Кто предложил термин социальный институт. Социальные институты: примеры, основные черты, функции. Социальный институт: понятие, виды, функции

Введение

1.Понятие «социальный институт» и «социальная организация».

2.Виды социальных институтов.

3.Функции и структура социальных институтов.

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Термин "социальный институт" употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институт государства и т. д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина "социальный институт" связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.

Процесс институционализации включает в себя ряд моментов: 1) Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, дает возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать свое существование и т.д. Возникновение определенных общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации. 2) Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надиндивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством.

Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.

3) Третьим важнейшим элементом институционализации

является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию.

Итак, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение социального института. Социальные институты - это организованные объединения людей выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Следует различать и такие понятия, как “социальный институт” и “организация”.


1.Понятие «социальный институт» и «социальная организация»

Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

Социальные институты руководят поведением членов общности через систему санкций и наград. В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль. Их задача сводится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в определенных видах деятельности - свободу творчества и нововведений, свободу слова, права на получение определенной формы и величины дохода, на жилье и бесплатное медицинское обслуживание и т. д. Например, литераторы и артисты имеют гарантированную свободу творчества, поиска новых художественных форм; ученые и специалисты обязываются исследовать новые проблемы и осуществлять поиск новых технических решений и т. д. Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней, формальной (“ материальной”) структуры, так и внутренней, содержательной.

Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны - это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Так, если есть юстиция как социальный институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц, учреждений и материальных средств осуществляющих правосудие, то с содержательной точки зрения - это совокупность стандартизированных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих данную социальную функцию. Указанные стандарты поведения воплощаются в определенных ролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката, следователя и т. д.).

Социальный институт, таким образом, определяет ориентацию социальной деятельности и социальных отношений посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения. Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания решаемых социальным институтом задач. Каждый такой институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

Следовательно, социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления. Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущерб социальной системе. Основными объектами такого контроля являются правовые и моральные нормы, обычаи, административные решения и т. п. Действие социального контроля сводится, с одной стороны, к применению санкций в отношении поведения, нарушающего социальные ограничения, с другой - к одобрению желательного поведения. Поведение индивидов обусловлено их потребностями. Эти потребности могут быть удовлетворены различными способами, и выбор средств для их удовлетворения зависит от системы ценностей, принятой данной социальной общностью или обществом в целом. Принятие определенной системы ценностей способствует идентичности поведения членов общности. Воспитание и социализация направлены на то, чтобы передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и способы деятельности.

Под социальным институтом ученые понимают комплекс, охватывающий, с одной стороны, совокупность нормативно-ценостно обусловленных ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей, и с другой - социальное образование, созданное для использования ресурсов общества в форме интеракции для удовлетворения этой потребности.

Социальные институты и социальные организации тесно связаны между собой. Среди социологов нет единого мнения по поводу того, как они соотносятся друг с другом. Одни считают, что вообще нет необходимости различать эти два понятия, употребляют их как синонимы, так как многие социальные явления, такие, например, как система социального обеспечения, образование, армия, суд, банк, могут одновременно рассматриваться и как социальный институт, и как социальная организация, другие же приводят более или менее четкое их разграничение. Трудность проведения четкого “водораздела” между этими двумя понятиями связана с тем, что социальные институты в процессе своей деятельности выступают как социальные организации - они структурно оформлены, институционализированы, имеют свои цели, функции, нормы и правила. Сложность заключается в том, что при попытке выделить социальную организацию как самостоятельный структурный компонент или социальное явление приходится повторять те свойства и черты, которые характерны и для социального института.

Также следует отметить, что, как правило, организаций значительно больше, чем институтов. Для практической реализации функций, целей и задач одного социального института часто формируется несколько специализированных социальных организаций. Например, на базе института религии созданы и функционируют различные церковно- культовые организации, церкви и конфессии (православие, католицизм, ислам и др.)

2.Виды социальных институтов

Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами: 1) Экономическо-социальные институты -собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различном типа - обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

2)Политические институты - государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально- классовые структуры. 3) Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм. 4) Нормативно-ориентирующие - механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель - придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения. 5) Нормативно-санкционирующие - общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций. 6) Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений.

Социальный институт: что это

Социальные институты выступают в качестве исторически сложившихся и устойчивых форм организации совместной деятельности людей в одном сообществе. Данный термин авторы и исследователи употребляют в отношении разнообразных сфер. Сюда входит образование, семья, здравоохранение, государство и многие другие.

Возникновение социальных институтов и их охват широких слоев населения и различных сфер жизнедеятельности человека связано с очень сложным процессом формализации и стандартизации. Этот процесс носит название «институциализация».

Замечание 1

Институциализация является очень многофакторной и структурированной, и включает в себя ряд ключевых моментов, о которых нельзя не упомянуть при изучении социальных институтов, их типологии и основных функций. Одним из ключевых условий, которое предшествует появлению социального института, является социальная потребность со стороны населения. Это связано с тем, что социальные институты необходимы для организации совместной деятельности людей. Основная цель такой деятельности – удовлетворение основных социальных, экономических, политических и духовных потребностей населения.

Разнообразие социальных институтов было объектом изучения многих социологов. Все они старались найти сходства и отличия в функционале социальных институтов и их назначении в обществе. Таким образом, они пришли к выводу о том, что каждый социальный институт характеризуется наличием конкретной цели своей деятельности, а также определенными функциями, осуществление которых необходимо для достижения поставленной цели и реализации конкретных задач. Помимо этого, участник каждого социального института обладает своим социальным статусом и ролью, что также немаловажно, поскольку таким образом человек в один период своей жизни может иметь сразу несколько социальных статусов и ролей (отец, сын, муж, брат, начальник, подчиненный и прочие).

Типы социальных институтов

Социальные институты имеют достаточно разнообразную типологию. Авторы также предлагают различные подходы к определению видовой и типологической особенности институтов.

В зависимости от функциональных качеств социальные институты могут быть следующих видов:

  1. Социально-экономические институты. К ним относятся собственность, обмен, процесс производства и потребления, деньги, банки и различные хозяйственные объединения. Социальные институты этого типа обеспечивают всю совокупность производства, распределения, обмена и потребления общественных и экономических ресурсов;
  2. . Их деятельность направлена на установление и дальнейшую поддержку определенных форм политической власти. Сюда входят государство, политические партии и профсоюзы, которые обеспечивают политическую деятельность, а также ряд общественных организаций, преследующих политические цели. По сути, совокупность данных элементов и составляет всю политическую систему, существующую в конкретных обществах. обеспечивают воспроизводство, а также сохранение идеологических ценностей, стабилизируют социальные и классовые структуры общества, их взаимодействие друг с другом;
  3. Социально-культурные и воспитательные институты. Их деятельность конструирует принципы усвоения и дальнейшее воспроизводство культурных и социальных ценностей. Также они необходимы для того, чтобы индивиды приобщались и включались в определенную субкультуру. Социокультурные и воспитательные институты влияют на социализацию индивида, причем это касается как первичной, так и вторичной социализации. Социализация происходит через усвоение основных социальных и культурных норм и стандартов, а также на защиту конкретных норм и ценностей, их дальнейшую трансляцию от старшего поколения младшему;
  4. Нормативно-ориентирующие институты. Их целью является мотивация нравственной и этической основы личности человека. Вся совокупность этих институтов утверждает в сообществе императивные общечеловеческие ценности, а также специальные кодексы, которые регулируют поведение и его этику.

Замечание 2

Помимо вышеперечисленных существуют также и такие, как нормативно-санкционирующие (право) и церемониально-символические институты (иначе они называются ситуационно-конвенциональными). Они определяют и регулируют ежедневные контакты, а также акты группового и межгруппового поведения.

Типология социальных институтов определяется и сферой действия. Среди них выделяются следующие:

  • Регуляционные социальные институты;
  • Регулятивные социальные институты;
  • Культурные социальные институты;
  • Интегративные социальные институты.

Функции социального института

Функции социальных институтов и их структура разрабатывалась очень многими авторами. Для нас представляет интерес классификация Я. Щепаньского, так как она является наиболее стандартной и актуальной в современном обществе:

  1. Социальные институты удовлетворяют основные потребности населения в целом и отдельной личности в частности;
  2. Социальные институты регулируют отношения между социальными группами;
  3. Социальные институты обеспечивают непрерывный процесс жизнедеятельности индивида, делают его целесообразным, а также общественно значимым;
  4. Социальные институты соединяют действия и отношения индивидов, то есть содействуют возникновению социальной сплоченности, что предотвращает кризисные и конфликтные ситуации.

