Аппарат управления организации кто входит. Аппарат управления предприятием. Его структура и функции органов управления. Административно-управленческий персонал – что это такое

Аппарат Управления органы, службы, подразделения, выполняющие функции управления на уровне страны, региона, предприятия, компании.

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 .

Смотреть что такое "Аппарат Управления" в других словарях:

    аппарат управления - Контактный коммутационный аппарат для управления аппаратурой распределения или управления, в том числе для сигнализации, электрической блокировки и т. п. Примечание. Аппарат управления состоит из одного или нескольких контактных элементов с общей …

    Органы, подразделения, службы, выполняющие функции управления в масштабе страны, региона, предприятия, фирмы, организации. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с..… … Экономический словарь

    аппарат управления - 3.18 аппарат управления: Органы, подразделения и службы, наделенные правами координации деятельности подразделений. Источник: СТО Газпром 7 2005: Структура управления. Полномочия и ответственность в системе менеджмента охраны о …

    АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ - организованная на основе штатного расписания и профессионально квалификационных характеристик совокупность работников (руководителей, специалистов, технических исполнителей), объединенных в органы, подразделения, службы управления, на которые… … Большой экономический словарь

    Энциклопедический словарь экономики и права

    АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ - органы, подразделения, службы, выполняющие функции управления в масштабе страны, региона, предприятия, образовательного учрежденияПрофессиональное образование. Словарь

    АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ - органы, службы, подразделения, выполняющие функции управления на уровне страны, региона, предприятия, компании … Энциклопедия трудового права

    аппарат управления - органы, подразделения, службы, выполняющие функции управления в масштабе страны, региона, предприятия, фирмы, организации … Словарь экономических терминов

    Аппарат управления в составе релейно-контакторной функциональной группы - Релейный элемент, выполняющий функцию задания координаты или ее изменения по заданному закону управления (например: кнопка, ключ управления, конечный и путевые выключатели, контактор, магнитный пускатель, реле и т.п.) Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    аппарат управления (для цепей управления и вспомогательных цепей) - Контактный коммутационный аппарат для управления аппаратурой распределения или управления, в том числе для сигнализации, электрической блокировки и т. п. Примечание — Аппарат управления состоит из одного или нескольких контактных элементов… … Справочник технического переводчика

Книги

  • Теория управления. Математический аппарат управления в экономике , Ю. К. Машунин. Представлено системное изложение теории управления и математический аппарат управления в экономике. Наряду с традиционными (стандартными) математическими методами исследований операций…
  • Теория управления. Математический аппарат управления в экономике. Учебное пособие , Машунин Юрий Константинович. Представлено системное изложение теории управления и математический аппарат управления в экономике. Наряду с традиционными (стандартными) математическими методами исследований операций…

Руководящие деятельностью производственной системы в целом. Они строятся по принципу иерархии , предусматривающей разделение подразделений на вышестоящие и нижестоящие. Линейный орган каждой ступени выполняет весь комплекс функций управления соответствующим объектом, в качестве которого выступает нижестоящее линейное подразделение связь между подразделениями разных ступеней осуществляется по одному вертикальному каналу. Этот тип структур наиболее полно отвечает принципу централизма и повышает ответственность руководства и исполнения. Эффективность линейных структур значительно снижается при усложнении производственных систем, так как расширяется круг специальных вопросов по разным функциям управления , которые должен решать один руководитель, увеличивается звенность структуры управления , возрастает опасность волокиты из-за необходимости использования только вертикальных связей . Для управления современным предприятием применение линейных структур аппарата управления в чистом виде практически невозможно. Однако линейные органы и связи при построении структуры аппарата управления предприятием и производственным объединением применяются.  

В зависимости от задач и характера программы, организационных рамок ее выполнения (предприятие, объединение, отрасль, ведомство), типов создаваемых программно-целевых структур содержание функций отдельных органов может значительно различаться, однако их распределение между уровнями и основными звеньями аппарата управления должно основываться на соблюдении определенных принципов, вытекающих из объективных закономерностей осуществления организационных связей в социально-экономических системах.  

