Как оприходовать розничную выручку в кассу предприятия. Контроль полноты оприходования выручки. Продажа за наличный расчет с кассовым аппаратом

Указанием Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У (далее — Указание № 3210-У). За нарушение этого порядка саму организацию могут оштрафовать на сумму от 40 000 до 50 000 руб., а ее должностных лиц — на сумму от 4000 до 5000 руб. (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ).

Кроме того, административные штрафы предусмотрены за неприменение в случаях, установленных федеральными законами, ККТ, а также за нарушения в порядке ее эксплуатации. В этом случае с компании штраф взыскивается в размере от 30 000 до 40 000 руб., с ее должностных лиц — в размере от 3000 до 4000 руб. (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).

Виды нарушений в сфере кассовых операций и применения ККТ, за которые могут привлечь к административной четко оговорены в статьях 14.5 и 15.1 КоАП РФ. Тем не менее на практике налоговые органы нередко расширяют эти перечни, пытаясь штрафовать компании и за совершение других действий, не указанных в КоАП РФ в качестве нарушений.

Превышение лимита наличными

Предельная сумма платежа наличными деньгами в расчетах между двумя юридическими лицами, двумя предпринимателями, а также между организацией и предпринимателем составляет 100 000 руб., причем в рамках одного договора (п. 1 Указания Банка России от 20.06.07 № 1843-У, далее — Указание № 1843-У). Именно это дополнение вызывает на практике больше всего и разногласий.

Очевидно, если организация одним платежом внесла в кассу другой компании сумму свыше 100 000 руб. либо единовременно выдала более 100 000 руб. по доверенности сотруднику получателя, штраф правомерен и оспорить его практически невозможно. Сомнения в правомерности штрафа возникают, если платежи наличными осуществляются в течение нескольких дней либо если между организациями заключено несколько договоров.

Оплата несколькими платежами. Банк России пояснил, что Указание № 1843-У не устанавливает каких-либо ограничений по времени осуществления расчетов наличными деньгами. Например, в нем не указано, что ограниченна общая сумма платежей за один рабочий день. В этом документе содержится ограничение лишь по сумме 100 000 руб. в целом в рамках одного договора. Срок действия договора и периодичность осуществления расчетов по нему значения при этом не имеют (письмо Банка России от 04.12.07 № 190-Т).

Таким образом, в целях проверки наличные платежи по одному договору между одними и теми же лицами суммируются, даже если они производятся в разные дни и их разделяет продолжительный период времени. Значит, если общая сумма наличных платежей по конкретному договору превысила 100?000 руб., участников сделки могут привлечь к административной ответственности (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ).

Вопрос в том, кого именно могут оштрафовать — плательщика или получателя денег либо обе стороны платежа. К сожалению, на него до сих пор нет однозначного ответа. Есть лишь письмо Банка России, в котором говорится, что ответственность применяется исключительно к стороне, производящей сверхлимитный платеж (письмо от 24.11.94 № 14-4/308). Однако указанное письмо фактически утратило силу еще в 2003 году.

Московские налоговики со ссылкой на это же письмо Банка России также подтвердили, что действие статьи 15.1 КоАП РФ не распространяется на юридические лица, получающие платеж (п. 2 письма УМНС России по г. от 30.12.02 № 29-12/64034). К аналогичному выводу приходят и некоторые суды (постановления ФАС Московского от 22.05.06 № КА-А40/4070-06 и Поволжского от 30.10.03 № А55-4572/03-3 округов).

Однако в последнее время арбитры, особенно ФАС Волго-Вятского округа, все чаще стали указывать, что административный штраф налагается не только на плательщика, но также и на лицо, принимающее сверхнормативные наличные денежные средства (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 30.11.10 № А28-2959/2010, от 27.07.10 № А28-1778/2010, от 18.02.10 № А28-16681/2009 и от 22.09.08 № А79-1817/2008). Поэтому организации, которую оштрафовали за получение сверхнормативного платежа, прежде чем обращаться в суд с иском об отмене штрафа, необходимо проанализировать судебную практику по своему региону.

Наличие нескольких договоров между контрагентами. Допустим, платежи наличными в пределах установленного лимита осуществлялись между двумя организациями в рамках разных договоров и их общая сумма превысила 100 000 руб. Это не является нарушением, причем даже в том случае, если указанные платежи проводились в течение одного дня.

Споры возникают, когда между двумя компаниями имеется несколько хозяйственных договоров, сходных по содержанию, например несколько договоров займа. При этом наличные расчеты по каждому договору в отдельности не превысили 100 000 руб., но если суммировать платежи по всем схожим договорам за соответствующий период, то их общая сумма составила более 100 000 руб.

При оценке подобных ситуаций арбитражные суды исходят из того, что сам по себе факт заключения нескольких сходных по содержанию договоров не может служить основанием для вывода о том, что в действительности была совершена одна сделка. Обычно суды изучают предмет каждого договора и его существенные условия.

Например, рассматривая несколько договоров по транспортировке грузов, суды пришли к выводу, что каждый из этих договоров является самостоятельным. Ведь в них были предусмотрены разные условия, касающиеся экспедируемых грузов и их характеристик, разные маршруты перевозки и стоимость транспортировки. Значит, расчеты наличными проводились по нескольким разным договорам, а не в рамках одной сделки. Поэтому установленный лимит расчета наличными деньгами не был превышен (постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.11 № 18АП-2577/2011 и Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.09.10 № А41-15407/10).

Вместе с тем есть примеры судебных решений с противоположными выводами. Так, проанализировав по нескольким договорам займа такие условия, как процентная ставка и срок пользования займом, суд пришел к выводу, что формальное подписание шести договоров займа по 100 000 руб. каждый не свидетельствует о действительной воле сторон на заключение и исполнение шести самостоятельных договоров. Фактически стороны осуществили одну сделку на общую сумму 600 000 руб., превысив тем самым установленный лимит расчетов наличными деньгами между организациями (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.03.08 № А28-9126/2007-60/18). К аналогичному выводу, но в ситуации, когда в один день между одними и теми же лицами было заключено два договора займа на общую сумму свыше 100 000 руб., пришел Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (постановление от 29.03.12 № А05-12467/2011).

Тем не менее Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассматривая спор, касающийся заключения двух договоров займа, каждый на сумму 100?000 руб., посчитал их отдельными договорами, несмотря на схожесть их условий (постановление от 04.10.12 № А35-7885/2012).

Расчеты наличными в рамках разных приложений или дополнительных соглашений к одному договору. В подобной ситуации суды чаще всего идут по формальному пути и признают такие расчеты произведенными в рамках одного договора (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.12 № А65-11294/2012).

Следовательно, если общая сумма платежей по нескольким дополнительным соглашениям к одному договору превысила 100 000 руб., это считается нарушением. Поэтому взыскание штрафа в данном случае является правомерным (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ).

Несвоевременное оприходование денег в кассу

Налоговые органы вправе проверять полноту учета денежной выручки в организациях и у При этом они руководствуются Административным регламентом исполнения Федеральной государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей (утв. приказом от 17.10.11 № 133н).

