Отношение сотрудника к работе и его мотивация. Правильное отношение к работе: искусство жить счастливо

Нелюбимая работа: что делать?
Ненавижу свою работу! ” Или: “Как же я завидую людям, которые любят свою работу! ” – знакомы такие восклицания? Тогда эта статья для вас.

Прежде всего определитесь, почему вы так относитесь к своей работе . Варианты ответов могут быть следующие:
– мне не нравится эта сфера деятельности;
– мне не нравятся мои обязанности;
– мне не нравится организация, где я работаю;
– мне не нравится начальник / коллеги

Список можно продолжить, ведь у каждого своя ситуация и причины могут быть глубоко индивидуальны. Исходя из причин, стоит принимать решение: найти другую работу или просто изменить отношение к ней. Часто люди спрашивают: “Как работать на нелюбимой работе ?” или даже “Как полюбить нелюбимую работу ?” Последний вопрос содержит очевидное противоречие, было бы логичнее, если бы вы спросили: “Как смириться с нелюбимой работой ?” На мой взгляд, прежде чем принимать решение остаться на нелюбимой работе, которая провоцирует стресс и негативные эмоции, а также крадет годы вашей жизни, стоит проанализировать причины, вынуждающие вас держаться за такую работу. Порой страх, нежелание рисковать и стремление оставаться в зоне комфорта – единственное, что удерживает нас от того, чтобы найти новую работу в соответствии с нашим призванием.

Если сейчас вы трудитесь на нелюбимой работе, но оставить ее по каким-то причинам пока не можете, пересмотрите свое восприятие этой работы. Если вы сможете найти в ней преимущества для себя, что-то полезное, важное, ценное как для себя, так и для других людей, работать станет легче, ведь уйдет негативный контекст. Есть одна интересная притча о восприятии своего труда , которая покажет вам путь, как изменить отношение к своей работе, снизить стресс и устранить негативные эмоции, связанные с вашей трудовой деятельностью.

Идя своей дорогой путник увидел, как люди переносят куда-то тяжеленные камни. Он остановил одного из них, с виду очень уставшего, и спросил:
– Что ты делаешь?
Мужчина поднял тусклые глаза на путника и едва слышно выговорил:
– Я таскаю камни, и они очень тяжелые…
Путник не стал ему мешать и продолжил свой путь. Скоро он увидел другого человека, тоже несущего огромный камень, но вид этого носильщика был не такой изможденный, как у первого. Путник не удержался и задал вопрос:
– Подскажи, что ты делаешь? Зачем ты несешь этот камень?
На что человек ответил:
– Я зарабатываю деньги. У меня большая семья, и всем нужно есть. Так что извини, но я пойду. Мне некогда с тобой разговаривать.
Путник кивнул, поблагодарил и двинулся дальше. Позже он увидел третьего носильщика камней, который очень сильно отличался от первых двух. В его глазах был блеск, походка его была тверда и энергична. В руках у него тоже был большой камень, но по нему нельзя было сказать, что он устал или изможден. Путник решил попытать удачу в третий раз и спросил его:
– Подскажи, добрый человек, а что ты делаешь? И куда ты так воодушевленно несешь этот камень?
Носильщик приостановился, улыбнулся во весь рот и с радостью поведал:
– Я строю Храм! Хочешь присоединиться?

Юлия Оника , бизнес-тренер



В большинстве компаний существуют проверенные временем и практикой механизмы мотивации персонала . Упрощенно, большая часть схем мотиваций построены по следующей логике: получая определенный материальный или нематериальный стимул, сотрудник выполняет поставленные цели и достигает нужных результатов, после чего снова получает вознаграждение. Вместе с тем, работая с линейными руководителями в ходе обучающих программ по менеджменту, нам нередко приходится слышать вопросы о дополнительных возможностях менеджера в контексте мотивации подчиненных .

Действительно, как менеджеру мотивировать сотрудников, если существующие в организации механизмы не всегда дают необходимый результат? Что, если в отделе есть потенциальная «звезда» и менеджер может и хочет позволить себе индивидуальную работу с таким сотрудником, чтобы развивать его потенциал и повышать эффективность? Как решить проблему мотивации персонала в небольшой компании, в которой нет возможности выстраивать большую и сложную систему мотивации? Мы предлагаем посмотреть на вопрос мотивации с возможно, несколько необычной точки зрения: взаимозависимости способов и инструментов мотивации с существующим у сотрудника отношением к работе.

Пять моделей отношения сотрудника к работе

Если смотреть на понятие «работа» с более высокой перспективы, очевидно, что в жизни каждого человека она может выполнять различные роли. Для кого-то работа является инструментом реализации своих амбиций, для кого-то возможностью общаться и вступать во взаимодействие с другими людьми, для кого-то все намного прозаичней: работа - это просто способ обменивать свое время на деньги. Мы полагаем, что с разным отношением к работе у сотрудников будут разные реакции на одни и те же мотивационные воздействия . Давайте представим себе начинающего руководителя, увлеченного своей работой, активного посещающего обучающие тренинги, самостоятельно покупающего профессиональную литературу для повышения своей квалификации, заинтересованного в больших целях и масштабных проектах. Вряд ли его энтузиазм будет поддерживаться на нужном уровне, если компания в отношении его ограничится лишь стандартным набором мотивационных программ в виде компенсационного пакета, страховки и т.д. Такому сотруднику понадобится нечто большее. Например, возможность регулярно принимать участие в работе с более опытными руководителями, самостоятельно вести мощные и дерзкие проекты, что-то еще, поощряющее высокую вовлеченность менеджера в свою работу и повышающее его «планку» результатов.

Диалог с руководителями функций и подразделений компаний наших партнеров и обсуждение их текущих ситуаций позволили нам выделить у большинства современных сотрудников. Данные пять моделей достаточно универсальны и встречаются практически в любой организации на разных уровнях менеджмента. В основе модели лежит обобщенный ответ на вопрос: чем является работа для такого человека?

