Твердый фарфор. Виды фарфора в посуде (классификация, свойства, внешний вид)

В этой статье вы узнаете о том, что такое фарфоровая посуда ? А точнее: история возникновения, свойствах фарфоровой посуды, разновидности фарфора, виды декора фарфоровой посуды и ее качество.

Также, узнаете ответы на вопросы:

  • Что такое фарфор?
  • Как ухаживать за фарфоровой посудой?
  • Как выбрать качественную фарфоровую посуду?

История фарфора

В средние века фарфоровая посуда ценилась на уровне с золотом. Осколки китайского фарфора дамы носили как бусы, на золотой цепочке. Китайцы, наладив производство посуды в шестом веке, тщательно хранили секрет производства в течение 1000 лет.

Многочисленные попытки найти технологию производства фарфоровой посуды проваливались из-за незнания составляющих сырья. Даже после получив готовые образцы фарфора из Китая, французы не смогли отыскать подобных даров природы на своей земле. Французскому химику Иоганну Бетгеру удалось найти секрет. Узнав об этом, король приказал ему поработать на государственную казну.

Доработав технологию изобретения фарфоровой массы, ученый пытался сбежать с царского дворца, вследствие чего поплатился жизнью. Производство фарфора было переведено в замок и лучшие мастера начали заниматься изготовлением фарфора под присмотром охраны.

Через несколько лет, нескольким мастерам удалось убежать от царя в город Вену. Там они открыли свои собственные мастерские. Через 50 лет под французским городом «Лимож» были найдены залежи каолина. Лимож стал крупнейшим производителем фарфора в 18 веке.

Традиции сохранились до сих пор, и хоть Лимож и не является крупным поставщиком фарфора на мировой рынок, рестораторы Франции только в мастерских этого города заказывают посуду для своих заведений. Музей фарфора в Лиможе – памятник прошлому и настоящему Франции.

Что такое фарфор?

Фарфор – тонкостенная посуда с красивой росписью. Посуда замечательно украшает быть и способна улучшить настроение. Повседневно пользуясь посудой из фарфора, человек получает эстетическое удовольствие. В последнее время, из-за имеющегося обширного ассортимента такой посуды в магазинах возникла возможность подобрать посуду под дизайн и стиль кухни.

При тонком слое глиняная керамика фарфора просвечивается насквозь. Звуковые волны распространяются в фарфоре в 4 раза быстрее, чем в фаянсе, поэтому при ударе по нему деревянной палочкой фарфор издает продолжительный и чистый звук. Именно таким образом можно с легкостью отличить фарфор от подделок и фаянса.

Фарфор получают обжигом при температуре до 1500 °C, из смеси каолина, глины, полевого шпата и небольшого количества кварца. Именно процесс обжигания применяют для изготовления высококачественной фарфоровой посуды.

Достоинство фарфора в том, что он очень инертный материал и обладает химической и термической прочностью. По ГОСТу, глазурь у посуды из фарфора должна выдерживать перепады температур от 205 °С до 20 °С.

Фарфоровая посуда – свойства

Для сервировки столов в ресторанах применяются комплекты фарфоровой посуды, которые состоят из сорока и более различных предметов.

Хорошего качества фарфоровая посуда имеет просвечивающийся снежно-белый черепок и отличается своей прочностью. При ударе по краю, фарфоровое изделие обязательно издает продолжительный звук.

У фарфоровой посуды, в отличии от фаянсовой выше термическая и механическая стойкость, лучше внешний вид и потребительские качества.

К щелочам и кислотам наиболее устойчив фарфор с высоким содержанием глинозема и малой пористостью, у которого водопоглощение близко к нулю.

Разновидности фарфора

По составу и способу обработки глины, фарфоровую посуду можно разделить на посуду из:

  • Мягкого фарфора (всегда производится со сливочным оттенком)
  • Твердого фарфора (полностью белая и твердая)
  • Костяного фарфора (средней белизны и средней твердости).

Всех разновидностей великолепно подходит для использования на кухне. Посуда из твердого фарфора все же ценится выше. Ее можно встретиться в элитных ресторанах и на респектабельных приемах.

Декор фарфоровой посуды

Посуда из натурального белого фарфора и без декора пользуется наибольшей популярностью. Разновидности такой посуды отличаются только дизайном формы.

Производители фарфоровой посуды, выпускают разнообразные декорированные комплекты, способные удовлетворить любые вкусы.

Существует два типа декорирования фарфоровой посуды:

  • Рельефный декор – нанесен на стенки посуды гравировкой, перфорацией или при помощи рельефных рисунков. Рельефный декор отливается в формах вместе с посудой, или части декора (фигурки, цветки и т.п.) формуются отдельно и наклеиваются после.
  • Красочный декор – наносится глазурью (чаще на китайском фарфоре с нанесением рисунка прямо на черепок) или над ней (роспись эмалевыми красками).

Как ухаживать за фарфоровой посудой

Соблюдая простые правила, фарфоровая посуда будет радовать ваших близких, детей и внуков.

Фарфоровую посуду лучше мыть руками и отдельно от ложек, вилок и других металлических предметов, с использованием мягких мочалок. Кольца и другие украшения на это время желательно снять.

