Экологическая акция в ДОУ «Покорми птиц зимой. Очень рады мы гостям! Вот такие кормушки

Мандрыгина Екатерина, Ступак Ангелина, Шищенко Алёна

В рамках районной акции "Неделя добрых дел" в Кордовской школе учащимися, посещающими внеурочную деятельность "Природа глазами души" была разработана акция для 1-6 классов с целью привлечения внимания обучающихся и жителей села к охране и заботе о птицах, подкормке их в зимний период.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Экологическая акция «Помоги зимующим птицам!»

Зима – трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. Чтобы как-то помочь птицам, ребята нашей школы с огромным желанием решили принять участие в экологической акции «Покормите птиц зимой!»

Цель акции: Привлечь внимание обучающихся и жителей села к охране и заботе о птицах, подкормке их в зимний период.

Задачи акции:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о зимующих и кочующих птицах Курагинского района
  2. Провести викторину «Птицы Курагинского района»
  3. Провести конкурс по изготовлению кормушек и экологических листовок среди 1-6 классов
  4. Развесить кормушки в Кордовском бору и организовать подкормку птиц
  5. Распространить листовки среди жителей села с просьбой помогать птицам в зимний период.
  6. Воспитывать любовь к нашим пернатым друзьям, желание заботиться и помогать им.

Подготовительная работа

Организация и проведение экологической акции «Помоги птицам!» рассчитаны на учащихся 1-6 классов. Для этого мероприятия необходима большая предварительная подготовка. Заранее в классах объявляются конкурсы на лучшую экологическую листовку и кормушку, предлагается подготовиться к «птичьей» викторине. Ребята готовят пословицы, поговорки, стихи по теме акции. Учащиеся 9 классов, обучающиеся по дополнительной программе «Природа глазами души» проводят классные часы в 1-6 классах (Приложение 1), где знакомят ребят с птицами нашего района, загадывают им загадки, делают памятки.

Оборудование и материалы.

Выставка кормушек, экологических листовок, стенгазета и плакаты: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!», «Птицы – наши друзья, не забудь их подкормить!», «Помоги птицам зимой, они будут радовать тебя весной!». Мультимедийная презентация, которая сопровождает весь ход акции, разные виды корма для птиц, грамоты и призы победителям конкурсов.

Ход проведения

Ученик 1 . Человек издавна уделял внимание и заботился о птицах. Так как по красоте и яркости нарядов они не уступают бабочкам, а многие ещё наделены восхитительными голосами. Покрытые блестящими пёрышками, весёлые резвые птицы считаются украшением природы. Без птиц были бы пустынны леса и степи, скрылась бы та сказочная музыка природы, которая доставляет нам столько наслаждения. Птицы, как и цветы, принадлежат к тем творениям природы, которые существуют, чтобы дарить людям радость, служить постоянным объектом их восторга и симпатии. Птицы подарили людям идею полёта, бросив свой вызов земному тяготению за миллионы лет до того, как взмыли в воздух первые окрылённые машины. Птицы стали учителями музыки наших далёких предков. Мы любим птиц ещё и потому, что они исправно, из года в год на своих неустанных крыльях приносят долгожданную весну. Птицы – наши друзья! Они приносят большую пользу, истребляя вредных насекомых.

Ученик 2. Наступило очень тяжелое время для птиц, трудное в добывании корма. Холод птицам не страшен, а страшен голод. Он является главной причиной гибели птиц в зимнее время. За время сильных морозов, по сведениям учёных, погибает до 90 % синиц, к весне приблизительно 8 – 9 зимующих птиц погибают от голода. Поэтому птицам надо помогать, подкармливать их зимой. (Проводится игра «Аукцион слов»: Ребята называют зимующих и кочующих птиц нашего района. Побеждает тот, кто назовёт последнее слово. Победитель получает приз. Зимующие птицы: ворона, сорока, голубь, воробей, ворон, дятлы, совы, поползень, клёст, кедровка, синицы, глухари, рябчики, тетерева и т. д. Кочующие из северных районов птицы: снегири, свиристели, чечётки, щеглы) . Как много видов птиц остаются зимовать с нами и некоторые из них нуждаются в нашей помощи.

Ученик 3. Ребята! Вы приняли активное участие в конкурсе по изготовлению кормушек. Многие использовали для изготовления кормушек пластиковые бутылки, коробки из-под сока, некоторым ребятам помогали родители и они смастерили кормушки деревянные, практичные и долговечные. Все молодцы! А знаете ли вы, каким должно быть меню в птичьей столовой? (Сценическая миниатюра: ученица в костюме синички рассказывает, какие виды корма предпочитают разные птицы: семечки, крошки хлеба, пшено, пшеница, творог, семена лопуха, овсяные хлопья, варёный несолёный картофель, смешанный с овсяными хлопьями или отрубями, тёртую морковь. Синицы и дятлы любят несолёное свиное сало, снегири и свиристели – ягоды рябины, калины, шиповника. Подойдут и остатки продуктов с нашего стола – кусочки каши, варёные макаронные изделия, варёный картофель, кусочки фарша и даже колбасы. Нельзя кормить птиц ржаным хлебом и солёным салом, от этого они могут заболеть и погибнуть.)


Педагог:

Сейчас мы приступаем к награждению. Хотим поблагодарить всех, кто не остался равнодушным к птичьим бедам и сделал кормушку. Мы решили главные призы отдать тем ребятам, кто потрудился, кто затратил время, кто проявил фантазию, кто привлёк взрослых к изготовлению кормушки. Эти ребята - победители нашего конкурса! Награждение проводится по номинациям:

«Самая экологическая»

«Самая экономная»

«Самая лёгкая»

«Самая практичная»

«Самая красивая»

«Самая необычная»

Выступление экологической агитбригады

(с использованием экологических листовок, представленных на конкурс)

1 чтец

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей,

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром унизан весь,

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь.

2 чтец

Морозы жестокие в этом году.

Тревожно за Жучку: в её конуре

Такой же морозище, как на дворе.

Но больше всего беспокойно за птиц

За наших воробушков, галок, синиц.

Поможем! Их надо кормить,

Тогда им легко холода пережить.

3 чтец

Каждый день, когда встаём,

Мы с братишкою вдвоём,

Взяв крупы и хлебных крошек,

На крыльцо бежим скорей.

Много ласковых, хороших

Прилетает к нам друзей.

4 чтец

На кормушке, сидя, птицы

Чистят клювики свои.

Тут щеглы, чижи, синицы

И проныры воробьи.

Ждут нас также терпеливо

И красавцы снегири.

Все привыкли – не пугливы,

Хоть руками их бери.

5 чтец

Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от нас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:
"Спасибо вам великое!".

6 чтец

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Приручите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Педагог.

