Как снимать красивое закатное небо. Как снимать рассветы и закаты. Прежде чем начать…

Дата публикации: 24.07.2015

Что помогает отличить на фото плоский предмет от объёмного? Блики и тени на предмете, созданные светом. В этой серии статей мы поговорим об одной из наиболее важных составляющих фотографии - освещении.

Как отличить на плоскости изображения объёмный предмет от двухмерного? Благодаря светотеневому рисунку: бликам и теням.

На художественных фотографиях не просто фиксируются какие-то объекты, а создаётся определённое настроение, атмосфера. Освещение может играть роль в сюжете снимка, помочь передать определённые эмоции в кадре. Не зря говорят «взглянуть на вещи в ином свете», «увидеть кого-то в новом свете» - свет позволяет увидеть даже в обычных вещах новые детали. На художественных фотографиях не просто фиксируются какие-то объекты, а создаётся определённое настроение, атмосфера. Освещение может играть роль в сюжете снимка, помочь передать определённые эмоции в кадре. Не зря говорят «взглянуть на вещи в ином свете», «увидеть кого-то в новом свете» - свет позволяет увидеть даже в обычных вещах новые детали.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 1/60 с, 18.0 мм экв.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 64, F16, 30 с, 22.0 мм экв.

Фотографы, работающие под открытым небом, зависят от естественного освещения, которое даёт нам природа. Управлять им и настраивать его под себя практически невозможно. Да, в портретной фотографии используют специальные рассеиватели и отражатели, вспышки. Но все эти меры могут применяться лишь на небольших дистанциях.

Очевидно, что освещение будет меняться в течение дня вместе с положением Солнца на небе. Также освещение будет зависеть от погоды и даже от времени года.

В какое время лучше фотографировать, чтобы получить выразительные кадры?

Режимное время

Когда речь заходит о поисках выгодного для съёмки освещения, в первую очередь вспоминают термин «режимное время». Он актуален для любых съёмок: пейзажной, портретной, тревел-фотографии. Фотографы, снимающие на улице, используют период режимного времени в своих целях.

Когда случается режимное время? Оно привязано к двум ключевым точкам: к моменту восхода Солнца и к моменту его захода.

Режимное время - это период, который включает в себя 1 час до восхода и 1 час после него. И наоборот: 1 час до заката и 1 час после него. Разумеется, по прошествии часа после восхода хороший свет никто резко не отключит. Просто постепенно выгодное освещение сойдёт на нет. Временные рамки, указанные выше, носят ориентировочный характер, очень многое зависит как от местности, времени года и погоды, так и от ваших требований к освещению.

Режимное время состоит из двух различающихся по характеру освещения периодов: «голубого часа» и «золотого часа».

Голубой час: 1 час до рассвета, 1 час после заката.

День для фотографа начинается примерно за час до рассвета. В это время ночь постепенно сменяется предрассветными сумерками. Уже достаточно светло, чтобы фотографировать, при этом свет мягкий, рассеянный и имеет голубоватый оттенок. Поэтому этот период часто называют голубым часом.

У голубого часа есть одна особенность: пока на земле всё находится в тени, небо постепенно окрашивается рассветными красками. Так же будут окрашиваться объекты, находящиеся на высоте (например, горные вершины), ведь на них попадают прямые лучи от Солнца, которое для нас ещё не взошло.

Если вы собрались фотографировать рассветное небо, можно начинать примерно за полчаса до самого рассвета, а в случае вечерней съёмки - приступить к этому уже после захода. Так вы получите красиво окрашенное небо и избавите себя от серьёзных проблем с динамическим диапазоном , когда небо не столь яркое, как при Солнце, находящемся над горизонтом.

Вечером после захода Солнца тоже случается голубой час. Но всё происходит в обратном порядке: небо постепенно бледнеет, на улице становится темнее, и наступают сумерки.

Золотой час: 1 час после восхода, 1 час до захода; рассвет и закат.

Итак, Солнце появилось над горизонтом, а в случае вечерней съёмки - вот-вот закатится за него. В этот момент начинается следующий характерный период - золотой час. В это время Солнце, находящееся низко над горизонтом, даёт приятный золотистый свет, нанося «позолоту» на окружающие предметы. Утром и вечером солнечный свет проходит через атмосферу Земли более длинный путь, нежели днём. От этого он рассеивается, становится более мягким, не отбрасывает таких контрастных теней, как в дневное время. Это идёт на пользу снимкам.

У начинающего фотографа может сложиться впечатление, что все эти голубые и золотые часы нужны лишь тем, кто желает снимать красивые восходы или закаты. Это не так. Пока Солнце находится около горизонта, его свет подойдёт для любых видов съёмок, ведь в этот промежуток времени оно отлично передаёт объём и фактуру предметов.

NIKON D810 / 35.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 80, F1.4, 1/400 с, 35.0 мм экв.

Конечно, режимное время отлично подходит и для съёмки портретов. Поскольку мы имеем дело с довольно рассеянным и при этом весьма эффектным освещением, в золотой час можно делать очень выразительные кадры.

Утреннее и вечернее режимное время. В чём отличия?

