Что является функция государственного управления. Понятие и функции государственного управления и муниципального управления. Специфика местного самоуправления

Любое государство обладает характерными только ему природными ресурсами, финансовыми капиталами, а также интеллектуальным потенциалом. От умелой управления напрямую зависит уровень его экономического и социального развития. Другими словами, организация управления состоит из состава социальных действующих институтов, представителей государственной власти и территориального устройства.

Управление государством может включать в себя деятельность по осуществлению законодательных, судебных и исполнительных функций.

Основной целью государственного управления является достижение оптимальности в создаваемых условиях для обеспечения достойного уровня общественного состояния. При рассмотрении данного вопроса в экономической призме, можно сказать, что управленческая деятельность соответствующих органов должна быть направлена на определение стратегий долгосрочного экономического развития и создания подходящих условий для его реализации с целью улучшения жизненного уровня населения.

Реализация обозначенных целей должна быть основана на следующих общих, раскрывающих содержание и управленческой деятельности, организационно-технологических и частных, которые заключаются в непосредственном руководстве деятельностью людей.

Общественная сущность любого государства познается через функции государственного управления, так как любая страна без взаимодействия с социумом теряет свою суть.

Эти функции имеют достаточную многогранность и зависят от конкретной цели на определенном участке управленческой деятельности.

Основные функции государственного управления:

Политическая - функция, обеспечивающая целостность и сохранность общества в форме государства;

Социальная - функция, направленная на обеспечение прав и свобод граждан на всей его территории;

Экономическая - составляющая функции государственного управления, отвечающая за создание необходимых предпосылок для эффективной и упорядоченной деятельности общества в сфере экономики;

Поддержание суверенитета и свободы государства в пределах мирового сообщества.

Существуют и другие функции государственного управления, отражающие взаимодействие субъета и (функции организации, прогнозирования, планирования, мотивации и контроля).

Виды государственного управления достаточно широко отражены в научной литературе. В зависимости от структуры центральной власти и органов административных единиц можно выделить координационное и субординационное управление. Первый вид является характерной чертой для федераций, в рамках данного управления достаточно широкие полномочия предоставляются регионам. Субординационное управление характеризует унитарные государства, в которых функции государственного управления на всех уровнях реализуются в виде единых стандартов, при этом можно отметить и жесткое подчинение регионов центру.

Следующим критерием для выделения видов государственного управления является его воздействие на объект. В указанном спектре можно выделить:

Отраслевое управление, предполагающее наличие вертикальной подчиненности от центра к любому субъекту хозяйствования;

Функциональное управление, которое осуществляется исполнительной властью по таким важнейшим направлениям, как экономика, оборона, социальное развитие и безопасность. Благодаря данной управленческой деятельности обеспечивается эффективная внешняя и внутренняя политики государства.

  • 7. Характерные особенности и структура государственного управления как вида государственной деятельности (исполнительной власти)
  • 8. Система ап как отрасли права, науки и учебной дисциплины.
  • 11. Предмет административного права (области административно-правового регулирования).
  • 12. Организационные отношения в сфере исполнительной управленческой деятельности. (предмет)
  • 13. Внутриорганизационные отношения во всех ветвях власти и видах гос деятельности.
  • 14. Организационно-контрольные отношения в системе реализации гос власти.
  • 15. Административно-юстиционные отношения в системе реализации гос власти.
  • 16. Основы разграничения административного права (административно-правового регулирования) со смежными отраслями права (правового регулирования).
  • 17. Понятие, особенности и виды ап норм.
  • 18. Понятие, особенности, виды и структура ап отношений.
  • 19. Административно-процессуальные нормы и правоотношения.
  • 20. Способы защиты ап отношений.
  • 21.Основания и виды систематизации норм административного права.
  • 23. Система административного права.
  • 24. Конституционно-правовой статус личности и гражданина как основа отраслевых, особенных и специальных правовых статусов физических лиц.
  • 25. Виды статусов индивидуальных субъектов административного права.
  • 26.Положения общественных объединений в системе некоммерческих организаций.
  • 29. Обеспечение административно-правовыми нормами прав, свобод, законных интересов граждан и механизма их реализации.
  • 32. Основы административного статуса общественных объединений.
  • 33. Основы взаимоотношений государства с общественными объединениями граждан, пределы государственного контроля и надзора за их организацией и деятельностью.
  • 34. Понятие, виды и административно-правовой статус предприятий и учреждений.Органы внутреннего управления предприятием (учреждением), порядок их формирования.
  • 35.Понятие государственного органа исполнительной власти (государственного управления) и его компетенция.
  • 41. Федеральные органы исполнительной власти (высшие, центральные, территориально-региональные).
  • § 4. Правительство Российской Федерации
  • 42. Основные функции в компетенции федеральных органов исполнительной власти.
  • 43. Органы исполнительной власти (государственного управления) субъектов Федерации.
  • 44. Порядок формирования органов государственного управления.
  • 45. Организационная структура аппарата и штаты органов государственного управления.
  • 46. Административно-правовой статус муниципальных органов местного самоуправления.
  • Виды службы и служащих по действующему законодательству
  • 49. Служба как организационно-правовая категория и элемент государственной организации.
  • 50. Государственные должности в Российской Федерации
  • 51. Государственная служба и ее система.
  • 52. Классификация служащих по сферам и видам государственной деятельности и функционально-должностным признакам и полномочиям. Должностные лица.
  • 55. Увольнение со службы.
  • 56. Меры поощрения и стимулирования деятельности государственных и муниципальных служащих.
  • 59. Дисциплинарное производство.
  • 60. Основания и порядок прекращения служебных полномочий.
  • 4. Функции государственного управления

