Заработать на доставке еды. Как все устроено: Доставщик роллов и пиццы о своей работе и безразличии горожан. Необычные форматы - отстройка от конкурентов

» Алексей Гисак написал для сайт колонку, в которой обобщил свой опыт организации доставки еды. Автор убеждён, что при неотлаженной работе доставка может полностью погубить торговую точку.

Когда вы открываете точку на фудкорте, стрит-ритейл или даже небольшой павильон в центральном парке города, вам скорее всего захочется в какой-то момент дозагрузить эту точку доставкой. Или в принципе сделать доставку. И акцентировать внимание на ней.

Действительно, доставка - это значительная часть бизнеса быстрого питания, которая выглядит очень привлекательной. У нее небольшие капитальные вложения, ее проще тиражировать и это тиражирование кажется проще, нежели строительство сети отдельно стоящих кафе. Да, доставка - история вполне перспективная, но, чтобы на ней заработать, нужно делать несколько ключевых вещей правильно.

Во-первых, мы всем своим франчайзи, открывшим новые точки, первые четыре-шесть месяцев не даем возможность делать доставку. Многим кажется, что им не хватает оборота и именно доставка может с этой задачей справиться. В каком-то смысле да, но только когда процессы на точке хорошо отлажены, нет никакого хаоса и бардака, скорость обслуживания высокая, работа команды слаженная, все плановые пики прогнозируемы, и команда к ним подготовлена. На самом деле, доставка при неналаженной работе может полностью погубить точку и отторгнуть аудиторию.

Когда у нас была открыта первая фабрика-кухня на «Семеновской» и там случились временные неполадки, мы перенесли доставку в ТЦ «Метрополис», тем самым полностью запоров ее. Удивительно, что люди хотят есть в одно и то же время. Следовательно, пик доставки и работы на точке пришелся на одно и то же время.

У людей рос негатив - когда стоишь в очереди, можешь визуально спланировать, когда будет готов заказ. Но если в эту очередь еще вклиниваются онлайн-заказы, тебя как гостя это начинает бесить. А заказавшего в интернете бесит, что ты везешь долго, хотя находишься рядом. Через месяц мучений мы вернули доставку на фабрику.

Доставка - не панацея. Доставка не спасет вас, если работа на точке близка к хаосу. Доставка работает в фастфуде, если вы хорошо выбираете весь дневной трафик, сотрудники с ним эффективно справляются, и вы можете спокойно обрабатывать в то же самое пиковое время дополнительное количество заказов. Вы не сможете приучить клиентов заказывать обед позже, даже если у вас будет миллион дополнительных скидок и предложений.

Помнится, мы делали много акций на тему «заказывайте после 16», все дешевле и так далее. Но это давало очень слабый отклик, и я сделал один простой вывод - люди хотят есть, ровно, когда они хотят. Ради скидки даже в 100 рублей человек не станет терпеть голод (если, конечно, он не ультражадина).

Доставка еды и доставка товаров в онлайн-магазине - это две огромные разницы. В случае заказа телефона вам не принципиально, приедет ли он сегодня, завтра или даже послезавтра и что доставка будет стоить еще 400 рублей. Еду же вы закатываете в тот момент, когда уже голодны, следовательно, ждать готовы максимум час. После этого вы уже сами не рады, что заказали, начинаете оставлять гневные комментарии в социальных сетях, звонить по телефону и выяснять статус заказа.

И стоит ли говорить, что за доставку на 800 рублей вы вряд ли готовы заплатить еще 400 сверху. Отсюда все сложности - нужно открутить весь полный цикл приема заказа, его приготовления, сборки и доставки максимум за 60 минут и еще уложить стоимость курьерских услуг внутрь стоимости заказа. Клиенту нужно, чтобы все было максимально быстро, стоимость обязательного заказа была минимальна, а сама доставка была бесплатной.

Отдельно хочу отметить, что далеко не все фастфудные позиции могут «жить» в доставке. Поэтому вам обязательно нужно сделать стресс-тест продукта: упаковать, оставить на максимально возможный срок (например, два часа), после открыть и посмотреть, что произошло с продуктом, упаковкой, насколько он остался презентабельным и съедобным. И уже исходя из теста вы начинаете корректировать продукт, чтобы он максимально сохранял товарный вид и вкусовые качества в доставке.

Например, мы проводили много тестов, в результате которых нам приходилось менять лапшу - потому что определенная лапша за два часа разбухает от образовавшейся внутри коробки влаги и впитывает весь соус - на выходе гость получает размокшую кашу из лапши, которая при этом еще и с сухой начинкой. Или коробки, которые, находясь в термопакете, начинают тускнеть и отдавать краску. Срок у доставки, даже если вы спланируете процесс, в определенные моменты может вырасти в три-четыре раза. Вот тут-то и нужно понимание этого стрессового состояния продукта.


Вообще, наша история с доставкой имела спиралевидное развитие. Сразу оговорюсь, несколько вещей мы делали, на мой текущий взгляд, категорически неправильно, но они сыграли нам в плюс. Наша доставка началась из одной фабрики, которая была расположена рядом с метро, и на первые несколько лет именно эти факторы определили логику её развития.

Мы поняли, что будем доставлять исключительно на метро. И исключительно с фабрики. Это была ошибка номер один, с которой мы жили очень много лет. Сейчас я верю исключительно в децентрализованную доставку с узким радиусом - только такая модель может обеспечить экономическую выгоду процесса и гарантировать время доставки.

В тот момент, когда вы обладаете уникальным продуктом на рынке, люди будут готовы вас ждать и час, и три, но как только у вас появятся конкуренты, которые начнут доставлять его быстрее и только по району, то многие, пусть даже у ваших конкурентов будет чуть хуже качество и сервис, будут выбирать ближайшую быструю доставку. Потому что в доставке еды рулит именно скорость, и клиенты иногда готовы поступиться даже качеством ради нее.

Например, в моем доме есть доставка суши, которые мне не очень нравятся. Но иногда, возвращаясь с работы, когда я устал и хочу есть, я понимаю, что ждать лень и по дороге заказываю суши, а через 10 минут спускаюсь и забираю их. Да, может быть эти суши существенно проще и менее интересные, но я их гарантированно забираю ровно через 10 минут. Скорость и голод - выбирать не приходится.

Ошибка номер два заключалась в том, что мы послушали нашего отважного директора по доставке, который сказал, что готов возить по всей Москве, а на наше беспокойство ответил только - не боись, ребята, прорвемся. Мы сразу задекларировали зону до МКАД и дальше отступать уже было некуда. Разумеется, мы сразу собрали огромное количество всех возможных косяков и накладок в такой большой зоне - опаздывали, терялись и так далее.

Если делаете доставку - зону стоит увеличивать плавно и прогнозируемо, чтобы вы четко понимали, что укладываетесь в обещанные лимиты по времени. Но большой плюс этого шага заключался в том, что замахнувшись на всю территорию Москвы и запустив рекламу в социальных сетях, мы стали узнаваемы во всем городе. И небольшая сеть из пяти лапшичных, но делающая доставку по всему городу, автоматически прокачивала свою известность и свои точки. Доставка выполняла для нас в том числе и маркетинговую функцию.

В принципе, служба доставки работает на нескольких ключевых моментах - обязательно локально, в жестко привязанном радиусе, децентрализованная и лучше из точек или небольших помещений-сателлитов в каждом из районов, которые работают именно на этот район.

