Сценарий юбилей Кубани Чефранова.docx - Сценарий спортивно-музыкального развлечения в старшей коррекционной группе "День рождения Краснодарского края". Сценарий развлечения " моя родина-кубань

Программные задачи:

Познакомить детей с историческим прошлым Кубани и культурой родного края.

Формировать представления детей о том, что малая Родина – Кубань, начинается с отчего дома.

Прививать интерес к обычаям своего народа.

Материалы и оборудование: флаг, герб Краснодарского края, предметы домашней кубанской утвари, иллюстрации с изображением быта кубанских казаков, игра «Разрезные картинки» (тема: поля, сады, моря, горы Краснодарского края).

Словарная работа: крынка, глэчик, рушник, плетень.

Предварительная работа: рассматривание альбомов «Атамань», «Природа Кубани»; разучивание кубанских пословиц и поговорок.

Ход НОД в старшей группе :

В группе оформлен мини-музей кубанской утвари.

1. Воспитатель в костюме казачки обращает внимание детей на флаг, герб Кубани.

А скажите мне, ребята, как зовётся край родной наш, где живём мы с вами дружно?

(дети: «Краснодарский край»). Мы зовём его Кубанью, наш казачий край.

Главный город на Кубани кто ж нам всем здесь назовёт? (Краснодар)

Обратите же внимание на костюм казачий мой! (воспитатель показывает со всех сторон свой костюм)

Кто ж такие казаки я поведаю, друзья, вам! А казак – это значит, вольный человек! Давным-давно Россией правила царица Екатерина II. Ей верой и правдой служили казаки на границах Руси. Они не щадили своих жизней. И в благодарность царица подарила им земли на Кубани, те самые, где мы с вами сейчас живём. И одаряя казаков, такую речь царица говорила:

«Повелеваю: землю охранять! Поле сажать! Казаков растить!»

2. Воспитатель:

Ребята, кто ж казаку был лучшим другом: и быстро мчал, и с поля боя выносил? (дети: «Конь»).

Правильно. А знаете, друзья, что у казаков была особая любовь к лошадям. Давайте вспомним, как говорили казаки о лошадях. (Дети вспоминают кубанские поговорки о лошадях)

«Конь казаку – друг!»

«Казак сам не поест – а коня накормит!»

«Казак без коня, что солдат без ружья»

«Без коня казак кругом сирота»

3. Рассказ воспитателя о том, как стали казаки обживаться на кубанской земле.

Строили хаты как? (Всем миром)

Растили хлеб.

Изготавливали домашнюю утварь.

Охраняли своё подворье.

Воспитатель:

Ребята, приглашаю вас посетить наш мини-музей. Здесь собраны предметы казачьего быта. Вот, посмотрите и назовите, что это? (показывает глэчик)

(дети: «кувшин»)

Правильно, кувшин. А на Кубани называется он глэчик! Повторите со мной, пожалуйста!

Из чего он сделан, как вы думаете? (дети: «Из глины»)

Как называется строение из прутьев, служит для заграждения двора иль огорода? (плетень)

Казаки, ребята, очень трудолюбивые. Умели всё. И среди них были гончары, и кузнецы, и хлеборобы, и коневоды. Но кто работал хорошо, умел и отдыхать!

Давайте поиграем в казачью весёлую игру да под названием «Хлэбчик».

Делимся на пары. А ведущий говорит: «пеку, пеку хлэбчик!»

Дети: «А выпечешь?»

Ведущий: «Выпеку!»

Дети: «А убежишь?»

Ведущий: «Посмотрю!»

Убегают врассыпную, меняя пары. Кто без пары – тот и «хлэбчик».

4. Игра «Собери картинку о родной Кубани»

Воспитатель: Прекрасный солнечный край! Большая, щедрая земля, гостеприимная для всей России. Трудится кубанский народ, чтобы города, посёлки, хутора были краше и богаче!

Это край чудесный

Там, где синь небес!

Золотое поле

И зелёный лес!

Ручеёк звенящий

И весенний гром!

Это запах хлеба,

Это отчий дом!

Ты, Кубань родная,

Наша сторона!

Ты на всей планете

Конспект развлечения «Моя малая Родина»

в рамках воспитательно-образовательной деятельности в разновозрастной группекомбинированной направленности для детей от5 до 7 лет.


Цель: формирование устойчивогоинтереса к истории своего народа, любвиксвоей малой Родиневпроцессе интеграции различных видов деятельности дошкольников .

Задачи:

· Формировать познавательный интерес посредством знакомствадетейс историей,бытом икультуройКубанскихказаков;

· Развивать творческую активность в процессе художественно-эстетической деятельности, знакомить с промыслами своего народа;

· воспитывать любовь к малой Родине, чувство гордости за свой родной край, район, станицу;

· Расширить словарный запас следующими словами: кубанка, казачьи промыслы, жестянщик, чеканка,символика, ландшафт, герб и др.

· Побуждать к участию в социально-культурнойдеятельности своей семьи, детского сада, родной станицы.