Контроль заключается в сравнении суммы наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике контрольно-кассовой техники, с данными, отраженными в фискальном отчете, на контрольной ленте ККТ, и записями в журнале кассира-операциониста. В свою очередь записи в журнале кассира-операциониста сверяются с приходными кассовыми ордерами, кассовыми отчетами и данными кассовой книги, а также книги учета доходов и расходов. По каждому выявленному факту расхождений специалист инспекции получает от должностных лиц проверяемой организации письменные объяснения (п. 37 Административного регламента).

Очевидно, что оспорить документально подтвержденные факты сложно. Тем не менее компаниям удается избежать административного штрафа, если на момент проверки спорные суммы все-таки были оприходованы в кассу, хотя и несвоевременно. По мнению судов, несвоевременное оприходование денежных средств в кассу не образует состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.02.13 № 09АП-40090/2012). Ведь ответственность установлена лишь за неоприходование или неполное оприходование в кассу денежной наличности (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ).

В ряде случаев суды отмечают, что под неоприходованием денежных средств понимается нарушение не только правил приема, но и правил выдачи наличных денег. Например, несвоевременную выдачу денежных средств покупателям за возвращенные ими товары суд приравнял к неоприходованию части выручки и поэтому признал правомерным штраф за это нарушение (постановление Верховного суда РФ от 28.01.11 № 5-АД11-1).

В кассе личные деньги сотрудника

До 2012 года был установлен запрет на хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих организации. Такие деньги, обнаруженные при проверке, признавались неоприходованной выручкой компании и зачислялись в ее доход. Кроме того, за неполное оприходование в кассу денежной наличности с организации и ее должностных лиц взыскивались штрафы (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ).

Действующее в настоящее время Указания № 3210-У аналогичного запрета не содержит. Тем не менее это не означает, что хранение в кассе организации личных денег работников или учредителей без оформления соответствующих документов допустимо.

Ведь прием юридическим лицом наличных денег, в том числе от работников, производится по приходным кассовым ордерам (п. 5 Указания № 3210-У). Следовательно, чтобы у инспекции не было оснований для привлечения организации к административной ответственности, при хранении в кассе личных денег работников, учредителей и иных лиц необходимо оформлять с ними договор хранения и приходный кассовый ордер на сумму, принятую на временное хранение.

Не установлен лимит остатка наличных

Каждая организация или предприниматель самостоятельно рассчитывает и устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которую может хранить в своей кассе (п. 2 Указания № 3210-У). При этом руководствуются правилами, приведенными в приложении к Указанию № 3210-У.

Лимит кассы является бессрочным. Ведь в Указании № 3210-У не оговорены сроки действия такого лимита. Получается, если организация не утвердила лимит кассы на 2014 год и продолжила руководствоваться ранее установленной суммой, нельзя считать, что размер ее лимита на текущий год равен нулю и вся наличность, остающаяся в кассе на конец дня, является сверхлимитной. Значит, ее нельзя оштрафовать за хранение в кассе наличных денег сверх такого лимита.

Однако за накопление в кассе сверхлимитной наличности, за исключением дней выплаты зарплаты, компанию и ее должностных лиц могут привлечь к административной ответственности (п. 2 Указания № 3210-У и ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ). Малые компании и предприниматели вправе не устанавливать лимит кассы. А утвержденное ранее предельное значение остатка наличных денег можно отменить, издав соответствующий приказ.

Контрольные закупки при проверках ККТ

На протяжении уже многих лет многочисленные споры вызывает вопрос о том, могут ли сотрудники налоговых органов проводить так называемые контрольные закупки товаров или услуг, чтобы выявить и зафиксировать нарушения, связанные с применением ККТ. Для налоговиков этот метод остается фактически единственным способом поймать за руку недобросовестных кассиров и продавцов. Вопрос в том, законно ли его использование и вправе ли налоговики ссылаться на доказательства, полученные в ходе подобных мероприятий.

С одной стороны, законодательство РФ не предоставляло инспекторам таких полномочий. Но с другой стороны, в нем не содержалось и прямого запрета на совершение указанных действий. Казалось бы, ситуация должна была измениться с вступлением в силу с 5 февраля 2012 года Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком, условиями ее регистрации и применения, утв. приказом Минфина России от 17.10.11 № 132н (далее — Регламент № 132н).

Дело в том, что в пункте 23 этого документа указано, что проверка выдачи кассовых чеков специалистами инспекций включает:

— приобретение товаров, работ, услуг;
— оплату этих товаров, работ, услуг наличными денежными средствами или с использованием платежных карт;
— установление факта оформления или неоформления документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар, работу, услугу.

Непосредственно в том же пункте уточняется, что перечисленные действия могут проводиться специалистами инспекций лишь в двух формах:

— в форме контроля, основанного на визуальном наблюдении с применением способов видео-, аудиофиксации фактов приобретения и оплаты товаров;
— в форме процедур, направленных на выявление фактов невыдачи кассовых чеков при продаже товаров, оплате выполненных работ или оказанных услуг.

Получается, из пункта 23 Регламента № 132н опять же не следует, что для того, чтобы выявить нарушения, связанные с применением ККТ, именно сотрудник налоговой инспекции должен приобретать товары, работы или услуги.

Суды также не спешат признавать за налоговиками право на проведение контрольных закупок. Судьи при этом отмечают, что сведения, полученные должностными лицами налоговых органов в ходе проверочной закупки при осуществлении контроля за применением ККТ, не могут расцениваться как доказательства, полученные в соответствии с требованиями законодательства (постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 28.01.13 № А41-18162/12 и Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.12.12 № 09АП-33439/2012-АК).

Некоторые суды общей юрисдикции приходят к более конкретным выводам, причем не в пользу налоговиков. Например, городской суд указал, что из анализа пункта 23 Регламента № 132н следует, что инспектор должен лишь совершать визуальное наблюдение факта покупки и оплаты покупателем товара, в том числе с применением или без применения средств видео- или аудиофиксации. Наблюдение за действиями по покупке и оплате товара не предполагает непосредственного участия проверяющих в наблюдаемых ими действиях (определение Санкт-Петербургского городского суда от 22.10.12 № 33-14585/2012).

Таким образом, вопрос о наличии или об отсутствии у налоговиков права совершать контрольные закупки при проведении проверки применения ККТ остается открытым, что позволяет оспаривать их результаты и избегать штрафов.

А. Хоменко,
налоговый консультант

Инструкция

При оприходовании денежных средств в кассу составляются первичные документы, порядок заполнения которых регламентируется Постановлением «Об утверждении унифицированных форм первичной по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации». Кроме того, кассир, принимающий наличность должен знать «Признаки и определения платежности банковских билетов () и Банка России».

Поступление денежных средств в кассу осуществляется посредством приходного кассового ордера. При этом его используют организаций, ведущие учет как без применения, так и с применением средств электронной и вычислительной техники.

Приходный кассовый ордер состоит из двух частей: непосредственно ордер и квитанция к нему. Он заполняется бухгалтером и подписывается главным бухгалтером организации. Данный документ заполняется четко, без ошибок, исправления и зачеркивания в нем не допускаются. На приходном кассовом ставится печать там, чтобы она полностью находилась на поле «Квитанция».

Затем приходный кассовый ордер регистрируется в журнале приходных и расходных кассовых ордеров бухгалтером, который заполнял документ. После этого ордер передается в кассу внутренним порядком, т.е. на руки лицу, который будет получать денежные средства, он не выдается.

