Услуга аутсорсинг снабжения и логистики fmcg. Список использованной литературы. Почему аутсорсинг в логистике сейчас так популярен

1. Промышленный аутсорсинг (решение задачи «сделать или купить»).

2. Аутсорсинг отдельных логистических функций (например, 1) транспортировка и оформление соответствующей документации; 2) складирование; 3) комплектация; 4) дистрибуция; 5) закупка; 6) управление запасами; 7) таможенное декларирование и таможенная очистка грузов; 8) сервис).

3. IT-аутсорсинг, или принятие решений в области использования и поддержки логистических решений с помощью различных ИС.

4. Полная передача в аутсорсинг услуг внешней логистики и управления цепями поставок логистическим оператором (контрактная логистика).

При этом аутсорсер (специализированная компания) осуществляет полное управление внешней логистикой (или отдельными функциями), оптимизирует и постоянно совершенствует логистиеский (-ие) процесс.

Передача функций может осуществляться несколькими способами и организационно и юридически может быть оформлена по-разному. Так, например, предприятие может выделять соответствующее звено из общей структуры, наделяя его при этом определённой юридической и финансовой самостоятельностью. Таким образом могут быть выделены транспортное и складское хозяйство, служба закупок и сбыта (бухгалтерия). Это повышает степень ответственности, качество оказываемых услуг, способствует снижению издержек. При этом соответствующая структура может обслуживать и сторонние предприятия, что повышает конкурентоспособность её услуг.

Таким образом работают сетевые розничные компании (создавая в своих сетях РЦ), аптеки. Нефтяные компании выделяют из своей структуры сервисные подразделения, обслуживающие нефтяные скважины. Дело в том, что, функционируя в структуре компании, такие подразделения не заинтересованы в повышении качества и снижении издержек, так как их услуги всё равно будут куплены.

Очень актуальным является создание единого Центра закупок и для пищевых предприятий г. Томска. Такая централизация позволит обеспечить снижение издержек за счёт эффекта масштаба, улучшить информационное обслуживание, обработку заказа.

Другим способом передачи функций является покупка услуги у специализированной компании или размещение заказа у специализированного поставщика. Такие отношения предполагают субконтрактацию и заключение соответствующих договоров субоконтрактации. В России уже создано более десятка региональных центра субконтрактации. Они собирают информацию о производственных возможностях предприятия, помогают им найти заказчиков, организовать логистические цепочки поставок, провести тендеры.

Необходимо отметить, что аутсорсинг связан с рисками и может способствовать росту издержек – задержка поставок, несвоевременность оказания услуг, потеря управляемости и контроля. Аутсорсинг тогда даст положительный эффект, когда передаваемые функции (размещаемые комплектующие) не являются специфическими для данного предприятия и поэтому из-за высокой конкуренции предлагаются на более выгодных условиях.

Аутсорсинг в логистике заключается в передаче логистических процессов третьей стороне. В качестве последней может быть, как одна фирма, так и группа компаний. Суть данной услуги состоит в уменьшении расходов компании, при реализации поставок продукции благодаря привлечению одного или нескольких квалифицированных профессионалов – логистических операторов.

Почему аутсорсинг в логистике сейчас так популярен?

Рано или поздно многие компании приходят к выводу, что без комплексного взаимодействия опытных специалистов наладить бизнес-процессы в логистической сфере практически нереально. Одни фирмы начинают инвестировать огромные суммы на подготовку и содержание большого штата персонала, отвечающего за координацию транспортных и складских процессов, другие же считают, что аутсорсинг в логистике – это наиболее оптимальный способ решения логистических задач. В первом случае далеко не всегда удается достичь, по-настоящему, высоких результатов и потому многие предпочитают передавать полностью или частично организацию бизнес-процессов зарекомендовавшим себя профессионалам без найма их в свой штат персонала.

