К характеристикам реального исследования относятся. Характеристики исследования. Исследования в практике управления

Выбор наилучшего варианта решения проблемы по критериям оптимальности, успеха, эффективности

Разработка вариантов решения проблемы и их предварительная оценка по приоритетности (предварительный отбор, отсев) с учетом ограничений, трудностей, недостатков

Необходимой на этом этапе становится оценка ра­циональности использования и сочетаемости возмож­ных решений в рамках проводимой исследовательской, инновационной, экономической политики предприятия.

Рассматривая первый из только что названных критериев, необходимо определиться с тем, что будет оптимизироваться - время, затраты или что-нибудь другое. В реальной практике эти признаки исследова­ния находятся в некотором соотношении, характери­зующем и степень профессионализма, и конкретные цели, и стиль управления.

Однако подход к проводимым исследованиям дол­жен быть гибким, т. е. необходимо учесть возможность внесения в него изменений в любое время (на любом этапе), в зависимости от получаемых результатов. При этом в реальной практике чаще всего имеется более одного подхода к решению проблемы.

Исследование может рассматриваться как постоян­но развивающийся способ познания. Это обусловлено свойствами, которыми обладает исследование. Среди них выделяют свойства эксплицитности, системности и контролируемости. Эксплицитностъ исследования со­стоит в том, что все правила для описания и изучения реальности сформулированы в явном виде. Ничто не утаивается и ничто не принимается на веру. Систем­ность заключается в том, что каждый зафиксированный факт связан причинной связью или наблюдается вмес­те с другими фактами. Не признаются никакие объяс­нения, пригодные лишь на данный случай, не допуска­ется никаких отступлений от метода. Контролируемость проявляется в том, что анализируемые явления, по воз­можности, рассматриваются со всей строгостью, допу­стимой в данной ситуации. Обобщения делаются только после самой доскональной и тщательной оценки при со­блюдении требования осторожности, что в более широ­ком смысле означает постоянное внимание к деталям.

Виды исследования управления могут различать­ся :

1) по цели исследования: практические и научно-практические;

2) методологии: эмпирического характера и опираю­щиеся на научный аппарат;

3) использованию ресурсов: с использованием собственных или привлекаемых ресурсов;

4) продолжительности: краткосрочные, среднесроч­ные и долгосрочные.

В качестве критериев классификации исследова­ний могут также применяться такие как трудоемкость, уровень информационного обеспечения, организация проведения и др.

В каждом конкретном случае приходится выбирать необходимый тип исследования.


Каждое проводимое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при их организации и проведении.

К основным характеристикам исследования отно­сятся следующие .

1. Методология исследования - совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования.

2. Организация исследования - порядок проведения исследования, основанный на распределении ответственности, закрепленной в распорядительных документах.

3. Ресурсы исследования - комплекс средств и воз­можностей, обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов. К та­ким ресурсам относятся интеллектуальные, инфор­мационные, материальные, технические, трудовые и временные.

4. Объект и предмет исследования.

5. Тип исследования - принадлежность исследова­ния к определенному классу, отражающему свое­образие всех его характеристик.

6. Потребность исследования - степень остроты проблемы.

7. Метод исследования - способ изучения явлений, который выбирается в соответствии с особеннос­тями предмета исследования, возможностью и эф­фективностью его использования в конкретных ус­ловиях.

8. Качество исследования - комплексная совокуп­ность свойств и характеристик исследования, от­ражающая его особенности и позволяющая оце­нить его результативность.

9. Концепция исследования - комплекс ключевых положений методологического характера, опреде­ляющих подход к исследованию и организации его проведения.

10. Результат исследования - информация, получен­ная при завершении исследования, способствую­щая успешному разрешению проблемы, пони­манию ее содержания, причин возникновения, следствий и т. д.

11. Эффективность исследования - соразмерность результатов, полученных от исследования, с ресур­сами, использованными на его проведение.

Результатами исследования обыч­но являются цифровые данные, заявки на изо­бретение, прототипы, обоснования, приборы для измерения каких-либо параметров, повышение ка­чества лабораторных процессов и т. д. Однако за­конченный продукт чрезвычайно редко является результатом исследования.

Результат исследования может быть непосред­ственным и опосредованным .

Непосредственным результатом является инфор­мация, представленная в виде рекомендаций, моделей, методик, программ, стратегий, рецептов и т. п.

