В таможенную территорию не включены. Таможенная территория рф. Таможенная граница РФ

ТАМОЖЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ РФ

экономико-правовое понятие, включающее сухопутную территорию, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Т.т. РФ включает также в исключительной экономической зоне РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми РФ обладает исключительной Юрисдикцией в отношении таможенного дела. Единая Т.т. РФ выступает как таможенно-правовое выражение общероссийского рынка, главным внутренним принципом функционирования которого являются отсутствие внутренних таможенных границ и барьеров, свободное движение товаров, услуг и капиталов.

На территории РФ могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады, территории которых рассматриваются как находящиеся вне Т.т. РФ, за исключением случаев, определяемых таможенным законодательством.

Пределы Т.т. РФ, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов являются таможенной границей РФ.

Лит.: Козырин А.Н. Понятие таможенной территории и пространственные аспекты таможенно-тарифного регулиро-вания//Московский журнал международного права, 1995.№ 1; Таможенная территория мира. Нью-Йорк, 1989; Шестакова М.П. Порядок перемещения товаров через таможенную границу/ /Право и экономика, 1997, № 9.

Анисимов Л.Н.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ТАМОЖЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ РФ" в других словарях:

    Территория с единым режимом ввоза и вывоза то варов. В пределах ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ ввоз и вывоз товаров сопровождаются уплатой таможенных пошлин и соблюдением других необходимых фор мальностей. Словарь финансовых терминов. Таможенная… … Финансовый словарь

    Юридический словарь

    таможенная территория - Территория, на которой применяется таможенное законодательство Договаривающейся Стороны (Глава 2 Генерального приложения к Пересмотренной Киотской конвенции) [Упрощение процедур торговли: англо русский глоссарий терминов (пересмотренное второе… … Справочник технического переводчика

    Таможенная территория - (англ. customs territory/area) по таможенному законодательству РФ ее сухопутная территория, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Т.т. РФ включает в себя также находящиеся в ее морской исключительной экономической… … Энциклопедия права

    Таможенная территория РФ - сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Таможенная территория РФ включает в себя также находящиеся в морской исключительной экономической зоне РФ искусственные острова, установки и… … Административное право. Словарь-справочник

    Таможенная территория - Каждое государство имеет свою таможенную территорию, которую составляет сухопутная территория, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Таможенная территория государства включает в себя также находящиеся в морской… … Официальная терминология

    таможенная территория - территория данного государства, где таможенное законодательство применяется в полном объеме. Согласно ст. 3 ТК РФ, Тт. РФ составляют сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Тт. РФ включает… … Большой юридический словарь - сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними, а также находящиеся в морской исключительной экономической зоне РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми РФ обладает… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Экономический потенциал таможенной территории России. Эконом. потенциал – это способность экономики страны, ее отраслей, предприятий и хозяйств осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать продукцию, товары, услуги, и удовлетворять запросы населения, общественные потребности. Обеспечивать развитие производства и потребления. Экономический потенциал таможенной территории России – это способность наличных, трудовых и материальных ресурсов страны обеспечивать максимально возможный уровень производства продуктов и услуг. Определяется он природными ресурсами, средствами производства, трудовым и научно-техническим потенциалом, накопленным истор. богатством.

Понятие таможенной территории и таможенной границы. Таможенную территорию РФ составлеяет единая территория РФ, которая включает в себя сухопутную территорию РФ, территориальные и внутренние воды, а также воздушное пространство над ними. Сухопутная территория РФ – является вся суша находящаяся в пределах границы. К внутренним водам относятся прибрежные морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод РФ, воды портов, заливов, бухт берега которых исторически принадлежат РФ, если ширина проходов не превышает 24 морских миль. К этой же категории относятся воды заливов, бухт, морских проливов исторически принадлежащих РФ, а также воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат РФ. Территориальные воды – это прилегающие к сухопутной территории или внутренним водам морской пояс шириной 12 морских миль. Воздушную территорию РФ составляет воздушное пространство находящееся в пределах ее сухопутных и морских границ. Таможенная территория России также включает в себя находящиеся в исключительных экономических зонах РФ и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки и сооружения находящиеся за пределами РФ, но над которыми РФ осуществляет свою юрисдикцию в соотвесттвии с законодательством РФ.

Исключительная экономическая зона. Это морской район находящийся за пределами территории моря РФ и прилегающие к нему с особым правовым режимом, установленным законадательством РФ, международными договорами РФ и нормами международного права. Континентальный шкльф вкл в себя морское дно и недры подводных районов, находящиеся за пределами территории моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окариной материка является продолжение континентального массива РФ, включающие в себя поверхностные недра континентального шельфа склона и подъема. В исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ осуществляет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. РФ осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в т. ч. в отношении таможенно-фискальных, санитарных и эмиграционных законов и правил, касающихся безопасности.

Понятие таможенной границы. Таможенная граница РФ- воображаемая условная линия ограничивающая таможенную территорию России. Элементами таможенной границы является: Пределы единой таможенной границы РФ, периметры ОЭЗ, пределы искусственных островов, установок и сооружений. Понятие таможенной границы определено в Таможенном Кодексе РФ. и федеральным законом «О гос границе РФ». Гос. граница РФ – есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность определяющая пределы гос. территории РФ. Таможенная граница может как совпадать так и нет с государственной границе. По общему правилу таможенная граница совпадает с государственной, за исключением ОЭЗ, искусственных островов, установок и сооружений.

Особые экономические зоны. на территории РФ могут находиться создоваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории России. Товары помещенные на территорию ОЭЗ рассматриваются как находящиеся вне территории РФ исключительно для целей: применения таможенных пошлин и налогов, запретов и ограничений экономического характера становленных законодательством РФ о гос. регулировании внешней торговой деятельности. ОЭЗ – определенная правительством РФ часть территории, на которой действует особый экономический режим осуществления предпринимательской деятельности. Цели создания: 1. развитие обрабатывающих отраслей эк-ки, вымоко-технологических ораслей, транспортных инфраструктур, производство новых видов продукции 2. развитие туризма и санитарно-курортной сферы. Основным документом является фед. закон от 22 июля 05г. «Об особых экономических зонах РФ». Типы ОЭЗ:1. промышленно-производственные ОЭЗ. Создаются на участках территории которые имеют общую границу и площадь которых составляет не более 20 кв. км 2. технико-внедренчиские ОЭЗ. Создаются не более чем не 2-х участках территорииитобщая площадь которых не более 3 кв. км 3. турисцко-рекреационные ОЭЗ. Создаются на одном или нескольких участках территории определяемых Правительством РФ. 4. портовые ОЭЗ. Создаются на территории морских и речных портов открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, во-вторых на территории аэропортов открытых для приема и отправки воздушных судов выполняющих международные перевозки, в-третьих на территории предназначенной для строительства, реонструкции и экплуатации морского порта, речного порта и аэропорта. Портовые ОЭЗ не могут включать в себя имущественные комплексы предназначенные для посадки/высадки и для иного обслуживания пассажиров. Создаются на участках территории которая имеют общую границу и площадь которая не более 50 кв. км. В ОЭЗ за исключением 3 и 4 вида не допускается размещение жилого фонда. НЕ допускается на ОЭЗ: 1. Разработка разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча и переработка. За исключением мин. вод и других природно-лечебных ресурсов, переработки лома и металургического производства. 2. производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилейи мотоциклов.

