Целями применения мер таможенно тарифного регулирования являются. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности. Срок подготовки Доклада не должен превышать трех месяцев с момента принятия решения по подготовке Доклада


Под принципами понимается совокупность обязательных правил, выработанных наукой и мировой практикой для обяза-тельного применения в процессе таможенно-тарифного регулирования экспортно-импортных операций.

1. Принцип обязательности законодательного обеспечения. Правила и процедуры таможенно-тарифного регулирования требуют детального нормативно-правового обеспечения. В России данный принцип реализуется с помощью: федеральных законов, Указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ, приказов и других документов ФТС РФ.

2. Принцип оперативности. Став-ки и виды таможенных пошлин должны достаточно быстро не только вводиться, но при необходимости и отменяться. Как очень часто меняются характеристики внешнеторгового процесса как объек-та системного таможенно-тарифного регулирования, также динамично должны измяться и соответствующие инструменты таможенно-тарифного регулирования (ставки, виды пошлин, процедуры контроля и т п.).

3. Принцип эскалации ставок ввозных пошлин (принцип нара-щивания ставок пошлин в зависимости от степени обработки импортного товара). Три уровня ставок ввозных пошлин: минимальные (используется для таможенного обложения сырьевых товаров, продуктов низкой степени отработки, содержащих наименьшую вели-чину добавленной стоимости в цене товара. Цель этих ставок - обеспечение собственных предприятий необходимым объемом дешевого импортного сырья для после-дующей переработки на своей таможенной территории); средние (на полуфабрикаты, запасные части, комплектующие иностранного производства. Цель - импорт данных товаров на выгодных условиях, обеспечение производственными ресурсами оте-чественных предприятий-потребителей данных товаров); максимальные (при импорте продукции высокой степени готов-ности, часто наукоемкой, с высокой долей добавлен-ной стоимости).

4. Принцип единства размеров пошлин на таможенной территории государства. Ст. 3 ФЗ «О таможенном тарифе». Исключения: создание на таможенной территории РФ сво-бодных таможенных зон или свободных таможенных складов; предоставление тарифных преференций, тарифных льгот.

5. Принцип обязательного учета и использования мирового опыта. Это важно, т.к. Россия на-ходится на стадии перехода и рыночному хозяйству. Необходимо искать эффективные пути и методы государственного регулирования внешней торговли с учетом ранее заключенных межгосударственных соглашений (о создании зоны свободной торговли, о Таможенном союзе, о создании ЕВРАЗЭС и др.).

7. Принцип обратной экспансии ставок экспортных пошлин. Ставки вывозных пошлин рекомендуется сни-жать по мере увеличения степени готовности экспор-тируемых товаров. Минимальные ставки пошлин (или беспошлинный вывоз) - к продукции высокой степени готовности. Таким образом, государство стимулирует не только вывоз, но и развитие экспорто--ориентированных секторов отечественной экономики. Средние по величине ставки экспортных пошлин применяются в процессе регулирования вывоза оте-чественной продукции для промежуточного потребле-ния (полуфабрикаты, запасные части, разрозненное оборудование, комплектующие). Максимальные пошлины рекомендуется использовать для ограничения избыточного (нежелательно-го) экспорта сырья или природных ресурсов, готовой продукции низкой степени отработки. Высокая ставка будет побуждать отечественного производителя больше экспортировать продукцию высокой степени готовности, а значит, расширять масштабы переработки сырья, полуфабрикатов на таможенной территории государства – экспортера.

1.2. Цели таможенно-тарифного регулирования.

Цели таможенно-тарифного регулирования могут формулировать только органы высшей государственной власти той страны, которая является носителем суверенитета на своей таможенной территории.

Цели таможенно-тарифного регулирования можно классифицировать на основе различных признаков и критериев. По продолжительности периода регулирования цели делятся на долгосрочные (стратегические), среднесрочные (3-10 лет) и краткосрочные . Долгосрочные цели формируются законодателем иногда прямо в тексте специального закона, а текущие (среднесрочные) правительством, ФТС.

К долгосрочным целям относятся:

1. Протекционистская - защита национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции;

2. Фискальная – обеспечение поступления средств в бюджет.

Среднесрочные цели таможенно – тарифного регулирования:

Основной целью таможенно - тарифного регулирования любого государства является обеспечение его экономических интересов, а именно:

    участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;

    содействие проведению структурной перестройки;

    обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации и другие задачи экономической политики нашего государства;

    обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России;

    участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка;

    стимулирование развития национальной экономики;

    Получение политических уступок от стран-партнеров.

    Обеспечение наиболее применимых условий для интеграции российской и мировой экономик

    содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики России;

    Решение задач социального характера, уменьшение влияния кризисных ситуаций на социальный и экономический сектор;

    иные цели, определяемые Федеральной таможенной службой и Правительством Российской Федерации.

1.3. Виды таможенно-тарифного регулирования.

В таможенное регулирование ходит тарифное регулирование (установление тарифов, ставок таможенных пошлин) и нетарифное регулирование (лицензирование, квотирование и т.д.)