Доставка по времени и с учетом пиков - жесткий регламентированный процесс, на каждую фазу которого отведен четкий лимит времени - только тогда вы можете уложить доставку в срок.

Чтобы не быть совсем голословным, наша модель действительно кардинально изменилась с 2010 года - тогда мы могли везти где час, где три часа, курьеры сложно управлялись и это все работало в режиме ручного хаоса. Оборот у доставки был около 15 млн рублей, но при этом почти не было прибыли из-за большого количества курьеров и кучи внутренних проблем.

Но придя к локальной доставке с точки, должному количеству курьеров, которые с одной стороны не увеличат ваш ФОТ, а с другой - не оставят готовый заказ на прилавке на полчаса, потому что сейчас нет курьера. Мы пусть и возвращаем упущенные обороты (в какой-то момент, поняв, что много делаем, но мало получаем, мы на пару лет забили на раскрутку доставки и она жила сама по себе), но рентабельность доставки сейчас стремится к ~25%, что становится явно экономически интереснее.

Покупки онлайн становятся все более популярной и востребованной практикой в нашей стране. Причин тому несколько. Во-первых, нехватка времени. Гулять по магазинам в поисках нужной вещи - довольно утомительное и зачастую длительное занятие. В то время как в Интернете покупка совершается за считанные минуты.

Во-вторых, больше возможностей выбора. Если в реале предложение ограничивается имеющимися в конкретном городе магазинами, то в виртуальном пространстве можно приобрести товары со всего света. В-третьих, банальная лень или нежелание куда-то идти, если нужную вещь могут принести прямо к порогу двери. Наиболее популярными товарами для заказа через Интернет являются одежда и обувь, электроника, бытовая техника и другие вещи длительного пользования.

Если же речь заходит о продуктах питания, то мы, не раздумывая, отправляемся в супермаркет или на рынок. Хочешь-не хочешь, а если в холодильнике пусто - идти придется. Но если бы имелась возможность, многие граждане не отказались бы заказывать по Интернету и эти товары. Потребность в такой услуге существует, особенно у занятых людей. Так почему бы не начать бизнес на доставке продуктов на дом? Некоторые предприниматели уже взяли в оборот эту идею, но ниша все еще свободна.

Способы организации продуктовой доставки: какой выбрать?

Существует несколько вариантов оказания этой услуги. Первый - открыть собственный интернет-магазин с определенным ассортиментом продуктов. Однако затея эта требует больших финансовых вложений и достаточно сложна для реализации. Нужно продумывать транспортную логистику, организовывать склад, где будут храниться тысячи позиций (если ассортимент мал, конкурировать с обычными супермаркетами будет трудно), создавать единую ИТ-платформу.

Второй способ реализовать данный бизнес - магазин продуктов онлайн на базе уже существующей, реальной торговой сети. Этот способ гораздо проще и удобнее, так как дополнительно понадобится лишь транспорт и курьер, а продукцией будет снабжать "материнская" компания. Но подойдет вариант тем предпринимателям, у кого уже имеется такой бизнес в реале.

Третий - организовать доставку продуктов из существующих в вашем городе магазинов, зарабатывая именно на курьерских услугах. Этот способ наиболее интересный, наименее затратный по финансовым вложениям и достаточно привлекательный в плане прибыльности, если правильно подойти к реализации. При этом здесь имеются свободные ниши в бизнесе. В России данная услуга еще не столь популярна, хотя в некоторых регионах уже стала довольно востребованной.

Схема реализации доставки продуктов и необходимые атрибуты для старта

Основной рабочей площадкой бизнеса по доставке будет интернет-ресурс. Он должен быть максимально удобным и понятным всем категориям населения. Именно здесь будет происходить оформление заказа. Суть работы такова:

  1. Покупатели заходят на ваш сайт, заполняют форму заказа продуктов и анкету, в которой указывают имя и контактный телефон. Кроме самого списка, выбираются магазины, в которых следует закупать продукты, и конкретные пожелания к товару. Например, марка, сорт, жирность и т. п.
  2. Оператор получает заказ и связывается с покупателем для его подтверждения. Если имеются какие-то уточнения, они вносятся в форму со слов заказчика.
  3. Затем список с подробными указаниями передается курьеру. Он совершает закупку, соблюдая все требования и пожелания, и доставляет заказ покупателю.
  4. Оплата совершается либо наличными курьеру, либо через сайт безналичной оплатой.

Такой бизнес на доставке продуктов на дом является по своему уникальным, но востребованным. Услуга будет интересна и молодежи, и пожилым людям. А чтобы сервис был действительно удобным и качественным, нужно продумать все основные нюансы. Так, на сайте должна иметься подробная инструкция по формированию заказа, информация о правилах предоставления услуги, ее стоимости.

При звонке покупателю оператор должен предупредить, что если в списке не указаны пожелания к товару, например, жирность сметаны, то покупка будет совершена на усмотрение курьера. Поэтому в интересах самого покупателя заполнить форму максимально подробно (при разработке сайта уделите полю покупок особое внимание).

Особенности заказа продуктов: оплата и другие нюансы

Заранее необходимо продумать, как будет осуществляться оплата услуг доставки. Будет ли это фиксированная цена или процент от суммы покупки? В обоих случаях есть свои плюсы и минусы, поэтому выбирайте тот, который вам удобнее/выгоднее. Можно предлагать особо нетерпеливым покупателям экспресс-доставку, когда закупка продуктов будет происходить в максимально сжатые сроки, но по более высокой цене.

Также стоит предложить заказчикам возможность указывать пожелания к конкретному времени доставки. Например, сделать заказ утром с учетом того, что курьер привезет его в 7 часов вечера. Клиентам, находящимся на работе, будет удобно делать покупки и получать их по приходу домой.

Кроме того, некоторым покупателям будут интересны специфические услуги, например, доставка деревенских продуктов на дом. Ее можно предложить в качестве дополнительной, если у вас есть возможность наладить сотрудничество с фермерами-производителями. Однако этот вариант подойдет как сезонный.

Что нужно для организации службы доставки?

Мы разобрались с тем, как должен оформляться заказ и осуществляться доставка продуктов на дом. Бизнес-план должен включать подробную информацию обо всех необходимых для начала деятельности атрибутах. Давайте поговорим о том, что нужно для старта.

Сайт компании

Он должен быть удобным, понятным, функциональным. Если клиенты будут путаться в том, как сделать заказ, что нужно заполнить, где узнать о цене и прочих условиях, то они попросту откажутся от оформления заявки.

Персонал

Это диспетчер, который будет принимать и обрабатывать заказы, передавать их курьерам и осуществлять всестороннюю поддержку клиентов по телефону. Он может работать как в офисе (тогда придется арендовать помещение и оборудовать его рабочим местом), так и удаленно. Главное, чтобы во время рабочего дня он постоянно был на связи и следил за поступлением заказов.

Самые главные сотрудники - курьеры. Их число зависит от частоты и количества заказов. Минимум - два человека. Лучше всего нанимать людей с личным автомобилем и просто оплачивать им бензин. Это существенно сократит необходимые инвестиции.

Транспорт

Как было сказано выше, наиболее удобный вариант - нанимать сотрудников с личным автотранспортом. В противном случае его придется покупать, а это существенные затраты. Единственное, что желательно сделать - приобрести один фургон, оборудованный термокузовом, на котором будет осуществляться доставка специфических заказов (например, очень объемных или требующих поддержания определенной температуры).