Классификация операторов

В сфере логистики, довольно часто, используется специфическая терминология, позволяющая судить о компетенции того, или иного логистического оператора. Поэтому не лишним будет ознакомиться со следующим классификатором:

  • 1PL - независимая автономная логистика. Грузовладелец самостоятельно выполняет все необходимые операции;
  • 2PL – предоставление традиционных услуг по управлению складами и транспортировкой груза;
  • 3PL – стандартный перечень услуг дополнен прочими операциями, такими как: перегрузка, складирование, обработка груза и т.д;
  • 4PL – предполагает интеграцию всех фирм, которые вовлечены в цепь поставок. Лог-провайдер данного класса занимается планированием, управлением и осуществлением контроля над всеми логистическими бизнес-процессами заказчика, что позволяет достичь долгосрочных стратегических целей и расширить бизнес клиента;
  • 5PL – менеджмент всех компонентов, входящих в единую цепь поставок продукции с использованием электронных средств обработки информации.
Критерии эффективности логистического аутсорсинга

При выборе наилучшего лог-оператора для дальнейшего сотрудничества, в основном, ориентируются на его эффективность работы. Последняя зависит от ряда факторов, которые у разных логистических операторов могут существенно варьироваться.

Зачастую, будущие заказчики ориентируются на уровень ценового предложения, то есть на стоимость типичных логистических услуг, однако такой подход к оценке эффективности не всегда является верным. Почему? Да потому, что технология оказания услуг во многом зависит от характеристик продукции, величины грузопотока, структуры поставок, частоты прихода машин и других факторов. Поэтому если стоимость услуг все же имеется, то всегда нужно иметь в виду, что тарифы посчитаны «в среднем» и могут отклоняться в ту, или иную сторону.

Второй критерий, по которому можно оценить аутсорсинг в логистике, - это скорость исполнения. Однако и здесь возникают нюансы. Нельзя однозначно ответить на вопрос: 2,5 часа на приемку машины – мало или много? Если приходит товар с большими габаритами, расположенный на монопаллетах – это одно, а если приходит фура с ноутбуками, груженными внавал – это совсем другое. Поэтому в этом случае следует ориентироваться на нормативы, на отдельные типы операций, которые должны быть у каждого профессионального оператора.

Третий параметр эффективности – точность составления заказа. Тут тоже все зависит от особенностей бизнеса. Для одних компаний точность подбора в 80% является приемлемой и достаточной, а для других фирм уровень ниже 95% может подкосить весь бизнес.

Напрашивается вывод – эффективность каждого конкретного логистического оператора лучше всего рассматривать через призму потребностей и особенностей бизнес-процессов потенциального предприятия-заказчика. И лишь после комплексного анализа можно будет сделать правильный окончательный выбор.

Свое развитие логистический аутсорсинг в России получил в конце 80-х – начале 90-х годов. В этот период логистические услуги представляли собой: услуги таможенных брокеров, транспортные перевозки, складские услуги. Сейчас логистические компании России соответствуют мировому уровню развития данной отрасли.

Аутсорсинг - вид стратегического партнерства в бизнесе. В общем виде под аутсорсингом понимается передача компании, специализирующейся в соответствующей области, некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процессов компании. Логистический аутсорсинг – это приобретение логистических услуг у третьей стороны. Т.е. логистический аутсорсинг представляет собой пользование услугами траспортировки грузов, временное складированию, управлению материальными запасами.

Аутсорсинг позволяет компании снизить затраты на процессы поставки путем минимизации инвестиций в логистику, сокращение финансовых рисков, транспортних расходов, затрат на приобретение обородования, освобождения внутренних ресурсов, уменьшает затраты на содержание рабочих мест путем привлечения в процесс поставки товара логистического оператора. Использование логистического аутсорсинга позволяет сконцентрироватся на профильном бизнесе и его основних задачах без отвлечения ресурсов на логистику. Логистические компании выполняют транспортровку груза из одного места в другое, перевозки и хранение груза, предоставляют услуги склада (организация складского помещения), услуги таможенного оформления, экспедиционные услуги. Такой вид аутсорсинга, как комплексный заключается в предоставлении полного комплекса необходимых логистических услуг и является наиболее эффективным.

Отличие логистической компании от транспортного перевозчика заключается в предоставлении услуг, связанных с оптимизацией запасов в каналах распределения и сбыта или услуги по управлению издержками внутри канала сбыта с целью их минимизации. Посредник (логичстический оператор) берет на себя отвественность за выполнение логистических операций.

