, высокой собираемостью налогов, но и отлаженностью системы его исполнения. И здесь важно отладить систему казначейства, усовершенствовать вертикальную систему финансового контроля, особенно крупных сделок, обеспечить единую систему бухгалтерского учета расходов бюджета.

13. Одним из вопросов финансовой стратегии является вопрос о соотношении бюджетов разных уровней. Необходимо отладить систему в рамках Бюджетного кодекса РФ, концепции межбюджетных отношений, соблюдения золотого правила бюджетной политики – 50: 50, постепенно увеличивать долю финансовых ресурсов региональных бюджетов.

14. Важнейшей частью финансовой политики является налоговая политика. Нужно продолжить кодификацию налогов, сделать налоговую политику реалистичной, учитывающей финансовое положение предприятий, необходимость их оздоровления, и соблюдать в то же время императивный характер финансовых отношений, обязательность налоговых платежей. Для воздействия налогов на экономический рост необходимо сочетать единство налоговых ставок с возможным дифференцированным режимом их использования путем предоставления скидок компаниям, которые расширяют рынок сбыта своей продукции, снижают цены или вкладывают свои доходы в инвестиции. Нужно упростить систему налогообложения малого бизнеса, сделать ее инструментом его развития.

15. В число стратегических задач финансовой и денежно-кредитной политики входит задача увеличения коэффициента монетизации экономики. В ближайшие пять лет необходимо довести М2 до 30% к ВВП и к 2015 г. до 50%. Сохранение высокого удельного веса в структуре М2 наличных денег, недостаточность связывания денежных средств в безналичных расчетах, тезаврация рублей, долларов и другой иностранной валюты сужают экономическую основу увеличения денежной массы (М2), увеличивают дисбаланс между спросом и предложением денег.

16. Одной из самых сложных задач в предстоящие годы будет задача налаживания работы фондового рынка. Этот рынок, сформировавшийся в условиях высокой инфляции, бюджетного дефицита, непрерывного наращивания внутреннего долга, «привык» работать при высоких уровнях дивидендов. Фондовый рынокне преодолел полностью синдром дефолта. Выход из создавшегося положения видится в нескольких направлениях.

Во-первых, нужно выпустить краткосрочный финансовый инструмент с умеренным доходом, не рассчитанный на изворотливых финансовых спекулянтов, а ориентированный на среднестатистического жителя нашей страны, который согласен меньше рисковать, сохранить свои сбережения с возвратом их в срок и с умеренными дивидендами, которые будут выше средней ставки Дивиденда Сбербанка (на 0,5 -1 пункт) и не будут подкреплены гарантиями государства.

Во-вторых, необходимо выпустить финансовые инструменты со сроками обращения 1, 2, 3, 5 лет, постепенно увеличивая долю пятилетних обязательств, обеспеченных экономическими активами и обладающих достаточной ликвидностью. Они должны обмениваться на золото, конвертируемую валюту, возможно, и на недвижимость (жилье, земля и т.д.). Важно проявить уверенность в объеме их выпуска.

В-третьих, необходимо ввести на период 3-5 Лет государственное регулирование процентных ставок - депозитных и кредитных, устранить 2-3-кратное превышение вторых над первыми. Не следует депозитные ставки жестко ориентировать на превышение нормы инфляции. Большая часть населения стремится сохранить свои сбережения и не хочет рисковать, рассчитывая на высокие дивиденды.

В-четвертых, для перетока средств в инвестиции целесообразно в деятельности фондовых и валютных бирж существенно усилить инвестиционную направленность, в том числе в сфере высоких технологий наладить листинг акций предприятий и инвестировать средства в инвестиционные проекты.

17. Для усиления инвестиционной и инновационно-направленной финансовой политики необходимы серьезные перемены в деятельности банковской системы. Могут быть использованы разные схемы: создание группы инвестиционных банков (банк развития и т.д.), в ряде универсальных банков - отделение инвестиционной деятельности от сугубо коммерческой. При этом нужно учитывать тенденции развития мировой финансовой системы.

В условиях экономического подъема и стабилизации всей финансово-банковской системы часть инвестиционных функций будут выполнять страховые компании, которые могли бы страховать политические риски, пенсионные фонды и другие финансовые институты.

18. Реализация важнейшей стратегической линии финансовой политики в XXI в. предполагает активное использование в финансовом регулировании международных стандартов, в том числе и таких новых, как кодексы финансовой и денежно-кредитной политики, критерии надежности финансового сектора, стандарт управления корпоративными финансами, бухгалтерским учетом, процедурами проведения банкротств.

