Квалифицированная и неквалифицированная электронная подпись разница. Основные различия между квалифицированной и неквалифицированной электронными подписями

Технологии обмена данными непрерывно развиваются, и средства их защиты тоже нуждаются в совершенствовании. Так, совсем недавно существовал всего один вид электронной подписи – простая, а к текущему моменту уже активно применяются два вида усиленной ЭЦП – квалифицированная и неквалифицированная. Чем они отличаются, и когда обязательны к применению – разберемся в этой статье.

Преимущества усиленной электронной подписи

Как известно, основное предназначение простой ЭЦП – подтверждение самого факта подписания документа. Так, она применяется для подтверждения любой операции, совершенной в режиме онлайн. К примеру, любые действия в информационной системе вашего банка подтверждаются авторизацией по логину и паролю. Комбинация этих элементов может служить примером простой подписи. Однако подписанный ею файл защищен в наименьшей степени: в случае взлома, изменения невозможно будет отследить. Еще один важный момент – простая электронная подпись не приравнивается к физической и не сообщает документу юридической силы. В то же время усиленная ЭЦП, создаваемая специальными шифровальными программами, позволяет отследить изменения, внесенные в документ после подписания.

Неквалифицированная электронная подпись

Требования к этому виду ЭЦП гораздо менее строгие, чем к квалифицированной подписи. Чаще всего НЭП применяется при подписании налоговых деклараций и первичных документов (с 2017 может применяться и простая), иногда она используется участниками электронных закупок – в зависимости от правил конкретной торговой площадки. Принято считать, что НЭП служит аналогом печати организации.

Квалифицированная электронная подпись

Все, что написано о данном виде ЭЦП, сводится тому, что в настоящий момент это самый надежный способ защитить электронный документ. От неквалифицированной подписи она отличается двумя параметрами:
  1. Может быть выдана исключительно аккредитованным удостоверяющим центром;
  2. Выдается вместе с сертификатом проверки ключа;
  3. Придает подписанному документу юридическую силу (приравнивается к физической подписи).
Очень часто применение КЭП диктуется законом. Это касается тех случаев, когда документы, подтверждающие юридические факты, могут быть отправлены по интернету. Например, при удаленной регистрации онлайн-кассы, направлении документов в суд, передаче налоговой отчетности и так далее.

Законом N 63-ФЗ “Об электронных подписях” предусмотрены следующие виды электронных подписей: простые и усиленные. Второй вид ЭП разделяется на квалифицированные и неквалифицированные.

Простая ЭЦП

Создается с помощью паролей, кодов или других средств, и используется для заверки информации определенными лицами. Для того чтобы простая ЭЦП была признана действительной должны соблюдаться два условия:

  • в цифровом документе необходимо наличие электронной подписи;
  • ключ ЭП должен создаваться в соответствии с условиями информационной системы, посредством которой осуществляется заверка и отправка документов от имени определенного лица.

В нормативных документах и договорах между участниками обязательно следует определить следующие моменты касательно пользования простой электронной подписью:

  • порядок определения авторства подписи в цифровом документе;
  • ответственность лиц, использующих простую ЭП, в том числе необходимость соблюдения конфиденциальности;
  • распространение положений N 63-ФЗ “Об электронных подписях” к применению простой ЭЦП;
  • ограничения на использование (запрет на заверку документов, содержащих информацию, относящуюся к государственной тайне).

Усиленная неквалифицированная ЭП

Создается при помощи криптографической программы с применением ключа ЭЦП. С помощью нее можно установить лицо, которое заверило документ, и выявить факт изменения информации после ее подписания. Заверяя данные неквалифицированной электронной подписью, можно избежать необходимость использования сертификата ключа проверки ЭП, если без него обеспечено соответствие подписи всем признакам установленным законодательством. Как в случае с простой электронной подписью необходимо удовлетворить требования, предусмотренные в нормативной документации и договорах между участниками, обменивающимися документами.

