Размеры авианесущего крейсера адмирал кузнецов. Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов

«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» — наш единственный авианосец и самый большой военный корабль российского флота за всю его более чем трехвековую историю.

Формально «Адмирал Кузнецов» авианосцем не является: по официальной классификации этот корабль в период постройки и строительства именовался тяжелым авианесущим крейсером, а после включения в состав ВМФ — тяжелым авианосным крейсером (ТАВКР). Однако его часто называют авианосцем, поскольку он таковым и является — и по конструкции, и по кругу решаемых задач. Рождению этого корабля предшествовал долгий путь проб и ошибок. По субъективным причинам советское руководство упорно не желало утверждать постройку авианосцев, считая их слишком дорогими и уязвимыми. В качестве альтернативы в СССР строились ТАВКР проектов 1143 и 1143.4 с самолетами вертикального взлета и посадки Як-38М. Лишь в 1978 году было принято постановление Совета министров о создании корабля проекта 1143.5 с полноценной палубной авиацией на борту. Правда, предложение оснастить ТАВКР катапультами так и не утвердили. Из-за жесткого требования ограничить полное водоизмещение корабля цифрой в 55 тыс. т конструкторам пришлось пойти на ряд компромиссов, но к весне 1982 года разработку проекта удалось завершить.

ОПИСАНИЕ

ТАВКР проекта 1143.5 (с 1981 года — 11435) отличается чисто «авианосной» архитектурой со смещенным к правому борту «островом». Площадь сквозной полетной палубы — 14 800 кв. м, угловая часть размерами 205 х 26 м располагается под углом 7 градусов к диаметральной плоскости. Впервые в нашем флоте на корабле появились гидравлические аэрофинишеры, аварийный барьер, оптическая система посадки «Луна» и бортовые самолетоподъемники. Носовая часть оснащена трамплином. Длина разбега истребителя Су-33 с двух стартовых позиций — по 100 м, с третьей позиции — 200 м.

Корпус имеет сплошное двойное дно и 9 палуб; общее число внутренних помещений различного назначения — 3857. Ангар площадью 153 х 26 м по высоте занимает три межпалубных пространства (7,2 м). Внутри он оборудован полуавтоматической системой цепной транспортировки самолетов (вместо применяющихся за рубежом тягачей-буксировщиков); тягачи используются лишь для подачи летательных аппаратов на платформы лифтов.

В целях противопожарной безопасности ангар разделяется на 4 отсека огнестойкими складными шторами. Локальное коробчатое бронирование прикрывает топливные цистерны и погреба авиационного боезапаса, общий запас авиатоплива — около 2500 т. Подводная противоторпедная защита шириной 4,5 м состоит из трех продольных переборок, одна из которых (2-я) бронированная (многослойная). Энергетическая установка включает 4 турбозубчатых агрегата ТВ-12-4 и 8 паровых котлов КВГ-4. По сравнению с предшественником-ТАВКР «Баку» проекта 1143.4-за счет увеличенного запаса топлива повысились дальность плавания и автономность: последняя составила 45 суток.

По сложившейся в нашем флоте традиции ТАВКР оснастили ударными ракетами «Гранит», размещенными в 12 подпалубных наклонных шахтах. Весьма мощным стало и зенитное вооружение: 4 модуля вертикальных пусковых установок ЗРК «Кинжал» и 8 новейших ракетно-артиллерийских комплексов «Кортик». Численность авиакрыла по проекту — 50 самолетов и вертолетов. Радиоэлектронное вооружение: боевая информационно-управляющая система «Лесоруб» и многофункциональный комплекс «Марс-Пассат», трехкоординатная РЛС «Фрегат-МА», РЛС обнаружения низколетящих целей «Подкат», навигационный комплекс «Буран-2», РЛС управления полетами «Резистор», система радиоэлектронной борьбы «Созвездие-БР», гидроакустический комплекс «Звезда-М1». Всего на борту корабля было смонтировано более 450 единиц радиооборудования различного назначения.

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ

Основным назначением ТАВКР «Адмирал Кузнецов» считается обеспечение прикрытия района развертывания стратегических атомных подводных лодок. Правда, отличные характеристики самолета Су-33 теперь позволяли успешно бороться с вражеской противолодочной авиацией и самолетами дальнего радиолокационного обнаружения даже при наличии у них истребительного прикрытия. Таким образом, наш флот наконец-то получил необходимый «воздушный зонтик», без которого действовать за пределами прибрежных вод в условиях современной войны практически невозможно.

ТАВКР «Адмирал Кузнецов» в декабре 1991 года перешел из Черного моря на Северный флот, в последующие годы осуществлял отработку полетов авиакрыла, проводил учебные стрельбы в Баренцевом море. В декабре 1995 — марте 1996 года он возглавил многоцелевую группу в походе на Средиземное море. За время боевой службы пройдено 14 156 миль, выполнено 524 полета самолетами и 996 вертолетами. В 2004, 2005, 2007-2008, 2008-2009 и 2011 -2012 годах «Адмирал Кузнецов» совершал дальние походы в Атлантический океан и Средиземное море, в 2015-2018 годах участвовал в операции в Сирии. На ближайшее время запланирована модернизация корабля. В частности, предполагается полностью обновить состав авиагруппы: вместо выработавших ресурс Су-33 на вооружение авианосца поступят 26 палубных истребителей МиГ-29К.

Доктрина отечественного ВМФ такова, что практически не предусматривает использования авианесущих кораблей. Причин тому множество, но одной из основных являются огромные финансовые издержки на содержание таких судов. Во время СССР на пути их создания были сделаны первые шаги, но единственным кораблем этого класса в нашей стране является «Адмирал Кузнецов». Авианосец этот имеет достаточно сложную и интересную историю создания и эксплуатации.

Наверняка не каждый знает, что всего в СССР было построено пять авианесущих крейсеров. Куда же пропали четыре других корабля? Мы ответим на эти вопросы, а также обсудим основные технические характеристики корабля «Адмирал Кузнецов». Авианосец этот начали проектировать незадолго до развала Советского Союза (вместе с другими аналогичными кораблями).

Основные сведения

Начало работ по проекту датируется 1978 годом. За конструкторскую деятельность отвечало Ленинградское ПКБ. Сперва инженеры предложили военным специалистам проект 1143, предусматривающий постройку тяжелого авианесущего крейсера. В основу были положены давние работы по крейсеру 1160 с ядерной силовой установкой.

