Должностные обязанности старшего воспитателя доу с филиалами. Должностная инструкция старшего воспитателя доу

Добавлен на сайт:

Должностная инструкция старшего воспитателя [наименование образовательной организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями , ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Старший воспитатель относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность старшего воспитателя назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет.

1.3. На должность старшего воспитателя в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

Не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

Не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

Не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

Не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

Не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Старший воспитатель должен знать:

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

Конвенцию о правах ребенка;

Педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию;

Психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену;

Методы и формы мониторинга деятельности обучающихся, воспитанников;

Педагогическую этику;

Теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся, воспитанников;

Методы управления образовательными системами;

Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

Основы экологии, экономики, социологии;

Трудовое законодательство;

Основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

Правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

Правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.5. Старшему воспитателю запрещается:

Оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов старшего воспитателя;

Использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

1.6. Старший воспитатель назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

2. Должностные обязанности

Старший воспитатель:

2.1. Осуществляет деятельность по воспитанию детей в образовательной организации и ее структурных подразделениях.

2.2. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания.

2.3. Осуществляет изучение личности обучающихся, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей; организует подготовку домашних заданий.

2.4. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося, воспитанника.

2.5. Способствует развитию общения обучающихся, воспитанников.

2.6. Помогает обучающемуся, воспитаннику решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями (лицами, их заменяющими).

2.7. Осуществляет помощь обучающимся, воспитанникам в учебной деятельности, способствует обеспечению уровня их подготовки соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.

2.8. Содействует получению дополнительного образования обучающимися, воспитанниками через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в учреждениях, по месту жительства.

2.9. В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами обучающихся, воспитанников совершенствует жизнедеятельность коллектива обучающихся, воспитанников.

2.10. Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса.

2.11. Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием обучающихся, воспитанников, в том числе с помощью электронных форм.

2.12. Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников.

2.13. Совместно с органами самоуправления обучающихся, воспитанников ведет активную пропаганду здорового образа жизни.

2.14. Работает в тесном контакте с учителями, педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся, воспитанников.

2.15. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций педагога-психолога планирует и проводит с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально).

2.16. Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя.

2.17. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).

2.18. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса.

2.19. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса.

2.20. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

2.21. Осуществляет координацию деятельности воспитателей, педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательной организации.

2.22. Оказывает методическую помощь воспитателям, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации воспитателей, развитию их творческих инициатив.

2.23. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.

2.24. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

2.25. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

2.26. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

2.27. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

2.28. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

2.29. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

2.30. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

2.31. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

2.32. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

2.33. Соблюдает устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2.34. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Старший воспитатель имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

На сокращенную продолжительность рабочего времени;

На дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

На ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

На длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

На досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

На предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

На предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

На предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - с разрешения руководства).

3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.7. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Старший воспитатель несет ответственность:

4.1. За нарушение устава образовательной организации.

4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

4.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.5. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа]

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должность]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Осуществление педагогического процесса, обеспечивающего качество дошкольного образования, напрямую связано с повышением профессиональной компетенции педагогов детского сада. Организатором этого направления работы является старший воспитатель или заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе. Сегодня структура деятельности такого специалиста имеет научное обоснование, выделены функциональные обязанности, создана профессиограмма. Немало научных исследований посвящено уточнению содержания и характера деятельности старшего воспитателя, определению знаний и умений, необходимых для успешного руководства воспитательно-образовательной работой и организацией методической помощи воспитателям, установлению требований к профессиональной подготовке, выявлению его роли в развитии инновационных процессов дошкольного образовательного учреждения (далее — ДОУ).

Должность старшего воспитателя формировалась постепенно, начиная с 60-х годов ХХ в. Это было связано с необходимостью обеспечить непрерывность воспитания в яслях и детском саду в свете реализации Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21.05.59 № 558 «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста». В нем предлагалось в целях осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста, отвечающей задачам последующего воспитания в школе, объединить с учетом местных условий и возможностей два типа детских учреждений — ясли и детский сад в единое дошкольное учреждение. С этого периода дети раннего и дошкольного возраста могли воспитываться в одном учреждении, относящемся к сфере просвещения. Учитывая тот факт, что в группах раннего возраста тогда работали медицинские сестры, для усиления педагогической работы.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 08.08.60 года № 1197 в типовых штатах яслей-садов утверждена должность «педагог» для обслуживания детей ясельного возраста и руководства их воспитанием в яслях. При наличии в яслях- саду четырех и более таких групп полагалась 1 штатная единица, а для трех групп раннего возраста — 0,5 ставки педагога.

В связи с проведенной унификацией заработной платы в 1965 г. должность «педагог» в яслях-садах переименована в должность «воспитатель-методист». В этот период воспитатель-методист являлся помощником заведующей, при необходимости заменял ее. Должностные функции воспитателя-методиста имели достаточно расплывчатый характер. Основное время в его деятельности было направлено на оказание медицинским сестрам и воспитателям методической помощи в организации игр и занятий, составлении плана работы с детьми, продумыванием вместе с врачом режима дня, организации обмена опытом, причем, внимание сосредоточено на ясельных группах. В его обязанности входило также составление плана методической работы в ДОУ на год, разработка месячных планов.

Воспитатель-методист также принимал участие в подготовке и проведении педагогических совещаний, помогал в организации работы воспитателей с родителями.

В последующие годы, в связи с быстрым ростом численности крупных дошкольных учреждений, рассчитанных на 10-12 групп, должность воспитателя- методиста вводится независимо от их типа (детский сад или ясли-сад) и количества ясельных групп на основе индивидуальных штатов. Типовые штаты дошкольных учреждений, утвержденные приказом Минпросвещения СССР от 31.12.71 № 103 «Об утверждении типовых штатов дошкольных учреждений» в наименованиях должностей работников дошкольных учреждений предусматривали должность воспитателя-методиста. Данный документ, введенный в действие на территории РСФСР письмом Минпросвещения РСФСР «Об утверждении типовых штатов дошкольных учреждений» от 03.02.72 № 59-М,* определял, что эта должность устанавливается в штатах яслей-садов (на 6 групп — 0,5 единицы, а начиная с 8 групп — одна единица) и детских садов (соответственно на 8 и 10 групп).

Постановлением Госкомитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам от 07.01.77 № 3 утверждены «Квалификационные характеристики должностей руководящих и педагогических работников детских дошкольных и внешкольных учреждений». В общих положениях устанавливалось соответствие должностных наименований с Общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденных Госстандартом СССР и Единой номенклатурой должностей служащих, утвержденной Государственным комитетом Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам.