Опосредованный результат затрагивает такие эко­номические категории, как эффективность, производительность, социально-психологический климат, имидж, прибыль, корпоративная культура, инновационный потенциал, качество и т. п.

Так как результаты исследования могут представ­лять интерес для внешнего окружения предприятия, например конкурентов, существует необходимость принимать меры к защите полученной информации (например, соглашение о неразглашении коммерчес­кой тайны).

Права использования результатов исследования и научных разработок всегда являются центральными положениями любого контракта на исследования и разработку. Существуют общие правила, которые дол­жны соблюдаться всегда, а также правила, которые зависят от каждого конкретного случая. В данном кон­тексте выделяют следующие виды прав: эксклюзив­ные - неэксклюзивные; передаваемые - непередава­емые; на основе роялти - без роялти; отзывные - безотзывные; лицензируемые - нелицензируемые.

Эти понятия являются средствами регулирования охраны интеллектуальных прав или прав собственно­сти. Их нужно четко различать. Всегда учитывайте конкретный случай и его перспективу.

Тема 3. Современное представление о сущности понятия (категории) «система».

К основным характеристикам исследования относятся:

1. Методология исследования, совокупность целей, подходов

2. Организация исследования, порядок проведения исследования основан на распределении ответственности, закреплённый на распорядительный документ

3. Ресурсный комплекс средств и возможностей (интеллектуальные, информационные, материальные, технические, трудовые и временные)

4. Объект и предмет исследования. Объектом исследования является исследуемая нами система, находящаяся в отношениях и связях.

5. Совокупность основных и незначительных величин, отражающая существующие в природе взаимосвязи величин

6. Система управления. Совокупность управляемого объекта и устройства управления, действие которых направленно на поддержание и улучшение работы отдела (сбор информации, обработка, передача)

7. Системный подход. Направление методологии научного познания и социальных факторов, в основе которого лежит рассмотрение объктов как системы

8. Системный анализ. Совокупность методологических средств. Система отчётов

9. Системы отчётов – совокупная система координат, связанных с идеалом по отношению которой изучается движение точек.

57. В чём заключается функциональная направленность исследования

Функциональная роль исследования в развитии систем управления

Для понимания сущности функциональной роли исследования систем управления рассмотри сущность термина «функция», «функциональная роль»

Функция – одна из важнейших категорий в системе управления, которая проявляется при взаимодействии её элементов.

Свойства:

1. Зависимая переменная величина, изменяющаяся в зависимости от др. величин

2. Действие, способное что-либо совершать

3. Работа, производимая органом управления

4. Внешнее проявление какого-либо свойства объектов данной системы отношений

5. Обязанность, круг деятельности, назначение

6. Множество состояний выходов системы

7. Действие, оказываемое данной системе в определённых условиях на внешний объект

8. Действие, оказываемое данной системе в фиксированных условиях на внешний по отношению к ней объект

9. Свойство в динамике, приводящее к достижению цели

Функциональная роль – конкретный результат, который рассчитывают получить от исследования систем управления, при выполнении функций управления и их совершенствовании.

Функциональная роль исследований систем управления заключается:

В обеспечении эффективного формирования организа­ционных структур и оптимизации процесса их функционирования;

Определении качественных характеристик и количест­венных показателей системы управления;

Разработке стратегий поведения организации в рыноч­ных условиях;

Рациональном распределении информационных потоков внутри организации;

Налаживании необходимых коммуникаций с внешней средой;

Создании благоприятного социально-психологического климата в коллективе;

Повышении адаптационных свойств организации по отношению к возмущающим воздействиям со стороны внешней и внутренней среды;

Прогнозировании поведения системы управления в условиях неопре­деленности и риска;

Структуризации среды обитания;

Обеспечении положительной динамики развития организации.

Функциональная направленность исследований реализуется путем использования различных видов исследований.

Под научным исследованием вообще понимается какая-либо деятельность в сфере науки. Поэтому, чтобы определить, что есть научное исследование, необходимо сначала выделить науку как форму общественного сознания из других форм общественного сознания, т. е. необходимо определить данную научную познавательную деятельность в сфере педагогики и выделить ее из других подобных обыденных познаний.

