Правовые формы публичной организации предпринимательской деятельности. Понятие государственного предпринимательства и его формы. Ведущие области предпринимательства в России

В современной рыночной экономике государство является не только координатором и контролёром, но и предпринимателем. Оно занимается особым видом предпринимательства – государственным предпринимательством. Под ним понимается деятельность государственных предприятий, выпускающих товары и услуги, необходимые национальной экономике. С одной стороны государство выступает как обыкновенный предприниматель, а с другой – как особый «общественный» предприниматель. В качестве последнего государственный капитал обеспечивает воспроизводство всего общественного капитала. Государство ведёт предпринимательство на базе государственного сектора экономики.

Создание государственного сектора непосредственно связано с военным производством. Становление новых отраслей военного производства всегда требует огромных затрат и связано с большим риском. Поэтому частные предприниматели не берут на себя этот риск. Новые отрасли военного производства создаются и поддерживаются государством.

Развитие науки и техники определяет потребность в создании принципиально новых отраслей, которые относятся к капиталоёмким отраслям, а сроки их окупаемости оказываются длительными, что не представляет интереса для частных предпринимателей. Государство вынуждено взять на себя обязанность по первоначальному финансированию этих отраслей. По мере становления такие отрасли становятся прибыльными и государство полностью или частично передаёт их частному бизнесу.

Развитие государственного сектора в капиталоёмких отраслях экономики позволяет обеспечить производство важнейших факторов производства, проводить политику низких цен на их продукцию. А это стимулирует ускоренное развитие потребляющих её отраслей экономики.

Потребность в квалифицированном здоровом работнике, необходимость установления социального партнёрства предопределяет участие государства в строительстве и содержании социальной сферы (школ, вузов, клиник и т.д.).

Реализация общенациональных интересов ограничивает прибыльность государственного сектора. Норма прибыли в государственном секторе ниже частного. Некоторые государственные предприятия являются убыточными. Это объясняется тем, что государственный капитал в первую очередь развивает отрасли, в которых не заинтересован частный капитал, но от которых зависят условия воспроизводства во многих других отраслях экономики.

Особую роль государственный сектор занимает в переходной экономике. На него возлагаются функции решения комплекса социально-экономических проблем. В России по мере становления и развития рыночных отношений роль государственного сектора сокращается. В 1997 году на государственных и муниципальных предприятиях было занято 40% всего занятого населения. Удельный вес государственного сектора экономики по активным показателям инвестиционной и строительной деятельности составляет 27%.

Расширение деятельности государственного предпринимательства находится в зависимости и возможности государственного бюджета. Стимулирование его развития при ограниченности ресурсов может заставить государство использовать внутренние и внешние займы.

Перераспределение доходов – это изъятие доходов у одних лиц с целью передачи их другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся. Перераспределение доходов осуществляется государством. Широкое перераспределение доходов является характерным для социальной рыночной экономики.

Государственная закупка товаров и услуг представляет форму государственного потребления. Такой способ затрагивает военные заказы, гражданские строительные программы, финансирование капитальных вложений в государственные предприятия. Государственная закупка товаров гарантирует предпринимателям стабильный рынок сбыта и получение прибыли. Эта форма способствует решению проблем занятости и благосостоянию.

Государственные кредиты и субсидии. Они представляются государством за счёт государства или местных бюджетов, а также специальных фондов. Государственные кредиты и субсидии предоставляются юридическим и физическим лицам, местным органам власти.

Налоговое перераспределение доходов – это косвенный метод регулирования доходов. Он подразумевает частичное или полное освобождение от уплаты налогов одних лиц и повышенную ставку их оплаты с других. Эта мера перераспределения доходов направлена на достижение определённых социальных и экономических целей. Например, налоговые льготы используются для привлечения иностранных инвестиций, развития малого бизнеса и др.

Рыночной экономике присуща неравномерность, цикличность развития, которые сопровождается потерей работы, расслоением населения по доходам. Государство берёт на себя функцию по выплате пособий безработным, семьям с большим числом детей, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в социальной помощи.

Государство поддерживает социальные программы, обеспечивающие доступность населения к образованию, здравоохранению, культуре, физкультуре и спорту.

Макроэкономическая стабилизация. В социальной рыночной экономике государство выполняет необходимую функцию – стабилизацию экономики. Эта мера государственного регулирования направлена на предотвращение, торможение экономического спада, закрепление и поддержание показателей функционирования экономики на определённом уровне. Макроэкономическая стабилизация достигается преимущественно посредством фискальной и денежной политики.

К основным формам относятся: изменение государственных расходов, налогов и др. В период кризисных ситуаций достижение стабилизации экономики требует чрезвычайных мер, предусмотренных программой стабилизации или оздоровления экономики.

Проведение фискальной политики. Фискальная политика – сознательное применение расходных и налоговых функций правительства для достижения определённых макроэкономических целей.

Если экономика действует ниже своих возможностей, то государство проводит расширительную фискальную политику. Она осуществляется за счёт роста государственных расходов и снижения налоговых ставок, что ведёт к росту бюджетного дефицита. Для преодоления инфляционных разрывов используется ограничительная фискальная политика, которая предполагает сокращение правительственных расходов и рост налоговых ставок.

Поддержка малого бизнеса. Под малым бизнесом понимается совокупность мелких и средних частных предприятий, прямо не входящих ни в одно монополистическое объединение и выполняющих подчинённую по отношению к монополиям роль в экономике. Малый бизнес способствует поддержанию конкуренции в рыночной экономике и созданию рабочих мест. Государство оказывает поддержку малому бизнесу посредством налоговой и кредитной политики, оказанию услуг (образовательных, консультативных).

Регулирование внешнеэкономической деятельности. Государство способно регулировать не только внутренний, но и внешний рынок. На усиление роли государства во внешнеэкономической деятельности влияют следующие факторы:

Обострение конкурентной борьбы на мировых рынках;

Дестабилизация валютных курсов;

Возросшее не равновесие платёжных балансов;

Огромная внешняя задолженность.

Каждое государство стремится создать благоприятные внешние условия для развития национальной экономики.

Исходя из конкретных национальных интересов, государство проводит политику либо либерализма, либо протекционизма.

Государственное регулирование среды происходит с помощью комплекса мер, которые можно подразделить на таможенные тарифы и нетарифные меры регулирования.