Установление тарифов включает в себя сочетание форм прямого и косвенного воздействия на их стоимость.

Прямое таможенно-тарифное регулирование - административное вмешательство государства в действующие тарифы, участие государства в формирование уровней, структуры и движения тарифов, установление определенных правил ценообразования.

При прямых методах регулирования государство прямо воздействует на тарифы путем регламентации их уровня, установления нормативов рентабельности или нормативов элементов, составляющих тариф, а также другими аналогичными методами.

Прямое вмешательство государства целесообразно тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста.

Прямое регулирование тарифов осуществляется методом установления:

    предельных тарифов;

    уровней рентабельности по отдельным видам услуг (товаров, работ);

    размеров надбавок и наценок;

    порядка декларирования тарифов и их изменения;

    порядка предварительного уведомления о предстоящем изменении тарифов.

Косвенное таможенно-тарифное регулирование - это регулирование не самих тарифов, а факторов, влияющих на них.

Косвенное вмешательство в образование тарифов обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, управлению доходами населения, регулированию налогов как на ввозимую, так и вывозимую продукцию.

Косвенное регулирование, как правило, направлено на изменение конъюнктуры, на создание определенного положения в области финансирования, валютных и налоговых операций, а в целом - на установление оптимального соотношения между спросом и предложением. Эти методы проявляются в воздействии на факторы установления тарифов, которые носят макроэкономический характер.

Таким образом, государство, используя экономические интересы и стимулы, влияет на экономическое поведение субъектов хозяйствования, выступающих в качестве производителей и потребителей. То есть косвенные формы экономического регулирования воздействуют таможенные отношения опосредованно, автоматически, носят безадресный характер.

Косвенное влияние на тарифы осуществляется применением следующих мер:

    льготного налогообложения;

    льготного кредитования;

    выделения субсидий, дотаций из соответствующих бюджетов;

    реализации инвестиционных программ.

Государство путем установления и регулирования тарифов должно целенаправленно создавать условия равновесия во внешнеэкономической деятельности. Следовательно, наиболее оптимальным является гибкое сочетание государством прямых и косвенных методов таможенно-тарифного регулирования.

Глава 2. ЭЛЕМЕНТЫ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

2.1.Таможенный тариф.

Главным элементом таможенно-тарифного регулирования является таможенный тариф, который по характеру своего действия относится к экономическим регуляторам внешней торговли.

Таможенный тариф в зависимости от контекста может определяться как:

а) инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

б) свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД;

в) конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны.

Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях при экспорте из данной страны. Таможенные тарифы остаются одним из важнейших инструментов государственного регулирования внешней торговли, который позволяет осуществлять с его помощью защиту национальных интересов производителей от иностранной конкуренции. Таможенный тариф относится к экономическим регуляторам.

Таможенный тариф Российской Федерации – это свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Таможенный тариф содержит конкретные ставки пошлин, которые прямо воздействуют на цены импортируемых товаров, влияют на уровень внутренних цен в стране, непосредственно сказываются на результатах хозяйственной деятельности предприятий. В силу этого таможенные тарифы остаются одним из важнейших инструментов государственного регулирования внешней торговли, который позволяет с ее помощью защиту национальных производителей от иностранной конкуренции.

Существует три основных типа таможенного тарифа:

- двойной тариф - тариф с максимальными и минимальными

ставками таможенной пошлины по каждой товарной позиции. Выбор ставки

зависит от торгово-политических отношений с конкретной страной;

- запретительный тариф - высокий таможенный тариф (например, свыше 20%), призванный оградить внутренний рынок от ввоза или вывоза определенного товара;

- дифференцированный тариф, который позволяет отдавать предпочтение определенным товарам или не пропускать их в зависимости от того, в какой стране они изготовлены. Таможенный тариф обычно имеет несколько ставок пошлин на один и тот же товар (их называют соответственно двухколонными, трехколонными и т. д.), поскольку многие страны применяют дифференцированные ставки на товары, импортируемые из государств - участников региональных экономических объединений, развивающихся государств и государств, на которые распространяется и не распространяется режим наибольшего благоприятствования.-регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных ... органов ценового регулирования в сфере тарифного регулирования на...

  • Таможенно -тарифное регулирование (1)

    Реферат >> Таможенная система

    Ряд изменений в таможенно -тарифной политике России. 1. Характеристика таможенно -тарифного регулирования в России В рыночной... таможенно -тарифного регулирования на современном этапе . Эффективно действующий механизм таможенно -тарифного регулирования ...

  • Таможенно-тарифное регулирование – это система контроля нашим государством внешнеэкономической деятельности. Таможенный тариф — это инструмент торговой политики государства.

    В тарифе прописаны все ставки пошлин на различные товары, которые возят через границу. Разработана номенклатура-классификатор товаров, который позволяет контролировать импорт и экспорт, а также вести статистику для последующего анализа. Это сложная система, разобраться в которой обывателю может быть совсем непросто.

    Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование

    В зависимости от режима, действующего для страны-экспортера, на один и тот же товар могут применяться либо единые пошлины, либо автономные, договорные или преференциальные.

