Минимальный должностной оклад. Оклады (должностные оклады), ставки заработной платы. Элементы заработной платы

Первая составляющая часть - оклад (должностной оклад) - в соответствии с положениями статьи 129 ТК РФ представляет собой фиксированный размер оплаты труда работников, в который не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

Данная часть заработной платы устанавливается за исполнение должностных обязанностей (по должностям руководителей и служащих) или трудовых обязанностей (по профессиям рабочих) в расчете за календарный месяц или за иную единицу времени.

На основе должностных окладов осуществляется оплата труда работников из числа служащих, за исключением служащих из числа отдельных педагогических работников, оплата труда которых осуществляется на основе ставок заработной платы.

В свою очередь, на основе окладов осуществляется оплата труда работников, относящихся к профессиям рабочих. При этом необходимо учитывать, что в учреждениях отдельных главных распорядителей средств федерального бюджета рабочим принято устанавливать тарифную ставку (а не оклад).

В соответствии со статьей 129 ТК РФ под базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы понимаются минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени также без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

На основе ставок заработной платы осуществляется оплата труда отдельных педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, являющуюся расчетной величиной, применяемой при исчислении их заработной платы с учетом конкретного объема учебной нагрузки (педагогической работы);

В соответствии с пунктом 3 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы.

Под профессиональными квалификационными группами (ПКГ) понимаются группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированных с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (статья 144 ТК РФ).

Критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам определены приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 525.

Профессии рабочих и должности служащих формируются в ПКГ с учетом вида экономической деятельности по следующим критериям:

  • отдельные должности служащих из числа профессорско-преподавательского состава и научных работников, к которым предъявляются требования о наличии ученой степени и (или) ученого звания, и должности руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия высшего профессионального образования;
  • должности служащих, требующие наличия высшего профессионального образования;
  • профессии рабочих и должности служащих, в т. ч. руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия начального или среднего профессионального образования;
  • профессии рабочих и должности служащих, которые не требуют наличия профессионального образования.

Отнесение профессий рабочих и должностей служащих к ПКГ осуществляется по минимальному уровню требований к квалификации, необходимому для работы по соответствующим профессиям рабочих или для занятия соответствующих должностей служащих.

В порядке исключения отдельные должности служащих, имеющие важное социальное значение, могут быть отнесены к ПКГ исходя из более высокого уровня требований к квалификации, необходимого для занятия соответствующих должностей служащих.

При этом профессии рабочих и (или) должности служащих, входящие в одну ПКГ, могут быть структурированы по квалификационным уровням этой ПКГ в зависимости от сложности выполняемых работ и уровня квалификационной подготовки, необходимой для работы по профессии рабочего или занятия должности служащего.

Одна и та же профессия рабочего или должность служащего может быть отнесена к разным квалификационным уровням в зависимости от сложности выполняемой работы, а также с учетом дополнительных показателей квалификации, подтвержденных сертификатом, квалификационной категорией, стажем работы и другими документами и сведениями.

ПКГ утверждаются Минздравсоцразвития России (перечень документов приведен в приложении № I.3.4).

Внутри ПКГ должности служащих и профессии рабочих группируются по квалификационным уровням. На основе принятой классификации по профессиональным квалификационным группам и (или) квалификационным уровням работникам устанавливаются оклады (должностные оклады), ставки заработной платы. Таким образом обеспечивается дифференциация уровней оплаты труда всего круга работников бюджетной сферы. Чем выше уровень профессиональной квалификационной группы и квалификационный уровень внутри ПКГ, тем выше должен быть размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы конкретного работника.

Распределение должностей служащих и (или) профессий рабочих по профессиональным квалификационным группам и (или) квалификационным уровням осуществляется именно с целью дифференциации уровней оплаты труда сотрудников.

Назначение на должность, определение соответствия работника занимаемой должности, присвоение тарификационных разрядов рабочим, квалификационных категорий служащим и прочие вопросы должны решаться на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) и Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС).

Также соответственно ПКГ в ряде случаев устанавливаются дополнительные выплаты по оплате труда.

Распределение должностей служащих и профессий рабочих по соответствующим профессиональным квалификационным группам и профессиональным квалификационным уровням приведено в приложении № I.3.5.