Поддержка фундаментальной науки, проведение общей научно-технической инновационной политики. Современная экономика базируется на эффективной научно-технической и инновационной политике, то есть на постоянном создании новой техники и технологий. Развитие изобретательства является существенным фактором инновации. Инновации (нововведение) – внедрение новой технологии, новых форм организации производства, труда и управления. Дальнейшее развитие социальной рыночной экономики предполагает ещё большее увеличение значимости знаний, научных разработок, идей.

Частный бизнес в теоретических исследованиях не заинтересован, так как их порой нельзя быстро внедрить в практическую деятельность и получить прибыль. Поэтому фундаментальная наука, осуществление общей научно-технической инновационной политики возлагается на государство.

В России в условиях ограниченности государственного бюджета наметилась опасная тенденция к сокращению объёма финансирования фундаментальной науки, что ставит под угрозу сохранение интеллектуального потенциала общества.

Обеспечение экологической безопасности. Вторая половина ХХ века показала, что экстенсивное развитие экономики сопровождается рядом отрицательных последствий. Одним из них является разрушение экосистем и потеря части ВВП. Ежегодно потери только от атмосферного загрязнения составляют более: во Франции 0.7-0.9% от ВВП; в Италии 0.7% от ВВП; в Великобритании 1.7-2.3% от ВВП; в США 2.2-3% от ВВП. Общий ущерб нанесённый окружающей среде в результате хозяйственной деятельности в европейских странах оценивается 3-5% ВВП. Такие потери приводят к негативным экономическим, финансовым и социальным последствиям. Их можно устранить или снижением темпов экономического развития, или осуществлением комплексных мер по экологическому оздоровлению производства. Для современной экономики приемлемым является второй путь. Его реализация также предоставляется государству. Государство организует систему контроля, оценки и слежения за изменением состояния окружающей среды. Государство создаёт сеть постоянно действующих станций наблюдения с помощью авиа космических средств контроля за изменением параметров, характеризующих состояние среды. Государство посредством законов, налоговой политики ведёт оперативное управление охраной окружающей среды, принуждая предпринимателей к соблюдению природоохранных мер. Государство контролирует эксплуатацию природных ресурсов, устанавливает запреты и ограничения на производство отдельных продуктов, административные санкции за нарушение природоохранного законодательства и экологических норм.

Предпринимательство и государство

Человеческая деятельность в зависимости от ее характера подразделяется на два основных типа: свободную (частную) и несвободную (заданную, функциональную, публичную) деятельность. Это деление является определяющим для характеристики предпринимательства в структуре общества, его правового режима, выявления объективной роли государства в сфере предпринимательства.

Предпринимательская деятельность является свободной, основана на собственном интересе лица, свободе его воли, возможности выбора цели, средств ее достижения, результата деятельности и процесса ее осуществления. Такая характеристика предпринимательской деятельности нашла закрепление в ее легальном определении (ст. 2 ГК РФ).

Публичная деятельность вызвана потребностями общества в его организации. Так, поскольку предпринимательская деятельность, будучи свободной, протекает в общественной форме, возникает проблема взаимодействия предпринимателей между собой и с другими частными лицами, следовательно, осуществления деятельности каждого не в ущерб другим членам общества. В результате появляются необходимость в общественной организации свободной деятельности, взаимоотношения людей между собой, а также специфический тип деятельности - публичная (государственная) деятельность, направленная на организацию свободной деятельности частных лиц (включая предпринимателей). Такой тип деятельности является несвободным в том смысле, что он не основан на собственном интересе публичных органов, на свободе их выбора. Публичная деятельность осуществляется в строгом соответствии с заданной целью (обеспечение правопорядка) посредством реализации полномочий публичных органов (законодательных, исполнительных, судебных) и законной процедуры.

Социальное управление как воздействие на общество с целью его упорядочения есть имманентное свойство любого общества, вытекающее из его системной природы, необходимости общения людей в процессе жизнедеятельности, обмена продуктами их материальной и духовной деятельности. Однако характер социального управления в различных обществах и в разные периоды их существования проявляется по-разному. Это позволяет выделить типы обществ: свободные или несвободные, демократические или недемократические и т. д. Проблема соответствия субъективного воздействия публичных институтов на общество объективным факторам его развития - одна из основных теоретических и практических проблем человеческого общежития.

Применительно к управлению обществом, включая экономику, выделяют два различных по типу подхода: субъективный и объективный 1 .

Субъективный подход к управлению обществом предполагает, что изменения системы общественных отношений могут осуществляться только в качестве планомерных действий. Такой подход являлся ведущим при социализме . Он не считается с объективными закономерностями, оправдывает вмешательство публичных институтов в экономическую и иные сферы общества. Особенно ярко это было выражено в концепции «надстроечно-базисного государства», суть которой заключается в том, что государство «погружается» в экономику и, участвуя в экономических отношениях, выполняет тем самым базисные, а не только надстроечные функции. При этом экономика функционирует как «единая фабрика», и государство участвует в руководстве производством подобно управляющему фабрикой. Данная концепция нашла отклик среди сторонников теории хозяйственного права, писавших о единстве «вертикальных» и «горизонтальных» отношений, о хозяйственном расчете органов управления экономикой и т. п. И хотя в настоящее время отсутствует реальная почва для такой теории, атавизмы ее проявляются не только во взглядах сторонников предпринимательского права как самостоятельной отрасли права , но и в известной мере в практике деятельности государства (например, в сохранении государственных корпораций), компаний, значительного числа государственных унитарных предприятий, участии государства в управлении многими хозяйственными обществами).

С переходом к рыночным отношениям основания субъективного подхода к управлению обществом исключаются. Рыночная экономика - это в основе своей саморегулирующееся явление, имеющее своим основанием самостоятельную деятельность людей, их интересы и побуждения. Предприниматели, специализируясь на производстве определенного продукта, естественным образом (т. е. под воздействием спроса и предложения) включаются в систему разделения труда. Государство, организуя экономическую сферу общества, не выступает в качестве предпринимателя, а является лишь политическим образованием, опосредующим экономические и иные общественные процессы присущими ему способами: издание законов (функция законодательной власти), организация исполнения законов (функция исполнительной власти), разрешение общественных конфликтов (функция судебной власти).