    Главное отличие - утром и вечером Солнце светит с разных сторон, ведь садится и заходит оно в разных частях неба. Поэтому утром и вечером одно и то же место может быть освещено совершенно по-разному. А значит, в некоторых местах выгоднее фотографировать вечером, в некоторых - утром.

    Нередко утренние голубой и золотой часы сопровождаются туманами , а на природе ещё и обильной росой, инеем или изморозью. Эти явления тоже могут украсить ваши кадры. В вечернее режимное время они обычно бывают не такими сильными, да и случаются реже.

    Утром холодно. Рано утром обычно гораздо холоднее, чем днём или вечером, поэтому одевайтесь на утреннюю съёмку очень тепло, подумайте о своём комфорте и здоровье. Скорее всего, чтобы быть на месте съёмки в нужное время, выходить вам придётся затемно. Чтобы ориентироваться на местности, возьмите с собой фонарик. Удобнее пользоваться налобным фонарём: он освободит ваши руки.

    Особенность раннего утра в городе - отсутствие прохожих на улице: все ещё спят. Следовательно, есть возможность сфотографировать даже самые оживлённые места города без людей.

    В утренний золотой час солнечный свет имеет золотистый оттенок, тогда как в вечернее время освещение красноватое.

Выбираем фототехнику. На что снимать закаты и рассветы?

  • Камера с большой матрицей, широким динамическим диапазоном и ручными настройками. Большая матрица даст низкий уровень цифрового шума и высокое качество изображения. Широкий динамический диапазон позволит показать на снимке все детали как на ярком небе, так и на тёмных участках земли. Ручные настройки помогут сделать кадр нужной яркости - автоматика в режимное время порой ошибается в настройке параметров экспозиции и баланса белого . Исходя из этих требований, отличным выбором станет зеркальная фотокамера. Подойдут даже самые доступные модели, например, Nikon D3300. Более продвинутые аппараты (например, Nikon D750 или Nikon D810), помимо отличного качества изображения и удобства в управлении, обладают ещё одной важной характеристикой - они защищены от влаги. Это особенно актуально в утренние часы, когда кругом роса и туманы.

  • Как выбрать объектив? Начинающий фотограф может пользоваться и китовым объективом (из комплекта к фотоаппарату), он вполне подходит для таких съёмок. Но для пейзажной съёмки может не хватить его угла обзора. Тогда стоит присмотреться к широкоугольнной оптике. Для «кропнутых» фотокамер хорошим выбором станет объектив Nikon AF-S 10-24MM F/3.5-4.5G ED DX Nikkor, для полнокадровых - Nikon AF-S 18-35MM F/3.5-4.5G ED Nikkor или Nikon AF-S 16-35MM F/4G ED VR Nikkor. Для портретов же удобнее использовать светосильные объективы с фокусным расстоянием от 35 мм. Классическим выбором станет «полтинник», то есть объектив с фокусным расстоянием 50 мм, например, Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor. Все эти объективы не только обладают хорошей резкостью, но и хорошо справляются со съёмкой в контровом свете, не давая сильных бликов на фото. Это качество также очень важно при съёмке в режимное время.

Некоторые объективы (в особенности старые и недорогие) дают сильные блики при съёмке против Солнца. Такой блик может загубить весь снимок. Имейте в виду, что бленда объектива не даёт абсолютной защиты от бликов, особенно если мы снимаем в контровом свете. Добавить бликов на снимок могут и защитные фильтры. Когда съёмка ведётся в контровом освещении, их лучше убрать с объектива.

NIKON D810 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 64, F1.4, 1/400 с, 50.0 мм экв.
  • Для съёмки пейзажей нужен штатив. До рассвета на улице ещё не так светло, как днём. Прибавим к этому то, что пейзажи снимают на закрытых диафрагмах для получения большой ГРИП . А значит, фотографировать придётся на длинных выдержках. Где длинные выдержки, там и штатив : без него резких и качественных кадров не получится. А вот для портретной, уличной или репортажной съёмки света будет достаточно, если фотографировать на открытых диафрагмах. При этих видах съёмок штатив чаще является обузой.

Как фотографировать в режимное время? Практические советы

    Наблюдайте за природой. Когда вы последний раз встречали рассвет? Не из окна квартиры, бросив в его сторону сонный взгляд перед выходом на работу, а более осознанно? Попробуйте изучить этот процесс в динамике: вы увидите как быстро меняются краски неба и освещение вокруг, как просыпается природа или город. В первый раз вы можете вообще не брать с собой фототехнику - используйте собственные глаза. Такой визуальный опыт очень полезен для фотографа.

    Спланируйте съёмку. Заранее найдите место, выберите подходящие точки съёмки. Узнайте точное время и место на небе, где будет восход или заход Солнца. Далеко не всегда Солнце восходит строго на востоке, а садится на западе. В зависимости от времени года Солнце встаёт и садится в разных местах. Спланировать съёмку помогут специальные приложения для смартфона. То же можно сделать на этой веб-странице - достаточно указать на карте приблизительное место съёмки и выбрать нужную дату. Сайт покажет, в какой стороне и в котором часу будут закат и восход.

