Проект «Вода-волшебница» во второй младшей группе. Проект «Волшебница вода» для первой младшей группы. План работы по реализации проекта

Актуальность проекта: В наше время большое значение имеет экологическое воспитание детей. Наше отношение к окружающей среде один из залогов дальнейшего существования планеты Земля. Вызывать интерес и любовь к природе необходимо с раннего возраста, так как впечатления детства и накопления опыта остаются на всю жизнь.

Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем.

Вид проекта: Познавательно-исследовательский.

Дидактическая цель проекта: создание условий для формирования у ребенка знаний о природе, элементов экологической грамотности.

Методические задачи проекта:

1) Познакомить детей среднего дошкольного возраста с водой, ее значением и свойствами.

2) Развивать наблюдательность с помощью игр с водой, обогащать и активизировать словарь; развивать навыки экспериментирования, умение делать выводы на основе опытов.

3) Воспитывать любовь к окружающей среде.

Участники проекта: - дети средней группы МБДОУ №14 г.Иваново «Непоседы», родители, воспитатели.

Формы проведения: Наблюдения, эксперименты, занятия, игры, беседы с детьми и родителями.

Этапы реализации проекта:

1 этап – Подготовительный

Изучить и проанализировать литературу по данной теме. Подобрать художественную литературу, дидактический материал, наглядный материал.

2 этап - Основной

Раздел программы Содержание деятельности. Сроки
Игровая деятельность Игры – лабиринты (накорми рыбку, спрячь от щуки рыбку)

Настольно-печатные игры:

Лото «Царство рыб»

Разрезные картинки (собери рыбку)

Узнай и назови 2х одинаковых речных рыб.

Дидактические игры:

«Пускаем кораблики»

«Найди отличия» у двух, на первый взгляд, одинаково нарисованных рыб найти 5 – 10 различий.

«Рыба, зверь, птица».

«Летает, плавает, бежит».

«Что неправильно нарисовал художник?», найти несоответствия в рисунке.

«Когда это бывает?».

Подвижные игры на площадке :

«Рыбаки и караси»,

«Удочка»,

«Через ручеёк»,

«Крокодил»,

«Солнышко и дождик»,

«Улитка»,

«Снежная баба»,

«Лягушки и цапли»,

«Перепрыгни сугроб»,

«Дед Мазай и зайцы»,

Весь период.
Социальное развитие Рассматривание иллюстративного материала по теме.

Составление альбома «Речные рыбы».

Тематическое занятие «Путешествие Голубой капельки».

Правила поведения в природе.

Сентябрь, декабрь, март.
Здоровье и физическое развитие Наблюдение за растительным и животным миром.

Подвижные игры.

Труд на участке и в природе.

Беседа «Значение воды для человека».

Занятие «Водичка, водичка» (закрепление гигиенических навыков).

Весь период.
Труд Уборка снега на участке.

Постройки из снега.

Украшаем участок разноцветным льдом.

Январь - февраль - март.
Познавательное

развитие

Рассматривание альбомов :

«Всё о рыбах»,

«Кто в реке живёт?»

Наблюдение «Водопад», «Айсберг», «Лесное озеро».

Наблюдение за улиткой –прудовиком.

Наблюдение за формами снежинок.

Чтение познавательной литературы: «Занимательное природоведение».

Рассматривание энциклопедий.

Февраль – июнь.
Художественная литература. Пословицы и поговорки о воде Приметы, связанные с водой.

Отгадывание загадок. Придумывание загадок детьми.

Чтение стихов, рассказов, сказок о воде, снеге.

М.Пришвин «Живительный дождик»,

К.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»,

А.Барто «Девочка чумазая»,

«Заюшкина избушка».

Стихи русских поэтов (Тютчев, Бунин, Майков).

Песенки и потешки.

Весь период.
Детская продуктивная (изобразительная)

деятельность

Аппликация

«Рыбки в аквариуме»,

«Сказочная рыбка».

Конструирование – оригами «Рыбка».

Рисование

«На реке»,

«Зимушка -зима»,

«Подводный мир»,

«Где живёт капелька».

«Снеговик».

Конкурс на лучшую снежинку (с родителями).

Весь период.
Исследовательская деятельность Целевые прогулки. Наблюдения:

за дождём, за изморозью, за льдом на лужах, за снегом, за сосульками.

Весь период.
Экспериментальная деятельность Эксперимент: Свойства воды: пар, лёд, вода.

Эксперименты с подкрашенной водой.

Опыты «Тонет- не тонет», «Снег-это вода», «Растворяется- не растворяется».

Весь период.

3 этап - Заключительный

Осуществить психолого-педагогическую диагностику по формированию наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста.

Проанализировать и оценить результаты работы по формированию наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста.

Итогом данного проекта является игровое занятие «В гостях у Нептуна», а также оформление аквауголка на участке в летний период. (Надувной бассейн для проведения игр, для укрепления здоровья детей к нему планируется дорожка здоровья.)

Дата публикации: 19.04.17

Пояснительная записка.

Согласно Указу президента РФ от 01.09. 2015 г. под № 392 «О проведении в РФ Года особо охраняемых природных территорий» 2017 год в России объявлен годом экологии. Катастрофическое ухудшение экологической обстановки –актуальная проблема современности.

Именно в дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к окружающему миру, к природе.

С целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде, в детском саду был разработан проект «Вода – волшебница» для детей младшего дошкольного возраста.

Паспорт проекта

Проблема

Что такое вода? Её свойства. Как мы можем сберечь воду?

Цель

Формирование основ экологической культуры личности ребёнка дошкольного возраста.

Причины

1) Недостаточно знаний у детей о свойствах воды.

2) Недостаточно демонстрационного материала о превращениях воды в природе и отсутствие картотеки опытов.

Задачи

1.Развивать познавательные способности детей в процессе

совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой.

2.Формировать представления детей о значении воды в жизни растений, животных, человека; бережного отношения к воде.

3. Расширить словарный запас детей.

Название проекта

«Вода-волшебница»

Тип проекта

Краткосрочный, групповой, познавательно-исследовательский.

Участники

проекта

Дети 2 младшей группы, родители детей, воспитатели

Срок реализации

Ожидаемый результат :

  • У детей будут сформированы элементарные представления о воде, ее
  • Дети узнают о свойствах воды (прозрачная, бесцветная, льется, без
  • Дети узнают об обитателях морей и рек в процессе игр.

значении для человека, животных и растений, о необходимости её беречь;

запаха, без вкуса) в процессе практических опытов с водой;

Продукты проекта:

1.Работы детей и родителей

2.Игра «Собери картинку»

3.Макет «Кто живёт в воде»

4.Игра «Очистим водоём от мусора»

5.Оформление экспериментального уголка

Перспектива развития проекта:

1.Наблюдения за водой, связанные с весенними и летними изменениями в

2.Проведение летом Дня воды и праздника «Нептун в гостях у детей»

План-график мероприятий

I этап: Подготовительный

  • Изучение интернет - ресурсов по данной теме
  • Беседы с детьми о воде
  • Подбор художественной литературы по теме
  • Рассматривание картин, иллюстраций по теме проекта
  • Подбор экспериментов с водой
  • Подбор дидактических, подвижных игр
  • Подбор презентаций по данной теме
  • Информирование родителей по теме проекта

II этап: Основной

Совместная деятельность педагога и детей

Образовательные области

Формы и методы

Средства

Познавательное развитие

Дидактические игры «Времена года», «Берегите природу»

Поисковая деятельность

Использование ИКТ «Вода», «Подводный мир»

Рассматривание иллюстраций

Стаканчики, гуашь, кисточки, салфетки, игрушка киндер-сюрприз, палочки, трубочки, ванночка

Ноутбук, экран. презентация

иллюстрации

Социально-личностное развитие

Сюжетно-дидактические игры «Купание куклы Кати», «Приготовим обед»

Беседы: «Знакомство с водой», «Вода и её превращения», « Вы помните, как выглядят снежинки»

Прогулка: наблюдение за дождём, тает снег

Трудовые поручения: уход за комнатными растениями, посадка лука,

фасоли, гороха

Игры с водой: «Подводная лодка», «Мыльные пузыри», «Игры с красками», «Цветной лед»

Тазик с водой, полотенце, кукла, кукольная посуда

Иллюстрации

лейка, лук, семена гороха, фасоли

таз с водой, краски, формочки

Речевое развитие

Беседы (см. приложение)

Отгадывание загадок (см. прилож.)