Объективный подход к управлению экономическими и иными общественными процессами заключается в максимальном ограничении государственного вмешательства в эти процессы, поскольку они складываются объективно, как следствие свободной деятельности индивидов . Государство должно оказывать воздействие на экономическое развитие лишь косвенными методами (через кредитно-денежные рычаги), гарантируя неприкосновенность частной собственности и прибылей, соблюдение правил конкуренции и т. д. Основная функция государства в экономике - установление правил игры и контроль их исполнения, но не экономическая деятельность непосредственно. Такой подход к управлению экономикой соответствует природе предпринимательства как свободной деятельности.

Следует подчеркнуть, что объективный подход к управлению экономическими и иными общественными процессами не исключает их публичную организацию. Однако в этом случае рыночная экономика не заменяется государственной. Основа рыночной экономики - свобода предпринимательства - в известной мере ограничивается в целях обеспечения публичных интересов. Степень ограничения свободы предпринимательства может зависеть от состояния общества (например, может быть в большей, чем обычно, степени ограничена в условиях экономического кризиса, иных внутренних или внешних угроз). Так, в период разрушительного экономического кризиса 1929- 1933 гг. в США государство больше, чем обычно, вмешивалось в экономические процессы, применяя при этом и прямые ограничения. В противовес теории монетаризма (свободы предпринимательства) появилась теория регулируемого рынка, основанная на том, что рынок сам не может выступать в роли регулятора экономики, поэтому государство должно не только регулировать макроэкономические процессы (т. е. общие условия развития рыночной экономики), но и применять при этом по необходимости прямые ограничения 1 . Сторонники теории регулируемого рынка, не учитывая условия ее применения (кризисное состояние рыночной экономики), обосновывают ее применение и в условиях здоровой экономики, где такое вмешательство государства не требуется.

Таким образом, в условиях рыночной экономики следует различать два начала: основное (свободный, развивающийся по своим внутренним законам рынок) и субсидиарное (публичная организация рынка, ограниченная объективно допустимыми и закрепленными законодательно пределами). Каждое из этих начал находит отражение в праве (его делении на частное и публичное) и законодательстве.

Экономическому отношению между не зависимыми друг от друга субъектами соответствует метод равенства именно потому, что сама деятельность каждого из этих субъектов является свободной, основанной на собственном интересе. Отношению же между соподчиненными субъектами соответствует метод власти и подчинения, так как деятельность каждого из них несвободная: публичный орган действует строго в соответствии со своей компетенцией, а другая сторона (частное лицо, предприниматель) обязана точно исполнить законную волю органа власти, будь то законодательная, исполнительная или судебная власть.

Разные сферы общественных отношений определяют разные начала правового регулирования. Каждому типу социальной деятельности соответствует свой правовой режим регулирования. В этом смысле следует различать правовой режим частной деятельности, включая предпринимательство, и правовой режим деятельности публичной власти.

Правовой режим предпринимательства выражается преимущественно в дозволительном характере (типе) правового регулирования , регулировании нормами частного права. Здесь дозволения выступают ключевым элементом юридического регулирования, определяющим правовым средством, призванным обеспечить социальную свободу и активность предпринимателя, осуществление его реальных субъективных прав на собственное активное поведение в целях реализации собственного интереса. Пределы дозволенного поведения предпринимателя определяются его обязанностями, принятыми на себя по договору либо вытекающими из установленных законом ограничений и запретов. Правовой режим предпринимательства выражается формулой «можно все, кроме запрещенного» и базируется на признании свободы предпринимателя как товаропроизводителя. Это проявляется во всех его элементах: в приобретении и прекращении правового статуса предпринимателя, в приобретении, осуществлении и прекращении им конкретных прав (личных, вещных, обязательственных), в осуществлении защиты нарушенных прав.

Правовой режим деятельности публичных органов, с которыми предприниматель находится во взаимоотношениях, характеризуется разрешительным началом («запрещено все, кроме прямо дозволенного»). Соответственно реализация прав предпринимателя обеспечивается обязанностью органов власти соблюдать общий запрет - воздерживаться от совершения действий, препятствующих предпринимателю свободно в рамках закона осуществлять свои права. Незаконные акты органов власти в отношении предпринимателя признаются судом недействительными, а причиненный ими вследствие этого предпринимателю ущерб подлежит возмещению Российской Федерацией, субъектом Федерации или муниципальным образованием (ст. 13, 16 ГК РФ). Перечень полномочий органов власти в отношении предпринимателей, как, впрочем, и других частных лиц, должен быть точно закреплен в законе, определяющем компетенцию данного органа.

Государственное регулирование рыночной экономики должно проявляться в необходимых и достаточных требованиях, отражающих интересы общества в целом. Правовыми формами государственного регулирования выступают акты различных органов государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. При этом, как сформулировано еще Аристотелем, а в середине XVIII в. обосновано Ш. Монтескьё, вся полнота власти в демократическом обществе принадлежит самому этому обществу (народу). Общество делегирует власть различным созданным им же институтам власти (законодательной, исполнительной, судебной), которые составляют государство и вместе с тем различные сбалансированные ветви власти, исключающие узурпацию всей власти в одних руках. Такое распределение начал правового регулирования в отношении «государство - предприниматель» позволяет умерить произвол органов власти, упорядочить их деятельность как более сильной стороны по отношению к предпринимателю и тем самым защитить его права.

Правовой режим предпринимательства нельзя смешивать с правовым режимом деятельности органов публичной власти. В основе их соотношения лежит не отказ отделения права на частное и публичное, не смешение их, как это делают сторонники теории социальных функций 1 и производной от нее теории хозяйственного права, а строгое разделение. По тому, какой из правовых режимов лежит в основе законодательства и практикуется в обществе, можно судить о социально-экономическом строе и политическом режиме данного общества.

В советские времена частноправовые начала деятельности индивидов практически полностью были заменены принципами публичного права. Официальная идеология этого периода, определившая правовые воззрения, выражена словами: «Мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное», к хозяйственным отношениям необходимо применять не свод законов римского права, а «наше революционное правосознание» . На вооружение была взята идея хозяйственного права, которая возникла в конце XIX в. в буржуазной юридической науке и объясняла необходимость ограничения частной собственности и предпринимательства в общественных интересах. В советских условиях эта идея была доведена до абсурда, поскольку экономика и право были полностью огосударствлены, восторжествовало публичное («полицейское») право, а на самом деле - бесправие и произвол чиновников.