В общем-то, на этом все. Для того чтобы организовать бизнес на доставке продуктов на дом (не путать с продуктовым интернет-магазином), ничего больше не нужно. Самое главное - грамотно организовать работу диспетчера и курьеров. Хорошо, если сотрудники будут отчитываться о состоянии заказа (закупка/доставка) координатору, чтобы он мог контролировать ход его исполнения и при необходимости сообщать заказчику.

Вместе с заказанными покупками курьер обязательно должен вручить заказчику чек - непосредственно в руки, а не просто в пакете с продуктами. Это позволит избежать возможных недоразумений и жалоб. Также необходимо организовать обратную связь от клиентов, чтобы знать, какие моменты следует доработать/исправить.

Оформление деятельности по доставке продуктов

Компанию можно зарегистрировать как ООО или ИП. Нужно лишь иметь разрешение на осуществление предпринимательской деятельности, связанной с курьерскими услугами. Так как сами вы ничего не будете производить или продавать, то сложностей здесь не возникнет. Ваша работа - услуги по доставке. В этом огромный плюс по сравнению с другими видами бизнеса, когда компания сама арендует склад, закупает и перепродает продуктовые товары.

Заключение

Вести бизнес на доставке продуктов на дом в наше время весьма выгодно. У людей сейчас не так много свободного времени, которое зачастую стоит дорого. Поэтому многие из них готовы платить, чтобы покупку и доставку продуктов делал за них кто-то другой. Для начинающего предпринимателя это - возможность начать собственное дело с минимальными финансовыми вложениями и перспективами хорошего заработка.

Давайте перейдем к сути. Но эту тему я смогу придумать сложив несколько важных факторов. Первым важнейшим фактором создания этой темы была очень интересная к размышлению информация, которой я в то время не придал значения.

Моя знакомая работает в отделе подарков и подарочной упаковки в одном из крупнейших торговых комплексов в нашем городе. Я сам там периодически был покупателем. При одном таком посещении магазина я стал свидетелем того,как один из покупателей выбирает весьма габаритный подарок (плюшевого медведя,ростом 120 см) и спрашивает касательно возможности доставки этого медведя в определенное время и место.

Я разумеется зна, что это всего лишь островок, а не крупный сетевой магазин, поэтому и доставки у них никакой быть не может. Но потом услышал, как моя знакомая девушка, работающая в этом магазине назначает цену доставки в 800 рублей и покупатель без проблем соглашается. После этого я конечно поинтересовался, с каких пор у них есть доставка. На что получил пояснение - Доставки у магазина конечно нет. Но доставит покупку ее муж, так и он подзаработает, и она не упустит возможность положить деньги в кассу. На этом разговор тогда и закончился. Никаких мыслей к размышлению тогда это к сожалению не вызвало.

Спустя несколько месяцев, когда я уже сформировал план действий в голове, я снова переговорил с ней уже с целью понять некоторую статистику такой подработки. Оказалась следующая картина: при том что у магазина нигде нет ни 1 слова про возможность доставки, ее муж в среднем делает 3 доставки с ценником от 500 рублей (при совсем небольшой удаленности) до 1000 рублей (если в отдаленном районе города) в неделю. И так можно сказать стабильно за то время, что она там работает,а это уже 1.5 года. Сразу сказала - не каждую неделю бывает. Но если брать месяц, то в 3 из 4 недель есть заявки на доставку.

Сложив 2+2 можно получить интересный вывод. Но можете поверить у меня все было далеко не так быстро. Тема складывалась в голове месяцы, прежде чем я начал ее воплощать.

Что мы по факту имеем?

Готовый,функционирующий бизнес,приносящий прибыль и клиентов.

Что мы можем предложить?

Увеличить прибыль или как минимум не упускать возможность получить эту прибыль!

Предложить реальную выгоду для обоих сторон! Согласитесь очень редко можно увидеть такой взаимовыгодный симбиоз.

Клиенты.

Кто наши клиенты? Каждый магазин? Кафе? Ресторан?

Давайте начнем с того, что уберем все лишнее. Когда я еще формировал эту тему у меня и в мыслях не было работать с ресторанами или кафе или с любыми магазинами. И этому есть простая причина - уже есть сервисы работающие с доставкой еды, и чтобы им составить конкуренцию нужно иметь серьезную финансовую базу. Плюс еще сложность в организации работы и это не говоря о том, чтобы еще хоть как то заинтересовать их, ведь это уже совсем другой уровень бизнеса и, учитывая все это, нам там делать нечего. И мне это было понятно с самого начала. Поэтому нет,н аши клиенты это узкое направление, а далеко не каждый вид бизнеса.

Возможно вы сможете найти еще много направлений для бизнеса с которыми реально будет поработать. Я напишу только свой опыт и то, что я понял за все время работы по теме. В первую очередь самый важный вопрос, который я задал в свое время самому себе -

Кому мы нужны?

Мы нужны малому бизнесу!

Примеры:

Человек открыл магазин, у него есть поток клиентов. Есть у него прибыль. И в принципе под его бизнес можно было бы организовать доставку. Но человек этого не делает. И не нужно думать, что это нелогично. Это наоборот понятно. Человек понимает, что это даст ему плюс к прибыли, обороту и привлечет новых клиентов, но на данном этапе ему это невыгодно. Если бы была сеть из нескольких магазинов, чтобы собирать заявки и доставлять, то другое дело. Но пока это один или даже пара магазинов, которые в этом не нуждаются. Не нуждаются именно в том, чтобы человек вкладывал дополнительные деньги в создание такой услуги для своего магазина и контролировал все это. Но между тем есть такие ниши, где добавление такой услуги однозначно даст большие плюсы или даже преимущество перед конкурентами.

С нашей стороны мы даем человеку возможность получить дополнительных клиентов, получить дополнительную прибыль или как минимум не упускать прибыль, не заниматься сложными организационными вопросами, получить клиентов совсем из других районов города, получить постоянных клиентов, увеличить обороты товара, и все это не вкладывая денег!

Как вы думаете будет ли это кому то не интересно?

Чтобы сказал хозяин магазина, где работает моя знакомая, если бы она позвонила и спросила - У нас хотят купить товар, но человеку нужна доставка. Можно я на доставку привлеку своего мужа?

Ну вот вы как думаете. Вопрос состоит в том,что хозяин магазина получает + к прибыли и ничего не теряет. Интересно ему чтобы в кассе было больше денег или нет?

Это вопрос который не требует ответа, ведь и так очевидно. Но не стоит думать, что все так просто. Можно зарабатывать очень хорошие деньги, но нюансы есть везде,как я уже писал. И нужно четко понимать как и с кем мы можем работать.

Сейчас я могу предложить 3 сферы и рекомендацию как их можно подбирать для работы.

Опять пойдем по порядку:

Подарки

Сюда можно сразу приписать несколько общих направлений.

Отделы с подарками и упаковкой

Магазины мягких игрушек

Магазины габаритных подарков/игрушек

Шарики

Давайте на этом примере мы усвоим еще одну важную вещь:

Нам подходят те сферы бизнеса, где человек заходит в магазин и вроде бы хочет купить, но было бы очень удобно если бы покупку доставили либо в определенное время, либо на определенный адрес.

