Как отвечать на вопрос, почему вы покинули предыдущее место работы. Как отвечать на неудобные вопросы во время собеседования. Они встречаются с тобой только тогда, когда им это удобно

С наступлением подросткового возраста у ребенка многие родители сталкиваются с тем, что не могут понять, по какой причине поведение сына или дочери так резко изменилось. Закрытая в комнату дверь, молчание или грубость в общении со старшими, плохие отметки, прогулки до ночи и запах алкоголя - с этого, к сожалению, начинается взросление многих подростков. «Кажется, ребенок попал в плохую компанию. Как это могло произойти и что делать?», - с такими вопросами родители приходят на встречу с психологом. «Я –родитель» решил расставить точки над «i» и разобраться в том, почему дети уходят в так называемую «плохую» компанию.

Как понять, что ребенок связался с «плохой компанией»?

Для начала нужно определить, а какую компанию следует считать плохой. Если новые друзья вашего ребенка ходят в рваных джинсах, до ночи играют во дворе на гитаре и шокируют окружающих тоннелями в ушах, то это еще вовсе не значит, что они «плохие». В подростковом возрасте многие дети хотят , и этого не стоит бояться. Чем больше вы будете запрещать подростку, и чем хуже будете отзываться о его друзьях, тем больше вероятность того, что он действительно свяжется с опасными людьми.

Бить тревогу стоит тогда, когда подросток отказывается знакомить вас со своими друзьями и приглашать их домой, не ночует дома, возвращается с запахом алкоголя или следами побоев; если из дома пропадают вещи, а в школе начинаются прогулы; если ребенок становится замкнутым и перестает рассказывать вам о том, как прошел его день; если начинает врать. К сожалению, все это тревожные сигналы, по которым родители должны заподозрить, что ребенок попал в «плохую компанию».

Причины, по которым подростки попадают в «плохую компанию»

Для подросткового периода очень важно решить две задачи: научиться жить самостоятельно (освободившись от опеки взрослых) и одновременно найти свое место в коллективе, сообществе своих сверстников. Каким способом и в каком окружении ребенок приступит к решению поставленных задач, зависит от исходных данных.

Исходными данными в условиях жизни принято считать родительский дом или семью. Это фундамент, на основе которого совершаются те или иные действия или принимается решение.

Решение о том, что «мне подходит эта компания и парни, которые пьют пиво на лавочке и ругаются матом» является следствием трещины в фундаменте собственной семьи. Значит, что-то пошло не так и копать нужно именно здесь.

Что же могло произойти?

    Острая нехватка внимания. Представим ситуацию. Ребенок младшего дошкольного возраста бежит на маму с папой и размахивает палкой, а затем с разбега начинает бить родителей палкой и кричать, что есть силы. Подобное поведение ребенка – наглядный пример нехватки внимания со стороны родителей. Отец и мать не могут понять, по какой причине ребенок замахивается на них, а малыш понимает, что только так он сможет привлечь . Пусть его отругают, будут кричать на него в ответ, но внимание будет получено. А теперь представьте, что ребенок вырос. Он не будет замахиваться палкой на родителей и начнет искать другие способы привлечь к себе внимание. И если его внутренние вопросы и конфликты неинтересны родителям, потому что «он ходит в школу, где у него есть друзья, а мы зарабатываем деньги и очень устаём на работе», то срабатывает механизм битья родителей палкой, который в подростковом возрасте выглядит как намеренное непослушание. Бросить грязные носки посреди комнаты, включить громко музыку, прогулять школу и услышать от родителей: «Ну сколько можно тебе говорить…», «Ты что тупой и с первого раза не понимаешь…»... Слышать подобное не очень лестно, но внимание получено, хоть и в таком ключе. «Плохая компания» - это тоже своеобразная палка, которой подросток пытается ударить родителей.

    Борьба за свои права и точку зрения. Указания, замечания и критика, которые сыплются со стороны родителей из лучших побуждений «воспитать» своего ребенка и «вырастить из него хорошего человека», не срабатывают в подростковом возрасте. Каждое замечание воспринимается подростком как ограничение собственных прав, и он начинает чувствовать никчёмность, невозможность иметь собственное мнение и делиться им в своей семье. Подобная ситуация возникает также, когда для решения возникших проблем собирается семейный совет, который состоит из папы и мамы, а подростка отправляют в детскую, чтобы не мешал общаться взрослым. Тогда ребенок ищет другую компанию, где его выслушают и где с его мнением будут считаться. Часто такой компанией оказываются те самые «плохие парни», которые сбивают ваше чадо с правильного жизненного . Только ребенок этого не понимает, для него важно, что в этой компании его слушают и слышат.

    Обида на родителя и желание отомстить. Смысл плохого поведения в этом случае можно выразить так: «Вы мне сделали плохо – пусть и вам тоже будет плохо!». Это может произойти при разводе родителей, когда один из родителей ругает другого при ребенке, настраивая его против. Или тогда, когда родители больше любят младшего ребенка. Уход в плохую компанию может быть ответом на частые замечания или несправедливое наказание, которое осуществил родитель, не разобравшись в ситуации. Подросток при этом осознает, что поступает плохо, но делает это назло, не осознавая до конца, что вредит не родителям, а в первую очередь себе.

    Сдвиг неблагополучия из одной сферы жизни в другие. Представим, что у подростка не сложились отношения с девочкой в классе, которая ему нравится. Следствием могут быть нежелание идти в школу, плохая успеваемость, развитие комплексов и падение самооценки. Внешние проявления будут выражаться в грубых фразах: «Да, я тупой. Да, я ленивый. Да, я буду плохим». А так как в подростковом возрасте дети склонны к максимализму, то быть плохим для них значит драться, курить, ругаться матом, возможно даже, воровать... И искать поддержки у таких же плохих.

Выходит, что причины, по которым ребенок попадает в плохую компанию, лежат на поверхности - невнимание родителей, нежелание воспринимать ребенка на равных и уважать его мнение, проблемы в отношениях со сверстниками и внутренние комплексы.

Как действовать, чтобы вытащить ребенка из плохой компании

Во-первых, стоит чётко понять для себя, что никто не затаскивал ребенка в плохую компанию. Это его осознанный выбор, который, скорее всего, произошел под воздействием причин, указанных выше. Плохая компания – это коллектив, в котором мнение ребенка уважают, он занимает там своё место и чувствует себя взрослым. Никакие запреты и репрессии, принижающие значимость столь стремительно выросшей личности, не помогут сделать еще один осознанный выбор для того, чтобы выйти из уже привычного круга общения.

