Как мотивировать ребенка к учебе. Апатия и потеря интереса к учебе. Поддержка познавательных увлечений

Ситуация, когда ребенок не проявляет интереса к учебе, знакома подавляющему большинству родителей. Обеспокоенные проблемой родители ищут способы возобновить интерес к учебе, прибегая к советам психологов и опытных педагогов.

Почему ребёнок не хочет учиться

Во многих случаях причина безразличия к занятиям в школе не заключается в неспособности ребёнка к обучению. Заинтересованному родителю, прежде всего, нужно убедиться в том, что ребёнок чувствует себя в школе комфортно - у него нет конфликта с одноклассниками или каким-либо учителем. Для этого нужно поговорить с классным руководителем или школьным психологом. Последний может рассказать про особенности психологического развития в данном возрасте и подсказать, как найти к ребенку ключи.

Кроме этого, причиной плохой успеваемости может быть:

  • неблагоприятная атмосфера в семье;
  • влияние плохой компании;
  • зависимость, например, от компьютера;
  • гиперактивность;
  • пропущенный базовый материал;
  • отсутствие интереса или способностей к конкретному предмету.

В каждом случае необходимо искать причину плохой успеваемости, в чем не будет лишней помощь психолога и педагогов. Родителям следует идти на контакт с учителями, чтобы постараться создать вокруг ребенка атмосферу понимания и поддержки. Выяснение причины поможет определить необходимые шаги для улучшения ситуации, а крики и ругань никогда не принесут никакого результата.

Как стимулировать интерес к учебе

  • раскрывать таланты ребенка, что скажется на его самооценке;
  • начиная с 10-11 лет общаться с ребёнком на равных, ни в коем случае не унижая и не ругая;
  • нанять хорошего репетитора, который поможет подтянуть какой-то предмет;
  • мотивировать похвалой и радоваться даже небольшим успехам;
  • искать нестандартные и интересные методы обучения;
  • формировать личную мотивацию, зачем учиться;
  • показывать связи между разными предметами и сферами жизни;
  • проявлять искренний интерес к тому, что учит ребёнок;
  • создать красивое рабочее место, где хочется проводить время.

Нередки случаи, когда ребенок не проявляет интереса к учебе из-за неинтересного ему стиля преподавания. Решить эту проблему можно, если отвести ребёнка в детский клуб Vikiland. Раскрыть таланты ребенка помогут опытные педагоги, которые ищут ключи к каждому. Занятия в Викиленд наполнены творческим духом, в клубе используются инновационные технологии и современные методики преподавания. Приложив немного усилий и проявив искренний интерес вместе с принятием своего ребёнка, каждый родитель сможет существенно улучшить ситуацию с успеваемостью.

Определимся с понятиями

Мотивация – это некая внутренняя сила, которая движет человеком, обеспечивая его настойчивостью и упорством для достижения поставленных целей. Наличие у ребенка мотивации к учебе – залог его успеха в школьном . Очень важно, чтобы школьник осознал – старательная и успешная учеба сейчас является ценной инвестицией в его будущее.

Интерес к получению знаний заложен в человеке природой. Успех в данном процессе, достижение желаемого результата и ощущение удовольствия от него, своевременная похвала – все это важно, особенно для ребенка.

Мотивация к учебе по разным причинам может периодически снижаться. Однако резерв сил, которыми обладает каждый ребенок, позволяет повысить его заинтересованность в процессе обучения. Главное – найти правильный подход и грамотно направить ребенка на предстоящую работу.

Почему он не хочет учиться?

От отсутствия или снижения мотивации к учебе не застрахован, увы, никто. И если мамы и папы «хронических» школьников-разгильдяев со временем уже привыкли к этому, как к постоянному явлению, то для родителей прилежных учеников и отличников плохие оценки ребенка, отсутствие у него желания и интереса к посещению , могут стать неприятным сюрпризом.