В должностных обязанностях отмечалось, что воспитатель-методист осуществляет методическое руководство учебно-воспитательной деятельностью коллектива детского сада (яслей-сада), обеспечивает и контролирует выполнение программы воспитания и правильную постановку воспитания и обучения детей во всех возрастных группах. Направляет и контролирует работу, а также оказывает методическую помощь воспитателям и медицинским сестрам, непосредственно работающим с детьми. Было отмечено, что в его обязанности входит организация работы методического кабинета, обобщение инструктивно-методического материала по воспитанию и обучению детей. Воспитатель-методист изучает, обобщает и распространяет передовой педагогический опыт, организует обмен опытом работы, проводит консультации для воспитателей с целью оказания им практической помощи. Важный аспект деятельности воспитателя-методиста — подготовка педсовета. Он выносит на обсуждение педагогических советов актуальные вопросы воспитания детей, обеспечивает подготовку материалов и активное участие воспитателей в их работе, следит за выполнением принятых решений. Организует работу по пропаганде педагогических знаний среди родителей и обеспечению преемственности в работе воспитателей разных возрастных групп детского сада и школы.

В разделе «Должен знать» подчеркивалась необходимость знания нормативной базы дошкольного воспитания, руководящих документов, дошкольной педагогики и психологии, «Программы воспитания…», содержания и методов учебно-воспитательной работы, форм и методов ее контроля, правил охраны жизни и здоровья детей.

Квалификационными требованиями были высшее или среднее специальное образование и стаж педагогической работы не менее 3 лет. Для воспитателя-методиста яслей-сада, кроме того, окончание курсов по воспитанию детей раннего возраста.

Таким образом, значимость этой должности повысилась, деятельность воспитателя-методиста теперь распространялась на всех педагогов дошкольного учреждения.

В таком виде эта должность просуществовала до 1 сентября 1984 г. В связи с разрешением поощрять качественную работу воспитателей и присваивать им по результатам аттестации звание «Воспитатель-методист», совпавшего по названию с наименованием должности, приказом Минпроса СССР «О введении в типовые штаты учреждений просвещения должности старшего воспитателя» от 25.06.1984 г. N 71 в типовые штаты детских садов и яслей-садов была введена должность «старший воспитатель». На основании данного приказа должность воспитатель-методист была заменена старшим воспитателем и в яслях, находившихся в ведении Министерства здравоохранения, письмом (внимание редакции! у письма не было названия!) Минздрава СССР от 23.11.84 № 02-14/57- 14. Должности старших воспитателей устанавливались в детских яслях при наличии: 80-139 детей — 0,5 должности; 140 и более детей — 1,0 должность, что было закреплено в «Штатных нормативах медицинского и педагогического персонала и работников кухни детских яслей», утвержденных приказом Минздрава СССР от 12.06.84 г. N 666 «О дальнейшем улучшении общественного дошкольного воспитания и подготовке детей к обучению в школе» (с изм. и доп. от 14 сентября 1984 г., 2 декабря 1999 г.)

В утвержденном министром просвещения СССР и министром здравоохранения СССР по согласованию с ВЦСПС от 29 января 1985 г. № 16 «Положении о детском дошкольном учреждении» , определявшем деятельность на всех дошкольных учреждений, независимо от ведомственной подчиненности, в разделе основные права и обязанности работников уточнены требования к старшему воспитателю в части полученного профессионального образования. Он назначался из числа лиц, имеющих высшее педагогическое (факультет дошкольной педагогики) образование или лучших воспитателей, имеющих среднее педагогическое (дошкольное отделение) образование и стаж педагогической работы не менее 3 лет. Требования специальной подготовки к руководству работой групп раннего возраста были сняты, в связи с введением соответствующего содержания в дисциплины вузов и педучилищ.

По сравнению с квалификационными характеристиками в этом документе уточнено содержание деятельности старшего воспитателя. Отмечено, что он несет ответственность за правильную организацию учебно-воспитательной работы; осуществляет подбор педагогических пособий и игрушек в соответствии с возрастом детей.

В соответствии с приказом Госкомитета СССР по народному образованию «О совершенствовании организации заработной платы и введении новых ставок и должностных окладов работников учреждений и организаций народного образования» от 04.06.90 № 375 вновь была восстановлена должность воспитателя-методиста, которая сохранялась до введения в учреждениях бюджетной сферы Единой тарифной сетки.

При согласовании с Минтруда России тарифно-квалификационных характеристик на педагогических работников, от которых зависели уровни оплаты их труда (разряды), не было получено согласия на утверждение тарифно­квалификационной характеристики по должности воспитатель-методист. Учитывая это, Министерство образования России опубликовало сборник «Ответы на вопросы, возникающие при введении дифференцированной оплаты труда работников образования на основе единой тарифной сетки» от 19.05.93 г. № 91-М (в других официальных документах на него ссылаются как на письмо) и рекомендовало оплачивать этих работников, как старших воспитателей на основе тарифно-квалификационной характеристики по должности воспитатель или же вводить должность заместителя заведующего дошкольным учреждением.

В условиях развития вариативности дошкольного образования появилась необходимость уточнить перечень обязанностей старшего воспитателя и требований к его подготовке. В «Рекомендациях по аттестации руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений» (письмо (с тем же названием) Минобразования РФ от 23.08.93 № 148-М)* для заместителя руководителя по учебно-воспитательной работе (старшего воспитателя) в должностные обязанности внесены положения, отражающие тенденции реформируемой системы дошкольного образования.

Старший воспитатель:

направления развития педагогической деятельности в ДОУ;

  • оказывает квалифицированную помощь педагогам в разработке инновационных педагогических технологий;

Особо выделена деятельность, связанная с консультированием родителей по вопросам воспитания, обучения и развития их детей; организации просветительской работы для них. Старший воспитатель создает условия для формирования у родителей потребностей в компетентных образовательных услугах для своих детей; совместно с руководителем ДОУ, формирует в нем сообщество воспитывающих взрослых (родителей, педагогов, психолога, помощника воспитателя и др.) с целью обеспечения эмоционального благополучия ребенка и педагогического коллектива.

Уточнены требования к знаниям старшего воспитателя. Он должен знать:

  • Международную конвенцию о правах ребенка, основы законодательства и нормативные документы по вопросам дошкольного образования;
  • основной курс педагогики и психологии (дошкольной);
  • основы педиатрии, санитарии, гигиены;
  • концепцию дошкольного воспитания;
  • дошкольные образовательные программы и методики воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
  • ориентироваться в методах диагностики и коррекции развития ребенка;
  • знать основы социальной психологии и теории управления, формы и методы работы с семьей.

Постановлением Минтруда России от 17.08.95 N 46 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации» * (с изменениями от 22 ноября 1995 г.) были введены в действие «Тарифно­квалификационные характеристики (требования) по должностям руководителей образовательных учреждений, специалистов (педагогических работников) и работников из числа учебно-вспомогательного персонала этих учреждений» В перечень специалистов включена должность воспитатель (включая старшего), а в перечень руководителей — заместитель руководителя (заведующего).