    Проблема управленческих функций позволяет создать оптимальную структуру и систему управления, определить объективные потребности органов управления в различных материалах и средствах.

    Функция управления - это конкретное направление управляющего (организующего, регулирующего, контролирующего и пр.) воздействия государственного управления на объект управления. Функции управления имеют конкретное содержание и осуществляются с помощью конкретных способов и форм управления (например, принудительные механизмы, издание правовых актов управления, подчиняющее воздействие). Наряду с функциями государственного управления выделяются функции органов государственного управления (т. е. их управляющее воздействие на объекты), а также управленческие функции всех органов государства (т. е. органов представительной и судебной властей). Эти функции имеют ряд сходных признаков (например, по субъекту и объекту управления). Одним из важных вопросов является правовое установление функций государственного управления в функциях органов государственного управления, т. е. последние должны иметь нормативно определенную компетенцию, обеспечивающую качественное выполнение функций государственного управления.

    В учебнике функции управления рассматриваются как функции органов исполнительной власти (государственного управления).

    В самом общем виде функции государства и его органов - это основные направления деятельности государства, обеспечивающие его социальное благосостояние, гарантирующие реализацию прав и свобод человека и гражданина, стабильное и эффективное управление государством и обществом.

    Функции государственного управления обусловливаются объективными закономерностями. Содержание каждой функции предопределено стоящими перед государством и государственным управлением целями и спецификой объекта государственного управления и включает конкретное направление организационно-правового воздействия органа государственного управления на конкретные объекты управления.

    Основные функции государственного управления - это всеобщие, типичные, имеющие специальную направленность виды взаимодействия между субъектами и объектами управления, характерные для всех управленческих связей, обеспечивающие достижение согласованности и упорядоченности в сфере государственного управления.

    К основным функциям государственного управления можно отнести следующие.

    1. Информационное обеспечение деятельности государственных органов, т. е. сбор, получение, обработку, анализ информации, необходимой для осуществления государственной (управленческой) деятельности. В теории это называется информационным обеспечением управления.

    2. Прогнозирование и моделирование развития системы государственного управления, государственных органов, стандартов государственного управления. Прогнозирование - предвидение изменений в развитии и результате каких-либо событий или процессов в системе государственной деятельности, в государственных органах на основе полученных данных, профессионального опыта и практики, достижений научно-теоретического анализа. Прогнозирование - это необходимый инструмент в деле принятия важнейших управленческих решений, без него невозможно определить последствия социальных процессов, будущее состояние общества в целом, мобильность и эффективность деятельности государственных органов.

    3. Планирование - это определение направлений, пропорций, темпов, количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов в системе государственного управления и, в частности, реализации государственных функций (экономических, социально-культурных, военных, оборонных, борьбы с организованной преступностью и коррупцией в системе государственной службы и т. д.). Кроме того, это разработка целей, задач и направлений развития и реформы государственной деятельности и государственного управления. В процессе реализации функции планирования создаются программы по развитию отношений в различных отраслях и сферах государственного управления (федеральные, региональные и комплексные программы), а также программы по изменению и улучшению деятельности органа государственного управления и его структуры.