Чтение потешек, стихов, рассказов о воде

Пальчиковые игры

Плакаты, картинки

Художественно-эстетическое развитие

Рисование пальчиком «Капельки»

Лепка «Сосульки: кап -кап»

Физическое развитие

Динамические паузы

Физминутки, динамические паузы

Закаливающие мероприятия

Профилактика нарушения осанки, плоскостопия

Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Капелька», «Ходят капельки по кругу»

Массажные коврики

Макет солнышка, тучки, зонтик

III этап: Заключительный

  • Интервьюирование - итоговый мониторинг представлений детей о воде
  • Закрашивание раскрасок водой
  • Беседы о воде с целью закрепления знаний

Используемая литература:

  • Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4 – 7 лет: Москва, Мозаика – Синтез, 2012;
  • Т. А. Шорыгина Беседы о здоровье, Москва, 2005;
  • О. А. Соломенникова Экологическое воспитание в детском саду с детьми 2 – 7 лет: Москва, Мозаика – Синтез, 2005;
  • О. В. Дыбина Ребенок и окружающий мир. Для занятий с детьми 2 – 7 лет: Москва, Мозаика – Синтез, 2008;
  • Дошкольное воспитание. - №6. – 2006;
  • Дошкольное воспитание. - №6. – 2008;

В ходе мониторинга дети проявили большой интерес, с удовольствием

отвечали на вопросы в игре «Интервью».

Высокий уровень. 1 ребёнок. 5%.

Средний уровень. 10 детей. 50%.

Ниже среднего уровня. 9 детей. 45%.

После проведённой работы был проведён повторный мониторинг (итоговый) по формированию у дошкольников представления о воде и её значении. На основании повторного мониторинга были сделаны выводы, что проведённая работа способствовала эффективному обучению. Дети показали положительную динамику в знаниях.

Высокий уровень. 4 ребёнка. 20%. Средний уровень. 14 детей. 70%. Ниже среднего уровня. 2 ребёнка. 10%.

Беседы

Беседа № 1.

Тема: «Знакомство с водой».

Сегодня к нам в гости пришёл Капитошка, он хочет проверить, какие вы

сообразительные и сейчас вам загадает загадку.

Капитошка. Что в руках не удержишь, в решете не унесёшь? Молодцы, ребята! Вы – умные и сообразительные. А теперь скажите, что сильнее вода или огонь?

Чтобы узнать об этом, мы отправимся в сказочную страну, которая называется Водиландия, а Капитошка будет нашим проводником. Подойдите к столам, на которых стоят вода, тазики, различные баночки, стаканчики. Это – Водиландия.

Что же интересное нас здесь ждёт? Что нового мы узнаем о воде? Капитошка, где жители этой страны, почему мы их не видим?

Капитошка. Жителями этой страны являются капельки, такие, как я, а все вместе они образуют воду, которая у вас в тазиках.

Воспитатель. Ребята, давайте поздороваемся с капельками. Капитошка говорит, что в Воделяндии есть королева. Она прислала нам письмо, в котором рассказывает о

воде и её свойствах. Давайте его прочитаем: «Я могу литься, растекаться…»

Давайте проверим. Возьмите стакан с водой и налейте немного на тарелку. Лейте воду медленно, чтобы увидеть, как вода растекается. Вы убедились, что вода льётся и растекается? А какого цвета чистая вода? Белая. Нет, не правильно. Я положу лист белой бумаги рядом со стаканом воды. Отличается вода в стакане от белого листа?

Имеет ли вода цвет? Вода чистая, она бесцветная.

Воспитатель. Это ещё одно свойство воды. Следующий опыт: у вас на столе лежат пуговицы, мозаика, возьмите их и опустите в стакан с молоком и в стакан с водой. В каком стакане нам хорошо видны пуговицы и мозаика? А как вы думаете, почему в А как вы думаете, почему в чистой воде видны эти предметы, а в стакане с молоком - нет? Какая вода? Правильно, прозрачная). Какой бы предмет вы не опускали, он будет виден. Опустите свой пальчик в стакан с водой. Видите вы его? Почему вы видите? Какая вода? А какая вода в грязных лужах? Прозрачная? (Нет. Грязная.) Какая же вода бывает прозрачной? Только чистая. Воспитатель. Ребята, а теперь такой вопрос: вода может кипеть, шипеть и булькать. Когда это происходит? (когда её нагревают). А что так сильно нагревает воду, что она закипает? (огонь). Но не только огонь. Сейчас мы нагреем воду при помощи электронагревателя. Видите, она кипит, булькает, бурлит, шипит. А какая горячая вода? Можно её обжечься? (да, она очень горячая). Что ещё может нагреть воду? (солнце, кипятильник). Для чего нужна вода? (дети приводят примеры из личного опыта).

Правильно, человек ни дня не может прожить без воды: с ней он готовит пищу, она нужна деревьям, цветам, без пищи он может прожить чуть больше месяца, а вот без воды всего несколько дней. Вода - добрый друг и помощник человека. Вода побеждает засуху, оживляет пустыни, повышает

урожай. Она вращает турбины на гидроэлектростанциях. Вода минеральных источников оказывает лечебное действие. А как приятно и весело плескаться в речке, в море летом, как приятно утолить жажду в жару! Но чистой воды на земле становится всё меньше и меньше. Заводы, фабрики

потребляют много воды и загрязняют её отходами своего производства. От этого гибнет рыба и вообще жизнь в воде. Воду надо беречь, потому что без неё невозможна жизнь на земле.

Беседа № 2.

Тема: «Вода и её превращения».

Вода наполняет ручьи и реки, пруды и озёра, моря и океаны. Вода есть в почве и под землёй, где бегут подземные реки и ручейки.

Тучи и облака, туманы и дожди, снежинки и сосульки, льды и сугробы, роса, иней, зимние узоры на стёклах – это тоже вода!

Без воды не могут жить люди, животные и растения.

Беседа № 3 .

Тема: «Есть ли у воды цвет? А запах?».

Вода прозрачная, бесцветная, у неё нет запаха.

Давайте представим осеннюю пору. Моросит мелкий, холодный дождь. Землю укрывает сырой, побуревший лист, на дорожках блестят лужи, деревья и кустарники грустно шуршат голыми, тёмными ветвями. А на следующее утро всё преобразилось, стало светлым и праздничным! Ночью выпал первый снег, морозец застеклил лужи тонким, хрупким льдом.

Снег и лёд – это тоже вода, только в твердом состоянии. Когда столбик термометра опускается до отметки ноль или ниже, вода превращается в лёд. Совсем маленькие льдинки образуются и высоко в облаках, там они увеличиваются и, превращаясь в снежинки, падают на землю.

Беседа № 4.

Тема: « Вы помните, как выглядят снежинки?»

Вы помните, как выглядит снежинка?

Она лёгкая, пушистая, резная. Ледяные тонкие лучи, выходящие из центра снежинки, украшены маленькими иголочками. Форма и размер снежинок зависят от температуры воздуха. В сильные морозы снег становится сыпучим, скрипит под ногами – это ломаются хрупкие снежинки!

В морозные дни – снежинки сверкающие, слоистые, иногда похожие на мелкие крупинки. А когда нет мороза, снежинки слипаются – становятся крупными, словно белоснежный птичий пух. Снег в такие дни делается мягким и липким. Из него можно лепить снеговика или забавных лесных зверушек.

Беседа № 5.

Тема: «Что случиться со снегом если пригреет солнышко?»