Далее кассир, получив документы, от бухгалтера сверяет подписи на них, проверяет правильность заполнения ордера и квитанции, расписывается и принимает денежные средства. После проверки полученной наличности кассир отрывает квитанцию и передает ее лицу, вносившему . На приходном кассовом ордере делается надпись «Оплачено» и ставится дата.

Бухгалтером при оприходовании денежных средств делаются и составляются документы в зависимости от того, откуда поступает наличность. При оприходовании средств с расчетного счета к приходному кассовому ордеру прилагается выписка банка и делается : Дт 50 «Касса» - Кт 51 «Расчетный счет». При поступлении денежных средств от оформляется приходный кассовый ордер, к которому прикладываются доверенность от лица, вносящего деньги, или договор. При этом делается проводка: Дт 50 – Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Денежные средства в кассу предприятия могут быть внесены различными способами. Возможно, это средства, которые сняты с расчетного счета и внесены для выплаты заработной платы, а, может, это выручка от продаж. Но, так или иначе, необходимо правильно документально оформить их поступление.

Инструкция

При любом поступлении денежных средств в кассу предприятия составьте приходный (форма № КО-1). Выписывать его нужно в одном экземпляре, а у руководителя или главного бухгалтера и кассира. Этот документ состоит из двух частей: самого ордера и квитанции. В обеих частях укажите основание поступления денежных средств, например: «Выручка».

Затем поставьте штамп организации на квитанции, оторвите или отрежьте по линии отреза. Зарегистрируйте данный в журнале регистрации таких форм, квитанцию со всеми подписями и печатью отдайте , сдавшему деньги , а приходный ордер подколите к отчету кассира.

Поступление денежных средств также отразите в . Как правило, все операции по внесению наличных отражаются на дебете счета 50 «Касса организации», к которому по счета, согласно основанию.Д50 «Касса» К91 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие доходы» - отражено поступление выручки за наличный расчет;
Д50 «Касса» К62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - отражено поступление от покупателей;
Д50 «Касса» К75 «Расчеты с учредителями» - отражено поступление денежных средств от учредителей;
Д50 «Касса» К71 «Расчеты с подотчетными » - отражен возврат подотчетной суммы;
Д50 «Касса» К73 «Расчеты с персоналом по прочим » - отражено поступление от организации.

Обратите внимание

Банк вправе потребовать у вас в любое время предоставить кассовые документы для проверки, поэтому относитесь ответственно к оформлению всех операций, связанных с движением денежных средств.

Полезный совет

Помните, что денежные средства должны храниться на расчетном счете в банке. Исключение может составлять лишь тот размер наличных средств, который указан в лимите остатка кассы, который необходимо заполнять и предоставлять в банк в начале года. Остальные денежные средства по окончанию рабочего дня должны быть сданы в банк на ваш расчетный счет.

Товары , поступившие на предприятие без сопроводительных расчетных документов , считаются неотфактурованной поставкой. Материалы и оборудование, чей поставщик неизвестен, не считаются неотфактурованными, если первичные документы содержат всю необходимую для бухгалтерского учета информацию.

Вам понадобится

  • - форма N ТОРГ-4;
  • - План счетов БУ.

Инструкция

Приемка на складПринимая на склад товары без документов , составьте акт о приемке минимум в двух экземплярах. По первому товары приходуются, а второй направляется поставщику. Согласно постановлению Госкомстата России № 132 от 25.12.1998, где закреплены отраслевые формы первичных документов , в данном случае целесообразно пользоваться формой N ТОРГ-4. Она носит название «Акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика». Оприходуйте по ней товар, имеющийся в фактическом наличии. Заполняется данная форма не в 2, а в 3 экземплярах. Третий должен остаться у материально-ответственного лица.

Постановка на учетПри постановке на учет товаров без документов , руководствуйтесь тем, в каких отношениях поставщик и ваше предприятие. Если вы приобрели товар у постоянного контрагента, то можете смело делать запись по дебету и кредиту счета, на котором отражаете расчеты с поставщиками, например, по 60, 76. Если же контрагент новый, то сразу отнести на балансовые счета вы не сможете. До перехода права собственности на товар покупателю он остается на забалансовом счете 002.

Определение стоимости Если организация первый раз получила товары от нового поставщика, а расчетных документов нет, то для учета возьмите среднерыночную стоимость. Если же контрагент постоянный, то примите за основу цену, по которой вы рассчитывались с ним ранее. Если вы ведете учет в продажных ценах, то и приходовать неотфактурованную поставку вы должны по этой цене на счете 41. Когда цена товара без документов будет окончательно установлена, делайте корректирующую проводку по дебету счета 42 «Торговая наценка» и кредиту 41 счета. На счет расчетов с поставщиками полученная сумма списывается по кредиту 42 счета.

Если расчетные документы поступили в следующем после постановки неотфактурованной поставки году, то правила корректировки следующий:- примите НДС к бухучету в установленном учетной политикой порядке;- отразите уменьшение стоимости материальных запасов по дебету счета, по которому вы ведете поставщика, и кредиту счета финансовых результатов (прибыль прошлых лет);- если стоимость материальных запасов уменьшилась, то списывайте сумму по кредиту счета финансовых результатов как убытки прошлых лет в месяц поступления расчетных документов .

Совет 4: Как оприходовать излишки по результатам инвентаризации

Учет товарно-материальных ценностей должно проводить каждое предприятие в соответствии со сроками, указанными во внутренних правовых актах, но не реже одного раза в три месяца, которые считаются отчетным налоговым периодом. Все излишки, обнаруженные при учете, необходимо провести по первичным бухгалтерским документам и включить в налоговый учет как внереализованные доходы.

Получение наличной выручки от розничных продаж накладывает на организацию определенные обязанности. Если расчеты между организациями по реализации товаров, работ, услуг происходят в основном в безналичном порядке, то расчеты с физическими лицами обычно происходят наличными деньгами, реже – с помощью электронных средств платежа.

В этой статье мы подробно разберем оформление кассовых документов, бухгалтерский, налоговый учет и проводки по розничной выручке, которая поступает в виде наличных денег от физических лиц. Немного коснемся и необходимости использовать контрольно-кассовую технику.

1. Продажа за наличный расчет с кассовым аппаратом

2. Как оформить розничные продажи

3. Как заполнить журнал кассира-операциониста

4. Отчет о продажах в розницу

5. ПКО на розничную выручку

6. Внесение данных ПКО в кассовую книгу

7. Проводки по розничной выручке — пример

8. Счет-фактура при розничной продаже и книга продаж

9. Учет розницы на УСН

10. Отчет о розничных продажах в 1С: Бухгалтерия

Итак, идем по порядку. Если у вас нет времени читать длинную статью, посмотрите короткое видео ниже, из которого вы узнаете все самое важное по теме статьи.

(если видео видно нечетко, внизу видео есть шестеренка, нажмите ее и выберите Качество 720р)

Более подробно, чем в видео, разберем тему дальше в статье.