    4. Организация - это формирование системы государственного управления на основе установленных принципов и подходов, определение структуры управляющей и управляемой систем в государственном управлении. Организация в узком смысле - это упорядочение структуры органов государства, штатов, персонала, процессов государственного управления. Организующая деятельность включает действия и решения, конечной целью которых является обеспечение надлежащего функционирования органов государственного управления.

    5. Распорядительство, т. е. оперативное регулирование управленческих отношений, возникающих по поводу осуществления полномочий государственных органов и должностных обязанностей, обеспечение режима должной государственной деятельности в форме принятия административных актов (правовых актов управления: приказов, распоряжений, указаний, инструкций, правил, руководств и т. д.). Распорядительство в узком смысле - это дача текущих указаний руководящими государственными служащими (должностными лицами).

    6. Руководство - это установление правил и нормативов деятельности и отдельных действий государственных органов (государственных служащих, должностных лиц), управляемых объектов; общее руководство - это определение содержания государственной деятельности (например, управленческой).

    7. Координация - это согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государственного управления. Координация - это формирование «ансамбля» управленческой деятельности автономных административных центров и обеспечение гармоничного его функционирования. Если, например, существует несколько самостоятельных организационных систем, каждая из которых имеет собственную сферу деятельности, цели, задачи и методы осуществления функций, и требуется решить проблему соединения усилий различных органов управления, то в данном случае возможно создание органа управления, наделенного координационными полномочиями (в настоящее время координационными органами являются преимущественно государственные комитеты РФ, некоторые федеральные министерства и иные органы исполнительной власти, реализующие функции регулирования, межотраслевой координации и контрольно-надзорные функции).

    8. Контроль - это установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы государственного управления и ее структуры требуемому стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования государственных органов, а также конкретных действий субъектов управления; установление соотношения намечаемого и сделанного в системе государственного управления. Контроль - это наблюдение за качеством управленческой деятельности, выявление ошибок в управлении и степени соответствия управленческих действий и административных актов принципам законности и целесообразности. В определенных сферах государственной деятельности органы государственной власти постоянно усиливают контроль за совершением тех или иных действий. Контроль должен быть последовательным, разумным, обоснованным, гласным, объективным, законным и оперативным. Одним из видов контроля является надзор1, осуществляемый, как правило, только для выяснения соответствия законности проводимых мероприятий (действий, решений).

    9. Регулирование - использование методов и способов управления в процессе организации системы государственного управления и ее функционирования. Регулирование - это установление общеобязательных требований и процедур для объектов управления и различных субъектов права в целях обеспечения общественного порядка, безопасности, равенства участников экономических отношений, основ демократической конкурентности, прав и свобод граждан.

    Полный перечень направлений реализации функции государственного регулирования достаточно велик; укажем лишь некоторые из них: определение правил поведения и действия в конкретной сфере посредством нормативного правового акта; установление конкретных процедур управления (сертификация, лицензирование, налогообложение, регистрация и т. д.); установление механизма контроля требуемых действий, т. е. осуществление контрольной и координационной деятельности, реализация надведомственных полномочий; формулировка задач и этапов управленческой деятельности и т. д.

    Содержание государственного регулирования складывается из следующих элементов: нормативное установление общих требований в конкретной сфере управленческой деятельности; экономическое и правовое регулирование развития конкретных отраслей; государственная поддержка и защита российских разработчиков, производителей и потребителей; контроль за выполнением установленных законом требований и положений; координационное управление; реализация надведомственных контрольно-надзорных полномочий. Функция государственного регулирования все чаще находит свое отражение в федеральных и иных законодательных актах.

    В некоторых отраслях государственного управления государственное руководство и управление невозможно, да и нецелесообразно заменять государственным регулированием. Например, управление внутренними делами, иностранными делами, юстицией подчинено режиму централизованного прямого управления. Вместе с тем в отраслях управления промышленностью и хозяйственного строительства уже давно применяется на практике механизм государственного регулирования, так как он в большей мере способствует созданию благоприятных экономических, организационных и юридических условий для функционирования предприятий, коммерческих и некоммерческих организаций. Государственное регулирование отрицает прямое административное вмешательство органов государственного управления в производственную и иную хозяйственную деятельность предприятий и организаций; оно использует такие правовые средства, как установление стандартов, конкретных управленческих процедур, а также налоги, сборы, тарифы, пошлины, государственный заказ.

    Государственное регулирование характеризуется как «положительное» государственное управление, т. е. непрерывное решение вопросов общественной и государственной жизни государством и его исполнительно-распорядительными органами. В сферу деятельности этих органов и должностных лиц попадают вопросы налогообложения, таможенной деятельности, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, борьбы за экологическую чистоту, стандартизации и сертификации, ветеринарии и т. д.

