Что такое синектика. Что это за метод - синектика? Назначение, суть и примеры. Смотреть что такое "Метод синектики" в других словарях

Один из самых неординарных методов развития творческих способностей и решения сложных задач в рамках принципа перебора вариантов - метод синектики (от англ. synectics - «совмещение разнородных элементов»), предложенный Уильямом Дж. Гордоном ещё в 40-х годах XX века. К сожалению, мировое сообщество узнало о синектике лишь в 1961 году, после издания Уильямом книги «Синектика: развитие творческого воображения» .

Синектика - это усовершенствованный метод «мозгового штурма», в основе которого лежит принцип «сделать известное странным, а странное - известным». А во главе поиска лежат аналогии, ещё они называются операторами, в методе их 5 типов (тут мнения расходятся, и часто вы можете встретить всего 4 оператора, но вот же, их 5): прямая, личная, символическая, образная и фантастическая аналогия.

Введение

Синектика – это система креативного мышления, основанная на аналогиях. Все вещи связаны друг с другом, и в чём-то очень похожи - физически, концептуально, психологически или символически. Синектика - это процесс поиска и создания новых ассоциативных связей. Синектика - это коктейль из логики, фактов, фантазии, анализа и синтеза.

Немного про аналогии

Прямая аналогия - берём любые науки, ищем похожие факты, сравниваем и исследуем. Чаще всего сравнения проводят с биологическими системами (растения, деревья) и техническими системами (транспортные средства, летательные аппараты). Для хорошей работы с этой аналогией требуются люди с разносторонними знаниями, склонные к системному анализу задач и проблем, легко выходящие за свои профессиональные границы. Личная (субъективная) аналогия - представьте себя тем, о чём идёт речь в задаче. Предметом, явлением, проблемой. Для работы с этой аналогией от синектора требуется хорошее воображения, преимуществом будут способности к перевоплощению. Важно - «вжиться» в роль, стать частью рассматриваемой проблемы, а затем убить своего рационального цензора, который обычно шепчет в ухо блокирующие глупости. Выскажите то, что не поддаётся логике и рациональному рассуждению. Символическая аналогия - аналогия позитивного скептицизма. Поиск парадоксов и противоречий в привычном и понятном. Синектор должен понять и описать самую суть явления, затем найти противоположность этому явлению, обнаружить общее у этих явлений и… кратко, одной-двумя фразами (порой совершенно нелогичными и странными), описать связь между этими явлениями. Образная аналогия - замените предмет изучения любым другим, эталонным и удобным для последующего сравнения. Обычно такая аналогия помогает выявить скрытые возможности. И тут без воображения не обойтись. Ваше умение подмечать сходство различных явлений и предметов - залог успешного применения этой аналогии. Фантастическая аналогия - одна из самых великолепных аналогий в синектике. Моя любимая. В двух словах - вы описываете желаемый результат и не учитываете никаких объективных законов и известных вам явлений, которые существуют в нашей реальности и мешают получению этого результата. Включите на максимум своё воображение и образное мышление, и всё получится!

Главные отличия от мозгового штурма

Их два. Синекторы не выдвигают законченные идеи, а ограничиваются ассоциациями, аналогиями, образами, метафорами, сравнениями и описанием ощущений - раз. В отличие от классического «мозгового штурма», при использовании синектики допускается критика - два. Эти два отличия в сумме позволяют улучшать, изменять или отказываться от высказанных идей.

Как и что?

Методика состоит из нескольких шагов:

  • анализ и определение проблемы,
  • предложения спонтанных решений проблемы,
  • новая формулировка проблемы,
  • построение прямых аналогий,
  • построение личных аналогий,
  • построение символических аналогий,
  • построение образных аналогий,
  • построение фантастических аналогий,
  • снова построение прямых аналогий,
  • анализ прямых аналогий,
  • перенос аналогий на проблему,
  • разработка подходов к решению.

Инструменты, обстановка, подготовка

Для использования метода синектики нужно:

  1. сформировать специальную группу синекторов (обычно это сделать сложно);
  2. создать рабочие условия (помещение, оборудование, реквизиты, настроение);
  3. сформулировать задачу;
  4. дать группе приработаться.

Кого пригласить с собой? И почему это работает?

Кого-угодно взять не получится. Синекторы проходят специальное обучение в течение года. Можно и быстрее, но результат будет другим. Обычно к уже сформированной группе синекторов добавляют эксперта, который является специалистом в той области знаний, к которой относится проблема. У эксперта может быть две роли - или «энциклопедия», или «адвокат дьявола».

