Фз об электронном документе. Об электронной подписи

10 января 2002 года N 1-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ

(утратил силу с 1 июля 2013 г.), вместо него
Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи"

Государственной Думой

13 декабря 2001 года

Советом Федерации

26 декабря 2001 года

(в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 258-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель и сфера применения настоящего Федерального закона

1. Целью настоящего Федерального закона является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие при совершении гражданско - правовых сделок и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях.

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при использовании иных аналогов собственноручной подписи.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области использования электронной цифровой подписи

Правовое регулирование отношений в области использования электронной цифровой подписи осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации", Федеральным законом "О связи", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также осуществляется соглашением сторон.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

электронный документ - документ, в котором информация представлена в электронно - цифровой форме;

электронная цифровая подпись - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе;

владелец сертификата ключа подписи - физическое лицо, на имя которого удостоверяющим центром выдан сертификат ключа подписи и которое владеет соответствующим закрытым ключом электронной цифровой подписи, позволяющим с помощью средств электронной цифровой подписи создавать свою электронную цифровую подпись в электронных документах (подписывать электронные документы);

средства электронной цифровой подписи - аппаратные и (или) программные средства, обеспечивающие реализацию хотя бы одной из следующих функций - создание электронной цифровой подписи в электронном документе с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи, подтверждение с использованием открытого ключа электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе, создание закрытых и открытых ключей электронных цифровых подписей;

сертификат средств электронной цифровой подписи - документ на бумажном носителе, выданный в соответствии с правилами системы сертификации для подтверждения соответствия средств электронной цифровой подписи установленным требованиям;

закрытый ключ электронной цифровой подписи - уникальная последовательность символов, известная владельцу сертификата ключа подписи и предназначенная для создания в электронных документах электронной цифровой подписи с использованием средств электронной цифровой подписи;

открытый ключ электронной цифровой подписи - уникальная последовательность символов, соответствующая закрытому ключу электронной цифровой подписи, доступная любому пользователю информационной системы и предназначенная для подтверждения с использованием средств электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе;

сертификат ключа подписи - документ на бумажном носителе или электронный документ с электронной цифровой подписью уполномоченного лица удостоверяющего центра, которые включают в себя открытый ключ электронной цифровой подписи и которые выдаются удостоверяющим центром участнику информационной системы для подтверждения подлинности электронной цифровой подписи и идентификации владельца сертификата ключа подписи;

подтверждение подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе - положительный результат проверки соответствующим сертифицированным средством электронной цифровой подписи с использованием сертификата ключа подписи принадлежности электронной цифровой подписи в электронном документе владельцу сертификата ключа подписи и отсутствия искажений в подписанном данной электронной цифровой подписью электронном документе;

пользователь сертификата ключа подписи - физическое лицо, использующее полученные в удостоверяющем центре сведения о сертификате ключа подписи для проверки принадлежности электронной цифровой подписи владельцу сертификата ключа подписи;

информационная система общего пользования - информационная система, которая открыта для использования всеми физическими и юридическими лицами и в услугах которой этим лицам не может быть отказано;

корпоративная информационная система - информационная система, участниками которой может быть ограниченный круг лиц, определенный ее владельцем или соглашением участников этой информационной системы.

Глава II. УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ

Статья 4. Условия признания равнозначности электронной цифровой подписи и собственноручной подписи

1. Электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:

сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;

подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе;

электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.

2. Участник информационной системы может быть одновременно владельцем любого количества сертификатов ключей подписей. При этом электронный документ с электронной цифровой подписью имеет юридическое значение при осуществлении отношений, указанных в сертификате ключа подписи.

Статья 5. Использование средств электронной цифровой подписи

1. Создание ключей электронных цифровых подписей осуществляется для использования в:

информационной системе общего пользования ее участником или по его обращению удостоверяющим центром;

корпоративной информационной системе в порядке, установленном в этой системе.

2. При создании ключей электронных цифровых подписей для использования в информационной системе общего пользования должны применяться только сертифицированные средства электронной цифровой подписи. Возмещение убытков, причиненных в связи с созданием ключей электронных цифровых подписей несертифицированными средствами электронной цифровой подписи, может быть возложено на создателей и распространителей этих средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Использование несертифицированных средств электронной цифровой подписи и созданных ими ключей электронных цифровых подписей в корпоративных информационных системах федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления не допускается.

4. Сертификация средств электронной цифровой подписи осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о сертификации продукции и услуг.

Статья 6. Сертификат ключа подписи

1. Сертификат ключа подписи должен содержать следующие сведения:

уникальный регистрационный номер сертификата ключа подписи, даты начала и окончания срока действия сертификата ключа подписи, находящегося в реестре удостоверяющего центра;

фамилия, имя и отчество владельца сертификата ключа подписи или псевдоним владельца. В случае использования псевдонима удостоверяющим центром вносится запись об этом в сертификат ключа подписи;

открытый ключ электронной цифровой подписи;

наименование средств электронной цифровой подписи, с которыми используется данный открытый ключ электронной цифровой подписи;

наименование и место нахождения удостоверяющего центра, выдавшего сертификат ключа подписи;

сведения об отношениях, при осуществлении которых электронный документ с электронной цифровой подписью будет иметь юридическое значение.

2. В случае необходимости в сертификате ключа подписи на основании подтверждающих документов указываются должность (с указанием наименования и места нахождения организации, в которой установлена эта должность) и квалификация владельца сертификата ключа подписи, а по его заявлению в письменной форме - иные сведения, подтверждаемые соответствующими документами.

3. Сертификат ключа подписи должен быть внесен удостоверяющим центром в реестр сертификатов ключей подписей не позднее даты начала действия сертификата ключа подписи.