Работа как…

Рассмотрим более подробно каждую модель и те особенности, которые отличают сотрудников, для которых данная модель свойственна:

  1. Работа как способ выживания . Для сотрудника работа является своего рода жизненной необходимостью. Можно предположить, что если бы у него была такая возможность, он бы не работал - на этой конкретной должности, в этой компании или вообще не занимался бы трудовой деятельностью. В офисе такой сотрудник не работает, а словно отбывает повинность. В своей повседневной работе такой сотрудник будет делать только то, что говорит руководитель. Скорее всего, он не очень любит свою работу или, если такой сотрудник работает достаточно долго, он хорошо научился притворяться и говорить «правильные» тексты о важности ориентации на результат и работе на благо компании. Такой сотрудник может быть хорошим исполнителем. Но он не захочет брать на себя повышенные обязательства, включаться в новый проект без понимания, как это отразится на его общей загруженности, регулярно проявлять инициативу. Нередко у такого сотрудника есть постоянная «мечта в кармане» - о предстоящих выходных, о скором отпуске, о времени, когда можно будет накопить денег и открыть какое-то свое дело, о пенсии
  2. . Сотрудник ориентирован на получение максимальной финансовой отдачи от своей профессиональной деятельности. Нередко можно встретить среди таких сотрудников людей, помимо работы увлеченным каким-либо дорогостоящим хобби или увлечением, требующим финансовых вложений. Работа для них - способ поддержания выбранного способа жизни с помощью денег. Чаще всего - они хорошие, уверенные в себе профессионалы, понимающие, сколько стоит их труд на рынке. Скорее всего, принимая предложение, человек с подобным отношением к работе тщательно взвешивал, где и в какой компании он сможет получать больше, работая в более комфортных условиях. Попробуем более пристально посмотреть на такого сотрудника. На первом месте для него всегда будут стоять вопросы компенсации, которые будут включать в себя зарплату, возможность получать бонусы, льготы, пенсионные планы, различные привилегии, в том числе поддерживать социальный престиж. На втором своеобразные качественные характеристики работы - условия работы, особенности руководителя и коллег, культуры компании и т.д. Все это будет влиять на образ жизни, который может позволить себе такой человек с соответствующим балансом между работой и личной жизнью, способностью тратить на себя и своих близких конкретную сумму денег или позволять себе определенный life style
  3. . Человек полностью идентифицируется со своей работой, своей должностью и с тем, что он делает в компании. Работа для него - это часто «дело жизни» или хобби, которое переросло в способ зарабатывания денег. Чаще всего, в компании такой человек работает с удовольствием, вовлечено, переживая за «общее». Он ответственно относится не только к своей сфере полномочий, но и отслеживает, что там происходит у коллег по смежным функциям. Ему очевидно, что проблемы или сложности в одном подразделении могут через некоторое время вызвать сложности в его собственной работе. Такой человек, как правило, не проводит различий между работой и отдыхом - во время выходных он нередко может позволить себе на час-другой съездить в офис или, открыв ноутбук, проработать какую-то документацию или почту. Большинство друзей таких людей работают в одной области, если не в одной компании. В своем крайнем проявлении данное отношение к работе проявляется в виде трудоголизма, когда сотрудник переусердствует на работе, засиживается допоздна, предпочитает работу отдыху
  4. . В понимании такого сотрудника успех в жизни приравнивается к социальному успеху, а социальный успех может дать хорошая карьера. В этой связи, вся его рабочая активность направлена на достижение более высокой карьерной ступеньки в организации. Как правило, такие сотрудники есть в каждой крупной компании - в небольших организациях или в бизнесах «семейного» типа им откровенно тесно. Такие люди могут последовательно повышать свой уровень профессионализма, оттачивать навыки планирования, работы в целях, решения более сложных задач и т.д., рассчитывая свои возможности, добирая недостающие для следующей карьерной ступеньки навыки. Нередко таким людям нравятся «карьерные войны», состязательность, возможность участвовать в различных интригах, особенно, если карьерные механизмы в компании недостаточно ясны и понятны. В своих крайних проявлениях такие люди воспринимают карьерный рост как прямую борьбу, а коллег по работе - как потенциальных соперников. Таким люди никогда не останавливаются. Победив в очередной карьерной битве, сотрудник через некоторое время ставит себе следующую карьерную цель
  5. . Подобную модель отношения к работе в своей практике мы встречали достаточно редко. Более того, как правило, она была присуща в большинстве случаев менеджерам, а не рядовым специалистам или ассистентам. Человека с таким отношением к работе отличает ощущение, что работа придает сил и энергии, а не отнимает их. Такой человек склонен продолжать действовать и любить свою работу, несмотря на все препятствия, он желает полностью реализоваться и вкладывать силы в работу. У таких людей устойчивость к выгоранию - они умеют балансировать между разумной вовлеченностью в свою профессиональную деятельность и трудоголизмом. Они в буквальном смысле вкладывают в свою работу душу

Непосредственный руководитель может сделать что-то, что скорее положительно отразится на мотивации своего подчиненных и что-то, что с большой вероятностью отразится негативно. Если смотреть на это через призму различного отношения к работе, то какие действия или активности руководителя будут способствовать повышению, а какие - понижению мотивации сотрудников?

Работа как способ выживания

Снизит мотивацию:

  • Отсутствие периодических премий и бонусов
  • Регулярные авралы и много работы
  • Обращения с просьбой о сверхурочной работе
  • Большая переменная часть заработной платы

Повысит мотивацию:

  • Предсказуемость и стабильность должностных обязанностей
  • Четко определенные функциональные обязанности и границы ответственности
  • Различного рода надбавки к заработной плате типа «выполнил в срок проект – получил дополнительный день к отпуску»

Работа как способ заработка денег

Снизит мотивацию:

  • Более низкая заработная плата по сравнению с возможной на рынке
  • Отсутствие возможностей для роста дохода
  • Любое, даже обоснованное обстоятельствами, понижение оплаты или остановка ее роста

Повысит мотивацию:

  • Повышение качества условий работы сотрудника, например, частота, предсказуемость и условия командировок, количество работы по выходным и длительность отпуска
  • Возможность получения значительной переменной части в заработной плате

Работа как способ самоидентификации

Снизит мотивацию:

  • Сомнения в профессионализме сотрудника
  • Неконструктивная обратная связь или жесткая критика от руководителя о его работе
  • Отсутствие обучения в компании
  • Отсутствие проектов для проявления всех своих скрытых качеств

Повысит мотивацию:

  • Опека и обучение от профессионально более опытного специалиста и менеджера
  • Возможность повышения квалификации с помощью тренингов и дополнительного развития на рабочем месте
  • Более сложные и мощные проекты
  • Совместный отдых с коллегами

Работа как способ достижения социального успеха

Снизит мотивацию:

  • Долгое отсутствие изменений (такой сотрудник боится не успеть сделать карьеру)
  • Отношение «как ко всем» от руководителя
  • Перевод на должность или карьерный promotion, не позволяющий двигаться по карьерной лестнице дальше

Повысит мотивацию:

  • Показать ступеньки и возможности как «вертикальной», так и «горизонтальной» карьеры в компании
  • Формальное повышение статуса сотрудника (новая и «звучная» должность при сохранении всех атрибутов прежней должностной позиции)

Работа как средство самореализации

Снизит мотивацию:

  • Формальное отношение к работе со стороны руководителя (например, проявляющееся в фразе «зачем напрягаться, это всего-навсего очередной проект»)
  • Проекты, не позволяющие заниматься тем, что нравится больше всего

