Промышленно технологические революции таблица. Технологическая революция

Главная тенденция развития экономики в конце XIX в. - переход от капитализма, основанного на свободной конкуренции самостоятельных предприятий, к монополии. Основа перехода - изменения в производительных силах, вызванные бурным развитием науки и техники, то есть вторая технологическая революция, которая развернулась в последней четверти XIX в. и продолжалась до мирового экономического кризиса конца 20-х - начала 30-х годов XX в.

Причина второй технологической революции - изменение энергетической базы производства. На смену паровой энергии приходит электричество, начинается электрификация производства, создаются новые производства: электрохимия, электрометаллургия, электрический транспорт.

Основные черты:

· 1885г. - построен первый автомобиль (Даймлер, Бенц). Использование двигателя внутреннего сгорания на транспорте и в военной технике, механизация с/х. В 80-е годы XIX в. была изобретена паровая турбина, а в результате ее соединения в единый агрегат с динамо-машиной был создан турбогенератор.

· Развитие химическая промышленность (появление искусственных красителей, пластмассы, искусственного каучука), были разработаны новые эффективные технологии получения серной кислоты, соды и т.п.

· Развитие металлургии (разработка новых способов получения стали, удешевивших и увеличивших производство. Переход из «железного» в «стальной» век). В металлургии в результате использования конвертеров Бессемера и Томаса в важную подотрасль выделилось сталелитейное производство; получили развитие электрическая сварка, ковка, и плавка металлов. На заводах Г. Форда в 1912–1913 гг. впервые был применен конвейер.

· Рост машиностроения из-за увеличения выплавки стали, создаются условия для усиленного ж/д строительства и развития океанского судоходства.

· Электрификация ж/д транспорта, появление танкеров и дирижаблей, развитие авиации. Возникли новые отрасли промышленности электрохимия, электрометаллургия, электрический транспорт.

· Появление в военной области автоматического стрелкового оружия, отравляющих веществ, увеличение мощности взрывчатых веществ.

· 1895г – изобретение радио (Попов), использование телефонной связи.

· Отраслями-лидерами на рубеже веков стали: нефтедобыча и нефтепереработка, электроэнергетика и электротехника, новые виды транспорта.

Последствия:

· Ускорение технического прогресса, быстрое расширение промышленного производства способствовали оформлению экономического неравенства стран и смене мирового лидера (1- США, 2- Германия, 3- Англия).

· Технологическая революция изменила отраслевую структуру промышленности. На первый план вышли отрасли тяжелой индустрии, значительно опередив по темпам роста легкую пром-ть.


· Появление новой формы организации капитала - акционирования, что позволило создавать крупные по размерам производимой продукции предприятия. В США - железнодорожном транспорте. В Германии - горную и металлургическую промышленность, строительство и железные дороги. В Англии рост акционерных обществ приходится на 1885–1905 гг., когда для привлечения сбережений населения было разрешено выпускать мелкие акции номиналом до 1 фунта стерлингов. Во Франции акционерные компании возникли в 70-е годы XIX в. сначала в металлургической и военной.

· Усложнение хозяйственной жизни способствовало расширению форм собственности, появлению и развитию государственной(за счет средств госбюджета и национализации частных предприятий), кооперативной (основе добровольного объединения капиталов и средств производства мелких товаропроизводителей; служила формой защиты их от эксплуатации посредников и крупных предпринимателей) и муниципальной собственности(с развитием социально-экономической инфраструктуры (транспорт, электроснабжение, газоснабжение, школы, больницы) в городах и сельской местности).

· Укрупнение производства, усложнение структуры экономики обусловили переход к монополии (простейшие формы монополии – корнер, пул, ринг, конвенция; более зрелые – картель, синдикат, трест, концерн, холдинг).

· Мелкие банки оттеснялись и поглощались крупными, включались в единый «концерн» посредством скупки или обмена акций между банками, системы долговых отношений. Банковский капитал срастался с промышленным в финансовый капитал. в США, где банки, финансируя различные компании, устанавливали над ними контроль, подчиняли их путем скупки акций, направляли своих представителей в правления трестов, а иногда образовывали новые тресты. Дж. Моргана: крупнейшие корпорации в энергетике и электротехнике («Дженерал электрик»), телеграфно-телефонной связи (АТТ), автомобилестроении («Дженерал моторз») и др. Морган создал первую в мире компанию с миллиардным оборотом – «Юнайтед стейтс стил», под контролем которой оказалось 3/5 производства американской стали. Нередко и промышленники превращались в банкиров. Например, П. Рокфеллер, нажив огромные прибыли в нефтяном бизнесе, использовал их для создания «Национального городского банка Нью-Йорка», ставшего основой современного «Чейз Манхэттен бэнк».

· формирование мирового хозяйства. Важнейшим звеном системы стали биржи крупнейших городов мира, ежедневно регистрирующие изменения мировых цен под влиянием мирового спроса и предложения.

· В начале XX в., когда развитие монополий фактически уничтожило конкуренцию в рамках государства, она сохранялась на мировом уровне как конкуренция за сферы влияния. На мировом уровне использовались любые методы конкурентной борьбы – от снижения цен за счет их повышения на внутреннем рынке до промышленного шпионажа. В конкурентную борьбу активно включалось государство, менявшее таможенные пошлины и железнодорожные тарифы в интересах монополий.

· В сельском хозяйстве: фермерский путь, который особенно ярко проявился в США и Канаде, и прусский путь капиталистической эволюции помещичьих хозяйств.

· Формирование мирового хозяйства сопровождалось территориальной экспансией – созданием колониальных империй и подчинением независимых государств. В последней четверти XIX в. развернулась борьба индустриальных государств за территории в Азии, Африке, на Тихом океане.

Таким образом, в конце XIX в. завершился процесс становления индустриального капиталистического общества в Западной и Центральной Европе и Северной Америке. Это была зона ускоренного, «передового» развития капитализма, его «первый эшелон». Восточная Европа, включая Россию, а в Азии – Япония, вставшие на путь реформ, представляли зону «догоняющего развития». Эпоху структурных и институциональных изменений в начале XX в. определяли понятием «империализм»

Общая тенденция экономического развития. На рубеже XIX-XX вв. главной тенденцией развития экономики стал переход от капитализма, основанного на свободной конкуренции отдельных самостоятельных государственных и частных предприятий, к капитализму, который базируется на многих формах монополии или олигополии.

Изменения в производственных отношениях, которые привели к этому переходу, вызванные бурным развитием науки и техники. В историю период конца XIX - начала XX в. вошел как время второй технологической революции (первая - промышленный переворот), которая продолжалась до Первой мировой войны (1914-1918).

В этот период кардинально изменились основы научного мышления, переживало расцвет естествознание, шел процесс формирования единой системы наук. Тесная взаимосвязь науки с техникой обусловило постепенное превращение науки в непосредственную производительную силу общества.

На рубеже XX в. возникали крупные научные институты, лаборатории, созданные на мощной технической базе. Появилась отдельная звено - научно-исследовательская деятельность, задачей которой стало доведение теоретических решений до технического воплощения, в том числе исследовательско-конструкторские разработки, производственные, технологические и другие исследования. Этот процесс революционных преобразований в области науки впоследствии охватил технику и технологию, что способствовало необычно высоким темпам роста объема мирового промышленного производства (суммарная выплавка стали с 1870 по 1900 г. выросла в 20 раз).

Электрика и электротехника. Важное значение имели изменения в энергетической базе производства и транспорта: паровую энергию было заменено электрической, началась электрификация, сложилась технология получения, передачи и приема электроэнергии. В 1867 г. немецкий изобретатель В. Сименс сконструировал электромагнитный генератор с самозбудником, который давал возможность с помощью вращения проводника в магнитном поле получать и вырабатывать электрический ток. В 70-х годах было изобретено динамо-машину, ее можно было использовать не только как генератор электроэнергии, а и как двигатель, который преобразует электрическую энергию в механическую. Через десять лет в США Т. Эдисон изобрел первый современный генератор (1883). В 1891 г. он создал трансформатор, а это решило проблему передачи электроэнергии на значительное расстояние. Промышленные предприятия перестали быть привязанными к энергетической базы. Производство электроэнергии организовали на особых предприятиях - электростанциях.

