Нормативно правовое обеспечение финансового планирования. Основы финансового планирования на предприятии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Основы финансового планирования на предприятии

1. Экономическая сущность финансового планирования на предприятии

Финансовое планирование - (англ, financial planning) - вид управленческой деятельности, связанный с определением финансовых условий работы предприятия для эффективного выполнения им плановых заданий. Различные авторы дают следующие определения понятию финансовое планирование (табл. 1).

Таблица 1. Определение финансового планирования

Определение

Лихачева О.Н

Финансовое планирование - это процесс анализа финансовой и инвестиционной политики, прогнозирование их результатов и воздействия на экономическое окружение предприятия; процесс принятия решений о допустимом уровне риска и выборе окончательных вариантов финансовых планов

Ревинский И.А., Романова Л.С

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки мер по обеспечению организации необходимыми ресурсами, повышению эффективности ее деятельности в будущем.

Балабанов А.И., Балабанов И.Т.

Финансовое планирование - процесс выработки плановых заданий, составления графика их выполнения, разработку финансовых планов и финансовых программ (финансовое прогнозирование), обеспечение их необходимыми ресурсами и рабочей силой, контроль за их исполнением.

Павлова Л.Н.

Финансовое планирование это не что иное, как планирование финансовых ресурсов и фондов денежных средств

Лапуста М.Г.,

Никольский П.С

Финансовое планирование - процесс разработки системы финансовых планов по отдельным аспектам финансовой деятельности, обеспечивающих реализацию финансовой стратегии предприятия в предстоящем периоде

Управлять значит предвидеть, прогнозировать поэтому планирования важнейшая функция вообще. В правильном решении хозяйственных и финансовых вопросов предприятий важная роль отводится планированию. Планирование позволяет установить правильные пропорции между отраслями, способствует рациональному использованию материальных и трудовых ресурсов. Результаты планирования служат основой для принятия грамотных управленческих решений. Существуют следующие принципы планирования:

Наивысшая эффективность общественного производства;

Научное обоснованность плана;

Пропорциональность и непрерывность;

Единство составления, проверки и организации выполнения.

Финансовое планирование обеспечивает взаимоувязку показателей развития предприятия и поэтому является сложным, трудоемким процессом, затрагивающим практически все службы и подразделения.

Основными задачами финансового планирования по мнению Н.Ф. Самсонова являются:

Обеспечение источниками финансирования основной деятельности предприятия (поддержание нормального уровня запасов сырья, материалов, готовой продукции, финансирование прироста оборотных средств, воспроизводства основных производственных фондов и т.д.);

Своевременное и в полном объеме выполнение обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами;

Обоснование эффективного вложения временно свободных денежных средств, поддержание остатка денежных средств на достаточном уровне;

Выявление резервов роста доходов предприятия;

Оптимизация использования прибыли;

Определение дивидендной политики;

Обоснование размера и условий привлечения внешних источников для финансирования инвестиционной деятельности предприятия;

Поддержание платежеспособности предприятия, обеспечение его финансовой устойчивости.

Основными этапами финансового планирования являются:

Анализ финансовой ситуации и проблем;

Прогнозирование будущих финансовых условий;

Постановка финансовых задач;

Выбор оптимального варианта решения финансовых задач;

Составление финансового плана;

Корректировка и увязка финансового плана с другими разделами;

Выполнение финансового плана;

Контроль и анализ выполнения финансового плана.

По мнению Н.Ф. Самсонова цель финансового планирования предприятия конкретизируется в зависимости от длительности планируемого периода, результатов анализа его финансового состояния на момент разработки финансового плана, динамики основных финансовых показателей в ретроспективе, результатов маркетинговых исследований, а также внешних условий (таких, как уровень инфляции, ставка рефинансирования Банка России, курс рубля по отношению к твердым валютам, стабильность правового поля).

Предприятие, имеющее большую просроченную кредиторскую задолженность, финансовое положение которого близко к критическому при разработке финансового плана должно ориентироваться на обоснование антикризисных мероприятий, которые позволят избежать банкротства. Организация, получающая стабильные доходы, финансово устойчивая может при разработке финансового плана поставить цель увеличения рентабельности продаж и производства в целом.

Вместе с тем система целей финансового планирования любого предприятия должна быть ориентирована на увязку доходов и расходов, а также обеспечение платежеспособности в краткосрочном периоде и (или) поддержание финансовой устойчивости в долгосрочном периоде.

Горизонт финансового планирования - это период времени, в пределах которого можно дать с приемлемой точностью оценку финансовых показателей стратегии развития предприятия с учетом влияния основных факторов внешней среды. Стратегия развития предприятия, ориентированная на реконструкцию производства, внедрение новой технологии, расширение производства в связи с выходом на новые рынки, как правило, определяет горизонт финансового планирования от трех до пяти лет. При этом нужно учитывать стабильность экономики в целом, предсказуемость политического развития отраслевые, региональные и иные значимые факторы внешней Среды.

В пределах горизонта планирования финансовые планы, по мнению Н.Ф. Самсонова делятся на:

Перспективные (стратегические);

Текущие;

Оперативные.

В условиях современной российской действительности горизонт финансового планирования, как правило, составляет не более трех лет, и на такой период разрабатываются стратегические (перспективные) финансовые планы предприятия. Стратегический финансовый план определяет концепцию финансового развития организации и может составлять коммерческую тайну.

Разработка финансовой стратегии - разрабатывается в соответствии с общей стратегией предприятия в целом.

Она основывается на учете:

Отраслевой специфики,

Динамики макроэкономического процесса,

Динамики финансового рынка,

Конкретными условиями предприятия.

Стратегический план базируется на разработки прогнозов. Финансовый прогноз предполагает следующие этапы:

Составление прогноза продаж с помощью статистических и других

доступных методов;

2) Прогнозирование динамики переменных затрат;

3) Прогнозирование постоянных затрат;

4) Составление прогноза инвестиции в основные и оборотные активы необходимы для достижения планируемого объема продаж;

5) Расчет потребности во внешнем финансировании и изыскания соответствующих источников с рациональной структурой капитала.

Финансовая стратегия включает разработку следующих основных документов:

Прогноз прибылей и убытков

Прогноз движения денежных средств

Прогноз бухгалтерского баланса.

Эти документы являются базовыми и корректируются в зависимости от

изменения внешней среды и объема реализации. Кроме того на предприятии могут разрабатывается при необходимости инвестиционные планы, финансовые разделы планов в долгосрочных бизнес-планах.

Финансовая стратегия предприятия разрабатывается по многим направлениям важнейшими являются:

Движение денежных средств,

Определение дивидендной политики,

Определение стратегии в отношении динамики и структуры капитала,

4) Определение стратегии финансов предприятия.

Перспективный финансовый план конкретизируется в виде текущих финансовых планов составляемых на год. Основным документом текущего финансового планирования является баланс доходов и расходов. При разработке текущего финансового плана финансовый менеджер исходит из целей финансового планирования на предстоящий год и решает задачи, перечисленные выше. Балансировка доходов и расходов финансового плана достигается как регулированием расходов (прежде всего отчислений в фонде накопления и потребления, дивидендных выплат), так и оптимизацией размера и состава заемных средств. Разработка текущего финансового плана должна быть ориентирована на обеспечение финансовой устойчивости предприятия.

В рамках текущего планирования на предприятии разрабатыватся финансовый план, в котором в стоимостном выражении отражаются все стороны работы предприятия. Основные задачи, решаемые в финансовом плане, таковы:

Обеспечение предприятия финансовыми ресурсами по осуществлению производственно-хозяйственной деятельности;

Использование резервов в мобилизации ресурсов с целью увеличения прибыли и повышения рентабельности производства;

Определение финансовых взаимоотношений с госбюджетом, кредитными учреждениями, вышестоящими организациями.

Текущий план конкретизирует стратегические планы и предполагает разработку тех же документов, что и стратегическое планирование:

План прибыли и убытков,

План движения денежных средств - составляется 2-мя способами:

Прямым на основе исчисления притока и оттока финансовых ресурсов.

Косвенным - основан на корректировки прибыли в связи с изменением активом предприятия.

3) Плановый баланс - его разработка начинается с планирования активов, информации об их изменениях берется из различных источников например:

Из долгосрочного финансового плана,

Отчетов по производственным запасам,

Планов снабжения.

Оперативное финансовое планирование заключается в разработке платежного календаря, детализирующего на квартал или месяц текущий финансовый план. Платежный календарь помогает поддерживать платежеспособность предприятия, вовремя привлекать краткосрочные заемные средства для покрытия разрыва во времени поступлений и перечислений средств. Структура (схема) платежного календаря аналогична текущему финансовому плану, но отражает ежедневное движение средств, в балансе доходов и расходов предприятия.

Оперативное финансовое планирование по сути основная форма планирования в настоящее время. Они различаются по форме и разрабатываются практически на всех рамках оперативных планированиях, решаются следующие задачи:

Синхронизация денежных поступлений и расходов;

Ежедневный учет изменений состояния финансовых ресурсов и их корректировка;

Определение потребностей в краткосрочных кредитах;

Эффективное использование свободных денежных ресурсов.