Зимой и ранней весной с солнечной стороны крыш свисает длинная ледяная бахрома сосулек. Днём, когда пригревает солнышко, сосульки тают, звенит капель. А к вечеру сосульки замерзают вновь.

Весной воздух становится теплее и снег тает. По дорогам бегут, журчат весенние ручейки. Начинается движение льда на реках и каналах. Большие льдины с треском ломаются и отправляются и плавание, талая вода заливает луга и низины.

Беседа № 6.

Тема: «Как вы думаете, смогли бы люди жить без воды»?

Правильно! Вода нужна нам для питья, даже несколько часов человеку сложно прожить без неё. Давайте вместе вспомним, для чего люди используют воду.

Проснувшись утром, мы, прежде всего, умываемся и чистим зубы. Значит, нам нужна чистая вода. Без воды не сваришь обед, не выстираешь бельё, не наведёшь порядок в доме. Без воды не уберёшь городские улицы, не вымоешь машины. А сколько воды потребляют заводы и фабрики, выпускающие нужную продукцию!

Вы можете сказать: « На земле много воды. Её хватит всем! »

Так – то оно так, но ведь и людям, животным, и растениям нужна чистая вода. От грязной воды страдает всё живое: засыхают растения на берегах рек и озёр, погибают птицы, болеют звери и люди.

Нужно беречь деревья и кустарники, растущие по берегам рек и озёр, потому – что они защищают водоёмы от пересыхания, охранять родники, бережно расходовать водопроводную воду, не лить её зря.

Наблюдения.

№ 1. Наблюдение за образованием сосулек, капели. Обходя участок с детьми, отмечать, с какой стороны дома образуются сосульки. Почему? Прочитать детям стихотворение С.Маршака: «Солнце в марте ходит выше, горячи его лучи...».

№ 2. Рассказать детям, что весной солнце греет сильнее, снег и лёд тают. Обратить внимание детей на проталины, на чёрные воронки возле больших деревьев. Загадать загадку про снег: «Зимой в поле лежал, а весной в реку побежал».

№ 3 . Наблюдение за трудом взрослых: дворники на тротуарах скалывают снег, его увозят на машинах. Прочитать детям стихотворение В.Шошина: «Дворник снег большой лопатой отгребает от дверей...».

№ 4. Наблюдение за воробышком. Он громко чирикает, купается в луже. Прочитать стихотворение И. Токмаковой: «К нам весна шагает быстрыми шагами...».

№ 5. Наблюдение за комнатными растениями. Напомнить детям, что растениям необходимы вода и свет, что за ними нужно ухаживать: поливать, протирать листочки, опрыскивать.

№ 6. Наблюдение за погодой. Наблюдение за падающим мокрым снегом. Снежинки тяжёлые, в воздухе не кружатся, а быстро падают на землю и тают. Прочитать детям стихотворение Е. Трутневой: «Летят последние снежинки...».

№ 7. Наблюдение за тающими цветными льдинками, вывешенными на участке ранее. Почему они тают? Какого цвета капельки?

№ 8. Наблюдение за таянием снега, появлением первых весенних проталин. Обходя участок с детьми, отмечать, где снег и лед тают быстрее - на солнце или в тени, почему?

№ 19. Обращать внимание детей на образование луж и ручьёв на участке. Организовать игры с корабликами, лодочками из бумаги, ореховой скорлупы.

№ 10. Понаблюдать за ручейками: где берут начало, где текут медленно, где быстро, отчего получается мутная вода, что в ней есть. Набрать воды и поставить в уголке природы для наблюдения за осадком.

Опыт № 1

Цель: научить определять температурные качества веществ и предметов

Материалы: емкости с водой разной температуры, ванночка.

Дети рассматривают ёмкости с водой. Взрослый предлагает выбрать воду для умывания куклы, выясняет, какой может быть вода (горячей, холодной, тёплой); какая нужна вода для умывания (холодной водой умываться неприятно, горячей - можно обжечься, надо выбрать теплую воду); как определить, какая вода в ведёрках (потрогать не воду, а емкости; осторожно, не прикладывая руку надолго к ведру, чтобы не обжечься). Вместе с детьми взрослый выясняет, почему емкости имеют разную температуру (в них вода разной температуры, поэтому они нагрелись по – разному). Дети выливают тёплую воду в ванночку и купают куклу. Взрослый спрашивает у детей, где взять ещё теплой воды, если её не хватает (налить в тазик холодной воды и добавить горячей). Дети купают кукол, наблюдают за изменениями воды. После купания проверяют температуру емкостей, в которых была вода: она одинакова, так как без воды ёмкости быстро остыли. Взрослый обсуждает это с детьми.

Опыт № 2

«Окрашивание воды».

Цель: свойства воды. Некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше выявить этого вещества, тем интенсивнее цвет.

Материалы: Стаканчики с водой, жёлтая и чёрная краски, кисточки, салфетки, игрушка киндер – сюрприз.

Взрослый и дети рассматривают в воде игрушку киндер – сюрприз, выясняют, почему она хорошо видна (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить стаканчики с водой самим. Далее дети погружают игрушку в стаканчик с жёлтой водой. Игрушка видна, но не полностью. Затем дети опускают игрушку в стаканчик

с чёрной водой – игрушка не видна.

Вывод: в чёрной воде игрушку совсем не видно, а в жёлтой она немного видна.

Опыт № 3

В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые нет.

Взять два стакана с водой. В один из них положить обычный песок, и пусть попробуют его размешать. В другой насыпать сахарный песок, и размешать его. Что произошло? В каком стакане песок растворился? Напомните детям, что они постоянно

размешивают сахар в чае. Если бы он не растворялся, то люди пили бы чай несладкий.

Опыт № 4

Ветер по морю гуляет.

Цель: Обнаружить воздух.

Материалы: таз с водой, бумажный кораблик.

Воспитатель опускает кораблик на воду, дует на него с разной силой. Дети наблюдают за движением кораблика. Выясняют, почему плывёт кораблик, что её толкает (ветерок). Затем проводится соревнования «Чей кораблик доплывёт быстрее до другого края». Взрослый обсуждает с детьми, как надо дуть, чтобы кораблик плыл быстрее и дольше. Затем взрослый спрашивает у детей, почему нет пузырьков воздуха, когда мы дуем на кораблик.

Вывод: пузырьки образуются, если «вдувать» воздух, и тогда он поднимается из воды на поверхность.

Опыт № 5.

«Буря в стакане»

Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря в стакане). Предложить детям подуть в соломинку с большей силой. Проверить, что произойдёт - пена увеличится.

Опыт № 6.

У воды нет запаха.

Предложите детям понюхать воду и спросить, чем она пахнет, или совсем не пахнет. Пусть убедятся, что запаха нет. Подчеркните, что вода из крана имеет запах, т.к. её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

Опыт №7.

Вода прозрачная.

Перед детьми стоят стаканчики с молоком и чистой водой. В оба стакана положены мерные ложечки или палочки.

В каком стаканчике они видны, а в каком нет? Спросить, почему в стаканчике с водой мы видим палочку, а с молоком нет?

Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет.

Опыт № 8.

Изготовление цветных льдинок.

Цель: Закрепить свойство воды, льда; развивать творческое воображение.

Материалы: подкрашенная вода, формочки для льда.

Вместе с детьми сделать «клад», который найдут пираты.

Подкрашенную воду разлить по формочкам и вынести на мороз

Через некоторое время посмотреть, что случилось с водой (не замёрзла). Спросить, почему вода замерзла?

Вывод: вода может быть не только в жидком состоянии, а ещё в твёрдом.

Опыт №9.

«Тонет – не тонет»

Берём ёмкость с водой, опускаем предметы из различного материала. Наблюдаем, какие предметы тонут, какие держаться на поверхности.

Вывод: тяжёлые тонут, лёгкие остаются на поверхности.

Потешки.

Дождик, дождик, пуще,

Будет травка гуще.

Дождик, дождик, посильней,

Огород ты наш полей.

Водичка.

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок. (Сотникова)

Ручеёк

Ручеёк, ручеёк,

Ты, как ниточка, идёшь.