Ряд ученых, понимая опасность смешения различных типов правового регулирования, предупреждали о том, что преобладать в этом случае неизбежно будет публично-правовое начало в силу собственной природы. Они предупреждали, что социальный строй, основанный только на частных началах или только на публичных началах, не ведет к гуманному обществу. И в том и в другом случае благие намерения ведут к уничтожению личности. Без личности же нет и не может быть общества, так как без нее невозможны развитие и прогресс . Наибольшее выражение личной свободы возможно при таком сочетании частных и общих интересов, частного и публичного права, когда имеется минимум закрепленных законом полномочий органов власти

(необходимая и достаточная власть для общего блага), а все остальное - частные права. Право на предпринимательскую деятельность как возможность действовать по своему усмотрению - это частное право, а значит вывод, сделанный выше, в полной мере распространяется и на данную сферу жизни общества. Ограничения свободы, включая свободу предпринимательства, допустимы и необходимы, что и происходит при регламентации отношений в комплексных нормативных актах, сочетающих нормы частного и публичного права.

  • Си.: Дроздов А. В. Человек и общественные отношения. Л., 1966. С. 73.
  • См.: Файнбург 3. И., Козлова Г. П. Научно-технический прогресс и совершенствование социалистических производственных отношений. М., 1987. С. 26; Абалкин Л. И.Диалектика социалистической экономики. М., 1981. С. 68-107, 220-227; Мамутов В. К. Совершенствование правового регулирования хозяйственной деятельности:методология, направления. Киев, 1982. С. 20.
  • В соответствии с ней категория субъективных прав чужда современному обществу, знающему не права, а лишь социальные функции. «У индивидов нет прав... все индивиды обязаны повиноваться социальной норме, так как они суть существа социальные». СмДюгиЛ. Социальное право. Индивидуальное право. Преобразование государства. СПб., 1909. С. 5. Таким образом, сторонники данного взгляда распространяютрежим деятельности публичных органов власти, характеризуемый определенными задачами, функциями, компетенцией, на частных лиц. То, к чему это может привести,продемонстрировано всей историей развития советского общества.
  • Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 44. С. 398. В. М. Гордон, например, писал, что целью торгового права «должно быть исключительно общественное благо». Для этой целинужен тот «способ давления, который давно применялся, метод «социального подстегивания». См.: Гордон В. М. Указ. соч. С. 6, 7.
  • См.: Черепахин Б. Б. К вопросу о частном и публичном праве. Иркутск, 1926; Агарков М. М. Ценность частного права // Правоведение. 1992. № 1. С. 40-42.

Вопрос № 2. Понятие, задачи, порядок лицензирование предпринимательской деятельности

Список использованной литературы

Вопрос № 1. Государственное предпринимательство

Предпринимательство является сердцевиной экономики, а экономика в свою очередь, служит основой для всех общественно-политических и социальных процессов, происходящих в обществе. Система же правовых регуляторов экономической деятельности немыслимы без активного участия органов государства и местного самоуправления.

Субъекты предпринимательства – это лица, правомочные осуществлять предпринимательскую деятельность. Но прежде чем стать субъектом предпринимательской деятельности, лицо является субъектом гражданского права. Субъектами права являются все участники общественных отношений, которые в соответствии с действующим законодательством способны быть носителями прав и обязанностей.

Все возможные субъекты гражданского права, объединяемые единым понятием «лица», подразделяются на три группы. Первая – физические лица. Вторая - юридические лица. Третью группу составляют Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, их органы и организации.

Подобно физическим и юридическим лицам, отправным пунктом предпринимательской правосубъективности государства и муниципальных образований служит их статус как субъектов гражданского права. При этом надо подчеркнуть, что никакими льготами в гражданском правоотношении по сравнению с другими «не властными» его участниками они не пользуются. Российское законодательство, последовательно стоит на позиции недопустимости какого бы то ни было смешения функций государства как властной политической организации, выражающей и защищающей интересы российского народа и выступающей от имени народа, с его участием в качестве партнера в гражданском обороте, рыночных отношениях. Согласно п. 1 ст. 24 ГК РФ, Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования, выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

Существенная особенность государства и муниципальных образований как субъектов гражданского правоотношения состоит в том, что возможность быть стороной таких отношений не обусловливается наличием у них статусом юридического лица. Нормы, определяющие участие юридического лица в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, применяются к ним в силу самого факта вступления в эти отношения. Однако сами государство и муниципальные образования вступать в гражданские правоотношения не могут. Действующим законодательством предусмотрены два варианты возможного участия государства и муниципальных образований в гражданских правоотношениях. Во-первых , от имени Российской Федерации и субъектов Федерации, а также муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Во-вторых , в случаях и в порядке предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ муниципальных образований, по специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Как субъекты гражданского права государство и муниципальные образования через свои компетентные органы вступают в самые различные отношения. Так, обширны договорные и внедоговорные отношения с участием государства и муниципальных образований. Например, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты.

Совершенно иначе регулируется участие государства и муниципальных образований в предпринимательстве. Правительство РФ постановлением от 30 декабря 2002 г. № 939 внесло важное уточнение в свое постановление от 4 января 1999 № 1 «О прогнозе развития государственного сектора экономики Российской Федерации». Сейчас установлен четкий перечень хозяйствующих субъектов этого сектора экономики. Ими являются: государственные унитарные предприятия, в том числе казенные; государственные учреждения; хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% акций (долей) находящихся в государственной собственности; хозяйственные общества, относящиеся к государственному сектору экономики. Тем самым определены основные границы государственного предпринимательства в структуре предпринимательства страны.

У государственных и муниципальных образований отчетливо выделяются, по крайней мере, три направления предпринимательской деятельности.

Первое – участие в предпринимательской деятельности через посредство создаваемых коммерческих и некоммерческих организаций. Различаются три вида таких организаций. Это прежде всего государственные и муниципальные унитарные предприятия, которым имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения. Его собственники, т.е. государство и муниципальные образования, утверждают устав предприятия, назначают его руководителей и заключают с ним контракт, определяют цели, предмет и виды деятельности предприятия, осуществляют контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, имеют право на получение части прибыли от использования имущества.

Унитарные предприятия ведут деятельность, которую по законодательству могут осуществлять только и исключительно государственные предприятия (производство оружия и боеприпасов, наркотических и ядерных веществ, переработка драгоценных металлов и радиоактивных элементов и др.).

