Таможенная политика. Таможенная пошлина – инструмент реализации таможенной политики государства. Список использованной литературы

Понятие таможенной политики

В состав таможенной политики входит таможенный контроль и таможенное дело. Деятельность таможенных органов направлена на формирование таможенных тарифов, сборов и пошлин. Деятельность таможенных органов зависит от экономических, социальных, финансовых и торгово-политических целей государства.

Определение 1

Таможенное регулирование - это система экономических инструментов регулирования режима прохождения грузов через границу.

Цели таможенной политики

Целями таможенной политики является эффективное использование контролирующих инструментов, регулирование товарооборота, защита отечественного рынка и содействие формированию, а при необходимости, - перестройке национальной экономики. Иные цели определяет Правительство РФ, президент и Федеральное Собрание.

Основные принципы таможенной политики определены в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В частности, к ним относятся:

  • установка приоритетов в отношении государственного регулирования внешнеторговой деятельности,
  • равные права участников внешнеэкономической деятельности , и отсутствие дискриминации в отношении этих участников,
  • исключение неоправданного вмешательства государства и контролирующих органов во внешнеторговую деятельность, что в будущем может нанести ущерб участникам внешнеэкономической деятельности и экономике РФ.

Таможенно-тарифное регулирование должно содействовать обеспечению экономической безопасности, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного состояния Российской Федерации, а также неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

Инструменты таможенной политики

Замечание 1

Под инструментами таможенного регулирования понимают инструменты, при помощи которых осуществляется регулирование внешнеэкономической деятельности.

Основным инструментом таможенной политики являются пошлины.

Определение 2

Таможенная пошлина - налог, взимаемый государством с провозимых через национальную границу товаров, по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом.

Классификация таможенной пошлины осуществляется по:

  • объектам налогообложения,
  • методам исчисления.

Объекты обложения делятся на ввозимые, вывозимые, транзитные. По методу исчисления таможенные пошлины делят на комбинированные, адвалорные.

Вместе с товаром таможенными органами проверяются документы, оформленные на ввозимый или ввозимый товар. Под таможенными документами понимают документы, которые необходимо оформить при переходе товара через государственную границу.

Таможенные документы оформляются в соответствии с законодательством РФ и ТК РФ.

Документы подлежат проверке в связи:

  1. перемещения товара или транспортного средства через государственную границу,
  2. если применяется таможенный режим,
  3. если присутствует нарушение таможенных правил,
  4. при взимании платежей, предусмотренных таможней,
  5. при таможенных и статистических целях.

Таможенные тарифы используются в качестве инструмента в регулировании экономики государства, для реализаций целей в внешнеторговой политике. Таможенные тарифы представлены в виде свода ставок и систематизированы в соответствии с номенклатурами. При помощи данных ставок определяется сумма оплаты за экспортируемый или импортируемый товар. Таможенные тарифы должны согласовывать с международными регламентами.

Таможенные тарифы подразделяются на следующие виды:

  • экспортный и импортный таможенный тариф,
  • простой и сложный таможенный тариф.

Задача импортного тарифа - совместно с налоговой системой воздействовать на ценовую политику, при этом оказывается влияние на рентабельность организации.

Активной частью импортного тарифа являются ставки таможенных пошлин. Частью таможенных тарифов являются таможенные ставки.

Экспортные тарифы регулируют внешнюю торговлю, однако их используют не все страны. Регламентирование объема экспорта и структуры может привести к обвалу потенциала и давлению на цены.

Развиваются таможенные тарифы обычно по следующему сценарию:

  1. увеличивается номенклатура товара,
  2. устанавливаются разные ставки на один и тот же товар.

При первом сценарии применяется простой таможенные тариф, предусматривающий единую ставку для товара из определенной номенклатуры, страна происхождения на него не влияет.

Второй сценарий достаточно сложный. Устанавливается несколько тарифов на один вид товара, при этом учитывается страна производства. Основной ставкой является самая высокая ставка тарифа. Ставки распространяются и на товары, даже если со страной не заключено торговое соглашение. Однако чаще применяется более низкая ставка. Ее применяют при условии, что товар находится в режиме благоприятствования.