Под тобой блестит песок,

Весел ты, хоть не глубок.

Снежок

Полно, беленький снежочек,

На талой земле лежать!

Время, беленький снежочек,

Время таять – пропадать,

Во долинушку стекать,

Сыру землю питать.

Тучи, тучи,

Набегайте в кучу!

Солнышко заволоките,

Дождём землю промочите!

Радуга – дуга,

Не давай дождя!

Давай солнышка –

Колоколнышка!

Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи –

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

Зайка серый умывается,

Видно в гости собирается.

Вымыл носик, вымыл ротик,

Вымыл ухо, вытер сухо.

Ладушки, ладушки,

Веселые ладошки,

Ладушки, ладушки,

Звонкие хлопошки.

Горят глазки у ребят,

Брызги в стороны летят!

……………………

Курочка – рябушечка, куда ты пошла?

На речку.

Курочка – рябушечка, за чем ты пошла?

За водичкой?

Курочка – рябушечка, зачем тебе водичка?

Цыплят поить.

Курочка – рябушечка, как цыплятки просят пить?

Пи – пи – пи – пи – пи!

……………………..

Ой, лады,лады,лады! (хлопают в ладоши)

Не боимся мы воды! (разводят руки в стороны)

Чисто умываемся – вот так! (имитируют умывание)

Маме улыбаемся – вот так! (опускают руки, улыбаются)

Загадки.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать

На землю падает опять. (Вода.)

На карнизе – леденцы,

Серебристые зубцы.

C них от солнца по асфальту

Капельки забулькали.

Говорят, нельзя сосать их,

А зовут… (Сосульками.)

Белая звёздочка с неба упала,

Мне на ладошку легла… и пропала. (Снежинка.)

Летом бежит, зимой спит,

Весна настала, опять побежала. (Река.)

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает, когда это бывает? (Весной.)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём

Ищем, ищем, не найдём. (Роса.)

Бежит бычок,

Золотой рожок,

Бежит, журчит. (Ручей.)

Весит за окошком,

Кулёк ледяной.

Он полон капели,

И пахнет весной. (Сосулька)

Всю зиму пролежал,

Весной в речку убежал. (Снег)

Пришёл яшка – белая рубашка,

Где он пробегает, ковром устилает. (Снег)

Ног нет, а идёт,

Глаз нет, а плачет. (Туча)

Что течёт,

Не останавливается? (Вода)

Что бежит без ног? (Вода)

Тонок, долог, а сядет –

В траве не видать. (Дождь)

Шёл долговяз,

В сыру землю увяз. (Дождь)

На землю падает,

От земли не отлетает. (Дождь)

Ходит без ног, рукава –

Без рук, уста – без речи. (Река

Физкультминутка № 1.

«Дождик».

Дождик песенку поёт: (Дети свободно встряхивают пальцами рук)

Кап, кап…

Только кто её поймёт – (Недоумённо разводят руки в стороны.)

Не поймём ни я, ни ты, (Показывают на себя, на соседа.)

Да зато поймут цветы, (Показывают пальцами, как распускаются цветы.)

И весенняя листва, (Удерживая руки перед собой.)

И зелёная трава(Сидя на корточках, разводят в стороны руки, шевеля пальцами, словно гладят траву .)

Лучше всех поймёт зерно: (Показывают, как держат в руках зерно.)

Прорастать начнёт оно. (Совершают змеевидные движения руками снизу вверх.)

Физкультминутка № 2

«Кораблик".

Дети рассаживаются на ковре по округу и хором произносят стихотворный текст, сопровождая его пантомимой.

По реке плывёт кораблик,

(Складывают ладони лодочкой и показывают, как лодочка покачивается на волнах)

Он плывёт издалека.

(«Лодочки» двигаются змейкой в направлении от груди вперёд.)

На борту его четыре

Очень храбрых моряка.

(Дети показывают четыре пальца, загнув большой палец).

У них ушки на макушке,

(Прикладывают кисти рук к голове, изображая уши.)

У них длинные хвосты,

(Проводят рукой по воображаемому хвосту.)

И страшны им только кошки

Только кошки и коты.

(Делают скребущие движения руками по ковру.)

Координация слова с движением.


К нам весна шагает Быстрыми шагами, И сугробы тают, Под её ногами.

№ 1 «Весна».

(Идут по кругу.)

(Ускоряют шаги.)

(Идут, высоко поднимая ноги.)

Чёрные проталины, На полях видны. Видно, очень тёплые Ноги у весны.


(Приседают, стучат по полу руками.) (Идут по кругу

Ахмедова Наиля Сираджаддиновна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад №22», Ставропольский край,с.Надежда

Актуальность проекта: Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых детей. Вопрос здоровья – это, в первую очередь, вопрос качества жизни. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Ребенок получает от них массу полезных впечатлений. Вода для детей – это полезное лекарство.

Тип проекта: педагогический

Вид проекта: Познавательно-исследовательский.

Участники проекта: дети 2 младшей группы

— воспитатель младшей группы:Ахмедова Н.С.

Срок реализации проекта: долгосрочный (с сентября 2016 г – по май 2017 года)

Интеграция образовательных областей: Познавательно – речевое, социально – коммуникативное, художественно- эстетическое, физическое развитие.

Цель проекта:

1.Развивать у детей представление о природном объекте-воде, формировать наблюдательность через игры с водой.

2.Закладывать основы экологической культуры личности, воспитывать бережное отношение к воде.

3.Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.

Задачи проекта:

1) Познакомить детей младшего дошкольного возраста с водой, ее значением и свойствами.

2) Развивать наблюдательность с помощью игр с водой.

3) Научить детей выполнять простейшие опыты,последовательно выполняя указания воспитателя

Ожидаемые результаты:

1.Формирование представлений о природном объекте воде, её свойствах, видах существования в окружающей среде, агрегатных состояниях.

  1. Формирование познавательного интереса, обогащение словарного запаса.
  2. Воспитание бережного, осознано правильного отношения к воде, как источнику жизни на земле.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

Формирование проблемы

Обсуждение цели, задачи проекта с детьми и родителями.

Подобрать методическую, познавательную и художественную литературу по теме проекта.

Обогатить эколого- развивающую среду в группе, центр воды и песка необходимым материалом и инвентарем для проведения игр с водой.

Составить картотеку игр — экспериментов по ознакомлению со свойствами воды.

Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, иллюстрации, панно (вода в природных явлениях, где в природе есть вода, как человек использует воду, кто живет в море, на болоте) , оформить альбом «Стихи и потешки о воде»,

изготовить макет «Аквариум».

Составить примерный годовой план наблюдений, игровых заданий, экспериментов и итоговых занятий, связанных с темой проекта.

Осуществить психолого-педагогическую диагностику по наблюдательности детей младшего дошкольного возраста.

2 этап – основной(практический)

Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и форм по формированию представлений о природном объекте воде, её свойствах, видах существования в окружающей среде, агрегатных состояниях.

Познавательно – речевое развитие:

Беседы: «Какую роль играет вода в жизни человека?» ;

«Круговорот воды в природе»;

«Какую роль играет вода в жизни животных, рыб и птиц?»;

«Что мы знаем о воде»;

«В гостях у капельки».

Поисковая деятельность:

«У воды нет запаха и вкуса», «Вода умеет впитываться», «Вода бывает холодная, теплая, горячая», «Что растворяется в воде?», «Лёд – это вода», «Снег – это вода», «Иней – это вода»

Эксперименты и опыты:

«Превращение снега в воду», «Цветные льдинки», «Тонет – не тонет», «Как растения пьют воду», «Воду можно окрасить в другой цвет или сделать грязной»

Практическая деятельность и трудовые поручения:

Наблюдения на прогулке за облаками, осенним небом, дождем, первым снегом, льдом, инеем, снегопадом.

Работа в уголке природы: полив комнатных растений, помощь воспитателю (смена воды в аквариуме, мытье поддонов для цветов, мытье игрушек, стирка кукольного белья)

Социально –коммуникативное развитие:

Дид.игры: «Купание куклы», «Стирка кукольного белья», «Снежинка в гостях у ребят», «Где спряталась рыбка?»