Повысит мотивацию:

  • Работа в команде единомышленников, разделяющих увлеченность сотрудника профессиональной деятельностью
  • Перевод сотрудника на более ответственную должность, позволяющую использовать его высокую вовлеченность в целях организации

Мы полагаем, что для линейного руководителя важно понимание, по меньшей мере, двух принципов мотивации сотрудников в контексте их отношения к работе:

  1. Убедиться в существующих возможностях . Руководителю целесообразно сопоставить существующие возможности системы мотивации в компании с условными потребностями своих подчиненных. Вполне возможно, что все потребности реализуются с помощью действий, которые предпринимает организация. Например, если в компании существует налаженная система бонусирования, HR регулярно мониторит рынок на предмет размера адекватной заработной платы и при этом большинство сотрудников в отделе относятся к работе как к средству заработной платы, вряд ли имеет смысл что-то делать дополнительно. Кроме этого, нужно понять, может ли компания дать сотруднику то, что ему может быть интересно?
  2. Просчитать «цену вопроса» . Мы не рекомендуем использовать дополнительную мотивацию к сотрудникам, которые не являются стратегическим ресурсом компании. Если менеджер понимает, что работающий в его отделе специалист не горит работой, не очень хорошо трудится, обладает ограниченным набором навыков в своей профессии и вообще является условным «балластом», инвестировать в него свое управленческое время нерационально: ведь проще найти нового специалиста

Наш опыт показывает, что соблюдая данные принципы и опираясь на различия в отношении к работе сотрудников, руководитель может существенно повысить вовлеченность и мотивацию персонала своего подразделения.

2 6 519 0

Почти каждый взрослый человек проводит на работе львиную долю своего времени. И, к сожалению, многие из нас хоть раз в жизни понимали, что возвращаться по утрам в привычный офис (на завод, торговую точку, стул натурщицы в школе живописи) нет никакого желания.

Сменить работу не всегда возможно – в городе может не быть альтернативы нашему занятию, которая соответствует специальности, на прежней работе может удерживать зарплата, симпатия к коллеге или обычный страх перемен…

Но разве продолжать мучения – это выход? Ведь иначе необходимость как минимум восемь часов в день проводить там, где не хочется, не назовешь…

Бывает и наоборот – мы относимся к работе так ответственно, что это начинает влиять на другие сферы в нашей жизни.

Проще говоря, необходимость изменить отношение к работе может постичь каждого. Как это сделать? Разберемся в статье.

Слишком хорошо – тоже не хорошо

Мечта множества отечественных работодателей – человек, который проводит на работе чуть ли не все свободное время, прерываясь только на короткий сон и еду прямо возле компьютера. И хоть таковых немного, они обитают в офисных дебрях. Работодателям такое положение вещей на руку – до поры до времени, пока у человека не заканчивается энергия и не наступает профессиональное выгорание. Которое, в свою очередь, может закончиться чем угодно, в том числе – увольнением и побегом в глухую деревню.

Для самого работника неумение правильно распределять жизненные приоритеты, посвящая все время работе, тоже могут быть подходящим вариантом. Но все-таки люди, которых кроме любимого дела ничего не волнует, – это исключение из правила. Большинство испытывает потребность иметь личные отношения, дружеские связи, заботиться о здоровье, отдыхать и заниматься хобби. Полная отдача работе – это скорее временный вариант, жизненный период, который со временем должен уравновеситься другими сферами.

Как пишет Николас Спаркс в своем романе «Чудо любви»: «Кто на смертном одре не пожалел бы о том, что слишком много работал и слишком мало времени проводил с семьей?» С этим сложно не согласиться.

Тем не менее, почему такое количество людей интересует вопрос, как относиться к работе как к работе?

Проблема трудоголизма реальна и распространена по всему миру, правда, неравномерно.

Например, знаменитые трудоголики японцы доработались до того, что в их стране даже созданы специальные клиники реабилитации для людей, страдающих зависимостью от работы, где бедолагам помогают справиться со стрессами и нервными расстройствами, которые стали последствиями переутомления.

Вспомнить о жизни

Чтобы победить в себе трудоголика, очень важно держать в фокусе правильный мотив.

Например, обратить внимание, что все ровесники вокруг уже давно стали дедушками, и самому пора бы для начала хотя бы жениться. Или осознать, что сыну, чтобы узнать отца, который наконец-то добрался до дома из бесконечных командировок, приходится сверяться со старой фотографией. Или вспомнить обеспокоенное лицо врача, когда он смотрел результаты электрокардиограммы.

Освободить время

Чтобы успеть что-то, кроме работы, – нужно время. Как его обрести, если работы столько, что нет ни одной свободной минутки? Есть множество способов.


Сделать паузу

Очень часто вопрос о том, как изменить отношение к работе, связан не с тем, что человеку не нравится его занятие, а с тем, что он банально устал. Даже обожаемое дело, призвание может надоесть, если посвящать ему все свое время. В таком случае наиболее мудрое решение – сменить вид деятельности, отвлечься, сходить хотя бы в короткий отпуск при первой же возможности (желательно, чтобы она наступила раньше пенсии). В это сложно поверить множеству работников, начальники которых так и норовят отправить их в отпуск в феврале не более чем на пять с половиной дней…

Мудрые лидеры давно осознали, что профессиональное выгорание губит эффективность работы, и если видят его симптомы, отправляют подчиненных на отдых буквально принудительно.

Полезное сравнение

А если все наоборот – кажется, что работаешь на самой скучной, тяжелой, низкооплачиваемой работе во всем мире? Например, потому, что на офисной кухне закончился малиновый чай, и начальник в позапрошлом месяце дал премию меньше обычного. Такое впечатление легко исправить, просто наведя справки, что на самом деле творится на мировом рынке труда.

Скажем, вспомнить о людях в Индии, работа которых подразумевает необходимость без оборудования и спецодежды погружаться в канализацию, чтобы прочистить засорившиеся трубы, за пару долларов в день.

Несущественные изменения

Порой мы не можем сменить работу, но понимаем, что относимся к ней неправильно – с большой долей негатива. Возможно, отрицательные эмоции вызваны не работой в целом, а какими-то ее элементами? Например:

  • Работнику не нравится выполнять отдельные функции. Скажем, напоминать клиентам о задолженности. Может, в коллективе есть кто-то, с кем можно поменяться? Например, разгрести за соседа ненавистные бумажки, пока тот запросто сделает звонки.
  • Возможно, негативный отпечаток на отношение к работе откладывают эмоции, которые человек испытывает к коллегам, всем или нескольким. Часто решить проблему может примитивный переезд в соседний кабинет.
  • Часто дискомфорт на рабочем месте вызван и более банальными причинами – например, барахлящим компьютером, плохим освещением, духотой, неудобным стулом, шатающимся столом. Причем нередко люди о таком молчат. Здесь обычно помогает обращение к начальству с просьбой помочь и ее обоснованием – вместо того, чтобы ждать, пока компьютер очнется, можно заниматься поиском новых прибыльных клиентов.