Председатель ГТК 1) руководит на принципах единоначалия деятельностью ГТК, иных таможенных органов РФ, таможенных лабораторий и других подведомственных предприятий, учреждений и организаций 2) несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ГТК задач и функций 3) представляет ГТК и обеспечивает его взаимодействие с другими государственными органами РФ 4) распределяет обязанности между заместителями председателя ГТК и устанавливает степень их ответственности 5) подписывает (утверждает) нормативные акты в пределах компетенции ГТК, организует проверки их исполнения 6) назначает на должность и освобождает от должности руководящих работников ГТК, руководителей и главных бухгалтеров региональных таможенных управлений и таможен РФ, руководителей таможенных лабораторий и других подведомственных предприятий, учреждений и организаций 7) устанавливает правомочия подведомственных таможенных органов РФ по самостоятельному решению организационных , кадровых, финансовых и иных вопросов 8) утверждает положения о главных управлениях и иных структурных подразделениях ГТК, региональных таможенных управлениях , таможнях и таможенных постах РФ, таможенных лабораториях , а также положения (уставы) других подведомственных предприятий, учреждений и организаций 9) утверждает в пределах установленных численности и фонда оплаты труда работников структуру , штатное расписание ГТК, а также смету расходов на содержание аппарата управления 10) присваивает в пределах своих полномочий специальные звания и работникам подведомственных учреждений, в установленном порядке вносит представления о присвоении специальных званий высшего начальствующего состава должностным лицам таможенных органов и работникам учреждений 11) награждает нагрудными знаками и применяет иные формы поощрения работников таможенных органов , таможенных лабораторий и других подведомственных предприятий, учреждений и организаций 12) представляет в установленном порядке особо отличившихся работников к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами РФ 13) применяет в полном объеме установленные законодательством РФ меры дисциплинарного воздействия в отношении работников таможенных органов , руководителей таможенных лабораторий и других подведомственных предприятий, учреждений и организаций 14) осуществляет другие функции и пользуется другими правами в соответствии с законодательством РФ.  

Государственная организация - обобщающее понятие. Сюда относятся государственные учреждения и предприятия. Различия между предприятиями и учреждениями состоят в их назначении, роли в обществе, содержании основной деятельности. Предприятия занимаются прежде всего производственной деятельностью , учреждения - управлением, социальным обслуживанием населения. На государственных предприятиях существует администрация (ее органы), но ее функции сводятся к решению вопросов внутреннего управления, и она не выступает вовне как управленческий орган. Существуют разные виды предприятий по характеру своей деятельности (производственные, торговые и др.), по подчиненности и структуре (государственные, муниципальные, акционированные, унитарные и т.д.). Государственные предприятия не входят в состав государственного аппарата.  

Расширение функций объединения. Одним из главных направлений повышения эффективности производства является его концентрация. В нефтяной промышленности основной производственной единицей должно стать производственное объединение - единый территориально-производственный комплекс большого числа юридически самостоятельных предприятий бурения, добычи, подсобно-вспомогательных служб. Орган управления объединения (аппарат объединения) уже в настоящее время осуществляет ряд планово-распределительных снабженческих функций упр,. гния осуществляет административные функции, распределяет оизводственные задания между предприятиями, обеспечивает сбыт продукции , реализацию фондов, бесперебойное снабжение и планомерную работу предприятий, изучает и обобщает опыт их работы, разрабатывает перспективные планы развития объединения в целом и всех его предприятий и т.д. С переходом на новую структуру управления производством функции объединения значительно расширились, так как большинство предприятий подчиняется объединению непосредственно, минуя промежуточные инстанции управления (трест, управление). В будущем, по мере развития специализации и кооперации труда , автоматизации и механизации производства, внедрения АСУ - нефть, совершенствования

Структура управления. Общие функции социологии и психологии управления. Функции аппарата управления. Симптомы бюрократизации в его деятельности. Деятельность руководителей по укреплению социально-психологического единства между всеми социальными группами системы управления.

Структура управления

Структура управления представляет определенную последовательность органов управления, в зависимости от предназначения и иерархии в системе.

Управление как аппарат – совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации и т.п.) для достижения их целей.

Самое простое представление системы управления:

К объектам относятся: коллектив, производственный процесс, предприятия.

Процесс управления с точки зрения открытых систем.

Влияние цели

на внешнюю среду

Влияние цели

на организацию

Уровни управления и состав управленческого аппарата.

Технический персонал – лица, осуществляющие вспомогательные функции и обеспечивающие работу специалистов и руководителей.

Специалисты – лица, осуществляющие информационную и методическую работу.

Руководители – лица, руководящие коллективом людей и уполномоченные принимать управленческие решения.

3 уровень – технический уровень – занимается оперативным управлением.

2 уровень – средний уровень – управленческий уровень: начальники отделов, цехов и др.

1 – высший уровень управления – институционный уровень управления: президенты, зам. директоров – стратегическое управление.

Организация является второй функцией управления. Ее задачей является формирование структуры управления организацией, а также обеспечение всем необходимым для ее нормального функционирования – персоналом, зданиями, оборудованием, финансовыми ресурсами и т. д. Организационная функция обеспечивает переход управляемой системы из существующего состояния в желаемое, планируемое. Функция организации связана с созданием необходимых условий для достижения поставленных в процессе планирования целей. Функция организации включает распределение работы среди персонала, группировку задач в логические блоки и создание подразделений (отделов, секторов), координацию работы подразделений.

Таким образом, организационная структура управления представляет собой форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации.

Организационная структура управления должна отвечать следующим требованиям:

Обеспечивать достижение основных целей управляемой системы;

Обеспечивать взаимодействие всех элементов структуры;

Адекватно реагировать на изменения внешней среды.