4. Для проверки принадлежности электронной цифровой подписи соответствующему владельцу сертификат ключа подписи выдается пользователям с указанием даты и времени его выдачи, сведений о действии сертификата ключа подписи (действует, действие приостановлено, сроки приостановления его действия, аннулирован, дата и время аннулирования сертификата ключа подписи) и сведений о реестре сертификатов ключей подписей. В случае выдачи сертификата ключа подписи в форме документа на бумажном носителе этот сертификат оформляется на бланке удостоверяющего центра и заверяется собственноручной подписью уполномоченного лица и печатью удостоверяющего центра. В случае выдачи сертификата ключа подписи и указанных дополнительных данных в форме электронного документа этот сертификат должен быть подписан электронной цифровой подписью уполномоченного лица удостоверяющего центра.

Статья 7. Срок и порядок хранения сертификата ключа подписи в удостоверяющем центре

1. Срок хранения сертификата ключа подписи в форме электронного документа в удостоверяющем центре определяется договором между удостоверяющим центром и владельцем сертификата ключа подписи. При этом обеспечивается доступ участников информационной системы в удостоверяющий центр для получения сертификата ключа подписи.

2. Срок хранения сертификата ключа подписи в форме электронного документа в удостоверяющем центре после аннулирования сертификата ключа подписи должен быть не менее установленного федеральным законом срока исковой давности для отношений, указанных в сертификате ключа подписи.

По истечении указанного срока хранения сертификат ключа подписи исключается из реестра сертификатов ключей подписей и переводится в режим архивного хранения. Срок архивного хранения составляет не менее чем пять лет. Порядок выдачи копий сертификатов ключей подписей в этот период устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Сертификат ключа подписи в форме документа на бумажном носителе хранится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об архивах и архивном деле.

Глава III. УДОСТОВЕРЯЮЩИЕ ЦЕНТРЫ

Статья 8. Статус удостоверяющего центра

Удостоверяющим центром, выдающим сертификаты ключей подписей для использования в информационных системах общего пользования, должно быть юридическое лицо, выполняющее функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. При этом удостоверяющий центр должен обладать необходимыми материальными и финансовыми возможностями, позволяющими ему нести гражданскую ответственность перед пользователями сертификатов ключей подписей за убытки, которые могут быть понесены ими вследствие недостоверности сведений, содержащихся в сертификатах ключей подписей.

Требования, предъявляемые к материальным и финансовым возможностям удостоверяющих центров, определяются Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Статус удостоверяющего центра, обеспечивающего функционирование корпоративной информационной системы, определяется ее владельцем или соглашением участников этой системы.

Статья 9. Деятельность удостоверяющего центра

1. Удостоверяющий центр:

изготавливает сертификаты ключей подписей;

создает ключи электронных цифровых подписей по обращению участников информационной системы с гарантией сохранения в тайне закрытого ключа электронной цифровой подписи;

приостанавливает и возобновляет действие сертификатов ключей подписей, а также аннулирует их;

ведет реестр сертификатов ключей подписей, обеспечивает его актуальность и возможность свободного доступа к нему участников информационных систем;

проверяет уникальность открытых ключей электронных цифровых подписей в реестре сертификатов ключей подписей и архиве удостоверяющего центра;

выдает сертификаты ключей подписей в форме документов на бумажных носителях и (или) в форме электронных документов с информацией об их действии;

осуществляет по обращениям пользователей сертификатов ключей подписей подтверждение подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе в отношении выданных им сертификатов ключей подписей;

может предоставлять участникам информационных систем иные связанные с использованием электронных цифровых подписей услуги.

2. Изготовление сертификатов ключей подписей осуществляется на основании заявления участника информационной системы, которое содержит сведения, указанные в статье 6 настоящего Федерального закона и необходимые для идентификации владельца сертификата ключа подписи и передачи ему сообщений. Заявление подписывается собственноручно владельцем сертификата ключа подписи. Содержащиеся в заявлении сведения подтверждаются предъявлением соответствующих документов.

3. При изготовлении сертификатов ключей подписей удостоверяющим центром оформляются в форме документов на бумажных носителях два экземпляра сертификата ключа подписи, которые заверяются собственноручными подписями владельца сертификата ключа подписи и уполномоченного лица удостоверяющего центра, а также печатью удостоверяющего центра. Один экземпляр сертификата ключа подписи выдается владельцу сертификата ключа подписи, второй - остается в удостоверяющем центре.

4. Услуги по выдаче участникам информационных систем сертификатов ключей подписей, зарегистрированных удостоверяющим центром, одновременно с информацией об их действии в форме электронных документов оказываются безвозмездно.

Статья 10. Отношения между удостоверяющим центром и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти

1. Удостоверяющий центр до начала использования электронной цифровой подписи уполномоченного лица удостоверяющего центра для заверения от имени удостоверяющего центра сертификатов ключей подписей обязан представить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти сертификат ключа подписи уполномоченного лица удостоверяющего центра в форме электронного документа, а также этот сертификат в форме документа на бумажном носителе с собственноручной подписью указанного уполномоченного лица, заверенный подписью руководителя и печатью удостоверяющего центра.

2. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ведет единый государственный реестр сертификатов ключей подписей, которыми удостоверяющие центры, работающие с участниками информационных систем общего пользования, заверяют выдаваемые ими сертификаты ключей подписей, обеспечивает возможность свободного доступа к этому реестру и выдает сертификаты ключей подписей соответствующих уполномоченных лиц удостоверяющих центров.

3. Электронные цифровые подписи уполномоченных лиц удостоверяющих центров могут использоваться только после включения их в единый государственный реестр сертификатов ключей подписей. Использование этих электронных цифровых подписей для целей, не связанных с заверением сертификатов ключей подписей и сведений об их действии, не допускается.

4. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти:

осуществляет по обращениям физических лиц, организаций, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления подтверждение подлинности электронных цифровых подписей уполномоченных лиц удостоверяющих центров в выданных ими сертификатах ключей подписей;

осуществляет в соответствии с положением об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти иные полномочия по обеспечению действия настоящего Федерального закона.