Внедрение в производство электродвигателей способствовало увеличению скорости станков, повышению производительности труда и создавало предпосылки автоматизации производства. В 1884 г. английский инженер Ч. Парсонсон изобрел многоступенчатую паровую турбину, а в результате ее объединение в единый агрегат с динамо-машиной было создано турбогенератор. В 1896 г. на Ніагарській гидроэлектростанции установили изобретенную перед тем гидравлическую турбину. Возникли новые отрасли промышленности - электрохимия, электрометаллургия, электрический транспорт. Появились двигатели внутреннего сгорания, работающие на энергии, которую получали при сгорании паров бензина (Н. Отто) и нефти (Г. Дизель). В 1885 г. был построен первый автомобиль (Г. Даймлер, К. Бенц). Двигатель внутреннего сгорания стал широко применяться во всех отраслях промышленности и транспорта, ускорив механизацию сельского хозяйства. В 1906 г. в США с такими двигателями начали выпускать тракторы. Применение их в отдельных хозяйствах американских фермеров началось в 1907, p. массовое же производство освоили лишь в годы Первой мировой войны.

Одной из ведущих отраслей стала электротехника. Российский ученый В. Лодыгин изобрел лампу накаливания с угольной стержнем в стеклянной колбе (1873), а Г. Яблочков - электродуговую лампу (1875), что способствовало распространению электрического освещения. Его начали применять на крупных предприятиях, в крупных городах. Впоследствии конструкцию ламп накаливания изобретатели многих стран усовершенствовали. Так, В. Лодыгин разработал лампу с металлической нитью, в том числе с вольфрамовой. Электрическое освещение постепенно начала вытеснять газовое.

В конце XIX в. получила широкого развития такая отрасль электротехники, как техника средств связи. Совершенствовалась аппаратура проводной телеграфа, началось использование телефонной связи (изобретатель телефона - американец А. Белл, 1876 г.). Первую телефонную станцию построили в 1877 г. в США, в начале 80-х годов они появились почти во всех городах европейских стран. В 1889 г. А. Строуджер запатентовал автоматическую телефонную станцию. С 1895 г. распространялось использование радио, которое сконструировал российский ученый В. Попов.

Металлургия и транспорт. Высокие темпы развития производительных сил нуждались в модернизации старых отраслей промышленности, прежде всего горной металлургии. Именно здесь вводили технические новинки, меняли конструкцию и размер доменных печей. В результате использования конвертеров Г. Бессемера (Англия, 1856) и С. Томаса (Англия, 1878) в важную отрасль выделилось сталеплавильное производство. Получили развитие электрическая сварка, ковка и литье металлов. В 80-х годах было введено электролитический метод получения алюминия, что позволило развивать цветную металлургию. С 1878 г. таким же методом начали получать медь.

Рост объемов производства товаров требовало увеличения скорости перевозки их, а это способствовало развитию и совершенствованию транспорта. В дорожное строительство все больше проникала сталь (железнодорожные рельсы, мосты). "Эру стальных мостов" открыл построен в 1874 г. в США через реку Миссисипи арочный мост возле м. Сент-Луис. Совершенствовалась конструкция пароходов. С 1903 г. началось строительство судов с двигателями внутреннего сгорания - теплоходов. Началась электрификация железнодорожного транспорта, появились новые транспортные средства - нефтеналивные танкеры (судна). В 1896 г. немецкий конструктор Г. Зельферт применил для дирижаблей двигатель внутреннего сгорания, работающий на жидком топливе. Первые шаги делала авиация, широкое развитие которой стал возможным после установки на самолетах легких и компактных бензиновых двигателей. В 1903 г. в США братья В. и О. Райт совершили четыре полеты на самолете с двигателем внутреннего сгорания. Сначала самолеты имели спортивное значение, впоследствии их стали использовать в военном деле, а позже - для перевозки пассажиров и грузов.

В эпоху НТР благодаря промышленному производству автомобилей с 90-х годов появился новый вид транспорта - автомобильный. Успеха внедрения автомобилей способствовало изобретение ирландского инженера Дж. Денлоп - резиновые шины (1895). На заводах Г. Форда в 1912-1913 гг. впервые применили конвейер. Высокие темпы развития автомобилестроения способствовали широкому строительству шоссейных дорог.

Технология и организация производства. В период второй технологической революции значительного развития приобретает химическая промышленность. Химические методы обработки сырья проникают практически во все отрасли производства. Началось производство искусственных (анилиновых красителей). В таких отраслях, как машиностроение, электротехническое производство, текстильная промышленность, стали широко применять химию синтетических волокон - пластмассы, изоляционные материалы из искусственного волокна, искусственного каучука и др. В 1869 г. американский химик Дж. Хайєт получил целлулоид, в 1906 г. Л. Бакеланд добыл бакелит, затем было получено карболіт и другие пластические массы, которые сразу внедряли в производство. Основой для производства нітрошовку стали разработки французского инженера Г. Шардона (1884). Исследования 1899-1900 гг. российского ученого И. Кондакова дали возможность получить искусственный каучук из углеводов. Были разработаны новые эффективные технологии получения серной кислоты, соды и т.п., предложены методы изготовления аммиака - основы для азотных соединений, необходимых в производстве красителей, минудобрений и взрывчатых веществ. В сельском хозяйстве начали широко применять минеральные удобрения.

Проблему удовлетворения растущей потребности в жидком топливе на новых видах транспорта решил крекинг-процесс - метод разложения нефти при высоких давлениях и температурах. Он обеспечил повышенный выход бензина, и в 1916 г. в США это были внедрены в промышленное производство. Еще в 1903-1904 гг. российский химик О. Фаворский открыл метод производства жидкого топлива из твердого топлива. Промышленное же изготовления легкого топлива из угля осуществил немецкий инженер Ф. Бергиус, что имело важное экономическое и военное значение для Германии, в которой не было природных нефтяных ресурсов.

В производственную сферу проникала автоматизация производства в легкой, полиграфической и других отраслях промышленности. Началась автоматизация станков, широко внедрялась в другие производства поточная система, которая возникла в консервном и спичечному производствах. Особенно важную роль в развитии машиностроения отыграл изобретение конвейера. Благодаря его внедрению в производство уже в 1914 г. на заводах Форда составления одного автомобиля длилось лишь 1,5 часа.

Внедрение поточного производства изменило характер заводского оборудования в машиностроении. Вводили специализированные станки для изготовления деталей - винтов, болтов, шайб и т.д. В текстильной промышленности в 1890 г. появился автоматический ткацкий станок.

Значительный шаг был сделан в военном оснащении: автоматизация стрелкового оружия и артиллерии (1883 г. - пулемет Максимова, несколько типов автоматических винтовок), появление бронеавтомобилей, производство взрывчатых средств, широкое использование средств воздухоплавания и авиации. С 1915 г. самолеты вооружают пулеметами, появляются самолеты-бомбардировщики, создают большие надводные корабли (панцирники), становится реальным подводное плавание.

Первая мировая война требовала большого количества оружия и оснащения. Если количество изобретений периода промышленного переворота выражалось двузначным числом, то в эпоху технологической революции - четырехзначным. Больше всего изобретений запатентовал американец Т. Эдисон (более 1000).

Результаты технологической революции. Основные последствия технологической революции такие:

1. Промышленный переворот XVIII-XIX вв. дал толчок становлению машинной индустрии, вызвал изменения в социальной структуре общества: создание двух новых классов - буржуазии и наемных рабочих, утверждения господства буржуазии. В отличие от него результатам второй технологической революции стали изменения в технике и технологии производства, реконструкция машинной индустрии, превращение науки на непосредственный фактор производства. Поэтому эту революцию называют не промышленной, научно-технической. Она обеспечила резкий рост производства: за 1850-1900 гг. добыча угля увеличилось в 10 раз, нефти - в 25, выплавка стали за 1870-1900 гг. возросла более чем в 50 раз.