Правильная структура не гарантирует результатов. Но неправильная поглощает результаты и сводит на нет даже самые целеустремленные усилия. В организационной структуре управления выделяют следующие основные элементы:

Уровни (ступени) управления;

Подразделения и звенья управления;

Управленческие связи.

Уровень управления представляет собой иерархическую соподчиненность подразделений и звеньев управленческой деятельности, занимающих определенную ступень в системе управления. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости друг от друга и подчиняются друг другу по иерархии: руководители более высокой ступени управления разрабатывают и принимают решения, которые конкретизируются и осуществляются руководителями более низкой ступени, а каждое должностное лицо ответственно как за свои собственные решения и действия, так и за решения и действия своих подчиненных, в силу чего каждое должностное лицо располагает властью над теми, кто находится ниже его в управленческой пирамиде.

В зависимости от того, какие функции выполняются руководителями разного ранга уровни управления подразделяются на:

Технический уровень, который представляет управление низового звена. Его руководители в основном занимаются ежедневными операциями и действиями, необходимыми для обеспечения эффективной работы без срывов в производстве продукции или оказания услуг. Представителями данного уровня управления являются заведующий отделом, мастер смены, сержант и т.д.

Управленческий уровень, который является управлением среднего звена. Его руководители в основном заняты управлением и координацией внутри организации, согласовывают разнообразные формы деятельности и усилия различных подразделений организации. К представителям руководителей этого уровня управления можно отнести декана университета, директора филиала, лейтенанта и т. д.

Институциональный уровень, который выступает управлением высшего звена и действует на уровне социальных институтов, таких, например, как государство, религия, правовая система и т.п. Руководители данного уровня заняты в основном формулированием целей, разработкой стратегических решений и долговременных (перспективных) планов, адаптацией управляемой системы к различного рода переменам, управлением взаимодействий данной системы с внешней средой. Представителями руководителей этого уровня являются президент страны, министр, ректор вуза и т. д.

К звеньям управления относятся структурные подразделения управляемой системы, а также соответствующие специалисты выполняющие управленческие функции.

В структуре управления, как правило, выделяют два типа управленческих связей: горизонтальные и вертикальные. Вертикальные связи характеризуют иерархическую соподчиненность звеньев управления, при которой низовое звено находится в зависимости от среднего звена, а то, в свою очередь в зависимости от высшего управленческого звена. В современной России идет процесс создания вертикальной структуры государственного управления.

Горизонтальные связи характеризуют расстановку руководителей во главе отдельных подразделений, например, начальник юридического отдела, начальник финансового отдела и т. д.

В теории управления чаще всего выделяют следующие типы организационных структур органов управления:

Линейная. Она образуется в результате построения аппарата управления только из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы. Структура используется мелкими и средними организациями, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.

Линейно-штабная. Включает в себя специально созданные при линейных руководителях подразделения, которые не обладают правом принятия решений и руководства каким-либо нижестоящим подразделением. Главная задача штабных подразделений состоит в оказании помощи линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления. К штабным подразделениям относят службу контроллинга, группу сетевого планирования, социологическую и юридическую службы и др.

Функциональная. Предполагает, что каждый орган управления специализирован на выполнении отдельных функций на всех уровнях управления. Выполнение указаний каждого функционального органа в пределах его компетенции обязательно для производственных подразделений. Используется в управлении организациями с массовым или крупносерийным типом производства.

Традиционная или линейно-функциональная. Она возникла в условиях фабрично-заводского производства. Основой этой организационной структуры являются линейные подразделения осуществляющие в организации основную работу и обслуживающие их функциональные подразделения, связанные с кадрами, финансами, планированием и т.д. Исполнитель подчиняется и получает указания только от одного руководителя. Руководитель осуществляет управление через своих функциональных заместителей.

Дивизионная (объединение нескольких функциональных структур). Потребность в применении дивизиональной структуры возникла в связи с резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности, усложнением технологических процессов. Ключевыми фигурами в управлении организациями с данной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные подразделения.

Дивизионная структура управления широко используется в построении государственного аппарата и общественных организаций.

Матричная. Построена на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь, с другой – руководителю проекта (целевой программы), который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством. Для нее характерны следующие черты: управление по проекту, временные целевые группы, постоянные комплексные группы. Эти группы создаются под цель или под проект для решения какой-то конкретной проблемы и пользуются при этом определенной свободой в организации своей деятельности. Проекты закрепляются за оперативными группами, состоящими из специалистов различных функциональных отделов.

Матричная структура всегда является комбинацией двух организационных альтернатив, обычно – функциональной и продуктовой (проектной). Матричная система управления получила широкое распространение в международных компаниях, а также в наукоемких отраслях.

Наряду с организационными структурами органов управления выделяют структуры управления, различающиеся характером и содержанием управленческой деятельности. К ним относят:

Механическую структуру управления, которая характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией власти в организации.

Адаптивная структура управления, позволяющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде и принимающая в расчет все инновационные приемы управленческой деятельности;

Партисипативная структура управления, основанная на активном включении сотрудников и их представителей в процессы выработки, принятия и реализации управленческих решений.