Игры-забавы: «Пускание мыльных пузырей», «Мы капитаны», «Уточки плавают»; «Ловись, рыбка!»

Игры в центре песка и воды: «Пирожки для куклы Кати», «Строим башню»

Заучивание потешки «Водичка, водичка…» , чтение сказки «Заюшкина избушка», А.Барто «Девочка чумазая», К.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», чтение стихов о воде.

Художественно – эстетическое развитие:

Рисование водой (водные раскраски);

Рисование «На полянку, на лужок тихо падает снежок»;

Лепка «Мы скатали снежный ком»;

Аппликация «Снеговик».

Физическое развитие:

Подвижные игры: Солнышко и дождик, «Снежки», «Земля и вода», «Ходят капельки по кругу», «Зонтики», «Я тучка, тучка, тучка…», «Тучка и капельки», «Рыбак и рыбки», пальчиковые игры — упражнения с водой.

Показать детям в домашних условиях, где можно использовать воду. Что растворяется в воде?

Рассказать о разных агрегатных состояниях воды в природе(лед, снег, иней)

Уход за комнатными растениями и животными дома.

Изготовить дневники наблюдений за водой.

Оформление книжек – малышек «Кому нужна вода?»

Заучивание стихотворений и потешек о воде.

Чтение художественной литературы: «Заюшкинаизбушка»,стихи А.Барто «Кораблик». «Девочка чумазая», К.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», «»

Участие в подготовке к новогоднему празднику (изготовление снежинок)

Консультации для родителей: «Осторожно, гололед!»

3 этап – заключительный

Подведение итогов.

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе работы над проектом. Диагностика.

4 этап — презентационный

Оформление стенгазеты по итогам проекта: «Теперь мы знаем, что такое вода!»

Досуг «Праздник мыльных пузырей»

План работы по реализации проекта

Планирование работы

Сентябрь

Прогулка целевая по территории детского сада.

— Знакомство с водой.

— Заучивание потешки «Водичка… »

Беседа о том, что нужно делать, чтобы росли в огородеовощи ; познакомить детей со свойствами воды.

«Купание куклы Кати»

— Наблюдение за тем, что вода имеет свойство впитываться.

— Наблюдение за дождем, лужами.

— Чтение произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр»

— Эксперимент с водой (впитывание воды в губку)

С помощью занятия дать представление о том, что необходимо купаться, умываться и для этого необходима вода.

Беседы о том, что вода необходима для животных, птиц, рыб, растений и людей, без нее нельзя выжить.

— Наблюдение за тем, как при поливе цветов вода впитывается в грунт. Дома как пьют домашние животные.

Дать детям понять, что вода – это источник жизни, и все живое на земле пьет воду.

Эксперимент (вода – лед – вода)

— Беседы

— Чтение сказки «Заюшкина избушка»

Дать представление о том, что вода может быть не только жидкой, но и твердой. И что под воздействием тепла, вода превращается из твердого состояния в жидкое, и наоборот.

Наблюдение за испарением воды

— Эксперимент «В воде не тонет»

— Игра «Пускаем кораблики»

Познакомить детей со свойством воды – испарение. А так же с тем, что дерево и пенопласт не тонет в воде.

Эксперимент превращения снега в воду

— Беседы «что пьют животные и птицы зимой»

Продолжать развивать знания детей о свойствах воды и об окружающем их мире.

Наблюдение за рябью на воде

— Занятия «Постираем кукле платье»; «Уход за комнатными растениями»; «Солнышко, солнышко выгляни в окошечко»

— Наблюдение за тем, куда исчезает весь снег на улице.

Познакомить детей с явлением «рябь», что она возникает при ветре на воде. Расширить и уточнить знания детей о том, для чего необходима вода. А так же о том, что вода имеет свойство впитываться.

Беседы об обитателях воды, о том, что человек под водой дышать не может.

— Эксперимент «Воздух под водой»

Познакомить детей с обитателями воды. Понаблюдать за тем, что происходит с водой, когда в нее поступает воздух (эксперимент с трубочками)

Эксперимент «Окрашивание воды»

— Обобщенные беседы о свойствах воды, о ее назначении и значении в жизни всего живого

Занятие «Экологическая сказка «Про маленькую капельку»

Познакомить еще с таким свойством воды как способность окрашиваться. Закрепить и обобщить знания детей о воде.

Ожидаемые результаты: От своего проекта, я ожидаю того, что дети больше узнают о воде, ее свойствах, значении и назначении. И это будет более интересно узнавать, потому что все происходит во время игры с водой. Ребенок будет воспринимать информацию с удовольствием.

Список литературы:

  1. Баранова Е.В. «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома».
  2. Горькова Л.Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию детей».
  3. Прокофьева А.Г. «100 развивающих игр для детей».
  4. Подборка журналов «Дошкольное воспитание» за 2010 год.
  5. Материалы, собранные родителями (стихи, сказки, потешки о воде)
  6. В. Т. Лободин, А. Д. Федоренко, Г. В. Александрова «В стране здоровья» М., Мозаика- Синтез. 2011г. – 75с.
  7. В. Сотникова. Самые маленькие в детском саду (Из опыта работы московских педагогов). М., ЛИНКА – ПРЕСС. 2005.- 136с.
  8. В. Сотникова. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста) – М., ЛИНКА- ПРЕСС, 2002.-216 с.
  9. О. Соломенникова.Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. 2009г.

Выбирая темы для наших проектов, мы всегда опираемся на интересы, потреб­ности детей, возникающие на данный момент. Одним из первых природных материалов, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, являются песок и вода. Наблюдая за играми детей с водой, а также во время умывания, закали­вающих процедур, ухаживанием за растениями, мы убедились в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получения знаний и представлений детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья людей.

Результат проектной деятельности во многом определяется хорошо организованной, разнообразной и содержательной предварительной работой. Ежедневно во время прогулок,вместе с детьми наблюдали за природными явлениями (облаками, дождём, снегом, льдом, сосульками, капелью, лужами, ручей­ками), отмечали изменение состояний воды в зависимости от сезона.

Неоценимую помощь в оснащении центра воды и песка оказали родители воспитанников. Благодаря этому дети в группе могли проводить исследовательскую работу (опыты и игры - эксперименты) (приложения 1-6 ).

  • Вода холодная и горячая;
  • Разноцветная водица;
  • Цветные льдинки;
  • Таяние снега;
  • Капельки сосульки;
  • Игры- эксперименты с тонущими и плавающими предметами;
  • С растворимыми и нерастворимыми веществами;
  • Образование паровых капель.

Попробовать и испытать свойственно маленьким детям. А сказочная форма и рациональное наблюдение помогли взаимно дополнить и обогатить друг друга. Дети подружились с дидактической куклой «Капелькой», которая и помогла нам совершить удивительные открытия в мире простых вещей.

Большая роль в осуществлении поставленных задач была отведена специально организованным занятиям по познавательному и речевому развитию детей. В своей работе мы использовали разные виды занятий - обучающие, интегрирован­ные, коррекционные: «Водичка - водичка», «Умываться нужно всем», «Дождик босиком по земле прошёл», «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой».

Очень интересно был организован и проведён цикл целевых экскурсий «Вода нужна всем». Дети побывали на пищеблоке, где познакомились с нашими замеча­тельными поварами, а те в свою очередь рассказали о своём труде и первом помощнике - воде. Малыши посетили прачечную, где наблюдали за разными видами работ, сравнивая с трудом мамы в процессе стирки белья.

В зимнем саду вместе с педагогом - экологом ребятишки ухаживали за растениями, аквариум­ными рыбками, черепахами, кроликами, убеждаясь в том, что живые существа не могут обходиться без воды.

Создавая игровые проблемные ситуации, мы побуждали детей использовать приобретённые знания и применять их в разрешении проблемы, а затем и закреплять через сюжетные игры, игры - инсценировки, игры - драматизации.