Статья 11. Обязательства удостоверяющего центра по отношению к владельцу сертификата ключа подписи

Удостоверяющий центр при изготовлении сертификата ключа подписи принимает на себя следующие обязательства по отношению к владельцу сертификата ключа подписи:

вносить сертификат ключа подписи в реестр сертификатов ключей подписей;

обеспечивать выдачу сертификата ключа подписи обратившимся к нему участникам информационных систем;

приостанавливать действие сертификата ключа подписи по обращению его владельца;

уведомлять владельца сертификата ключа подписи о фактах, которые стали известны удостоверяющему центру и которые существенным образом могут сказаться на возможности дальнейшего использования сертификата ключа подписи;

иные установленные нормативными правовыми актами или соглашением сторон обязательства.

Статья 12. Обязательства владельца сертификата ключа подписи

1. Владелец сертификата ключа подписи обязан:

не использовать для электронной цифровой подписи открытые и закрытые ключи электронной цифровой подписи, если ему известно, что эти ключи используются или использовались ранее;

хранить в тайне закрытый ключ электронной цифровой подписи;

немедленно требовать приостановления действия сертификата ключа подписи при наличии оснований полагать, что тайна закрытого ключа электронной цифровой подписи нарушена.

2. При несоблюдении требований, изложенных в настоящей статье, возмещение причиненных вследствие этого убытков возлагается на владельца сертификата ключа подписи.

Статья 13. Приостановление действия сертификата ключа подписи

1. Действие сертификата ключа подписи может быть приостановлено удостоверяющим центром на основании указания лиц или органов, имеющих такое право в силу закона или договора, а в корпоративной информационной системе также в силу установленных для нее правил пользования.

2. Период от поступления в удостоверяющий центр указания о приостановлении действия сертификата ключа подписи до внесения соответствующей информации в реестр сертификатов ключей подписей должен устанавливаться в соответствии с общим для всех владельцев сертификатов ключей подписей правилом. По договоренности между удостоверяющим центром и владельцем сертификата ключа подписи этот период может быть сокращен.

3. Действие сертификата ключа подписи по указанию полномочного лица (органа) приостанавливается на исчисляемый в днях срок, если иное не установлено нормативными правовыми актами или договором. Удостоверяющий центр возобновляет действие сертификата ключа подписи по указанию полномочного лица (органа). В случае, если по истечении указанного срока не поступает указание о возобновлении действия сертификата ключа подписи, он подлежит аннулированию.

4. В соответствии с указанием полномочного лица (органа) о приостановлении действия сертификата ключа подписи удостоверяющий центр оповещает об этом пользователей сертификатов ключей подписей путем внесения в реестр сертификатов ключей подписей соответствующей информации с указанием даты, времени и срока приостановления действия сертификата ключа подписи, а также извещает об этом владельца сертификата ключа подписи и полномочное лицо (орган), от которого получено указание о приостановлении действия сертификата ключа подписи.

Статья 14. Аннулирование сертификата ключа подписи

1. Удостоверяющий центр, выдавший сертификат ключа подписи, обязан аннулировать его:

по истечении срока его действия;

при утрате юридической силы сертификата соответствующих средств электронной цифровой подписи, используемых в информационных системах общего пользования;

в случае, если удостоверяющему центру стало достоверно известно о прекращении действия документа, на основании которого оформлен сертификат ключа подписи;

по заявлению в письменной форме владельца сертификата ключа подписи;

в иных установленных нормативными правовыми актами или соглашением сторон случаях.

2. В случае аннулирования сертификата ключа подписи удостоверяющий центр оповещает об этом пользователей сертификатов ключей подписей путем внесения в реестр сертификатов ключей подписей соответствующей информации с указанием даты и времени аннулирования сертификата ключа подписи, за исключением случаев аннулирования сертификата ключа подписи по истечении срока его действия, а также извещает об этом владельца сертификата ключа подписи и полномочное лицо (орган), от которого получено указание об аннулировании сертификата ключа подписи.

Статья 15. Прекращение деятельности удостоверяющего центра

1. Деятельность удостоверяющего центра, выдающего сертификаты ключей подписей для использования в информационных системах общего пользования, может быть прекращена в порядке, установленном гражданским законодательством.

2. В случае прекращения деятельности удостоверяющего центра, указанного в пункте 1 настоящей статьи, сертификаты ключей подписей, выданные этим удостоверяющим центром, могут быть переданы другому удостоверяющему центру по согласованию с владельцами сертификатов ключей подписей.

Сертификаты ключей подписей, не переданные в другой удостоверяющий центр, аннулируются и передаются на хранение в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.

3. Деятельность удостоверяющего центра, обеспечивающего функционирование корпоративной информационной системы, прекращается по решению владельца этой системы, а также по договоренности участников этой системы в связи с передачей обязательств данного удостоверяющего центра другому удостоверяющему центру или в связи с ликвидацией корпоративной информационной системы.

Глава IV. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ

Статья 16. Использование электронной цифровой подписи в сфере государственного управления

1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также организации, участвующие в документообороте с указанными органами, используют для подписания своих электронных документов электронные цифровые подписи уполномоченных лиц указанных органов, организаций.

2. Сертификаты ключей подписей уполномоченных лиц федеральных органов государственной власти включаются в реестр сертификатов ключей подписей, который ведется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и выдаются пользователям сертификатов ключей подписей из этого реестра в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для удостоверяющих центров.

3. Порядок организации выдачи сертификатов ключей подписей уполномоченных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных лиц органов местного самоуправления устанавливается нормативными правовыми актами соответствующих органов.

Статья 17. Использование электронной цифровой подписи в корпоративной информационной системе

1. Корпоративная информационная система, предоставляющая участникам информационной системы общего пользования услуги удостоверяющего центра корпоративной информационной системы, должна соответствовать требованиям, установленным настоящим Федеральным законом для информационных систем общего пользования.

2. Порядок использования электронных цифровых подписей в корпоративной информационной системе устанавливается решением владельца корпоративной информационной системы или соглашением участников этой системы.

3. Содержание информации в сертификатах ключей подписей, порядок ведения реестра сертификатов ключей подписей, порядок хранения аннулированных сертификатов ключей подписей, случаи утраты указанными сертификатами юридической силы в корпоративной информационной системе регламентируются решением владельца этой системы или соглашением участников корпоративной информационной системы.