Совершенных структур управления не существует. Более того, структура управления, как правило, не имеет окончательной формы. Она подвергается постоянным изменениям. Это может быть связано с моральным старением структуры управления, перераспределением функций между элементами системы управления, влиянием научно-технического прогресса и т.п. По некоторым оценкам, в работе консультантов по вопросам управления до 75% времени тратиться на устранение недостатков в структуре управления предприятиями.

Общие функции социологии и психологии управления Предметом изучения социологии управления являются различные социальные явления и структуры, а также люди и индивиды.

Социология рассматривает управление как постоянно осу­ществляющийся социальный процесс целесообразного воздействия на управляемую систему. Для достижения организационных целей разрабатывается стратегия управления. Эффективная деятельность организации возможна лишь при учете социального фактора.

Она изучает многообразную деятельность органов управления, государственных и общественных, прежде все­ го как социальных систем:

    весь комплекс подбора, расста­новки, формирования управленческих кадров;

    отношения и взаимодействия, складывающиеся между работниками ап­парата управления и подчиненными имсотрудниками и ор­ганизационными структурами;

    исследование и формирование це­лей управления с точки зрения социально-экономических и социально-психологических критериев, их соответствия интересам и ожиданиям управляемых;

    анализ и оценку со­циальных последствий принимаемых управленческих ре­шений, определение эффективности управленческих дейст­вий;

    изучение и совершенствование социальных механизмов систематического, основанного на достоверном знании, воздействия субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управ­ляемую подсистему) для сохранения ее качественной спе­цифики и целостности, обеспечения ее нормального функ­ционирования, успешного движения к заданной цели.

Первая из функций - познав ательная . Ее основная цель: изучить основные особенности управления как специфической сферы трудовой деятельности, определить ее роль и значимость в развитии! общества и, его подсистем, организаций, групп и т.п.

Вторая функция - оценочная: Ее сущность состоит в том, чтобы оценить, в какой мере соответствует (или, напротив, не соответствует) сущест­вующая в данном обществе, организации система управления основным тенденциям этого общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам большинства насе­ления; является ли она демократической, авторитарной или тоталитарной, развивает или сковывает инициативу от­дельных индивидов, их групп и общностей.

Третья функция - прогности­ческая. Она направлена на выявление наиболее вероятных и желательных изменений в управленческой деятельности в пределах ближайшего или более отдаленного будущего, т.е. на определение возможных траекторий развития управ­ления, на его прогнозирование.

Четвертая функция - образо­ вательная (обучающая ). Сущность ее состоит в том, чтобы на основе определения и оценки значимости тех или иных управленческих концепций, тенденций их развития и со­вершенствования, прогнозирования их развития в буду­щем - распространять знания об управлении, т.е. об основ­ных его задачах, функциях, механизмах реализации. Речь идет о распространении знаний через систему учебных за­ведений, различных институтов и центров повышения ква­лификации, переобучения и переквалифицирования кадров, помогающую им лучше понять, в чем заключается сущ­ность процессов управления, приобрести знания, умения и навыки практического осуществления управленческой дея­тельности.

Наконец, может выполняться еще одну важную социальную функцию (пятую ) - вооружать управленческие кадры новыми приемами , технологиями управления, превращаясь тем самым в практически дей­ствующее средство совершенствования системы управ­ления.

Функции аппарата управления:

относительно обособленные направления (виды) управленческой деятельности, которые позволяют в совокупности осуществлять необходимое управленческое воздействие.

Функции управления тесно связаны между собой, выполняются непрерывно и последовательно от постановки задачи до ее решения и образуют так называемый управленческий цикл, который включает:

Определние целей, задач деятельности, а также форм и методов их реализации

Создание организационно-исполнительской структуры

Подготовку и принятие управленческих решений

Планирование служебной деятельности с учетом прогноза изменений обстановки

Распределение обязанностей между всеми звеньями системы

Доведение задач до конкретных исполнителей, их подготовку к решению этих задач, организацию взаимодействия, координирования, регулирования

Техническое, материально-финансовое, информационное обеспечение всех звеньев информационной системы

Обеспечение контроля и проверки всех используемых звеньев, стимулирование исполнительской деятельности

Подведение итогов работы, анализ, оценка и прогноз новой реальности с целью выработки программы будущих действий.

Бюрократизация аппарата управления. В России бюрократия фактически сегодня представляет собой такую форму осуществления власти, при которой общая воля организации подменяется волей группы лиц. Отсюда и вытекают наши представления об отрицательной стороне бюрократии.

В течение многих десятилетий в крупных компаниях и больших организациях различного типа широко распространились бюрократические системы управления.

В начале их применение было организационным новшеством, поскольку внедрялась рациональная организация труда, управление и процесс принятия решений стали профессией. Они создавали порядок, основывались на использовании набора правил, которые позволяли различным специалистам всех звеньев организации координировать свою работу. Бюрократическая система использовала весь интеллектуальный потенциал организации.