Обязанности старшего воспитателя выделены наряду с обязанностями воспитателя. Определено, что при выполнении обязанностей старшего воспитателя он руководит работой воспитателей. Организует и проводит реабилитационно-коррекционную и культурно-массовую работу с детьми в тесном контакте с советом образовательного учреждения. Планирует воспитательную работу, обеспечивает и контролирует ее выполнение. Оказывает методическую помощь воспитателям, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации воспитателей, развитию их творческих инициатив. Привлекает к участию в работе с коллективом детей представителей общественных организаций, шефов, работников учреждений дополнительного образования. Принимает участие в разработке и составлении общего плана учебно-воспитательной работы.

Из текста видно, что должностные обязанности носят обобщенный характер и относятся к разным типам образовательных учреждений и достаточно слабо учитывают специфику деятельности ДОУ. Квалификационные требования к этой должности определяют наличие высшего образования и более быстрое прохождение соответствующих разрядов ЕТС, что обеспечивает повышенную оплату труда.

Должностные обязанности заместителя руководителя (заведующего) в части руководства учебно-воспитательной работой значительно расширены. Он организует текущее и перспективное планирование деятельности педагогического коллектива. Координирует работу воспитателей и других педагогических работников по выполнению программ, а также разработку необходимой учебно-методической документации. Руководит постановлению отказано в государственной регистрации (информация опубликована в региональном выпуске «Финансовой газеты», октябрь 2003 г., N 40, а также в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» — «Официальные документы» от 1 октября 2003 г. N 36, в газете АКДИ «Экономика и жизнь» октябрь 2003 г., N 41, в Бюллетене Министерства Юстиции Российской Федерации, 2003 г., N 10). Об обжаловании настоящего постановления см. Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 14 ноября 2002 г. N КАС 02­598


профессиональным обучением и планирует эту работу. Осуществляет контроль за качеством образовательного и воспитательного процессов и объективностью оценки результатов образовательной подготовки воспитанников. Координирует взаимодействие между представителями педагогической науки и практики. Организует просветительскую работу для родителей. Оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий. Организует учебно-воспитательную, методическую работу. Осуществляет контроль за учебной нагрузкой воспитанников. Составляет расписание занятий и других видов деятельности. Обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации. Участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса. Принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников учреждения. Принимает меры по оснащению помещений современным оборудованием, наглядными пособиями и техническим средствами обучения, пополнению библиотеки и методического кабинета учебно-методической и художественной литературой, журналами и газетами.

Более четко определены требования по разделу «Должен знать», в которых сделан акцент на знания теории и методов управления образовательными системами; основ экономики, права, социологии; административного, трудового и хозяйственного законодательства; правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. В квалификационных требованиях содержится положение о наличии высшего профессионального образования и стажа работы не менее 5 лет на педагогических или руководящих должностях.

Учредители дошкольных образовательных учреждений имеют возможность утвердить в штатном расписании ту или иную должность, на практике встречается наличие двух этих должностей в штате ДОУ инновационного типа или работающих в статусе экспериментальной площадки.

При определении содержания деятельности старшего воспитателя или заместителя заведующего, разработке должностной инструкции, являющейся локальным нормативным актом, можно опираться на описание профессиограммы.

Профессиограмма — это описание особенностей определенной профессии, раскрывающее содержание профессионального труда, требований, которые она предъявляет к человеку.

Впервые профессиограмма воспитателя-методиста, а впоследствии старшего воспитателя, была разработана Л.В. Поздняк. Проведенное ею в 80-е годы диссертационное исследование, имело целью определение педагогических условий, обеспечивавших совершенствование подготовки студентов к этому виду деятельности, а результатом — определение структуры и содержания функций воспитателя-методиста дошкольного учреждения, требований к его подготовке. Созданная двухуровневая функциональная модель организаторской деятельности воспитателя-методиста позволила разработать профессиограмму, которая содержала характеристику наиболее существенных черт личности воспитателя-методиста, а также знания, умения необходимые для осуществления организаторской деятельности. Данная профессиограмма использовалась Министерством просвещения СССР при пересмотре «Квалификационной характеристики преподавателя дошкольной педагогики и психологии, методиста по дошкольному воспитанию по специальности № 2110 «педагогика и психология (дошкольная)».

В последнее десятилетие ХХ в. Л.В. Поздняк продолжила эту работу. В течение 20 лет, будучи деканом факультета дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, она возглавляла Учебно-методическую комиссию по педагогике, психологии и методике дошкольного образования Учебно-методического объединения по педагогическим специальностям. Благодаря своей твердой обоснованной позиции, сумела отстоять необходимость выделения педагогической специальности высшего профессионального образования «Педагогика и методика дошкольного образования», направленной на получение квалификации организатора- методиста дошкольного образования. Уточнение профессиограммы старшего воспитателя ДОУ позволило усилить содержание профессиональной подготовки специалистов блоком дисциплин управленческого цикла, направленных на усвоение знаний и умений руководства педагогическим процессом и воспитателями на научной основе.

Профессиограмма старшего воспитателя содержит описание основных функций его деятельности*, в соответствии с которыми он обеспечивает и контролирует выполнение программы воспитания и обучения детей, добивается ее реализации; направляет и контролирует работу педагогов; оказывает методическую помощь педагогам. Важным направлением является методическое обеспечение педагогического процесса, которое включает разноплановую деятельность, направленную на повышение квалификации педагогов, организацию методического кабинета, опытно-экспериментальную работу, пропаганду педагогических знаний среди родителей, осуществление преемственности в работе воспитателей и учителей начальной школы. Каждое направление содержит комплекс действий, обеспечивающих всесторонность реализации разных аспектов деятельности. Профессиональные умения старшего воспитания ДОУ характеризуются как профессионально-организаторские при выполнении функций планирования, организации, контроля, координации, общения. Особо выделяются социальные функции, реализующиеся через различные формы (организация совещаний, выставок, участие в выборной общественной работе и многие другие).

В исследованиях последнего десятилетия, выполненных под руководством Л.В. Поздняк, представлены материалы, позволяющие внедрить в практику ДОУ эффективные способы планирования (Р.К.Тропина), информационного обеспечения (С.В. Савинова), построить методическую работу на диагностической основе (А.Н. Морозова), реализовать исследовательский подход в деятельности руководителя (Е.В. Давыткина), организовать научно­методическую деятельность в ДОУ (О.В. Никифорова), провести гуманитарную экспертизу (И.В. Тимофеева) и т.д.

Специалистами проведены исследования разнообразных проблем, связанных с деятельностью старшего воспитателя, таких как: формирование управленческой и эстетической культуры руководителя ДОУ (М.В. Бурмакина, Т.М. Максимова), развитие управленческого мышления (Л.В. Беляева), управление конфликтами в коллективе (И.В. Сафронова), управленческого мониторинга (Е.И. Терзиогло), совершенствование организации как функции управления (И.А. Селиверстова), методическое руководство исследованием развития ребенка (И.Л. Паршукова), осуществление аналитической деятельности (М.А. Ковардакова, С.Ф. Багатдинова и др.), формирование проектировочной деятельности (И.В. Фадеева), создание системы управления ДОУ по результатам (К.Ю. Белая), управление качеством образовательного процесса (Л.И. Фалюшина), в том числе в учреждениях инновационного типа (Л.Г. Богословец), управление инновационными процессами (В.Н. Казакова, Е.И. Кузьмичева), использование информации в образовательном процессе (Е.С. Комарова, Т.С. Остренко), повышение профессиональной квалификации педагогов (Л.А. Пенькова), педагогической компетентности при общении с родителями воспитанников (Т.В. Кротова) и др.

