Методы обеспечения дисциплины труда виды общая характеристика. Какие существуют методы обеспечения дисциплины труда? Методы дисциплинарного взыскания

Любовь Ивановна Кучмина
Аналитическая справка к аттестации по должности «воспитатель» (2 часть)

Критерий 3. «Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания , и продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной инновационной»

Любовь Ивановна в 2014 году участвовала на методическом семинаре «Организация образовательной деятельности в образовательных организациях дошкольного образования в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» №273 – ФЗ и ФГОС дошкольного образования»; в 2014 году прошла повышение квалификации в НОУ ДПО «БИПП и ПК» по дополнительной профессиональной программе : «Педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста. ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условия её реализации»; в 2014 году прошла обучение в ГБОУ Саратовской области начального профессионального образования «Профессиональный лицей №53» . По окончании присвоена квалификация : оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин.

Непрерывно повышает свою квалификацию как через прохождение различных курсов по разным образовательным областям и в области ИКТ, так и через другие формы : участвуя в семинарах , в конкурсах, делится опытом работы по самообразованию с коллегами через открытые мероприятия, презентации, мастер-классы, выступления на педсоветах. Любовь Ивановна является наставником для своих молодых коллег.

Сравнительный анализ мониторинга ежегодно показывает положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования современных образовательных технологий и методик. У детей развивается активность в различных видах деятельности, повышается умственная работоспособность, увлеченность. А самое главное то, что улучшается эмоционально-двигательная сфера ребёнка. Любовь Ивановна выступает в роли помощника. А не педагога. Именно такой приём активизирует активность ребенка, способствует самостоятельности и самовыражению. С целью достижения новых образовательных результатов Любовь Ивановна использует следующие современные образовательные технологии :

1. Игровые технологии;

2. Личностно-ориентированные технологии;

3. ИКТ технологии;

4. Здоровьесберегающие технологии.

Игровые технологии.

Игра, наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека. Игровая деятельность – система применений игр и упражнений на развитие социальных эмоций, а также освоение и закрепление социальных норм и поведения в социуме через сюжетно-ролевые игры, театральную деятельность, дидактические игры.

Воспитатель работает в соответствии с современными требованиями, владеет формами и методами активного обучения, использует в своей педагогической деятельности групповую и индивидуальную работу с детьми. Игра, являясь развлечением, способна перейти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Воспитатель использует развивающие игровые технологии.

Используемые педагогом игровые технологии не только побуждают детей мыслить, выражать свои мысли, но и обеспечивают целенаправленность действий, а следовательно, дисциплинируют ум ребенка.

Вывод : использование игровых технологий способствует ускорению процесса развития у детей простейших логических структур мышления и математических представлений, а в дальнейшем овладению основами математики и информатики. Возросла активность дошкольников, повысился интерес к воспитательно -образовательному процессу, следовательно – познавательная активность.

Личностно-ориентированные технологии.

Личностно – ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. Личностно-ориентированные технологии обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития ребенка.

При применении технологии педагог делит воспитанников на условные группы с учетом типологических особенностей. При формировании групп, педагог учитывает личностное отношение воспитанников к окружающей действительности, степень освоения программного материала, к личности воспитателя , особенности развития психических процессов.

Любовь Ивановна организовала и является руководителем по познавательному развитию «Логика – малыш» .

Цель кружка : развитие у детей интереса к элементарной математической деятельности.

Задачи : Формирование у детей основ конструирования и моделирования; формирование и развитие логических способностей детей; развитие зрительной и слуховой памяти, мыслительной деятельности и творческого подхода в поиске способов решения. Формирование навыков использования полученных знаний, умений в практической деятельности. Отмечается положительная динамика уровня знаний воспитанников по формированию элементарных математических представлений.

Высокий уровень – 36%

Выше среднего – 43%

Средний уровень - 21%

ИКТ технологии.

Информационно-компьютерные технологии актуальная проблема современного дошкольного учреждения. Педагог ДОУ должен не только пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создать свои образовательные ресурсы, широко их использовать в своей педагогической деятельности.