Таможенные тарифы представляют собой налог, который применяется государством в отношении ценностей, которые пересекают границу. Данный налог увеличивает цену на товар, что соответственно понижает конкурентоспособность. Барьеры таможенных тарифов различаются от группы товаров и их степени обработки. Если это сырьевой товар, то подразделение идет от 0,5% до 2,6%, если готовая продукция – 7-15%.

В странах, где преобладает рыночная экономика, появилось и набирает популярность понятие тарифной эксплуатации. Тарифная эксплуатация подразумевает повышение тарифной ставки в зависимости от степени обработки товара. На это влияет протекционистская политика. Тарифные ставки могут варьироваться в том числе в зависимости от страны происхождения и ее экономического развития.

Таможенные инструменты играют серьезную роль в таможенной политике и способствуют ее регулированию.

Лекция 2. Таможенная политика государства.

План лекции.

    Понятие и значение таможенной политики государства.

    Задачи и функции таможенной политики.

    Понятие и значение таможенной политики государства.

Таможенная политика - часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию. В последние десятилетия наряду с таможенными пошлинами широко применяются нетарифные методы ограничения импорта: квотирование, стандарты качества и экологической чистоты.

Таможенная политика нашей страны имеет свою историю, свои характерные этапы развития. Если в 20-х - начале 30-х годов Советский Союз проводил активную таможенную политику с целью увязки внутренних цен с мировыми, то в дальнейшем она перестала воздействовать на развитие торговли с отдельными странами, поскольку таможенные пошлины на импортируемые товары покрывались из госбюджета и не оказывали существенного влияния на внутреннее ценообразование и экономическую эффективность внешнеторговых сделок. Важными элементами активной таможенной политики СССР в 20-е годы явились таможенные тарифы 1922, 1924 и 1927 гг., которые не только защищали советскую промышленность от конкуренции иностранных товаров, но и стимулировали развитие советского экспорта за счет снижения или отмены вывозной пошлины на значительную часть товаров. Таможенные тарифы 1930, 1961 и 1981 гг., которые действовали в период командно-административного управления внешнеэкономическими связями, оказались по сути рутинными правовыми актами. Так, таможенный тариф 1981 г. не являлся и не мог являться по ряду причин инструментом экономического регулирования внешнеэкономической деятельности. Указанный тариф насчитывал всего триста с небольшим позиций, в то время как в таможенных тарифах большинства промышленно развитых стран число отдельных товарных позиций, подпозиций и т.д. насчитывает от 5 до 7 тысяч, а в тарифах таких стран, как США и Япония - 10 - 12 тысяч. Тарифу образца 1981 г. было присуще несоответствие уровня таможенных пошлин ценам на товары, сложившимся на внутреннем и внешних рынках. Так, на большинство видов машин и оборудования минимальные ставки составляли только 5-10% на топливо - 10-12% , металлы - до 15%, химические продукты -5-10% . И, наконец, действовавший порядок исчисления таможенных пошлин и их внесения в союзный бюджет. Понятие "таможенная пошлина" было подменено термином "таможенные доходы", в результате чего организации, импортирующие товары, перечисляли в бюджет не пошлину, а разницу между стоимостью товара на внешнем и внутреннем рынках. Такое положение считалось вполне нормальным в эпоху жесткой централизации внешней торговли, отрыва процесса ее осуществления от непосредственных производителей или потребителей товаров, господства административно-командных методов управления этой деятельностью. В условиях демократизации внешнеэкономических связей, вовлечения в экспортно-импортные операции практически всех предприятий, организаций, совместных предприятий и производственных кооперативов требуется разработка эффективной таможенной политики и принятие нового таможенного тарифа, которые бы учитывали изменения, происходящие в этой важной сфере хозяйственной деятельности.