2. Вторая технологическая революция обеспечила появление многих новых отраслей промышленного производства, которых раньше не знала история: электротехнической, химической, нефтеперерабатывающей, автомобилестроительной и др.

3. Происходила не только диверсификация отраслей и подотраслей (машиностроение: производство локомотивов, автомобилей, самолетов, кораблей - речных и морских, трамваев и т.п.).

4. Изменения в технологии производства, применение новых материалов и быстрое развитие новых отраслей и машиностроения обусловили изменения в структуре черной металлургии, вследствие чего значительно вырос спрос на сталь.

5. Технологическая революция вызвала изменения в мировой отраслевой структуре промышленности. На первый план вышли отрасли тяжелой индустрии, значительно опередив по темпам роста легкую промышленность. Эти изменения привели к усилению концентрации производства, стали преобладать крупные предприятия. Такие структурные сдвиги вызвали резкий рост размеров капитала, необходимого для создания и работы отдельного предприятия. Привлечения дополнительных капиталов достигалось путем выпуска акций и создания акционерных обществ.

6. В результате второй технологической революции вместо индивидуальной частной формы собственности основной становится акционерная, в сельском хозяйстве - фермерская: два варианта хозяйствования - американский (США и Канада) и прусский. Для Европы было характерно сочетание обоих путей развития капитализма в аграрном секторе. Развивались также кооперативная и муниципальная формы собственности. В 1913 г. в США на предприятиях, которые принадлежали акционерным обществам (28% всех предприятий), работало 80% рабочих. В Германии создания акционерных обществ охватило прежде всего горную и металлургическую промышленность, строительство и железной дороги. С разрешением выпуска мелких акций номиналом до 1 фунта стерлингов в 1895-1905 гг. происходит значительный рост акционерных обществ в Англии. Несколько медленными темпами этот процесс осуществлялся во Франции. Кооперативная собственность возникла на основе добровольного объединения капиталов и средств мелких товаропроизводителей и служила формой защиты их от эксплуатации посредников и крупных предпринимателей. Основными видами кооперации, которые возникли до 1914, p. были потребительская, кредитная, сельскохозяйственная, жилая. К началу Первой мировой войны Россия, в состав которой входила значительная часть украинских земель, занимала первое место в мире по числу участников кооперативного движения (24 млн человек), объединенных в 63 тыс. кооперативов. В Западной Европе 120 тыс. кооперативов объединяли 20 млн человек, в США в 600 кооперативах находилось 70 тыс. человек.

Монополизация производства. Муниципальная собственность и хозяйство возникли в городах и в сельской местности в последней трети XIX в. в связи с развитием социально-экономической инфраструктуры (транспорт, электроснабжение, газоснабжение, школы, больницы). Государственная собственность в конце XIX - начале XX в. формировалась двумя основными путями: за счет госбюджета (более распространенный в странах Старого света) и в результате национализации частных предприятий (преимущественно в странах переселенческого капитализма). Завершением этой цепочки изменений стало образование монополистических союзов - монополий, как в области производства, так и в области капиталов (финансовых источников).

Капиталистическая монополия - это объединение капиталов, что возникает на основе высокого уровня концентрации производства и капитала для сосредоточения производства и сбыта значительной части продукции отрасли, установление монопольных цен и обеспечения стабильных сверхприбылей. Простейшими формами монополий является пул, конвенция, корнер, ринг; более зрелыми - картель, синдикат, трест, концерн.

Причины монополизации такие:

1) рост минимальных размеров капиталов;

2) стремление предпринимателей получить максимум прибыли за счет вытеснения конкурентов и установления барьеров для вхождения в отрасль;

3) предоставление правительством какой-либо одной фирме привилегий на поставку газового топлива, электроэнергии, телефонных услуг (естественные монополии) в связи с развитием коммунального хозяйства;

4) развитие патентного права, различные махинации и злоупотребления вплоть до прямого шантажа и разбоя.

Постепенно менялась роль банков в экономике - из пассивного посредника в платежах банк превратился в активного участника рынка. Происходили концентрация и централизация банковского дела. Сами банки часть капиталов вкладывали в промышленность, выступая уже как организаторы производства. Образовался финансовый капитал. Особенно интенсивно этот процесс проходил в США, где банки, финансируя компании, устанавливали над ними контроль, подчиняя их путем скупки акций, направляя своих представителей в правление трестов, а иногда образуя новые тресты. Примером может служить деятельность банка Ж. Моргана, под контролем которого оказались огромные корпорации в энергетике и электротехнике ("Дженерал электрик"), телеграфно-телефонной связи (АТТ), автомобилестроение ("Дженерал моторс") и др. Морган создал первую в мире компанию с миллиардным оборотом - "Юнайтед стейтс стил", под контроль которой было взято 3/5 американского производства стали. Промышленники часто превращались на банкиров. Например, Т. Рокфеллер, нажив огромные прибыли в нефтяном бизнесе, использовал их для создания Национального городского банка Нью-Йорка, который стал основой современного "Чейз Манхэттен-банк".

Из числа наиболее влиятельных банкиров и предпринимателей в процессе усиления финансового капитала образовалась финансовая олигархия.

Возросло значение внешней торговли. Увеличение масштабов производства потребовало расширения рынка. Международная торговля с 1891 по 1910 г. увеличилась в 1,5 раза. Укрепление и расширение международных экономических связей положило начало формированию мирового хозяйства как единого механизма, который объединял все регионы земли. Важным звеном системы стали бирже крупных городов мира, которые ежегодно регистрировали изменения мировых цен под влиянием мирового спроса и предложения. Международный обмен превращался в необходимое условие дальнейшего развития производства и рынка. Активизировался мировой движение не только товаров (внешняя торговля), но и рабочей силы, капитала.

Экспорт капитала осуществлялся в различных формах: государственные и коммунальные займы, прямые и портфельные инвестиции, кредиты. Наибольшего развития государственные и коммунальные займа вступили во Франции, яйу называли мировым ростовщиком. Кроме процентов, страна-экспортер имела, как правило, дополнительные выгоды. Например, Франция, предоставляя заем Турции на 2,2 млрд франков, получила концессию на строительство железных дорог, установила контроль над важнейшими турецкими морскими портами, оказывая влияние на деятельность главного банка страны - Оттоманского. Турция фактически превратился в полуколонию страны-кредитора.

Ведущей страной прямых и портфельных инвестиций была Великобритания, капиталовложения которой до 1900 г. за рубежом составили 20 млрд долл. Франция вывезла 10 млрд долл., Германия - 5 млрд, США - 0,5 млрд долл., к тому же страна еще и оставалась должником Европы.

Развитие монополий в начале XX в. практически уничтожил государственную конкуренцию. Она сохранилась на мировом уровне как конкуренция за сферу влияния. Примером может служить конкуренция двух крупнейших электрических компаний мира - американской "Дженерал электрик" и немецкой АЕГ. Вторая, обладая капиталом в 1,5 млрд марок, была огромным предприятием по производству различной продукции - от кабелей и изоляторов до автомобилей и летательных аппаратов. В 1907 г. эти компании заключили договор о разделе рынков: "Дженерал электрик" получила для своей продукции рынки США и Канады, АЕГ - Европы и части Азии. На мировом уровне использовались любые методы поощрения на внутреннем рынке, вплоть до промышленного шпионажа. Монополиям способствовала государство, которая меняла таможенные и железнодорожные тарифы в их интересах.

Конкуренция за сферы влияния сопровождалась территориальной экспансией. В последней четверти XIX в. борьбу за территории в Азии, Африке и Тихом океане вели индустриальные государства: Великобритания, Франция, США, Япония, Бельгия, Голландия, Португалия, Испания. За 1884-1900 pp. Великобритания приобрела 3,7 млн кв. миль с населением 57 млн человек, Франция - соответственно 3,6 млн кв. миль и 36 млн человек, Германия - 1 млн кв. миль и 16 млн человек. На начало XX века группа государств в основном завершили территориальный раздел мира.

