Выкладка детской одежды правила. Выкладка товара, или как продать всё, что вам нужно. Некоторые правила представления одежды

01.01.1970

На рынке детских товаров происходит качественный и количественный рост предложения и появляются новые детские магазины. Родители стали требовательнее относиться не только к качеству предлагаемых товаров, но и обслуживанию в торговых точках. Несмотря на то, что на рынках товары для детей, как правило, можно купить дешевле, около 50% покупок детских товаров в крупных городах совершаются в специализированных детских магазинах или в супермаркетах. В регионах процент продаж, приходящийся на магазины, пока ниже (около 30-35%), но цивилизованная торговля постепенно и уверенно завоевывает сердца детей и их родителей. Отличие цивилизованной торговли от рыночной - применение розничных технологий, включающих разработку дизайна магазина, мерчандайзинг и, конечно, автоматизацию.

Особенности детского шоппинга

И дети, и родители, по-разному относятся к походам в магазины. Большинство маленьких детей согласны идти в магазин, только после обещания родителей купить им что-нибудь из игрушек или сладостей. Если ребенку скучно в магазине, он быстро устает и начинает капризничать, а если малышу не покупают то, что ему так понравилось, то можно ожидать и скандала. Родители, зная это, стараются для семейных походов, выбирать удобные магазины. Если это поход за продуктами, то родители наверняка выберут супермаркет с продуктовыми тележками, в которые можно посадить ребенка. Ведь это так просто и удобно! А если нужно купить одежду и товары для дома, то, скорее всего, родители выберут торговый центр с игровой комнатой, кинотеатром или другими развлечениями для детей.

И детский магазин родители начинают уже сегодня выбирать по принципу - насколько удобно там совершать покупки с детьми. При растущей конкуренции, такой фактор как комфортная атмосфера в детском магазине, начнет играть одну из первых ролей.

На сегодняшний день детские товары можно купить в специализированных детских магазинах, супермаркетах и других магазинах, имеющих и долю детского ассортимента (например, книжные магазины). Несмотря на то, что в основном покупки в детских магазинах совершают родители, нельзя недооценивать влияние детей на совершаемый родителями выбор. Существуют следующие виды покупок, совершаемых при участии детей:

Покупки по просьбе родителей;
. покупки детям совместно с взрослыми;
. самостоятельные покупки, совершаемые из карманных денег;
. семейные покупки, которые совершаются под влиянием или с учетом мнения детей

Визуальный мерчандайзинг детского магазина

Играет важную роль в создании детских магазинов. Его составляющие: дизайн магазина, выбор цвета, звуковое сопровождение, освещение, и даже запах должны создавать максимально комфортную атмосферу для детей.
Освещение в детских магазинах должно подчеркивать радостную «детскую» атмосферу беззаботности. Это достигается высоким уровнем освещенности и применением ламп теплых цветов с высоким коэффициентом цветопередачи.
Учтите, то, что нравится маленьким детям (атмосфера сказки, детские песенки, игровая комната и др.) - уже не понравится подросткам. Для детей постарше подойдет, например, зал в силе техно, где актуальны сочетания стекло-хром, серебристо-серые тона или оформление в стиле граффити.

Люди склонны оценивать товар и уровень цен по внешнему виду магазина и витрин. Поэтому очень важно создать именно тот образ магазина, который выгоден хозяину и интересен маленьким покупателям и их родителям, а атмосфера и ассортимент магазина должны соответствовать его общей стратегии. Дизайн детского магазина должен быть интересным, и настраивать на совершение покупок - не отпугнуть «средний класс», если это ваша целевая аудитория, или выглядеть презентабельно - если вы торгуете товаром класса «люкс» .

Сервис и дополнительные услуги в детских магазинах

Ходить по магазинам с малышом (тем более с коляской), весьма утомительное занятие, поэтому задача магазина - сделать пребывание в нем максимально удобным и приятным. А это предполагает и удобный вход, и обязательный широкий въезд в магазин, большую кассовую зону, широкие проходы и удобную навигацию, отсутствие очередей и профессиональную помощь торгового персонала.
Крупные торговые центры, основной целевой аудиторией которых являются семьи с детьми, специально выделяют места, предназначенные для детей, чаще всего это игровые комнаты и детские кафе, развлекательные центры и клубы и т.п.

В хорошем детском магазине должны быть предусмотрены : место для игр (возможно с детскими аттракционами или игрушками), комната матери и ребенка, где малыша можно покормить и перепеленать, зона отдыха и туалет для покупателей. Это не роскошь, а необходимые условия для увеличения продаж. Успешные торговцы знают такую зависимость: чем больше покупатель проводит времени в магазине, тем больше он совершит покупок. Эти все дополнительные удобства магазина сослужат со временем добрую службу.

Помимо прямых продаж розничные сети могут предлагать и дополнительные услуги, например:
. занятия для родителей по воспитанию детей
. занятия для будущих мам
. службу информации и доставки
. интернет-магазины и сайты с каталогами товаров
. установку автокресла в машину, сборка детской мебели и пр.
. информирование постоянных клиентов о проводимых в сети акциях и др.