Под обыденным познанием обычно понимают выявление бросающихся в глаза, внешних признаков предметов и явлений. Знания, полученные в результате подобных исследований, скорее всего, будут являться поверхностными, а выявленные связи процессов – случайными, что, в свою очередь, может повести за собой цепь серьезных ошибок. Это происходит потому, что данные полученные знания не могут раскрыть причины явлений и процессов происходящего, а лишь имеют описательное действие, т. е. только представляют течение явления или процесса.

Отличия научных знаний от любых других, например, художественных, религиозных и т. д., состоят в следующем.

1. Это сущностное знание – в нем раскрывается совокупность устойчивых признаков объекта.

2. Это знание имеет обобщенное значение – дает определение предмету только с точки зрения принадлежности к какой-либо категории, выделяя критерии и принципы, присущие всем явлениям и предметам категории.

3. Научное знание обосновано.

4. Это знание системно организовано – представляет собой последовательно составленное сочетание качеств.

5. Научное знание имеет свой язык, в основе которого лежит категориальный аппарат науки (по отношению к каждой категории должны выполнятся правила логики).

Поэтому можно определить основные признаки исследовательской педагогической деятельности следующим образом.

1. Характер цели – познавательный.

2. Выделение специальной области исследования.

3. Применения специальных средств познания.

4. Однозначность терминологии.

Таким образом, мы видим, что главной целью педагогического научного исследования становятся следующие факторы.

1. Выявление новых знаний о педагогических процессах и явлениях обучения и воспитания.

2. Выявление их отличительных особенностей (структура, действие, история развития).

3. Выявление системы и принципов, т. е. объективных закономерных связей между педагогическими процессами и явлениями.

Результатом научного исследования является знание. Высшая форма, в которой существует научное знание, – это теория. Теория, в свою очередь, является высшим уровнем систематизации понятий науки, в которой отражается и закрепляется знание.

Научно-исследовательская деятельность опирается на теорию, но сама научно-исследовательская деятельность также является теорией, т. е. в данном случае теорией научно-исследовательской деятельности является результат и средство научных изысканий.

Поэтому научно-исследовательскую познавательную деятельность необходимо определить как познавательную деятельность, ведущую к теории и опирающуюся на теорию, – это по существу теоретическое познание. Именно эту особенность научного знания – теоретичность познания – можно считать определяющим в отношении к научности, в то время как другие виды познавательной деятельности, не имеющие теоретичности познания, не считаются научными.

В процессе научного исследования, кроме теоретического уровня познания, выделяются другие необходимые этапы, но именно теоретическое познание является той его сутью, без которой знание не является качественно научным. Таким образом, теория наполняет педагогическое научное исследование важным сочетанием понятий, определений, законов, которые организованы и логически связаны между собой. Иначе говоря, теоретическая основа признака научности педагогического знания имеет необходимую логику, которая определяется и проявляется во внутренней взаимосвязи этапов, явлений педагогического процесса.

2. Логика процесса научно-педагогического исследования

Выделяются следующие этапы научного исследования.

1. Эмпирический.

2. Этап построения гипотезы.

3. Теоретический.

4. Прогностический.

Логика педагогического исследования состоит в определении следующих этапов, взаимосвязанных между собой и плавно и логически переходящих друг в друга.

1. Первый этап – определение цели, в котором можно проследить определенную логическую цепочку: цель должна предвидеть конечный результат, а знание итогов результата дает возможность выбрать средства – в науке это методы и процедуры научного познания.

2. Следующий этап – определение задач, практическое описание педагогического действия, явления и процесса, выявленное самостоятельными обязательными практическими методами, формирование теоретического обоснования предмета и явления изучения, применяя имеющиеся научные теоретические познания других наук, создание конкретного представления об объекте, создание нормативной модели, создание проекта будущей педагогической деятельности.

Итак, началом научного педагогического изучения для педагога считается не использование методов изучения, не выяснение, к какому предмету исследования их применять, и не определение предмета изучения, так как определение объекта исследования выявляется с помощью имеющейся проблемы в научном знании, которое освоил ученый о той или иной части действительности. Понятно, что без предварительного изучения материала по интересующему вопросу невозможно приступать к исследованиям вообще. Научное педагогическое исследование формируется, преодолевая несколько этапов. Приступая к педагогическому исследованию, ученый должен провести большую теоретическую работу по изучению вопросов и проблем, близких к данной проблеме изучения. В конечном итоге педагог опирается на уже существующую направленность проблемы, если такая есть, с которой он согласен, или критикует все имеющиеся, а свою гипотетическую концепцию доказывает.