Бюрократизация системы управления означает формирование системы управления, иерархию должностей, разделение функций и власти, нисходящую лестницу подчинения. Наибольшее развитие бюрократия получила в условиях существования административно – командной системы управления, существовавшего в то время принципа демократического централизма в системе руководства и управления.

Бюрократия в системе управления

Иерархическая командная лестница.

Бюрократическая организация имеет структуру пирамиды с высшим руководителем в верхней точке, который распределяет весь объем работы организации и делегирует ответственность за каждую часть общей задачи своим заместителям. Последние в свою очередь, делегируют ответственность на более низкие уровни управления по цепочке команд, которая доходит до каждого работника. В ряде крупных компаний в прошлом насчитывалось 10 и более уровней управления между управляющим высшего ранга и рабочим.

Внедрение цепочки команд явилось мощным фактором наведения порядка в больших подразделениях на предприятиях. Цепочка команд разрешала потенциальные конфликты, четко распределяя обязанности, полномочия и ответственность за возможное решение. Каждому руководителю и его

заместителям в цепочке команд были предоставлены все полномочия для решения задач или осуществления отдельной функции, а также ответственность за ее исполнение. Это значительно упрощало задачу руководителя и давало уверенность в выполнении команды.

Делегирование и предоставление полномочий.

Предприниматели, у которых дело пошло успешно, обычно внедряют структуру, работающую по принципу командной цепочки. Полномочия делегируются подчиненным, и тем самым усиливается интеллектуальный потенциал организации. Деятельность может расширяться, когда среднему звену

руководителей даны ограниченные, но достаточные полномочия принимать необходимые решения и регулировать производственный процесс. Постбюрократические предприниматели успешно развивают деятельность, работая с децентрализованной командой и горизонтальной схемой управления, сменившей командную цепочку. Тем не менее новшества бюрократии, включая некоторых прав распоряжения собственностью нижним звеньям иерархии управления, были источником роста производства и соответственно организаций в ранний период создания бюрократических систем.

Специализация должностных обязанностей.

Бюрократия стала эффективной благодаря специализации труда. На самом деле организационная структура бюрократии создана на основе деления всех задач на серии четко определенных должностных обязанностей и функций. Каждой функции придается ответственность за выполнение определенной задачи и предоставляется необходимый инструментарий управления. Руководитель

издает и распределяет задания таким образом, что все его составляющие являются частями общей задачи организации: специализированный инженерный персонал изучает причины падения эффективности на всех этапах производственного процесса, конструирует оборудование и моделирует процессы, которые обеспечивали бы рост производительности труда; определяются обязанности тех, кто занят реализацией продукции, финансистов, специалистов по труду и др. Специализация ведет к более эффективным путям выполнения каждой части общей задачи организации.

До внедрения специализации в бюрократические организации каждый ремесленник учился всему, что касалось его деятельности, и.п. выполнял весь объем работы от начала до конца. Ремесленное производство часто может быть плодотворным и иметь художественные достоинства, но в период промышленной революции оно стало тормозом механизации и развития масштабной экономики. По мере того как организации переходили от ремесленничества к разделению труда, жесткая иерархия бюрократии предусматривала все необходимое для преодоления ремесленных традиций, каждое новшество становилось частью действующих нормативов и процессов организации.

Единые нормы и правила.

Бюрократия управляется с помощью единых зафиксированных норм и правил, которые устанавливаются руководством организации независимо от того, является ли она коммерческой или некоммерческой. Эти нормы предусматривают права и обязанности работников и руководителей. Самые основные нормативы

относятся к вопросу об определении прав, полномочий и ответственности. В бюрократической организации руководитель отвечает за деятельность всех подчиненных и имеет право отдавать им распоряжения, которым они должны беспрекословно подчиняться. Основная обязанность работника заключается не в том, чтобы делать то, что правильно и необходимо сделать, а в том, чтобы точно следовать указаниям непосредственного руководителя. Установленные нормативы бюрократии гарантируют оплату труда работникам до тех пор, пока они заняты на работе, а нередко и получение пенсии за выслугу лет. Фиксированные права и обязанности устанавливают определенные рамки процессов управления и в известной мере ограничивают возможное своеволие руководителя.

Стандартизованность процедур, определяющих каждый вид работы.

Единые нормы и процессы являются основой стандартизации действий, их последовательности и этапов. Они предварительно изучаются исполнителями, являются обязательными и предопределяют строгий порядок и подотчетность в организации.

Профессиональная карьера.

Бюрократическая организация создает условия для профессионального роста работников, продвижения на более высокие уровни командной цепочки.

Повышение в должности дает одновременно и власть, и полномочия, и более высокий статус в организации. Повышение достигается путем совершенствования навыков, в какой то области деятельности и способности выполнять предусмотренный объем работы. Профессиональная карьера основывается на своеобразном контракте между работником и организацией: работник посвящает свою деятельность организации в обмен на гарантированную работу, нередко пожизненную, стабильную или повышенную оплату труда, пенсию и возможность повышения по служебной лестнице.