Недостижимый идеал

Нам часто кажется, что хорошо там, где нас нет. На самом деле людей, которые довольны своей работой на 101 процент, крайне мало. Даже если кто-то занимается любимым делом, все равно некоторые участки работы доставляют дискомфорт. Чем их меньше – тем счастливее профессиональная судьба.

Просидеть всю жизнь на нелюбимой работе, имея возможность ее сменить – это преступление против самого себя.

Найти позитив

Этот совет вряд ли применим к упомянутым выше ныряльщикам в канализацию, но большинство профессий мира все-таки позволяют найти хоть что-то хорошее. Это может быть:

  • Достойная, по сравнению с рынком труда, зарплата;
  • прекрасное медицинское обслуживание по страховке;
  • стабильность и уверенность в завтрашнем дне;
  • близость от дома, что отменяет необходимость проводить по два-три бессмысленных часа, толкаясь в транспорте;
  • отличные отношения с коллегами – когда нет нужды каждый раз, присаживаясь, убеждаться, что на стул никто не подложил кактус, это тоже отлично;
  • гибкий график работы;
  • перспектива получить повышение (желательно, чтобы о нем сообщили, когда сотрудник находится на работе, а не больничной койке из-за нервного срыва и переутомления);
  • традиция компании организовывать веселые праздники для детей сотрудников, и т.д.

Вопрос психологу

Добрый день! мне 26 лет.В последнее время мне очень тяжело морально на работе, тяжело уже от мысли что нужно туда идти...Работаю на очень ответственной должности- экономист в бюджетном учреждении второй го год. В прошлом году так же было тяжело, т.к. приступила к новой должности- многому нужно было учиться, понимать, но сейчас легче не становится. Постоянно возникают проблемы которые нужно решать, часто я не знаю как, сложное взаимодействие с другими ведомствами... многое не успеваю, делаю ошибки..Хочется просто спокойно делать свою работу, качественно и в срок...
В конце прошлого года прибавилась еще одна проблема- главный бухгалтер запланировал увольнение и на свое место рекомендовал меня. Я была на распутье-с одной стороны я только освоилась на должности экономиста,много еще не знаю, с другой стороны- карьерный рост, большая зп. Все поголовно говорили идти на эту должность, но я приняла решение что нет, не готова пока. Первый раз в жизни не оправдала ожидания других людей. Вобщем на этом фоне у меня последнее время постоянная плаксивость,чуть что не так на работе- иду в туалет и плачу, чтобы никто не видел. Что делать с таким состоянием? Это сигнал организма сменить работу или просто "капризы"?

Мария, здравствуйте.

Вы верно толкуете свои слезы, как сигнал организма. Осталось разобраться, сигнал чего. Я предполагаю, что это сигнал стресса, который Вы переживаете и с которым уже не можете справиться самостоятельно. А плач - это бессознательный призыв о помощи.

Что же вызвало у Вас такой сильный стресс?

Вы пишете, что хотите выполнять свою работу качественно и в срок.

В принципе Вам нравится работа по Вашей специальности. Однако есть то, что вызывает у Вас наибольшие затруднения

Новый круг обязанностей.

Как человек чрезвычайно ответственный Вы, испытываете сильное беспокойство, когда чувствуете, что можете не справиться с тем, что Вам поручили.

Здесь можно уловить некоторую фундаментальную характеристику Вашей личности, исходя из которой дать Вам рекомендации по выстраиванию карьеры.

Во-первых, частая смена работы - не для Вас. Так что и прямо сейчас не стоит горячится и куда-то бежать. Не смотря на то, что Ваша работа все еще вызывает у Вас трудности. Сам факт смены работы для Вас создает стресс, поэтому, Вам имеет смысл хорошенько разобраться что на что Вы собираетесь менять, прежде, чем решаться на увольнение.

Во-вторых, у меня сложилось впечатление, что в теперешней работе самую большую сложность для Вас составляют согласования, не вполне порой для Вас понятные. То есть Ваш результат зависит не только от Ваших операций с цифрами или документами, но и от других людей. И именно рабочее общение с ними оказывается очень сложным и напряженным.

Это значит, что виды работы, где есть необходимость чего-то добиваться от других людей, Вам на данном этапе Вашего профессионального развития, Вам вряд ли подойдет. То есть, чтобы чувствовать себя комфортно, Вам нужна такая работа, где бы Вы отвечали только за свой участок работы.

В-третьих, Вам очень важно соответствовать ожиданиям других людей.

Не буду спорить, это важно. Но... все же, если ориентируясь на ожидания других людей Вы слишком далеко уходите из зоны собственного комфорта - это чревато страданиями.

И, думаю, Вам необходимо пересмотреть свою позицию насчет соответствия ожиданиями других людей. Сделать его более реалистичным.

Подумайте о том, что у людей могут быть на Ваш счет совершенно нелепые, нереалистичные или даже разрушительные для Вас ожидания. И соответствовать всем им никогда невозможно. Никогда.

В -четвертых, самое главное для каждого человека не соответствовать чужим ожиданиям, а жить в соответствии с собственой природой, следовать ей. И тогда окружающие люди будут изменять свои ожидания. Ожидания изменять это нормально, а изменять собственой природе не надо. Это путь к страданию.

Вы правильно поступили, что отказались от должности, к которой у Вас не лежала душа. Вы неправильно только сейчас мучаетесь из-за своего отказа.

Вместо это лучше себя похвалите, потому что Вы, как решили, так и поступили.

В- пятых, Вам необходимо учиться заботиться о себе, сохранять свои личные границы, любить себя, в конце концов. Учиться работать в удовольствие, не изматывая себя и развивать в себе здоровый эгоизм. Потому что это часть профессионализма и любой успешной работы. Подумайте об этом.

Всего доброго,

с уважением,

Алёхина Елена Васильевна, консультации в Москве и в skype

Хороший ответ 2
Плохой ответ 1

Едут две женщины, и одна другой жалуется: « Как мне всё надоело! Муж у меня - неудачник, зарабатывает мало, живём мы бедно, денег вечно нет. Дети стали наглые, плохо учатся, грубят, у меня здоровье плохое, начальник меня не любит, сослуживцы звери, зарплата маленькая…»

За её спиной стоит ангел с блокнотом и записывает: «Муж - неудачник, зарабатывает мало, денег нет, дети наглые, плохо учатся, грубят, здоровье плохое, начальник не любит, сослуживцы звери, зарплата маленькая…»

А потом пожимает плечами:» Не понимаю, зачем ей всё это надо. Но, раз заказывает, придётся выполнять…»

Как вы уже понимаете из приведенной метафоры, данная статья посвящена убеждениям (и связанными с ними восприятием и ожиданиями ) – одному из ключевых факторов, влияющих на качество жизни… Убеждения могут обеспечивать счастливость и эффективность человека, а могут, наоборот, блокировать и сводить на нет любые его усилия к достижению благополучия.

