Одноместный корабельный истребитель для базирования на ТАВКР типа "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" является модификацией многоцелевого фронтового истребителя МиГ-29М (степень унификации 80-85%). Разработан на ММЗ им. А.И.Микояна под руководством Генерального конструктора Р.А.Белякова в 1984 г. (главный конструктор самолет - М.Р. Вальденберг).
Первый вариант палубного истребителя МиГ-29К с катапультным взлетом и посадкой на аэрофинишер был разработан на уровне аванпроекта в 1978 г. и отличался от базового усиленным шасси, введением посадочного гака, дополнительной антикоррозионной защитой планера, увеличенным запасом топлива и измененным навигационным оборудованием. Проектирование МиГ-29К типа 9-31 со значительно измененной конструкцией и принципиально новой системой вооружения началось в 1984 г.
Первый экземпляр МиГ-29К (№ 311, 9-31/1) поднял в воздух 23.06.1988 г. летчик-испытатель Т.О. Аубакиров, 1.11.1989 г. впервые посадил машину на палубу ТАВКР "Тбилиси", а затем произвел взлет с борта корабля. В сентябре 1990 г. на испытания поступил второй экземпляр МиГ-29К (№ 312).
В августе 1991 г. начался этап Государственных испытаний МиГ-29К на корабле, который не был завершен, из-за начала серийного производства корабельных истребителей Су-27К и отказом от строительства новых авианесущих кораблей. Работы по МиГ-29К в начале 90 гг. были приостановлены. На двух опытных экземплярах МиГ-29К было выполнено в общей сложности более 420 полетов, из них около 100 - на корабле. В настоящее время МиГ-29К № 312 находится в летном состоянии. Он планировался к использованию для создания нового варианта корабельного истребителя.
Назначение
МиГ-29К предназначен для противовоздушной обороны авианосного соединения в любых погодных условиях в диапазоне высот от 30 м до 27 км, поражения самолетов и вертолетов противолодочной обороны, транспортно-десантных вертолетов и самолетов радиолокационного дозора противника, его корабельных групп, а также для прикрытия высадки десанта, сопровождения авиации берегового базирования и ведения воздушной разведки.
Особенности
Конструктивно МиГ-29К от МиГ-29М отличался рядом особенностей.
Большое внимание было уделено защите самолета от коррозии. Из-за повышенных нагрузок при посадке значительно усилены центральный бак, силовой отсек корпуса с основными опорами шасси и тормозным гаком, носовая часть корпуса в районе передней опоры шасси. В хвостовой части вместо парашютной тормозной установки размещен механизм демпфирования гака и спасаемый аварийный самописец. На верхней поверхности корпуса МиГ-29К установлен тормозной щиток площадью около 1 кв.м. Увеличена площадь стабилизатора, имеющего характерный "зуб" по передней кромке. Увеличены размах и площадь крыла до 11, 99 м и 43 кв.м. соответственно, изменилась его механизация (установлены двухщелевые закрылки с увеличенной хордой и зависающие на посадке элероны).
Для уменьшения стояночных габаритных размеров консоли крыла МиГ-29К складываются гидроприводами с управлением из кабины. В сложенном положении размах крыла составляет 7.8 м.
Стойки опор шасси имеют большую длину, увеличенный ход амортизаторов и снабжены узлами швартовки и буксировки корабельными средствами, а для размещения в убранном положении в прежних объемах корпуса имеют механизмы подтягивания. Управляемая стойка передней опоры шасси разворачивается на угол до 90 град. На ее подкосах установлен трехцветный сигнализатор для информации руководителя посадки о положении самолета на глиссаде и его посадочной скорости. Установлены новые пневматики большего давления (20 кгс/см2). Тормозной размещен под хвостовой частью корпуса между гондолами двигателей и снабжен системой выпуска, подтяга и демпфирования. Для обеспечения визуального контроля посадки на палубу в ночных условиях имеется система подсветки гака.
Комплекс бортового оборудования включает систему навигации СН-К "Узел" (для самолетовождения над морем, посадки самолета на палубу корабля и выставки инерциальной навигационной системы при волнении моря), инерциальную навигационную систему нового поколения (ИНС-84), спутниковую навигационную систему, радиотехническую систему ближней навигации и посадки, системы воздушных сигналов и цифрового вычислителя. Бортовое оборудование системы навигации может взаимодействовать с корабельными маяками. Система оснащена помехозащищенной линией передачи кодированной информации и автоматизированным встроенным контролем.
Силовая установка МиГ-29К состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей РД-33К с комплексной цифровой системой регулирования. Тяга двигателей на максимальном режиме составляет 5500 кгс, на форсаже - 8800 кгс. Предусмотренный чрезвычайный режим работы с кратковременной тягой 9400 кгс позволяет взлетать с корабля самолету с массой 17700 кг с разбегом в 105 м и массой 22400 кг – с разбегом 195 м, а также производить уход на второй круг даже после касания палубы на этапе пробега при незацеплении за трос аэрофинишера.