Два других вида – казенные предприятия и учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления. Собственники имущества вправе изъять у них излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться изъятым по своему усмотрению. Собственник же определяет порядок распределения доходов казенного предприятия. Если учреждению в соответствии с учредительными документами предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Второе направление государственной предпринимательской деятельности – участие в управлении, приватизированном государственным и муниципальным имуществом. Это деятельность весьма обширна. Остановимся на деятельности представителей Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в органах управления ОАО, акции которых закреплены в государственной и муниципальной собственности. Представителями могут назначаться государственные или муниципальные служащие, а также иные лица, которые осуществляют свою деятельность на основании положения, утвержденного Правительством РФ. При использовании специального права «золотой акции» - представители назначаются в совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию.

Правовое средство «золотая акция» впервые была введена в практически оборот Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» в виде особой ценной бумаги, служившей средством сохранения ограниченного контроля государства за деятельностью приватизированных предприятий. «Золотая акция» могла выпускаться при преобразовании в акционерные общества предприятий, приватизация которых разрешалась Правительством РФ или Госкомимуществом. Эти акции находились лишь в госсобственности, устанавливался запрет на их передачу в залог или траст. По номиналу «золотая акция» приравнивалась к остальным акциям, однако она одна предоставляла ее владельцу на срок до 3 лет право вето при принятии собранием акционеров решений по перечисленным в Указе вопросам.

«Золотую акцию» восприняли федеральные законы о приватизации 1997г и 2001г., одновременно существенно изменив ее роль в процессе приватизации. В частности: а) статус «золотой акции» - ценной бумаги заменен на «золотую акцию» - специальное право участия ее собственника в управлении открытым акционерным обществом; б) уточнены субъекты, могущие принимать решение об использовании специального права. Такое право имеют теперь Правительство РФ и органы государственной власти субъектов РФ. Органы местного самоуправления по Федеральному закону от 2001 г. такого права лишены; в) решение об использовании специального права принимаются не произвольно, а в строго ограниченных Федеральным законом 2001г целях – для обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья и законных интересов граждан; г) решение об использовании специальног8о права может быть принято при приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий или при принятии решения об исключении открытого акционерного общества из перечня стратегических акционерных обществ независимо от количества акций, находящихся в государственной собственности; д) субъекты, принявшие решение об использовании специального права, назначают своих представителей в совет директоров и ревизионную комиссию открытого акционерного обществ; е) значительно расширено содержание правомочий собственника «золотой акции». Например, неопределенны никакие предельные сроки действия специального права – оно прекращается только по решению субъектов – Правительства РФ и др., принявших решение о его использовании. Представители этих субъектов в ОАО имеют право налагать вето при принятии общим собранием акционеров решения о внесении изменений и дополнений в устав или об утверждении устава общества в новой редакции, о реорганизации и ликвидации общества; об изменении уставного капитала общества; о заключении указанных в гл. X и XIФедерального закона «Об акционерных обществах» крупных сделок и сделок открытого акционерного общества, в совершении которых имеется заинтересованность.

Введение

Понятие и признаки предпринимательской деятельности

1. Понятие предпринимательской деятельности

2. Предпринимательские отношения

3. Признаки предпринимательской деятельности

4. Формы и виды предпринимательства

5. Государственная регистрация предпринимательской деятельности

Заключение

Список литературы


Введение

Предпринимательство в России следовало бы воспринимать как многообразное явление, воздействующее на государственную и общественную жизнь. Предпринимательство тесно взаимодействует со всеми сферами общества, поэтому его существование должно:

Быть экономически обосновано;

Логично вписываться в систему производственных отношений;

Демонстрировать преимущества перед плановой экономикой и иными непредпринимательскими способами хозяйствования;

Обеспечивать более эффективное использование материальных и финансовых ресурсов, достижений научно-технического прогресса;

Показывать рост производительности труда.

Важным аспектом в развитии предпринимательства является его взаимосвязь с политической жизнью общества. Необходимо обеспечить поддержку предпринимательской деятельности со стороны государства, органов местного самоуправления, иных влиятельных политических сил общества. Без этого не утвердится авторитет предпринимателя в обществе, не будут созданы благоприятные условия развития.

В данной работе мне хотелось бы остановиться на понятиях и признаках предпринимательской деятельности.

К важнейшим чертам предпринимательства, следует отнести:

Самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Предприниматель свободен в принятии решения, в рамках правовых норм;

Экономическую заинтересованность. Главная цель предпринимательства получение максимально возможной прибыли, преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса;

Хозяйственный риск и ответственность.

Эти признаки предпринимательства взаимосвязаны и действуют одновременно.


1. Понятие предпринимательской деятельности.

Принятие Закона об общих началах предпринимательства и Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности привело к развитию частной хозяйственной инициативы, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Переход общества к рыночным отношениям открыл дорогу развитию свободного предпринимательства.

За годы реформ юридическое понимание предпринимательства претерпело существенные изменения.

Согласно ныне действующему Гражданскому кодексу Российской Федерации (ГК РФ) - ст. 2 п. 1, предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

За термином "предпринимательство" и "предприниматель" стоит предприятие – сложный организм, представляющий собой производственно-хозяйственную систему, задача которой – производить продукцию, работы и услуги.

Предпринимательская деятельность предполагает, систематическое получение прибыли, которая является, продуктом специфического человеческого ресурса - предпринимательских способностей.

Обладая самостоятельностью, организуя производство в своих интересах, предприниматель берет на себя ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия, за результат своей деятельности. Имущественная ответственность предпринимателя - это его обязанность претерпеть неблагоприятные имущественные последствия, обусловленные допущенными с его стороны правонарушения. Размер ее зависит от организационной формы предприятия.

Предпринимательской деятельностью могут заниматься как юридические лица, так и граждане. Среди юридических лиц этим правом в полной мере пользуются коммерческие организации. Однако, на некоторые виды деятельности (транспортной, юридической, аптечной) коммерческая организация, должна получить лицензию. Некоторые виды предпринимательской деятельности могут осуществлять только юридические лица (например, дилерская деятельность, банковская).

Приступить к предпринимательской деятельности можно с момента государственной регистрации. Отказ в государственной регистрации допускается только в случаях нарушения установленного порядка образования юридического лица или несоответствия его учредительных документов закону. Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от нее, могут быть обжалованы в суде.