Сложность проблемы заключается прежде всего в том, что убеждения, как основополагающие карты жизни , формируются в детстве, и в большинстве своем они бессознательны. Они не осознаются, не замечаются человеком, хотя и определяют его поведение на уровне бессознательных программ (даже если очевидным образом затрудняют его жизнь. Лозунг «не поступлюсь принципами!!!» хорошо знаком всем и каждому) . Более того убеждения формируются в разных структурах психики, затрагивая не только поведение, но и состояния, Образы Я, определяя специфику восприятия и ожиданий. Убеждения могут возникать под воздействием среды, а могут быть продуктом собственного внутреннего опыта. На основе убеждений принимаются специфические бифуркационные (точка бифуркации – точка выбора, смена режима существования ) решения, что и определяет, в конечном счете, личную историю каждого конкретного человека…(но это уже отдельная тема). Все это – разные типы убеждений, которые требуют своего подхода и психотехнологий.

В Интегральном нейропрограммировании (ИНП) С.В. Ковалева сформулирована методология, описывающая структуру убеждений, динамику их формирования и систему воздействия на психику и жизнь человека. Смоделированы рабочие модели и психотехнологии, обеспечивающие комплексную проработку убеждений всех видов и на всех уровнях.

Коротко приведу основные значимые (с точки зрения психотерапевтического воздействия) положения методологического подхода к убеждениям, принятого в ИНП.

Убеждения это внутренние рамки и границы, определяющие наши достижения. Убирая и раздвигая которые мы открываем действительно безграничные ( ну, точнее, насколько позволит ваше конкретное бессознательное) возможности для улучшения качества жизни

В любые времена среди общей массы людей всегда находились те, кто при прочих равных условиях достигал успеха и благополучия – их называют Победители, или Благополучники. Также находились и те, кто при таких же условиях терпели неудачу – неудачники, проигравшие, неблагополучники. Основная масса, при этом, находилась где-то посередине, выступая своеобразными середняками.

Конечно же, психологов и психотерапевтов привлек вопрос – чем же отличаются эти люди, при прочих равных условиях, материальных, физиологических, социальных и прочих, достигающие разных уровней Благополучия?

Многочисленные исследования привели к интересному ответу – ключевые различия кроются в их восприятии (себя, своих способностей и возможностей, других людей, различных областей жизни, мира – другими словами субъективной картины мира и образа «Я» в нем ) и ожиданиях , реализация которых воплощается в конкретный результат. Кстати, этот феномен в психологии получил название «Эффект Розенталя» (он же «Эффект Пигмалиона»). Для иллюстрации приведу результаты одного оригинального эксперимента:

Так Розенталь и его коллега Джекобсон попросили учителей в течение года заниматься с классом, который прошел тесты на коэффициент интеллекта (IQ). Результаты тестов якобы показывали их уровень одаренности. Конечно, учителя полагали, что школьники, получившие высокий балл за тест, смогут закончить учебный год с высокими показателями. На самом деле этот тест ничего не предсказывал: учителям дали ложные списки с ложными результатами. В конце года дети снова прошли этот тест и было подсчитано изменение показателя IQ.

Дети, от которых учителя ожидали более высоко интеллектуального роста (а среди них были и дети с низким интеллектом), показали значительное повышение IQ. Выходит, что когда учителя ожидают от определенного ученика отличных знаний, то тот, скорее всего, их продемонстрирует. И наоборот.

Возник следующий вопрос – как надо смотреть на этот мир, чтобы стать Благополучным? Каков мир глазами победителей?

Ответить на этот вопрос считаю возможным следующим значимым (с точки зрения рабочей эффективности психотерапии, а не теоретических изысканий психологов ) положением методологического подхода ИНП: на восприятие и ожидания влиять никак не надо, так как они являются всего лишь отражением других внутренних структур человека – убеждений, или, как их еще называют, верований. Вот на них и стоит влиять. Так как убеждения – это система обобщений человека о себе, других и мире, на основе которых строятся ожидания и формируется целостное восприятие человеком его реальности. Другими словами, это правила, по которым человек живет. То, во что он верит и, соответственно, что он реализует в своей жизни.

Важность и сила убеждений хорошо видна в модели «Нейрологические уровни» С. В. Ковалева, принятой в качестве рабочей в ИНП. Это – своеобразные уровни, описывающие и организующие наши взаимодействия с реальностью от простого (окружение – что нас окружает) к сложному (смысл – зачем мне этот мир?). Убеждения занимают один из верхних нейрологических уровней. Любое изменение в верхних уровнях влечет изменения всех нижележащих структур.

В качестве примера небольшой экскурс по нейрологическим уровням (сверху в низ). Так, если у человека есть убеждение , что деньги – это зло, то каким образом такое убеждение будет формировать его реальность?

На уровне ценностей человек будет избегать материального блага – ценность богатства будет либо отсутствовать вообще, либо находиться в самых низах ценностной иерархии.

Соответствующим образом будет формироваться мотивация и повседневный выбор человека. В намерения человека на бессознательном уровне будут входить уход, избегание денег, желание быть без денег. Если они у него появятся, он их немедленно потратит, потеряет, сделает так, чтобы их украли – все это на бессознательном уровне. Потому, что это – зло.

Способности будут направлены на избавление от денег.

Поведение будет строиться по принципу избегания возможностей обрести деньги, их игнорирования.

В окружение такого человека никогда не войдут люди с деньгами, или люди, которые могут принести деньги этому человеку. А если войдут, долго там не продержатся. Он создаст невыносимые условия для их нахождения там.

Какой будет результат? Человек будет без денег.

Предположим, он разглядел это убеждение и поменял его на новое, например: «Деньги расширяют мои возможности». Что произойдет в этом случае?

Немедленно возникнет ценность материального благосостояния. Это создаст систему мотивации на обретение денег.

Появятся цели и намерения – человек захочет обрести деньги, у него сформируется образ желаемого будущего и ресурсы бессознательного будут направлены на достижение этой цели.

Подключатся необходимые для достижения целей способности . Нахождение денег, подключение необходимых умений и компетенций для их получения.

На уровне поведения человек будет открыт деньгам – он будет их везде видеть, находить, притягивать в свою жизнь.