Полученные впечатления дети отобразили в работах под общим названием «Превращения Капельки». В результате этого в группе была организована выставка творческих работ наших воспитанников.

Наивысшим пиком данной проектной деятельности стала презентация проекта «Капелька». Дети совершили увлекательное путешествие с Волшебницей Водой и помогли найти ей потерявшиеся капельки воды в снежинках, комочках снега, в сосульках. Игра - путешествие сопровождалась чтением стихов, пением, исполнением танца.

Кульминацией стало создание коллажа «Приключения Капитошки». Дети, используя различные художественные материалы, отобразили многообразие состояний воды, а затем презентовали свои работы. В подарок малыши получили от Волшебницы Воды карту «Путешествия Капельки», на которой на доступном для данного возраста уровне отображен круговорот воды в природе.

Деятельностный подход, лежащий в основе метода проектов, предполагает полноправное и активное сотрудничество педагогов и ребёнка. Мы считаем, что содержательная сторона совместной деятельности оказывает существенное влияние на познавательное развитие детей. Идёт углубление и обогащение знаний воспитанников, выявление закономерностей и взаимных связей между рассматриваемым объектом и сезонными явлением, происходит обогащение активного словарного запаса.

Паспорт проекта «Капелька», посвящённый Дню охраны воды

Руководитель проекта : воспитатели 2-ой младшей группы

Базисный компонент : Работа по проекту проводится в рамках разделов программы «Детство» (познавательное, социальное, физическое развитие).

Возраст участников проекта : дети от 3 до 4 лет.

Состав проектной группы : Воспитатели и воспитанники группы, ПДО по экологическому образованию, работники пищеблока и прачечной, родители воспитанников.

Тип проекта : Среднесрочный, групповой, исследовательско - творческий, межпредметный.

Проблема проекта : Осознание детьми значения воды в жизни людей, животных и растений.

Цель проекта : Ознакомление младших дошкольников со значением воды в жизни живых существ и для здоровья человека.

Задачи проекта :

  1. Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой;
  2. Формирование у детей осознанных представлений о необходимости заботиться о своём здоровье;
  3. Поддерживание стремления детей активно вступать в познавательное общение, высказывать своё мнение;
  4. Воспитание бережного отношения к воде.

Актуальность проекта : Необходимость расширения знаний и представлений у детей младшего дошкольного возраста о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья детей.

Необходимое оборудование :

Литературный ряд :

  • малый народный фольклор, сказки К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе»,
  • сказки С.Прокофьева «Про серую тучку», «Волшебная корзинка», стихотворение А.Барто «Девочка чумазая», словацкая народная сказка «У солнышка в гостях»;

Музыкальный ряд:

  • аудиозаписи «Звуки воды в природе»,
  • видеозапись - мультфильм «Капитошка»;

Демонстрационный ряд : Дидактическая кукла «Капелька», альбомы, открытки, иллюстрации на темы «Вода в природе», «Использование воды человеком»; оборудование Центра воды и песка; игрушки, атрибуты, предметы-заместители для дидактических и сюжетных игр, игр-инсценировок.

Продукты проекта:

  • Экологический стенд «Путешествие Капельки» (круговорот воды в природе).
  • Коллаж «Приключения Капитошки» (значение воды в жизни люде, животных, растений).
  • Выставка рисунков «Превращение Капельки».
  • Выпуск плакатов «Сбережём голубую планету».

Предварительная работа:

  1. Беседа «Для чего нужна вода?»;
  2. Занятие по познавательному развитию «Купаться любят все».
  3. Занятие по речевому развитию «Водичка, водичка…»
  4. Занятия по изобразительной деятельности «Дождик по земле босиком прошёл…» (рисование), «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой!» (аппликация), изо - сотворчество «Превращение Капельки».
  5. Ежедневные наблюдения за природными явлениями.
  6. Посильная помощь за обитателями Зимнего сада.
  7. Оснащение Центра воды и песка.
  8. Серия игр - экспериментов по ознакомлению со свойствами воды.
  9. Чтение художественной литературы (К.И.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», С. Прокофьев «Про серую тучку», «Волшебная корзинка», А. Барто «Девочка –чумазая», Словацкая народная сказка «В гостях у солнышка»).
  10. Заучивание наизусть стихов, потешек, песенок о воде.
  11. Игра–инсценировка «Два часа мочалкой мыли», «Наблюдаем и играем».
  12. Сюжетные игры «Купание куклы», «Приготовим обед для куклы», «Постираем бельё для куклы».
  13. Составление системной «паутинки».

Распределение деятельности по этапам проекта.

Этапы работы над проектом Деятельность детей Деятельность педагогов
1. Моделирование ситуации. Выявление проблемы. 1. Вживаются в сюжетно-игровую ситуацию.

2. Осознают и личностно воспринимают проблему.

Вводит в игровую ситуацию: помочь Волшебнице Воде найти потерявшиеся капельки.
2. Выделение задач. Принятие задачи - совершить путешествие и найти капельки. 1. Подводит к решению задач.

2. Планирует деятельность (найти решение задачи путем экспериментирования)

3. Организует деятельность

3. Продуктивная деятельность. 1. Читают стихи.

2. Исполняют танец «капелек»;

3. Опыты со снегом;

4. Игра со снежками;

5. Опыты со льдом;

6. Рисуют «портрет» воды.

1. Организует работу над проектом,

3. Во время танца детей рассказывает сказку о движении капель воды;

4. Активизирует инициативу детей в игровых действиях;

5. Обращает внимание детей на их рисунки, подчеркивая. Что на них изображена вода в разных ее состояниях.

4. Презентация. Рассказывают и показывают на коллаже состояния воды (капли, дождик, река, вода в аквариуме, снежинки, облака). 1. Организует презентацию коллажа;

2. Волшебница Вода вручает подарок и благодарит за оказанную помощь.

Надежда Богатко
Проектная деятельность во 2 младшей группе на тему «Волшебница - вода «»

Проектная деятельность во 2 младшей группе на тему "Волшебница - вода "

Актуальность. Реализация проекта позволяет более обширно и глубоко усвоить программный материал, развить познавательно – исследовательские возможности детей, расширяет представления о воде и ее свойствах. А так же, способствует возникновению познавательной активности у детей, вырабатывает умение анализировать и делать простейшие обобщения и выводы

Участники проекта : дети второй младшей группы , родители, воспитатели,

Цель проекта :

1. Развивать у детей представления о природном объекте – воде.

2. Закладывать основы экологической культуры личности, воспитывать бережное отношение к воде.

3. Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.

Задачи проекта :

1. Подвести детей к пониманию :

- вода может находиться в жидком и твердом состояниях : при замерзании вода превращается в лед , лед в тепле тает (превращается в воду, летом идет дождь, зимой – снег, снег в тепле тает (превращается в воду) ;

В воде растворяются соль, сахар, гуашь, песок – не растворяется;

- вода прозрачная , без запаха, без вкуса;

Роли воды в жизни человека, растений, животных.

2. Закрепить представления детей :

- вода бывает холодная , теплая, горячая;

- вода течет , журчит, разливается, ее можно пить, наливать, переливать.

3. Учить детей выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания педагога.

Тип проекта : поисково - познавателный, творческий.

Вид проекта : Групповой , краткосрочный.

Ожидаемые результаты :

Формирование представлений детей о природном объекте воде;

Формирование познавательного интереса;

Обогащение словарного запаса;

Сформированность некоторых обследовательских действий.

Воспитание бережного отношения к воде;

Привнесение результатов работы в группе в домашние условия .

Этапы проекта .

1. Подготовительный этап. Постановка методических задач, сроки их реализации

2. Разработка плана педагогами.

3. Основной этап. Реализация проекта .

4. Подведение итогов. Презентация проекта .

1. Подготовительный этап.

1. Постановка методических задач, сроки их реализации.

2. Определение участников проекта .

3. Определение времени в режиме для группы для реализации проекта .