Главным фактором «работоспособности» метода является достижение нескольких психологических состояний группы:

  • отрешённости - вовлечённости: максимально дистанцируемся от проблемы и постепенно погружаемся в суть,
  • откладывания - осторожности: никаких окончательных выводов и критических оценок, максимальное воздержание и осторожность в суждениях;
  • размышления - раскованности: играем ситуациями, подходами, творим историю;
  • достижения - удовлетворенности: чувствуем приближение решения и удовольствие от работы, результат близок!

Состояния могут чередоваться в любом порядке, обязательно - наличие всех состояний в работе синектической группы.

Плюсы

Любой человек сможет взять для работы над своей проблемой любую из 5 аналогий и получить интересный результат уже сегодня.

Минусы

Группа синекторов проходит обучение в течение года! Подбор людей в группу очень сложный, с применением специальных психологических тестов. Главным критерием отбора в группу является склонность и способность человека к эмоциональному восприятию проблемы. Метод групповой, и требует наличия подготовленного консультанта-модератора. Нельзя просто взять и начать использовать этот метод без подготовки.

Painting by Roman Grassuta

Синектика: сущность, правила и процедура

Этимология: Термин «Синтетика» происходит от греческих слов syn — «вместе» и ectikos «разнообразие», поэтому слово synectikos – означает «совмещение разнородных элементов» или «объединение различных, на первый взгляд, несовместимых элементов».

Джордж М. Принс (5 апреля 1918 — 9 июня 2009), сооснователь и председатель компании Synecticsworld (Synectics Inc.), один из разработчиков метода Синектики.


2. История

Основные гипотезы и идеи Синектики родились во время исследований изобретательского и художественного творчества, которые Уильям Дж. Гордон проводил с 1944 года. В это же время автором были изучены произведения выдающихся философов и психологов и автобиографические записи Эйнштейна, Гете, Эдисона, Пуанкаре. Основные принципы и правила Синектики были разработаны Уильямом Гордоном и Джорджем Принcем в период между 1950 и 1960 годами, когда они вместе работали в консалтинговой компании Invention Design Group at Arthur D. Little (ADL). В 1961 году У. Гордон и его коллеги Дж. Принс, Д. Сперри и К. Марден создали новую компанию под названием Synecticsworld (Synectics Inc.), которая занималась исследованиями изобретательского творчества и творческими тренингами. Позднее У. Гордон покинул Synectics Inc. и основал собственную компанию Synectics Education Systems, направленную на применение Синектики в области образования.

Другие значимые работы: Джордж М. Принс «Практика творчества» (1967); W. Gordon, T.Poze Strange and familiar (1972); W. Gordon, T.Poze The new art of the possible (1980).


3. Описание метода

Синектика — это метод активизации творчества и творческого решения проблем целью которого является стимуляция творческого мышления и генерация новых точек зрения на решение сложных проблем путем преднамеренного использования аналогий и метафор в тщательно подобранных группах различающихся между собой людей.

Над проблемами работает устойчивая группа из 5–7 специалистов с несколькими профессиями и разным эмоциональным складом, знающих методы изобретения.


4. Основные функции

1. Синтетика – это эффективный метод открытия или создания новых связей и точек зрения, генерации творческих идей, творческого решения сложных проблем.


5. Методологические и теоретические основания

1. Универсальный принцип единства или принцип единства мира.

2. Принцип всеобщей связи . Синектика базируется на предположении о том, что все вещи, даже самые непохожие, каким-то образом связаны друг с другом, физически, психологически или символически.

3. Принцип синергии как паттерн порождения новизны, который основывается на двух взаимосвязанных процессах дифференциации и интеграции, приводящих к созданию нового целого, большего, чем сумма его частей.

«Мир полностью взаимосвязан. Любое объяснение, которое мы находим в каждый момент, является частичной связью, и его богатство проистекает из богатства всех связей, которые мы можем создать».

Джейкоб Броновски (18 января 1908- 22 августа 1974), британский математик, поэт и изобретатель.

Новизна заключается в раскрытии и создании новых связей. При этом каждая новая связь обладает синергетическим эффектом, порождающего новое целое, сумма больше частей, взятых по отдельности.

Уильям Гордон основывал синектику на таких базовых предположениях о творчестве:

1. Творчество возможно и важно в повседневной деятельности. Большинство из нас связывают творческий процесс только с созданием великих произведений искусства и новыми изобретениями.