    10. Учет - это фиксация информации, выраженной в количественной форме, о движении материальных ресурсов государственного управления, о результатах реализации управленческих отношений, полномочий государственных органов, государственных управленческих решений, о наличии и движении документов, имеющих важное значение для государственного управления в целом; это фиксирование в количественном выражении всех факторов, влияющих на организацию и функционирование государственного управления. Учет предназначен для определения наличного количества каких-либо предметов, документов, фактов; система учета, как правило, включает органы управления на федеральном, региональном, ведомственном и муниципальном уровнях, информационно-аналитические организации и центры сбора, обработки и передачи информации, инженерно-технические средства, а также нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в соответствующей области.

    Вся система государственного управления состоит из постоянного осуществления определенных функций. Термин «функция» применяется для того, чтобы обозначить деятельность любых государственных органов независимо от цели их деятельности. В понятие функции входят: и обязанность, и круг деятельности, и назначение. Функция управления как понятие - это определенное направление специализированной деятельности исполнительной власти, содержание которой характеризуется однородностью и целевой направленностью.

    Характер управленческих задач влияет на сущность функций, связанных с управлением. Задачи, осуществляющиеся органами государственного управления, довольно разнообразны. Каждое действие, связанное с управлением, предусматривает наличие определенной цели и использование для того чтобы ее достичь соответствующих способов. Назначение и сущность управленческих функций обусловлены системой социально-экономических, социально-политических и иных факторов, существующих в стране.

    Функции управления - это относительно самостоятельные и однородные части содержания управленческой деятельности, в которых выражается властно организующее влияние субъекта управления на объект.

    Таким образом, функцию государственного управления можно определить как часть управленческой деятельности государства, осуществляющаяся на основании закона или иного правового акта, органами исполнительной власти присущими им методами для выполнения задач государственного управления.

    Функции государственного управления являются довольно самостоятельными и универсальными. Существуют разные методы относительно их классификации. Они делятся на политические и технические функции, или функции общего управления и специализированные функции, функции осуществления суверенитета (внешнего и внутреннего), экономические, социальные, социально-воспитательные функции и т. п.

    Наиболее распространенной является классификация функций государственного управления на общие, специальные и вспомогательные.

    Общие функции оказывают влияние на определенные процессы, происходящие в хозяйственной, политической, социально-культурной и иных сферах. Эти функции являются основными, которые присущи любому управлению, независимо от того, на каком уровне и в каких отраслях они осуществляются. Общие функции государственного управления, какими являются: прогнозирование, планирование, организация, регулирование, координация, учет, контроль, построены на внутренних основах управленческой деятельности.

    Функция прогнозирования. Необходимость в прогнозировании вытекает из назначения государственного управления, ибо оно должно решать как каждодневные проблемы, так и перспективные задачи. Прогнозирование - это научное предвидение, систематическое исследование состояния, структуры, динамики и перспектив управленческих явлений и процессов, присущих субъекту и объекту управления. Прогнозирование обусловлено также характером объекта управления, отличающегося значительной динамичностью. Нельзя осуществлять управленческую деятельность, не имея представлений об их грядущих последствиях. По этой причине управленческая система должна быть прогнозируемой. Государственное управление сталкивается с долгосрочными, перспективными проблемами. Не имея прогнозов, управленческая деятельность, связанная с такими проблемами будет осуществляться в условиях неопределенности. В процессе управления прогнозирование используется и как функция, и как принцип, и как метод управления. Поэтому органы исполнительной власти должны разрабатывать прогнозы, управлять ими, решать на их основании свои задачи.

    Функция планирования находится на всех уровнях иерархии управления. Она состоит в определении цели, направлений, задач, методик реализации тех либо других действий (соц., экономических, политических, культурных и др.), разработке программ, с поддержкой которых достигается цель. Путь реализации функции планирования имеет такой вид: надобность - задачи - функции - заключение(цель). Способ планирования базируется на принципах научности, комплексности, многовариантности решений, выборе рационального варианта, нормативности и др.

    Функция организации связана с созданием организационного механизма, целью которой является образование управляющей и управляемой системы, а еще связи и отношения меж ними. Изюминка функции организации по сравнению с другими самостоятельными функциями состоит в том, что это единичная функция, которая гарантирует взаимозависимость и эффективность всех других функций управления.

