Тренинговые технологии. Методический семинар по технологии проблемного обучения. Тема: «Органы чувств"

ТРЕНИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аксенова Надежда Сергеевна,

мастер производственного обучения торгового профиля

Согласно требованиям ФГОС, профстандарта по профессии «Продавец, контролер-кассир» каждый выпускник техникума должен обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики.

Такое образование требует инновационного прорыва в применении образовательных технологий: совмещения обучения и воспитания на качественно новом уровне. Достижение успеха в обучении и воспитании одновременно возможно при использовании тренинговых технологий.

Регулярное использование тренинговых технологий обучения позволяет сформировать коммуникативную компетентность: продуктивные подходы к овладению информацией, умение выслушать иную точку зрения, сформировать собственную точку зрения, обосновать ее и согласиться с допущенными ошибками.

Тренинговые технологии обучения способствуют повышению мотивации, поисковой активности студентов и вовлеченности участников в процесс совместного решения проблемы. Такие технологии позволяют создать ситуацию успеха в учении, условия для неординарного мышления, возможности по - своему увидеть проблемную ситуацию и найти из нее выход.

Понятие «тренинг» в науке и практике трактуется многозначно.

Тренинг – это метод активного обучения, целью которого является развитие знаний, умений и навыков.

А согласно В.А. Саруханову, тренинг – это деятельность, направленная на приобретение знаний, умений и навыков, коррекции и формирования способностей и установок, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности.

Сравнительный анализ предлагаемых определений «тренинга» позволяет считать его многофункциональным методом, представляющим собой учебную программу или комплекс упражнений эффективной групповой работы, результатом которой будет получен конечный продукт – набор знаний и умений для участия в какой – либо деятельности.

К основным функциям тренинга можно отнести:

    диагностическая (выявление зон, которым необходимо развитие),

    обучающая (передача нового опыта),

    командообразующая (совместное обучение позволяет чувствовать себя сплоченнее),

    психотерапевтическая (эффект групповой динамики, действий проводящего и самой тренинговой ситуации).

Кроме функции можно также выделить и методы тренинга:

    вербальные,

    демонстрационные,

    практические.

Можно выделить конкретные распространенные методы тренинга и отнести к ним: лекции – используются для передачи крупных объемов новой информации, дискуссии и мозговой штурм – творческий поиск новых идей и решений, игровые методы – позволяет моделировать практические ситуации, где можно применить изученное.

В зависимости от сферы влияния тренинговые технологии делят на:

    поведенческие (закрепляют применение новых знаний),

    личностные (развивают опыт мышления и ценностную сферу).

Исходя из количества участников тренинги бывают:

    групповые,

    индивидуальные.

Технология проведения тренингов:

    Сбор и анализ предварительной информации,

    Подготовка тренинга,

    Проведение тренинга,

    Оценка эффективности,

    Послетренинговая поддержка,

    Заключение.

Для формирования общих и профессиональных компетенций на производственном обучении проводятся тренинги «Управляй собой» и «Гений продаж».

Древняя китайская пословица гласит: «Человек, не имеющий улыбку на лице, не должен открывать магазин». Именно данная мудрость легла в основу тренинга «Управляй собой».

Данный тренинг включает упражнения по снятию эмоционального напряжения, владению голосом, управлению мимикой.

Тренинг позволит освоить инструменты влияния на свои чувства и эмоции, сформировать конструктивное мышление, научиться радоваться своим преодолениям, делам и достижениям.

С примерами упражнений можно ознакомиться в Приложении 1 .

Правильно обученные продавцы, контроллеры – кассиры умеют работать с любыми типами покупателей, умеют совершать продажи, даже если человек зашел «просто посмотреть». Такие продавцы всегда продают не один товар, а несколько, помогают покупателю лучше разобраться в товаре, оставляют хорошее впечатление о магазине, и о себе. И к таким продавцам покупатели возвращаются вновь и вновь. Поэтому мы учим продавцов профессионально работать, опираясь на тренинг «Гений продаж».

В процессе тренинга для студентов делается упор на изучение ассортимента магазина, в форме игры разбираются реальные примеры, которые помогают научиться работать с психологическими типами покупателей и находить общий язык практически с каждым, кто переступил порог магазина.

Студенты имеют возможность почувствовать себя менеджерами предприятия, продавцами, контроллерами – кассирами. Данный тренинг учит студентов лаконично выражать свое видение ситуации, брать персональную ответственность за свои действия, развивает способность быстро анализировать ситуацию, формирует умение толерантно относиться к чужому мнению.

В целом тренинг направлен на приобретение студентами не только теоретических знаний, но и практических навыков, которые можно развить в ходе различных упражнений – тренингов, таких как:

    Установление контакта с покупателем,

    Определение психологических типов покупателей,

    Логическая и эмоциональная презентация товаров…

С дополнительными упражнениями-тренингами можно ознакомиться в Приложении 2 .

Разработанные системы тренингов «Управляй собой» и «Гений продаж», позволили совместить приобретение студентами теоретических знаний по данной теме, практических умений работы, а также воспитания коммуникационной культуры и формирования умений целеполагания. Проведение занятий в форме тренингов позволяет значительно повысить познавательную активность студентов и улучшить результаты обучения. Однако при использовании тренинговых технологий на уроках производственного обучения позволило выявить ряд сложностей:

    Не все студенты готовы к открытому общению на уроке,

    Некоторые студенты испытывают трудности при работе в малых группах,

    У всех студентов разный уровень сформированности знаний,

    Тренинг требует значительной и тщательной подготовки мастера – тренера, что значительно увеличивает время подготовки к уроку.

Применение в процессе обучения перечисленных выше тренинговых технологий позволит готовить специалистов, которые будут выходить с уже сформированными профессиональными компетенциями и с первых же дней своей работы на торговых предприятиях они смогут выполнять свои профессиональные обязанности в полном объеме.