Задача родителей сводится к тому, чтобы повернуть ребенка «лицом к себе». Попробуйте взглянуть на мир глазами подростка. Дайте понять своему ребенку, что он является полноправным членом семьи.

Следуйте его советам, если вы считаете их справедливыми, а если вы не согласны, то аргументированно выражайте свою позицию на равных с подростком. Если подросток увидит возможность альтернативы, поймет, что в его семье его слышат и слушают, то его собственная самооценка будет расти и необходимость самоутверждаться за счет неблаговидных поступков отпадет сама собой.

Если же ваш подросток все-таки связался с плохими парнями и вернуть его в семью не получается, то надо действовать решительно. Подростка нельзя вытащить из плохой компании «вникуда». Помогите ему найти альтернативу дворовым посиделкам: тренажерный зал, автошкола, курсы по фотоискусству - все это позволит ему попасть в новый круг общения, где ребенок тоже будет чувствовать себя «своим», но при этом будет занят делом. Помните, что если ребенок попал в плохую компанию, значит не смог найти себе хорошую.

Если это не помогает, не бойтесь обращаться за помощью к психологам: если подростка серьезно «засосали» опасные связи, если у него появились зависимости (алкогольная, наркотическая, игровая - любая) без советов специалистов вам не обойтись.

Влада Ворона

Общение с неправильными друзьями может вызвать множество проблем, даже если вы не принимали участия в каких-либо дурных затеях. Другие люди (включая ваших родителей) будут часто приписывать вам вину за соучастие, и у вас могут появиться неприятности, даже если вы не сделали ничего плохого. Избавиться от таких людей может быть сложно, поэтому, обычно, лучшего всего просто избегать их с самого начала.

Шаги

Избавление от существующей плохой компании

    Начните держать дистанцию. Потихоньку прекращайте принимать приглашения встретиться. Если вас приглашают к кому-то из них домой, не ходите туда. Притворитесь больным или придумайте иную отговорку.

      • “Сегодня я действительно не в настроении веселиться”.
      • “Спасибо за приглашение, но сегодня я себя не очень хорошо чувствую”.
    • Также прекратите поверять им свои тайны. Сохранение близости в дружбе лишь усложнит ее прекращение в долгосрочной перспективе.
  1. Придумывайте отговорки, чтобы избегать их. Начните искать причины, чтобы не видеться с ними. Это поможет, если компания действительно плохая и вы хотите постепенно свести на нет общение с людьми оттуда. В конце концов, они все поймут и оставят вас в покое.

    • Примерами хороших отговорок может стать подработка няней, сильный надзор родителей или же новая внеклассная деятельность, которая “отнимает слишком много времени”.
    • Попробуйте один из следующий примеров:
      • “Спасибо за предложение, но у меня много домашней работы сегодня”.
      • “Я не смогу сегодня встретиться, потому что родители нагрузили меня работой по дому”.
  2. Если вы действительно хотите продолжить общение с этими людьми, попробуйте помочь им . Обсудите их поведение и скажите, почему оно вас беспокоит. Если люди захотят вас услышать, дайте им несколько советов, как исправить ситуацию.

    • Например, вы можете помочь тем, что честно расскажете о своих чувствах из-за их поведения, или поговорите вместе с ними с психологом или их родителями, или предложите справиться со стрессовой ситуацией в их жизни, которая может оказывать влияние на их поведение (например, домашнее задание, проблемы дома и прочее), или помогите найти позитивные выходы в их жизни (например, спорт, церковь или другие хобби или внеклассные занятия).
    • Попробуйте один из следующих примеров:
      • “Меня беспокоит, что иногда ты заставляешь меня чувствовать себя так, будто я плохой друг/плохая подруга”.
      • “Мне не нравится, когда меня принуждают делать вещи, которые я не хочу делать. Мне бы хотелось, чтобы ты так не делал(а)”.
      • “Я буду рад(а) помочь тебе придумать способ, как справиться с данной ситуацией”.
  3. Поговорите с теми, чьим советам вы доверяете. Скорее всего, в вашей жизни много людей (родители, учителя, школьные психологи), которые обладают большим жизненным опытом, нежели вы, и которые будут рады посоветовать вам, как найти и сохранить хороших друзей. Воспользуйтесь советом, поговорив с ними и узнав их мнение. Это может помочь!

Привлечение людей из нужного окружения

    Будьте приятным человеком. Если вы хотите привлечь тех, кто составит вам хорошую компанию, вам нужно быть милым человеком, с которым приятно находиться. Будьте добры к окружающим, помогайте им и ставьте цели в жизни.

Тест Векслера
Стимульный материал.
Субтест 1. Осведомлённость

Инструкция: начинать следует с 5 вопроса субтеста (за остальные 4 вопроса даются 4 балла). Если испытуемый не смог ответить на 5,6,7 вопросы, то тогда возвращаются к первому.

Оценка: каждый ответ оценивается как 1 балл в случае правильности его содержания. Максимальное количество баллов по этому субтесту - 29.
Стимульный материал

1) Какого цвета российский флаг?

2) Какой формы мяч?

3) Сколько месяцев в году?

4) Для чего используют термометр?

5) Сколько дней в году?

6) При какой температуре закипает вода?

7) Назовите фамилии любых четырех космонавтов? -

8) Столица Италии?

9) Из чего получают резину?

10) Почему темная одежда теплее светлой? .

11) Где находится Египет?

12) С какими странами граничит Россия?

13) В каком направлении вы будете ехать, если Вам нужно проехать из Киева в Болгарию?

14) Какого числа в России справляют Рождество?

16) Сколько примерно жителей в России?

17) Назовите три вида кровеносных сосудов, находящихся в организме человека?

18) Кто такой Тютчев?

19) Почему дрожжи поднимают тесто?

20) Где находится Бразилия?

23) На какой срок избираются депутаты Государственной Думы России?

25) Сколько км от Москвы до Владивостока?

28) Что такое этнография?

29) Что такое гносеология?

Результаты по этому субтесту дают представление об объеме и уровне знаний и способности сохранения их в долговременной памяти, избирательой направленности интересов и общей образованности испытуемого. Субтест имеет высокие коэффициенты корреляции с общими итоговыми оценками интеллекта, и поэтому является большой предсказательной силой в отношении выполнения остальных субтестов. Случаи значительного расхождения оценок по "Осведомленности" с другими субтестами представляют интерес для характеристики личности в норме и патологии, могут свидетельствовать об одностороннем преимуществе вербального развития интеллекта, оторванности от реальности, книжном характере знаний. Другой важной особенностью этого субтеста является то, что результаты по нему менее, чем по другим субтестам, подвержены "ухудшению" в связи с различными клиническими болезнями.