Предварительная работа: Чтение, слушаниеи обсуждение фольклорных и художественных произведений кубанских авторов, рассматривание старинных фотографий, альбомов.

Оборудование: кубанский костюм для воспитателя;вышитый рушник;каравай (или хлеб); музыкальное сопровождение «Кубанские песни»; флаги России,Краснодарского края, Тихорецкого района, станицы Юго-Северной; оборудование для детского творчества (фольга, стеки по количеству детей, соленое тесто, доски для лепки, блюдо для вареников); икона, бутафория в виде домашних предметов быта, атрибуты кказачьим подвижным играм, иллюстративный материал (рисунки, фотоальбом, картины, карты).

Ход.
(Звучат кубанские народные песни, фонограммы. Воспитательв национальном костюмевстречает детей.)
Воспитатель: Знаете ли вы, дети, где мы живем? Обратите внимание, какая прекрасная задушевнаямузыказвучит. А знаете ли вы чьи это песни?

Дети: Казачьи.

Воспитатель: А кто их исполняет?

Дети: Кубанский казачий хор.

Воспитатель: А кто еще поет кубанские песни?

Дети: Народ.

Воспитатель: Любят в народе не только кубанскую песню, но и веселый, задорный перепляс.

Веселил нас много раз

Наш кубанский перепляс.

Исегодня не скучаем,

В хоровод всех приглашаем.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам построиться по кругу.

Мы с вами выполним разминку «Карусель»

Топающий шаг по кругу

Ходьба, руки на поясе, с приподниманием плеч на каждый шаг

Выставление ноги на каблук, с раскрытием рук в сторону

Шаг с притопом вперед и назад

Бег на месте с выбросом ног назад

Топающий шаг вокруг себя

Воспитатель: На Кубани очень любят петь и танцевать, а вам нравиться петь и танцевать? Ответы детей (да, очень нравится) А когда вы это делаете? Ответы детей (на праздниках, дома с бабушкой, мамами). Как говорят у нас в народе «человек, не имеющий своей песни, не имеет своего дома». Послушайте песню и скажите, как она называется? Звучит песня «Люблю я казаченку». А какая по характеру эта песня? ответы детей (плясовая, веселая). Правильно плясовая, под неё хочется двигаться, улыбаться, радоваться. Давайте потанцуем под эту веселую песню.

Воспитатель:

Мы кубанский танец спляшем

Нету танца веселей

Каблучками тук да тук

Завертелось все вокруг

(Дети пляшут под веселую кубанскую песню, используя знакомые танцевальные движения: шаг с притопом, вертушка, веревочка, козлик, сужение и расширение круга)
Воспитатель: За пляску удалую угощенье вам, ребятушки.

ЗАВТРАК

БЕСЕДА С ДЕТЬМИ «СИМВОЛЫ СТРАНЫ, КРАЯ, РАЙОНА, СТАНИЦЫ»

Воспитатель: Ребята, я хочу с вами поиграть. Садитесь по кругу. Я вам сейчас достану из волшебной коробки, а что догадайтесь сами. Как вы думаете, что у меня в руках? Ответы детей (флаг). Правильно! А какой страны этот флаг? Ответы детей (Российский флаг). А какие цвета на нем присутствуют? ответы детей: верхняя - белого цвета, средняя - синего цвета, нижняя – красного. А кто мне скажет, какие цвета присутствую на Кубанском флаге? Ответы детей: малиновый, синий, зеленый. А вы знаете что они означают? Ответы детей (Малиновый - означает благополучие, радость, синий – цвет мира, зеленый цвет лесов и полей Кубани). А о какихфлагах мы с вами можем еще поговорить? Конечноэто флаг Тихорецкого района и флаг станицы Юго-Северной. (Воспитатель поочередно демонстрирует флаги района и станицы )

Кто мне назовет основные цвета флага Тихорецкогорайона? (Ответы детей). Верно. Жёлтый цвет поля флага показывает уникальную кубанскую природу, неисчерпаемое богатство полей района. Зелёный цвет - символ надежды, изобилия и здоровья. В центре флага Тихорецкогорайона мы видим фигуру всадника на чёрном коне.

А вот флаг нашей станицы. Вы все его видели у здания администрации станицы?(Ответы детей). Волнистая синяя линия показывает реку Платаву, которая разделяет сельское поселение на две части. Серебряное поле символизирует прежде всего северную часть сельского поселения (как бы холодную), а также вид деятельности - молочное животноводство.
Золотое поле символизирует южную часть сельского поселения (как бы тёплую, солнечную), а также вид деятельности - выращивание зерновых.

Сейчас мы с вами отправимся на прогулку по центральной улице нашей родной станицы,чтобы поближе познакомимся с достопримечательностями нашей родной станицы.

ЦЕЛЕВАЯПРОГУЛКА

(Первая остановка)

Воспитатель: Ребята, Родину называют матерью, потому что она кормит своим хлебом, поит своими водами, дарует нам свои природные богатства.