Учреждения при установлении окладов работникам в первую очередь исходят из базовых (минимально гарантированных) окладов (ставок), определенных соответствующими министерствами (ведомствами) в принятых ими примерных положениях (см. приложение № I.3.1).

При этом необходимо учитывать, что определенные соответствующими главными распорядителями средств федерального бюджета базовые оклады (ставки) являются рекомендательными. В случае наличия достаточных ассигнований учреждения вправе предусмотреть установление окладов своим сотрудникам на более высоком уровне.

В соответствии с пунктом 7.1 Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений (утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 14.08.2008 № 425н) минимальные размеры окладов (ставок) работников по соответствующим ПКГ рекомендовано устанавливать с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности и не ниже действующих на период введения новых систем оплаты труда тарифных ставок (окладов), установленных на основе ЕТС.

Затем на основе расчетов по объемам имеющегося бюджетного финансирования может производиться корректировка размеров окладов (ставок) в сторону повышения.

В учреждениях силовых министерств и ведомств, на которые не распространяется действие утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, размеры должностных окладов (окладов) определяются в соответствии с положениями ведомственных нормативных правовых актов (см. приложение № I.3.3), предусматривающих конкретные или вилочные (в пределах "от" и "до") значения.

Оклады работникам (из числа тех, оплата труда которых до 1 декабря 2008 г. строилась на основе ЕТС), занятым в центральных аппаратах и (или) территориальных органах федеральных государственных органов власти, устанавливаются на основании соответствующих ведомственных нормативных актов (см. приложение № I.3.2), а также положений приказа Минздравсоцразвития России от 27.08.2008 № 450н.

Данным приказом определены минимальные размеры окладов работников, занимающих должности служащих. Они определены на основе отнесения занимаемых служащими должностей к соответствующим ПКГ, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2008 № 247н:

Работникам, осуществляющим деятельность по профессиям рабочих в государственных органах власти, оклады устанавливаются в зависимости от присвоенных им квалификационных разрядов в соответствии с ЕТКС, если только иное не предусмотрено ведомственными нормативными правовыми актами.

Если в ПКГ соответствующая должность не приведена, оклад по ней устанавливается самостоятельно руководителем учреждения (с учетом положений ведомственных нормативных правовых актов). При этом рекомендуется исходить из соотношения размеров устанавливаемых окладов между категориями работников со сходными (примерными) требованиями к занимаемым должностям согласно ЕКС или применяемых тарифно-квалификационных характеристик.

По отдельным должностям с учетом положений ведомственных нормативных правовых актов может предусматриваться оплата труда за 1 нормо-час работы. Например, в санаторно-курортных учреждениях Минздравсоцразвития России (приказ от 28.08.2008 № 464н) такие условия оплаты труда могут устанавливаться в отношении сотрудников из числа занимающих должности уборщика помещений (санитарки, санитарки-мойщицы), уборщика территории, культорганизатора, библиотекаря, экспедитора по перевозке грузов, машинистки, аккомпаниатора, программиста, садовника.

Ставки почасовой оплаты труда профессорско-преподавательского состава также устанавливаются руководителем учреждения. При этом рекомендуется ставки оплаты определять в процентах от величины должностного оклада, предусмотренного по должностям, отнесенным к первому квалификационному уровню ПКГ "Общеотраслевые должности служащих первого уровня", учитывая при этом суммы оплаты за отпуск.

Размеры ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий, приведены в пункте 19 приложения № 1 к приказу МВД России от 27.08.2008 № 751 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583".

МРОТ — величина, установленная на законодательном уровне. На нее ориентируются при расчете минимально допустимой заработной платы, а также некоторых пособий. Может ли оклад быть меньше МРОТ и при каких условиях? В общем случае доход работника за месяц не должен быть ниже этого уровня. Но, как всегда, есть множество нюансов.

МРОТ и зарплатный минимум субъекта

Размер МРОТ в 2017 году составляет 7800 рублей, а со следующего года повысится до 9489 рублей. С 2019 года минимальную зарплату доведут до прожиточного минимума. Сейчас это равенство не соблюдается, хотя в Трудовом кодексе прямо прописано, что это недопустимо.