Источник фото: medikforum.ru

По мнению специалистов, это может быть вызвано:

  • наличием у ребенка проблем с состоянием здоровья;
  • определенными сложностями с познавательным процессом – мышлением, вниманием, памятью;
  • сильной школьной нагрузкой, обусловленной интенсивным учебным процессом, в совокупности с завышенными требованиями родителей к успеваемости собственного чада;
  • проблемами личностного характера – низкой самооценкой ребенка, определенными комплексами, часто вызванными, в том числе, и неправильным подходом родителей (бурным негодованием в качестве реакции на плохую отметку, сравнением неуспеха ребенка и достижений других детей);
  • наличием у школьника способностей только к определенным видам предметов (ребенок с легкостью осваивает иностранный язык или в восторге от биологии, а вот математика – совсем не его конек);
  • возрастным кризисом – для младших школьников, к примеру, свойственно преобладание интереса к играм над заинтересованностью к школьным занятиям.

Важные аспекты

Разбираясь с причинами плохой успеваемости ребенка, родители должны обратить внимание на атмосферу, которая сложилась в его учебном заведении. Комфортно ли ему в коллективе, нет ли у него сложностей в общении с одноклассниками или учителями? Ведь не секрет, что существуют педагоги, чей «особый подход» в преподавании отбивает охоту к учебе даже у самых прилежных детей.

Обязательно следует выяснить, насколько «сильным» с точки зрения знаний и успеваемости является класс, в котором учится ребенок. Если общий уровень класса – средний, то у ребенка вряд ли будет желание «повышать планку» и расти в плане получения знаний. Важный нюанс – отношение одноклассников к отличникам. Не считается ли постыдным среди детей в классе быть умным, не насмехаются ли там над детьми, которые учатся старательно?

Источник фото : infovoronezh.ru

Большое влияние на мотивацию школьника к учебе имеет отношение родителей к учебному процессу. Если взрослые не видят особой ценности в получении ребенком образования, то вряд ли можно ожидать от школьника ярко выраженной тяги к знаниям.

Повышению мотивации к учебе мешает и гиперопека со стороны взрослых – в любом возрасте школьник остается для родных несамостоятельным малышом, неспособным ставить перед собой задачи и принимать самостоятельные решения. Не будет сильной мотивации к учебе и у школьника, чьи запросы и желания исполняются родителями немедленно и в полном объеме. При таких исходных у ребенка волевые качества и упорство не смогут выработаться на нужном для учебы уровне.

Ищем правильный подход

Задача родителей – сформировать у школьника положительное отношение к учебе. Поскольку дети часто на кого-то равняются, то демонстрировать им наличие мотивации в любом деле у взрослых лучше всего получится на собственном примере – успешной учебой в школе, ВУЗе, достижениями в профессии.

Ребенок, который только пришел в школу – любознателен, усерден и полон интереса. Однако достаточно скоро ему предстоит узнать, что учеба – это серьезный и монотонный труд. А поскольку часто маленькие школьники бывают не готовы к этим обстоятельствам – то вскоре их настигает разочарование и запал угасает.

Чтобы не допустить этого, родители должны готовить его к реалиям школьных будней задолго до их начала, акцентируя внимание на самых, казалось бы, банальных мелочах – как спрашивать разрешения выйти из класса, как вести себя на уроке и на переменке.

Источник фото: detkam.su

Занятость взрослых – совсем не повод игнорировать дела школьника. Если он спрашивает о чем-то – надо постараться дать содержательный ответ, если просит помощи в решении сложных заданий или ситуаций – обязательно помочь. Ребенок должен чувствовать заинтересованность родителей, ощущать их поддержку.

Но это совсем не значит, что домашние задания взрослые должны выполнять вместо ребенка – ведь качественное школьное образование предусматривает как раз получение знаний, а не только высокую успеваемость.

Познавательную деятельность школьника надо стремиться поддерживать и поощрять. В помощь взрослым – при школе или . Родителям под силу сделать процесс получения знаний более интересным для ребенка – покупать качественную литературу по возрасту, организовать посещение музея или выставки с соответствующей тематикой.