    Проверьте прогноз погоды. Если обещают пасмурную погоду, то никакого режимного света мы не увидим - освещение будет точно такое же, как и в пасмурный день. Для съёмки в режимное время хорошо подходят ясные дни или погода с переменной облачностью.

Каким бы ни был красивым закат, старайтесь избегать банальных снимков с избитым сюжетом, на которых главный объект кадра – небо. Это самая распространенная ошибка среди начинающих фотографов. Включите в композицию земные объекты (горы, дома, деревья) или передний план – и вы увидите, насколько интереснее станет ваш снимок.

Композиция и экспозиция.

При съемке заката получить на снимке и проработанный передний план, и фантастические цветовые переходы закатного неба не получится. Придется выбирать то, что для вас важнее. Если для вас главное — передать красоту заката, и вы решили пожертвовать передним планом, то выставляйте экспозицию именно по небу, а не по другому участку кадра. Используйте точечный экспозамер, наведите камеру точкой замера рядом с солнцем (но не на солнце) и нажмите кнопку затвора до половины, чтобы экспозамер сработал. Не отпуская кнопки, выстраивайте кадр. Если хотите чтобы получился и передний план, и закат, то нужно снимать с брекетингом и потом из нескольких кадров делать HDR-фотографию.

Технические особенности съемки заката.

Снимайте в формате RAW чтобы сохранить как можно больше информации – тогда при обработке вы сможете «вытянуть» недосветы и в убрать пересветы. Переключите камеру в ручной режим. Выставляйте настройки вручную: значение ISO минимальное, диафрагму выбирайте такую, чтобы хватало глубины резкости (обычно от f/5.6 до f/11). Выдержку выставляйте по «подсказке» камеры – в зеркалках даже при переключении в ручной режим работает автоматический замер экспозиции.

Загляните в видоискатель, там есть полоска с цифрами и над ней риска или стрелка – это и есть экспонометр. Если риска находится над цифрой ноль, то выбранная вами выдержка совпала с той, которую выбрала автоматика. Если риска смещена в ту или иную сторону, то камера считает, что вы выбрали или короткую или длинную выдержку. Выставите выдержку над нолем и сделайте тестовый кадр. Посмотрите на гистограмму. Если она смещена влево, то выдержку нужно увеличить, если вправо – уменьшить. Сделайте еще один тестовый кадр и снова оцените гистограмму. Ровная гистограмма говорит о том, что кадр получился без пересветов и слишком темных участков.

Съемка заката с брекетингом.

Может случиться так, что какую бы выдержку вы не выставили, гистограмма покажет пересвет или недосвет. Это значит, что динамический диапазон слишком большой, и возможностей камеры не хватает, чтобы правильно определить экспозицию. Лучше снимать с брекетингом по экспозиции. Снимайте с разной выдержкой, тогда можете быть уверены, что хотя бы один кадр при брекетинге получится с правильной выдержкой. Кроме того, кадры можно совместить в один в Photoshop, и на итоговом снимке не будет ни пересветов, ни затемненных участков.


Съемка заката с градиентными фильтрами.
Градиентные фильтры дают возможность притемнить какую-то часть изображения. Например, если верхняя часть кадра слишком светлая, то не исключено, что на снимке небо будет пересвеченым. Если снимать с градиентным фильтром, то можно верхнюю часть притемнить, нижняя останется без изменений. Используя градиентный фильтр можно обойтись без брекетинга – достаточно снять один кадр, и даже без последующей обработки получится очень неплохая, естественная фотография. Но все же панацеей градиентный фильтр считать нельзя – если граница между темными и светлыми участками кадра слишком сложная, то фильтр затемнит и светлую область, и темную.

Несколько полезных советов, которые помогут сделать интересный снимок заката:

Закат – отличное время для пейзажной и силуэтной съемки, для постановочных сюжетов. В общем – смотрите по сторонам, а не только на небо, и обязательно найдется что-то интересное. Удачных снимков!

Рассвет и закат - одни из самых прекрасных явлений, которые придают пейзажам уникальные черты. Блики восходящего или заходящего солнца, мягко выглядывающие из-за горизонта, создают идеальные условия для фотосессии. Где бы вы не находились - в городе или на природе - умело пойманные в кадр восход и закат сделают снимок выразительным, контрастным, концептуальным. Но добиться этого не так просто, особенно если вы начинающий фотограф. В статье собраны профессиональные советы и технические нюансы, от которых зависит конечный результат.

Подготавливаем фототехнику для съемки заката и рассвета

Начнем с того, что вам понадобится для съемки. Рассмотрим по пунктам, из чего должен состоять ваш рюкзак:

  • Фотоаппарат. Отдаем предпочтение цифровым камерам, поддерживающим полуавтоматический и ручной режим управления экспозиции. Обозначается, как правило, М или А.
  • Профессионалы рекомендуют использовать широкоугольные объективы , позволяющие в кадре охватить большую площадь, расширить рамки снимка. Для fix- и zoom-объективов значение должно быть 18 мм.
  • Обязательно кладем в рюкзак штатив. Он необходим для пейзажной фотосессии. В съемке художественных кадров вы будете пользоваться приемом длинной выдержки, во время которой камера должна пребывать в неподвижном состоянии в течение нескольких минут. Вручную создать идеальную статику невозможно.
  • Не забываем аккумуляторы и батарейки. Будет обидно, если камера разрядится в самый ответственный момент. Перед выездом из дома хорошо подпитайте оборудование. Съемка закатов и восходов - процесс, требующий времени.

