Трехступенчатый контроль охраны труда. Трехступенчатый контроль по охране труда: методические рекомендации. Порядок проведения трехступенчатого контроля по охране труда

Положение об организации контроля за состоянием охраны труда. В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах.

Контроль за состоянием условий и охраны труда, соблюдением требований нормативных и правовых актов по охране труда является одним из основных элементов системы управления охраной труда в организации.

В зависимости от целей оценки функционирования системы управления охраной труда выполняют различные виды контроля:

  • текущий контроль выполнения плановых мероприятий по охране труда;
  • постоянный контроль состояния производственной среды;
  • многоступенчатый контроль состояния условий труда на рабочем месте;
  • проверка готовности организации к работе в осенне-зимнем периоде;
  • внутренняя проверка (аудит) системы управления;
  • внешняя проверка (аудит) органом по сертификации с выдачей сертификата соответствия.

Контроль за состоянием условий и охраны труда в организации осуществляется руководителями и специалистами, на которых приказами (распоряжениями) возложены эти функциональные обязанности, службой охраны труда или специалистами по охране труда, комитетом (комиссией) по охране труда.

Общественный контроль за соблюдением работодателями и их представителями государственных нормативных и правовых требований охраны труда осуществляют уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов, совместный комитет по охране труда, представители представительного органа работников.

Законодательством не предусмотрено каких-либо особенностей организации контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах. Порядок проведения (процедура контроля) устанавливается работодателем самостоятельно.

Основные направления организации контроля условий и охраны труда по уровням управления зависят от структуры организации, специфики ее деятельности, численности работников.

Для крупных организаций, в которых особо выделяют процессы (технологические, вспомогательные, обслуживающие), непосредственно связанные с эксплуатацией оборудования, инструмента, транспорта — применимы три ступени контроля.

Деятельность малого (до 100 чел., микропредприятие до 15 чел.) и среднего (от 100 до 200 чел.) предприятия далеко не всегда удается подстроить под какую-либо схему. Тем не менее, практика работы по охране труда многих таких предприятий показывает, что для осуществления контроля применимы две ступени контроля.

Положение об организации контроля за состоянием охраны труда является нормативным правовым актом, который разрабатывается и вводится для регламентации процедуры системы управления охраной труда в организации.

Структуру Положения определяют работодатель исходя из специфики деятельности организации и ее размера, а также принятых в организации методик разработки локальных нормативных актов. Приводимое ниже Положение подготовлено для непроизводственной организации, отсюда незначительное количество норм, определяющих механизм проведения контроля за состоянием условий охраны труда на производстве.

В Положении об организации и проведении контроля за состоянием охраны труда целесообразно включить следующие разделы:

  1. Общие положения;
  2. Порядок проведения контроля за состоянием охраны труда;
  3. Общественный контроль за состоянием охраны труда;
  4. Права специалистов, осуществляющих контроль за состоянием охраны труда.

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Наименование организации

УТВЕРЖДАЮ:

наименование должности____________

подпись_____расшифровка подписи___

ПОЛОЖЕНИЕ

Об организации и проведении

контроля за состоянием охраны труда

1.Общие положения

1.1.Настоящее положение, разработано в соответствии со статьей 212, Трудового кодекса Российской Федерации и устанавливает порядок организации контроля за состоянием охраны труда на рабочих местах по стороны руководителей и специалистов организации совместно с первичной профсоюзной организацией.

1.2.Контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах в структурных подразделениях организации осуществляется руководителями структурных подразделений, специалистами службы охраны труда, Комитетом по охране труда путем проведения обследований структурных организаций (помещений и зданий в которых они располагаются).

1.3..Контроль за состоянием охраны труда проводится для установления:

а).соответствия фактического состояния охраны труда требованиям законодательства, правилам и нормам по охране труда;

б).степени выполнения работниками требований по охране труда, предписаний органов надзора, распоряжений руководства организации.

1.4.Основным содержанием контроля являются проверки:

а).соблюдения норм и правил охраны труда;

б).состояния обучения работников и пропаганда по охране труда;

в).состояние параметров микроклимата и наличия вредных производственных факторов, работы вентиляционного и другого санитарно-технического оборудования;

г).безопасности помещений и зданий;

д).безопасной эксплуатации транспортных средств, электрохозяйства, подъемников и лифтов, другого инженерно-технического оборудования;

е).обеспечения средствами индивидуальной защиты и их применения;

ж).состояния санитарно-бытового обеспечения работников;

з).состояние учета и анализа производственного травматизма;

и).выполнение предписаний контрольно-надзорных органов;

к).выполнение запланированных мероприятий по охране труда, в том числе в коллективном договоре;

л)._____________________________________________

1.5.По результатам обследований составляются акты и разрабатываются предложения по устранению выявленных нарушений норм и правил по охране труда.