  • временное "забывание" - когда испытуемый сразу не дает ответа, и после решения последующих нескольких заданий, неожиданно возвращается к нерешенному вопросу и дает на него ответ. Может встречаться при ригидности мышления;

  • точность воспроизведения - испытуемый дает или старается дать как можно более точную информацию на поставленный вопрос, порой (при демонстративности) без просьбы экспериментатора, показывая свои обширные знания;

  • цифры населения - встречается у лиц, следящих внимательно за состоянием внутри страны;

  • географические названия - по аналогии с феноменом у Роршаха - интерес к географии, который встречается у акцентуированных личностей (имеется в виду не специалисты-географы);

  • интерес к социологии и философии видно по ответам на последние два вопроса.

Субтест 2. Понятливость

Начинать следует с 3 вопроса (за первые два дается кредит в 4 балла). Иногда испытуемый обнаруживает трудности в запоминании всего вопроса. В таком случае экспериментатор может повторить вопрос, но не может изменить или сократить его. Если есть необходимость, можно также поддержать испытуемого, сказав "Да, дальше...". Если ответ для экспериментатора неясен, добавьте: "Пожалуйста, ответьте подробнее". В случае, если испытуемый вообще не дает ответа в течение 10-15 сек, экспериментатор должен повторить вопрос.

Критерии оценок: 2 балла - дается полная картина социальной ситуации, в крайнем случае должны присутствовать две объясняющие причины, абстрагирование ситуации;

1 балл - ответы либо объясняются с одной причиной, либо на уровне функционального действия;

0 баллов - конкретные и банальные ответы.
Стимульный материал

1) Почему человек носит одежду?

2) Для чего на автомобиль ставят мотор?

3) Что нужно сделать, если вы нашли на улице конверт с написанным адресом и приклеенной маркой?

2 балла: любой ответ, который показывает понимание того, что письмо должно быть отправлено на почту немедленно;

1 балл: ответ включает понимание того, что письмо является собственностью кого-то;

0 баллов: отсутствие понимания того, что делают с письмом и что письмо является чужой собственностью.

4) Почему вы должны покинуть дурную компанию?

2 балла: любой ответ, включающий понимание того, что получает дурное влияние от плохой компании;

1 балл: понимание специфики исхода от плохой компании;

0 баллов: упоминает плохие стороны компании без понимания неприятностей, связанных с ней.

5) Что нужно сделать, если вы, сидя в театре или кинотеатре, увидели дым или огонь?

2 балла: указание на то, что должны быть уведомлены представители администрации или пожарной охраны, а также на активное действие в тушении пожара, устранения паники и беспорядка;

1 балл: указание на то, что ответные действия будут предприняты, но не совсем эффективно и сразу;

0 баллов: описание действия, которые будут создавать панику, и не будут предотвращать опасность.

6) Почему необходимо планирование?

2 балла: понимание того, что планирование необходимо для правильной рациональной бесперебойной организации работы в любой отрасли труда;

1 балл: понимание того, что отсутствие планирования может вызвать нежелательные явления в работе (какое-то одно) или подчеркивание какой-то стороны планирования;

0 баллов: понимание необходимости и мощности планирования.

7) Что означает выражение "Куй железо, пока горячо"?

Если ответ является также пословицей, спросите ее объяснение и оцените на балл ниже (как дополнительный вопрос).

2 балла: абстрактное понимание пословицы;

1 балл: специальный пример или правильное соотношение, но недостаточная степень обобщения;

0 баллов: буквальная интерпретация.

8) Почему российское законодательство ограничивает рабочий день подростков?

2 балла: понимание основного принципа общества, забота о человеке. Упоминание двух основных причин: забота о здоровье и необходимость получения образования;

1 балл: упоминание одной причины;

0 баллов: неясное представление о причине и укороченности дня для подростков.

9) Если вы заблудились в лесу днем, как бы вы повели себя, чтобы выбраться из леса?

2 балла: любое объяснение, использующее природные явления (больше двух признаков);

1 балл: упоминание одного из средств;

0 баллов: использование нереальных явлений, попытка найти поддержку у людей или просто незнание как вести себя в подобном случае.

10) Почему человек, глухой от рождения, не может говорить?

2 балла: понимание того, чтобы говорить, надо слышать речь для того, чтобы научиться повторять ее; человек должен слышать, чтобы имитировать звуки;

1 балл: идея, что слух и речь соединены;

0 баллов: непонимание принципа взаимосвязи слухового и речевого анализаторов; для процесса овладения речью.

11) Почему государство не разрешает вступление в брак до 18 лет?

2 балла: понимание необходимости как физического, так и социально-морального созревания молодых людей, вступающих в брак;

1 балл: упоминание одной из сторон: физической или социальной;

0 баллов: непонимание, не объяснение причин явления.

12) Почему воздух в деревне чище, чем в городе?

2 балла: понимание особенностей воздуха как в городе, так и в сельской местности;

1 балл: упоминание специфики воздуха либо города, либо деревни;

0 баллов: непонимание причин чистого воздуха в сельской местности и причин его загрязнения в городе.

13) Что означает выражение "Много шума из ничего"?

14) Что означает выражение "Одна ласточка весны не делает"?

2 балла: абстрагирование понимания пословицы;

1 балл: недостаточная степень абстрагирования. Конкретный пример.

0 баллов: нет понимания того, что эта пословица; неправильное понимание пословицы.

Исследуется способность моделировать свое поведение в социальных ситуациях. Отмечается практичность мышления, суждения испытуемого, касающиеся его житейского и социального опыта. Результаты скорее говорят о "фасаде" поведения. Результаты обычно очень чутко реагируют на социальную дезадаптацию испытуемого (например, при неврозах или психопатиях). Снижение результатов говорит об игнорировании или пренебрежении социальной конформности, либо ослаблению интереса к социальному участию. Высокие же оценки отражают чрезмерную конформность, пассивность, либо демонстрирование социально-приемлемых черт характера (что встречается у демонстративных личностей). Следует иметь в виду, что некоторые социально активные психопаты набирают высокие оценки по данному субтесту.