Поскольку научное педагогическое исследование в своем сложном процессе развития проходит несколько основных ступеней, необходимо выяснить, существует ли многообразие научного содержания на каждом этапе научного исследования.

3. Основные характеристики научно-педагогического исследования: актуальность, проблема, тема, цель, задачи, объект и предмет исследования; гипотеза, научная новизна

Чтобы подробно изучить данный вопрос, необходимо определить и описать все указанные выше характеристики научного педагогического исследования и выяснить, какое содержание характерно для каждого этапа.

Прежде всего необходимо начать с первоначального этапа научно-педагогического исследования, с теоретической эрудиции и подготовки исследователя. Что знает и чем владеет тот или иной исследователь – это сугубо индивидуальная вещь при всей всеобщности получаемого образования в образовательных учреждениях.

Таким образом, педагог должен иметь определенное мнение о том направлении, которое собирается исследовать, когда начинает предварительную работу по определению исследуемой проблемы. При этом ученые могут опираться на различные концепции, в том числе в своих исследованиях и исследованиях других ученых.

Формулирование проблемы. Определение проблемы вообще представляет собой описание противоречивого явления и ситуации, т. е. характеристику разночтений между теорией об объекте практической деятельности и собственно практикой, которые обнаруживает исследователь в изученном им материале. Выявление той или иной проблемы каким-либо педагогом объясняется отсутствием личного опыта педагога и тем, что в непосредственном личном опыте ученый-педагог всегда имеет дело лишь с той или иной частью объективной действительности. Также важны понятия педагога-ученого о действительности, которые сложились в результате всей его научной подготовки. Совершенно понятно становится, что каждый педагог по-разному определяет значимость и ценность различных проблем, следовательно, может быть выявлена различная актуальность и значимость, первостепенность и ценность проблем. Следовательно, по-разному выявляется и цель научного педагогического исследования, являющаяся итоговым результатом разрешения проблемы.

Цель для педагога является определением внешней необходимости педагогического научного исследования.

Объект и предмет научно-педагогического исследования. Объект научно-педагогического исследования – это часть объективной действительности, которая становится элементом практической и теоретической деятельности человека на данном этапе. Предмет – это соответствующие свойства и отношения объекта в научном исследовании, которые входят в состав процесса практической деятельности.

Характеристика основных методологических и теоретических позиций. Педагогическая концепция, являющаяся основой всего научного исследования, считается определяющей в выборе методов педагогического исследования, так как именно ее положения и будут приниматься исследователем за необходимые методологические позиции. Здесь, следовательно, также возможно многообразие.

Основные методологические позиции являются основополагающими при выборе методов исследования. В данном случае метод означает объединение систем различных познавательных принципов и практических действий, которые помогают получать новые научные знания.

Выбор методов проводится с учетом особенности задач, поставленных педагогом, так как и методологическая позиция и задачи у исследователей разные, значит, и здесь возможно многообразие.

Эмпирические и теоретические методы исследования характеризуют соответственно эмпирический и теоретический этапы педагогического научного исследования. К эмпирическим методам относятся наблюдение, эксперимент, опрос, анкетирование, тестирование, беседа, интервьюирование, анализ содержания документов, изучение школьной документации, методы измерений, статистический анализ, социометрические методы (более подробно данные методы будут рассматриваться в следующей лекции).

Таким образом, разнообразие эмпирического материала, многообразие определяемых эмпирических критериев для изучения и разнообразие при творческом формировании способа и средств – все это указывает на наличие разнообразного содержания, которое получается эмпирическими методами.

Теоретические методы, суть которых состоит в том, чтобы определить систему эмпирического и обобщенного материала с точки зрения определенного научного взгляда, т. е. необходимо оформить весь полученный разнообразный эмпирический материал теоретическими методами в единую систему педагогических знаний.

Аналитический метод

Классификационный анализ – достаточно простой, применяется на начальном, описательном этапе научного исследования, позволяет систематизировать и классифицировать явления на уровне сходства и повторяемости. Каждый ученый определяет сам, что именно будет взято за основу единства, исходя из цели своего изучения. Сам метод не означает необходимость какого-то определенного основания. Существует множественность получаемого содержания.