Пункты пропуска через гос. нраницу РФ. Прибытие товаров и ТС на таможенную территорию РФ допускается в пунктах пропуска через гос. границу РФ. Пункты пропуска предназначены для обеспечения международного сообщения РФ с другими государствами, устанавливаются во первых: в морских, речных, рыбных портах открытых для международного сооющения; во-вторых в аэропортах, аэродромах открытых для международного сообщения; на пограничных ж/д станциях и вокзалах; на специально выдленных в непосредственной близости от гос. границы участках местности в пределах пограничной зоны(автотранспорт). Пункты пропуска представляют собой комплекс зданий и сооружений, с соответствующим технологическим оборудованием в которых осуществляет свою служебную деятельность органы пограничного, таможенного и других видов контроля, а также иные предприятия и организации обеспечивающие работу пунктов пропуска. ПП классифицируются от вида, характера международного сообщения и режима работы. 1) морские, речные, воздушные, автомобильные, железнодарожные, пешеходные 2) грузовые, пассажирские, грузо-пассажирские 3) постоянные, временные, сезонные. ПП могут быть многосторонними (т.е. предназначенные для пересечени гос границы физическими лицами независимо от гражданства) и двусторонними (предназначенные для пресечения границы гражданами РФ и сопредельного государства). Режим работы ПП определяются Правительством РФ. Время работы таможенного органа в ПП должно соответствовать времени работы контролирующих органов и служб в этих же пунктах. Время работы таможенных органов в ПП которые совмещены с ПП сопредельных гос-в должны совпадать со временем работы этих сопредельных государств. Правительство РФ имеет паво устанавливать для отдельных видов товоров пункты пропуска на таможенную территорию РФ. Это связано с тем что для некоторых видов товоров могут понадобиться различные виды гос. контроля (например ветеринарный). В связи с чем гос-во в целях минимизации своих издержек получило возможность сокращать пункты пропуска для товаров спец. категорий(например фед закон о прибытии на террит алкогольной и табачной продукции). Соответствуюая практика установления определенных пунктов пропуска для отдельных категорий товаров существует и вдругих странах.

Руководство таможенным делом. Общее руководство таможенным делом осуществляется Правительством РФ. Общее руководство заключается в выборе стратегии и тактики осуществления таможенногодела, определение его направлений и конкретных составных частей; координации и контроля развития; акцентирования внимания на тех или иных сторонах и таможенной деятельности имеющие значение для экономического суверенитета и экономической безопасности РФ. Непосредстенную реализацию задач в области таможенного дела обеспечивает федеральная служба уполномоченная в области таможенного дела. В соответствии с таможенным кодексом 1993 года центральным органом федеральной исполнительной власти РФ, осуществляющее непосредственное руководство таможеннвм делом является Гос Таможенный Комитет РФ (ГТК РФ) В соответствии с указом президента от 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» после вступления в силу ГТК РФ преобразован в ФТС РФ и его функции по принятию нормативно-правовых актов передается Мин. Эконом. Развития и торговли РФ. Указом президента от 06густановлено что ркуоводство фед. там. службы осуществляет Праительство РФ. Функции мин.эконом.развития и торговли по выработке гос. политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела передаются ФТС РФ.

Таможенные органы. Это федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела и подчиненные ей таможенные органы РФ. Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. (ФТС России; РТУ; Таможни; Таможенные посты) Центральным таможенным органом является ФТС России. Часть своих задач и функций ФТС РФ решает непосредственно, а часть через РТУ, таможни и таможенные посты. РТУ являются промежуточным звеном между ФТС и таможнями. Таможни РФ непосредственно решают часть задач в сфере таможенного дела. Подчиняются таможни тому РТУ в зоне деятельности которого находятся. Отдельные таможни родчинены ФТС РФ (Домодедово, Внуково). В оперативном подчинении таможни находятся расположенные на территории ее региона таможенные посты, которые являются первичным звеном системы таможен органов. Таможенные посты осуществляют свою деятельность под руководством таможни в состав которой входят. Создание, реорганизация и ликвидация РТУ и там. постов осуществляет ФТС РФ. Компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению определенных функций, совершен. таможенных операций, а также регион деятельности определяет ФТС.

Экономический потенциал: объем и содержание понятия. Общая характеристика экономического потенциала России. Таможенная территория и граница РФ.

Государственная территория РФ - 17,1 млн. км, самое крупное по территории государство мира. Сравнима с Южной Америкой – 17,8 млн. км, Превосходит - Канада (1,7 р.) Китай (1,8 раза), США (1,9 р.) 73 % территории РФ - в Азии, 27 % - в Европе.

Территория – суша – материковая часть Евразии, острова и полуострова.

Внутренние воды – включая и прибрежные морские воды – порты, бухты, заливы, проливы, исторически принадлежащие России.

Территориальные воды (море) – 12 морских миль (1,85 км х 12), от линий наибольшего отлива.

Воздушная территория – пространство, ограниченное вертикалью по сухопутным и морским границам и неограниченное в высоту

1. Территория РФ (ТРФ) составляет единую таможенную территорию Российской Федерации (ст. 2 п. 1 Таможенного кодекса РФ)

2. ТТРФ также включает в себя: находящиеся в исключительной экономической зоне РФ, а также на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки, сооружения, над которым РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ (ст.2 п.2 ТК)

3 Частью таможенной территории РФ являются и особые экономические

зоны, создаваемые на территории РФ.

Таможенная территория не совпадает с государственной территорией РФ, так как в таможенную территорию включены искусственные острова, сооружения и установки на континентальном шельфе РФ.

Континентальный шельф – поверхность и недра морского дна подводных районов, примыкающих к берегу, но находящиеся вне зоны территориального моря до глубины 200 м или за этим пределом до такого места, до которого глубина вод позволяет разработку естественных ресурсов этих районов. Площадь шельфа РФ – 4,2 млн. км/кв., из них 3,9 млн. – перспективны

для углеводородных ресурсов. (РФ претендует также на шельф дня до Северного полюса – это продолжение континентальной плиты). На шельфе РФ имеет право на разведку и разработку минеральных ресурсов. Исключительная морская экономическая зона – водное пространство

шириной до 200 морских миль – 370 км от территориальных вод. Такие права как и на континентальном шельфе – разведка и разработка ресурсов. Однако нет абсолютных прав на живые ресурсы (режим открытого моря – свобода судоходства, полетов, прокладки средств связи, транспортных путей, трубопроводов и т.д.).

Пределы таможенной территории РФ являются таможенной границей. Таможенная граница РФ совпадает с Государственной границей РФ за исключением пределов, находящихся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственных островов, установок и сооружений, а также пределов особых экономических зон, создаваемых на территории РФ.

Государственная граница составляет 58 тыс. км. Сухопутная – 14,5 тыс.

Морская – 44.1 тыс. Таможенная граница длиннее на периметр свободных экономических зон, а также установок, сооружений и искусственных островов на шельфе РФ.

Главные функции таможенной границы – барьерная и контактная. Товары, ввозимые и вывозимые из РФ должны пройти таможенное оформление и подлежат таможенному контролю. Вдоль таможенной границы для целей таможенного контроля создаются зоны таможенного контроля.

Процедура таможенного контроля осуществляется как в пунктах на таможенной границе – совпадающих с государственной, так и в глубине страны – где создана сеть внутренних таможен. Таким образом, пересечение таможенной границы товарами и транспортом может происходить и внутри государственной территории РФ. Экономический потенциал: объем и содержание понятия. Общая характеристика экономического потенциала России.