1. Продажа за наличный расчет с кассовым аппаратом

Юридическое лицо или ИП, планирующий принимать в оплату за свои товары, работы или услуги наличные денежные средства или вести расчеты с использованием платежных карт, в первую очередь решает вопрос, обязан ли он применять контрольно-кассовую технику, или можно использовать другие формы подтверждения приема оплаты.

Сферу применения контрольно-кассовой техники (ККТ) регулирует Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа». В 2016 году в него внесены глобальные изменения.

Несмотря на то, что тема данной статьи напрямую не посвящена использованию в расчетах кассовой техники, мы коснемся этого вопроса. Т.к. от этого напрямую зависит дальнейшее оформление документов.

ККТ применяется всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт в случае продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Это условие по умолчанию.

Сроки обязательного применения ККТ при расчетах наличными и картами с покупателями:

  • — с 1 февраля 2017 года – для тех, кто уже сейчас использует ККТ
  • — с 1 июля 2018 года – для организаций и ИП, оказывающих услуги населению (сейчас они выдают БСО), для налогоплательщиков на ЕНВД и патенте (сейчас они могут выдавать товарные чеки по требованию покупателя), владельцев торговых автоматов.

Используемые в расчетах ККМ должны позволять через интернет в режиме онлайн передавать данные о расчетах в налоговую инспекцию через оператора фискальных данных (ОФД). Покупатель может получить как бумажный чек, так и чек на электронную почту (это будет реализовано через специально приложение на телефонах покупателей).

Есть ряд исключений, когда ККТ можно не применять. Среди них, например, продажа газет и журналов, проездных документов, торговля на рынках и ярмарках, разносная торговля, продажа из цистерн кваса, молока, торговля овощами вразвал и др. Также не применяют ККТ при расчетах в отдаленных и труднодоступных местностях.

Поэтому в ближайшем будущем при продаже за наличный расчет кассовый аппарат использовать будет обязательно, исключения очень скромные.

2. Как оформить розничные продажи

Итак, далее мы предполагаем, что вы используете контрольно-кассовую технику. Но просто пробить чек на ККТ и передать его покупателю (отправить ему на электронную почту) – это еще далеко не все. А точнее, все только начинается, поскольку нужно знать, как оформить розничные продажи документально.

Следует четко понимать различия между операционной кассой и основной кассой организации. Операционная касса – это ящик с денежными средствами при ККТ (документ учета здесь – журнал кассира-операциониста). Основная (главная) касса – это те деньги, по которым установлен лимит кассы (документ учета уже другой – кассовая книга).

Сначала обсудим обязанности кассира-операциониста по приему денежных средств и оформление документов. Затем разберем процедуру передачи наличных из операционной кассы в основную.

Итак, каждому покупателю при продаже пробивается и выдается кассовый чек. Все движения по операционной кассе отражаются в Журнале кассира-операциониста . В связи с переходом на онлайн-кассы пока не ясно, нужно будет ли в дальнейшем вести данный журнал или нет. Но пока он используется, не отменен, поэтому обсудим порядок его ведения и заполнения.

Нормативные документы:

  • «Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» (утв. Минфином РФ 30.08.1993 №104, применяется в части, не противоречащей закону №54-ФЗ)
  • «Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин» (формы утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 №132) – этим документом утверждена форма Журнала кассира-операциониста КМ-4.

Несмотря на даты, эти документы актуальны.

Журнал кассира-операциониста применяется для учета операций по приходу и расходу наличных денег (выручки) по каждой контрольно-кассовой машине организации, а также является контрольно-регистрационным документом показаний счетчиков. Журнал кассира-операциониста КМ-4 – это основной документ, отражающий движение наличных денежных средств в операционной кассе магазина. Его заводят для каждого кассового аппарата отдельно.

3. Как заполнить журнал кассира-операциониста

Журнал должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен подписями руководителя и главного бухгалтера организации и печатью.

Все записи в «Журнале кассира-операциониста» КМ-4 ведет кассир-операционист в хронологическом порядке, построчно, без пробелов, чернилами или шариковой ручкой.

Запись делаются на основании z-отчетов (отчет с гашением), которые снимаются в конце рабочего дня (смены). Примеры z-отчетов мы приводить не будем, т.к. их внешний вид зависит от используемого кассового аппарата.

Каждый новый отчет должен оформляться новой строкой. Пример заполнения вы можете посмотреть на скриншотах ниже.

Если на одном кассовом аппарате работают в три смены и разные кассиры, то надо вносить три отдельных строки от одной даты.

Обратите внимание на графу 11 «Сдано наличными» — в этой графе указывается только сумма наличных денежных средств, полученных от покупателей (не включается оплата картами и возвраты).

Запись в журнал должна заноситься каждый раз, когда открывалась смена по кассе, даже если наличные деньги в кассу за день и не поступили.

4. Отчет о продажах в розницу

После того как снят z-отчет и заполнена очередная строка в журнале кассира-операциониста, заполняется справка-отчет кассира-операциониста по форме № КМ-6 . В справке-отчете отражаются показания счетчиков контрольно-кассовой машины на начало и конец смены, выручка за день (смену), сумма, возвращенная покупателями. Эти данные идентичны тем, которые заносятся в журнал кассира-операциониста.

Z-отчет прикладывается к справке кассира-операциониста (отчет о продажах в розницу) и вместе с наличной выручкой сдается в основную кассу.

5. ПКО на розничную выручку

Итак, мы выяснили, что по окончании рабочего дня розничная выручка сдается из операционной кассы в основную кассу. При этом кассир основной кассы получает (от кассира или старшего кассира) наличную выручку, справку кассира-операциониста (отчет по продажах в розницу) и приложенный к ней z-отчет.

Кассир должен оформить ПКО на имя лица, сдающего наличную выручку в основную кассу (кассир, старший кассир) – на всю сумму принятой от него выручки. Если выручку сдают несколько кассиров, то ПКО оформляется на каждого.

В строке «Принято от» указывается ФИО лица, которое сдает выручку, в строке «Основание» — розничная выручка (можно также указать название магазина или номер операционной кассы).

На квитанцию от ПКО ставится печать, и она выдается вносителю денег (кассиру).

Данные о поступлении наличной выручки заносятся в кассовую книгу.

6. Внесение данных ПКО в кассовую книгу

Кассовая книга – это специальная форма (журнал) для отражения операций с наличными деньгами, в которую вносится информация по всем поступлениям и выдачам наличных денег в кассе организации.

Ведение кассовой книги опирается на следующие нормативные документы :

  • — Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»
  • — Указание ЦБ РФ от 11 марта 2014 года № 3210-У.

В первом приведена типовая форма кассовой книги (№КО-4), во втором содержатся некоторые правила по заполнению. Юридическое лицо, осуществляющее операции с наличными денежными средствами, независимо от применяемой системы налогообложения, обязано вести кассовую книгу (п. 1, пп. 4.6 п. 4 Указания N 3210-У). ИП могут не вести кассовую книгу.

Кассовую книгу можно вести на бумажном носителе или в электронном виде :

  • — на бумажном носителе книга оформляется от руки или с использованием компьютера (другой техники) и подписывается собственноручными подписями.
  • — в электронном виде книга оформляется при помощи компьютера (другой техники) с обеспечением её защиты от несанкционированного доступа и подписывается электронными подписями.