Имеются следующие проекты, реализованные в виде построенных кораблей или существовавшие в виде макетов и эскизов:

  • Эскиз 1160, предусматривающий закладку авианосца, водоизмещение которого составляло бы 80 000 тонн.
  • Тип 1153. Водоизмещение этого авианосца должно было составлять 70 00 тонн, проект предусматривал мощное вооружение корабля (помимо самой авиационной группы). Нет построенных и заложенных кораблей.
  • Проект, на принятии которого настаивал Минсудпром. Как и в первом случае, водоизмещение должно было составлять 80 000 тонн. Предусматривалось, что на борту будет базироваться не менее 70 единиц самолетов и боевых вертолетов.
  • Проект 1143 М. Планировалось, что на вооружении корабля будут сверхзвуковые самолеты вертикального взлета Як-41. Третий авианосец типа 1143 - 1143.3. Закладка корабля была произведена в 1975 году. На вооружение он был принят через семь лет, но уже в 1993 году его списали и разрезали на металлом. Причина - «экономическая нецелесообразность эксплуатации».
  • Тип 1143 А. Схож с кораблями проекта 1143М, но предусматривалось увеличенное водоизмещение. Это четвертый авианосец, построенный в СССР. Закладка произведена в 1978 году, в состав флота официально вошел в 1982-м. В 2004 году было заключено соглашение об аренде корабля индийским ВМФ, производилась его модернизация под их нужды. В состав ВМС Индии вошел три года назад, в 2012 году.
  • Тяжелый авианосец проекта 1143.5 . Как нетрудно догадаться, это очередная модернизация типа 1143. Пятый и последний построенный авианесущий корабль.

Так где «Кузнецов»?

Именно последний корабль и есть «Адмирал Кузнецов». Авианосец этот поручением Совета Министров начал разрабатываться в конце 1978 года.

Это был проект 1143.5. Окончательный технический проект судна был готов к середине 1980 года. Первоначально предполагалось, что строительство нового корабля будет полностью завершено к 1990 году. Закладка была произведена на стапелях Николаевского судостроительного завода. Но не так просто появился «Адмирал Кузнецов». Авианосец перед своим «рождением на свет» прошел через многие преграды, так как сроки его строительства и ввода в строй постоянно отодвигались.

История разработки и строительства

Первоначальный, эскизный проект инженеры подготовили уже к 1979 году. Практически сразу документ был одобрен командующим ВМФ, которым на ту пору был адмирал С. Горшков. В следующем году Д. Устинов (глава всего армейского ведомства) подписывает другой документ, в котором утверждает необходимость кардинальных изменений проекта 1143.5. Из-за этого срок реального начала строительства корабля практически сразу отодвинулся на 1986-1991 год.

Но уже в апреле 1980 года С. Горшков утверждает новый проект, в который уже были внесены все необходимые изменения. Наконец, летом того же года все стороны, которые участвовали в разработке нового корабля, признают разработку крейсера типа 1143.5 окончательно завершенной.

Но на этом доработки проекта все еще не завершились. Загвоздка вышла в перечне необходимого авиационного вооружения, которое должно было иметься на корабле: его требовалось проработать в полном соответствии с постановлением Совета Министров СССР, что накладывало определенный отпечаток на скорость работы. В конце года проект корабля 1143.5 снова подвергается корректировке.

Некоторые эксперты в то время высказывали мнение, что было бы целесообразнее построить второй крейсер по проекту 1143.4 (1143 А), а не тратить время и деньги на доработку чертежей нового. Впрочем, вскоре от этой идеи отказались, а проект 1143.4 сам был доработан до стадии 1143.42.

Новые задержки

В начале весенних месяцев 1981 года Николаевский судостроительный завод получает долгожданный заказ на строительство нового крейсера. Но уже осенью в многострадальный проект снова были внесены значительные изменения: водоизмещение корабля требовалось увеличить сразу на 10 тысяч тонн.

В результате современное значение этого показателя составляет 67 тысяч тонн. Кроме прочего, конструкторы сочли необходимым добавить в эскизы следующие нововведения:

  • На борт судна необходимо было установить ПКР «Гранит».
  • Необходимость увеличения авиационной группировки сразу до 50 единиц.
  • Самое важное - самолеты нужно было запускать без использования катапульты, простым трамплинным методом. Это не только удешевляло стоимость конструкции, но и значительно продлевало технический ресурс крейсера.

Окончательная модель авианосца «Адмирал Кузнецов» была готова только в 1982 году. Заложили его в сентябре того же года на Николаевских верфях, изначально присвоив имя «Рига» и номер (по заводскому каталогу) 105. Всего через два месяца корабль переименовывают, после чего он превращается в «Леонида Брежнева». Уже в декабре полным ходом шел монтаж первого конструктивного блока. Вообще, это был первый крейсер в истории советского судостроения, который целиком состоял из блоков (24 штуки).

Длина каждого составляла порядка 32 метров, высота равнялась 13 метрам. Вес каждого элемента порой доходил до 1,7 тысяч тонн. К слову говоря, все надстройки огромного корабля также выполнены по блочной схеме. Но не только этим уникален «Адмирал Кузнецов». Авианосец, характеристики которого мы описываем в данной статье, при нормальной работе снабжающих заводов мог бы быть построен за три-четыре года, что для кораблей такого класса - абсолютный рекорд.

Увы, но неспешная работа заводов в несколько раз затормозила его ввод в состав Советского Флота.

Монтаж бортовых систем

Заказ всех силовых и энергетических установок был сделан на 1983-1984 года. Заводы подвели: они сильно отступили от графика, в результате чего для монтажа двигателей и турбин пришлось частично разбирать корпус и в некоторых участках снимать верхнюю палубу. Французы со спутника-шпиона впервые запечатлели корабль в 1984 году. В то время его готовность уже составляла не менее 20%.

Со стапелей крейсер спустили в конце 1985 года. Вес корпуса и смонтированных на то время систем не превышал 32 тысяч тонн. Специалисты оценивали готовность авианосца на 38,5%.

В следующем году изменения вновь затронули «Адмирал Кузнецов» (авианосец). Конструктор проекта 1143.5 изменился, им стал П. Соколов. Уже к середине 1987 года корабль в третий раз переименовывают. На сей раз это ТАКР «Тбилиси». Готовность приближалась к 57%. К тому времени крейсер мог быть закончен приблизительно на 71%, но из-за поставщиков оборудования проект неоднократно грубо стопорился. Только к концу 1989 года готовность стала достигать 70%.