    Благодаря функции регулирования достигается нужное положение упорядочения и стойкости системы управления. Регулирование обхватывает основным образом текущие мероприятия по отклонениям от задач и данных программ. С поддержкой регулирования исполняются конкретное управление, регулируется поведение управляемых объектов. Под воздействием регулирования управленческие процессы проистекают в запланированном направленности и в согласовании с поставленной целью. Надобность оперативного регулирования обусловлена только мобильностью самого управления. Способность управленческой системы самостоятельно сохранять равновесие относительно возбуждающих влияний (отклонений) является результатом осуществления функции регулирования.

    Координация как функция обеспечивает согласование деятельности систем управления. Благодаря координированию согласовываются действия не только руководителей внутри управленческого звена, но и действия руководителей иных управленческих структур.

    Функция учета связана со сбором, передачей, хранением и обработкой данных, регистрацией и группированием сведений о деятельности системы управления, наличии и затратах ресурсов и т. п. Учет является предпосылкой контроля.

    Функция контроля имеет свои индивидуальности по сравнению с всеми другими функциями. Этак, если планирование ставит задачи, организация приводит систему управления в положение способности исполнения данной задачи, то контроль характеризуется универсальностью. Контроль призван непрерывно изображать информацию о реальном состояния дела относительно исполнения задач.

    Контроль начинается с получения информации о реальном состояния управляемого объекта и кончается принятием решений, какие предугадывают подобающую коррекцию в системе управления для достижения запланированной цели. Контроль базируется на принципе обратных связей, какие есть при всяком взаимодействии субъекта и объекта в системе управления. Любая общественная функция управления взаимосвязана с другими.

    Осмотренные общие функции управления нужны для воплощения государственного управления как на общегосударственном, этак и на региональных, местных, отраслевых уровнях.

    Специальные функции охарактеризовывают индивидуальности конкретного субъекта либо объекта управления. К главным специальным функциям муниципального управления, исполняющимся на высшем уровне верховным органом в системе органов исправной власти, относятся:

    обеспечение суверенитета и экономической самостоятельности страны, воплощение внутренней и внешней политики страны;

    Особые управленческие функции исполняет Президент страны как глава государства. Разделение функций есть и на низших уровнях государственной власти. Местные власти на соответственной местности обеспечивают воплощение таких главных функций: соблюдение законодательства и конституции, актов главы страны, поддержание законности и правопорядка; воплощение прав и свобод людей; исполнение государственных и региональных программ социально-экономического и культурного развития; программ охраны окружающей среды; взаимодействие с органами местного самоуправления; осуществление остальных предоставленных государством, а еще делегированных надлежащими советами возможностей. Список главных специальных функций исполнительной власти свидетельствует о том, что они являются бессчетными и различными, однако совместно с тем взаимосвязанными как задачи, которые решаются органами управления. Сопоставление общих функций со специальными приводит к выводу о том, что 1-ые соединены с действиями государственного управления, т. е. появляются в всех взаимодействиях соответственных правящих и управляемых систем. Содержание же специальных функций представляет не общие закономерности, а индивидуальности взаимодействия конкретных субъектов и объектов государственного управления.

    Специальные функции можно сгруппировать по типам задач (в особенности на высшем уровне): это отбор сотрудников и их постановка, проблемы бюджета, достижение долговременных целей и преодоление кризисных обстановок. В особенности огромный смысл в деятельности исполнительной власти уделяется принятию и осуществлению долговременных целей, тогда как кадровая и экономическая политика относится к категории методик, но не целей. Такая направленность деятельности исполнительной власти, как преодоление кризисных обстановок, является специальным. Имеются в виду всевозможные кризисы - общенациональные либо местные, от стихийного бедствия (землетрясения, наводнения), трудности и действия, которые имеют все шансы сорвать публичный распорядок, общественную сохранность.

    Государственное управление :

    а) в широком понимании - деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий,

    б) в узком понимании - подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.

    Признаки государственного управления:

    Деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер;

    Деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово;

    Деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность);

    Характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей;

    Осуществляется в различных формах (правовых и неправовых);

    Обеспечивается посредством системы гарантий ;

    Нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений).

    Принципы государственного управления - основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленческой деятельности и раскрывающие ее сущность.

    Принципы делятся на общие (социально-правовые ) и организационные .