Планировка торговой площади детского магазина

В многоэтажных торговых центрах магазины для детей располагаются выше второго этажа, а часто на последнем этаже. Это обусловлено тем, что детские товары относятся к категории целевых, т.е. покупку таких товаров люди планируют заранее. В этом смысле у небольших магазинов есть преимущество - не нужно с коляской или с малышом тащиться по лестницам и эскалаторам.
При планировании торговой площади детского магазина необходимо рассчитать оптимальные маршруты движения покупателей. Оптимальные маршруты определяются с помощью выделения ключевых зон в торговом зале.
В зоне выбора обычного магазина, ассортимент которого, включает в себя детскую одежду и обувь, игрушки и товары для ухода за маленькими детьми, будет три ключевые зоны: 1) одежда и обувь для детей, 2) игрушки, 3)товары для ухода за маленькими детьми.

После выделения ключевых зон проводится зонирование торгового зала, которое должно создать «внутреннюю логику» размещения товара в магазине и определить маршруты движения покупателей. Принцип таков: товары импульсных покупок (игрушки, необходимая мелочь) располагаются на виду, при входе, в прикассовой зоне, а товары «основательных» и целевых покупок (коляски, мебель, питание, одежда) - в глубине.

Товары для беременных, новорожденных, и детей первого года жизни, стоит размещать отдельно. Эти товары покупают в весьма волнительный период жизни, и в этом отделе должна быть особая атмосфера. Примерочные для беременных обязательно должны быть большого размера и комплектоваться удобными сиденьями. Эту зону и зону детского питания вполне можно разместить в дальней части зала, потому что товары этих групп имеют целевой спрос.

Одежда и обувь для детей делится на две зоны: одежда для мальчиков и одежда для девочек. Как правило, они располагаются рядом. Примерочные здесь тоже необходимы большие, т.к. родители помогают детям переодеваться. Как раз около зоны выбора одежды и обуви можно расположить детскую игровую зону. Взрослые выбирают одежду и обувь для детей достаточно долго. Детям становится скучно, и они могут развлечь себя в игровой зоне. В тоже время, если необходимо что-то примерить - дети рядом. (подробнее о выкладке детской одежды см. статью «Выкладка товара в розничной торговле»).

Зона игрушек в идеале должна выглядеть как «волшебный мир», в котором каждый ребенок найдет себе развлечение. В этой зоне высок процент импульсных покупок, поэтому зона игрушек часто располагается недалеко от входной зоны или по ходу движения основного покупательского потока. Зону игрушек удобно делить в свою очередь на зону игрушек для детей от 0 до 3 лет, на зону игрушек для девочек и игрушек для мальчиков. Отдельно выделяется группа развивающих игр и товаров для творчества.

Сезонные товары или специальные предложения лучше размещать во входной зоне (на специально выделенном оборудовании), и делать яркую, интересную выкладку. Например, при приближении Нового года - всевозможные елочные украшения, карнавальные костюмы и новогодние сувениры и подарки. Такое решение наглядно дает понять покупателю, что в магазине следят за спросом, и здесь можно найти подходящий товар.

Около кассовой зоны могут размещаться всевозможные стойки с товарами импульсного спроса: от детской косметики и товаров для праздников до открыток и магнитов. Учтите, что низко расположенные стойки, с которых дети будут тащить «ерунду» и узкие проходы к кассам рано или поздно вызовут раздражение у родителей.

Выкладка товаров для детей

Торговое оборудование в магазине должно гармонично дополнять дизайн интерьера и быть функциональным. Его желательно максимально унифицировать, чтобы легко и быстро перестраивать или перемещать при изменении экспозиции. Не стоит использовать торговое оборудование, закрывающее обзорность зала, лучше разместить товары на доступной для детей высоте. К торговому оборудованию в детских магазинах предъявляются особые требования по безопасности - избегайте легко бьющегося стекла, острых углов и неустойчивых конструкций.
В целом, для выкладки детских товаров используются обычные правила. Но есть и свои особенности, например выкладка детского питания. Продукты детского прикорма разделены на возрастные группы (обычно они различаются оформлением или цветом упаковки). И для их размещения нужно четко соблюдать выкладку блоками по возрастным группам. Это наиболее удобно для покупателя. Молодым родителям бывает сложно сделать первый выбор питания для своего ребенка, и здесь магазин должен им помочь. В зоне выкладки детского питания обязательно выкладываются информационные буклеты производителей, потому что каждый солидный производитель детского питания предлагает разработанную своей фирмой схему введения детского питания ребенку. А для проведения индивидуальных консультаций покупателям по детскому питанию можно приглашать в магазин врача-диетолога или врача-педиатра.

Детские игрушки обычно размещают по ходу движения основного маршрута покупательского потока в магазине. Игрушки в начале зоны выбора наиболее дорогие, а к концу - наиболее доступные по цене - такая выкладка выгодна магазину, магазин стимулирует таким образом продажу более дорогого товара. Однако дорогой товар должен быть хорошо виден родителям, а не детям, чтобы не возникало конфликтов. Если вы только открыли свой магазин, сделайте наоборот - в начале расположите дешевы игрушки, чтобы не отпугивать покупателей.

Для выкладки игрушек удобно применять невысокие островные конструкции - это улучшает обзорность зала, позволяет родителям и детям легко ориентироваться в зале и находить новые интересные игрушки для покупки.