Следовательно, изменения в технике и технологии производства и в развитии производительных сил, вызванные второй технологической революцией, создали материальные предпосылки для образования монополий и перехода от капитализма промышленной стадии и свободной конкуренции к монополистической стадии. Сначала эпоху структурных институциональных изменений в начале XX в. определяли понятием империализм (от латинского імрегіим - власть), позже распространился срок монополистический капитализм. Проявление и регулярная цикличность экономических кризисов в конце XIX - начале XX века. (1873, 1883, 1893, 1901, 1902 и др.) способствовали процесса монополизации экономики. Разорение мелких и средних предпринимателей в период кризисов способствовали концентрации и централизации производства и капитала. Их уровень в странах не был одинаковым, но в конце XIX - начале XX в. монополия как форма организации производства и капитала заняла господствующее положение.

На этом историческом этапе изменяется лидерство стран мира: ведущие места по промышленным развитием занимают молодые капиталистические страны - США и Германия, значительно продвинулась Япония, тогда как прежние лидеры - Великобритания и Франция - отстают. Центр мирового экономического развития с Важнейшими перемещается в Северную Америку. Первой державой мира на долгое время становятся Соединенные Штаты Америки. Мощный экономический рывок Германии дает возможность Бисмарку в 70-80-х годах XIX в. начать борьбу за гегемонию в Европе. Этим обусловлен курс на милитаризацию страны.

В конце XIX в. в Европе наметились основные контуры коалиций, которые противостояли друг другу. Завершилось оформление их в начале XX ст., что привело европейский мир, его народы до Первой мировой войны.

Главная тенденция развития экономики в конце XIX в. - переход от капитализма, основанного на свободной конкуренции самостоятельных предприятий, к монополии (капитализм – общественно-экономическая формация, основывающаяся на частной собственности класса буржуазии на средства производства и эксплуатации капиталом наёмных рабочих, лишенных средств производства и вынужденных продавать свою рабочую силу; монополия - крупное хозяйственное объединение, экономически господствующее в каком-либо сегменте рынка). Основа перехода - изменения в производительных силах, вызванные бурным развитием науки и техники, то есть вторая технологическая революция , которая развернулась в последней четверти XIX в. и продолжалась до мирового экономического кризиса конца 20-х - начала 30-х годов XX в. К производительным силам относятся средства производства и люди с их знаниями и практическим опытом в сфере экономики. Средства производства, в свою очередь, включают в себя предметы труда (то, что обрабатывается в процессе труда – земля, сырьё, материалы) и средства труда (то, с помощью чего обрабатываются предметы труда – инструменты, оборудование, техника, производственные помещения).
Причина второй технологической революции - изменение энергетической базы производства. На смену паровой энергии приходит электричество, начинается электрификация производства, создаются новые производства: электрохимия, электрометаллургия, электрический транспорт.
Основные черты:
1885г. - построен первый автомобиль (Даймлер, Бенц). Использование двигателя внутреннего сгорания на транспорте и в военной технике, механизация сельского хозяйства.
Развитие химическая промышленность (появление искусственных красителей, пластмассы, искусственного каучука).
Развитие металлургии (разработка новых способов получения стали, удешевивших и увеличивших производство. Переход из «железного» в «стальной» век).
Рост машиностроения из-за увеличения выплавки стали, создаются условия для усиленного железнодорожного строительства и развития океанского судоходства.
Электрификация железнодорожного транспорта, появление танкеров и дирижаблей, развитие авиации.
Появление в военной области автоматического стрелкового оружия, отравляющих веществ, увеличение мощности взрывчатых веществ.
1895г – изобретение радио (Попов), использование телефонной связи.
Последствия:
Ускорение технического прогресса, быстрое расширение промышленного производства способствовали оформлению экономического неравенства стран и смене мирового лидера (1- США, 2- Германия, 3- Англия).
Технологическая революция изменила отраслевую структуру промышленности. На первый план вышли отрасли тяжелой индустрии, значительно опередив по темпам роста легкую промышленность.
Появление новой формы организации капитала - акционирования, что позволило создавать крупные по размерам производимой продукции предприятия.
Укрупнение производства, усложнение структуры экономики обусловили переход к монополии (простейшие формы монополии – корнер, пул, ринг, конвенция; более зрелые – картель, синдикат, трест, концерн, холдинг) (монополия - крупное хозяйственное объединение, экономически господствующее в каком-либо сегменте рынка).




31. Формирование монополистического капитализма на рубеже XIX – ХХ вв.

Монополистический капитализм – форма или стадия капитализма, вызвавшая развитие картелей и монополий, способных контролировать, а также ограничивать действие рынка свободной конкуренции (капитализм – общественно-экономическая формация, основывающаяся на частной собственности класса буржуазии на средства производства и эксплуатации капиталом наёмных рабочих, лишенных средств производства и вынужденных продавать свою рабочую силу).

Предпосылки возникновения:

Раздробленность и образование национальных государств в Германии и Италии; отмена крепостного права в России; ликвидация рабства в США; "революция Мэйдзи" в Японии.

Вторая технологическая революция, которая привела к ускорению технического прогресса, быстрому расширению промышленного производства.

В 1870-1880-х гг. появление первых акционерных компаний.



Усложнение хозяйственной жизни способствовало расширению форм собственности, появлению и развитию государственной, кооперативной и муниципальной собственности.

Акционерная форма организации хозяйственной жизни (создавала условия для образования монополий).

Монополия капиталистическая – объединение капиталистов, возникающее на основе высокого уровня концентрации производства и капитала для сосредоточения производства и сбыта значительной части продукции данной отрасли, установления монопольных цен и обеспечения стабильных сверхприбылей.

Причины монополизации рынка:

Возрастание размеров капитала, требуемого для деятельности отдельного предприятия.

Стремление предпринимателей к извлечению максимальной прибыли, в том числе за счет вытеснения конкурентов с рынка.

Появление естественных монополий связано с развитием коммунального хозяйства, патентного права, с различного рода махинациями и злоупотреблениями (монополия - крупное хозяйственное объединение, экономически господствующее в каком-либо сегменте рынка).

Создание монополий стимулировалось :

высокими прибылями крупных предприятий,

их преимуществами в конкурентной борьбе,

более благоприятными возможностями сбыта товаров.

Простейшие формы монополий: пул, конвенция, корнер, ринг (временные соглашения в одной отрасли). К 1890-м гг. монополистические объединения приобрели более устойчивый характер и стали захватывать крупные сектора хозяйственной жизни (картель, синдикат, трест, концерн, холдинг).

Пул - одна из форм монополии, временное объединение, соглашение между предпринимателями, при котором прибыль всех участников поступает в общий фонд и затем распределяется между ними в заранее намеченной пропорции

Картель - установление между промышленными и фабричными предпринимателями общих единообразных условий сбыта и производства, причем во всех других отношениях не входящих в состав договора, каждое из предприятий сохраняет свою хозяйственную самостоятельность, чем и отличаются от треста

Синдикат - монополистическое объединение, в составе которого компании теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, но сохраняют юридическую и производственную свободу действий

Последствия:

Монополисты искусственно поддерживали высокие цены на товары, делили между собой сферы сбыта, определяли количество производимых товаров.

Тенденция к протекционизму, отвечавшему интересам монополий, вытеснила политику "свободной торговли".
Концентрация производства и процесс монополизации в промышленности породили концентрацию и централизацию капитала в банковском деле.

Возникло тесное переплетение банковских и промышленных предприятий, их сращивание посредством взаимного владения акциями. На этой основе образовывался финансовый капитал.

Большое значение приобрел вывоз капитала, что сулило монополиям значительно большие прибыли, чем внешняя торговля.

Всесилие монополий не препятствовало возникновению кризисов.

Тема 2: Мировая индустриальная экономика 2 – ой пол. 19 – 1 пол. 20 вв.

Вторая технологическая революция и формирование монополистического капитализма.