Замечание 3

К иным функциям социальных институтов относится улучшение и упрощение процессов адаптации, выполнение важных стратегических задач общества, регламентация в процессах использования значимых ресурсов, обеспечение общественного порядка и структурирования повседневной жизни индивидов, согласование интересов каждого члена общества с интересами государства (стабилизация общественных отношений).

Социальные институты

    Понятия «социальный институт» и «социальная организация».

    Виды и функции социальных институтов.

    Семья как социальный институт.

    Образование как социальный институт.

Понятия «социальный институт» и «социальная организация»

Общество как социальная система обладает свойством динамики. Только постоянная изменчивость может гарантировать ему самосохранение в условиях постоянно меняющейся внешней среды. Развитие общества сопровождается усложнением его внутренней структуры, качественным и количественным изменением ее элементом, а также их связей и отношений.

Вместе с тем, изменение общества не может быть абсолютно непрерывным. Более того, как свидетельствуют история человечества, приоритетной характеристикой конкретных социальных систем является их относительная неизменность. Именно это обстоятельство делает возможной адаптацию сменяющих друг друга поколений людей к данной конкретной социальной среде и обуславливает преемственность развития материальной, интеллектуальной и духовной культуры общества.

Учитывая необходимость сохранения тех основных социальных связей и отношений, которые гарантированно обеспечивают его устойчивость, общество принимает меры по их достаточно жесткому закреплению, исключающему случайное самопроизвольное изменение. Для этого общество фиксирует наиболее важные виды социальных отношений в форме нормативных предписаний, исполнение которых является обязательным для всех членов. Одновременно разрабатывается и, как правило, узаконивается система санкций, обеспечивающих безусловное исполнение этих предписаний.

Социальные институты - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации и регулирования совместной жизни людей. Это зафиксированная законодательно конкретная система социальных связей и отношений. Процесс и результат такого их закрепления обозначается термином «институционализация» . Так, например, можно говорить об институционализации брака, об институционализации систем образования и др.

Брак, семья, моральные нормы, образование, частная собственность, рынок, государство, армия, суд и другие подобные формы в обществе - все это наглядные примеры уже утвердившихся в нем институтов. С их помощью упорядочиваются и стандартизируются связи и отношения между людьми, регулируются их деятельность и поведение в обществе. Тем самым обеспечиваются определенная организованность и устойчивость общественной жизни.

Структура социальных институтов часто представляет весьма сложную систему, поскольку каждый институт охватывает целый ряд социокультурных элементов. Эти элементы можно объединить в пять основных групп. Рассмотрим их на примере такого института как семья:

    1) духовно-идеологические элементы , т.е. такие чувства, идеалы и ценности, как, скажем, любовь, взаимная верность, стремление создать свой уютный семейный мир, желание воспитать достойных детей и т.п.;

    2) материальные элементы - дом, квартира, мебель, дача, машина и т.д.;

    3) поведенческие элементы - душевность, взаимное уважение, терпимость, готовность к компромиссам, доверие, взаимопомощь и т.д.;

    4) культурно-символитические элементы - брачный ритуал, обручальные кольца, празднование годовщины свадьбы и т.д.;

    5) организационно-документальные элементы - система записи актов гражданского состояния (ЗАГС), свидетельство о браке и рождении детей, алименты, система социального обеспечения и т.д.

Социальные институты никто не «придумывает». Они вырастают постепенно как бы сами собой, из той или иной конкретной потребности людей. К примеру, из потребности в охране общественного порядка в свое время возник и утвердился институт полиции (милиции). Процесс институционализации состоит в упорядочении, стандартизировании, организационном оформлении и законодательном регулировании тех связей и отношений в обществе, которые «претендуют» на превращение в социальный институт.

Особенность социальных институтов состоит в том, что они, будучи сформированными на основе социальных связей, отношений и взаимодействия конкретных людей и конкретных социальных общностей, носят индивидуальный и надгрупповой характер. Социальный институт представляет собой относительно самостоятельное социальное образование, которое имеет свою внутреннюю логику развития. С этой точки зрения, социальный институт следует рассматривать как организованную социальную подсистему, характеризующуюся устойчивостью структуры, интегрированностью ее элементов и функций.

Основными элементами социальных институтов являются, прежде всего, системы ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей в жизненных различных ситуациях. Социальные институты согласовывают и направляют в единое русло устремления индивидов, устанавливают способы удовлетворения их потребностей, способствуют расширению социальных конфликтов, обеспечивают стабильность существования конкретных социальных общностей и общества в целом.

Существование социального института связано, как правило, с его организационным оформлением. Социальный институт представляет собой совокупность лиц и учреждений, имеющих определенные материальные средства и выполняющих определенную социальную функцию. Так, институт образования включает в себя руководителей и работников государственных и региональных органов управления образованием, преподавателей, учителей, студентов, учеников, обслуживающий персонал, а также учреждения управления образованием и учебные заведения: университеты, институты, колледжи, техникумы, училища, школы и детские сады.

Сама по себе фиксация социокультурных ценностей в форме социальных институтов еще не обеспечивает их эффективного функционирования. Для того, чтобы они «работали», необходимо, чтобы эти ценности стали достоянием внутреннего мира человека и получили признание со стороны социальных общностей. Усвоение членами общества социокультурных ценностей составляет содержание процесса их социализации, огромная роль в которой отводится институту образования.

Кроме социальных институтов в обществе выделяют также социальные организации , которые выступают одной из форм упорядочения связей, отношений и взаимодействий индивидов и социальных групп. Социальные организации имеют ряд характерных черт :

    они создаются для реализации определенных целей;

    социальная организация дает человеку возможность удовлетворять свои потребности и интересы в тех пределах, которые устанавливаются нормами и ценностями, принятыми в данной социальной организации;

    социальная организация способствует повышению эффективности деятельности входящих в ее состав людей, поскольку ее возникновение и существование основывается на разделении труда и на его специализации по функциональному признаку.

Характерным признаком большинства социальных организаций является их иерархическая структура, в которой довольно четко выделяются управляющая и управляемая подсистемы, что обеспечивает ее устойчивость и эффективность функционирования. В результате соединения различных элементов социальной организации в единое целое возникает особый организационный, или кооперативный эффект. Социологи называют три основных его составляющих :

    1) организация объединяет усилия многих своих членов, т.е. одновременность многих усилий каждого;

    2) участники организации, включаясь в нее, становятся иными: они превращаются в специализированные ее элементы, каждый из которых выполняет вполне определенную функцию, что значительно повышает результативность и эффект их деятельности;

    3) управляющая подсистема планирует, организует и гармонизирует деятельность членов социальной организации, а это также служит источником повышения результативности ее действий.

Наиболее сложной и наиболее значимой социальной организацией является государство (публично-властная социальная организация), центральное место в которой занимает государственный аппарат. В демократическом обществе наряду с государством существует и такая форма социальной организации как гражданское общество. Речь идет о таких социальных институтах и отношениях как добровольные объединения людей по интересам, народное творчество, дружба, так называемый «незарегистрированный брак» и др. В центре гражданского общества находится суверенная личность, имеющая право на жизнь, на личную свободу и на собственность. Другими важными ценностями гражданского общества являются: демократические свободы, политический плюрализм, правовое государство.

Виды и функции социальных институтов

Среди огромного разнообразия институциональных форм можно выделить следующие основные группы социальных институтов .

Каждая из этих групп, как и каждый институт в отдельности, выполняют свои определенные функции .

Экономические институты призваны обеспечивать организацию и управление экономикой в целях ее эффективного развития. Например, отношения собственности закрепляют материальные и другие ценности за определенным хозяином и дают возможность последнему получать от этих ценностей доход. Деньги призваны служить всеобщим эквивалентом в обмене товаров, а заработная плата - вознаграждением работнику за его труд. Экономические институты обеспечивают всю систему производства, распределения общественного богатства, соединяя в то же время сугубо экономическую сферу жизни общества с другими его сферами.

Политические институты устанавливают определенную власть и управляют обществом. Они призваны также обеспечить защиту суверенитета государства и его территориальной целостности, государственных идеологических ценностей, учет политических интересов различных социальных общностей.

Духовные институты связаны с развитием науки, образования, искусства, поддержанием в обществе моральных ценностей. Социокультурные институты ставят целью сохранение и приумножение культурных ценностей общества.

Что касается института семьи , то он является первичным и ключевым звеном всей социальной системы. Из семьи люди приходят в общество. В ней воспитываются основные черты личности гражданина. Семья же задает повседневный тон всей общественной жизни. Общества процветают, когда в семьях его граждан царят благополучие и мир.