Экономический потенциал (ЭП) представляет собой обобщающую экономическую категорию, характеризующую состояние экономики любой страны, производительные силы общества. Под ЭП понимается совокупная способность экономики страны осуществлять производственно-экономическую деятельность, производить товары и услуги, удовлетворять

общественные потребности и запросы населения, обеспечивать развития производства и потребления. Экономический потенциал характеризует состояние и возможности хозяйства страны и ее регионов, обеспечивать ее социальное, экономическое, научно-техническое и культурное развитие.

Степень использования потенциала – уровень фактически сложившегося применения потенциальных возможностей страны или региона.

Сложность оценки экономического потенциала: не имеет четких количественных критериев и инструментов измерения, изменяется в пространстве и времени.

Экономический потенциал определяется природными ресурсами, количеством и качеством трудовых ресурсов, производственным, научно- техническим, финансовым потенциалом.

О величине ЭП приближенно можно судить по величинам ВВП (валовой внутренний продукт) и ВНП (валовой национальный продукт).

ВВП – макроэкономический показатель. Выражает совокупную годовую стоимость товаров и услуг, созданных на территории данной страны, с использованием факторов производства только данной страны.



ВНП – макроэкономический показатель. Показывает совокупную годовую стоимость товаров и услуг, созданных не только внутри страны, но и за ее пределами.

Показатели характеризуют величину ЭП не полностью, не учитывают ряд важных факторов.

Понятие экономического потенциала неотрывно связано с понятием «национального богатства» - важнейшим показателем ЭП.

Национальное богатство – совокупность ресурсов страны, составляющих необходимое условие производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей.

В стоимости национального богатства включается:

Нефинансовые производственные активы (основные фонды, запасы материальных оборотных средств);

Непроизводственные активы, в том числе материальные (природные) – земля, запасы полезных ископаемых, естественные биологические и подземные водные ресурсы;

Нематериальные запасы (лицензии на использование изобретений, «ноу-хау», передаваемые договоры и др.);

Финансовые активы (монетарное золото, валюта, акции промышленных компаний, государственные ценные бумаги, задолженность зарубежных стран и др.).

При диагностике ЭП стран и регионов оценивается эффективность по следующим видам ресурсов:

1. оборудование и производственные мощности;

2. сырье, материалы;

3. трудовые ресурсы;

4. финансы;

7. полезные ископаемые;

8. инфраструктура.

Некоторые показатели могут перекрывать друг друга (например, финансово эффективный регион не имеет потенциальных проблем с сырьем и оборудованием).

Оценка уровня экономического и социального развития является относительным показателем и измеряется при помощи различных статистических показателей по отношению к среднему уровню по стране, группе стран, группе регионов, а также при сравнении конкретных показателей регионов друг с другом.

Оценка уровня ЭСР может проводиться различным способом: объем производства по отраслям, объем производства на душу населения, валового регионального продукта, различных показателей для измерения уровня качества жизни и благосостояния населения.

Общая характеристика экономического потенциала РФ.

РФ – по классификации ООН, - относится к типу стран с переходной экономикой.

Экономика РФ – индустриально-аграрного типа с элементами, характерными для индустриальных экономик. То есть, по ряду показателей, РФ в ряду развивающихся стран, однако доля услуг в ВВП превышает 50 %, что характерно для развитых стран.

Такое сочетание характерно для стран Центральной и Восточной Европы.

ВВП (в долларах США) в 2001 г. – 10 место в мире. (2,25 % мирового ВВП). ВВП на душу населения - 76 место. Отставание от мировых лидеров в 4 и более раза.

Рыночные отношения формируются с 1992г., с момента либерализации цен и программы массовой приватизации. В 1992-2001г. форму собственности сменили 47 % предприятий, зарегистрированных на 1991 г. К 2003 г. – зарегистрировано 3.6 млн. предприятий всех форм собственности, из них – частные.

Переход от плановой системы хозяйствования к рыночной – болезненный. Падение ВВП: в 1998 г. – 60 % от уровня 1991 г. С 1999г. – наблюдается экономический подъем - в среднем 6,5 % ежегодно. К 2007г. уровень ВВП вырос на 70 % (от 1998г.).

К 2003г. – уровень ВВП – 77 % (в промышленности 65 %) по отношению к 1991 г.

Импорт России в 2002г. составлял 0,6 % от мирового и 24 % уровня ВВП России. В последние годы объем экспорта стал выше объема импорта. В 2002 г. – на долю РФ - 1,6 % мирового экспорта (35 % уровня ВВП).

Стоимость экспорта заметно зависит от динамики мировых цен на углеводороды, основные экспортные товары РФ. Высокие темпы инфляции: например, за 1992 г. цены выросли в 26 раз, за 1993г. еще в 9, 4 раза. Обесценение реальных доходов населения, снижение инвестиционной активности, макроэкономическая нестабильность. Огромный внешний долг (1998г.) – 140 млрд. долларов.

К середине 90-х годов темпы инфляции благодаря жесткой денежной политике ЦБ удалось снизить до 20 % в год. Кризис 1998 г. – девальвация рубля и новый виток инфляции. После кризиса – контроль за темпами инфляции, постепенная финансовая стабилизация, оживление экономики, восстановление золотовалютных резервов (2003 г. – 60 млрд. долларов США). Начался приток ресурсов в реальный сектор экономики, произошло замещение импорта отечественными товарами

(из-за девальвации рубля).

Рост мировых цен на углеводороды позволил России накопить значительные золотовалютные резервы (2007 г. – 455 млрд. долларов). Россия начала погашать внешнюю валютную задолженность. К 2007г. внешний долг почти полностью погашен.

Экономика России в начале 21 века в целом завершила адаптацию к рыночным реформам хозяйствования и постепенно преодолевает трансформационный спад.

Политика правительства РФ направлена на упрочение макроэкономической и социальной стабильности, поддержание темпов экономического роста (в среднем 6 % в год). Осуществляется контроль за инфляцией (инфляция в среднем – 8 % в год) и обеспечение стабильности валютного курса.

Резко ограничены бюджетные расходы. С 2002 г. – ежегодный профицит бюджета. Восстановлено доверие населения и инвесторов к государству.

В социальной сфере увеличен размер социальных пособий и бюджетных зарплат. Продолжение структурных реформ в экономике и снижение административных барьеров.

В 2001 г. приняты Налоговый и Земельный кодексы, делаются попытки провести пенсионную реформу, проведена монетизация льгот.

Однако экономика страны еще не смогла накопить достаточных средств для реструктуризации производства и модернизации экономики в целом. В 2003 г. была поставлена цель переломить эту тенденцию и добиться реального удвоения ВВП к 2010 году, однако реальные темпы экономического роста в 2005 – 2007 гг. вряд ли позволят осуществить эту цель в предполагаемые сроки.

В целом за годы рыночных реформ 90-х годов, и тенденция эта продолжается и в начале 21 века, наблюдалось резко снижение уровня жизни населения страны.

В 2002г. средний доход на душу населения в РФ составил 57 % от 1991 г.

Доходы населения распределены угрожающе неравномерно:

В 2002г. 20 % самых богатых граждан РФ получали 45,8 % всех денежных доходов, 20 % самых бедных – 5,9%.

В том же году – 25 % населения РФ имели доходы ниже официального прожиточного минимума. Правительство РФ наметило и приступило к осуществлению программы модернизации промышленности, чтобы уйти от перекоса в сторону сырьевой экономики, прежде всего нацелив ее на высоко-технологичные отрасли.

РФ добивается вступления в ВТО – Всемирную торговую организацию, рассчитывая снять ряд торговых и пошлинных барьеров и либерализовать рынки, провести реформы в отраслях естественных монополий, нацеленных на создание конкурентной среды.

Основные понятия: таможенная территория, таможенная граница, территориальная структура национальной экономики, территориально-производственный комплекс, экономический потенциал.