Окружение само выстроится вокруг такого человека. Это будут люди с деньгами. Это будут люди, которые будут давать деньги этому человеку.

Результат будет совершенно другим. Человек будет с деньгами.

Правда, (здесь сразу оговорюсь, чтобы не сложилось упрощенное представление ) если сумеет обнаружить и проработать другие мешающие ему убеждения, связанные с этой темой: касательно их получения (деньги достаются с трудом), заслуженности (я не заслуживаю иметь деньги), возможности (деньги это не про меня), способностей (мне не дано иметь деньги) и так далее. Как вы можете представить, наложив любое из таких убеждений на нейрологические уровни, каждое из них будет ощутимо влиять на все стороны реальности человека, определяя его успешность, или неуспешность в этой жизненной сфере.

Это справедливо для любой сферы жизни. Если человек хочет выздороветь, ему предстоит создать убеждение, что он может это сделать. Если он хочет встретить свою вторую половинку, человеку предстоит поверить в то, что это возможно. Если он хочет найти работу своей мечты, ему также предстоит обрести соответствующие убеждения. Это актуально для всего.

И все эти умозаключения позволяют коротко ответить на поставленный вопрос: Чтобы смотреть на мир глазами победителя и стать им, нам предстоит создать убеждения победителя.

Несколько подробнее об убеждениях как о предмете данной статьи. Какие бывают убеждения? Две основные категории – это убеждения неэкологичные – ограничивающие, и убеждения экологичные – расширяющие возможности человека.

При этом важно отметить, что мы не стремимся дать оценки убеждениям, как плохие, или хорошие. Они – продукт нашей психики, а значит направлены в помощь нам. У каждого убеждения, даже самого, казалось бы, отрицательного, есть позитивное намерение. Если вы поразмышляете, то всегда найдете его. Например, убеждение, что деньги – зло, содержит в себе намерение защитить нас, а значит обеспечить выживание в этом мире.

Вместе с тем один из ключевых методологических подходов к изменениям в ИНП заключается в позиционировании перехода от выживания к Жизни: Человеку для этого предстоит принять его ограничивающие убеждения, и с благодарностью их отпустить, как один из пережитков выживания. Перестать адаптироваться к реальности, и начать самому ее формировать, взять ответственность за свою жизнь, стать хозяином своей жизни.

Для этого важно понять, откуда берутся ограничивающие убеждения. Как выяснили психологи и психотерапевты, около 80% убеждений закладываются в детстве – в период от 0 до 4 лет. Поскольку любой ребенок в раннем детстве зависим, а потому довольно уязвим психологически; склонен обобщать, делать иррациональные выводы. Именно здесь, под влиянием родителей, которые часто допускают достаточно грубые ошибки в общении с ребенком, и в его воспитании, формируются ограничивающие убеждения.

Эта карта закрепляется как способ адаптации, который, при всех его ограничениях, все же позволяет выживать в этом мире, и за неимением других альтернатив, рассматривается бессознательным, как годный.

Так, ребенок, которому уделяют внимание только тогда, когда он заболевает, вырабатывает способ адаптации к жизни через болезнь. Поскольку для ребенка главное – внимание и желанность, а получает он это только заболевая, логику бессознательного понять довольно просто. Если ребенок радуется, чем раздражает усталых родителей, его бессознательное безошибочно считает эти реакции, и сделает соответствующие выводы о том, что радоваться в этой жизни не стоит, да и нечему. Или, например, ребенку дали деньги и отправили за хлебом, а он приволок килограмм конфет. Рассерженная реакция родителей и брошенная в сердцах фраза «тебе вообще нельзя доверять деньги», вполне вероятно, сформирует соответствующее ограничивающие убеждение о деньгах. И так далее.

Проблема заключается в том, что однажды сформировавшись, убеждение, как правило, уже не меняется. И, уже взрослый мужчина, забыв о ситуации с хлебом и конфетами, все еще терпит неудачи в деньгах, саботируя собственное благосостояние всеми способами. Другая взрослая женщина, у которой возникло убеждение, что ее никто никогда не полюбит (кто знает, на основе чего она сделала такой вывод), делает невыносимым существование рядом с ней любого нормального мужчины, который обратит на нее внимание.

Став взрослыми, мы можем сами выбирать, как смотреть на мир, как на него реагировать, и какие ожидания воплощать. Чтобы разобраться в том, как менять убеждения, давайте посмотрим, как они кодируются в нашей психике.

Большинство психических процессов (около 96%) происходят бессознательно, то есть нами никак не осознаются. Здесь же, в бессознательном, закодированы все наши убеждения. Соответственно, если мы хотим что-либо поменять в структуре нашего восприятия, нам предстоит обратиться к своему бессознательному, сделав это на его языке.

В ИНП для взаимодействия с бессознательным используется 4х уровневая система кодов человеческой психики. Перечислим эти коды по мере усложнения: модальности и субмодальности (VAKD), психосемантика, пространство, символы. На использовании этих кодов базируются все психотехнологии изменения убеждений.

Чтобы выстроить последовательность работы с убеждениями, давайте посмотрим, с какими их разновидностями нам предстоит иметь дело.

Так, в модели С.В. Ковалева, которая получила название Мерседес СК представлены пять психологических компонентов – поведение, состояние, убеждения, Образы «Я» и взаимодействие с окружением. Любую ситуацию нашей жизни можно разложить по этим составляющим. Мы себя как-то ведем в ней, что-то испытываем, во что-то верим, как-то себя воспринимаем, и как-то взаимодействием с окружающим миром. Это может быть экологично, то есть помогать жизни, или неэкологично, то есть мешать жизни. Если ситуация нас чем-то не устраивает, то эта, прекрасно работающая, модель помогает выявить проблемы, неудачные способы адаптации. Например, мы чувствуем, что как-то не везет в личной жизни. А куда смотреть – непонятно. Берем эту модель и смотрим каждый из компонентов:

  • Поведение. Мы себя как-то не так ведем? Волнуемся, ревнуем, психуем?
  • Состояния. Мы чувствуем какой-то страх, одиночество, неудовлетворенность?
  • Убеждения. Мы не верим в то, что все будет хорошо? Что мы сможем встретить подходящую половинку?
  • Образ Я. Мы сами себя не принимаем в этой ситуации? С нами «в общем» что-то не так?
  • Взаимодействие с окружением. Нами манипулируют, используют нас, не любят?

Под каждый компонент предусмотрены свои психотехнологии, которые помогают не только выявить проблему, а еще и быстренько ее решить.