Ребята, вашему вниманию предлагается викторина о птицах

  • Почему дятла называют «помощником» других птиц? (Дятел раздалбливает кору деревьев и таким образом облегчает другим птицам добычу пищи)..
  • Кто днем спит, ночью летает, прохожих пугает? Филин, сова.
  • Почему ученые оправдали кукушку, несмотря на то, что подкидыши-кукушата выбрасывают других птенцов из гнезда? (Кукушка - единственная птица, которая поедает мохнатых (ядовитых и самых прожорливых, уничтожающих лес гектарами) гусениц. Ни одна другая птица не прикасается к этим гусеницам.)
  • Каких птиц еще Древней Греции использовали для отправки сообщений на дальние расстояния? (Голубей. Голубиная почта существует и в наше время).
  • Какая основная причина перелета птиц в теплые края с приходом осени? (Только из-за отсутствия пищи. Холод не является причиной перелета. Голодная птица замерзает, сытая - никогда.)
  • Какие птицы прилетают к нам первыми весной? (Грачи.)
  • Почему весну «открывают» грачи, а ласточки прилетают позже других птиц? (Из-за способа питания. Грачи ищут корм в почве, а ласточки ловят насекомых на лету. Насекомые в воздухе появляются позже, соответственно, и ласточки прилетают позже других птиц.)
  • Почему перелетные птицы так спешат весной, а осенью не спешат? (Птицы осенью не улетают до тех пор, пока есть пища.)
  • Какие птицы совсем не летают? (Страусы, пингвины.)
  • Птенец какой птицы не знает своей матери? (Птенец кукушки.)
  • Где зимой и осенью спят вороны? (На деревьях в садах и парках, собираясь небольшими стаями.)
  • Как называется самец вороны? (Ворона, а ворон - это совсем другая птица, хотя они и родственники.)
  • Кто отдыхает сидя на проводах? Если она летает низко к земле - быть дождю. (Ласточка.)
  • Как называется встреча двух петухов? (Петушиный бой.)
  • В каком часу просыпается воробей? (Позже всех птиц, но всегда в одно и то же время в 5-6 часов утра.)
  • Какая птица является символом мира? (Голубь)
  • Какие птицы заготавливают корм на зиму? (Сойка, кедровка, поползень)
  • Что для птиц страшней зимой – голод или холод? (Голод, холод им не страшен, т. к. температура тела их примерно 42 градуса)
  • Какая птица выводит птенцов зимой и почему? (Клёст, т. к. он питается семенами хвойных деревьев, которые созревают к концу года)
  • Какую птицу можно назвать «лесной журналисткой»? (Сороку)
  • Какую птицу называют «пернатой кошкой»? (Сову)
  • Почему надо охранять птиц? (Потому что они приносят большую пользу, уничтожая насекомых - вредителей).
  • Какая птица помогает расселять кедр? (Кедровка)
  • Птица-акробат наших лесов. (Поползень)
  • Самая большая куриная зимующая птица наших лесов, которая зимой питается хвоей сосны. (Глухарь)
  • Птица, которая прилетает к нам с первым снегом. (Снегирь)
  • Кто из птиц помогает лес сеять? (Кедровка, сойка, дрозды-рябинники, свиристели)

Затем проходит награждение победителей конкурса листовок.

Практическая часть акции

Педагог.

Ребята! Я думаю, что каждый из вас понимает необходимость помощи птицам. Ведь совсем нетрудно покормить их морозными зимними днями, а остатки продуктов, кусочки хлеба есть в каждом доме. Чтобы привлечь внимание всех жителей села к этой проблеме, юные экологи приготовили и выпустили экологические листовки, которые можно прикрепить на магазинах, на почте, на школе. Сейчас начнётся практическая часть акции, мы пойдём в Кордовский бор и повесим кормушки. Классы получат листовки, которые надо будет распространить среди жителей. В каждом классе необходимо выбрать ответственных за кормление птиц. Остатки продуктов можно будет взять в школьной столовой. Давайте будем добрее друг к другу и к нашим пернатым друзьям. Ведь наша доброта поможет спасти жизни маленьких птичек, которые будут радовать нас весной звонкими песнями.

(Выходим на улицу и развешиваем кормушки, насыпаем корм в них

Приложение 1.

Классный час

«Птицы зимой»

Классный час является одним из системы мероприятий Акции «Помоги зимующим птицам»

Цель мероприятия : расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи мероприятия:

  • закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц;
  • воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время;
  • развивать интерес и любовь к окружающей среде родного края.

Мероприятие было построено таким образом, чтобы каждый учащийся принял активное участие. Классный час имеет практическую направленность: дети готовили сообщения, листовки, кормушки, стихи..

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

  1. Организационная часть. На доске слова:

«Мне не унять метели,

Не растопить снега,

Но чтобы птицы пели

Это в моих руках».

О каком времени года говорится в этом четверостишии?

Кому посвящён наш классный час?

Определите тему нашей работы. (Птицы зимой ).

Наш классный час проводится в рамках Акции «Помоги зимующим птицам».

  1. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

Подготовленные учащиеся читают стихотворение Е. Благининой «Морозы», выясняется уровень его восприятия.

1ученик. Морозы жестокие в этом году...

Тревожно за яблоньку в нашем саду,

Тревожно за Жучку:

В её конуре

Такой же морозище,

Как на дворе.

Какая погода бывает зимой? (морозная, холодная ).

2 ученик. Но больше всего беспокойно за птиц,

За наших воробышков, галок, синиц:

Ведь очень уж холодно в воздухе им.

Поможем ли мы беззащитным таким?

Почему беспокойно за птиц? (им холодно, они мёрзнут )

3 ученик . Поможем! Их надо кормить, и тогда

Им будет легко пережить холода.

Как можно спасти птиц от холода? (их нужно кормить ).

Как помочь птицам зимой - это проблема, которую мы должны решить.

Что мы должны изучить сегодня, чтобы правильно организовать помощь птицам?

Составим план.

1.Изучить, какие птицы зимуют в нашем селе и районе

2. Изучить, какой корм едят птицы.

3. Изучить, как можно организовать помощь птицам.

  1. Решение поставленной задачи.

1.Беседа - Одни птицы питаются только насекомыми и гусеницами, другие - пищей растительной, но есть такие, которые едят и то, и другое: насекомых, ягоды, семена, гусениц - они всеядные (воробей, ворона, голубь, синица).

Как вы думаете, какие птицы лучше приспособлены к жизни в природе? Почему? (Всеядные - т. к. с исчезновением одной пищи они переключаются на другую и выживают - они жизнеспособнее) многие из этих птиц остаются на зиму у нас - они зимующие.

Какие птицы остаются зимовать в нашем селе? (воробьи, голуби, сороки, вороны).

Какие птицы прилетают в город зимовать? (синицы, снегири, поползни, свиристели)

Чем питаются оставшиеся зимовать птицы?