Стоимость корабля в те годы оценивалась в 720 миллионов рублей, причем удорожание на 200 миллионов было вызвано как раз-таки промедлениями поставщиков. В ответ на это снова поменяли главного конструктора, которым на сей раз стал Л. Белов. Корабль был закончен приблизительно на 80%. На судне к тому времени все же было смонтировано более половины всего радиоэлектронного оборудования, причем большую часть смогли поставить только к 1989 году (а запланирована поставка была на 1984 год).

Первый выход в море

Первый выход в море датируется 20 октября 1989 года. Он был официально разрешен и одобрен всеми участниками проекта. В принципе, к тому времени корабль наконец-то был полностью готов, но еще не была поставлена авиационная группа. Поход длился чуть дольше одного месяца. Когда же была произведена первая посадка на авианосец «Адмирал Кузнецов»? Произошло это первого ноября 1989 года. Самолет Су-27 К первым приступил к испытаниям. Сразу после его посадки с палубы ушел МиГ-29 К, с которым также не возникло никаких проблем.

Все вооружение и радиотехнические системы были смонтированы только в 1990 году. Но все равно готовность крейсера достигает 87%. Весной и летом того же года начали проводить ходовые испытания корабля. Наконец, в октябре того же года судно приобретает свое окончательное название. Теперь это тот самый авианосец России «Адмирал Кузнецов».

Только за первый этап испытаний крейсер своим ходом преодолел более 16 тысяч морских миль, с его палубы почти 500 раз взлетали самолеты. Ни одна посадка на авианосец «Адмирал Кузнецов» не закончилась ЧП, что для впервые испытываемых судов - просто великолепный показатель!

Первые испытания были закончены в конце 1990 года. Вплоть до 1992 года проходил заключительный этап Государственной приемки (в составе Черноморского флота), после чего корабль-авианосец «Адмирал Кузнецов» включается в состав Северного Флота.

Основные сведения по конструкции корабля

Как мы уже и говорили, корабль состоит ровно из 24 блоков, каждый из которых весит порядка 1,5 тысяч тонн. Корпус изготавливался методом сварки, имеет сразу семь палуб и две огромные платформы. Чтобы поднимать детали такого размера и массы, советским инженерам пришлось использовать финские краны «Кане», каждый из которых мог поднимать на необходимую высоту до 900 тонн. Особенность корабля состоит еще и в том, что весь его корпус покрыт специальным покрытием, которое эффективно поглощает сигнал вражеских радаров.

Кстати, о недавней модернизации, которую прошел авианосец «Адмирал Кузнецов». Последние новости говорят о том, что данный состав был существенно улучшен, так что способность огромного корабля буквально «растворяться» на морских просторах стала еще более впечатляющей.

Прочие цифры

Если (весьма условно) поделить корабль на среднестатистические этажи жилого дома, то их количество будет равно 27. Вообще внутри крейсера находится сразу 3857 помещений, которые выполняют самые разные функции. Стоит отметить, что только кают (которые делятся на четыре класса) здесь 387 штук, 134 матросских кубрика, шесть огромных столовых, полсотни прекрасно оборудованных душевых для личного состава. Таким образом, российский авианосец «Адмирал Кузнецов» является самым настоящим плавучим городом! Его автономность - полтора месяца.

Может показаться, что этого мало. Но это до тех пор, пока не узнаешь количество экипажа и летного состава. Личного состава на борту - более 1.5 тысяч человек. Летчиков - 626 человек. Только представьте себе трудоемкость обеспечения едой и питьем более чем двух тысяч людей полтора месяца в открытом море! Так что авианосец «Адмирал Кузнецов», размеры которого действительно могут поразить воображение, и в самом деле монументален.

Всего при постройке корабля инженеры использовали более четырех тысяч (!) километров кабеля, 12 тысяч километров труб для циркуляции жидкостей самого разного назначения. Площадь сквозной палубы равна 14 000 м². Заканчивается она трамплином, уклон которого равен 14,3 градусам в наиболее крутой его части. Трамплин в самой высокой точке на 28 метров возвышается над водой. Максимальная скорость движения - 32 узла. В экономичном режиме корабль разгоняется до 16 узлов.

Палуба и взлетно-посадочные полосы

На кромках палубы и самом носовом трамплине установлены специальные обтекатели. Самолеты на взлетно-посадочную палубу крейсера доставляются при помощи подъемников, грузоподъемность которых составляет 40 тонн у каждого. Доставка авиационных единиц производится на корму и на нос. Ширина палубы равняется 67 метрам. Общая длина авианосца «Адмирал Кузнецов» составляет 304,5 метра.

Глубина осадки гигантского крейсера - 10,5 метров.

Непосредственно для посадки предназначается участок палубы длиной 250 метров, шириной 26 метров. Располагается он с уклоном в семь градусов. Для покрытия этого участка учеными в свое время был разработан специальный состав «Омега», который предотвращает скольжение и защищает материал палубы от экстремально высоких температур. Для участков, с которых производится взлет и посадка «вертикалок» Як-41, используются жаростойкие плиты АК-9ФМ.

Общее количество пусковых полос - две, причем они сходятся в наивысшей точке трамплина, который вообще отличает от прочих кораблей аналогичного класса авианосец «Адмирал Кузнецов». Звезда, расположенная на его форштевне, подчеркивает величественные и грозные черты огромного крейсера.

По левому борту идет запасная взлетная полоса, длина которой составляет уже 180 метров. Чтобы защитить обслуживающий персонал, по всей палубе смонтированы дефлекторы, оснащенные мощными системами охлаждения. Чтобы обеспечить безопасную посадку летных единиц, используют аэрофинишеры «Светлана-2». На случай ЧП имеется установка (аварийный барьер) с «говорящим» названием «Надежда». За посадку самолетов отвечает система телеметрии и управления «Луна-3».

Служба живучести

Для хранения большей части авиагруппы служит специальный защитный ангар длиной 153 метра, шириной 26 метров. Высота этого служебного помещения равняется 7,2 метрам. В ангаре размещается примерно 70% всех летных единиц корабля. Кроме того, в нем же располагаются пожарные машины и аварийные тягачи. Самолеты из ангара выводятся в полуавтоматическом режиме, по палубе же их ведут тягачи. Весь ангар разделен четырьмя специальными «шторами», которые смонтированы в целях повышения противопожарной безопасности.