1.6.Обследования структурных подразделений организации производятся в соответствии с планом работы Комитета по охране труда, который составляется 1 раз в год и доводится до сведения руководителей структурных подразделений.

1.7.___________________________________________

2.Порядок проведения контроля за состоянием охраны труда

2.1.Проведение контроля на первом уровне:

2.1.1.Для проведения оперативного контроля на первом уровне создаются комиссии в составе руководителя структурного подразделения и специалистов службы охраны труда (определяемого начальником службы охраны труда в расписании работы комиссий, составляемых ежемесячно)

2.1.2.Комиссия еженедельно в начале рабочего дня проводит обследование структурного подразделения, в ходе которого проверяются:

а) организация и содержание рабочих мест;

б) состояние освещенности;

в) исправность оборудования, инструментов и приспособлений;

г) наличие необходимых инструкций по охране труда, пожарной безопасности;

д) наличие спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты;

е) проведение инструктажей по охране труда

ж) наличие средств пожаротушения;

з).____________________________________________

2.1.3.Все замечания записываются в журнал контроля за состоянием охраны труда с указанием сроков и исполнителей, ответственных за устранение выявленных несоответствий и нарушений.

2.2.Проведение контроля на втором уровне:

2.2.1.Комитет по охране труда еженедельно по графику, проверяет состояние охраны труда в структурных подразделениях.

2.2.2.При необходимости к работе Комитета привлекаются:

2.2.3.В ходе проверки второго уровня проверяется:

а).организация контроля первого уровня;

б).соблюдение в структурных подразделениях правил и норм по охране труда, а также выполнение распоряжений руководства организации, предписаний контрольно-надзорных органов;

в).выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда и мероприятий по материалам расследования несчастных случаев на производстве;

г).соблюдение правил эксплуатации и содержания зданий и помещений, оборудования и инструментов. состояния санитарно-бытовых помещений;

д).соблюдение правил эксплуатации электроустановок;

е).____________________________________________

2.2.4.Каждое структурное подразделение подлежит обследованию не реже 1 раза в 6 месяцев.

2.3.Результаты обследования рассматриваются на заседании Комитета по охране труда, оформляются протоколом. По итогам разрабатываются мероприятия по устранению нарушений и требований правил и норм охраны труда.

2.4._____________________________________________

3.Общественный контроль за состоянием охраны труда

3.1.Общественный контроль за соблюдением прав законных интересов работников в области охраны труда призван всемерно способствовать созданию здоровых и безопасных условий труда в структурных подразделениях организации.

3.2.Основными направлениями общественного контроля являются:

а).соблюдение работодателем законодательных и иных правовых актов по вопросам охраны труда;

б).состояние условий и охраны труда на рабочих местах;

в).выполнение работниками их обязанностей по соблюдению норм и правил по охране труда;

г).________________________________________________________

3.3.Общественный контроль за состояние охраны труда в организациях осуществляется первичной профсоюзной организацией: уполномоченными по охране труда, внештатными техническими инспекторами.

4.Права специалистов, осуществляющих контроль

за состоянием охраны труда

Специалисты, осуществляющие контроль за состоянием охраны труда имеют право:

4.1.Знакомиться с документами, иными материалами, необходимыми для выполнения их служебных обязанностей в пределах своей компетенции.

4.2. Составлять акты, выдавать обязательные по результатам проверок для исполнения руководителями структурных подразделений и работниками предписаний об устранении нарушений.

4.3.Готовить предложения об отстранении от работы работников, не прошедших обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

4.4.Готовить представления на привлечение работников, виновных в нарушении требований по охране труда и дисциплинарной ответственности

4.5_____________________________________________________________

Скачать Примерное положение «Об организации и проведении контроля за состоянием охраны труда» для непроизводственной сферы можно в разделе

Если информация оказалась полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

Трехступенчатый контроль помогает выявлять нарушения и сразу принимать меры по их устранению. Его внедрение позволяет существенно снизить нагрузку на специалиста по охране труда. Расскажем, как это сделать на практике.

Читайте в статье:

Что такое трехступенчатый контроль по охране труда: нормативный документ

Трехступенчатый контроль (ТСК) не является обязательным для всех без исключения предприятий, однако зарекомендовал себя как удобная, прозрачная, понятная часть системы ОТ. Прямое требование о его введении содержится только в Правилах по охране труда в строительстве № 336н.

ТСК можно условно представить в виде пирамиды:

I уровень – реализуемый персоналом на рабочих местах.

II уровень – оперативный, проводящийся руководителями на местах.

III уровень – периодический, организуемый самим работодателем.