Вывод : применение ИКТ в образовательном процессе повышает качество образовательной деятельности, обладает стимулом познавательной активности, облегчает работу педагога. Использование компьютера позволяет оживить совместную образовательную деятельность с детьми, вызывает положительный отклик со стороны детей и родителей.

Здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах обучения и развития. Воспитатель повышает результативность воспитательно образовательного процесса, формирует у воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

Вывод : внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребенка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей.

При построении предметно- развивающей среды в подготовительной к школе группе соблюдались следующие принципы :

Открытости;

Гибкого зонирования;

Стабильности – динамичности;

Гендерный подход.

Характеристики построения предметно-развивающей среды :

Комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно – гигиенических норм;

Соответствие развивающей среды образовательной программе, реализующейся в ДОУ;

Учет всех направленностей ребенка;

Разнообразие сред, их рациональное расположение;

Обеспечение богатства сенсорных впечатлений;

Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;

Обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования;

Доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей;

Создание условий для изменения среды.

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе «Колокольчик» играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка . Созданы центры активности детей :

Центр развивающих игр.

Центр экспериментирования "Мудрая сова".

Центр природы.

Центр «Школа» .

Центр «Супермаркет» .

Центр здоровья.

Центр для девочек "Семья".

Центр для мальчиков.

Центр конструирования и строительных игр.

Центр театра.

Центр "Салон красоты".

Центр физкультуры "Здоровячок".

Центр П Д Д :.

Центр символики (Нравственно-патриотический уголок) .

Центр книги.

Центр ИЗО.

Центр "Мы дежурим".

Центр музыки.

Вывод : созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоциональное положительное отношение к детскому саду, желание посещать его; обогащает новыми впечатлениями, знаниями, побуждает к активной, творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей развитию детей дошкольного возраста. Предметно-развивающая среда в подготовительной к школе группе «Колокольчик» выступает необходимым условием творческого развития личности ребенка, фактором оздоровления.

Любовь Ивановна участвовала в опытно-экспериментальной деятельности ДОУ.

Она работает в тесном сотрудничестве с педагогами своего детского сада и дошкольных учреждений района, делится своим опытом с коллегами, принимает участие на заседаниях педагогического совета и на районных методических объединениях воспитателей , семинарах – практикумах : «Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» , «ПДД в детском саду» ; делилась опытом работы по патриотическому воспитанию «Любовь к малой Родине» на районном методическом объединении воспитателей ; открытый показ НОД по речевому развитию «Осень золотая» , является наставником в детском саду «Алёнушка» .

Критерий 4. «Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсных мероприятиях»

Любовь Ивановна принимает активное участие в районных методических объединениях и в конкурсных мероприятиях :

Муниципальный уровень«Ярмарка методических разработок» в номинации «Педагог - педагогу» 2014г. 1-е место; Муниципальный уровень областного конкурса «Лидеры дошкольного образования» в номинации «Ищем, пробуем, внедряем» 2015г. – 1-е место; муниципальный конкурс "набат памяти" в номинации учебное занятие - 2-е место.

Региональный уровень - конкурс творческих работ «Энергии профессии» в номинации «Лучшая публикация наших читателей» 2014г.

Международный конкурс - «Лучший конспект занятия» 2014г. ; «Лучшая методическая разработка» 2013г.

Кучмина Любовь Ивановна - требовательный педагог, отзывчивый и доброжелательный человек. Обладает педагогическим тактом; пользуется авторитетом среди коллег, воспитанников и родителей .

Методы обеспечения трудовой дисциплины, как известно, это способы выполнения работником и работодателем своих обязанностей. Существует два основных способа: поощрение и принуждение.