Оперативное планирование реализуется в следующих формах:

Составляется платежный календарь для определения динамики, избытка или недостатка финансовых средств. Избыток средств требует финансовое решение по их эффективному решению и использованию этих средств. Недостаток требует поиск финансовых ресурсов на выгодных для предприятия условий.

Кассовый план - план оборотов наличных денег он необходим для:

Контроля за поступлением и использованием денежных средств.

Банку - для составления сводного кассового плана и своевременного обслуживания клиента.

На основе кассового плана получают деньги в банке, формирования денежного наличия.

Финансовый менеджмент при разработки финансового плана учитывает:

Порядок ведения кассовых операций,

Заявки по заработной плате, командировки.

С ростом безналичного оборота роль этого финансового документа будет снижаться.

Также существует и кредитный план - определяется потребность в краткосрочном финансировании в нем отражены размеры кредита, % за пользование, эффективность данного мероприятия. Работа с банком упрощается если предприятию открывается кредитная линия. Свободный аналитических финансовых планов, итоговый документ носит текстовой характер и отражает уровень обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами, проблемы на текущий момент и на перспективу.

2 .

Финансовая деятельность предприятия регулируется целым рядом нормативно-правовых актов законодательных органов РФ.

Федеральные законы

«Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

Федеральный закон от 08.05.2010 №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

Федеральный закон о Бухгалтерском учете от 21.11.1996 №129-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

Приказ ФСФО России от 23 января 2001 №16 «Об утверждении «Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций»

Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 №67н (ред. От 18.09.2008) «О формах бухгалтерской отчетности организации»

Постановления (распоряжения) Правительства Российской Федерации

«Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 №739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 №537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 №538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 №671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2012 №1110 «О внесении изменений в Положение о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.03.2010 №296-р «Об утверждении плана мероприятий по совершенствованию правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;

Нормативные правовые и правовые акты, разработанные в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 года №83

В целях создания единого механизма реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи, обеспечения государственных гарантий на охрану здоровья, а также повышения эффективности использования ресурсов здравоохранения области, в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 №5487-1, Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2003 №255 «О разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 №811 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2013 год».

Предоставление платных медицинских и иных услуг населению в осуществляется в соответствии с основными нормативно-правовыми документами Российской Федерации:

Закон Российской Федерации от 22.07.1993 №5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», от 28.06.1991 №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», Гражданским кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.1996 №27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями», постановлением Правительства Смоленской области от22.06.2009 г. №171-п «Об утверждении Положения об источниках образования и направлениях использования средств, полученных государственными бюджетными учреждениями Смоленской области от приносящей доход деятельности», распоряжением Администрации Смоленской области от 15.12.2004 №1186-рк «Об утверждении методических рекомендаций по расчету тарифов на платные медицинские услуги, оказываемые государственными учреждениями здравоохранения Смоленской области»

3 . Типы финансового планирования и виды планов

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в предстоящем периоде.

Финансовый план хозяйствующего субъекта - это плановый документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) период. Финансовый план может составляться в форме баланса доходов и расходов, бюджета или сметы.

Финансовое планирование на предприятии базируется на следующих его трех типах (системах):

стратегическое;

оперативное.

Каждому из этих трех типов (систем) присущи определенный период и свои формы реализации его результатов (см. Таблицу 2)

Таблица 2. Системы финансового планирования и формы реализации его результатов на предприятии

Системы финансового планирования

Формы реализации результатов финансового планирования

Период планирования

Стратегическое планирование (прогнозирование финансовой деятельности)

Разработка общей финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности предприятия

Текущее планирование финансовой деятельности

Разработка текущих финансовых планов по отдельным аспектам финансовой деятельности

Оперативное планирование финансовой деятельности

Разработка и доведение до исполнителей бюджетов, платежных календарей и других форм оперативных плановых заданий по всем основным вопросам финансовой деятельности

Месяц, квартал

Все системы финансового планирования находятся во взаимодействии и реализуются в определенной последовательности. Первоначальным исходным этапом планирования является прогнозирование основных направлений и целевых параметров финансовой деятельности путем разработки общей финансовой стратегии предприятия, которая призвана определять задачи и параметры текущего финансового планирования. В свою очередь, текущее финансовое планирование создает основу для разработки и доведения до непосредственных исполнителей оперативных бюджетов по всем основным аспектам финансовой деятельности предприятия.

Стратегическое финансовое планирование. Стратегическое финансовое планирование является наиболее сложной среди рассматриваемых систем финансового планирования, поскольку основано на прогнозировании финансовых параметров развития предприятия. Именно поэтому оно требует для своей реализации высокой квалификации исполнителей.

Финансовая стратегия предприятия представляет собой систему долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия и наиболее эффективных путей их достижения .

Являясь частью общей стратегии экономического развития предприятия, финансовая стратегия носит по отношению к ней подчиненный характер и должна быть согласована с ее целями и направлениями. Вместе с тем, финансовая стратегия сама оказывает существенное влияние на формирование общей стратегии экономического развития предприятия.

Это связано с тем, что основная цель общей стратегии - обеспечение высоких темпов экономического развития и повышение конкурентной позиции предприятия связана тенденциями развития соответствующего товарного рынка (потребительского или факторов производства). Если тенденция развития товарного и финансового рынков не совпадают, может возникнуть ситуация, когда цели общей стратегии развития предприятия не могут быть реализованы в связи с финансовыми ограничениями. В этом случае финансовая стратегия вносит определенные коррективы в общую стратегию развития предприятия.

Процесс формирования финансовой стратегии предприятия осуществляется по следующим этапам :

Определение общего периода формирования финансовой стратегии. Этот период зависит от ряда условий: продолжительности периода, принятого для формирования стратегии, предсказуемость развития экономики и конъюнктуры контактируемых сегментов финансового рынка, отраслевая принадлежность предприятия, его размер, стадия жизненного цикла и др.

Исследование факторов внешней финансовой среды и конъюнктуры финансового рынка. Такое исследование предопределяет изучение экономико-правовых условий финансовой деятельности предприятия и возможного их изменения в предстоящем периоде. На данном этапе также разрабатывается прогноз конъюнктуры в разрезе отдельных сегментов финансового рынка.

Формирование стратегических целей финансовой деятельности предприятия. Система стратегических целей должна обеспечивать формирование достаточного объема собственных финансовых ресурсов и высокорентабельное использование собственного капитала; оптимизацию структуры активов и используемого капитала; приемлемость уровня финансовых рисков в процессе осуществления предстоящей хозяйственной деятельности и т.п.

Конкретизация целевых показателей финансовой стратегии по периодам ее реализации. В процессе этой конкретизации обеспечивается динамичность представления системы целевых стратегических нормативов финансовой деятельности, а также их внешняя и внутренняя синхронизация во времени.

Разработка финансовой политики по отдельным аспектам финансовой деятельности. Финансовая политика представляет собой форму реализации финансовой стратегии предприятия в разрезе наиболее важных аспектов финансовой деятельности предприятия на отдельных этапах ее осуществления.

Разработка системы организационно-экономических мероприятий по обеспечению реализации финансовой стратегии.

Оценка эффективности разработанной финансовой стратегии.

Итак, разработка финансовой стратегии и финансовой политики по наиболее важным аспектам финансовой деятельности позволяет принимать эффективные управленческие решения, связанные с финансовым развитием предприятия.

Текущее финансовое планирование.

В условиях рыночной неопределенности, большой зависимости от внешних факторов, частого изменения законодательства, инфляционных ожиданий многие отечественные предприятия сталкиваются с проблемами прогнозирования и планирования будущего. Поэтому основное внимание сегодня они уделяют текущему (краткосрочному) планированию .

Текущее финансовое планирование включает разработку:

финансового плана основной деятельности, процедура составления которого предусматривает обоснование прибыли от реализации продукции (работ, услуг) и ее распределение;

финансового плана неосновной деятельности, составление которого предполагает расчет доходов и расходов, а также прибыли или убытка от этой деятельности;

текущего финансового плана (расчетного баланса доходов и расходов), объединяющего финансовые результаты по всем видам деятельности предприятия и отражающего возможности производственного и социального развития на период до одного года;

расчетов показателей текущего финансового плана (налогов; прибыли; амортизационных отчислений; устойчивых пассивов; прироста норматива собственных оборотных средств и др.);

кредитного, валютного планов, плана (бюджета) по налогам;

плана движения денежных средств, в основе которого лежит определение резерва ликвидных средств;

оперативных финансовых планов (платежного календаря, кассового плана).

Рассмотрим содержание отдельных из них. Ведущим финансовым планом в современных условиях является текущий (расчетный баланс доходов и расходов). Он составляется на год с поквартальной разбивкой.

Разработка финансового плана включает пять этапов:

анализ финансовых показателей за отчетный период;

разработка учетной политики на плановый год;

составление расчетов и таблиц, обосновывающих плановые размеры доходов и расходов;

доведение плановых заданий до подразделений и служб предприятия и конкретных исполнителей;

разработка отчетов об исполнении финансовых планов .