Использование тренинговых технологий при обучении, значительно меняет роль мастера, который превращается главным образом в тренера, стимулирующего работу группы при выполнении заданий. Мастер поддерживает атмосферу сотрудничества, играет роль более опытного специалиста в данной области, выступает аналитиком и комментатором. При этом мастер – тренер остается бесстрастным, не осуждает мнения участников тренинга и не навязывает им свое мнение в явном виде. Основной целью мастера – тренера является не мешать студентам проявлять себя, а только ненавязчиво их направлять.

Именно благодаря этому, на тренинге создается атмосфера толерантности, раскованности и свободы. Участники чувствуют себя в психологической безопасности. Все они учатся на собственном опыте настоящего момента. Эта специально созданная благоприятная среда помогает каждому студенту с легкостью и удовольствием увидеть и осознать плюсы и минусы, достижения и поражения. Помощь и внимание окружающих помогают быстрее понять, какие личностные качества необходимы и какие профессиональные навыки надо развивать.

Список использованных источников:

    Анн, Л.Ф. Психологические тренинги с подростками//СПб.: Питер, 2013.-271с.-(Эффективный тренинг).

    Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга// Учебное пособие – М.: Ось. 2014.-224с.- (Практическая психология).

    Гусева, Н.А. Научись общаться: коммуникативные тренинги – Изд.2-е.- Ростов н.Д.: Феникс, 2015. – 415с.

    Ежова, Н.Н. Научись общаться!: коммуникативные тренинги/Н.Н. Ежова. – Изд. 2.-е.-Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 250 с. – (Психологический практикум).

    Петровская, Л.А. Компетентность в общении: Социально – психологический тренинг/ Л.А. Петровская.- М.: Изд – во МГУ, 2013. – 216с.

Приложение 1

Тренинг «Управляй собой».

Чтобы управлять своим настроение нужно научиться владеть голосом.

Упражнения.

Владение голосом: в течении 1 часа в день следить за звучанием голоса. Научившись владеть своим голосом в течении часа, можно делать упражнение в течении всего рабочего дня. Вначале это будет трудно, затем легко, и наконец, это станет даже интересно.

Приятное, доброе выражение лица: Поупражняйтесь дома, принимая различные выражения лица. Зафиксируйте в каком настроении вам больше всего нравится ваш облик и как можно чаще воспроизводите его в жизни. В течении нескольких часов подряд улыбаться вы не сможете, но постарайтесь чтобы лицо имело приятное, доброе выражение.

Снятие эмоционального напряжения: при этом надо сделать глубокий вдох, задержать дыхание на 10 – 15 секунд, а затем резко выдохнуть или сделать вдох, задержать дыхание, сжать руки в кулаки. Напрягите мышцы рук, спины, живота; резко выдохните, расслабьте все мышцы, сделайте несколько встряхивающих движений руками. Повторить несколько раз.

Формулы самоубеждения: «Я успокаиваюсь. С каждым шагом все плохое уходит. Возвращается уверенность, спокойствие, хорошее настроение». «Я хочу, чтобы изменились все люди и я изменился сам. Все сейчас очень нервные. Надо всем успокоиться. Я же совершенно спокоен. Отрицательные эмоции никогда не приводили ни к чему хорошему. У меня сейчас только положительные мысли. Мне хорошо и спокойно. Как же здорово жить на этой Земле и учиться в этом месте».

Приложение 2

Тренинг «Гений продаж».

Упражнения.

Установление контакта с покупателем.

    Слова, первые фразы, начало разговора

    Три ситуации с покупателем: «Гуляет – я просто смотрю»; «Сравнивает – я выбираю»; «Заказывает – я уже знаю, что мне надо».

Психологические типы покупателей.

    Открытость и закрытость.

    Логика и эмоции.

    4 типа покупателей (Решительный, эмоциональный, зависимый, скептик).

    Приемы раскручивания каждого типа покупателей.

Выявление и формирование нужд (потребностей) покупателя.

    Виды потребностей.

    Стадии принятия решения о покупке.

    Способы выявления интересов покупателя.

    Активное слушание, как инструмент понимания клиента.

    Продажи на основе интереса клиента.

Мотивы совершения покупки.

    Виды мотивов совершения покупки (Экономия, комфорт, надежность, безопасность, престиж, статус).

    Тренировка навыков продажи через каждый мотив.

Логическая и эмоциональная презентация товара.

    Язык фактов и язык пользы для покупателя.

    Технология «Характеристика - Выгода».

    Приемы логической аргументации.

    Приемы эмоционального убеждения.

Дополнительные продажи.

    Приемы увеличения суммы чека.

    Цепочки продажи сопутствующих товаров.

    Подготовка почвы для дополнительных продаж.

    Экспертные продажи и формирование постоянных покупателей.

Работа с сомнениями и возражениями.

    Причины возражений и сомнений покупателей.

    Прояснение причин поведения покупателей.

    Алгоритм работы с сомнениями и возражениями.

    Отстройка от конкурентов.

    Продажа ценности товара, а не его цены.

    Приемы завершения продажи.

Работа с трудными клиентами.

    Виды трудных клиентов и типовые ситуации.

    Мотивы и потребности «трудных покупателей».

    Уверенное и неуверенное поведение продавца.

    Алгоритм решения конфликта с покупателем.

    Эмоциональный интеллект в работе продавца.

    Покупатели на всю жизнь – выстраивание отношений.

Семинар

«Проблемное обучение как способ повышения

учебно-познавательной активности учащихся»

Подготовил учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №8» Заам Наталия Ивановна

Тема семинара выбрана не случайно. В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования.В «Концепции модернизации российского образования» подчёркивается, что основным результатом образовательного учреждения должна стать не только система знаний, умений и навыков, но и набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационнойи других сферах. На мой взгляд, именно использование методов проблемного обучения является наиболее эффективным, действенным способом активизации мышления и творчества учащихся. К. Паустовский говорил (Слайд 2): « Прорыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи».

Проблемное обучение постоянно ставит обучаемого в ситуацию задачи, решение которой непременно требует творческого мышления.

Цель семинара (Слайд 3): показать особенности развития активности учащихся через создание проблемных ситуаций на уроках.