Поощрение - экономическая заинтересованность работника и работодателя в конечных результатах труда. Поощрение как метод управления дисциплинарными отношениями есть признание заслуг работника перед коллективом путем предоставления ему льгот, преимуществ, публичного оказания почета, повышения его престижа. У каждого человека есть потребность в признании (в материальных ценностях) его заслуг. На реализацию этой потребности направлено поощрение. Несправедливым применением поощрения можно рассорить весь коллектив. Поэтому при применении поощрения необходимо учитывать правила эффективности поощрения:

Поощрение следует применять при каждом проявлении трудовой активности работника с положительным результатом;

Оно должно быть значимым, поднимать престиж добросовестного труда. Все преимущества и льготы в области социально-кулътурного и жилищно-бытового обслуживания должны предоставляться добросовестным работникам;

Гласность поощрения;

При применении поощрения необходимо использовать ритуал, обычаи, традиции;

Только положительными традициями, а не приказом;

Чем ближе момент получения поощрения, тем активнее человек работает;

Доступность поощрения.

Целесообразно установить показатели, при достижении которых работник получает юридическое право на поощрение.

В соответствии с трудовым законодательством (ст. 191 ТК| РФ), установлены следующие виды поощрений:

а) Объявление благодарности;

б) Выдача премии;

в) Награждение ценным подарком;

г) Награждение Почетной грамотой;

д) Представление к званию лучшего по профессии, возможно и присвоение звания «кадровый работник» и др.

Организация, принимая Правила внутреннего трудового распорядка на собрании коллектива, может принять дополнив тельные меры поощрения. Например, дополнительные оплаты, повышение по службе и т. д.

Меры поощрения делятся на два вида - меры морального характера и меры материального характера. Возможно применение к работнику одновременно нескольких мер поощрения. Например, награждение почетной грамотой и выдачей денежной премии.

Все поощрения за труд оформляются изданием приказа (рас­поряжения) работодателя, где указывается, за какие конкретные успехи в труде поощряется работник и указывается опре­деленный вид поощрения. Приказ (распоряжение) доводится до сведения коллектива организации.

Все сведения о поощрениях обязательно вносятся в раздел VII личной карточки работника (ф. Т. 2) и в трудовую книж­ку. За особые трудовые заслуги перед обществом и государ­ством работники могут быть представлены к государственным


наградам. Правом награждать государственными наградами Российской Федерации и присваивать почетные звания Российской Федерации наделен Президент РФ (п. «б» ст. 89 Консти­туции РФ»).

Государственные награды Российской Федерации являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в экономике, науке, культуре, искусстве, защите Отечества, государственном строительстве, воспитании, образовании, ох­ране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и за иные заслуги перед государством и народом. Государственными наградами Российской Федерации являются: звание Героя РФ; ордена, медали, знаки отличия; почетные звания РФ. Среди государственных наград - орден Святого апостола Андрея Первозванного; орден «За заслуги перед Отечеством»; орден Почета; орден Дружбы и другие. К почетным званиям относятся: заслуженный шахтер, заслуженный металлург; заслуженный энергетик, заслуженный работник культуры и т. д.

Президент РФ наделен правом:

Издавать указы об учреждении государственных наград, указы о награждении государственными наградами;

Вручает государственные награды;

Образует Комиссию по государственным наградам для про­ведения общественной оценки материалов о награждении и обеспечении объективного подхода к поощрению граждан. Комиссия работает на общественных началах;

Образует Управление по государственным наградам для обеспечения реализации конституционных полномочий главы го­сударства и поведения единой политики в области государственных наград.

Ходатайства о награждении государственными наградами обсуждаются в коллективах организаций государственных, муниципальных, частных и/или иных форм собственности либо органами исполнительной власти районов, городов или органа­ми местного самоуправления (п. 4 Положения о государственных наградах РФ).

Помимо перечисленных форм поощрения за особые трудовые заслуги существует награждение почетными грамотами органов власти Российской Федерации и ее субъектов.

Методами обеспечения трудовой дисциплины являются дис­циплинарные взыскания, т. е. принуждение. Трудовое законодательство устанавливает конкретные меры дисциплинарного воздействия к нарушителям трудовой дисциплины. Администрация работодателя обязана применить к нарушителю трудовой дисциплины меру дисциплинарного или общественного воздействия или меру принуждения.