Существенным в понимании предпринимательства является норма ч. 2 ст. 34 Конституции РФ, определяющая предпринимательскую деятельность как разновидность деятельности экономической. Предпринимательство может осуществляться только в рамках экономической деятельности. Деятельность, направленная на систематическое получениё какого-то дохода, но не являющаяся экономической, не может рассматриваться как предпринимательская.

На это обстоятельство указано в ч. 1 ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса РФ, где сказано, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений, а также в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 1994 г., где сказано, что арбитражный суд является специализированным судом по разрешению экономических споров, связанных с предпринимательской деятельностью.

Таким образом, предпринимательство можно определить как инициативную деятельность хозяйственных субъектов, направленную на получение прибыли и основанную на их самостоятельности, ответственности и риске.

2. Предпринимательские отношения

IIредпринимательскими отношениями являются общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения, включая отношения по государственному регулированию рыночной экономики.

Эти отношения подразделяются на две группы:

1) собственно предпринимательские отношения (горизонтальные отношения, т.е. отношения предприниматель - предприниматель);

2) некоммерческие отношения (вертикальные отношения, т.е. отношения предприниматель - орган управления).

Обе группы вместе образуют хозяйственно-правовые отношения, единый хозяйственно-правовой оборот.

В основе горизонтальных (имущественных) отношений предпринимателей лежит юридическое равенство сторон. Их права и обязанности, как правило, возникают из договора.

Во вторую труппу входят отношения хотя и некоммерческого характера, но тесно связанные с предпринимательскими, например отношения в связи с образованием предприятия (предпринимателя), лицензированием и т.д. Сюда включаются отношения по государственному регулированию экономики, по поддержке конкуренции и ограничению монополистической деятельности, правовому регулированию качества продукции, товаров и услуг, ценообразования и т.д. Характерной чертой этих отношений является обязательность исполнения адресованных предпринимателям управленческих актов, принятых в пределах компетенции органа управления.

В сфере экономики обе названные группы отношений тесно взаимодействуют, что обусловливает взаимосвязь и взаимозависимость нормативных актов и нормативных предписаний, регулирующих отношения хозяйствования и управления ими.

Особенностью предпринимательских отношений по сравнению с гражданскими отношениями является субъектный состав. По субъектному составу отношения, регулируемые ГК РФ, включают граждан, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Как гласит ст. 23 ГК РФ, предпринимательской деятельностью могут заниматься граждане без образования юридического лица, а также юридические лица.

В предпринимательских отношениях основным является понятие "хозяйствующий субъект".

Хозяйствующий субъект - это лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Вместе с тем понятие "хозяйствующий субъект шире понятия "предприниматель", так как некоммерческая организация - учебное заведение, не будучи предпринимателем, может участвовать в хозяйственном обороте.

3. Признаки предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность отличается рядом признаков, что позволяет говорить о предпринимательской деятельности как о понятии более узком, чем понятие "хозяйственная деятельность".

Основными и обязательными признаками предпринимательской деятельности являются:

1) самостоятельная деятельность;

2) цель деятельности - получение прибыли;

3) систематический характер получения прибыли;

4) хозяйственный риск;

5) факт государственной регистрации участников.

Отсутствие любого из пяти признаков означает, что деятельность не является предпринимательской.

1. Предпринимательская деятельность может осуществляться как самим собственником, так и субъектом, управляющим его имуществом на правах хозяйственного ведения с установлением пределов такого ведения собственником имущества.

Самостоятельность в организации производства дополняется коммерческой свободой. Субъект предпринимательской деятельности определяет пути и способы реализации своей продукции, выбирает контрагентов, с которыми будет иметь дело. Экономические связи закрепляются договорами.

Важное условие коммерческой свободы - свободное ценообразование. Однако в экономике абсолютной свободы производителей не существует. предприниматель имеет полную, самостоятельность в, том смысле, что над ним, нет инстанции, выдающей команды: что делать, как и сколько. Он не свободен от рынка, от его жестких требований. Поэтому можно говорить лишь об определенных рамках самостоятельности.

2. Предпринимательская деятельность предполагает систематическое получение прибыли, которая является продуктом специфического человеческого ресурса - предпринимательских способностей. Труд этот непростой и соединяет в себе, во-первых, проявление инициативы по соединению вещественных и людских факторов для производства товаров и услуг, во-вторых, принятие неординарных решений по управлению фирмой, организации труда и, в-третьих, внедрение инноваций путем производства нового вида продукции или радикального изменения производственного процесса. Все это дает основания говорить о предпринимательстве как о профессиональной деятельности, направленной на извлечение прибыли.

Обладая самостоятельностью, организуя производство в своих интересах, предприниматель берет на себя ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия, за результат своей деятельности. Имущественная ответственность предпринимателя - это его обязанность претерпеть неблагоприятные имущественные последствия, обусловленные допущенными с его стороны правонарушениями. Размер ее зависит от организационной формы предприятия.

3. В ГК уточняется основной субъектный признак, т.е. вводится указание на систематичность получения прибыли. Единичные случаи извлечения прибыли не являются предпринимательской деятельностью. Систематичность характеризуется длительностью и регулярностью получения прибыли, что определяется профессионализмом предпринимателя. Таким образом, в ГК РФ зафиксировано, что для предпринимателя важна не столько сама сфера деятельности, сколько систематическое получение прибыли.

4. Признаком предпринимательских экономических отношений является хозяйственный риск. Риск постоянно сопутствует бизнесу и формирует особый способ мышления и поведения, психологию предпринимателя. Риск - это возможные неблагоприятные имущественные последствия деятельности предпринимателя, не обусловленные какими-либо упущенными возможностями с его стороны. Рисковый характер деятельности может привести не только к банкротству, но и оказаться пагубным для имущественных интересов граждан и организаций. ГК РФ предусматривает повышенную имущественню ответственность предпринимателя за нарушение им своих обязательств, если у него не будет доказательств того, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие действия непреодолимой силы п. 3 ст. 401 ГК РФ). Вместе с тем приведенное правило действует, если иное не предусмотрено законом или договором. В условиях правовой неподготовленности значительной чисти населения страны, предприниматели практически всегда могут внести в договор условие об ответственности за его нарушение по принципу вины. Кроме того, возможность трактовать непреодолимую силу довольно широко и не сводить ее лишь к стихийным бедствиям также позволяет виновному избежать ответственности.