Бюрократия придерживается политики повышения сотрудников по службе на основе их квалификационного роста. Это позволяет организации нанимать, обучать и удерживать на работе высококвалифицированных специалистов. Стремление работников к повышению в должности и

гарантированность профессиональной карьеры были важным элементом успеха бюрократической системы при условии сильной мотивации к долгосрочной лояльности организации. Однако возможности большей части работников не могут быть реализованы в бюрократической системе, поскольку основной показатель успеха – это продвижение по иерархической лестнице; по мере

движения вверх пирамида власти сужается, и только некоторые сотрудники могут занять вышестоящие должности.

Безличностные отношения.

В бюрократической системе существуют не отношения человека с человеком, а роли с ролью. Организационная структура и должностные инструкции предписывают то, что ожидается от каждого индивидуума. Работник, исполняющий какие – то специфические обязанности, должен осуществлять их только рационально. Это, в сущности, говоря, породило определенный

автоматизм и безличностные отношения, противостоящие личным симпатиям,

фаворитизму, проявлению чувств и эмоций. Координация осуществляется сверху вниз.

В бюрократической системе работники не приучаются к координированию работ на своем уровне. Руководитель делит весь объем работы между определенными исполнителями таким образом, чтобы в результате получить выход продукции, за которую он отвечает. Затем руководитель более высокого

ранга осуществляет координацию работ между подразделениями, которым нет необходимости контактировать друг с другом в оперативном порядке. В виду всего этого, мы пришли к выводу, что строго бюрократические. Бюрократию мы все недолюбливаем. В нашем представлении она одновременно

сочетает в себе противоречащие друг другу качества неэффективности и угрожающего могущества. С одной стороны, ее отличают некомпетентность, волокита и забота лишь о собственном благополучии; с другой - манипуляции, безответственность, многоначалие (кабинетолюбие, стололюбие) и т.п.

К числу социальных последствий бюрократизации относится тенденция к уравниванию статусных различий, которая проявляется в результате устранения чиновников, управляющих в силу статусных привилегий и присвоения административных средств и полномочий.

Деятельность руководителей по укреплению социально-психологического единства между всеми социальными группами системы управления.

Важное значение приобрели следующие социально-психологические аспекты управления в деятельности руководителя:

Стабильность служебного положения - главный стимул в работе;

Увольнение по инициативе администрации сравнительно редко, так как сопряжено с соблюдением множества различных правил;

Воспитание у работников чувства приверженности своей фирмы (издание фирменных информационных бюллетеней, журналов, в которых освещаются деятельность и события жизни фирмы, показ престижных видео роликов, кинофильмов, устройство праздников и дней отдыха, на которые расходуются значительные средства);

Помогать каждому своему сотруднику ощущать результаты труда;

Достигать намеченных целей, улучшая условия труда сотрудников, стимулирую их к взаимодействию;

Чувствовать свою ответственность перед сотрудником, быть их начальником, а не товарищем;

Учитывать индивидуальный подход к каждому сотруднику;

Проявлять лояльность к сотрудникам в случаях неудач или их просчетов;

Проверять результаты в достижении намеченных целей, но не действовать приказным порядком, оказывая давление на сотрудника.

Cтраница 1


Управленческий аппарат предприятия справедливо-подвергается критике за бездействие и низкую эффективность работы, поправить такое положение может маркетинг. Вначале надо оценить предприятие на рынке продукции и определить те виды деятельности, по которым имеются преимущества либо по экономическим, либо по техническим параметрам в сравнении с другими предприятиями в нашей стране и за рубежом. Эти исследования могут указать на долю рынка, которую занимает или может занять предприятие в перспективе.  

Управленческий аппарат предприятий, влившихся в объединение, был ликвидирован, и все функции по управлению производством были централизованы в объединении. Это позволило ликвидировать 27 самостоятельных отделов бывших заводоуправлений и, главное, преодолеть параллелизм и дублирование в их работе.  

Ниже приведена краткая характеристика отделов управленческого аппарата предприятия.  

Автоматизированная система управления не заменяет руководства и управленческого аппарата предприятия или отрасли. Электронно-вычислительные машины в АСУ - лишь средство в руках управляющего, которое позволяет точным математическим расчетом подкрепить опыт, интуицию, дает возможность решать новые перспективные задачи, резко увеличивая эффективность производства.  

Функциональное разделение труда выражается в том, что управленческий аппарат предприятия составляют десятки звеньев, насчитывающих сотни руководителей, специалистов и технических исполнителей.  

Правилами об очередных и дополнительных отпусках предусмотрено, что в учреждениях и управленческом аппарате предприятий (кроме заводоуправлений) отпуска предоставляются ежемесячно 8 - 9 процентам работающих. На практике это положение применяется также во всех предприятиях ко всем категориям трудящихся.  