Сущность проблемного обучения сводится к тому, что в процессе обучения в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к развитию творческого потенциала личности.

Достоинства и недостатки проблемного обучения (Слайд 4).

Достоинством проблемного обучения является обеспечение особого типа мышления, глубины убеждений, прочности усвоения знаний и творческого их применение на практике, а недостатком то, что такое обучение в меньшей мере, чем другие типы обучения, применимо при формировании практических умений и навыков.

(Слайд 5.) Проблемное обучение способствует формированию мотивации достижения успеха, но, в то же время, требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения; развивает мыслительные способности учащихся, но не обеспечивает эффективного развития мыслительных способностей учащихся, так как базируется на закономерностях репродуктивного мышления, а не на творческой деятельности.

Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация (Слайд 6). Если к проблемной ситуации добавить самостоятельную активную деятельность, у нас получится творческое овладение знаниями. А это и есть формула проблемного обучения.

Центральным звеном проблемного обучения является проблемная ситуация. Именно проблемная ситуация помогает вызвать познавательную потребность учащегося, дать ему необходимую направленность мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала, обеспечить возможность управления со стороны педагога.

Что же включает в себя проблемная ситуация ? (Слайд 7.)

В роли одного из главных компонентов проблемной ситуации психологи выделяют неизвестное, раскрываемое в процессе деятельности. Уже факт столкновения с трудностью предложенного задания при помощи имеющихся знаний и способов рождает потребность в новом знании. Эта потребность и является основным условием возникновения проблемной ситуации и одним из главных ее компонентов. В качестве еще одного компонента проблемной ситуации выделяют интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт.

В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнении: традиционные формы обучения устарели; чтобы овладеть вниманием современных учеников, надо их прежде всего удивить, заинтересовать. Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методик развивающего обучения. Новые знания всегда базируются на предшествующих.

В 3-м классе начинается системное обучение основным морфологическим и синтаксическим категориям. Учащиеся получают первоначальные знания сложного абстрактного характера, таковыми являются части речи, их признаки и правила словоупотребления и т.п.

Данный материал обладает двойной сложностью. С одной стороны, учащийся знает эти понятия, активно пользуется; с другой стороны, изучаемый материал предельно абстрактен и трудно поддается усвоению в данном возрасте.Абстрактные понятия быстрее воспринимаются в процессе решения проблемы и уже не отпугивают своей сложностью.

Наибольшая эффективность при этом достигается введением несложных приёмов создания проблемной ситуации (Слайды 8-9).

Тип проблемной

ситуации

Тип противоречия

Приемы создания проблемной ситуации

С удивлением

Между двумя (или более) противоречиями.

1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

Между житейским представлением учащихся и научным фактом.

1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием “на ошибку”.

2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

С затруднением.

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.

1. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

2. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

3. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.

4. Доказать, что задание учениками не выполнено.

Приемы проблемного изложения материала происходят на всех этапах урока. На минутке чистописания использую занимательные задания, которые развивают мышление учащихся и способствуют активизации их познавательной деятельности. Рассмотрим один пример.

Определите буквы, с которыми мы будем работать на минутке чистописания. Их две. Они находятся в словах загадки: «В лесу живет, бурый цвет ему идет». Первая буква находится в группе существительных. Вторая буква находится в местоимении и обозначает согласный – непарный по звонкости-глухости.

Открытие” детьми нового знания строится на основе определённой мыслительной операции, поэтому в этап актуализации знаний включаю задания, тренирующие эту мыслительную операцию: «Найди лишнее», «Раздели на группы, сравни и укажи отличия», задания для развития вариативного мышления, внимания, памяти и т.д.

(Слайд 11.) Ситуация «Выбор». Необходимо вспомнить правило написания предлогов и приставок и осуществить выбор: писать слитно или раздельно.

(Слайд 12.) Ситуация «Удивление» развивает мышление, воображение, память.

(Слайд 13.) На этапе закрепления основным средством создания проблемной ситуации служит интеграция вопросов и практических методов, позволяющих найти инвариантное решение поставленной задачи. Ситуация «Неопределенность» помогает ученику сосредоточиться, проанализировать ситуацию.

(Слайд 14.) Объяснение нового материала считается одним из сложных этапов урока, поскольку дети получают сведения неизвестные, либо частично известные. Традиционно учитель предлагает учащимся знания в готовом виде. Проблемное обучение предполагает иной подход: школьники под руководством учителя сами “добывают” необходимые сведения, т. е. более самостоятельно ведут исследования. Так, при изучении темы «Лексическое значение слова», ставлю задачи (Слайд 14):

Докажи, что слово «животное» является именем существительным. Определи, каким способом словопроизводства созданы неологизмы Маяковского: пошляпно, раздождиться, шекопузье, юбилеить, боксеровидный, заграничный, рай – страна, словопад.

(Слайд 15.) Младшим школьникам нравится выступать в роли учителя. Поэтому на этапе закрепления знаний использую прием «корректирование и редактирование текста».

(Слайд 16.) Завершение этапа актуализации знаний связано с фиксацией “затруднения” в деятельности. Возникает проблемная ситуация с “затруднением”. В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без изученного на уроке нового материала. Для вывода учеников из проблемной ситуации разворачивается диалог (Слайд 17):

Сколько здесь групп однокоренных слов?

Как пишутся корни в однокоренных словах?

Произнесите слова и определите: во всех ли словах согласные звуки произносятся.

Назовите слова с непроизносимыми согласными.

Какой вопрос возникает?

После того как дети записали слова в два столбика, работа продолжается для сообщения вывода (Слайд 18).

А как вы думаете, почему не все согласные первого столбика произносятся?

Подчеркните непроизносимые согласные.

Где стоит непроизносимый согласный?

Почему такие согласные не произносятся?

Такое сочетание согласных в русском языке называют стечением согласных.

При творческом подходе основное внимание уделяется осмыслению изучаемого материала, что способствует повышению уровня качества знаний.