Предприниматель отвечает за риск своим имуществом, но не только им. Возможны также утраты, влияющие на его статус на рынке труда и капитала (конкурентоспособность, профессиональная репутация, психологическая оценка и др.).

5. Государственная регистрация участников предпринимательской деятельности - юридический факт, предшествующий началу осуществления предпринимательской деятельности. Субъекты предпринимательской деятельности для получения статуса предпринимателя должны быть зарегистрированы в этом качестве. Занятие систематической деятельностью по извлечению прибыли без государственной регистрации влечет за собой юридическую ответственность.

Предпринимательской деятельностью могут заниматься как юридические лица, так и граждане. Среди юридических лиц этим правом в полной мере пользуются коммерческие организации. Однако на некоторые виды деятельности коммерческая организация должна получить лицензию. Имеются виды деятельности, на которые установлена монополия государственных предприятий (производство и торговля оружием).

4. Формы и виды предпринимательства

Основными формами предпринимательской деятельности являются:

Индивидуальная;

Коллективная - предпринимательство юридических лиц.

К первой группе субъектов относится частное предпринимательство граждан, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью, а также коллектив граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность "под общей фирмой" на основании договора полного товарищества.

Вторая группа субъектов, относящаяся к коллективной предпринимательской деятельности охватывается общим собирательным термином "предприятие": это унитарные государственные и муниципальные предприятия - наследство от планово-распорядительной экономики - и "рыночные" организационно-правовые формы: это коммандитное (смешанное) товарищество (или товарищество на вере), товарищество с ограниченной ответственностью, акционерное общество.

Все вышеперечисленные субъекты предпринимательской деятельности осуществляют руководство своей предпринимательской деятельностью путем определения целей, задач, стратегий своей деятельности; форм использования имущества и выходят на рынок со своими товарами, работами, плодами и услугами и вступают в разнообразные правоотношения между собой, с потребителями своей продукции и государством. Неудивительно, что наряду с общими законодательными нормами и актами, регулирующими экономику страны, имеются специальные нормы и институты, которые относятся только к предпринимательской деятельности.

Так, индивидуальное предпринимательство имеет правовую форму организации без привлечения наемного труда и с привлечением наемного труда, а также возможно осуществление предпринимательства в форме крестьянского (фермерского) хозяйства, индивидуального предприятия.

Таким образом, имеются три группы субъектов предпринимательского права: предприятия (предприниматели), организации управления и регулирования хозяйственной деятельностью и внутрихозяйственные подразделения.

По виду или назначению предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную и др. Все эти виды деятельности могут функционировать раздельно или вместе.

Виды предпринимательской деятельности приведены на схеме 1.

5. Государственная регистрация предпринимательской деятельности

Одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности является государственная регистрация ее субъектов. В настоящее время в России первичная регистрация большинства субъектов предпринимательства осуществляется в заявительном порядке, предусматривающем возможность отказа в ней только по формальному основанию: несоответствие учредительных документов требованиям законодательства.
Государственная регистрация физического лица, изъявившего желание заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в России осуществляется регистрирующим органом по месту его постоянного жительства или временного проживания. До регистрации гражданин должен уплатить государственную пошлину (регистрационный сбор), величина которой не может превышать минимальную месячную оплату труда. Регистрационный сбор уплачивается через учреждения банка либо иные учреждения, наделенные полномочиями принимать платежи от населения в доход бюджета, и возврату не подлежит.

Вместе с квитанцией об уплате регистрационного сбора гражданин должен представить составленное по установленной форме заявление (бланк заявления выдается в регистрирующем органе), паспорт и 3 фотографии размером 3х4 см. Регистрация должна быть произведена в день подачи документов или в 3-дневный срок после получения их по почте. В те же сроки должно быть выдано или выслано по почте регистрационное свидетельство.

Количество видов деятельности, которые могут быть указаны в нем, не ограничено, однако те виды деятельности, которые запрещены действующим законодательством или за которые предусмотрена уголовная ответственность, не разрешаются. Свидетельство о регистрации оформляется в трех экземплярах (предпринимателю, регистрирующему органу местной администрации и налоговому органу). В свидетельство вносятся только фамилия, имя, отчество гражданина, регистрирующегося в качестве предпринимателя. Другие граждане, предполагающие вести совместную с ним деятельность, в свидетельстве не указываются.

Свидетельство о государственной регистрации предпринимателя - основной документ, подтверждающий его права и обязанности, предъявляющийся по требованию должностных лиц налоговых и иных уполномоченных органов исполнительной власти. Осуществление гражданином предпринимательской деятельности, не зарегистрированной в установленном порядке, влекут за собой административную ответственность гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для отдельных видов деятельности требуется оформление специального разрешения – лицензии. Перечни видов деятельности, на которые требуются лицензии, и органов, уполномоченных выдавать их, установлены ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Лицензия выдается на каждый вид деятельности и действительна на всей территории Российской Федерации.

Физические лица, зарегистрировавшие предпринимательскую деятельность, обязаны своевременно встать на учет в налоговый орган по месту постоянного жительства либо по месту осуществления этой деятельности. Заявление о постановке на учёт подается предпринимателем в течение десяти дней после государственной регистрации.
Государственная налоговая служба в срок до 5 дней проверяет достоверность указанных в заявлении сведений и при положительном решении присваивает индивидуальному предпринимателю идентификационный номер налогоплательщика.
Индивидуальные предприниматели обязаны также зарегистрироваться в Пенсионном фонде и Фонде обязательного медицинского страхования. Индивидуальные предприниматели, использующие наемный труд, должны также в течение 30 дней с момента заключения трудового договора зарегистрироваться в Фонде социального страхования Российской Федерации и в Государственном фонде занятости населения.


Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг, приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц, предприятий, организаций;

Субъектом предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров;

Для формирования предпринимательства необходимо создать определенные экономические, социальные и правовые условия;

Основными и обязательными признаками предпринимательской деятельности являются: 1) самостоятельность; 2) наличие цели, заключающейся в получении прибыли; 3) систематический характер получения прибыли; 4) хозяйственный риск; 5) факт государственной регистрации участников. Отсутствие любого из пяти признаков означает, что деятельность не является предпринимательской.

Осуществляемая в настоящее время в России система государственной поддержки развития предпринимательства недостаточно эффективна, её необходимо развивать и совершенствовать, ведь решение проблем развития предпринимательства может быть найдено только на путях всесторонней государственной и общественной поддержки.