(Отыскивают спрятавшихся на зиму в коре насекомых и их личинки, едят почки, плоды и семена растений - рябины, клёна, боярышника и др.) Достаточно ли этого корма, чтобы прокормить всех оставшихся в городе птиц? (нет).

Кто может помочь птицам с кормом? (люди).

Подведём итоги 1 части нашего плана.

Какие птицы зимуют в нашем селе?

Каждый называет по одной птице, пока не перечислят всех зимующих в городе птиц.

Молодцы. Теперь мы знаем, какие птицы зимуют у нас.

2.Перейдём ко второй части плана. Что мы должны узнать?

(Чем питаются разные птицы? Что подойдёт для угощения птиц?)

Дети выступают с проектами о птицах. (заранее подготовлены)

Воробей. Зимой воробьи держатся стайками - так легче найти пищу. Компанейская птица. Их бодрое чириканье слышно всегда в оттепель. В холода воробьи держатся ближе к жилью человека - там легче добыть пищу.

(Презентацией Тихвинской Киры).

Какое угощение можно приготовить воробьям, голубям?

Синица. Синица очень подвижна, стремительно перемещается в ветках, быстро осматривает их в поисках пищи. Ей при такой подвижности нужно много пищи. Синица всеядна, кроме насекомых, она ест семена, мясо, сало, рыбу. Интересно наблюдать, как синица, найдя твёрдую пищу, быстро взлетает на ветку и, зажав семечко или что - то другое между пальцами цепких ног, быстрыми и точными ударами крепкого острого клюва скоро раздалбливает скорлупу или оболочку семени. Пёстрый наряд синички помогает ей затеряться среди солнечных бликов в ветвях. Песня у неё звонкая - «Тинь -тинь!» Синица очень сообразительна: легко разрывает полиэтилен, в котором вывешивают или выставляют на балкон рыбу, мясо, сало; она легко открывает бутылки с молоком и сливками, ест масло.

Поползень. У него большие пальцы на ногах с длинными цепкими когтями, которыми он держится за кору. Длинный и острый клюв помогает ему вытаскивать из отверстий и щелей в коре корм. Не случайно расцветка птицы: светлая, окраска спины сливается с корой осины, тополя и других деревьев, и птица малозаметна. Попробуем догадаться, почему эту птицу назвали поползень? (Она передвигается, прижимаясь к стволу, как бы ползёт по коре, но делает это быстро).

Снегирь. Снегирь в основном питается ягодами и семенами растений. Мёрзлые ягоды хорошо поддаются мощному, хоть и короткому, клюву. Стайка снегирей очень красиво смотрится на ветках.

Свиристель. - Как вы думаете, стоит ли рвать рябину, мелкие яблочки, чтобы накормить снегирей, свиристелей? (нет, птицы сами поедят их на деревьях, не надо ломать ветки рябин, яблонь, черёмух, но можно положить засушенные летом ягоды с дачи)

Итак, многие зимующие птицы едят разную пищу - это помогает им пережить холода. Пища зимующих птиц - насекомые, черви, почки, семена, ягоды, не стоит давать свежий хлеб. В сильные холода птицы жмутся к человеческому жилью, где легче найти пищу. Лапы, клюв и окраска птиц хорошо приспособлены к добыванию пищи.

  1. Закрепление знаний.

Задания

  1. У какой птицы птенцы вылупляются зимой? (Клёст). Чем она выкармливает птенцов?
  2. Подумайте, о ком этот текст

«Головка у этой птички в чёрной шапочке, спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко - жёлтая, будто в жилетик нарядилась. Летом она питается жучками, червячками, а зимой в бескормицу ест всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но больше всего охотница она до свежего несолёного сала». (Синица).

«Маленький мальчишка в сером армячишке по двору шныряет, крохи собирает». (Воробей )

«Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдёт приют:

Не боится он простуды –

С первым снегом тут как тут» (Снегирь ).

«Бела как снег,

Черна как уголь,

Вертится, поёт,

Шум создаёт». (Сорока )

  1. «Кто прилетел к кормушке?»

Положил я в птичью кормушку ветку сушёной рябины, крошки хлеба, пшена, подвесил небольшой кусочек сала и стал наблюдать.

Сначала шумной стайкой прилетели небольшие серенькие птички. Они весело чирикали, и клевали крошки хлеба и пшено. Это были (воробьи).

За ними прилетели птички с жёлтыми грудками и чёрными галстучками. Они тоненько попискивали и забавно качались на шпагате, на котором висели кусочки сала. Это были (синички).

Когда на кормушке осталась одна рябина, птицы разлетелись. И тогда к ней подлетели пушистые серовато-бурые птицы с красными грудками. Концы хвоста, крыльев и голова у них были черно-синими, и на крыльях белые полоски. После их посещения на ветках ничего не осталось. Это были (снегири).

А после всех к кормушке прилетели две бело - чёрные птицы, которые своими круглыми любопытными глазами разглядывали, что осталось после гостей? Это были (сороки).

Молодцы. А теперь составим Памятку «Помоги зимующим птицам».

Что мы можем сделать, чтобы помочь птицам не замёрзнуть?

Памятка.

  1. Привлечь внимание людей. Нарисовать рисунки, листовки, газеты.
  2. Организовать птичью столовую, регулярно подкармливать птиц.
  3. Рассказывать о своей работе, привлекать родителей, родственников.

5.Рефлексия. Дети поочередно читают стихи Михаила Глазкова «Поделитесь с птицами едой...».

Накрошите хлеба им на блюдце.

Пусть они под вьюжною бедой

Не опустят крылья, не согнутся.

С малыми друзьями, земляками,

Если дорожите дружбой той

И сердца в груди у вас не камень.

Чтоб они, как только снег растает,

Пронеслись над полою водой

До своих гнездовий шумной стаей.

И они отплатят доброй песней.

Ну а с песней жить-то интересней,

До ста лет все будешь молодой.

ЗАКЛЮЧЕНИЯ. ВЫВОДЫ.

Классный час «Птицы зимой» является одним из мероприятий Акции «Помоги зимующим птицам». Целью было привлечь внимание к проблемам зимующих птиц, обобщить представления о птицах, зимующих в нашем селе (часто встречающихся, наиболее распространённых), организовать помощь птицам, в процессе беседы, объяснить детям, чем надо кормить птиц. Думаю, проведённое мероприятие способствовало формированию желания учащихся принять участие в Акции, оказать посильную помощь, сохранить жизнь птицам.

Хара Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №5 "Капелька"
Населённый пункт: Красноярский край, Курагинский район, п. Краснокаменск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Экологическая акция «Покормите птиц зимой»
Дата публикации: 06.06.2018
Раздел: дошкольное образование

Экологическая акция « Покормите птиц зимой»

МБДОУ №5 « Капелька» средняя группа « Колосок»

Руководитель экологического кружка « Родничок» Хара Н. В.