Эта же модель поможет нам классифицировать убеждения, чтобы эффективно их проработать:

Дежурные жалобы (соответствуют состояниям)

– вечно мне не хватает денег…

То, что люди любят повторять. Это – так называемые дежурные жалобы , которые мы вольно, или невольно произносим в моменты трудностей, стресса и других негативных состояний . Дежурные жалобы не являются глубинными верованиями, но имеют все шансы для того, чтобы ими стать, создавая эффект самопрограммирования. Эта разновидность убеждений наиболее простая для выявления и проработки (отрабатывается с применением дискретного, вербального кода), однако недооценивать опасность дежурных жалоб не стоит. При проявлении должной активности, это ограничивающее послание очень скоро станет другой, более глубинной разновидностью убеждений.

Мысли-вирусы (окружение)

– у твоих родителей никогда не было денег, и у тебя не будет…

Такие идеи похожи на вирусы. Они чужеродны нашей системе убеждений, так как не формируются внутри нас самостоятельно, а как бы приходят извне, от нашего окружения . Если такая мысль-вирус попадает на благодатную почву сомнений, стресса или беспокойства, она имеет все шансы интегрироваться в вашу систему убеждений, попутно сформировав самообоснования и самоподтверждения. Это несмотря на то, что в большинстве случаев они логически несостоятельны. В результате появления соответствующих ожиданий очень скоро мысль-вирус начнет воплощаться, как бы подтверждая саму себя.

Самоопределения (соответствуют образам «Я»)

я и деньги вещи несовместимые…

Самоопределения – это идеи, которые мы связываем с собственным образом «Я» . Эта разновидность убеждений тесно связана с верованиями, которые, в отличие от мыслей-вирусов, формируются из нашего личного опыта, и тесно переплетается с нашими представлениями о самих себе. Эти две категории убеждений рекомендуется прорабатывать в связке – сначала меняем самоопределение, создавая новое представление о себе самом, а затем сюда интегрируется новое верование, которое конгруэнтно (соответствует) новым представлениям о себе. Например, самоопределение «я та, которую обманывают мужчины» и верование «мужчины обманывают». Заменой может быть связка «Я та, которая привлекает в свою жизнь честных, искренних мужчин» и «в моем окружении есть подходящие мужчины».

Верования (соответствуют убеждениям)

­ – деньги честным трудом в нашей стране не заработаешь…

­­Верования – это идеи, описывающие нашу внутреннюю и внешнюю реальность. То, во что мы верим. Верования формируются из нашего опыта, вплетаются в систему убеждений и не поддаются вербальной, логической или любой другой сознательной проработке. Помните историю про психиатра и пациента, думающего, что он труп?

Пациент отказывался есть и ухаживать за самим собой, утверждая, что он уже труп. Психиатр потратил немало часов, безуспешно пытаясь разубедить пациента. В конце концов он спросил, может ли из мертвого тела идти кровь. «Конечно же, нет, - ответил пациент, - ведь у трупа прекращаются все физиологические функции». Тогда психиатр предложил в порядке эксперимента уколоть его булавкой, чтобы проверить, пойдет ли кровь. Пациент согласился - ведь он и без того уже был «трупом». Разумеется, кровь пошла. И тогда потрясенный пациент воскликнул: «Черт меня подери… у трупов ТОЖЕ идет кровь!»

Это – классический пример верований. Психиатр не знал, что верования достаточно просто прорабатываются на языке бессознательного. Сначала следовало убрать самоопределение «Я – труп», а затем и созвучное верование «Я – труп», составляющее как бы наполнение и содержание этого восприятия себя.

Решения (соответствуют поведению)

– у меня никогда не будет много денег…

Решения – выражение воли, формирующее определенное отношение к какой-либо сфере жизни, на котором реализуется соответствующее поведение .

Решения бывают следующих типов:

  • «Я не могу» (быть здоровым, любить, получать деньги, вступать в нормальные отношения).
  • «Я должен»/«Мне необходимо» (быть больным, проявлять агрессивность в отношениях, работать на износ, быть бедным).
  • «Это правильно, закономерно» (болеть после сорока, работать, не требуя вознаграждения).
  • «Теперь я всегда буду» (болеть, быть обманутым, несчастлив в любви и отношениях).

Бросил мужчина – теперь я всегда буду несчастлива. Сорвалась крупная сделка? Я не могу получать деньги. И так далее. Все это реализуется в дальнейшем поведении, для изменения которого человеку предстоит принять новые, экологичные решения.

  1. Сначала фиксируются и отрабатываются дежурные жалобы.
  2. Затем выявляются и прорабатываются возможные мысли-вирусы, которые могли иметь место в этой области жизни.
  3. Затем выявляются ограничивающие самоопределения – каждому из них дается новая, экологичная формулировка. Из этого списка выбираются ключевые самоопределения для проработки.
  4. Затем прорабатываются верования, которые как бы наполняли старые самоопределения. Новые верования интегрируются с использованием всех четырех кодировок работы с бесознательным и объединяются с полученными ранее экологичными самоопределениями.
  5. После чего выявляется весь ряд неэкологичных решений, принятых за всю жизнь в аспекте рассматриваемой нами жизненной сфере. С использованием специальных психотехнологий мы не просто нейтрализуем эти решения, а заменяем каждое из них на экологичное, извлекая ресурсы из каждой ситуации позитивных состояний.
  6. Пристройка к будущему.

Данная последовательность психотехнологий позволяет выявить и проработать ограничивающие убеждения на всех уровнях психики и во всех областях жизни человека, что позволяет рекомендовать ее к работе с этой важной темой. Ее простота и доступность делает возможной работу с убеждениями в автоформате для всех желающих. В качестве иллюстрации приведу пример из своей психотерапевтической практики:

Так, ко мне обратилась клиентка, которая жаловалась на одиночество. Она никак не могла встретить подходящего мужчину, а если точнее – их вокруг нее не было вообще. По ее словам, складывалось впечатление, что все достойные мужчины закончились, остались либо женатые, либо не такие, какие ей нужны.

После формулирования желаемого состояния и создания готовности к достижению цели, мы приступили к работе с убеждениями в Интегральной модели.

Выяснилось, что у клиентки имеются дежурные жалобы «Мужчин нормальных больше нет» и «Я всегда буду одна». Для проработки дежурных жалоб использовалась психотехнология «Буквальный рефрейминг в аудиальной субмодальности». Клиентке предлагалось закончить своей дежурной жалобой фразу определенного содержания. Разность контекстов каждой фразы доводило до абсурда дежурную жалобу, тем самым, как бы выводя ее из структуры состояний клиента.