Таможенная политика России определяется высшими органами государственной власти и управления страны и является составной частью внешней и внутренней политики российского государства. Целями таможенной политики России являются :

а) интеграция хозяйства страны в мировую экономику;

б) защита и стимулирование экономического развития России;

в) создание условий для функционирования российского рынка и рынка стран СНГ;

г) укрепление торгового и платежного баланса страны;

д) рост доходов государственного бюджета;

е) упрочение торгово-политических позиций России;

ж) противодействие дискриминационным акциям иностранных государств и их союзов;

з) расширение культурных и информационных обменов между Россией и зарубежными странами, контактов между людьми;

и) охрана жизни и здоровья человека, животных и растений, сохранение окружающей среды;

к) защита государственной и общественной безопасности;

л) защита прав и законных интересов граждан, предприятий, объединений и организаций, культурного и исторического наследия народов России.

Исторически динамика государственного регулирования степени открытости или закрытости экономики (таможенная политика) движется от свободной торговли к протекционизму и наоборот. Однако, как известно, протекционистские барьеры эффективны в краткосрочном периоде, они создают временный эффект, приводящий затем к существенным провалам, будь то таможенная политика, экспорт и импорт товаров, инвестиции.

В настоящее время сложилось несколько форм протекционизма :

Селективный протекционизм – направлен против отдельных стран или товаров;

Отраслевой протекционизм – защищает определенные отрасли (например, сельское хозяйство);

Коллективный протекционизм – проводится союзами некоторых государств в отношении стран, в них не входящих;

Скрытый протекционизм – осуществляется методами внутренней экономической политики.

Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные (основаны на использовании тарифов) и нетарифные (все остальные методы). Нетарифные методы государственного регулирования выключают количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости ограничить импорт или форсировать экспорт.

Важная роль в защите национальных интересов отечественных товаропроизводителей принадлежит таможенным органам, которым эта задача вменена в обязанность действующим законодательством. Значительную роль в степени эффективности деятельности таможенных органов играет уровень сложности и разветвленности таможенной структуры, а также степень совершенства законодательной базы: чем органичнее структурирован аппарат таможенного регулирования и проще механизмы исполнения правовых норм, тем более эффективна работа таможни. Однако в нестабильных условиях достичь такого уровня деятельности таможенных органов практически невозможно, прежде всего, ввиду несформированности законодательства и недействующих механизмов обеспечения правовых норм.

Таким образом, в роли институционального обеспечения таможенной политики выступает Федеральная таможенная служба: именно им осуществляется протекционистская политика поощрения отечественного производства через льготные пошлины; меры тарифного и нетарифного регулирования. Доводы в пользу свободной торговли основаны на экономическом анализе, демонстрирующем ее выгоды как для каждой из сторон, так и для всего мирового хозяйства.

Целями таможенной политики являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулирование развития национальной экономики, содействие проведению структурной перестройки и других задач экономической политики.

    Задачи и функции таможенной политики.

Целями таможенной политики Российской Федерации, как они определены в Таможенном кодексе РФ (ст. 2), являются:

    участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;

    содействие проведению структурной перестройки;

    обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации и другие задачи экономической политики нашего государства.

В соответствии с указанными целями на таможенные органы РФ возложены следующие основные функции:

    участие в разработке и реализации таможенной политики; защита экономических интересов РФ;

    обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ;

    принятие средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений;

    взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей; создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу РФ;

    осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции; участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, реализация этих мер;

    осуществление контроли за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов; ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики РФ;

    проведение научно-исследовательских работ, консультирование в области таможенного дела, осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

Предусмотрен блок функций международного характера: участие в разработке и выполнении международных договоров РФ, затрагивающих таможенное дело; сотрудничество с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела.

Важнейшим экономическим рычагом реализации многих задач таможенной политики является система таможенных платежей.

Внешнеэкономическая деятельность: учебный курс Маховикова Галина Афанасьевна

4.3. Таможенная политика РФ, цели и методы ее осуществления

Круг общественных отношений, определенных в Конституции РФ как таможенное регулирование, представляет собой общественные отношения, обеспечивающие государственное регулирование внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности. Одной из основных форм проявления таможенного регулирования является разработка и реализация таможенной политики России.