Вести кассовую книгу на бумажном носителе можно двумя способами:

  • — с заполнением от руки (книга распечатывается заранее или покупается, прошивается и нумеруются страницы);
  • — с заполнением с помощью программно-технических средств (книга заполняется на компьютере, а затем распечатывается).

Заполнение кассовой книги удобно осуществлять при помощи технических средств, например, в бухгалтерской программе. Обычно в программе кассовая книга формируется автоматически, на основе введенных приходных и расходных кассовых ордеров.

В конце каждого рабочего дня кассир распечатывает и подписывает лист кассовой книги, передает бухгалтеру оформленные за день ПКО и РКО. Если в течение рабочего дня кассовые операции не проводились, за этот день записи в кассовую книгу не вносятся.

В течение календарного года (или другого периода, определенного организацией) распечатанные листы кассовой книги нумеруются (обычно нумерация происходит автоматически при распечатывании из бухгалтерской программы), собираются в папку, и минимум раз в год сшиваются в единую книгу, опечатываются по аналогии с кассовой книгой, заполненной от руки, с заверением подписями главного бухгалтера и руководителя организации и печатью организации (если вы ее используете).

Пример заполнения кассовой книги смотрите ниже.

7. Проводки по розничной выручке — пример

Теперь, когда мы разобрались с оформлением первичных документов, давайте посмотрим проводки по розничной выручке на примере.

ООО «Огородник» занимается продажей овощей в розницу физическим лицам. 14 сентября было продано овощей на сумму 22000 руб., в т.ч. НДС 10%. Физические лица расплачиваются в магазине наличными. Себестоимость проданных товаров составила 8000 руб. Составим проводки по розничной выручке:

Дебет 50-2 – Кредит 90-1

Дебет 90-3 – Кредит 68 – на сумму 2000 руб. – начислен НДС

Дебет 50-1 – Кредит 50-2 – на сумму 22000 руб. – наличная выручка сдана в основную кассу

Дебет 90-2 — Кредит 41 — на сумму 8000 руб. — списана себестоимость проданных товаров.

Можно использовать и 62 счет, в этом случае проводки по розничной выручке будут такими:

Дебет 62-1 – Кредит 90-1 – на сумму 22000 руб. – отражена выручка

Дебет 50-2 – Кредит 62-1 — на сумму 22000 руб. – погашена задолженность покупателя.

Остальное – все аналогично.

Несколько слов о признании доходов в целях расчета налога на прибыль. Доход признается:

  1. При методе начисления: на дату реализации товаров, работ, услуг.
  2. При кассовом методе: на день поступления денег на счета в банках или в кассу.

При розничных продажах, если не рассматривать предоплату, момент получения оплаты за товары, работы, услуги и передачи товара, выполнения работ, оказания услуг, совпадает во времени. Поэтому дата признания дохода в налоговом учете при методе начисления и кассовом методе совпадет.

Доход будет признаваться на дату реализации товара, работы, услуги. Т.е. в нашем примере ООО «Огородник» отразит получение дохода на 14 сентября.

8. Счет-фактура при розничной продаже и книга продаж

Если организация – продавец находится на ОСНО, то она является плательщиком НДС. Следовательно, при реализации товаров появляется обязанность начислить НДС и выставить счет-фактуру. Однако розничному покупателю, который приобретает товары для собственного потребления, счет-фактура не нужен.

По этой ситуации НК предусматривает отдельное правило. Согласно п.7 ст.168 НК при реализации товаров за наличный расчет организациями и ИП в розничной торговле, общепите и при выполнении работ, оказании услуг населению счета-фактуры выставлять не обязательно. Достаточно выдать покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.

Но возникает вопрос, если счет-фактура при розничной продаже не выставляется, что же тогда регистрировать в книге продаж? В Правилах ведения книги продаж (утверждены Постановлением Правительства от 26.12.2011 №1137) прописано, что в такой ситуации в книге продаж регистрируются реквизиты контрольной ленты ККТ (z-отчет), формируемой за день.

При заполнении книги продаж вы также столкнетесь с вопросом, что указывать в графах 7 и 8. Это наименование и ИНН/КПП покупателя, у вас их нет. В этих графах нужно проставить прочерки. В графе 2 «Код вида операции» вы укажете код 26. Это код по неплательщикам НДС, в том числе по физлицам.

9. Учет розницы на УСН

В налоговом учете на УСН дата признания дохода – это дата получения денежных средств от покупателя (кассовый метод). Т.е. для нашего примера, если ООО «Огородник» работает на УСН, доход будет признан в тот же день – 14 сентября, когда состоялась реализация и денежные средства пришли в кассу.

Проводки по розничной выручке на УСН будут аналогичными предыдущему примеру, только проводка по начислению НДС будет отсутствовать.

Налоговый учет розницы на УСН ведется в Книге учета доходов и расходов. Основанием для внесения записи в книгу будет служить приходный кассовый ордер, т.к. именно он является первичным учетным документом, подтверждающим внесение денежных средств в кассу.

Запись в книгу будет примерно такая:

ПКО №54 от 14.09.16

Получено от продаж покупателям в розницу

10. Отчет о розничных продажах в 1С: Бухгалтерия

Для тех, кто ведет учет в программе 1С: Бухгалтерия – смотрите, как составить отчет о розничных продажах в 1С: Бухгалтерия в видео-формате.

Какие проблемные вопросы встретились вам по учету и оформлению розничной выручки? Задавайте их в комментариях!

Проводки по розничной выручке и оформление кассовых документов

Мартынюк Н.

К нам за помощью обратилась наша читательница, описав следующую ситуацию. Организация торгует (выполняет работы, оказывает услуги населению) за наличные, часы ее работы - до 22.00. У кассира организации рабочее время с понедельника по пятницу с 9.00 до 18.00. Z-отчеты каждый вечер снимают продавцы и сразу заносят их данные в <1> (форма N КМ-4 <2>). Деньги и Z-отчет кассир получает от продавцов утром каждого буднего дня. Читательница интересуется, как в этом случае записывать сведения о выручке в кассовую книгу.

Этот вопрос возникает и в ситуации, если выручка получена работником далеко от кассы и невозможно сдать ее в тот же день, например при продажах на выставке в другом городе.

Рассмотрим применяемые на практике варианты и решим, какими можно пользоваться, а какими - не стоит.

Часы работы кассира не совпадают с часами продаж за наличные

Вариант 1. Кассир составляет ПКО и регистрирует его в кассовой книге задним числом

Утром, получив от продавцов выручку, кассир вчерашним днем составляет на нее ПКО, заносит его в кассовую книгу и выводит остаток. И затем начинает лист за новый день. Если до получения вчерашней выручки нужно принять или выдать деньги, кассир резервирует номер для ПКО на вечернюю выручку. При этом некоторые кассиры на конец своего рабочего дня выводят остаток в кассовой книге (тогда утром этот лист книги просто делают заново с учетом вечерней выручки), а некоторые - нет.

В результате ПКО и записи в кассовой книге датированы днем получения наличных.

Этот вариант основан на том, что в Положении о ведении кассовых операций <3> нет прямого указания на то, что:

ПКО на выручку, пробитую по ККТ, нужно составить немедленно после окончания работы на ней;

Кассовую книгу следует заполнять день в день.