Участники акции дети средней группы 4-5 лет

Актуальность: Действительно,

особенно

суровая и многоснежная. Голодная птица сильно страдает от холода. Нужно поддержать

птиц зимой, сделать для них кормушки и не забывать подсыпать в них корм.

На протяжении многих лет с наступлением холода и обильного снегопада в

нашей группе, на основе экологического кружка « Родничок», стало уже традицией

проведение акций «Покормите птиц зимой! »

проходил

экологии

традиционную акцию « Покормите птиц зимой!» Такие акции являются прекрасной

возможностью проявить сочувствие и доброту.

Цель:

формирование экологической культуры у детей и родителей;

экологическое образование и воспитание населения;

привитие любви к природе;

воспитание бережного отношения к ней;

формирование познавательной компетенции и познавательных способностей

детей дошкольного возраста.

Предварительная работа:

Познавательное развитие - Беседы: Где живет птица? Опишите, как выглядит птица?

(части тела) Какие приспособления придумал человек для облегчения жизни птиц?

Боятся ли птицы? Кого и чего? Какую пользу и вред приносят? Как можно помочь

птицам и когда? "Что необходимо, чтобы зимующие птицы перезимовали?" "Какой

корм и для какой птицы нужно заготовить", "Кому для чего нужны клювы?" "Мы в

ответе за тех, кого приручили?" «Нужны ли нам птицы?»

Наблюдение на прогулке за воронами, воробьями, снегирём. Просмотр презентации

"Птицы нашего края", Использование медиа-ресурсов (видео, мультфильмы о птицах,

Эксперименты и наблюдение за птицами зимой.

Социально-коммуникативное развитие - Изготовление кормушек в совместной с

родителями и педагогами деятельности Размещение кормушек на участке детского

сада. Подкармливание птиц. Дидактические игры, упражнения « Третий лишний»,

«Зимующие и перелётные птицы», «Угадай по описанию».

Речевое развитие - Чтение рассказа Г. Скребицкого «Длиннохвостые разбойники».

Стихотворение А. Яшина “Покормите птиц зимой”, М. Глазкова «Покормите

птиц».Чтение рассказов М. Пришвина, В. Бианки.

Загадывание загадок, разучивание стихотворений, потешек, пословиц.

Составление описательных рассказов « Опиши снегиря», « Прилетел к нам воробей»,

«Что за птичка меленькая синичка?»

Художественно эстетическое развитиеРисование « Воробьишко», Аппликация

«Снегирь», « Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли» (коллективная)

Лепка – « Воробей» . Конструирование из природного материала « Совушка - сова»

Физическое развитие – подвижные игры - Подвижные игры «Перелёт птиц»,

«Птички в гнёздышках», «Совушка – сова»; «Птички и кошка»

Пальчиковые игры «Сколько птиц к кормушке нашей. Прилетело? » «Воробьи

– воробушки», «Птичья кормушка», «Дятел», «Сорока».

Ожидаемый результат:

У детей сформирована система знаний о зимующих птицах;

План мероприятий с родителями:

Буклеты: «Покормите птиц зимой».

Памятки: «Меню для птиц».

Инструкция по изготовлению кормушек.

Изготовление масок птиц.

Заключительными мероприятиями стали :

1. Вечер загадок «Птицы наши друзья» .

2. Расклеивание листовок на агитационных щитах своего посёлка с целью агитации

населения оказать помощь пернатым.

Полученные результаты:

У детей сформирована система знаний о зимующих птицах.

Созданы необходимые условия в группе по формированию целостного

представления о жизни зимующих птиц.

У детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.

У родителей появился интерес к образовательному процессу, желание общаться с

природой, участвовать в жизни группы

Дети в течение недели наблюдали за тем, залетают ли птицы в кормушки, оказалось, что

«кормушки – столовые» пользуются большим успехом у пернатых, а это говорит о том,

что работа была проведена не зря!

Наши дети – не равнодушные. Необходимо только помочь им понять это, направить

их пытливый ум и детскую энергию в нужное русло. И весна придет к нам вместе с

слышать приятнее от мысли о том, что мы помогли сохранить этот непоседливый и

неугомонный счастливый хор.

экологического

воспитания

являются

экологические

Вот такие кормушки

смастерили дети вместе с

родителями

Дети призывали взрослых и детей

покормить птиц зимой.

Прилетайте птицы к нам.

Очень рады мы гостям!

«Мы кормушки смастерили.

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед

прилетели на обед».

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Дошкольный возраст - самоценный этап в формировании экологической культуры личности. В

этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально

Ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических

позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании

неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических

представлений, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней,

активность в решении некоторых экологических проблем, выработка эмоционально-

нравственного и действенного отношения к природе. Экологическая культура есть результат

воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с

окружающей его природой.

Мои целевые установки заключается в создании условий для формирования экологической

культуры детей дошкольного возраста. Формирование экологической культуры личности –

сложный и длительный процесс. Необходимо научить детей экологически целесообразному образу

жизни. Работа в этом направлении должна начинаться уже с младшего дошкольного возраста,

когда в детях закладывается фундамент познавательной активности.

Для достижения поставленной цели педагогической деятельности я решаю следующие задачи: 1.

Создание экологической развивающей среды.2. Формирование системы элементарных научных

экологических знаний,

доступной пониманию ребёнка-дошкольника через интегрированный подход.

3. Развитие познавательного интереса к миру природы.

4. Формирование первоначальных умений и навыков экологически

грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения, умений наблюдать за

природными объектами и явлениями.

5. Воспитание гуманного, эмоционально-положительного отношения к миру природы и

окружающему миру в целом.

6. Формирование психических процессов: памяти, внимания, мышления,

воображения.

7. Развитие познавательно-творческих способностей детей.

8. Повышение уровня информационной культуры и педагогической компетенции родителей в

вопросах экологического воспитания.

9. Формирование у родителей потребности в знаниях об экологической культуре в жизни и

желания передавать их детям собственным примером.

В качестве теоретического и методического основания для решения поставленных целей и задач

экологического воспитания дошкольников я использую результаты отечественных исследований,

положительный опыт работы с дошкольниками в области экологического образования:

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.

Васильевой, которая способствует созданию наиболее благоприятных условий для полноценного

проживания ребёнком дошкольного детства, формированию основ экологической культуры в

соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста;

Программа « Безопасность» под редакцией Н.Н. Авдеевой, Н.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной,

способствующая формированию основ экологической культуры, ценностей ЗОЖ, норм

безопасного поведения детей дошкольного возраста.