    Для некоторых стран действует режим наибольшего благоприятствования, то есть – низкие пошлины. Самые низкие применяются для товаров из стран, которые пользуются преференциями. Если же подобных соглашений между государствами нет, то действует тариф с высокими пошлинами.

    Кроме таможенно-тарифного, существует нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности. Сюда относится: лицензирование, квотирование, импортные налоги, валютный контроль и пр.

    Таможенно-тарифное регулирование в России: основные инструменты

    Импортная таможенная пошлина направлена на ограничение доступа товаров заграничного производства на внутренний рынок, чтобы поддержать отечественного производителя аналогичного изделия. Менее распространены таможенные пошлины на экспорт, которые призваны ограничить вывоз какого-то продукта за пределы страны. Также существуют транзитные пошлины.

    Таможенно тарифное регулирование в России заключается, частично, во взимании пошлин. Они бывают:

    1. специфические — в установленном размере за единицу (евро/кг),
    2. адвалорные – определенный процент к ,
    3. комбинированные – определенный процент не менее конкретной цифры,
    4. смешанные – процент плюс плата за количество.

    Таможенно-тарифное регулирование в РФ: практика

    Наиболее распространены адвалорные пошлины, ими облагают готовые изделия, различные машины, технику, наукоемкую продукцию. Однако не всегда получается точно определить точную таможенную стоимость импорта. В этом плане специфические пошлины гораздо удобнее как для таможни, так и для владельца груза, который может заранее просчитать затраты.

    Таможенно-тарифное регулирование представляет собой совокупность методов, приемов и способов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в основе которых лежит применение таможенных процедур, пошлин и правил.

    Таможня РФ входит в единую систему таможенных органов РФ и осуществляет свою деятельность под общим руководством ФТС России и непосредственным руководством РТУ РФ, которому она подчинена. Таможенно-тарифное регулирование является основным методом регулирования государством сферы внешней торговли, применяемым с давних пор. Целями применения мер таможенно-тарифного регулирования могут быть:

    • 1) Протекционистская функция - защита национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции.
    • 2) Фискальная функция - обеспечение поступления средств в бюджет.

    Элементами таможенно-тарифного регулирования являются:

    Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях при экспорте из данной страны. Взимая таможенные пошлины при импорте, что является разновидностью налогообложения, государство создает предпосылки для роста цен на иностранные товары, снижая тем самым их конкурентоспособность. Взимая таможенные пошлины при экспорте товаров, государство сдерживает вывоз из страны тех из них, на которые не удовлетворен спрос среди собственных потребителей, либо вывоз которых по каким-либо причинам является нежелательным.

    При разработке таможенного тарифа следует иметь ввиду, что он является одним из элементов налоговой системы, следовательно необходимо учитывать баланс интересов производителя, потребителя, посредника и государства. Необоснованные ставки тарифа могут явиться причиной роста цен на внутреннем рынке, стимулировать инфляцию, а также оказывать негативное воздействие на распределение товарных потоков, развитие конкуренции и насыщение внутреннем рынке.

    Таможенный тариф - это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

    Основные функции таможенно-тарифного регулирования выделяют фискальную и протекционистскую функции. Если фискальная призвана для формирования доходной части бюджета, то протекционизм призван за счет взимания импортных пошлин повысить цену ввозимых иностранных товаров и сделать за счет этого более конкурентоспособными свои собственные товары. Повышение пошлин на товары ряда стран вызовет немедленную адекватную реакцию со стороны этих стран. Они повысят ввозные пошлины на товары российских производителей и снизят их конкурентоспособность на своих рынках. Развитые страны отличаются низким уровнем ставок таможенных пошлин. Обычно не превышает 10 %, в развивающихся странах, средняя ставка 50 %.В связи с международной экономической интеграцией происходит общее снижение и отмена таможенных пошлин для стимулирования торгового обмена.

    Таможенная пошлина обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

    Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

    • 1. фискальную, которая относится к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
    • 2. протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
    • 3. балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

    Таможенный режим -- таможенная процедура, определяющая порядок применения в отношении товаров таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в законодательстве Российской Федерации. Участник внешнеэкономической деятельности (ВЭД) вправе в любое время выбрать любой таможенный режим либо изменить его на другой, независимо от характера, количества, страны назначения или страны происхождения товара.

    Виды таможенных режимов:

    • 1) Выпуск для внутреннего потребления, или импорт -- таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию РФ товары остаются на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории..
    • 2) Экспорт -- таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории РФ, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе. Вывозить можно только товары, находящиеся вне таможенной территории РФ в свободном обращении, то есть речь идет только о российских товарах.
    • 3) Международный таможенный транзит (МТТ) -- таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории РФ под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию и местом их убытия с этой территории. Под режим международного таможенного транзита можно поместить любые иностранные товары, за исключением запрещенных в явном виде. Для регулирования МТТ применяется не только ТК РФ, но и международные соглашения.

    Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности - классификатор товаров, применяемый таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в целях проведения таможенных операций. Принимается Комиссией таможенного союза, в разработке и дополнении участвует Федеральная таможенная служба.

    В таможенное регулирование ходит тарифное регулирование (установление тарифов, ставок таможенных пошлин) и нетарифное регулирование (лицензирование, квотирование и т.д.) Установление тарифов включает в себя сочетание форм прямого и косвенного воздействия на их стоимость.

    Прямое таможенно-тарифное регулирование -- административное вмешательство государства в действующие тарифы, участие государства в формирование уровней, структуры и движения тарифов, установление определенных правил ценообразования. При прямых методах регулирования государство прямо воздействует на тарифы путем регламентации их уровня, установления нормативов рентабельности или нормативов элементов, составляющих тариф, а также другими аналогичными методами. Прямое вмешательство государства целесообразно тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста.

    Тарифное регулирование - один из важнейших факторов выстраивания государством эффективной внешнеэкономической политики. Какова специфика участия российских властей в данном направлении деятельности? Каковы особенности правовых норм, регулирующих торговлю РФ с другими странами?

    Сущность тарифного регулирования

    Тарифное регулирование, согласно распространенному определению - это одна из форм государственного участия во внешнеэкономической деятельности, которая применяется с целью оптимизации процессов на уровне экспорта и импорта. Власть, задействуя данный инструмент, реализует свое право на установление тех или иных пошлин и тарифов с тем, чтобы впоследствии зачислить денежные средства, поступаемые в счет оплаты данных сборов, в бюджет, или же решить некоторые задачи в рамках защиты национальной экономики. Поскольку в процессе импорта и экспорта тот или иной товар, как правило, пересекает границу, рассматриваемый вид деятельности имеет прямое отношение к таможенным структурам. То есть термин «тарифное регулирование», как правило, употребляется в контексте коммуникаций с иностранными государствами.

    Разумеется, есть также и иные интерпретации данного явления. Так, термин «тарифное регулирование» в узком смысле (хотя данный формат его употребления встречается реже, чем в контексте таможни) может отражать деятельность неких структур, связанных с установлением государственных цен на тот или иной вид продукции или сервисов. Так, в частности, деятельность Федеральной службы по тарифам может характеризоваться как имеющая отношение к рассматриваемой интерпретации термина. В компетенции ФСТ, таким образом - внутренние тарифы на различного рода товары или услуги.

    В свою очередь, во многих регионах есть Комитет тарифного регулирования, например в Волгоградской области - структура в рамках вертикали исполнительной ветви власти, подотчетная ФСТ. При этом названия ее аналогов, в зависимости от субъекта федерации, могут меняться. Например, в Томской области функционирует Департамент тарифного регулирования. Однако следует отметить, что ФСТ и подчиненные ей структуры к работе таможни прямого отношения не имеют. Существуют другие государственный органы, в компетенции которых собственно таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности (или ВЭД). Речь идет прежде всего о Федеральной таможенной службе. Также есть сведения о том, что данное ведомство, возможно, будет объединено с ФНС.

    Таким образом, тарифное регулирование может пониматься по-разному, в зависимости от контекста. Важный критерий здесь - значение термина «тариф». Существует традиционное его понимание, которое предопределяет его прямую связь с таможенными процедурами. Вместе с тем в правовой практике РФ сформировалось понимание тарифа как синонима расценки вообще - как на уровне права, так и в аспекте источников, которые не являются нормативными актами, однако встречаются повсеместно - например, каталоги тарифов операторов сотовой связи. Так или иначе, основной контекст, в котором чаще всего употребляется рассматриваемый термин - это таможенно-тарифное регулирование. Рассмотрим особенности данного явления и его российской модели.

    Регулирование тарифов и таможня

    Итак, основной контекст, в рамках которого используется изучаемый нами термин - это тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности. Какова специфика данного процесса? Как мы уже отметили, главную роль в нем играют компетентные государственные структуры. Тарифы на таможне - один из ключевых элементов участия властей во внешнеторговой политике. Основные цели таких активностей: пополнение бюджета, осуществление протекционистских мер, фискализация, стимулирование развития тех или иных отраслей.

    Таможенно-тарифное регулирование предполагает, что государство, устанавливая те или иные пошлины и сборы, например, с импортируемых в страну товаров, содействует повышению конкурентоспособности продукции отечественного производства. Дело в том, что сборы, уплачиваемые на границе, включаются в дальнейшем в стоимость товара, которая может оказаться выше, чем если бы покупатель приобретал их внутри страны у местного производителя. В то же время фискальная функция отражает задачу по сбору тарифных поступлений в государственный бюджет. В частности, если говорить о российской модели соответствующего направления государственной политики, то подобные выплаты играют важнейшую роль в пополнении государственной казны.

    Власть, осуществляя таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности, также может способствовать повышению динамики национального экспорта. На практике это, как правило, достигается посредством снижения соответствующих ставок или же их обнуления.