Законодательством не регламентировано количество ступеней. Это будет зависеть от специфики производства и определяется самим работодателем.

Для внедрения, организации, проведения ТСК на предприятии необходимы следующие локальные документы:

  • Приказы о введении трехступенчатого контроля и создании комиссии (комитета) по ОТ.
  • Положение об осуществлении мониторинга за ОТ.
  • Журналы учета проводимых контрольных мероприятий.
  • комиссией на III ступени.

Трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда на предприятии проводится с целью регулярного мониторинга условий на рабочих местах, дисциплины персонала, соответствия производственного процесса принятым нормам.

К задачам ТСК относятся:

  • исполнение всего комплекса мероприятий по безопасности;
  • назначение ответственных сотрудников;
  • выявление и ликвидация нарушений.

Журнал трехступенчатого контроля (образец)

Этот журнал предназначен для фиксирования итогов проверки. Законодательно не установлена обязательная форма его ведения, однако лучше всего использовать рекомендованные образцы. Корректное поможет оперативно определить ответственных лиц, установить обстоятельства, принять меры по устранению.

Положение о трехступенчатом контроле за состоянием охраны труда

На предприятии разрабатывают Положение о ТСК. Оно будет относиться к локальным нормативным актам, устанавливать структуру, обязанности, ответственность каждого уровня, а также основные мероприятия и параметры контроля. Обычно этот документ разрабатывает служба охраны труда, привлекая специалистов, которые хорошо знают специфику работы своего направления. с профсоюзом или иным органом, представляющим интересы работников.

Чтобы внедрить в организации ТСК, разрабатывать отдельное положение не обязательно. Порядок его проведения можно установить в Положении о СУОТ .

Приказ о трехступенчатом контроле по охране труда

Приказ составляется в свободной форме. В нем, помимо обязательных реквизитов, даты, места, указываются:

  • основание (нормативная база);
  • список ответственных за проведение проверок лиц;
  • уполномоченный на руководство и координацию работы сотрудник;

Приказ заверяется подписью руководителя и печатью организации. Скачайте образец приказа о введении ТСК в журнале "Справочник специалиста по охране труда".

Как работает трехступенчатый контроль за соблюдением охраны труда на предприятии

«Пирамида» собирается сначала из «кирпичиков» I уровня: небольших, но регулярных проверок рабочих мест по участкам подразделения, сменам либо бригадам. Над ними надстраиваются чуть более редкие проверки по подразделению в целом. Последний уровень охватывает всю организации. Порядок контроля регламентируется .

Первая ступень контроля по охране труда

В рамках первой ступени проводится регулярный мониторинг . Периоды используются короткие: одна смена или рабочий день, для того чтобы вовремя зафиксировать и предотвратить возможные нарушения или упущения. Проверка проводится до начала работы, либо в течение смены.

Первая ступень относится к компетенции непосредственного руководителя работ (это может быть, например, бригадир, мастер, старшие по смене, дежурный и т.д.) совместно с лицом, уполномоченным от профсоюза или коллектива . Если в ходе проверочных мероприятий выявляются какие-либо нарушения, запись об этом должна обязательно быть занесена в журнал I ступени.

Итак, на первой ступени проверяются:

  • Неисправности оборудования или инструмента.
  • Условия труда на каждом рабочем месте.
  • Состояние всех рабочих помещений, электробезопасность, правила складирования.
  • Наличие требуемых СИЗ , а также сигнальных или защитных ограждений.
  • Принятие мер по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой.
  • Вся документация по допуску к работе и квалификации персонала и т.п.

Журнал 1 ступени контроля по охране труда – образец заполнения

В журнале 1 ступени фиксируются:

  • дата проверки (при необходимости указывается и время);
  • выявленные нарушения;
  • мероприятия, которые надо провести для устранения нарушений;
  • ответственное лицо, срок ликвидации нарушения;
  • отметка о выполнении;
  • подписи ответственных лиц.

Вторая ступень контроля

Проверки проводятся в соответствии с утвержденным графиком.

Рассматривается:

  • Организация контрольных мероприятий на первой ступени.
  • Исполнение по ОТ (приказов, распоряжений, инструкций и т.п.).
  • Соответствие принятым стандартам, исправность производственного оборудования и инструментов.
  • Соблюдение работниками правил охраны труда.
  • Соблюдение сроков профилактических ремонтов производственного оборудования, систем .
  • Наличие и состояние инвентаря по ОТ (стендов, плакатов, знаков безопасности и т.п.)
  • Наличие и состояние сигнальных, противопожарных средств, устройств, контрольно-измерительной аппаратуры и т.п.
  • Соблюдение правил безопасности или пожаровзрывоопасными веществами и материалами.
  • Своевременность, а также качество проведения обучения, инструктажей, проверки знаний по ОТ;
  • Обеспечение персонала лечебно-профилактическим питанием, молоком, положенными льготами, компенсациями за работу во вредных или опасных УТ.
  • Наличие и состояние санитарно-бытовых помещений, приспособлений.
  • Соблюдение установленного .