Планирование не только позволяет добиться поставленных целей, оно также предоставляет возможность оценки действий управленческого аппарата предприятия. Деятельность руководителей должна быть направлена на выполнение плановых заданий и достижение запланированных результатов, и то, насколько обеспечена реализация этих целей на каждом конкретном участке работы и в каждом подразделении, можно считать показателем эффективности работы руководителей этих подразделений. Для многих предприятий критерий выполнения плановых заданий является также основой системы материального стимулирования сотрудников.  

Главным в анализе резервов повышения эффективности управления производством являются тщательное выявление и изучение факторов, влияющих на устойчивость, безотказность, гибкость функционирования управленческого аппарата предприятия; систематизация и классификация типичных отказов в работе системы; подготовка исходных материалов для разработки мероприятий по повышению надежности системы управления предприятием. Основными направлениями решения этой важной задачи являются.  

Благодаря принятым партией и правительством мерам прирост расходов на содержание органов государственного управления из года в год замедлялся, в результате чего удельный вес этих расходов в государственном бюджете СССР понизился с 4 4 % в 1938 г. до 3 9 % в 1940 г. Особенно значительные результаты были достигнуты в 1940 г.: экономия от сокращения административно-управленческих расходов за этот год превысила 2 млрд. руб. Все же, как отметил народный комиссар финансов СССР А. Г. Зверев в докладе о государственном бюджете СССР на 1941 г., задача упрощения и удешевления государственного аппарата оставалась весьма актуальной и в 1941 г. Первостепенное внимание следовало обратить на сокращение и упрощение управленческого аппарата предприятий и хозрасчетных организаций. Необходимо было устранить еще встречавшиеся факты незаконного повышения заработной платы административного аппарата.  

Подсистема ТЭП осуществляет информационный обмен с другими подсистемами АСУ и одновременно является потребителем нормативно-справочной, плановой и директивной информации, поступающей из подразделений предприятия и внешних организаций. Эта подсистема снабжает результирующей информацией другие функциональные подсистемы АСУП и управленческий аппарат предприятия.  

АСУП являются первичными звеньями ОАСУ, входящих в ОГАС. Через АСУП осуществляется прямая и Обратная связь с отраслевыми автоматизированными системами. Внедрение АСУП существенно меняет характер функций всех звеньев управленческого аппарата предприятия.  

Для успешной работы с кадрами важным направлением становится предоставление рабочим и служащим большего доступа к информации о хозяйственной деятельности предприятия. Это касается информации, помогающей человеку лучше понять содержание и значимость работы предприятия, роль в ней каждого работника. Не должно быть неравенства в допуске к информации между управленческим аппаратом предприятия и линейными службами.  

Страницы:      1

Все оперативное руководство деятельностью предприятия осуществляет аппарат управления. Предприятие, как сложная система управления содержит управляемую часть(цеха, участки и т.д.) и управляющую в виде аппарата управления. Состав управленческих подразделений и их взаимосвязь называются структурой аппарата управления. Структура аппарата управления для различных предприятий, различных форм собственности может несколько отличаться, однако в основе лежит следующая структура: во главе любого предприятия стоит директор, единолично отвечающий за работу всех подчиненных ему звеньев.

Для обеспечения всестороннего конкретного и оперативного руководства предприятием у директора имеется непосредственно подчиненные ему функциональный аппарат и заместители. Каждый из них руководит определенной частью работы по управлению производственным процессом и имеет в своем подчинении соответствующие функциональные органы. Первым заместителем директора является главный инженер, который наравне с директором несет ответственность за работу предприятия в части его производства технических показателей. Он руководит производственно – технической деятельностью завода и непосредственно отвечает за техническую подготовку и техническое обслуживание производства. Таким образом в его ведение входят конструирование новых изделий, совершенствование конструкции выпускаемых изделий, разработка технологических проектов, инструментальная подготовка производства, изготовление оснастки и обеспечение выпуска продукции надлежащего качества.

Важное место в управлении занимает экономическая служба. Она призвана проводить аналитическую и исследовательскую работу по совершенствованию экономики и организации производства, т.е. улучшение технико – экономических показателей предприятия. Деятельность экономической службы направляется и координируется другим заместителем директора – главным экономистом.

На крупных машиностроительных заводах может быть должность зам директора по материально – хозяйственной части. В его ведение входит снабжение завода материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, получаемыми со стороны, а так же сбыт готовой продукции, транспортное и складское хозяйство. Так же на крупных предприятиях могут быть зам или помощник директора по кадрам и сбыту. На заводах с большим объемом строительных работ может быть зам директора по капитальному строительству.

На заводах среднего масштаба функции замов и помощников директора могут быть совмещены с функциями начальников отделов соответствующего направления. Например, зам директора по кадрам – начальник отдела кадров, зам директора по капитальному строительству – начальник ОКСа, зам директора по снабжению и сбыту – начальник отдела сбыта и снабжения и т.д.