Региональные власти имеют право специальным соглашением ввести собственный аналог МРОТ. Его называют МЗП — минимальная заработная плата. Ее размер не может быть ниже МРОТ, установленного федеральной властью. Надо сказать, многие регионы пользуются таким правом и устанавливают минимальные заработные платы на более высоком уровне, чем МРОТ. В 2017 году МЗП некоторых регионов существенно превышает федеральную «минималку». Так, в Мурманской области МЗП составляет 18 750 рублей, на Камчатке — 15 800 рублей, в Санкт-Петербурге — 16 000 рублей, в Москве — 17 561 рубль.

Упомянутая норма закона теоретически дает работодателям право отказаться от применения региональной МЗП в пользу более низкого федерального МРОТ. Сделать это можно в 30-дневный срок с даты опубликования региональным органом власти соглашения о введении минимальной зарплаты. Однако для этого нужны очень веские причины, которые следует подтвердить документально. Власти, со своей стороны, должны войти в тяжкое экономическое положение работодателя и разрешить такой отказ. На практике это применяется редко, и специалисты не рекомендуют экономить на зарплатах таким способом.

Из чего состоит заработная плата

Теперь разберем, что такое зарплата — это необходимо, чтобы понять, можно ли установить оклад меньше МРОТ. Составляющими заработной платы являются:

  • оклад/тарифная ставка;
  • компенсации — различные доплаты, в том числе за тяжелые условия работы и климат, за ночные смены и прочие;
  • поощрительные выплаты — всевозможные премии, например, по итогам года, за стаж и так далее.

Кроме того, есть определенные виды выплат, которые не относятся к заработной плате. Например, это компенсация за отпуск, за командировку, за вынужденное прекращение работы и другие.

Так может ли оклад быть меньше МРОТ?

Итак, зарплата и оклад — понятия не всегда тождественные. В общем случае зарплата рассчитывается по формуле: ЗП = О + К + П, где О — оклад либо ставка, К — компенсации, П — премии и иные выплаты в виде поощрения.

Однако, согласно трудовому законодательству, ниже размера МРОТ (МЗП) не должен быть уровень оплаты за месячный труд работника, а не его ставка или оклад. И если ЗП состоит не только из оклада, то установление последнего на уровне ниже «минималки» не является нарушением. Если оклад меньше МРОТ, но есть премия и/или компенсация, то это допустимо. Конечно, при условии, что сумма в совокупности дотягивает до гарантированного государством или регионом зарплатного минимума.

А вот если заработная плата состоит из одного лишь оклада (ставки), ниже размера МРОТ он быть не может. Но это общий случай, из которого есть исключения.

Когда зарплата бывает меньше «минималки»

В Трудовом кодексе сделана оговорка: недопустимо выплачивать физлицу зарплату ниже минимального значения в том случае, если он добросовестно отрабатывает положенную ему норму времени. Другими словами, если сотрудник работает по 5 дней в неделю полный рабочий день и выполняет свои должностные обязанности, он должен получать оплату не менее минимального размера.

А может ли оклад быть меньше МРОТ при неполной занятости? Безусловно, да. Лица, которые работают по сокращенному графику, например, несколько дней в неделю или по 3-4 часа ежедневно, могут получать меньше «минималки». При этом пропорции должны сохраняться, то есть за половину рабочего времени сотрудник должен получать не менее половины действующего в регионе МРОТ.

Учитывается ли налог

Как известно, доходы работников облагаются НДФЛ. Удержать налог с выплат и перечислить в бюджет должен работодатель, который по отношению к нанятым лицам является налоговым агентом. Ставка НДФЛ для резидентов России составляет 13%. Возникает вопрос: минимальный уровень зарплаты должен быть выдержан до или после вычета НДФЛ? Другими словами, можно ли выдать сотруднику за месяц сумму ниже МРОТ на размер налога?

Согласно законодательству, налог с дохода физлица исчисляется от суммы ЗП, которую ему начислил работодатель. И если даже начисляется «минималка», от уплаты НДФЛ это не освобождает. Поэтому на руки работник получит сумму, уменьшенную на размер налога.

Как не ошибиться с расчетом оклада

Прежде всего необходимо проверить, установлен ли в регионе собственный уровень зарплатного минимума. Если установлен, то размер зарплаты за полностью отработанную временную норму не должен быть меньше этого значения. При отсутствии региональной «минималки» работник должен получать не менее суммы федерального МРОТ.