Фотографируем закаты и рассветы. Настройки камеры

Теперь подходим к самому основному: как сделать хороший кадр, какими техниками и режимами необходимо пользоваться и что учитывать в настройке. Выделим 5 основных правил.

Первое. Держим диафрагму в приоритете. Режим А

Как было сказано выше, чтобы предусмотреть возможность съемки в режиме управления экспозиции А, необходимо правильно подбирать оборудование. В фотосессии на закате и рассвете необходимо работать с приоритетом диафрагмы. Что это дает: на снимке можно корректировать баланс белого цвета, вручную устанавливать параметры “Пасмурно” или “Авто” - подстраиваться под погодные условия. Делая кадры в RAW, баланс белого устанавливается в самых оптимальных величинах - весомый плюс, придающий фотографии цветовую гибкость и податливость в дальнейшей работе с такими графическими программами, как Photoshop.

Второе. Устанавливаем правильный замер экспозиции

Здесь важно поймать момент, предшествующий зареву солнца, когда лучи становятся яркими, резкими, сложными для восприятия камерой. Нам нужен центрально-взвешенный замер, который позволит мягко и контрастно отразить линии горизонта в уникальном свечении. Здесь важно учесть нюансы: замер совершаем на оранжевом спектре, не на самом солнце, а в его ожидании. Избегаем ярких зон - могут пересветить кадр. Как правило, идеальная линия для замера находится немного выше горизонта.

Третье. Устанавливаем параметры чувствительности

В ситуации с фотосъемкой закатов и рассветов в значениях чувствительности действует закон от меньшего. В идеале - чем ниже параметры ISO, тем чище и выразительнее кадр. В большинстве случаев цифровые аппараты поддерживают минимальный предел - 100 ISO. Если технические характеристики позволяют добиться значения 50 - смело устанавливайте. Повторимся: чем ниже значение, тем выше качество.

Четвертое. Работа затвора

Одна из профессиональных хитростей, которая позволяет добиться красивого снимка заката и восхода солнца, - использование режима задержки спуска затвора. Хотите гарантированно избежать смазывания в кадре - установите автоспуск с пятисекундным значением задержки в срабатывании.

Эти два приема сделают фотографию четкой, контрастной, идеально передающей цветовую гамму и эффект свечения горизонта. Чтобы техника длинной выдержки была выполнена качественно, установите камеру на штатив, обезопасьте себя от вибраций, которые могут безнадежно испортить кадр.

Пятое. Диафрагма в среднем параметре

Устанавливая приоритет диафрагмы, выдержку определяет сама камера - это происходит автоматически. Поэтому нам нужно задать те параметры диафрагмы, которые требует наш кадр, и одновременно с этим выдержать золотую середину - не выходить за рамки средних значений светосилы. Учтите,разрешение должно быть максимальным - только тогда фотография обретет резкость, цветовую насыщенность, контрастность.

Как правильно снимать закаты и рассветы

Теперь поговорим о композиционных, стилистических и системных моментах процесса. Фотограф, отправляясь на фотоохоту заката и рассвета, должен быть подготовлен от и до.

Время пробуждения

Существенную роль играет время вашего пробуждения. Хотите сделать потрясающий кадр - проснитесь около 4 утра. Зарево восходящего солнца мимолетно, длится всего несколько минут. Поэтому подготовку к съемке необходимо провести заранее. На момент появления из-за горизонта первых лучей оборудование должно быть настроено и готово к старту.

Учтите, что время рассвета смещается в зависимости от времени года: зимой - позже, летом - раньше (с 4.10 до 4.30).

Заранее подберите ракурс, с которого будете делать снимок. Приехав на место вечером, обойдите территорию, прицельтесь объективом на линию горизонта, найдите интересные детали, которые могут стать значимой частью композиции.

Особенности композиции

В съемке заката и восхода одна из распространенных ошибок - превалирование неба, которое иногда занимает в кадре больше ½ части. Даже самое красивое воздушное пространство, наполненное яркими переливами солнечного зарева, не должно занимать больше ⅓.

  • Акцент композиции должен быть выделен на земной детали, а закат или рассвет становится лишь эффектным дополнением, добавляющим снимку уникальное настроение и выразительность. Избегайте четкой геометрии, режущей фотографию на части. Разбавляйте пейзаж вертикальными элементами, вводите асимметрию.

Профессионалы рекомендуют включать в кадр детали, которые будут эффектно смотреться в силуэте, четко очерченном на фоне восходящего зарева: лодки, пирс, маяк, мосты, фигура человека на берегу, островок с извилистым деревом, большие камни и утесы. При этом элемент переднего плана не должен забивать другие части композиции - старайтесь выдерживать размер в пределах 30% кадра.

Если солнце, выглядывающее из-за горизонта, по вашей художественной задумке смещено в сторону, обязательно сбалансируйте снимок - включите элемент, который выполнит роль структурного противовеса. На противоположной стороне фотографии захватите дерево или фигуру человека, который любуется закатом.