Вне школы важно развивать таланты, которыми наделен ребенок – танцы, рисование, лепка и т.п. Он должен ощущать, что имеет способности и может добиться определенных результатов в этом направлении – это, несомненно, повышает уверенность в себе. Кроме того, так школьник будет развиваться разносторонне.

Важно с первых школьных лет давать ребенку возможность проявлять самостоятельность, учиться принимать решения и контролировать себя. Учеба будет успешной, когда школьнику в процессе не нужен «нагоняй» со стороны – от учителя или мамы, когда он осмысленно подходит к постановке целей, достигает их и несет ответственность за результат своих действий.

К «пролетам» ребенка в учебе взрослым стоит относиться без излишнего драматизма. Скандалы и угрозы тут совершенно ни к чему, они могут принести только обратный эффект. Родительская критика должна быть сдержанной и справедливой. Лучше обсудить ситуацию, дабы узнать, что помешало ребенку достичь нужного уровня, понять, где ему необходима помощь. Быть может, выяснится, что требования родителей сильно высоки. В любом случае, даже очень смышленые дети могут ошибаться.

У школьника любого возраста должен быть установлен режим дня с неким балансом между занятиями и отдыхом. Четкое планирование времени поможет ему мобилизировать силы для выполнения домашних заданий качественно и вовремя. Младших школьников следует готовить к предстоящей работе за пару часов.

Поскольку школьные оценки бывают не очень объективным показателем успеваемости ребенка, взрослым надо контролировать также его знания по определенному предмету. Этим родители продемонстрируют, что процесс изучения материала важнее полученного в виде оценки результата.

Не денежный вопрос

Чтобы повысить успеваемость ребенка некоторые мамы и папы пытаются заинтересовать его денежным поощрением – за прочитанную страницу текста, за правильно решенную задачу, за хорошую оценку. Психологи преимущественно не одобряют данный метод, поскольку школьник вскоре может прийти к тому, чтобы требовать плату за любой труд, даже если это будет касаться ежедневных обязанностей и обычных просьб родственников. Кроме того, и учиться он будет не для получения знаний, а чтобы угодить родителям.

Источник фото : buzuluk-inform.ru

Вознаграждение ребенка за успех в учебе в виде сладостей, прогулки в парк аттракционов, похода в кино допускается лишь в начальной школе, и особой роли в формировании внутренней мотивации ребенка оно не играет.

«Большие детки – большие бедки»

Если школьников-малышей пугать профессией уборщицы или грузчика нет смысла, то для старших детей слова «престижная профессия» – далеко не пустой звук. Человеку, умеющему учиться, получать новые навыки, мотивированному на достижение поставленных целей проще сориентироваться в современном мире. И этим надо апеллировать к почти взрослой личности, которая на время выпустила учебу из виду.

Источник фото: info.dv-com.net

В этом возрасте увлечение школьника вполне может помочь в дальнейшем самоопределении. Сын интересуется, к примеру, всем, что связано с компьютером, а дочь в курсе последних модных тенденций? Надо дать им возможность изучить информацию о ком-то из известных представителей IT-пространства или fashion-индустрии. Мягко и не навязчиво объясняя всю значимость хорошего образования в любой сфере деятельности.

Если старший школьник упорно делает акцент на одном или нескольких предметах – это даже неплохо. Так он сможет применить опыт последовательного изучения одного предмета, дабы «подтянуть» остальные. А еще, возможно, это поможет в дальнейшем самоопределении.

Формирование и поддержание мотивации к учебе у школьника – это кропотливый и серьезный родительский труд. Поскольку каждый ребенок – индивидуальность, то и общего решения проблемы быть не может. Если у взрослых не получается справиться с этими сложностями самостоятельно – надо обратиться за компетентной помощью специалиста.


Полезное видео

Простоправо ТВ рассказывает о новом законе об алиментах на детей. Подписывайтесь на наш канал на Youtube , чтобы не пропустить новое полезное видео о правах граждан и бизнеса в Украине.