Наш Краснодарский край славится, кубанским хлебом. Но прежде чем хлеб попадет к нам на стол, необходимо хорошо потрудиться. А трудятся у нас казаки с казачками в ЗАО «Родник», где выращивают хлеб, ячмень, свеклу, кукурузу. Еще в «Роднике» занимаются животноводством. Мы с вами видим на доске почета лучших работников нашей станицы. Теперь вы знаете, что этими трудолюбивыми людьми мы можем гордиться!

(Вторая остановка)

У каждого человека есть своя малая родина, где он родился, играл со своими друзьями, учился, взрослел. Ребята, а кто мне скажет, как называется наша малая родина? (Ответы детей). Правильно Кубань, Краснодарский край. А это значит, что мы с вами можем назвать себя казачатами, так в старину называли молодых дворовых ребят, одеваемых подобно казакам! Посмотрите на памятник возле Дома Культуры. Что вы видите? (Ответы детей.) Верно, это нас встречают скульптура казака и казачки. А во что они одеты? Верно, в кубанскую традиционную одежду. Как называется головной убор у казака? (Ответы детей). Верно, «кубанка».

Создавая эту скульптурную группу, художник хотелсказать, что казаки – гостеприимный народ, доброжелательный. Встречать гостей хлебом, солью – это одна из кубанских традиций. А какие еще традиции, напримертрадиции вашей семьи, вы можете назвать? (Ответы детей).

Воспитатель: А мне хочется сейчас вместе с вами поиграть в наши традиционные кубанские игры, первая играназывается «Кубанка».

«КУБАНКА»

(Кубанская подвижная игра)

Цель: развитие быстроты реакции.

Описание. Все сидят (или стоят) по кругу, кубанка надеты через одного. Под музыку быстро снять с себя и надеть соседу. Музыка остановилась – игра прекратилась. Выигрывает тот, у кого на голове нет кубанки.

Воспитатель: Закончить нашу сегодняшнюю прогулку я вам предлагаюкубанской игрой, которая называется «Плетень». А плестись наш плетень будетв сторонудетского сада.

«ПЛЕТЕНЬ»

(Кубанская подвижная игра)

Цель игры: развитие быстроты реакции, ловкости. Описание. Участники игры встают друг за другом в длинный ряд, берутся за руки. Все играющие, идут за ведущим и произносят слова:

Вокруг березоньки идём,

Кругом нас всё плетнём

Плеть-плеть плетена,

Кругом ствола обведена.

Вьется плетень, плетётся,

В поле, в лес волочётся.

Расплетайся плетень, расплетись,

Золотой узелок, развяжись.

Ведущий запутывает хоровод, пока не «завьет плетень».

Расплетают плетень под приговоры:

Наряжен наряд - из ста ребят,

Все в один ряд, вместе связаны стоят.

Плетень, расплетайся,

На березоньку завивайся.

Затем ведущий бегом (или быстрым шагом) увлекает хоровод в «поле», петляет, делает крутые повороты, кто не удержится на ногах, выбывает из игры.

(Играя в игру «Плетень» воспитатель приводит играющих к детскому саду.) После целевой прогулки переходим к играм на участке.

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ «УЗОР НА ФОЛЬГЕ»

Воспитатель: Ребята, давайтемы сегодня с вами вернемся в старое доброе время, когда на Кубани поселились люди вольнолюбивые, гордые, независимые. Понравилась им земля Кубанская да её просторы и сталиказаки заниматься разными ремеслами. А какие ремесла вы можете назвать? (ответы детей: ткали, вышивали, резали по дереву, чеканили по металлу, плели из соломки и прутьев ивы.)

Воспитатель: Верно, а сейчас вообразим себя мастерами. Ребята из подготовительной группы будутчеканщиками. Проходите за столы.

(Воспитатель предлагает детямвыполнить декоративныйузор на фольге. Уточняет способы выполнения узора, напоминает, что сначала нужно выполнить эскиз на бумаге, а потом выдавить копию на фольге.)

Воспитательположительно оцениваетвсе работы мастеров по металлу ребят подготовительной подгруппы привлекая внимания дошкольников старшей подгруппы.

ЛЕПКА «ВАРЕНИКИ»

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие замечательные работы получились у наших мастеров по металлу, но язнаю, что у вас тоже руки золотые без дела не останетесь! Давайте налепим вареников к обеду. Дети, а с чем на Кубаниделают вареники? Ответы детей: с картошкой, творогом, вишней.

Воспитатель: А, бывают вареники с сюрпризом, чтобы повеселиться. Предлагаю слепить вареники с сюрпризом из соленого теста.

(Воспитатель напоминает и показывает детям способы лепки вареников.)

Вылепленные вареники дети складывают в специальную посуду для высушивания. Воспитательположительно оцениваетработы всех детей и спрашивает: Какие блюда кубанской кухни вы ещё знаете? (Ответы детей: борщ, пампушки с чесноком, пирожки с капустой, каша с тыквой, компот –

по-кубански - узвар.)

Воспитатель: Молодцы! А сейчас я приглашаю васобедать!