Программа « Наш дом - природа» под редакцией Н.А. Рыжовой

Программа «Юный эколог» » под редакцией С. Н. Николаевой;

«Добро пожаловать в экологию» под редакцией О.А. Воронкевич,

«Экологические занятия с детьми» под редакцией Т.М. Бондаренко

«Войди в природу другом» под редакцией З.Ф. Аксеновой

«Экологическое окно в детском саду» под редакцией В.М. Корниловой.

Методика моей работы с детьми строится на эмоциональном воздействии природы на чувства

ребёнка – удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме

соприкасаются с окружающей природной средой. Содержание работы по экологическому

образованию дошкольников строю по следующим блокам: Я и природа. Вода. Воздух. Песок,

глина, камни. Солнце. Почва. Растения. Животные. Лес и его обитатели. Человек и природа.

В своей работе по экологическому воспитанию детей использую разнообразные формы и методы

в комплексе. Выбор форм и методов обучения и необходимость комплексного их использования

определяется возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных

задач, которые необходимо решить воспитателю.

Формы организации экологического образования детей:

Непосредственно образовательная деятельность (Образовательные области «Познание», «Труд»,

«Художественное творчество», «Социализация», «Музыка», «Безопасность», «Здоровье».

«Коммуникация»; «Чтение художественной литературы», «Физическая культура» и их интеграция),

дидактические игры, создание педагогических ситуаций, наблюдения за трудом взрослых, за

природой, на прогулке; сезонные наблюдения и др.

Совместная деятельность воспитателя с ребёнком (целевые прогулки, экскурсии в природу;

обсуждение с детьми правил безопасного поведения в природе: «Дикие животные: друзья или

враги? », «Чем опасны грибы?», «Правила друзей природы», «Верни природе чистоту»;

эвристические беседы, в ходе которых дети получают возможность доказывать свои суждения,

используя накопленный опыт; посильный труд в природе, поисково-исследовательская и проектная

деятельность и т.д.

Самостоятельная деятельность детей в экологической развивающей среде (ведение и

заполнение уголка наблюдений за природой, рассматривание книг, картинок, альбомов, передача

природных явлений в рисунке, лепке, аппликации, настольно-печатные игры, театрализованные

игры, детская деятельность в уголке экспериментирования, уход за комнатными растениями,

наблюдение за сезонными изменениями и др.).

В своей работе по экологическому образованию использую следующие методы и приёмы: метод

наблюдения с подключением различных анализаторов, опыты и эксперименты, проблемные

ситуации или проведение опытов, позволяющих «открыть новое знание»; словесные методы

(беседа, проблемные вопросы, рассказы – описание, практическая деятельность в природе (труд в

природе, экологические акции, изобразительная деятельность с отображением природы), игровые

методы, практическая работа и поисковая деятельность; метод проектов.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска

универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких

средств является проектная деятельность. Использование технологии проектирования помогает

мне в работе по выбранному направлению педагогической деятельности, так как является

эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и

ребёнка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и

самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного

жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и

взрослых.

Экологический уголок группы - одно из любимых мест детей в нашей группе. В нем сосредоточены:

комнатные растения, требующие разных способов ухода, материалы для ухода за

растениями, «Огород на подоконнике» для организации наблюдений за ростом растений и

закреплению знаний о выращивании огородных культур (лук, петрушка, укроп и др.) и ухода за

ними. Календарь погоды со схемами, изображающими погодные явления, предназначен для

ежедневной работы с детьми. В природном уголке дети с удовольствием ухаживают за растениями,

собран различный природный материал. Активно использую труд в природе: осенью - уборка

сухих листьев, веточек; зимой - очистка участка от снега, постройки из снега; весной - участие в

обработке кустарников, посадка цветов на клумбу; летом – участие в посадке и прополке огорода,

цветников.

Уголок экологического воспитания содержит дидактические игры о природе, картинки и

иллюстрации к разделу «Мир природы», книги об обитателях уголка природы, энциклопедии,

экологические сказки и рассказы, составленные детьми, которые мы оформили в виде книжек и т.д.

Организованные формы образовательной деятельности по экологии включают в себя

теоретическую и практическую части (опыты). Для воспитания у ребёнка интереса и

положительного отношения к объектам природы используются различные методы:

Самостоятельная работа с раздаточным материалом;

Дидактические игры и игровые упражнения: « Кто лишний», « Что изменилось?», «С какого дерева

лист?», «Найди ошибку» и т.д.

Индивидуальная работа;

Наблюдения на прогулке;

Экспериментирование.

Комплексно используются наглядные, словесные и практические методы и приёмы обучения.

Выполняя задания, дети знакомятся с объектами природы, их разнообразием, взаимодействием

друг с другом, без труда могут установить причинно – следственные связи между действиями

человека и состоянием природы.

Работа по экологическому образованию детей привела к следующим результатам и как следствие:

Становление у дошкольников начал экологической культуры, которое выявляется с помощью

мониторинга (2 раза в год);

Формирование эмоционально – доброжелательного отношения к живым существам в процессе

общения с ними;

Развитие интереса и любви к родному краю, формирование представлений об экологических

проблемах родного города;

Уточнение, систематизация и углубление представлений о живой и неживой природе;

Понимание причинно – следственных связей внутри природного комплекса: знакомство с

особенностями жизни животных, взаимосвязи растений и животных друг с другом и со средой

обитания;

Умение создавать и поддерживать необходимые условия для роста растений и жизни животных в

Ответственное и бережное отношение к домашним животным, растительному богатству нашего

Воспитание отзывчивости и коммуникабельности, стремления сочувствовать другим людям,

поддерживать их в трудную минуту, уважительное отношение к традициям своего народа;

Формирование представлений о том, что человек – часть природных объектов, а их сохранность

– прямая обязанность человека;

Охрана и укрепление здоровья детей, их правильное взаимодействие с природой;

Формирование представлений о том, что состояние здоровья человека зависит от состояния

окружающей среды и собственного поведения.

В заключение хочется отметить, что формирование экологической культуры есть осознание

человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание

необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего

развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс. Экологическая культура как

часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний,

опыта, технологий и передачей их старшим поколениям младшему в виде нравственных понятий.

В то же время экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умение

индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. В детстве это

умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и

практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и социумом.

Отчет по экологической акции в детском саду «Покормите птиц зимой!»

Материал предназначен для воспитателей, педагогов, родителей.

«Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть одна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну»


Задачи:
- расширить представления детей о птицах,
об условиях их жизни, продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению;
- закрепить понятие о необходимости помогать птицамв холодное время года;
- воспитывать в детях доброту,приучить их заботитьсяо птицах, наблюдать за ними,
испытывать радость от сознания, что, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.