Существует два вида нарушений трудовой дисциплины:

Неисполнение обязанностей, в том числе и неполное выполне­ние обязанностей, некачественное выполнение обязанностей;

Превышение прав, но лишь таких, которые нарушают пра­ва и свободы других лиц (ст. 17 Конституции РФ).

Действие или бездействие работника считается нарушением трудовой дисциплины при наличии определенных условий.

Дисциплинарный проступок характерен следующими признаками:

общественно не опасное нарушение внутреннего трудового распорядка организации;

Нарушение, совершенное работников, который состоит в трудовых правоотношениях с этой организацией;

Неисполнение работником обязанности или превышение им прав, нарушившее права и свободы другого человека;

Обязанности и права, установленные в нормативных правовых актах и прямо относящиеся к работнику;

Объект нарушения - внутренний трудовой распорядок организации;

Дисциплинарный проступок, совершенный в форме дей­ствия или бездействия есть виновное действие, т. е. совершен­ное умышленно или по неосторожности.

Причины нарушения трудовой дисциплины:

1. Недостатки в организации труда.

2. Условия труда, которые способствуют нарушениям или даже вынуждают работника совершать нарушения.

3. Оплата труда не стимулирует дисциплинированную работу.

4. Бесконтрольность в процессе труда.

5. Безнаказанность работников.

6. Личная неорганизованность работника.

нормами права и реальными нормами, по которым функ­ционируют трудовые отношения;

Квалифицированным и неквалифицированным трудом;

Умственным и физическим трудом;

Частной собственностью и кооперативной организацией труда;

Интересами людей.

Наказание может быть применено в виде лишения пре­мии, права на путевку в пансионат или санаторий и т.д. Однако, наказание не должно унижать честь и достоинство человека.

Работодатель вправе применить следующие дисциплинар­ные взыскания в соответствии со ст. 192 ТК РФ: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям и другие меры воздействия, предусмотренные федеральными законами, уставами, положениями о дисциплине для отдельных категорий работников.

Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

Что касается государственной службы, то законодательство устанавливает следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о непол­ном служебном соответствии, увольнение.

Необходимо констатировать тот факт, что методы обеспечения дисциплины играют важную роль для любой организации. Так, в частности, любое лицо, которое находится на руководящей должности, в обязательном порядке должно хорошо оперировать данными по организации труда. Множество методов, показывающих на практике высокую эффективность, меняются только частично.

Для того чтобы работодатель мог требовать с персонала дисциплины, необходимо гарантировать людям исправное состояние оборудования и всю необходимую техническую документацию. Инструменты для работы должны соответствовать качеству. Кроме того, важно гарантировать безопасные и здоровые условия труда.

В современной юридической литературе выделяются следующие методы обеспечения трудовой дисциплины:

1) убеждение;

2) поощрение;

3) принуждение.

Одним из главных методов является убеждение. Убеждение имеет большое значение для поддержания дисциплины и напрямую влияет на эффективность работы. Руководитель в обязательном порядке должен иметь соответствующие «рычаги» воздействия на работников. Виды убеждений существуют разные: политические, экономические, эстетические и прочие. Но основными, для контроля процессами труда, являются именно экономические и политические.

Среди методов по обеспечению дисциплины труда особое занимает поощрение работников. Работодатель должен отмечать добросовестный труд своих работников. Иными словами, если хорошо работающие и недобросовестные работники находятся в равном положении, мотивации у хорошо работающих сотрудников просто не будет, что соответственно скажется на процессе труда.

Поощрение за труд представляет собой публичное признание заслуг работника, его успехов в работе в форме применения к нему мер поощрения.

Безусловно, поощрение играет своеобразную роль «вечного двигателя». Признание трудовых успехов работников повышает удовлетворенность трудом как самого поощряемого, так и оказывает воздействие на других работников организации, стимулируя последних улучшать результаты своего труда. При этом в действующем российском законодательстве под поощрением понимается лишь форма публичного признания достигнутых успехов, в которой выражено официальное признание работодателем заслуг работника (как правило, на общем собрании в торжественной обстановке, с обязательным изданием соответствующего приказа) и оказание ему общественного почета.