Лекция 2. Минерально-сырьевой потенциал РФ Наличие природных ресурсов, их количество, качество и сочетание определяют природно-ресурсный потенциал территории и являются главным условием размещения производительных сил на данной территории.

Под природно-ресурсным потенциалом понимается совокупная величина, выражающая размер природно-ресурсного богатства страны. Природные ресурсы являются фундаментом развития народного хозяйства. Они подразделяются на два основных вида: источники средств существования людей и источники средств производства. Ресурсы также классифицируются по принципу исчерпаемости: 1. Возобновимые - растительность, почвы, вода, животный мир. 2. Неисчерпаемые, например, энергия солнца, мирового океана, ветра. 3. Исчерпаемые – полезные ископаемые. По происхождению и природным свойствам ресурсы подразделяются на группы: минеральные (полезные ископаемые), водные, земельные, биологические, климатические (солнечное тепло, свет, осадки), ресурсы природных процессов (внутреннее тепло земли, солнечное излучение, энергия ветра и т.п.)

Особое значение для производства имеют минеральные ресурсы. Они включают почти 200 видов, и они исчерпаемы. По направлению использования минеральные ресурсы делятся на три группы: топливно-энергетические (нефть, газ, уголь, горючие сланцы, торф); металлорудные (руды черных, цветных, редких, благородных металлов); неметаллические (химическое сырье, технические руды, строительное сырье).

По степени разведанности и изученности запасы полезных ископаемых подразделяются на четыре категории - А, В, С1, С2. Запасы категории А изучены и детально разведаны, В и С1 - разведаны с относительно меньшей детальностью. С2 - оценены предварительно. Кроме того, выделяются прогнозные запасы для оценки новых месторождений, бассейнов и перспективных территорий. Разведанные и прогнозные запасы объединяются в общие геологические запасы.

По народнохозяйственному значению запасы минеральных ресурсов делятся на балансовые – А, В, С1 и в отдельных случаях С2. И забалансовые – С2, прогнозные и общегеологические.

Россия полностью обеспечена всеми видами минерального сырья и по их разведанным запасам занимает ведущее место среди крупнейших стран мира.

В России сосредоточено более половины мировых запасов угля и торфа – 8 трл.т, 1/3 нефти и газа, 2/5 железных руд, 2/5 калийных солей, 1/4 фосфоритов и апатитов, 1/15 гидроэнергетических ресурсов и половина мировых запасов древесины.

Топливно-энергетические ресурсы – нефть, газ, уголь, торф, горючие сланцы, ядерное сырье, энергии воды, ветра, солнца.

Главная особенность топливно-энергетических минеральных ресурсов - их неравномерное размещение по территории страны. В основном они сосредоточены в восточной и северной зонах России (свыше 90 % их суммарных запасов). В то же время потребление топлива на. сосредоточено в западной и центральной зонах страны. Россия занимает 1 место в мире по запасам газа, около 48 трлн. кубометров (37 % мировых запасов).

В Восточной и Северной зонах находятся наиболее крупные в стране изученные и прогнозные запасы нефти и газа. Общая перспективная площадь по этим видам в Западно-Сибирской и Тимано-Печорской провинциях со-ставляет соответственно 1,5 и 0,6 млн. км2. Выявлены значительные прогноз-ные запасы газа на западе Якутии.

Месторождения нефти и газа расположены, в основном, на территории Западной Сибири, Восточной Сибири. Поволжья, Урала, Республики Коми и Северного Кавказа.

В Западно-Сибирском регионе открыто свыше трехсот месторождений нефти и газа. Крупнейшие месторождения нефти расположены в среднем течении реки Оби. К ним относятся: Самотлорское, Федоровское, Западно-Сургутское, Мегионское, Советско-Соснинское, Черемшанское и др. Западная Сибирь содержит почти 2/3 запасов нефти страны.

Месторождения нефти Западной Сибири имеют исключительную концентрацию запасов. Этим объясняется высокая эффективность геологоразведочных работ. Затраты на подготовку 1 т нефти в Западной Сибири в 2,3 раза ниже, чем в Татарии, в 5,5 раза ниже, чем в Башкирии, в 3,5 раза ниже, чем в Коми, и в 8 раз ниже, чем на Северном Кавказе.

Обширная территория между Волгой и Уралом также богата нефтью –

ее добывают в Башкортостане, Татарстане, в Пермской обл. и др. Себестоимость ее невысока – добывается фонтанным способом, но обладает невысоким качеством.

В Западной Сибири сосредоточено 68 % промышленных (кат. А+В+С1)

и 72 % потенциальных запасов природного газа России. Уникальна Северная

газоносная провинция Западной Сибири. Она занимает территорию в 620

тыс. км2. Здесь расположены крупнейшие месторождения: Уренгойское, Ямбургское, Медвежье и Тазовское.

Помимо этого, к крупным месторождениям газа относятся Оренбургское (Урал), Астраханское. Попутно с газом в них содержатся ценные компоненты: сера и газоконденсат. На территории республики Коми разведано Вуктыльское месторождение газа.

На Северном Кавказе выделяются две нефтегазоносные области: Грозненская и Дагестанская. Наиболее значительные месторождения природного газа Северного Кавказа - "Дагестанские огни" (Дагестан), Нефтегазоносные месторождения: Северо-Ставропольское и Пелагиадинское (Ставропольский край), Ленинградское, Майкопское, Минское и Березанское (Краснодарский край).

В Восточной Сибири крупнейшим месторождением является Марковское. На Дальнем востоке крупные месторождения нефти находятся на Сахалине, в Якутии.

Перспективными являются разработки месторождений нефти и газа на континентальном шельфе, территория которого на 70 % богата этими полезными ископаемыми.

К настоящему времени высокопродуктивные запасы крупных месторождений в значительной мере выработаны и по крупным залежам происходит интенсивное снижение объемов добычи нефти. Практически весь фонд нефтяных скважин переведен с фонтанного на механизированный способ добычи. Начался массовый ввод в разработку мелких, низкопродуктивных месторождений.

Россия обладает крупными неразведанными ресурсами нефти и газа, объем которых кратно превышает разведанные запасы. Результаты анализа качественной структуры неразведанных ресурсов в России свидетельствует об их неидентичности разведанным. Ожидается, что открытие новых крупных месторождений возможно главным образом в регионах с низкой разведанностью – на шельфах северных и восточных морей, в Восточной Сибири. Не исключена вероятность открытия подобных месторождений в Западной Сибири. В этом регионе прогнозируется открытие еще нескольких тысяч нефтяных месторождений.

Россия занимает одно из первых мест в мире по разведанным запасам угля – 30 % мировых запасов. Уголь служит топливом и сырьем для химической промышленности и металлургии. Угольные ресурсы размещены на территории страны неравномерно – 95 % в восточных районах и только 5 % - в европейской части. Важным показателем экономической оценки угольных бассейнов является себестоимость добычи. Наиболее низкая себестоимость добычи – в Восточной Сибири, наиболее высокая – на европейском Севере.

Основные угольные бассейны:

Печерский – расположен в северном экономическом районе на территории республики Коми и Ненецкого автономного округа. Общая площадь – 100 тыс. кв. км балансовые запасы угля – 210 млрд. т Угли отличаются высоким качеством, глубина залегания – 470 м, мощность пластов до 1м. Условия добычи сложные – вечная мерзлота и значительная водоносность толщи.