Это известное стихотворение Александра Яшина написано в 1967 году.
Многое изменилось в жизни людей за это время, но, по-прежнему, птицы нуждаются в зимнее время в нашей помощи.
Действительно, зима – трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. Голодная птица сильно страдает от холода. Нужно поддержать птиц зимой, сделать для них
кормушки и не забывать подсыпать в них корм.
Зимняя подкормка птиц – довольно старая традиция. Первыми инициаторами ее были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться. Зимой даже лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Голод заставляет на время забыть о естественной осторожности.
Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и в обучении и воспитании детей. Дети через беседы, познавательные занятия и наблюдения узнают о различных видах птиц своей местности, узнают характерные особенности внешнего вида, поведения, учатся заботиться о птицах, испытывают радость от осознания того, что, делясь крохами, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.
Дети охотно участвуют в организации и проведении подкормки зимующих птиц: изготавливают совместно с родителями кормушки, собирают корм и разрабатывают «птичье меню».
Стало уже традицией проведение акций «Покормите птиц зимой! » и «С каждого по зернышку», тем самым прививая детям, любовь ко всему живому,

1.Акция «Покормите птиц зимой! »
Ее целью является изготовление кормушек детьми совместно с родителями, их размещение на территории детского сада, организация дежурств в «птичьей столовой».
Родители и дети ответственно относятся к серьезному и нужному делу – изготовлению кормушек. Они их изготавливают из бросового и природного материала

2.Акция «С каждого по зернышку».
Ее цель : сбор корма для птиц, систематическое пополнение кормушек собранным в ходе акции кормом.
Дети и их родители приносят разнообразный корм для птиц: пшено, гречку, семена подсолнечника, семена тыквы, печенье, сухари, и др.).
Дети не просто участвовали в развешивании кормушек на деревьях. Время, проведенное на природе, стало для них маленьким праздником: ребята кормили пернатых, приготовленным заранее угощением, рассказывали стихи и разгадывали загадки о птицах.



Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в «Птичьей столовой», чистят и подправляют кормушки, пополняют их собранным кормом. А птицы и рады, со всех сторон слетаются, им такой прием очень нравится.
Наблюдая за птицами, дети заметили, что, пополняя кормушки в одном и том же месте и в одно и тоже время, птицы привыкают к постоянным местам кормежки и посещают их с точностью часов.
Каждый день мы добавляли в кормушки разный корм. Первыми заметили кормушки воробьи. Сначала они с опаской подлетали к кормушкам, долго оглядывались, но постепенно освоились и перестали бояться детей. Однажды прилетали синички. Оказалось, что синички и воробьи отличаются друг от друга. Иногда прилетают сороки и вороны, один раз прилетали даже снегири, но самыми частыми гостями являются голуби.
Воробьи и голуби прилетают стайками, а синички по 2-3, сороки и вороны поодиночке.
В ветреные дни птицы не прилетают.
Кормушки за время наблюдений посетили 6 видов птиц. Это воробьи, синицы, голуби, снегири, вороны и сороки.
Результатом хорошей подкормки является то, что стайки птиц в ожидании корма держатся на участке детского сада, ждут его. А для того, чтобы дети знали, как называется тот или иной посетитель кормушки, чем он любит полакомиться, мы изучали книгис изображением птиц и советами, просмотрели ряд презентаций о зимующих птицах, проводились познавательные занятия, беседы.
Ежедневная подкормка птиц на участке создает хорошие условия для систематических наблюдений за ними. Цикл наблюдений может складываться по-разному в зависимости от поведения конкретных птиц (одни кормятся, другие только наблюдают за остальными).

Наблюдение 1. «Какие птицы прилетают на кормушку?»
Цель: учить детей, рассматривая птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам; познакомить с их названиями.

Наблюдение 2. «Ищем птичьи следы».
Цель: установить, что на свежевыпавшем снегу остаются разные следы: от людей, животных; птичьи следы похожи на крестики, по ним можно узнавать, какие птицы были на участке и что они делали.

Наблюдение 3. «Как птицы передвигаются по земле?» (Задание детям для самостоятельного наблюдения.)
Цель: учить детей замечать особенности передвижения птиц по земле: ворона ходит большими шагами - у нее ноги длиннее, чем у воробья и голубя, воробей скачет на двух ножках; голубь делает частые шаги, оставляя на снегу красивую цепочку «крестиков». Следы
могут внезапно обрываться, это означает, что птица взлетела, оставив следы от раскрытых крыльев и хвоста.

Наблюдение 4: «Как птицы летают?»
Цель: обратить внимание детей на то, что птицы в полете выглядят иначе, чем на земле: у них широко раскрыты крылья, хвост, шея и ноги вытянуты. Птицы летают, потому что машут крыльями, отталкиваясь ими от воздуха; птицы могут летать и не размахивая крыльями - планировать, в этом случае они теряют высоту и постепенно снижаются. Садясь на землю, деревья, крышу дома, птица складывает крылья и хвост, чтобы они не мешали.

Наблюдение 5. «Когда птицы бывают заметны?»
Цель: познакомить детей с умением птиц затаиваться, с их маскировочной окраской: птицы хорошо видны на фоне неба, снега, когда летят или ходят; их трудно заметить, когда они затаиваются, сидя на ветках деревьев, кустарников, особенно незаметными становятся воробьи.
В ходе проведения акций дети поняли, что они делают хорошее дело – помогают выжить птицам в самое трудное время года.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АКЦИЯ «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ»
В рамках Всероссийской детской акции «С любовью к России мы делами добрыми едины»

Дата проведения: декабрь-апрель 2013 года
Место проведения: с. Мильково, Камчатский край
Участники: дети и взрослые с. Мильково
Ответственные: Е.С. Межерицкая, координатор детского общественного Движения «Новое поколение»

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

А. Яшин

Зима - самое суровое время для птиц, особенно в нашем Камчатском крае. Птицы могут противостоять холодам, но только в том случае, если вокруг много подходящего корма. Большое число птиц в зимние месяцы гибнет именно от бескормицы. И очень важно в конце зимы, когда уже не остаётся корма, позаботиться о наших пернатых. В детском общественном Движении «Новое поколение», которое действует в рамках Всероссийского детского общественного экологического Движения «Зеленая планета» прошла акция «Покормите птиц зимой».

Цель акции:
- Помочь зимующим в нашем районе птицам пережить холодный период

Задачи акции:
- Познакомить детей с видовым разнообразием птиц, живущих на Камчатке – провести познавательную экологическую викторину перед акцией.
- Воспитывать у юных жителей нашего села любовь к родному краю, его природе, прививать им практические навыки экологически разумного поведения
- Приготовить вместе с детьми кормушки для птиц, развесить их в окрестностях с. Мильково и наполнять кормом в течении зимнего времени.
- Сделать общую копилку корма для птиц в РДДТ и использовать её для наполнения других кормушек на территории с. Мильково
- Привлечь внимание жителей нашего села к проблемам зимующих птиц.