Одушевленный пейзаж

Фотография, сделанная на фоне горизонта с восходящим солнцем, не обязательно должна обладать статикой. Движение в кадре сделает снимок живым, динамичным, одушевленным. Но для того, чтобы добиться такого эффекта, нужно постараться - дождаться нужного момента. Скрасят и оживят пейзаж полет птиц, выпрыгивающие из воды дельфины, спортсмен на утренней пробежке, животные в движении. Особенную выразительность кадру придает человек. Женский образ добавляет романтичность, мужской силуэт - меланхоличное настроение.

Сюжеты для пейзажа

Закаты и рассветы можно снимать как на природе, так и в городе - в любом случае, профессионально выполненные кадры, получатся красивыми, наполненными энергетикой восходящего или заходящего солнца. Главное - выбрать близкую тематику и найти удачный ракурс.

Съемка природы

Идеальный вариант для фотосета на рассвете - композиция с водной гладью. Для этой роли прекрасно подойдут реки. озера, пруды, моря, океаны. Задача фотографа - поймать игру света, зеркально отражающегося на поверхности воды. Погода должны быть безветренной, освещение - мягким.

Идеи снимков заката и рассвета, которые уже нашли свое воплощение в работах профессиональных фотографов:

  • Утро в горах. Солнце только начинает проглядывать сквозь вершины, лучи путаются в деревьях, природа пробуждается. Очень эффектно рассвет в горах смотрится зимой - снег и иней на деревьях обретают удивительное кристальное свечение.
  • Закат в поле. Простор, золотые колосья, одинокое дерево и заходящее солнце. В композиции царит минимализм, но это не делает фотографию скучной. Снимок обладает своим настроением и смыслом, каждая деталь на своем месте. Верхняя треть неба, выразительно скрашенная заходящим заревом солнца, логично завершает кадр.
  • Рассвет на озере. Умиротворенный пейзаж: водная гладь, небольшой деревянный мостик и старенькая лодка, детали берега - стройные камыши и белый песок. За горизонтом начинается утро, небо освещают первые солнечные лучи. Каждый элемент композиции гармонично дополняет друг друга, делает фотографию завершенной.

  • Просыпающийся лес. Ракурс - с возвышения. В кадре - пушистые зеленые верхушки деревьев, просвечивающиеся сквозь густые ветви небольшие полянки и холмы. За лесом - линия горизонта и мягкое розовое свечение. Солнце уже близко, наступает утро, природа просыпается.

Какой бы сюжет для своего пейзажа не выбрали, важно поймать то самое время - между 4.10 и 4.30 - когда солнечный свет создает идеальные условия для съемки.

Рассвет и закат в городе

Город обладает особенной энергетикой, динамикой, темпераментом. Фотографии, сделанные ранним утром, когда на улицах царит непривычная тишина, особенно ценны - передают те самые редкие моменты спящего, спокойного, умиротворенного города, начинающего постепенно пробуждаться ото сна.

Эффектно смотрятся кадры на фоне восходящего солнца с элементами мостов, набережных, храмов с царственно сверкающими куполами, стройных высоток, в окнах которых отражаются блики рассвета.

  • Хотите сделать красивый, интересный кадр - устройте себе путешествие по улицам города , присмотритесь внимательнее к деталям. Отдавайте приоритет позициям на возвышении, с которых открывается живописный панорамный вид.

    Играйте с деталями. Особенное настроение придаст кадру широкая дорога и едущий по ней автомобиль, первый в наступающем утре. Выразительно будет смотреться силуэт человека на фоне восходящего зарева. День начинается, и проснулось не только солнце. Какой бы элемент вы не выбрали для переднего плана, соблюдайте правила структуры кадра - деталь не должна занимать больше 30% кадра.

Подводим итог

В завершение обозначим 8 основных моментов, которые необходимо учитывать при съемке закатов и рассветов:

  1. Для того, чтобы выстроить красивую и стройную композицию - заранее подберите позицию для съемки, найдите самый удачный ракурс. Изучите территорию, сделайте пробные кадры из разных точек.
  2. Соблюдайте правило третей. На снимке небу должна быть отведена верхняя треть, не больше. Нижние две трети должны занять линия горизонта с земными деталями пейзажа. Каким бы красивым ни было небо, соблюдайте пропорции.
  3. Используйте в пейзаже силуэты, разбавляющие горизонтальные линии композиции: деревья, скалы, маяки, мосты и прочее.
  4. Обязательно используйте штатив. В съемке на длинной выдержке камере требуется полная неподвижность, абсолютное отсутствие вибрации. Руками этого достичь невозможно.
  5. Задайте камере самые низкие параметры чувствительности. Закономерность проста: чем ниже значение ISO, тем выше качество снимка.
  6. Включайте в снимок водные элементы, ловите отражение лучей в зеркальном отражении. Такие пейзажи смотрятся особенно атмосферно.
  7. Используйте широкоугольный объектив, который позволит охватить больше пространства, расширит рамки композиции.
  8. Не собирайте оборудование сразу после того, как сфотографировали долгожданный момент восходящего солнечного зарева. Останьтесь еще ненадолго и снимите просыпающуюся ото сна природу.