Многофункциональная система управления вооружением служит для всепогодного поиска, всеракурсного обнаружения, опознавания и измерения координат одиночных и групповых воздушных целей в свободном пространстве и на фоне подстилающей поверхности в условиях помех. Комплексное использование прицельных систем обеспечивает скрытный выход в атаку и применение одновременно нескольких видов оружия. Система управления вооружением автоматически обнаруживает и сопровождает до 10 целей, обеспечивает пуск управляемых ракет по четырем целям.
В кабине пилота размещается многофункциональный пульт управления, расширяющий номенклатуру используемых ракет класса "воздух-поверхность". Трехэкранная система отображения информации СОИ-29К включает индикатор на лобовом стекле (КАИ) и два многофункциональных индикатора на электронно-лучевых трубках.
Вооружение МиГ-29К размещается на девяти точках подвески: одна - между воздушными каналами двигателей и восемь - под крылом (в том числе четыре - под складывающимися частями консолей). Управляемое ракетное оружие класса "воздух-воздух" может включать 2-4 ракеты Р-27Р (РЭ) и Т(ТЭ), до 8 ракет Р-73 или РВВ-АЕ. Возможно применение ракет класса "воздух-поверхность" общего назначения Х-25МЛ и Х-29Л (Т), 4 противокорабельных ракет Х-31А и Х-35 с активными радиолокационными ГСН, противорадиолокационных ракет Х-31П и Х-25МП, корректируемых бомб КАБ-500Кр с телевизионно-корреляционной системой наведения. Могут использоваться авиабомбы, контейнеры малогабаритных грузов КМГ-У и неуправляемые ракеты. На МиГ-29К установлена встроенная 30-мм пушка ГШ-301 с боекомплектом 100 патронов.
В августе 1996 г., после четырехлетнего перерыва летные испытания МиГ-29К были начаты вновь с новым комплексом оборудования. Отработанные на нем технические решения были использованы на палубном варианте модернизированного истребителя МиГ-29СМТ. Самолеты МиГ-29К участвовали в различных выставках авиационной техники.
Основные летно-технические характеристики
Размах крыла, м: | |
На стоянке авианосца |
7.80 |
Полный |
11.99 |
Длина, м |
17.37 |
Высота, м |
5.18 |
Площадь крыла, м2 |
42.00 |
Масса, кг: | |
Пустого самолета |
12700 |
Нормальная взлетная |
17770 |
Максимальная взлетная |
22400 |
Запас топлива, кг: | |
Внутренний |
5670 |
Максимальный с ПТБ |
9470 |
Тип двигателя |
2 ТРДДФ РД-33И |
Тяга, кгс |
2х9400 |
Максимальная скорость, км/ч: | |
На высоте |
2300 (М=2.17) |
У земли |
1400 |
Практическая дальность, км: | |
На малой высоте | |
1650 |
|
На большой высоте с ПТБ |
3000 |
С одной дозаправкой |
5700 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
18000 |
Практический потолок, м |
17000 |
Длина разбега, м |
110-195 |
Длина пробега,м |
150-300 |
Эксплуатационная перегрузка | |
Экипаж, чел | |
Возможное вооружение: |
30-мм пушка ГШ-301 (боекомплект 150 патронов), боевая нагрузка - 4500 кг на 9 узлах подвески: УР "в-в" средней дальности Р-27 и РВВ-АЕ, УР малой дальности Р-73, противокорабельные Х-31А, противорадиолокационные Х-31П, УР "в-п" Х-25МЛ, Х-29Т, Х-29Л, НУР, КАБ с лазерным и телевизионным наведением, свободнопадающие бомбы и авиационные мины |
Источники: 1. Справочник "Военные самолеты мира", АРМС-ТАСС, 2003 г.; 2.
История эксплуатации
Общие проектные данные
Двигатель
Лётно-тактические характеристики
Вооружение
пушечное
- 30-мм авиационная пушка ГШ-30-1.
МиГ-29К (МиГ-29КР, МиГ-29КУБ, МиГ-29КУБР) - семейство советских и российских палубных многоцелевых истребителей четвёртого поколения, являющихся развитием самолёта МиГ-29 наземного базирования. К настоящему времени приняты на вооружение палубной авиации ВМФ России и ВМС Индии.
История создания
МиГ-29К был разработан взамен уже почти готового проекта МиГ-23К, над которым начали работу ещё в начале 70-х годов для комплектования смешанной группы корабельной авиации. В эту группу должны были входить: Су-24К, МиГ-23К, Ан-71, а также перспективный самолёт-торпедоносец. Однако в связи со смещением времени постройки полноценного авианесущего крейсера на более поздний срок, а также благодаря стараниям конструкторов, удалось убедить Министерство обороны в необходимости разработки проектов на основе будущих перспективных самолётов Су-27 и МиГ-29. В группе палубной авиации для 29-ки отводилась роль многофункциональной машины: как штурмовика, так и самолёта для ведения воздушного боя на небольших дистанциях, также предполагалось использовать истребитель в роли разведчика.