Статья 18. Признание иностранного сертификата ключа подписи

Иностранный сертификат ключа подписи, удостоверенный в соответствии с законодательством иностранного государства, в котором этот сертификат ключа подписи зарегистрирован, признается на территории Российской Федерации в случае выполнения установленных законодательством Российской Федерации процедур признания юридического значения иностранных документов.

Статья 19. Случаи замещения печатей

2. В случаях, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или соглашением сторон, электронная цифровая подпись в электронном документе, сертификат которой содержит необходимые при осуществлении данных отношений сведения о правомочиях его владельца, признается равнозначной собственноручной подписи лица в документе на бумажном носителе, заверенном печатью.

Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 20. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

1. Нормативные правовые акты Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

2. Учредительные документы удостоверяющих центров, выдающих сертификаты ключей подписей для использования в информационных системах общего пользования, подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Статья 21. Переходные положения

Удостоверяющие центры, создаваемые после вступления в силу настоящего Федерального закона до начала ведения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти реестра сертификатов ключей подписей, должны отвечать требованиям настоящего Федерального закона, за исключением требования предварительно представлять сертификаты ключей подписей своих уполномоченных лиц уполномоченному федеральному органу исполнительной власти. Соответствующие сертификаты должны быть представлены указанному органу не позднее чем через три месяца со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
10 января 2002 года
N 1-ФЗ

На современном этапе развития системы обмена цифровыми документами закон «Об » является прогрессивным актом федерального нормотворчества. Это основа для установления партнерских взаимоотношений между властными структурами и учреждениями всех форм собственности.

Можно выделить такие принципиальные характеристики этого законодательного акта:

Цели принятия

Разработчики действующего аналога ФЗ «Об » утверждают, что он направлен на реализацию следующих задач:

Принципы

В соответствии со статьей 4 профильного ФЗ № 63 «Об электронной подписи», правовое регулирование ее использования опирается на некие принципы:

  • возможность членов системы цифрового документооборота пользоваться любой разновидностью ЭП в случае, если законодательством не предъявлены специальные требования к ЭП в документах определенного вида;
  • свобода участников цифрового документообмена в выборе технологий и программного обеспечения для ЭП, если они удовлетворяют требованиям;
  • недопустимость оспаривания юридической силы ЭП и удостоверенного ею документа только потому, что она создана с помощью программных методов, а не вручную.

Законы-предшественники

Положения ныне действующего ФЗ «Об ЭП» основываются на нормах законов-предшественников.

Закон «Об электронной цифровой подписи» 2002 года включал 5 глав, вмещающих 21 статью.

Считается, что закон «Об ЭЦП» был заменен по таким причинам:

  • терминологическая неопределенность;
  • декларативный характер и зависимость от подзаконных актов;
  • слабая координация с иными нормативными законами;
  • излишняя технологичность – детальная регламентация процессов производства и хранения сертификата ключа подписи;
  • несоответствие нормам и принципам международного права, в том числе в ключевых вопросах – относительно определения ЭП, установления ее видов и правового статуса;
  • неоправданная императивность в вопросах, которые сейчас разрешаются участниками документооборота и оператором системы самостоятельно.

Акт от 25.03.2011 отменил Федеральный закон об электронной цифровой подписи и самостоятельно урегулировал применение ЭП для:

  • заключения, изменения, расторжения договоров и сделок гражданского и хозяйственного характера;
  • оказания органами публичной власти услуг;
  • организации внутриведомственного документооборота органами всех ветвей власти.

Закон состоит из 20 статей и не разделен на структурные части. Он дал определение ключевых понятий:

  • электронная подпись;
  • закрытый (личный) ключ ЭП;
  • ключ проверки ЭП;
  • сертификат ключа проверки;
  • аккредитованный удостоверяющий центр.

Закон «Об ЭП» установил:

  • виды ЭП, а именно: простая, усиленная, квалифицированная;
  • порядок и требования относительно применения каждой из них;
  • правовой режим ЭП разных видов и условия признания их равноценности с собственноручно выполненной подписью.

Связанное законодательство

Программные документы:

Акты, устанавливающие возможность оформления документов в цифровой форме с использованием ЭП:

  • Гражданский кодекс РФ – о признании двусторонней цифровой заверки договора его заключением в письменной форме;
  • Налоговый кодекс – относительно подачи налоговых деклараций и отчетности;
  • таможенное законодательство – касательно процедуры декларирования;
  • профильный закон о персонифицированном учете в государственной системе пенсионного страхования – о подаче работодателями сведений о работниках;
  • законодательство о бухгалтерском учете – относительно первичных учетных документов;
  • закон о предоставлении государственных и муниципальных услуг – о возможности электронной формы обращений и ответов.

Новое в законодательстве об электронной подписи

Федеральным законом от 30.12.2015 № 445-ФЗ ужесточены требования к электронной подписи и удостоверяющим центрам, выдающим сертификаты электронной подписи. В частности, УЦ аннулирует сертификат ключа проверки электронной подписи в том случае, если:

  • не подтверждено, что владелец сертификата владеет ключом электронной подписи, соответствующим ключу проверки электронной подписи, указанному в таком сертификате;
  • установлено, что содержащийся в таком сертификате ключ проверки электронной подписи уже содержится в ином ранее созданном сертификате ключа проверки электронной подписи;
  • вступило в силу решение суда, которым, в частности, установлено, что сертификат ключа проверки электронной подписи содержит недостоверную информацию.

Кроме этого, УЦ для подписания от своего имени квалифицированных сертификатов обязан использовать квалифицированную ЭП, основанную на квалифицированном сертификате, выданном ему головным удостоверяющим центром, функции которого осуществляет уполномоченный федеральный орган.