Далее следует определиться, выполнил ли сотрудник свои трудовые нормы по объему работы и времени. Если выполнил на 100%, то размер его зарплаты должен составить не менее МРОТ (МЗП). В противном случае ему начисляется доля минимальной зарплаты, пропорциональная отработанному времени (норме труда). Например, если рабочее время составило 40% от нормы, то ему нужно заплатить не меньше 40% от МРОТ или регионального минимума, если он есть.

Следующий шаг — определиться с составом зарплаты. Установить ставку или должностной оклад меньше МРОТ допустимо лишь в том случае, если сотруднику полагаются какие-то компенсации, премии и иные выплаты, которые относятся к заработной плате. Если предполагается платить «чистый» оклад, то он должен как минимум соответствовать МРОТ (МЗП).

Ответственность

Выплата зарплаты ниже законодательного минимума является нарушением норм трудового права. Работодателю за это грозят административные санкции. Организация может поплатиться штрафом в диапазоне 30 000-50 000 рублей. Должностные лица и предприниматели-работодатели заплатят штраф в размере 1000-5000 рублей. Впрочем, на первый раз инспекторы могут обойтись предупреждением.

Если нарушение повторится, то будет применяться более суровое наказание. Должностных лиц компании могут дисквалифицировать на 1-3 года или же наказать штрафом в диапазоне 10 000-20 000 рублей. ИП грозит штраф в аналогичном размере, а юридическим лицам — в сумме 50 000-70 000 рублей.

Выводы

Установление минимального размера оплаты труда производится на федеральном уровне — в виде МРОТ, а в некоторых субъектах и на региональном — в виде МЗП. Если в регионе установлена собственная «минималка», то работодатели должны ориентироваться на нее. При этом стоит учесть, что размер зарплаты должен быть не меньше МРОТ или МЗП без учета обложения НДФЛ. То есть работник получит сумму на 13% меньше минимальной ЗП.

Что касается того, может ли оклад быть меньше МРОТ, то все зависит от состава зарплаты. Это допустимо, если помимо оклада она включает премии и/или компенсации. Но лишь при условии, что совокупный размер зарплаты за полностью отработанный месяц с учетом этих доплат будет не меньше действующего в регионе минимального значения.

Оклад для должностных лиц всегда считается главным критерием при выборе работы . Его размер может зависеть от многих факторов.

Что это такое

Окладом называют постоянную часть заработной платы , размер которой не меняется, если сотрудник не пропускал ни одного рабочего дня за месяц, не отсутствовал по болезни, не находился в отпуске или не брал отгул.

Эта сумма перечисляется работнику организации в любом случае и при условии нулевых результатов труда. Данная постоянная величина, то есть оклад, указывается в трудовом соглашении с должностным лицом. Когда необходимо внести коррективы по поводу оклада, составляются дополнительные соглашения и подписываются обеими сторонами.

Руководители предприятий вполне могут перепутать и ввести в замешательство рабочий персонал, не находя отличий у оклада и ставки. Оба варианта, несомненно, относятся к заработной плате .

Но в этом вопросе следует разобраться по поводу влияния этих двух показателей на величину доходов. К заработной плате могут быть добавлены премиальные за дополнительно выполненные рабочие задачи. Работодатель обязан владеть терминами относительно оплаты труда.

Существует несколько разновидностей: бестарифная, тарифная и смешанная. Перечисленные варианты подразделяются на оклады со сдельной и повременной формой .

В первом случае результат трудовой деятельности оценивается по норме выработки, при которой можно объективно оценить показатели труда, с помощью установления, например, норм выработки. При повременном типе заработная плата рассчитывается в соответствии с квалификацией должностного лица и затраченным временем на выполнение работы.

Для обоих случаев приняты различные системы вычисления окладов персонала, согласно характеристикам и факторам, имеющим важное значение для эффективности производства. Следовательно, размер оплаты труда имеет прямую зависимость с итогами трудовой деятельности как одной рабочей единицы, так и всего коллектива.

Смешанные и бестарифные типы окладов не включают в себя определенные сведения, а также результаты труда работников. Они анализируют сотрудничество , оказанное в целях выполнения производственного процесса, согласно произведенным результатам.

Порядок вычисления заработной платы всегда наиболее удобен, если он является простым и понятным . Каждый руководитель организации стремится к максимальным результатам собственной деятельности, поэтому он должен уметь грамотно сопоставлять затраченное время и усилия с размером возмещаемых финансовых средств, в виде заработной платы.