Разработка концепции самолёта началась в 1978 году, а непосредственное проектирование машины началось только в 1984 году. К испытаниям на комплексе НИТКА от ОКБ МиГ приступили сперва на МиГ-23, а потом на МиГ-27ЛЛ (летающая лаборатория). 21 августа 1982 года летчик-испытатель А.Г. Фастовец впервые выполнил взлёт с трамплина на МиГ-27ЛЛ. Посадку на палубу авианесущего крейсера и первый взлёт с него МиГ-29К совершил 1 ноября 1989 года под управлением Токтара Аубакирова. Однако проект МиГ-29К с начала 1990-х годов не мог рассчитывать на продолжение своего существования и госзаказ: продвижение Симоновым машины Су-25УТГ в качестве учебно-тренировочного самолёта и его связи, как бывшего замминистра, не позволили сделать авиагруппу смешанной. Этому же способствовал экономический кризис, государство не могло финансировать одновременно два проекта. Аутсайдером оказался проект МиГ-29К, он был закрыт, однако его в инициативном порядке за свои деньги продвигало КБ.
Сейчас эта машина оборудована аналогично МиГ-29М2 (МиГ-35). Первый этап ГСИ был начат в августе 1991, на 2 МиГ-29К в общей сложности провели 450 полётов, Министерство Обороны РФ дало разрешение на серийное производство, но из-за кризиса 90-х программа была заморожена. В 1999 РСК МиГ возобновляет программу МиГ-29К, корпорация значительно усовершенствовала МиГ-29К. Испытания МиГ-29К продолжаются с 2002 по 2006, по программе выполнено 700 полётов, 20 января 2007 года состоялся первый полёт МиГ-29КУБ. 19 марта 2008 года в подмосковных Луховицах состоялся первый полет серийного МиГ-29КУБ.
Описание конструкции
МиГи палубного базирования представляют собой многофункциональные всепогодные машины поколения «4++». В их задачу входит противовоздушная и противокорабельная оборона соединения кораблей, нанесение ударов по наземным объектам противника. Перечень изменений внесённых в палубную версию истребителя: улучшена антикоррозийная защита планера, усилены стойки шасси, а механизм передней стойки полностью перестроен под условия работы, усилен планер, доля композитных материалов доведена до 15%, убран посадочный парашют, установлен гак (посадочный крюк), сделаны складывающимися крылья, улучшена механизация крыла для улучшения взлётно-посадочных характеристик, увеличен запас топлива, установлена система дозаправки в воздухе, увеличена масса вооружения, снижена заметность самолёта в радиолокационном диапазоне, на самолёте установлена многофункциональная многорежимная импульсно-доплеровская бортовая радиолокационная станция "Жук-МЭ", двигатели РД-33МК, новая ЭДСУ с четырёхкратным резервированием, БРЭО стандарта MIL-STD-1553B с открытой архитектурой.
МиГ-29К могут базироваться на авианесущих кораблях способных принимать самолёты массой свыше 20 тонн, оборудованных взлетным трамплином и посадочным аэрофинишером, а также на наземных аэродромах. Самолеты вооружены управляемыми ракетами РВВ-АЕ и Р-73Э для воздушного боя; противокорабельными ракетами Х-31А и Х-35; противорадиолокационными ракетами Х-31П и корректируемыми авиабомбами КАБ-500Кр для поражения наземных и надводных целей.
Модификации
- МиГ-29К «9-31»
- МиГ-29КУБ «9-41»
- МиГ-29КУБ «9-47»
История службы
МиГ-29КУБ во время испытаний на палубе авианосца «Викрамадитья»
МиГ-29К победил в конкурсе на комплектование авиакрыла индийского авианосца «Викрамадитья» и будущего перспективного авианосца ВМС Индии. 20 января 2004 года Индия заключила контракт ценой в $730 млн на разработку и поставку 16 палубных истребителей (4 МиГ-29КУБ, 12 МиГ-29К). Контракт предусматривал опцион на 30 МиГ-29 со сроком поставок до 2015 года, который был реализован в октябре 2009 года. Поставки самолётов начались в 2009 году. 12 марта 2010 года был подписан второй контракт на поставку ВМС Индии 29 МиГ-29К на сумму 1,2 млрд дол. В 2012 году был заключен контракт на поставку ВМФ России 20 МиГ-29К и 4 МиГ-29КУБ к 2015 году.
В ВМФ России для строевой экспуатации МиГ-29К был воссоздан 100-й отдельный корабельный истребительный авиаполк (ОКИАП). Лётчики полка с 2014 года проходили подготовку для базирования на палубу ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» , а с октября 2016 года самолёты МиГ-29КР и МиГ-29КУБР в составе авиагруппы этого крейсера участвуют в
Модификации МиГ-29К
- МиГ-29К (9-31) - палубный истребитель (1988г.)