Группировка социальных институтов весьма условна, и не означает, что они существуют изолированно друг от друга. Все институты общества тесно взаимосвязаны. К примеру, государство действует не только в «своей» политической области, но и во всех остальных сферах: занимается хозяйственной деятельностью, способствует развитию духовных процессов, регулирует семейные отношения. А институт семьи (как основной ячейки общества) находится буквально в центре пересечения линий всех остальных институтов (собственности, заработной платы, армии, образования и т.д.).

Складываясь веками, социальные институты не остаются неизменными. Они развиваются и совершенствуются вместе с движением общества вперед. При этом важно, чтобы управляющие обществом органы не запаздывали с организационным (и особенно с законодательным) оформлением назревших изменений в социальных институтах. Иначе последние хуже выполняют свои функции и тормозят общественный прогресс.

Каждому социальному институту присущи свои социальные функции, цели деятельности, средства и способы, обеспечивающие ее достижение. Функции социальных институтов многообразны. Однако все их многообразие можно свести к четырем основным :

    1) воспроизводство членов общества (основным социальным институтом, выполняющим эту функцию, является семья);

    2) социализация членов общества и, прежде всего, новых поколений - передача им накопленного обществом в его историческом развитии производственного, интеллектуального и духовного опыта, установленных образцов поведения и взаимодействий (институт образования);

    3) производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, интеллектуальных и духовных ценностей (институт государства, институт средств массовой коммуникации, институт искусства и культуры);

    4) управление и контроль за поведением членов общества и социальных общностей (институт социальных норм и предписаний: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения, институт санкций за несоблюдение или за ненадлежащее соблюдение установленных норм и правил).

В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов, в результате чего наступает, как принято говорить, их дисфункция. Сущность дисфункции социального института заключается в «вырождении» целей его деятельности и в утрате социальной значимости выполняемых им функций. Внешне это проявляется в падении его социального престижа и авторитета и в превращении его деятельности в символическую, «ритуальную», не направленную на достижение социально значимых целей.

Исправление дисфункции социального института может быть достигнуто его изменением или созданием нового социального института, цели деятельности которого и его функции соответствовали бы изменившимся социальным отношениям, связям и взаимодействиям. Если это не будет сделано в приемлемые строки и надлежащим образом, неудовлетворенная общественная потребность может вызвать к жизни стихийное появление нормативно не регулируемых видов социальных связей и отношений, которые могут оказаться разрушительными для общества в целом или для его отдельных сфер. Так, например, частичная дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования в нашей стране так называемой «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, воровство.

Семья как социальный институт

Исходным структурным элементом общества и его важнейшим социальным институтом является семья. С точки зрения социологов, семья - это основанная на браке и на кровном родстве группа людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. При этом под браком понимается союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу, к своим родителям и к своим детям.

Брак может быть зарегистрированным и фактическим (незарегистрированным) . Здесь следует, видимо, обратить особое внимание на то обстоятельство, что любая форма брака, в том числе и незарегистрированный брак, существенно отличается от внебрачных (неупорядоченных) сексуальных связей. Их принципиальное отличие от брачного союза проявляется в стремлении избежать зачатия ребенка, в уклонении от моральной и юридической ответственности за наступление нежелательной беременности, в отказе от содержания и воспитания ребенка в случае его рождения.

Брак - явление историческое, возникшее в эпоху перехода человечества от дикости к варварству и развившееся в направлении от полигамии (многобрачия) к моногамии (единобрачию). Основными формами полигамного брака , проходившими последовательно на смену друг другу и сохранившимися вплоть до настоящего времени в ряде «экзотических» регионов и стран мира, являются групповой брак, многомужество (полиандрия ) и многоженство (полигамия ).

При групповом браке в брачных отношениях состоят несколько мужчин и несколько женщин. Для многомужества характерно наличие нескольких мужей у одной женщины, а для многоженства - нескольких жен у одного мужа.

Исторически последняя и наиболее распространенная в настоящее время форма брака, суть которого заключается в устойчивом брачном союзе одного мужчины и одной женщины. Первой формой семьи, основанной на моногамном браке, была расширенная семья, которая называется также родственной или патриархальной (традиционной) . Эта семья строилась не только на супружеских отношениях, но и на кровном родстве. Для такой семьи характерно были многодетность и проживание в одном доме или на одном подворье нескольких поколений. В связи с этим патриархальные семьи были достаточно многочисленными, а потому и хорошо приспособленными для относительно самостоятельного ведения натурального сельского хозяйства.

Переход общества от натурального хозяйства к индустриальному производству сопровождался разрушением патриархальной семьи, на смену которой пришла супружеская семья. Такую семью в социологии принято также назвать нуклеарной (от лат. - ядро). В состав супружеской семьи входят муж, жена и дети, число которых, особенно в городских семьях, становится крайне незначительным.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов , главными из их являются:

    1) вступление в брак - образование семьи;

    2) начало деторождения - рождение первого ребенка;

    3) окончание деторождения - рождение последнего ребенка;

    4) «пустое гнездо» - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

    5) прекращение существование семьи - смерть одного из супругов.

Любая семья, независимо от того, какая форма брака лежит в ее основе, была и остается социальным институтом, призванным выполнять систему определенных и только ей присущих социальных функций. Основными из них являются: репродуктивная, воспитательная, экономическая, статусная, эмоциональная, защитная, а также функция социального контроля и регулирования. Рассмотрим более детально содержание каждой из них.

Важнейшей для любой семьи является ее репродуктивная функция , основу которой составляет инстинктивное стремление человека (индивида) к продолжению своего рода, а общества - к обеспечению непрерывности и преемственности сменяющих друг друга поколений.

Рассматривая содержание репродуктивной функции семьи, следует иметь в виду, что речь в данном случае идет о воспроизводстве биологической, интеллектуальной и духовной сущности человека. Ребенок, проходящий в этот мир, должен быть физически крепким, физиологически и психически здоровым, что обеспечивало бы ему возможность восприятия накопленной предшествующими поколениями материальной, интеллектуальной и духовной культуры. Очевидно, что кроме семьи, никакой «социальный инкубатор» типа «Дома малютки» эту проблему решить не в состоянии.

Выполняя свою репродуктивную миссию, семья оказывается «ответственной» не только за качественный, но и за количественный рост народонаселения. Именно семья является тем своеобразным регулятором рождаемости, воздействуя на который можно избежать или инициировать демографический спад или демографический взрыв.

Одной из важнейших функций семьи выступает воспитательная функция . Для нормального полноценного развития ребенка семья жизненно необходима. Психологи отмечают, что если с рождения до 3 лет ребенок лишен материнского тепла и заботы, то его развитие существенно замедляется. В семье осуществляется и первичная социализация молодого поколения.

Суть экономической функции семьи заключается в ведении ее членами общего хозяйства и в экономической поддержке несовершеннолетних, временно не работающих, а также нетрудоспособных по болезни или по возрасту членов семьи. «Уходящая» тоталитарная Россия внесла свой вклад в экономическую функцию семьи. Система оплаты труда была построена таким образом, что на заработную плату ни мужчина, ни женщина отдельно друг от друга прожить не могли. И это обстоятельство служило дополнительным и очень существенным стимулом для их вступления в брак.

С момента своего рождения человек получает присущие семье гражданство, национальность, социальное положение в обществе, становится городским или сельским жителем и т.д. Тем самым осуществляется статусная функция семьи. Унаследованные человеком при его рождении социальные статусы со временем могут изменяться, тем не менее, они во многом определяют «стартовые» возможности человека в его конечную судьбу.

Удовлетворение присущей человеку потребности в семейном тепле, в уюте и в интимном общении составляет основное содержание эмоциональной функции семьи. Не является секретом то обстоятельство, что в семьях, в которых сложилась атмосфера участия, доброжелательности, сочувствия, сопереживания, люди меньше болеют, а заболев - легче переносят болезни. Они к тому же оказываются более стойкими по отношению к стрессам, на которые так щедра наша жизнь.

Одной из самых существенных является защитная функция . Она проявляется в физической, материальной, психической, интеллектуальной и духовной защите ее членов. В семье насилие, угроза насилием или ущемление интересов, проявленные по отношению к одному из ее членов, вызывают ответную реакцию противодействия, в которой проявляется инстинкт ее самосохранения. Наиболее острой формой такой реакции является месть, в том числе и кровная, связанная с насильственными действиями.