В европейской зоне помимо Печорского бассейна угольные ресурсы

расположены в Ростовской области (восточное крыло Донецкого бассейна), в Подмосковном бассейне с геологическими запасами в 19,9 млрд т, в Кизеловском, Челябинском и Южно-Уральском бассейнах - свыше 5 млрд т. Угли отличаются большим разнообразием состава и свойств. Почти 35 % всех общероссийских запасов представлены бурыми углями.

По эффективности добычи угля на общероссийском фоне резко выделяются два бассейна: Канско-Ачинский и Кузнецкий.

Кузнецкий бассейн расположен в Западной Сибири, в Кемеровской области. Площадь – 70тыс. кв.км. Балансовые запасы - 600млрд.т. Глубина залегания 300-600 м, мощность пластов от 6 до 25 м.Угли различные. Большая часть – ценные коксующиеся угли (металлургия). Более 50 % угледобывающих предприятий нуждаются в срочной реконструкции.

Канско-Ачинский буроугольный бассейн – на территории Красноярского каря (Восточная Сибирь) и Кемеровской область. Вытянут вдоль

Транссибирской железнодорожной магистрали на 800 км. Общегеологические запасы до глубины 600 м - 610млрд. т, до глубины 1800м – 1200млрд. т.

Мощность пластов – от 14 до 100 м. Они расположены горизонтально и близко к поверхности. Себестоимость добычи – невысокая. Всего - 24 месторождения. Южно-Якутский бассейн. Запасы – 40 млрд. т. Высокое качество – коксующиеся. Глубина залегания – 300 м, мощность 27 м, добыча ведется открытым способом. В Якутии размещаются крупнейшие, но слабо разведанные угольные бассейны: Тунгусский (общие геологические запасы 2,34 трлн. т), Ленский (1.65 трлн. т).

На Сахалине общие геологические запасы угля составляют 12 млрд. т, в Магаданской области - 103 млрд. т, в Камчатской области – 19,9 млрд. т.

Следует отметить, что природные условия в северной зоне России определяют значительный рост затрат, затрудняют и удорожают все виды работ. Затраты на строительство наземных транспортных путей в 3-5 раз, а промышленных сооружений - в 4-7 раз выше. Необходимы значительные дополнительные капиталовложения для поддержания экологического равновесия в связи с неустойчивостью природной среды. Несмотря на это, разработка природных богатств в северной и восточной зонах дает стране значительный эффект. Затраты на добычу угля по ведущим бассейнам востока (Канско-Ачинский и Кузнецкий) в 2-3 раза, а тепловой электроэнергии в 3-4 раза ниже, чем в европейской зоне, нефть Западной Сибири в 1,5 раза, природный газ в 2 раза дешевле, гидроэнергия в Восточной Сибири в 4-5 раз дешевле, чем в европейской части.

За последние 40 лет (1965-2005) произошли значительные изменения в топливно-энергетической базе России. Вместе с расширением ее границ увеличилась удаленность ресурсов от основных потребителей, подорожала их добыча. Средняя глубина нефтяных скважин увеличилась в 2 раза, угольных шахт - в 1,5 раза. Затраты на добычу тюменской нефти выросли более чем в 3 раза, газа - в 2,5 раза, кузнецкого угля в 1,25 раза. Несмотря на это 1 т условного топлива в Сибири обходится в 2 раза дешевле, чем в других регионах страны. Металлорудные минеральные ресурсы

Железные руды разделяются на ряд типов: бурые железняки, красные железняки, магнитные железняки (магнитные руды) и др. Экономическая оценка железорудных месторождений определяется качественной характеристикой руды: удельным весом в ней железа и других элементов, обогатимостью. Содержание железа в богатых рудах колеблется в пределах 45-70 %, а в бедных - 25-42 %. К полезным примесям относятся: никель, марганец, ванадий и др., к вредным - фосфор и сера.

В России сосредоточено почти 40 % мировых запасов железных руд. Общие балансовые запасы составляют около 65 млрд. т, в том числе 45 млрд. т - промышленных категорий (А+В+С1). Почти 30 млрд. т (43 %) представлено рудами, содержащими в среднем свыше 50 % железа, которые могут использоваться без обогащения, и 15 млрд. т (33 %) - рудами, пригодными к обогащению по простым схемам.

Из разведанных запасов железных руд на долю европейской части

России приходится 88 %, а на долю восточной – 12 %. Крупным железорудным бассейном является Курская магнитная аномалия (КМА), где сосредоточено 66 % общих балансовых железных руд страны. КМА охватывает в основном территорию Курской и Белгородской областей. Мощность пластов достигает 40-60 м, а в отдельных районах - 350 м. Руды, залегающие на значительной глубине, содержат 55-62 % железа. Балансовые запасы железных руд КМА (кат. А+В+С1) оцениваются в 43 млрд. т, в том числе 26 млрд. т с содержанием железа до 60 %, железистых кварцитов с содержанием железа до 40% - в 17 млрд. т.

На территории Северного экономического района расположено три месторождения железных руд: Ковдорское, Оленегорское (Мурманская область) и Костомукшское (Карелия). Руды Ковдорского месторождения характеризуются содержанием железа (около 32 %) и повышенным содержанием фосфора (3 %). Руды хорошо обогащаются с выделением апатита. Руды Оленегорского месторождения содержат 33 % железа, а также марганец, титан и алюминий, залегают на небольшой глубине и имеют мощный пласт (от 30 до 300 м). Костомукшское месторождение осваивается совместно с Финляндией. Железные руды Кольского полуострова и Карелии служат сырьевой базой Череповецкого металлургического завода. Железорудные ресурсы Уральского района представлены в четырех группах месторождений: Тагило-Кувшинской, Качканарской, Баксальской, Орско-Халиловской. Тагило-Кувшинская группа включает месторождения гор Благодати, Высокой и Лебяжьей. Содержание железа в рудах - 32-55 %. Месторождение эксплуатируется открытым и подземным способами. Баксальская группа железных руд расположена на западном склоне Уральских гор (Челябинская область). Содержание железа в бурых железняках составляет 32-45 %. Руды содержат марганец и очень мало вредных примесей.

Орско-Халиловская группа месторождений размещена на восточном склоне Уральских гор (Оренбургская область). Руды содержат никель, кобальт, хром. Содержание железа: 35-55 %. Они служат сырьевой базой Орско-Халиловского металлургического комбината. На Северном Урале железные руды сосредоточены в Северной и Богословской группах месторождений. Руды Северной группы (Свердловская область) представлены магнитными железняками с содержанием железа 40-50 %. Эти группы имеют небольшие запасы железной руды. В Сибири разведанные запасы железных руд невелики (7,4 % общероссийских).

На территории Западно-Сибирской равнины открыт крупнейший в мире железорудный бассейн: Западно-Сибирский. Площадь бассейна составляет около 260 тыс. км2. Геологические запасы исчисляются в 956 млрд. т.

Наиболее эффективно для разработки в бассейне Бакчарское месторождение (Томская область). Оно занимает площади в 16 тыс. км2. Рудный горизонт месторождения составляет 20-70 м и залегает на глубине 160-200 м. Руды содержат до 46 % железа, а также примеси фосфора и ванадия.

Прогнозные запасы - 110 млрд. т. Мощность рудных горизонтов составляет 25-40 м, содержание железа - 30-46 %, запасы кондиционных руд -

3 млрд. т. Прогнозные запасы Бакчарского месторождения в 2 раза превышают запасы по стране. Если сравнить это месторождение с наиболее эксплуатируемыми или намеченными к эксплуатации месторождениями Сибири, то

оно заменит 400 таких месторождений.

В Восточной Сибири несколько крупных месторождений. Среднее содержание железа в рудах 30-40 %, но они хорошо обогащаются. Ангаро-Питский бассейн располагает запасами железных руд в 1,6 млрд. т. Содержание железа в рудах 32-38 %. Они требуют сложных методов обогащения.