Отдельные феномены:


  • в задании "Письмо", если испытуемый интересуется содержанием конверта, то можно судить о такой черте поведения, как появление нездорового интереса к чужой жизни (а порой паранойи у психически больных);

  • в задании "Компания" моделируется поведение при встрече с антисоциальной средой;

  • следует отмечать характер решительности или нерешительности при ответах испытуемого;

  • феномен импульсивности, что проявляется в вопросе о поведении в случае пожара в кинотеатре (чаще проявляется при психоорганике и при истерии);

  • феномен "фасада" при шизофрении, когда испытуемый адекватно дает модель своего поведения в социальных условиях, но на самом деле в реальных ситуациях его поведение противоположно.

Субтест 3. Арифметический

При выполнении этого задания не следует говорить, что будут даваться задачи. Лучше начинать с фразы: «Теперь попробуем выполнить такие задания...". Начинать следует с 3 задачи, если 3 и 4 задачи не будут решены, перейти к 1 и 2 задачам. Исследование прекращается после четырех неверно решенных задач. При выполнении этого субтеста результаты оцениваются по-разному: с 1 по 10 задачи верное решение - 1 балл, неверное – 0 баллов. Время выполнения строго лимитировано: 1-4 задачи по 15 сек, 5-10 задачи по 30 сек. На решение 11-13 задач отводится по 60 сек, а 14 задачи - 120 сек. При быстром решении 11-14 задач даются премиальные баллы: 11 задача решена за 1-10 сек - 2 балла, больше 10 сек - 1 балл. Аналогично для 12 и 13 задач. При решении 14 задачи за 1-20 сек - 2 балла, больше 20 сек - 1 балл.

Задачи читаются только один раз, ели испытуемый просит повторить условие, то это повторение входит во время решения задачи.
Стимульный материал

1) Используются 7 кубиков Кооса. Раскладываются двумя группами (красный цвет наверху) по 3 и 4 кубика. Расстояние между кубиками 0.5 см, а между группами - 2 см. Спросить:"Сколько кубиков получится, если сложить их в одно место?"

2) Если у вас было 3 книги и вы одну отдали, сколько книг у вас осталось?

3) Сколько будет 4 руб. и 5 руб.

4) Человек купил значок, стоящий 6 коп., и дал 10 коп. Сколько он должен получить сдачи?

5) Ученик купил 6 тетрадей по 25 коп. Сколько денег он заплатил?

6) Сколько кг в 2.5 центнерах?

7) Сколько пирожков можно купить за 36 коп, если 1 пирожок стоит 6 коп?

8) Сколько времени нужно человеку, чтобы пройти 24 км, если он идет со скоростью 3 км/час?

9) Человек купил 7 почтовых марок по 2 коп. и дал полрубля. Сколько он должен получить сдачи?

10) Из 18 руб. человек истратил 7 руб. 50 коп. Сколько денег у него осталось?

11) Две консервных банки вместе стоят 31 коп. Сколько стоят 12 таких банок?

12) Старую мебель человек купил за 2/3 стоимости новой мебели. Он заплатил 400 руб. Сколько стоит новая мебель?

13) Пальто 1 сорта стоит 60 руб., пальто 2 сорта на 15% дешевле. Сколько стоит пальто 2 сорта?

14) 8 человек могут выполнить работу за 6 дней. Сколько нужно людей, чтобы выполнить эту работу за полдня?

Субтест требует не только специальных навыков решения задач в уме, но сообразительности и быстроты выполнения арифметических операций (быстроты мышления). Задания также требуют концентрации внимания и оперативной памяти.

Из феноменов в решении заданий следует отметить решение задачи 10: "Из 18 руб. человек истратил 7 руб. 50 коп...". Неверное решение этого задания в отведенный лимит времени говорит об определенной акулькуляции, отмечаемой у испытуемого (психоорганика).

Рекомендуется проанализировать успешность выполнения арифметических операций сложения и вычитания в сравнении с делением и умножением и сохранностью автоматизированных арифметических навыков. Результаты по субтесту часто сравнивают с результатами "повторения цифр" – соотношение внимания и сосредоточенности. Попытки компенсировать нарушения внимания часто включают значительные усилия сосредоточиться, чтобы поддержать процессы, которые в норме должны протекать автоматически. Если ошибки внимания больше свидетельствуют о тревоге, то трудности в сосредоточении выражают более серьезные нарушения мыслительной деятельности. О нарушении мышления говорят при значительной разнице между "Арифметическим" субтестом и "Повторением цифр". Если "Арифметический" намного ниже, чем "Словарный", то это признак, встречающийся у демонстративных личностей (избегание активных умственных усилий и выработки внутреннего опыта).

При шизофрении "Арифметический" меньше "Повторения", но больше "Словарного". При психоорганике обычно низкие результаты отмечаются в субтестах "Арифметический" и "Повторение".

Субтест 4. Сходство

Начинать надо с первого задания, предварительно сказав: "В чем сходство апельсина и банана?". Если испытуемый объяснит, что оба они фрукты, сказать: "Хорошо" и перейти ко 2 заданию. В дальнейшем никакая помощь испытуемому не оказывается. Прекращается исследование после 4 последовательных неудач, когда ответы оцениваются 0 баллами. При интерпретации ответов следует обратить внимание на следующее:

В 2 балла оценивается абстрактный уровень ответа: любая общая классификация, уместная для обоих понятий. Установление сходства по наиболее существенному признаку;

В 1 балл оценивается установление сходства по специфически присущему признаку, общему для обоих понятий (функциональный уровень обобщения) и выражающему какое-то одиночное свойство сравниваемых предметов;

В 0 баллов оценивается конкретность ответов.

Максимальная оценка по данному тесту 26 баллов.
Стимульный материал

1) апельсин-банан

2) пальто-платье

3) топор-пила

4) собака-лев

5) стол-стул

6) глаз-ухо

7) воздух-вода

8) поэма-статуя

9) север-запад

10) яйцо-зерно

11) поощрение-наказание

12) древесина-спирт

13) муха-дерево

Выполнение этого задания требует определенного уровня развития абстрактно-логического вербального мышления, связанного с типом и особенностями мышления испытуемого, однако при оценке необходимо также учитывать и жизненный опыт испытуемого, так как выполнение заданий субтеста требует определенного образовательного минимума. Когда количественно результаты по "Сходству" значительно снижены по сравнению с остальными субтестами, то можно думать о нарушении центральной нервной системы. Высокие оценки могут встречаться у лиц, склонных к абстрактному мышлению. При приступообразной шизофрении наряду со снижением "Сходства", снижается "Понятливость", и, возможно, "Арифметический". Сходство требует абстрактного мышления, поэтому у лиц, склонных к образованию различного рода фобий, а также идей отношений, преследования - оценки чаще выше.