    Общие (социально-правовые) принципы:

    . демократизм - народ выступает единственным источником власти; он осуществляет власть как непосредственно, так и через органы исполнительной власти; контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется органами законодательной и судебной власти, прокуратуры, а также населением (общественный контроль);

    Законность - деятельность органов исполнительной власти должна строиться на основе точного и неукоснительного соблюдения и исполнения Конституции и законов, соответствия прилагаемых нормативных правовых актов актам высшей юридической силы;

    Объективность - при осуществлении управленческой деятельности необходимо адекватно воспринимать происходящие процессы, устанавливать существующие закономерности и учитывать их при принятии управленческих решений и их реализации;

    Научность - применение научных методов сбора, анализа и хранения информации, учета научных наработок в ходе принятия и реализации управленческих решений;

    Конкретность - осуществление управления должно строиться с учетом конкретных жизненных обстоятельств, т. е. в соответствии с реальным состоянием объекта управления и ресурсом субъекта управления;

    Разделение властей - подразделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с закреплением за ними в установленном порядке конкретных функций;


    . федерализм - деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления разграничения компетенции и предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ;

    Эффективность - достижение целей управленческой деятельности должно осуществляется при минимальных затратах сил, средств и времени.

    Организационные принципы:

    Отраслевой - осуществление управленческой деятельности, организация системы управления строится с учетом общности объекта управления, который образует определенную отрасль (управление промышленностью, транспортом, связью, агропромышленным комплексом, образованием, здравоохранением и т. п.);

    Территориальный - формирование системы управления основывается на территориальной основе (административно-территориальном делении);

    Линейный - тип организации служб и подразделений, осуществляющих исполнительно-распределительную деятельность, при котором руководитель в пределах своей компетенции обладает по отношению к подчиненным всеми правами распорядительства;

    Функциональный - органы и аппараты исполнительной власти осуществляют общие подведомственные функции управления (финансы, статистика, занятость и т. д.);

    Двойного подчинения - сочетание начал централизованного руководства с учетом территориальных условий и состояния объекта управления;

    Сочетание единоначалия и коллегиальности - наиболее важные вопросы, касающиеся основополагающих аспектов управленческой деятельности, принимаются коллегиально, а оперативные, текущие, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единолично.

    Функции государственного управления:

    К общим функциям относятся:

    1. Планирование - начальный этап процесса управления. То есть, кто-то должен решить, что, как, когда и кем должно быть выполнено. Для осуществления этой функции необходимо определить состояние той или иной проблемы, цели и порядок их достижения. Планирование бывает стратегическим (высший уровень), на долгосрочную перспективу, тактическим - т.е. определяются промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач (средний уровень), и оперативным (нижний уровень).

    2. Организация - установление постоянных и временных взаимоотношений между различными подразделениями государственных органов, определение порядка и условий ее функционирования. Т.е. это процесс объединения людей для поставленных целей.

    3. Прогнозирование - научное предвидение, систематическое исследование состояния, структуры, динамики и перспектив управленческих явлений и процессов;

    4. Контроль - (направлен на обеспечение законности, дисциплины).

    Специальные функции характеризуют особенности конкретного субъекта или объекта управления (экономическая, социально-культурная, административно-политическая сферы).

    Вспомогательные функции способствуют процессам реализации общих и специальных функций. К ним можно отнести: стратегическое и текущее планирование ; финансирование, стимулирование, кадровое обеспечение, управление, диагностика и др.