Ситуаций может быть очень много!

Человек хочет купить подарок и чтобы о нем пока никто не знал. Ведь если он купит огромного плюшевого медведя, то спрятать его в квартире будет сложно.

Человеку просто неудобно, или вовсе нет возможности транспортировать свою покупку до дома. Может именно этот медведь понравился человеку, но ему ехать на общественном транспорте еще 40 минут до дома, и как вы думаете, какой выбор он в итоге сделает?

Товар может быть просто неудобен для самостоятельной транспортировки, и высока вероятность повреждения.

Из моего опыта - Человек заплатил за доставку 20 шариков наполненных гелием. Шарики были конечно непростые и далеко недешевые. Человек только за доставку заплатил 1200 рублей. Хотя без меня никакие шарики они бы не продали. Клиенту не было смысла покупать шарики и заниматься этим самому. Он мог бы обратиться к тем, кто привозит балон и на месте надувает. Но человеку понравились именно те шарики, и в итоге магазин не упустил клиента, а я и мой человек заработали.

Человек вовсе увидел то, что ему понравилось, и он хочет купить, но сейчас едет совсем по другим делам и ему нужна либо доставка, либо он просто не будет покупать.

Человеку просто удобно пользоваться доставкой и только за счет нее он является клиентом магазина.

Все это тоже запомните. Важно поминить при размышлениях о том,г де мы еще можем быть полезны.

Товары для животных/Зоомагазины

Казалось бы не самый очевидный вариант. Но для меня он стал очевидным практически мгновенно. Это сейчас одна из самых сильно-развивающихся сфер. Сетевые магазины, можете поверить, не забывают о такой важной вещи как доставка. Они покупают машины, набирают людей и они работают круглые сутки. Заказов огромное количество, и я об этом не по наслышке говорю. Но не забываем на кого мы смотрим в первую очередь при подборе клиентов. Сетевые магазины в нас не будут нуждаться. Но я сразу вам об этом и писал.

Это отличный пример симбиоза, который мы можем создать с только что открывшимся зоомагазином, которые не имеет большой сети и которому наши услуги будут интересны.

Охватить другие районы!

Использовать сайт на 100%! Продавая товары магазина людям по всему городу, а не только одному небольшому квадрату! Здесь практически все тоже самое что и в случае с подарками.

Люди часто покупают сразу корм сразу большими мешками. И они реально тяжелые. Поэтому многие только из этих сображений берут доставкой.

Покупают различные стенки для котов, которые тоже очень не удобно транспортировать.

Просто собирают самые различные заказы через интернет. И одежду для собак и корм и витамины и........

Еще большой плюс, что таким образом, мы даем человеку возможность составлять реальную конкуренцию по всему городу. Возможно у него в магазине цены ниже, чем в магазинах у других районах, и он мог бы просто получать новых клиентов и зарабатывать больше денег.

Многим здесь также принципиальна доставка. Я лично знал много людей, которые именно заказывают доставкой, а не носят мешки с магазинов сами.

Об этой сфере вам нужно знать только одно - л юди очень любят своих питомцев и тратят на них очень большие деньги. Бывает в одном заказе на 20 000 рублей и больше. Думаю вы и сами знаете таких людей и за примером далеко ходить не нужно.

Цветы

Вроде бы очевидная сфера. И одна из самых стабильных на моем опыте. Опять же забываем про сети. Они уже давно имеют свои доставки и понимают, что это серьезная часть их прибыли. Но сколько отдельных магазинчиков, которые буквально везде? Сейчас, на мой взгляд, нет ничего более распространенного, чем цветочные магазины, на втором месте идут зоомагазины, на третьем разливное пиво. Если не считать обычных продуктовых.

С пивом я не работал - просто как мнение. Здесь тоже все понятно и доступно.

Проблема при транспортировке цветов. Человек может просто сломать их пока везет домой.

Необходимость доставки в определенное время/адрес. Часто заказывают в компании для подарков сотрудницам. И заказывают в обычных цветочных магазинах!

Берут доставку, чтобы доставили другому человеку. Например молодой человек оплачивает и хочет, чтобы доставили сразу девушке на работу или домой.

Здесь тоже все понятно. И тут на самом деле по опыту проще всего. Эти сферы были выбраны не просто так. Я перед этим приличное время провел общаясь с людьми, продавцами этих магазинов. У них всех была одна очень важная черта - нигде не было указано о возможности доставки. Но везде был интерес от покупателей к этой услуге. И это при том, что человеку даже никак не давали понять, что такая услуга возможна. Тогда можно понять сколько людей просто не стали ничего покупать. Как мы знаем, не все даже могут спросить об этом. Им нужно чтобы было понятно и без слов. По другому человек уже в своей голове проведет внутренний диалог и все для себя решит:

"Да букет красивый,но пока довезу он сто раз сломается. Была бы доставка, но это небольшой магазинчик у них конечно доставки нет."

Минус клиент.

И сколько таких клиентов проходит мимо. И сколько таких клиентов, о которых продавцы даже сами не знают. Они могут сказать о людях, которым хватало оптимизма задать этот вопрос. Но сколько еще людей уходило просто проведя внутренний диалог, который я показал выше? Я думаю несравнимо больше. Подумайте сколько дней рождений, сколько юбилеев, сколько различных праздников у самых разных компаний и т.д

Это огромный рынок и что-что, но эта сфера просто отлично подходит нам для работы. Здесь есть все условия для того,чтобы построить взаимовыгодную работу и добиться определенной стабильности.

Как подбирать другие сферы?

Прочитав все, что я написал выше, вы уже должны были сделать определенные выводы. Все на деле просто до невозможности. Определите сфру бизнеса, которая теряет потенциальных клиентов от отсутствия доставки. Либо подумайте, какая еще сфера может получить новых клиентов, если добавит эту услугу. Покупая какой товар, человек очень часто хочет, чтобы была возможность заказать с доставкой. В каких сферах человек может отказываться от покупки из-за отсутствия доставки, и как следствие множества неудобств для покупателя. Посмотрите вниманительно на сферы выше и подумайте, какие проблемы покупателя или его желания решает добавление такой услуги. Просто подумав над этими вопросами, вы сможете задать себе правильный курс. Я сейчас могу вам предоставить только свой опыт. Мне и этих сфер для работы больше, чем достаточно.

В дополнение.

Могу указать на еще одну очень интересную сферу.

Это - Аптеки.

Здесь есть все условия для нашей работы. Очень много пожилых людей, которым сложно проделывать путь до аптеки. Многие даже заказывают такси туда и обратно, но конечно далеко не все. Я все это к тому, что людям тяжело и уже сейчас есть сети аптек предлагающие доставку на дом при заказе от определенной суммы.

А люди как правило и закупаються в аптеках раз в 2-4 недели. Поэтому и суммы у них уходят приличные. При этом если посмотреть, то всего процентов 60-70 аптек предлагают услугу доставки. Получается у нас есть возможности. Тут принцип работы будет отличаться от магазинов. Больше нюансов. Все нужно будет делать официально. Но зато мы имеем постоянных клиентов с очень хорошим оборотом и постоянной клиентурой.

Получение клиентов

Мы уже видим кто наши клиенты и мы понимаем, чем мы можем им помочь.

Тут и так понятно. Но давайте и тут остановимся чуть подробнее.

1) Подобрать тех, кому мы можем быть интересны.