Логистические операторы имеют свою классификацию:

  • 1PL (First Party Logistics) - независимая автономная логистика (грузовладелец самостоятельно выполняет все необходимые операции);
  • 2PL (Second Party Logistics) – предоставление традиционных услуг по управлению складами и транспортировкой груза;
  • 3PL (Third Party Logistics) – стандартный перечень услуг дополнен прочими операциями, такими как: перегрузка, складирование, обработка груза;
  • 4PL (Fourth Party Logistics) – предполагает интеграцию всех фирм, которые вовлечены в цепь поставок. Логистический оператор данного класса занимается планированием, управлением и осуществлением контроля над всеми логистическими процессами заказчика;
  • 5PL (Five Party Logistics) – менеджмент всех компонентов, входящих в единую цепь поставок продукции с использованием электронных средств обработки информации.

Ориентироваться при выборе оператора необходимо на эффективность его работы, на скорость исполнения заказа и точность составления заказа. Логистическая компания доставляет грузы наиболее эффективным видом транспорта в каждом конкретном случае, минимизируя затраты клиента на транспортную составляющую. Так же клиенту предоставляется полная информация о грузе, его местонахождении и сроках доставки. Передача всех функций логистики компании имеет смысл тогда, когда необходимы не отдельные услуги (к примеру, транспортные), а вся логистическая цепочка.

В логистике аутсорсинг имеет ту же задачу, что и в других, а именно - снижение затрат компании.

Можно выделить 5 групп логистических посредников, осуществляющих свою деятельность на рынке (Рис.1):

Логистические компании уровня First Party Logistics (1PL) –«Автономная Логистика». Эти компании осуществляют свою деятельность в рамках исполнения 1 услуги. Примером могут служить таможенные брокеры, специализирующиеся исключительно на таможенном оформлении грузов.

Логистические компании уровня Second Party Logistics (2PL) – «Традиционная Логистика» - традиционный набор услуг по транспортировке и управлению складскими помещениями.

Логистические компании уровня Third Party Logistics (3PL) – «Логистика Для Третьих Лиц» Такие компании исполняют несколько или все логистические функции и наиболее приближены к единому логистическому оператору.

Логистические компании уровня Fourth Party Logistics (4PL) – «Интегрированная Логистика» - это интеграция всех компаний, вовлеченных в цепь поставки грузов. Данные организации занимаются процессом планирования, управления и контролирования всех логистических процедур одним поставщиком услуг с долгосрочными стратегическими целями.

Логистические компании уровня Fifth Party Logistics (5PL) – «Интернет-Логистика» - это управление всеми компонентами, составляющими единую цепь поставки грузов, с помощью электронных средств информации. Этот уровень интеграции является реалией хоть и ближайшего, но все-таки будущего.

Управление всеми компонентами цепи поставок с помощью средств информации

Интеграция всех компаний,

вовлеченных в цепь поставки

Предоставление логистических услуг, выходящих за пределы простой транспортировки товаров

Традиционный набор по услуге по транспортировке и управлению складскими помещениями

Выполнение всех логистических операций самим грузовладельцем

Интернет-Логистика

Интегрированная Логистика

Логистика для Третьих Лиц

Традиционная Логистика

Автономная Логистика

Рис. 1. «Логистические посредники, которые могут осуществлять деятельность на рынке

Но в теории это одно, а на практике другое. Согласно принятой на Западе и применяемой у нас классификации, компании, реально действующие сейчас на рынке и предоставляющие логистические услуги, подразделяются на три основных группы. Эти группы формируются в зависимости от таких критериев:

    степени интегрированности их деятельности с бизнесом заказчика,

    количества реализуемых логистических функций,

    доступ к международным и региональным рынкам сбыта.

Все эти группы указаны в представленной ниже таблице (таблица 1).

Таблица 1

Классификация существующих компаний

Параметр

Традиционный логистический посредник

3 Pl- посредник

4PL- посредник

Взаимоотношение в цепи поставок

Разовые сделки(контракт на 1 год)

Долговременные отношения (3-5)

Стратегическое партнерство

Ценность компаний для клиентов

Снижение

издержек благодаря оптимизации отдельных функций

Снижение издержек благодаря комплексной оптимизации бизнес-процессов

Снижение издержек и оптимизация всех бизнес процессов благодаря интеграции цепи поставок

Услуги

1 или 2 функции

Многофункциональность

Интегрированная многофункциональность. Комплексность услуг

Доступ к рынкам

Местный, региональный

Межрегиональный

Глобальный. Доставка «от двери до двери»

Конкурентоспособность

Разрозненная

Кооперация логистических

посредников, формирование

альянсов

Несколько крупных

альянсов на рынке

Компетентность

компании

Много активов,

выполнение

отдельных

операций

Смещение от владения

активами к владению

информацией

Акцент на управлении

информацией, интеграция

на основе IT-решений

3-PL-провайдеры (third party logistics providers) – это фирмы, оказывающие клиентам (промышленным, торговым или сервисным компаниям) комплексный логистический сервис.