На первом этапе выполняется финансовый анализ выручки от реализации продукции (работ, услуг) и себестоимости реализованной продукции, прибыли, рентабельности производства, продукции, активов и собственного капитала за период, предшествующий планируемому, определяются финансовая устойчивость и ликвидность предприятия. Составление динамических рядов анализируемых показателей повышает качественный уровень финансового планирования, так как позволяет выявить складывающиеся тенденции, закономерности, дает информационную базу для разработки более точных прогнозов.

На втором этапе выбирают приоритеты учетной политики в вопросах выручки от реализации, амортизационных отчислений, оценки запасов и др.

Выбор вариантов учетной политики является, с одной стороны, обязательным требованием бухгалтерского учета, а с другой - инструментом реализации финансовой политики предприятия. В определенной мере выбор учетной политики влияет на размер финансовых ресурсов.

На третьем этапе производится расчет отдельных показателей финансового плана, составление плана по определенной форме и его утверждение. Специальные расчеты к текущему финансовому плану включают расчеты прибыли и ее распределения, амортизационных отчислений. Потребности в оборотных средствах и источников финансирования прироста норматива собственных оборотных средств, источников финансирования капитальных вложений, налогов и др. В рыночной экономике рекомендуется составлять несколько вариантов финансовых расчетов в целях оптимизации принимаемых решений. Для обоснования финансового результата (прибыли или убытка) по основной деятельности к финансовому плану составляются сметы продаж, затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). По видам деятельности - операционной, инвестиционной, финансовой могут составляться, в рамках до одного года, бюджеты, отражающие соответствующие доходы и расходы.

На уровне структурных подразделений предприятия также могут составляться бюджеты, сметы, охватывающие весь денежный оборот и включающие в себя: бюджет материальных затрат; бюджет потребления энергии; бюджет фонда оплаты труда; бюджет амортизационных отчислений; налоговый бюджет, сметы образования и расходования фондов денежных средств, формируемых из прибыли. Сводный (консолидированный) бюджет предприятия равен сумме бюджетов затрат структурных подразделений, налогового и кредитного бюджетов. При составлении бюджетов структурных подразделений и служб предприятия следует соблюдать принцип декомпозиции. Он означает, что все бюджеты должны быть увязаны в сквозную систему и бюджеты подразделений входят в сводный (консолидированный) бюджет предприятия. Перечисленные расчеты к финансовому плану необходимы для осуществления контроля за ходом выполнения плана и финансирования предусмотренных мероприятий, для выбора оптимальных источников пополнения фондов и структуры вложений собственных средств.

Четвертый этап предполагает доведение заданий утвержденного годового финансового плана до подразделений, служб предприятия. При этом могут вноситься корректировки в бюджеты и сметы структурных подразделений предприятия (отделов маркетинга, ценообразования, планового и др.). Изменения вносятся на основании расчетов статей финансового плана. Структурные подразделения предприятия доводят плановые задания до конкретных исполнителей.

Пятый этап предусматривает разработку отчетов об исполнении финансовых планов (бюджетов, смет). Отчеты служат информационной базой для финансового планирования на предстоящий период. Эта работа, к сожалению, многими предприятиями не осуществляется.

Рассмотрим подробнее содержание финансовых планов.

Текущий финансовый план (расчетный баланс доходов и расходов) составляется на год с поквартальной разбивкой. Он может включать два или три раздела. В первом случае в нем выделяют разделы: 1. Доходы и поступления средств. 2. Расходы и отчисления средств. 3. Взаимоотношения с бюджетом (ассигнования из бюджета и платежи в бюджет). Между разделами финансового плана существует определенная взаимосвязь. Итог первого раздела плюс ассигнования из бюджета должен быть равен итогу второго раздела плюс платежи в бюджет. Если текущий финансовый план включает два раздела, то ассигнования из бюджета записываются в разделе 1 «Доходы и поступления средств», а платежи в бюджет - в разделе 2 «Расходы и отчисления средств».

Примерная форма текущего финансового плана (расчетного баланса доходов и расходов) приведена в Приложении 1.

В первом разделе текущего финансового плана показываются финансовые результаты деятельности, начисленная амортизация, ресурсы, привлекаемые на долгосрочной основе.

Во втором разделе плана отражаются расходы на расширение и техническое перевооружение производства, уве личение оборотного капитала, социальное развитие, погашение долгосрочных банковских кредитов и займов, образование резервных фондов и другие расходы за счет чистой прибыли.

Третий раздел включает платежи в бюджет (налоги на недвижимость, на прибыль, а также местные налоги, уплачиваемые из прибыли, остающейся после уплаты общегосударственных налогов из прибыли) и средства, получаемые из бюджета на финансирование капитальных вложений, дотации, субвенции и др. В конце финансового плана в виде справки могут указываться налоги и отчисления, относимые на себестоимость или включаемые в отпускную цену сверх цены производства.

При разработке текущего финансового плана необходимо обеспечить увязку каждого вида вложений с источниками финансирования. Для проверки правильности составления текущего (годового) финансового плана и иллюстративности экономических взаимосвязей между статьями плана может составляться проверочная (шахматная) таблица. Ее назначение состоит в том, чтобы определить источники финансирования по каждой статье затрат и распределить доходы, а также сбалансировать доходы и расходы предприятия. При распределении доходов учитывается целевой характер их использования и очередность направления по статьям затрат. Например, прибыль в первую очередь направляется на уплату налогов и финансовых санкций, а затем на собственные нужды предприятия. Прирост устойчивых пассивов первоначально должен быть направлен на увеличение оборотных средств, а в оставшейся части - на другие расходы по усмотрению предприятия. При недостатке собственных средств расходы в годовом финансовом плане могут покрываться долгосрочными заемными и привлеченными ресурсами. Возможный вариант шахматной таблицы приведен в Приложении 2. Составление шахматной таблицы начинается с заполнения итоговых граф по доходам и расходам предприятия, итог должен совпасть.

По своей природе текущий (годовой) финансовый план является жестким количественным планом. Длительное время его приоритет поддерживался государством, которое посредством финансово-кредитного механизма помогало предприятиям обеспечивать синхронность между поступлениями денежных средств и их расходованием. В современных условиях роль финансового планирования принципиально изменилась. Теперь ответственность за результаты деятельности лежит на самих предприятиях и они заинтересованы в том, чтобы знать свое финансовое положение на текущий момент и на ближайшее будущее. Текущий (годовой) финансовый план позволяет предвидеть размеры чистого дохода и возможности инвестиционного финансирования. В этом заключается его значение для предприятий, так как именно годовой план предполагает обоснование издержек производства и прибыли. Следует отметить что многовариантные расчеты с использованием современных технологии являются для нашей практики исключением, что снижает ценность годового финансового плана. Кроме того, под влиянием инфляции и внешних факторов плановые назначения требуют постоянной корректировки. Такая работа на отечественных предприятиях, по сути, не проводится, что также снижает значимость годового финансового плана.

Текущий (годовой) финансовый план не отражает полного объема финансовых ресурсов. По этой причине нельзя ограничиться его составлением, необходимы и другие финансовые планы.

Важным документом по управлению текущим денежным оборотом предприятия является план движения денежных средств на счетах в банках и в кассе (платежный баланс). Он разрабатывается на предстоящий год с разбивкой по кварталам. Квартальные назначения подразделяются по месяцам. С помощью этого документа обеспечивается оперативное финансирование всех хозяйственных операций предприятия. Для белорусских предприятий план движения денежных средств является новым документом и находится в стадии изучения. Необходимость его составления в современных условиях обусловлена отсутствием государственных гарантий по обеспечению предприятий источниками финансирования затрат, изменением порядка кредитования, наличием просроченной задолженности предприятий бюджету, банкам, экономическим партнерам.

План движения денежных средств обычно составляется в целом по предприятию. По своему содержанию он близок балансу денежных расходов и поступлений в составе бизнес-плана и платежному календарю в составе оперативных финансовых планов. В нем указывается остаток денежных средств на начало периода, все планируемые виды поступлений денежных средств и все виды денежных выплат. Значение этого плана в том, что на его основе предприятие прогнозирует выполнение всех своих расчетных обязательств и изменения в платежеспособности. Кроме того, составление плана движения денежных средств служит способом контроля за наличностью, позволяет своевременно принять меры по восполнению дефицита денежных средств путем привлечения кредитов и займов.

Составлению плана движения денежных средств (платежного баланса) предшествует разработка прогноза движения денежных средств (прогноза потоков денежных средств) по видам деятельности: текущей (операционной), инвестиционной, финансовой, а также в целом по предприятию. Этот плановый документ также находится в стадии изучения и нуждается в уточнении нормативно-методологической базы. Составление прогноза по видам деятельности дает возможность изучить: текущие денежные потоки; способность предприятия своевременно рассчитаться с бюджетом, банками, занятыми работниками и другими кредиторами; способность предприятия выплатить дивиденды; необходимость привлечения дополнительных денежных средств для выполнения планируемых программ и др. Прогноз движения потоков денежных средств может быть составлен по форме, представленной в Приложении 3.