Даже если инспекторы иного мнения, они вряд ли смогут обнаружить, что ПКО и книга заполняются задним числом. Ведь когда налоговики приходят с проверкой кассы, вы не обязаны сразу показывать им кассовые документы. Срок представления затребованных для проверки документов не установлен, но и обязанности отдать их немедленно нет (подробнее см. ГК, 2012, N 6, с. 19).

Вариант 2. Кассир составляет ПКО и регистрирует его в кассовой книге датой получения денег от продавцов

Перед уходом с работы кассир выводит в кассовой книге остаток по всем операциям с наличными, которые прошли за день к этому времени (в нашем примере - на 18.00). Для этого продавцы снимают сменный Z-отчет и вносят полученную к этому моменту выручку в кассу.

Закончив свою работу, продавцы еще раз снимают Z-отчет - на вечернюю выручку. Ее кассир приходует утром следующего своего рабочего дня при получении от продавцов денег и Z-отчетов. На ПКО он ставит текущую дату и записывает его в лист кассовой книги за текущий день.

Сразу скажем, что использовать этот вариант не стоит.

(-) Из кассовых документов видно, что нарушены правила использования ККТ. В соответствии с ними тот, кто работал на ККТ, должен после снятия Z-отчета и заполнения журнала кассира-операциониста при закрытии организации сдать выручку в кассу организации (либо инкассатору) <4>. А этого сделано не было.

(-) Налоговики могут оштрафовать за неоприходование (неполное оприходование) наличной выручки <5>.

Дело в том, что на сумму, полученную с использованием ККТ, должен быть составлен датированный тем же днем ПКО <6>. В листе кассовой книги за тот же день на основании этого ПКО должна быть сделана запись <7>. Это и называется оприходованием наличных <8>.

В нашей ситуации выручка оприходована, но с опозданием на день. ВАС однажды указал, что моментом начала и окончания совершения нарушения по неоприходованию является день получения выручки <9>. Поэтому и налоговики, и многие суды приравнивают несвоевременное оприходование к неоприходованию <10>.

Внимание! Пробив сумму по ККТ, выручку вы еще не оприходовали. Нужно зарегистрировать ПКО на эту сумму в кассовой книге.

Если вы попали в такую ситуацию, то все же попытайтесь оспорить штраф. Во-первых, прямого указания на то, что запись в кассовой книге о полученных через ККТ деньгах следует делать непременно датой их получения, в Положении нет. Поэтому некоторые суды не признают несвоевременное оприходование наличной выручки нарушением <11>. Во-вторых, это нарушение малозначительно, так как наличные все равно оприходованы, пусть и c небольшим опозданием. На этом основании суд может освободить от штрафа <12>. Может помочь и внутренний приказ об особом порядке оприходования выручки ККТ в кассу, связанном с графиком работы организации <13>.

Вариант 3. Руководитель назначает одного из продавцов кассиром

Тогда у вас будет основной кассир, который ведет кассу в свое рабочее время, и еще один, который отвечает за кассу только в отсутствие основного <14>. Он сам будет составлять ПКО на вечернюю выручку сразу после снятия Z-отчета и в тот же день вносить его в кассовую книгу.

(+) ПКО составлен сразу и отражает действительную дату получения наличных.

(+) Наличные вовремя попадают в кассовую книгу, и нет повода для штрафа.

Есть два способа деления ответственности за дневные и вечерние операции между двумя кассирами.

Способ 1. Организовать отдельную "вечернюю" кассу со своими сейфом и кассовой книгой. В нее второй кассир будет сразу же записывать выручку, полученную после окончания рабочего дня основного кассира. Утром, при сдаче денег из "вечерней" кассы в основную, в "вечерней" оформляют на их сумму РКО, а в основной - ПКО.

Способ 2. Два кассира ведут одну основную кассу: один - днем, другой - вечером и в выходные. Тогда придется дважды в день передавать кассу от одного кассира другому по акту, из которого следовало бы, сколько наличных и прочих хранящихся в кассе ценностей один кассир сдал, а второй - принял.

Проводить ежедневные инвентаризации кассы и составлять акты по форме N ИНВ-15 <15> вы не должны ( обязательна только при полной смене материально-ответственного лица, например увольнении работника и приеме на его место другого <16>).

Наличные получены далеко, и работник не может привезти их в кассу ни в тот же день, ни на следующий

Как мы уже сказали, эта ситуация может возникнуть при продажах в другом городе, когда работники в командировке продают за наличные продукцию фирмы, при прочей выездной торговле. То есть когда деньги попадают к кассиру только через несколько дней после их получения.

Вариант 1. Кассир приходует выручку задним числом

То есть составляет ПКО и записывает их в кассовую книгу тем днем, когда им были получены деньги. Для этого кассир заранее резервирует номера ПКО на каждый день. Если за каждый из этих дней уже был выведен остаток, листы книги приходится переделывать.

А если работник, находясь в другом городе, положил вырученные деньги на корпоративную карту через банкомат? Тогда на дату зачисления нужно составить еще и РКО на сдачу денег в банк. Этот РКО работник не подписывает. Основание его составления - чек банкомата.

(+) Даты кассовых документов и записей в кассовой книге совпадают с проведением кассовых операций.

Примечание. Если приходовать эти деньги не задним числом, а днем возвращения работника, то, как и в рассмотренном выше варианте 2, вы рискуете получить от инспекции штраф. Однако риск этот не так велик. Суды учитывали техническую невозможность доставить полученные деньги в офис в тот же день и в штрафе отказывали <17>.

Вариант 2. Кассир составляет ПКО уже в день получения выручки работником

Он делает это на основании информации, полученной от работника по телефону, факсу, электронной почте и т.п. ПКО кассир записывает в кассовую книгу за этот день. Документы, служащие основанием для составления ПКО (Z-отчет, БСО), работник отдает кассиру по возвращении в офис (а в день их оформления при возможности пересылает по факсу или электронной почте).

(-) Кассир расписывается за деньги, которых не получал и которых в кассе нет. А ведь всегда есть риск, что наличные до кассы по какой-то причине не доедут. Так что использовать этот вариант нельзя.

Вариант 3. Руководитель издает приказ о создании временной кассы на период продаж вдалеке от офиса

А работника, принимающего наличные, назначает временным кассиром и дает ему право подписи кассовых документов. Выдаем ему бланки ПКО и новенькую кассовую книгу и объясняем, как и когда все это заполнять. То есть он сам будет ежедневно составлять ПКО (а если сдаст деньги в банк - еще и РКО) и делать записи в своей кассовой книге.

Пересылать листы "выездной" кассовой книги в головное подразделение не нужно. Это обязаны делать только обособленные подразделения <18>.

По возвращении работник вместе с деньгами сдает свою "выездную" кассовую книгу. Последним в ней будет зарегистрирован РКО на сдачу наличных в основную кассу. После этого с работника снимаются обязанности кассира. А привезенная им выручка текущим днем приходуется по отдельному ПКО в основной кассовой книге.

* * *

Какой бы вариант вы ни выбрали, продумайте, как отслеживать соблюдение лимита остатка наличных в кассе. Например, кассир перед уходом может сообщать продавцам, сколько еще осталось до лимита, чтобы излишек они могли вовремя сдать в банк. Работник, который принимает наличные в поездке, может ежедневно сообщать кассиру (по телефону, факсу, электронной почте) сумму полученной выручки.