    Проблема управленческих функций позволяет создать опти мальную структуру и систему управления, определить объек тивные потребности органов управления в различных материа лах и средствах.
    Функция управления - это конкретное направление управ-ляющего (организующего, регулирующего, контролирующего и пр.) воздействия государственного управления на объект управления. Функции управления имеют конкретное содержа ние и осуществляются с помощью конкретных способов и форм управления (например, принудительные механизмы, из дание правовых актов управления, подчиняющее воздействие). Наряду с функциями государственного управления выделяются функции органов государственного управления (т. е. их управ ляющее воздействие на объекты), а также управленческие функции всех органов государства (т. е. органов представитель ной и судебной властей). Эти функции имеют ряд сходных признаков (например, по субъекту и объекту управления). Од ним из важных вопросов является правовое установление функций государственного управления в функциях органов го сударственного управления, т. е. последние должны иметь нор мативно определенную компетенцию, обеспечивающую качест венное выполнение функций государственного управления.
    В учебнике функции управления рассматриваются как функции органов исполнительной власти (государственного управления).
    В самом общем виде функции государства и его органов - это основные направления деятельности государства, обеспечи вающие его социальное благосостояние, гарантирующие реали зацию прав и свобод человека и гражданина, стабильное и эф-фективное управление государством и обществом.
    Функции государственного управления обусловливаются объективными закономерностями. Содержание каждой функ ции предопределено стоящими перед государством и государст венным управлением целями и спецификой объекта государст венного управления и включает конкретное направление орга-
    низационно-правового воздействия органа государственного управления на конкретные объекты управления.
    Основные функции государственного управления - это все общие, типичные, имеющие специальную направленность ви ды взаимодействия между субъектами и объектами управления, характерные для всех управленческих связей, обеспечивающие достижение согласованности и упорядоченности в сфере госу дарственного управления.
    К основным функциям государственного управления можно отнести следующие.
    Информационное обеспечение деятельности государственных органов, т. е. сбор, получение, обработку, анализ информации, необходимой для осуществления государственной (управленче ской) деятельности. В теории это называется информационным обеспечением управления.
    Прогнозирование и моделирование развития системы госу дарственного управления, государственных органов, стандартов государственного управления. Прогнозирование - предвиде ние изменений в развитии и результате каких-либо событий или процессов в системе государственной деятельности, в госу дарственных органах на основе полученных данных, профес сионального опыта и практики, достижений научно-теоретиче ского анализа. Прогнозирование - это необходимый инстру мент в деле принятия важнейших управленческих решений, без него невозможно определить последствия социальных процес сов, будущее состояние общества в целом, мобильность и эф фективность деятельности государственных органов.
    Планирование - это определение направлений, пропор ций, темпов, количественных и качественных показателей раз вития тех или иных процессов в системе государственного управления и, в частности, реализации государственных функ ций (экономических, социально-культурных, военных, оборон ных, борьбы с организованной преступностью и коррупцией в системе государственной службы и т. д.). Кроме того, это раз работка целей, задач и направлений развития и реформы госу дарственной деятельности и государственного управления. В процессе реализации функции планирования создаются про граммы по развитию отношений в различных отраслях и сфе-рах государственного управления (федеральные, региональные и комплексные программы), а также программы по изменению и улучшению деятельности органа государственного управле ния и его структуры.