ОБЕД

2-Я ПРОГУЛКА ВИКТОРИНА «МОЙ КРАЙ»

(Участвуют 2 команды. Команда «Желто-зеленых» и команда «Сине-зелено-розовых»

Можно родителей пригласить в качестве болельщиков)

Воспитатель: А сейчас вас - жителей нашего чудесного края Кубани прошу занять свои места и приготовиться отвечать на вопросы, что же наши дети знают о Краснодарском крае.

1.Какие реки Краснодарского края вы знаете? (Ответы детей)

2.Дети, назовите города и станицы нашего края.

(Ответы детей)

3.Какие моря омывают границы Кубани? (Ответы детей)

А теперь отправимся с вами в лес. А зачем люди ходят в лес? (ответы детей)

Правильно молодцы!

Воспитатель по очереди спрашивает у команд названия деревьев. За правильный ответ команде выдаётся фант. В этом конкурсе выигрывает та из команд, которая назовет больше деревьев? Следующие задания обыгрываются по подобию этого.

4. Игра «Чудесный мешочек» угадать «С какой ветки детка»

5.Назовите птиц живущих на Кубани (ответы детей)

6.А какие птицы живут у воды? (ответы детей)

Воспитатель: А сейчас давайте немного подвигаемся и поиграем в кубанскую игру «Карусель»

«КАРУСЕЛЬ»

Цель: учить двигаться по кругу друг за другом, меняя направление движения по сигналу; продолжать воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе, желание действовать сообща.

Описание. Все играющие стоят по кругу. Воспитатель или водящий в центре с кольцом (центр «Карусели»), к которому прикреплены по одному концу от разноцветных лент.За второй конец от разноцветных лент берутсяиграющие дети. Дети держат ленты, правой рукой и двигаются под музыку по кругу в одном направлении. По сигналу «КАРУСЕЛЬ» меняет направление движения, играющие должны быстро взять ленту левой рукой и повернуться кругом .

Воспитатель: Ребята - лес, что же это такое?

Это дом животных и птиц, там они живут и питаются. И если мы приходим в лес то как мы себя должны вести там?

Лес - полон сказок и чудес вот и послушайте загадки лесные!

Сначала одна команда отгадывает, потом другая

1. Под соснами, под елками

Лежит мешок с иголками (еж)

2.Кто позабыв тревоги

Спит в своей берлоге?(медведь)

3.Трав копытами касаясь

Ходит по лесу красавец

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко (лось)

4.В лесу живет, желуди жует (кабан)

5.Это что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной

И стоит среди травы

Уши больше головы (заяц)

6. В дупле живет, орешки грызет (белка)

7. Хвост пушистый, мех золотистый

В лесу живет, в деревне кур крадет (лиса)

8. Кто на своей голове рога носит (олень)

9. Рыбу ловит и ныряет, жить на берегу желает (ондатра)

10. Кто зимой холодной, ходит злой голодный (волк)

(Подсчитываются фанты, заработанные командами, подводится итог викторины)

Воспитатель: Ребята вот и подошла кконцу наша викторина. А победила у нас сегодня ДРУЖБА. Вы все отвечали на вопросы и продемонстрировали свои знания о природе нашего края, что говорит нам о том, что вы любитенаш Краснодарскийкрай, Тихорецкий район и станицу Юго-Северную. Участникам викторины вручаются памятные призы (тематические раскраски оптицах, рыбах, животных, растениях и т.п.)

Сценарий развлечения "Мы живём семьёй одной, на Кубани родной" для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста

Старинная мудрость гласит: «Человек, незнающий своего прошлого, не знает ничего», Без знаний своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать человека любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящего к другим народам.
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любви к родной улице, городу, краю и наконец, к Родине.
Чувство Родины….. Воспитание его у ребёнка начинается с отношений в семье к самым близким людям: матери, отцу, бабушкам, дедушкам. Это корни, связывают его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины, начинается с прикосновения со своей национальной культурой, с формирования доброжелательного отношения к культуре других народов к каждому в отдельности независимо от цвета кожи вероисповедания; с умения не вступать в конфликт с детьми других национальностей, с понимания того, что наш край большой в нём живут люди разных национальностей, у каждого свои обычаи, традиции, свой язык, но все мы любим мир, свой дом, свою семью.
Цель :
Сформировать толерантную культуру у детей через приобщения к культуре разных национальностей.
Задачи:
1. Расширение социальных представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста, формируя у них интерес, симпатию и уважительное отношение к людям других национальностей.
2. Формирование познавательных процессов в ходе знакомства с культурой и традициями разных народов.
3. Воспитание любви и уважения к своей Родине, к своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям.
Оборудование:
Компьютер, экран, предметы старины, импровизированного макета дома «Кубань», картины.
Предварительная работа:
Рассматривания иллюстраций подворья казака, его хаты, орудий труда и быта.
Знакомство с произведениями поэтов и писателей Кубани.
Проведение родительского собрания, знакомство с традициями и обычаями семей других национальностей. Заучивание стихов.Ведущий : У каждого человека должен быть дом – не просто жилище с крышей над головой, а место, где его любят и ждут, понимают и принимают таким, каков он есть, где тепло и уютно. Но у всех нас есть общий дом – наша Кубань. Это большой дом, который мы любим и храним, который вы будете беречь и обустраивать, когда станете взрослыми
Издавна на Кубань прибывало множество народов. Сюда на южные окраины России от гнета бежали крепостные крестьяне. . .
В поисках лучшей доли приходили, приезжали умелые ремесленники, купцы. Знаете ли вы, что сегодня на Кубани живут люди 120 национальностей? Большинство из них – русские, много украинцев, адыгов, армян, грузин, греков, белорусов, поляков. Для многих из них Кубань – это Родина, где они родились, выросли, где они живут в дружбе и согласии, понимая и помогая друг другу.