Таможенная политика представляет собой комплекс политико-правовых, экономических, организационных и иных мер государственного регулирования внешней торговли, а также мер по защите национальной экономики и решению ее фискальных задач.

Таможенная политика государства способствует расширению экономических связей, увеличению объема внешнеторговых операций, развитию международного туризма и иных форм, т. е. всего того, что так или иначе опосредуется в деятельности таможенных органов государства.

Таможенная политика реализуется посредством разумного сочетания политики протекционизма, направленной на защиту отечественного производителя от иностранной конкуренции, и политики фритредерства (свободной торговли), направленной на расширение внешнеторгового оборота страны и повышение уровня международного разделения труда.

Протекционизм предусматривает увеличение уровня таможенного обложения ввозимых на внутренний рынок иностранных товаров, результатом чего является сокращение импорта в страну и, следовательно, ограничение иностранной конкуренции.

Политика свободной торговли (фритредерство) достигается путем установления минимального уровня таможенных пошлин либо их полной отмены. Фритредерство – политика временная, зачастую просто вынужденная, необходимая в тех случаях, когда, например, важно удовлетворить внутренний спрос за счет импортных товаров. Так, в нашей стране либерализация внешнеэкономической деятельности начала 90-х гг. XX в. не могла бы реально состояться без устранения тарифных и нетарифных барьеров на открытых границах. В условиях тотального дефицита крайне необходимо было наполнить внутренний рынок страны дешевым импортным товаром. Такие цели были достигнуты в течение полутора-двух лет именно благодаря политике свободной торговли. После того как предпринимательские структуры наладили внешнеэкономические связи с иностранными партнерами, Россия перешла к протекционистской таможенной политике.

В современной ситуации таможенная политика призвана обеспечить «тонкую» настройку всего механизма регулирования импорта и экспорта на всех уровнях управления, нацелить его на интересы отечественного производства, не нарушая правил, признанных мировым торговым сообществом.

Таможенная политика России в первую очередь должна обеспечивать наиболее эффективное использование инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории страны, а также участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка и стимулированию развития национальной экономики.

Таким образом, таможенная политика предопределяет основные направления таможенного регулирования и таможенного дела.

Конституция также закрепила, что одним из основных принципов таможенной политики является принцип единого экономического пространства, который означает, что на территории Российской Федерации принято свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Единство экономического пространства обеспечивается отсутствием внутренних таможенных границ на территории Российской Федерации.

Основные положения таможенной политики регламентируются на основе определенных принципов внешнеторговой деятельности, к которым относятся:

1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, производителей и потребителей товаров и услуг;

2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности;

3) единство таможенной территории Российской Федерации;

4) взаимность в отношении другого государства (группы государств);

5) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам РФ и осуществление возникающих из этих договоров прав;

6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

8) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

9) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

10) обеспечение обороны страны и безопасности государства;

11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия)

государственных органов и их должностных лиц и нормативных правовых актов РФ, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;

12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

13) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

Основа таможенной политики проявляется в таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, таможенных конвенций, свободных таможенных зон и т. д.

Предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) обязательно ставит перед государством новые задачи, в числе которых – создание благоприятных условий для партнерских отношений с участниками ВЭД.

Таможенная политика непосредственно связана с проблемой экономической безопасности, которая для России по-прежнему остается одной из самых серьезных, так как все еще велико преобладание в отечественном экспорте сырьевых товаров; ограничены традиционные рынки сбыта машинотехнической продукции и т. д.

Другое направление таможенной политики России посвящено решению проблемы иностранных инвестиций. Благоприятный инвестиционный климат предусматривает не только упрощение таможенных процедур, но и создание таможенных режимов переработки, которые способствовали бы международной кооперации производства. Таким образом, таможенная политика и ее практическая реализация опирается, прежде всего, на деятельность таможенных органов. Но формирование и реализация таможенной политики – это довольно сложный процесс, в котором участвуют все органы государственной власти: и законодательная, и исполнительная, и судебная. При этом обязательно учитывается также мнение и участников внешнеэкономической деятельности.

