Функции финансов. Субъекты финансовой системы. Варламова М.А. Финансы, денежное обращение и кредит Понятие, субъекты и объекты финансовой системы

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты функционирования кредитной организации финансовой системы.. 4

1.1 Понятия финансовая система и ее звенья. 4

1.2 Участники финансовой системы.. 6

1.3 Деятельность кредитных организации на финансовом рынке. 9

Глава 2. Анализ функционирования организации на финансовом рынке. 10

2.1 Анализ развития банковского сектора РФ.. 10

2.2 Анализ банковских операции кредитными организациями. 12

Список литературы: 16

Введение

Тема кредитных организаций как части финансовой системы, является актуальной и социально-экономически значима в наше время. Объектом исследования являются кредитные организации, а предметом финансовая система. Целью курсовой является изучить финансовую систему и ее звенья, а также ее участников. Исследовать деятельность кредитных организации на финансовом рынке. Далее проанализировать развитие банковского сектора российской федерации и сделать анализ банковских операции кредитными организациями. Метод исследования является анализ.

Основную часть работы разделил на 2 главы и 5 параграфов. В первой главе курсовой работы дается определение основных понятий темы, их характеристика. Вторая глава носит более практическую направленность, поскольку в ней показывается анализ функционирования кредитных организаций на финансовом рынке.

В основной части работы значительное место отнес современному аспекту рассматриваемой темы. Выявить современные особенности осуществления анализируемых закономерностей, объяснить их причины, попытаться определить тенденции дальнейшего развития.



Использовал материалы разных учебников, журналов. Анализировал и находил информацию на различных сайтах.В заключении курсовой работы суммируются все выводы.

Глава 1. Теоретические аспекты функционирования кредитной организации финансовой системы

Понятия финансовая система и ее звенья

Финансовая система – это исторически сформировавшаяся и закрепленная действующим финансовым законодательством совокупность сфер финансовых отношений, финансовых учреждений и финансовых фондов, форм и методов, обеспечивающих процесс мобилизации и последующего использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях удовлетворения соответствующих потребностей общества в целом.

Звенья финансовой системы – это когда финансы субъектов хозяйствования взаимодействуют с государственными и муниципальными финансами - при уплате организациями налогов и страховых платежей в бюджет и внебюджетные фонды, при получении бюджетных средств некоторыми организациями для финансирования своей деятельности и т.д. Звенья финансовой системы внутри субъектов хозяйствования, между организациями существуют взаимосвязи при осуществлении финансовых операций, к которым относятся, например, уплата штрафов, иных санкций, внесение паевых взносов, инвестирование средств, участие в распределении прибыли, получение дивидендов и т.п. Учитывая, что финансовые отношения - это распределительные отношения, необходимо помнить, что к финансовым отношениям не будут относиться операции по купле-продаже товаров, так как они относятся к стадии обмена.

Государственные и муниципальные финансы как сфера также характеризуются тесным взаимодействием своих структурных звеньев финансовой системы между собой и со сферой финансовой системы субъектов хозяйствования. Возникают различные межбюджетные отношения между уровнями и видами бюджетов, кроме этого бюджеты взаимодействуют с внебюджетными фондами при передаче средств фондам на некоторые целевые расходы, при использовании остатков средств внебюджетных фондов на покупку государственных ценных бумаг и др.

Внебюджетные фонды как часть сферы государственных и муниципальных финансов страны имеют взаимосвязи с финансами субъектов хозяйствования - при уплате организациями и гражданами-предпринимателями страховых взносов, налогов и других платежей и при получении субъектами хозяйствования сумм на определенные виды расходов; с бюджетом - при получении ассигнований на некоторые целевые расходы, а также при использовании средств фондов при наличии активного сальдо для покрытия бюджетного дефицита; с другими внебюджетными фондами - при передаче некоторых средств одним фондом другому.

Звенья финансовой системы оказывает влияние на процессы финансового планирования и контроля в разных в сферах и звеньях финансовой Системы

Участники финансовой системы

Основными участниками финансовой системы являются рынки, финансовые посредники, экономические субъекты с дефицитом финансовых средств, экономические субъекты с избытком финансовых средств.