В связи с этим, можно сказать, что поощрения за труд выступают важнейшим средством обеспечения трудовой дисциплины.

Как правило, существуют следующие меры поощрения работников:

1) меры морального характера (объявление благодарности, награждение почетной грамотой и другие)

2) материального характера (выдача премии, награждение ценным подарком и другие).

При этом следует отметить тот факт, что перечень мер поощрения, не является исчерпывающим. В трудовом законодательстве предусмотрены только основные виды мер поощрения, получившие широкое распространение на практике.

Основаниями для применения к работнику мер поощрения являются:

1) добросовестный эффективный труд, то есть безупречное выполнение трудовых обязанностей;

2) повышение производительности труда;

3) улучшение качества продукции;

4) продолжительная добросовестная работа и иные достижения при выполнении работником своих трудовых обязанностей.

Последним методом является принуждение. Принуждение - это разновидность наказания какого-либо проступка работников. Человека, отказывающегося соблюдать нормы и подчиняться установленным правилам, вынуждают исправиться.

В настоящее время работодатель имеет право применить различные дисциплинарные взыскания в отношении работников, которые нарушают трудовую дисциплину. Различные виды взысканий налагаются по установленной законом процедуре, на основании действия статей Трудового кодекса Российской Федерации и федеральных законов в соответствии с тяжестью проступка, совершенного виновным лицом.

В соответствии со статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации существуют следующие виды дисциплинарных взысканий:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

Таким образом, рассмотрев и исследовав методы обеспечения дисциплины труда, можно сказать, что на сегодняшний день работодатель имеет возможность использовать различные методы в целях соблюдения работниками дисциплины труда. В частности, это убеждение, поощрение, принуждение.

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ

Условие:

В трудовой договор, заключенный с продавцом Алимовой, не было включено условие об обязательном социальном страховании. При проверке соблюдения трудового законодательства государственный инспектор Федеральной инспекции труда потребовал признание трудового договора недействительным и потребовал его расторжения в связи с нарушением требований ст. 57 ТК.

Законно ли требование государственного инспектора?

Каковы правовые последствия не включения в трудовой договор требуемых законом условий?

Решение:

Статья 57 действующего Трудового кодекса устанавливает, что условие об обязательном социальном страховании в обязательном порядке должно быть включено в трудовой договор, заключаемый между работником и работодателем. В тоже время, данная статья регламентирует, что если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями.

Руководствуясь вышеприведенной юридической нормой, можно сказать, что действия требование государственного инспектора носит незаконный характер. В данном случае государственный инспектор должен обязать работодателя включить данное условие в трудовой договор посредством составления приложения к трудовому договору или же заключения отдельного письменного соглашения сторон

Правовые последствия невключения в трудовой договор обязательных условий:

1) работодатель в обязательном порядке должен включить данное условие в трудовой договор;

2) возможно применение административных взысканий к работодателю в соответствии со статьей 5.27 действующего Кодекса об административных нарушениях за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора, нарушение норм трудового законодательства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, рассмотрев и исследовав дисциплину труда, методы ее обеспечения, а также решив задачу, можно подвести итог и сделать определенные выводы.

Следует отметить, что цели и задачи данной контрольной работы были достигнуты и выполнены.

В процессе написания данной контрольной работы было установлено, что под дисциплиной труда необходимо понимать обязательное для всех работников подчинение правилам поведения. Трудовой порядок устанавливается у работодателя на основе правил внутреннего трудового распорядка, под которым следует понимать локальный нормативный акт, которые регламентирует порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха и иные вопросы.

Поддержание трудовой дисциплины может осуществляться работодателем посредством применения различных методов: поощрение, убеждение, принуждение.

Метод убеждения - это метод воспитания, воздействия на сознание работников с целью стимулирования его полезной деятельности или торможения нежелательных поступков. Меры поощрения благоприятно влияют на рабочий процесс, стимулирую работников более эффективно и добросовестно выполнять свои трудовые обязанности. Помимо мер поощрения применяются и меры взыскания в отношении работников, которые совершают дисциплинарные проступки.