Валютный план составляется на год с поквартальной разбивкой и отражает движение средств на текущем валютном счете в банке. Основой для его составления служит предполагаемый объем валютной выручки от реализации товаров (работ, услуг) на экспорт в соответствии с заключенными контрактами, а также планируемые валютные поступления от реализации на внутреннем рынке, прочие валютные поступления и предполагаемые расходы в валюте. При расчете поступлений валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) учитывается обязательная продажа части ее за рубли.

Кредитный план (бюджет) составляется на квартал, полугодие, год. Он отражает получение и погашение краткосрочных и долгосрочных ссуд банков, получаемых на производственные, инвестиционные, сезонные потребности и иные цели. Примерная форма плана приведена в Приложении 4. Оперативное финансовое планирование.

План поступления и расходования (движения) денежных средств на год с разбивкой по кварталам и месяцам дает общую основу управления денежными потоками предприятия. Однако высокий динамизм этих потоков, их зависимость от многих факторов краткосрочного действия определяют потребность в разработке финансового документа, обеспечивающего ежедневное управление движением денежных средств предприятия. Таким документом является платежный календарь.

Платежный календарь - основной оперативный финансовый план. Он является самым эффективным и надежным инструментом оперативного управления денежными потоками предприятия .

Основной целью разработки платежного календаря является установление конкретных сроков поступления денежных средств и платежей предприятия и их доведение до исполнителей в форме плановых заданий.

Период планирования определяется предприятием самостоятельно с учетом специфики деятельности и экономической целесообразности. Он может быть равен месяцу, пятнадцати дням, декаде, пяти или одному дню.

Официально установленной формы платежного календаря нет. Наиболее распространенной формой является его построение в разрезе двух разделов:

предстоящие расходы и платежи;

предстоящие поступления денежных средств.

В первом разделе указываются все расходы и платежи, проходящие через расчетный, спецссудный или контокоррентный счета в банке: уплата просроченных сумм поставщикам, банкам, бюджету, срочные платежи по зарплате, поставщикам, отчисления в централизованные бюджетные и внебюджетные фонды, налоги по наступающим срокам, расходы на инвестиции, суммы погашения банковских кредитов и процентов по ним, расходы на выплату дивидендов, на социальные нужды и все другие затраты.

Во втором разделе указываются планируемые источники покрытия затрат: переходящие остатки на расчетном счете, кредитовое сальдо на спецссудном или контокоррентном счете, выручка от реализации продукции (работ, услуг) и иных ценностей, доходы от операций с ценными бумагами, поступление дебиторской задолженности покупателей, ассигнования из бюджета, ссуды банков, бюджетные ссуды и займы, займы и финансовая помощь других субъектов хозяйствования, прочие доходы и поступления.

В платежном календаре денежные расходы и поступления средств должны быть сбалансированы. Если на предстоящий период поступления средств превышают расходы, то в платежном календаре планируется излишек средств. Это положительное сальдо выразится в росте переходящего остатка денег на расчетном счете (или кредитовом сальдо на спецссудном или на контокоррентном счете). По экономическому содержанию излишек средств в одном периоде выступает в качестве денежных сбережений для последующего периода. В зависимости от периода планирования и своей величины переходящий остаток может стать источником приращения доходов предприятия, например, в виде процента по банковским депозитам или дохода по банковскому векселю.

Если планируемые расходы превышают ожидаемое поступление средств (вместе с переходящим остатком), то в платежном календаре отражается недостаток денежных средств. В таком случае необходимо оперативно изыскать дополнительные источники средств или перенести часть непервоочередных расходов на следующий календарный период.

В числе принимаемых мер по сбалансированию расходов и поступлений средств могут быть следующие:

изыскание возможности отгрузки продукции на условиях предоплаты;

получение коммерческого кредита у поставщиков;

продажа определенной партии продукции по пониженной цене;

выездная торговля;

выплата части заработной платы в натуральной форме;

использование средств с депозитных, трастовых счетов, ранее открытых в банке;

получение овердрафта или иного кредита в банке;

решение вопроса о пролонгации банковских ссуд;

обращение к налоговой инспекции с просьбой о взыскании налогов со счетов дебиторов;

решение вопроса об отсрочке уплаты налогов (получении налогового кредита);

изыскание возможности расчетов с государственными фондами в натуральной форме - путем предоставления машин, оборудования, материалов, рабочей силы.

Примерная форма платежного календаря приведена в Приложении 5.

Предприятие может не ограничиваться составлением общего платежного календаря, охватывающего все виды деятельности. Допускается его дифференциация по видам деятельности: основной (текущей), инвестиционной, финансовой и центрам ответственности. Такая дифференциация повышает качество управления денежными потоками предприятия и обеспечивает более тесную связь платежного календаря и плана движения денежных средств.

Возможно составление более «узких» платежных календарей, например, налогового платежного календаря, календаря инкассации дебиторской задолженности, календаря реализации продукции (работ, услуг), календаря реализации отдельных инвестиционных проектов и др.

Конкретный перечень видов платежных календарей устанавливается предприятием самостоятельно с учетом специфики его деятельности и требований эффективности управления денежным оборотом.

Помимо платежного календаря на предприятиях может составляться кассовый план.

Кассовый план - это план оборота наличных денежных средств, определяющий поступления и выплаты наличных денег через кассу предприятия.

Финансовая служба предприятия осуществляет контроль за движением наличных денег, соблюдением кассовой дисциплины. Своевременная выплата заработной платы и других причитающихся работникам сумм характеризует состояние финансовых отношений между предприятием и его трудовым коллективом, его платежеспособность. Поэтому составление кассовых планов и контроль за их выполнением сохраняют весьма важное значение для предприятий, осуществляющих выплату заработной платы через свои кассы.

Кассовый план должен быть представлен в коммерческий банк, выполняющий расчетно-кассовое обслуживание предприятия в целях прогнозирования спроса на наличные деньги.

Кассовый план составляется на квартал. Он состоит из четырех разделов. В первом разделе указывается поступление наличных денег в кассу предприятия, кроме средств, получаемых в банке. Это - торговая выручка, выручка от оказания услуг и другие поступления. С обслуживающим банком согласовываются вопросы инкассации наличных средств, поступающих в кассу предприятия, и доля средств, которая может расходоваться на месте. Во втором разделе указываются все расходы наличными деньгами (на заработную плату и другие виды оплаты труда, на премии и другие выплаты за счет спецфондов, на выплату пособий по социальной защите, на командировочные расходы, на хозяйственно-операционные расходы и др.). В третьем разделе кассового плана приводится расчет суммы наличных денег, планируемых к получению в банке для выплаты зарплаты и на другие цели. В четвертом разделе - сроки суммы выплат наличными деньгами, согласованные с банком.

Подводя итог первым двум параграфам настоящей главы, всю совокупность существующих на предприятии финансовых планов можно представить в виде таблицы 3.

Таблица 3. Виды финансовых планов предприятий

Вид плана

Периодичность составления

1. Расчетный баланс доходов и расходов (годовой финансовым план)

Год с поквартальной разбивкой

2. Инвестиционный план (бюджет)

Квартал, год или более длительный период с разбивкой по годам

3. Кредитный план (бюджет)

Квартал, год

4. Валютный план

Квартал, год

5. План (прогноз) движения денежных средств

Квартал, год

6. Налоговый план (бюджет)

Квартал, год

7. Кассовый план (заявка)

8. Платежный календарь

Месяц, декада, пятидневка и др.

9. Прогноз объема реализации (составной элемент бизнес-плана)

По мере необходимости

10. Баланс денежных расходов и поступлений (составной элемент бизнес-плана)

По мере необходимости

11. Прогноз баланса актинов и пассивов (составной элемент бизнес-плана)

По мере необходимости

12. График безубыточности Составной элемент бизнес-плана)

По мере необходимости

Таким образом, основными типами финансового планирования, составляющими его систему, являются стратегическое, текущее и оперативное финансовое планирование. На предприятии создается целая система финансовых планов, характеризующая основные направления привлечения и расходования финансовых ресурсов организации.

4. Нормативно-правовое обеспечение финансового планирования на предприятии

Финансовая деятельность предприятия регулируется целым рядом нормативно-правовых актов законодательных органов Республики Беларусь.

Формирование плановой и фактической производственной себестоимости осуществляется на основании Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).

Письмо министерства статистики и анализа Республики Беларусь «О разработке государственной статистической отчетности по финансам в 2004 году» от 23 марта 2004 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь -2004. - №01-06-46/648

Формирование и распределение доходов и прибыли на предприятиях государственной формы собственности происходит в пропорциях и размерах установленных отраслевыми министерствами и ведомствами.