Не используйте декорированную металлами фарфоровую посуду в микроволновой печи и не мойте в посудомоечной машине. Посуду без подобных украшений мыть в посудомоечной машине можно, но установив режим с малым нагревом воды.

Фарфор не любит бытовую химию и абразивные моющие средства, так как они могут испортить или поцарапать поверхность посуды.

Вымытую посуду, желательно вытереть мягкой тканью и как можно быстрее высушить.

Фарфоровую посуду нежелательно мыть горячей водой, иначе может повредиться рисунок.

Когда моете посуду, не оставляйте ее надолго в воде.

Лучше использовать специальное средство для мытья фарфора или нейтральное мыло.

После длительной эксплуатации, посуда из фарфора может потемнеть и потерять свой респектабельный вид. Вернуть фарфору безупречную белизну можно протерев его тряпочкой смоченной винной кислотой или скипидаром. Также с этой проблемой поможет справиться пищевая сода, а также соль с уксусом.

Пятна на фарфоровых тарелках можно удалить теплой водой, если в нее добавить немного нашатыря.

Чтобы тарелки и другая посуда из фарфора лучше сохранялись, можно переложить их белыми салфетками.

Не ставьте чашки друг на друга, чтобы не повредить хрупкую ручку.

Как выбирать фарфоровую посуду

Купить фарфоровую посуду хорошего качества, можно в посудном магазине, на выставке. Выбирая посуду из фарфора, стоит учитывать вкусовые качества и финансовые возможности, но все же фарфор должен быть качественным.

Какой фарфор качественный?

Качество фарфора зависит от содержания в нем белой глины (каолина), тонкости помола и других технологических особенностей.

Посуду лучше выбирать известных производителей у которой должны иметься отчетливо читаемые известные клейма находимые по каталогам, а вот китайская и другая «no name» посуда не имеющая клейм может быть опасна для здоровья.

Производители советуют воздерживаться от приобретения фарфоровой посуды с очень яркими и перламутровыми рисунками, так как такие рисунки могут содержать кадмий и свинец.

Цвет у качественного фарфора – белый, тепло-сливочный. Серо-голубые оттенки говорят о низком качестве изделия. Настоящий цвет фарфора можно увидеть на донышке тарелки или чашки.

При покупке нужно обратить внимание на места соприкосновения изделий с поверхностью стола. Эти места должны быть такого же однородно-белого цвета как и глазурованная поверхность, если, конечно, не использовалось никаких отбеливающих веществ или красителей для глазури.

Фарфоровую посуду никогда не декорируют полностью, с целью проверки тонкости помола и чистоты фарфоровой массы. Присмотритесь – если в фарфоровой массе присутствовали примеси – вы увидите их на не прикрытых рисунком участках.

Выбирая изделия из фарфора, следует учитывать его гладкость, а также отсутствие дырочек, пузырьков, трещин, вкраплений, царапин и малейших сколов.

Качество можно также определить по геометрической правильности чашек и тарелок. Если их поставить на стол, то они должны стоять и не качаться как в обычном состоянии, так и в перевернутом, а крышки плотно прилегать к основному изделию.

Фарфор является благороднейшим и наиболее совершенным видом керамики. Как правило, в фарфоре выделяют несколько основных типов: твердый и бисквитный, мягкий, костяной.

ТВЁРДЫЙ и БИСКВИТНЫЙ

Немецкая мануфактура Meissen в Саксонии стала открывателем нового на то время «твёрдого» фарфора. Твёрдый фарфор иногда называют «настоящим» фарфором. Он содержит в своём составе намного больше каолина и кварца. Твёрдый фарфор обладает большей механической прочностью, плотностью, сопротивляемостью к жару, непроницаемостью и химической стойкостью. В связи с большим наличием в составе фарфоровой массы каолиновых глин, их плавление требует более высокой температуры обжига. Она составляет 1350-1500°C. Соответственно изделие получается твёрже. Глазурь у такого фарфора получается тонкой и блестящей. Она состоит из тех же субстанций, что и фарфоровая масса, только в других пропорциях, благодаря чему может плотно и однородно соединяться с черепком. Её невозможно ни отбить ни отслоить.

Твёрдый фарфор, который обжигают без покрытия глазурью, называют «бисквитным». Примечательно, что в эпоху европейского Классицизма «бисквит» употреблялся в качестве вставок в мебельные изделия.
У твёрдого фарфора осколок белоснежный, гладкий, ровный, блестящий и с острым краем. На ощупь такой фарфор холоднее, чем мягкий. Фарфор Meissen — это классический твёрдый фарфор.