1 ребёнок. В чудесном краю, где растет виноград,
Хлеба колосятся и реки шумят,
Где солнце над морем лазурным встает,
Тепло свое дарит почти круглый год
2 ребёнок Единой семьею народы живут,
Кубань хлебосольную «мамой» зовут,
Любимую землю теплом украшают,
Ей песни, легенды свои посвящают.
Вот и сегодня мы с вами пойдём в гости к казаку.
Давайте вспомним, как называется дом казака в кубанской станице. (ответы детей)
- Правильно «хата».
- Из чего казаки строили свои хаты? (ответы)
- Правильно дети из самана.
- А из чего делали этот саман? (ответы)
- Да, всей семьёй казаки смешивали глину и солому и лепили такие кирпичи. Вот смотрите, нас тут уже ждут.
Здравствуйте казак с казачкою.
- Заходите гости дорогие. Проходите, посмотрите на наше житьё – бытьё. В нашей станице хаты в основном одинаковые. Две комнаты, есть печь, вот длинные лавки, стол. Мы казачки придаём большое значение убранству хаты.
В красном углу обязательно иконы, украшенные рушниками и цветами. Перед иконами крепится лампадка.
(Стук в дверь.)
-Хозяин с хозяюшкой: « Кто – то в гости к нам ещё пришёл».
Входят дети (мальчик и девочка) в адыгейских костюмах под музыку. .
мальчик:
- О, Адыгея, родная моя!
Благословенная предков земля.
Здесь по законам чести живут,
Чтут стариков и обычаи чтут.
Каждый адыг может гостя принять,
Может коня на скаку оседлать.
Девочка:Мы пришли к вам не с пустыми руками, а принесли вам сухофрукты из яблок и груш которые долго хранятся, не теряют вкусовых качеств. Ведь это адыги научили вас их делать, а также научили казаков строить ульи. Но сначала, давайте поиграем в адыгейскую игру « Лихой наездник».
(Две команды по 5 человек. Гимнастические палки. Дети по очереди в каждой команде оббегают стул, отдают коня другому, становятся в конец колонны.)
(Стук в дверь.)
-Хозяин с хозяюшкой : «Снова слышен звук шагов, в гости к нам кто – то пришёл».
Входят дети (мальчик и девочка) в белорусских национальных костюмах.
Ребёнок - Есть на Кубани народы – славяне,
Одних – белорусы зовут.
Лицом и душою красивые люди,
В согласье и дружбе живут.
Здравствуйте хозяин с хозяюшкой, здравствуйте дети. Долго мы живём на Кубани. Но свои традиции праздники не забываем и хотим с вами поиграть в белорусскую игру «Кузнечики» (Коника)
Описание. В середине площадки чертят круг такого размера, чтобы в нем свободно могли поместиться все «кузнечики». Затем по считалке или по договоренности выбирают «скворца» (водящего). «Скворец» становится в круг, «кузнечики» - за кругом. «Скворец», выйдя из круга, начинает ловить (салить) «кузнечиков», гоняясь за ними любым способом: прыгая на одной ноге, на двух скрещенных ногах, шагая «гусиным шагом» и т. д. Все «кузнечики» должны перемещаться так же, как он.
Когда «скворец» осалит «кузнечика», ведет его в круг и сам остается там, а пойманный становится «скворцом» вместо него. Этот новый «скворец» может перемещаться уже другим способом, и «кузнечики» должны двигаться так же, как он.
Игра заканчивается, когда все игроки окажутся в круге.
Правила.
«Кузнечики», вышедшие за границы площадки, считаются пойман¬ными и становятся в круг.
- А ещё мы принесли вам наши белорусские драники, это оладьи из картофеля.
- Ой, спасибо гости дорогие и повеселили, и накормить решили. Только слышу, кто-то в гости к нам идёт.