И не бойтесь экспериментов, пробуйте различные техники, фильтры, меняйте диафрагму. Пейзаж на закате и рассвете предоставляет фотографу все условия для творчества.

Природа рисует картины лучше, чем любой художник. Поэтому их хочется запечатлеть. Закат - одна из таких картин, каждый раз прорисовываемая заново и уникально. Пейзажи с заходящим солнцем стараются снять как профессионалы, так и начинающие фотографы.

Приведем несколько советов, как правильно фотографировать закат, чтобы получить красивую и качественную картинку.

Пара общих советов:

  1. Не пытайтесь сделать это без штатива. Он играет огромную роль в пейзажной фотографии. Облака движутся по небу, листья деревьев колыхаются на ветру и даже в полный штиль может пролететь пара птиц, которые сделают снимок интереснее. Будет досадно, если вместо этих элементов получатся смазанные пятна.
  2. Следует быть внимательнее с экспозицией. Лучше слегка затемнить кадр, чтобы избежать ненужных бликов и провалов. Однако следите, чтобы земля и все, что на ней, не ушли в глухой черный цвет.
  3. Следите за чистотой объектива: пятна и пыль могут стать большой проблемой при дальнейшей обработке фотографии.

Разумеется, этим не ограничиваются особенности съемки пейзажа в условиях заката. Рассмотрим их подробнее с разных сторон.

Как настроить фотокамеру

В каком режиме фотографировать, какую ставить выдержку, диафрагму и чувствительность ISO при съемке заката — довольно частый вопрос, который задают начинающие фотолюбители. Самыми эффективными параметрами при съемке заката будут:

  1. Режим приоритета диафрагмы (AV, A). Эксперты советуют закрыть диафрагму вплоть до значения f 22. Так можно получить художественный эффект расходящихся лучей. Детализация снимка при этом будет чуть ниже. Но тут придется выбирать между эффектностью и деталями.
  2. Установите выдержку на значение не менее 1/фокусное расстояние, так вы уменьшите вероятность размывания, если все же забыли штатив. Для объектива 50 мм оптимальной будет выдержка 1/50, для других выставляется по тому же принципу. При соблюдении режима приоритета диафрагмы аппарат сам выставляет выдержку. В случае получения пере- или недоэкспонированного кадра воспользуйтесь ручной настройкой экспозиции.
  3. ISO настройте на минимуме, позволяющем избежать эффект «шевеленки». Так вы удлините выдержку, но переходы между оттенками заката будут плавными и снизится уровень шума.
  4. Снимайте в RAW, если позволяет фотоаппарат. Так вы не потеряете нежные оттенки и переходы, которые могут исчезнуть при съемке в JEPG.
  5. При выставлении экспозиции не стоит наводить объектив на солнце, нужно выбрать место немного выше (солнце при этом не видно в видоискателе) и нажать наполовину кнопку спуска. Затем наведите объектив на планируемую сцену и нажмите на кнопку до конца.

Художественные эффекты в закатной съемке

Мы уже рассмотрели вопрос как сфотографировать закат с технической точки зрения, добавим пару слов о художественной стороне процесса.

  1. Включите дополнительные объекты в кадр, они сделают сюжет интереснее.
  2. Используйте съемку в режиме HDR, он сделает фото ярче и детальнее.
  3. Попробуйте поснимать в разную погоду или во время смены дождя и солнца. Уникальные световые и цветовые эффекты практически гарантированы.
  4. Не делите снимок на две части - земля и небо. Уделите закату 2/3 или 1/3 кадра.

Фотографии закатов имеют хороший спрос на различных фотостоках. Вы можете не только повысить свое мастерство, но и заработать на нем. На фотостоках работы продаются не по одному разу, поэтому каждая фотокарточка способна приносить регулярных доход пропорциональный ее востребованности.

Всем нам нравится любоваться красивейшими закатами и рассветами, когда небо окрашивается в немыслимые оттенки, а окружающая природа под красками солнца представляет собой совершенно завораживающую картину. И, конечно, очень хочется запечатлеть эту невероятную красоту на фотографиях. На самом деле закаты и рассветы сегодня снимают все – и профессионалы, и простые любители фотографии. Но действительно яркие, красивые и завораживающие кадры получается отснять только у единиц.

Все дело в том, что фотосъемка закатов и рассветов – это довольно сложный и трудоемкий процесс, который требует соответствующей подготовки и опыта. Конечно, качественный, интересный кадр может получиться и спонтанно. Однако такое случается крайне редко. Отправляясь на подобную съемку, фотограф должен не забывать об основных правилах и особенностях фотографирования на закате или рассвете, чтобы получить незабываемые и яркие снимки.

Подготовка

Для фотографирования закатов и рассветов очень важна предварительная подготовка. Как правило, наиболее интересные и завораживающие кадры являются результатом тщательного планирования. Стоит помнить, что рассвет и закат – это скоротечное явление, и время в данном случае будет работать против фотографа. На съемку у фотографа будет всего от двадцати минут до получаса и времени для спонтанного выбора лучшего ракурса просто не хватит. Поэтому до начала съемок рекомендуется изучить выбранный объект или местность, где обзор не будут перекрывать ненужные в кадре предметы.