Аккредитованному удостоверяющему центру запрещается использовать квалифицированную ЭП, основанную на квалифицированном сертификате, выданном ему ГУЦ, функции которого осуществляет уполномоченный федеральный орган, для подписания сертификатов, не являющихся квалифицированными сертификатами. В результате теперь все сертификаты проверки ключа ЭП позволяют построить цепочки сертификатов до головного удостоверяющего центра.

С 10.01.16 сняты ограничения на использование электронных документов при взаимодействии физических и юридических лиц с органами государственной власти и органами местного самоуправления. По выбору граждан и организаций органы власти теперь обязаны предоставить информацию как в бумажном виде, так и в электронной форме с электронной подписью.

Кроме этого, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. №391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 1 января 2016 г. вступила в силу статья 44.2. «Совершение нотариальных действий в электронной форме» «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате».

Согласно этой статье, нотариус теперь может совершить нотариальное действие путем изготовления нотариального документа в электронной форме. Значимость этого нововведения в полной мере в ближайшем будущем смогут оценить как физические, так и юридические лица. Для получения удостоверенного в электронном виде документа необходимо иметь личную квалифицированную электронную подпись.

Единую инфраструктуру квалифицированной электронной подписи в России обеспечивает также наличие головного удостоверяющего центра, функции которого исполняет Минкомсвязь России. Головной удостоверяющий центр осуществляет аккредитацию удостоверяющих центров, проводит проверки соблюдения аккредитованными удостоверяющими центрами требований, которые установлены законом и на соответствие которым эти удостоверяющие центры были аккредитованы, и в случае выявления их несоблюдения выдает предписания об устранении выявленных нарушений. Кроме того, головной удостоверяющий центр обеспечивает информационное взаимодействие между аккредитованными удостоверяющими центрами, а в случае прекращения деятельности такого центра принимает на хранение информацию о выданных им квалифицированных сертификатах.

Постановление Правительства РФ от 13.08.2016 N 789 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» регламентирует использование заявителем , в том числе посредством абонентского устройства подвижной радиотелефонной связи, для получения государственной или муниципальной услуги и распоряжения результатом предоставления государственной или муниципальной услуги, в том числе для передачи результата услуги третьим лицами.

Оператор выдачи ключа не вправе уполномочить иное юридическое лицо на создание (замену) и выдачу ключа.

В случае если в процессе выдачи ключа оператор допустил ошибку при установлении личности заявителя, то ответственность за негативные последствия, наступившие для участников отношений в результате допущенной ошибки, несет оператор выдачи ключа, допустивший такую ошибку.

Возможные изменения

Федеральный закон об электронной подписи поддается критике по нескольким основным направлениям.

Не предусмотрена возможность переведения в электронную форму самых важных документов, таких как:

  • правоустанавливающие бумаги на недвижимое имущество;
  • свидетельства ЗАГС (о рождении, смерти, изменении ФИО).

Не предусмотрены технологии, с помощью которых ЭП можно было бы заверять сообщения, отправляемые на электронную почту.

Неполно урегулированы возможные спорные моменты, возникающие в связи с:

  • подделкой и хищением ЭП;
  • сознательной передачей личного закрытого ключа ЭП третьему лицу;
  • незаконным получением и применением сертификата ЭП;
  • не установлена необходимость (или ее отсутствие) пользоваться ЭП при передаче файлов по защищенным каналам телекоммуникационной связи, в которой и так обеспечен высокий уровень защиты.

Масса вопросов возникает по поводу урегулирования положения простой ЭП. Недостаточно четко высказаны требования к ней. Из содержания нормативных положений ясно только одно – неусиленная ЭП создается на основе кодов и паролей. Все имеющиеся признаки такой подписи сформулированы способом добавления логического «не» к характеристикам усиленной и квалифицированной подписи.

Например:

  • при ее формировании не используются криптографические алгоритмы;
  • ее наличие не гарантирует целостность документа и т.д.

Многие специалисты высказываются о том, что такой вид подписи – архаизм, один из этапов, который проходила современная усиленная подпись в своем развитии в западных странах. Поэтому вводить ее в РФ нет смысла.

23 декабря 2015 года Государственной думой в 3м чтении был принят проект ФЗ-445 об изменении в 63-ФЗ «об электронной подписи». Так как многие коллеги еще не знакомы с этим законом, хотелось бы донести и рассказать чего коснутся изменения и как он повлияет на развитие единого пространства доверия в Российской Федерации. Но обо всем по порядку.

До настоящего момента, каждый удостоверяющий центр (далее УЦ), после прохождения аккредитации САМ выпускал себе ключевую пару (открытый и закрытый ключи УЦ) и сертификат проверки ключа электронной подписи (далее сертификат). Основной особенностью сертификата было то, что он был выпущен самим УЦ и подписан его подписью (такой вариант сертификата называется «самоподписанный»). Далее этот сертификат предоставлялся оператору Головного удостоверяющего центра Российской федерации (далее ГУЦ), где, данный самоподписанный сертификат включался в доверенные и ГУЦ публиковался на портале ГУЦ как доверенный.

В итоге такой схемы взаимодействия УЦ с ГУЦ мы получали изоляцию пространств доверия каждого отдельного УЦ, так как все операционные системы и прикладное ПО проводят проверку сертификата ключа по цепочке сертификации, до тех пор, пока издатель сертификата не совпадет с владельцем сертификата. Таким образом получалась картина, что для того чтобы два пользователя с сертификатами двух разных УЦ доверяли друг другу, им было необходимо добавить сертификаты УЦ друг друга в доверенные. Тут специалисты мне вежливо укажут на кросс-сертификаты между УЦ, но я уверенно отвечу – это костыли, и объясню почему: Представьте, что вы в сети интернет и вы ходите от одного узла сети к другому, каждый из которых использует сертификат своего УЦ. Тогда, для обеспечения доверия всем узлам (они и правда доверенные) вам придётся иметь у себя локально сертификаты всех УЦ в Российской Федерации. Более того, вам придётся их самостоятельно поддерживать в актуальном состоянии. Оно вам надо?