Таким образом, для стабилизации экономики и решения финансовой проблемы необходимо:

Обеспечить сбалансированность бюджетов и их утверждение на базе реального прогноза макроэкономических показателей;

Реализовать комплекс мер по расширению налогооблагаемой базы;

Установить верхние границы доходности по государственным заимствованиям, расширить операции Банка России на открытом рынке;

Стабилизировать валютный курс рубля через усиление контроля со стороны Банка России за валютными счетами и операциями коммерческих банков, создание предпосылок для конвертации наличной иностранной валюты физическими лицами в рублевые активы;

Сформировать систему доверительного управления государственной собственностью в России и за рубежом;

Реформировать систему казначейского исполнения бюджета, обеспечив ее прозрачность, повысив статус, расширив сферу применения;

Ориентировать денежно-кредитную политику на регулирование процентных ставок.

Важно проводить согласованную финансовую, денежно-кредитную и социально-экономическую политику, направленную на интересы широких слоев населения, создающих национальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным потенциалом. Успех финансовой политики находится в плоскости макроэкономического роста на базе развития реального сектора экономики, приводящего к расширению налогооблагаемой базы, и укрепления геополитических и стратегических позиций России.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В основе современной концепции стратегического управления лежит теория конкурентной стратегии и конкурентного преимущества , разработанная ученым из США М. Портером в 80-х гг. XX в. Экономическую стратегию автор трактует как обобщенный план управления, ориентированный на достижение целей компании путем определения и реализации долгосрочных конкурентных преимуществ.

Важную роль в стратегическом управлении играет также дифференциация видов стратегий развития предприятия по их уровням. В системе этого управления выделяют обычно три основные вида стратегий - корпоративную стратегию, функциональные стратегии и стратегии отдельных хозяйственных единиц (бизнес-единиц).

Корпоративная стратегия определяет перспективы развития предприятия в целом. Она направлена на выполнение миссии предприятия и наиболее комплексно обеспечивает реализацию главной цели функционирования предприятия - максимизацию благосостояния его собственников.

На корпоративном уровне стратегия охватывает такие важнейшие вопросы, как выбор видов хозяйственной деятельности (видов бизнеса), пути обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ предприятия на соответствующих товарных рынках, различные формы конгломератной реорганизации (слияния, поглощения), принципы распределения всех основных видов ресурсов между отдельными стратегическими зонами хозяйствования и стратегическими хозяйственными единицами. Разработкой корпоративной стратегии занимаются в основном менеджеры высшего звена управления предприятием.

Функциональные стратегии предприятия формируются, как правило, по основным видам его деятельности в разрезе важнейших функциональных подразделений предприятия. К числу основных стратегий этого уровня относятся: маркетинговая, производственная, финансовая, персонала, инновационная. Функциональные стратегии предприятия направлены на детализацию корпоративной его стратегии (реализацию ее основных целей) и на ресурсное обеспечение стратегий отдельных хозяйственных единиц. Разработкой основных функциональных стратегий занимаются менеджеры основных функциональных подразделений предприятия.

Стратегии хозяйственных единиц (бизнес-стратегии) предприятия направлены обычно на решение двух основных целей - обеспечение конкурентных преимуществ конкретного вида бизнеса и повышения его прибыльности. Принимаемые на этом уровне стратегические решения связаны обычно с созданием новых продуктов, расширением или сокращением существующих товарных линий, инвестициями в новые технологии, объемом отчислений на рекламу. Разработкой стратегий этого уровня занимаются руководители и менеджеры стратегических хозяйственных единиц при консультативной поддержке менеджеров функциональных отделов предприятия.

Финансовая стратегия является одним из пяти функциональных элементов стратегического управления (производство, маркетинг, инновации, кадры и финансы).

Являясь частью общей стратегии экономического развития предприятия, обеспечивающей в первую очередь развитие операционной деятельности, финансовая стратегия носит по отношению к ней подчиненный характер. По отношению к операционной стратегии финансовая стратегия носит подчиненный характер . Поэтому она должна быть согласована со стратегическими целями и направлениями операционной деятельности предприятия. Финансовая стратегия при этом рассматривается как один из главных факторов обеспечения эффективного развития предприятия в соответствии с избранной им корпоративной стратегией.