Анализ отношений. Этот метод анализа отношений предполагает исследование взаимоотношений между различными сторонами процесса или явления. В данном случае сначала определяется возможная повторяемость и закономерность развития одной стороны процесса от развития другой стороны, что выражается таким понятием, как функция. Анализ отношений выражает и показывает функциональные зависимости между процессами. Здесь также сам метод не определяет элементы, между которыми выявляется регулярность, функциональная зависимость – выбор за самим исследователем.

Казуальный анализ. При казуальном анализе важным является определение причинных связей между процессами и явлениями. Это познание существенных отношений. Под причинными связями здесь имеются в виду те, которые существуют всегда при определенных условиях. На этом этапе впервые должен происходить переход к понятию необходимого знания в содержании. Но поскольку в самом данном методе нет необходимых приемов отделить причинные связи от единичных или часто случающихся связей, этого перехода не происходит. Педагог сам формирует критерии отличия связей причинных от тех, что случаются часто или однажды и сам же является критерием, что та или иная связь повторилась.

Казуальный метод сочетает в себе два метода – метод функциональный и метод сравнения, которые логично дополняют друг друга. Так, например, функциональный метод на начальном этапе устанавливает наличие связей, но принцип повторяемости этих связей определить не может. На дальнейшем этапе повторяемость связей выявляет и определяет метод сравнения, т. е. дополнительно проводится функциональный анализ, для выявления системности и закономерности связи. Сам ученый определяет критерии и условия причинных связей.

Диалектический анализ – определяется тем, что явление рассматривается во всеобщих взаимосвязях и развитии, и изучение анализа приводит к пониманию действительности как целого. Данный метод диалектического анализа дает возможность определить необходимое понятие содержания объекта исследования. Множественность содержания присутствует в данном случае по причине имеющейся у исследователя возможности выбирать различные объекты и предметы изучения по собственному желанию. Это происходит в том случае, когда данный метод применяется к какому-либо процессу, а не является способом определения объекта изучения.

Структурно-системный анализ заключается в следующем.

1. Исследование дает возможность представить структуру ее составляющих элементов, частей. Данное познание частей и сторон определяет знания гипотетического начала. Основным приемом проникновения в свойства системы является выделение такой единицы, которая отражала бы в полном виде особенности анализируемого объекта. Но сам метод не ведет к определению такой единицы – действительно всеобщей основы изучаемого явления.

2. Определение связей между целостно описанными компонентами. Необходимо раскрыть причинно-следственные, генетические, функциональные связи.

3. Определение наиболее устойчивых, сущностных, необходимых связей, т. е. определение закономерных связей внутреннего характера.

4. Определение внешних связей системы.

5. Определение основных закономерностей данной системы.

Метод синтеза подразумевает под собой единственное и само собой разумеющееся. Наиболее остро проблема синтеза осознается у тех педагогов, которые занимаются проблемами междисциплинарных исследований, высказывают предположение, что открытие новых форм синтеза, интеграции совершенно перевернет представление ученых о педагогической науке.

Индукция. Такой метод, при котором происходит систематизация научных знаний, полученных в результате опытных практических действий. Эмпирическое научное знание приводит в итоге к теоретическому знанию, что представляет собой определение общих положений из известных частных мнений, полученных также в результате опытных практических действий, т. е. путь исследования от частного к общему. Различные виды содержания, полученные индуктивным методом, определяются разнообразием общих эмпирических фактов, которые выбирают ученые.

Дедукция. Такой метод исследования, при котором выделяется определение одного главного положения из существующих нескольких положений. Данные положения и утверждения принимаются учеными как истинные, основанные на принципах закономерности и последовательности, т. е. это путь исследования от общего к частному, процесс логического вывода.

Моделирование – перенос характеристик с одного объекта на другой, специально созданный для их изучения. При использовании данного метода модель явления формируется с помощью абстракции существующего и необходимого признака от случайного.

Модели бывают двух видов: материальные (вещественные) и идеальные (мысленные). В основе идеальной модели лежит образный эксперимент, который является особым способом восприятия, когда все, что происходит в определенной форме, также происходит и в абстрактном виде.

Такая идеальная модель формируется с помощью двух мыслительных операций.

1. Абстрагирование, что значит выявление какого-то качества или признака из всего многообразия качества или признака.

2. Идеализация, что означает формирование абстрактных схем.