При оптимальном подборе материала, опоре на наглядные средства обучения, нагрузка на память не столь велика, интерес удерживает внимание более длительное время. Все это способствует созданию прочных связей в коре головного мозга, а следовательно, лучшему усвоению языковых фактов. Последовательность в изложении материала, попытки детей обнаружить причинно-следственные связи между разрозненными явлениями позволяет интегрировать разрозненность фактов в систему. Тем самым достигается аналитико-синтетический метод усвоения знаний. Проблемная ситуация, таким образом, наиболее полно соответствует этапу трансформации конкретно-образного мышления в словесно-логическое.

Итак, применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает учителю выполнять одну из самых важных задач школьного обучения: активизировать познавательную деятельность учащихся с целью повышения познавательных мотивов. Практика показывают, что использование проблемных ситуаций способствует активному развитию каждого ребенка. Разрешение системы проблемных ситуаций приучает школьников к умственному напряжению, без чего невозможна подготовка к жизни, к труду, творчеству на пользу общества. Семинар хочется закончить такими словами Л. Толстого:

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».


Использование тренинговых технологий в учебном процессссе В свете современных требований к учебному процессссу усвоение в полном объёме дисциплин и формирование соответствующих компетенций у будущих специалистов требует не только усвоения соответствующего объёма знаний, но и развития комплекса умений и навыков их практического применения по избранной специальности. Опыт ведущих учреждений высшего образования свидетельствует, что интерактивные методы обучения обеспечивают эффективное развитие навыков практического применения теоретических знаний, и тренинговые технологии являются эффективным направлением их внедрения в учебную деятельность.


Тренинговые технологии являются неотъемлемой составляющей магистерских программ обучения. Рекомендуемые вашему вниманию пособия будут полезны преподавателям, которые проводят тренинги по экономическим дисциплинам; студентам высших учебных заведений экономической направленности; специалистам, осуществляющим бизнес- консультирование. Материалы предлагаемых тренингов можно использовать также для организации деятельности учебных (виртуальных) фирм.


Бутенко, Н. Ю. Тренінг управлінських компетенцій: навч. посібник / Н. Ю. Бутенко, А. Є. Черпак; Міністерство освіти і науки, молоді та спорту України, Київський національний економічний університет ім. В. Гетьмана. - К. : КНЕУ, с. - Бібліогр.: с ISBN В пособии рассматриваются теоретико- методические основы реализации управленческих функций, предлагаются методики и практические подходы к управлению поведением. Пособие содержит методические рекомендации по организации и проведению управленческого тренинга, выполнению его заданий. К теоретико-методическим материалам прилагаются также комплекс упражнений по самоподготовке, самопознанию и задания для индивидуальной и групповой работы. Пособие предназначено для преподавателей вузов, студентов, менеджеров и всех, интересующихся вопросами управления поведением людей.


Васильев, Н. Н. Тренинг преодоления конфликтов / Н. Н. Васильев. - СПб. : Речь, – 174 с. - ISBN Автор описывает методические приемы, последовательная реализация которых продвигает к интегративному решению конфликтной ситуации. Каждый шаг содержит необходимые пояснения, инструкции по исполнению, необходимые иллюстративные материалы. Рассматриваются вопросы: управление эмоциями в конфликте; алгоритмы анализа конфликтной ситуации; психотехнические приемы, позволяющие любому уверенно вести переговоры по спорным вопросам.


Востряков, О. В. Стратегічний процессс на підприємстві : навч. посібник / О. В. Востряков, О. М. Гребешкова; Київський національний економічний університет ім. В. Гетьмана. - К. : КНЕУ, с. - ISBN Тренінг-курс "Стратегічний процессс на підприємстві" - с В учебном пособии систематически и всесторонне представлен процесссс стратегического управления. Пособие состоит из двух частей. В первой изложены теоретические и методические основы стратегического процесссса на предприятии в виде слайдов. Вторая часть учебника – тренинг- курс, который содержит материалы для дискуссий и обсуждения (в виде хрестоматии); деловые игры -для формирования навыков стратегического мышления и коммуникации с участниками процесссса; практические ситуации и задания. Учебное пособие предназначено для изучения на уровне магистров, будет полезно аспирантами преподавателям, а также специалистам, интересующим с я механизмом разработки, принятия и реализации стратегических решений на предприятии.


Иванова, Е. В. Империя бизнеса: бизнес-тренинг для начинающих: учеб. пособие / Е. В. Иванова. – М. : Издательский дом Государственного университета Высшей школы экономики, – 267 с. – ISBN Основная задача данного бизнес-тренинга это развитие навыков делового общения, работа в команде, а также выработка самостоятельного принципа индивидуального поведения, умения противостоять любому напору контрагентов и конкурентов. Целями тренинга являются: ознакомление начинающих предпринимателей с некоторыми особенностями практического применения экономических и правовых знаний; создание игровых условий, максимально приближенных к реалиям современного российского рынка; обучение практическим навыкам решения задач в процессссе ведения предпринимательской деятельности; предоставление методики самостоятельного поиска решения любой сложной и неоднозначной правовой или экономической проблемы.


Нестуля, О. О. Основи лідерства. Тренінг лідерських якостей та практичних навичок менеджера: навч. посібник / О. О. Нестуля. - К. : Знання, с. - ISBN Предлагаемое издание отличается практической направленностью, ориентированной на развитие и совершенствование личностных лидерских и профессионально-управленческих качеств менеджера. В пособии предлагаются интерактивные групповые и индивидуальные задания и тренинговые упражнения, сопровождающиеся большим количеством информационных и иллюстративных материалов. Курс предназначен для студентов, преподавателей, руководителей, специалистов в области управленческого консультирования, служб управления персоналом.


Панфилова, А. П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений: учебное пособие / А. П. Панфилова. – 3-е изд. – М. : Флинта, МПСИ, с. - ISBN В учебном пособии даны рекомендации по подготовке делового совещания, продемонстрированы возможности коммуникативных и презентационных умений и навыков, необходимых для проведения делового обсуждения, описаны креативные техники и приёмы. Изложены методики принятия эффективных управленческих решений. В конце каждой главы даны тесты и контрольные вопросы по теме. Пособие предназначено для студентов, а также представляет интерес для практиков как руководство по принятию инновационных коллективных управленческих решений через стимулирование творческой активности участников совещания.