Схема должностных окладов

Схемой должностного оклада называют форму регулирования оплаты труда сотрудников по отношению к величине определенных коэффициентов рабочего процесса организации и его размеру.

Подобная схема имеет общие черты с прошлой административной и плановой экономической политикой. В то время суммы окладов лиц руководящего звена, экспертов и занимающих другие должности утверждались государством и были централизованными.

На сегодняшний момент только муниципальные и государственные компании применяют схему должностного оклада для начисления заработной платы. Остальные организации используют штатные расписания.

Порядок расчета

Для грамотного вычисления размера оплаты труда должностного лица, работодатель должен учитывать следующие условия :

  • вычет подоходного налога производится из денежных средств сотрудника, но отчисления в страховой фонд переводятся со счета руководителя предприятия;
  • рабочий имеет право на получение аванса;
  • сотрудник может быть обязан выплачивать алименты детям либо прочие платежи в соответствии с исполнительными листами;
  • заработная плата служащих состоит из дополнительных надбавок, коэффициентов, премий, компенсаций и других выплат.

Расчет простой помесячной оплаты труда рабочего персонала производят согласно формуле:

Зм.пов. = См. / Тпл. * Тф.

Ставка месячного оклада делится на число рабочих смен в расчетном месяце и умножается на количество фактически отработанных сотрудником дней.

Почасовая заработная плата — это произведение часовой тарифной ставки служащего на отработанные им часы относительно расчетного периода.

Зпов. = Сч. * Тф.

Пример : сотруднику компании назначили размер месячного оклада, равный 65 000 рублей при 5-ти дневном графике работы. Необходимо рассчитать величину его зарплаты за 2018 год в августе и сентябре.

Август он проработал полностью, но в сентябре находился в неоплачиваемом отпуске с 9 по 13 в связи с семейными обстоятельствами.

При этом сумма его заработной платы за весь август будет рассчитана следующим образом: назначенный оклад делят на 23 отработанных дня и умножают снова на 23. Значит, оклад сотрудника за август составит 65 000 рублей.

Вычисление размера оплаты труда работника за сентябрь будет отличаться: размер установленного оклада делится на 22 дня в месяце и умножается на число отработанных дней в сентябре. Получится сумма: 56 136,36 рублей.

Заработная плата обычно выплачивается работникам два раза в месяц на основе двух методов :

  1. Аванс и оплата труда в соответствии с итогами месяца . В течение первых двух недель начисляется авансовая часть назначенной заработной платы. Данная величина фиксируется в системе разрядов, представляющей собой таблицу тарифов. Для получения авансовой части оклада сотруднику следует отработать две недели. В последних числах месяца ему полагается к выдаче оставшаяся сумма, которая бывает постоянной либо зависимой от фактически отработанных смен, часов или количества выполненных рабочих задач.
  2. За первые и вторые недели месяца . Расчет месячного оклада производится двумя частями: в первой и второй его половине. За основу принимаются отработанное время по факту либо объем трудовой деятельности в периодах, равных двум неделям. Если служащий отработал 11 или 12 рабочих дней, ему полагается зарплата за это время. В конце следующих двух недель, работнику также оплачиваются эти дни. Данный метод должен быть указан в трудовом либо коллективном соглашении.

Влияние районного коэффициента

В субъектах Российской Федерации со сложными условиями труда, связанными с суровым климатом, особенностями рельефа на территориях либо повышенной радиацией, помимо оклада сотруднику производится начисление районного коэффициента .

Правительство РФ утверждает в каждом регионе индивидуальный размер дополнительной выплаты к заработной плате . Одним общим нормативным актом это правило не подкрепляется, и в каждом субъекте действует свое определенное распоряжение.

Добавление районного коэффициента предусматривается не к окладной части, а к фактической заработной плате, из суммы которой еще не вычитали НДФЛ.

Расчет оклада в определенных районах с особыми условиями труда производится путем прибавления к окладу всех премий, надбавок, исключая все единоразовые выплаты, а именно, оплату больничного листа и материальную помощь. Затем результат данной операции умножается на районный коэффициент.