Рассвет. Фото: bruce… / Foter.com / CC BY-NC-ND

Но само по себе небо в кадре будет выглядеть скучно. В этой связи, исследуя окрестности, нужно определить для себя наиболее интересные места для фотографирования, в которых, например, помимо лучей садящегося или восходящего солнца в кадр могут попасть какие-либо объекты на переднем плане. Кроме выбора интересных мест и ракурсов, следует сразу понять для себя, как встает или садится солнце в этой местности, а также как меняются света и тени в преддверии заката и после него. Не нужно забывать и о погоде, ведь от нее во многом зависит появление удивительных эффектов по время восхода или заката солнца.

Когда фотограф снимает закат или рассвет, он сталкивается со стремительным изменением характеристик света. Во время заката солнечный свет отличается мягкостью, а потому он отлично подходит для съемки сюжетов с естественным освещением. Если полуденный свет очень жесткий, то по мере приближения солнца к горизонту, свет становится все мягче и теплее, поскольку лучам приходиться пробиваться через большую толщу атмосферы. Изменение цветовой температуры света происходит обычно за час до захода солнца. При этом свет еще сохраняет свою яркость, что предоставляет фотографу возможность снимать разнообразные сюжеты с рук, без использования штатива.

Постепенно солнечный свет становится все более теплым – сначала он приобретает оранжевый оттенок, затем красный. Зайдя за горизонт, солнце перестает освещать объекты на поверхности земли, зато оно может подсветить облака. Это оптимальное время для съемок в контровом свете. После того, как облака «погаснут», наступают сумерки, света становится катастрофически мало и для получения каких-либо интересных кадров приходится использовать очень длительную выдержку, а также штатив. Для рассветов все аналогично, только эти фазы идут в обратном порядке.

Отдельный момент – это съемка закатов и рассветов в городе, где помимо солнечного света, присутствует еще и искусственное освещение. Подсветка зданий, фонари, свет от автомобильных фар – все это фотограф может использовать в своих целях. По мере того, как естественный свет ослабевает и солнце клонится к закату, искусственное освещение в городе начинает постепенно включаться. Оптимальным временем для фотографирования заката в городе считается момент равновесия, то есть когда интенсивность солнечного и искусственного света примерно сравниваются, что обеспечивает минимальный динамический диапазон сцены. Обычно такое время наступает через тридцать минут после захода солнца.


Пьяцца дель Кампидольо. Закат. Фото: MarcelGermain / Foter.com / CC BY-NC-ND

Новичкам лучше всего начинать с фотографирования закатов. И не только потому, что для съемки рассвета придется рано просыпаться. Рассвет, в целом, менее прогнозируем, чем часы заката, когда фотограф точно видит, где располагается солнце. Соответственно, на рассвете у Вас возникнут более серьезные трудности с построением композиции кадра, заблаговременной установкой и настройкой камеры. Для съемки закатов отлично подходят те места, где практически отсутствуют какие-либо лишние объекты и предметы, и ничто не мешает обзору. Это, например, пляжи, равнины или степь.

Возможно, придется несколько раз выезжать на выбранное место для того, чтобы, наконец, получить тот результат, который Вы ожидаете. К тому же, вряд ли Вы ограничитесь только одним сюжетом. Можно сразу составить для себя список наиболее интересных сюжетов, и определить в какое время и при каких погодных условиях их можно снять. Во время самой съемки старайтесь чаще менять ракурсы, снимать с разных точек и под разными углами. Ведь за эти полчаса, пока длится закат или рассвет, цвета, тени и освещение постоянно меняются, видоизменяя и окружающую обстановку.

Особенности съемки

При съемке закатов и рассветов следует обратить свое внимание на несколько основных моментов:

— Штатив

Главные трудности, которые ждут фотографа при съемке в предрассветные или закатные часы, — это нехватка света и большой динамический разлет получаемых снимков. Что касается нехватки света, то эта проблема решается использованием штатива. При съёмке с рук многие кадры могут получиться нерезкими из-за «шевеленки». Применение же штатива позволяет увеличить необходимую выдержку в несколько раз. Если штатива нет, то желательно положить камеру на какую-нибудь твердую поверхность и надежно зафиксировать ее таким образом.

— Объектив

Как правило, для съемки заката или рассвета лучше использовать оптику с фокусным расстоянием от 50 мм и больше. Для фотографирования солнца крупным планом подойдет телеобъектив с фокусным расстоянием не менее 200 мм. Широкоугольный объектив позволяет делать красивые панорамные снимки, однако он не очень подходит для фотографирования заката или рассвета, поскольку, в результате, солнце будет занимать незначительную часть фотографии.

— Настройки камеры

Мы уже упоминали о том, что большой динамический диапазон снимаемой сцены является отличительной особенностью съемки закатов и рассветов. Максимальный динамический диапазон проявляется при съемке в контровом свете, а минимальный – при фотографировании в противоположном направлении (когда камера направлена не на заходящее или восходящее солнце).