Таможенная политика России, как отмечалось выше, строится с учетом намерения вступить во Всемирную торговую организацию и стать полноправным участником мирового товарооборота. Участие России в ВТО может дать стране множество преимуществ, в том числе:

Улучшение существующих условий для доступа российской продукции на иностранные рынки (отмена дискриминационных условий по ряду товарных групп);

Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, банковской сфере;

Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий для России, т. е. наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.

Сохранение экономического суверенитета страны в рамках переговоров по данному вопросустратегическое направление деятельности Российского государства в интересах российских производителей.

Из книги Нет мотива - нет работы. Мотивация у нас и у них автора Снежинская Марина

10.1. Цели, принципы, функции и методы управления Менеджмент – это целостная управленческая система, направленная на обеспечение оптимальной согласованности действий членов коллектива для достижения стоящих перед ними целей . Управление имеет особое общественное

Из книги Государственные и муниципальные финансы автора Новикова Мария Владимировна

42. Методы осуществления муниципального финансового контроля Под методами муниципального финансового контроля понимаются способы, пути, приемы достижения целей финансового контроля. Методами муниципального финансового контроля являются проверка, ревизия, аудит,

Из книги Макроэкономика: конспект лекций автора Тюрина Анна

3. Денежно-кредитная политика государства: цели и инструменты Денежно-кредитная политика представляет собой вид экономической политики, проводимой Центральным банком (ЦБ) страны с целью урегулирования денежных отношений и обеспечения более эффективного распределения

Из книги Банковское дело: шпаргалка автора Шевчук Денис Александрович

1. Экономическая политика государства: основные цели и задачи Основные цели экономической политики государства заключаются в следующем:1) обеспечение эффективного функционирования экономической системы страны посредством создания надлежащей правовой базы и

Из книги Ценообразование автора Шевчук Денис Александрович

Тема 47. Сущность, цели и методы финсового анализа (ФА) ФА – метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчётности. ФА – это способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера. Содержание и

Из книги Экономическая теория. автора

Тема 59. Баланс КБ. Его структура. Цели и методы анализа Баланс КБ – это сводная итоговая таблица в которой отражены обобщенные статьи, характеризующие пассивные и активные операции на определенную дату. Балансы КБ подразделяются на годовые и промежуточные: полугодовые,

Из книги Мировая экономика автора Корниенко Олег Васильевич

4.1. Таможенная стоимость и методы ее определения Таможенная стоимость (ТС) представляет собой стоимость приобретенного товара на момент пересечения границы. В соответствии с международной практикой в РФ применяется шесть методов оценки таможенной стоимости:По цене

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

7.1. Цели, значение и методы государственного регулирования цен Экономика страны тесно связана с государственной политикой. Переход России к построению рыночной системы хозяйствования предполагает разработку новой экономической политики, в основе которой должно лежать

Из книги Экономическая теория автора Вечканова Галина Ростиславовна

2.5 Экономическая политика и экономические цели Экономическая политика (economic policy) – это целенаправленная система мероприятий государства в области производства, распределения, обмена и потребления благ. Она призвана отражать интересы общества, всех его социальных

Из книги Новая эпоха - старые тревоги: Политическая экономия автора Ясин Евгений Григорьевич

Вопрос 6 Таможенные пошлины и таможенная политика Ответ Таможенная пошлина – это обязательный взнос, взимаемый за провоз товаров через границу государства.По способу взимания выделяют следующие виды пошлин (рис. 4): адвалорные – взимаются в процентах от стоимости

Из книги PROвокатор. Мы$ли автора Смирнов Сергей

1.1.4. Экономическая политика и экономические цели Экономическая политика (economic policy) – это целенаправленная система мероприятий государства в области производства, распределения, обмена и потребления благ. Она призвана отражать интересы общества, всех его социальных

Из книги автора

Вопрос 87 Государственное регулирование экономики: субъекты, объекты, цели,

Из книги автора

Глава 37. Цели работы и методы достижения результата Работа брокера по недвижимости осложняется тем, что ему нужно развивать в себе определенный уровень самодисциплины. Никто - ни руководитель отдела, ни руководитель компании, ни приглашенный бизнес-тренер - не в

Формирование таможенной политики любого государства предполагает два важных подхода к определению ее направленности -- это протекционизм и фритредерство.