2) Получить контакты.(чаще всего от продавца)

3) Рассказать о своем предложении.

А предлагаем мы не упускать потенциальных клиентов и получать дополнительную прибыль и оборот. И самое главное - БЕЗ ВЛОЖЕНИЙ СО СТОРОНЫ ВЛАДЕЛЬЦА БИЗНЕСА. Наше предложение простое и понятное. Сложности донести его до клиента нет. Здесь для клиента нет минусов, одни плюсы.

4) Искать новых и новых потенциальных клиентов и предлагать свои услуги.

Оплата наших услуг

Есть 2 основных вариант.

1. Фиксированная оплата.

Человек приобретает товар и отдельно платит за доставку. Стоимость здесь зависит от удаленности от места, мы получаем товар, доставляем в пределах города - если хотите можете на себя брать и не только город. Стоимость при небольшой удаленности от 500 до 700 рублей. В зависимости ее от объема груза. Ведь его нужно будет и погрузить и разгрузить. Стоимость при более значительной удаленности 800-1500 рублей. Тоже в зависимости от объема груза и удаленности.

2. Оплата от самого магазина за счет минимального заказа.

Это тоже вариант, на который магазины готовы пойти. Все мы видели на многих сайтах пишут - доставка от 3000 рублей бесплатно! Либо доставка только от 3000 рублей. Нужно понимать, что магазину это интересно. Даже если они с этой доставки в итоге будут в нулях. Это создает оборот товара. Однако чаще всего они не будут в нулях. Поэтому изначально они ставят минимальный заказ, на который идет бесплатная доставка. Это сумма, с которой они и свое получат, и будет возможным заплатить нам.

Проще всего сразу закидывать эти 2 удочки при общении с клиентом. Объяснить, что он может указать от какой суммы он будет готов предоставлять бесплатную доставку(мы деньги получать будет от клиента). И также указать, что просто доставка будет стоить столько то. Уже его клиенты либо будут покупать на указанную сумму и получать бесплатную доставку, либо оплачивать наши услуги. Наш клиент в любом случае в выигрыше.


Как формировать цену?

Для каждого города это будите делать по разному. В том плане что в небольших городах, я думаю оплата будет в пределах

Небольшая удаленность 500р

Более серьезная удаленность 700р

Как пример для города скажем в 200 000 человек. Тут уже вы должны понимать экономическую ситуацию в вашем городе и сколько люди будут готовы заплатить за доставку. Ведь нам нужно не просто дать людям такую услугу, но и не напугать их огромной ценой. Поэтому в самом начале посмотрите на карту вашего города. Где находится потенциальный клиент, какие районы города можно будет отнести к небольшой удаленности, а какие к большой.

Когда уже договоритесь.Вы составите список для продавцов магазина. Чтобы они понимали, какая будет цена исходя из района города, в который будет нужна доставка.

Исполнители

Тут тоже все достаточно просто. Речь не идет о том, чтобы набрать команду людей и платить им оклады. Так тема работать не будет. Смотрим людей, которые ищут подработку на авто. Посмотреть можно на авито, в соц.сетях, на сайтах с поиском работы. Либо можно самим дать объявление:

"Человек на подработку со своим авто. Доставлять товары из магазина клиентам по такому то району города или по таким то районам города. Оплата сдельная, за каждый адрес доставки."

Планирование тут имеет тоже не последнюю роль.

Нужно четко понимать по каким районам города будет работать человек. Брать одного человека на весь город? Ну если ваш город 50 000 человек, то да. В более крупных городах матать человека по всему городу не имеет смысла, и от этого будем страдать и мы.

Объясню.

Наша цель не просто взять человека и скинуть на него доставку. Нам в первую очередь нужно думать о своей выгоде. А нам выгодно чтобы человек работал с нами на постоянной основе. А для этого ему это должно быть интересно. А для того чтобы ему это было интересно, он должен получать соразмерную своему труду оплату. Поэтому в самом начале когда будете подбирать человека для работы - смотрите, чтобы он был с того же района, где и наш магазин. Если человек будет только до магазина ехать 30 минут и еще на доставку, то это человеку уже рано или поздно станет неинтересно. А так он не тратит время и бензин чтобы доехать до точки. Это очень важно в самом начале!

Мой опыт работы

Я взял людей с условием 300 рублей при небольшой удаленности от точки и от 500 до 1000 рублей за большую удаленность и приличный объем товара. С небольшой удаленностью все не так интересно конечно. Но водитель должен по моему мнению получать минимум 300 рублей за один адрес. С более серьезной удаленностью уже гораздо лучше. Люди вполне адекватно относятся к таким ценам. Обычно это 1000р за доставку, на которую уходит 20-30 минут времени.

Человеку я плачу по 500-600 рублей из этой 1000, и это для него просто отлично. Если большой объем груза. Например те самые пакеты с кормом из зоомагазинов. Тогда доставка уже 1200 рублей. Редко, но бывают и до 1500. Когда в машину грузят 5 огромных мешков корма + еще что то.

В таком случае я уже беру себе 700 и 800 водителю. За один адрес доставки, даже с учтом такого груза это отличная цена. Некоторые грузят целый день за 2000, а здесь 800 за 30-40 минут.

Сейчас у меня 3 цветочных магазина и 5 зоомагазинов.

Было больше точек, но они бывают закрываются. Здесь тоже можно получить плюсы. Я например с разрешения владельцев вывозил вывески, полки, стеллажи. Уже скопилось на несколько магазинов.

По доходу бывает по разному.

Сейчас в среднем 80 000-100 000 за месяц. В праздники прибыль больше, очень много заявок на доставки падает с цветочных магазинов! Так на 5 точек в среднем выходит по 150-300 заявок за 1 месяц. Это со всех, а не с каждой! Прибыль за всеми вычетами от 200 до 700-900 рублей с каждого адреса, это уже всегда по разному. Если посмотреть сколько это заявок за день, то получается совсем не много от 5 до 10 в день.

Сейчас у меня активно работает 5 человек. Плюс еще в запасе 4. Это тоже важно. Лучше сразу наработайте много контактов чтобы были и в запасе. Чтобы не было ситуаций, при которых есть адреса для доставки, но нет водителей. У них тоже бывают разные ситуации, поэтому лучше иметь людей в запасе. Также очень помогает при авральном режиме. Бывает за один день заявок падает больше, чем за неделю.

Безопасность

Когда будете подбирать людей, не относитесь легко. Смотрите их опыт, где работали. Подбирайте сразу более надежные варианты. Просите у людей отсканировать старницы паспорта .

Лично по моему опыту ни 1 неприятной ситуации. Кому нужны эти цветы или подарки или корм для животных? Людям нужны деньги. Но вы платите только по факту выполненной работы. В таких случаях лучше перестраховаться. И так мы имеем простую, но рабочую тему. Которая от вас не требует вложений и больших трудозатрат. В данной теме есть возможность создать полноценный сервис под свой город. Перевозки и доставка, это то что всегда нужно для 90% бизнеса.

Нюансы

Написать что нюансов нет и каждый магазин, с которым вы проведете переговоры будет с вами работать будет не правдой. Поэтому я напишу и нюансы работы.

Не все к кому вы обратитесь будут с вами работать.