МЯГКИЙ

Мягкий фарфор иногда называют «искусственным», а также художественным или фриттовым. Зачатки такого фарфора прослеживаются в в 16-ом веке в Италии, так называемый фарфор Медичи. Окончательная его формула была изобретёна во Франции в 1673 году в попытках найти формулу китайского фарфора. В его состав входит меньше каолина, но больше кварца, полевого шпата и смесей толчёных стекловидных веществ, так называемых фритт. Наличие таких минералов, как кремень, селитра, морская соль, алебастр, в составе мягкого фарфора способствует увеличению просвечиваемости изделий и приданию им нежного бело-сливочного цвета. Температура обжига изделий из такого фарфора ниже 1300°C, поэтому его прочность, и термостойкость намного ниже. Мягкий фарфор долго сохраняет тепло. Структура такого фарфора пористая, поэтому изделие из него более хрупкое. Глазурь на мягком фарфоре намного толще, чем на твёрдом. Состав глазури преимущественно состоит из стекла, то есть из легкоплавкого вещества, богатого окисью свинца, и содержащего дополнительно песок, соду и известь. Н еглазурованная часть на изломе такого вида фарфора зернистая. К мягкому фарфору можно отнести большую часть известного в своё время по всему миру китайского фарфора. Севрская мануфактура также в основном изготавливала свои изделия из мягкого фарфора.

КОСТЯНОЙ

Родиной костяного фарфора является Англия. Формула костяного фарфора как разновидности мягкого была открыта керамиком-англичанином Джози Споудом в середине 18 века. В основном он используется для создания чайных сервизов и посуды. Состав фарфоровой массы костяного фарфора на 60% состоит из фосфата извести — золы пережжённых костей крупного скота, что позволяет сделать возможной более лёгкую плавку фарфорового материала. Кости лошадей в данном случае исключаются, поскольку они придают посуде желтоватый оттенок. Самыми подходящими оказались тазобедренные кости коровы. Обжигается костяной фарфор при 1100-1500°C. Его глазурь в основе та же, что на мягком фарфоре, но содержит помимо окиси свинца ещё и некоторое количество буры для лучшего соединения с черепком. Глазурь на костяном и мягком фарфоре мягкая и ломкая. Преимуществом костяного фарфора является его необыкновенная тонкостенность и прозрачность. Костяной фарфор выносливее и твёрже мягкого фарфора, однако сильно уступает в своих характеристиках твёрдому саксонскому фарфору.

Принадлежит к тонкокерамическим изделиям, покрытым прозрачной глазурью. Посуда фарфоровая группируется по следующим признакам: назначению, видам, фасону, размерам, комплектности.

По назначению посуда фарфоровая делится на чайную, кофейную, столовую и кухонную.

Основными видами посуда фарфоровая и фаянсовая являются следующие:

чайной — чашки, блюдца, пиалы, чайники, сливочники, молочники, сахарницы, маслёнки, сухарницы, полоскательницы;

кофейной — кофейники, чашки, сахарницы, молочники;

столовой — тарелки, блюда, миски, пловницы, селёдочницы, салатники, бульонки, вазы суповые, для соуса и компотов, подливочники, хренницы, солонки, горчичницы, перечницы, доски для сыра;

кухонной — банки для хранения продуктов и др.

Большинство этих изделий вырабатывается как из фарфора, так и из фаянса. Однако некоторые изделия вырабатываются только из фарфора (чайники, кофейники, сливочники, сахарницы) либо только из фаянса (миски, пловницы).

Фасоны посуды крайне разнообразны, определяются конструкцией изделий и их формой. Как правило, фасоны посуды обозначаются номерами (фасон № 1, № 2, № 3 и т. д.). В отдельных случаях фасон посуды характеризуют указанием формы; например салатник четырехугольный, круглый.

Размеры определяются ёмкостью (в см³ или литрах) либо диаметром в мм (плоские изделия).

По комплектности различается посуда штучная и в виде сервизов, гарнитуров и наборов.

Сервизы — комплект посуды одного назначения, обычно на 6 или 12 персон. Различаются сервизы чайные, кофейные и столовые. Чайные и кофейные сервизы выпускаются только фарфоровыми, столовые — фарфоровыми и фаянсовыми.

Гарнитуры — комплекты посуды более полные, чем сервизы. Они включают изделия различного назначения. Так, например, чайный гарнитур включает в себя полностью чайный сервиз и, кроме того, мелкие тарелочки, масленку, вазу для варенья, блюдца для варенья и др.

Наборы — менее полные комплекты посуды, чем сервизы; могут быть различного назначения и рассчитаны на разное количество людей (Сервизы).

Сервиз чайный "Коттеджный". Форма Александрия. Автор герба Василий Андреевич Жуковский (ИФЗ)

Фарфоровая посуда

Фарфоровая посуда имеет белый спёкшийся непористый черепок, дающий блестящий раковистый твёрдый излом. Покрывается тонким слоем блестящей кислотоустойчивой, твёрдой, не царапающейся стальным ножом глазури. При ударе по краю издает высокий, мелодичныи, долго не смолкающий звон. Водопоглощаемость черепка 0,2%. Характерным признаком фарфора, отличающим его от других керамических материалов с белым черепком, является просвечиваемость в тонких местах при проходящем свете (при толщине черепка 2—3 мм).

Фарфор бывает твёрдый и мягкий; различаются не физической твёрдостью обожженного черепка, а степенью размягчения при обжиге.

Твёрдый фарфор содержит около 50% глинистых веществ (каолин, глина или её заменитель — бентонит), примерно 25% полевого шпата и 25% кварца или кварцевого песка (Керамические товары). Требует высокой температуры обжига (1320—1410°). Обладает высокими механическими, термическими и химическими свойствами. Советский фарфор был твёрдый .