Отчисления в бюджет происходят на основе действующих правовых актов, касающихся налогового законодательства: Постановление Верховного Совета Республики Беларусь «О временном порядке применения местных налогов и сборов в Республике Беларусь» от 29 июня 1993 №2455 // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. -1993. - №26. - Ст. 333, Закон Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» от 20 декабря 1991 №1323-XII // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. -1992. - №4. - Ст. 75, Закон Республики Беларусь «О налоге на пользование природными ресурсами (экологический налог)» от 23 декабря 1991 №1335-XII // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. -1992. - №3. - Ст. 57 Закон Республики Беларусь «О налогах на доходы и прибыль» от 22 декабря 1991 №1330-XII // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. -1992. - №4. - Ст. 77, Закон Республики Беларусь «О налоге на добавленную стоимость» от 19 декабря 1991 г. №1319-XII // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. -1992. - №3. - Ст. 515, Закон Республики Беларусь «О налоге на недвижимость» от 23 декабря 1991 №1337-XII // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. -1992. - №3. - Ст. 59

Непосредственно рекомендации и методология финансового планирования на предприятии, в частности бизнес-планирования, содержатся в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь №326 от 05.03.1999 г. «О совершенствовании методологии анализа, текущего и перспективного планирования и разработки бизнес-планов субъектов хозяйствования» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -1999. - №23. - Ст. 5/384), положении Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 26.11.1997 г. «О порядке оформления и выдачи Министерством предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь свидетельств на право проведения экспертных работ и разработки бизнес-планов инвестиционных проектов» (Бюллетень нормативно-правовой информации. -1998. - №1)

Процесс накопления амортизационных отчислений осуществляется также на основании широкой нормативной базы по данному вопросу.

В заключение данной главы можно утверждать, что субъекты хозяйствования самостоятельно определяют виды планов и горизонты планирования. Однако в современной отечественной практике финансовое планирование не стало эффективным инструментом управления предприятием, несмотря на то что на предприятиях составляются текущие (годовые) финансовые планы, бизнес-планы, платежные календари, расчеты потоков денежных средств. Общим недостатком существующего положения является то, что отдельные планы не увязаны в систему, формально анализируется их выполнение, отсутствует необходимое нормативно-правовое и методическое обеспечение.

Сегодня на отечественных предприятиях приоритет отдается текущему финансовому планированию. В то же время возрастает потребность в стратегическом финансовом планировании, актуальность которого обусловлена рыночными преобразованиями.

Список использованной литературы

финансовый правовой планирование

1. Акулов В.Б. Финансовый менеджмент. - Петрозаводск: Издательство Петрозаводского государственного университета, 1997. - 136 с.

2. Афитов Э.А. Планирование на предприятии: Учеб. пособие. - Мн.: Выш. шк., 2001 г. -285 с.

3. Бабук И.М. Инвестиции: финансирование и оценка экономической эффективности. - Мн.: ВУЗ-Юнити, 1996 г. -161 с.

4. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. - М.: Финансы и статистика, 1997 г.

5. Бизнес-планирование. Реализация бизнес-плана на предприятии // Экономика. Финансы. Управление. -2005. - №6. С. 125-127

6. Бланк И.А. Управление прибылью. - Киев: Ника-Центр, Эльга, 1998 г. -413 с.

7. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. - К.: Ника-Центр, 1999.-528 с.

8. Бухалков МП. Внутрифирменное планирование. - М.: ИНФРА-М, 1999. -392 с.

9. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. / О.А. Левкович, И.Н. Бурцева. - Мн.: Амалфея, 2005 г. -800 с.

10. Воронцовский А.В. Инвестиции и финансирование: Методы оценки и обоснования. - СПб.: Издательство С-Петербургского университета, 1998 г. -528 с.

11. Давыденков Е.А. Проблемы организации финансового планрования и контроля на отечественных предприятиях и пути их решения // Финансовый менеджмент. -2005. - №2. С. 32-39

12. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. Пер. с англ. - М.: Юнити, 1998 г.

13. Закон Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» от 20 декабря 1991 №1323-XII // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. -1992. - №4. - Ст. 75

14. Закон Республики Беларусь «О налоге на пользование природными ресурсами (экологический налог)» от 23 декабря 1991 №1335-XII // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. -1992. - №3. - Ст. 57 Закон Республики Беларусь «О налогах на доходы и прибыль» от 22 декабря 1991 №1330-XII // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. -1992. - №4. - Ст. 77

...

Подобные документы

    Оперативное финансовое планирование промышленного предприятия. Определение финансового планирования, его цели и задачи. Классификация финансовых планов. Методы финансового планирования. Расчёт расхода материальных ресурсов на плановый год.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2007

    Методы, принципы и этапы финансового планирования. Сущность и функции бюджетирования. Виды бюджетных планов. Краткая характеристика деятельности предприятия ФГУП "ПОЧТА РОССИИ", особенности финансового планирования и бюджетирования на предприятии.

    курсовая работа , добавлен 16.03.2010

    Прибыль предприятия как основной элемент финансового планирования, методологические основы данного процесса в сфере растениеводства. Определение точки безубыточности производства на исследуемом предприятии, принципы и этапы планирования прибыли на нем.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2014

    Сущность планирования, его значение в современной экономике. Система планов на предприятии и их взаимосвязь. Принципы и методы планирования. Общая характеристика ООО ИПП "ТехАртКом". Анализ финансового состояния и результатов деятельности предприятия.

    курсовая работа , добавлен 03.04.2012

    Сущность планирования на предприятии, его цели и задачи. Решение планово-расчетных, информационно-справочных и функциональных задач. Стадии и принципы этого процесса. Методы разработки планов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2014

    Регулирование пропорций производства. Содержание планирования деятельности предприятия. Границы, принципы планирования. Структура планов предприятия. Организация внутрипроизводственного планирования. Общие понятия стратегического планирования.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2008

    Понятия и классификации в сфере ценообразования финансового планирования и финансового контроля. Использование цены для реализации задач и функций финансового менеджмента, планирования и контроля. Ценообразование в ЗАО "Агрофирма Павловская нива".

    дипломная работа , добавлен 22.12.2009

    Понятие и назначение, определение экономической необходимости финансового оздоровления предприятия. Основные этапы и специфика данного процесса, направление его планирования и прогнозирование результатов. Проблемы финансового оздоровления предприятия.

    контрольная работа , добавлен 25.02.2011

    Теоретическая сущность и виды планирования. Сравнительный анализ стратегического и финансового планирования. Эффективность стратегического управления проектируемым предприятием и оценка степени риска относительно условий предпринимательской деятельности.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2009

    Сущность, значение и виды финансового планирования и бюджетирования, принципы и методы данных процессов. Общая характеристика и анализ технико-экономического состояния исследуемого предприятия, совершенствование системы его финансового планирования.

Финансовая деятельность всегда выступает как планомерно организуемая деятельность. Такой характер этой деятельности выступает следствием самой природы экономических финансовых отношений, где движение денежной формы стоимости не сопряжено встречным движением стоимости в товарном виде, т. е. где деньги существуют как бы сами по себе. Вместе с тем государство, добывая деньги, всегда прикидывает, сколько их будет и на что их потратить.

Деньги объективно содержат в себе меру счета, и любые денежные отношения - это счетные отношения. Недаром говорят: «Деньги счет любят». Для финансовой же деятельности характерно следующее. Во-первых, всегда существует некоторая определенность в том, сколько государство будет иметь денег и какие финансовые расходы ему предстоят. Трудно, например, заранее с точностью до тенге (рубля, доллара, марки и т. п.) просчитать, сколько денег поступит в бюджет в результате сбора налога. Поэтому подсчет денег всегда будет носить характер прогнозирования. Во-вторых, использование государством своих денег всегда обусловлено определенной целью. Государство, спрогнозировав, сколько денег оно сможет получить, должно обязательно прикинуть, какую сумму и на какие цели она будет истрачена. В-третьих, между поступлением денег и их расходованием всегда имеется временной разрыв. При этом деньги, поступив в доход государства, обязательно должны пройти стадию перераспределения, прежде чем стать средством платежа. Так, налоги поступают в бюджет, там они распределяются по основным направлениям расходов, затем из бюджета направляются адресату бюджетного планирования (например, министерству образования), тот распределяет полученные средства (да и то, возможно, через промежуточные инстанции) по конкретным получателям бюджетных средств (в нашем примере, школам), и лишь последние тратят их (выдают зарплату учителям, приобретают учебное оборудование и т. п.). Таким образом, каждый цикл финансовой деятельности, начинающийся с момента поступления денег в денежный фонд и завершающийся их фактическим использованием, растягивается во времени. Наконец, в-четвертых, каждая денежная операция требует своей фиксации, своего документирования и оформления.

Все это предопределяет необходимость планирования процессов формирования и распределения государственных денежных фондов. В силу чего планирование выступает свойством государственных финансов. Даже в самый ранний период возникновения государства в отношении государственных денежных средств всегда производились, пускай примитивные, акты какого-то прогнозирования, распределения и учета, что и составляет сущность планирования. Другое дело, что оно может быть стихийным, неточным, недостаточно научно обоснованным или воспроизводить в себе недостатки той общественно-политической системы, которую данные финансы обслуживают.