Ваша задача максимально понятно донести суть и объяснить ту выгоду, которую получит владелец магазина от нашего симбиоза. Но люди разные, есть просто тугие по жизни люди и они откажутся даже от чемодана денег, опасаясь подвоха. Просто бывают разные люди и это нужно принять.

Не нужно ждать ветра в поле. Нужно работать,искать новые точки и понимать, что они не будут приность много адресов в самом начале.

Нужно чтобы человек не только принял наше предложение, но и использовал его на максимум! Указать, что есть доставка! А это между прочим является реальным аргументом при большой конкуренции. Особенно для цветочных магазинов, где через каждые 50 метров стоит магазин или отдел.

У меня сейчас 8 точек, с которыми я работаю. До этого было и больше, но некоторые закрываются. Но зато эти 8 точек уже развили услугу доставки до очень хорошего уровня. Есть постоянные клиенты на доставку, многие обращаются только из-за возможности доставки.

Поэтому не совершайте ошибку. Не ждите супер прибыли от 1 точки. Работайте дальше, в начале вы будете брать объемом, больше магазинов - больше доставок, со временем вы найдете магазины, которые смогут вам обеспечить стабильную работу. У меня сейчас 1 цветочный магазин и 3 зоомагазина, которые показывают хорошую стабильность и с каждым месяцем наращивают объемы. Возможно через пару месяцев за каждым магазином будет закреплен уже постоянный человек для работы только на них.

Еще раз в конце - есть доставки, есть магазины с услугами доставки. Но у всех ли магазинов есть доставка? Нет! Почему они ее не сделают, ведь это принесет деньги? На начальных этапах бизнеса не всем выгодно создавать такую услугу. Не у всех есть время заниматься контролем этого. Некоторые просто не видят всех плюсов этой услуги. Поэтому у них в голове даже не возникла идея сделать это. Это 3 главные причины. Не забывайте, что работаем мы не с сетями, у них с этим все впорядке. Мы работаем с малым бизнесом, мы работаем с компаниями, в которых мы можем лицом к лицу переговорить с владельцем и все обсудить.

Что мы имеем в итоге?

Вопрос работоспособности темы не стоит. Сейчас много различных сервисов по доставке. Все мы их прекрасно знаем, все они работают и все они приносят доход. Но все с чего-то начиналось. На данный момент мы имеем еще приличную часть рынка, в котором вполне свободно можно работать. Все делают ставки на более крупный бизнес. Но в тоже время вполне можно хорошо зарабатывать и с пока небольшим бизнесом. Да прибыль меньше, да это дольше. Но это во-первых проще. Во-вторых менее затратно. В-третьих это все же приносит деньги и если работать, то свои 100 000 за месяц вы будете иметь. И это без вложений! И это не пахая каждый день по 12 часов.

Поработать нужно, но как альтернатива работе или просто подработка, я считаю очень хорошо.

Каждый хоть раз заказывал к себе домой или в офис пиццу или роллы. Встречал доставщика, имя и лицо которого даже не вспомнит. А вот доставщики обычно помнят каждого. Роман Вафин, сотрудник службы доставки одного из городских ресторанов, рассказал нашему автору Екатерине Градобоевой много интересного о своей работе. Например, о том, почему заказ нельзя привезти раньше, чем через полтора часа, по каким причинам обычно происходят опоздания и нужно ли давать доставщику чаевые.

Я доставляю роллы, пиццу и мексиканскую еду. Рабочий день доставщика длится 12 часов в будний день, либо 14 по выходным. Можно брать ночные смены. График легко подходит студенту. Я начал работать доставщиком, когда учился в вузе на 4-5 курсе. Это хороший способ заработать. За одну смену ты получаешь либо оклад 1200-1300 рублей, либо сумму в зависимости от количества заказов. Например, каждый заказ стоит 55 рублей. В этом случае твой заработок полностью зависит от твоей скорости. Мой максимальный заработок в выходной день - 2500 рублей, а у ребят «прожженных», которые давно работают в доставке, и до 3500 доходит. Курьеры развозят заказы на личных авто. Есть ребята, которые доставляют еду на скутерах и мотороллерах. Сейчас появились пешие курьеры, но это скорее исключение из правил.

Каждый доставщик сам выбирает заказы, по которым будет работать сегодня. Есть службы доставки, у которых по городу несколько кухонь - это очень удобно. Берешь заказы только в этом районе. Например, я работал на кухне в центре города, составлял себе маршрут и спокойно делал круг по району. Если у службы доставки одна кухня, то ездишь по всему городу. Если заказов два: один на юго-западе, а второй на Уралмаше - приходится везде успевать. Бывают горящие заказы: время их доставки уже выходит, но на кухне нет курьеров - все в пути. Горящий заказ всегда в приоритете. Если пришел на кухню и есть горящий заказ, бросаешь все и везешь его, даже если уже составил себе маршрут из заказов на день.

Менеджер всегда ориентирует клиентов, что заказ на текущее время может быть доставлен не менее чем через полтора часа. Этому есть объяснение. Заказ готовится на кухне в среднем 20-30 минут. Да, холодные роллы можно скрутить быстрее, например, «Филадельфию» - за четыре минуты. Но на «горячку» - пиццу и горячие роллы - уходит не менее получаса. И еще час на доставку еды - оптимальное время, чтобы добраться до любого места в городе по пробкам. Курьеры же не на самолете!

Когда доставщик в пути, хочешь не хочешь, надо рвать и метать, чтобы успеть везде. Я имею право опоздать только на 15 минут. При этом опоздал в одно место - ломается весь маршрут. Ты опоздаешь везде. В случае большего опоздания штрафуют доставщика, то есть меня - это правило действует во всех службах доставки в городе. Доставка может задержаться также по вине кухни, если ваш заказ долго готовили и собирали. Допустим, повара работали над ним час, и курьеру нереально доставить его за оставшиеся полчаса - это очень мало. В этом случае штрафуют работников кухни.

Курьер имеет право приехать на 15 минут раньше. Для меня это очень удобно. Я приехал, быстро отдал заказ и двигаюсь дальше, потому что у меня таких, как вы, голодных, еще пять-шесть человек. Но чаще люди забывают об этом и так рано доставщика никто не ждет. Приезжаешь - и стоишь под дверью, потому что клиент решил пока сходить за колой в магазин - время же есть. Многие любители роллов заканчивают рабочий день в шесть и заказывают роллы домой на семь ровно. Они словно не понимают, что могут попасть в пробку на общественном транспорте. И когда курьер приезжает, ждет он. Разве трудно заказать роллы не на 19:00, а на 19:30? Зато если опаздывает курьер, начинается вселенская катастрофа. Вы звоните менеджеру и говорите: «Але, ну где доставщик?». А всякое может быть. Мало ли, его задержали на предыдущем заказе такие же люди, как и вы. «Нет, я заказал роллы на восемь вечера и точка!» - кричите вы в трубку. Как будто случится что-то страшное, если вы поедите на 15 минут позже. Многие внимательно высчитывают по часам, сколько минут составит опоздание, чтобы попытаться выбить себе скидку. В итоге, когда курьер приходит, задерживают его еще больше.

Пробки - самая большая проблема в нашей работе. Они не считаются веской причиной для опоздания. Значит, неправильно выбрал дорогу, надо было искать пути объезда. Нарушать правила дорожного движения не хочется и гробить машину на ужасных дорогах, чтобы срезать маршрут, тоже. Но безвыходных ситуаций не бывает. Однажды я стоял в пробке, была односторонка, ДПС-ники, а у меня выходило время заказа. Я кинул машину прямо на дороге и побежал… Главное - успел отдать заказ.