Третья ступень контроля по охране труда

Проверка осуществляется возглавляемой руководителем предприятия комиссией, в состав которой входят главные специалисты, ответственный за охрану труда, представители коллектива. Предметы ее во многом совпадают со 2 ступенью, добавляются следующие:

  • Организация проверочных мероприятий на 1 и 2 ступенях.
  • Выполнение плана по улучшению УТ, пунктов колдоговора, .
  • Выполнение необходимых мероприятий по итога расследования несчастных случаев, профзаболеваний.
  • Техническое состояние зданий, сооружений, прилегающих территорий.
  • Организация лечебно-профилактического обслуживания персонала.
  • Подготовка к действиям в аварийных или .

По результатам проверки комиссия оформляет акт, а выявленные нарушения фиксируют в Журнале трехступенчатого контроля того подразделения, в котором проводилась проверка.

Результаты третьей ступени руководитель организации рассматривает с участием руководителей структурных подразделений, главных специалистов, представителей профсоюзной организации. Планируются мероприятия для устранения выявленных проблем, назначаются исполнители, сроки выполнения. По итогам заседания оформляют протокол.

Комплекс контрольных мероприятий на всех ступенях индивидуален для каждого предприятия и определяется спецификой его деятельности.

Что такое двухступенчатый контроль

Если предприятие не располагает значительным штатом сотрудников, уместно введение не трех-, а двухступенчатой системы. В таком случае действия на I и II ступени проводит непосредственно руководитель работ, а III ступень представляет собой проводящуюся раз в месяц расширенную проверку комитетом по ОТ совместно со специалистами и лицом, уполномоченным профсоюзом.

Ещё во времена Советского Союза была разработана система трехступенчатого контроля по охране труда. И сегодня этот метод применяется довольно активно.

Виды контроля

Трудовой кодекс обязывает работодателя не только обеспечить в компании соответствующие условия охраны труда, но и организовать надлежащий контроль за состоянием таких условий.

Существует три основные системы контроля за охраной труда:

  • государственный;
  • ведомственный;
  • общественный.

Помимо этих систем выделяют и трехступенчатый контроль (административно-общественный).

Трехступенчатый контроль: его суть

Суть такого метода заключается в организации контроля в три этапа (ступени).

Нет единого документа, регламентирующего порядок проведения такого контроля во всех организациях. Есть несколько нормативных правовых актов, в которых описывается этот метод на отдельных производствах.

Например, в Правилах для полиграфических компаний (Приказ МПТР РФ от 04.12.2002 N 237). В этом документе данный метод предусматривает:

  • ежедневный контроль (I ступень) — должен проводиться мастером участка вместе с общественным инспектором;
  • еженедельный (II ступень) — начальником цеха вместе с уполномоченным по охране труда;
  • ежемесячный (III ступень) — комиссией под руководством главного инженера организации.

Такой же метод контроля применяется и при эксплуатационной работе и обеспечении безопасности движения поездов в локомотивном хозяйстве ОАО "РЖД" (Регламент, утв. ОАО "РЖД" 12.08.2006 N ЦТЛ-16/2).

Рассмотрим более подробно каждую ступень контроля, исходя из общей сложившейся практики.

1-я ступень контроля

Подразумевает проведение ежедневного контроля или ежесменного. Проводится руководителем работ (например, сменным мастером, дежурным по станции, бригадиром и т.д.). Контроль должен проводиться как в начале рабочего дня, так и в течение дня или смены.

В начале рабочего дня руководитель работы обязан проверить:

  • готовность сотрудников начать трудовую деятельность (на общее состояние здоровья, отсутствие алкогольного опьянения и др.);
  • рабочие места (их состояние и соответствие нормам);
  • наличие аптечки, средств пожаротушения и т.д.;
  • наличие средств защиты и спецодежды, исправных инструментов и приспособлений;
  • правильность работы заземляющих устройств, вентиляции, освещения;
  • состояние проходов и проездов;
  • устранение нарушений, обнаруженных предыдущей проверкой.

После того, как рабочая бригада приступит к работе, в течение всей смены необходимо вести контроль за соблюдением работниками инструкций и правил по охране труда.

2-я ступень контроля

2-я ступень проводится руководителем подразделения. В его качестве может выступать, например, начальник цеха, участка, старший мастер и т.д.

Контроль проводится не менее 1 раза в месяц. Привлекаются к участию лица, уполномоченные по охране труда.