Одной из форм защитной реакции семьи, способствующей ее самосохранению, является солидарное ощущение вины или стыда всей семьей за противоправные, безнравственные или аморальные действия и поступки одного или нескольких ее членов. Глубокое осознание своей моральной ответственности за случившееся способствует духовному самоочищению и самосовершенствованию семьи, и тем самым укреплению ее устоев.

Семья - основной социальный институт, через который общество осуществляет первичный социальный контроль над поведением людей и регламентацию их взаимной ответственности и взаимных обязательств. Одновременно семья является той неформальной «судебной инстанцией», которой предоставлено право применения моральных санкций к членам семьи за несоблюдение или за ненадлежащее соблюдение норм общественной и семейной жизни. Представляется достаточно очевидным то обстоятельство, что семья как социальный институт реализует свои функции не в «бездушном пространстве», а во вполне определенной политической, экономической, социальной, идеологической и культурной среде. При этом наиболее противоестественным оказывается существование семьи в тоталитарном обществе, стремящимся проникнуть во все поры гражданского общества и, прежде всего, в семью и в семейные отношения.

В справедливости этого утверждения несложно убедиться, приглядевшись повнимательнее к процессу послереволюционной трансформации советской семьи. Агрессивная внешняя и репрессивная внутренняя политика советского государства, антигуманная по своей сущности экономика, тотальная идеологизация общества и, особенно, системы образования привели к деградации семьи, к ее превращению из нормальной в «советскую», с соответствующей деформацией ее функций. Ее репродуктивную функцию государство ограничило воспроизводством «человеческого материала», присвоив себе монопольное право его последующего духовного оболванивания. Нищенский уровень заработной платы порождал острые конфликты между родителями и детьми на экономической основе, формировал и у этих и у других чувство собственной неполноценности. В стране, в которой насаждались классовый антагонизм, шпиономания и тотальное доносительство, ни о какой защитной функции семьи, тем более о функции морального удовлетворения, не могло быть и речи. А статусная роль семьи стала и вовсе жизненно опасной: факт принадлежности к тому или иному социальному слою, к той или иной этнической группе был нередко равносилен приговору за тяжкое преступление. Контроль и регулирование социального поведения людей вложили на себя карательные органы, партия и партийные организации, подключив к этому процессу своих верных помощников - комсомол, пионерскую организацию и даже октябрят. В результате этого контрольная функция семьи выродилась в подсматривание и в подслушивание с последующим доносительством в государственные и партийные или с публичным обсуждением компрометирующего материала на «товарищеских» судах, на партийных и комсомольских собраниях октябрьских «звездочек»

В России в начале XX в. превалировала патриархальная семья (около 80%), в 1970 гг. более половины российских семей придерживались принципов равенства и взаимоуважения. Интересны прогнозы Н. Смелзера и Э. Гидденса о постиндустриальном будущем семьи. Согласно Н. Смелзеру возврата к традиционной семье не будет. Современная семья будет меняться, частично утрачивая или меняя некоторые функции, хотя монополия семьи на регулирование интимных отношений, деторождения и ухода за маленькими детьми сохраниться в будущем. Вместе с тем, произойдет частичный распад даже сравнительно устойчивых функций. Так, функция воспроизведения будет осуществляться и незамужними женщинами. В социализации будут в большей мере участвовать центры по воспитанию детей. Дружеское расположение и эмоциональную поддержку можно будет обрести не только в семье. Э. Гидденс отмечает устойчивую тенденцию ослабления регулятивной функции семьи в отношении сексуальной жизни, но считает, что брак и семья останутся прочными институтами.

Семья как социально-биологическая система анализируется с позиций функционализма и теории конфликта. Семья, с одной стороны, тесно связана с обществом через свои функции, а с другой, все члены семьи взаимосвязаны кровнородственными и социальными отношениями. Следует отметить, что семья является также носителем противоречий как с обществом, так и между ее членами. Жизнь семьи связана с решением противоречий между мужем, женой и детьми, родственниками, окружающими людьми по поводу выполнения функций, даже если она основана на любви и уважении.

В семье, как и в обществе, есть не только единство, целостность и гармония, но и борьба интересов. Понять природу конфликтов можно с позиций теории обмена, подразумевающей, что все члены семьи должны стремиться к равноценному обмену в своих отношениях. Напряженность и конфликты возникают из-за того, что кто-то не получает ожидаемой «награды». Источником конфликта может быть низкая заработная плата одного из членов семьи, пьянство, насилие, сексуальная неудовлетворенность и др. Сильная выраженность нарушения в обменных процессах ведет к распаду семьи.

Проблемы современной российской семьи в целом совпадают с общемировыми. Среди них:

    рост числа разводов и увеличение семей-одиночек (преимущественно с «матерью-одиночкой»);

    снижение числа регистрируемых браков и увеличение числа гражданских браков;

    сокращение рождаемости;

    увеличение числа детей, родившихся вне брака;

    изменения в распределении семейных обязанностей, обусловленные растущим вовлечением женщин в трудовую деятельность, требующие совместного участия в обоих родителей в воспитании детей и организации быта;

    рост числа неблагополучных семей.

Наиболее острой проблемой являются неблагополучные семьи , возникающие по социально-экономическим, психолого-педагогическим или биологическим (например, инвалидность) причинам. Выделяются следующие типы неблагополучных семей :

Неблагополучные семьи деформируют личности детей, вызывая аномалии как в психике, так и в поведении, например, ранняя алкоголизация, наркомания, проституция, бродяжничество и другие формы девиантного поведения.

Еще одной актуальной проблемой семьи является рост числа разводов. В нашей стране наряду со свободой брака существует и право супругов на развод. По статистике в настоящее время 2 из 3 браков распадаются. Но этот показатель различен в зависимости от места жительства и возраста людей. Так в больших городах разводов приходится больше чем в сельской местности. Пик числа разводов падает на возраст 25-30 лет и 40-45 лет.

По мере роста числа разводов возможность того, что они будут компенсированы повторным браком, становится все меньшей. Лишь 10-15% женщин с детьми повторно выходят замуж. В результате увеличивается количество неполных семей. Так что же такое развод? Одни говорят - зло, другие - избавление от зла. Для того чтобы узнать это, надо проанализировать большой круг вопросов: как живется разведенному человеку? Доволен ли он разводом? Как изменились квартирные условия, здоровье? Как сложились отношения с детьми? Думает ли он вступать в повторный брак? Очень важно выяснить судьбу разведенной женщины и мужчины, а также ребенка из распавшейся семьи. Не зря говорят, что развод, как айсберг в море: на поверхности видна лишь небольшая часть причин, основная же их масса скрыта в глубинах душ разведенных.

По статистике дело о разводе возбуждается в основном по просьбе женщин, т.к. женщина в наше время стала независимой, она работает, сама может содержать семью и не желает мириться с недостатками мужа. При этом женщина не задумывается, что она и сама не идеальна и достойна ли она совершенного мужчины. Воображение рисует ей такой совершенный идеал, который в реальной жизни и не встречается.

Слов нет, что пьяный муж - несчастье для семьи, жены, детей. Особенно, когда он наносит побои жене и детям, уносит деньги из семьи, не занимается воспитанием детей, и т.п. Развод в этих случаях необходим, чтобы оградить семью от морального и материального опустошения. Кроме пьянства, причинами, по которой жены подают на развод, могут быть измена мужа, мужской эгоизм. Порой мужчина просто вынуждает своим поведением жену подать на развод. Он пренебрежительно к ней относится, не терпит ее слабостей, не помогает в домашних делах и т.д. Из причин, по которым мужья подают на развод, можно выделить измену жены или его любовь к другой женщине. Но основной причиной разводов является неподготовленность супругов к семейной жизни. На молодых супругов наваливаются бытовые, финансовые проблемы. В первые годы супружеской жизни молодые больше узнают друг друга, раскрываются недостатки, которые старались скрыть до свадьбы, происходит адаптация супругов друг к другу.

Молодые супруги нередко излишне поспешно прибегают к разводу, как к способу разрешения любых конфликтов, в том числе и вначале преодолимых. Подобное «легкое» отношение к распаду семьи складывается благодаря тому, что развод уже стал обыденным явлением. В момент заключения брака существует четкая установка на развод, в случае если хоть один из супругов не будет удовлетворен совместной жизнью. Причиной развода может послужить и нежелание одного из супругов иметь ребенка. Эти случаи встречаются редко, но они бывают. При социологических опросах больше половины мужчин и женщин хотели бы вступить в повторный брак. Лишь незначительная часть предпочли одиночество. Американские социологи Картер и Глик сообщают, что в больницу попадают в 10 раз больше неженатых мужчин, чем женатых, смертность неженатых мужчин в 3 раза больше, а незамужних женщин в 2 раза больше, чем замужних. Многие мужчины, как и многие женщины, легко идут на развод, но потом очень тяжело переживают его последствия. В разводах, кроме супругов есть еще заинтересованные лица - дети. Им наносится психологическая травма, о которой часто не думают родители.