Взаимосвязь между основными участниками финансовой системы наглядно отображена на рис. 2.1, который представляет собой диаграмму движения финансовых потоков. Средства через разные элементы структуры финансовой системы перетекают от компаний, имеющих излишки финансовых средств (на диаграмме прямоугольник слева), к тем, у кого наблюдается их дефицит.
Так, например, одна семья, члены которой сберегли определенную часть своих текущих доходов с целью их использования в качестве пенсионного обеспечения в будущем, обладает свободными финансовыми средствами, а другая семья, решившая приобрести новый дом, испытывает их недостаток. Фирмы, доходы которых превышают их потребности в финансовых ресурсах, необходимых для реализации инвестиционных проектов, называют субъектами, обладающими избыточными средствами; а фирмы, которым не хватает ресурсов для дальнейших инвестиций, называются субъектами с дефицитом ресурсов.

Банки являются наиболее активными участниками финансовых рынков. Современные финансовые рынки имеют сложную структуру, которая включает денежные рынки, кредитные рынки, рынки ценных бумаг, валютные рынки и др.
На финансовых рынках совершаются сделки с финансовыми инструментами. Под финансовым инструментом понимают любой договор, в результате которого одновременно возникают финансовый актив у одной компании и финансовое обязательство или долевой инструмент - у другой. К финансовым активам относятся денежные средства; права требования по договору денежных средств или другого финансового актива от другой компании, предусмотренные договором права на обмен финансовых инструментов с другой компанией на потенциально выгодных условиях. К финансовым активам относятся также долевые инструменты другой компании и договора, расчет по которым будет произведен собственными долевыми инструментами компании. Долевой инструмент - это любой договор, подтверждающий право на долю активов компании, остающихся после вычета всех ее обязательств, например акции, доли участия в капитале общества с ограниченной ответственностью.
Финансовое обязательство может быть определено как обязанность по договору предоставить денежные средства или иной финансовый актив другой компании или обменять финансовые инструменты с другой компанией на потенциально невыгодных условиях. К финансовым обязательствам относятся также договоры, расчет по которым будет произведен собственными долевыми инструментами компании.
Особую группу финансовых инструментов составляют производные инструменты, которые характеризуются тем, что стоимость их меняется в результате изменения процентной ставки, курса финансового инструмента, цены товара, валютного курса, индекса цен или ставок, кредитного рейтинга или кредитного индекса, другой переменной (иногда называемой базисной); для их приобретения необходимы небольшие первоначальные инвестиции по сравнению с другими контрактами, курс которых аналогичным образом реагирует на изменения рыночной конъюнктуры и расчеты по ним будут проводиться в будущем. Примерами производных инструментов являются фьючерсные контракты, форвардные контракты, опционные контракты, свопы.
У производного инструмента обычно имеется условная сумма, т. е. сумма валюты, количество акций, число единиц веса, объема или других единиц, указанных в контракте. Однако в соответствии с условиями производного инструмента инвестор или лицо, выписавшее производный инструмент, не обязаны инвестировать или, наоборот, получать условную сумму в момент заключения договора. Наоборот, контракт может предусматривать осуществление фиксированной выплаты в результате наступления определенного события в будущем, причем сумма выплаты не зависит от условной суммы.

Объективная необходимость существования финансов объясняется потребностью субъектов хозяйствования (предприятий, организаций, учреждений), а в какой-то части и домашних хозяйств и государства в ресурсах, обеспечивающих их нормальную деятельность. Такая потребность в денежных ресурсах не могла бы быть удовлетворена без финансов. Благодаря финансам в процессе хозяйствования обеспечивается потребность производства в оборотных средствах, в осуществлении инвестиций для расширения основного капитала. Поступающая хозяйствующим субъектам денежная выручка за реализованную продукцию (валовой доход) распределяется таким образом, что удовлетворяются потребности в различных финансовых ресурсах.