Многие из этих и других исследований посвящены одновременно проблемам подготовки студентов, овладению ими соответствующими знаниями и умениями в течение обучения в вузе, формированию необходимых профессиональных качеств будущих руководителей.

Безусловно, сегодня можно говорить о необходимости уточнения отдельных положений профессиограммы старшего воспитателя, но концептуальная основа выдержала проверку временем. Современная наука управления ДОУ располагает достаточно обоснованными данными, позволяющими содержательно, эффективно и интересно построить работу старшего воспитателя с педагогическими кадрами, родителями воспитанников, добиться высокого качества воспитательно-образовательной работы с дошкольниками.

Педагог для обслуживания детей ясельного возраста

Воспитатель-методист и его должностные функции

Расширение должностных обязанностей воспитателя-методиста

Введение должности «старший воспитатель» и определение его обязанностей

Уточнение обязанностей старшего воспитателя Профессиограмма старшего воспитателя

Справочник по дошкольному воспитанию: Основные законодат. и инструкт. док./Под ред. А.И. Шустов — М., «просвещение», 1980 — С.416-425.

С:\изегз\ЛюдмилаМихайловна\0оситеп1з\Научная работа\СТАТЬИ\Для сайта 2 ГД\Волобуева Л. Старший воспитательное

Организация работы сельского детского сада: Условия организации дошк. воспитания в сел. местности/ Л.В. Поздняк, А.К. Бондаренко, Л.В. Дружинина и др. Под ред. Р.А. Курбатовой. — М.: Просвещение, 1988.

— С. 181-190. Документ утратил силу в связи с утверждением Типового положения о ДОУ (1995).

Л.М. Волобуева, Московский педагогический государственный университет, профессор, кандидат педагогических наук.

Вы получили педагогическое образование по специальности воспитатель и собираетесь пойти работать в детский сад. Обязанности воспитателя детского сада в общих чертах знаете, но вам не все понятно. Что же скрывается за стенами дошкольного учреждения? Можете быть, прочтение этой статьи поможет вам найти ответы на некоторые вопросы.

Иду работать в детский сад. Обязанности воспитателя детского сада от А до Я

В первую очередь воспитатель - это человек, который постоянно находится рядом с детьми: в группе, на прогулке, во время обеда и сна. Каждую минуту и секунду он должен неукоснительно следить за их благополучием и безопасностью. Но на этом не ограничиваются его обязанности. Кроме этого, воспитатель проводит развивающие занятия с детьми, читает и рассказывает им сказки, следит за порядком и дисциплиной в группе, ведет различную групповую документацию, принимает активное участие в организации и проведении утренников.

Рабочий день воспитателя

В чем заключаются основные обязанности воспитателя детского сада? Чтобы стало более понятно, рассмотрим рабочий день, начиная с утра и заканчивая вечером. Каждый день в дошкольном учреждении проходит в соответствии с режимом дня, которого придерживается детский сад. Обязанности воспитателя детского сада напрямую зависят от него.

Утро у воспитателя начинается с приема детей. В это время педагог должен пообщаться с каждым из родителей, проверить, все ли в порядке с ребенком. Когда все дети в сборе, воспитатель проводит с ними зарядку и ведет завтракать. После завтрака с детьми проводится непосредственная образовательная деятельность и прогулка. В промежутках между этими занятиями может проводиться второй завтрак, но это все зависит от особенностей работы детского сада. После прогулки дети обедают и ложатся спать. Во время тихого часа воспитатель может заниматься самой разнообразной деятельностью: заполнять документацию, оформлять различные стенды, уголки, готовиться к утренникам, мыть игрушки, знакомиться с новинками методической литературы.

После сна следует полдник, прогулка и ужин, после чего детей забирают родители.

Обязанности воспитателя

При приеме на работу каждый работник, принимаемый на эту должность, должен изучить должностные обязанности воспитателя детского сада под роспись. В этом документе прописано, что педагог должен быть компетентен в проведении мероприятий, способствующих укреплению здоровья детей и их физическому развитию, всевозможных видов организованной и самостоятельной деятельности и общения дошкольников. Дети должны получить все знания согласно основной программе дошкольного учреждения.

Должностные обязанности воспитателя детского сада подразумевают тщательный присмотр за детьми в помещении и на прогулочных площадках детского сада, взаимодействие с родителями. Также воспитатель планирует и организует игровую и самостоятельную деятельность и досуг детей, участие в конкурсах как внутрисадовского уровня, так и более высокого, после чего проводит выставки детских работ.

Педагог должен владеть современными инновационными технологиями и методиками и применять их на практике. Наряду с этим педагог следит за порядком и чистотой своего рабочего места, в группе и на вверенном ему участке. Проводит дезинфекцию игрушек в соответствии с нормами СанПиНа. Координирует работу младшего воспитателя. Ведет каждодневный учет посещаемости детей и фиксирует это в специальной тетради. Воспитатель находится в прямом подчинении у заведующего, выполняет требования старшего воспитателя и медсестры.

Старший воспитатель в обязательном порядке должен иметь высшее педагогическое образование и стаж работы в области дошкольного образования не менее пяти лет.

К основным обязанностям старшего воспитателя относится руководство деятельностью всех педагогов, работающих с детьми. Он занимается организацией и проведением педагогических советов, родительских собраний и всех остальных мероприятий, запланированных в детском саду. Два раза в год совместно с воспитателями проводит мониторинг для выявления уровня освоения программы каждым ребенком.

Старший воспитатель принимает участие в подборе кандидатов на должность воспитателя, узких специалистов, младшего воспитателя. Содействует в создании хорошего психологического климата в коллективе сотрудников детского сада.

В обязанности старшего воспитателя входит ведение всей методической документации: годовой план, анализ работы за год, циклограмма, различные мониторинги и многое другое. Он должен следить за уровнем образования педагогических работников, своевременным повышением их квалификации, помогать в подготовке к прохождению аттестации. Также активизировать воспитателей к участию в различных мероприятиях и конкурсах на районном и федеральном уровне.

Старший воспитатель находится в непосредственном подчинении у заведующего детским садом.

Роль младшего воспитателя

В обязанности младшего воспитателя детского сада входит поддерживание чистоты в группе. Он должен утром и вечером проводить уборку всех вверенных ему помещений, после тихого часа - делать влажную уборку в спальне. При наличии в группе ковров чистить их влажной щеткой и пылесосом. Один раз в месяц обязательно проведение генеральной уборки с применением дезинфицирующих средств, два раза в год моются окна.