Кроме того, при написании данной контрольной работы была рассмотрена и решена задача. В ходе ее решения было изучено и исследовано действующее трудовое законодательство, в частности, вопросы включения в трудовой договор обязательных условий, правовые последствия не включения данных условий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ. РФ. – 2014. – № 30. – Ст. 4202.

2. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 года № 195-ФЗ (в ред. от 06.07.2016 с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016 № 374-ФЗ) // Российская газета. – 2001. – № 256; // Российская газета. – 2016. – № 149.

Научная и учебная литература

1. Гаврилова А.О. Некоторые аспекты понимания термина «дисциплина труда». // Вестник Омской юридической академии. - 2012. - № 1. - С. 89-91.

2. Дмитриева В.К. Трудовое право Российской Федерации: учебник. - М.: Юрайт, 2012. - 569 с.

3. Ковалева И.А. Правовое регулирование трудовой дисциплины. // Наука и современность. - 2013. - № 20. - С. 286-292.

4. Смоленский М.Б. Трудовое право Российской Федерации: учебник. - М.: Норма, 2010. - 450 с.

5. Сыроватская Л.А. Трудовое право Российской Федерации: учебник. - М.: Юрайт, 2011. - 586 с.

6. Толкунова В.Н. Трудовое право: учебное пособие. - М.: Норма, 2013. - 390 с.


Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ. РФ. – 2014. – № 30. – Ст. 4202.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 года № 197-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016 № 347-ФЗ) // Российская газета. – 2001. – № 256; // Российская газета. – 2016. – № 149.

Ковалева И.А. Правовое регулирование трудовой дисциплины. // Наука и современность. - 2013. - № 20. - С. 286.

Гаврилова А.О. Некоторые аспекты понимания термина «дисциплина труда». // Вестник Омской юридической академии. - 2012. - № 1. - С. 89.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 года № 197-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016 № 347-ФЗ) // Российская газета. – 2001. – № 256; // Российская газета. – 2016. – № 149.

Смоленский М.Б. Трудовое право Российской Федерации: учебник. - М.: Норма, 2010. - С. 198.

Толкунова В.Н. Трудовое право: учебное пособие. - М.: Норма, 2013. - С. 215.

Дмитриева В.К. Трудовое право Российской Федерации: учебник. - М.: Юрайт, 2012. - С. 265.

Сыроватская Л.А. Трудовое право Российской Федерации: учебник. - М.: Юрайт, 2011. - С. 248.

Толкунова В.Н. Указ. Соч. С. 216.

Дмитриева В.К. Указ. Соч. С. 266.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 года № 197-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016 № 347-ФЗ) // Российская газета. – 2001. – № 256; // Российская газета. – 2016. – № 149.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 года № 197-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016 № 347-ФЗ) // Российская газета. – 2001. – № 256; // Российская газета. – 2016. – № 149.

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 года № 195-ФЗ (в ред. от 06.07.2016 с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016 № 374-ФЗ) // Российская газета. – 2001. – № 256; // Российская газета. – 2016. – № 149.


Похожая информация.


Под дисциплиной труда понимается обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с ТК РФ, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, локальными нормативными актами организации.

Работодатель обязан в соответствии с законодательством, содержащим нормы трудового права, трудовым договором создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда.

Трудовой распорядок организации определяется правилами внутреннего трудового распорядка, принимаемыми работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Правила внутреннего трудового распорядка организации - локальный нормативный акт организации, регламентирующий в соответствии с федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации.

Значение дисциплины труда состоит в том, что она способствует:

Повышению производительности труда и эффективности производства;

Достижению высокого качества работы;

Повышению новаторства в труде;

Снижению травматизма и несчастных случаев на производстве и охране здоровья работников.