Справиться с расширенным динамическим диапазоном помогает точная настройка экспозиции. Для этого, во-первых, снимать лучше в формате RAW, который хранит гораздо больше информации, что позволяет «вытянуть» небольшие пересветы или недосветы при последующей обработке отснятых кадров в графическом редакторе. Во-вторых, рекомендуется использовать ручной режим (M), чтобы избежать ошибок автоматики камеры.

Для начала можно сделать пару снимков с теми настройками экспозиции, которые Вам автоматически предложит фотокамера. Оцените результаты. В большинстве случаев кадры получаться недодержанными, поскольку небо отражает еще достаточно света. Вместо того чтобы полагаться на автоматический режим камеры, лучше делать снимки с ручными настройками экспозиции. Поменяйте настройки немного в одну или в другую сторону и посмотрите, что получится.

После того, как Вы сделаете тестовый кадр в ручном режиме, смотрите на его гистограмму. Меняйте настройки, пока не получите снимок с хорошей гистограммой, без пересветов и недосветов. Нужно сразу отметить, что при фотографировании закатов и рассветов попросту нет одной единственно верно выбранной экспозиции. Поэтому не бойтесь экспериментировать с настройками.

Также для установки правильной экспозиции можно попробовать съемку с брекетингом. Большинство современных цифровых фотоаппаратов имеет встроенную функцию беркетинга, позволяющую получить серию снимков с разными экспозициями, которые будут немного отличаться по цвету и яркости. Если Вы чуть ошиблись при установке выдержки, Вы всегда можете быть уверены в том, что хотя бы один из кадров брекетинга получился с правильной выдержкой. Особенно съемка с брекетингом актуальна для съемки в условиях контрового света.

— Градиентные фильтры

Для уменьшения динамического диапазона при подобных съемках можно использовать градиентный фильтр. Он позволяют несколько притемнить часть изображения, чтобы снимок не имел неприятных пересветов. Правда, нужно помнить о том, что такой фильтр способен затемнить не только светлую, но и темную область изображения, поэтому градиентный фильтр ни в коем случае нельзя считать панацеей. Рекомендуется использовать нейтрально серый градиентный фильтр на два стопа с мягкой границей, он даст естественную картинку, а его использование не будет заметно на снимках.

— Композиция

Как и при съемке любых других сюжетов, фотографирование закатов и рассветов требует знаний основ композиции. Не забывайте, например, о правиле третей, говорящем о том, что линия горизонта должна располагаться таким образом, чтобы она делила кадр в соотношении 1:2. Это означает, что две трети кадра должно быть отведено под море или небо. Так Вы получите более выразительный снимок. Не «заваливайте» горизонт, нужно всегда следить за тем, чтобы линия горизонта не была наклонена под углом к краю фотографии, это выглядит не слишком естественно.

Каким бы шикарным и захватывающим не был бы закат или рассвет, само по себе небо в большинстве случаев не представляет большого интереса. Расположите какой-либо объект на переднем плане, в частности, дерево, камни на берегу, лодку или человека.

Снятые на фоне закатного или восходящего солнца, эти объекты могут полностью изменить вид и настроение фотоизображения, они наполнят его новым смыслом и придадут необходимую глубину. Линия горизонта должна быть выше середины кадра — таким способом Вы акцентируете внимание зрителя на переднем плане, а не на самом закате или рассвете. В любом случае передний план делает снимок более интересным и ярким.

— Солнце и силуэты в кадре

В композицию снимка можно включить солнце. В частности, на снимке Вы можете получить прекрасные солнечные лучики – для этого нужно лишь зажать диафрагму. Чем сильнее зажата диафрагма, тем длиннее будут лучики солнца. Привнести изюминку в кадр можно и другим способом – используя силуэт какого-нибудь сравнительно крупного объекта, например, человека, скалистого утеса или дерева. Главное помните, что силуэт в контровом свете не должен заполнять более 30 – 40 процентов от всего кадра. Разумеется, искать следует интересную форму силуэтов, способную придать фотографии определенное настроение.


Whitby Abbey Sunset/ Закат. Фото: James Whitesmith / Foter.com / CC BY-ND

— Обработка фотографий

После съемки Вам, вероятно, придется поработать в графическом редакторе. Ведь далеко не всегда во время съемок на закате или рассвете Вы будете иметь дело с идеальными условиями освещения, плюс не всегда возможно подобрать оптимальные настройки экспозиции. Так что впоследствии приходиться улучшать качество отснятых кадров с помощью различных программ. Именно поэтому, кстати, лучшего всего снимать в формате RAW, чтобы получить больше возможностей при постобработке. Можно использовать различные средства коррекции фотографий – от регулирования яркости снимка до исправления некоторых ошибок в определении правильной экспозиции кадра.

На самом деле по поводу техники съемки и выставления экспозиции, выдержки и диафрагмы четких рекомендаций не существует, ведь во время фотографирования закатов и рассветов Вам придется иметь дело со стремительно меняющейся обстановкой. Здесь фотограф полагается исключительно на свою интуицию и опыт. Именно съемка в закатные и предрассветные часы позволяет фотографу учиться и совершенствоваться в своем мастерстве. В дальнейшем полученные знания и опыт Вы можете с успехом применять в других жанрах и видах фотосъемки.



Отчетность за сотрудников