У этой разобщенности есть и еще один минус – для работы в пространстве доверия каждого УЦ вам необходимо получать ЭП именно этого УЦ или УЦ входящего в пространство доверия этого УЦ. Это порождало требования к множественности квалифицированной ЭП у одного лица и известные коммерческие схемы, например как на представленной картинке:

Что произойдет в итоге изменений в 63-ФЗ внесенных 30 декабря 2015:

1. «Удостоверяющему центру запрещается указывать в создаваемом им сертификате ключа проверки электронной подписи ключ проверки электронной подписи, который содержится в сертификате ключа проверки электронной подписи, выданном этому удостоверяющему центру любым другим удостоверяющим центром.»

Или «переводя с русского на русский» УЦ теперь запрещено самостоятельно генерировать себе «самоподписанные» сертификаты.

Более того, уточняется: «Аккредитованный удостоверяющий центр для подписания от своего имени квалифицированных сертификатов обязан использовать квалифицированную электронную подпись, основанную на квалифицированном сертификате, выданном ему головным удостоверяющим центром, функции которого осуществляет уполномоченный федеральный орган. Аккредитованному удостоверяющему центру запрещается использовать квалифицированную электронную подпись, основанную на квалифицированном сертификате, выданном ему головным удостоверяющим центром, функции которого осуществляет уполномоченный федеральный орган, для подписания сертификатов, не являющихся квалифицированными сертификатами».

То есть, теперь не важно, кем выдан сертификат вашего ключа ЭП , так как все сертификаты проверки ключа ЭП позволяют построить цепочки сертификатов до Головного Удостоверяющего центра. И все что остается пользователю – иметь в доверенных только сертификат ГУЦ.

2. «Аккредитованный удостоверяющий центр не вправе наделять третьих лиц полномочиями по созданию ключей квалифицированных электронных подписей и квалифицированных сертификатов от имени такого аккредитованного удостоверяющего центра» - тут без комментариев, см. картинку выше.

3. «Операторы государственных и муниципальных информационных систем, а также информационных систем, использование которых предусмотрено нормативными правовыми актами, или информационных систем общего пользования не вправе требовать наличие в квалифицированном сертификате информации, ограничивающей его применение в иных информационных системах», или переводя на русский:

Ведомствам издателям сертификатов теперь ЗАПРЕЩЕНО вносить с сертификаты дополнительные поля и требования их обязательности. Это, безусловно, убьет интересы ФНС, Росреестра и прочих ведомств требующих наличия только «своих» сертификатов. Зато, теперь, имея одну единственную квалифицированную ЭП вы можете быть авторизованы и использовать ВСЕ государственные информационные системы.

4. Исправлены досадные неточности в 63-ФЗ, например, связанные с тем, что СКЗИ должно самостоятельно визуализировать подписываемый документ, и пр..

5. Увеличена ответственность УЦ за причинение убытков третьим лицам, уточнены требования к срокам публикации списков отозванных сертификатов и их доступности в сети Интернет.

Резюмирую. Предложенные Минкомсвязью и принятые государственной думой изменения в закон о электронной подписи сильно упростят жизнь простых пользователей ЭП, и позволят им использовать одну подпись для доступа ко всем государственным ресурсам. С другой стороны эти изменения не сильно усложнят жизнь УЦ, так как теперь вместо запроса на «подписание кросса» в ИС ГУЦ, они обязаны будут делать запрос на подчиненный сертификат (это все тот же запрос PKCS#10 и ПО менять не придётся).

В итоге через несколько лет мы получим единое и связное пространство доверия, в котором пользователи смогут чувствовать себя комфортно и использовать свои российские сертификаты для своих интернет-страничек, что в настоящее время не возможно.

Скажу честно, я доволен работой МКС по развитию пространства доверия, которое перерастает детские болезни в области использования ЭП в России, давно пора.

ФЗ об электронной подписи действует с 2002 года. Для чего предназначена электронная подпись, кто может ею пользоваться и какими законодательными актами подкреплена такая возможность — читайте далее.

Исходный ФЗ-1 и режим для обмена электронными документами, который действует в 2015-2016 годах

Действующее законодательство предоставляет возможность физическим и юридическим лицам обмениваться электронными документами.

Электронный документ — это документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах (п. 11.1 ст. 2 закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ). Для придания юридической силы электронный документ должен быть заверен электронно-цифровой подписью (ЭЦП) уполномоченного лица.

Федеральный закон об ЭЦП дает следующее определение электронной подписи: электронная форма информации, присоединенная к другой информации (подписываемому документу) или связанная с ней иным образом, которая используется для определения уполномоченного лица, подписавшего документ.

Обмен документами в электронной форме позволяет одновременно решить проблемы:

  • замедленного процесса документообмена в бумажном формате;
  • необходимости затрат на перемещение бумаг;
  • приобретения канцтоваров и хранения объемных бумажных архивов;
  • утраты бумажного документа, потери его физических и информационных свойств с течением времени и т. д.

Возможность электронного документообмена у участников появилась в 2002 году с принятием закона об электронной цифровой подписи № 1-ФЗ от 10.01.2002. С тех пор электронный документ, заверенный ЭЦП, равнозначен бумажному варианту, подписанному уполномоченным сотрудником собственноручно.

ВАЖНО! С 08.04.2011 действует закон об ЭЦП 63-ФЗ от 06.04.2011, который регламентирует алгоритм получения и использования ЭЦП участниками электронного документооборота (ЭДО). Пунктом 2 ст. 20 закона № 63-ФЗ признается утратившим силу закон об ЭЦП № 1-ФЗ .

Закон об электронной цифровой подписи №63-ФЗ описывает алгоритм работы удостоверяющих центров, у которых участники ЭДО должны получать ключи электронной подписи.