Как работали и дежурной жалобой «Мужчин нормальных больше нет»:

  1. Хор ветеранов поет: Мужчин нормальных больше нет!
    2. Женщина упала в лужу, лежит и говорит:
    Мужчин нормальных больше нет!
    3. Сталин говорит Берии:
    Мужчин нормальных больше нет!
    4. Встретились два лжеца. Один говорит другому:
    Мужчин нормальных больше нет!
    5. Один компьютер посылает сообщение другому:
    Мужчин нормальных больше нет!
    6. Заголовок в газете:
    Мужчин нормальных больше нет!
    7. Надпись на могильной плите:
    Мужчин нормальных больше нет!
    8. В море выловили бутылку с запиской:
    Мужчин нормальных больше нет!
    9. Вы проснулись через сто лет и сказали:
    Мужчин нормальных больше нет!
    10. Мозг решил пошутить и послал такую мысль:
    Мужчин нормальных больше нет!

После работы с дежурными жалобами мы перешли к работе с мыслями-вирусами. Было выявлено, что клиентка в детстве получила от мамы послания «мужчинам доверять нельзя», «мужчины несут несчастье», и другие подобного рода. Работа с убеждениями этого типа проявила психогенетическую передачу мыслей-вирусов по женской линии в трех поколениях. Каждая из мыслей-вирусов была проработана и заменена на экологичное убеждение: «мужчинам вполне можно доверять», «с мужчиной можно построить счастливые отношения» и др.

Следующим этапом работы была связка самоопределения-верования. Путем вопросов «Почему?» была выявлена структура ограничивающих самоопределений клиентки. В частности, наблюдалась такая цепочка: «Я одинока» – почему? – «Потому что у меня несчастливая судьба» – почему? – «Потому, что я не заслужила быть счастливой» – почему? – «Потому, что я недостойна любви». И другие. Фактически, у клиентки работает самоопределение и верования, что она недостойна любви, что делает невозможным построение ею каких-либо счастливых отношений. Это вполне явственно проявлялось и в ее жизни – вокруг всегда были подходящие мужчины, это она их упорно не замечала, игнорировала или отпугивала. Все убеждения были переформулированы и проработаны при помощи психотехнологии «Генеральная уборка», мы перешли к работе с верованиями. Пример «Я та, Имярек, которая достойна любви по факту своего рождения», «Я та, Имярек, которая сама создает свое счастье и судьбу», «Я та, Имярек, которая притягивает в свою жизнь подходящих мужчин» и т.д.

Когда определена подходящая форма ­– самоопределение, мы можем заполнить ее экологичным содержанием – новым верованием. Основываясь на психотехнологии «Сомнение и вера», был осуществлен переход из точки «Я прежняя» в точку «Я обновленная» с интеграцией новых верований «Я» в символическом виде. Верования формировались на основе самоопределений, а также на основе психосемантического кода. Например, из самоопределения «Я та, Имярек, которая сама создает свое счастье и судьбу» был получен символ – многогранный светящийся алмаз, который означает «Целостность и уверенность». Работа на этом этапе предполагает включение сразу трех мощных кодов бессознательного – пространственный, символический, психосемантический, что делает изменения достаточно глубокими.

Завершением работы было выявление и проработка решений, принятых на основе ограничивающих убеждений. Работа выполнялась при помощи обобщенной линии жизни, на которой клиентка определила пять точек принятия ключевых решений, приведших ее к текущей проблемной ситуации. Ресурсирование клиентки в точке рождения и проход по линии жизни с изменением каждого решения и получением ресурса в символической форме завершило проработку убеждений в сфере «Любовь, секс». В частности, у клиентки решения выглядели следующим образом: в 1 год было принято решение «Теперь я буду одна», в 3 года было принято решение «Мне никто не нужен», в 7 лет было принято решение «Меня никто не сможет обидеть», в 12 лет было принято решение «Мальчики мне не интересны», в 17 лет было принято решение «Никого себе не буду подпускать». Ресурсирование в точке рождения позволило клиентке сформировать новые решения: в 1 год «Я открыта для мира и с интересом его изучаю», в 3 года «Это здорово, общаться с миром и людьми», в 7 лет «Я открыта для общения и познания людей», в 12 лет «Мальчики мне интересны», в 17 лет «Я буду с удовольствием строить отношения с противоположным полом». Следует отметить, что здесь нам не интересен контекст, в котором было принято ограничивающее решение. Наличие достаточно мощного ресурса, полученного в точке рождения, по определению перепрограммирует все негативные моменты, создавая условия и предпосылки для принятия экологичных решений.

Результатом нашей работы с убеждениями стало принципиальное изменение не только восприятия и поведения клиентки, но и ее реальности. Уже за следующую неделю она «внезапно» познакомилась сразу с тремя мужчинами, подходящими под ее пожелания. Еще через неделю у нее уже были цветы от двух мужчин, и с одним из которых она пошла на свидание, и осталась очень довольна. Такие изменения были удивительны для клиентки, хотя, по ее словам, «внутренне» это казалось ей вполне закономерным и естественным. По ее ощущениям, она всегда так жила. Такие эффекты – вполне типичны для описанной нами последовательности работы и расценивается нами, как успешные.

Описанная работа с клиенткой заняла 4 терапевтических часа – по два часа на одну встречу.

На первом сеансе я рассказал клиентке, чем мы будет заниматься, что такое убеждения, и почему стоит их прорабатывать. Были выявлены и проработаны дежурные жалобы и мыслительные вирусы. Также мы определили текущие ограничивающие самоопределения, вместе поменяли некоторые из них. Клиентка получила домашнее задание самостоятельно выявить и переформулировать ключевые ограничивающие самоопределения в каждой из сфер своей жизни.

На втором сеансе мы выявили список самоопределений для проработки и выполнили психотехнологию «Генеральная уборка». После чего мы трансформировали соответствующие верования, при помощи психотехнологии «Сомнение и вера», а также отработали на обобщенной линии жизни решения. Оставшаяся часть работы была посвящена проверке выполненных изменений, через пристройку к будущему и оценивание динамики ощущений до и после проработки.

Выводы

Резюмируя сказанное, отметим, что убеждения, без сомнения, являются одной из важнейших областей работы психотерапевта. Интегральное нейропрограммирование обеспечивает мощную методологическую и технологическую основу для эффективной проработки ограничивающих убеждений всех видов, на всех уровнях и во всех областях жизни человека. Интегральная модель обеспечивает комплексный подход, сочетая эффективность и простоту, что делает ее доступной даже при работе в автоформате.

  • Ковалев С.В. Введение в Нейротрансформинг / С.В. Ковалев. ­– «Твои книги», 2013
  • Ковалев С.В. Основы самоконсультирования / С.В. Ковалев. ­– «Твои книги», 2014
  • © Институт Инновационных Психотехнологий Ковалева С.В.
    Эксклюзивные права на все материалы сайта сайт принадлежат Институту Инновационных Психотехнологий. При цитировании и использовании материалов ссылка на автора и Институт Инновационных Психотехнологий обязательна.



    Бизнес идеи