Протекционизм -- это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Для него характерны высокие таможенные тарифы и ограничение импорта.

Фритредерство - это политика свободной торговли. Она устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка.

Таможенный протекционизм впервые стал применяться в XVI веке в Англии во время промышленного переворота. Для защиты создаваемых в стране промышленных предприятий от конкуренции иностранных товаров (прежде всего голландских и французских) были введены высокие ставки пошлин на товары, которые Англия начала производить у себя. Кроме того, были введены количественные ограничения на ввоз товаров в Англию. Согласно установленному порядку иностранные товары разрешалось привозить только на английских судах или на судах страны происхождения товара, но при этом взимался дополнительный сбор. А колониальные товары везлись исключительно на британских судах, причем без заходов по пути в какие-либо порты, что строго контролировалось властями. Целью всех этих мероприятий было сокращение могущество Голландии в сфере внешней торговли и стимулирование развития собственного производства. Вскоре примеру Англии последовали другие государства -- Испания, Швеция, Франция.

Английский протекционизм имеет почти четырехсотлетнюю историю и является наиболее ярким примером позитивного влияния разумно проводимой в стране таможенной политики на ее экономику. Благодаря ему Англия к началу XIX века по своему экономическому развитию вышла на первое место в мире, когда технологический процесс в промышленности стал самым высоким, а себестоимость выпускаемой продукции -- самая низкая в мире. В этих условиях Англия перешла от политики протекционизма к фритредерству, то есть к свободной торговле.

Протекционизм и фритредерство имеют и свою российскую историю. Линия протекционизма в российской таможенной политике просматривается со времен царствования Петра I и вплоть до начала XX века. Суть российского протекционизма сводилась в основном к тому, чтобы всячески поощрять вывоз российских товаров, умеренными пошлинами облагать при ввозе не производимые в стране иностранные товары, в то время как товары, производство которых в России было освоено или уже налаживалось, облагать высокими пошлинами, либо вообще запрещать к ввозу. Нередко возникали и фритредерские тенденции в таможенной политике России, хотя в основном это происходило под влиянием тех или иных политических событий в Европе, а не из соображений чисто экономического характера.

Таким образом, как развитые капиталистические страны, так и Россия в ее далеком прошлом проходили этапы, условно говоря «закрытого общественного развития», когда становление промышленности происходило в условиях внутригосударственной конкуренции. И лишь по мере развития национальной промышленности, формирования конкурентоспособности продукции на внутреннем рынке, происходил плавный переход от политики протекционизма во внешнеторговых отношениях к политике свободной торговли.

К сожалению, этот опыт слабо к современной российской таможенной политике. В условиях нестабильности экономики, ее сильной зависимости от кредитов международных финансовых организаций, преобладания на рынке импортных промышленных и продовольственных товаров таможенная политика не в состоянии осуществлять свои защитные функции экономическими средствами и вынуждена опираться на административные методы.

Административные инструменты регулирования внешней торговли просто необходимы на современном этапе. С их помощью государство в условиях самостоятельного осуществления большим числом компаний коммерческих операций может остановить рост внешнеторгового дефицита и выровнять торговый и платежный балансы, более рационально распорядиться иностранной валютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом наиболее необходимых стране товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания валютного долга. Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в области ограничений импорта на условиях взаимности и добиваться отмены дискриминационных мер в странах -- торговых партнерах России.