Вторая технологическая революция
Главной тенденцией развития мировой индустриальной экономики во
второй половине XIX – начале ХХ вв. стал переход от капитализма,
основанного на свободной конкуренции отдельных самостоятельных
предприятий, к монополистическому капитализму.
В основе этого перехода лежали изменения в производительных силах,
вызванные бурным развитием науки и техники в конце XIX – начале XX вв.,
получившие название второй технологической революции . Первой
технологической революцией была промышленная революция. Вторая
технологическая революция развернулась в последней трети XIX в. и
продолжалась до Первой мировой войны (1914–1918 гг.). В отличие от
промышленной революции вторая технологическая революция основывалась
на научных достижениях, а не просто на удачных технических изобретениях.
Следует выделить основные достижения второй технологической
революции :
1) Качественные изменения в металлургии :В результате
использования открытий английских изобретателей Генри Бессемера (1856) и
Синди Томаса (1878) возникает производство стали путем продувки жидкого
чугуна кислородом в специальных агрегатах – конвертерах. В 1864 г.
французский металлург Пьер Мартен разработал процесс получения стали в
мартеновской печи. Конвертерная и мартеновская технологии стали основой
для массового сталелитейного производства , ставшего одной из
важнейших отраслей промышленности.
2) Электрификация производства : На базе открытия явления
электромагнитной индукции возникает технология получения, передачи и
приема электроэнергии. На этой основе венгерский физик Аньош Йедлик
сконструировал первый электрический генератор (динамо-машину),
немецкий физик Мориц Герман фон Якоби в 1834 г. – первый электрический
двигатель . К концу XIXв. происходит широкое внедрение в промышленное
производство электрической энергии. Возникли новые отрасли
промышленности электрохимия, электрометаллургия, электрический
транспорт. С 1880-х гг. начинается строительство крупных электростанций.
В 1895 г. в качестве привода электрического генератора на электростанции в
Кембридже была впервые использована паровая турбина, изобретенная в
1884 г. английским инженером Чарлзом Парсонсом. В 1886 г. электрический
двигатель был использован для созданиятрамвая. В 1890-е гг. электричество
стали использовать для уличного освещения и на фабриках. Для освещения
жилых зданий в крупных городах электричество начали применять в 1920-
х гг.
3) Изобретение и внедрение двигателей внутреннего сгорания : Двумя
вариантами данных двигателей стали двигатель, работающий от энергии,
получаемой при сгорании паров бензина (изобретен немецким инженером
Николаусом Отто в 1877 г.), и двигатель, работающий от энергии,
получаемой от сгорания топлива, полученного а результате нефтеперегонки,
либо сырой нефти (изобретен немецким инженером Рудольфом Дизелем в
1897 г.).Двигатель внутреннего сгорания стал широко использоваться на
транспорте, в военной технике, на небольших промышленных предприятиях,
ускорил механизацию сельского хозяйства. В 1885 г. был построен первый
автомобиль (Г. Даймлер, К. Бенц).
4) Качественные преобразования в химической промышленности :
Началось производство искусственных красителей, пластмасс,
искусственного каучука; были разработаны новые технологии получения
серной кислоты, соды и т.п. В сельском хозяйстве стали широко применяться
минеральные удобрения.
5) Развитие транспорта: Началась электрификация железнодорожного
транспорта; возросла мощность, сила тяги и быстроходность паровозов;
совершенствовались конструкции железных дорог. В конструкциях
пароходов стали активно использоваться паровые турбины; появились новые
транспортные средства – танкеры (нефтеналивные суда) и дирижабли,
возникла авиация (первый полет управляемого самолета с двигателем,
сконструированного американскими изобретателями братьями Райт
состоялся в 1903 г.).
6) Изобретение радио и телефона : В 1895 г. русским ученым
Александром Поповым было изобретено радио. В 1876 г. американский
изобретатель Александр Белл сконструировал первый телефон – началось
использование телефонной связи; увеличилась протяженность телеграфных
линий.
7) Стандартизация производства : Возникает конвейерное
производство, которое впервые было внедрено в США в 1913 г. на
автомобильных заводах Форда и привело к значительному повышению
производительности труда. Быстрый рост масштабов промышленных
предприятий, на которые привлекали все больше рабочих, привел к
разработке системы научной организации труда или «тейлоризма », в честь
ее основоположника, американского инженера Фредерика Тейлора, который
применил концепцию стандартизации не только к механизмам, но и к
операциям, производимым людьми.
Вторая технологическая революция привела к ускорению темпов
промышленного роста. За 1850–1900 гг. добыча угля в мире увеличилась
более чем в 10 раз, добыча нефти – в 25 раз, выплавка стали за 1870–1900 гг.
возросла более чем в 50 раз. Вместе с тем вторая технологическая революция
изменила отраслевую структуру промышленности. На первый план
вышли отрасли тяжелой индустрии (металлургия, машиностроение),
нефтедобыча и нефтепереработка, электроэнергетика и электротехника,
значительно опередив по темпам роста легкую промышленность. Быстро
развиваются химическая и автомобильная промышленность.
Формирование монополистистического капитализма
Технический прогресс стал предпосылкой для перехода
капиталистической экономики в новую фазу развития –
монополистистический капитализм .
Для данного типа экономической системы характерны следующие
признаки:
1) концентрация капитала и формирование монополий;
2) сращивание промышленного и банковского капитала и
формирование финансовой олигархии;
3) преобладание вывоза капиталов над вывозом товаров;
4) завершение колониального раздела мира и борьба за передел мира
между крупнейшими мировыми державами .
Концентрация капитала и формирование монополий. Создание
новых предприятий, оборудованных с учетом новейших достижений
техники, требовало крупных капиталовложений, для которых были
недостаточны средства отдельных предпринимателей. Вследствие этого
происходило объединение ряда самостоятельных предприятий некоторой
отрасли промышленности и создание акционерных обществ – финансово-
промышленных групп, объединявших капиталы нескольких собственников и
привлекавших дополнительные капиталы населения путем выпуска акций.
Итогом данных процессов стало возникновение новой формы
организации производства – монополии. Капиталистическая монополия
это объединение владельцев капитала, возникающее на основе высокого
уровня концентрации производства и капитала, для сосредоточения
производства и сбыта значительной части продукции данной отрасли,
установления монопольных цен и обеспечения стабильных сверхприбылей.
Причинами монополизации рынка являлись стремление
предпринимателей к извлечению максимума прибыли за счет вытеснения
конкурентов и установления барьеров для вступления в отрасль, появление
естественных монополий (предоставление правительством какой-либо одной
фирме исключительной привилегии на поставку газового топлива,
электричества, телефонных услуг и т.д.) в связи с развитием коммунального
хозяйства, развитие патентного права, различного рода махинации и
злоупотребления вплоть до шантажа и прямого разбоя.
Монополии ограничивали конкуренцию, но в то же время не устраняли
ее полностью. Конкурентная борьба велась как между самими участниками
монополистических объединений за долю в прибылях, так и против других
монополий и любых иных конкурентов. Монополисты различными методами
содействовали разорению мелких предпринимателей (например, путем
установления монопольно высоких или монопольно низких цен), особенно в
периоды циклических кризисов перепроизводства, крупнейшим из которых
был кризис 1900-1903 гг.
К началу ХХ в. монополии стали играть ведущую роль в
капиталистической экономике. Классическими странами
монополистического капитализма стали США и Германия. В этих странах
монополии обеспечивали большую часть выпускаемой промышленной
продукции и практически полностью контролировали ведущие отрасли
производства (каменноугольная, металлургическая, нефтяная
промышленность, транспорт). В несколько иных формах и более медленно
монополии создавались в других промышленных державах.
Сращивание промышленного и банковского капитала и
формирование финансовой олигархии. Структурные сдвиги в
промышленности обусловили концентрацию банковского капитала.
Потребности предпринимателей в заемных средствах для расширения
производства и обновления основного капитала способствовали изменению
роли банков в экономике – из пассивного посредника в платежах банк
превращался в активного участника рынка. Крупные банки поглощали или
подчиняли себе мелкие банки посредством скупки или обмена акций,
системы долговых отношений и т.д. и становились таким образом
банковскими монополиями . С ростом концентрации банков сокращался круг