Усиленная квалифицированная ЭЦП

Данный вид электронных подписей уникален тем, что имеет ключ проверки, который содержится в квалифицированном сертификате. Также их формирование и проверка осуществляется посредство специальных средств ЭП, к которым в соответствии с законом N 63-ФЗ предъявляются дополнительные требования.

Документы, заверенные усиленной квалифицированной подписью, наделяются такой же юридической силой как аналоги с собственноручной подписью во всех случаях, кроме тех, когда на основании закона требуется оформление исключительно бумажных документов. При этом в нормативной документации и договорах между участниками законом предусмотрена возможность добавления дополнительных требований к электронным документам, заверенным усиленной квалифицированной ЭЦП.

Виды электронных подписей, созданные в других странах

На основании 7 статьи N 63-ФЗ ЭЦП, созданные в соответствии со стандартами других стран, относятся к тому виду электронных подписей, чьим признакам они подходят. Создание ключа ЭП в другой стране не может служить основанием для не наделения юридической силой заверенной им документа.

Нельзя сказать, что электронная подпись стала каким-то массовым явлением. Но в последнее время её удобство и существенная экономия времени привлекает внимание многих россиян. К тому же новый закон значительно расширил рамки использования электронной подписи.

Значение

Электронной подписью считается набор символов, присоединённых к документу для идентификации личности отправителя. Закон «Об электронной подписи», который стал действовать с начала 2011 года, позволяет использовать её для подписания договоров, налоговой отчётности, налоговой декларации и др. Не надо выстаивать очереди в налоговую. Просто нужна ваша квалифицированная электронная подпись, которая сейчас приравнена к собственноручной на законодательной основе. И теперь руководители компаний, чиновники и обычные граждане могут отправлять документы по электронной почте. О том, как получить квалифицированную электронную подпись, поговорим чуть позже. А пока разберём её виды.

Простая подпись

Это коды подтверждения, пароли, логины и другие средства идентификации. Разберём это на примере Для его использования необходимо иметь логин и пароль. Для совершения денежных переводов, как правило, требуется ввести ещё один пароль. То есть вы идентифицируете себя дважды: при входе в кошелёк и когда совершаете перевод средств. Конечно, это не то же самое, что квалифицированная электронная подпись, но доминирующее число пользователей Интернета используют именно её. Идём дальше.


Практикуется в случаях, когда не нужно специального оформления документа (к примеру, когда на договоре аренды не требуется наличие печати). Самое главное, чтобы была возможность проверки подлинности данного документа. Если бы на нём стояла квалифицированная электронная подпись, то подобной проблемы не возникло бы. А так нужно обращать на это пристальное внимание. Подобный вид подписи получается путём преобразования информации с помощью криптографии (хэширование) и позволяет идентифицировать личность, которой она принадлежит. Также данный вид подписи с использованием криптографического ключа должен давать возможность проверки на внесение изменений в уже подписанный документ. Если, конечно, таковые были.


Усиленная квалифицированная электронная подпись

Для её получения нужно будет отправиться в удостоверяющий центр, аккредитованный государством. Только государственная сертификация присваивает подписи квалифицированный статус. Эта подпись обязана соответствовать критериям неквалифицированной. Помимо этого необходим квалифицированный сертификат, в котором будет указан ключ проверки. Это позволяет приравнять данный вид подписи к собственноручной. Алгоритм действий в случае потери подписи такой же, как и при потере банковской карты. Нужно позвонить в удостоверяющий центр, где она оформлялась, и попросить о блокировке. Квалифицированная электронная подпись действительна до тех пор, пока суд не установил иное решение.

До этого нововведения в этих целях использовалась обычная ЭЦП. Использование усиленной квалифицированной ЭЦП позволит лучше защитить документы, отправляемые в электронном виде.