Для повышения «живучести» корабля его внутренние перегородки выполнены по схеме бутерброда - с чередованием слоев стали и стеклопластика. Предел текучести металла, который использован для строительства перегородок - 60 кгс/мм². Все цистерны автозаправщиков, помещений и транспорта для подвоза боеприпасов защищены слоем брони.

«Кузнецов» уникален еще и тем, что на нем (впервые в истории отечественного кораблестроения) использована подводная комбинированная защита. Ее глубина составляет порядка пяти метров. Корабль может выдержать затопление сразу пяти смежных отсеков, общая длина которых составляет приблизительно 60 метров.

«Сводки с фронтов»

Кстати, а где сейчас находится знаменитый авианосец «Адмирал Кузнецов»? Новости сообщают, что в настоящее время корабль и его команда находятся в Североморске, вернувшись из долгого учебного похода по Северной Атлантике и Средиземноморью. В его ходе самолеты и вертолеты палубного звена неоднократно отрабатывали приемы воздушного боя и превентивного перехвата целей.

Вот где сейчас авианосец «Адмирал Кузнецов». Следует учесть, что в любое время он может сняться со стоянки и в очередной раз уйти в дальний поход.

Российский тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» осенью будет переброшен в Средиземное море, к берегам Сирии. Согласно данным военного источника, авиагруппа корабля будет наносить удары по позициям боевиков ИГИЛ («Исламское государство» - террористическая организация, запрещённая в РФ) и других бандформирований на территории Сирии с октября 2016 по январь 2017 года. Интересно, что слухи об отправке «Адмирала Кузнецова» на своё первое боевое задание появлялись и раньше, однако были опровергнуты после частичного вывода российской боевой авиации с авиабазы «Хмеймим» в Сирии. Теперь же планы, по-видимому, снова поменялись.

«Сложный» корабль требует обкатки перед глубокой модернизацией

«Адмирал Кузнецов», вошедший в состав ВМФ в 1991 году, изначально получился достаточно проблемным кораблём. Во многом из-за того, что корабль был задуман многофункциональным - он выполняет функции как ракетного крейсера («Кузнецов» несёт 12 тяжелых противокорабельных ракет П-700 «Гранит»),так и авианосца. По сравнению с теми же американскими авианосцами класса Nimitz, российский аналог обладает заметно меньшим водоизмещением (59 тысяч тонн против 101 тысячи тонн),и меньшим авиакрылом - 50 машин (вертолёты и самолёты) против 66 (однако, при надобности оно может составлять и 90 единиц).

Помимо этого, отказ от паровой катапульты в пользу трамплина на «Адмирале Кузнецове» привёл к тому, что авианосец не получил самолётов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО),из-за чего «контролирует» намного меньшую площадь, чем американские авианосцы. Ну и самая главная проблема единственного российского авианосца - это его силовая установка. В отличие от Nimitz, оснащённых атомным реактором, на «Кузнецове» использована котло-турбинная установка, которая, к тому же, показала себя крайне ненадежной. Бесконечные поломки и долгие ремонты давно вошли в привычку, если речь идёт об этом корабле. Проблема ненадежной силовой установки заключается ещё и в том, что корабль неспособен долгое время удерживать «полный ход», что необходимо для взлёта боевой авиации с полной подвеской оружия и топлива. В итоге, самолёты взлетают либо с ограниченным запасом топлива, либо с уменьшенным боезапасом.

Ко всему прочему, авиакрыло авианосца так никогда и не приближалось по численности к «штатному» - как правило, на корабле находится не более 7−8 тяжелых палубных истребителей Су-33. А сами эти истребители, на данный момент, способны решать лишь задачи завоевания господства в воздухе, а по наземным целям они могут применять лишь свободнопадающие бомбы и неуправляемые авиационные ракеты, так как их бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) соответствует базовой модели истребителя Су-27, а реальной модернизации бортов пока не проводилось.

Несколько ситуацию исправляет лёгкий истребитель МиГ-29К, который изначально был разработан под требования индийский военных, а позже заказан и для российского флота. Эта машина оснащена современным БРЭО, которое позволяет применять большую номенклатуру оружия воздух-поверхность. По данным военных источников, в Сирию «Адмирал Кузнецов» отправится с авиакрылом из 15 самолётов (видимо, 8 Су-33 и 7 МиГ-29К) и примерно 10 вертолётов (штурмовые Ка-52К, многоцелевые Ка-27 и вертолёты ДРЛО Ка-31). В такой конфигурации, корабль «заполнен» авиацией примерно на 50−60% от штатных тактико-технических характеристик, что позволит провести хотя-бы учебно-боевую операцию в Сирии. Малое количество бортов объясняется во многом отсутствием достаточного количества лётчиков палубной авиации.

С учётом того, что весной 2017 года «Адмирал Кузнецов» отправится на долгий капитальный ремонт с модернизацией, операция в Сирии станет хорошим полигоном для того, чтобы выявить наиболее слабые места корабля. Полученный опыт позволит оптимально провести модернизацию корабля и авиакрыла. Боевой опыт для лётчиков тоже очень важен. Тем же самым можно объяснить и появление на «Кузнецове» штурмовых вертолётов Ка-52К, которые изначально были построены для злополучных «Мистралей», и мало подходят для полноценного авианосца - просто имеется задача максимально испытать технику в боевых условиях.

С учётом того, что количество боевых самолётов на авиабазе «Хмеймим» сейчас заметно ниже, чем в начале операции, удары МиГ-29К могут оказаться некоторым положительным вкладом в общий расклад сил, однако, никакого перелома ждать не стоит. Что касается Су-33 - то они будут оказывать авиационное прикрытие для ударных машин. Их собственный ударный потенциал мало подходит для сирийского конфликта.

В том состоянии, что сейчас, тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» является очень малоэффективной силой. Учитывая то, что даже теоретических перспектив получить новый авианосец раньше, чем к середине 2030-х, не имеется (строительство вряд ли начнется до 2025 года, а продлится при этом около 10 лет),очень важно привести в боеспособное состояние хотя-бы единственный «Кузнецов». Даже если только с целью сохранить кадры, способные обслуживать такой корабль и воевать на нём. При правильном же подходе, возможно сделать из «Адмирала Кузнецова» корабль, способный краткосрочно решать боевые задачи на уровне контингентаВКС РФ на авиабазе «Хмеймим» в любой точке мира. Для этого необходимо сделать несколько основных шагов во время модернизации:

1) Заменить силовую установку корабля. Идеальным было бы использование ядерного реактора. Это позволит кораблю без проблем удерживать «полный ход», что позволит самолётам взлетать с полной боевой загрузкой, а также в разы повысит надежность.