    Нетарифные методы

    Существует тарифное и нетарифное регулирование таможенных процессов. Какова специфика активностей второго типа? К нетарифным методам относится прежде всего выдача различных лицензий, выработка тех или иных стандартов качества, которые могут осложнить ввоз товаров из-за границы. Как полагают многие эксперты, данные методы используются главным образом в процессе применения государством как раз-таки протекционистских мер. Власть может, таким образом, определив формальные барьеры для импорта тех или иных товаров, создать более благоприятные условия для национального производителя.

    Эксперты отмечают ряд недостатков, которыми сопровождаются подобные методы регулирования торговли. Прежде всего, если государство использует нетарифный инструментарий, то это может сопровождаться серьезным ростом цен внутри страны на тот или иной вид продукции. Причин тому две - возможный дефицит продукции в силу того, что национальные производители не удовлетворяют объем спроса, или же спекулятивные явления, когда поставщик товаров устанавливает завышенные цены на монопольных началах, по причине отсутствия иностранной конкуренции.

    Эксперты ООН классифицируют нетарифные методы на следующие основные типы: лицензирование, квотирование, установление минимальных цен, а также антидемпинговые меры. Конкретные виды ограничений могут быть разными. В числе самых распространенных - установление чрезвычайно сложных процедур таможенного оформления, формирование неоправданно строгих технических (экологических, санитарных) стандартов, а также ужесточений требований к упаковке, цвету, форме товаров и т. д.

    В дополнение к методам нетарифного регулирования также могут практиковаться различные ограничения на валютные и финансовые операции (связанные, к примеру, с обналичиванием прибыли иностранных компаний), определение льготных условий по капиталообороту для узких групп предприятий и т. д.

    Каковы основные механизмы, посредством которых нетарифные методы применяет российское государство? В числе базовых, что присутствуют в практике таможенного регулирования в РФ, - квоты и лицензии. Ключевое ведомство, которое принимает участие в задействовании соответствующих инструментов, - Министерство экономики.

    В РФ применяется два основных инструмента в рамках собственно таможенного регулирования "классического" типа - это тарифы, а также пошлины. Рассмотрим специфику каждого из них.

    Чем отличается тариф от пошлины

    Таможенная пошлина - это сбор, взимающийся с товаров, которые проходят через государственную границу. Пошлины могут быть как импортными, так и экспортными. Также данные два их вида дополняют в ряде случаев транзитные. Отмеченные инструменты призваны выполнять прежде всего налоговую функцию. Величина пошлин устанавливается на уровне общенациональных законов.

    В свою очередь таможенные тарифы, принятые в российской системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности - это реестры товаров, которые облагаются установленными в отношении них таможенными пошлинами. Таким образом, два рассматриваемых инструмента - это фактически части единого. При этом, в зависимости от контекста и правовой традиции, принятой в том или ином государстве, он может называться «тарифом» или «пошлиной». В РФ, как считают некоторые эксперты, чаще употребляется второй термин в отношении того самого «общего» инструмента.

    То есть если в том или ином контексте речь прямо не идет о «тарифе» в основном значении («реестр товаров, подлежащих обложению сбором»), то допустимо употреблять термин «пошлина» как обозначающем единый инструмент, с помощью которого осуществляется тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.

    Классификация тарифов и пошлин

    Таким образом, таможенные тарифы и пошлины - это фактически две взаимосвязанные части единого инструмента. Вместе с тем они, как мы определили выше, не являются синонимами, если говорить о понятийном аппарате в рамках релевантных правовых актов и норм. Более того, тарифы и пошлины бывают очень разными. Рассмотрим, на какие основные типы они подразделяются.

    Что касается тарифов, то оснований для классификации их может быть несколько. В зависимости от количества ставок, тарифы могут быть простыми (в которых присутствует одна ставка) или сложными (две и более). По признаку правовой природы тарифы делятся на автономные и конвенционные. Первые предусматривают, что ставка для них определяется на базе национальных правовых актов, а не международных. А конвенционные тарифы устанавливаются с учетом норм, принятых государством в процессе сотрудничества с другими странами. Хотя на практике в чистом виде они, если говорить о российской модели, встречаются редко. И потому многие эксперты считают, что корректнее называть их автономно-конвенционными.

    Пошлины могут подразделяться на следующие типы: специальные, антидемпинговые, а также компенсационные. Относительно первых можно сказать, что тарифное регулирование ВЭД российского образца применяет их в качестве защитной меры в тех случаях, когда ввозимый товар способен нанести явный ущерб интересам национального производителя. Антидемпинговые пошлины задействуются, если зарубежный поставщик собирается ввозить в РФ товары с более низкой ценой, чем они доступны внутри государства. Компенсационные типы сборов используются, если речь идет о ввозе товаров, которые выпускались при условии субсидирования.

    Вместе с тем базовым критерием классификации пошлин считается направленность потока товара. То есть данного типа сборы подразделяются прежде всего на экспортные и импортные. Рассмотрим специфику обоих типов пошлин в рамках российской экономической модели.