ЭДО может быть организован:

  • внутри фирмы между сотрудниками;
  • между сторонами договора (как юридическими, так и физлицами) при обмене договорами (ст. 434 ГК РФ) и любыми корректно оформленными первичными документами, подписанными ЭЦП (п. 5 ст. 9 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ);

Цифровой подписью также подписываются заявки о закупках товаров или услуг и проведении торгов бюджетными организациями, государственными корпорациями, некоторыми коммунальными предприятиями и иными юрлицами, поименованными в законе «О закупках товаров, услуг отдельными видами юрлиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

Виды и юридическая сила ЭЦП

ФЗ № 63 - федеральный закон об электронной цифровой подписи :

Простая ЭЦП — алгоритм, состоящий из определенной последовательности кодов и паролей, который подтверждает факт подписания электронного документа определенным лицом.

Усиленная неквалифицированная ЭЦП — подпись, полученная после криптографического шифрования данных, которая позволяет идентифицировать:

  • лицо, подписавшее документ;
  • факт внесения изменений в документ после подписания

и создается с использованием специальных программных средств.

Усиленная квалифицированная ЭЦП — подпись, обладающая всеми свойствами неквалифицированной ЭЦП, ключ подтверждения которой указан в сертификате.

В каких ситуациях следует пользоваться квалифицированной версией подписи, объясняется в материале .

Простая и усиленная неквалифицированные ЭЦП соответствуют автографу подписывающего лица на бумажном носителе, а усиленная квалифицированная — подписи и печати фирмы-заверителя электронного документа (пп. 2, 3 ст. 6 закона № 63-ФЗ об электронной цифровой подписи ).

Федеральный закон № 63-ФЗ — последняя редакция

В закон РФ об электронной цифровой подписи изменения вносились несколько раз. Последняя редакция закона о цифровой подписи была утверждена законом от 23.06.2016 № 220-ФЗ.

Но особенно много корректив и уточнений было внесено в закон об электронной подписи 63-ФЗ законом от 30.12.2015 № 445-ФЗ.

Ознакомиться с редакцией 63-ФЗ о цифровой подписи , действующей в 2016 году, можно у нас на сайте.

Федеральный закон 63-ФЗ об электронной подписи от 06.04.2011, в ред. закона от 30.12.2015 № 445-ФЗ


Закупка товаров отдельными юрлицами регулируется законом № 223-ФЗ

Госкорпорации, госкомпании, коммунальные службы-монополисты и другие юрлица, перечень которых утвержден в ст. 2 закона «О закупках товаров и услуг отдельными юрлицами» от 18.07.2011 № 223-ФЗ, обязаны до 1 февраля каждого года формировать план закупок товаров и услуг на текущий год и выкладывать информацию о планируемых закупках стоимостью более 100 000 руб. в единой информационной системе, а также на иных интернет-площадках, например на сайте компании-заказчика. Но прежде чем разместить заявку, заказчику следует пройти регистрацию в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Для этого необходимо получить квалифицированную ЭЦП в сертифицированном удостоверяющем центре. Если же торги или аукционы проводятся на сайте заказчика, то допускается использование неквалифицированной ЭЦП. Какую именно подпись использовать — зависит от требований выбранной площадки, с которыми можно ознакомиться на самом ресурсе. Если компания размещает заявки на нескольких площадках, то для каждой из них следует приобрести свой сертификат или же воспользоваться универсальной подписью, которая будет содержать и квалифицированную, и неквалифицированную подпись в своем составе.

Подписание контракта электронной подписью по закону № 44-ФЗ

Для закупки товаров и услуг на муниципальные и госнужды бюджетные организации обязаны вносить в единую информационную систему (ЕИС) планы, графики закупок, заявки на проведение аукционов, контракты с выигравшими поставщиками и т. д. согласно нормам закона «О контрактной системе в сфере закупок» от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Все документы, размещаемые на электронной площадке, должны быть подписаны усиленной квалифицированной ЭЦП. Электронная подпись по 44-ФЗ , а также ключи и сертификаты к ней выдаются в аккредитованном удостоверяющем центре (УЦ).

В течение 5 дней после размещения заказа победитель, выигравший тендер, размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный ЭЦП уполномоченного лица. В случае появления разногласий по контракту стороны могут составить протокол разногласий и обменяться им в формате ЭДО. После согласования разногласий по контракту заказчик размещает на электронной площадке утвержденный контракт и подписывает его своей ЭЦП. С этого дня контракт считается заключенным.

Итоги

Единого закона об использовании ЭЦП с описанием всех возможных документов и сделок в РФ нет. Алгоритм получения и использования ключей ЭЦП описывает федеральный закон об электронной цифровой подписи от 06.04.2011 № 63-ФЗ. Порядок использования ЭЦП различными организациями при подписании деклараций, первичной документации, контрактов и т. д. закреплен в соответствующих законодательных актах.

Понятие «электронная подпись» (ЭП) было официально определено законом №1-ФЗ еще в 2002 г. С тех пор многие его нормы претерпели изменения, позднее был издан закон №63-ФЗ , в 2016 г. были внесены поправки в него.

Дополнения законодательства, касающиеся , внесены законом №220-ФЗ в июне прошлого года. Однако его пункты обрели юридическую силу только в начале 2017 г.

Изменения касаются внесения в документы, регулирующие судебное делопроизводство, формулировки «электронные документы», «электронная подпись».

Определяется, что электронные документы, размещенные в Интернете государственными органами на их официальных порталах или предоставленные третьим лицам, должны содержать усиленную квалифицированную подпись.

Закон №63-ФЗ претерпел две поправки:

  1. Внесено требование, чтобы в случае, когда электронный документ подписывается несколькими лицами, все они делают это тем видом ЭП, который установлен законодательством для данных форм.
  2. Добавлено исключение в случаи, когда несколько файлов объединяются в пакет электронных документов, каждый из них считается подписанным тем видом электронной подписи, которым был подписан весь пакет. Оно гласит, что если в пакете присутствует документ, созданный и подписанный другим пользователем, то данный файл признается подписанным тем видом подписи, которым он на самом деле подписан. Действует эта норма независимо от того, какой ЭП подписан весь пакет при условии, что порядок создания и подписания включенного документа соответствует закону.