Для стран, чья экономика основана на государственной собственности, характерно прямое директивное планирование. Такому планированию свойственны принудительность плановых заданий (действует формула «план - закон»), детальная регламентированность, широта охвата, жесткость контроля за реализацией и суровая ответственность за неисполнение финансовых планов. И надо признать, что такое планирование может быть достаточно эффективным, поскольку позволяет реально управлять финансовыми процессами. Но оно всегда порождает такое отрицательное экономическое последствие, как лишение самостоятельности товаропроизводителей. А это снижает их заинтересованность в конечных результатах своей деятельности, включая финансовые показатели.

В странах рыночной экономики государству труднее отслеживать и директивно воздействовать на экономические процессы, происходящие в обществе. Поэтому формула «план - директива» заменяется более гибкой формулой «план - прогноз». Исполнение такого плана уже не зависит исключительно от добросовестности соответствующего финансового органа, а определяется общей экономической обстановкой в стране. Правовые акты, посредством которых утверждаются финансовые планы, приобретают формулу «закон - прогноз». Соответственно этому меняются и методы финансового планирования. В частности начинает широко применяется программно-целевой метод планирования. Он основан на прогнозировании общего уровня государственных доходов, определении государственных расходов и пропорций финансирования по намеченным мероприятиям (программам) с учетом их приоритетности. Основными целями финансового программирования являются: концентрация ресурсов на наиболее экономически эффективных или жизненно необходимых программах, прекращение продолжения финансирования малоэффективных проектов путем использования системы альтернатив, установления четких целей реализации тех программ, которые взяты на финансовое обеспечение государства., расширение роли исполнительных органов (ігравйтедьства,министерства финансов) в маневрировании финансовыми ресурсами по мере фактической наполняемости фондов денежными средствами.

Существуют самые разнообразные способы финансового программирования: в США - бюджет на нулевой основе; в ФРГ - коньюнктурно- нейтральный бюджет; в Швеции-многоцелевое бюджетное планирование; во Франции - рационализация выбора бюджетных решений; в Великобритании - система программного анализа и обзора и т. д.

При финансовом программировании составляется, как правило, долгосрочный (обычно на пять лет) финансовый план государственных расходов в разрезе отдельных программ (на военные цели, образование и науку, здравоохранение и социальное обеспечение и т. п.). План государственных расходов составляется по принципу скользящей шкалы: каждый год план пересматривается, цифры уточняются и передвигаются на следующий год. При этом показатели первого года носят обязательных характер, а последующих четырех лет - ориентировочный. Министерство финансов каждый год производит анализ выполнения плана финансирования программ* вносит изменения по всем статьям расходов со сдвигом их на 12 месяцев вперед. Все это утверждается парламентом. .

Финансовое планирование (как направление финансовой деятельности) - это процесс составления, рассмотрения, утверждения и организации исполнения финансовых планов.

Объектом финансового планирования всегда выступает денежный фонд. А поскольку каждый фонд состоит из двух частей - приходной и расходной, то и планирование охватывает собой как формирование денежного фонда, так и его распределение. В этом смысле любой финансовый план представляет собой смету доходов и расходов соответствующего денежного фонда.

Если говорить о соотношении прихода и расхода, то в практике финансового планирования наблюдается две противоположные тенденции:

а) приоритет расходов; б) приоритет доходов.

В течение длительного времени государственные расходы рассматривались как нечто равносильное неизбежным общественным потребностям, которые необходимо удовлетворить любой ценой. Поэтому если имеющихся доходов не хватало для покрытия имеющихся расходов, то считалось целесообразным увеличение доходов путем повышения ставок налогов и введения новых. Используются также и такие методы «увеличения» государственных доходов; как эмиссия, а также кредит в форме выпуска государственных займов и ссуд, полученных от банковской системы. В результате цель «доходы обеспечивают расходы» вроде бы достигается, но это мнимое финансовое благополучие, поскольку деньги, взятые в ДОЛГ, не ЯВЛЯЮТСЯ полноценным доходом. Рано или поздно долг придется возвращать и этот доход превращаетсїв"ржхотз^де^^и^по. вышенном размере, так как кредиторам надо выплатить вознаграждение в размере определенного процента от суммы займа.

Для такого подхода характерно мнение, что чем богаче государство (т. е. чем больше у него доходов), тем лучше, поскольку богатое государство сможет осуществить больше расходов (т. е. дать больше обществу). Поэтому следует исходить из максимально возможного сбора государственных доходов.

При оценке данной теории представляется необходимым исходить из следующего.

Во-первых, государство получает доходы за счет общества, т. е. увеличение доходов у государства означает их уменьшение у общества.

Во-вторых, государство является субъектом, имеющим самостоятельные интересы, которые далеко не всегда совпадают с интересами общества.

В-третьих, формируя свои доходы (например, путем установления налогов), государство руководствуется в первую очередь своими собственными интересами. Руководствоваться интересами общества его заставляет давление самого общество или инстинкт самосохранения, когда оно, убедившись, что поборы с общества (путем, например, повышенного налогообложения), становятся неподъемными для него, оказывают разрушающее воздействие на экономику, чреваты социальным взрывом, осознает необходимость пересмотра своей финансовой политики.

В-четвертых, расходы государства фактически финансируются обществом, при этом многие государственные расходы не вызваны общественной необходимостью и потребностями самого общества.

В-пятых, сколько бы государство не получило посредством налогов и других обязательных платежей денег, оно все равно найдет, куда их истратить, даже если в этих тратах не будет никакой общественной необходимости.

Следует отметить, что в настоящее время государство вынуждено перейти на принцип «приоритете доходов», в соответствии с которым пре- 7 делом расходов является общая сумма установленных доходов. Если расходы превышают доходы, то сокращейию подлежат расходы. В этих условиях целесообразно руководствоваться правилом, М. М. Сперанским, который еще в 1810 году писал: «Сокращение издержек должно быть основано на том правиле, чтоб все необходимые издержки сохранить, полезные отложить, а излишние вовсе прекратить»50.

Необходимость сокращения государственных расходов, наблюдаемое в настоящее время в странах, образовавшихся на постсоветском пространстве, носит вынужденный характер и диктуется «обеднением» государства по сравнению с социалистическим, финансовые возможности которого были несравненно шире, а также тем плачевным состоянием экономики, которая не выдерживает бремени завышенного налогообложения.

В некоторых странах принцип «приоритета доходов» закреплен в законодательных актах и подкреплен процедурой прехождения финансового плана (бюджета) через парламент. Например, во Франции доходы голосуются до расходов.

Процесс финансового планирования распадается на несколько стадий:

а) составление проекта финансового плана; б) рассмотрение финансового плана; в) утверждение финансового плана; г) организация исполнения финансового плана и контроль за этим исполнением; подведение итогов выполнения финансового плана.

Составление проекта финансового плана обычно возлагается на тот финансовый орган, который является исполнительным аппаратом денежного фонда, выступающего объектом финансового планирования. Так, проект республиканского бюджета разрабатывает Правительство (опираясь, естественно, на Министерством финансов и Министерство государственных доходов), которое в соответствии с Конституцией обеспечивает исполнение бюджета.

Разработка проекта плана может осуществляться на основе одного из следующих методов исчисления исходных показателей планирования: «от достигнутого» и «от нуля». При планировании «от достигнутого» сумма средств по отдельным статьям на последующий финансовый год определяется путем простого уменьшения или увеличения (в зависимости от прогноза экономического развития) соответствующей суммы текущего года. Такой порядок значительно упрощает производство финансовых расчетов. При планировании «от нуля» все расчеты производятся каждый раз заново. Данный способ хотя и усложняет процесс производства расчетов, но зато повышает достоверность плановых показателей.

Традиционно признается необходимым разграничение органа, разрабатывающего и исполняющего финансовый план, и органа, утверждающего этот план.

Скажем, проект бюджета подготавливает правительство (конкретно - министерство финансов), а утверждает парламент. Во всяком случае, ситуация, когда один и тот же орган и подготовил и утвердил финансовый план, лишает такой план юридического свойства обязательности к исполнению, так как нельзя самому себе утвердить задание и самому перед собой отчитаться о его выполнении. Поэтому наиболее распространенным является порядок, когда проект финансового плана разрабатывается исполнительным органом, а утверждает соответствующий представительный орган.

Стадия исполнения финансового плана осуществляется рабочим органом того денежного фонда, по поводу которого принят данный план. В то же время орган, утвердивший план, правомочен осуществлять контроль за его исполнением.

Заключительной стадией финансового планирования является подведение итогов выполнения плана в форме утверждения отчета о его исполнении. Применительно к бюджету эту стадию обычно называют «заключение бюджета». Отчет об исполнении финансового плана подготавливает рабо- чий орган того финансового фонда, который выступает объектом данного плана. Утверждает отчет тот орган, который утвердил сам финансовый план. Значение этой стадии финансового планирования заключается в двух моментах: а) проверка плана на его директивность, т. е. насколько план выполнил свою роль обязательного к исполнению задания и насколько был дисциплинирован соответствующий исполнительный орган; б) извлечение уроков и выводов по поводу обоснованности финансового плана, что может быть полезным для разработки последующих планов.