    Специфика импортных пошлин в РФ

    Таможенно-тарифное регулирование ВЭД, осуществляемое российским правительством, предполагает выделение нескольких уровней импортных пошлин - тех, что устанавливаются в отношении сырья, т. е. взимающихся с поставщиков материалов, а также тех, которые взимаются с бизнесов при импорте готовых изделий или полуфабрикатов. Также важна фактическая природа ввозимых товаров - это влияет на ставки для такого типа сборов. Так, например, если речь идет об импорте оборудования, продуктов питания, продукции текстильной промышленности, то в отношении данных категорий товаров пошлина может достигать 30% и более. В свою очередь, ставки для сырья и полуфабрикатов могут быть в несколько раз ниже. Некоторые виды товаров и вовсе могут быть освобождены от пошлин - например, лекарства или детское питание.

    Специфика российского экспорта

    Тарифные меры регулирования, используемые развитыми странами, подразумевают в достаточной мере ограниченное задействование экспортных пошлин. Данный подход в целом близок российской модели участия государства во внешней торговле. Экспортная пошлина на большинство вывозимых из РФ товаров не взимается. Однако это правило не действует, в частности, относительно ключевого предмета российского экспорта - нефти, а также продуктов ее переработки. Вывоз «черного золота» из РФ облагается существенными сборами.

    Например, что касается сырой нефти, то российские экспортеры сейчас должны уплачивать за нее пошлину в расчете 105,8 долларов США за тонну. В среде финансовых аналитиков высказываются предположения о том, что данное значение может вырасти в ближайшее время еще на 30 долларов. Вместе с тем есть также сведения о том, что для тех компаний, которые ведут добычу нефти на некоторых месторождениях, расположенных в Восточной Сибири, на Каспии, а также на Приразломном, что принадлежит «Газпрому», экспортная ставка может быть на некоторое время обнулена.

    Что касается высоковязкой нефти, то в отношении нее пошлина намного ниже, чем для обычной. Например, сейчас это 13,3 долларов за тонну. Если речь идет об экспорте бензина, то в отношении него пошлина составляет 89,8 долларов за тонну. Которая, как отмечают эксперты, также может вырасти. Отметим, что пошлина, установленная для сжиженных газов, сейчас нулевая. Ставка для светлых нефтепродуктов сейчас - 50,7 долларов, для темных - 80,4%. Пошлина на экспорт кокса - 6,8 долларов. По мнению аналитиков, соответствующие значения для каждого из отмеченных нефтепродуктов, вывозимых из РФ, в обозримом будущем могут вырасти.

    Кроме нефти и продуктов на ее основе, экспортной пошлиной в РФ облагаются некоторые виды металлов, сортов рыбы, зерновые, лесоматериалы. Вместе с тем очень большой спектр товаров, выпускаемых российскими предприятиями, не облагается сборами данного типа. Можно отметить, что особые условия в аспекте государственной тарифной политики РФ функционируют при организации товарооборота со странами ЕАЭС - Арменией, Белоруссией и Казахстаном.

    Определение размера пошлины

    В рамках каких формул тарифное регулирование внешней торговли российского образца определяет величину пошлин? Как правило, размер соответствующих сборов зависит от практики выстраивания политических и экономических отношений между конкретными государствами. Также может иметь значение международный статус той или иной страны. В ряде случаев, например, государства, причисляющиеся, согласно принятым на уровне мировой политики критериям, к развивающимся, могут получать преференции в виде пониженной ставки, возможности выплатить сбор в рассрочку или позже, а то и вовсе освободиться от соответствующего обязательства.

    Эксперты отмечают: степень доверия и стремления к выстраиванию компромиссной модели в торговле между государствами непосредственно зависит от уровня их политической интеграции. Проще говоря, если страны дружат, то и экономические отношения между ними выстраиваются конструктивные - различного рода ставки ниже, барьеров меньше, и в целом условия для сотрудничества предприятий создаются благоприятствующие.

    Роль таможенных пошлин

    Тарифное регулирование торговли - важнейший компонент международной политики любого государства. Дело в том, что посредством соответствующего типа инструментов власть регулирует коммуникации между внутренним и международным рынками. Некоторые эксперты считают, что наибольшее значение с точки зрения наполнения государственной казны и положительного влияния на национальную экономику имеют импортные пошлины. Это касается также и российской модели участия государства в таможенно-тарифной политике. Выше мы отметили, что для РФ важны также и некоторые виды пошлин, установленных для вывозимых товаров. Особенно те, которыми облагаются нефть и продукты на ее основе.

    Как считают многие экономисты, тарифные методы регулирования торговли в случае их неоправданно частого применения могут привести к кризисным явлениям в экономиках торгующих государств. Так, например, увлечение различными антидемпинговыми и иными мерами может привести, как мы уже отметили выше, к дефициту товаров или же к снижению конкуренции - в обоих случаях есть вероятность значительного роста потребительских цен. Также можно отметить, что высокие импортные пошлины в отношении конкретных государств могут негативным образом повлиять на перспективы развития торговли с ними. Правительства тех стран, в отношении которых тарифные меры регулирования характеризуются чрезмерной строгостью, могут сами устанавливать слишком завышенные требования к партнерам. Которые, в свою очередь, могут терять в выручке из-за ограничения объема экспорта.