Мягкий фарфор отличается повышенным содержанием плавней, имеет меньшую механическую прочность и химическую стойкость, чем твёрдый, но больше просвечивается. К мягким фарфорам относятся главным образом японский, английский, французский (севрский) и отчасти китайский (в Китае вырабатывается и твёрдый фарфор). В качестве плавня для мягкого фарфора иногда используют, кроме полевого шпата, костяную золу и стеклянные фритты (предварительно сплавленные легкоплавкие составы), почему он иногда носит название костяного или фриттованного.

Сервиз. Кобальтовая сетка. Автор росписи Анна Яцкевич. Формы 1945-2014 годы (ЛФЗ-ИФЗ)

Фаянсовая посуда

Фаянсовая посуда в отличие от фарфоровой имеет черепок пористый, непросвечивающий даже в тонком слое. Фаянс при ударе по краю изделия издаёт низкий, глухой, быстро затихающий звук. Водопоглощаемость черепка колеблется от 9 до 12%.

Фаянс бывает твёрдый (полевошпатный) и мягкий (известковый). Изделия из мягкого фаянса имеют большую пористость, меньшую механическую прочность и термическую устойчивость глазури; температура обжига у него примерно на 100° ниже температуры обжига твёрдого фаянса. Советский фаянс относился к твёрдым ; чаще всего содержал 50—60% глинистых материалов (преимущественно белой глины), 35—40% кварца или кварцевого песка и 5—10% полевого шпата. Термическая стойкость глазури фаянсовой посуды ниже, чем фарфоровой, т. к состав фаянсовой глазури более сложный и его труднее подобрать по коэффициенту расширения к черенку.

Сервиз кофейный "Золотая лента". Форма "Юлия", костяной фарфор. Автор росписи главный художник ИФЗ Неля Петрова

Современная фарфоровая и фаянсовая посуда является одним из проводников художественной культуры, поэтому её качество определяется её только технической, но и художественной достоинствами, причём сложность формы и степень заполненности поверхности сосудов росписью отнюдь не являются показателями высокого художественного качества. Получившие мировую известность предприятия — знаменитая Мейсенская мануфактура (саксонский фарфор, Германия), Севрская мануфактура (Франция), фарфоровая мануфактура в Челси (Англия), бывший Императорский фарфоровый завод в России (потом Государственный фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова в Ленинграде, ныне ОАО "Императорский фарфоровый завод") прославились главным образом высокими художественными достоинствами своих фарфоровых изделий. На этих предприятиях над созданием фарфоровой скульптуры, новых форм посуды и её росписью работали выдающиеся художники — И. Кендлер, И. Герольд (Мейсен), Э. Фальконе, Ф. Буше (Севр), Я. Дункер, С. Пименов (отец), Иван Черный, П. Тупицын, А. Захаров и др. (Петербург). Основными признаками стиля современной фарфоровой и фаянсовой посуды является простота, экономичность и функциональная целесообразность форм, красивые пропорции и силуэты, гармоничность расцветки. Определение художественных качеств фарфоровой и фаянсовой посуды производились художественными советами, искусствоведами и художниками.

Сервиз "Золотая лента". Форма "Купольная", костяной фарфор (ИФЗ)

Сырьё и производство . При производстве фарфоровой и фаянсовой посуды используются различные виды пластичных материалов (каолины, глины), отощающие материалы (кварцы, чистый кварцевый песок и др.), плавни (полевой шпат, пегматит, мел), глазури, керамические краски и ряд вспомогательных материалов (гипс для форм, огнеупоры, клеящие вещества и др.).

Основное сырьё подвергается тщательной предварительной обработке. Глинистые материалы очищаются от посторонних примесей путём отмучивания. Камневидные материалы (кварц, полевой шпат, пегматит, бой) промываются и размалываются на бегунах, а затем дополнительно в шаровых мельницах, после чего смешиваются с глинистыми материалами (предварительно размешанными с водой) в специальных мешалках. Полученную жидкую массу пропускают через электромагнитный сепаратор (для удаления частичек железа), затем через фильтропресс (для снижения влажности). После этого масса для повышения пластичности выдерживается некоторое время, затем её пропускают через вакуум-мялку для удаления воздушных пузырьков и получения большей однородности. Подготовленная таким образом фарфоровая и фаянсовая масса, содержащая 22—27% влаги, используется для пластического формования изделий При формовании методом литья из массы добавлением воды и электролитов (сода и др.) приготовляют так называемый «шликер», содержащий 30—40% влаги. При пластическом формовании масса в определенном количестве вводится в форму (если формуют полые изделия) или накладывается на форму (при формовании плоских изделий) и прижимается шаблоном. Так как форма и шаблон имеют очертания изделия, то при вращении формы масса заполняет пространство между ними и приобретает форму изделия. При литьё «шликер» заливают в толстостенные гипсовые формы и выдерживают несколько минут. За это время на стенках формы (вследствие впитывания ею влаги) оседают частички массы, образуя корпус изделия. После этого излишек «шликера» сливают Пластическое формование и литье производится как ручным, так и мехавизированным способом — на полуавтоматах высокой производительности. После формовки изделия немного подвяливают, выбирают из форм и приставляют к ним в случае надобности необходимые детали (ручки и носики).