У школьника проблемы с учебой, которые растут как снежный ком и норовят к новому году обрушиться лавиной на больную голову родителей. Знакомая ситуация?

Вместо того чтобы поднажать - переписать контрольную, прийти на дополнительный урок - подросток только прогуливает школу, злится, отмахивается от взрослых и еще глубже зарывается в компьютер.

В чем причина такого поведения, откуда берется равнодушие к оценкам и нежелание учиться, «Летидору» рассказывают педагог, психовизиолог и психолог.

Марина Сторина – педагог, логопед, мама двух подростков

Марина Сторина

Как и многие заботливые родители, хочу видеть своего ребенка успешным, увлеченным. И его апатия меня очень расстраивает. Поэтому если такая проблема уже появилась, необходимо разобраться в ее причинах. Их может быть несколько.

1. Прежде всего это – отсутствие сил, энергии, когда ребенок истощен. Например, после болезни. Или только заболевает. Или плохо спал, не отдохнул, переутомился. Неправильный режим дня , постоянное недосыпание. 7 уроков в школе, пара кружков, домашние задания. Дети не успевают переключиться, отдохнуть.

iconmonstr-quote-5 (1)

Равнодушие – это защитная реакция на нагрузки.

Что делать? Отдохнуть, организовать правильный режим дня. Сразу чудо не произойдет. На это нужно время.

2. Отсутствие у ребенка понимания смысла в учебе. Дети живут в некой реальности, оторванной от жизни. Не понимают, для чего им нужны нудные школьные предметы. Не видят перспективы.

Что делать? Объяснять зачем. Как пригодится русский язык, а где история и геометрия, физика и химия. Показывать, как взрослые решают ежедневные домашние дела с помощью этих знаний.

3. Переутомление мозга гаджетами: телефоном, телевизором, музыкой. Так называемое «сенсорное пресыщение». Это очень большая проблема, которая касается и взрослых. Люди залипают в экраны.

Что делать? Все выключаем. Да. Все! Отдыхаем.

iconmonstr-quote-5 (1)

Попробуйте сами. Все выключите, отложите книгу или журнал и сядьте на диван. Минут через 20 вам станет скучно. И захочется что-то поделать, почитать.

4. Большое количество в школе непонятных слов, обилие терминов. Мозг загружается, работает все медленнее, медленнее и, наконец, встает. Это похоже на то, когда мы пытаемся понять иностранную речь. Сначала вслушиваемся, пытаемся вникнуть . Потом теряем скорость понимания и уже не пытаемся догнать. В результате теряем интерес к предмету.

Что делать? Поддержать, помочь ребенку прояснить значение слов. Иногда приходится возвращаться к давно пройденному, но недопонятому материалу. Это можно сделать «между прочим». На прогулке, за обеденным столом, в пути. Как бы не тратя на это время.

5. Подростки очень зависимы от мнения одноклассников. В детской среде считается непрестижным много заниматься, вкладываться в учебу. Им важнее пошуметь, сорвать урок, привлечь к себе внимание. Многие, по словам моей дочери, любят «повыпендриваться» таким образом.

Что делать? Видимо, от этого никуда не деться, все проходили через это. Возможно, вместе пошутить по этому поводу.

Главное лекарство против безразличия – это интерес. Если родителям трудно, подключите специалиста. Например, пройдите профориентационную консультацию. Мои дети прошли тест, выяснили свои особенности, компетенции, интересы. Психолог рассказал, какие профессии им подходят, где можно получить такое образование, какие экзамены сдавать. В каком направлении развивать способности. Подсказал, в какие кружки можно записаться уже сегодня.

Анна Гайкалова

Если ваш ребенок неплохо учился, нормально себя вел и вдруг резко изменился, потерял интерес к занятиям и возражает «А что ты мне сделаешь», «Достало», «И дальше что», это означает, что родительский авторитет в глазах вашего ребенка утрачен.