Мы не вступаем с клиентами в диалог. У доставщика минимальная задача. Доставить груз, получить за это деньги. Бывает, начинают высказывать, какой ты плохой, приехал на пять минут позже. Доказывать ничего не надо. Берешь деньги и уходишь.

Клиенты часто забывают предупредить менеджера о «мелочи», что у них не работает домофон. Представьте мое состояние, когда я подлетел к подъезду, а дверь закрыта. Пока я вам позвоню, пока вы не спеша спуститесь с девятого этажа, это займет минут десять. Почему нельзя было заранее предупредить оператора, чтобы я, подъезжая к дому, а не стоя у вашего подъезда, вам звонил? А если дождь? А если темная ночь и страшный двор? Я такой же человек, как и вы. И у меня дальше есть работа - следующие заказы. Случается, что люди не знают, какой у них подъезд, какая у них квартира, какой этаж, какой номер дома тоже не знают. Приезжаешь - не можешь найти дом. Тебе сказали «корпус 3», а его не существует. Звонишь, а тебе говорят: «Наш дом такой - желтый». Ты отвечаешь: «Так это корпус два». А они в ответ только удивляются: «Правда?».

Когда человек приходит в кафе, он оставляет чаевые официанту - я такой же официант. Я доставляю вам роллы на дом. Понятно, если бы у нас было роллов, как в магазине… А тут специально готовится именно ваш заказ - то, что вы хотите, из свежих продуктов. Вкладывается душа. Потом я к вам несусь сломя голову, чтобы принести заказ побыстрее. Подъезд ужасный - в него страшно войти. Я забегаю на девятый этаж без лифта, потому что лифт сломался. На часах 11 ночи. Я не знаю, каким вас встречу - пьяным, раздетым… Добегаю до вашей квартиры, протягиваю вам заказ, а вы мне даете деньги копейка в копейку и говорите: «Спасибо». - «Да пожалуйста! Кушайте на здоровье». Почему вы при расчете даете мне тютелька в тютельку 495 рублей? Почти всегда вы требовательно просите сдачу, даже если это два рубля или пять. Предположим, у курьера нет мелочи. Нет, вы упираетесь, как это у курьера может не быть сдачи. Но такая ситуация возможна. В течение смены мы заезжаем в офис и сдаем выручку оператору. Именно поэтому, если вам требуется сдача с крупной купюры, об этом нужно предупредить оператора, чтобы он выдал курьеру размен. А чаевые - это просто жест вежливости, они в ресторане даются на усмотрение клиента. Когда доставщику дают хотя бы 5-10 рублей в знак благодарности за работу, это просто приятно. Есть люди, которые дают и по 100, и по 300 рублей. Самые большие чаевые у меня составляли 500 рублей. Был праздник, и кухня сделала заказ с опозданием на два часа. Поэтому он шел бесплатно, а стоил 2,5 тысячи. Мне дали 500 рублей чаевых.

Мы, доставщики - легкая добыча для мошенников. Случались нападения. Курьер приходит, ему говорят - давай поднимемся выше к соседу, там деньги. Поднимемся, а там встречают еще двое бугаев с ножом. Ты отдашь заказ, деньги, а их у доставщика на руках немного, может быть, тысяча-две. Отбирают документы, деньги, ключи от личного авто и скрываются на автомобиле. Поэтому ни в какие темные подъезды на свой страх и риск не заходим. Если компания неадекватная, не отдаем заказ или не выпускаем его из рук до тех пор, пока не получим деньги. И никогда не заходим в квартиру. Если одной ногой и зашел на порог, то другой держишь дверь и смотришь в подъезд. Если что-то пошло не так, нужно сразу уходить.

Заказы делают разные люди. Начиная с первоклассников, которым родители оставили деньги. Ты приезжаешь, а он встречает тебя с телефоном: «Але мама, мне привезли заказ, где взять деньги?». Заканчивая бабушками, которые не понимают, что такое роллы, в какой момент дети сделали заказ, но зато им всегда оставляют деньги на тумбочке.

Бывают абсолютно пьяные клиенты. Они говорят: «Ты кто такой, зачем ты приехал. Никакие роллы я не заказывал». На самом деле он заказывал их час назад, просто напился и уснул. В таком случае звонишь оператору, говоришь, что клиент отказывается брать заказ, находится в неадекватном состоянии и увозишь заказ на кухню. Гость потом будет записан в черный список. Бывают веселые и душевные компании. Повеселят тебя, дадут тебе хорошо на чай. Ты с позитивным настроем пойдешь дальше. Бывают иностранцы - с ними все просто. Показываешь сумму на чеке, желаешь приятного аппетита по-английски. А еще бывает, человек заказал роллы, а когда ты приехал, делает вид, словно тебя не ждал. Начинает судорожно искать по квартире деньги, ему не хватает. Действительно, как-то неожиданно заказ взял и свалился на голову!

Роллы и пиццу часто заказывают одинокие девушки. Встречают доставщика в одном пеньюаре, коротеньких шортиках. Ты приезжаешь, за тобой тут же закрывается дверь. «А вы пройдите, может быть, чая? Хотите поесть роллы со мной?». А если сидит еще пара подружек, предлагают выпить вина. Всякие бывают случаи.

Роллы любят заказывать банковские работники. С ними постоянно случается какая-то накладка с подсчетом итоговой суммы. То они дают мало денег, то много. Если дали много, я обязан сообщить об этом, чтобы клиенты не сказали: «Ах, ты забрал наши деньги, а мы на чай не хотели тебе оставлять». Кроме того, в банках часто расплачиваются монетами, чуть ли не десятикопеечными. На следующий заказ едешь, гремя мелочью в карманах.

Я люблю работать в ночные смены в пятницу и в субботу. Весь город свободен. Везде желтые сигналы светофора, и ты летишь себе на крыльях хоть в один район города, хоть в другой. Со временем ты хорошо узнаешь город, понимаешь, как лучше подъехать, с какой стороны, и при новых заказах ориентироваться проще. Если работаешь в одной компании, там часто бывают постоянные клиенты, и ты знаешь к ним быструю дорогу.

Я сам заказываю домой роллы. Всегда даю 50 рублей на чаевые и говорю: «Спасибо. До свидания!». Если курьер опоздал, я не будут задерживать его разговором, звонить в горячую линию и требовать скидку пять процентов. Я понимаю, что из-за этого пострадает он, потому что задержится. А я поем на пять минут позже - ничего страшного.

Фотография Тимофея Балдина

Качественный сервис, в том числе доставка товаров, – первое правило успешного бизнеса. Владельцы компаний заинтересованы в том, чтобы покупатели гарантированно получали свои заказы быстро, в целости и сохранности. Но содержат собственную курьерскую службу далеко не все, чаще они привлекают компании со стороны.

 

Курьерская служба как бизнес - один из вариантов открытия своего дела с минимальными первоначальными вложениями . Этот вид бизнеса не требует глубоких специальных знаний, больших мощностей или прохождения сложных юридических процедур. Тем не менее, есть нюансы, зная которые, начать и преуспеть в этом деле будет значительно проще.