Особенности и содержание

Электронная подпись по закону может использоваться в сделках между всеми участниками электронного взаимодействия, при получении государственных услуг и в других случаях. Отношения между партнерами регулируются ими самостоятельно путем заключения соглашений, а также правовыми актами, правилами, устанавливаемыми операторами корпоративных информационных систем.

Основные понятия, содержащиеся в законе №63-ФЗ:

  1. ЭП – информация в машиночитаемом виде, применяемая при установлении факта подписания и сделавшего это лица. Она обязательно связана с электронным документом.
  2. Ключ ЭП – неповторяющаяся комбинация знаков, к которой обращаются при изготовлении подписи.
  3. Ключ проверки ЭП – аналогичное понятие предыдущему, но используемое для контроля подлинности подписи.
  4. Сертификат ключа – файл, подтверждающий, что ЭП принадлежит данному владельцу.
  5. Квалифицированный сертификат – файл, созданный с учетом всех норм закона № 63-ФЗ.
  6. Удостоверяющие центры – компании, имеющие право создавать, выдавать ЭП, устанавливать срок или аннулировать их, а также вести реестр действующих ЭП. Центры могут быть аккредитованными или нет, в первом случае они должны соответствовать всем требованиям 63-ФЗ.

При можно использовать любой ее вид , а для изготовления – различные технические средства , если это специально не оговорено в законе или в соглашениях с другими участниками электронного документооборота.

При автоматическом создании ЭП нет оснований признать ее или файлы, подписанные с ее использованием, недействительными.

Фирмы и предприниматели самостоятельно выбирают вид ЭП . Предпочтение отдается в зависимости от того, какие документы нужно будет подписывать и какие требования устанавливает закон.

Различают:

  1. Простая ЭП – это начальный способ идентификации лица, создавшего и подписавшего документ. Используется в виде логина и пароля и содержится в самом файле, применение этого вида в электронном документообороте ограничено.
  2. Усиленная в свою очередь разделяется на:
  • неквалифицированную – при ее создании используются криптографические технологии и ключ ЭП, которые дают возможность определить, кто подписал документ и совершались ли изменения в нем после этого;
  • квалифицированную – схожа с предыдущим вариантом, но в дополнение к ним ключ проверки для ЭП содержится в квалифицированном сертификате, средства ЭП, использованные при создании, отвечают всем требованиям закона №63-ФЗ.

Регулированием применения ЭП занимается уполномоченный федеральный орган. Его функции включают:

  • создание головного удостоверяющего центра;
  • аккредитацию удостоверяющих центров, ведение их списка, в который вносятся функционирующие компании, информация по фирмам, работа которых приостановлена или прекращена;
  • создание и правление реестром изготовленных квалифицированных сертификатов.

Особенности подписания контрактов, определенные №44-ФЗ

Закон №44-ФЗ , регулирующий порядок и организацию государственных закупок, был принят 5 апреля 2013г. Он регулирует электронный документооборот между компаниями и предпринимателями, участвующими в тендерах, порядок подачи заявок на участие в нем.

Все документы, передаваемые через единую информационную систему государственных закупок, должны быть подписаны усиленной электронной подписью. А значит сами ЭП и ключи к ним должны быть созданы и выданы аккредитованными удостоверяющими центрами .

Причем если в торгах участвует иностранная организация, то ее ЭП должна соответствовать нормам права ее государства и международным договорам РФ.

Определение победителя в торгах проводится в форме электронного аукциона, в которой участники и операторы электронной площадки при размещении и обмене документами используют неквалифицированный вид усиленной ЭП .

После определения победителя в аукционе, участниками выполняются следующие действия по заключению контракта с использованием электронной подписи:

  1. Заказчик публикует в единой информационной системе проект контракта.
  2. В пятидневный срок победитель торгов изучает контракт, и выполняет действия: при согласии – подписывает файл и вместе с документом, подтверждающим обеспечение исполнения заказа, размещает в системе; при несогласии – публикует Протокол разногласий, в котором указывает несоответствующие его требованиям пункты. Протокол также должен быть подписан.
  3. Заказчик при этом может действовать по двум сценариям: если контракт согласова н победителем тендера, то заказчик подписывает его своей усиленной ЭП и размещает в системе; если есть претензии со стороны подрядчика , то заказчик либо составляет новый контракт с учетом замечаний, либо размещает старый вариант с указанием причины, по которой изменения не внесены, но без подписания документа.
  4. Если все разногласия устранены, то победитель в течение трех рабочих дней подписывает и размещает электронный документ, после чего заказчик делает то же самое.


Нормативно-правовые акты, регулирующие применения ЭП

Кроме приведенных выше законов, использование электронной подписи регулируется правовыми актами:

  1. Часть 1 Гражданского кодекса РФ с изменениями, вступившими в силу с 02.10.2016 г. Так, положение о письменной форме сделки дополняется возможностью использовать ЭП для проставления в документе.
  2. Технический алгоритм формирования и проверки ЭП определяется ГОСТ Р 34.10-2012. Он разработан и опубликован Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте России. Благодаря нормам, в нем содержащимся, ЭП позволяет : проверять авторство электронной подписи, устанавливать целостность документа и обеспечивать высокий уровень защиты от подделок.
  3. Правила определения видов ЭП, используемых государственными и муниципальными органами исполнительной власти регулируются Постановлением Правительства РФ от 25.0.2012 № 634 .
  4. Законом от 20.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяется порядок использования электронных документов, в частности, вводится норма, что подписанное ЭП сообщение получают статус электронного документа.
  5. Федеральной налоговой службой выпущен приказ от 13 июня 2006 г. № САЭ-3-27/346@ (отменен) о создании сети доверенных удостоверяющих центров. Этот приказ разработан для образования единого информационного пространства, которое обеспечит контроль качества и надежности предоставляемой налогоплательщиками информации.
  6. Приказы Министерства по налогам и сборам от 10 декабря 2002 г. № БГ-3-32/705@ (отменен) и от 2 апреля 2002 г. № БГ-3-32/169 регулируют создание системы и порядок предоставления в ИФНС налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде.



Полезные инструменты