В отличии от главного инженера другие замы директора не являются руководителями деятельности завода в целом. Они имеют в своем ведении лишь соответствующие функциональные органы и некоторые обслуживающие цеха, например транспортный, изготовление тары и т.д.

Рассмотрим важнейшие функции основных отделов заводоуправления:

ПЭО (планово – экономический отдел):

1. Разрабатывает план и контролирует его выполнение

2. Организует внутризаводской хоз. расчет

3. ведет статистический учет и анализ производственно-хозяйственной деятельности цехов и завода в целом.

· Отдел труда и зарплаты.

Выполняет следующие функции:

1) Разрабатывает мероприятия по повышению производительности труда.

2) Внедряет передовые системы заработной платы.

3) Анализирует выполнение планов по труду.

4) Занимается вопросами нормирования.

5) Выполняет социологические исследования.

· Отдел научной организации труда (ОНОТ) осуществляет научную разработку и внедрения разделения и кооперацию труда многостаночного обслуживания, совмещения профессий, организацию рабочих мест и т.п.

· Отдел технического контроля ОТК.

1) Участвует в управлении качеством выпускаемой заводом продукции

2) Контролирует качество поступающих в производство материалов и полуфабрикатов

3) Выявляет причины брака и разрабатывает мероприятия по их устранению.

· Финансовый отдел:

1) Планирует и контролирует финансовую деятельность завода

2) Осуществляет связь завода с банковскими организациями

3) Ведет финансовую работу (т.е. текущую)

· Главная бухгалтерия:

1) Ведет бух. учет

2) Осуществляет контроль расходования средств и соблюдение финансовой дисциплины

3) Составляет отчеты и балансы

4) Производит расчеты с рабочими и служащими (расчетный отдел)

· Отдел капитального строительства ОКС

1) Обеспечивает выполнение всех капитальных работ, производимых хоз. способом (своими силами)

2) Контролирует работы, выполняемые под рядами организации

· Производственно-диспетчерский отдел ПДО:

1) Разрабатывает оперативные планы изготовления продукции по каждому из основных цехов

2) Осуществляет систематический контроль выполнения планов

3) Регулирует ход производства

· Отдел главного конструктора:

1) Разрабатывает конструкцию новых изделий

2) Занимается совершенствованием уже выпускаемой продукции

3) Составляет чертежи и прочую тех. документацию

4) Руководит изготовлением новых образцов

5) Ведет экспериментальные работы по внедрению новых материалов, по испытанию деталей и узлов

· Отдел надежности (лаборатория)

1) Устанавливает критерий и количественные показатели для оценки надежности изделия

2) Разрабатывает нормы надежности для изделий, а так же методические и нормативные материалы по вопросам надежности изделий

3) Изучает причины, влияющие на надежность, и, особенно, долговечность вновь создаваемых и уже выпускаемых изделий

4) Анализирует экономическую эффективность, получаемую в результате осуществления мероприятий по улучшению качеств, повышению надежности и долговечности изделий

· Отдел (бюро) стандартизации. Функции:

1) Контролирует работу по стандартизации на заводе

2) Планирует работу по повышению уровня стандартизации

3) Контролирует внедрение систем ЕСКД и ЕСТПП

4) Внедряет стандарты, относящиеся к продукции завода и к ТП

5) Осуществляет стандартизационный контроль чертежей (нормоконтроль), добиваясь увеличения применения стандартных конструкций.

· Отдел главного технолога ОГТ

1) Разрабатывает ТП обработки и сборки новых изделий и руководит их внедрением

2) Устанавливает режим работы оборудования

3) Разрабатывает технические нормы времени

4) Конструирует специальный инструмент и приспособления (ОК при ОГТ)

5) Оформляет необходимую технологическую документацию

6) Инструктирует мастеров и рабочих

7) Внедряет поточную и др. передовые методы производства

· Инструментальный отдел

1) Планирует снабжение производства инструментом

2) Руководит изготовлением, хранением и выдачей инструмента

3) Осуществляет технический надзор за эксплуатацией инструмента

4) Организует ремонт, заточку восстановление изношенного инструмента.

Ему обычно подчиняется инструментальный цех и центральный инструментальный склад (ЦИС)

· Отдел главного механика ОГМ

1) Ремонт оборудования и заводских сооружений

2) Монтаж вновь поступающего оборудования

Ему подчинены ремонтно-механический цех, ремонтно-строительный цех, центральный склад запасных частей.

· Отдел главного энергетика ОГЭ

1) Обеспечивает бесперебойное снабжение завода всеми видами энергии

2) Обеспечивает нормальную эксплуатацию энергетических установок, электрических сетей, коммуникаций водо- и пароснабжения

В ведении этого отдела находятся теплосиловое хоз-во, электроремонтная мастерская, служба связи, радиоузел.

· Информационно-вычислительный центр ИВЦ

1) выполняет массовые и трудоемкие расчеты по всем функциям управления производством

2) Осуществляет сбор, систематизацию, хранение и использование информации, необходимой для управления производством.



Справочники