Сотрудник, получая заработную плату, очень часто желает удостовериться в правильности расчетов . Это можно сделать с помощью расчетного листа, в котором указаны сведения по всем основным операциям, связанным с определением оплаты труда и его начислением.

Расчетный лист дает возможность подробно представить алгоритм вычисления заработной платы, исходя из оклада работника, в том числе произвести самостоятельный расчет и сверить полученный результат.

Благодаря данным вычислениям можно выявить ошибку сотрудника бухгалтерского отдела и внести исправления.

На 2018 год величина минимального оклада составляет 11 163 рубляи не может быть меньше этого значения. В зависимости от субъекта РФ МРОТ может быть разным.

Отличия от ставки, преимущества и недостатки

Многие полагают, что термины оклад и ставка не отличаются друг от друга. Но ставкой называют общую заработную плату, когда не учитываются налоговые вычеты, а включаются премии, коэффициенты и надбавки.

В данном случае сотрудник четко представляет собственные доходы .

Схема в виде сдельной и повременной оплаты труда сотрудника характеризуется своими плюсами и минусами со стороны руководителя организации и работника. К преимуществам данной системы можно отнести:

Но такой вариант расчета оплаты труда может вызвать сложности для отдела бухгалтерии . Намного проще каждый месяц перечислять рабочему персоналу одинаковые суммы, чем перед очередной выплатой проверять актуальность данных по доплатам к заработной плате некоторых служащих.

Сотрудников, в свою очередь, тоже не всегда устраивает получать только оклад, невзирая на постоянные и хорошие премиальные доплаты. Никто не может заранее предусмотреть ожидаемые затраты на долгое время, из-за затруднения в вычислении оплаты труда за будущие месяцы.

Зачастую заработная плата понижается по причине сезонного спада успешной деятельности. Но она может быть, наоборот, повышенной при хороших результатах труда.

Дополнительная информация по отличиям представлена на видео.

Особенности для военнослужащего

Оклады данных категорий лиц включают в себя должностную часть и сумму, в соответствии со званием к окладам по должности и по званию. У военнослужащих на контрактной основе подоходный налог соответствует гражданским лицам и равен 13% .

Согласно статье 218 НК РФ , расчет оплаты труда военнослужащих выглядит следующим образом :

  1. К окладу по званию прибавляют окладную часть по должности.
  2. Добавляют выплаты, связанные со стажем, местом службы и другие.
  3. Вычитают соответствующие налоговые вычеты определенным военнослужащим.

Итак, оплата труда сотрудника каждый месяц может отличаться в денежном выражении. Но все изменения в заработной плате должны быть подкреплены приказом или дополнительным соглашением к трудовому договору. В противном случае работодатель, меняя окладную часть, будет действовать незаконно.

Что лучше — стабильный оклад или работа за проценты? Ответ на вопрос — в данном видео.

Процесс начисления заработной платы всегда волнующий вопрос для всех работников. В настоящее время существуют различные системы оплаты труда, одни получают свой заработок в фиксированной сумме, у других действует тарифная ставка. На самом деле каждая система имеет схожие черты и принципиальные различия. Рассмотрим, что такое должностной оклад и тарифная ставка какие схожие черты имеет два разных понятия, а также их отличительные особенности.

Что такое оклад

Прежде чем понять, чем отличается тарифная ставка от оклада, нужно подробно просмотреть эти два понятия. На самом деле оклад – это фиксированная сумма заработка сотрудника, которая начисляется за исполнение им должностных обязанностей . Простыми словами он выплачивается в полном объеме только при соблюдении двух важных условий, что сотрудник исполняет свои должностные обязанности и пребывать на рабочем месте в соответствии с его графиком работы.

Заработная плата и оклад – это два разных понятия, по той причине, что фиксированная денежная сумма - это всего лишь часть заработка сотрудников, кроме нее он может получать разные надбавки, например, премии и иные выплаты. Определение оклад означает фиксированную сумму, которую сотрудник гарантированно получит по итогам отработанного месяца, при том условие, что он пребывал рабочие места в соответствии с его графиком работы.

Тарифная ставка

По сути, тарифная ставка – это также фиксированная выплата только не за расчетный месяц, а за определенное время, например, день или час. Т о есть, заработная плата в данном случае будет начисляться в зависимости от количества отработанного работником временем.