В небольших магазинах наиболее крупные и массивные товары размещают на нижних полках, а большие плюшевые игрушки смотрят на покупателей сверху. Для экспозиции мягких игрушек можно использовать также колонны.
Выкладка игрушек сверху на стеллажах, на подоконниках, на игрушечных мотоциклах, в детских колясках, подвешенная к потолку - дает возможность создать сюжет, задать в магазине динамику и подхлестнуть детскую фантазию к творчеству.
Еще один вид оборудования для дополнительной выкладки - конструкции-«вертушки» для выкладки сладостей, мелких товаров импульсного спроса, печатной продукции, мягких игрушек, детских сумочек и т. д. Ставятся они либо в прикассовой зоне, либо в коридоре между стеллажами таким образом, чтобы «приманить» покупателя к стеллажу.

В крупных магазинах залы игрушек можно разбить на отдельные зоны по тематике: зона кукол, зона мягких игрушек, зона детских домиков и мебели, зона конструкторов, зона машинок и т.д. Выкладка в таких залах призвана будить фантазию ребенка и вызывать желание у родителей купить ребенку не одну игрушку. Вне зоны основной выкладки можно использовать подиумы для представления крупногабаритных игрушек, спортивных и сезонных товаров. Здесь, как и в витринах, можно делать композиционную выкладку, когда мишки качаются на детских качелях, куклы спят в игрушечных колясках, а яркие мячики все собрались вместе в надувном бассейне. В больших магазинах необходимо структурировать ассортимент, помогая покупателям легко в нем ориентироваться. Одежду и обувь для детей размещают по нескольким основным принципам выкладки: по возрастным группам, по коллекциям или брендам, по проиводителям, по целевому применению (домашняя, для спорта, для школы).

В супермаркетах с огромными торговыми площадями, чаще всего для детских товаров не выделяются свои отдельные торговые зоны. Здесь выкладка осуществляется обычно по товарной классификации, поэтому детские товары размещаются в разных местах. Например: детские спортивные товары находятся вместе с взрослыми спортивными товарами, а детское питание расположено совсем в другой части зала относительно детских игрушек. В таких магазинах помочь покупателям обязана хорошая навигационная система.

Наиболее продаваемые детские товары в супермаркетах - это продукты ежедневного потребления средней стоимости: йогурты, вода, сырки, сухие завтраки, выпечка, фрукты. Такие товары ребенок сам легко покупает из своих карманных денег. Опыт некоторых супермаркетов доказал, что при грамотном размещении детских товаров, продажи можно увеличивать до 15%.

Под детские товары лучше выделять нижние полки. Дети легко принимают решение о покупке, поэтому, на уровне их взгляда можно выложить интересный им товар. Важно учесть, что выкладка товаров для детей должна быть организована достаточно деликатно. Нельзя чтобы детские товары в зоне досягаемости ребенка были дорогими, иначе это приведет к раздражению родителей и плачу детей.
Кроме основной выкладки товаров в супермаркетах хорошо работают приоритетные яркие и объемные выкладки товаров, пользующихся спросом у детей, особенно во входной или кассовой зоне. Ну и почти во всех магазинах самое интересное место для детей - около касс. Здесь импульсивный детский спрос не дает родителям покоя. Им хочется “всего и побольше”. Однако, размещение импульсного товара около касс, необходимо тщательно продумывать. Дабы задобрить родителей, не стоит выкладывать рядом с леденцами презервативы, которые частенько вызывают интерес у детей, и шоколад, который не всегда полезен малышам. Их надо выкладывать значительно выше взгляда ребенка.

Привлечение покупателей

Любой магазин детских товаров должен искать свой подход к «маленьким покупателям» и их родителям. Маркетинговые и мерчандайзинговые инструменты должны иметь постоянное развитие - магазин должен своевременно обновлять ассортимент и как можно чаще демонстрировать работу игрушек.
Маленьким детям очень важен тактильный контакт с товаром, дети должны иметь возможность как можно больше товара «потрогать и попробовать», тогда им становится интересно и уютно в магазине, именно поэтому современные детские магазины имеют формат самообслуживания. В налаживании взаимоотношений магазина с маленькими детьми отлично себя зарекомендовали: проведение специальных детских конкурсов и праздников, праздничное оформление магазинов, выдача воздушных шариков с названием магазина и др.

Консультирование в магазине - один из верных способов создания лояльности к нему и создания спроса. Информация о гигиене, закаливании, занятиях физкультурой (в соответствующих отделах магазина) может подкрепляться картинками и надписями типа «Дракоша чистит зубки каждый день по три минутки. Ах, какие крепкие у Дракоши зубки!» и вызывает одобрение у родителей.

Для привлечения подростков в магазины можно использовать их «цифровые» и «виртуальные» увлечения. Почти каждый школьник сейчас имеет мобильный телефон и умеет пользоваться компьютером, поэтому для налаживания коммуникаций с тинэйджерами магазин может это использовать. Например: при покупке в магазине, в качестве подарка, бесплатно закачивать звуковые файлы, игры, картинки в мобильные телефоны или МР3 плееры или объявить конкурс на лучшую «мобильную» фотографию, сделанную в магазине.