Кроме моральных минусов у развода есть еще и отрицательные материальные стороны. При уходе мужа из семьи у жены с ребенком возникают трудности денежного характера. Также возникает проблема с жильем. Но возможность воссоединения семьи вполне реальна для многих, сгоряча расставшихся пар. В глубине души каждый из супругов хочет иметь свою хорошую семью. А для этого вступившим в брак надо учиться взаимопониманию, преодолевать мелочный эгоизм, совершенствовать культуру отношений в семье. На государственном уровне с целью предотвращения разводов надо создавать и расширять систему подготовки молодежи к браку, а также социально-психологическую службу помощи семье и одиноким людям.

Для поддержания семьи государство формирует семейную политику , которая включает в себя комплекс практических мер, дающих семьям с детьми определенные социальные гарантии с целью функционирования семьи в интересах общества. Во всех странах мира семья признается важнейшим социальным институтом, в котором рождаются и воспитываются новые поколения, где происходит их социализация. Мировая практика включает в себя ряд мер по социальной поддержке :

    предоставление семейных пособий;

    оплата декретных отпусков женщинам;

    медицинское обслуживание женщин в период беременности и рождения ребенка;

    наблюдение за здоровьем младенцев и детей младшего возраста;

    предоставление родительского отпуска;

    льготы неполным семьям;

    налоговые льготы, ссуды под низкий процент (либо субсидии) для приобретения или аренды жилья и некоторые другие.

Помощь семьям со стороны государства может быть различна и зависит от ряда факторов, в том числе и от экономического благосостояния государства. Российское государство предоставляет, в основном, аналогичные формы помощи семьям, но их масштаб в современных условиях недостаточен.

Перед российским обществом стоит необходимость решения ряда приоритетных задач в сфере семейных отношений, в том числе:

    1) преодоление негативных тенденций и стабилизация материального положения российских семей; сокращение масштабов бедности и увеличение помощи нетрудоспособным членам семьи;

    2) усиление поддержки семьи со стороны государства как естественной среды жизнеобеспечения детей; обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей.

Для решения этих задач необходимо увеличение расходов на социальную поддержку семей, повышение эффективности их использования, совершенствование законодательства по защите прав и интересов семьи, женщин, детей и молодежи.

следующие элементы :

    1) сеть образовательных учреждений;

    2) социальные общности (педагоги и учащиеся);

    3) учебный процесс.

Выделяют следующие виды образовательных учреждений (государственных и негосударственных):

    1) дошкольные;

    2) общеобразовательные (начальное, основное, среднее);

    3) профессиональное (начальное, среднее и высшее);

    4) послевузовское профессиональное образование;

    5) специальные (коррекционные) учреждения - для детей с отклонениями в развитии;

    6) учреждения для детей-сирот.

Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве. В целом значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень в жизни человека, на которой закладывается первооснова личностных качеств человека. И суть не в количественных показателях «охвата» детей или удовлетворения желаний родителей. Детские сады, ясли, комбинаты - не просто средство «присмотра» за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое развитие. С переходом к обучению детей с 6 лет детские сады столкнулись с новыми для себя проблемами - организацией деятельности подготовительных групп, чтобы дети могли нормально входить в школьный ритм жизни, иметь навыки самообслуживания.

С точки зрения социологии особую значимость приобретает анализ ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей прибегать к их помощи для подготовки детей к труду и рациональной организации своей общественной и личной жизни. Для познания специфики этой формы образования особо значима позиция и ценностные ориентации тех людей, которые занимаются с детьми - воспитателей, обслуживающего персонала, - а также их готовности, понимания и стремления выполнить возлагаемые на них обязанности и надежды.

В отличие от дошкольного образования и воспитания, которое охватывает не каждого ребенка, средняя общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни всего без исключения подрастающего поколения. В условиях советского периода, начиная с 60-х гг., осуществилась реализация принципа всеобщности полного среднего образования с целью обеспечения молодежи равного старта» при вступлении в самостоятельную трудовую жизнь. В новой Конституции РФ такое положение отсутствует. И если в советской школе из-за требования дать каждому молодому человеку среднее образование процветали процентомания, приписки, искусственное завышение успеваемости, то в российской школе растет число бросивших школу, что со временем скажется на интеллектуальном потенциале общества.

Но и в этой ситуации социология образования по-прежнему нацелена на изучение ценностей общего образования, на ориентиры родителей и детей, на их реакцию на внедрение новых форм образования, ибо окончание общеобразовательной школы оказывается для молодого человека одновременно и моментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий. Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник школы тем самым отдает предпочтение тому или иному виду профессионального образования. Но что движет им в выборе траектории своего будущего жизненного пути, что влияет на этот выбор и как он изменяется в течение жизни - это одна из важнейших проблем социологии.

Особое место занимает исследование профессионального образования - профессионально-технического, средне специального и высшего. Профессионально-техническое образование самым непосредственным образом связано с потребностями производства, с оперативной и сравнительно быстрой формой включения молодых людей в жизнь. Оно непосредственно осуществляется в рамках крупных производственных организаций или государственной системой образования. Возникнув в 1940 г. как фабрично-заводское ученичество (ФЗУ), профессионально-техническое образование прошло сложный и извилистый путь развития. И несмотря на различные издержки (попытки перевести всю систему на сочетание полного и специального образования в подготовке необходимых профессий, слабый учет региональных и национальных особенностей), профессионально-техническая подготовка остается важнейшим каналом получения профессии. Для социологии образования важны знание мотивов учащихся, эффективность обучения, его роли в повышении квалификации реального участия в решении народнохозяйственных проблем.

Вместе с тем социологические исследования по-прежнему фиксируют сравнительно невысокий (а по ряду профессий и низкий) престиж этого вида образования, ибо ориентация выпускников школы на получение среднего специального и высшего образования продолжает преобладать.

Что касается среднего специального и высшего образования, для социологии важны выявление социального статуса этих видов обучения молодежи, оценка возможностей и роли в будущей взрослой жизни, соответствие субъективных устремлений и объективных потребностей общества, качество и эффективность подготовки.

Особо остро стоит вопрос о профессионализме будущих специалистов, о том, чтобы качество и уровень современной их подготовки отвечали реалиям сегодняшнего дня. Однако социологические исследования показывают, что в этом отношении накопилось немало проблем. Продолжает оставаться невысокой устойчивость профессиональных интересов молодых людей. По исследованиям социологов до 60% выпускников вузов меняют свою профессию.

Кроме уже названных, перед российским образованием стоят также следующие проблемы :

    проблема оптимизации взаимодействия личности и социума как поиск баланса между социально-нормативным давлением и стремлением личности к социально-психологической автономии, преодоление противоречивости «потребностей» социального заказа и интересов личности (ученика, учителя, родителя);

    проблема преодоления дезинтегрированности содержания школьного образования в процессе создания и реализации новой социально-образовательной парадигмы, способной стать отправной точкой в деле формирования у ученика целостной картины мира;

    проблемы согласования и интеграции педагогических технологий;

    формирование развития проблемного мышления у учащихся через постепенный отход от монологического общения к диалогичекому на уроке;

    проблема преодоления несводимости результатов обучения в различных типах образовательных учреждений через разработку и введение единых образовательных стандартов на основе комплексного систематического анализа образовательного процесса.

В связи с этим перед современным российским образованием стоят следующие задачи .

В РФ реализуются два типа образовательных программ :

    1) общеобразовательные (основные и дополнительные) - направлены на формирование общей культуры личности и ее адаптацию к жизни в обществе;

    2) профессиональные (основные и дополнительные) - направлены на подготовку специалистов соответствующей квалификации.

Закон РФ «Об образовании» гарантирует:

    1) общедоступность и бесплатность начального общего (4 класса), основного общего (9 классов), среднего (полного) общего (11 классов) и начального профессионального образования;

    2) на конкурсной основе бесплатность среднего и высшего профессионального и послевузовского образования (аспирантура) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, если образование человек получает впервые.