В составе потребностей в денежных средствах большое место занимают государственные потребности. Государство выполняет важную роль в регулировании структуры производства, в развитии социально-культурной сферы, в защите окружающей среды, в обеспечении безопасности страны и граждан. Именно благодаря функционированию финансов у государства появляется возможность иметь бюджетные и внебюджетные денежные фонды, за счет которых и удовлетворяются общегосударственные потребности. Но не функционирование государства является причиной, порождающей финансы. Финансы объективно необходимы не потому, что есть государство. Они возникают из-за потребности в общественном развитии и в затратах денежных средств на это развитие. Разумеется, государство своей деятельностью активно влияет на развитие финансовых отношений. Тем не менее оно не создает и не отменяет эти отношения, возникающие и отмирающие тогда, когда для этого имеются объективные предпосылки. Таким образом, общественные условия, объективные экономические процессы служат основой существования финансов, а государство выступает в роли активного участника финансовых отношений и их регулятора.

Ряд экономистов преувеличивает роль государства в возникновении и поддержании финансовых отношений. Идеология главенствующей роли государства в этих отношениях была свойственна административной системе управления. По мере перехода к рыночным отношениям точка зрения на формирование финансовых отношений меняется.

Финансы необходимы на разных уровнях хозяйствования; в низовом звене - предприятиям, организациям, учреждениям и межхозяйственным объединениям, ассоциациям, концернам, а также на государственном уровне управления экономикой. Допустимо утверждать, что потребность в финансах есть и у домашних хозяйств, хотя экономическая наука и практика не всегда рассматривают домашние хозяйства как самостоятельный субъект финансовой системы.

Финансовая система в широком смысле слова представляет собой совокупность финансовых отношений, существующих в рамках данной экономической формации, в узком смысле слова - это система финансовых учреждений, социально-экономическое содержание, функции и структура которых определяются политикой государства, включающая в себя финансовые организации и все структурные подразделения Государственной налоговой службы.

В основу построения финансовой системы положены три основополагающих элемента: 1) функциональное назначение, проявляющееся в том, что каждое звено системы выполняет свои задачи; например, государственный бюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями, населением, обусловленные формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Имущественное и личное страхование - один из методов создания резервных фондов для граждан. Финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов, предназначенных для обеспечения многообразных потребностей первичных звеньев общественного производства, выполнению обязательств перед государственным бюджетом и коммерческими банками; 2) территориальность - каждая область, республика имеют соответствующий аппарат финансовых и страховых органов; 3) единство финансовой системы пре

допределяется единой экономической и политической основой государства. Это обусловливает единую финансовую политику, проводимую государством через центральные финансовые органы, единые цели. Управление всеми звеньями происходит на единых основных законодательных и нормативных актах.

Финансовая система включает в себя общегосударственные, отраслевые и общественные финансовые отношения. В целом финансовая система представлена на рис. 17.3.1.

Рис. 17.3.1. Схема финансовой системы

Поскольку финансы являются носителем распределительных отношений, то это распределение происходит прежде всего между различными субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, выделяются три крупные сферы (не считая домашних хозяйств):

Финансы предприятий, учреждений, организаций, так как они обслуживают основное звено общественного воспроизводства. Им присущи, с одной стороны, черты, характеризующие экономическую природу финансов в целом, а с другой - особенности, обусловленные функционированием финансов в разных сферах общественного производства. Финансы предприятий представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и их использованием на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой и финансирование затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию к материальному стимулированию работающих;

Страхование, значительная часть финансовой системы, связанная с перераспределением денежных средств, поступающих от юридических и физических лиц. Такая деятельность связана с наличием вероятности наступления внезапных, непредвиденных и непреодолимых событий, влекущих за собой нанесение ущерба, который впоследствии «раскладывается» между участниками страхования;

Государственные финансы, представляющие собой денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления.

Каждая из этих сфер состоит из менее крупных звеньев.