Каждодневной обязанностью младшего воспитателя является санитарная обработка посуды, детских столов, за которыми они питаются, горшков (если они есть). Один раз в неделю либо при возникновении в этом необходимости меняет постельное белье. Гигиеническая обработка санузлов должна проводиться два раза в день. Следит за чистотой полотенец, постоянным наличием в группе кипяченой воды для питья. Помогает одевать и раздевать детей при проведении прогулки.

Наряду со всем вышеперечисленным младший воспитатель обязан помогать в организации работы с детьми, в проведении образовательной деятельности, организуемой воспитателем. Также в его обязанности входит организация работы по привитию детям основных навыков самообслуживания, приобщение к общественно-полезному труду в старших и подготовительных группах. Младший воспитатель организует кормление дошкольников, работает над освоением ими правил хорошего поведения во время приема пищи, культурно-гигиенических навыков. В вопросах своей компетенции взаимодействует с родителями дошкольников. Во время отсутствия воспитателя по уважительной причине и во время «тихого часа» присматривает за детьми.

Младший воспитатель находится в прямом подчинении у заведующего, выполняет требования воспитателя, медсестры, заведующего хозяйством.

Помощник воспитателя детского сада

Если сравнить должностные обязанности помощника воспитателя детского сада и младшего воспитателя, то мы увидим, что они практически совпадают. Их отличие лишь в том, что обязанностью младшего воспитателя является участие в проведении образовательной деятельности, которую организует воспитатель, а для помощника воспитателя данная функция в обязанности не входит.

Выбор за вами

Так стоит ли вам идти работать в детский сад? Обязанности воспитателя детского сада очень обширны и не каждому под силу. В этой статье мы постарались раскрыть все подробности работы в детском саду, начиная со старшего воспитателя и заканчивая помощником. Теперь выбор за вами - на какую должность вы можете претендовать. Все зависит от вашего образования, квалификации и желания работать.

P. S. Коротко о главном

А самое главное - это любовь к детям. Основное требование, которое не прописано ни в одной инструкции: любить детей и бережно к ним относиться.

Анна Шорина
Основные направления деятельности старшего воспитателя ДОУ

Любая управленческая деятельность , к которой относится и деятельность старшего воспитателя дошкольного учреждения, строится на основе определенных закономерностей, выработанных наукой управления. Управлять дошкольным учреждением – это значит целенаправленно воздействовать на педагогический коллектив (а через него на воспитательно – образовательный процесс) для достижения максимальных результатов в воспитании , развитии, обучении детей дошкольного возраста.

Процесс управления носит циклический характер, причем это относится к любому уровню управления : касается ли это управления дошкольным учреждением в целом, или только его педагогическим коллективом, или управления воспитательно –образовательным процессом в группе дошкольников. Цикл управления состоит из основных управленческих функций : определение цели; планирование; организация; контроль. Последняя – заключительная стадия и в то же время исходный пункт нового цикла.

Основной компонент управленческой деятельности – определение цели . Работая над формулировкой цели, надо помнить следующее : цели могут быть внутренними, т. е. поставленными человеком или коллективом дошкольного учреждения самостоятельно, либо внешними, если они задаются извне, обществом.

В качестве общих задач методической работы можно представить следующие : управление образовательным процессом (ведущая, организация повышения квалификации педагогов, организация работы с родителями.

Сегодня основная работа старшего воспитателя – это работа с педагогическими кадрами. То есть на качество, результаты деятельности всего детского сада он влияет опосредованно, через воспитателя . Старший воспитатель должен уметь работать с детьми и учить этому педагогов. Он должен уметь показать тот или иной прием, на практике объяснить методику, при необходимости активно включаться в педагогический процесс, а для этого не менее 2/3 времени надо бывать в группах, наблюдать, оценивать, корректировать работу педагогов. Например , если организуется экскурсия за пределы детского сада, он обязательно идет вместе с детьми и воспитателем и берет часть организационной работы на себя.

Совместно с другими специалистами он проводит диагностику знаний и умений детей, а, следовательно, работает, общается с дошкольниками и оказывает помощь воспитателям . Это очень сложная задача, и поэтому от старшего воспитателя требуется , прежде всего, умение работать с людьми.

Среди современных педагогов много специалистов с высшим и средним специальным образованием. Умение работать с людьми – основной показатель в деятельности старшего воспитателя . Очень важно создать коллектив единомышленников, имеющих единое педагогическое кредо, позиции, традиции, или, как сейчас модно говорить, создать свою команду. Только в этом случае старший воспитатель сможет достичь тех целей, которые он ставит.

Руководитель дошкольного учреждения и старший воспитатель должны работать слаженно, предъявлять единые требования к членам педагогического коллектива. Это еще один немаловажный момент. Умение наладить контакт с педагогами и руководителем, выработать свой стиль общения с коллективом с учетом особенностей психологического климата в ДОУ помогут старшему воспитателю в работе .

Главным методом в его арсенале должны быть убеждение и доказательства. Даже если воспитатель делает что-то неправильно, методист должен убедить и доказать, почему этот метод работы с детьми неэффективен, и подсказать, как сделать лучше. При этом важно уметь прислушиваться к тому, что говорит педагог. Умение слушать и слышать собеседника всегда ценится подчиненными. Работать с людьми – это обязательное умение владеть собой в критических ситуациях, предвидеть и предотвращать возможные конфликты в коллективе, понимать и оценивать возможности каждого сотрудника.

Также в наше время важным качеством является умение оценивать и говорить о результатах своего труда. Старший воспитатель должен обучать педагогов самоанализу педагогической деятельности .

Старший воспитатель должен учитывать интересы и пожелания коллектива. Педагогам больше нравится, когда их не консультируют как учеников, а когда с ними советуются. Поэтому такие интерактивные формы методической работы, как творческие группы, брифинги, дискуссии, круглые столы и мозговая атака, дают наибольший результат. Например , старший воспитатель говорит о том , что есть проблема, которую он один разрешить не может, и предлагает подумать всем вместе, поискать пути ее решения. Но при постановке любой задачи необходимо доводить ее до логического конца. Если старший воспитатель провел активную форму, он обязан подвести итог и выдать продукт в виде рекомендаций, алгоритма действий для воспитателей . При этом важно, что этот продукт будет восприниматься как совместно созданный, коллективный.

Старший воспитатель должен не только активизировать педагогов, но и знать, для чего он это делает. Например , получить результат при меньших затратах, как можно меньше отрывать педагогов от работы.

В рамках методической работы должно быть четко налажено самообразование всех педагогов ДОУ. Самостоятельно добытые воспитателями знания являются хорошим фундаментом для организации активных форм с ними. Самообразование одно из направлений деятельности старшего воспитателя . Прежде чем требовать с воспитателей , старший воспитатель должен определить , над какой темой он будет работать в этом году сам. Когда составляется план самообразования педагогов детского сада на год, первыми в списке должны быть заведующий, старший воспитатель , и только потом – все воспитатели . Это и есть система непрерывного самообразования.