И помните, что с любого дня вы можете установить новый лимит, пересчитав его исходя из вашей максимальной дневной выручки.

<1> пп. 3, 4 Типовых правил, утв. Письмом Минфина от 30.08.93 N 104

<2> утв. Постановлением Госкомстата от 25.12.98 N 132

<4> п. 1.6 Типовых правил, утв. Письмом Минфина от 30.08.93 N 104

<5> ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ

<6> п. 3.3 Положения

<7> п. 5.2 Положения

<8> п. 6.1 Положения

<9> Постановление Президиума ВАС от 31.01.2006 N 10196/05

<10> Постановления 8 ААС от 15.08.2012 N А75-2647/2012; 15 ААС от 09.07.2012 N 15АП-7404/2012, от 13.06.2012 N 15АП-5862/2012; ФАС ДВО от 18.01.2010 N Ф03-8062/2009; ФАС ВСО от 10.11.2009 N А33-441/2009; ФАС СЗО от 10.12.2009 N А56-13469/2009

<11> Постановления 1 ААС от 04.06.2012 N А11-12599/2011; 9 ААС от 06.02.2013 N 09АП-40090/2012

<12> ст. 2.9, ч. 2, 3 ст. 4.1 КоАП РФ; Постановления 8 ААС от 15.08.2012 N А75-2647/2012; 15 ААС от 13.06.2012 N 15АП-5862/2012

<13> Постановление ФАС ПО от 30.09.2008 N А12-5238/2008

<14> п. 1.6 Положения

<15> утв. Постановлением Госкомстата от 18.08.98 N 88

"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2012, N 7

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона N 54-ФЗ <1> и п. 1 ст. 7 Закона РФ N 943-1 <2> на налоговые органы возложена обязанность по осуществлению контроля и надзора за полнотой оприходования выручки организациями, производящими наличные денежные расчеты без использования ККТ. Заметим, что мероприятия, проводимые налоговыми органами в рамках исполнения указанной функции, не относятся к налоговым проверкам и, соответственно, не регулируются положениями НК РФ. Порядок осуществления такого контроля и надзора регламентирован Приказом Минфина России от 17.10.2011 N 133н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей" (далее - Административный регламент).

<1> Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
<2> Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".

Общие положения

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ организации, в том числе государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие наличные денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, обязаны применять кассовый аппарат, включенный в Государственный реестр контрольно-кассовой техники.

Вместе с тем Федеральным законом N 54-ФЗ и Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 (далее - Положение N 359), предусмотрено, что государственные (муниципальные) учреждения могут осуществлять расчеты и без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи документа, оформленного на БСО, который приравнивается к кассовому чеку. Такие БСО (квитанции, билеты, абонементы и др.) в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты (п. 3 Положения N 359):

  • наименование документа, шестизначный номер и серию;
  • наименование и организационно-правовую форму учреждения;
  • место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности);
  • ИНН учреждения;
  • вид услуги;
  • стоимость услуги в денежном выражении;
  • размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами;
  • дату осуществления расчета и составления документа;
  • должность, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личную подпись, печать организации;
  • иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми организация вправе дополнить документ.

Предметом осуществления контроля и надзора за полнотой оприходования выручки является установление факта полноты учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей. Напомним, что 01.01.2012 вступило в силу Положение ЦБ РФ N 373-П <3>, определяющее порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой ЦБ РФ на территории РФ в целях организации на территории РФ наличного денежного обращения.

<3> Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой ЦБ РФ на территории РФ, утв. ЦБ РФ от 12.10.2011 N 373-П.

Для справки. К проверяемым объектам (лицам, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю (надзору)) относятся организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт, или их уполномоченные представители. Таким образом, государственные (муниципальные) учреждения тоже могут быть проверены налоговыми органами.

Осуществление контроля регламентируется:

  • КоАП РФ;
  • Законом РФ N 943-1;
  • Федеральным законом N 54-ФЗ;
  • Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами";
  • Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе";
  • Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 "Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями";
  • Положением N 359;
  • Приказом ФНС России от 02.08.2005 N САЭ-3-06/354@ "Об утверждении Перечня должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
  • Приказом Минфина России от 09.08.2005 N 101н "Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы";
  • Приказом Минпромэнерго России от 05.09.2007 N 351 "Об утверждении образца марки-пломбы контрольно-кассовой техники";
  • Приказом Минпромэнерго России от 05.09.2007 N 352 "Об утверждении образца идентификационного знака контрольно-кассовой техники";
  • Приказом Минфина России от 18.12.2007 N 135н "Об утверждении образца знака "Сервисное обслуживание";
  • Приказом Минфина России от 18.12.2007 N 136н "Об утверждении образца знака "Государственный реестр";
  • Приказом ФНС России от 09.04.2008 N ММ-3-2/152@ "Об утверждении форм заявления о регистрации контрольно-кассовой техники, книги учета контрольно-кассовой техники и карточки регистрации контрольно-кассовой техники".

Порядок проведения контроля

В соответствии с п. 20 Административного регламента при осуществлении контроля и надзора за полнотой оприходования выручки учреждениями, производящими наличные денежные расчеты без использования ККТ, налоговыми органами проводятся следующие процедуры.

Предъявление поручения на исполнение государственной функции. Основанием для начала проведения контрольного мероприятия является решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении проверки полноты учета выручки денежных средств учреждением.

Обратите внимание! Срок осуществления контрольного мероприятия в каждом конкретном случае устанавливается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. Однако он не может превышать 20 рабочих дней с даты предъявления проверяемому учреждению поручения на проведение проверки (п. 19 Административного регламента).

Сотрудники налогового органа, проводящие проверку, по прибытии в проверяемое учреждение предъявляют поручение на проведение проверки и служебные удостоверения. Данный факт должен быть зафиксирован подписью руководителя проверяемого учреждения (лицом, им уполномоченным) с указанием должности и даты предъявления в поручении на проведение проверки. Необходимо отметить, что неознакомление либо уклонение от ознакомления и фиксации факта предъявления поручения также отражается проверяющими в поручении.

Рассмотрение необходимых документов. После предъявления проверяемому учреждению поручения на проведение проверки сотрудники налогового органа переходят к рассмотрению документов, необходимых для проведения контрольного мероприятия. В частности, к таким документам относятся (п. 29 Административного регламента):

  • журнал кассира-операциониста;
  • акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам;
  • журнал регистрации показании суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста;
  • распечатки отчетов из фискальной памяти контрольно-кассовой техники и использованных накопителей фискальной памяти;
  • контрольные ленты контрольно-кассовой техники на бумажном носителе и (или) распечатки контрольной ленты, выполненные на электронном носителе;
  • приходные и расходные кассовые ордера;
  • журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов;
  • авансовые отчеты;
  • кассовая книга;
  • справка-отчет кассира-операциониста;
  • сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации;
  • бланки строгой отчетности, копии бланков строгой отчетности, корешки документов;
  • информация из автоматизированной системы о выпущенных документах;
  • акт приемки бланков строгой отчетности;
  • книга учета бланков строгой отчетности;
  • акт о списании бланков строгой отчетности;
  • книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения;
  • распорядительный документ об установленном лимите остатка наличных денег;
  • иные первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, которые необходимы для проверки.