Подбирая способы коммуникации с детьми, нужно думать о том, как они повлияют на детей и принимать только ответственные решения. Ну а если у ребенка установится положительная эмоциональная связь с магазином, он часто и с удовольствием будет в него приходить.

Использованные материалы:
1. Леви М., Бартон А. Вейтц, «Основы розничной торговли». — СПб.: Питер, 1999.
2. К.Канаян, Р.Канаян, «Проектирование магазинов и торговых центров», «Юнион-Стандарт Консалтинг», Москва, 2005.
3. Семинар Т.Кастко «Мерчандайзинг детских товаров»

Популярные статьи

До подачи в торговый зал игрушки должны пройти предпродажную подготовку, которая включает в себя:

  • - проверку целостности упаковки;
  • - распаковку товаров из внешней тары;
  • - проверку наличия маркировочных данных и качества после хранения;
  • - проверку наличия инструкций по эксплуатации, технических паспортов, гарантийных талонов, комплектности изделий и проверка работы в действии.
  • - протирку, очистку, сборку,

Развивающие игрушки сортируют по назначению, материалу изготовления, осматривают, очищают от пыли, устраняют мелкие дефекты, проверяют в действии. У кукол расправляют платья и банты, а при необходимости отглаживают их. У говорящих кукол и других озвученных развивающих игрушек проверяют качество звучания. Заводные механические развивающие игрушки проверяют в действии.

При отсутствии маркировки на отдельных изделиях или повреждении ярлыка предприятия-изготовителя (отсутствие пломбы, загрязнение, потертость, нечеткость записи и т.п.) работником, осуществляющим подготовку товара к продаже, обновляются все маркировочные данные и выписывается дубликат товарного ярлыка, который подписывается материально ответственным лицом и прикрепляется к товару.

При выкладке соблюдаются следующие правила представления товаров:

  • 1. Основная масса игрушек в торговом зале размещается на уровне глаз и рук детей.
  • 2. . Маленькие и средние игрушки размещаются в корзинах навалом. Это привлекает внимание и создает ощущение изобилия выбора.
  • 3. В кассовой зоне можно размещать товары импульсивного спроса, такие как мелкие игрушки, конфеты или леденцы. Эти товары нужно выкладывать на уровне глаз детей старше 3-4 лет, так как именно с этого возраста они начинают влиять на выбор родителей.

Наряду с размещением отдельных групп товаров в торговом зале должна быть обеспечена рациональная их выкладка на оборудовании. Правильная выкладка товаров позволяет эффективно использовать оборудование, улучшает условия осмотра и выбора товаров покупателями, сокращает затраты труда торгово-оперативного персонала на пополнение запасов в торговом зале. Особую роль играет этот процесс в магазинах самообслуживания.

При размещении товаров в первую очередь должен быть обеспечен выбор наиболее эффективных приемов их выкладки. В магазинах самообслуживания применяются следующие приемы выкладки товаров:

  • - навалом,
  • - штабелем
  • - расположением в ряд,
  • - подвешиванием
  • - стопками и другие.

Наиболее распространенным приемом в магазине «Игрушкино» является выкладка товаров навалом. Ее используют для выкладки в контейнерах, корзинах, на полках горок, на прилавках - витринах и т.п.

В данном магазине используется вертикальная выкладка, которая предусматривает размещение однородных товаров на всех полках данной горки по вертикали. Этот способ выкладки является более эффективным, чем горизонтальный, так как обеспечивает быстрое ориентирование в торговом зале и удобный отбор товаров покупателям различного роста.

Каждый технологический процесс связан с риском для здоровья человека, в связи с этим должны быть соблюдены требования безопасности на данном этапе.

Подготовить рабочее место для безопасной работы:

  • - проверить устойчивость прилавка, стеллажа, прочность крепления оборудования к подставкам;
  • - надежно установить (закрепить) передвижное (переносное) оборудование и инвентарь на прилавке, подставке;
  • - удобно и устойчиво разместить запасы товаров, инвентарь, приспособления, упаковочные и обвязочные материалы в соответствии с частотой использования и расходования;
  • - проверить внешним осмотром:
  • - достаточность освещения рабочей поверхности (зоны);
  • - отсутствие слепящего действия света;
  • - отсутствие свисающих и оголенных концов электропроводки;
  • - надежность закрытия всех токоведущих и пусковых устройств электрооборудования;
  • - наличие и надежность заземляющих соединений (отсутствие обрывов, прочность контакта между корпусом контрольно-кассовой машины и заземляющим проводом).

Не приступать к работе при отсутствии или ненадежности заземления;

  • - отсутствие посторонних предметов вокруг применяемого оборудования;
  • - состояние полов (отсутствие выбоин, неровностей, скользкости) на пути перемещения;
  • - наличие и исправность деревянной решетки под ногами в помещении с цементным полом;
  • - отсутствие выбоин, трещин и других неровностей на рабочих поверхностях прилавков;
  • - исправность применяемого инвентаря, приспособлений и инструмента;
  • - прочность крепления крюков раздвижных лестниц, не позволяющих произвольное их раздвижение во время работы.

Требования безопасности во время работы.

Выполнять только ту работу, по которой прошел обучение, инструктаж по охране труда и к которой допущен лицом, ответственным за безопасное выполнение работ.

Не поручать свою работу необученным и посторонним лицам.