Взаимодействие предпринимательства и общества должно выражаться успехами в социальной сфере: повышением благосостояния населения, более полным удовлетворением насущных потребностей людей.

И хотя постепенно степень зрелости российских предпринимателей повышается, в общественном сознании и на практике эта сфера деятельности, чаще, связывается не столько с производством товаров, выполнением работ, инвестициями, сколько с посредничеством на рынке, со скупкой и перепродажей товаров с целью наживы. Предпринимательство еще крайне слабо инициирует и стимулирует отечественного товаропроизводителя.


Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации, Ч. I и II. М.: Инфра-М; Норма, 1996.

2. Конституция Российской Федерации.

3. Боровский А.В., Буянов В.П. Регистрация предприятия: Как зарегистрировать свое дело: Практич. пособие. М.: Экзамен, 2005.

4. Малое предпринимательство в России. 2004: Стат. сб. М.: Росстат, 2004.

5. Предпринимательство: Учебник / А. И. Муравьев, А.М. Игнатьев, А.Б. Крутик. СПб.: Лань, 2001.

6. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие / Под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка, В. А. Швандара. М.: Юнити-Дана, 2004.

Для смешанной экономики характерно многообразие форм собственности.

В развитых странах наряду с частной собственностью существует и

государственная собственность. Удельный вес государственного сектора в развитых странах различен. Он крайне мал в США и Японии. «На европейских же государственных предприятиях производится от 10% до 30% валового внутреннего продукта. На них занято от 4% до 20-25% рабочей силы. Государственные предприятия осуществляют от 1/6 до 1/3 и даже 1/2 валовых капиталовложений в экономику.

Следовательно, государство в современной рыночной экономике – это и предприниматель, и крупный инвестор, и организатор НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки), и потребитель

конечной продукции. Оно непосредственно участвует в производстве,

распределении, обмене и потреблении товаров и услуг.

В государственной собственности субъектом отношений присвоения,

распоряжения и контроля выступает государство.

Государственная собственность возникает двумя путями:

    Первый путь, когда государство строит новые предприятия за счет средств бюджета;

    Второй, когда государство осуществляет полную или частичную национализацию, приобретая акции частных предприятий.

В результате государственная собственность реализуется по следующим

    создание за счет средств государственного бюджета малоприбыльных предприятий инфраструктуры, необходимых для функционирования всей экономики (коммунальное хозяйство, энергетика, транспорт, связь);

    развитие некоторых капитальных отраслей, связанных с научно-техническим прогрессом (электроника, авиация);

    национализация убыточных предприятий (например, предприятия угольной промышленности).

В результате в орбите государственного предпринимательства

оказываются не только инфраструктура, добывающая промышленность, но и некоторые ведущие отрасли промышленности.

Государственные предприятия бывают двух видов: государственные

предприятия, обладающие статусом юридического лица, и государственные предприятия, не являющиеся юридическими лицами. Если государственные предприятия не обладают статусом юридического лица, то они являются подразделением государственных органов и учреждений и находятся на балансе и под контролем государственных ведомств. Государственные предприятия, обладающие статусом юридического лица, подразделяются на предприятия частного (коммерческого) права и предприятия публичного права.

Предприятия частного права – это, как правило, акционерные общества. Государству в таких обществах принадлежат все акции или их часть. В последнем случае образуются смешанные (государственно - частные) предприятия.

Предприятия частного права – это юридически самостоятельные,

хозяйственно автономные предприятия, создаваемые специальными актами законодательного органа (публичные корпорации). Их капитал не разделен на акции и целиком принадлежит государству. Деятельность государственных корпораций подотчетна парламенту, а не правительству, хотя через определенные формы (назначение директоров, предоставление субсидий) правительство может контролировать их деятельность. В большинстве стран с развитой рыночной экономикой государственные предприятия подчиняются отраслевым министерствам и контролируются министерством финансов. В некоторых странах существуют специальные министерства, а в Италии (где велика доля смешанных предприятий)они объединены в холдинговые структуры.

Государственные предприятия отличаются от частных предприятий тем,

что они, как правило, зависимы от государственных структур. Поэтому в их деятельности просматривается двойственность – нацеленность не только на рыночные но и на не рыночные мотивы.

Во-первых , государственные предприятия в отличие от частных обладают меньшей конкурентоспособностью. Хотя они работают на принципах самоокупаемости и рентабельности, но через государственное управление вносят в рынок элементы организованности (работа на государственный заказ, сбыт продукции по государственным твердым ценам). У государственных предприятий нет обязательств перед другими предприятиями, им не грозит банкротств. В то же время правительство контролирует лишь определенные области деятельности государственных предприятий (например, сбыт продукции), не имея возможности воздействовать на другие (например, на конкурентоспособность предприятий)

Во-вторых , государственные предприятия пользуются финансовыми

льготами (в налогообложении, получении льготных кредитов, в замораживании долгов).

В-третьих , на государственных предприятиях, с одной стороны,

несколько выше заработная плата, чем на частных предприятиях, лучше условия труда. Но, с другой стороны, на рабочих государственных предприятий могут обрушиться политика замораживания заработной платы, ограничение прав в трудовых конфликтах с администрацией (например, запрет на забастовки).

Следовательно, навязывание государственным предприятиям

некоммерческих операций, искусственное ограждение от конкуренции,

гарантированное правительством финансовой поддержки делают зачастую государственные предприятия менее эффективными в технико-экономическом и финансовом плане, чем частные предприятия. Это выражается в низкой производительности труда, высокой капиталоёмкости, малой прибыльности, слабой восприимчивости к инновациям, раздутом управленческом аппарате и бюрократизме. Так в Англии издержки производства не государственных предприятиях в среднем на 30%, а в США на 20% выше, чем на частных предприятиях.

Сама рыночная экономика ограничивает деятельность государства, ибо

некоторые его действия снижают эффективность государственных предприятий (директивное планирование, административный контроль над ценами) в условиях функционирования рыночного механизма. Поэтому периодически к государству предъявляются претензии, а при высокой доле государственного сектора в экономике ставится вопрос о разгосударствлении. Такая картина наблюдалась во всех развитых странах Запада в 80-х годах, что вызвало массовый процесс приватизации.ъ



Онлайн калькуляторы