2) Провести глубокую модернизацию имеющихся истребителей Су-33, с установкой современного БРЭО, соответствующего таким машинам, как Су-30СМ или Су-35С. В такой конфигурации, 14 Су-33 и 12 МиГ-29К смогут выполнять как ударные задачи, так и завоевывать превосходство в воздухе.

3) Несколько «разгрузить» корабль, убрав с него пусковые установки ПКР П-700 «Гранит», которые, по некоторой информации, после одного из происшествий на корабле и вовсе находятся в нерабочем состоянии. Лучше, чтобы авианосец был авианосцем.

4) Установить на корабль современное радиоэлектронное оборудование.

5) За время ремонта и модернизации, обучить достаточное количество лётчиков палубной авиации, а также «привести в порядок» корабли снабжения. Иначе, развернуть на корабле штатные 50 летательных аппаратов будет невозможно.

Такая программа модернизации продлится не менее 4-х лет, однако на выходе будет получен практически новый боевой комплекс. С учетом очень и очень смутных перспектив строительства новых авианосцев (помимо всего прочего, имеются большие вопросы по целесообразности такого проекта на данный момент, учитывая состояние судостроительной отрасли и географическое положение России),можно сделать из «сырого» «Адмирала Кузнецова» корабль, который сможет решать боевые задачи ещё до 40 лет.

Тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.5 «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» на рейде Североморска. Начало 1990-х.

Проектное название этого корабля «Советский Союз». Закладное же имя тяжелого авианесущего крейсера было изменено и заложен он был 1 апреля 1982 года уже под названием «Рига» (присвоено наименование столицы Латвийской ССР, заводской № 0-105). Закладные днищевые секции корпуса корабля были установлены на стапеле Черноморского судостроительного завода №444 в г. Николаеве. Он задумывался как первый корабль переходного класса от тяжелых крейсеров к авианосцам.

Тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.5 «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

26 ноября того же года он был переименован на стапеле в «Леонид Брежнев», а в декабре на околостапельной площадке начали монтаж (из изготовленных в корпусосборочном цехе завода объемных и плоскостных секций) первого блока с новой закладной доской. Этот блок подняли на стапель двумя козловыми кранами 22 февраля 1983 года. По принятой для строительства ТАКР (в ВМФ России – ТАВКР) пр. 1143.5 прогрессивной технологии формирования корпуса из крупных блоков (которая впервые внедрялась при постройке такого крупного корабля в практике отечественного судостроения) основной корпус был разбит на 21 блок.

Прогрессивная поблочная технология сборки корабля. Черноморский судостроительный завод №444 (г. Николаев, 1983 г.)

По высоте он разделялся на два яруса, границей нижнего и верхнего ярусов была 6-я палуба. Длина блоков достигала 32 м, ширина соответствовала полной ширине корпуса, высота – около 13 м, масса – 1400 т. Все конструкции надстройки корабля объединили в 22-й блок, спонсоны формировались также из блоков.
При выпуске рабочей конструкторской документации по жесткому поблочному графику (где на РКД каждого блока завод требовал месяц) в НПКБ широко использовались современная вычислительная техника (уровень автоматизации проектно-конструкторских работ в целом достиг 55%, расчетов – 75%), объемное проектирование в наиболее насыщенных помещениях корабля и агрегатирование оборудования. Принятая технология значительно сократила продолжительность стапельного периода постройки корабля. Такое сокращение обеспечивалось за счет расширения фронта работ с выполнением значительного их объема вне стапеля, в цеховых условиях, что существенно повышало качество выполнения. Формирование корпуса из блоков нижнего яруса продолжалось одновременно в двух направлениях – в нос и корму от закладного блока, аналогично велись работы по формированию и верхнего яруса. На стапеле в блоки нижнего яруса до закрытия 6-й палубы погружали главные котлы и ГТЗА, другое оборудование машиннокотельных отделений, энергоотсеков и отделений холодильных машин, механизмов систем. Так же шла погрузка оборудования и устройств в блоки верхнего яруса.
Погрузка и монтаж вооружения (кроме зонального блока пусковых установок ПКРК «Гранит»), авиационно-технических средств, электрооборудования, систем вентиляции и кондиционирования воздуха, а также оборудование помещений предусматривалось выполнять на плаву, при достройке корабля у Северной набережной Большого ковша ЧСЗ.
Старшим строителем корабля был назначен С. Н. Астремский, который в 1972 – 1978 гг. вел строительство ТАКР «Минск» пр. 1143.2. С начала постройки корабля на заводе организовали группу авторского надзора НПКБ, возглавляемую посменно заместителями главного конструктора проекта. Комплексная разметка доизоляционного насыщения помещений и корректировка РКД по опыту строительства выполнялись с участием отдела технической помощи НПКБ, организованного из николаевских конструкторов.
Строительство авианосца проходит не совсем гладко. Несмотря на то, что была разработана прогрессивная технология сборки корабля – неритмичная работа смежников сводит все прогрессивные начинания на нет.
Чтобы установить опоздавшее оборудование, в уже почти построенном корпусе корабля приходится прорезать, а затем заваривать проемы через 7 – 10 палуб. Из-за замены некоторых комплексов судостроителям приходится переделывать и перепланировать сотни помещений.
Спуск на воду с наклонного стапеля ТАКР «Леонид Брежнев» – уникального в практике отечественного судостроения по спусковой массе (32 000 т) – состоялся в торжественной обстановке 4 декабря 1985 года.

Спуск на воду авианесущего крейсера «Леонид Брежнев» (г. Николаев.1985 года).

11 августа 1987 года тяжелому авианесущему крейсеру «Леонид Брежнев» присвоили (уже третье по счету в процессе его строительства) наименование – «Тбилиси». Перед началом швартовных испытаний «Тбилиси», весной 1989 г., главным конструктором корабля стал Л. В. Белов (до этого – заместитель главных конструкторов ПКР, ТАКР и главный конструктор пр. 1143.7). Швартовные испытания провели в период с 8 июня 1989 г. по 25 мая 1990 г.
По своему облику корабль соответствовал классическому авианосцу со сплошной полетной палубой, смещенной на правый борт надстройкой (островом) и расположенной под углом посадочной палубой с четырехтросовым аэрофинишером С-2Н.
ТАКР «Тбилиси» от предшественников отличает увеличенная полётная палуба, а также, в отличие от большинства зарубежных кораблей такого класса, имеющих паровые катапульты, этот корабль оборудован носовым трамплином (угол схода 14°), на который направлены две сходящиеся линии взлета. Корпус высокобортный, изготовлен из стали по продольной системе набора. Дно двойное по всей длине. Корпус имеет 9 палуб.