Например, в первой сфере выделяют финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах. Источником финансовых ресурсов таких предприятий выступает стоимость реализованной продукции, и они формируются в основном из прибыли, амортизационных отчислений, выручки от реализации выбывшего имущества, устойчивых пассивов, целевых поступлений, продажи акций и других ценных бумаг, кредитов и достаточно редко за счет бюджетных субсидий. Основным направлением использования финансовых ресурсов таких предприятий выступают платежи органам финансово-банковской системы (налоги, проценты, погашение кредитов, страховые платежи), инвестирование в капитальные затраты (реинвестирование), связанное с расширенным воспроизводством, техническим обновлением, инвестирование в ценные бумаги (покупка на финансовом рынке акций, облигаций, государственных ценных бумаг), образование социальных фондов и благотворительность; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, оказывающих услуги социального характера. Основная часть данных предприятий финансируется за счет средств государственного бюджета. В целом же ресурсы некоммерческих предприятий - это денежные средства, мобилизуемые из различных источников на осуществление деятельности. В частности, к таким источникам относят помимо средств из государственного бюджета денежные средства государственных и муниципальных, частных и кооперативных предприятий, населения, уплачиваемые за выполненные работы, поступления от оказания платных услуг, арендная плата за сданное в аренду имущество, добровольные взносы и безвозмездно передаваемые материальные ценности, прочие денежные поступления. Все поступившие средства образуют фонд финансовых ресурсов и используются на заработную плату, возмещение затрат, расчеты с другими учреждениями и банками, создание социальных фондов. Мобилизация и использование финансовых ресурсов на таких предприятиях осуществляется в зависимости от методов ведения хозяйства на основе сметного финансирования и полной самоокупаемости.

Финансы общественных организаций включают денежные отношения между общественными объединениями и их членами, общественными объединениями и предприятиями, внутри общественного объединения по формированию и использованию фондов. Источником финансовых ресурсов выступают собственные средства, полученные за счет взносов членов организаций, поступлений от государства, доходов от деятельности. Все ресурсы используются на общее обслуживание.

Во второй, страховой, сфере можно выделить в качестве звеньев: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.

В сфере государственных финансов в качестве звеньев, соответственно, выделяются: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит. Если рассмотреть финансовую сферу государственных финансов развитых стран Запада, то в ней выделяется 4 звена: государственный бюджет, местные финансы, специальные фонды, финансы государственных корпораций (ФРГ, Англия, Франция, Италия).

Каждое звено финансовой системы в свою очередь можно подразделить на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от форм собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и других. В составе финансов общественных организаций выделяют финансы профсоюзов, политических партий и общественных движений, специальных, целевых и благотворительных фондов. В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования, например имущественное страхование подразделяется на страхование личного имущества, транспортное страхование... В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).

Финансовая система характеризуется не только составом входящих в нее частей но и потоками финансовых ресурсов (финансовыми потоками), связывающими главных агентов финансовых отношений. Такими агентами следует считать государственный бюджет, предприятия и предпринимательские структуры, домашние хозяйства. Кроме того, финансовые потоки связывают этих агентов с кредитной системой и с иностранными государствами в лице их правительств, фирм, фондов, банков. В результате возникает система взаимных финансовых связей и потоков, в упрощенном виде изображенная на рис. 17.3.2.

Рис. 17.3.2. Схема финансовых связей в экономике

Основные субъекты финансовых отношений подразделяются на три груп­пы:

1. Общественно-территориальные образования.

2. Коллективные субъекты.

3. Индивидуальные субъекты.

В группу, объединяющуюобщественно-террито­риальные образования, входят:

¨ Российская Федерация;

¨ субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономная область, автономные ок­руга;

¨ муниципальные образования; административно-территориальные единицы, вхо­дящие в состав муниципального образования;

¨ административно-муниципальные образования особого режима (имеются в виду административ­но-муниципальные образования, на территории которых расположены объекты Минобороны РФ. См. Закон РФ “О закрытом территориально-административном образовании”).

Коллективные субъекты финансовых отношений - это ор­ганизованные, обособленные, самоуправляющиеся группы людей, наделенные правом выступать в отношениях с други­ми субъектами как единое целое.

К коллективным субъектам финансового права относятся:

1. Органы государственной власти

2. Уполномоченные кредитные организации

3. Другие организации и юридические лица

Индивидуальные субъекты финансовых отношений - это физические лица, выступающие как: граждане РФ; иностранные граждане и подданные; лица без гражданства; граждане, осуществляющие предприниматель­скую деятельность без образования юридического лица; должностные лица: сборщики налогов и (или) сборов; нотариусы государственных нотариаль­ных контор, должностные лица органов исполни­тельной власти и учреждений, уполномоченные взимать пошлину за совершение нотариальных действий.

Финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий. Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями задач каждого звена, а также методов формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Во всех финансовых отношениях можно выделить:

¨ общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне (государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит и фонды страхования);

¨ финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне (финансы предприятий различных форм собственности);

¨ финансы населения.