Таможенная политика - это комплекс мер и направлений в сфере внешнеэкономической деятельности, осуществляемых через таможенную систему. Таможенная политика включает в себя деятельность государственных органов по применению таможенных пошлин и таможенных сборов, а также таможенных процедур и других средств для достижения определенных экономических, социальных, финансовых и торгово-политических целей. Основными средствами осуществления таможенной политики являются: система экономических инструментов таможенного регулирования, участие в таможенных союзах, зонах свободной торговли и участие в международных конвенциях, режим прохождения грузов через границу, сеть государственных органов таможенного контроля, необходимые законодательные нормы таможенной деятельности. В ТС действует единая таможенная политика, являющаяся составной частью внешней и внутренней политики ТС. Таможенная политика РФ обеспечивает эффективное использование инструментов таможенного контроля по защите российского рынка, стимулирует развитие национальной экономики, содействует проведению структурной перестройки и иным целям, определенным Федеральным собранием РФ, Президентом РФ и Правительством РФ в соответствии с ТК ТС и другими законодательными актами РФ. Таможенная политика - часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризиса. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию. В последнее десятилетие широко применяются наряду с таможенными пошлинами методы нетарифного ограничения импорта: квотирования, стандарты качества и экологической чистоты. Таможенная политика - система мер применяемых государством с целью установления определенного режима таможенного налогообложения на импортируемые в страну товары и проходящие ими таможенные процедуры. Таможенная политика - часть внешнеэкономической деятельности государства. Исторически она стала первой формой государственного регулирования внешней торговли. Сущность таможенной политики проявляется в таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, заключении таможенных конвенций, создании свободных таможенных зон и другое. Таможенная политика - неотъемлемая часть экономической и внешнеторговой политики государства, и поэтому она зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства. Формирование таможенной политики любого государства предполагает два важных подхода к определению ее направленности - это протекционизм и фритредерство. Протекционизм - это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Протекционистская таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары и ограничением импорта. Фритредерство - это политика свободной торговли. Она устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка. В отличие от протекционизма политика свободной торговли предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны. Основными средствами реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное, или экономическое, регулирование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное, или административное, регулирование). Административные инструменты регулирования внешней торговли просто необходимы на современном этапе. С их помощью государство в условиях самостоятельного осуществления большим числом компаний коммерческих операций может остановить рост внешнеторгового дефицита и выровнять торговый и платежный балансы, более рационально распорядиться иностранной валютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом наиболее необходимых стране товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания валютного долга. Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в области ограничений импорта на условиях взаимности и добиваться отмены дискриминационных мер в странах - торговых партнерах России. Таможенная политика должна быть: относительно стабильна и предсказуема; прозрачна для деловых кругов; управление ею должно носить государственный характер и быть свободным от амбиций, лоббирования (цивилизованное лоббирование не исключается - оно неизбежно), подчинена обеспечению экономической безопасности. Цель таможенной политики в среднесрочной перспективе - повышение глобальной конкурентоспособности российской экономики за счет эффективного применения инструментов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Задачи таможенной политики:

  • - Содействие технологической модернизации российской экономики за счет облегчения доступа к использованию передовых иностранных технологий и оборудования.
  • - Стимулирование развития производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний, содействие переносу глобально ориентированных обрабатывающих производств на территорию РФ.
  • - Повышение конкурентности российских рынков, защита развивающихся рынков, уязвимых для импорта.
  • - Унификация таможенной политики со странами, формирующими ТС в рамках ЕврАзЭС.

Реализация поставленных задач будет обеспечиваться следующими направлениями таможенной политики РФ:

  • - Стимулирование переноса производств на территорию РФ путем дифференциации ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки и предназначения товаров.
  • - Дифференциации ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки и предназначения товаров (минимальные пошлины на материалы, сырье, комплектующее, максимальные - на готовые товары) создает более привлекательные условия для изготовления товаров в РФ по сравнению с их импортом и способствует переносу производств на территорию РФ. Вместе с тем, такие факторы, как: снижение таможенных пошлин на технологическое оборудование в целях содействия модернизации российских производств. Необходимость содействия удовлетворению потребительского спроса на высококачественные товары, аналоги которых не производятся в РФ, либо производятся в недостаточных количествах. Выполнение международных обязательств РФ по беспошлинному отдельных видов товаров. Необходимость защиты наиболее конкурентных, способных отраслей российской экономики в сырьевом секторе и в производстве товаров низкого передела. Временное открытие внутреннего рынка для увеличения предложения и предотвращения роста цен.
  • - Усиление регулирующей функции таможенного тарифа, обеспечение сбалансированности и рациональная защита внутреннего рынка страны.