Панченко, Є. Г. Технології кросс-культурного менеджменту: адаптація до умов реального середовища: міжпредметний тренінг магістерської програми "Управління міжнародним бізнесом" : навч. посібник / Є. Г. Панченко, Л. П. Петрашко; Київський національний економічний університет ім. В. Гетьмана. - К. : КНЕУ, с. - ISBN В данном руководстве, основываясь на обобщении теоретических знаний, приобретённых слушателями в процессссе обучения, применении имеющегося практического опыта и навыков для формирования целостного представления об основных направлениях и инструментах кросс- культурного менеджмента, сформирована система методов и приёмов обучения в тренинговых целях. Авторами разработана и предложена процессссуальная модель межпредметного тренинга магистерской программы «Управление международным бизнесом» и его методологическое и методическое обеспечение.


Проектування агропромислового формування у продуктовому підкомплексі АПК: комплексный тренінг зі спеціальності «Економіка підприємства» для слухачів магістерської програми «Економіка підприємств АПК» / Уклад. : В. Г. Андрійчук, П. В. Коваль, В. М. Нелеп, О. В. Садовник; за заг. ред. В. Г. Андрійчука. – К. : КНЕУ, – 96 с. - ISBN Сущность данного тренинга состоит в решении единого комплексного предпринимательского задания, в процессссе которого обеспечивается практическое обучение студентов приёмам и действиям, связанным с созданием, планированием, организацией и управлением агропромышленного формирования. Этот комплексный тренинг направлен на усвоение студентами методологии и методики проектирования АПФ в соответствующем продуктовом подкомплексе АПК. Тренинг разработан для слушателей магистерской программы «Экономика предприятия АПК».


Резник, С. Д. Организационное поведение: практикум / С. Д. Резник, И. А. Игошина. - М. : Инфра-М, с. - (Высшее образование). - ISBN Учебное пособие подготовлено для методического обеспечения практических занятий по курсу «Организационное поведение» и содержит комплекс деловых игр, тестов и конкретных ситуаций для развития практических навыков в области организационного поведения. Пособие предназначено для студентов специальности «Менеджмент организации» и других экономических специальностей.


Сидоренко, Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Е. В. Сидоренко. СПб. : Речь, с., ил. - ISBN В книге излагается авторская программа тренинга коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии: методологические основы и социальный контекст разработки, принципы проведения, упражнения и задания для участников. Книга дополнена примером брошюры для участников тренинга. Книга будет интересна для профессиональных психологов, для менеджеров различного профиля, специалистов в области управления человеческими ресурсами.


Соціально-психологічний тренінг "Розвиток особистісних якостей менеджера" : практикум / Міністерство освіти і науки, молоді та спорту України, Київський національний економічний університет ім. В. Гетьмана; ред. В. В. Завірюха. - К. : КНЕУ, с. - Бібліогр. в кінці розд. - ISBN Практикум разработан в соответствии с программой социально-психологического тренинг- курса «Развитие личностных качеств менеджера». В практикуме приводятся краткие теоретические сведения по отдельным социально-психологическим аспектам деятельности менеджера, а также упражнения, игры, кейсы, необходимые для развития психологических навыков, умений и компетенций слушателей магистерской подготовки второго высшего образования и способствующие эффективной профессиональной деятельности. Издание будет полезно преподавателям высших учебных заведений, психологам, бизнес- тренерам и всем, кого интересуют социально- психологические аспекты деятельности менеджера.


Стратегії та тактики міжнародних торговельно- економічних переговорів: міжпредм. компл. тренінг зі спец магістер. прогр. «Міжнародна торгівля» / Т. М. Циганкова, О. О. Євдоченко, А. О. Олефір та ін. - К. : КНЕУ, – 212 с. - ISBN Предлагаемое издание представляет собой систематизированное изложение теоретических основ и практических заданий, касающихся подготовки к участию в двусторонних и многосторонних международных торгово-экономических переговорах. Материалы тренинга охватывают все стадии переговорного процесссса, оценивание их результатов и информирование общественности. Основным акцентом работы является специфика переговорного процесссса в сфере торговли, в частности, в рамках ВТО. Учебное издание предназначено для слушателей и преподавателей магистерских программ по специальности «Международная экономика».


Рекомендованная литература (дополнительная): 1. Бакирова Г. Ф. Тренинг управления персоналом / Г. Ф. Бакирова. – СПб. : Речь, – 400 с. 2. Блинов О. А. Тренинг персонала: учеб. пособие / А. О. Блинов, О. В. Василевская, В. П. Невежин, Н. В. Смоляков. – М. : Кно Рус, – 496 с. 3. Васильев Н. Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике / Н. Н. Васильев. – СПб. : Речь, – 283 с. 4. Иванова Е. В. Тренинг управления изменениями в организации / Е. В. Иванова – СПб. : Речь, – 224 с. 5. Марасанов Г. И. Тренинги продажи банковских услуг. Способы и приемы проведения / Г. И. Марасанов, Н. А. Минина, М. Ю. Семилетова. – М. : Когито-Центр, – 220 с. - ISBN Методичні рекомендації з дисципліни "Спеціальна наукова робота (науковий семінар + курсова робота ессе + тренінг)" для спеціальності "Економіка підприємства" / Кримський економічний інститут "КНЕУ ім. В. Гетьмана" ; уклад. : А. Т. Яковенко, А. О. Єфремова. - Сімферополь: КЕІ "КНЕУ ім. В. Гетьмана", с. 7.Панфілова А. П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологи для обучения и организационного развития персонала: [учебное пособие] / Альвина Панфилова – 2-е изд. – СПб. : Знание, – 536 с.