- МиГ-29КУ (9-62) - проект учебного варианта.
- МиГ-29КУБ - учебно-боевой вариант.
Описание
|
Истребители МиГ-29, состоящие на вооружении ВВС Индии, получили в этой стране название Baaz ("Орел"). В программе усиления ВМС Индии предусмотрено строительство легкого авианосца водоизмещением 20000-24000 т. Помимо создания нового корабля, уже несколько лет ведутся переговоры о покупке в России авианосца "Адмирал Горшков", на котором в прошлом базировались СВВП Як-38, снятые в 1992 году с вооружения. Модернизированный "Адмирал Горшков" должен быть оборудован сплошной полетной палубой и трамплином в носовой части для взлета самолетов. В качестве вооружения обновленного корабля планируется использовать истребители с горизонтальным взлетом с трамплина и аэрофинишерной посадкой. Учитывая небольшие размеры "Адмирала Горшкова", вместимость его подпалубного ангара, российская сторона предложила Индии палубный вариант МиГ-29К.
Решение о его разработке было принято еще в 1981 году, когда шли ускоренные испытания фронтового истребителя МиГ-29. 21 августа 1982 года с наземного трамплина учебно-тренировочного комплекса "Нитка" в Крыму МиГ-29 впервые осуществил взлет. В 1983 году, почти одновременно с закладкой ТАКР проекта 1143.5 (впоследствии "Адмирал Флота Кузнецов") развернулись работы и по созданию корабельного варианта МиГ-29.
Техническим заданием предусматривалось создание полноценного многоцелевого истребителя, способного выполнять широкий диапазон боевых задач.
|
Работа по созданию МиГ-29К (заводской индекс "9-31") велась под руководством Генерального конструктора Р.А.Белякова и главного конструктора М.Р.Вальденберга. Палубный вариант МиГ-29 создавался параллельно с разработкой МиГ-29М - многоцелевого истребителя ВВС, что обеспечило реализацию в их конструкции ряда единых технических решений. В планерах обоих самолетов была значительно расширена доля применения композитных материалов (КМ), на месте верхнего воздухозаборника разместили дополнительное топливо, для защиты двигателей в каналах воздухозаборников были установлены специальные решетки.
В то же время палубный вариант имел отличия от своего сухопутного собрата. Крыло на середине размаха имело узел складывания, значительно усилен центральный бак и силовой отсек фюзеляжа, к которому крепился тормозной крюк и основные стойки шасси.
Учитывая большие вертикальные скорости посадки на авианосец, элементы шасси были доработаны и усилены. Для улучшения взлетно-посадочных характеристик площадь крыла возросла с 38 до 42 кв. м, была усовершенствована и крыльевая механизация, увеличена площадь предкрылков, двухщелевых закрылков и элеронов. Была увеличена площадь вертикального и горизонтального оперения.
При разработке палубной машины большое внимание было уделено защите от коррозии, учитывались и "морские" требования к материалам, покрытиям, герметизации фюзеляжа.
Управляемая носовая стойка шасси, помимо усиления, стала разворачиваться на 90^о, для увеличения маневренности самолета при рулежке на палубе ограниченных размеров. На ней установили специальный трехцветный сигнализатор, огни которого информировали руководителя посадки о положении самолета на глиссаде снижения.
Запас топлива составил 5670 л, МиГ-29К был оборудован системой дозаправки топливом в полете.
Самолет был оснащен усовершенствованными двигателями РД-33К с тягой на форсаже до 8800 кг, для взлета с корабля предусматривался чрезвычайный режим (ЧР), при котором тяга кратковременно возрастала до 9400 кг.
Система управления вооружением нового самолета, включающая в себя РЛС "Жук", обеспечивала применение не только ракет класса "воздух-воздух", но и управляемого оружия "воздух-поверхность". Она автоматически обнаруживала и брала на сопровождение до десяти целей и обеспечивала пуск УР по четырем целям.
Вооружение МиГ-29К включало восемь вариантов ракетного оружия для воздушного боя и 25 вариантов оружия для действий по наземным и надводным целям. Максимальный вес боевой нагрузки составил 4500 кг.
19 апреля 1988 года первая машина, получившая бортовой № 311 (т.е. самолет 9-31/1), была доставлена на аэродром и 23 июня 1988 г. летчик-испытатель Т.Аубакиров поднял ее в воздух. После 33 испытательных полетов МиГ-29К перегнали в Крым, где в ходе тренировок на "Нитке" была подтверждена пригодность истребителя к полетам с корабля.
1 ноября 1989 года - исторический день в истории отечественного флота и авиации, на палубу авианосца вслед за Су-27К, сел МиГ-29К, пилотируемый Т.Аубакировым, в тот же день он поднял свой МиГ с трамплина корабля.