Первый командир В.С.Ярыгин командовал кораблем (в звании капитан 1 ранга) с 1987 по 1992 год.

Первый командир тяжелого авианесущего крейсера «Тбилиси» («Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов») ВИКТОР ЯРЫГИН: «Корабль-то ведь серьезный! Мы его называем тяжелый авианесущий крейсер, а вообще-то, это наш первый советский, а теперь российский авианосец. И я не знаю, почему мы стесняемся об этом говорить вслух.
…Я вспоминаю первое построение и первый обед, который начали готовить в 10 часов утра. Пообедали мы только на следующие сутки в 4 часа утра! Экипаж строили первый раз после обеда – надо было дать поспать матросам. Строили где-то часа два – прибегают испуганные такие, говорят, что заблудились!»

Заблудиться, действительно очень просто. Общая протяженность коридоров на «Тбилиси» («Кузнецове») почти 20 километров, а количество помещений доходит до 3.5 тысяч! Члены экипажа корабля могут даже не встречаться друг с другом за все время службы. Обычное явление – матрос, хотя и отслужил год так и не знает где командный пункт связи. В ангаре, под полетной палубой, где обычно находятся самолеты, проходит построение экипажа корабля. Это почти 2 000 человек. И свободного места остается еще достаточно. На авианосце существует пекарня, библиотека и даже собственный спортзал.
Несмотря на то, что авианосец получился совсем не таким, каким был в первоначальном проекте, масштабы этого сооружения все равно впечатляют. Корабль возвышается над водой на целых 64 метра! Это высота стандартной 20-этажки. Мощность силовой установки 200 000 л. с. – в четыре раза больше, чем у легендарного «Титаника». Вес только одного якоря превышает вес 17-ти «Жигулей» 9-й модели. Корабль такого класса – это сложнейшая многоуровневая система со своей собственной инфраструктурой. Сооружение, где слились воедино море и небо смело можно назвать плавучим городом!

Четвертый командир тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (2002 г.) капитан 1 ранга АЛЕКСАНДР ТУРИЛИН: «Мы называем корабль со всей префектурой «городком» – длиною более 300 метров, шириною более 70 метров, водоизмещением более 60 000 тонн, экипажем более 2 000 человек. Полностью автономное хозяйство – свои пять электростанций, четыре машинно-котельных установки, шесть камбузов и столовых, две хлебопекарни, около четырех тысяч помещений и так далее».

Командующий Тихоокеанской оперативной эскадрой надводных кораблей (1981 – 1989 гг.) РОСТИСЛАВ ДЫМОВ:
«Конечно, удивительно, на корабль заходишь – лифт в шесть этажей вверх и столько же вниз. Представляете громадина, какая! Взлетная площадка, так называемая полетная палуба – там два футбольных поля можно было спокойно разместить. Моряки «гоняли» там в футбол. И мяч очень редко когда-нибудь вылетал за борт. Надо было быть слишком хорошим футболистом, чтобы добить его до края».

Пост оптической системы посадки «Луна-3», расположенной на левом борту.

В кормовой части корпуса на выносной площадке левого борта в районе мидель-шпангоута смонтирована стабилизированная оптическая система посадки «Луна-3», огни которой наблюдаются днем примерно за три километра. Энергетическая установка аналогична ТАКР «Адмирал Горшков», но отличается увеличенным запасом топлива.
На борту могут базироваться 26 самолётов (Су-33 и МиГ-29К) и 24 вертолёта (18 – Ка-27 и Ка-29, 2 – Ка-27ПС, 4 – Ка-31). По состоянию на март 1996 года на борту имелось: 15 – Су-33, 1 – Су-25УТГ, 11 – Ка-27, 1 – Ка-31. Для размещения авиатехники под главной палубой имеется ангар (153x26x7,2 м).

ТАВКР «Адмирал Кузнецов». Ангар для авиатехники.

В целях противопожарной безопасности ангар может разделяться огнестойкими складными шторами на 4 отсека. Для перемещения ЛА по ангару используется полуавтоматическая система цепной транспортировки (тягачи применяются только для подачи ЛА на платформы лифтов). Для доставки летательных аппаратов на полетную палубу, «Тбилиси» впервые в отечественной практике был оборудован бортовыми подъемниками на два самолета каждый, проем ангарных ворот имел сдвижное герметичное закрытие. Топливные цистерны и погреба боезапаса имеют коробчатую броневую защиту.
Противоторпедная защита шириной 4,5 м. состоит из 3-х продольных переборок (вторая – многослойная бронированная).
Стартовая позиция № 1 расположена по правому борту перед носовым подъемником, симметрично ей по левому борту – позиция № 2. Дистанция разбега с этих двух позиций составляет 110 метров, для взлета с максимальной массой по левой взлетной оси в 182 метра от носа расположена стартовая позиция № 3, с которой предусмотрен также взлет с коротким разбегом самолетов типа Як-141 вдоль оси угловой палубы. Все стартовые позиции оборудованы подъемными газоотбойными щитами, имеющими внутреннее охлаждение забортной водой и предотвращающими повреждение стоящих на исполнительном старте самолетов выхлопными струями взлетающей машины. На стартовой позиции № 1, кроме того, щит защищает технику и персонал на технических позициях, расположенных вдоль надстройки.
Для размещения вертолетов типа Ка-27 на палубе имеются девять взлетно-посадочных площадок с колодцами для электрокабелей, поскольку запуск двигателей происходит на старте.
Спасательные средства включали в себя: один большой корабельный командирский катер пр. 1404, два рабочих катера пр. 1402Б, два шестивёсельных яла пр. ЯЛ-П6 и 240 плотиков ПСН-10М в контейнерах.
Вооружение корабля состоит из 12-и пусковых установок 4К-80 ПКРК «Гранит», 4-х шестиствольных пусковых установок ЗРК «Кинжал» (192 ракеты), 8-и пусковых установок «Кортик» (256 ракет), 6-и шестиствольных 30-мм артиллерийских установок АК-630М (48000 снарядов), 2-х установок РБУ-12000 «Удав».
В состав радиоэлектронного оборудования входят: БИУС «Лесоруб», многофункциональный комплекс «Марс-Пассат», трёхкоординатная РЛС «Фрегат-МА», РЛС обнаружения низколетящих целей «Подкат», навигационный комплекс «Бейсур», комплекс связи «Буран-2», РЛС управления полётами «Резистор», средства РЭБ «Созвездие-БР», ГАС «Звезда-М1» и другие (всего 58 наименований).