Применять необходимые для безопасной работы исправное оборудование, приборы, пульты, инструмент, приспособления; использовать их только для тех работ, для которых они предназначены.

Соблюдать правила перемещения в торговых и подсобных помещениях и на территории организации, пользоваться только установленными проходами.

Не загромождать проходы между прилавками, стеллажами, штабелями товаров, к пультам управления, рубильникам, пути эвакуации и другие проходы порожней тарой, инвентарем, излишними запасами товаров и т.п.

Использовать для вскрытия тары специально предназначенный инструмент.

Не производить эти работы случайными предметами или инструментом с заусенцами.

Передвигать тележки, передвижные стеллажи, контейнеры в направлении "от себя".

Переносить товары только в исправной таре. Не загружать тару более номинальной массы брутто.

Не использовать для сидения случайные предметы (ящики, бочки и т.п.), оборудование.

Укладывая товары на верхние полки горок и стеллажей, пользоваться только исправными, устойчивыми лестницами, испытанными в установленном порядке.

Не использовать вместо лестниц-стремянок ящики и другие случайные предметы.

При укладке товаров на стеллажи и полки размещать более тяжелые товары на нижних полках, а более легкие - на верхних; не загружать стеллажи свыше предельной нагрузки, на которую они рассчитаны.

Требования безопасности после окончания работы.

Выключить применяемое оборудование и электроприборы, местное освещение, убрать инструмент, приспособления, инвентарь в отведенные места хранения.

Вынести порожнюю тару, упаковку и использованную ветошь на места временного хранения.

Не производить уборку мусора, отходов непосредственно руками, использовать для этих целей щетки, совки и другие приспособления

Таким образом, правильная выкладка игрушек с соблюдением техники безопасности, это этап который способствует привлечению покупателя в магазине и совершению покупки, Соблюдение правил ТБ имеет немаловажное значение. Покупатель вместе с ребенком, с удовольствием вернется в магазин, чистый, не захламленный пустыми неубранными коробками. После осуществления покупателем выбора, происходит не менее важный этап, -обслуживание покупателя в узле расчета оборудованном POS-терминалом «Штрих М 8 К».

Кейс на примере сети детских магазинов «ФЕЯ», г. Стерлитамак. Данный кейс описан в систематизированном виде, поэтому является скорее методическим материалом, чем обусловлен достаточно сухой язык изложения. Он представляет интерес для читателей, которые хотят найти практические рекомендации и инструменты для увеличения продаж.

Данный кейс описан в систематизированном виде, поэтому является скорее методическим материалом, чем обусловлен достаточно сухой язык изложения. Он представляет интерес для читателей, которые хотят найти практические рекомендации и инструменты для увеличения продаж.

Причина обращения

Упали продажи в сети магазинов на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Предпосылки бизнес-проекта

У собственника сложилось понимание, что продавцы ведут себя неправильным образом, что не позволяет продавать больше. Помимо этого был обозначен вопрос системы контроля: теоретически продавцам объясняли не раз что нужно было делать, но на практике они не придерживались нужной модели поведения, поскольку эффективной системы контроля не существует.

Комплексное изучение компании.

Перед началом проекта требовалось тщательно изучить комплексно всю проблематику и модель работы компании. С этой целью были предприняты следующие действия:

    Сбор статистики по продажам за последний год, среднему чеку, распределению. спроса по разным группам товаров, выручка с квадратного метра в разных магазинах.

    Собеседование с собственником с подробным изучением всей существующей бизнес-модели.

    Собеседования с сотрудниками о том, как строится их работа

    Изучение работы магазинов методом тайного покупателя

После исследования стало понятно, что простым обучением продавцов достичь поставленной цели по увеличению товарооборота невозможно.

Экспертное заключение

В ходе изучения деятельности компании выявились следующие проблемы:

    Вывески на магазинах не привлекали покупателя внутрь

    Визуальное оформление магазинов требовало существенной доработки

    Поток покупателей снизился примерно на 22%

    Выкладка товара в некоторых магазинах просто препятствовала свободному проходу покупателя внутрь

    Отчасти были выставлены товар вообще не пользующиеся спросом в данный сезон

    За последнее время появился ряд серьезных конкурентов по ряду товарных групп

    Спрос на крупные товары (коляски, кроватки) сместился в сегмент вторичного рынка из за сложной экономической ситуации в целом

    Продавцы в магазинах вяло реагировали на покупателей, кроме тех, которые сами подходили и спрашивали, в тоже время с удовольствием общались по телефону, разговаривали между собой, читали что-то в телефонах и планшетах. Поздоровались с тайным покупателем только в одном магазине из четырех

Предпринятые меры

Вся работа была разделена на несколько крупных блоков, по которым велась работа. Ниже вы найдете обозначение этих блоков в виде заголовков и описанием предпринятых мер. Но в самом начале был определен основной потребитель: это мамы и дети, которые привели своих родителей.

Визуальные коммуникации.

Вывески в большинстве своем представляли список товаров, которые можно приобрести в магазине. Очевидно, что это практически никак не может привлечь в магазин даже взрослых, а уж тем более детей. На каждом магазине принято решение делать вывески двух типов — рассчитанных на мам и на детей. Маме нужно показывать лицо счастливого ребенка в одежде и с игрушками в руках, а ниже надписи трех основных товарных групп в магазине. Ребенку нужно показывать на вывеске его любимых персонажей из мультфильмов и комиксов с призывом зайти к ним в гости.