Прогнозные запасы железных руд Дальнего Востока оцениваются в 3 млрд. т. Они сосредоточены в основном в Алданском бассейне. Среди месторождений - Таежное - самое крупное, его запасы исчисляются в 1,3 млрд. т. Руды содержат в среднем 46 % железа, а в отдельных пластах - более 60 %.

Большой интерес представляют железистые кварциты Чаро-Токкинского и Олекмимского месторождений с прогнозными запасами более 6 млрд. т, но разведаны они пока недостаточно.

Руды цветных металлов По запасам меди в России выделяются Уральский (60 % добычи медных руд) и Восточно-Сибирский (40 %) экономические районы. Небольшие запасы этих ресурсов имеются также на Северном Кавказе и в Алтайском крае.

Один из наиболее распространенных типов месторождений медных руд - медно-колчеданные. В них кроме меди содержатся сера, цинк, золото, серебро, кобальт и другие компоненты. Руды этого типа залегают на Урале.

На территории России имеются также медно-никелевые руды. Они добываются в Норильском, Талнахском и Октябрьском месторождениях (Красноярский край).

Свинцово-цинковые руды, как правило, встречаются в природе вместе с медью и серебром. Иногда в этих рудах содержатся висмут, селен, теллур и другие металлы. На территории России выявлены и разведаны крупные запасы цинка и свинца.

Одним из крупнейших в мире является Горевское полиметаллическое месторождение (Красноярский край). Рудные тела месторождения представлены залежами мощностью от 5 до 30 м. Золото встречается в виде кварцево-золотоносных жил и в россыпях.

Кварцево-золотоносные жилы распространены на Урале, в Алтайском крае, в Горной Шории, в Иркутской области, в Якутии, в Магаданской области.

Неметаллические минеральные ресурсы Сырьем, из которого вырабатываются фосфорные удобрения, служат апатиты и фосфориты. Их балансовые запасы в России превышают 8 млрд. т.

В Мурманской области расположено самое крупное в мире Хибинское месторождение апатитов с балансовыми запасами в 2,7 млрд. т. Попутно с апатитами добывается нефелин.

Месторождения фосфоритов, в основном, сосредоточены в европейской зоне. Калийные соли сосредоточены в Верхнекамском бассейне (Пермская область). Балансовые запасы его исчисляются в 21,7 млрд. т.

Сера, серный колчедан служат сырьем для получения серной кислоты. Самородная сера имеется в Куйбышевской области, в Дагестане и Хабаровском крае. Серный колчедан широко распространен на Урале.

Запасы поваренной соли на территории России огромны. Крупнейшие ее месторождения расположены в Пермской (Верхне-Камское), Орен-бургской (Илецкое), Астраханской (Баскунчакское и Эльтонское), Иркутской (Усольское) областях, Алтайском крае (Кулундинское, Кучукское), Якутии (Олекминское). Месторождения слюды сосредоточены в основном в Северной зоне страны: Манский и Алданский районы (Якутия). Также запасы слюды имеются в Карелии и Мурманской области. Промышленные запасы асбеста сосредоточены на Урале: Баженовское (Свердловская область) и Киембаевское (Оренбургская область) место-

рождения. Уникально Молодежное месторождение асбеста (Бурятия).

Запасы алмазов находятся в Якутии (МИР, Айхад, Удачная), в Пермской (Вишерское) и Архангельской областях.

Основные понятия : ресурсы, размещение ресурсов, природные ресурсы, национальное хозяйство, природно-ресурсный потенциал территории, топливноэнергетические ресурсы, эффективность распределения ресурсов.


Введение

Понятие «единая таможенная территория» и таможенная граница

Заключение


Введение


Подобно всем правовым нормам нормы таможенного права применяются на определенном территориальном пространстве, в течение определенного времени и по отношению к конкретным лицам.

Территориальное пространство действия таможенных правовых норм распространяется на таможенную территорию Российской Федерации и ограничено ее таможенной границей (п. 1 ст. 2 ТК РФ).

Таможенная территория Российской Федерации включает в себя ее территорию, а также находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на ее континентальном шельфе искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с ее законодательством (п. 2 ст. 2 ТК РФ).

На территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, которые являются частью таможенной территории Российской Федерации. Товары, помещенные в особые экономические зоны, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании ВЭД, за исключением случаев, определяемых ТК РФ и иными федеральными законами (п. 3 ст. 2 ТК РФ).

Пределы таможенной территории Российской Федерации, а также пределы территорий, указанных в п. 2 и 3 ст. 2 ТК РФ, являются таможенной границей (п. 4 ст. 2 ТК РФ).

Таможенная граница совпадает с Государственной границей Российской Федерации, за исключением пределов территорий, указанных в п. 2 и 3 ст. 2 ТК РФ (п. 5 ст. 2 ТК РФ).


1. Понятие «единая таможенная территория» и таможенная граница


Итак, основными понятиями, характеризующими территориальные акты таможенного регулирования, являются таможенная территория и таможенная граница.

Под таможенной территорией понимают территорию, на которой в полном объеме действует законодательство данной страны. Такая формулировка содержится в документах Совета таможенного сотрудничества. Однако ТК РФ при определении таможенной территории опирается на понятие государственной территории Чуфаровский Ю.В. Таможенное право: Учебное пособие. -- М.: Изд-во Эксмо, 2009. -- 160 с. -- (Российское юридическое образование). С.52-54..

Понятие «единая таможенная территория Российской Федерации» помимо государственной территории Российской Федерации включает в себя также находящийся в исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Это положение ранее уже нашло свое развитие в Федеральном законе «О континентальном шельфе». Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию, использование искусственных островов, установок и сооружений, осуществлять юрисдикцию над ними искусственными островами, установками и сооружениями в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил.

Более четкое определение понятия «Единая таможенная территория» дано в положении Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (1998 г.). Исключительная экономическая зона Российской Федерации -- это морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации. Российская Федерация осуществляет также юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных и иных законов и правил над искусственными островами, установками и сооружениями, созданными в исключительной экономической зоне Чмелъ Т.Н. Малая таможенная энцикло??дия / Под ред. В.Г. Драганова. М., 2007. С. 99..

Конвенцией ООН по морскому праву в 1982 г. установлен статус прилежащей зоны к территориальному морю (24 морских мили от исходных линий), где прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных пли санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря, а также осуществлять наказание за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.

Для определения пространственных пределов действия таможенно-правовой нормы используется понятие «таможенная граница», под которой понимается воображаемая (условная) линия, ограничивающая таможенную территорию. Таможенная граница очерчивает пространственные пределы действия таможенного законодательства данного государства и разделяет таможенные территории сопредельных стран. Иными словами, таможенная граница устанавливает область действия таможенного суверенитета. Она практически может как совпадать, так и не совпадать с государственной границей страны.

Различают понятие внешней и внутренней таможенных границ.

Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории смежных государств и, как правило, совпадает с государственной границей. На внешней таможенной границе действует адми???тративно-таможенный режим, устанавливаемые законодательством о государственной границе.

Внутренние таможенные границы проходят в глубине таможенной территории страны. По своему адми???тративно-правовому статусу внутренняя таможенная граница приравнена в внешней. Существенное влияние на определение таможенной территории оказывает практика создания таможенных союзов, которое призвано служить интересам развития и укрепления между народной экономической интеграции. Таможенные территории государств, составивших таможенный союз, теряют самостоятельное значение. Их объединение дает новое качество -- союзную общую таможенную территорию. В настоящее время реализуются планы создания таможенных союзов в рамках СНГ.