4-PL-провайдеры (fourth party logistics providers) – это логистические интеграторы полного цикла. Отличие данного типа компаний от 3PL- провайдеров заключается в применении системного подхода к управлению всеми логистическими бизнес-процессами заказчика, координации действий фокусной компании и ее ключевых контрагентов в цепи поставок, обеспечении их эффективного взаимодействия и обмена данными в реальном масштабе времени на основе современных информационных систем и технологий.

Перемещение материальных потоков в логистической цепи невозможно без концентрации в определенных местах необходимых запасов, для хранения которых предназначены соответствующие склады. Движение через склад связано с затратами живого и овеще­ствленного труда, что увеличивает стоимость товара. В связи с этим проблемы, связанные с функционированием складов, оказывают значительное влияние на рационализацию движения материальных потоков в логистической цепи, использование транспортных средств и издержек обращения.

Склад - это нежилое помещение, предназначенное для хранения сырья, продукции, товаров и прочих грузов, обеспечивающее соблюдение требуемых условий хранения и оснащенное оборудованием для хранения и удобными для разгрузки-погрузки конструкциями и сооружениями. С целью описания характеристик самого складского помещения, а также складского хозяйства была разработана система классификации, наиболее полно отражающая характеристики складского помещения, как логистической и маркетинговой единицы компанией Swiss Realty Group.

Классификация складских помещений .

Класс А+

Класс В+

Класс А

Класс В

Класс С

Класс D

Обязательные критерии:

Современное одноэтажное складское здание из легких металлоконструкций и сэндвич-панелей, предпочтительно прямоугольной формы, без колонн или с шагом колонн не менее 12 метров, с расстоянием между пролетами не менее 24 метров.

Площадь застройки - 40–45%.

Ровный бетонный пол с антипылевым покрытием, с нагрузкой не менее 5 тонн на 1 м2, на уровне 1,2 метра от уровня земли.

Высота потолков - не менее 13 метров, позволяющая установку многоуровневого стеллажного оборудования (6–7 ярусов).

Регулируемый температурный режим.

Система пожарной сигнализации и автоматическая система пожаротушения.

Система вентиляции.

Система охранной сигнализации и видеонаблюдения.

Достаточное количество автоматических ворот докового типа (dock shelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers) не менее 1 на 500 м2.

Площадки для отстоя большегрузных и парковки легковых автомобилей.

Площадки для маневрирования большегрузных автомобилей.

Вспомогательные помещения при складе (туалеты, душевые, подсобные помещения, раздевалки для персонала).

Оптико-волоконные телекоммуникации.

Огороженная и круглосуточно охраняемая, освещенная благоустроенная территория.

Расположение вблизи центральных магистралей.

Профессиональная система управления. Опытный девелопер.

Железнодорожная ветка.

Аналогичен классу А+ за исключением следующих пунктов:

Одноэтажное складское здание, предпочтительно прямоугольной формы, построенное или реконструированное.

Площадь застройки - 45–55%.

Высота потолков - от 8 метров.

Количество автоматических ворот докового типа (dock shelters) - не менее 1 на 1000 м2.

Такие критерии, как “Профессиональная система управления”, “Опытный девелопер”, “Система учета и контроля доступа сотрудников”, “Автономная электроподстанция и тепловой узел” и “Ж/д ветка”, относятся к желательным.

Аналогичен Классу А+ за исключением следующих пунктов:

Шаг колонн должен составлять не менее 9 метров.

Площадь застройки - 45–55%.

Высота потолков - не менее 10 метров.

Такие критерии, как “Опытный девелопер”, “Система учета и контроля доступа сотрудников”, “Автономная электроподстанция и тепловой узел”, “Ж/д ветка” относятся к желательным.

Обязательные критерии:

Одно-, двухэтажное складское здание, предпочтительно прямоугольной формы, вновь построенное или реконструированное промышленное здание.

В случае двухэтажного строения необходимо наличие достаточного количества грузовых лифтов (подъемников) грузоподъемностью не менее 3-х тонн, не менее 1 на 2000 м2.

Высота потолков - от 6 метров.

Пол - асфальт или бетон без покрытия.