Отформованные изделия сушатся в специальных сушилках — конвейерных или туннельных — и отправляются для первого, так называемого утильного обжига в печах периодического действия — горнах или в печах непрерывного действия — туннелях. Утильный обжиг фарфора проводится при 900°, фаянса — при 1250—1280°. После первого обжига изделия обычно глазуруются, чаще всего окунанием в суспензию из глазури, а затем направляются на второй обжиг. В отдельных случаях до глазурования производят украшение посуды специальными керамическими красками. Второй (политой) обжиг фарфоровой посуды ведётся обычно при температуре около 1380°, фаянсовой посуды — при ИЗО—1160°.

После политого обжига посуда (так называемое «бельё») сортируется, шлифуется, полируется и отправляется в живописный цех для декорирования (если оно не было произведено до политого обжига).

Украшение . Для украшения фарфоровой и фаянсовой посуды применяются керамические краски, препараты золота и серебра, люстры и специальные глазури (цветные, потечные, кракле и др.).

Керамические краски представляют собой соединения (окислы, соли) различных металлов в смеси с флюсами, обладающие способностью при высокой температуре образовывать окрашенные силикаты, алюминаты и алюмосиликаты.

Золото применяется в виде резината золота (так называемого харца) или в виде хлорного золота.

Серебро используют в виде сульфита серебра или сернокислого серебра.

Люстры — растворенные в эфирных маслах резинаты железа, меди, висмута и других металлов.

Цветные глазури представляют собой состав из различных минералов, окрашенных в тот или иной цвет соединениями металлов; бывают потечные и кракле; потечные — легкоплавкие глазури, образующие при обжиге изделий обильные потеки; кракле — глазури, образующие на поверхности сетку из мелких волосяных трещин, закрашиваемые в процессе декорирования изделий.

Виды разделки фарфоровой и фаянсовой посуды

Виды разделки фарфоровой и фаянсовой посуды: 1 — надглазурная роспись; 2 — полукрытье со штампом; 3 — деколькомания с отводкой; 4 — подглазурная роспись с дорисовкой золотом: 5 — крытьё с отделкой деколькоманней с золотом и штампом: 6 — крытьё с медальоном фотопечати; 7 — печать двухцветная и рельеф; 8 — трафарет

Декорирование фарфоровой и фаянсовой посуды производится двумя способами — подглазурным и надглазурпым.

При подглазурном способе посуду украшают после первого обжига. Нанесенные краски закрепляются на изделиях в процессе второго обжига. Таким образом, при этом способе краски находятся под глазурью, и она защищает их от истирания и разрушения пищей. В этом заключается достоинство подглазурного способа украшения посуды. Однако палитра подглазурных красок сравнительно бедна, т. к. многие керамические краски не выдерживают высокой температуры второго обжига, особенно у фарфора.

При надглазурном способе посуду украшают после второго обжига, и краски закрепляются путём дополнительного (муфельного) обжига при температуре 600—800°. Достоинство этого способа в широкой палитре цветов, возможности нанесения многокрасочных рисунков; недостаток — в необходимости дополнительного обжига и меньше прочности нанесённых красок. Как при надглазурном, так и при подглазурном способах украшение посуды производится различными приемами, к числу которых относятся: лента, отводка и усик; крытьеё и полукрытьеё; трафарет; штамп; печать; декалькомания, фотокерамика, живопись. Лента, отводка и усик — цветные полоски различной ширины, наносимые на изделия с помощью кисти. Усиком называют полоски шириной до 1 мм, отводкой — до 3 мм, лентой — свыше 3 мм. Ленту шириной 3—5 мм называют узкой, свыше 5 до 9 мм — средней, свыше 9 до 13 мм — широкой, шириной 15—16 мм (наносится на фаянсовые изделия) — буфетной. Отводка и усик, чаще всего надглазурные, наносятся краской и золотом; лента может быть надглазурной (краской и золотом) и подглазурной. Подглазурная лента наносится обычно кобальтом или солями.

Крытьё и полукрытьё — покрытие всей или части (полукрытьё) поверхности изделий красками. Производится обычно с помощью аэрографа — прибора, распыляющего краску. Крытьё может быть надглазурпым и подглазурным, сплошным и с прочисткой, т. е. со снятой в виде каких-либо узоров краской. Эти места могут быть затем раскрашены золотом или красками.

Трафарет — рисунок, нанесённый на изделие краской при помощи пульверизатора через трафарет, дающий плоскостное изображение с резким очертанием. Может быть однокрасочным и многокрасочным, надглазурпым и подглазурным.

Штамп — однокрасочный рисунок, состоящий из линий, штрихов, точек; наносится на изделие при помощи резиновой или желатиновой печати (штампа) краской или золотом. Чаще всего делается в виде узкого бортового рисунка. Штампы бывают мелкие и крупные. Штамп мелкий применяется, как правило, при надглазурной раскраске посуды, крупный — при надглазурной и подглазурной.