    Международный правовой аспект

    Тарифное регулирование - это, таким образом, часть внешней политики государства. Правительства стран мира могут взаимодействовать как в ходе непосредственных коммуникаций, так и в процессе образования структур, предполагающих участие большого количества стран, объединенных по территориальному, культурному или идеологическому признаку.

    Есть торговые объединения мирового масштаба - например, это ВТО. Также важна роль Конференции ООН по вопросам торговли и развития, таких объединений, как ГАТТ, или, например, Брюссельская конвенция по вопросам товарной номенклатуры. Активное международное взаимодействие правительств может предопределять некоторую унификацию национальной правовой базы, моделей выработки стандартов и норм в отношении производства товаров, подходов к выстраиванию политики тарифного регулирования на таможне.

    Деятельность международных структур призвана прежде всего облегчать взаимопонимание стран, выстраивающих партнерские отношения. Чтобы, например, министерство тарифного регулирования и аналогичная ему структура в другом государстве использовали схожий понятийный аппарат для корректного составления договоров и определения путей совместного развития.

    Национальный правовой аспект

    В правовых системах большинства стран мира присутствуют также и национальные нормативно-правовые акты, касающиеся тарифного регулирования. Это могут быть как отдельные законы, в которых прописываются положения, отражающие процессы таможенной политики государства, так и самостоятельные кодексы, имеющие статус базовых правовых документов.

    Возможен вариант, при котором национальное законодательство, касающееся таможенного регулирования, постепенно заменяется актами, принятыми на уровне международных коммуникаций. Так, например, до 2010 года в РФ действовал собственный Таможенный кодекс. Однако он был заменен соответствующим документом, действующим на уровне стран Таможенного союза - структуры, которая предшествовала ЕАЭС.

    Сейчас Кодекс, который устанавливает правила и нормы торговли для России, Армении, Белоруссии и Казахстана, продолжает действие, однако есть сведения о том, что в 2016 году его сменит полностью обновленный документ. В нем, как предполагается, будут отражены положения, значительно упрощающие ведение торговли между участниками ЕАЭС.

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования.

    Сибирский государственный аэрокосмический университет

    имени академика М.Ф. Решетнева.

    Курсовая работа

    Предмет: «Таможенное право»

    Тема: «Таможенно-тарифное регулирование »

    Выполнил:

    студентка группы ТД-72

    Тыряткина О.В.

    Проверил:

    Кандидат юридических наук,

    доцент кафедры правоведения

    В.В. Сафронов

    Красноярск, 2009 г.

    Введение……………………………………………………………………………..3

    Глава 1: Сущность таможенно-тарифного регулирования…………………….....5

    1.1. Понятие таможенно-тарифного регулирования………………………..5

    1.2. Цели таможенно-тарифного регулирования…………………………...10

    1.3. Виды таможенно-тарифного регулирования…………………...………12

    Глава 2: Элементы таможенно-тарифного регулирования……………………..14

    2.1.Таможенный тариф………………………………………………………14

    2.2.Таможенное декларирование товаров…………………………………...22

    2.3.Таможенный режим……………………………………………………....25

    2.4. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности…….....29

    Заключение………………………………………………………....………………31

    Список использованной литературы……………………………………………...33

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что в условиях перехода страны к рыночной экономике возникла необходимость в создании адекватного таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как составной части системы государственного управления этой важной сферой. Включаясь в решение внутренних и внешних хозяйственно-политических задач, таможенное регулирование участвует в структурной перестройке экономики, в интеграции страны в международное разделение труда и в формировании новых международных отношений, характерных для рубежа XXI века.

    Кардинальное изменение геополитической обстановки за последнее десятилетие существенно изменило ситуацию на внутреннем и международном положении России: экономические связи бывших союзных республик, ранее развивавшиеся в границах единого народнохозяйственного комплекса, стали внешними; практически нарушено сотрудничество бывших стран - членов СЭВ. В итоге сформировалось принципиально новое пространство взаимодействия отечественной экономики с зарубежной, внутреннего рынка - с внешним.

    Радикальная рыночная реформа признала в качестве одной из основных целей создание открытой экономики, полномасштабное вхождение России в мировое хозяйство. Это вызывает необходимость постоянного развития специфического вида государственной и профессиональной деятельности по отлаживанию внешних связей и определяет особое значение таможенного регулирования экономических связей.

    Многогранность и сложность возникающих в такой ситуации проблем обусловливают поиск и выбор нетрадиционных форм организации и содержания деятельности таможенной службы, включая усиление координации с федеральными органами государственной власти, региональными администрациями, межотраслевыми структурами, финансовыми и инвестиционными организациями, непосредственно с участниками ВЭД, а также повышает требования к теоретическому осмыслению и обоснованию путей обеспечения таможенной службой государственных, общественных и личных интересов граждан, охраны от посягательств извне на здоровье населения, имущественные интересы, национальные традиции и среду обитания.