Обратить внимание на следующие феномены:


  • какой тип мышления преобладает: понятийный, функциональный, конкретны;

  • обратить внимание на обобщение по несущественным признакам, какие несущественные признаки обобщаются: слишком далекие по смыслу к этим понятиям, либо имеющие функциональный или ситуационный оттенок. Этот феномен помогает при выявлении нарушений мышления при шизофрении;

  • избыточность информации, элементы резонерства испытуемого;

  • при психоорганике встречается феномен, когда испытуемый вместо сходства дает описание различий между понятиями. Этот же феномен встречается и при олигофрении;

  • испытуемый заявляет, что между понятиями отсутствует всякое сходство (особенно при решении сложных заданий субтеста), феномен чаще говорит о низком культурном уровне испытуемого;

  • такие черты личности, как активность или нерешительность при решении заданий, быстрота мышления или его вязкость.

Субтест 5. Повторение цифр

Вначале выполняют повторение цифр в прямом порядке. В каждом наборе по 3, 4 и более цифр и их приводится по два примера. Зачитывается вначале верхний ряд цифр. Если испытуемый не смог верно воспроизвести верхний ряд (например, из 4 цифр), то зачитывается нижний ряд (также из 4 цифр). И если во втором случае испытуемый неправильно воспроизводит ряд цифр, то тест прекращается. Аналогично поступают с чтением в обратную сторону: зачитывается ряд в прямом порядке (верхний), а повторяется в обратном. Если ряд не воспроизводится, то зачитывается нижний ряд из такого же набора цифр.
Задания и оценки

Прямой счет:


Первая серия

Вторая серия

Оценка

5 8 2

6 9 4

3

6 4 3 9

7 2 8 4

4

4 2 7 3 1

7 5 8 3 6

5

6 1 9 4 7 3

3 9 2 4 8 7

6

5 9 1 7 4 2 8

4 1 7 9 3 8 6

7

5 8 1 9 2 6 4 7

3 8 2 9 5 1 7 4

8

2 7 5 3 6 2 5 8 4

7 1 3 9 4 2 5 6 8

9

Обратный счет:


Первая серия

Вторая серия

Оценка

2 4

5 8

1

6 2 9

4 1 5

3

3 2 7 9

4 9 6 8

4

1 5 2 8 6

6 1 8 4 3

5

5 3 9 4 1 8

7 2 4 8 5 6

6

8 1 2 9 3 9 5

7 2 8 1 9 6 5

7

9 4 3 7 6 2 5 8

4 7 3 9 1 9 8 2

8

Оценка теста. Если повторен ряд в прямом порядке из 7 цифр, а в обратном из 5, то за первый опыт дается 7 баллов (по числу повторенных цифр) и за второй 5 баллов. Находится общий балл, равный в данном примере 12.

Субтест требует большой концентрации внимания и подвержен как внешним, так и внутренним помехам, особенно эмоционального характера. Нарушение этой помехоустойчивости считается многими авторами признаком внутреннего беспокойства, тревоги, мешающих сосредоточиться больному на задании. Результаты "Повторения" очень чувствительны к церебральной патологии (особенно височной локализации).

Перечень феноменов:


  • ритм повторения - испытуемый повторяет цифры в прямом порядке в таком же ритме, каком произносил экспериментатор. Чтобы избежать этого феномен, экспериментатор должен ровным голосом произносить ряд цифр;

  • просьба повторить ряд - встречается у лиц со слабой концентрацией внимания. Обычно повторяют нижний ряд из группы цифр;

  • неверно повторена первая цифра при прямом повторении - чаще указывает на слабость концентрации внимания у невротиков;

  • замена места - испытуемый меняет цифры местами при повторении, также встречается при неврозе;

  • сравнение повторения цифр в прямом порядке с повторением цифр в обратном. Если разница между ними больше двух, то это является признаком снижения концентрации внимания по психоорганическому типу;

  • невозможность повторения 4 цифр в прямом порядке - грубейшая психоорганика.
Количественный анализ результатов:

  • если оценка "Повторения" значительно ниже "Словарного" – указание на наличие тревоги;

  • если оценка "Повторения" выше "Словарного" - выхолощенность эмоций, особенно у шизоидов;

  • высокие оценки "Повторения" могут встречаться у психопатов и демонстративных личностей с ярко выраженным эгоцентризмом;

  • низкие оценки свидетельствуют об утомляемости, внутреннем дискомфорте, с которым личность свыклась и не желает расставаться;

  • сочетание снижения в субтестах "Повторения", "Сходства" и конструктивных пробах невербального интеллекта - все это говорит о большой вероятности органического поражения головного мозга.

Субтест 6. Словарный

Начинать можно с объяснения 4 слова. За первые три в кредит дается по 2 балла. В случае невозможности истолкования слов, можно вернуться к началу субтеста.
Стимульный материал

Кровать, корабль, деньги, зима, ремонт, завтрак, фабрика, деталь, собрание, скрывать, огромный, спешить, приговор, регулировать, начинать, обдумывать, пещера, обозначать, домашний, расходовать, заканчивать, препятствовать, раскаяние, храм, несравненный, сопротивляющийся, бедствие, стойкость, спокойный, здание, жалость, осязаемый, смелый, периметр, зловещий, тирада, загромождать, плагиат, прокалывать, пародия.

Ответы оцениваются:

2 балла: хороший синоним, основное использование слова в словарном фонде языка, одно из нескольких определений; общая классификация, к которой принадлежит слово; несколько правильных описательных свойств, которые в совокупности отражают характер понимания слова;

1 балл: правильные ответы, но бедные по содержанию; неясный или недостаточно точный синоним; второстепенное использование слова в языке;

0 баллов: очевидные неправильные ответы; отсутствие реального понимания вопроса даже после повторения его экспериментатором, в силу чего типичны ошибки подмены раскрытия значения слова включением его в конкретную ситуацию.

Субтест выявляет словарный запас, культуру речи и мышления. Так как ответ должен достаточно полным, выполнение этого задания требует от испытуемого особой дисциплинированности мышления.

Феномены:


  • уровень мышления: анализируется преобладание одного из уровней мышления - понятийного, функционального, конкретного. Например, употребление преимущественно функциональных категорий может означать стремление к быстрому действию без достаточного обдумывания и плана; преобладание конкретности может говорить о низком культурном уровне личности;

  • "интеллектуальность" - ответы носят подчеркнуто интеллектуальный характер, свойственный демонстративным личностям;

  • анализ частей речи - интересно проследить характер ответов на существительные (чаще зависят от уровня образования), прилагательные, глаголы (первая форма речи, формирующаяся в детстве и наиболее устойчивая).
Качественный анализ вскрывает особенности мышления (неологизмы, нелепости, резонерство и пр.) и характерологические личностные черты (импульсивность, рационализм, эгоцентризм и т.д.).