Финансовая система в целом - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.



Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственную бюджетную систему; внебюджетные специальные фонды; государственный кредит; фонды страхования; финансы предприятий различных форм собственности. Первые три блока финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

В настоящее время государственная бюджетная система России включает три звена:

1) республиканский бюджет РФ, или федеральный бюджет;

2) бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований (республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные бюджеты, бюджеты автономных областей, автономных округов и городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга: бюджеты субъектов Федерации);

3) местные бюджеты. Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в федеральный республиканский бюджет.

Внебюджетные специальные фонды имеют строго целевое назначение - расширить социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики. Важнейший - Пенсионный фонд, средства которого формируются за счет страховых взносов работодателей и работающих, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда. Средства Пенсионного фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий, а также пособий на детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. К социальным фондам относятся также Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.

Государственный кредит представляет собой особую форму кредитных отношений между государством и юридич. и физич. лицами, при которых гос-во выступает главным образом в качестве заемщика средств. Политику в отношении гос. внутреннего долга определяет Федеральное Собрание РФ, которое устанавливает его верхний предел при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год.

В условиях административно-командной системы действовала государственная монополия на страховое дело . Государство безвозмездно изымало из страховых фондов крупные средства для покрытия бюджетного дефицита. С переходом к рыночной экономике созданы объективные условия для активного развития страхования. По мере развития рыночных отношений имущественное и личное страхование и страхование ответственности приобретают все большее значение, поскольку степень страхового риска, связанного с возможностью наступления стихийных бедствий, спадов производства, политической нестабильностью, возрастает. Ведущую роль на страховом рынке занимает государственная страховая компания Росгосстрах. Успешно действуют АСКО, Ингосстрах,. "Росно", "Энергогарант", "Макс", "Россия" и др.

Финансы предприятий различных форм собственности (государственные, муниципальные, акционерные, частные, арендные и др.) составляют основу финансов. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий во многом зависит общее финансовое положение страны. В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, при котором расходы предприятия должны покрываться за счет собственных доходов. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль. Предприятия стали свободны от мелочной опеки со стороны государства, но вместе с тем резко повысилась их ответственность за экономические и финансовые результаты работы.

Финансовая политика - это совокупность мероприятий государства в области финансов. Главная задача финансовой политики - обеспечение соответствующими ресурсами реализации государственной программы экономического и социального развития.

Политика предполагает соответствующее правовое обеспечение принимаемых в ней решений. Законодательными правами наделено только государство. Однако можно говорить о фин. политике региона, города и т.д. (местные органы власти), поскольку они обладают определенными законодательными правами.

Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций. Финансовая политика, как и любая политика, сводится к трем основным элементам.

Первый - определение и постановка главных целей и конкретизация перспективных и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей на определенный период жизни общества (что надо сделать? ).

Второй - разработка методов, средств и конкретных форм организации отношений, с помощью которых данные цели достигаются в кротчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом (как это надо сделать? ).

Третий - подбор и расстановка кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение (кто это сделает на практике? ).

В условиях перехода к рыночной экономике роль финансовой политики в общей политике государства повышается. Однако возможности государства по регулированию финансовых отношений в условиях рыночной экономики сокращаются. Например, в нашей стране при командно-административной системе цены и уровень заработной платы устанавливались централизованно, вся кредитная сфера контролировалась государством и т.д. В настоящее время государство может диктовать цены только на узкий круг продукции, а регулирование кредитной сферы осуществляется исключительно на уровне Банка России.

Финансовая политика в зависимости от длительности периода и характера решаемых задач подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия - это долговременный план.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества, отличается гибкостью, динамичностью, и обычно задачи финансовой тактики ограничены годом или несколько большим промежутком времени.

Финансовый рынок – это часть рынка ссудных капита­лов, на котором происходит перераспределение капи­тала между кредиторами и заемщиками в форме эмис­сии и купли-продажи ценных бумаг. Его можно рас­сматривать как совокупность первичного и вторично­го рынков.

Первичный рынок возникает в момент эмиссии ценных бумаг, на нем мобилизуются финансовые ресурсы.