Общие сведения об акции

Зима в этом году, как никогда снежная, холодная. Акция «Покормите птиц зимой», которую проводит ежегодно районный Дом детского творчества, очень нужная. Птички стаями сидят на деревьях, где висят кормушки.

Данная акция состоит из нескольких этапов.
1. Познавательный.
2. Практический
3. Заключительный.

На первом этапе ребята участвуют в различных викторинах, конкурсах, слушают лекции, готовят всевозможные выступления, узнают много о птицах и животных, о разнообразии животного и растительного мира Камчатки.
22 февраля в актовом зале проводилась викторина, принимали участие учащиеся объединений нашего Дома творчества, более 70 ребят участвовали в ней. В конце викторины была презентация о птицах Камчатки. Здесь были подведены итоги конкурса на лучшую кормушку, в котором победило объединение «Геолого-экологическое» (руководитель В.М.Красильникова). Ребята из этого объединения соорудили десять замечательных кормушек.

Второй этап. Этот этап акции «Покормите птиц зимой» самый интересный и трогательный. Есть уже традиция, где развешиваются кормушки. В первые годы это была территория Дома творчества. Потом ребята обратились к людям, которые увлекаются лыжным спортом. Есть у нас в селе Мильково лыжная база «Весёлая горка». Ребята повесили кормушки на трассе 3 и 5 км. И обратились ко всем любителям этого спорта, чтобы выходя на лыжню, они брали с собой немного зернышек для птичек.

Ребята вывешивают кормушки около своих домов, где также развесили плакаты-обращения к жителям домов, чтобы они не остались равнодушными и подкармливали пернатых.

Кроме этого, учащиеся из объединения «Экологическая полиция» (руководитель Межерицкая Е.С) продолжили акцию на автостанции с. Мильково. Они обратились к жителям нашего села, которые отправляются в путешествие по трассе «Мильково-Петропавловск», к водителям междугородних автобусов. Им раздали листовки и кормушки, и попросили водителей повесить их в посёлке Ганалы, где находится промежуточная остановка, а пассажиров попросили не забывать насыпать корм птицам.

Заключительный этап. Подводятся итоги акции, анализируются минусы и плюсы, чтобы не повторять ошибки на следующий год. Учащиеся дают материалы об акциях в СМИ, на сайты.

Учащиеся Дома детского творчества всегда с удовольствием участвуют в экологических акциях, впереди у нас еще акции «Чистые дороги» и «Сохраним лес от пожара!»

Наталья Безрукова
Акция «Покормите птиц зимой!»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6 «Солнышко»

В подготовительной группе

Выполнил :

Воспитатель Безрукова Н. Г.

г. Семенов

Пояснительная записка.

Несмотря на то, что зима уже перевалила на вторую половину и день начал прибавляться, в лесу в это время особенно сумрачно. Особенно тяжело приходится зимующим птицам . Посмотришь в окно, а там синичка сидит, так смотрит на тебя молящим взглядам и словно говорит - «Замерзаю, голодаю, не дожить мне до весны» !

Наблюдая на прогулке с детьми за птицами , мы единогласно решили помочь пернатым друзьям и организовать традиционную акцию

«Покормите птиц зимой .

Совместно с родителями наших воспитанников была организованна выставка кормушек, сделанных своими руками, каждый из участников придумал свою, особенную кормушку, проявив талант, творчество и сострадание к зимующим птицам . Дети с восторгом рассказывали друг другу о трудностях при изготовлении птичьих домиков.

Мы были приятно удивлены количеству и разнообразию принесенных кормушек! Мамы, папы, дедушки и бабушки ребятишек постарались на славу! Была организована выставка, где все желающие смогли рассмотреть работы участников и выбрать наиболее интересную, функциональную кормушку.

Цель акции :

формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах птиц птицам

Задачи :

Закреплять знания детей о зимующих птицах (название, повадки и особенности поведения и др.) ;

Продолжать формировать правила поведения в природе;

Совершенствовать связную речь

Участники : дети и воспитатели подготовительной группы, родители.

Интеграция образовательных областей : Речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие

Предварительная работа :

Наблюдение на прогулке за воронами, воробьями, снегирём.

Чтение рассказа Г. Скребицкого «Длиннохвостые разбойники» .

Стихотворение А. Яшина “Покормите птиц зимой” , М. Глазкова «Покормите птиц » .

Дидактические игры («Разрезные картинки - птицы » , «На птичьем дворе» , «Ласточка» ).

Игровые упражнения («Птички» , «Птички в гнездышках» , «Найди отличия» , «Кто как голос подаёт» , «Кто улетел?» ).

отгадывание загадок.

Составление описательных рассказов, беседы.

Анкетирование родителей «Что вы знаете о зимующих птицах »

В результате акции дети знакомятся с повадками, условиями жизни, узнают о пользе птиц на Земле .

Зимующие птицы птицы голодают и даже погибают.

Они прилетают к нашим жилищам за помощью.

И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.

Со своим докладом проявила желание выступить Настя Р.

«Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для родителей.

ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ КОРМИМ ЗИМУЮЩИХ ПТИЦ

Уважаемые родители!

Просим вас ответить на наши вопросы.

1. Регулярно ли Вы кормите зимой с вашим малышом птиц ? Если нет, то когда?

2. В какое время суток насыпаете корм?

3. Где, в каком месте Вы проводите подкормку? (на балконе; на кормушке, которую вывесили; около дома; в детском саду или другое) .

4. Чем кормите птиц ?

5. Кто является инициатором подкормки : Вы или ребенок?

6. Какие птицы прилетают к Вам кормиться?

7. Удается ли Вам с ребенком понаблюдать за поведением птиц у кормушки ? Как часто?

8. Если не наблюдаете за подкормкой птиц , что Вам мешает?

9. Имеется ли интерес у ребенка к подкормке птиц , в чем это проявляется?

10. Заметили ли Вы какие – либо изменения в поведении и характере ребенка после начала подкормки птиц ?

11. Используете ли Вы художественную литературу для поддержания интереса и воспитания любви к птицам ?

12. Смотрите ли Вы телевизионные передачи о природе вместе с ребенком? Если да, то какие?

13. Делали ли Вы вместе с ребенком кормушки для птиц ? Кто являлся инициатором : Вы или ребенок?

14. Хотели бы Вы принять участие в конкурсе по изготовлению кормушек и включиться вместе с вашим ребенком в зимнюю подкормку птиц в рамках детского сада?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Загадки, стихи :

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая ,

Птица говорливая ,

Самая болтливая. (Сорока)

Эту птицу каждый знает ,

В теплый край не улетает

Эта птица - круглый год

Во дворе у нас живет

И чирикает она

Громко с самого утра :

Просыпайтесь поскорей. -

Всех торопит. (Воробей)

С желтой грудкой у окошка

Собирает шустро крошки

Отгадайте что за птица ?