Печать — одноцветный контурный рисунок, перенесённый с выгравированной стальной доски на папиросную влажную бумагу; затем с папиросной бумаги, пока ещё не высохла краска, — на изделия. Иногда этот контурный одноцветный рисунок раскрашивается на изделиях кистью; в этом случае рисунок носит название «печать с раскраской». Печать однотонная может быть надглазурной и подглазурной, печать с раскраской — надглазурная. Декалькомания (деколь) — как правило многоцветный рисунок, выполненный литографским способом на специальной гуммированной (проклеенной) бумаге и переведённый затем на изделие примерно так же, как детские переводные картинки.

Фотокерамика заключается в перенесении на изделие изображения с диапозитива (фотоотпечатка на стекле). Для этогодиапозитив складывается (при освещении жёлтым светом) со стеклянной пластинкой, предварительно покрытой светочуствительной эмульсией и подвергается на определённый срок действию света, который изменяет свойства светочуствительной эмульсии в светлых местах. При последующем припудривании стеклянной пластинки керамической краской последняя удерживается только на участках, не подвергшихся действию света, и располагается в виде изображения, кото-рое было на диапозитиве. Затем пластинку покрывают тонким слоем коллодия, промывают в щёлочном растворе и воде и отделяют от нее всю образовавшуюся плёнку с красочным рисунком. Плёнку переклеивают на изделие, которое обжигают при температуре 800°.

Живопись — ручная роспись изделий кистью или пером. В узорах, выполненных живописью, заметны мазки кистью; роспись носит более сочный и свободный характер, обладает как правило более высокими художественными достоинствами, чем при других способах украшения. Ручная роспись применяется как самостоятельный приём украшения посуды и в дополнение к деколи, печати, трафарету. В этом случае она носит различное название: пестрение (частичная разрисовка рисунка, подчеркивающая отдельные его детали), разделка рисунка (разрисовка, подчёркивающая почти все детали рисунка), подправка (мазки по рисунку деколи для оживления отдельных его деталей), блик (рельефный мазок бесцветной краской, подчёркивающий светлые детали рисунка), дорисовка (дополнительная ручная работа к основному рисунку).


Группировка украшений посуды по сложности . Для фаянсовой посуды установлено 12 групп, для фарфоровой — 20 групп сложностей украшения посуды (разделок). Группа сложности украшения (группа разделки) зависит: от приёма, которым украшено изделие (трафарет, печать, деколь и т. д.); от характера узора — букет (до трёх отдельных рисунков в узоре), раскидной (не менее пяти отдельных рисунков), бортовой, сплошной; от наличия дополнительных украшений (пестрение, дорисовка, отводка, штамп и т. д.); от вида краски (обыкновенная, золото и др.); от способа украшения (надглазурный подглазурный). На фарфоровую посуду с особо сложным украшением предусматриваются дополнительные надбавки к ценам, установленным для изделий 20-й группы разделки.

Требования к качеству и сортировка . Качество фарфоровой и фаянсовой посуды зависит от удобства её конструкции и формы и от качества изготовления. По качеству изготовления фарфоровую и фаянсовую посуду деляили на три сорта: 1-й, 2-й и 3-й. При установлении сортности посуды принимался во внимание характер и число дефектов, размер н место их нахождения (на лицевой или оборотной стороне).

Основными дефектами являются : недостаточная белизна черенка изделия; деформация (нарушение правильности формы); неправильное крепление деталей (косо или непраиильно по высоте приставленные ручки и ножки, несоразмерная величина этих деталей); неправильный подбор крышек (качание, зазор между корпусом и крышкой); щербины (небольшие углубления по краю изделия); рватьё (сквозные и несквозиые трещины по краям изделий на ножке или в местах крепления ручек и носиков); прыщ и пузырь (вздутия на поверхности черенка); мушка (тёмные пятна от наличия в массе частичек железа); выгорка (углубления в корпусе изделия, обычно заполненные стекловидной массой грязновато-зелёного цвета); свищи (сквозные отверстия в корпусе изделия, иногда затянутые тонким слоем глазури); засорка (приплавившиеся к поверхности изделия частички массы или капселей); плешины (места, не покрытые глазурью); натеки глазури (утолщенный слой глазури, обычно на краях изделий); сухость глазури (места с излишне тонким слоем глазури, шероховатые на ощупь); матовость глазури (отсутствие нормального зеркального блеска глазури); наколы глазури (мелкие углубления в поверхности глазури в виде булавочных наколов); цек (волосяные трещины в глазури); задувка (окрашивание отдельных участков глазури, обычно в грязновато-зеленый цвет); летелый край (участки с отскочившей глазурью на краях фаянсовых изделий); дефекты раскраски (нарушение целости рисунка, тусклость краски, выгорание краски, стирающаяся краска, помарки краской).

Комплект чайников "Красный конь". Новгородская форма. Автор А.В. Воробьёвский (ИФЗ)

Общие требования к фарфоровой и фаянсовой посуде сводятся к следующему: посуда должна быть правильной формы, устойчивой, с ровно и прочно прикрепленными ручками или ножками, со сплошной, ровной глазурью. Не допускаются на посуде: свищи, цек глазури, царапающая засорка, крупные пузыри, сухость глазури, обнажающая черепок, стирающаяся краска, сквозной зазор между корпусом и крышкой изделий.

Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение . Маркируется фарфоровая и фаянсовая посуда клеймением на донышке изделий.

Клеймом обозначали: марку предприятия, сорт изделия и номер группы разделки. Клеймо сортности в фарфоровых изделиях высшего сортов и фаянсовых 1-го сорта было красного цвета, в фарфоровых изделиях 1-го и фаянсовых 2-го сортов — синего, в фарфоровых изделиях 2-го и фаянсовых 3-го сортов — зелёного и в фарфоровых изделиях 3-го сорта — коричневого или чёрного цвета. При упаковке плоские изделия (тарелки, блюдца), а также чашки с блюдцами завёртывались в бумагу через одно изделие и затем увязывались в пакет. Остальные изделия завёртывались в бумагу каждое в отдельности. Перевозилась фарфоровая и фаянсовая посуда, как правило, в крытых вагонах, без жёсткой тары, в пачках, переложенных соломой, сеном или стружкой. Хранилась на полках в сухих помещениях.

Изображения любезно предоставлены сотрудниками Императорского Фарфорового Завода Михаилом Тренихиным (Директор московской галереи ОАО "Императорский фарфоровый завод"), большим нашим другом, и Екатериной Мартыновой (Заведующая Галереей современного искусства ОАО "Императорский фарфоровый завод" ), но ей отдельная благодарность и пожелание успеха и всего самого доброго в предстоящем деле!

Спасибо фарфоро-фаянсовые друзья!

В зависимости от состава фарфоровой массы и глазури различаются твердый и мягкий фарфор. Некий промежуточный вид представлен так называемым костяным фарфором.

Твердый фарфор содержит в основном два исходных материала: каолин и полевой шпат (чаще всего в соединении с белой слюдой; относительно легко плавится). К этим основным веществам добавляется кварц или песок. Свойства фарфора зависят от пропорции двух главных веществ: чем больше каолина содержит его масса, тем труднее ее плавить и тем она тверже. Смесь эту перемалывают, замешивают, промалывают и затем высушивают до степени способного к принятию формы тестообразного состояния. Возникает пластичная масса, которую можно либо отливать в формах, либо обтачивать на гончарном круге. Готовые предметы обжигают дважды: сначала без глазури при температуре 600-800єС, потом с глазурью - при 1500єС. В качестве плавней используют полевой шпат или пегматит.

«Иногда для усиления просвечиваемости дополнительно вводят доломит, известковый шпат. Покрывают твердый фарфор, твердой глазурью. Тонкие сорта покрывают глазурью из шпата без извести, поэтому изделия получаются матовыми, молочно-кремового оттенка. А вот более простые сорта покрывают совсем прозрачной известковой глазурью. Глазурь и фарфоровая масса состоят из одних веществ, только в разной пропорции. Благодаря этому они соединяются, и глазурь ни отбить, ни отслоить уже нельзя».

Твердый фарфор отличается крепостью, сильной сопротивляемостью жару и кислотам, непроницаемостью, прозрачностью, раковистым изломом и, наконец, чистым колокольным звуком. Изобретён в Европе, в 1708 году в Мейсене Иоганном Фридрихом Бётгером (рис. 1).

Рис. 1

Мягкий фарфор, называемый также художественным или фриттовым, состоит преимущественно из смесей стекловидных веществ, так называемых фритт, содержащих песок или кремень, селитру, морскую соль, соду, квасцы и толченый алебастр. По истечении определенного времени плавки к этой массе добавляется мергель, содержащий гипс и глину. В принципе, значит, речь идет о плавленом стекловидном веществе с прибавкой глины. Всю эту массу размалывают и фильтруют, доводя до пластичного состояния. Отформованный предмет обжигается при 1100-1500оС, делаясь сухим и непористым. Глазурь преимущественно из стекла, те есть из легкоплавкого вещества, богатого окисью свинца и содержащего, кроме того, песок, соду, поташ и известь. Уже глазурованные изделия подвергаются вторичному обжигу при 1050-1100оС, когда глазурь соединяется с черепком. По сравнению с твердым, мягкий фарфор прозрачнее, белый цвет еще более нежного, иногда почти сливочного тона, однако жароустойчивость этого фарфора ниже. Излом прямой, причем неглазурованная часть в изломе зерниста. Начальный европейский фарфор в большинстве был мягким, чему примером прекрасные и очень ценимые изделия севра. Изобретен он в XVI веке во Флоренции (фарфор Медичи) (рис. 2).

Рис. 2

Костяной фарфор представляет собой известный компромисс между твердым и мягким фарфором. Его состав открыт в Англии и там же около 1750 года началось его производство. Кроме каолина и полевого шпата, он содержит фосфат извести из пережженной кости, делающий возможной более легкую плавку. Обжигается костяной фарфор при 1100-1500оС. Итак, речь идет по существу о твердом фарфоре, но таком, который путем перемешивания пережженной кости делается мягче.