Технология проблемного обучения

«Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, к отупляющей, никому не нужной, вредной для здоровья и для умственного развития зубрёжке… Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире. Наблюдать, думать, рассуждать, переживать радость труда и гордиться созданным, творить красоту и радость для людей и находить в этом творении счастье.»
В.А.Сухомлинский

В зависимости от цели, от задачи школы обучение может быть проблемным и не проблемным. Если перед школой ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически правильно организованное обучение не может быть не проблемным.
Принцип проблемности отражает в логике
построение учебного процесса,
в содержании изучаемого материала,
в методах организации учебно-познавательной деятельности учащихся и управление ею,
в структуре урока
формах контроля учителя за процессом и результатом деятельностью учащихся.
Актуальность
В школе закладываются основы развития творческого мышления учащихся, формирование творческой личности. Поэтому потребность в новых методах обучения школьников стала жизненной необходимостью. Проблемное обучение – одно из средств повышения творческих возможностей личности.

Сталкиваясь в своей деятельности с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности, возникла необходимость в использовании эффективных средств обучения, новых технологий.

Проблемное обучение даёт возможность обеспечить формирование общих способностей и эрудиции ребёнка, сохраняя при этом его индивидуальность и здоровье; овладение им элементарной культурой деятельности и тем самым заложить основы готовности к дальнейшему развитию и самообразованию.

Преимущества проблемного обучения
Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем
В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня
Темп передачи информации зависит от самих учащихся.
Повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.
Результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения, творческие способности.

Общие функции проблемного обучения:
- усвоение учениками системы знаний в результате умственной и практической учебной деятельности (деятельностный тип обучения);
- развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся;
- формирование диалектико-материалистического мышления школьников (как основы).
Кроме того проблемное обучение имеет специальные функции:
- воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности);
- воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;
- формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности).
Главные цели проблемного обучения
Цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной деятельности ученика и развития его творческих способностей:
Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений
Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем
Развитие самостоятельной учебной деятельности
Воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего разрешать нестандартно проблемы

Главные условияпроблемного обучения
Обеспечение достаточной мотивации, способной вызывать интерес к содержанию проблемы;
Обеспечение посильности работы с возникающими проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного)
Значимость информации, получаемой при решении проблемы для ученика
Необходимость доброжелательного диалогического общения учителя с каждым учеником, когда ко всем мыслям, высказываниям учащихся относятся с вниманием и поощрением
Центральные понятия, через которыеосуществляется проблемное обучение
Проблемная ситуация
Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека,
возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление,
факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом
действия, это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ
действия.
Проблемный вопрос

Проблемная задача

Творческая задача

Самостоятельная работа

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является
создание проблемных ситуаций на уроках.

Полый цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до
решения проблемы имеет несколько этапов:
- возникновение проблемной ситуации,
- осознание сущности затруднения и постановка проблемы,
- нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы,
- доказательство гипотезы,
- проверка правильности решения проблем.
Педагогические задачи, решаемые на уроке с проблемной ситуацией
Самостоятельный поиск новой информации.
Самостоятельная работа с учебником, справочниками, словарями, учебным материалом.
Овладение навыком решения задачи.
Воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству.
Развитие личностных качеств.
Прочность усвоения знаний, так как путём поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала.
Решение проблемы психологического комфорта на уроках.
характерные типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов
Первый тип: проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.
Второй тип: проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.
Третий тип: проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.
Четвертый тип: проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.
В качестве проблемной ситуациина уроке можно применять
Проблемные задачи с недостающими, избыточными противоречивыми данными.
Различные точки зрения на один и тот же вопрос
Противоречия практической деятельности
Проблемные задачи с заведомо допущенными ошибками
Поиск истины (способа, приёма, правила решения)
Пути подведения учащихся к проблемной ситуации
Побуждающий диалог
«экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т. е. помогает формулировать учебную задачу
Подводящий диалог
Логически выстроенная цепочка заданий и вопросов
«локомотив» ,движущийся к новому знанию, способу действия
Применение мотивирующих приёмов
«Яркое пятно» -сообщение интригующего материала(исторических фактов, легенд и т.п.), демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность),
«Актуализация» - обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся.

Приёмы создания проблемной ситуации
Формы и методы учебнойдеятельности, используемые впроблемном обучении
Работа в группах.
Взаимообучение групп.
Работа в парах.
Парное взаимообучение.
Самостоятельная поисковая работа
(работа со справочным материалом, учебными пособиями, предметными картинками)
Подготовка выступлений учениками
(отрабатывается техника выступления, формулирование вопросов, аргументация, оценивание)
Ученик вместо учителя
Подготовка проблемных домашних заданий

Структура проблемного урока
Актуализация прежних знаний
Создание проблемной ситуации
Постановка учебной задачи
Исследование проблемы
«Открытие» новых знаний
Первичное закрепление знаний
Самостоятельная работа
Рефлексия.
Итог урока

Плюсы:
Активная жизненная позиция, уверенность в себе.
На уроках создаётся благоприятная обстановка для общения, «ситуация успеха», ученики умеют объективно оценить ответы товарищей и свои собственные,
Дети находятся в двигательной активности, что способствует сохранению здоровья детей
Повышается потребность в проверке выполненного ими задания и самоконтроле, отслеживании результативности своей деятельности;
Сплочение коллектива в процессе совместной учебной деятельности
На заметку учителю:
Проблемную ситуацию на уроке, как правило, разрешает и раскрывает классу один ученик(или наиболее активная группа), что часто не обеспечивает мыслительной деятельности большинства. Самостоятельно добывают знания лишь несколько учеников, а остальные получают их в готовом виде от товарищей.
Чтобы избежать этого, необходимо тщательно формировать группы, пары, в которых работают дети, предлагать несколько вариантов решения проблемы, реально оценивать возможности класса, контролировать и направлять работу группы;
Излишняя увлечённость учителем созданием проблемных ситуаций (на всех предметах, на большинстве уроках) приводит к потере новизны, оригинальности, к шаблонной постановке проблемных задач, созданию проблемных ситуаций;
Необходима система проблемных уроков, проблемного обучения тщательно продуманная для каждого предмета и всей учебной деятельности школьников.