На вторичном рынке происходит неоднок­ратное перераспределение этих ресурсов. В свою оче­редь, вторичный рынок подразделяется на биржевой и внебиржевой (где происходит купля-продажа цен­ных бумаг, которые по разным причинам не котируются на бирже).

На биржевом рынке, представленном спе­циализированными фондовыми биржами, осуществ­ляется купля-продажа акций ведущих компаний.

К индикаторам состояния финансового рынка обычно относят: процентные ставки, денежные агрегаты, валютный курс, фондовые индексы, ставку рефинансирования центрального банка (ЦБ).

Процентные ставки – ставки финансового рынка, под которые ведется кредитование.

Денежные агрегаты – показатели, используемыедля описания состава и структуры денежной массы, поскольку ее компоненты неоднородны по степени ликвидности. Денежные агрегаты в России:

М0 = наличные деньги населения и остатки наличности в кассах предприятий и организаций ;

М1 = М0 + средства на расчётных счетах предприятий и организаций + депозиты населения в Сбербанке до востребования + депозиты населения и предприятий в коммерческих банках . Обычно денежный агрегат М1 включает наличные деньги и трансакционные депозиты, т.е. наиболее высоколиквидные средства для текущих сделок и платежей.

М2 = М1 + срочные депозиты населения в Сбербанке . В РФ агрегат М2 в условиях неразвитого денежного рынка не содержит многих современных его зарубежных инструментов, таких, как взаимные фонды и депозитные счета денежного рынка, соглашения об обратном выкупе.

МЗ = М2 + депозитные сертификаты + облигации госзайма .

Валютный курс – цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран или в международных валютных единицах

Фондовые индексы – средние или средневзвешенные показатели курсов ценных бумаг, как правило акций.

Ставка рефинансирования ЦБ. Рефинансированием банков Банк России обязан заниматься как “кредитор последней инстанции”. Из закона о ЦБ прямо следует, что Центробанк для каждого из возможных видов кредитов пользуется особыми процентными ставками. Базовой для них является общая ставка рефинансирования (используемая и в других целях) - достаточно важный финансовый индикатор и ориентир. Ее величина в динамике отражает существенные тенденции в реальной денежной и кредитной политике государства. При помощи маневрирования учетным процентом ЦБ РФ стремится регулировать объем денежной массы в обращении и темпы инфляционного обесценения денег. Так, понижение официальной учетной ставки приводит к удешевлению и увеличению предложения кредитных ресурсов на рынке. Проведение обратнонаправленной учетной политики ведет к сжатию денежно-кредитной массы, замедлению темпов инфляции.

Финансовую систему можно рассматривать с позиции ее функций или ее институтов. Финансовая система государства - это совокупность денежных отношений, функционирующих в государстве. Такова функциональная точка зрения. С институциональной же точки зрения финансовая система представляет собой совокупность финансовых учреждений (банков, бирж и т. п.).

В экономических отношениях участвуют четыре субъекта:

  • государство;
  • регион;
  • хозяйствующий субъект; гражданин .

У каждого из этих субъектов свои права и обязанности, цели и задачи. Вступая в отношения между собой, эти субъекты участвуют в товарно-денежных отношениях, что приводит к созданию финансовой системы.

Финансовая система Российской Федерации представляет собой четырехблочную систему относительно самостоятельных звеньев, к которым относятся:

  1. общегосударственные финансы ;
  2. территориальные финансы;
  3. финансы хозяйствующих субъектов;
  4. финансы граждан.

Задачей общегосударственных финансов являются концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства и направление их на финансирование общегосударственных нужд. Они формируются за счет налогов , сборов, государственных пошлин, сумм, г слученных от выкупа госпредприятий, доходов от казенных предприятий и хозяйственных субъектов федеральной собственности и т. п. В состав общегосударственных финансов входят:

  1. федеральный бюджет ;
  2. государственное страхование ;
  3. государственное кредитование;
  4. федеральные внебюджетные фонды.