По своей сути подпись электронного типа представляет собой аналог подписи определенного субъекта на бумажном носителе. Такой инструмент используется в предпринимательстве, при работе с документацией и во многих других сферах. ЭЦП может быть простого и усиленного типа.

Разумеется, усиленная электронная цифровая подпись отличается большим уровнем защищенности, нежели ее обычный аналог. При этом усиленную ЭП можно разделить на два вида:

Усиленная (неквалифицированная) ЭЦП , которая является гарантом осуществления подписи определенным субъектом, а также нахождения официальной бумаги в неизменном виде со времени ее подписания.

Такую ЭЦП нужно ставить при оформлении бумаг, для которых печать не является обязательной. При формировании усиленной неквалифицированной электронной подписи используются различные криптографические устройства.

Усиленная (квалифицированная) ЭЦП формируется с помощью криптографических устройств, засвидетельствованных специальными органами (за это несет ответственность Федеральная служба безопасности).

В качестве гаранта подлинности выступает особый сертификат, выдаваемый удостоверяющим центром, имеющим аккредитацию. Если документ в электронном виде удостоверен усиленной подписью в ее квалифицированной разновидности, то он обладает такой же юридической силой, что и документ, оформленный на бумаге, заверенный печатью компании и рукописной подписью.

Где используется усиленная электронная цифровая подпись?

Наиболее распространенная сфера применения усиленной электронной подписи – это обращение субъекта в органы государственной или местной власти в целях предоставления ему услуг государства и муниципалитета.

Так, данный гарант незаменим в случае отправления бумаг, которые подтверждают важные факты юридического значения, если на их основании будет оказываться та или иная услуга.

Такая подпись может применяться в случае, если заявитель дает согласие на обработку данных персонального характера. Усиленная квалифицированная ЭП используется при требовании предоставить оригиналы или же копии документов, заверенные у нотариуса.

Кроме того, усиленная ЭП используется для участия в торгах на электронных площадках, при сдаче отчетности в органы государственной власти, а также в трудовых отношениях удаленного характера (обмен документацией в электронной форме между работником и его руководителем должен осуществляться с использованием электронной подписи усиленного типа).

Как использовать усиленную электронную цифровую подпись?

Для того, чтобы использовать в работе усиленную ЭЦП нужно дополнительно приобрести крипторовайдер Крипто-Про CSP. Обычно его заказывают одновременно с электронной подписью.

Крипто-Про представляет собой независимую программу, позволяющую осуществлять криптографические операции (подписание электронной подписью, шифрование) в операционной системе.

Если используемая вами в работе программа «умеет» подписывать документы, то больше никаких программ вам приобретать не нужно.

Что представляет собой подписанный усиленной электронной цифровой подписью документ?

После подписания документа формируется новый файл с расширением *sig, который содержит ключ проверки и подтверждает, что в документ не были внесены изменения.

Например при сдаче кадастровых документов через Портал Росреестра, вы должны отправлять документы парами: обычный файл и подписанный файл (с расширением sig).

Как подписывать?

Обычно в программах (например используемых кадастровым инженером) уже все предусмотрено. Имеется специальная кнопка «Подписать документ». Но что делать, если ваша программа не имеет функции подписи документов? В этом случае можете использовать программу КриптоАРМ, которая создана специально для целей подписания документов.

Как получить усиленную электронную цифровую подпись?

Для того чтобы получить усиленную электронную подпись, заявитель должен обратиться в ближайший аккредитованный удостоверяющий центр. При себе следует иметь паспорт. Если электронная подпись необходима юридическому лицу, оно должно предоставить учредительные документы. В некоторых случаях может понадобиться и доверенность, являющаяся свидетельством права заявителя осуществлять правомерные действия от имени другого лица. Сертификат и ключ подписи записываются на специальный электронный носитель (например Рутокен).

Единственным государственным аккредитованным удостоверяющим центром в г.Липецке является ОБУ «Информационно-технический центр» . Обращайтесь: быстрый выпуск и низкая цена.



Полезные инструменты