ТАВКР «Тбилиси» впервые отходит от заводского причала для участия в испытаниях палубных самолетов. 21 октября 1989 года.

Осенью 1989 г. на «Тбилиси» начались совместные летно-конструкторские испытания его авиационного вооружения. 1 ноября 1989 года впервые в истории отечественной авиации и ВМФ СССР на палубу «Тбилиси» совершил свою первую посадку по-самолётному истребитель Су-27К, пилотируемый лётчиком-испытателем В.Г. Пугачёвым, зацепив тормозной гак за второй трос и пробежав по палубе около 90 метров.
Ноябрь 1989 года фактически становится днем рождения первого отечественного авианосца, совершенно не похожего на американский, но все-таки авианосца. В отличие от его предшественников, на палубе «Тбилиси» появляются самолеты, способные выполнять гораздо больший спектр боевых задач.

Заслуженный летчик-испытатель Герой Советского Союза В.Г. Пугачев.

Вскоре такую же точную посадку совершил лётчик-испытатель Т.О.Аубакиров на МиГ-29К, а затем на ТАКР сел учебно-тренировочный самолет Су-25УТГ, пилотируемый летчиками-испытателями ОКБ и ЛИИ И.В. Вотинцевым и А.В. Крутовым.

Аубакиров долго не доводил дело до касания палубы, а летал над ней на высоте не более метра.

Летчик-испытатель Т.О. Аубакиров после первой посадки МиГ-29К на палубу авианосца.

Так и не увидел первой посадки самолета на палубу советского авианосца бывший опальный Главком ВМФ Николай Герасимович Кузнецов – он скончался в 1974 году, а его бывший «зам» – Главком Сергей Георгиевич Горшков – не дожил всего год до события, к которому всю свою жизнь стремились оба адмирала. В мае 1990 года корабль был временно включён в состав 30 дивизии надводных кораблей Краснознаменного Черноморского флота. 1 августа 1990 года под руководством Правительственной комиссии во главе с вице-адмиралом А. М. Устьянцевым начались государственные испытания ТАКР «Тбилиси».


Во время гос.испытаний, 1990 год.

ТАВКР «Кузнецов», лето 1990г. В первом ряду слева направо: летчик-испытатель В.Пугачев, руководитель визуальной посадки Н.Алферов, летчик-испытатель В.Аверьянов, главный конструктор К.Марбашев, заместитель начальника ЛИиДБ А.Собов, ведущие инженеры А.Сорокин и В.Зенин.

4 октября 1990 года корабль в очередной раз переименовали — ему дали новое название «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Такое, хоть и запоздалое, решение отражает выдающуюся роль Н.Г. Кузнецова в развитии и боевой деятельности ВМФ – основоположника создания океанского ракетно-ядерного сбалансированного флота, в котором авианосцы должны были занять свое достойное место.
Шестнадцать лет он упорно и настойчиво добивался создания отечественных авианосцев. Через 16 лет после смерти его имя заслуженно присвоили самому крупному боевому кораблю нашего флота.

Гос.испытания Су-27К (T10K-4) на палубе ТАКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», октябрь 1990 г.

25 декабря 1990 года, после окончания государственных испытаний авианесущий крейсер вступил в строй. За время проведения государственных испытаний тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» было пройдено 16200 миль и выполнено 454 полета самолетов.
Несмотря на то что в испытаниях авиационной техники были задействованы уже три опытных самолета Су-27К, два МиГ-29К и один Су-25УТГ, вертолеты Ка-27, Ка-29 и Ка-31, за время нахождения ТАВКР «Кузнецов» в море полностью выполнить программу не удалось и практически не было отработано групповое применение истребителей, не испытано их вооружение.

К сожалению, несмотря на интенсивную работу летчиков-испытателей С.Н. Мельникова, В.Ю. Аверьянова, Р.П. Таскаева (сменившего готовившегося к космическому полету Т.О. Аубакирова), политическая ситуация в стране роковым образом повлияла и на выполнение этой работы. Испытания самолетов продолжались на Черном море до конца 1991 года. При этом доводочные работы на авианесущем крейсере продолжались до 6 мая 1991 года.

Командир тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (2002 г.) АЛЕКСАНДР ТУРИЛИН:
«Да, 91-й год говорит сам о себе. Не все, к сожалению, то, что планировалось на этом корабле, было тогда достроено и выполнено. Некоторые работы выполнялись в ускоренном темпе, а многое и сейчас доделывает экипаж».

«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» является тяжелым авианесущим крейсером, пятым по счету в СССР, единственным в своем классе в составе ВМФ РФ, базирующемся в Северном флоте. Функционал – защита морских соединений от агрессии вероятного противника и поражение крупных надводных целей. Входит в число 1-го ранга кораблей и нуждается в командире в лице капитана 1-го ранга. В походах на борту находятся вертолеты Ка-29 и Ка-27 и самолеты Су-33 и Су-25УТГ.

1. Фотографии

2. Видео

3. Постройка

Постройка его относится к 1982 году. Крейсер отличался от предшественников возможностью посадки и взлетов с него самолетов традиционной схемы, обновленных вариантов , и Су-25. Для этого были оборудованы трамплин для взлета и увеличенная полетная палуба.

Крейсер был спущен на воду в конце 1985 года, после этого была произведена достройка на плаву. Тогда же были оборудованы помещения, были произведены погрузка и монтаж авиационно-технических средств, электрооборудования, систем кондиционирования и вентиляции.

В 1989 году крейсер в недоукомплектованном и недостроенном состоянии был выведен в море. Там были проведены летно-конструкторские испытания самолетов, которые впоследствии были размещены у него на борту. После их завершений в том же году крейсер был достроен. В следующем году он неоднократно выходил в море для заводских и госиспытаний.