Анализ семей, где дети ведут себя подобным образом, показывает, что родители, обеспечивая своих юных потомков всевозможными благами, не учитывают главного блага и необходимости – передачи ценностей, формирования в ребенке общечеловеческих категорий общения и общества.

iconmonstr-quote-5 (1)

Дети не понимают, в чем ценность жизни.

Они отказываются понимать, почему им надо «напрягаться», с какой стати предки заставляют их учиться и вообще делать что-либо, кроме того, к чему их старательно приучали – получения удовольствия от всего, данного «в клюв» - немедленно и без усилий.

Дети, воспитанные с упором на индивидуализм, избалованные и нефрустрированные потомки успешных людей или же недальновидных менее успешных, живущих под лозунгом «Я жил трудно, а у тебя будет все», утрачивают способность к напряжению, без которого не достигается ни единая цель в жизни.

Советско-израильский психофизиолог Вадим Роттенберг называет подобные реакции обученной беспомощностью.

Инфантильность , валяние на диване, равнодушие к любым аргументам формируются на почве отсутствия ценностей, ради которых стоит жить. По-простому это можно назвать отсутствием смысла, повергающего в пустоту. Это безразличие пугает и самих детей, но обученная беспомощность не дает им возможности покинуть область своего равнодушия и неспособности жить. Что касается стресса, то, не имея привычки и навыков проигрывать, получать «не тот» результат, отступать и при всех этих случаях не терять самооценки, дети становятся неспособными сопротивляться малейшему напряжению.

Помочь вернуть интерес к жизни (а это именно его отсутствием обусловлено, в частности, нежелание учиться), может только формирование ценностей в ребенке, превышающих в его глазах ценность самого себя.

В программе «Целый-невредимый» собраны разнообразные исследования ученых и обильные практические примеры, успешно меняющей ряд установок родителей, а вслед за ними и детей. Мы останавливаем обученную беспомощность, мотивируем и запускаем процессы личностного развития.

Психолог школы №1368 Ольга Лущай

Ольга Лущай

Подростки всегда относились к учебе с некоторым пренебрежением. Только раньше такое отношение было единичным, а детей с таким отношением к учёбе становится всё больше. Но у родителей, учителей, педагогов звучит один вопрос: «Что делать? Как помочь ребенку?»

Для начала приведу примеры из практики.

Первый случай

Ученица 7-го класса, Наташа Н.: Меня родители записали на все дополнительные занятия в школе. Но я не успеваю делать домашние задания. Мне сложно, я устаю.

Я:Ты говорила об этом родителям?

Н.: Нет. Они все равно не будут слушать. Говорят, что мне это не помешает. А мне трудно, и еще я хотела пойти на баскетбол. Но когда?

Второй случай

Ученик 8-го класса, Андрей. Мальчик довольно смышленый, эрудированный. Но особого желания учиться не изъявляет.

А.: А зачем? Мне это не пригодится. Я хочу быть гейм-дизайнером.

Я: Родители разделяют твои увлечения. Ты с ними говоришь об этом?

А.: Зачем? Они работают. Устают. Вечером отдыхают. Да и меня не трогают. Только за учебу ругают. Да все нормально у меня.

iconmonstr-quote-5 (1)

И в первом, и во втором случаях проблема одна – нет общения.

Дети входят в свою «зону комфорта», надевают маску безразличия и пофигизма. И нам, взрослым, надо говорить с детьми, слышать детей. Воспринимать их проблемы и убеждения серьезно, просить их аргументировать. И очень часто дети, сами того не замечая, начинают понимать, что в каких-то моментах они неправы. Не лгать, не грубить, не насмехаться. Только тогда вы поймете и разберетесь в причинах неудач и нежелании вашего ребенка учиться.

Сергей Габура

Сын учится в 8-м классе, но к учебе равнодушен, нет мотивации, как говорят учителя. Постоянно врет и изворачивается, лишь бы ничего не делать. Мы с женой работаем, встречаемся все только вечером, дома. Свои мысли не высказывает открыто, с трудом вытягиваем из него скудные сведения о школе, друзьях. О будущем не задумывается, думаем дальше 9-го класса, думаем, ему не стоит учиться. Вместе с тем он общительный с другими ребятами, постоянно на виду и в центре внимания у девчонок. С трудом заканчивает музыкальную школу, там часто пропускает занятия. Все делает спустя рукава, лишь бы отстали. Как нам добиться взаимопонимания, настроить на серьезное отношение к жизни, на перспективу??? Р.S. Мне 53, жене 49 лет.