В сентябре 1990 г. на испытания вышел второй опытный самолет - №312. Последние полеты опытных МиГ-29К состоялись в 1992 году. И хотя было получено заключение МО России, рекомендующее его в серийное производство, этого не случилось. В 1992 году было принято решение о прекращении закупок МиГ-29 для ВВС России, это сказалось и на судьбе МиГ-29К.
Однако этот самолет может быть востребован именно сейчас. Многофункциональность МиГ-29К, успешный цикл испытаний, дает хороший шанс для возрождения этой программы с учетом потребности ВМС Индии в самолете подобного класса.
При испытаниях на "Адмирале Кузнецове" истребитель взлетал с трамплина с дистанций 195 и 95 м. Точность посадки на тросы аэрофинишера оказалась чрезвычайно высокой, что позволило сейчас перейти на систему из трех тросов на модернизируемом "Адмирале Горшкове".
|
Обновленный МиГ-29К будет иметь более совершенную авионику, которая прошла испытания на МиГ-29СМТ и получила высокую оценку как российских, так и индийских летчиков.
Возрастет интеллект вычислительных систем бортового оборудования и системы управления вооружением. Как российская, так и индийская стороны согласились, что все системы, включая оружие, должны быть российскими. По опыту сотрудничества в модернизации МиГ-21 в модель 21-93, предполагается и внедрение авионики индийского производства. Опыт подобного содействия положительно скажется на сроках усовершенствования МиГ-29К. Этому будет способствовать точно такая же кооперация российских предприятий, как и в программе МиГ-21-93.
За счет уменьшения веса и объема оборудования будет увеличен запас внутреннего топлива по сравнению с МиГ-29К образца 1991 года. В результате при действии с авианосца самолет будет иметь радиус действия 850 км для ведения воздушного боя и 1150 км - для ударных операций (без дозаправки). В состав вооружения самолета войдут ракеты "воздух-воздух" РВВ-АЕ (Р-77), различные варианты ракет Р-27, Р-73, а также противокорабельные Х-31А и Х-35, оружие с телевизионным и лазерным наведением.
|
Внедрение автомата тяги двигателей повысит точность посадки на авианосец. Взлетные характеристики позволяют выполнять примерно 90% полетов в тропических условиях при ходе авианосца 10 узлов.
Двигатель РД-33 III серии является рекордсменом по ресурсу и надежности среди российских двигателей, будет иметь взлетный режим повышенной тяги и дополнительную антикоррозийную защиту.
Для уменьшения габаритных характеристик при базировании на корабле узел складывания крыла перенесен ближе к центроплану, на 1 м на каждом крыле, в результате размах сложенного крыла с 7,8 м на МиГ-29К составит 5,8 м на модернизированном самолете. Горизонтальное оперение также будет складываться.
Разрабатывается и двухместный учебно-боевой вариант МиГ-29К, который получил название МиГ-29КУБ. Он разрабатывается с учетом технической унификации, те же габариты, весовые характеристики, то же оборудование. В отличие от существовавшего ранее проекта МиГ-29КУ, где летчики располагались в отдельных кабинах, как на МиГ-25ПУ, и на нем отсутствовала РЛС, МиГ-29КУБ будет иметь штатную РЛС, а летчики будут размещены в кабине под единым фонарем - друг за другом. В результате станет выше гаргрот за кабиной, в котором разместится достаточное количество топлива.
На базе МиГ-29КУБ могут быть созданы в перспективе варианты для ведения разведки и целеуказания, постановки помех, заправщик.
Смотри также
- МиГ-29К
- Морская авиация
Российский палубный истребитель МиГ-29К. Как сообщило Минобороны РФ, "при проведении тренировочных полетов в результате технической неисправности во время захода на посадку за несколько километров до авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" произошло авиационное происшествие с палубным истребителем МиГ-29К". Летчик катапультировался, доставлен на борт "Адмирала Кузнецова", его здоровью ничего не угрожает.
Осенью 2016 г. самолет МиГ-29К вошел в состав ударной группировки Северного флота, которая 15 октября отправилась в поход в северо-восточную часть Атлантики и Средиземное море. Он дополнил имеющиеся на тяжелом авианесущем крейсере "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" палубные истребители Су-33.
МиГ-29К – российский многоцелевой палубный сверхзвуковой истребитель четвертого поколения, развитие проекта МиГ-29.
Первый в СССР боевой самолет, способный взлетать с палубы корабля и садиться на нее обычным способом – с разбегом и пробегом. Предназначен для решения задач противовоздушной обороны корабельных соединений, завоевания господства в воздухе, поражения надводных и наземных целей в любое время суток и др.
Об истории создания
Разработан в 1980-х гг. коллективом Отдельного конструкторского бюро завода номер 155 (ОКБ им. А.И. Микояна, ныне – АО "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ") под руководством главного конструктора Михаила Вальденберга, в дальнейшем значительно модернизирован. Состоит на вооружении Морской авиации ВМФ России и Военно-морских сил Индии. В боевых действиях не участвовал.