Тренды в сфере логистики: актуальность бизнеса

Чтобы понять, выгоден ли бизнес на доставке товаров рассмотрим основные новейшие тенденции в сфере логистики - процесса перемещения товаров, документов, ценностей от продавца (производителя, поставщика) покупателю (заказчику, потребителю).

  1. По данным исследовательского агентства Data Insight торговля через интернет растет не менее чем на 25% в год даже в кризис, в то же время большинство интернет-магазинов в целях экономии привлекают курьерские службы со стороны. Итог - увеличение числа посылок, для которых необходимы услуги курьерских служб.
  2. В 2016 году значительно вырос спрос на доставку товаров в пункты самовывоза и постоматы.

    Например, почти 90% заказов в интернет-магазине «Связной» клиенты предпочитают забирать из пунктов вывоза заказов (ПВЗ). Покупатели бронируют товар на сайте с возможностью забрать его в течение 48 часов из наиболее удобного по расположению магазина. Для доставки таких заказов привлекаются сторонние курьерские службы.

  3. 2016 год стал годом роста спроса на доставку специализированных товаров: крупногабаритных грузов, продуктов питания (в том числе готовых блюд из ресторанов, кафе, специализированных баров).
  4. Многие крупные компании объявляют тендеры на курьерские услуги.
  5. Властями обсуждается тема легализации он-лайн торговли лекарствами, алкоголем, ювелирными изделиями. Если это произойдет, то неизбежен скачок спроса на услуги по доставке этих товаров. Для некоторых из них требуется соблюдение особых условий, например, температурного режима для лекарств.

Оформление бизнеса

Работать можно как в статусе ИП, так и ООО. Налогообложение - УСН - 6% от доходов или 15% доходы минус расходы. Коды ОКВЭД по действующему классификатору: 53.20.3 Курьерская деятельность; 53.20.31 Курьерская доставка различными видами транспорта; 53.20.32 Доставка еды на дом (если планируется доставлять продукты питания); 53.20.39 Прочая курьерская деятельность. Лицензия на этот вид деятельности не нужна.

В качестве офиса на первых порах можно использовать собственное жилье, а в качестве устройства связи - личный мобильный телефон. В дальнейшем, целесообразно нанять диспетчера (менеджера), который будет принимать заказы, и арендовать помещение под офис.

Открывать курьерский бизнес имеет смысл в крупных городах, так как в небольших населенных пунктах, где все находится в шаговой доступности и нет постоянных пробок, людям проще самим забрать товар или отправить сотрудника.

Необходимо определиться с форматом: будет это доставка по городу или междугородние курьерские услуги. Использовать в работе личный транспорт или нанимать курьеров с собственными средствами передвижения: грузовыми (при перевозке крупногабаритных грузов), легковыми, скутерами, велосипедами (при организации доставки документов, почтовой корреспонденции, печатной продукции и мелких товаров).

Если планируется осуществлять доставку на общественном транспорте, нужно приобрести проездные билеты для курьеров, это позволит уменьшить транспортные расходы.

Необычные форматы - отстройка от конкурентов

Курьерские службы в крупных городах не в диковинку, следовательно, есть конкуренция, и для удачного вхождения в нишу нужны собственные «фишки», позволяющие найти, а возможно, переманить клиентов от конкурентов. Как этого достичь? Например, уникальным необычным предложением, это может быть:

Велопочта. Быстрая доставка документов велосипедным транспортом (или на скутерах и мопедах). На работу в летнее время можно нанимать студентов. Недостаток - сезонность, так как зимой в снегопад и осенью по слякоти под дождем на велосипеде ездить не слишком-то удобно. Но можно эту идею сделать дополнительной услугой на теплое время года. Плюсы: малые издержки (не нужно тратиться на бензин, проездные документы), студенты всегда заинтересованы в дополнительном заработке, а среди них есть много велолюбителей.

Например, американская экспресс-почта UPS доставляет посылки не на привычных грузовиках, а велосипедах с прицепом.

Поздравительная курьерская служба по доставке цветов, подарков, сладостей, воздушных шаров и прочих праздничных атрибутов. У людей не всегда есть время поздравить близких лично, и при грамотной рекламе подобная услуга может иметь хороший спрос.

Круглосуточная доставка. Не каждая курьерская служба может похвастаться 24-х рабочим днем. Это может сыграть на руку начинающему предпринимателю: заказы в ночное время ценятся выше, а доставляются быстрее ввиду отсутствия пробок. Но здесь нужно будет нанимать дополнительных сотрудников для работы посменно.

Доставка женских мелочей или детских товаров. Девушки бывают рассеяны и у них возникают ситуации, когда нет возможности пойти в магазин, например, порвались колготки на работе, закончился лак для волос, памперсы у грудного ребенка и множество других вариантов. Можно позиционировать свою службу, как службу по доставке нужных мелочей или сделать это дополнительной услугой.

Доставка автозапчастей , строительных материалов или крупногабаритных грузов , помощь с переездами. В этом случае понадобятся дополнительные грузчики и грузовой транспорт.

Доставку продукции, выращенной на дачных участках (можно организовать в летне-осенний сезон) или в тепличных хозяйствах : картошки, свеклы, огурцов, помидора и прочего урожая.

И старые как мир, и, тем не менее, работающие способы отстройки от конкурентов - предложение более лояльной ценовой политики, ускорение сроков доставки по сравнению с конкурентами.

Участники тематических форумов, делящиеся своим собственным опытом по открытию службы курьерской доставки, советуют начинающему предпринимателю, «узнать эту кухню изнутри». То есть на непродолжительный срок устроиться на работу в успешно действующую службу курьерской доставки и узнать все нюансы бизнеса.

Где искать клиентов

Возникает закономерный вопрос, сложно ли найти клиентов для службы доставки? Отвечаем: если знать, как и где их искать, то несложно. Конечно, в бизнес-план курьерской службы нужно включить затраты на рекламу, но если проявить смекалку, то они будут небольшими.

Итак, перечень работающих, а главное не требующих больших вложений, вариантов поиска клиентов:


Такие каналы поиска клиентов обязательно помогут найти заказчиков на первое время, в дальнейшем рекламу прекращать не стоит. Лучше сразу заложить в ежемесячные затраты статью: на рекламу. Когда прибыль станет расти, можно будет подумать о расширении, создании сайта, размещении контекстной рекламы.

Франшизы курьерских служб

Еще один вариант упростить старт - открыть бизнес по франшизе . Ниже краткий обзор двух франчайзинговых предложений от российских компаний.

1) CDEC

Новосибирская компания «СДЭК Логистические решения» предлагает франшизу на следующих условиях:

  • Паушальный взнос - 150 тыс. рублей.
  • Роялти: платится с 7-го месяца работы - 10%.
  • Объем инвестиций для старта: от 200 тыс. рублей.
  • Окупаемость вложений: от 3 месяцев.

Заполнить заявку или отправить анкету можно на официальном сайте компании.

2) Экспресс.ру

Франчайзинговое предложение компании действительно для городов: Краснодар, Волгоград, Казань. Условия следующие:

  • Вступительный взнос: от 75 до 200 тыс. рублей в зависимости от города;
  • Окупаемость: 14-21 месяц.
  • Роялти: 8% (выплачивается с 4-го месяца).

Головной офис компании находится в Санкт-Петербурге. Партнерам предоставляется всесторонняя поддержка, расходные материалы, обучение, описания и инструкции всех бизнес-процессов.



Отчетность за сотрудников