Оценка "Словарного" наиболее устойчива к воздействию внешних причин (болезней, травм). Поэтому, поскольку словарный запас распадается в последнюю очередь при различных психических заболеваниях, результаты субтеста можно рассматривать как оценку преморбидного интеллекта испытуемого. Тем более, что "словарный" имеет самую высокю корреляцию с общим вербальным интеллектом. Вообще, в практике интерпретации результатов методики Векслера принято ориентироваться на показатель "Словарного" и с ним сравнивать остальные субтесты.

Субтест 7. Шифровка

Перед испытуемым кладется лист протокола и говорится:" Посмотрите на задание. Вы видите двойные клетки. В каждой клетке написана цифра, а под ней знак. Для каждой цифры свой знак. Теперь внизу, где под цифрами пустые клетки, надо расставить соответствующие знаки по образцу". Дать возможность потренироваться до жирной линии, а затем испытуемый работает самостоятельно в течение 90 сек.
Стимульный материал

Субтест "Шифровка" требует сохранности визуальной перцепции и праксиса, зрительно-моторной координации, скорости образования навыка. Он чувствителен к психомоторной недостаточности, характеризует зрительную память, обучаемость, двигательную активность.

Феномены:


  • соблюдение последовательности соответственно цифрам наблюдается в норме. В случае нарушения концентрации внимания, торопливости, испытуемый начинает заполнять коды, следуя порядку счета (1,2, и т.д.), а не их последовательности;

  • темп работы - быстрый или медленный темп указывает на эмоциональное состояние личности - гипертимность или гипотимность.
Количественные характеристики:

  • низкие оценки "Шифровки" (порой значительно ниже "Словарного") говорят о депрессивных тенденциях, недостатке побуждения к активной деятельности;

  • оценки выше "Словарного" - уровень притязаний слишком высок, не соответствует интеллектуальным способностям;

  • важно соотношение "Шифровка" и "Повторение" - снижение "Повторения" (тревога) и повышение "Шифровки" (энергичность) говорят о глушении и контроле над тревожностью путем повышения активности;

  • повышение "Повторения" и снижение "Шифровки" может отмечаться у депрессивных личностей, стремящихся к отрицанию депрессивного синдрома через гиперактивность;

  • с этим субтестом хорошо справляются шизоиды, поскольку тест носит нейтральный и бессодержательный характер.
Субтест 8. Недостающие детали

Инструкция: "Я вам покажу несколько картинок, на которых не хватает некоторых деталей. Посмотрите на картинку и скажите, чего на ней не хватает, что нужно дорисовать".

Время на каждую картинку - 15 секунд. Оценка 1 балл за каждую правильную деталь. Фиксируется только первый ответ в пределах лимита времени. При выполнении субтеста необходимы острота восприятия и понимание того, что является существенным в изображении, способность отдифференцировать существенную отсутствующую деталь от пропущенных в рисунке несущественных. В некоторых случаях это просто недорисованная часть предмета, в других - менее заметная, но весьма важная по смыслу деталь, отсутствие которой носит в изображение элемент несообразности. Испытуемый может не знать точного названия недостающей детали, достаточно, если он покажет ее, где она находится.

Верные ответы: 1-дверная ручка, 2-хвост, 3-переносица, 4-ручка у двери, 5-несоответствие в карте, 6-вода не льется, 7-дужка на переносице, 8-колок, 9-уключина, 10-резьба, 11-молот, 12-след от собаки, 13-Камчатка, 14-труба у корабля, 15-нога у краба, 16-отражение руки в зеркале, 17-палец на руке, 18-тень от человека, 19-стремена, 20-снег на дровах, 21-брови.
Стимульный материал





Родители часто стремятся контролировать самые главные события в жизни ребенка. А правильно ли это? И к чему это ведет?

Время идет. Ребенок взрослеет, набирается сил - и вот уже родители недоумевают, где пропадает их отпрыск, почему он стал обманывать взрослых или и вовсе не хочет общаться. Как правило, ответ один - виновата плохая компания.

А вспомните, как все начиналось. Малыш абсолютно беспомощен, он полностью зависим от своих родителей. Они заботятся о нем, стараются угадать его желания и проблемы, пока он еще не может выразить и решить их самостоятельно. В результате у маленького человечка появляется устойчивый рефлекс, что именно он «центр вселенной». Но вот ребенок подрастает и попадает в новые для себя условия: детский сад, школа, кружок. И везде наш «центр вселенной» пытается применить среди окружающих его детей и взрослых уже сложившуюся модель поведения. Неизменно возникают конфликты с окружающей средой. Ребенок «экспериментирует» и пытается выбрать новый тип поведения, который его больше устраивает. Родители и другие взрослые люди пытаются вновь решить социальные проблемы ребенка. Наступает временное затишье.

Но этот период заканчивается, когда ребенок вступает в так называемый подростковый возраст. В подростковом возрасте человеку предстоит решить две важные задачи. Научиться жить самостоятельно (освободившись от опеки взрослых) и одновременно найти свое место в коллективе, сообществе своих сверстников. Этот период принято называть «переходным возрастом». У многих детей он проходит настолько бурно, что они забывают не только родителей, братьев и сестер, но и элементарные понятия о добре и зле.

К сожалению, подобные истории типичны: ваш примерный и домашний ребенок связался с дурной компанией и превратился в злобное и неуправляемое существо. «Как такое могло случиться, - думаете, вы, - вокруг столько хороших воспитанных детей, а он или она проводят все время в компании хулиганов из неблагополучных семей и девиц весьма сомнительного поведения?»

В этом разделе:
Новости партнеров

Стремление ребенка в этом возрасте влиться в социальную группу, объединенную общими интересами, и занять там свое место вполне естественно. В психологии есть термин «группировочная потребность» и она должна быть удовлетворена. Человек не в силах противостоять природе - он стремится найти свое место в коллективе.

«Кто виноват» и «Что делать»?

Но почему именно плохая компания? Тут впору задать классические вопросы «кто виноват» и «что делать»? Если ребенок пошел в плохую компанию, значит он не смог найти хорошую, или она его по тем или иным причинам не удовлетворила или не приняла. И первая хорошая компания, которую отверг ваш ребенок, - это ваша семья. Как ни горько признавать этот факт, но это именно так.