Финансовые планы обычно подразделяются на годовые и долгосрочные. Но могут быть планы и другой продолжительности (например, полугодовые и квартальные).

Органы, осуществляющие процессы составления, рассмотрения, утверждения и организации исполнения финансовых планов, формируют собой систему планово-финансовых органов государства.

В практике финансового планирования встречаются два понятия: «финансовый год» и «финансовый период».

Финансовый год означает отрезок времени, в течение которого исполняется финансовый план. Финансовый год обычно приурочивается к периоду исполнения бюджета - основного финансового плана государства. В большинстве стран он совпадает с календарным годом, т. е. длится с 1 января по 31 декабря включительно. Однако в некоторых государствах из-за необходимости привязки к проведению парламентских сессий, исторических традиций и других причин финансовый год может начинаться в другие сроки. Так, в Великобритании, Японии, Канаде, Индии финансовый год начинается с 1 апреля, в Швеции, Норвегии, Пакистане - с 1 июля, в США - с 1 октября.

Финансовый период - отрезок времени, охватывающий все стадии финансового планирования, т. е. начинается он с начала работы по составлению проекта финансового плана и завершается утверждением отчета о его исполнении.

Принципы финансового планирования во многом зависят от типа государства и той финансовой политики, которую оно проводит.

В демократических странах руководствуются следующими принципами: 1) гласность и публичность финансового планирования, особенно на таких его стадиях, как утверждение финансового плана и утверждение отчета о его исполнении; 2) верховенство представительных органов власти в таком вопросе, как утверждение финансового плана (по крайней мере, в части общегосударственных денежных фондов); 3) контроль представительных органов государства за исполнением любых финансовых планов, независимо от того, кем они не утверждены (представи тельными или исполнительными органами); 4) строгая законодательная регламентация всех стадий финансового планирования; 5) подготовка финансовых планов на научной основе, достоверность и обоснованность финансового планирования. К этому, впрочем, стремятся и тоталитарные режимы, что достигается ими порой даже с большим успехом, чем демократическими странами, так как в условиях рыночной экономики достичь достоверных финансовых показателей сложнее, чем в планово-организуе- мой экономике; 6) детализированности финансового планирования, максимальное сближение показателей акта об утверждении финансового плана с фактическими реалиями этого плана; 7) парламентский контроль за эмиссией денежных знаков и за такими методами добывания государством денежных средств, как внутренние и внешние государственные займы. ч

Для авторитарных м недемократических режимов характерны утверждение финансовых планов внепарламентским путем (например, правительством), засекреченность их показателей51. Если же все-таки имеется парламентская процедура утверждения финансовых планов, то на утверждение представляется проект, состоящий из самых общих показателей, не дающих ни парламенту, ни обществу достаточного представления о истинном состоянии финансов государства. К тому же практикуется «припрятывание» некоторых показателей--среди других статей финансового плана. Например, в СССР военные расходы маскировались расходами на финансирование науки, промышленности и т. д. Парламентский контроль за исполнением финансового плана либо вообще отсутствует, либо носит фиктивный характер.

Юридической формой осуществления финансового планирования являются планово-финансовые акты. Это особая разновидность финансово-правовых актов.

Планово-финансовые акты - это правовые акты, посредством которых происходит утверждение финансовых планов, в силу чего они приобретают свойство обязательного к исполнению предписания.

Планово-финансовые акты обладают всеми признаками юридического акта: порождают определенные правовые последствия, регулируют общественные отношения, наделяют их субъектов правами и обязанностями; исполнение планово-финансовых актов обеспечива ется принудительной силой государства, неисполнение является основанием для привлечения к установленной ответственности.

Правовая форма планово-финансовых актов предопределяется тем, какой го9ударственный орган утверждает финансовый план. Поэтому здесь мы встречаем закон Парламента Республики Казахстан, которым утверждается республиканский бюджет, решение маслихата по поводу местного бюджета, постановление Правительства в части какого-либо специального фонда, приказ министра, утвердившего финансовый план (баланс доходов и расходов) подведомственного предприятия или смету учреждения, и т. д.

Юридической особенностью планово-финансовых актов выступает то обстоятельство, что они с трудом укладываются в традиционную схему деления юридических актов на нормативные и индивидуальные, поскольку обладают признаками и того и другого.

Возьмем, к примеру, закон об утверждении республиканского бюджета. Касается он всей финансовой системы, т. е. практически адресован неопределенному кругу лиц, исполняется многократно, действует в течение года, т. е. достаточно длительный срок. Все это является признаками нормативного правового акта. С другой стороны, конкретика цифровых показателей и персонификация субъектов бюджетного планирования явно говорит о том, что данный акт является индивидуальным.

В результате этой особенности планово-финансовые акты, как, впрочем, и любые другие плановые акты, можно отнести к специфическим юридическим актам.

Совокупность правовых норм, устанавливающих основные правила разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения и заключения финансовых планов, формирует институт общей части финансового права, именуемый «Правовые основы финансового планирования».

Этот институт устанавливает общие начала финансового планирования и подобно другим институтам общей части финансового права реализует себя через соответствующие институты его особенной части.

Система финансовых планов Республики Казахстан в принципе предопределена финансовой системой государства, т. е. каждый денежный фонд (а точнее, ежегодные процессы его формирования и распределения) имеет свое правовое оформление в виде персонифицированного ежегодного планово-финансового акта.

Однако стройности и завершенности планово-финансовой системы республики мешают как минимум два обстоятельства.

Во-первых, незавершенной является сама финансовая система. Продолжается поиск наиболее оптимального варианта финансового устройства государства, совершенствуется и финансовая деятельность государства. Неустойчивым является отношение к специальным внебюджетным фондам: то их создают, причем, во все возрастающем количестве, то решаются их все ликвидировать и ввести в состав бюджета. К тому же в республике происходят достаточно кардинальные структурные преобразования и социально-экономические реформы (например, части финансирования пенсионного обеспечения, организации медицинского обслуживания населения). При этих обстоятельствах изменения финансовой системы государства неизбежны.

Во-вторых, нет пока надлежащего правового обеспечения процессов составления, рассмотрения, утверждения и исполнения финансовых планов, Такого обеспечения нет даже в отношении республиканского бюджета - основного звена финансовой системы государства.

Тем не менее финансовое планирование, является объективным свойством финансов, существует, несмотря на всю скудность и хаотичность правовой базы.

Рассмотрим элементы финансового планирования в Республике Казахстан на примере бюджетного планирования, имеющего хотя бы какую-то правовую основу в виде законодательного акта, т. е. акта Парламента.

Финансовый год в республике совпадают с календарным годом, т. е. начинается 1 января и завершается 31 декабря.

Проект республиканского бюджета на очередной бюджетный год составляется. Правительством Республики Казахстан и представляется со всеми расчетами и обоснованиями по статьям доходов и расходов Парламенту не позднее 1 августа предшествующего года.

Представленный Правительством проект бюджета рассматривается всеми комитетами Сената и Мажилиса.

Затем бюджет рассматривается на раздельном заседании Палат (вначале в Мажилисе, а затем в Сенате).

Закон о республиканском бюджете публикуется для всеобщего сведения.

Обеспечение исполнения республиканского бюджета возложено на Правительство. Практическую организацию исполнения бюджета осуществляют Министерство финансов, а в части доходной части - Министерство государственных доходов.

Заключение республиканского бюджета происходит в форме утверждения Парламентом отчета о его исполнении, который подготавливается Правительством Республики Казахстан в лице Министерства финансов.

Говоря о недостатках правового регулирования финансового планирования в Республике Казахстан, в первую очередь можно отметить следующее: 1) отсутствие правового акта (закона о финансах), определяющего общие принципы и процедуры финансового планирования; 2) выпадение из сферы гласного и публичного финансового планирования специальных денежных фондов, которые хотя и введены в состав бюджета, но не полу чают там детальной расшифровки; 3) отсутствие консолидирующего финансового плана, который бы объединял все планы финансовой системы в единый сводный баланс государства; 4) отсутствие стройной системы финансового планирования, скоординированного и по вертикали, и по горизонтальным уровням и основанного на единых принципах.

Контрольные вопросы 1.

Понятие финансового планирования как вида финансовой деятельности государства. 2.

Объект финансового планирования. 3.

Стадии финансового планирования. 4.

Органы финансового планирования. 5.

Принципы финансового планирования. 6.

Понятия «финансовый год» и «финансовый период». 7.

Правовые формы финансового планирования. 8.

Правовые основы финансового планирования как институт финансового права. 9.

Систем финансовых планов Республики Казахстан. 10.