4. Тактико-Технические характеристики

4.1 Размерения

  • Длина - 305,0 м
  • Длина по ватерлинии - 270 метров
  • Ширина наибольшая - 72 метра
  • Ширина по ватерлинии - 35,0 м
  • Осадка - 10,0 м
  • Стандартное водоизмещение - 43 тыс. тонн
  • Полное водоизмещение - 55 тыс. тонн
  • Максимальное водоизмещение - 58,6 тыс. тонн

4.2 Энергетическая установка

  • Паровые турбины - 4 × 50 тыс. лошадиных сил
  • Количество котлов - 8
  • Количество винтов - 4
  • Мощность турбогенераторов - 9 × 1500 киловатт
  • Максимальная скорость - 29 узлов
  • Дальность плавания на максимальной скорости - 3850 миль при скорости 29 узлов
  • Экономическая скорость - 18 узлов
  • Максимальная дальность плавания - 8000 миль при скорости 18 узлов
  • Автономность - 45 дней

4.3 Вооружение

По состоянию на 2014 год в составе авиакрыла располагаются 17 вертолетов и 20 самолетов:

  • 14 палубных истребителей Су-33 (и ещё 7 Су-33 находятся на хранении)
  • 2 палубных истребителя К
  • 2 палубных учебно-боевых истребителя КУБ
  • 2 учебно-тренировочных самолета Су-25УТГ
  • 15 многоцелевых корабельных вертолётов Ка-27/Ka-27ПС
  • 2 вертолёта радиолокационного дозора Ка-31

Кроме этого, крейсер имеет на вооружении:

  • 12 × ПКРК 4К80 «Гранит»
  • 24 × ПУ ЗРК «Кинжал» (192 ракеты)
  • 8 × ЗРАК 3М87 «Кортик» (256 ракет)
  • 2 × РБУ-12000 «Удав» (60 глубинных бомб)
  • 6 × АК-630

4.4 Экипаж

  • Экипаж - 1960 человек
  • Авиаперсонал - 626 человек
  • Командный состав - 55 человек

5. Служба

Осенью 1989 года на крейсер в первый раз сел один самолет и в тот же день совершил вылет другой. В августе следующего года на крейсере начались госиспытания, в ходе которых он прошел 16200 миль, и с него было совершено 454 полета самолетов.

В январе 1991 года крейсер был принят в состав Северного флота. В декабре он перешел по периметру Европы для прибытия на место базирования в Мурманскую область. В 1992-1994 гг. продолжались разнообразные испытания судна, а также его авиагрупп и вооружения. Также раз в три-четыре месяца корабль выходил в море и участвовал в учениях.

В конце 1995 года он отправился на боевую службу в Средиземное море, встав у берегов Туниса через две недели после выхода из порта, где стоял 10 дней. Там состоялся обмен визитами с флотом США. 2 марта крейсер принял участие в учениях ПВО многоцелевой авиагруппой, где Су-33 отработал перехваты крылатых ракет и самолетов. В конце похода корабль участвовал в командно-штабных учениях СФ. В марте 1996 года крейсер прибыл к месту базирования. Всего за время похода он обнаружил две иностранных подлодки, перехватил 12 воздушных целей, провел стрельбы артиллерийско-ракетным вооружением. Но за это время возникало множество проблем с главной энергетической установкой.

Поэтому в течение следующих двух лет он ремонтировался. Затем принимал участие в учениях и проходил боевую подготовку. В 2000 году он участвовал в спасательной операции, связанной с аварией подлодки К-141 «Курск».

До 2004 года крейсер планово ремонтировался. После в составе девяти кораблей он принял участие в походе в Северную Атлантику, в его рамках был испытан Су-27КУБ. В 2005-2007 гг. проходил боевую службу. В 2007 году был совершен поход на боевую службу в Средиземное море, окончившийся через два месяца. Благодаря этому ВМФ РФ возобновил присутствие в Мировом океане.

В конце 2008 года в ходе ремонта были обновлены системы кондиционирования воздуха, главная энергоустановка, механизмы для подъема самолетов на летную палубу, отремонтировано котельное оборудование. Также были восстановлены отдельные блоки систем вооружения, и произошла замена кабельных трасс. Через три года, крейсер с группой кораблей СФ взял курс на Сирию.

6. Перспективы

Согласно госпрограмме развития вооружений ГПВ-2020 до 2020 года строительство авианосцев совершаться не будет.

В 2014 году крейсер находится в боевой готовности, а в 2013 принял участие в учениях СФ. После пройденного ремонта вошли в строй головной ракетный комплекс «Гранит» и около 70% зенитной артиллерии, почти восстановлен функционал средств наведения и наблюдения. Уровень укомплектованности авиацией позволяет проводить боевую подготовку.

В первом полугодии 2014 года запланировано провести на предприятии «Севмаш» замену системы оружия, радиоэлектронное оборудование и скорее всего, силовую установку.

Сейчас же возможности крейсера невозможно полностью использовать из-за отсутствия самолетов ДРЛОиУ и недостатка численности авиагруппы. А Су-33 не могут наносить удары, а только перехватывают их.

Поэтому до 2015 года эти самолеты заменят более функциональными К в количестве двадцати машин. Два таких истребителя уже несут службу вместе с Су-33 и Су-25УТГ в корабельном палубном авиаполке, базирующемся на «Адмирале Кузнецове».

С 2002 года в Комсомольске-на-Амуре были модернизированы и отремонтированы 19 истребителей.

В феврале 2014 года 8 Су-33 находились в походе на борту авианосца, шесть размещались на аэродроме полка в Североморске, а семь находились в этом городе на хранении.

По информации на апрель 2014 года велась разработка электромагнитной капсулы.

7. Оценка проекта

Притом, что «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» это первый советский полноценный авианосец (у которого есть возможность принимать посадки с высокими боевыми качествами и самолеты горизонтального взлета), его разработчики не смогли полностью удалить недостатки ТАКР первого советского класса. Взлеты и посадки на нем выполняются затруднительно по причине единственного направления для старта. Проблемы эти появились после ставки на замену полноценных паровых катапульт.

Также на крейсере нельзя управлять тяжелыми самолетами, аналогичных ДРЛО. Поэтому крейсер мог осуществлять загоризонтное обнаружение только с помощью вертолетов ДРЛО с малым радиусом действия.

8. Командиры крейсера

Командирами крейсера являлись:

  • Капитан 1 ранга В. С. Ярыгин (1987-1992);
  • Контр-адмирал И. Ф. Санько (1992-1995);
  • Контр-адмирал А. В. Челпанов (1995-2000);
  • Капитан 1 ранга А. В. Турилин (2000-2003);
  • Капитан 1 ранга А. П. Шевченко (2003-2008);
  • Капитан 1 ранга В. Н. Родионов (2008-2011);
  • Капитан 1 ранга С. Г. Артамонов (с 2011)


Декларация по УСН