Применение идеализированных схем в процессе проведения исследований дает возможность ученым сформировать законченную схему практических действий, это позволяет основательнее изучить их закономерности. Идеализация и абстракция дают возможность представлять окружающую действительность в категориях закономерного, необходимого и существенного, становится возможным представление отношений, которые нас интересуют. Сам ученый-исследователь выявляет для себя, что есть существенное в исследуемом объекте.

Методом формализации является некое определение общей формы явлений, отличных по содержанию от научного знания. Метод формализации дает возможность сформировать формальную структуру теории, которая по своему значению уже предполагает множественность содержания научного исследования.

Сравнительно-исторический метод представляет собой способ сравнения исторических формаций и явлений в результате исторического развития. Используя данный метод, следует обращать внимание на диалектическое единство логического и исторического принципов. В данном случае именно логическое начало определяет суть исторического метода познания, без которого данный метод познания является только фактографическим описанием процессов. С помощью логического метода исторические явления становятся свободными от случайного и несущественного.

Именно логический метод является единственным из вышеуказанных теоретических методов, потому что определяется в качестве необходимого содержания объекта исследования.

4. Принципы педагогических исследований

Существуют несколько принципов педагогических исследований.

Личностный принцип указывает на направление на личность при моделировании и проведении педагогических процессов и изучения. Личностный принцип основывается на естественном процессе саморазвития творческого потенциала и характерных черт личности, а также формировании для данного личностного развития определенных условий. Деятельностный принцип предполагает переход учащегося на уровень субъекта познания, что требует применения полисубъектного (диалогического) метода. Полисубъектный (диалогический) метод основывается на том положении, что суть личности гораздо богаче, разностороннее и сложнее, чем его практическая деятельность.

Культурологический принцип имеет три взаимосвязанных аспекта действия: аксиологический (ценностный), технологический и личностно-творческий.

Аксиологический подход культурологического принципа определяется тем, что любой практический вид деятельности человека характеризуется как целенаправленный, мотивированный, культурно организованный процесс, которому присущи свои основания, оценки, критерии (цели, нормы, стандарты и т. д.) и способы оценки. Этот аспект предполагает такую организацию педагогического процесса, которая обеспечивала бы изучение и формирование ценностных ориентаций личности, представляющих собой устойчивые, определенным образом скоординированные образования морального сознания, основные его идеи, понятия, выражающие суть нравственного смысла человеческого бытия и культурно-исторические условия и перспективы.

Основной смысл аксиологического подхода характеризуется следующими положениями.

1. Равнозначность философских положений в объеме единой гуманистической системы ценностей, при которой учитывается разнообразие их культурных и этнических позиций.

2. Равноправие традиций и творчества, при котором учитывается необходимость исследования и применения опыта и знаний прошлого и развитие духовного потенциала в настоящем и будущем.

3. Равноправие людей.

Культура – это универсальное определение и описание практической деятельности. Культура выявляет социально-гуманистическую программу научного знания и педагогического процесса и явления вообще, а также указывает на определенную педагогическую направленность любого вида практической деятельности, ее специфических особенностей и итоговых результатов. Освоение личностью практической деятельности подразумевает под собой освоение культуры и наоборот.

Творчество является определенным характерным свойством человека, которое является результатом порождения потребностей культуры и началом, создающим саму культуру. Таким образом, индивидуально-творческий аспект культурологического принципа в педагогической теории и практике требует учета связей культуры, ее ценностей с личностью и творческой деятельностью.

Антропологический принцип впервые разработал и обосновал К. Д. Ушинский, который определил этот принцип как системное применение исходных различных знаний о человеке как об объекте воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогических исследований.

Основополагающим фактором воспитания считаются в первую очередь унаследованные предпосылки развития человека, называющиеся наследственностью, т. е. передача определенных характерных качеств, свойств и особенностей от родителей к детям. Носители наследственности – гены. Наследственность может характеризовать внешние признаки, например, цвет волос, глаз, кожи, группы крови, резус-фактор, те признаки, которые определяют характер психических процессов человека. Среда, воспитание являются главными факторами воздействия на личность. Среда – действительность, в которой происходит развитие человека.