На втором этапе проверяются:

  • реализация мероприятий, запланированных по результатам проверок предыдущих ступеней контроля;
  • осуществление мероприятий по итогам расследования несчастных случаев;
  • работоспособность транспортных средств, оборудования;
  • освещённость рабочих мест;
  • наличие информационных стендов и знаков безопасности;
  • качество и своевременность проведения технической учёбы и инструктажей;
  • исправность электрооборудования и вентиляционных устройств;
  • санитарное состояние цехов и бытовых помещений.

3-я ступень контроля

Последний этап осуществляется комиссией. В состав комиссии могут быть включены главный инженер, заместители начальника, инженер по охране труда, уполномоченные по охране труда, представители профкома, главный технолог, ответственный за электрохозяйство, инспектор отдела кадров и т.д. Возглавляется комиссия одним из руководителей предприятия. В некоторых случаях при необходимости может быть создано несколько комиссий.

3-я ступень контроля проводится не реже одного раза в квартал. Проверка охватывает все производственные подразделения.

  • результаты контроля на предыдущих этапах;
  • содержание строений, сооружений, проезжей, пешеходной части, помещений, переходов, тоннелей;
  • работоспособность технологического, грузоподъемного, транспортного и прочего оборудования;
  • правильность работы вентиляционных систем;
  • наличие схем подключения энергоустановок и коммуникаций;
  • наличие и использование спецодежды, спецобуви и других средств защиты;
  • соблюдение режима работы и отдыха;
  • соответствие санитарно-гигиенических нормам, правилам электро- и пожарной безопасности и пр.

По результатам проверки на третьем этапе составляется акт. В этом акте указываются выявленные нарушения. На основании акта издаётся приказ о принятии необходимых мер и устранении выявленных нарушений.

Трехступенчатый (административно-общественный) контроль в системе управления ОТ является основной формой контроля администрации и профсоюзного комитета за состоянием условий и безопасности труда на рабочих местах, а также соблюдением должностными лицами и всеми работающими требований трудового законодательства, стандартов, правил, норм, инструкций и других нормативно-технических документов по ОТ.

Трехступенчатый метод контроля состояния ОТ распространяется на все цехи, производства и подразделения предприятия.

Первая ступень:

Первая ступень контроля состояния ОТ(1 ступень)проводится ежедневно в обязательном порядке на всех участках основного и вспомогательного производствамастером (руководителем участка) совместно с бригадиром и общественным инспектором по ОТ профгруппы за 10-15 минут до начала рабочей смены, а также в течение смены для мастерских участков, имеющих большую территориальную разбросанность.

При проведении первой ступени контроля проверяющие обходят все рабочие места на участке (заказе), проверяют соответствие их требованиям ОТ, ПБ и ПС:

Убеждаются в исправности оборудования, оснастки, инструмента и приспособлений (путем осмотра, опроса работающих и т. п.);

Убеждаются, что все работающие имеют и пользуются полагающимися защитными средствами - спецодеждой, спецобувью, предохранительными приспособлениями, СИЗ;

Убеждаются, что все работающие не имеют жалоб на состояние здоровья, находятся в работоспособном состоянии;

Проверяют не нарушаются ли работающими требования ТБ, ПС и ПБ, предусмотренные стандартами, правилами, инструкциями и технологическими процессами:

Проверяют, работают ли вентиляционные установки, достаточность освещения на рабочих местах, соответствие микроклимата на участке (заказе);

Проверяют отсутствие загромождения (проходов, доступ к электрощитам, средствам пожаротушения и т. д.), чистоту на рабочих местах на участке (на заказе), правильность хранения материалов, изделий и отходов;

При обнаружении нарушений и недостатков, принимают меры к их устранению;

производят запись в журнале 1 ступени контроля состояния ОТ участка о проведении проверки и о выявленных нарушениях требований ОТ. На заказе предложения по устранению нарушений и созданию безопасных УТ, выполнение которых зависит от других цехов, мастер записывает в журнал первой ступени, находящийся у старшего строителя заказа - (ответственного сдатчика).

При обнаружении нарушений, которые могут привести к несчастному случаю, аварии или пожару и которые могут быть устранены только другими участками (механика, энергетика и др.), мастер обязан незамедлительно поставить руководство этих участков или начальника подразделения в известность (письменный рапорт, запись в журнале второй ступени и др.) о необходимости устранения выявленных нарушений.

Ежедневно, через один-два часа после начала рабочей смены, руководитель участка (начальник участка, старший мастер) обязан обойти все мастерские участки и проверить качество проведения мастерами первой ступени контроля состояния ОТ, ознакомиться с содержанием записей в журнале 1-ой ступени.

При наличии нарушений требований ОТ руководитель участка контролирует их устранение, а в необходимых случаях, организует их устранение силами участка или с привлечением других служб и участков в установленном в подразделении порядке.