учреждений, к которым можно обращаться за кредитом, результатом чего
стало увеличение зависимости крупной промышленности от банковских
монополий. Но при этом сами банки часть капиталов вкладывали в
промышленность, выступая уже в качестве организаторов производства.
Образование банковских монополий ускорило монополизацию
производства. Угрожая лишением кредита и другими мерами
экономического давления, банковский капитал заставлял контролируемые им
промышленные, торговые и транспортные предприятия быстрее идти по пути
объединения в монополии. Банку было достаточно захватить в свои руки
контрольный пакет акций какого-нибудь акционерного общества, чтобы
подчинить его себе. Такое общество само нередко могло контролировать ряд
дочерних обществ, которые также оказывались вовлеченными в сферу
влияния банка. Таким образом, несколько крупнейших финансистов,
господствовавших в банке или группе банков, получали возможность
распоряжаться гигантскими капиталами, крупнейшими предприятиями и
даже целыми отраслями промышленности.
Широкое распространение получила система включения директоров и
других представителей банков в наблюдательные советы промышленных,
торговых и транспортных предприятий, страховых компаний и, с другой
стороны, вступления промышленных монополистов в правления и советы
банков. Таким образом, банковский капитал срастался с промышленным в
финансовый капитал .
Особенно интенсивно этот процесс проходил в США, где банки,
финансируя различные компании, устанавливали над ними контроль,
подчиняли их путем скупки акций, направляли своих представителей в
правления трестов, а иногда образовывали новые тресты. Например, под
контроль банка Дж. Моргана попали крупнейшие корпорации в энергетике и
электротехнике («Дженерал электрик»), телеграфно-телефонной связи (АТТ),
автомобилестроении («Дженерал моторз») и др. Морган создал первую в
мире компанию с миллиардным оборотом – «Юнайтед стейтсстил», под
контролем которой оказалось 3/5 производства американской стали. Нередко
и промышленники превращались в банкиров. Например, П. Рокфеллер,
нажив огромные прибыли в нефтяном бизнесе, использовал их для создания
«Национального городского банка Нью-Йорка», ставшего основой
современного «Чейз Манхэттен бэнк».
Усиление позиций финансового капитала приводило к образованию
финансовой олигархии из числа наиболее влиятельных банкиров и
предпринимателей.
Одним из путей получения гигантских прибылей финансовой олигархии
была спекуляция ценными бумагами, которые выпускались акционерными
обществами. Принимая участие в создании акционерных обществ и банков
или реорганизуя их, крупные финансисты обычно завладевали значительной
частью акций и удерживали их, ожидая благоприятного момента, чтобы
пустить акции в продажу и получить огромную прибыль, иногда вдвое
превышавшую первоначально вложенный капитал.
Преобладание вывоза капиталов над вывозом товаров. Рост
масштабов производства, наращивание объемов производимой продукции
неизбежно требовали расширения рынка. Выросло значение внешней
торговли. Так, с 1891 по 1910 г. международная торговля увеличилась в
1,5 раза. Укрепление и расширение международных экономических связей
положило начало формированию мирового рынка как единого механизма,
связывающего все регионы земли. Важнейшим звеном системы стали биржи
крупнейших городов мира, ежедневно регистрирующие изменения мировых
цен под влиянием мирового спроса и предложения.
В то же время формирование мирового рынка сопровождалось крайним
усилением неравномерности экономического развития отдельных стран. С
одной стороны, выдвинулась небольшая группа наиболее богатых государств
(государства Западной Европы, Северной Америки, а также
присоединившаяся к ним в конце XIX в. в результате ускоренного
экономического развития Япония). Эти государства составили основу
центра мировой экономической системы . С другой стороны, существовали
многочисленные экономически отсталые страны, которые составили
периферию мировой экономической системы .
В данных условиях из стран центра усиливается экономическая
экспансия в периферийные страны путем экспорта капитала . Экспорт
капитала осуществлялся в двух основных формах:
- денежные кредиты;
- инвестиции в промышленные предприятия, строительство железных
дорог и т.д.
Первая форма наибольшее развитие получила во Франции. Помимо
процентов с займа страна-экспортер получала, как правило, дополнительные
выгоды. Например, предоставив Турции крупный кредит, Франция получила
концессию на строительство железных дорог, установила контроль над
важнейшими турецкими морскими портами, оказывала влияние на работу
главного банка страны. Тем самым Турция фактически попала в
экономическую зависимость от Франции.
Ведущей страной по вывозу прямых инвестиций была Великобритания.
Ее капиталовложения за рубежом к началу ХХ в. составили более половины
всех мировых иностранных инвестиций. Следует отметить, что Англия и
Франция, уже ранее захватившие значительные колониальные владения,
были в более выгодном положении в сравнении с молодыми
капиталистическими державами, как например, США или Германия, что
обостряло противоречия между ними.
Завершение колониального раздела мира и борьба за передел мира
между крупнейшими мировыми державами. В начале XX в., когда
развитие монополий существенно ослабило конкуренцию в рамках
отдельных государств, усилилась конкуренция за сферы влияния на
мировом уровне между крупными монополиями. В качестве примеров можно
рассматривать конкуренцию двух крупнейших электротехнических
компаний мира: американской «Дженерал электрик» и германской АЭГ, а
также конкуренцию между нефтяными монополиями: англо-голландским
«Ройял Датч Шелл» и американским «Стандард Ойл». На мировом уровне
использовались любые методы конкурентной борьбы – от снижения цен за
счет их повышения на внутреннем рынке до промышленного шпионажа. В
конкурентную борьбу активно включалось государство, менявшее
таможенные пошлины и железнодорожные тарифы в интересах монополий.
Таким образом, международная конкуренция между крупными
национальными монополиями содействовала росту противоречий между
крупнейшими мировыми державами.
Формирование мирового рынка сопровождалось территориальной
экспансией – созданием крупных колониальных империй. К началу ХХ в. большая часть территорий Азии и Африки превратилась в колонии.
Крупнейшими колониальными державами были Англия, Россия и Франция.
Колонии имели и более мелкие государства: Бельгия, Голландия,
Португалия, Испания, Италия. В конце XIXв. колониальные владения
приобрели новые промышленные державы: Германия, США и Япония В сферу экспансии капитала попали многие формально независимые
государства в Азии (Китай, Иран, Турция и др.), Африке и Латинской
Америке, которые превращались в своего рода полуколонии крупных
держав. К началу ХХ в. практически весь мир был разделен на сферы
влияния между несколькими крупными индустриальными государствами.
Данная система определялась понятием «империализм ». С наступлением эпохи империализма борьба развитых держав за
территориальный раздел мира сменилась еще более острой борьбой за его
передел в соответствии с изменившимся соотношением сил. Старые
колониальные державы – Великобритания, Франция, Россия – стремились
удержать и еще больше расширить свои империи. Германия, США, Япония,
недавно включившиеся в колониальную политику, требовали расширения
доли колониальных владений, рынков капитала и сбыта товаров.
Империалистическое соперничество крупных держав иногда приводило к
войнам за передел колоний и территориальных сфер влияния. Примерами
могут служить испано-американская война 1898 г., англо-бурская война 1899-1902 гг., русско-японская война 1904-1905 гг. Итогом межимпериалистических противоречий данной эпохи стала
Первая мировая война 1914-1918 гг., в которой противостояли друг другу два
крупных блока мировых держав: Антанта во главе с Англией, Францией и
Россией и Четвертной союз во главе с Германией и Австро-Венгрией. Экономическое развитие в эпоху монополистического капитализма
ускорило процессы урбанизации . За 1870-1914 гг. более 20 млн. человек
переселились в города. По темпам урбанизации в этот период впереди была
Англия, где еще в начале1870-х гг. численность городского населения
превышала число сельского. Появились города с более чем миллионным
населением. Развитие промышленности и урбанизация содействовала дальнейшему
формированию капиталистических отношений. В то же время в структуре
рабочего класса увеличивается доля квалифицированных рабочих;
происходит некоторое увеличение оплаты труда и повышение уровня жизни
рабочих. В развитых странах в этот период вводится всеобщее избирательное
право, легализуются профсоюзы и забастовки, вводится государственное
регулирование в сфере труда: ограничивается рабочий день, запрещается
детский труд, проводятся меры по соблюдению охраны труда и т.д. Вместе с
тем значительная часть пролетариата, особенно в малоразвитых странах по- прежнему находится в тяжелом положении.