Система отопления.

Пандус для разгрузки автотранспорта.

Телекоммуникации.

Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения.

Желательные, но необязательные критерии:

Система вентиляции.

Офисные помещения при складе.

Система учета и контроля доступа сотрудников.

Автономная электроподстанция и тепловой узел.

Ж/д ветка.

Обязательные критерии:

Капитальное производственное помещение или утепленный ангар.

Высота потолков - от 4 метров.

Пол - асфальт или бетонная плитка, бетон без покрытия.

Желательные, но необязательные критерии:

В случае многоэтажного строения - грузовые лифты/подъемники.

Ворота на нулевой отметке.

Площадки для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей.

Система вентиляции.

Система отопления.

Пожарная сигнализация и система пожаротушения.

Офисные помещения при складе.

Ж/д ветка.

Пожарная сигнализация и система пожаротушения.

Пандус для разгрузки автотранспорта.

Охрана по периметру территории.

Телекоммуникации.

Вспомогательные помещения при складе.

Обязательные критерии:

Подвальные помещения или объекты ГО, неотапливаемые производственные помещения или ангары.

Желательные, но необязательные критерии:

Площадки для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей.

Пожарная сигнализация и система пожаротушения.

Система отопления.

Система вентиляции.

Офисные помещения при складе.

Ж/д ветка.

Телекоммуникации.

Охрана по периметру территории.

Классификация складских помещений от Swiss Realty Group

Класс А1

Класс А2

Класс В1

Класс В2

Класс С1

Класс С2

Современные помещения, строившиеся с учетом будущей складской деятельности. Расположение, отделка и оборудование отвечают следующим принципам современной складской логистики: близость основных транспортных артерий, возможность адаптации под любые виды грузов, высокая скорость грузооборота и гарантии сохранности грузов.

Год постройки: позднее 1994.

Расположение: на основных транспортных магистралях в 10–40 км от Москвы. Прямой доступ на территорию склада непосредственно с трассы или по удобным дорогам-сателлитам;

Одноэтажное/однообъемное здание с высокими потолками, позволяющее установить любое стеллажное (конвейерное и т.п.) оборудование, в том числе и многоэтажные (мезонинные) стеллажные системы.

Плоские бетонные полы с антипылевым покрытием, обеспечивающие высокую скорость и безопасность движения погрузочной техники.

Высокая проектная нагрузка на поверхность пола (от 4 тонн на 1 м2), позволяющая применять тяжелую погрузочную технику (высотные штабеллеры) и, как следствие, максимально использовать высоту стеллажей.

Редкая сетка колон (не менее 12 на 18 метров), позволяющая варьировать размещение рядов стеллажей и оптимизировать организацию движения механизмов и складских работников.

Наличие офисных, административных и бытовых помещений в здании склада.

Не менее одних погрузо-разгрузочных ворот на 1 тысячу м2 склада, а также обособленная зона погрузки/разгрузки и комплектации заказов, позволяющая максимально быстро разгружать и загружать грузовой транспорт.

Система пожарной сигнализации и автоматическая система пожаротушения (сплинкерная или порошковая).

Регулируемая температура и влажность в помещениях склада.

Автономные системы тепло- и водоснабжения.

Аварийные системы электропитания.

Центральное кондиционирование и вентиляция.

Современные системы охранной сигнализации и видеонаблюдения.

Погрузочно-разгрузочные ворота, оборудованные гидравлическими аппарелями и док-шелтерами.

Развитая транспортная инфраструктура, наличие удобных подъездных путей, разворотных площадок, парковок для всех видов транспорта, указателей и светофоров.

Благоустроенная прилегающая территория.

Привлекательный внешний вид (отделка современными фасадными системами, современное остекление и пр.).

Полностью реконструированные с применением современных материалов и технологий складские или производственные площади 20–30-летней постройки. Характеристики идентичны Классу А1, за исключением местоположения: склады часто находятся в черте города, в промзонах.

Годы постройки: 1970–1980.

Капитальное одноэтажное (иногда двухэтажное) здание, железобетонная или сборная металлическая конструкция).

Складские помещения доперестроечного периода. Построенные в соответствии с канонами логистики, свойственными плановой экономике, такие помещения требуют некоторых (незначительных) дополнительных капитальных вложений и изменений для осуществления складской деятельности: смена полового покрытия, установка современных охранных систем и пр.