Указанные документы должны представляться в виде оригиналов или заверенных должным образом копий. При этом проверяющие не вправе требовать документы и сведения, не относящиеся к предмету проверки, а также нотариального удостоверения указанных копий документов.

Обратите внимание! Административный регламент не возлагает на проверяющих обязанности по предоставлению письменного требования на представление необходимых документов, то есть указанные документы могут быть запрошены и в устной форме. Однако, по мнению автора, проверяемому учреждению все-таки целесообразнее запросить у проверяющих список необходимых документов.

Согласно п. 31 Административного регламента максимальный срок для рассмотрения должностными лицами налогового органа документов не может превышать одного рабочего дня с момента предъявления проверяемому учреждению поручения на проведение проверки. Результаты проверки отражаются в акте.

Проверка полноты учета выручки денежных средств. После окончания рассмотрения необходимых документов должностные лица налоговых органов переходят непосредственно к проверке полноты учета выручки денежных средств. Указанными лицами определяются объем и состав контрольных действий, а также методы, формы и способы их проведения.

В ходе проверки проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных проверяемым учреждением в проверяемый период. Контрольные действия по документальному изучению проводятся по документам проверяемого учреждения, в том числе путем анализа и оценки полученной из них информации. Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы.

Контрольные действия проводятся сплошным или выборочным способом. Сплошной способ заключается в проведении контрольного действия в отношении всей совокупности финансовых и хозяйственных операций, выборочный способ - в отношении части финансовых и хозяйственных операций.

В ходе проверки проводятся контрольные действия по изучению документов, связанных с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники; документов, связанных с изготовлением, приемкой, учетом, хранением, выдачей, инвентаризацией и уничтожением бланков строгой отчетности, информации из автоматизированных систем о выпущенных документах (оформленных на бланках строгой отчетности, приравненных к кассовому чеку), документов, связанных с выдачей товарных чеков, квитанций, и других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), а также по проверке соблюдения требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее применения, порядка и условий применения бланков строгой отчетности, требований к автоматизированным системам для формирования бланков строгой отчетности и заполнения соответствующих документов, порядка и условий их применения, порядка и условий выдачи товарных чеков, квитанций и других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

В ходе проверки должностные лица налоговых органов получают необходимые письменные объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки, документы и заверенные копии документов, необходимые для проведения контрольных действий.

В случаях, требующих применения научных, технических или иных специальных знаний, для участия в проверке привлекаются эксперты (экспертные организации).

Обратите внимание! В ходе проведения контрольного мероприятия в обязательном порядке проверяются наличные денежные средства, находящиеся в денежном ящике контрольно-кассовой техники, путем снятия остатка (пересчета) денежной наличности с учетом средств, выдаваемых кассиру перед началом рабочей смены в качестве разменной монеты, и составляется акт о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике контрольно-кассовой техники, в двух экземплярах. Перед началом проверки кассиром дается расписка об отсутствии или о наличии в денежном ящике контрольно-кассовой техники личных денег, о представлении всех квитанций, приходных кассовых ордеров о сданной выручке, справок-отчетов кассира-операциониста, сведений о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке, актов о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным (возвращенным) кассовым чекам за день проверки. Расписка оформляется в акте о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике контрольно-кассовой техники.

Согласно п. 37 Административного регламента проверка полноты учета выручки денежных средств осуществляется методом сравнения суммы наличных денежных средств, установленной при проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике контрольно-кассовой техники, с данными, отраженными в фискальном отчете, контрольной ленте контрольно-кассовой техники и записями в журнале кассира-операциониста. Записи в журнале кассира-операциониста сверяются с приходными кассовыми ордерами, кассовыми отчетами и данными кассовой книги, книги учета доходов и расходов. По каждому факту расхождений должностными лицами проверяемого учреждения должны даваться объяснения.

В случае если сумма выручки наличных денежных средств по данным проверки больше или меньше, чем сумма выручки денежных средств по учетным данным учреждения, выясняются причины, вызвавшие расхождения, берутся подробные объяснения и делаются выводы о полноте учета выручки наличных денежных средств проверяемого объекта, а также о применении (неприменении) контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности и иных возможных причинах сложившейся недостачи (наличии излишков).

Если же учреждение осуществляет расчеты без применения контрольно-кассовой техники, проводится проверка фактического наличия бланков строгой отчетности, по итогам которой составляется акт проверки фактического наличия бланков строгой отчетности в двух экземплярах. Проверка фактического наличия бланков строгой отчетности производится по видам бланков с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков. Кроме того, в ходе проверки определяется количество использованных бланков строгой отчетности за проверяемый период на основании книги учета бланков документов, актов приемки бланков строгой отчетности и актов инвентаризации бланков строгой отчетности для сопоставления с фактическим количеством копий использованных бланков строгой отчетности (корешков документов). Сумма выручки денежных средств, отраженная в учете, сопоставляется с суммами, отраженными в копиях использованных бланков строгой отчетности (корешках документов).

В случае если учреждение является плательщиком ЕНВД и осуществляет наличные денежные расчеты также без применения контрольно-кассовой техники, проводится проверка наличия товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Результатом проведения данного этапа проверки является установление (выявление, фиксация) фактов неполного или полного учета выручки денежных средств, которые фиксируются в акте проверки.

Оформление результатов проверки. В соответствии с п. 46 Административного регламента по результатам проверки полноты учета выручки денежных средств составляется акт проверки в двух экземплярах, которые подписываются как проверяющими, так и проверяемым учреждением. Акт проверки должен быть составлен на бумажном носителе, на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц. В нем не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями должностных лиц налогового органа, проводящих проверку, и проверяемого учреждения.

В акте проверки указываются:

  • дата составления акта проверки;
  • полное наименование проверяемого учреждения, его ИНН и КПП;
  • фамилии, имена, отчества должностных лиц налогового органа, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа;
  • дата и номер поручения на проведение проверки;
  • перечень документов, полученных налоговым органом в ходе проверки;
  • период, за который проведена проверка;
  • даты начала и окончания проверки;
  • адрес места нахождения проверяемого учреждения;
  • документально подтвержденные факты нарушений, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых. В описании нарушений должны быть указаны положения нормативных правовых актов, которые были нарушены.

Должностные лица налоговых органов по фактам нарушений, отраженным в акте проверки, принимают от проверяемого учреждения письменные объяснения (замечания, возражения), сделав при этом запись в акте проверки.

В случае если учреждение уклоняется от подписания акта проверки, этот факт отражается в акте проверки, и акт проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения учреждения.

В случае выявления фактов нарушений законодательства РФ налоговые органы возбуждают и осуществляют производство по делу об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ.

Например , нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб., а на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб. (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ). Вместе с тем, напомним, по общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня его совершения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

В заключение отметим, что, к сожалению, Административный регламент не дает ответов на вопросы о периодичности проведения указанных проверок и о проверяемом периоде.

Эксперт журнала

"Ревизии и проверки

финансово-хозяйственной деятельности

государственных (муниципальных)



Открытие бизнеса