Первый полет МиГ-29К состоялся 23 июня 1988 г., машину пилотировал летчик-испытатель ОКБ им. Микояна Токтар Аубакиров. Он же 1 ноября 1989 г. выполнил первую посадку на палубу тяжелого авианесущего крейсера "Тбилиси" (ныне - флагман Северного флота ВМФ РФ "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов") и первый взлет с корабельного трамплина.
В СССР МиГ-29К строился единичными экземплярами на Московском машиностроительном заводе "Знамя Труда" (ныне - производственный комплекс номер 2 АО "РСК "МиГ"). В РФ серийное производство было развернуто в 2000-х гг. на Луховицком машиностроительном заводе (производственный комплекс номер 1 АО "РСК "МиГ") в Московской обл.
Об особенностях конструкции
Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме со складываемым трапециевидным механизированным крылом, двухкилевым вертикальным оперением, двумя двигателями РД-33К (РД33МК "Морская оса" в серийных машинах) в хвостовой части фюзеляжа.
Экипаж – 1 человек (2 человека в учебно-боевой "спарке" МиГ-29КУБ/КУБР).
Палубные истребители от исходного МиГ-29 наземного базирования отличает улучшенная антикоррозийная защита планера, усиленные стойки шасси, улучшенная механизация крыла, наличие системы дозаправки в воздухе и др. Перед запуском серийного производства самолет существенно модернизировался, базой послужил фронтовой истребитель МиГ-29СМТ.
Палубные модификации МиГ-29 могут базироваться на авианесущих кораблях водоизмещением от 28 тыс. т, оборудованных взлетным трамплином и посадочным аэрофинишером и способных принимать самолеты массой более 20 т (в распоряжении ВМФ России один такой корабль - "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов"). Также МиГ-29К могут базироваться на наземных аэродромах.
Летно-технические характеристики серийного варианта МиГ-29К
Длина самолета – 17,3 м. Высота – 4,4 м. Размах крыла – 11,99 м (полный) или 7,80 м (на стоянке авианосца). Практический потолок – 17 500 м. Перегоночная дальность полета – 2 тыс. км, с подвесными топливными баками – 3 тыс. км (2700 км с подвесными баками у МиГ-29КУБ). Максимальная взлетная масса – 24 500 кг. Максимальная скорость на высоте – 2200 км/ч.
Продолжение
О вооружении и оснащении
МиГ-29К вооружен пушкой калибра 30 мм (боезапас 150 снарядов), на 8 узлах подвески может нести до 4500 кг полезной нагрузки – авиационные ракеты "воздух – воздух" и "воздух – поверхность" разных типов, корректируемые авиабомбы.
Бортовое радиоэлектронное оборудование серийного варианта истребителя включает радиолокационную станцию "Жук-МЭ" (обеспечивает сопровождение до десяти воздушных целей, одновременный обстрел ракетами четырех из них), дополнительную систему навигации "Узел", автоматический комплекс контроля и регистрации "Карат". На самолеты устанавливается бортовая система видеорегистрации, автономная система выработки энергии для наземных проверок оборудования без запуска основных двигателей и др.
Об учебно-боевом варианте
Для подготовки пилотов МиГ-29К во второй половине 1980-х гг. разрабатывался проект двухместной машины МиГ-29КУ с раздельными кабинами инструктора и обучаемого летчика, однако в начале 1990-х работы были приостановлены.
В 2000-х гг., после заключения контракта на поставку палубных истребителей ВМС Индии, был создан палубный учебно-боевой истребитель МиГ-29КУБ с общей двухместной кабиной. Его первый полет состоялся 20 января 2007 г., машину пилотировал экипаж в составе Михаила Беляева и Павла Власова.
Где эксплуатируется МиГ-29К
С 2009 г. самолеты поставляются в Индию, заказавшую для базирования на авианосцах INS Vikramaditya ("Викрамадитья") и INS Vikrant ("Викрант") в общей сложности 45 экземпляров МиГ-29К и МиГ-29КУБ (по двум контрактам - от 2004 г. на 16 бортов, на сумму $730 млн, и от 2010 г. на 29 бортов, на сумму $1,2 млрд).
В 2013-2015 гг. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) поставила Министерству обороны РФ 20 единиц МиГ-29КР и четыре единицы МиГ-20КУБР по контракту от 29 февраля 2012 г.
С 2013 г. несколько машин из числа поставленных проходили опытную эксплуатацию в 279-м корабельном истребительном авиаполку Северного флота ВМФ РФ.
20 марта 2016 г. на аэродроме 859-го Центра боевого применения и переучивания летного состава морской авиации (Ейск, Краснодарский край) начались полеты МиГ-29КР/КУБР из состава воссозданного в январе 2016 г. 100-го отдельного корабельного истребительного авиаполка Северного флота ВМФ РФ.