Образование выполняет в обществе важнейшие функции :

    1) гуманистическую - выявление и развитие интеллектуального, нравственного и физического потенциала личности;

    2) профессионально-экономическую - подготовка квалифицированных специалистов;

    3) социально-политическую - приобретение определенного социального статуса;

    4) культурную - усвоение индивидом культуры общества, развитие его творческих способностей;

    5) адаптационную - подготовка личности к жизни и труду в обществе.

Существующая в России в настоящий момент система образования еще плохо формирует высокие духовные запросы и эстетические вкусы, стойкий иммунитет к бездуховности, «массовой культуре». Роль обществоведческих дисциплин, литературы, уроков по искусству остается незначительной. Изучение исторического прошлого, правдивое освещение сложных и противоречивых этапов отечественной истории слабо сочетаются с самостоятельным поиском собственных ответов на вопросы, которые выдвигает жизнь. Глобальные социокультурные перемены в мире, так называемые цивилизационные сдвиги, все резче обнаруживают несоответствие между сложившейся системой образования и формирующимися общественными потребностями в преддверии новой антропогенной реальности. Это несоответствие и вызывает в нашей стране время от времени возникающие попытки реформирования образовательной системы.

Контрольные вопросы

    Охарактеризуйте понятие «социальный институт».

    В чем проявляется основное отличие социальной организации от социального института.

    Из каких элементов состоит социальный институт?

    Какие виды социальных институтов Вы знаете?

    Назовите функции социальных институтов.

    Перечислите функции семьи.

    Какие виды семьи Вы можете назвать?

    Каковы основные проблемы современной семьи?

    Охарактеризуйте образование как социальный институт.

    Какие проблемы стоят перед российским образованием в настоящее время?

План

Введение

1. Социальный институт: понятие, виды, функции

2. Сущность, особенности процесса институционализации

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Социальные институты необходимы для организации совместной деятельности людей ради удовлетворения их социальных потребностей, разумного распределения ресурсов, которыми располагает общество:

Государство своё назначение осуществляет через согласование разнородных интересов, через формирование на их основе всеобщего интереса и его реализации с помощью государственной власти;

- Право - это свод правил поведения, которые регулируют взаимоотношения людей в соответствии с общепринятыми ценностями и идеалами;

- Религия - это общественный институт, реализующий потребность людей в поисках смысла жизни, истины и идеалов.

Для общества чрезвычайно важен устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, которые регулируют различные сферы человеческой деятельности и организуют их в систему ролей и статусов.

Любой социальный институт, чтобы стать устойчивой формой организации совместной деятельности людей, складывался исторически, на протяжении развития человеческого общества. Общество и представляет собой систему социальных институтов как сложную совокупность экономических, политических, правовых, нравственных и иных отношений.

Также исторически шёл процесс институционализации, т.е. превращения каких-либо социальных, политических явлений или движений в организованные учреждения, формализованные, упорядоченные процессы с определённой структурой отношений, иерархией власти различных уровней и др. признаками организации, такими как дисциплиной, правилами поведения и т.п. Начальные формы институционализации возникли на уровне общественного самоуправления и стихийных процессов: массовых или групповых движений, волнений и т.д., когда в них возникали упорядоченные, направленные действия, лидеры, способные их возглавить, организовать, а затем и постоянные руководящие группы. Более развитые формы институционализации представлены сложившейся политической системой общества со сформированными социальными и политическими институтами и институциональной структурой власти.



Рассмотрим подробнее такие категории социологии, как социальный институт и институционализация.

Социальный институт: понятие, виды, функции

Социальные институты являются важнейшим фактором общественной жизни. Они являются фундаментом общества, на котором возвышается само здание. Они - те «опоры, на которых держится весь социум». Социология. Под редакцией профессора В. Н. Лавриненко. М.: ЮНИТИ, 2009, с. 217. Именно благодаря социальным институтам «общество выживает, функционирует и эволюционирует». Там же, с. 217.

Определяющим условием появления социального института является возникновение социальных потребностей.

Социальные потребности характеризуются следующими признаками:

Массовость проявления;

Устойчивость во времени и пространстве;

Инвариантность применительно к условиям существования социальной группы;

Сопряжённость (возникновение и удовлетворение одной потребности влечёт за собой целый комплекс других потребностей).

Основное предназначение социальных институтов - обеспечение удовлетворения важных жизненных потребностей. Социальные институты (от лат. Institutum - установление, учреждение, устройство) - это «исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющие общественно-значимые функции». Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М.: Изд-во «Библиотека», 2004, с. 150. Т.е. социальный институт определяется как организованная система социальных связей и социальных норм, которая объединяет общезначимые ценности и процедуры, удовлетворяющие определённым социальным потребностям.

Даётся и такое определение: социальный институт представляет собой:

- «Ролевую систему, в которую включаются также нормы и статусы;

Совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

Формальную и неформальную организацию;

Совокупность норм и учреждений, регулирующих определённую сферу общественных отношений». Кравченко А.И. Социология. М.: Проспект, 2009, с. 186.

Итоговое определение социальных институтов: это специфические образования, выполняющие общественно значимые функции и обеспечивающие достижение целей, относительную устойчивость социальных связей и отношений в рамках социальной организации общества. Социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

Характерные черты социальных институтов:

Постоянное и прочное взаимодействие между участниками связей и отношений;

Чёткое определение функций, прав и обязанностей каждого из участников связи и отношения;

Регламентация и контроль этих взаимодействий;

Наличие специально подготовленных кадров, обеспечивающих функционирование социальных институтов.

Основными социальными институтами (в зависимости от сферы действия институты бывают реляционными - определяющими ролевую структуру общества по различным признакам, и регулятивными - определяющими границы независимых действий индивида для достижения личных целей):

Институт семьи, выполняющий функцию воспроизводства общества;

Институт здравоохранения;

Институт социальной защиты;

Институт государства;

Церковь, бизнес, СМИ и др.

Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную и интегрированную совокупность символов, которая управляет конкретной сферой социальной жизни: религия, образование, экономика, управление, власть, мораль, право, торговля и т.д. Т. е. если обобщить весь перечень элементов социальных институтов, то они предстанут «в качестве глобальной социальной системы, существующей исторически длительное время, удовлетворяющей насущные потребности общества, обладающей легитимной силой и моральным авторитетом и регулируемой сводом социальных норм и правил». Социология. Под редакцией профессора В.Н. Лавриненко. М.: ЮНИТИ, 2009, с. 220.

Социальные институты имеют институциональные признаки, т.е. черты и свойства, которые присущи всем органически и выражают их внутреннее содержание:

Стандарты и образцы поведения (лояльность, ответственность, уважение, послушание, субординация, исполнительность и т.д.);

Символы и знаки (герб государства, флаг, крест, обручальное кольцо, иконы и др.);

Кодексы и уставы (запреты, законы, правила, привычки);

Физические объекты и сооружения (дом для семьи, общественные здания для государственной власти, заводы и фабрики для производства, учебные классы и аудитории, библиотеки для образования, храмы для религиозных отправлений);

Ценности и идеи (любовь к семье, демократия в обществе свободы, православие и католицизм в христианстве и т.д.). Из: Кравченко А.И. Социология. М.: ТК Велби, Проспект, 2004, с. 187.

Перечисленные свойства социальных институтов являются внутренними. Но выделяются также внешние свойства социальных институтов, которые каким-либо образом воспринимаются людьми.

К таким свойствам относятся следующие:

Объективность, когда люди воспринимают институты государства, собственности, производства, образования и религии как определённые объекты, существующие независимо от нашей воли и сознания;

Принудительность, поскольку институты навязывают людям (при этом не зависят от воли и желаний людей) такое поведение, мысли и поступки, которые люди для себя не желали бы;

Моральный авторитет, законность социальных институтов. Так, например, государство - единственный институт, имеющий право применять силу на своей территории на основе принятых законов. Религия имеет свой авторитет на основе традиций и морального доверия людей к церкви;

Историчность социальных институтов. Это даже доказывать нет необходимости, потому что за каждым из институтов лежит многовековая история: с момента зарождения (возникновения) и до настоящего времени.

Для социальных институтов характерно чёткое разграничение функций и полномочий каждого из субъектов взаимодействия; согласованность, слаженность их действий; достаточно высокий и жёсткий уровень регуляции и контроля над этим взаимодействием.

Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей, обращающихся к ним. Заболел человек - обращается в институт здравоохранения (клиника, больница, поликлиника). Для продолжения рода есть институт семь и брака и т.д.

Институты одновременно с этим выступают инструментами социального контроля, так как благодаря своему нормативному порядку стимулируют людей подчиняться и дисциплинироваться. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.