Здравствуйте! В наше время эта проблема волнует очень многих родителей. Подростковый период - один из самых сложных. Начинается гормональная перестройка организма, появляется импульсивность, раздражительность. Подросток начинает всеми силами отстаивать свою самостоятельность, хотя интеллектуальное развитие ребенка находится еще в середине своего пути. Вы очень коротко описали сложившуюся ситуацию и совершенно ничего не сказали о тех мерах, которые были предприняты. Поэтому мне трудно дать более точный ответ на поставленный вопрос. Перечислю коротко основные правила, на которые Вы сможете ориентироваться. Во-первых, относитесь серьезно ко всем декларациям сына, какими бы глупыми они Вам не казались. Дайте ему почувствовать свою "взрослость" и продемонстрируйте свое доверие к нему. Во-вторых, заключайте договоренности и соглашения по самым основным и второстепенным пунктам. Например, говорите: "Мы понимаем, что тебе сложно взять себя в руки и проявить больше ответственности. Давай подумаем, что тебе мешает это сделать". И по пунктам начинаете расписывать возможные причины: усталость, отсутствие интереса к предметам, плохая школа, недружный класс, лень, непонимание предметов и т.д. Потом рассматриваете возможные варианты решения открывшихся проблем. В-третьих, не только продолжайте любить своего ребенка, но и всячески демонстрируйте ему свою любовь. Верьте, что он хороший и способен на хорошие поступки и преодоление себя. Ошибкой родителей очень часто является то, что они указывают только на недостатки ребенка, а достижения принимают как само собой разумеющееся. Поэтому, когда ребенок не слышит положительной оценки, у него и ориентировка идет только на отрицительную. Причины отсутствия учебной мотивации на самом деле много: гормональный "взрыв" подросткового периода, отношения ученик-учитель, страх перед учебой, непонимание цели учебной деятельности, т.к. будущее невероятно отсрочено. Для того чтобы ребенок включился в работу ему должны не только стать понятны цели обучения, но и внутренне должны стать им приняты. Они должны обрести значимость для ребенка. А в системе учебной деятельности переплетаются и внутренние, и внешние мотивы. К внутренним относятся: собственное самосовершенствование, совместная деятельность подростков, которая является ведущей в этот период, интерес к новому и неизведанному. К внешним можно отнести вынужденное соответствие принятым нормам и правилам, учебы ради престижа и лидерства, стремление оказаться в центре внимания значимого окружения. У ребенка должен возникнуть мотив, т.е. устремление активной деятельности на усвоение знания, самосовершенствование. Для того чтобы добиться главной цели - хорошо справляться в процессом обучения и усвоения программы, надо сначала преодолеть промежуточные цели, которые выстроят эту дорогу. Поэтому для облегчения этой задачи промежуточные цели должны стать для ребенка ярко эмоционально окрашены. Связь интереса с положительными эмоциями имеет очень большое значение на первых этапах становления. Конечно, все это сделать непросто. Это трудоемкая совместная работа и самого ученика, и родителя, и учителя. Так что же все-таки делать родителям? Применяйте систему поощрений и наказаний. Фантазия при этом должна у Вас работать с повышенной нагрузкой. Постарайтесь найти причину "нехотения", как я уже говорила выше. Вычислите её любыми методами. Родители при этом должны олицетворять твердость, терпимость, последовательность и спокойствие. Еще у подростков есть возрастная физиологическая особенность. У них процессы возбуждения нервной системы преобладают над процессами торможения (приблизительно до 20 лет). Поэтому рекомендую еще Вам для регуляции этих процессов курс детского препарата



Отчетность за сотрудников