Территориальные финансы выполняют ту же задачу, что и общегосударственные финансы, но применительно к административно-территориальному образованию, находящемуся на самоуправлении. В их состав входят территориальные бюджеты и внебюджетные фонды. Территориальные финансы формируются за счет налогов, сборов, штрафов , местных займов, лотерей и других источников. Основные принципы организации местных финансов установлены Законом РФ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», принятым в сентябре 1997 г. Местные финансы включают средства местного бюджета , муниципальные ценные бумаги , принадлежащие органам местного самоуправления , и другие финансовые средства. Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности. Права собственника в отношении местных финансов осуществляются от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования в соответствии с уставом этого образования.

Главную роль в финансовой системе государства играют финансы хозяйствующего субъекта. Задачей финансов хозяйствующего субъекта является формирование этим субъектом своих денежных фондов и использование их на основе эффективного управления денежными потоками в целях осуществления своей производственно-торговой и финансовой деятельности, получения прибыли , обеспечения финансовой устойчивости. Финансы хозяйствующего субъекта по своей роли в финансовой системе государства выступают как ее ведущее звено.

Основными участниками финансовой системы являются рынки, финансовые посредники, экономические субъекты с дефицитом финансовых средств, экономические субъекты с избытком финансовых средств.

Взаимосвязь между основными участниками финансовой системы наглядно отображена на рис. 2.1, который представляет собой диаграмму движения финансовых потоков. Средства через разные элементы структуры финансовой системы перетекают от компаний, имеющих излишки финансовых средств (на диаграмме прямоугольник слева), к тем, у кого наблюдается их дефицит. Так, например, одна семья, члены которой сберегли определенную часть своих текущих доходов с целью их использования в качестве пенсионного обеспечения в будущем, обладает свободными финансовыми средствами, а другая семья, решившая приобрести новый дом, испытывает их недостаток. Фирмы, доходы которых превышают их потребности в финансовых ресурсах, необходимых для реализации инвестиционных проектов, называют субъектами, обладающими избыточными средствами; а фирмы, которым не хватает ресурсов для дальнейших инвестиций, называются субъектами с дефицитом ресурсов.

Банки являются наиболее активными участниками финансовых рынков. Современные финансовые рынки имеют сложную структуру, которая включает денежные рынки, кредитные рынки, рынки ценных бумаг, валютные рынки и др. На финансовых рынках совершаются сделки с финансовыми инструментами. Под финансовым инструментом понимают любой договор, в результате которого одновременно возникают финансовый актив у одной компании и финансовое обязательство или долевой инструмент - у другой. К финансовым активам относятся денежные средства; права требования по договору денежных средств или другого финансового актива от другой компании, предусмотренные договором права на обмен финансовых инструментов с другой компанией на потенциально выгодных условиях. К финансовым активам относятся также долевые инструменты другой компании и договора, расчет по которым будет произведен собственными долевыми инструментами компании. Долевой инструмент - это любой договор, подтверждающий право на долю активов компании, остающихся после вычета всех ее обязательств, например акции, доли участия в капитале общества с ограниченной ответственностью. Финансовое обязательство может быть определено как обязанность по договору предоставить денежные средства или иной финансовый актив другой компании или обменять финансовые инструменты с другой компанией на потенциально невыгодных условиях. К финансовым обязательствам относятся также договоры, расчет по которым будет произведен собственными долевыми инструментами компании. Особую группу финансовых инструментов составляют производные инструменты, которые характеризуются тем, что стоимость их меняется в результате изменения процентной ставки, курса финансового инструмента, цены товара, валютного курса, индекса цен или ставок, кредитного рейтинга или кредитного индекса, другой переменной (иногда называемой базисной); для их приобретения необходимы небольшие первоначальные инвестиции по сравнению с другими контрактами, курс которых аналогичным образом реагирует на изменения рыночной конъюнктуры и расчеты по ним будут проводиться в будущем. Примерами производных инструментов являются фьючерсные контракты, форвардные контракты, опционные контракты, свопы. У производного инструмента обычно имеется условная сумма, т. е. сумма валюты, количество акций, число единиц веса, объема или других единиц, указанных в контракте. Однако в соответствии с условиями производного инструмента инвестор или лицо, выписавшее производный инструмент, не обязаны инвестировать или, наоборот, получать условную сумму в момент заключения договора. Наоборот, контракт может предусматривать осуществление фиксированной выплаты в результате наступления определенного события в будущем, причем сумма выплаты не зависит от условной суммы. 1



Полезные инструменты