Старший строитель (ответственный сдатчик) заказа независимо от проверок, проводимых мастерами подразделений, ежедневно проверяет состояние ТБ, ПС и ПБ и результаты проверки вносит в журнал трехступенчатого контроля состояния ОТ заказа. Предложения по устранению выявленных недостатков, внесенные в журнал трехступенчатого контроля заказа, рассматриваются старшим строителем (ответственным сдатчиком) по исполнителям, а при необходимости, вносятся в книгу (перечень) сменно-суточных заданий.

Право записи предложений по устранению недостатков по ТБ, ПС и ПБ в журнал I ступени по участку (заказу) имеют представители руководства предприятия, органов Госнадзора и контроля, начальники подразделений (цехов) и участков, старшие мастера, мастера, старший уполномоченный по ОТ профсоюзного комитета предприятия, работники ООТ, уполномоченные по ОТ подразделений (цехов), ведущих работы на заказе, старшие строители, строители заказа.

Начальники участков, старшие мастера, мастера, рабочие которых выполняют работы на заказе, обязаны ежедневно знакомиться с записями в журнале трехступенчатого контроля у старшего строителя (ответственного сдатчика) и принимать меры по устранению недостатков в указанные сроки.

Вторая ступень:

Вторая ступень контроля состояния ОТ (2 ступень)осуществляется один раз в неделю лично руководителем структурного подразделения с участием: уполномоченного профкома подразделения по ОТ, механика, энергетика, других необходимых руководителей подразделении цеха (отдела), инженера ООТ.

Примечание

Допускается на отдельных участках проведение 2 ступени контроля состояния ОТ заместителями начальника структурного подразделения. В этом случае должен быть издан приказ по подразделению, согласованный главным инженером (заместителем главного инженера). Проведение 2 ступени заместителем начальника подразделения не снимает ответственности с начальника подразделения за периодичность и качество ее проведения.

Вторая ступень контроля состояния ОТ на заказе проводится главным строителем заказов с участием старшего строителя заказа (ответственного сдатчика), руководителей участков, ведущих работы на заказе (в том числе электромонтажного предприятия).

Вторая ступень проводится по отдельному графику, согласованному с главным инженером (заместителем главного инженера), но не реже одного раза в десять дней.

При проведении 2 ступени контроля состояния ОТ проверяющие должны:

Проверить порядок и качество проведения первой ступени контроля на производственных участках и заказах;

Обойти рабочие места производственных участков, заказов и проверить их соответствие требованиям ОТ и ПБ;

Проверить выполнение руководителями участков, мастерами, старшими строителями, строителями мероприятий по ОТ коллективного договора, месячный план работы по ОТ, приказы и распоряжения руководства предприятия и подразделения, предписания ООТ, инспекции Ростехнадзора, Госсаннадзора, Госпожнадзора, государственной инспекции по ОТ, представления старшего уполномоченного профкома по ОТ;

Проверить выполнение мероприятий и предложений, принятых при проведении предыдущих проверок участков по I и 2 ступенях контроля.

Решения и предложения, принимаемые в ходе осуществления 2 ступени контроля состояния ОТ, должны быть записаны проверяющими в журнал трехступенчатого контроля, имеющийся у начальника подразделения, участка, старшего строителя заказа.

Право записи в журнал 2 ступени (I ступени на заказе) имеют: руководство предприятия, цехов, старшие мастера, представители контролирующих государственных органов, уполномоченные по ОТ профкома предприятия и подразделений, работники ООТ, строители 5, 6, 7 отделов,ОГС (3 отдела),УВЭЯО, работники ОГТ и НИПТБ «Онега», осуществляющие надзор за соблюдением технологических процессов.

Третья ступень:

Третья ступень контроля состояния ОТ(3 ступень) в подразделениях и на заказахосуществляется главным инженером, заместителями руководителя и заместителями главного инженера согласно графику проведения 3 ступени, утвержденному руководителем предприятия и согласованному профкомом , с участием главных специалистов предприятия (Главного технолога, Главного сварщика, Главного механика, Главного энергетика, Главного метролога, Главного акустика, Главного эколога, начальника РСС, начальника ИО, начальника ООТ), старшего уполномоченного по ОТ профкома предприятия, представителей СПЧ-3. На проверках 3 ступени обязательно присутствие руководителя и председателя профсоюзного комитета структурного подразделения, которые дают информацию-отчет о проводимой работе по ОТ и состоянии УТ труда в подразделении.