Ребёнок : - «Нэнька» моя, Украина моя:
Хлебные нивы от края до края,
Вдаль убегают беленные хаты…
Мы на Кубань расселились когда-то,
Домом родным этот край почитаем,
Земли Кубани, «як матерь кохаем».
- Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой, здравствуйте дети. Хотим с вами поиграть, нашу удаль показать, а игра наша украинская называется «Перепёлочка»
Играющие становятся в круг, слегка расставив ноги, руки опущены вдоль туловища. Один игрок в середине круга - перепелочка. На слова народной песни:
- Ой, у перепёлочки да головка болит
Все участники вместе поднимают руки вверх, касаясь пальцами с двух сторон головы, а на повтор слов: «Да головка болит» - опускают руки вдоль туловища. На припев:
- Тут была, тут была перепёленка,
Тут была, тут была сизокрылая -
Дети берутся за руки и идут по кругу влево, а перепелочка - вправо. На последнее слово все останавливаются. На слова:
- Ой, у перепёлочки да коленки болят
Все наклоняются вперед и дотрагиваются до колен, а на повтор слов: «Да коленки болят» - выпрямляются. Слова и действия припева повторяются. Ведущий продолжает:
- Ой, у перепёлочки крылья не болят -
Все играющие поднимают руки в стороны и на повтор слов: «Крылья не болят» - опускают вниз.
На слова: «Птички поднялись и улетели!» - все бегут по кругу.
Правила игры. Движения выполнять красиво, в соответствии с текстом.
Ведущий :Вот и поиграли, но ждёт вас ещё один сюрприз. Загадочку вы отгадайте угощенье получайте.
Місили, місили,
Ліпили, ліпили,
А тоді - хіп! -
Та в окріп!
А вже на останку -
В масло та сметанку.
Хто зуміє відгадати,
Того будем частувати. (вареники)
Ах, какие молодцы, очень дружно мы играем и загадку отгадаем, конечно - это наши любимые вареники. Но со двора доносятся звуки, знать ещё гостей нам ждать, будем дружно их встречать.
Заходят дети в греческих национальных костюмах.
Ребёнок: - Родную Кубань полюбили на веки
Веселые, щедрые, вольные греки.
Покинув когда-то родную Элладу,
В Кубани цветущей нашли мы отраду.
Кубани мы песню свою посвящаем
И щедрое сердце ее прославляем.
Здравствуйте, оказывается, нас здесь ждут, и стол накрыт и все в сборе. Мы потомки древней Эллады, давно живём на Кубани, любим эту благодатную землю, и хотим поиграть в игру, используя олимпийские символы.
«Найди свою игрушку» (олимпийские символы)
Цель игры : развитие внимательности и быстроты реакции.
Играющие делятся на 3 группы. На игровую пло¬щадку кладут 3 обруча. В центре стоит игрок с (игрушкой), а вокруг него собираются остальные игроки команды.
По команде: «Побежа¬ли!» все участники игры, кроме одного, разбегаются врассыпную по площадке. По команде «Стоп!» все останавливаются, при-седают и закрывают глаза. В это время игроки с игрушкой меняются местами, переходя из круга в круг.
Ведущий вновь подает команду: «К своим игрушкам!» Играющие открывают глаза и бегут в круг, где стоит его иг¬рок группы. Выигрывает группа, быстрее других собравшаяся в своем круге.
Вариант игры : собираться можно в колонны, ше¬ренги, парами.
Здравствуйте хозяюшка и дети.
Ребёнок : - С вершин Арарата, от древней земли
Обычаи предков с собой принесли,
Армяне – веселый и дружный народ,
Который прекрасные песни поёт
Ведущий: Это очень мудрый народ, и эта мудрость передаётся в притчах и сказках. И я хочу рассказать вам сказку о злом сыне.
Однажды сын приходит к отцу:
- Отец, я очень злюсь на людей, что мне с этим делать?
- Вот дверь, вот гвозди. Каждый раз, когда поругаешься с человеком – забивай один гвоздь в дверь.
Когда сын забил все гвозди, он снова пришел к отцу.
- Отец, я забил все гвозди, но все равно продолжаю со всеми ругаться.
- А теперь вытаскивай по одному гвоздю всякий раз, как будешь ругаться с кем-то.
Сын сделал все, как сказал отец.
Когда же все гвозди были вытащены, он пришел к отцу:
- Я вынул все гвозди. Что дальше?
- Посмотри, какой уродливой стала дверь. Вот такие же страшные следы ты оставляешь в сердцах людей, с которыми ругаешься.
С тех пор сын понял, что люди не должны ссориться и обижать друг друга. Что нужно жить в мире и согласии. - Ваша сила в любви и дружбе, и уважении друг к другу. Культура одного народа – это капля. Капля к капле – будет большая река, которая оросит нашу землю и сделает ее вновь цветущей и благодатной. Все народы, населяющие сей край, достойны, украшать его своими песнями и танцами, обычаями и традициями.
Ребёнок : Без еды не будет и беседы. Поэтому мы хотим преподнести вам:
Виноград, как знак изобилия,
гранат, чтобы дружбе с вами всякий был рад,
а вот хурма, чтобы у вас было много ума.
Живя рядом, разные народы Кубани перенимали друг у друга обычаи, элементы одежды, блюда.
И стекались культуры разных народов в звонкие ручейки, и соединялись они в полноводную реку, оросившую Кубань. Зацвели на ней сады, зашумели хлеба…
- И поняли люди разных национальностей, что они все – ветви одного дерева, у которого общие корни, и что только любовь и дружба творят чудеса, только они могут сделать нашу Землю красивой и благодатной.