    Выполнение мероприятий, предусмотренных Целевой программой развития таможенной службы Российской Федерации на 2001- 2003 годы позволила улучшить качество таможенного администрирования таможенной системы на основных направлениях деятельности.

    Вместе с тем, не достаточно эффективно используются таможенно-тарифные механизмы для решения текущих и стратегических задач развития экономики страны.

    Низкое качество правовой базы, наличие пробелов в правовом регулировании способствовали образованию разрыва между методологией и практикой осуществления таможенного контроля и таможенного оформления, появлению и широкому распространению такого явления, как «региональное правотворчество».

    Таможенно - тарифное регулирование внешней торговли России является одним из важнейших экономических методов управления. Принятие в мае 1993 г. и вступления в силу с 1 июля 1993 г. Закона РФ “О Таможенном тарифе” усилило роль и значимость таможенно - тарифного регулирования, его составных элементов. Принятием данного закона была установлена главная цель, это установление порядка формирования и применения таможенного тарифа, а также определение таможенной стоимости, страны происхождения товаров, вопросы тарифных льгот и др. Вопросы таможенно - тарифной политики регулируются рядом международных договоров, соглашений, конвенций, в которых определены на многосторонней основе многие принципы, правила, условия, организационная база таможенно – тарифной системы.

    Глава 1. СУЩНОСТЬ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

    1.1. Понятие таможенно-тарифного регулирования.

    Государство в рамках своей таможенной территории может осуществлять комплекс мероприятий, нацеленных на регулирование различных параметров внешней торговли. Этот комплекс может включать следующие формы и методы воздействия на различные параметры экспортно-импортных операций:

    1. нетарифное регулирование - государство использует систему правовых, административных и иных инструментов регулирования внешней торговли;

    2. тарифное регулирование - государство как носитель таможенного суверенитета использует таможенный тариф и систему таможенных пошлин.

    Таможенно - тарифное регулирование – совокупность методов государственного воздействия на внешнеторговую деятельность, основанных на применении таможенных пошлин, процедур, правил. Таможенно - тарифное регулирование является основным методом регулирования государством сферы внешней торговли.

    Правовую основу таможенно-тарифного регулирования составляют:

    · Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993г., в котором установлены цели и сферы использования таможенно – тарифных мер, определены основные понятия, используемые в правовом механизме как тарифного, так и нетарифного регулирования торгово-экономических отношений РФ, закреплены общие принципы и правила применения таможенно - тарифных мер.

    · Таможенный кодекс РФ

    · Система подзаконных нормативно- правовых актов по таможенно – тарифному регулированию, издаваемых Президентом РФ, Федеральной таможенной службой.

    С помощью таможенно-тарифного регулирования государство влияет на внешнеэкономический оборот страны и на свой внутренний рынок путём установления таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений на ввозимые и вывозимые товары. Государственное регулирование импорта и экспорта товаров есть мера объективная, т.к. от того, как это регулирование будет построено, во многом зависит степень развития экономики страны. Государством проводится определённая таможенная политика, которая по своей структуре подразделяется на два вида:

    · протекционистская политика – предусматривает защиту государством своей национальной экономики, всяческое стимулирование и поощрение к её развитию путём высоких таможенных пошлин, ограничений и запретов на ввозимые зарубежные товары для обеспечения минимальной конкуренции на внутреннем рынке и таким образом поддержки развития отечественного производителя

    · политика свободной торговли (фритредерство) – направлена на поощрение импорта зарубежных товаров и насыщение внутреннего рынка этими товарами путём минимальных таможенных ставок, запретов и ограничений, связанных с импортированием.

    Таможенно-тарифное регулирование является принципиальным и трудоемким действием, которое включает в себя несколько взаимосвязанных операций:

    · определение страны прохождения продукта;

    · определение таможенной стоимости продукта;

    · определение таможенных платежей.

    Таможенно - тарифное регулирование заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, и находится в ведении Российской Федерации (п. 1 ст. 1 ТК РФ).

    Особенности таможенно-тарифного регулирования :

    1. Таможенно-тарифное регулирование - форма и способ государственного воздействия на параметры внешней торговли, наряду с нетарифным регулированием, паратарифными платежами и т.д.

    2. Таможенно-тарифное регулирование - всегда процесс. Непрерывность товарных потоков определяет непрерывность применения тарифа и пошлин для регулирования внешней торговли.

    3. Таможенно-тарифное регулирование обычно применяется в системе форм и методов государственного регулирования (совместно с нетарифным регулированием, а также с уплатой налогов и таможенных платежей).

    В процессе регулирования импорта, экспорта отдельных товаров таможенно-тарифное регулирование:

    Имеет определенную обособленность или самостоятельность (по содержанию, правовой базе, условиям применения и т.д.)

    Может занимать определенное место в системе приоритетов государственного регулирования (по степени значимости).

    Может взаимодействовать с другими элементами или формами государственного регулирования, при этом тарифное регулирование может взаимно дополнять регулирующее воздействие нетарифных мер, может взаимно заменять влияние нетарифных инструментов.

    4. Таможенно-тарифное регулирование является формой или способом оперативного регулирования внешней торговли.



    Енвд