При проведении 3 ступени контроля состояния ОТ проверяющие должны:

Обойти подразделение, заказ, производство и проверить соответствие его требованиям ТБ, ПС и ПБ;

Проверить выполнение начальником подразделения, старшим строителем заказа запланированных мероприятий по ОТ и ПБ, комплексного плана по ОТ, Коллективного договора (в т.ч. соглашения по ОТ); приказы и распоряжения руководства предприятия по вопросам ОТ, представления профсоюзного комитета, предписания ООТ и государственных контролирующих и надзорных органов;

Уделить особое внимание организации и проведению проверок I и 2 ступени контроля состояния ОТ;

Проверить выполнение мероприятий и предложений, принятых при проведении предыдущих проверок 3 ступени контроля;

Принять решение по предлагаемым администрацией подразделения, отдела строителей вопросам дальнейшего улучшения состояния ОТ, решение которых зависит от других подразделений предприятия;

Решения и предложения, принимаемые в ходе осуществления 3 ступени контроля состояния ОТ, записать в журнал трехступенчатого контроля подразделения, заказа.

По результатам проведения 3 ступени в недельный срок издается приказ руководителя подразделения.

При необходимости, по результатам проведения 3 ступени издается распорядительный документ по предприятию (документ готовит проверяемое подразделение).

В журнал трехступенчатого контроля цеха (3 ступень) имеют право записи: руководство предприятия, главные специалисты и их заместители, руководство ООТ, председатель профкома и старший уполномоченный профкома по ОТ.

Система контроля за состоянием условий и охраны труда

Целью контроля за состоянием условий и охраны труда является предупреждение производственного травматизма, профзаболеваемости посредством осуществления комплекса мероприятий.
Организация должна устанавливать и своевременно корректировать методы периодической оценки соответствия состояния охраны труда действующему законодательству (государственным нормативным требованиям охраны труда), разрабатывать и обеспечивать функционирование процессов регулярного слежения, измерения и регистрации результативности операций, способных воздействовать на условия труда. Эти процессы должны касаться:
- проведения необходимых качественных и количественных оценок в соответствии с установленными требованиями, целями организации в области охраны труда;
- измерения результатов соответствия установленным критериям (нормативным показателям) функционирования и государственным нормативным требованиям охраны труда;
- регистрации несчастных случаев, профессиональных заболеваний, происшествий и других свидетельств недостаточной эффективности системы управления охраной труда;
- регистрации данных и результатов контроля и измерений, достаточных для последующего проведения анализа результатов оперативного контроля за соответствием целям охраны труда и выработки необходимых корректирующих и предупредительных действий;
- обследования состояния здоровья работников;
- мониторинг и регистрация данных о здоровье работников, подвергающихся определенным опасностям.

Организация должна располагать данными о нормативных требованиях поверки оборудования и аппаратуры контроля, измерения и обеспечивать своевременное техническое обслуживание и поверку этих средств. Запись о проведенных поверках следует регистрировать и сохранять.
Контроль за состоянием охраны труда является одним из главных элементов СУОТ и направлен на:
- проверку соответствия состояния условий труда работников государственным нормативным требованиям охраны труда;
- выполнение руководителями и специалистами должностных обязанностей по охране труда;
- выявление и предупреждение нарушений и отклонений от требований государственных стандартов ССБТ, правил, норм, инструкций по охране труда;
- принятие эффективных мер по устранению выявленных недостатков.
Кроме того, при контроле за состоянием охраны труда анализируются результаты аттестации рабочих мест, делается оценка безопасности производства, эффективности средств коллективной и индивидуальной защиты.
Основными видами контроля являются:
- административно-общественный (оперативный) контроль;
- ведомственный контроль;
- государственный контроль;
- общественный контроль.