Конспект

непосредственно - образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста:

«Кубань - моя малая Родина»

Программные задачи: продолжать знакомить детей со столицей Кубани - Краснодаром, ее гимном, с легендой о Кубани, с историей малой родины. Закрепить знания детей о символах Кубани, её историческом прошлом, о казаках - переселенцах, их одежде и традициях. Обогащать словарь детей новыми словами. Развивать познавательный процесс, умение наблюдать и анализировать. Воспитывать чувство любви и уважения к своей малой родине, ее природе, обычаям и традициям.

Словарь: Кубань, Краснодар, Екатеринодар, казаки, хата, амбар, плетень, хворост, лампасы, холст, папаха, казаки - переселенцы.

Предварительная работа: посещение музея, рассматривание иллюстраций с изображением Кубанского быта, слайды о Краснодарском крае, стихи, песни, мультимедийная презентация с изображением символики Краснодарского края и станицы.

Материал и оборудование: макеты казачьих хат, куклы одеты в казачьи костюмы, Книги: «Казачий семейный альбом», «Краснодарский край», звукозапись гимна Кубани.

Ход занятия:

I .Вводная часть.

1.Организационный момент.

(дети сидят полукругом, воспитатель читает стихотворение )

Воспитатель: У каждого на свете есть, наверное,

Любимый уголок земли, такой,

Где листья по - особому на вербе

Склонились над задумчивой водой.

Где небо выше и просторы шире.

И так привольно и легко дышать,

Где ко всему в прекрасном этом мире

По - детски чисто тянется душа.

Воспитатель : о чем говорится в этом стихотворении? О каком уголке земли написал поэт эти стихи?

Дети : о Родине, о том месте, где родился и живёт.

Воспитатель : молодцы, верно. А кто скажет, что такое Родина? Как вы понимаете слово Родина, и что она для вас значит?

Дети: Родина - это дом, где мы живём, где живут наши родственники - мама, папа, дедушка, бабушка. Это там, где наш детский сад.

Воспитатель : правильно, молодцы! Наша маленькая Родина-это Кубань, а большая великая Родина - это Россия. А как называется наш край? Дети: Краснодарский край.

Воспитатель : верно. А станица, в которой мы живём?

Дети : станица называется Ленинградская.

Воспитатель : а как раньше она называлась?

Дети: а раньше станица называлась Уманская.

II .Основная часть.

1.Знакомство с малой родиной - Кубанью.

Воспитатель: велика и красива наша Родина! Есть в её наряде жемчужина, которая зовется Кубанью. Много легенд сложено о нашей Кубани. Одну из них, я расскажу вам.

Давным-давно жила на земле девушка. Была она у родителей единственной и любимой дочерью, которую звали Кубанью. Жили они в старом ветхом домике, добрые это были люди. Двери их дома всегда открыты для гостей. Гости находили здесь тепло, заботу и внимание. Росла Кубань всем на диво необыкновенной красавицей. Высокая, стройная, круглое личико, длинная русая коса, озаряла всегда улыбка, блестели ярко-синие глаза. Самое удивительное, что девушка любила украшать землю, где жила. Надо сказать, что земля, на которой они жили, производила тяжёлое впечатление: с одной стороны - скалистые горы, а с другой - выжженная солнцем степь, с третьей - безжизненное море. И решила Кубанушка преобразить свою землю. Отправилась она по свету, чтобы посмотреть, как люди живут, познакомится с их природой и обычаями. Долго не возвращалась она из путешествия, а когда вернулась, принялась за дело. Сначала посеяла рожь, и вскоре заколосились хлебные поля. Виноградная лоза, яблони и груши дарили богатые урожаи. Что ни посадит красавица, всё выходит на славу. В озёрах, реках, морях развела она рыбу, привезённую издалека. Ожили водоёмы, на их берегах зашелестел камыш, ива зазеленела, на водной глади закачались кувшинки. Редко стала бывать Кубанушка дома. Настоящим её домом были тихие горные долины и привольные луга с широкими разливами буйных, сочных трав, с толпами то ярко-синих, то удивительно голубых, то жёлтых, как брызги живого солнца, цветов. Её незаменимым другом и мудрым учителем стала природа. Она вырастила в душе девушки восторженное отношение ко всему прекрасному, родной земле. Прослышали о трудолюбивой красавице далеко за пределами. И стали ней женихи свататься, приносить ей богатые подарки. Но Кубань не торопилась с выбором, она хотела завершить начатое дело. Дары использовала по своему усмотрению. Долгие старания девушки не прошли даром. Ожила земля, зазеленели поля и долины, зацвели деревья в садах и лесах, запестрели цветами луга, горы покрылись лесными массивами. Не осталось на той земли никого, кто видел бы синеглазую красавицу, но имя её навечно сохранилось в памяти людской, ведь места, где жила девушка, называются с тех пор Кубанью.