Роль социальных институтов в обществе похожи на функции биологических инстинктов в природе. Человек в процессе развития общества утратил почти все свои инстинкты. А мир опасен, постоянно меняется окружающая среда, и он должен в этих условиях выживать. Как? На помощь и приходят социальные институты, которые выполняют в человеческом обществе роль инстинктов. Они помогают человеку и всему обществу выживать.

Если социальные институты функционирую в обществе нормально, то это благо для него. Если нет - они становятся колоссальным злом. Институты постоянно развиваются, и каждый из них выполняет свои основные функции. Например институт семейно-брачных отношений выполняет функции заботы, выхаживания и воспитания детей. Экономические институты выполняют функции добывания пищи, одежды, жилья. Образовательные выполняют функции социализации людей, приобщение к базисным ценностям человеческого общества и практике реальной жизни. И т.д. Но существует ряд функций, которые выполняются всеми социальными институтами.

Эти функции являются общими для социальных институтов:

1. Удовлетворение конкретной социальной потребности;

2. Функци закрепления и воспроизводства общественных отношений. Эта функция реализуется в стабилизации общественного взаимодействия путём сведения их к предсказуемым образцам социальных ролей.

3. Реуглятивная функция. С её помощь. социальные институты вырабатывают стандарты поведения для формирования предсказуемости во взаимодействии людей. Посредством социального контроля любой институт обеспечивает устойчивость социальной структуры. Такая регламентация необходима для совместной деятельности и осуществляется на основе выполнения каждыми ролевых требований - ожиданий и рационального распределения имеющихся в обществе ресурсов.

4. Интегративная функция. Она способствует сплочению, взаимосвязи и взаимозависимости членов социальных групп посредством системы правил, норм, санкций и ролей. Наиболее важным социальным институтом в осуществлении функции интеграции общества является политика. Она согласовывает разнородные интересы социальных групп, индивидов; формирует на их основе общепринятые цели и обеспечивает их реализацию путём направления необходимых ресурсов для их осуществления.

5. Функция трансляции заключается в передаче накопленного опыта новым поколениям. Каждый социальный институт стремится обеспечить успешную социализацию личности, передавая ей культурный опыт и ценности для полноценного выполнения различных социальных ролей.

6. Функция коммуникации предполагает распределение информации как внутри института с целью управления и контроля над соблюдением норм, так и для взаимодействия между институтами. Особую роль в реализации этой функции играют средства массовой информации (СМИ), которые называются «четвёртой властью» после законодательной, исполнительной и судебной.

7. Функция защиты членов общества от физической опасности, обеспечения личной безопасности граждан выполняют правовые и военные институты.

8. Функция регулирования властных отношений. Эту функцию осуществляют политические институты. Они обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение демократических ценностей, а также стабилизацию существующей в обществе социальной структуры.

9. Функция контроля над поведением членов общества. Её осуществляют политические и правовые институты. Действие социального контроля сводится, с одной стороны, к применению санкций в отношении поведения, нарушающего социальные нормы, с другой, - к одобрению желательного для общества поведения.

Таковы функции социальных институтов.

Как видим, каждая функция социального института заключается в той пользе, которую он приносит обществу. Для социального института функционировать - значит, приносить пользу обществу. Если социальным институтом обществу наносится вред, то эти действия его называются дисфункцией. Например, в настоящее время в России налицо кризис института семьи: страна вышла на первое место по количеству разводов. Почему это случилось? Одной из причин является неправильное распределение ролей между мужем и женой. Другой причиной - неэффективная социализация детей. В стране миллионы беспризорных, брошенных родителями детей. Последствия для общества можно легко себе представить. Здесь налицо дисфункция социального института - института семьи и брака.

С институтом частной собственности в России также далеко не всё гладко. Институт собственности вообще для России новый, так как был утрачен с 1917 года, родились и выросли поколения, не знавшие, что такое частная собственность. Уважение к частной собственности ещё предстоит у людей воспитать.

Социальные связи (статусы и роли, в рамках которых люди осуществляют своё поведение), социальные нормы и процедуры (стандарты, образцы поведения в групповых процессах), общественные ценности (общепризнанные идеалы и цели) являются элементами социального института. Общество должно иметь систему идей, которая формирует смыслы, цели и стандарты поведения людей, объединённых для совместной деятельности, по удовлетворению определённой социальной потребности - идеологию. Идеология объясняет каждому члену общества необходимость существования данного института, соблюдения социальных норм для достижения поставленных целей.

Чтобы социальные институты развивались, в обществе должны быть объективно заданные условия, необходимые для развития социальных институтов:

В обществе должна появиться и распространиться какая-либо социальная потребность, которую обязательно осознают многие члены общества. Поскольку она осознанная, то должна стать главной предпосылкой становления нового института;

В обществе должны быть в наличии операционные средства удовлетворения этой потребности, т.е. сложившаяся система процедур, операций, чётких действий, направленных на реализацию новой потребности;

Для реального выполнения своей роли, социальным институтам необходимы ресурсы - материальные, финансовые, трудовые, организационные, которые общество должно постоянно пополнять;

Чтобы обеспечить самостановление и саморазвитие любого социального института, необходима особая культурная среда - определённый свод правил поведения, социальных действий, которые отличают людей, принадлежащих к данному институту (организационная, корпоративная и т.д. культура).

Если таковых условий нет, возникновение, становление и развитие конкретного социального института невозможно.

Таким образом, социальные институты характеризуются как организованные социальные системы, имеющие устойчивые структуры, интегрированные элементы и определённую изменчивость своих функций. Их деятельность считается позитивно-функциональной, если она способствует сохранению стабильности общества. Если нет, то их деятельность является дисфункциональной. Нормальное функционирование любого социального института является необходимым условием развития общества.

Если происходит так называемый «сбой» в функционировании социальных институтов, то это моментально вызовет напряжение в социальной системе в целом.

Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций сложились в общие социальные функции социальных институтов, о которых сказано выше. Каждый институт представляет собой определённый вид социальной системы. Функции многообразны, но определённая упорядоченная система - классификация социальных институтов существует.

Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:

1. Экономико-социальные институты. Их категории - собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа. Они обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, взаимодействуя с другими сферами социальной жизни;

2. Политические институты. Здесь: государство, партии, профсоюзы и другие общественные организации, которые преследуют политические цели и направлены на установление и поддержание какой-либо политической власти. Политические институты «обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры». Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М.: Библионика, 2004, с. 152;

3. Социокультурные и воспитательные институты. Их цель - освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение человека в определённую субкультуру и социализация людей через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения, а также защита ценностей и норм.

4. Нормативно-ориентирующие социальные институты. Они являются механизмами морально-этического регулирования поведением людей. Их цель - придание поведению и мотивации нравственной аргументации, этической основы. Именно эти институты утверждают в обществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения;

5. Нормативно-санкционирующие социальные институты. Они занимаются общественным регулированием поведения членов общества на основе норм, правил и предписаний, которые закреплены юридически, т.е. законами или административными актами. Эти нормы обязательны, они обеспечиваются принудительно;

6. Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на договорных нормах и их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты и взаимодействие людей, разнообразные акты группового и межгруппового поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д. регламент собраний, заседаний, деятельность каких-либо объединений.

Таковы виды социальных институтов. Очевидно, что формой социальных институтов выступают социальные организации, т.е. такой способ совместной деятельности, при котором она принимает форму упорядоченного, регулируемого, скоординированного и направленного на достижение общей цели взаимодействия. Социальные организации всегда целенаправленны, иерархичны и субординированы, специализированы по функциональному признаку и имеют определённую организационную структуру, а также свои механизмы, средства регулирования и контроля за деятельностью различных элементов.