Аварии и катастрофы МиГ-29К
По данным из открытых источников, до сих пор с самолетами этого типа произошло три аварии, в том числе две авиационные катастрофы, в которых погибли в общей сложности три человека.
- 23 июня 2011 г. в районе хутора Кабаково Ахтубинского района Астраханской обл. произошла катастрофа при проведении испытательного полета палубного истребителя МиГ-29КУБ (бортовой номер "927 синий") 929-го Государственного летно-испытательного центра ВВС России. Машина столкнулась с землей, выполняя нисходящую полупетлю с высоты 2700 м, при работе двигателей на максимальном режиме. Погиб экипаж - полковники Александр Кружалин и Олег Спичка, сумевшие отвести падающую машину от населенного пункта (в 2012 г. обоим пилотам посмертно присвоено звание Героя России). Среди вероятных причин катастрофы - дефект механизма складывания крыла, из-за которого оно могло сложиться самопроизвольно.
- 4 июня 2014 г. у побережья индийского штата Гоа палубный истребитель МиГ-29КУБ ВМС Индии совершил жесткую посадку на авианосец INS Vikramaditya ("Викрамадитья"). Самолет на скорости около 300 км/ч пропустил первые два ряда тросов аэрофинишера и зацепился за третий в тот момент, когда пилоты уже готовились к уходу на второй круг. В результате происшествия была повреждена носовая стойка шасси истребителя. Летчики и экипаж корабля не пострадали.
- 4 декабря 2014 г. в районе д. Чемодурово Воскресенского района Московской обл. упал опытный палубный истребитель МиГ-29КУБ (регистрационный номер "204 черный"), возвращавшийся на аэродром в Жуковском в ходе учебно-тренировочного полета. Летчики-испытатели Сергей Рыбников и Вадим Селиванов катапультировались и были госпитализированы в тяжелом состоянии. 6 декабря Сергей Рыбников скончался в больнице. Предполагаемая причина крушения - отказ техники. Самолет принадлежал разработавшей его корпорации "МиГ".
Материал подготовлен по данным ТАСС-Досье.
Миг-29К — Одноместный корабельный истребитель для базирования на ТАВКР типа «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»
ТТХ Миг-29К:
Размах крыла, м на стоянке авианосца 7.80 полный 11.99
Длина, м 17.37
Высота, м 5.18
Площадь крыла, м2 42.00
Масса, кг пустого самолета 12700
нормальная взлетная 17770
максимальная взлетная 22400
Топливо, кг внутреннее 5670
максимальное с ПТБ 9470
Тип двигателя 2 ТРДДФ РД-33И Тяга, кгс 2 х 9400
Максимальная скорость, км/ч
на высоте 2300 (М=2.17)
у земли 1400
Практическая дальность, км: на малой высоте 750 на большой высоте 1650 на большой высоте с ПТБ 3000 с одной дозаправкой 5700
Максимальная скороподъемность, м/мин 18000
Практический потолок, м 17000
Длина разбега, м 110-195
Длина пробега,м 150-300
Эксплуатационная перегрузка 8.5 Экипаж, чел 1
Вооружение:
30-мм пушка ГШ-301 (боекомплект 150 патронов),
боевая нагрузка — 4500 кг на 9 узлах подвески:
УР класса воздух — воздух средней дальности Р-27 и РВВ-АЕ, ракет малой дальности Р-73, противокорабельных Х-31А, противорадиолокационных Х-31П, ракет класса воздух — поверхность Х-25МЛ, Х-29Т, Х-29Л, НУР, КАБ с лазерным и телевизионным наведением, свободнопадающих бомб и авиационных мин.
Первый вариант палубного истребителя МиГ-29К (еще на базе типа 9-12) с катапультным взлетом и посадкой на аэрофинишер был разработан на уровне аванпроекта в 1978 г. и отличался от базового типа усиленным шасси, введением посадочного гака, дополнительной антикоррозионной защитой планера, увеличенным запасом топлива и измененным навигационным оборудованием. Проектирование МиГ-29К типа 9-31 со значительно измененной конструкцией и принципиально новой системой вооружения началось в 1984 г. В связи со специфическими условиями базирования на корабле в конструктивном плане МиГ-29К имел, по сравнению с МиГ-29М, ряд особенностей.
При разработке агрегатов палубной модификации большое внимание было уделено защите самолета от коррозии, учитывались «морские» требования к покрытиям, материалам и герметизации отдельных элементов. Из-за повышенных нагрузок при посадке значительному усилению подверглись центральный бак, расположенный за ним силовой отсек корпуса, к которому крепились основные опоры шасси и тормозной гак, а также носовая часть корпуса в районе передней опоры шасси. В хвостовой части вместо парашютной тормозной установки разместили механизм демпфирования гака и спасаемый аварийный самописец. Как и на МиГ-29М, на верхней поверхности корпуса МиГ-29К установлен тормозной щиток площадью около 1 м 2 . Площадь стабилизатора увеличилась, при этом он получил характерный «зуб» по передней кромке. Размах и площадь крыла возросли до 11.99 м и 43 м 2 соответственно, изменилась его механизация — на корабельном истребителе появились двухщелевые закрылки с увеличенной хордой и зависающие на посадке элероны.