Методы обеспечения дисциплины труда

Для повышения эффективности и качества труда работника работодатель может использовать следующие методы обеспечения дисциплины труда: убеждение, поощрение, дисциплинарное воздействие. Используя метод убеждения, работодатель пытается объяснить работнику необходимость соблюдать трудовую и производственную дисциплину. Метод поощрения применяется к работникам, добросовестно относящимся к своим должностным обязанностям посредством использования мер поощрения, предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка или иными локальными актами организации, а также трудовым законодательством. К работникам, нарушившим трудовую или технологическую дисциплину, может быть применено дисциплинарное взыскание.

Правовое регулирование дисциплины труда

Основными нормативными актами, регулирующими вопросы дисциплины труда и трудового распорядка, являются: ТК РФ (разд. VIII, гл. 29, 30); уставы и положения о дисциплине отдельных отраслей экономики в соответствии с федеральными законами; правила внутреннего трудового распорядка или коллективные договоры организаций.

Правила внутреннего трудового распорядка включают в себя:

Порядок приема и увольнения работников;

Основные права и обязанности работника;

Основные права и обязанности работодателя;

Режим рабочего времени организации (время начала и окончания работы, виды рабочего времени, гибкий график работы, вахтовый метод организации работ, режим сменности, выходные и праздничные дни, сверхурочные работы, дежурства и т.д.);

Порядок учета рабочего времени;

Перерывы в течение рабочего дня;

Ежегодные отпуска (основные и дополнительные);

Отпуска без сохранения заработной платы;

Меры поощрения за успехи в труде;

Виды дисциплинарных взысканий за нарушение трудовой дисциплины.

Правила внутреннего трудового распорядка могут разрабатываться самостоятельно или являться приложением к коллективному договору организации. В соответствии с ТК РФ "при приеме на работу работника работодатель обязан ознакомить работника с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка" (ст. 68).

За нарушение своих обязанностей каждая из сторон (работник и работодатель) может быть подвергнута дисциплинарному взысканию.

Методы обеспечения трудовой дисциплины регулируются актами Трудового кодекса РФ.

В зависимости от метода, определяется и статья, на которой будет основываться рассмотрение ситуации.

Некоторые методы обязательны к применению, основываясь на законодательстве страны и регулирующих актах организации, другие – на усмотрение руководителя организации.

Особенности регулирования

Трудовая дисциплина – подчинение уставу, устанавливающему нормы поведения, которые должны быть определены согласно Трудовому кодексу РФ и иным законодательным актам и договорам. Работодатель должен принять меры для создания условий, которые позволят сотрудникам выполнять имеющиеся требования к дисциплине.

Свод распорядка устанавливается в каждой компании в отдельности, в зависимости от пунктов устава, которые должны учитывать нормы законодательного права и заключенного трудового договора.

Правила внутреннего трудового распорядка необходимы для обобщения всех условий дисциплины. Это нормативный акт, используемый в определенной организации, который должен соответствовать установленным законодательным нормам и заключать информацию :

  • о порядке отдыха;
  • о методах поощрения и наказания;
  • об обязанностях;
  • об ответственности;
  • о режиме работы;
  • об иных вопросах на усмотрение работодателя.

Дисциплина необходима для :

  • введения новаторских идей;
  • повышения качества выполняемой работы;
  • повышения эффективности работы;
  • снижение травматизма и количества несчастных случаев.

Если трудовая дисциплина находится на низком уровне, то причинами этого могут быть :

  • сложная структура организации и управления, из-за чего у подчиненного имеется несколько руководителей, каждый из которых имеет собственное видение для решения ситуации;
  • оценка результатов является несправедливой, что не позволяет награждать дополнительной оплатой тех сотрудников, которые заслужили этого и вложили больше сил, чем другие;
  • мелкие нарушения легко прощаются руководством;
  • нет понятия самодисциплины;
  • условия труда не соответствуют законодательству РФ (не создаются благоприятные условия для работы).

В каждой организации устанавливаются собственные правила распорядка. Это позволяет урегулировать отношения между сторонами и благоприятно повлиять на качество работы компании в целом.

Понятие методов

Методы трудовой дисциплины представляют собой способы, которые используются для достижения поставленных целей руководством организации. Они должны формировать функциональный трудовой коллектив, который может развить компанию и дать ей необходимый рост для достижения целей и реализации поставленных задач.