В переходном возрасте у человека резко меняются приоритеты в жизни: он пытается стать самостоятельным, принимать решения и сам за них отвечать, у него появляются взрослые вопросы об устройстве жизни, о моральных и материальных приоритетах, ему хочется занять достойное место в компании сверстников, нравиться противоположному полу... Бьющая через край энергия требует выхода.

Плохая компания - самый простой способ удовлетворить все эти потребности. Плюс легкая на первых порах эйфория от алкоголя и травки. Надо четко понимать, что НИКТО ЕГО ТУДА НЕ ЗАТАСКИВАЛ, ОН ПОШЕЛ САМ. Это его выбор! И это очень важная мысль. Если это его осознанный выбор, то и отказ должен быть осознанным! Никакие запреты и репрессии не помогут.

С одной стороны нужно дать ребенку самостоятельность, а с другой - не дать покатиться по наклонной плоскости. Как совместить свободу и контроль.

Первое и самое важное, нужно, во что бы то ни стало сохранить с ребенком доверительные отношения. Надо дать понять, что вы признаете в нем взрослого человека и уважаете его самостоятельность. Если вы попадетесь на слежке, лазании по карманам или просмотре мобильного либо записей в социальных сетях, восстановить уважение в глазах подростка будет крайне трудно. А это резко уменьшит возможность вашего влияния.

Второе, что нужно сделать, - это понять, что ребенка нельзя вытащить из плохой компании в никуда. Ему надо предложить выбор, который он сделает сам. К примеру, начать ходить в тренажерный зал или всерьез заняться фотографией, музыкой или программированием. Например, те, кто не посещал регулярно современных тренажерных залов, наверняка не знают, насколько сильно влияние на подростков сформировавшейся там социальной группы. Это в большинстве своем успешные, уверенные в себе молодые люди. Да и в их постоянном окружении статус «качка», «хаккера», музыканта или будущего фотографа может вполне удовлетворить нарастающие амбиции.

Современные кружки фотографии или музыкальные коллективы - везде подростку будет интереснее, чем во дворе. Новая техника, увлеченные разговоры, здоровая конкуренция - вспомните, что ваш подросток уже давно вырос из пеленок и нуждается в ярких эмоциях и зрелом самовыражении.

Если ребенок постоянно пропускает уроки, предпочитая дворовую компанию учебе, задумайтесь, а ту ли специальность вы ему напророчили. Вполне возможно, что она ему абсолютно не интересна. И тогда выбор между сомнительной будущей карьерой финансиста и реальной опасностью наркозависимости очевиден. Поговорите с ребенком, о какой специальности он мечтает, чем бы хотел заниматься в жизни, куда поступить. Попытайтесь понять его интересы и помочь ему определиться.

Третье, попытайтесь понять, насколько плоха компания, в которую попал ваш ребенок. И если вы почувствуете опасность: криминал, беспорядочный секс, наркотики, надо принимать самые решительные действия. Если это школьная компания - переводите его в другую школу, если дворовая - переезжайте в другой район. Это трудно, но жизнь ребенка дороже. Надо помнить, что подобная тактика очень травмирует ребенка, всячески старайтесь помочь ему. Если есть возможность, проконсультируетесь с психологом. Если нет - постарайтесь уделять ребенку как можно больше внимания и проявлять максимум терпения и такта.

Как однажды написал великий восточный поэт и мудрец Омар Хайям, «Ты лучше голодай, чем что попало ешь, и лучше будь один, чем вместе с кем попало». Мы считаем, что он был абсолютно прав, и вот почему…

То, кто мы такие, и кем мы станем, во многом зависит от того, какими людьми мы решаем себя окружить. Да, мы не всегда можем повлиять на то, какие люди появятся в нашей жизни, и когда они это сделают, но лишь нам решать, кому мы позволим остаться рядом с нами, кто станет для нас идеалом, а кого мы оставим за спиной, и никогда не будем на него оглядываться.

Конечно, у всех нас свои предпочтения относительно того, кого мы хотим видеть рядом с нами, но я советую вам окружить себя прежде всего людьми, которые помогут вам стать лучше, и избавиться от тех, кто тянет нас назад. Вот несколько характерных признаков того, что люди из вашей нынешней компании относятся именно к последним:

1. Они находят время на общение с вами лишь тогда, когда им это удобно.

Очевидно, что любые отношения между людьми, не включающие в себя регулярного общения и взаимодействия между ними, обречены на провал, особенно когда одна из сторон не прилагает каких-либо усилий для их укрепления.

Не тратьте ваше время не тех, кто подпускает вас к себе лишь тогда, когда это для них удобно. Вы не должны заставлять кого-то выделять место для вас в своей жизни, ведь если вы кому-то действительно небезразличны, он сделает это сам - и с радостью.

Если вы продолжаете поддерживать отношения с человеком, который в каком-то смысле считает вас недостойным, и лишь терпит вас рядом, это не верность. Это глупость. Никогда не вымаливайте чужое внимание. Знайте, что вы достойны большего, и если вам приходится оставить этого человека в прошлом, пусть так и будет.

2. Они попрекают вас вашим прошлым.

Некоторые люди отказываются признавать, что вы - уже не тот человек, каким были когда-то. Что, какие бы ошибки вы ни совершали в прошлом, вы научились на них всему, чему могли, и давно переросли их.

Весьма возможно, они просто терпеть не могут то, что вы постоянно растете и меняетесь - настолько, что вскоре можете стать лучше их - и они пытаются удержать вас в прошлом, чтобы вы и дальше оставались на их уровне. Не помогайте им, ввязываясь с ними в постоянные ссоры и споры, или реагируя на их негативное поведение каким-либо иным способом. Продолжайте идти вперед во что бы то ни стало.

Пытаясь жить в неизменном прошлом, мы лишь зря тратим время и энергию, которые можно направить на создание лучшего настоящего и будущего. Так что если кто-то постоянно судит вас по тому, что случилось в вашем прошлом, и попрекают вас этим, возможно, вам стоит сделать инвестицию в собственное будущее, разорвав отношения с таким человеком.

3. С ними вы чувствуете себя в ловушке.

Здоровые и правильные отношения - словно дом в теплый летний день, дом, в котором распахнуты настежь все окна и двери. Дом, в котором всегда светло, дышится полной грудью, и никто не чувствует себя в ловушке.