Вторая промышленная революция и ее социально-экономические последствия.

План:

Вторая промышленная революция: ее сущность, этапы и итоги.

Социально-политические, культурные последствия второй промышленной революции.

1. Вторая промышленная революция - это технологические изменения 70-х – 90-х годов девятнадцатого столетия. Это период, когда был сделан ряд важнейших изобретений, продолжающих развитие тех социально-экономических изменений, которые были начаты первой промышленной революцией. Перечислить все изобретения практически невозможно, но важнейшие из них мы должны знать: в первую очередь это изобретение электричества и строительство в 80-е – 90-е годы первых паровых электростанций. Телефон – это новое средство связи, несколько раньше появился телеграф (как и фотография в 37-м году). В 70-е – 90-е годы были изобретены телефон, радио. Многие из этих изобретений были сделаны одновременно в самых разных странах мира или разными учеными одной страны вне зависимости друг от друга. Третья группа изобретений связана с использованием новых видов топлива: в первую очередь это нефть и газ. Нефть и газ в конце XIX века применяются еще только для освещения, и на рубеже XIX – XX веков появляется бензин, как топливо для двигателей внутреннего сгорания. Следующая группа изобретений как раз связана с появлением первых автомобилей, которые были построены вне зависимости друг от друга Бенцом и Крайслером в Германии, Фордом в Америке. В начале XX века появляется первый русский автомобиль Яковлева и Фризе. В 1896 году на нижегородской ярмарке они представили первый автомобиль, который вызвал больше возмущения, чем восхищения. В начале XX века появляются первые аэропланы, изобретение которых приписывают братьям Райт. С этого момента, т. е. с 70-х – 90-х годов девятнадцатого столетия, технические, а затем и научно-технические изобретения, следуют одно за другим, постоянно меняя не только промышленность, не только производство, но и бытовую жизнь людей. Практически наступает такая лавина, когда казалось, что техника может справиться со всеми проблемами, когда человек жил в постоянно меняющемся темпе и в постоянно меняющемся мире. С тех пор мы так и живем.

Вторая промышленная революция одной из особенностей имела то, о чем уже говорилось выше, - массовый характер изобретательства одновременность, парралельность изобретения одного и того же продукта в различных странах. Это свидетельствовало о том, что уже не отдельные, а многие страны вступили в век промышленной цивилизации.

В большинстве европейских стран первая и вторая промышленные революции сливаются и выступают в качестве единого процесса. Вместе с развитием индустриализации Европа теряет свою гегемонию в развитии техники. На путь индустриализации встали Соединенные Штаты Америки, а также некоторые страны Азии и, в первую очередь, Япония, ставшая на путь модернизации.


Из Европейских стран наиболее быстрыми темпами вторая промышленная революция или индустриализация развивается в Германии, которая в семидесятые годы, наконец, объединяется. В ней вырастает сильное национал-патриотическое движение, и идея национализма становится одной из ведущих идей. По темпам индустриализации Германия в этот период превосходит все остальные европейские страны. Несколько отстает Франция. Это связано с парижской коммуной, первой в мире социалистической революцией и последовавшей за ее поражением франко-прусской войной.

Всплеск национализма, естественно, мы отмечаем во всех странах, не только в Германии, но, например во Франции. Создатель одного из первых автомобилей, Бенц, имел немецкое происхождение, но родился и долгие годы жил во Франции, и он на своей шкуре почувствовал, что такое национализм. В ходе франко-прусской войны его семья была вынуждена уехать назад в Германию, потому что жить во Франции немцам стало невозможно. И свое главное изобретение он сделает уже в Германии.

Вторая промышленная революция охватывает период с 70-х годов XIX века по 60-е годы XX века. Она не однородна, мы будем делить ее на два этапа. Первый этап – этап индустриализации, который продолжается до 30-х годов XX века, приводит к формированию развитых капиталистических обществ, где ведущими социальными группами становятся класс буржуазии и рабочий класс. Второй этап второй промышленной революции – это так называемая научно-техническая революция. Важнейшие изобретения, свидетельствующие о вступлении промышленной революции в новую фазу, были сделаны в 20-е – 30-е годы, но широкое применение в промышленности и быту они нашли в основном после Второй мировой войны, поэтому в нашей литературе нередко можно встретить выделение в качестве второго этапа именно 1945 год, тем более, что в свое время Никита Сергеевич Хрущев на одном из партийных съездов так и заявил: после Второй мировой войны Советский Союз вступает в эпоху научно-технической революции.

К сожалению, даже среди ученых единого мнения по этим классификациям нет. В реальной истории все эти изменения идут сплошным диффузным потоком, и деление на этапы, периоды носит условный характер. Это делается для облегчения учебного процесса и научной работы. В реальной жизни разделить первую промышленную, вторую промышленную, научно-техническую, компьютерную революции крайне сложно. И это является причиной разногласий по этому вопросу. Хотя социальные, политические изменения явно свидетельствуют о наличии таких периодов, таких этапов.

Научно-техническая революция связана, в первую очередь, с автоматизацией и роботизацией производства, в определенной степени с заменой труда человека трудом машины, т.е. с переходом производства на производство машин, создающих машины. Кроме этого научно-техническая революция связана с революционными изменениями в области связи, с открытием и применением телевидения, с передачей видео и звуковой информации на расстояние. Первый телевизор был изобретен в конце 20-х годов инженером Зворыкиным, конечно, американцем. Он сам в своих воспоминаниях напишет: «Россия дала мне широчайшее образование, благодаря которому я в состоянии был работать в науке, а Америка дала мне материальную возможность претворить мои идеи в жизнь». В 36-м году в Америке впервые началась трансляция телепередач, но развитие телевидения уже в массовом масштабе началось в послевоенный период. Собственно заслуга Зворыкина не в создании телевидения, как такового, а в создании электронной трубки, которая могла передавать, воспринимать изображение. Все остальные компоненты телевидения были сделаны другими учеными.

Особенность научно-технической революции заключается в том, что теперь важнейшие изобретения делают не одиночки, а группы ученых различной специализации. С начала двадцатого века во Франции появляются мощные исследовательские лаборатории и научные институты, но в начале века их было немного. С середины 30-х годов начинается массовое создание научно-исследовательских институтов и лабораторий, как отдельными фирмами, так и в качестве государственных учреждений или созданные академиями наук. Это была потребность времени. Специализация ученых в течение XIX века привела к тому, что уже в 20-е – 30-е годы ученые даже близких специальностей перестали понимать друг друга. Каждая частная наука выработала свой незнакомый и непонятный язык для других наук. Эти лаборатории, институты, научные и проблемные группы объединили ученых разных специальностей, интегрировали язык близких и смежных специальностей, а главное дали великолепные результаты.

Широкое применение ракетной техники в годы Второй мировой войны привело к появлению автоматических линий на производстве взамен конвейера, а конвейер связан с именем Тейлора, хотя на практике конвейер использовался еще в античные времена, но это был конвейер другого типа. Тейлор – это инженер, который работал на заводах Форда. В конце Второй мировой войны появляется новый тип энергии – атомная энергия, которая вначале используется в военных целях и только с середины 50-х, начала 60-х годов в мирных целях. В то же время начинает развиваться электроника, хотя первые вычислительные машины были созданы тоже на рубеже 20-х - 30-х годов, но они были ламповыми, очень громоздкими с очень маленькой памятью, и предназначались они в основном для промышленных целей. О развитии компьютеров будет говориться в лекциях по информационной революции. Научно-техническая революция во многом подготовила революцию информационную, а значит и переход промышленной цивилизации в совершенно новую стадию, так называемого постиндустриального или информационного общества, о котором заговорили уже в конце 50-х начале 60-х годов.