Административно-общественный (оперативный) контроль бывает, как правило - двух-, трехступенчатый.
Первая ступень - проводится непосредственным руководителем работ (мастером, сменным инженером, механиком, бригадиром и т.д.) непосредственно на участке, ежедневно перед началом работ (в течение смены). Проверяется состояние рабочих мест, исправность оборудования, инструмента и приспособлений, работа вентустановок, состояние санитарно-бытовых помещений, наличие инструкций и плакатов по охране труда, обеспеченность и исправность средств индивидуальной защиты.
В случае обнаруженных недостатков принимаются меры к их устранению, с записью в журнале.
На второй ступени оперативный контроль осуществляется руководителем структурного подразделения (начальником цеха, лаборатории, службы и т.д.) с представителем комитета (комиссии) по охране труда, специалистами охраны труда и других служб подразделения с периодичностью не реже одного раза в месяц (день устанавливается исходя из графика проверок).
Контролируется состояние условий и охраны труда на одном из участков, при этом проверяется кроме перечня позиций первой ступени:
- исправность и соответствие производственных и вспомогательных помещений, оборудования, транспортных и грузоподъемных средств требованиям безопасной эксплуатации;
- своевременность проведения освидетельствований и испытаний защитных средств, оборудования, грузоподъемных машин, сосудов;
- выполнение графиков профилактических осмотров, ремонтов и т.д.;
- выполнение мероприятий по результатам аттестации рабочих мест и т.д.;
Обнаруженные недостатки устраняются, делается запись в журнале. В случае невозможности выполнения какого либо мероприятия, оформляется докладная (служебная) записка на имя главного инженера.
По результатам проверки издается распоряжение по подразделению с конкретными мерами и выводами.
На третьей ступени оперативный контроль проводится главным инженером предприятия (техническим директором), совместно с председателем комитета (комиссии) по охране труда, с руководителем службы охраны труда и другими специалистами организации, с периодичностью не реже одного раза в квартал. Контролируется состояние условий и охраны труда в одном из цехов (участков), при этом проверяется, кроме перечня позиций второй ступени:
- выполнение мероприятий по устранению недостатков, выявленных при II ступени контроля;
- выполнение плановых мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе, мероприятий раздела «Охрана труда» коллективного договора, мероприятий по актам несчастных случаев, а также выполнение приказов, распоряжений, указаний по охране труда, предписаний, контрольно-надзорных органов и рекомендаций комитета (комиссии) по охране труда;
- организация обучения и проверок знаний руководителей и специалистов структурных подразделений;
- организация медицинских осмотров и других мероприятий лечебно-профилактического характера;
- проверяется выполнение других задач, решение которых входит в функции руководителей структурных подразделений и главных специалистов функциональных служб.
Результаты обследования (проверки) оформляются актом с изданием приказа по организации, итоги рассматриваются на производственном совещании проверенного структурного подразделения.
Генеральным директором один раз в год проводится комплексное обследование состояния охраны труда одного из структурных подразделений организации с обсуждением результатов проверок на совещании или общем собрании. По итогам проверки издается приказ.

Ведомственный контроль. Осуществляется вышестоящей организацией:
- при проведении комплексных проверок подведомственных организаций;
- при проведении целевых проверок состояния условий и охраны труда в подведомственных организациях;
- по заявлениям работников подведомственных организаций.

Государственный контроль. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.
Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Общественный контроль. В соответствии со статьей 370 ТК РФ профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.
Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.
Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:
- осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
- защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
- предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
- направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
- осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
- принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
- принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;
- принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
Для обеспечения общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в сфере охраны труда во всех структурных подразделения организации избираются уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями - индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
На основании рекомендаций Минтруда РФ организации могут разрабатывать положения об уполномоченных, учитывающие специфику форм собственности и хозяйственной деятельности.
При организации общественного контроля за охраной труда в организации необходимо принимать во внимание, что успешное выполнение уполномоченными поставленных задач и функций возможно при условии оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны администрации организации, профсоюзных и иных уполномоченных работниками представительных органов, органов государственного контроля и надзора, инспекции профсоюзов.
Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях и в организациях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.
В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных. Численность, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллективном договоре или ином другом совместном решении работодателя и представительного органа работников. Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива на срок не менее 2-х лет. Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда в организации.
Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда организации.
Уполномоченные организуют свою работу во взаимодействии с руководителями участков (подразделений), выборными профсоюзными органами или иными уполномоченными работниками представительными органами, со службой (специалистом) охраны труда и другими службами организации, с государственными органами надзора за охраной труда и инспекцией профсоюзов.
Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.


Примечание:
Подробнее о работе уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда можно прочитать в статье: «Общественный контроль охраны труда в организации»

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов должны пройти обучение и проверку знаний по охране труда в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

Аудит системы управления охраной труда

Организация должна разрабатывать и своевременно корректировать планы и методы проведения аудита СУОТ.
Аудит системы управления охраной труда проводят для:
- определения наличия в организации функционирующей СУОТ, определения соответствия СУОТ требованиям охраны труда, положениям политики в области охраны труда;
- определения качества функционирования СУОТ, оценки результативности достижения целей, выполнения задач (мероприятий) по охране труда, своевременности их корректировки;
- рассмотрения и учета результатов предыдущего аудита системы управления охраной труда;
- представления информации по результатам аудита СУОТ руководству организации.
План проведения аудита СУОТ должен основываться на результатах оценки производственных рисков и результатах предыдущих внутренних проверок СУОТ.
Методы аудита СУОТ должны соответствовать требованиям к их проведению, назначению, периодичности, уровню квалификации и компетентности лиц, осуществляющих аудит.
По результатам аудита СУОТ составляют отчеты.
Аудит СУОТ по возможности проводят лица, не несущие прямой ответственности за охрану труда и не зависимые от проверяемой деятельности.



Онлайн калькуляторы