Возникают ситуации, когда ученик в процессе решения проблемной ситуации находит неверный способ решения учебной задачи, считая его правильным (не обосновал способ решения, не продумал метод решения). Это проводит к разочарованию, дискомфорту ученика.

заключение.
На данном этапе развития человечества проблемное изучение просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции.
Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, то есть мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Тем самым, войдя в жизнь ребенок будет более защищен от стрессов.
Современные исследования показывают, что в классах, где проводятся проблемные уроки, качество знаний на 15-18% выше, чем в традиционном обучении. Тем не менее, известный дидакт И.Я.Лернер сказал: «Основная масса знаний и умений передаётся учащимся не проблемным путём. Но применять усвоенные знания и умения ученик должен научиться творчески, и их применение неизбежно строится проблемно».
Проблемное обучение открывает путь успешности в педагогическом творчестве тем, кто любит свою работу и заинтересован в получении положительных результатов. Нам, практикам, необходимо грамотно овладеть этим методом, нельзя искажать его.

«Плохой учитель
преподносит истину,
хороший учит её находить»
А. Дистервег
(сл.1)

Современная школа должна готовить выпускников к жизни в обществе, в котором главными продуктами являются информация и знания. Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться, уметь решать проблемы в сфере учебной деятельности.

Целью такого обучения становится неполучение определенного объема научной информации, а развитие умений самостоятельно приобретать и применять эту информацию в соответствии с личными целями и потребностями, решения актуальных для обучающихся проблем.

Тема: « Формирование познавательного интереса обучающихся путем использования проблемное обучение в процессе изучения химии» (сл.3)

Цель: Повышение образовательной активности школьников на основеформирования навыка технологии проблемного обучения на уроках и во внеурочной деятельности. (сл. 4)

Актуальность (сл.5)

С введением ФГОС я выделила для себя несколько основных направлений:- создать условия, в которых ребёнок сам добывает знания (т.е. научить его учиться);

Помочь ребёнку ориентироваться в различных ситуациях, т.е. научить преодолевать и решать трудности;

Для правильного восприятия ребёнком действительности необходимо расширить его воображение, т.е. развивать творчество.

Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на открытие нового знания.

Образование не должно игнорировать ни одного аспекта человеческого потенциала: памяти, разума, чувства прекрасного, физических возможностей и навыков общения. (сл.6) Развитию познавательных и творческих интересов у обучающихся, исследовательских навыков способствуют различные виды технологий в том числе и технология проблемного обучения

Проблемное обучение- это тип развивающего обучения, человек начинает мыслить лишь тогда, когда у него есть потребность что-то понять. По мнению М.И. Махмутова, это особый тип обучения; оно определяется не формой или методами обучения, а способом взаимодействия учащихся и преподавателя, уровнем самостоятельности учащихся.

Метод проблемного обучения - творческий, оригинальный подход к обучению, требующий активной, поисковой, исследовательской работы школьников. Обучающиеся в ходе урока получают не готовые объяснения нового материала, а работают с ним самостоятельно. (сл. 7)

Имеет право каждый на ошибку,

Но чтоб их поменьше совершать

Проблемы нужно правильно увидеть

И с пользой человечеству решать. М.Лещева

К методам решения проблемной ситуации относится (Сл.8)
Поисковый. Исследовательский: индуктивное (от частного к общему) и дедуктивное (от общего к частному) исследование. Проектирование.

Итак коллеги продолжим решать проблему. (сл.9)

В Италии есть пещера, которая называется «Собачей». Если туда забегает собака, то она погибает. А если заходит человек, то он остается жив. Почему?

Дело в том, что примерно до пояса человека пещера заполнена углекислым газом. Поскольку голова человека находится в воздушном слое, то он не ощущает никаких неудобств. Собака при ее росте оказывается в атмосфере углекислого газа и потому задыхается. Это была решена проблемная ситуация. При изучении темы «Состав воздуха»

В этом задании вы увидели связь нескольких предметов химия, биология, география. Т.е. именно в таких задания формируется межпредметная интеграция.

Формы решения проблемных ситуаций: (сл.10)
- дискуссия (это то, чем мы с вами занимались в начале, когда рассматривали бензин); - научный спор; - проблемная лекция; - проблемные задачи и задания; - задачи исследовательского характера; - исторические документы, тексты из литературных произведений, материалы с проблемной направленностью.
Способы проблемного обучения: проблемное изложение, поисковая беседа, самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность обучающихся.

Проблемное изложение наиболее уместно в тех случаях, когда обучающиеся не обладают достаточным объемом знаний, когда они впервые сталкиваются с тем или иным явлением и не могут установить необходимые ассоциации. В этом случае поиск осуществляет сам педагог.

Поисковая беседа - это такая беседа, в процессе которой обучающиеся, опираясь на уже известный им материал, под руководством педагога ищут и самостоятельно находят ответ на поставленный проблемный вопрос.

Актуализация и мотивация. «О нем можно сказать:Он светоносный элемент

И спичку вам зажжет в момент. Сожгут его и под водой, Оксид его затем станет кислотой».

2. Проблемный вопрос? В переводе с греческого «фосфор» означает «светоносный». Так ли это на самом деле?».

3. Проблемная ситуация Знаменитый минералог, один из основоположников науки геохимии, академик А.Е.Ферсман назвал фосфор «элементом жизни и мысли». Как вы считаете почему?

В ходе обсуждения проблемы на уроке обучающиеся рассматривают разные точки зрения. Использование проблемного обучения позволяет мне развивать аналитическое, логическое мышление учеников.

Но дети не были бы детьми, если бы они не верили в чудеса и загадки. Именно это и помогает мне в моей профессии, на моих уроках. Как? Все знают игру «Черный ящик». А как понять, что в нем? Конечно, обращаясь к загадкам. В каждой из них и кроется истина, ответ. (сл.12)

Например: Тема: ???? В чёрном ящике -вещество, без которого невозможна жизнь растений, животных и человека; в год каждый человек потребляет от 3 до 5 кг этого вещества;

это вещество - символ гостеприимства и радушия русской нации;

говорят, чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть.