Внутри магазинов требуется хорошо поработать с ценниками, визуальным оформлением акций и самого интерьера так, чтобы создать атмосферу сказки и праздника. Чтобы понять что это за атмосфера, нужно просто посмотреть запись советской передачи «В гостях у сказки». Покупатель приходя в магазин должен чувствовать эту атмосферу, что называется «всем телом».

Выкладка товара.

В первую очередь принято решение освободить проходы, чтобы покупатель понимал, что его ждут в магазине.

Следующим шагом убираем крупногабаритный товар, заменяя его на расширенный сезонный ассортимент, в данном случае это летняя одежда и обувь. Также в магазинах была представлена зимняя одежда со скидкой. Продаж по ней не было за последний месяц вообще, ее убираем на полки до сезона.

Товароведам поставлена задача анализа не просто спроса на товарные группы, а спроса на каждый товар. Необходимо провести селекцию товара так, чтобы на полках были представлены товары, которые пользуются высоким спросом. Позиции, которые не продаются более месяца будут заменены, а далее это срок в месяц будет постепенно уменьшаться.

Поведение продавцов.

В ходе работы создана обязательная модель поведения продавцов, которая включает восемь простых шагов: начиная от встречи каждого покупателя у входа в магазин с улыбкой и приветствием и, заканчивая радужным прощанием и приглашением прийти еще, даже если он ничего не купил. Конечно, модель включает в себя и презентацию товара, и работу с возражениями, и предложение дополнительных и сопутствующих товаров.

Именно данной модели поведения, наряду с мотивацией, было проведено обучение всех продавцов. Каждый из обученных продавцов согласился с тем, что в такой технологии ему все понятно и он готов выполнять нужные действия.

Внедрение.

Просто обучить персонал недостаточно. В буквальном смысле их нужно «приучить» к новой модели поведения, обучая ей еще на местах в течении десяти дней. Эту функцию выполняют администраторы магазинов, объясняя что нужно делать и показывая на своем примере. По истечении десяти дней вводятся система контроля и система поощрений и наказаний.

Система контроля.

Каждый отдел оборудован видеокамерами. Мы просто развернули некоторые из них так, чтобы были видны вход в магазин и зона кассира. Администраторам магазинов включено в обязанности ежедневно просматривать 2-3 часа записи, по итогам которых они будут показывать продавцам на их ошибки и поощрять за правильные действия. Встал вопрос о том, насколько много времени это будет занимать у администраторов и будут ли они успевать выполнять другие свои обязанности. Во-первых видеокамеры нужно настроить только на движение, то есть периоды отсутствия покупателей сниматься не будут, а значит для просмотра будет достаточно 1-1.5 часов в день. А во-вторых на данном этапе обучение и мотивация продавцов это и есть основная задача администраторов. Через месяц достаточно будет просматривать записи два-три раза в неделю.

Собственник тоже в свою очередь просматривает 3-4 часа записи в неделю, чтобы над администраторами тоже был контроль. Мало того, только так собственник может понять что реально происходит у него в магазинах, ведь в его присутствии продавцы ведут себя примерно.

Система поощрений и наказаний.

Это простой элемент, без которого, однако, ничего работать не будет. Задача этой системы дать понять каждому, что есть норма поведения, которая является не просто обязательной, а именно «нормальной» в силу того, что она приносит нужный уровень продаж и магазину и самому продавцу, поскольку заработная плата последних зависит от выручки.

Крайне важно, чтобы система поощрений и наказаний существовала не на бумаге, а реально работала.

Поощряться будут правильные действия и результаты (выручка), наказываться любые отклонения от существующей модели поведения и правил компании. Наказаний сотрудникам, выполняющим свои обязанности должным образом, боятся не приходится. А те, кто недобросовестно будет относиться к своим обязанностям будут наказываться, а при повторении меняться на других. Это залог успеха и процветания компании.

В виде поощрений предусмотрены премии, конкурс «Лучший продавец месяца», билеты в тренажерный зал и к косметологу.

Наказания предусмотрены в три этапа: предупреждение, штраф, увольнение. Именно так просто. Никаких иллюзий, что можно с руководителем поиграть в игру «поймал, не поймал начальник» при таком подходе не будет. И именно такая система будет способствовать тому, что нарушений как таковых будет минимум.

И еще одна фишка.

На каждом прилавке и еще в паре видных мест будет расположена яркая табличка со смайликом и надписью: «Если вам не улыбнулся продавец, позвоните мне лично и получите от меня подарок. Владелица сети магазинов ФЕЯ Екатерина Фризен ».

Данная мера устанавливает еще один уровень контроля, пожалуй, самый лучший. Это контроль потребителя.

Психология и сомнения.

В ходе проведения тренинга наблюдались скептические настроения, связанные с тем, что в стране кризис и доходы населения упали. Мы вместе с коллективом посчитали количество конкурирующих магазинов и примерный объем рынка детских товаров в данном городе. Оказалось, что он в 50-60 раз выше нашего оборота, то есть деньги на рынке есть. Это означает, что часть покупателей пока предпочитает другие магазины и наша задача просто перевести их к себе. Это сняло подобного рода сомнения, поскольку в ходе работы были выявлены и показаны наглядно наши конкурентные преимущества.