Естественно, что в подобной обстановке личные и дружеские отношения расцветают буйным цветом. Вы знаете, что в любой момент сможете уйти, если пожелаете, но вы решаете остаться потому, что вам нравится быть именно здесь, и именно с этими людьми.

Если вы хотите быть частью чьей-то жизни, вас не заставят уйти даже все открытые окна и двери в мире. Если же кто-то закрывает их перед вами, пытаясь удержать там, где вы просто не хотите больше оставаться, настало время набраться сил и смелости, и выбить эту запертую дверь.

4. Они смеются над вашими мечтами и способностями.

Если вы позволяете посторонним людям указывать, чем вы должны заниматься, и о чем мечтать, тем самым вы позволяете им удерживать вас на месте, если они того пожелают. То, на что вы способны на самом деле, на самом деле может не иметь совершенно никакого отношения к тому, что считают для вас возможным другие. То, на что вы способны, на самом деле определяется лишь тем, на что вы решаете тратить ваше время и энергию.

Окружающие люди постоянно пытаются поставить нас в какие-то рамки, предполагая и указывая, что возможно, и что невозможно. Старайтесь видеть дальше предположений и ментальных ограничений других людей, и составьте для себя свое представление о том, какой должна (и может) быть ваша жизнь. Жизнь - это вечное, нескончаемое путешествие, и вы достигаете в ней того, к чему вы стремитесь, и над чем работаете.

Так что… старайтесь не особо беспокоиться о чужом мнении. Живите так, как хочется именно вам, живите своей правдой. И знайте, что единственные люди, кого это будет раздражать - те, кому хочется, чтобы вы жили не правдой, а ложью.

5. Они постоянно обманывают вас.

Любовь - это глагол, а не существительное. Она должна быть активной, в любых отношениях. Любовь - это не только чувства страсти и романтики между влюбленными сердцами, это еще и определенный тип поведения между друзьями и родственниками.

И в этом поведении просто не может быть ни капли лжи. Если близкий человек вам лжет, в нем нет ни капли любви, и он не уважает ни вас, ни отношении с вами.
Если вы продолжаете поддерживать отношения с хроническим лжецом, раз за разом давая ему «второй шанс», у вас с ним много общего - и он, и вы лжете вам, и не любите вас!

И еще кое-что: люди, избегающие правды, и говорящие вам лишь то, что вы хотите слышать, делают это ради своей, а не вашей, выгоды. Не стоит это терпеть, даже если вам приятно это слышать.

6. Их негатив проникает в вашу душу.

Негативные люди, встречающиеся на вашем жизненном пути, ведут себя негативно вовсе не только и исключительно в отношении вас, они делают это в отношении вообще всех, с кем они общаются. То, что они говорят и делают, прежде всего является проекцией их собственной реальности, и производной их внутренних проблем.

Так что даже если они говорят вам что-то, что кажется вам личным, и даже если они напрямую оскорбляют вас, скорее всего, на самом деле все это не имеет к вам никакого (или почти никакого) отношения.

Вы должны это знать хотя бы для того, чтобы не принимать то, что говорят и делают негативные люди, слишком близко к сердцу. Хотя вы и не можете контролировать то, что они говорят и делают, лишь вам решать, позволять ли им говорить вам всякие гадости, и уж тем более, делать ли что-то с вами.

Вы, и только вы можете закрыть их ядовитым словам и поступкам путь в ваше сердце и разум. И если вы чувствуете, что яд и горечь этих людей начинают просачиваться в вашу душу, устройте себе передышку. Найдите для себя место и время, которые позволят вам вздохнуть полной грудью.

Позитивные вещи начинают случаться с вами лишь тогда, когда вы отстраняетесь от негативных людей. Вы делаете это не потому, что ненавидите их, а потому, что уважаете себя.

7. Они постоянно (и чрезмерно) завидуют тому, что есть у вас.

Если кто-то слегка вам завидует, это понятно и нормально, но когда кто-то начинает чрезмерно сильно и ярко завидовать тому, что у вас есть, велики шансы на то, что на самом деле этот человек хочет отнять это «что-то» у вас.

Чрезмерная зависть говорит вам вовсе не о том, что кто-то восхищается вами - она говорит о том, что этот «кто-то» ненавидит самого себя. Если у вас есть на это время и желание, можете попробовать помочь им подняться над этой ненавистью, но будьте внимательны, чтобы они не утащили вас на дно вместе с собой.

Будьте готовы к том, что зачастую ни любовь, ни обещания, ни доказательства того, что вы их уважаете, оказываются неспособны помочь им почувствовать себя лучше. В таком случае лучше отступиться, и надеяться, что рано или поздно у них получится исцелить свою душу самостоятельно. В конце-концов, настоящего счастья каждый человек должен добиться сам.

8. Они поощряют ваши предубеждения или ненависть.

Если честно, про рождении все мы равны. И ни религия, ни раса, ни рост, ни объем талии не делают кого бы то ни было лучше или хуже других. И потому все коллективные предубеждения - мусор, место которому на обочине истории, и сознательно взращивают их в себе лишь снобы и лицемеры.

Еcли вы начнете судить других людей по их цвету кожи, размеру и внешней красоте, вы рискуете никогда не понять их по-настоящему. Поверьте, стоит вам отбросить ваши предубеждения, и вы поразитесь, насколько сложны, интересны и многогранны многие из тех людей, на которых вы раньше и не смотрели из-за того, что они одеваются, выглядят и и живут не так, как вы.

Люди, которые поощряют вас к оценке других людей на основе стереотипов и предубеждений - плохая компания. Худшая из возможных, так что избегайте их любой ценой.

9. Они пытаются сделать из вас кого-то еще.

Проводите больше времени с людьми, которые видят вас такими, какие вы есть, а не такими, какими они вас хотят видеть. Проводите еще больше времени с теми, кто действительно знает вас до глубины души, и все равно любит и уважает вас.

Если кто-то хочет, чтобы вы стали тем, кем вы не являетесь (и ожидает, что вы будете вести себя соответствующим образом), отступите от него на шаг назад и трезво оцените ситуацию. Как правило, куда лучше разорвать отношения с этим человеком, оставшись тем, кто вы есть, чем сохранить их, притворяясь тем, кем вы не являетесь.

Поверьте, лучше пережить муки расставания, успокоиться, и найти кого-то другого, чем пытаться ради кого бы то ни было срастись с чужой маской, а после собирать по кусочкам свою истинную личность. Куда легче заполнить пустое место в своей жизни, где раньше был кто-то другой, чем пытаться это сделать с пустым местом, где раньше были ВЫ.



Отчетность