  • 9. Основные психологические школы в социологии
  • 10. Общество как социальная система, его характерные черты и особенности
  • 11. Типы обществ с позиции социологической науки
  • 12. Гражданское общество и перспективы его развития в Украине
  • 13. Общество с позиций функционализма и социального детерминизма
  • 14. Форма социального движения – революция
  • 15. Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории развития общества
  • 16. Теории культурно-исторических типов общества
  • 17. Понятие социальной структуры общества
  • 18. Марксистская теория классов и классовой структуры общества
  • 19. Социальные общности − основной компонент социальной структуры
  • 20. Теория социальной стратификации
  • 21. Социальная общность и социальная группа
  • 22. Социальные связи и социальное взаимодействие
  • 24. Понятие социальной организации
  • 25. Понятие личности в социологии. Черты личности
  • 26. Социальный статус личности
  • 27. Социальные черты личности
  • 28. Социализация личности и ее формы
  • 29. Средний класс и его роль в социальной структуре общества
  • 30. Социальная активность личности, их формы
  • 31. Теория социальной мобильности. Маргинализм
  • 32. Социальная сущность брака
  • 33. Социальная сущность и функции семьи
  • 34. Исторические типы семьи
  • 35. Основные типы современной семьи
  • 37. Проблемы современных родственно-брачных отношений и пути их решения
  • 38. Пути укрепления брака и семьи как социальных звеньев современного украинского общества
  • 39. Социальные проблемы молодой семьи. Современные социальные исследования среди молодые по вопросам семьи и брака
  • 40. Понятие культуры, ее структура и содержание
  • 41. Основные элементы культуры
  • 42. Социальные функции культуры
  • 43. Формы культуры
  • 44. Культура общества и субкультуры. Специфика молодежной субкультуры
  • 45. Массовая культура, ее характерные черты
  • 47. Понятие социологии науки, ее функции и основные направления развития
  • 48. Конфликт как социологическая категория
  • 49 Концепция социального конфликта.
  • 50. Функции социальных конфликтов и их классификация
  • 51. Механизмы социального конфликта и его стадии. Условия успешного разрешения конфликтов
  • 52. Девиантное поведение. Причины девиации по э.Дюркгейму
  • 53. Виды и формы девиантного поведения
  • 54. Основные теории и концепции девиации
  • 55. Социальная сущность общественной мысли
  • 56. Функции общественной мысли и пути ее изучения
  • 57. Понятие социологии политики, ее субъекты и функции
  • 58. Политическая система общества и ее структура
  • 61. Понятие, виды и этапы конкретного социологического исследования
  • 62. Программа социологического исследования, ее структура
  • 63. Генеральная и выборочная совокупности в социологических исследованиях
  • 64. Основные методы сбора социологической информации
  • 66. Метод наблюдения и его основные виды
  • 67. Анкетирование и интервьюирование как основные методы опрашивания
  • 68. Опрос в социологическом исследовании и его основные виды
  • 69. Анкета в социологическом исследовании, ее структура и основные принципы составления
  • 23. Основные социальные институты и их функции

    Социальные институты являются основными структурными единицами общества. Они возникают, функционируют при существовании соответствующих общественных потребностей, обеспечивая их реализацию. При исчезновении таких потребностей социальный институт перестаёт функционировать и разрушается.

    Социальные институты обеспечивают интеграцию общества, социальных групп и индивидов. Отсюда можно определить социальный институт как некую совокупность индивидов, групп, материальных ресурсов, организационных структур, которые формируют социальные связи и отношения, обеспечивают их устойчивость и способствуют стабильному функционированию общества.

    Вместе с этим, к определению социального института можно подойти с позиции рассмотрения их как регуляторов социальной жизни, через социальные нормы и ценности. Следовательно, социальный институт можно определить как совокупность образцов поведения, статусов и социальных ролей, целью которого является удовлетворение потребностей общества и установление порядка и благополучия.

    Существуют и другие подходы в определении социального института, например, социальный институт может быть рассмотрен как социальная организация − организованная, скоординированная и упорядоченная деятельность людей при условии общего взаимодействия, жестко ориентированная на достижение цели.

    Все социальные институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом. Виды социальных институтов и их состав весьма разнообразны. Типологизируют социальные институты по разным принципам: сферам жизни общества, функциональным качествам, времени существования, условиям и др.

    Р. Милс выделяет в обществе 5 основных социальных институтов :

      экономические − институты, организующие хозяйственную деятельность

      политические − институты власти

      институт семьи − институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей

      военные − институты, организующие законное наследие

      религиозные − институты, организующие коллективное почитание богов

    Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что главных (основных, фундаментальных) институтов в человеческом обществе всего пять. Их предназначение − удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом. Каждый наделен ими в избытке, к тому же у каждого - индивидуальная комбинация потребностей. Но фундаментальных, важных для всех, не так уж и много. Их всего пять, но ровно пять и основных социальных институтов:

      потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

      потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

      потребность в средствах существования (экономические институты, производство);

      потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);

      потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

    Вместе с этими социальными институтами можно выделить также коммуникационные социальные институты, институты социального контроля, образовательные социальные институты и другие.

    Функции социальных институтов :

      интеграционная,

      регулятивная,

      коммуникативная,

      функция социализации,

      воспроизводства,

      контрольная и защитная функции,

      также функция формирования и закрепления общественных отношений и др.

    Функции

    Типы институтов

    Репродукция (воспроизводство общества в целом и отдельных его членов, а также их рабочей силы)

    Брачно-семейные

    Культурные

    Образовательные

    Производство и распределение материальных благ (товаров и услуг) и ресурсов

    Экономические

    Контроль за поведением членов общества (в целях создания условий для конструктивной деятельности и урегулирования возникающих конфликтов)

    Политические

    Правовые

    Культурные

    Регулирование использования власти и доступа к ней

    Политические

    Коммуникация между членами общества

    Культурные

    Образовательные

    Защита членов общества от физической опасности

    Правовые

    Медицинские

    Функции социальных институтов могут меняться во времени. Все социальные институты имеют общие черты и различия.

    Если деятельность социального института направлена на стабилизацию, интеграцию и процветание общества, то она функциональна, если же деятельность социального института приносит вред обществу, то оно может быть расценено как дисфункциональное.

    Интенсификация дисфункциональности социальных институтов может привести к деозорганизации общества вплоть до его разрушения.

    Крупные кризисные явления и потрясения в обществе (революции, войны, кризисы) могут привести к нарушениям деятельности социальных институтов.

    Явные функции социальных институтов. Если рассматривать в самом общем виде деятельность любого социального института, можно считать, что его основной функцией является удовлетворение социальных потребностей, ради чего он и был создан и существует. Однако для осуществления этой функции каждый институт выполняет в отношении своих участников функции, обеспечивающие совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. Это, прежде всего следующие функции.

      Функция закрепления и воспроизводства общественных отшений . Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества. Действительно, кодекс института семьи, например, подразумевает, что члены общества должны разделяться на достаточно устойчивые малые группы - семьи. С помощью социального контроля институт семьи стремится обеспечить состояние стабильности каждой отдельной семьи, ограничивает возможности ее распада. Разрушение института семьи - это прежде всего появление хаоса и неопределенности, распад многих групп, нарушение традиций, невозможность обеспечения нормальной сексуальной жизни и качественного воспитания подрастающего поколения.

      Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Вся культурная жизнь человека протекает с его участием в различных институтах. Каким бы видом деятельности ни занимался индивид, он всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его поведение в этой области. Даже если какой-то вид деятельности не упорядочен и не урегулирован, люди немедленно начинают институционализировать его. Таким образом, с помощью институтов человек проявляет в социальной жизни предсказуемое и стандартизированное поведение. Он выполняет ролевые требования-ожидания и знает, чего ждать от окружающих его людей. Такое регулирование необходимо для совместной деятельности.

      Интегративная функция . Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей. Интеграция людей в институте сопровождается упорядочением системы взаимодействий, увеличением объема и частоты контактов. Все это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры, в особенности социальных организаций. Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элементов, или необходимых требований:

    1) консолидация или совмещение усилий;

    2) мобилизация, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей;

    3) конформность личных целей индивидов с целями других или целями группы. Интегративные процессы, осуществляемые те с помощью институтов, необходимы для скоординированной деятельности людей, осуществления власти, создания сложных организаций. Интеграция - это одно из условий выживания организаций, а также один из способов соотнесения целей его участников.

      Транслирующая функция . Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить как путем расширения социальных границ института, так и путем смены поколений. В связи с этим в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям. Например, семья, воспитывая ребенка, стремится ориентировать его на те ценности семейной жизни, которых придерживаются его родители. Государственные учреждения стремятся воздействовать на граждан, чтобы привить им нормы повиновения и лояльности, а церковь старается приобщить к вере как можно больше новых членов.

      Коммуникативная функция . Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами. Причем характер коммуникативных связей института имеет свою специфику - это формальные связи, осуществляемые в системе институционализированных ролей. Как отмечают исследователи, коммуникативные возможности институтов неодинаковы: одни специально предназначены для передачи информации (средства массовой информации), другие имеют весьма ограниченные возможности для этого; одни активно воспринимают информацию (научные институты), другие пассивно (издательства).

    Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Когда институт не справляется с выполнением своих явных функций, его непременно ждут дезорганизация и изменения: эти явные, необходимые функции могут быть присвоены другими институтами.



    Документы