4. Определение объема знаний детей о воде, в соответствии с возрастом детей группы , учитывая требования «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

5. Определение содержания, методов, форм работы с детьми, родителям по проекту .

2. Разработка плана педагогом. Составление перспективного плана работы с детьми и сотрудничества с родителями.

1. Подбор художественной литературы.

2. Подбор пособий для работы с детьми.

3. Выбор форм работы с родителями.

4. Выбор основных мероприятий.

3. Основной этап. реализация проекта

1. Экскурсии на участок с целью проведения наблюдений за весенними природными явлениями (снег тает и превращается в воду.) .

2.. Подготовка необходимого оборудования.

3. Художественно – творческая деятельность на тему "Волшебница - вода ", "Кому нужна вода "(рисование, аппликация)

4. Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, чистоговорок.

6. Совместные мероприятия с родителями и детьми.

4. этап – результативный.

Выставка творческих работ для родителей "Сосульки капают"", "

Оформление альбома с помощью родителей. "Сказка про капельку",

Формы проведения : НОД, наблюдения, игры, беседы, рассказывание, рассматривание, поисково - познавательная деятельность , чтение художественной литературы : загадки, пословицы, поговорки, стихи. оформление выставки, консультации для родителей.

Презентация проекта . Выставка творческих работ, изготовленных в совместном творчестве родителей и детей. Оформление альбома "Кому нужна вода ", НОД "Волшебная вода "

Образовательная область "Физическое развитие"

Игры - занятия на прогулке "Кругом вода ", "Дождик песенку запел".

Подвижные игры :"Солнышко и дождик", "Земля и вода ", "Ходят капельки по кругу", "Я тучка, тучка, тучка…", "Тучка и капельки", "Рыбак и рыбки".

Образовательная область "Социально – коммуникативное развитие"

Дидактические игры "Стирка кукольного белья", "Где спряталась рыбка?"

Игры-забавы : "Пускание мыльных пузырей", "Мы капитаны", "Уточки плавают"; "Ловись, рыбка!"

Образовательная область "Познавательное развитие"

Наблюдения :

- за снегом : «Снег - он какой?» , за льдом : «Лед на лужах» , "Почему тает снег?", за водой Вода вода

Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений воспитателя.

Наблюдение за трудом воспитателя и выполнение трудовых поручений : мытьё игрушек.

Опытно - экспериментальная деятельность с водой : "Свойства воды", опыты "Тонет - не тонет","Снег -это вода "."Прозрачная вода ", "У воды нет запаха и вкуса" "Холодная, теплая, горячая вода ", "Что растворяется в воде"

Игры- забавы "Пускание мыльных пузырей"

Беседы :"Значение воды для человека", "Кому нужна вода ", "Зачем человеку вода ", "Какую воду мы пьём", "Где в природе есть вода "."Какую роль играет вода в жизни человека ?"; "Какую роль играет вода в жизни животных , рыб и птиц?";"Что мы знаем о воде",Чтение сказки и беседа по ней. " Сказка «Как люди речку обидели".

Рассматривание иллюстраций с изображением купания в водоемах, бассейне, ванне, под душем.

Тематические занятия "Путешествие голубой капельки", "Волшебница - вода " ", "Правила поведения в природе весной", "Понравилась вода "

Чтение художественной литературы : "Сказка про капельку", чтение А. Барто "Девочка чумазая".

Заучивание потешки "Водичка, водичка", чтение сказки "Заюшкина избушка", К. Чуковский "Мойдодыр", "Федорино горе", чтение стихов о воде.

Образовательная область "Художественно – эстетическое развитие"

Рисование :"Сосульки капают", Рисование красками с элементами аппликации "Дождик", "Подводный мир"

Аппликация : коллективная аппликация "Рыбки плавают в водице" (Рыбки речные и рыбки морские)

Работа с родителями :

Консультации и памятки для родителей : "Питьевая вода и здоровье детей . ", "Игры с водой", "Поговорим о воде"

Ключевое занятие : "Волшебная вода ",

Оформление альбома : "Сказка про капельку", "Игры с водой"

Литература :

1. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» . Москва «Просвещение» 2005 г.

2. О. А. Соломенникова "Ознакомление с природой в детском саду". Младшая группа . - Издательство Мозаика Синтез, Москва 2016.

3. С. Н. Теплюк "Игры - занятия на прогулке с малышами. Для занятий с детьми 2 - 4 лет".

4. О. В. Дыбина "Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. " - Издательство Творческий центр Сфера. 2010.

5. Интернет ресурсы

1. Конспект НОД "Волшебная вода " (Экспериментирование)

Цели : Познакомить детей со свойствами воды .

Оборудование и материалы ::

солнышко (из цветного картона) ;

туча (из цветного картона) ;

капля (из цветного картона) ;

стаканчики с водой : 2 больших и маленькие;

кисточки с набранной на них краской (на подносе) ;

ватные палочки; листы белой бумаги (для рисования) ;

синяя (голубая) краска.

Ход НОД:

1. Воспитатель и дети рассаживаются полукругом на ковре.

В руках у воспитателя солнышко.

Детки, посмотрите, что это у нас такое : яркое, тёплое, лучистое? (дети - солнце)

Вот как солнышко встает,

Выше, выше, выше.

(Поднять руки вверх. Потянуться)

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже.

(Присесть на корточки. Руки опустить на пол)

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеется.

А под солнышком нам

Весело живется

(Хлопать в ладоши. Улыбаться)

Но вот появилась на небе большая туча! (воспитатель закрывает часть солнышка.) Она чуть не закрыла наше солнышко! А из тучки кто-то выпрыгнул! (Показать каплю.)

Посмотрите-ка, кто это к нам в гости пришел? (Капелька воды) .

Эта капля жила в туче. Скажите, а где ещё могут жить капельки? (дети в ручейке, в речке, в луже, в кране) .

Да, там, где вода , таких капелек очень, очень много.

Воспитатель читает стихотворение :

Чудеса творит водица,

Не устали мы дивиться –

Кораблям доплыть поможет,

Рыбку спать она уложит.

И желанна каждый час.

Вода – волшебница у нас .

Ребята, про что это стихотворение? (дети отвечают)

Почему вода – волшебница ? (дети отвечают)

Хотите еще узнать о воде? Представьте, что мы с вами в волшебной комнате , в которой будут происходить разные чудеса с водой.

Экспериментирование :

1. Опыт : Дети, посмотрите, а у нас здесь есть два больших стакана с водой.

(1 стакан с чистой водой, а 2 стакан с грязной)

Посмотрите, какая вода в стаканчике ? (дети - чистая, прозрачная) . Ребята, а где бывает чистая вода ? (дети - в кране, в бутылке, в роднике) . Эту воду пьют, готовят суп, компот, чай.

Вывод : вода чистая и прозрачная её можно пить.

2. Опыт : А в этом стаканчике, какая вода ? (дети - грязная) . А где у нас бывает грязная вода ? (В луже, на улице) . Эту воду можно пить? (ответы детей : нет, нельзя)

Правильно. Какую же воду можно пить? (ответы детей : только чистую)

Давайте вместе с капелькой попьем водички? (дети пьют воду из маленьких стаканов.) Понравилась вам чистая водичка? (дети : да.) Она не сладкая, как чай. Она не солёная, как суп.

Вывод : Ребята значит у чистой воды нет вкуса, но её очень приятно пить. (дети : да)

3. Опыт : А теперь понюхайте водичку, чем она пахнет? (дети : ничем) .

Вывод : Правильно ребята вода без запаха .

4. Опыт : А ещё чистую водичку можно покрасить в разные цвета. Воспитатель раздаёт детям кисточки с набранной краской.

Опустите каждый свою кисточку в свой стаканчик с водой. Что вы видите? (дети : водичка окрасилась, стала цветной.) Правильно. Капельке очень понравилось, какая красивая у вас получилась водичка! А теперь положим кисточки обратно на поднос.

--Вывод : Что можно сделать с водой? (дети : закрасить) .Да, в воде может раствориться краска.