В настоящее время старший воспитатель должен быть широко информирован о всех инновациях в системе дошкольного и школьного образования. Хочется подчеркнуть важность аналитической функции старшего воспитателя , который выступает в роли аналитика и эксперта всего того, что печатается, издается. Сейчас большое количество литературы, которая зачастую не отвечает требованиям классической педагогики, психологии. А закупает методическую литературу в основном старший воспитатель . Он должен еще в магазине, пролистав, просмотрев бегло пособие, понять, подойдет ли оно для работы. При этом важно не только оценивать литературу, но и уметь выбирать ее, исходя из вида и целей своего дошкольного учреждения, уровня профессионального мастерства воспитателей .

Из исследований К. Ю. Белой старший воспитатель участвует в :

Подборе кандидатов на должности воспитателей , их помощников, специалистов;

Создании благоприятного морально-психологического климата в коллективе, системы морального и материального поощрения сотрудников;

Формулировке социального заказа своему ДОУ, выработке философии, определении цели ДОУ;

Стратегическом планировании, разработке и внедрении программ развития и планов работы ДОУ;

Создании имиджа ДОУ среди населения;

Выборе (разработке) образовательных программ для детей;

Организации образовательной, воспитательной работы с детьми ;

Организации экспериментальной, исследовательской работы в ДОУ;

Развитии, эффективном использовании интеллектуального потенциала ДОУ;

Развитии сотрудничества с другими ДОУ, школами, детскими центрами, музеями и т. п.

Кроме этого, старший воспитатель планирует учебно- воспитательную , методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей и с целью создания оптимальной модели учебно-воспитательного процесса в ДОУ , предусматривая :

Предложения в план работы ДОУ;

Повышение квалификации воспитателей ;

Помощь воспитателям в самообразовании ;

Аттестацию воспитателей ;

Составление сетки занятий по возрастным группам;

Методическую помощь воспитателям (в первую очередь начинающим) в подготовке и проведении занятий;

Обмен опытом работы сотрудников ДОУ;

Ознакомление воспитателей с достижениями педагогической теории и практики;

Развитие преемственности ДОУ и школы;

Совершенствование работы с родителями;

Комплектование групп учебными пособиями, играми, игрушками;

Постоянный анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической работы.

Организует учебно-воспитательную , методическую работу :

Готовит и регулярно проводит заседания педагогического совета;

Проводит для воспитателей открытые занятия , семинары, индивидуальные и групповые консультации, выставки, конкурсы;

Организует работу творческих групп;

Своевременно приобретает оборудование, необходимое для учебно-воспитательной , методической работы;

Ведет картотеку издаваемой учебно-педагогической и методической литературы;

Комплектует, пропагандирует среди воспитателей библиотеку учебно-методической и детской литературы, пособий и т. п. ;

Организует работу воспитателей по изготовлению пособий, дидактических материалов;

Проводит совместные мероприятия со школой;

Готовит для родителей стенды, папки-передвижки об опыте семейного воспитания ;

Своевременно оформляет педагогическую документацию;

Формирует и обобщает лучший опыт работы педагогов по разным проблемам и направлениям .

Осуществляет контроль за работой воспитателей :

Систематически проверяет планы учебно-воспитательной работы ;

По графику посещает занятия в группах;

Следит за выполнением годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета.

Старший воспитатель организует взаимодействие в работе воспитателя , психолога, логопеда, музыкального руководителя, других специалистов. Регулярно проводит диагностику развития детей, их знаний, умений, навыков.

Изучает планы воспитателей по самообразованию . Осуществляет взаимосвязь в работе ДОУ, семьи, школы.

Профессиональная компетентность старшего воспитателя складывается из нескольких компонентов, в том числе :

Наличия методологической культуры, концептуального мышления, умения моделировать педагогический процесс и прогнозировать результаты собственной деятельности ;

Наличия высокого уровня общей коммуникативной культуры, опыта организации общения с воспитателями , осуществляемой в режиме диалога;

Готовности к совместному овладению социального опыта со всеми участниками педагогического процесса;

Стремления к формированию и развитию личных креативных качеств, которые дают возможность генерации уникальных педагогических идей;

Освоения культуры получения, отбора, воспроизведения , обработки информации в условиях лавинообразного нарастания информационных потоков;

Наличия опыта системного изучения и исследования педагогической деятельности воспитателей и собственной профессионально-педагогической деятельности .

По мнению Л. В. Поздняк и Н. Н. Лященко старший воспитатель должен :

При планировании, прогнозировать развитие процессов воспитания , обучения и развития дошкольников, педагогического коллектива, разрабатывать комплексно-целевую программу развития дошкольного учреждения, планировать деятельность коллектива на длительный срок, методическую работу на год, месяц, собственную деятельность на дли-тельный срок и в течение дня; способствовать взаимодействию воспитателей в ходе выполнения годового и месячных планов, отдельных заданий; создавать условия для повышения квалификации педагогов, воспитательно -образовательной работы с детьми, совершенствовать организационно-воспитательные воздействия на отдельных воспитателей и коллектив в целом ; повышать собственный уровень квалификации, оттачивать свои действия и поступки в конкретных ситуациях.

При организации : осуществлять деятельность педагогов в соответствии с годовым и месячным планами, обмен опытом и информацией, эффективное воздействие коллектива на отдельных воспитателей , методическую помощь в составлении планов и подготовке к работе с детьми, повышение квалификации воспитателей , собственную деятельность в соответствии с планом; распределять работу между педагогами в соответствии со сложившейся ситуацией; инструктировать в ходе выполнения работы; обучать наиболее эффективным методам и приемам работы с детьми; поддерживать на высоком уровне трудовую активность в коллективе; своевременно и правильно оформлять необходимую документацию, методические материалы, выставки для педагогов и родителей; поддерживать четкий порядок в работе педагогов, доводить начатые дела до конца.

При контроле : разрабатывать схему наблюдения за воспитательно -образовательной работой с детьми, диагностические материал).; вопросы для осуществления тематического и фронтального контроля в разных возрастных группах; наблюдать за деятельностью воспитателя в процессе работы с детьми, за деятельностью и взаимоотношениями детей; фиксировать результаты наблюдений; анализировать результаты воспитательно -образовательной работы, детского творчества, планы и документацию воспитателей ; делать выводы и заключения о состоянии воспитательно -образовательной работы с детьми; осуществлять диагностику профессиональной компетентности педагог, развития детей; разрабатывать мероприятия по устранению выявленных недостатков в работе педагогов; обсуждать результаты контроля с воспитателями , использовать эти результаты при подготовке решений педсовета, планировании работы коллектива.

При координации : изучать педагогическое мастерство воспитателей , социально-психологические особенности членов коллектива, процесс выполнения решений; корректировать деятельность воспитателей на основе анализа их работы , свою организаторскую деятельность ; анализировать целенаправленность и эффективность воздействия на воспитателей ; регулировать ход воспитательно -образовательного процесса в дошкольном учреждении, действия членов коллектива; ориентироваться в сложившейся ситуации; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выполнении работы.