Вместе с тем, финансовая стратегия сама оказывает существенное влияние на формирование стратегического развития операционной деятельности предприятия. Это связано с тем, что основные цели операционной стратегии - обеспечение высоких темпов реализации продукции, рост операционной прибыли и повышение конкурентной позиции предприятия связаны с тенденциями развития соответствующего товарного рынка (потребительского или факторов производства). Если тенденции развития товарного и финансового рынков (в тех сегментах, где предприятие осуществляет свою хозяйственную деятельность) не совпадают, может возникнуть ситуация, когда стратегические цели развития операционной деятельности предприятия не могут быть реализованы в связи с финансовыми ограничениями. В этом случае соответственно корректируется операционная стратегия предприятия.

Все многообразие стратегий операционной деятельности, реализацию которых призвана обеспечивать финансовая деятельность предприятия, может быть сведено к следующим базовым их видам:

Виды операционной стратегии

Ограниченный (или концентрированный) рост. Этот тип операционной стратегии используется предприятиями со стабильным ассортиментом продукции и производственными технологиями, слабо подверженными влиянию технологического прогресса. Выбор такой стратегии возможен в условиях относительно слабых колебаний конъюнктуры товарного рынка и стабильной конкурентной позиции предприятия. Основными типами этой базовой стратегии являются:

Стратегия усиления конкурентной позиции;

Стратегия расширения рынка;

Стратегия совершенствования продукта.

Соответственно финансовая стратегия предприятия в этих условиях направлена в первую очередь на эффективное обеспечение воспроизводственных процессов и прироста активов, обеспечивающих ограниченный рост объемов производства и реализации продукции. Стратегические изменения финансовой деятельности в этом случае сводятся к минимуму.

Ускоренный (интегрированный или дифференцированный) рост. Такой тип операционной стратегии избирают, как правило, предприятия, находящиеся в ранних стадиях своего жизненного цикла, а также в динамично развивающихся отраслях под воздействием технологического прогресса. Основными типами этой базовой стратегии являются:

Стратегия вертикальной интеграции;

Стратегия обратной интеграции;

Стратегия горизонтальной "диверсификации;

Стратегия конгломератной диверсификации.

Финансовая стратегия в этом случае носит наиболее сложный характер за счет необходимости обеспечения высоких темпов развития финансовой деятельности, ее диверсификации по различным формам, регионам и т.п.

Сокращение (или сжатие). Эта операционная стратегия наиболее часто избирается предприятиями, находящимися на последних стадиях своего жизненного цикла , а также в стадии финансового кризиса. Она основана на принципе "отсечение лишнего", предусматривающем сокращение объема и ассортимента выпускаемой продукции, уход с отдельных сегментов рынка и т.п. Основными типами этой базовой стратегии являются:

Стратегия сокращения структур;

Стратегия сокращения расходов;

Стратегия "сбора урожая";

Стратегия ликвидации.

Финансовая стратегия предприятия в этих условиях призвана обеспечить эффективное дезинвестирование и высокую маневренность использования высвобождаемого капитала в целях обеспечения дальнейшей финансовой стабилизации.

Сочетание (или комбинирование). Такая операционная стратегия предприятия интегрирует в себе рассмотренные различные типы частных стратегий отдельных стратегических зон хозяйствования или стратегических хозяйственных единиц. Такая стратегия характерна для наиболее крупных предприятий (организаций) с широкой отраслевой и региональной диверсификацией операционной деятельности. Соответственно финансовая стратегия таких предприятий (организаций) дифференцируется в разрезе отдельных объектов стратегического управления, будучи подчинена различным стратегическим целям их развития.

Результаты исследований показывают, что при разработке финансовой стратегии предприятия целесообразно выделять следующие доминантные сферы (направления ) развития финансовой деятельности:

Стратегия формирования финансовых ресурсов предприятия. Цели, задачи и основные стратегические решения этой части финансовой стратегии должны быть направлены на финансовое обеспечение реализации корпоративной стратегии предприятия и соответственно подчинены ей.

Стратегия распределения финансовых ресурсов предприятия. Параметры стратегического набора этой части финансовой стратегии должны быть, с одной стороны направлены на финансовое обеспечение реализации отдельных функциональных стратегий и стратегий хозяйственных единиц, а с другой, составлять основу формирования направлений инвестиционной деятельности предприятия в стратегической перспективе.