Товары и транспортные средства, ??ремещаемые через таможенную границу России, подлежат таможенному оформлению.

Под таможенным оформлением следует понимать совокупность таможенных операций, совершаемых отдельными лицами и таможенными органами, в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств в целях определения таможенного статуса указанных товаров (транспортных средств) и для применения в их отношении таможенных пошлин (налогов), запретов и ограничений, предусмотренных Таможенным кодексом и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности Таможенное право: Учебник для вузов Отв, ред. Б.И. Габричидзе. М., 2008. С. 255. .

Целью таможенного оформления является помещение товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим.

Таможенному оформлению посвящены гл. 8 -- 16 ТК РФ (ст. 58 -- 154). Глава 8 определяет принципиальные положения, относящиеся к таможенному оформлению. В частности, требования таможенных органов при производстве таможенного оформления должны быть обоснованы и ограничены требованиями ТК РФ.

Порядок и технологии производства таможенного оформления устанавливаются в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения (морской (речной), воздушный, железнодорожный и другие), категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства (ст. 59 ТК).

При ввозе товаров таможенное оформление начинается в момент предоставления таможенному органу предварительной таможенной декларации либо документов в соответствии со ст. 72 ТК, а в случаях, предусмотренных ТК, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление; при вывозе товаров -- в момент предоставления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных ТК, -- устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.

Завершается таможенное оформление совершением таможенных операций, необходимых для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действий этого режима, если такой режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей (ст. 60 ТК).


Прибытие товаров на таможенную территорию


Положения относительно прибытия товаров на таможенную территорию РФ изложены в гл. 9 ТК РФ (ст. 69--78).

Согласно ст. 69 ТК РФ, прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации допускается в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации во время работы таможенных органов. В иных местах товары и транспортные средства могут прибывать на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации для прибытия на таможенную территорию Российской Федерации отдельных видов товаров.

После пересечения перевозчиком таможенной границы он обязан доставить ввезенные им товары и транспортные средства в пункт пропуска или иные места, указанные выше (места прибытия), и предъявить их таможенному органу. При этом не допускаются изменение состояния товаров или нарушение их упаковки, а также изменение, удаление, уничтожение или повреждение наложенных пломб, печатей и иных средств идентификации.

Таможенные органы обязаны представлять в общедоступной форме информацию о пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, об установленных ограничениях и о времени работы таможенных органов.

Положения ст. 69 ТК РФ не распространяются на товары, перевозимые морскими (речными), воздушными судами, пересекающими таможенную территорию Российской Федерации без остановки в порту или аэропорте, которые расположены на таможенной территории Российской Федерации.

Администрация пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации (начальник аэропорта, аэродрома, морского, речного порта, железнодорожного вокзала, станции) предварительно уведомляет таможенные органы о месте и времени прибытия транспортных средств в пункт пропуска через Государственную границу (ст. 71 ТК РФ).

В соответствии со ст. 72 ТК РФ при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные ст. 73--76 ТК РФ, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка. ФТС вправе сокращать перечни сведений, предусмотренные ст. 73--76 ТК РФ. Таможенный орган не вправе требовать от перевозчика представления иных сведений.

Если документы, предусмотренные ст. 73--76 ТК РФ, не содержат всех необходимых сведений, перевозчик обязан сообщить таможенному органу недостающие сведения путем представления иных имеющихся у него документов или дополнительных документов, составленных перевозчиком в произвольной форме Фатхутдинова A.M. Юридическая ответственность по таможенному праву. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2008. С. 22. .

Перевозчик вправе представить документы и сведения таможенному органу до фактического прибытия товаров и транспортных, средств на таможенную территорию Российской Федерации. Перевозчик вправе представить документы (часть документов) в форме электронных документов в соответствии с ТК РФ и в порядке, определенном МЭРТ.

При представлении перевозчиком документов, составленных на иностранных языках, таможенные органы при необходимости вправе потребовать перевода на русский язык только тех сведений, которые предусмотрены ст. 73--76 ТК РФ.

От имени перевозчика документы и сведения могут быть представлены любым иным лицом, действующим по его поручению.

В ст. 77 ТК РФ предусматривается, что после прибытия товаров и представления таможенному органу соответствующих документов и сведений товары могут быть разгружены или перегружены (ст. 78 ТК 110 РФ), помещены на склад временного хранения (гл. 12 ТК РФ), заявлены к определенному таможенному режиму либо к внутреннему таможенному транзиту (гл. 10 ТК РФ).

С момента предъявления товаров в месте их прибытия такие товары приобретают статус находящихся на временном хранении. По истечении предельного срока временного хранения (ст. 103 ТК РФ) таможенные органы распоряжаются указанными товарами в соответствии с гл. 41 ТК РФ.


Внутренний таможенный транзит


Внутренний таможенный транзит (ВТТ) -- таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории России без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании ВЭД (ст. 79 ТК РФ).

ВТТ применяется при перевозке товаров из места их прибытия до места нахождения таможенного органа назначения, из места нахождения товаров при их декларировании до места вывоза с таможенной территории Российской Федерации, между складами временного хранения, таможенными складами, а также в иных случаях ??ревозки иностранных товаров по таможенной территории Российской Федерации, если на эти товары не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей.

Порядок производства ВТТ регламентируется гл. 10 ТК РФ (ст. 79--92). Положения гл. 10 ТК РФ не распространяются на товары, ??ревозимые воздушным транспортом, если воздушное судно во время совершения регулярного международного рейса в месте прибытия товаров совершает промежуточную или вынужденную (техническую) посадку без частичной выгрузки товаров, а также на товары, перевозимые трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.

Перевозка товаров в соответствии с процедурой ВТТ может осуществляться любым перевозчиком, в том числе таможенным перевозчиком.

Согласно ст. 80 ТК РФ, ВТТ допускается с письменного разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого начинается перевозка товаров в соответствии с таможенной процедурой ВТТ (таможенный орган отправления).

Разрешение выдается: перевозчику; экспедитору, если он является российским лицом; лицу, осуществляющему хранение товаров или проведение с товарами других операций на складе временного хранения, таможенном складе или в ином месте, определенном как место доставки (например, владельцу магазина беспошлинной торговли, получателю товаров). Исключительно этому же лицу разрешение на ВТТ будет выдаваться в случае перевозки товаров по таможенной процедуре ВТТ в место доставки, не являющееся местом нахождения таможенного органа (в частности, на склад получателя товаров).

Для получения разрешения на ВТТ должны быть соблюдены следующие условия, исчерпывающий перечень которы? установлен ТК РФ:

) товары не должны быть запрещены к ввозу в соответствии с законодательством Российской Федерации;

) в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, должен быть проведен государственный контроль, если товары подлежат такому контролю в соответствии с законодательством РФ в месте прибытия на таможенную территорию Российской Федерации;

) в отношении товаров должны быть представлены разрешения, лицензии, если в соответствии с законодательством Российской Федерации перемещение этих товаров по территории Российской Федерации допускается при наличии разрешений (лицензий). Речь идет о таких особых категориях товаров, как, например, взрывчатые вещества, оружие, сильнодействующие вещества, наркотические средства;

) в отношении товаров должна быть представлена транзитная декларация. В качестве декларации на ВТТ таможенный орган отправления принимает любой транспортный или коммерческий документ, если он содержит все необходимые сведения. Перечень указанных сведений приведен в ст. 81 ТК РФ. Данный перечень содержит более подробные сведения для таможенного контроля, чем это требуется при прибытии товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Они необходимы для расчета сумм в обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, а также розыска товаров в случае недоставления их в место доставки;

) должна быть обеспечена идентификация товаров для того, чтобы таможенный орган назначения мог убедиться, что прибывшие товары - это именно те товары, которые помещались под таможенную процедуру внутреннего таможенного транзита в таможенном органе отправления, и никакой подмены либо недозволенных вложений в пути не происходило;

) транспортное средство должно быть оборудовано надлежащим образом в соответствии с требованиями ст. 84 ТК РФ в случае, если идентификация товаров обеспечивается таможенными пломбами и печатями;

) должны быть приняты меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, в том числе обеспечена уплата таможенных платежей как необходимая для государства гарантия того, что, если товар не будет доставлен в место назначения, лицо, получившее разрешение на ВТТ, уплатит причитающиеся суммы пошлин и налогов.