Воспитатель: о какой девушки говорится в легенде?

Дети: в легенде говорится о девушке, которую звали Кубанью, о нашей малой Родине.

Воспитатель : совершенно верно.

Воспитатель: на Кубани живут замечательные люди: хлеборобы, садоводы, животноводы, виноградари, рабочие заводов и фабрик, ученые и спортсмены, художники и поэты.

Воспитатель: как называется главный город Кубани?

Дети: главный город Кубани - это город Краснодар

Воспитатель: верно ребята. Город Краснодар-столица кубанской земли. Он был основан очень давно казаками-запорожцами, переселившимися на Кубань по указу императрицы Екатерины II. Она подарила казакам кубанские земли в благодарность за усердную службу, вот почему главный город казаков получил название Екатеринодар. Город быстро рос и строился, горожане очень любили его, считали самым красивым городом. Поэтому, дали ему имя Краснодар. Большая река Кубань протекает по Краснодарскому краю. Кубанскую землю называют Жемчужиной России. Черное и Азовское моря омывают Кубанскую землю. В Краснодаре трудится Администрация нашего края во главе с губернатором - Александром Николаевичем Ткачевым.

Воспитатель: как можно назвать одним словом всех жителей городов, станиц и хуторов Кубани?

Дети: кубанцы.

Воспитатель: а еще мы все - земляки. Так называют людей, у которых одна малая родина.

Воспитатель: вы знаете, ребята, что у каждой страны есть свои знаки - символы государства. Кто вспомнит и назовет их.
Дети : символы государства - это флаг, герб, гимн.
Воспитатель : правильно, есть они и у Кубани.

Воспитатель: из каких частей состоит флаг?

Дети: флаг состоит из древка и полотнища.

Воспитатель : верно, молодцы. А что вы видите на полотнище?
Дети: на полотнище есть три разноцветные полоски.
Воспитатель: правильно. Назовите, пожалуйста, цвета.
Дети: синий, малиновый, зеленый.
Воспитатель: верно. Что означает и напоминает синий цвет?
Дети: синий цвет означает и напоминает цвет моря, неба, речки.
Воспитатель: молодцы, правильно. О чем говорит малиновый цвет?
Дети: малиновый цвет-это цвет солнца, когда оно всходит и заходит.
Воспитатель: а зеленый цвет?
Дети: зеленый - цвет травы, леса, поля.
Воспитатель: молодцы, ребята. Вы все правильно назвали и ответили.

2. Задание.

Выложите на фланелеграфе из цветных полосок бумаги флаг Краснодарского края (дети выполняют задание и сравнивают его с образцом).

Воспитатель: Что находится в центре флага?

Дети: герб золотого цвета.

Воспитатель: сегодня мы познакомимся с гербом нашего края (показываю).

Герб представляет собой щит, обрамлённый зелёной полоской со звёздами, по количеству станиц. Щит разделён на четыре части. В первой и третьей - двуглавый орёл, расположенный на крепости, это символизирует покровительство государства казакам. Во второй и четвёртой - знамёна, говорящие о заслугах казаков в войнах с Турцией. В середине - красный щит с вензелем царицы Екатерины II. Сверху щит венчает золотая корона в виде городской стены. С двух сторон его поддерживают два казака.

Третий отличительный символ, гимн - это торжественная песня, прославляющая наш край. Когда звучит гимн, люди встают и слушают его стоя (включаю аудиозапись гимна, все встают).

Воспитатель: а теперь, давайте оглянемся назад и посмотрим, как жили казаки. Подойдите к столам и посмотрите на макеты казачьих хат.

Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста и глины. Хата представляла собой каркас их прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол - глинобетонный. Крыша из соломы или камыша. Снаружи хату белили, она делилась на два помещения: великую хату с русской печкой и малую хату. Во дворе располагались хозяйственные постройки: амбар, погреб, колодец, летняя печь, сарай для скота, навес для повозок. Оградой служила плетень из хвороста или камыша. (Рассматривание иллюстраций)

Воспитатель : ребята обратите внимание на кукол, которые одеты в казачьи костюмы. Старинная казачья одежда очень древняя. Мужчины носили широкие шаровары с лампасами - потому, что в узких штанах на коня не сядешь. В штаны заправляли рубахи, сшитые из холста или шелка. На голове носили папаху или фуражку. Женский костюм состоял из юбки и кофточки. Казачки украшали свою одежду бусами, бисером, тесьмой, кружевами. На улице казачки появлялись в кружевных платках. На Кубани любят смех, шутки, танцы.

III . Заключительная часть.

Итог. Родину называют матерью, потому что она кормит своим хлебом, поит своими водами, защищает от врагов. Сегодня я много интересного рассказала вам о нашей малой родине, расскажите об этом своим родным и друзьям. И пусть они любят её так же, как и вы.



Отчетность