В современных условиях практически любой обучающий проект выходит за рамки локальной проблемы и требует системного подхода, а также более широкого взгляда на весь бизнес. По ходу работы часто оказывается, что предлагаемые меры собственник держал в голове (некоторые даже годами), но расставить приоритеты и определить какие действия нужно предпринять именно сейчас не видел. Это объективно, поскольку нужен взгляд со стороны, ведь находясь внутри системы невозможно посмотреть на нее со стороны. Для этого и привлекаются эксперты.

Проект запущен в работу. Сеть магазинов «ФЕЯ» продолжает дарить детям сказку и праздник!

Н.В. Мартынова

Особенности мерчандайзинга магазина игрушек «ТУТСИ»

В настоящее время около 60% покупок совершается в специализированных детских магазинах, важную роль в создании которых играет визуальный мерчандайзинг. Его составляющие: дизайн магазина, выбор цвета, звуковое сопровождение, освещение - должны создавать максимально комфортную атмосферу для детей.

Мерчандайзинг детских товаров должен учитывать психологию детей и психологию родителей, разницу между возрастными сегментами детской аудитории и гендерные различия. В противном случае сложно грамотно организовать работу детского магазина, сделать правильную выкладку товара и, соответственно, рассчитывать на успешные продажи.

Объектом нашего исследования является детский магазин игрушек «ТУТСИ», крупная торговая сеть игрушками в городе Волгодонске Ростовской области.

Генезис магазина связан с открытием Волгодонской фабрики мягкой игрушки «ТУТСИ», которая была основана в 2006 году группой молодых специалистов. В составе фабрики трудились 6 человек. Спустя два года количество сотрудников увеличилось до 50 человек. В 2007 году фабрика «ТУТСИ» начала свою деятельность как оптовая компания, были открыты два оптово-розничных магазина игрушек, на сегодняшний день их уже 4, и планируется открытие ещё новых. Ассортимент, представленный в наших магазинах, составляет боле 3000 наименований. Игрушки фабрики «ТУТСИ» изготавливаются из экологически чистых и высококачественных материалов и имеют сертификаты качества. Компания работает непосредственно с заводами-изготовителями детских товаров, поэтому они могут гарантировать лучшую цену и широкий ассортимент.

Отличительной чертой визуального мерчандайзинга детского магазина «ТУТСИ» является направленность его составляющих на максимально комфортную атмосферу для детей. Освещение в магазине подчеркивает радостную «детскую» атмосферу беззаботности, что достигается применением ламп теплых цветов с высоким коэффициентом цветопередачи.

Общепринятой закономерностью товарного рынка является зависимость времени, которое покупатель проводит в магазине, и совершения им покупок. Это предполагает и удобный вход, и обязательный широкий въезд в магазин, большую кассовую зону, широкие проходы и удобную навигацию, отсутствие очередей и профессиональную помощь торгового персонала.

Маленьким детям очень важен тактильный контакт с товаром, именно поэтому магазин «ТУТСИ» имеет формат самообслуживания.

Люди склонны оценивать товар и уровень цен по внешнему виду магазина и витрин, поэтому владельцы магазина «ТУТСИ» пытаются создать именно тот образ магазина, который выгоден хозяину и интересен маленьким покупателям и их родителям. Дизайн детского магазина «ТУТСИ» достаточно интересен и настраивает на совершение покупок.

Торговое оборудование в магазине гармонично дополняет дизайн интерьера и функционально. К торговому оборудованию в детских магазине «ТУТСИ» предъявляются особые требования по безопасности – они избегают легко бьющегося стекла, острых углов и неустойчивых конструкций. Для выкладки игрушек применяются невысокие островные конструкции - это позволяет улучшить обзорность зала, позволяет родителям и детям легко ориентироваться в зале и находить новые интересные игрушки для покупки.

В магазине «ТУТСИ» очень развита композиционная выкладка, когда мишки качаются на детских качелях, куклы спят в игрушечных колясках - это дает возможность создать сюжет, задать в магазине динамику и подхлестнуть детскую фантазию к творчеству.

В целом для выкладки детских товаров используются обычные правила. Игрушки для детей размещают по нескольким основным принципам выкладки: по возрастным группам, по коллекциям или брендам, по производителям.

При планировании торговой площади детского магазина «ТУТСИ» рассчитаны оптимальные маршруты движения покупателей. Оптимальные маршруты определяются с помощью выделения ключевых зон в торговом зале. Кроме того проведено и зонирование торгового зала, которое создаёт «внутреннюю логику» размещения товара в магазине и определяет маршруты движения покупателей. Принцип пространственного расположения товаров таков: товары импульсных покупок (игрушки, необходимая мелочь) располагаются на виду, при входе, в прикассовой зоне, а товары «основательных» и целевых покупок (коляски, мебель) – в глубине.