При общении : владеть собой в критических ситуациях; предвидеть конфликты и предотвращать их; изучать взаимоотношения воспитателей при выполнении работы; правильно воспринимать критику и учитывать ее в своей деятельности ; понимать и оценивать возможности воспитателей и других сотрудников; ориентироваться во взаимоотношениях людей; строить свои взаимоотношения с коллективом на основе взаимного доверия и сотрудничества; устанавливать правильные отношения с заведующей и работниками управления образованием; выбирать и использовать наиболее действенные меры организационного и воспитательного воздействия по отношению к отдельным воспитателям ; учитывать особенности психологического климата и коллективе.

Таким образом, не смотря на разные мнения авторов о деятельности старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения, на нем лежит очень большой труд. Старший воспитатель ДОУ должен быть психологически сильной и подготовленной личностью не только управлять коллективом и оказывать ему помощь в трудностях.

Список литературы

1. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ : Анализ, планирование, формирование и методы. – М.: ТЦ. Сфера. 2005. – 96с. (Серия .)

2. Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами . – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ» .)

3. Старший воспитатель детского сада : Пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Васильева, Л. А. Бахтурина, И. И. Кобитина. – 3-е издание, дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 143с.

1. Общие положения

1.1. Данная должностная инструкция старшего воспитателя в детском саду разработана с учетом требований ФГОС дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155; Федерального Закона №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 25 декабря 2018 года; на основании Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования »), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26.08.2010 г. в редакции от 31.05.2011 г.; в соответствии с Трудовым кодексом РФ и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.

1.2. Старший воспитатель детского сада принимается на работу и освобождается от должности заведующим дошкольным образовательным учреждением , подчиняется непосредственно заведующему детским садом.

1.3. Старший воспитатель должен пройти медицинский осмотр, ознакомиться с должностной инструкцией старшего воспитателя ДОУ, пройти вводный инструктаж по охране труда и пожарной безопасности.

1.4. На период отпуска и временной нетрудоспособности старшего воспитателя детского сада его должностные обязанности могут быть возложены на воспитателя ДОУ из числа наиболее опытных сотрудников. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа заведующего дошкольным образовательным учреждением, соответствующего требованиям трудового законодательства Российской Федерации.

1.5. Старший воспитатель ДОУ должен иметь высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика » и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет.

1.6. Старшему воспитателю детского сада непосредственно подчиняются все воспитатели дошкольного образовательного учреждения.

1.7. В своей профессиональной деятельности старший воспитатель должен руководствоваться должностной инструкцией старшего воспитателя детского сада, а также:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • Федеральным законом «» и другими законодательными актами Российской Федерации;
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций »;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
  • правилами и нормами охраны труда и противопожарной безопасности;
  • Уставом и локальными актами дошкольного образовательного учреждения;
  • Конвенцией ООН о правах ребенка;
  • инструкцией по охране жизни и здоровья детей;
  • Трудовым договором, Договором с родителями и Коллективным договором;

1.8. Старший воспитатель детского сада должен знать:

  • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
  • законы и другие нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 24.07.98г № 124-ФЗ (в редакции от 29.06.2013г) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации ";
  • данную должностную инструкцию старшего воспитателя в детском саду с учетом требований ФГОС ДО;
  • педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию;
  • психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей, возрастную физиологию, гигиену;
  • методы и формы мониторинга деятельности воспитателей ДОУ;
  • педагогическую этику;
  • теорию и методику воспитательной работы;
  • методы управления образовательными системами;
  • современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
  • способы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с коллегами по работе;
  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  • основы экологии, экономики, социологии;
  • трудовое законодательство Российской Федерации;
  • основы работы с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами и презентациями, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
  • Правила внутреннего трудового распорядка дошкольного образовательного учреждения;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.9. Старший воспитатель должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, знать порядок действий при возникновении чрезвычайной ситуации и эвакуации.

2. Должностные обязанности

Старший воспитатель детского сада выполняет должностные обязанности:

2.1. Осуществляет методическое руководство воспитательно-образовательной деятельностью воспитателей и других педагогических работников, обеспечивая выполнение основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

2.2. Координирует деятельность воспитателей, педагогических работников в проектировании образовательной среды дошкольного образовательного учреждения.

2.3. Оказывает учебно-методическую и научную поддержку всем участникам образовательного процесса.

2.4. Осуществляет взаимосвязь и сотрудничество в работе детского сада, семьи и социума.

2.5. Старший воспитатель ДОУ организовывает:

  • работу по подготовке и проведению педагогических советов, родительских собраний и других мероприятий, предусмотренных годовым планом дошкольного образовательного учреждения;
  • взаимодействие воспитателей и других специалистов ДОУ для решения задач годового плана и образовательной программы;
  • внедрение педагогики партнерства для всех участников воспитательно-образовательного процесса;
  • групповые и тематические консультации, тематические выставки и конкурсы;
  • работу творческих и проектных групп воспитателей и других педагогов-специалистов;
  • работу воспитателей по изготовлению пособий, дидактических материалов, а также по использованию образовательных ресурсов;
  • наставничество с целью оказания помощи молодым воспитателям-специалистам в их профессиональном становлении, а также реализация идеи социально-педагогического партнерства;
  • проведение совместных мероприятий с общеобразовательными учреждениями и другими социальными партнерами;
  • обеспечение информационного поля для родителей о деятельности дошкольного образовательного учреждения с использованием различных ресурсов.

2.6. Старший воспитатель детского сада организовывает проведение мониторинга:

  • в начале учебного года – для определения зоны образовательных потребностей каждого воспитанника;
  • в конце года – в выявлении уровня достижений каждым воспитанником промежуточных и итоговых показателей освоения программы, динамики формирования интегративных качеств.

2.7. Старший воспитатель ДОУ принимает участие:

  • в подборе кандидатов на должности воспитателей, помощников воспитателей, педагогов-специалистов;
  • в создании благоприятного морально-психологического климата в коллективе;
  • в обеспечении соблюдения работниками детского сада прав и свобод воспитанников, норм по охране их жизни и здоровья во время воспитательно-образовательного процесса, выполнения правил охраны труда и пожарной безопасности;
  • в стратегическом планировании, разработке и внедрении программы развития, образовательной программы и годового плана работы организации;
  • в создании положительного имиджа дошкольного образовательного учреждения в социуме;
  • в организации, контроле и координации воспитательно-образовательной работы с воспитанниками;
  • в организации экспериментальной, исследовательской и проектной работы в детском саду;
  • в развитии и эффективном использовании творческого потенциала педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения;
  • в установлении связей и развитии сотрудничества с партнерами детского сада (другими дошкольными образовательными учреждениями, школами, библиотеками и т.д.);
  • в работе районных и городских методических объединений.

2.8. Планирует методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей и специалистов, предусматривая:

  • уровень их профессиональной квалификации;
  • оказание помощи в самообразовании и методической помощи (в первую очередь начинающим специалистам) в применении в работе с воспитанниками деятельностных технологий, использование форм и приемов организации детей ДОУ;
  • учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста;
  • в обеспечении преемственности с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования;
  • ознакомление педагогических работников с достижениями современной педагогической теории и практики;
  • построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития ребенка и организации совместной деятельности детей и родителей;
  • оказание помощи при подготовке к процессу аттестации педагогических работников;
  • организовывает обмен опытом работы среди педагогов дошкольного образовательного учреждения с целью повышения их квалификации (открытые просмотры, семинары, тренинги и др. формы).