Воспитание сочетает в себе компоненты влияния среды и наследственности. Продуктивность и действенность процесса воспитания заключается в целенаправленности, системности и в профессиональном руководстве. Взаимовлияние указанных компонентов может быть оптимальным или недостаточным. Среда и наследственность первоначально воздействуют на развитие человека на бессознательном уровне, в то время как система базируется на сознании человека. Эффективность антропологического принципа определена и обусловлена необходимостью преодолеть так называемую бездетность педагогики, которая не дает возможность науке определить научные законы и формировать на их основе новый педагогический опыт образовательной практики. Педагогическая наука не способна выполнять действенную функцию в управлении исследуемых процессов, если научные знания о природе своего объекта и своего предмета слишком малы. Антропологический принцип позволяет сочетать и объединять на своей основе для практического применения педагогическую науку с психологией, социологией, культурной и философской антропологией, биологией человека и другими науками.

Системный принцип предполагает проведение педагогических исследований в единой системе, во взаимодействии, влиянии и сочетании всех принципов.

Целостный принцип в педагогической науке дает возможность исследования всех граней педагогического образовательного процесса. Действительно, личность человека не формируется по частям. Целостный принцип как формирование системного подхода предполагает наличие направленности на целостные характеристики личности при организации педагогического образовательного процесса.

Упомянутые методологические принципы педагогических исследований как отрасли гуманитарного знания позволяют сделать следующее.

1. Выявить действительные задачи и проблемы педагогических исследований, что дает возможность определить пути развития проблемы и основные методы и условия их разрешения.

2. Проанализировать сочетания наиболее важных педагогических задач и проблем, определить их структуру целостно и в единстве.

3. Представить в общем виде возможную вероятность получения объективного научного знания, отказавшись от преобладающих педагогических убеждений.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность и процессы диверсификации. Состав и система диверсифицированных методов исследования. Методы интуитивного поиска в исследовании систем управления. Особенности метода "мозгового штурма". Сущность метода синектики в исследовании управления.

    курсовая работа , добавлен 26.02.2010

    Процедура решения задачи методом мозгового штурма. Этапы генерации идей и их анализа. Правила этапа генерации и аналитического этапа. Поиск новых направлений решения как основная цель метода мозгового штурма. Базовые принципы работы для аналитика.

    контрольная работа , добавлен 25.03.2011

    Характеристика исследования систем управления организациями, их роль в научной и практической деятельности человека. Основные понятия и принципы системного подхода к исследованию систем управления, разработка и содержание соответствующей концепции.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2013

    Классификация управленческих решений. Требования, предъявляемые к технологии менеджмента и важнейшие области принятия решений. Разновидности метода "мозгового штурма". Достоинства и недостатки метода мозгового штурма. Американский стиль менеджмента.

    контрольная работа , добавлен 28.02.2012

    Понятия и направления системных исследований. Основные характеристики, типология, стадии и этапы исследования систем управления. Сущность основных направлений системных исследований: общей теории систем, системного подхода и системного анализа.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2008

    курсовая работа , добавлен 10.09.2014

    Мозговой штурм, как креативный метод решения задач, стимулирует активность и интуитивное мышление людей в процессе поиска идей. Процесс принятия решения методом мозгового штурма, его достоинства и недостатки. Модификации метода мозгового штурма.

    реферат , добавлен 15.05.2008

    Понятие управленческого решения и требования к нему. Процесс выработки решения и основные задачи при его принятии. Сущность и принципы метода мозгового штурма, его виды, этапы, достоинства и недостатки. Роль творческого мышления для принятия решения.

    Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из этих характе­ристик являются следующие (схема 10).

    А . Методология исследования - совокупность целей, подходов, ориен­тиров, приоритетов, средств и методов исследования.

    Б . Организация исследования - порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регла­ментах, нормативах и инструкциях.

    В . Ресурсы исследования - комплекс средств и возможностей (на­пример, информационных, экономических, людских и пр.), обеспе­чивающих успешное проведение исследования и достижение его ре­зультатов.

    Г . Объект и предмет исследования. Объектом является система управ­ления, относящаяся к классу социально-экономических систем, предметом - конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.

    Д . Тип исследования - принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик.

    Е . Потребность исследования - степень остроты проблемы, професси­онализма в подходах к ее решению, стиль управления.

    З . Эффективность исследования - соразмерность использованных ресур­сов на проведение исследования и результатов, полученных от него.

    Это основные характеристики исследования. Они могут быть далее конкретизированы и дополнены в соответствии с правилами после­довательной классификации и декомпозиции (схема 5).



    Доверенности