5. Опыт : Ребята, как вы думаете, что находится в мисках? (дети рассматривают, пробуют. Сахар)

Что с ними произойдет, если его бросить в воду? (дети отвечают.)

Хотите проверить, какие чудеса произойдут с ним?

Вывод : сахар в воде растворяется. Дети пробуют воду. Вывод : Вода - сладкая .

Ребята, идите сюда, посмотрите, на небе опять появилась тучка. А что бывает, когда на небе много туч? Что капает с неба? (дети : дождик.)

Правильно, идет дождь, с неба падает много-много капелек. Покажите, как капают капли на ладошку? (Указательным пальцем ударяют по открытой ладони.)

(включить музыку «звуки дождя» )

Капля раз,

Капля два, Прыжки на носочках, руки на поясе. Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, Развести руки в стороны.

От дождя себя укрыли. Сомкнуть руки над головой полукругом

Ребята, капельке очень понравилось с нами играть, но посмотрите, она заскучала. Она одна и ей скучно без своих подружек; вас много, а она одна. Давайте мы с вами нарисуем ей подружек, таких же капелек. Когда много капелек бывает? (дети : когда идет дождь) .

Вот мы с вами сейчас и нарисуем дождик. Переходим к столу для рисования. Я вам раздаю подписанные листочки бумаги, чтобы вы не перепутали свои рисунки. Чтобы нарисовать дождик, нужно обмакнуть палочку в розетку с голубой краской, аккуратно приложить её к листу бумаги (сопровождаю действиями) . Получилась вот такая капелька. Ребята возьмите ватные палочки и нарисуйте много капелек. Дети рисуют, воспитатель помогает кому нужно.

Молодцы! У нас получился проливной дождь!

2. Конспект занятия во второй младшей группе "Посадка лука и бобов"

Программное содержание :

Воспитывать умение трудиться в коллективе для всех, обучение простейшим трудовым умениям, уточнить представления о луке.

Учить использовать в речи слова ориентируясь на род слова при определении предмета по его признакам, на цвет, форму предмета.

Словарь : Корешок, росток, витамины, длинный, круглый.

Предшествующая работа :

Работа в уголке природы по уходу за растениями, дидактические игры по ознакомлению с овощами.

Оборудование :

Стаканчики с землей, ящик, лейка с водой, лук, игрушка, зайчик, муляжи, морковь, помидоры, огурец, яблоко, огурец, чудесный мешочек.

Ход занятия:

1. -Дети у меня что-то есть под салфеткой. А что?

Отгадайте загадку :

"Старый дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает". Посмотрите-ка сколько лука! Какой он? (круглый. А какого цвета? (желтого)

Мы сегодня будем сажать лук в землю Кто знает, что вырастет из лука? (росток) (показать проросшую луковицу) Какого цвета росток? Росток на верхушке лука. А еще у лука есть корешки, это много тонких (ниточек) . А для чего лук нужен? Какая от него польза? (в нем есть витамины, кто ест лук, тот не болеет)

2. Показ воспитателем, как правильно сажать лук.

Чтобы лук рос, луковицу сажают в землю корешком, росток вверх.

Мы посадим лук для себя и других ребят. Вот так надо сделать углубление в земле и туда посадить луковицу. А теперь вы сами будете сажать.

3. Практическая работа детей под присмотром воспитателя.

Дети подходят к столу. Найдите где у лука корешки. А теперь сажайте в землю. Когда посадите, ставьте в ящик, стаканчики. (Дети ставят стаканчики и садятся) .

А что надо еще, чтобы лук рос. (тепло и воду) я покажу, как надо поливать. А вы каждый день будете поливать и смотреть, как он растет. Кто-то пришел к нам. Да это зайка с чудесным мешочком. "Дети я принес вам волшебные семена . Если их посадить в землю, а потом полить. через некоторое время они превратятся в растения. "

Воспитатель : Ребята, давайте проверим, правда ли у зайчишки волшебные семена ?. У нас есть стаканчики. Вот в них мы и посадим семена. (воспитатель раздает детям стаканчики и совочки. предлагает детям набрать землю в стаканчики и показывает как это сделать. Затем под руководством воспитателя дети сажают и поливают семена бобов.)

4. Игры с Зайкой. - Зайка хочет поиграть с вами. Все предметы он кладет в мешок. Он будет рассказывать, что взял в лапку, а вы должны отгадать, про что он говорил.

Он длинный, зеленый? (огурец)

Он круглый, красный? (помидор)

Она длинная, красная? (морковь)

5. Подведение итогов.

3. Чтение сказки беседа по ней. Как люди речку обидели (сказка) .

Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. "Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде : и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада", - говорила Речка.

Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и начала отдыхать : загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и их пришлось выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и раздавил ее, потому не любил лягушек. И еще он наступил на большого черного жука, который неосторожно оказался рядом.

Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные паке ты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме. Когда гости ушли, голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.

Вопросы для обсуждения :

Какой была Речка до прихода Костиной семьи? Опиши ее.

Почему она посерела и погрустнела после того, как папа, мама и Костя отдохнули на ее берегу?

Как папа, мама и Костя обидели Речку и ее жителей?

Почему так нельзя поступать? Что бы ты сделал на месте Кости?

- Воспитатель : При обсуждении ответов подчеркивает, что и папа, и мама, и Костя могли обидеть речку не потому, что хотели этого. Скорее всего, как и многие люди, они просто не знали правил поведения на отдыхе и не задумывались над тем, что к реке надо бережно относиться. Например, мама была аккуратной дома, но считала, что на берегу реки мусор выбрасывать можно. Если все люди будут знать, что речку нельзя обижать и почему именно, то речки на земле останутся голубыми.

4. Тематический день Воды

Цели :

Познакомить детей со свойствами воды (чистая, грязная, без вкуса, без запаха) .

Закрепить знания детей об использовании воды в жизни людей.

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к воде.

Утро : При умывании вспомнить потешку :"Водичка - водичка"

Беседа о : Значение воды в жизни человека"

Цель : показать значение воды в жизни человека.

Рассматривание иллюстраций "Кому нужна вода "

Беседа на тему "Для чего нужна вода ".

Обсудить с детьми, что такое вода , какая она (прозрачная, без запаха, текучая) . В каких ситуациях её нужно использовать, каково её значение.

Ситуативный разговор. "Как вы думаете, смогли бы люди жить без воды"?

(с показом иллюстраций)

Правильно! Вода нужна нам для питья , даже несколько часов человеку сложно прожить без неё. Давайте вместе вспомним, для чего люди используют воду.

Проснувшись утром, мы, прежде всего, умываемся и чистим зубы. Значит, нам нужна чистая вода . Без воды не сваришь обед, не выстираешь бельё, не наведёшь порядок в доме.

И людям, животным, и растениям нужна чистая вода . От грязной воды страдает всё живое : засыхают растения на берегах рек и озёр, погибают птицы, болеют звери и люди.

Нужно бережно расходовать водопроводную воду, не лить её зря!

НОД "Волшебная капелька "

Цель : Познакомить детей с приемами элементарного экспериментирования. Развивать представления о свойствах воды. Учить сотрудничать друг с другом при выполнении совместных действий

Прогулка : 1. Игры - занятия на прогулке "Кругом вода ","Дождик песенку запел".

Наблюдения за весенними изменениями, наблюдения за снегом и водой :

"Почему тает снег?", за водой :"Откуда так много воды весной", "Вода замерзла - получился лед, если лед занести в комнату - он растает, получится вода ", за лужами, образовавшимися после таяния снега.

Цель : показать свойства снега весной, продолжать знакомить со свойствами воды.

Уточнять представления о том, кому нужна вода в природе ?.

Вечер : Чтение сказки "Сказка про капельку"

Д/ игра "Капелька"

Цель : упражнять детей в нахождении предметов и картинок, в жизни которых нужна вода .

Рисование : "Дождик", "Сосульки капают"

Консультации для родителей : "Поговорим о воде", "Игры с водой", "Питьевая вода и здоровье ребенка ".



Енвд