Угроза вытеснения товаров отдельных секторов экономики с внутреннего рынка импортом, требует создание определенных барьеров для доступа импорта. В тоже время, искусственное и не оправданное ограждение от импорта снижает стимулы для повышения конкурентоспособности отечественного производства, инвестиционной активности, развитие сферы услуг стимулирует повышение спроса на товары в области машиностроения, в которой отечественное производство не может удовлетворить в полной мере. Сбалансировать регулирование импорта с учетом потребности производителей и потребителей будет обеспечиваться: применением специфических тарифных инструментов в аграрном спектре (сезонные пошлинные, квоты), гибких реагированием на потребности производителей и потребителей, ценовую ситуацию на рынках путем временного снижения или повышения ставок ввозных таможенных пошлин, применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Отказ от необоснованных ограничений российского экспорта за счет оптимизации применения ввозных таможенных пошлин. Сегодня ввозные таможенные пошлины применяются в качестве инструмента изъятия природной ренты, выполняют функцию ограничений на экспорт ряда товаров, а так же фискальную функцию.

В среднесрочной перспективе будет осуществлен постепенный переход к: отказу к применению вывозных таможенных пошлин, за исключение товаров энергетической группы, а так же необработанного леса, металлолома и некоторых других видов сырьевой группы товаров. Использование мер нетарифного ограничения экспорта в случаях, установленным федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», вместо применения запретительных вывозных таможенных пошлин. Адаптация инструментов таможенно-тарифной политики к условиям ТС и зон свободной торговли. Двухстороннее соглашение РФ о свободной торговле с государствами - участниками СНГ предусматривает осуществления взаимной торговли без взимания таможенных пошлин и применения количественных ограничений. Открытый доступ товаров на российский рынок и свободный экспорт сырья без увязки с едиными правилами регулирования внешней торговли, конкуренция и оказания государственной помощи, четкого правового механизма, введения временных ограничений во взаимной торговле содержат потенциальные риски для интересов российской экономики и рынка.

Установленная система таможенного учета требует идентификации каждого компонента в готов изделии с привязкой к партии товаров, в составе которой этот компонент ввозился. В РФ установлена система тарифных преференций, пользователями которой развивающиеся и наименее развитые страны. К товарам, происходящим из развивающихся стран, применяются ставки таможенных пошлин в размере 75% от базовых ставок ввозных таможенных пошлин. В настоящее время в перечень развивающихся стран включено 103 государства. При ввозе товаров, происходящих из наименее развитых стран, пошлина не взимается. В среднесрочной перспективе будет пересмотрена национальная схема преференций в торговле с развивающимися и менее развитыми странами, в частности уточнения стран-пользователей данной льготой. Перечня товаров, а так же правил происхождения товаров, для целей предоставления тарифных преференций, исходя из следующих принципов: содействие развитию развивающихся и наименее развитых стран; минимизация рисков нанесения ущерба экономике России и ее отдельным отраслям; учет политики стран-пользователей льготой в отношении РФ. Последовательное сокращение тарифных льгот, искажающих регулятивную функцию таможенных тарифов в виду значительных изменений в таможенном тарифе в части снижения (вплоть до 0) ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое и иное оборудование, аналоги которых не производятся в РФ, будут отменены тарифные льготы в отношении товаров, возимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями. Будет предложен мониторинг режима свободной таможенной зоны в Калининградской области с целью его оптимизации, включая ограничения его применения в случаях, когда льготный режим использования иностранных товаров наносит значительный ущерб производителям на остальной части таможенной территории РФ. Обеспечение стабильности и транспарентности применения мер таможенно-тарифного регулирования. Частые изменения ставок таможенных пошлин создают неопределенности и риски для предпринимателей.



Касса