    Организация - это формирование системы государствен ного управления на основе установленных принципов и подхо дов, определение структуры управляющей и управляемой сис тем в государственном управлении. Организация в узком смыс ле - это упорядочение структуры органов государства, штатов, персонала, процессов государственного управления. Органи зующая деятельность включает действия и решения, конечной целью которых является обеспечение надлежащего функциони рования органов государственного управления.
    Распорядительство, т. е. оперативное регулирование управ ленческих отношений, возникающих по поводу осуществления полномочий государственных органов и должностных обязанно стей, обеспечение режима должной государственной деятельно сти в форме принятия административных актов (правовых актов управления: приказов, распоряжений, указаний, инструкций, правил, руководств и т. д.). Распорядительство в узком смысле - это дача текущих указаний руководящими государственными служащими (должностными лицами).
    Руководство - это установление правил и нормативов деятельности и отдельных действий государственных органов (государственных служащих, должностных лиц), управляемых объектов; общее руководство - это определение содержания государственной деятельности (например, управленческой).
    Координация - это согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государственного управления. Координация - это формирова ние «ансамбля» управленческой деятельности автономных ад министративных центров и обеспечение гармоничного его функционирования. Если, например, существует несколько са мостоятельных организационных систем, каждая из которых имеет собственную сферу деятельности, цели, задачи и методы осуществления функций, и требуется решить проблему соеди-нения усилий различных органов управления, то в данном случае возможно создание органа управления, наделенного ко ординационными полномочиями (в настоящее время коорди национными органами являются преимущественно государст венные комитеты РФ, некоторые федеральные министерства и иные органы исполнительной власти, реализующие функции регулирования, межотраслевой координации и контрольно- надзорные функции).
    Контроль - это установление соответствия или несоответ-ствия фактического состояния системы государственного
    управления и ее структуры требуемому стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования го сударственных органов, а также конкретных действий субъек тов управления; установление соотношения намечаемого и сде ланного в системе государственного управления. Контроль - это наблюдение за качеством управленческой деятельности, выявление ошибок в управлении и степени соответствия управ ленческих действий и административных актов принципам за конности и целесообразности. В определенных сферах государ ственной деятельности органы государственной власти посто янно усиливают контроль за совершением тех или иных действий. Контроль должен быть последовательным, разум ным, обоснованным, гласным, объективным, законным и опе ративным. Одним из видов контроля является надзор, осуще ствляемый, как правило, только для выяснения соответствия законности проводимых мероприятий (действий, решений).
    9. Регулирование - использование методов и способов управ ления в процессе организации системы государственного управ ления и ее функционирования. Регулирование - это установле ние общеобязательных требований и процедур для объектов управления и различных субъектов права в целях обеспечения общественного порядка, безопасности, равенства участников экономических отношений, основ демократической конкурент ности, прав и свобод граждан.
    Полный перечень направлений реализации функции госу дарственного регулирования достаточно велик; укажем лишь некоторые из них: определение правил поведения и действия в конкретной сфере посредством нормативного правового акта; установление конкретных процедур управления (сертификация, лицензирование, налогообложение, регистрация и т. д.); уста-новление механизма контроля требуемых действий, т. е. осуще ствление контрольной и координационной деятельности, реа лизация надведомственных полномочий; формулировка задач и этапов управленческой деятельности и т. д.
    Содержание государственного регулирования складывается из следующих элементов: нормативное установление общих требований в конкретной сфере управленческой деятельности; экономическое и правовое регулирование развития конкретных отраслей; государственная поддержка и защита российских раз работчиков, производителей и потребителей; контроль за вы-
    полнением установленных законом требований и положений; координационное управление; реализация надведомственных контрольно-надзорных полномочий. Функция государственно го регулирования все чаще находит свое отражение в федераль ных и иных законодательных актах.
    В некоторых отраслях государственного управления государ ственное руководство и управление невозможно, да и нецеле сообразно заменять государственным регулированием. Напри мер, управление внутренними делами, иностранными делами, юстицией подчинено режиму централизованного прямого управления. Вместе с тем в отраслях управления промышлен ностью и хозяйственного строительства уже давно применяется на практике механизм государственного регулирования, так как он в большей мере способствует созданию благоприятных эко номических, организационных и юридических условий для функционирования предприятий, коммерческих и некоммерче ских организаций. Государственное регулирование отрицает прямое административное вмешательство органов государст венного управления в производственную и иную хозяйствен ную деятельность предприятий и организаций; оно использует такие правовые средства, как установление стандартов, кон кретных управленческих процедур, а также налоги, сборы, та рифы, пошлины, государственный заказ.
    Государственное регулирование характеризуется как «поло жительное» государственное управление, т. е. непрерывное ре-шение вопросов общественной и государственной жизни госу дарством и его исполнительно-распорядительными органами. В сферу деятельности этих органов и должностных лиц попада ют вопросы налогообложения, таможенной деятельности, обес-печения санитарно-эпидемиологического благополучия населе ния, борьбы за экологическую чистоту, стандартизации и сер тификации, ветеринарии и т. д.
    10. Учет - это фиксация информации, выраженной в коли чественной форме, о движении материальных ресурсов государ ственного управления, о результатах реализации управленче ских отношений, полномочий государственных органов, госу дарственных управленческих решений, о наличии и движении документов, имеющих важное значение для государственного управления в целом; это фиксирование в количественном выра-жении всех факторов, влияющих на организацию и функциони рование государственного управления. Учет предназначен для определения наличного количества каких-либо предметов, до-
    кументов, фактов; система учета, как правило, включает органы управления на федеральном, региональном, ведомственном и муниципальном уровнях, информационно-аналитические орга низации и центры сбора, обработки и передачи информации, инженерно-технические средства, а также нормативные право вые акты, регламентирующие деятельность в соответствующей области.

    Еще по теме § 7. Функции государственного управления:

    1. § 2. Государственное регулирование как функция управления
    2. 1.2. Органы государственного управления: понятие, виды и функции
    3. 1.2. Цели, задачи и функции государственного управления экономикой
    4. 7.2. Административно-правовые методы в осуществлении функций исполнительной власти, государственного управления
    5. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ КРЕДИТОМ.
    6. 10. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ КРЕДИТОМ.
    7. 3.3. Государственное управление объектами и отношениями собственности 3.3.1 Виды и способы государственного управления собственностью
    8. Государственный аппарат (устройство государственных органов власти; их функции]
    9. 7. Понятие и виды административно-правовых форм и методов государственного управления7.1. Формы государственного управления и их классификация
    10. Исполнительная власть: понятие, механизм,соотношение с государственным управлением(государственным регулированием)
    11. Понятие, признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический (государственный) режим
    12. 15.2. Способы обеспечения законностии дисциплины в государственном управлении. Государственный контроль и его виды
    13. 15.1. Законность и целесообразность в государственном управлении. Государственная дисциплина

    - Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право -



    Документы