Называется …

(Синица) .

Хочет с детства эта птица

Стать известною певицей.

День и ночь неугомонно

" Кар–кар–кар! " – поёт …

(Ворона) .

Все деревья с интересом

Изучает доктор леса.

Если дерево ест жук,

Доктор сразу : ТУК ТУК ТУК!

(Дятел)

Он живет на площадях,

На деревьях и ветвях.

Он воркует, не поет,

Бодро семечки клюет.

(Голубь)

Покормите птиц зимой !

Покормите птиц зимой ,

Пусть со всех концов,

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна,

Будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть,

И для них тепло.

Разве можно забывать :

Улететь могли, а остались зимовать .

Заодно с людьми.

Мы кормушку смастерили.

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь – сосед,

Будет вам зимой обед !

В гости в первый день недели,

Две синицы прилетели,

А во вторник – снегири,

Ярче утренней зари!

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев –

Десять жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог.

Прилетело семь сорок

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Беседа с детьми.

Тема : «Покормите птиц зимой »

Цель : формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах ; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц ; воспитывать заботливое отношение к птицам , желание помогать им в трудных зимних условиях.

Воспитатель беседует о том, что зима давно уже вступила в свои права : дуют холодные ветра, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрепят от холода.

А как живется зимой птицам ? (Голодно птицам , насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав – под снегом. Мало корма находят птицы зимой . С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые, перьевые шубки защищают от холода, но не от голода) .

В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Девять погибают от голода.

Жалко? (Очень жалко)

Послушаете стихотворение Н. Грибачева.

Ну, морозы, ну, морозы,

Нос наружу – ой – ой – ой!

Даже белые березы

В серой корке ледяной.

Даже белки - непоседки

В ожидании тепла

Не снуют на ветку с ветки,

Не вылазят из дупла.

И голодная синица

Тихо плачет у окна :

«Негде греться и кормиться,

Ни козявки, не зерна.

День дымит морозной далью,

Ночи стылы и темны,

Замерзаю, голодаю,

Не дожить мне до весны!»

Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам ?

Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог каждый час!

Послушайте продолжение стихотворения.

И сказал Сережка : «Ладно!

Потерпи не долгий срок…»

И достал он из чулана

Длинный гвоздь и молоток.

Похрустев по снежной корке,

Где петлял следами лис,

Закрепил у старой елки

На пеньке фанерный лист.

А на лист – зерна,

А на лист – пшена,

Конопли две горсти –

Собирайтесь, гости!

Ребята, а вы хотите помочь птицам ? А как?

Правильно, можно сделать и повесить кормушки.

Воспитатель предлагает разные варианты кормушек. Дети рассматривают и делятся предположениями, какую кормушку они сделают дома с родителями для «Птичьего кафе» . Можно предложить детям сделать две кормушки, одну для детского сада, а другую для дома.

Но чем мы будем их кормить? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если нет? Что делать? Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то, что летом бы не стали есть. Поэтому для подкормки годиться пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи - крупу, семена, хлеб. Снегири – семечки арбуза, тыквы; свиристели – рябину, маслины; голуби - крупу, хлеб.

Чтобы правильно кормить птиц , необходимо соблюдать некоторые правила :

Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;

Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилетать к этому времени;

Кормить птиц регулярно , ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить ;

Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

Воспитатель говорит, что во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать, как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу.

Какой внешний вид у птиц ? Какое поведение? Что едят разные птицы ?

Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, можно открыть для себя множество птичьих тайн.

Ребята, послушайте стихотворение А. Яшина.

Покормите птиц зимой ,

Пусть со всех концов

К вам слетаться, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать :

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми…

Если мы позаботимся о птицах зимой , летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т. д.

Каких зимующих птиц вы знаете ? (Воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны, снегири, дятлы, и т. д.)

Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны и …

По небу весело скользят,

Летят пернатые друзья

И пропоют, чирикая :

«Спасибо вам великое!»

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Игротека

«Воробушки и кот»

Подвижная игра

Все играющие изображают воробушков и находятся за кругом. Водящий – кот встает в середину круга. Воробушки то прыгают в круг, то выпрыгивают из него. Они собирают зерна (внутри круга рассыпаны фишки) . Кот бегает по кругу и старается поймать их. Воробушек, до которого дотронулся кот, все собранные зерна высыпает, затем вновь начинает их собирать. В конце игры отмечают самых проворных воробьев.

«Летает – не летает»

Словесная игра

Дидактическая задача : развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку.

Игровое правило : поднимать руку надо только в том случае, если будет назван летающий предмет.

Игровые действия : похлопывание по коленям, поднимание руки, отыгрывание фантов.

Ход ИГРЫ

Дети садятся полукругом, руки кладут на колени.

Воспитатель объясняет правила игры : я буду называть предметы и спрашивать : «Летает?» , например : «Голубь летает? Самолет летает?» , если я назову предмет, который в самом деле летает, вы поднимаете руки. Если я назову нелетающий предмет, руки поднимать не следует. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется заплатит фант.

Похлопывая по коленям, воспитатель и дети говорят «Поехали – поехали» , затем воспитатель начинает игру : «Галка летает?» - и поднимает руку.

Дети отвечают : «Летает» , - и тоже поднимают руки. «Дом летает?» - спрашивает воспитатель и поднимает руки. Дети молчат.

У многих ребят в начале игры руки непроизвольно, в силу подражания, поднимаются каждый раз. Но в том и заключается смысл игры, чтобы своевременно удержаться и не поднять руки, когда назван нелетающий предмет. Кто не удержался, платит фант, который в конце игры выкупается.

«Что за птица

Народная игра

Дидактическая задача : учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.

Игровые правила : описывать прилетевшую птицу нужно не только словом, но и имитацией ее движения. Кто правильно назовет птицу , тот становится водящим.

Игровые действия : имитация движений разных птиц , отгадывание, о какой птице рассказывается . Выбор водящего считалочкой.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Фотоотчет о проведении акции «Покормите птиц зимой

Наша группа " Солнечные зайчики»детского сада провела экологическую акцию "Покормите птиц зимой ! "

Поставили проблему : Помочь зимующим птицам . Дети написали письмо : " Дорогие зимущие птицы ! Приглашаем Вас в наш детский сад мы приготовили для Вас много кормушек, корма. Вам будет хорошо у нас, ждем! "Родители и дети изготовили кормушки. Кормушек сделали не счесть, здесь всякие кормушки есть. Из дерева, пластмассы, из много другого. Но главное с душою! Порадуем, обязательно птичек мы зимою ! "

Наши дети придумали девиз :" Мы спасатели и друзья птиц !



Открытие бизнеса