Популярные методы трудовой дисциплины , которые активно используются:

  • организационные – работодатель должен предоставить сотруднику все необходимые условия, в которых он не будет нуждаться в чем-либо (техника, материалы, оснащение и так далее);
  • психологические – создание положительного рабочего настроения в трудовом коллективе, что позволяет снизить вероятность возникновения межличностных конфликтов до минимума;
  • правовые – коррекция имеющихся правил в соответствии с законодательством РФ и правилами организации.

Укрепление дисциплины труда

Для укрепления дисциплины труда необходимо поощрять сотрудников за отличия в работы и наказывать за нарушения установленных правил . При корректном использовании правил, руководящие лица могут добиться отличных результатов, которые благоприятно повлияют на организацию. При этом все использованные методы не должны идти вразрез с имеющимися законодательными актами и установленными правилами организации. В противном случае, они будут признаны недействительными.

Способы поощрения

Поощрение – это признание заслуг и результата работы сотрудника, которое придает отличившемуся человеку статус и вознаграждение в каком-либо виде. Благоприятно влияет не только для того, кто отличился, но и для других сотрудников, так как остальные также захотят получить вознаграждение. Главное для мотивации сотрудников – правильно определить методы поощрения .

Согласно Трудовому кодексу РФ работодатель может поощрить своего сотрудника следующими способами :

  • назначение премии;
  • благодарность в письменном виде;
  • награждение почетной грамотой;
  • передача ценного подарка;
  • представление звания или статуса.

Приказ о премировании

Работодатель также вправе определять и собственные способы поощрения . Главное условие – чтобы они соответствовали правилам Трудового кодекса РФ и внутреннему уставу компании.

Если же сотрудник заимел особые заслуги перед государством, то он будет поощрен государственной наградой . Кроме этого делается запись в трудовой книжке, которая впоследствии может использоваться при трудоустройстве как факт наличия положительных качеств, что позволяет стать важным сотрудником.

Методы дисциплинарного взыскания

Дисциплинарное взыскание – это публичное наказание работника, нарушившего установленные правила трудовой дисциплины . Законодательство позволяет использовать следующие виды взысканий :

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение.

Применяются и иные виды наказаний , но только в том случае, если дозволено использование в отношении определенной категории работников. Главное условие – чтобы они соответствовали законодательству и правилам устава организации.

Примеры нарушений :

  • использованы неустановленные меры взыскания;
  • невыплата заработной платы или ее части;
  • неподобающее поведение в коллективе;
  • отказ в предоставлении обязательного отпуска;
  • систематические опоздания;
  • увольнение сотрудника и так далее.

В отличие от определения поощрения, выговоры необходимо проводить с некоторыми нюансами . После нахождения факта нарушения дисциплинарного устоя, потребовать от провинившегося составить объяснительную записку в письменной форме . Когда сотрудник отказался составлять объяснение, то работодатель вправе применить взыскани я без записки. После чего, выясняются иные обстоятельства.

Если вина сотрудника неоспорима, то издается приказ от лица работодателя с указанием способа взыскания за дисциплинарное нарушение.

Нельзя дважды взыскивать с сотрудника за одно и то же нарушение. Не допускается даже использование взысканий и различных формах, если сотрудник наказывается за одно и то же нарушение.

Нормативная регламентация


Трудовая дисциплина основывается на нормативных актах
:

  • внутренние правила организации;
  • глава и ТК РФ;
  • уставы и положения отраслей экономики.

Внутренний трудовой распорядок должен заключать в себе информацию, связанную :

  • с приемом на работу и увольнение сотрудников;
  • с правами и обязанностями каждой стороны;
  • с организацией рабочего времени;
  • с порядком учета рабочего времени;
  • с отпуском;
  • со способами поощрения и взыскания согласно уставу компании.

Кандидат на место будет ознакомлен с имеющимися условиями до принятия на работу. Это обязательство указано в статье 68 ТК РФ. Если же одна из сторон не выполняет требования правил, то он будет наказан в соответствии с ТК РФ.



Закрытие ИП