Расчет заработной платы в данном случае осуществляется по простой формуле: тарифная ставка умножается на количество отработанного времени. Например, если ставка сотрудника за час составляет 120 рублей, в месяц он отрабатывает 176 часов, значит, его заработная плата будет 21120 рублей.

В чём разница

Итак, мы рассмотрели, что такое оклад и ставка, в чем разница пойдет речь далее. У данных двух систем начисления заработной платы есть несколько отличий. Основное из них в том, что по системе оклада заработная плата начисляется сотруднику за расчетный период, то есть месяц или год в зависимости от специфики работы и занимаемой им должности. Тарифная ставка – это плата за определенный промежуток времени, в основном, она применяется при сменном графике работы.

Другое отличие в том, что оклад начисляется за исполнение сотрудником его рабочих обязанностей, а тарифная ставка количество отработанного времени. Кроме того, обе данные системы применяются в зависимости от специфики работы, например, на некоторых должностях уровень дохода сотрудника будет напрямую зависеть от выполненного и объема работа. Хотя в данном случае заработной платы имеет сдельную систему оплаты труда, по отношению к которой может применяться как оклад, так и тарифная ставка, то есть фиксированная сумма выплаты за расчетный период плюс проценты от выполненного объема работ.

Сходство

Несмотря на все различие данных систем у них есть много общего. Как выяснилось ранее оклад можно получить только после отработки расчетного периода, а тарифная ставка предполагает выплату заработка за определенную единицу времени час или неделю день. Но если сотрудник отработал месяц не полностью, например, был в отпуске или на больничном, то его оклад выплачивается только за фактически отработанное время.

Рассмотрим, как из оклада рассчитать часовую тарифную ставку. Все довольно просто, для этого нужно фиксированную сумму разделить на количество отработанных дней или часов . Например, если она составляет 25000 рублей в месяц, то можно рассчитать, сколько он зарабатывает в день, если в календарном месяце 22 рабочих дня по 8 часов. Таким образом, его тарифная ставка за день будет 25000/22, равно 1136,36 рублей в день или 142 рубля в час.

Обратите внимание, что при системе начисление заработной платы от оклада работодатель однозначно оплачивает работнику только по факту отработанной им время, то есть из оклада взимается плата за тот период, который на рабочем месте он отсутствует.

Таким образом, работодатель единолично устанавливает систему оплаты труда сотрудникам своего предприятия: оклад и тарифная ставка. В чем разница? Существенные различия в том, что тарифная ставка применяется в большинстве случаев представителя профессии в сфере производства или обслуживания, оклад чаще применен к сотрудникам в сфере экономики, или иной интеллектуальной деятельности.

Комментарий к статье 145

1. Условия и размеры оплаты труда руководителя, его заместителя и главного бухгалтера организации, финансируемой из бюджета, устанавливаются Правительством РФ (для организаций, финансируемых из федерального бюджета), органами государственной власти субъекта РФ (для организаций, финансируемых из бюджета субъекта РФ) и органами местного самоуправления (для организаций, финансируемых из местного бюджета). Следует обратить внимание на использование различных терминов ст. 144 ("Государственные и муниципальные учреждения") и ст. 145 ("Организации, финансируемые из бюджета").

2. Оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров всех организаций устанавливается по соглашению сторон трудового договора. При этом стороны трудового договора самостоятельно устанавливают размер должностного оклада, порядок и условия премирования и установления иных стимулирующих выплат (доплат и надбавок), а также иные условия оплаты труда.

В коллективном договоре или соглашении могут быть установлены ограничения по оплате труда руководителей и их заместителей, а также главных бухгалтеров с целью приведения размера и условий оплаты труда руководителя в соответствие с оплатой труда иных работников организации.

3. Оплата труда руководителей государственных предприятий устанавливается на основании Постановления Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 210 "Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов)" (САПП РФ. 1994. N 13. Ст. 991), применение которого разъяснено письмом Минтруда России от 28 апреля 1994 г. N 727-РБ (БНА РФ. 1994. N 8).

Условия оплаты труда руководителей государственных предприятий определяют органы исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях и которые осуществляют полномочия собственника имущества предприятия, или уполномоченные ими органы, имеющие право заключать трудовой договор с руководителями государственных предприятий, а руководителей муниципальных предприятий - органы местного самоуправления.