Годы постройки: 1970–1980.

Центральное отопление (собственные котельные).

Высота потолков - 6–9 метров.

Бетонный пол (стяжка или плиты).

Пожарная сигнализация и пожарные краны/рукава.

Крытый пандус или рампа для погрузки/разгрузки транспорта.

Складское помещение недавней постройки, по ряду причин не соответствующее 2–3 параметрам, необходимым складам класса А: недостаточное количество ворот, неудобство подъездных путей и пр.

Год постройки: с начала 1990-х.

Бывшие производственные помещения, таксомоторные парки и автобазы, изначально не приспособленные под складскую обработку и требующие значительных строительных и технических изменений: врезание дополнительных ворот, создание рамп/пандусов, замена остекления/витражей капитальными стенами, модернизация полового покрытия и систем отопления и пожаротушения. В большинстве случаев необходим демонтаж установленного оборудования.

Годы постройки: 1950–1990.

Капитальное одно- или многоэтажное здание (железобетонная конструкция).

Высота потолков - от 7 до 18 метров.

Пожарная сигнализация и рукавная система пожаротушения.

Низкое соотношение количества ворот к площади помещения, отсутствие пандусов.

Расположение в промзонах в черте города.

Старые и сильно изношенные складские помещения советского периода, многие из которых строились еще в 1930–60 годах. К этому же классу относится большинство овощехранилищ и продуктовых оптовых баз.

Склады данного класса зачастую не соответствуют современным нормам пожарной безопасности и экологичности, а также требованиям современных логистических компаний по возможностям грузооборота и, соответственно, требуют значительных дополнительных вложений в капитальный ремонт и модернизацию.

Годы постройки: 1930–1980.

Капитальное одно- или многоэтажное здание (железобетонные конструкции), часто с большим цокольным этажом.

Центральное отопление.

Высота потолков - от 4–5 метров.

Бетонный или асфальтированный пол.

Крытый/открытый пандус или рампа для разгрузки транспорта.

Расположение в промзонах в черте города (часто в ЦАО).

Ограниченные прилегающие территории, недостаток места для парковки и маневра большегрузных машин.

Устаревшие системы охраны и пожаротушения.

Класс D

Неприспособленные под складские нужды гаражи, подвалы, бомбоубежища, холодные ангары, сельскохозяйственные постройки. Такие помещения нецелесообразно модернизировать или реконструировать, поскольку с финансовой точки зрения для повышения класса склада, как правило, более выгодно снести такой объект и построить на его месте новое здание, чем осуществлять реконструкцию.

Основу рынка логистического аутсорсинга (около 95%) составляют услуги по транспортировке и складированию грузов, на этом рынке преобладают «классические» экспедиторские компании,– 2-PL операторы, а операторы 3PL занимают не более 7-8% сегмента экспедиторских услуг. Основную долю российского рынка 3-PL занимают сейчас международные операторы, (например, французская компания «FM Logistic», британская компания «Tablogix»), а отечественных компаний в этом сегменте очень мало(Smart Logistic Group (SLG), Русская логистическая служба (РЛС), Группа ЕВРОСИБ), хотя емкость рынка оценивается в $ 45 млрд. в год. В России, конечно, о широком развитии уровня интеграции категории 4-PL говорить пока вообще не приходится. Очень редки случаи, когда используются элементы схемы 4-PL. Так, 2002 году на ОАО "КоСладКо" внедрена 4-PL схема логистики готовой продукции, что позволило фирме сократить прямые логистические затраты на 10 %.

В 2009 г. углубление спада в промышленности, снижение потребительского и инвестиционного спроса отрицательно сказались на динамике грузооборота и доходов транспортных компаний. Рост сегментов грузоперевозок и экспедиторских услуг в 2009 г. не превысил 3% при уровне инфляции в 13%. 1

На рынке складской недвижимости и складских услуг влияние кризиса начало проявляться с сентября 2008 г. Основной проблемой для девелоперов стало сокращение объемов финансирования проектов со стороны банков и инвестиционных фондов. Ставки по кредитам в конце 2008 г. выросли в два–три раза (до 25–35%), в результате девелоперы заморозили вход в проекты, находящиеся на стадии проектирования. По итогам 2008 г. в московском регионе и Ленинградской области введено 50% от запланированных качественных складских площадей, в других регионах этот показатель не превышал 30%.



Отчетность за сотрудников