Для уменьшения стояночных габаритных размеров самолета при размещении на палубе корабля и в подпалубных ангарах консоли крыла МиГ-29К выполнили складывающимися посредством гидропривода с управлением из кабины. В сложенном положении размах крыла уменьшался до 7.8 м.
Стойки опор шасси имели большую длину, увеличенный ход амортизаторов и были снабжены узлами швартовки и буксировки корабельными средствами. Для размещения в убранном положении в прежних объемах корпуса стойки основных опор оборудовали механизмами подтяга. Управляемая стойка передней опоры шасси стала разворачиваться на угол до 90€. На ее подкосах установили трехцветный сигнализатор, огни которого информировали руководителя посадки о положении самолета на глиссаде и его посадочной скорости. Все пневматики уступили место новым — большего давления (20 кгс/см 2). Тормозной гак был размещен под хвостовой частью корпуса между гондолами двигателей и снабжен системой выпуска, подтяга и демпфирования. Для обеспечения визуального контроля посадки на палубу в ночных условиях имелась система подсветки гака.
Как и МиГ-29М, корабельная машина оснащалась аналого-цифровой электродистанционной системой управления с трех- и четырехкратным резервированием по всем трем каналам, с механическим дублированием в каналах крена и направления. Самолет также не имел верхних воздухозаборников, соответственно была перекомпонована и его топливная система (внутренний запас топлива составил 5670 л). В случае экстренной посадки для снижения массы машины до предельно допустимой предусматривалась возможность аварийного слива горючего. Для увеличения дальности полета МиГ-29К оснащался системой дозаправки топливом в воздухе от самолета-заправщика (например, Ил-78), оснащенного унифицированным подвесным агрегатом заправки УПАЗ. Выдвижная заправочная штанга располагалась впереди кабины пилота слева. Ночью штанга подсвечивалась специальной фарой.
Силовая установка МиГ-29К состояла из двух двухконтурных турбореактивных двигателей РД-33К, имевших комплексную цифровую систему регулирования. Тяга двигателей на максимальном режиме была увеличена до 5500 кгс, на полном форсаже — до 8800 кгс. В отличие от ТРДДФ РД-33К, применявшихся на МиГ-29М, у двигателей корабельного истребителя был предусмотрен чрезвычайный режим работы (ЧР), на котором тяга кратковременно возрастала до 9400 кгс. ЧР гарантировал взлет с корабля самолета массой 17700 кг с первой стартовой позиции (дистанция разбега 105 м) и массой 22400 кг — со второй стартовой позиции (дистанция разбега 195 м), а также позволял летчику МиГ-29К производить уход на второй круг даже после касания палубы на этапе пробега (в случае незацепления за трос аэрофинишера).
Система управления вооружением С-29К, примененная на МиГ-29К, по составу в целом соответствовала СУВ самолета МиГ-29М. Одним из отличий комплекса оборудования МиГ-29К, по сравнению с БРЭО самолета МиГ-29М, стало включение в его состав системы навигации СН-К «Узел», обеспечивавшей самолетовождение истребителя над морем и его посадку на палубу авианесущего корабля, а также выставку инерциальной навигационной системы на качающемся основании (палубе корабля). По номенклатуре и количеству подвешиваемого вооружения МиГ-29К практически не отличался от МиГ-29М.
Облет первого экземпляра МиГ-29К (самолет № 311, 9-31/1) выполнил 23 июня 1988 г. летчик-испытатель Т.О.Аубакиров. 1 ноября 1989 г. он же впервые посадил машину на палубу ТАВКР «Тбилиси» (до него посадку на корабль в тот же день совершил В.Г. Пугачев на Су-27К), а затем первым произвел взлет с борта корабля. В сентябре 1990 г. на испытания поступил второй экземпляр МиГ-29К (№ 312). В августе 1991 г. начался этап Государственных испытаний МиГ-29К на корабле, завершить который, однако не удалось. Совместимость самолета с кораблем оценена положительно, но, в связи с началом серийного производства корабельных истребителей Су-27К и отказом от строительства новых авианесущих кораблей, работы по теме МиГ-29К в начале 90-х годов были приостановлены. На двух опытных экземплярах МиГ-29К было выполнено в общей сложности более 420 полетов, из них около 100 — на корабле. В настоящее время МиГ-29К № 312 находится в летном состоянии.
Его планируется использовать в интересах создания нового варианта корабельного истребителя на базе МиГ-29СМТ — МиГ-29К (9-17К).
Закрытие ИП