В магазине «ТУТСИ» ассортимент хорошо структурирован, и это помогает покупателям легко в нем ориентироваться. Зал игрушек поделен в свою очередь на зону игрушек для девочек и игрушек для мальчиков. Кроме того, зал игрушек разбит на отдельные зоны по тематике: зона кукол, зона мягких игрушек, зона детских домиков и мебели, зона конструкторов, зона машинок и т.д. Отдельно выделена группа развивающих игр и товаров для творчества. Это обусловлено ориентацией магазина на пробуждение фантазии ребенка и вызывание у родителей желания купить ребенку не одну игрушку.

Детские игрушки размещены по ходу движения основного маршрута покупательского потока в магазине. Игрушки в начале зоны выбора наиболее дорогие, а к концу – более доступные по цене - такая выкладка выгодна магазину, магазин стимулирует, таким образом, продажу более дорогого товара. Однако это сделано, так что дорогой товар должен быть хорошо виден родителям, а не детям, чтобы не возникало конфликтов. Дети легко принимают решение о покупке, поэтому товар располагается на уровне их взгляда. В магазине «ТУТСИ» интересный для потребителей товар выложен с учётом данного фактора, что свидетельствует о гибкости политики магазина. В магазине «ТУТСИ» уделяют внимание тому, чтобы детские товары в зоне досягаемости ребенка были недорогими, иначе это приведет к раздражению родителей и плачу детей.

Около кассовой зоны размещаются всевозможные стойки или конструкции - «вертушки» - с товарами импульсного спроса: от детской косметики и сладостей и товаров для праздников до открыток и магнитов. Импульсивный детский спрос играет в данном случае большую роль, поскольку является основополагающим при покупке товара.

В 2008 году в детских магазине «ТУТСИ» был произведен эксперимент: со дня открытия и по сегодняшний момент, как было сказано ранее, компания «ТУТСИ» размещает игрушки в начале зоны выбора наиболее дорогие, а к концу – наиболее доступные по цене Такая выкладка выгодна магазину, магазин стимулирует, таким образом, продажу более дорогого товара. Однако только в 2009 году магазин сделал наоборот: вначале расположил дешевые игрушки.

На графике отображены товарооборот предприятия за последние 2 года: красный – 2009 г., синий-2010 г. В целом товарооборот по всем магазинам за 2010 год составил 22,2 млн. руб. Как видим, более дешёвый товар привлекает покупателей в большем объеме, но приносит гораздо меньше прибыли в магазин. Используя такой ход, компания в целом понесла за год снижение прибыли 3,2 млн.руб.

Литература: http://www.tutci.ru

Татьяна Кастко,
специально для проекта


Мерчандайзинг, учитывающий особенности детского шоппинга

В среднем российские семьи потратили в 2006 году на каждого своего ребенка около 500 долларов, а в следующем году потратят еще больше. Рынок детских товаров растет ежегодно на несколько процентов, а в связи с президентской программой поддержки рождаемости, стоит ожидать если не бума, то все-таки более резкого увеличения объема этого рынка.

Отрадно, что с ростом благосостояния родителей происходит качественный и количественный рост предложения на рынке детских товаров и появляются новые детские магазины. Родители стали требовательнее относиться не только к качеству предлагаемых товаров, но и обслуживанию в торговых точках. Несмотря на то, что на рынках товары для детей, как правило, можно купить дешевле, в настоящее время около пятидесяти процентов покупок детских товаров в столичных городах совершаются в специализированных детских магазинах или в супермаркетах. В регионах процент продаж, приходящийся на специализированные магазины, пока ниже (около 30-35%), но цивилизованная торговля постепенно и уверенно завоевывает сердца детей и их родителей. Главное отличие цивилизованной торговли от рыночной – это применение современных розничных технологий и мерчандайзинга .

Шоппинг с детьми

Конечно дети, как впрочем, и родители, по-разному относятся к походам в магазины. Большинство маленьких детей согласно идти в магазин, только после обещания родителей купить им что-нибудь из игрушек или сладостей. Если ребенку скучно в магазине, он быстро устает и начинает капризничать, а если малышу не покупают то, что ему так понравилось, то можно ожидать и скандала. Родители, зная это, стараются для семейных походов, выбирать удобные магазины. Если это поход за продуктами, то родители наверняка выберут супермаркет с продуктовыми тележками, в которые можно посадить ребенка. Ведь это так просто и удобно! А если нужно купить одежду и товары для дома, то, скорее всего, родители выберут торговый центр с игровой комнатой, кинотеатром или другими развлечениями для детей. И детский магазин, родители начинают уже сегодня выбирать по принципу – насколько удобно там совершать покупки с детьми. А при растущей конкуренции, такой фактор как комфортная атмосфера в детском магазине, начнет играть одну из первых ролей. Шоппинг постепенно превращается в совместное приятное времяпровождение и для родителей и для детей.

На сегодняшний день детские товары можно купить в специализированных детских магазинах, супермаркетах и гипермаркетах, дискаунтерах и специализированных магазинах, имеющих и долю детского ассортимента (например, книжные магазины). Несмотря на то, что в основном покупки в детских магазинах совершают родители, нельзя недооценивать влияние детей на совершаемый родителями выбор. Существуют следующие виды покупок, совершаемых при участии детей:

  • покупки по просьбе родителей;
  • покупки детям совместно с взрослыми;
  • самостоятельные покупки, совершаемые из карманных денег;
  • семейные покупки, которые совершаются под влиянием или с учетом мнения детей.


Полезные инструменты