урок в 8 классе по теме «Соли» - проблемное изучение новой темы

Самостоятельная деятельность обучающихся исследовательского характераявляется высшей формой самостоятельной деятельности и возможна лишь тогда, когда они обладают достаточными знаниями. (сл.13)
По химии мы выполняем очень много проектов с экспериментальной частью. Где ребята сами выбирают тему и ставят проблемные вопросы. Общение формирует еще одно важное свойство - умение работать в коллективе, так как любая учебная задача, проблема требует комплексного анализа и совместного решения.

Проект «Химия на кухне» Внеклассное мероприятие в 9 классе.

Мы увидели заметку из газеты «Жвачка без сахара». Жуй жвачку с ксилитом - сохранишь здоровые зубы. И у нас возник проект «Жевательная резинка - за или против»

Как же на уроках химии не применять экспериментальную деятельность, ведь без этого мы не можем обойтись. (сл.14) Должны мы на уроке истину установить,
При этом формулы, законы не забыть.
Эксперимент сначала проведем, Подумаем, помыслим и теорию учтем.
Дерзая, споря, новое откроем И постепенно нужное усвоим.

Например: Тема урока «Коррозия металлов». (сл.15)

Демонстрация опыта «Предохранение металла от коррозии при помощи ингибиторов». В двух пробирках налит раствор серной кислоты (1:5). Поместим в каждую по железной кнопке. Что наблюдаете? Затем в одну из пробирок добавим 3-4 капли йодида калия. Что видите теперь? Как это можно объяснить?

Проблемную ситуацию можно создать разными приемами. (сл.16)

Прием 1. предъявить классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.Например, водород - единственный элемент, не имеющий постоянного «места жительства», т.е занимает в ПСХЭ Д.И.Менделеева два места: среди щелочных металлов и галогенов. В чем причина его двойственного положения?

Прием 2. Объяснение явлений, процессов, проведение опытов (исследований), решение задач на основании известной теории, фактов.Тема урока «Основания» в 8 классе. Почему при реакции нейтрализации гидроксида железа (III) соляной кислотой индикатор не нужен? Почему реакцию нейтрализации щелочи кислотой проводят в присутствии индикатора?

Прием 3 Нестандартной постановки вопроса.

При стирке белья в Краснодаре затрачивается мыла меньше, чем в Новороссийске. Почему?

Прием 4. Нахождение рационального пути решения, когда заданы условия и дается конечная цель. Тема урока «Чистые вещества и смеси». Предложите наиболее рациональные способы разделения смесей, состоящих из: а) порошков железа и серы; б) поваренной соли, древесных стружек, песка.

Прием 5. Нахождение самостоятельного решения при заданных условиях

Школьник решил получить хлорид меди(II). Он взял медную проволоку и раствор соляной кислоты. Но как он не старался, медь в соляной кислоте не растворялась. Помогите юному химику получить хлорид меди(II).

Прием 6. Принцип историзма также создает условия для проблемного обучения.

Пример: На заводе, где вырабатывалась селитра, рабочие как-то погнались за кошкой. Убегая от них, кошка случайно опрокинула сосуд с серной кислотой на остатки солей от выработки селитры, и тогда вдруг из образовавшейся смеси выделились густые фиолетовые пары. Что это за вещество?? Куртуа заинтересовался этим явлением и внимательно стал изучать новое вещество. В пределах, имевшихся у него знаний и возможностей, он довольно подробно изучил его и пришел к ряду важных открытий.

Результатом работы учителя является сформированность УУД. Решение проблемных ситуаций подразумевает развитие всего спектра УУД:

Познавательные - решение проблемы путем поиска ответа в информационно-образовательном пространстве;

Регулятивные - постановка цели, выстраивание этапов деятельности, распределение полномочий в групповой деятельности;

Личностные - аргументирование и отстаивание своей точки зрения, умение слушать и слышать членов группы, коллектива;

Коммуникативные - принимать точку зрения соучастника, умение согласовывать действия и принимать совместные решения.

Критерием результативности и оценки качествадеятельности учителя являются: достижения обучающихся более высоких показателей обучения, по сравнению с предыдущим периодом; результаты мониторингов; эффективность участия школьников в конкурсных мероприятиях - олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах и викторинах предметной и метапредметной области.

Результаты моей деятельности по данному направлению представлены в виде таблиц и диаграмм в презентации (сл.17 -18).

Показатели в таблицах доказывают эффективность формирования навыка проблемного обученияуобучающихся. Несмотря на удаленность нашего района, мои ученики принимают участие в мероприятиях как республиканского, так и всероссийского уровней, показывая хорошие результаты и занимая призовые места. Диагностика учебной мотивации обучающихся контрольного класса, позволяет мне отследить уровень восприятия процесса обучения, как личностно значимого. Такие методы диагностики помогают не только определять успешность процесса, но и уровень субъективной мотивации обучения, что на сегодняшний день является основным критерием формирования личности в современной школе.

Я думаю, что мой опыт по реализации технологии проблемного обучения обучающихся может заинтересовать других преподавателей. (сл.19) Отдельными идеями и приёмами проблемного обучения я делилась в рамках различных мероприятий для преподавателей химии и биологии: выступление на научно-практической конференции, проведение районного семинара, проведение мастер-класса для учителей в рамках районного фестиваля педагогического мастерства

Умение видеть проблемы - интегральное свойство, характеризующее мышление человека. (сл.20) Развивается оно в течение длительного времени в самых разных сферах деятельности, и все же для его развития можно подобрать специальные упражнения и методики, которые в значительной мере помогут в решении этой сложной педагогической задачи. Я как и многие педагоги перешла на обучение от Меня учат! Я учусь!!!

Мир многогранен, Сложен, гибок, Но целостен и органичен.

И в дисциплинах нам привычных

Есть связь - лишь распознать сумей!

Вооружить сумей детей

Не знаний багажом, А способом познанья!



Енвд