Его глазурь в основе та же, что на мягком фарфоре, но содержит, кроме окиси свинца, некоторое количество буры для лучшего соединения с черепком. При соответствующем калильном жаре эта глазурь плавится и прочно соединяется с черепком. По своим свойствам костяной фарфор занимает промежуточное положение между твердым и мягким фарфором. Он выносливее и тверже мягкого фарфора и менее проницаем, но с ним у него общего довольно мягкая глазурь. Цвет его не такой белый, как у твердого фарфора, но белее, чем у мягкого. Впервые костяной фарфор применен в 1748 году в Бау Томасом Фраем (рис. 3).

Рис. 3

Из выше изложенного можно сделать вывод; что основных, для изготовления фарфора, существует три вида, которые отличаются по составу, температуре обжига и используются для разных видов изделия. Так же для каждого вида изготовляется своя глазурь.

Фарфор - это тот самый тип керамики, который одновременно отличается как белоснежностью и изяществом, так и прочностью. Материал этот имеет несколько разновидностей со своими особенностями - твердый, мягкий, костяной и бисквитный. О последнем мы и поговорим подробнее.

Бисквитный фарфор в узком и широком смысле

Этот вид фарфора, как никакой другой, может передать шелковистость, бархатность и теплоту человеческой кожи. Его структура не имеет ничего общего с десертом - образовано слово "бисквитный" от "бис", что означает "два", "двойной". Это связано с особенностями его обжига.

В узком смысле бисквит - это не покрытый глазурью, обожженный один (что более характерно для современных технологий) или два раза материал. Как отличить бисквитный фарфор? Его выделяет белоснежная, шероховатая, матовая поверхность, которую даже можно спутать с высококачественными сортами мрамора. Про технику росписи бисквитного фарфора сказать нечего - благородный материал прекрасен и без нанесения краски или глазури.

В более широком смысле бисквитом можно назвать любое керамическое изделие, которое прошло только через первичный (иначе - бисквитный) обжиг, характерная температура которого - 800-1000°C. В его результате получается прочный, тяжелый, но пористый материал. Далее может производиться повторный и даже неоднократный обжиг, а также обработка шликером или глазурью. Но, как мы уже упоминали, статуэтки из бисквитного фарфора чаще всего остаются неглазурованными.

История бисквита

Родиной этого благородного фарфора нужно назвать Францию. Известность материалу принесли работы художника Буше, которые также позволили сформировать особенный стиль французской пластики. Во второй половине XVIII века стала привлекать к себе внимание и керамика мастерских из города Севра, работающих как с глазурованным, так и бисквитным фарфором. Отличал эти славные работы цветочный мотив - венки, букеты, гирлянды, корзинки. Произведения можно было заслуженно считать замечательными образчиками искусства.

В эпоху классицизма изделия из бисквитного фарфора стали неотъемлемой частью интерьера знатных домов - мебельный декор, посудные сервизы, скульптуры и скульптурные композиции.

Применение бисквита

Из-за пористой структуры бисквит не применяют в изготовлении посуды - материал впитывает в себя воду. Однако он очень хорош в следующем:

  • Тонированный фарфор этого вида применяется для изготовления лиц и тел бисквитных кукол, а также декоративных масок.
  • Это популярный материал для ваяния скульптур, статуэток, украшений, элементов декора - всего того, что не нуждается в защите бисквитной поверхности.

Иные виды фарфора

Кратко познакомимся и с другими видами фарфора:

  • Костяной . Формула этой разновидности мягкого фарфора была открыта в Англии Д. Споудом в XVIII веке. Его необычная особенность - на 60 % материал состоит из золы сожженных костей коров, более всего тут ценятся тазобедренные. Они не дают желтоватого оттенка, как лошадиные, и делают плавку более легкой. Его основное преимущество - необыкновенная тонкость, доходящая до прозрачности.
  • Мягкий . Иные названия - искусственный, художественный, фриттовый. Стал известен еще в XVI веке - это так называемый фарфор Медичи. Стандартная формула была позже изобретена во Франции - в 1673 году. В его составе преобладает фритта - кварц, стекловидные вещества, полевой шпат. Просвечиваемость и приятный сливочный цвет придает алебастр, кремень, морская соль, селитра. Мягкий фарфор дольше сохраняет тепло, но вместе с тем его выделяет пористость, небольшая прочность, даже хрупкость.
  • Твердый . Известен также как "настоящий". Его открытием мы обязаны немецкой мануфактуре Meissen. Отличает такой фарфор большая прочность, плотность, сопротивляемость высоким температурам и химическому воздействию. Очень хорошо на твердом фарфоре смотрится глазурь - она здесь тонкая и блестящая. Так как это покрытие состоит из тех же субстанций, но в ином содержании, что и сам материал, то оно однородно и плотно прилегает к нему. Отчего глазурь от твердого фарфора ничуть не отслаивается. Более того, ее затруднительно даже будет отбить от этого материала. Бисквит, кстати, является разновидностью данной группы, только неглазурованной.

Бисквит выглядит самым натуральным, самым теплым из всех видов фарфора. Оттого он так прекрасно подходит для скульптурных композиций, фарфоровых масок и кукол.



Доверенности