Оплата труда руководителей государственных предприятий состоит из должностного оклада и вознаграждения за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Должностные оклады руководителей государственных предприятий устанавливаются в зависимости от величины тарифной ставки I разряда рабочего основной профессии, определенной коллективным договором или условиями оплаты труда на данном предприятии исходя из списочной численности работников предприятия (при численности работников до 200 человек - 10-кратная величина тарифной ставки I разряда, от 200 до 1500 человек - 12-кратная, от 1500 до 10000 - 14-кратная, свыше 10000 человек - 16-кратная). Конкретный должностной оклад руководителю предприятия может быть установлен исходя из любого количества тарифных ставок в пределах, предусмотренных для данной группы предприятий по численности работников с учетом сложности управления предприятием, его технической оснащенности и объемов производства продукции. Органы исполнительной власти могут дифференцировать группы предприятий по численности работников с учетом фактической численности работников на предприятиях данной отрасли.

Основная профессия работников организации определяется исходя из отраслевого (тарифного) соглашения, а если в нем основная профессия не определена, то она определяется органом исполнительной власти, заключающим трудовой договор с руководителем. При этом рекомендуется считать основной ту профессию, которая занимает наибольший удельный вес по численности рабочих.

На предприятиях, где тарифные разряды не применяются и для оплаты труда используются месячные оклады или ставки (например, в НИИ, КБ), расчет должностного оклада руководителя производится исходя из минимального оклада (ставки) рабочих или служащих, занятых в основной деятельности предприятия.

В сельском, лесном и водном хозяйстве, где тарифицируются работы, а разряды квалификации рабочим не присваиваются, расчет должностного оклада руководителя предприятия может производиться исходя из тарифной ставки минимального разряда основных видов работ, например механизированных или работ в животноводстве.

Если в организации применяется бестарифная система оплаты труда, то для установления должностного оклада руководителя необходимо определить фактическую квартальную заработную плату работников, входящих в первую (самую низшую) квалификационную группу. Квалификационный коэффициент этой группы равняется единице. Как правило, в эту группу входят все работники, имеющие первый квалификационный разряд. Одновременно по табелю определяется отработанное время. Затем полученная сумма заработной платы делится на отработанное время. Исходя из полученной часовой (или дневной) заработной платы определяется месячная ставка и из нее рассчитывается должностной оклад руководителя предприятия. В случае, когда по бестарифному принципу распределяется весь заработок, следует определить примерный удельный вес премии в средствах на оплату труда и в зависимости от этого удельного веса рассчитать тарифную ставку.

Должностной оклад определяется исходя из списочной численности работников на 1-е число месяца, в котором заключается контракт.

Должностной оклад руководителя государственного предприятия повышается одновременно с увеличением тарифных ставок работников данного предприятия путем внесения изменений (дополнений) в трудовой договор (контракт). Поскольку условия оплаты труда являются существенным условием трудового договора, повышение должностного оклада руководителя также должно производиться путем внесения соответствующего изменения (дополнения) в трудовой договор.

Вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия выплачивается за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации. Размер вознаграждения устанавливается по нормативу, определяемому как отношение 12 месячных должностных окладов к сумме указанной прибыли за предшествующий календарный год. Периодичность выплаты вознаграждения определяется предприятием самостоятельно.

Указанные условия оплаты распространяются также на акционерные общества, в которых пакет акций, находящийся в государственной собственности, обеспечивает более 50% голосов на собрании акционеров. В акционерных обществах, где в государственной собственности находится пакет акций, обеспечивающий менее 50% голосов на собрании акционеров, данные условия оплаты труда руководителя могут быть установлены для генерального (исполнительного) директора решением совета директоров или собранием акционеров по предложению представителя органа исполнительной власти в акционерном обществе.

Должностные оклады, условия премирования и другие поощрительные выплаты инженерно-техническим работникам, включая заместителей руководителя и других руководящих работников, устанавливаются работодателем самостоятельно.

4. Особенности оплаты труда руководителей в отдельных отраслях согласовываются органом исполнительной власти, на который возложена координация и регулирование деятельности в отрасли, с Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

5. В соответствии с ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ (в ред. от 21 марта 2002 г.) "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников народных предприятий" размер оплаты труда генерального директора народного предприятия за отчетный финансовый год не может более чем в 10 раз превышать средний размер оплаты труда одного работника народного предприятия за тот же период.



Закрытие ИП