2.9. Систематически выполняет разного вида контроль и анализ состояния образовательной и воспитательной работы в ДОУ и принятие на его основе конкретных мер по повышению качества и эффективности работы.

2.10. Старший воспитатель в детском саду способствует:

  • обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив;
  • обеспечению уровня подготовки воспитанников, соответствующего ФГОС ДО;
  • созданию развивающей образовательной среды, которая обеспечивает духовно-нравственное развитие и воспитание детей, высокое качество дошкольного образования и его доступность, открытость и привлекательность для воспитанников и их родителей; гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья детей, являющейся комфортной по отношению к детям и педагогам.

2.11. Старший воспитатель в ДОУ содействует:

  • всестороннему развитию воспитанников дошкольного образовательного учреждения через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в детском саду;
  • формированию общей культуры личности, социализации, развитию познавательных интересов воспитанников;
  • непрерывному профессиональному развитию и росту педагогов;
  • выполнению целевых федеральных, региональных и муниципальных программ развития дошкольного образования.

2.12. Контролирует работу воспитателей в части:

  • соблюдения прав и свобод детей, по обеспечению охраны жизни и здоровья воспитанников во время воспитательно-образовательного процесса;
  • планирования и выполнения воспитательно-образовательной работы;
  • организации и проведении в группах образовательной деятельности воспитанников, режимных моментов, игровой и самостоятельной деятельности;
  • выполнения годового плана работы дошкольной образовательной организации и решений, принятых на заседаниях педсоветов;
  • самообразования.

2.13. Старший воспитатель оказывает методическую помощь воспитателям, которые занимаются воспитательно-образовательной деятельностью с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует с медицинскими организациями.

2.14. Ведет в установленном порядке необходимую документацию, своевременно представляет заведующему ДОУ необходимые данные и сведения (в соответствии с номенклатурой дел дошкольной образовательной организации).

2.15. Строго соблюдает свою должностную инструкцию старшего воспитателя в ДОУ, права и свободы воспитанников, содержащиеся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации » и Конвенции о правах ребенка, требования охраны жизни и здоровья воспитанников, правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности, трудовую дисциплину и правила внутреннего трудового распорядка детского сада.

2.16. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

2.17. Уважает честь и достоинство педагогических работников, а также воспитанников детского сада.

2.18. Систематически повышает свой профессиональный уровень, проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

2.19. Проходит в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению заведующего дошкольным образовательным учреждением.

3. Права

Старший воспитатель ДОУ имеет право:

3.1. Старший воспитатель дошкольного образовательного учреждения имеет права, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации », Уставом и другими локальными актами дошкольного образовательного учреждения.

3.2. В пределах своей компетенции принимать участие в разработке Программы развития, образовательной программы и годового плана дошкольного образовательного учреждения, должностных инструкций воспитателей.

3.3. По вопросам, входящим в его компетенцию, вносить на рассмотрение администрации детского сада свои предложения по совершенствованию воспитательно-образовательного процесса и методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности детского сада недостатков.

3.4. Требовать от администрации дошкольного образовательного учреждения создания условий для выполнения своих профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.5. Проверять работу непосредственно подчиненных ему сотрудников; присутствовать на проводимых ими занятиях и мероприятиях; давать обязательные для исполнения распоряжения непосредственно воспитателям курируемых групп.

3.6. Знакомиться с проектами решений администрации дошкольного образовательного учреждения, которые касаются его профессиональной деятельности.

3.7. Повышать свою квалификацию (не реже 1 раза в 3 года).

3.8. На предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.9. Устанавливать деловые контакты со сторонними организациями в рамках своей компетенции.

4. Ответственность

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений заведующего детским садом, должностных обязанностей, установленных настоящей должностной инструкцией старшего воспитателя в детском саду, в том числе за не использование предоставленных прав, старший воспитатель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством РФ;

4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, а также совершение иного аморального поступка старший воспитатель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Федеральным Законом "Об образовании в Российской Федерации ". Увольнение за данный поступок не является мерой дисциплинарной ответственности;

4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, несет ответственность в пределах определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.4. За виновное причинение ДОУ или участникам воспитательно-образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей старший воспитатель несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

4.5. За невыполнение требований по охране труда, пожарной безопасности, неоказание первой доврачебной помощи пострадавшему, не своевременное извещение или скрытие от администрации детского сада произошедшего несчастного случая несет ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

5. Порядок аттестации

5.1. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности является обязательной и проходит в сроки, определенные законодательством РФ. Ее проведение должно быть не реже чем раз в 5 лет. При этом стаж и категория воспитателя никоим образом не может повлиять на периодичность проведения процедуры проверки. Такой вид является проверкой на профессиональное соответствие занимаемой должности.

5.2. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории является добровольной и проводится по желанию самого работника в целях повышения имеющейся категории.

5.3. На основе приказа Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276 г. Москва «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений » старший воспитатель может обратиться в аттес­тационную комиссию с заявлением о проведении аттестации или установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории, имея стаж не менее 2 лет.

  • стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
  • стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «»;
  • выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
  • личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.

5.4. Старший воспитатель может обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации или установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории не ранее чем через 2 года после установления первой квалификационной категории.

  • обладания первой квалификационной категорией;
  • достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
  • достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования »;
  • выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
  • личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
  • активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

6. Регламент взаимоотношений и связи по должности

Старший воспитатель детского сада должен:

6.1. Работать в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному заведующим ДОУ, участвовать в плановых общих мероприятиях детского сада, на которые не установлены нормы выработки.

6.2. Самостоятельно планировать свою работу, разрабатывать и своевременно предоставлять на утверждение план работы.

6.3. Осуществлять координацию деятельности воспитателей, педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды дошкольного образовательного учреждения.

6.4. Своевременно предоставлять заместителю заведующего по воспитательно-образовательной работе или непосредственно заведующему детского сада письменный отчет о своей деятельности.

6.5. Получать информацию от заведующего и заместителя заведующего дошкольным образовательным учреждением по воспитательно-образовательной работе, информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомиться под расписку с соответствующими документами.

6.6. Принимать участие в совещаниях, педагогических советах, проводимых в дошкольном образовательном учреждении.

6.7. Систематически обмениваться информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками детского сада.

7. Порядок утверждения и изменения должностной инструкции

7.1. Внесение изменений и дополнений в действующую должностную инструкцию производится в том же порядке, в котором принимается должностная инструкция.

7.2. Должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения и действует до замены ее новой должностной инструкцией.

7.3. Факт ознакомления старшего воспитателя с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.



Онлайн калькуляторы