Недостатки организации финансового планирования в Республике Казахстан. 216 Финансовое право РК

Еще по теме ГЛАВА 7. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ:

  1. ГЛАВА 8. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
  2. 3.2. Финансовая стратегия в системе финансового планирования компании
  3. ГЛАВА 7 ФИНАНСОВАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  4. Финансовая конституция - основа финансового порядка в федеративном государстве
  5. ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Правовое регулирование - это воздействия права на общественные отношения с помощью различных методов и способов (убеждения и принуждения) с целью их упорядочения. Цель общего правового регулирования состоит в упорядочении общественных отношений путем создания, изменения, дополнения или отмены правовых норм и определения сферы их действия в пространстве, во времени и по кругу лиц. Финансово-правовое регулирование направлено, прежде всего, на упорядочение отношений возникающих в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, т.е. деятельности направленной на формирование, распределение и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов публичного назначения. В основе данной деятельности лежат различные группы финансовых правоотношений. Одним из основных элементов финансовых правоотношений являются реальные участники, реализующие частные и публичные интересы, без которых не существовало бы и само правоотношение. Учение об участнике финансового правоотношения - это учение о субъекте финансового права. Профессор Н.И. Химичева под субъектом финансового права понимает лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями.

Всех субъектов финансового права можно объединить в три группы субъектов:

  • 1) государство и его территориальные подразделения;
  • 2) коллективные субъекты;
  • 3) индивидуальные субъекты.

Предприятия, организации и учреждения относятся в группу коллективных субъектов финансового права наряду с органами государственной власти и местного самоуправления. По мнению М.В. Карасевой российские организации как субъекты финансового права реализуют себя в следующих финансовых правоотношениях: а) по поводу составления проекта бюджета (сметный процесс); б) по поводу получения бюджетных кредитов; в) по поводу получения средств из государственных внебюджетных фондов; г) по поводу уплаты налогов и неналоговых платежей; д) по поводу формирования внутрихозяйственных фондов казенных предприятий и перечисления в бюджет свободного остатка прибыли; е) по поводу перечисления в бюджет унитарным (на праве хозяйственного ведения) предприятием части прибыли в доход бюджета; ж) по поводу выполнения обязанностей налоговых агентов. Так, субъектами финансового права в отношениях по поводу составления проекта бюджета (сметного процесса) и получения бюджетных ассигнований являются, главным образом, организации, выступающие в качестве бюджетных учреждений. Такой вывод следует из анализа ежегодно

принимаемых бюджетных законов на предстоящий финансовый год, где конечными получателями бюджетных ассигнований выступают лечебные, образовательные, социально-культурные и другие государственные учреждения. На наш взгляд, их финансовая правосубъектность в отношениях сметного процесса и получения бюджетных ассигнований определяется и качеством юридического лица, и самим статусом бюджетного учреждения.

Субъектами финансового права относительно налоговых правоотношений, исходя из смысла ст. 19 и 11 НК РФ являются организации, под которыми понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с

законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ.

Помимо вышеотмеченного, предприятия вступают в налоговые правоотношения в качестве налоговых агентов, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и

перечислению налогов в бюджетную систему РФ. В данном качестве предприятия имеют те же права, что и налогоплательщики. Участниками бюджетных правоотношений предприятия становятся в

случае получения из бюджетов бюджетной системы РФ различного рода бюджетные ассигнования, которые являются одним из источников их финансовых ресурсов, правовой режим которых будет рассмотрен в следующих главах настоящего учебного пособия. Более того, финансово-хозяйственная деятельность некоторых организаций, в частности бюджетных учреждений полностью финансируется государством или муниципальным образованием. Правоотношения, возникающие в последнем случае регулируются институтом «государственных и муниципалах расходов». Предприятия также являются субъектами финансового права, в случае вступления в банковские правоотношения, отношения в сфере организации основ денежного обращения и расчетов.

Финансово-правовое регулирование как способы воздействия на финансовые правоотношения с участием предприятий означает совокупность правил поведения, установленных в различных финансово-правовых актах, которые в совокупности образуют систему источников финансового права.

В механизме финансово-правового регулирования основная роль отводится различным источникам права, содержащим определенные правила поведения в финансовых правоотношениях. Если исходить из

общераспространенного значения термина «источник», то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой, прежде всего, является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения. Источники финансового права РФ - это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права. Трехуровневый состав - характерная особенность источников российского финансового права, федеральными, региональными (субъектов РФ) органами государственной власти и органами местного самоуправления. Главный источник финансового права -- Конституция РФ, на основе которой приняты конституции и основные законы субъектов Федерации, а также уставы муниципальных образований. Конституции РФ закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности государства в целом и по отдельным ее направлениям. Если коснуться вопроса о непосредственном регулировании финансово-хозяйственной деятельности предприятий, то в Конституции РФ содержится общая норма, согласно которой каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). Отдельного кодифицированного акта, содержащего массив финансово-правовых норм, регулирующих все финансовые правоотношения не существует. Тем не менее, к числу кодифицированных актов в системе источников финансового права относятся НК РФ, БК РФ и ТК РФ. Источники финансового права РФ неодинаковы по своим правовым свойствам. Среди них имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней. В настоящее время расширяется сфера регулирования финансовых отношений законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось большое число законов РФ, относящихся к разным сферам финансовой деятельности: например, Закон о валютном регулировании и контроле регулирующий отношения также с участием предприятий, которые относятся в разряд таких субъектов валютных правоотношений как резиденты и нерезиденты. Нормы финансового права содержатся в актах главы государства и органов исполнительной власти: указах Президента и постановлениях Правительства. Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации, принятые по соответствующим вопросам, также могут быть источниками финансового права. Немаловажную роль в регулировании финансово-хозяйственной деятельности предприятий играют и такие ведомственные акты, как приказы и инструкции Министерства финансов, акты ФНС, ФТС и ЦБ РФ.

4.1. Финансовое право

4.2. Финансовое планирование

4.3 Организация осуществления финансовой политики

4.4 Финансовый контроль

4.1. Финансовое право

Финансовое право представляет собой совокупность юридических норм, которые регулируют финансовые отношения и финансовую деятельность в обществе. Как отмечалось, финансы - это соответствующим образом организованная совокупность обменно-распределительных и перераспределительных отношений. Основной формой их организации является именно финансовое право. Кроме того, организация финансовых отношений может осуществляться на основе разнообразных инструкций и положений, однако они имеют, как правило, ведомственный характер.

Финансовое законодательство охватывает все сферы и звенья финансовой системы и все формы и методы финансовой деятельности, которые подлежат правовой регламентации. Вообще его можно поделить на две части: законодательные акты, которые непосредственно регулируют финансовые отношения, и законы из других сфер деятельности, в которых выделяются финансовые основы их функционирования.

К первой части принадлежат законодательные акты, которые регламентируют финансовые отношения на макроуровне и взаимосвязи финансов субъектов предпринимательской деятельности по государственным финансам и учреждениям финансового рынка. Это законы о бюджетной и налоговых системах, государственном долге, Национальном банке, банках и банковской деятельности, страховании, ценных бумагах и фондовой бирже, инвестиционной деятельности. Сюда также принадлежат законы, которые регламентируют отдельные виды финансовых операций - о залоге, лизинге и др., и законы из отдельных видов налогов и платежей в бюджет и целевые фонды. Ко второй группе относят законы, которые регламентируют деятельность, в том числе и финансовую, субъектов хозяйствования - о предприятиях и предпринимательской деятельности, о хозяйственных обществах, о банкротстве и т.п.

Финансовые законы могут иметь характер прямого действия или дополняться инструкциями. В первом случае их положения являются непосредственной основой для осуществления финансовых операций. Подобный подход требует довольно глубокой детализации законов с учетом всех особенностей финансовой деятельности разных субъектов. Во втором случае закон определяет только общий порядок финансовых отношений, а его детализация осуществляется в соответствующих инструкциях. Они должны быть лишь дополнением к закону и не противоречить ему.При этом в любом случае основой является закон.

В Украине прямое действие имеет подавляющее большинство финансовых законов, в частности в сфере налогообложения. Вместе с тем абсолютно все детали финансовой деятельности предусмотреть, во-первых, невозможно, а, во-вторых, не всегда уместно. Поэтому законы довольно часто дополняются разного рода инструкциями и положениями. Например, закон о банках и банковской деятельности отражает только общие основы функционирования коммерческих банков. Конкретные виды банковских операций могут регламентироваться соответствующими инструкциями по кредитованию, безналичным расчетам, кассовым сделкам и т.п.

Соотношение между законами прямого и косвенного действия иллюстрирует распределение полномочий и прав между государственными органами законодательной и исполнительной власти, а так, и их возможности и полномочия в изготовлении и реализации финансовой политики. Законы прямого действия четко отражают преимущество законодательной власти. В функции исполнительной власти входит обеспечение выполнения принятых законов. Кроме того, органы исполнительной власти могут иметь право законодательной инициативы, т.е. на разработку финансовых законопроектов и представление их на рассмотрение и утверждение в органы законодательной власти. Вместе с тем такие законопроекты могут разрабатывать и органы и структуры законодательной власти.

Действенность финансового законодательства, его соответствие конкретным условиям и задачам, а так, и эффективность финансовой политики в значительной мере зависят от согласованности действий законодательной и исполнительной ветвей власти. Именно на основе детального согласования ими законопроектов возможно формирование дееспособной системы финансового права. При использовании законов косвенного действия важно, чтобы инструкции не только не противоречили законам, но и не корректировали их действие, так как это может привести к искривлению финансовой политики.



Доверенности