Быстрые темпы индустриализации привели к резкой дифференциации стран, ставших на путь промышленной цивилизации, являющихся ее лидерами, и стран, которые к промышленной цивилизации не приступили. Это являлось экономической основой деления колониальных империй. Ведущей колониальной державой XIX века являлась Великобритания. По мере вступления в эпоху промышленной цивилизации других стран начинается передел, в первую очередь экономический, колоний. Особенно активно борьбу за колонии ведут такие страны, как Соединенные Штаты Америки, Германия и Япония. В США решалась эта проблема довольно просто, благодаря проникновению американских промышленных товаров в Центральную и Латинскую Америку и вытеснению, по крайней мере, в экономической сфере оттуда бывших колонизаторов, Испании и Португалии, которые по темпам экономического развития были наиболее слабыми в Европе.

Второй этап второй промышленной революции привел к тому, что значительно выросло количество людей наемного труда. Пик численности рабочего класса в мировой истории, т.е. людей наемного труда занятых в промышленности, приходится на 30-е годы XX столетия (во всех странах, кроме Советского Союза). В это время рабочий класс составлял 30% - 35% трудоспособного населения – значительно больше, чем в концеXIX века, и значительно больше, чем в наше время. В период второй промышленной революции усиливаются кризисные явления, присущие капитализму, как таковому. Первые экономические кризисы появляются еще в 20-е годы XIX века, но они носили, как правило, однонациональный характер. До 50-х годов они затрагивали в основном Великобританию. С конца 50-х годов кризисы распространились сразу на несколько стран. Самым сильным мировым экономическим кризисом начинается XX столетие 1901-1903 годов. Причины экономических кризисов, в общем-то, элементарны. Прирост производства промышленной продукции не находит своего потребителя, благодаря тому, что совокупная стоимость произведенного товара значительно больше, чем покупательная способность населения, т.е. наметился разрыв между ценой товара и стоимостью рабочей силы.

Среди первых крупных предпринимателей были люди, которые прекрасно понимали недопустимость подобного положения. Среди этих людей, в первую очередь, надо назвать Генри Форда. Это был единственный человек, который поставил своей целью создание не просто автомобиля, а создание дешевого автомобиля, такого автомобиля, который был в состоянии на свою зарплату купить любой работник заводов Форда. Но компания Форда жила в условиях жесточайшей конкуренции и должна была считаться с общим уровнем цен. В результате этой идеи Форду удалось добиться только в 30-е годы, опираясь на поддержку талантливого американского президента Франклина Делано Рузвельта. Второй экономический кризис 1900 –1903 годов, а для России 1901 – 1903 годов, показал, что капиталистическое общество вступило в новую стадию своего развития, называемую эпохой империализма.

Теорию империализма разрабатывает в первую очередь английский экономист Гильфердинг, во вторую очередь Роза Люксембург, а в третью Владимир Ильич Ленин, который написал работу в свойственном ему духе очень строгую, очень точную, где все было разложено по пунктам. Чем империализм отличается от классического капитализма? Во-первых, это образование монополий, т.е. создание объединений ряда крупных, средних, мелких предприятий, которые разрабатывают единый промышленный цикл. Например, производство автомобилей: от производства металла, отдельных деталей до выпуска готовых машин; нефтяные компании: от добычи нефти до выпуска готовых продуктов, включая, скажем, искусственные ткани, которые готовятся на основе нефти. Монополии не были едины, они имели различные формы: картели, синдикаты, тресты. Вторым признаком империализма по Ленину является объединение промышленной и банковской верхушки, образование, так называемой финансовой олигархии. В годы второй промышленной революции сильно выросла роль банков. Подавляющее большинство изобретателей новой техники не были людьми состоятельными. Для осуществления их идей им нужны были материальные средства, а финансы находились в руках бывшей феодальной знати в большинстве стран мира, которые не в состоянии были эти финансы должным образом использовать. Посредниками между этими финансами и изобретателями и становятся банки, которые рассматривают проекты изобретений и выдают целенаправленные кредиты под строительство того или иного промышленного предприятия, под научные исследования в той или иной области, естественно, претендуя на прибыль данного предприятия или на прибыль от данного изобретения.

Банки сыграли и еще одну удивительную роль. Благодаря тому, что большинство изобретений второй промышленной революции были сделаны одновременно во многих странах, в конце XIX века судебные иски между учеными и техниками друг к другу стали явлением нормальным и постоянным. Из всех изобретателей больше всего судились такой известный человек, как Томас Эдисон, и Дизель, но в результате судебных тяжб Дизель покончил жизнь самоубийством, так и не сумев доказать свой приоритет в изобретении этих моторов. Для этих судебных тяжб роль банков была колоссальна, т.к. любой судебный процесс стоил дорого, но продажа патента и прав на изобретение обходилась еще дороже. Изобретения и их промышленное освоение приносили колоссальные прибыли, очень редко самим изобретателям, гораздо чаще тем же банкам и владельцам промышленных предприятий, которые использовали эти изобретения. Сочетание изобретательских, инженерных способностей и предпринимательских в одном человеке явлением было крайне редким. Пожалуй, только Форд и Тейлор. Второй признак говорит о том, что в начале XX века, особенно в ходе мирового экономического кризиса, банки стали одновременно и владельцами промышленных предприятий. Создавались своеобразные империи внутри промышленности вначале одной страны, а затем и в международном масштабе. Классический пример: такой банкир, как Морган, скупил на среднем западе Соединенных Штатов ряд нефтяных скважин и стал строить нефтеперерабатывающие заводы, обеспечивая финансирование этого производства своими банками. Прямо противоположный пример – семейство Рокфеллеров. Крупнейшие нефтепромышленники в ходе мирового экономического кризиса скупают целый ряд обанкротившихся банков и становятся одновременно и промышленниками и банкирами, т.е. создавая как бы отдельные, свои собственные государства внутри государства. Естественно, что эта финансовая олигархия начинает рваться и к политической власти. Нередко члены семей этих олигархов претендуют на президентские и парламентские посты, еще чаще они покупают политиков или выдвигают из числа своих служащих, создают массированные лоббистские группы в парламентах стран. Третий признак – заканчивается территориальный раздел мира. Четвертый и пятый связаны с начинающейся борьбой за передел мира, вначале экономического, а затем политического, т.е. Первая мировая война была неизбежностью. Она отвечала экономическим закономерностям развития мира. Естественно, эти экономические процессы приводили к достаточно серьезным социально-политическим изменениям. В ходе второй промышленной революции мы замечаем некоторое торможение процессов, свойственных первой промышленной революции. Процесс урбанизации продолжается, но идет более медленными темпами: к началу XX века в развитых странах 50% населения жило в городах, к нашим дням живет около 75%, т.е. темпы урбанизации явно замедлялись. С другой стороны изменяются и демографические показатели, в первую очередь, такой важнейший показатель, как средняя продолжительность жизни населения. Она вырастает с 45 до 65 лет в середине 60-х годов, несмотря на последствия Второй мировой войны, которые этот показатель резко снизили. В настоящее время средняя продолжительность жизни составляет 75-80 лет, в более развитых странах – 83 года. Наша страна, в этом плане, – феномен, за последние десять лет средняя продолжительность жизни мужчин у нас сократилась на двенадцать лет, и разрыв между средней продолжительностью жизни мужчин и женщин составил 14 лет (за десять лет количество убийств выросло в 30 раз). Демографические показатели и их изменение связаны не только с увеличением продолжительности жизни, но и с замедлением темпов прироста в развитых странах. Начиная с 20-х – 30-х годов, а в большинстве стран уже с начала XX века, падают темпы рождаемости. Большие семьи выходят из моды. Сокращение рождаемости отмечается во всех европейских странах вплоть до сегодняшнего дня, кроме одной развитой страны, начиная с 45-го года, увеличивается рождаемость в Соединенных Штатах Америки. Рост численности жителей США наблюдается не только за счет большого притока иммигрантов, но и за счет резкого увеличения рождаемости.



Бизнес идеи