Стратегия обеспечения финансовой безопасности предприятия. Цели, задачи и важнейшие стратегические решения этой части финансовой стратегии должны быть направлены на формирование и поддержку основных параметров финансового равновесия предприятия в процессе его стратегического развития.

Стратегия повышения качества управления финансовой деятельностью предприятия. Параметры стратегического набора этой части финансовой стратегии разрабатываются финансовыми службами предприятия и включаются в виде самостоятельного блока в корпоративную и отдельные функциональные стратегии предприятия.

Процесс разработки и реализации финансовой стратегии предприятия осуществляется по следующим этапам .

1. Определение общего периода формирования финансовой стратегии.

2. Исследование факторов внешней финансовой среды.

3. Оценка сильных и слабых сторон предприятия, определяющих особенности его финансовой деятельности.

4. Комплексная оценка стратегической финансовой позиции предприятия.

5. Формирование стратегических целей финансовой деятельности предприятия.

6. Разработка целевых стратегических нормативов финансовой деятельности.

7. Принятие основных стратегических финансовых решений.

8. Оценка разработанной финансовой стратегии.

9. Обеспечение реализации финансовой стратегии.

10. Организация контроля реализации финансовой стратегии.

Объектом финансового управления выступают капитал и денежные потоки. Эти стоимостные категории имеют стратегическое значение, так как их состояние в значительной мере определяет конкурентные преимущества и экономический потенциал акционерной компании. Организация с достаточным объемом собственного капитала (более 50% от общего объема капитала) и положительным сальдо денежных потоков (приток денежных средств выше их оттока) имеет возможности для привлечения дополнительных денежных ресурсов с финансового рынка.

Следовательно, финансовая стратегия - это долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предполагающий решение крупномасштабных задач организации.

В процессе разработки стратегии прогнозируют основные тенденции развития финансов, формируют концепцию их использования, намечают принципы организации финансовых отношений с государством (налоговая политика) и партнерами (поставщиками, покупателями, инвесторами, кредиторами, страховщиками и пр.).

При стратегическом планировании намечают альтернативные пути развития организации, используя прогнозы опытных специалистов (менеджеров). Следует отметить, что обеспечение долговременного развития предприятия в интересах его собственников (акционеров) предполагает :

Формирование оптимальной величины уставного капитала;

Привлечение дополнительных источников финансирования с рынка капитала (в форме кредитов и займов);

Аккумуляцию денежных фондов, образуемых в составе выручки от реализации продукции (работ, услуг);

Формирование нераспределенной прибыли, направляемой на капиталовложения;

Привлечение специальных целевых средств;

Учет и контроль формирования капитала, доходов и денежных фондов.

Исходя из принятой стратегии, определяются конкретные цели и задачи производственной и финансовой деятельности и принимаются оперативные управленческие решения.

Важнейшие направления разработки финансовой стратегии предприятия следующие:

Анализ и оценка финансово-экономического состояния;

Разработка учетной и налоговой политики;

Формирование кредитной политики;

Управление основным капиталом и выбор метода амортизации;

Управление оборотным капиталом и кредиторской задолженностью;

Управление текущими издержками, сбытом продукции и прибылью;

Определение ценовой политики;

Выбор дивидендной и инвестиционной политики;

Оценка достижений корпорации и ее рыночной стоимости (цены).

Однако выбор той или иной стратегии не гарантирует получения прогнозного дохода в связи с влиянием внешних факторов, в частности состояния финансового рынка, налоговой, таможенной, бюджетной и денежно-кредитной политики государства.

Составной частью финансовой стратегии является перспективное финансовое планирование, определяющее основные параметры деятельности предприятия: объем и себестоимость продаж, прибыль и рентабельность, финансовая устойчивость и платежеспособность.

Финансовая тактика - это решение частных задач конкретного этапа развития предприятия путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перераспределения денежных ресурсов между видами расходов и структурными подразделениями.

При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что объясняется изменчивостью рыночной конъюнктуры (спроса и предложения на ресурсы, товары, услуги и капитал).

Стратегия и тактика финансовой политики тесно взаимосвязаны. Правильно выбранная стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.

Финансовую политику должны осуществлять профессионалы - главные финансовые менеджеры (директора), владеющие всей информацией о стратегии и тактике компании. Для принятия управленческих решений используют информацию, приведенную в бухгалтерской и статистической отчетности и в оперативном финансовом учете, которая и служит главным источником данных для определения показателей, применяемых в финансовом анализе и внутрифирменном финансовом планировании.



Декларация по УСН