Убытие товаров с таможенной территории Российской Федерации


Порядок убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации регулируется гл. 13 ТК РФ (ст. 119--122).

Убытие товаров и транспортных средств допускается в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации или в иных местах, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, во время работы таможенных органов. Данное положение не распространяется на товары, перевозимые морскими (речными), воздушными судами, пересекающими таможенную территорию Российской Федерации без остановки в порту или аэропорте, которые расположены на таможенной территории Российской Федерации.

Убытие товаров и транспортных средств допускается с разрешения таможенного органа. Для получения разрешения таможенного органа на убытие товаров и транспортных средств в таможенный орган представляются таможенные документы, подтверждающие помещение товаров под таможенный режим, предусматривающий вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации. До убытия товаров и транспортных средств перевозчик обязан представить в таможенный орган документы и сведения, предусмотренные ст. 73--76 ТК РФ, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка товаров.

Погрузка товаров на транспортное средство, убывающее с таможенной территории Российской Федерации, допускается после принятия таможенной декларации, за исключением случаев, когда при таможенном оформлении товаров таможенный орган не требует предъявления товаров для проведения их проверки, а также перемещения товаров в соответствии с таможенным режимом международного таможенного транзита.

Должностные лица таможенных органов в целях проверки товаров вправе присутствовать при их погрузке на транспортное средство, убывающее с таможенной территории Российской Федерации. Погрузка товаров в этом случае осуществляется в местах, нахождение которы? согласовано с таможенными органами, и во время работы таможенных органов. По запросу заинтересованного лица таможенный орган вправе разрешить производить погрузку вне установленного рабочего времени этого органа в соответствии со ст. 407 ТК РФ.

В ст. 122 ТК РФ сформулированы следующие требования к товарам при их убытии с таможенной территории Российской Федерации.

Товары должны быть фактически вывезены с таможенной территории Российской Федерации в том же количестве и состоянии, в котором они находились в момент их помещения под определенный таможенный режим, за исключением изменения количества и состояния товаров вследствие естественного износа или убыли либо вследствие изменения естественных свойств товаров при нормальных условиях перевозки, транспортировки и хранения, а также изменения количества товаров вследствие наличия несливаемых остатков в транспортном средстве.

Лица не несут ответственности за несоблюдение положений ст. 122 ТК РФ в случае, если утрата либо изменение состояния товаров произошли вследствие аварии либо действия непреодолимой силы, а в случаях, предусмотренных техническими регламентами и стандартами, действующими в Российской Федерации, - при изменении сведений о количестве товаров из-за погрешности методов измерения.

Российские товары могут быть вывезены в меньшем количестве, чем количество, заявленное при их помещении под определенный таможенный режим, вне зависимости от причин, по которым произошло уменьшение количества товаров.

При предъявлении товаров таможенному органу в месте их убытия по запросу декларанта таможенный орган подтверждает количество фактически вывезенных товаров.

таможенный транзит товар конвенция


Заключение


Понятие «единая таможенная территория Российской Федерации» помимо государственной территории Российской Федерации включает в себя также находящийся в исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

Таможенная граница очерчивает пространственные пределы действия таможенного законодательства данного государства и разделяет таможенные территории сопредельных стран, устанавливает область действия таможенного суверенитета. Различают понятие внешней и внутренней таможенных границ.

Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу России, подлежат таможенному оформлению.

Положения относительно прибытия товаров на таможенную территорию РФ изложены в гл. 9 ТК РФ (ст. 69--78). Прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации допускается в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации во время работы таможенных органов. В иных местах товары и транспортные средства

Внутренний таможенный транзит - таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории России без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании ВЭД (ст. 79 ТК РФ).

Порядок убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации регулируется гл. 13 ТК РФ (ст. 119--122). Убытие товаров и транспортных средств допускается в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации или в иных местах, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, во время работы таможенных органов.


Список использованной литературы


Таможенный кодекс РФ с постатейными материалами / Под общ. ред. А.Н. Козырина. М., 2009.

Ответственность за нарушение таможенных правил / Под ред. А.Н. Козырина. М., 2008. С. 24.

Розенфельд В.Г., Серегина В.В. Основы таможенного дела. Правоохранительная деятельность таможенных органов. М., 2007. Вып. V. С. 85.

Таможенное право: Учебник для вузов / Отв, ред. Б.И. Габричидзе. М., 2008. С. 255.

Таможенное право: Учебник / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М., 2009.

Фатхутдинова A.M. Юридическая ответственность по таможенному праву. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2008. С. 22.

Чмелъ Т.Н. Малая таможенная энциклопедия / Под ред. В.Г. Драганова. М., 2007. С. 99.

Чуфаровский Ю.В. Таможенное право: Учебное пособие. - М.: Изд-во Эксмо, 2009. - 160 с. - (Российское юридическое образование). С.52-54.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В соответствии с п. 1 ст. 2 ТК РФ территорию РФ составляет единая таможенная территория РФ.

Под таможенной территорией понимают государственную территорию, в которую входят сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними (ст. 2 ТК РФ).

Единая таможенная территория РФ также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 2 ТК РФ).

Также на таможенной территории РФ в законном порядке могут создаваться свободные таможенные зоны и свободные склады, находящиеся за пределами таможенной зоны РФ, за исключением некоторых случаев, предусмотренных ТК РФ и иными законодательными актами в таможенной сфере.

На таможенной территории государство обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела (п. 1 ст. 5 Закона РФ от 21 мая 2003 г. № 5003-Й «О таможенном тарифе»).

Это значит, что на таможенной территории, как и на государственной территории, в правовом регулировании преобладающим является государственный суверенитет.

Из статьи 74 Конституции РФ можно выделить следующее - на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Понятие таможенная территория и понятие государственная территория не совпадают в связи с тем, что в некоторых случаях отдельные части, находящиеся вне пределов государственной территории, возможно включить в состав таможенной территории и аналогично вывести из ее состава.

Пределы таможенной территории РФ наряду с территориями свободных таможенных зон называются таможенной границей.

Таможенная граница – это условная линия, которая ограничивает таможенную территорию РФ. Элементами таможенной границы являются пределы таможенной территории РФ, а также пределы территорий экономической зоны РФ, континентального шельфа и особых экономических зон РФ (п. 4 ст. 2 ТК РФ).

Таможенная граница и государственная граница в ряде случаев могут как совпадать, так и не совпадать, но сами понятия таможенная граница и государственная граница никогда совпадать не могут, так как государственная граница представляет собой настоящую линию, проходящую через местность и обусловленную специальными обозначениями, устанавливающую предел действия суверенитета государства, в то время как таможенная граница обусловливается линией воображаемой, т. е. условной, ограничивающей действие лишь экономического суверенитета государства.



Отчетность за сотрудников