2. Творческий процесс вовсе не таинственный. Его можно познать и описать, и можно обучать людей напрямую активизировать и развивать их творчество.

3. Творческие изобретения в науке и искусстве аналогичны, и характеризуются теми же самыми фундаментальными психическими процессами.

У. Гордон изложил три основные заповеди синектической теории:

1. Осознавая творческий процесс и развивая методы и приемы творчества, мы можем напрямую увеличить творческий потенциал как отдельных лиц, так и групп.

2. Эмоциональный компонент творчества более важен, чем интеллектуальный, а иррациональный компонент, более значим чем рациональный

3. Эмоциональные и иррациональные элементы необходимо понимать, чтобы повысить вероятность успеха в решения проблем.

4. Процесс индивидуального творчества аналогичен процессу группового творчества.

Уильям Гордон предложил четыре психологических состояния, которые были связаны с творческим процессом

1. Отстранение – вовлеченность.

2. Отсрочка.

3. Размышление или предположение.

4. Автономия объекта.


6. Сущность метода

Интеграция и синергия:

Сущностной идеей и ключевым механизмом синектики является интеграция творческих потенциалов различных индивидуальностей, совмещение различных концепций, вещей и пластов реальности, объединение эмоциональных и интеллектуальных, иррациональных и рациональных компонентов, слияние сознательных и подсознательных процессов, активности левого и правого полушария, преднамеренных усилий и свободного полета воображения. Именно многоуровневой синергетическое единство синектического процесса служит источником рождения новых блестящих идей, которые могут быть преобразованы в эффективное решение проблемы.

Структура

Синектика как формализованная техника творчества, сочетает в себе структурированный и свободный подходы к творчеству, высокоорганизованные мыслительные процессы и свободное воображение. Синтетическая сессия — это строгая дисциплина и свободный поток воображения и мысли, направленный поиск и стихийность нахождения решений. Активизация творческого процесса в синектике осуществляется с помощью сознательных усилий по применению разнообразных приемов и операторов.

При этом синтетический подход сочетает в себе как интегративное, так и разрушительное мышление. Творчество с необходимостью требует разрыва уже существующих смысловых связей. «Это способ мысленно разделить вещи и собрать их вместе, чтобы дать новое представление о всех типах проблем» (N.Roukes, 1988).

Синтетика основана на синектическом мышлении, которое находит сходство между вещами и соединяет их в новые структуры, на латеральном мышлении, которое связано с генерированием новых идей, а также с прорывным мышлением, представляющим собой нарушение разрушение рутинных паттернов и существующих установок и обретения нового свежего видения.

«Творчество — это чудесная способность схватывать взаимоисключающие реалии и высекать искру из их сопоставления».

Создание нового видения

Генерирование новизны, потенциально содержащей в себе все наилучшие решения, происходит вследствии обретения нового видения, создания свежей точки зрения и необычного взгляда на объект или проблему.

Новый подход и способ рассмотрения объекта может достигаться сознательно путем отстранения от знакомого объекта с помощью целого ряда триггеров и приемов.


7.Основополагающие принципы

По мнению У.Гордона, одним из основных моментов творческого решения проблемы является превращение давно знакомого в незнакомое, путем создания нового, «свежего» контекста. При этом сущность синектики по определению состоит в том, чтобы сделать незнакомое знакомым, а привычное — чуждым.

Синектический процесс включает в себя:

1. Превращение незнакомого в знакомое.

2. Превращение знакомого в незнакомое.

По отношению к проблеме:

1. Превратить незнакомое в знакомое — значит просто изучить проблему и привыкнуть к ней.

2. После этого нужно проделать обратную опера¬цию — сделать привычное чуждым.

Новый незнакомый контекст для рассмотрения знакомой проблемы достигается с помощью отстранения от объекта и проблемы с помощью аналогий и метафор, интуиции и игры, что преодолевает обычный взгляд на вещи и служит источником неожиданных и оригинальных решений.


8. Операторы и приемы

Для превращения знакомого в незнакомое в синектике используется целый ряд механизмов и приемов.

1. Неоперационные механизмы: интуиция, вдохновение, абстрагирование, вовлечение, свободное размышление, использование не относящихся к делу возможностей, применение неожиданных метафор и элементов игры.

По мнению У.Гордона данные механизмы не поддаются обучению.

2. Операционные механизмы: прямая, личная, символическая и фантастическая аналогии представляют собой психологические инструменты, применению можно обучить и которые использовать может каждый.

Операционные механизмы

Синектика определила 4 механизма для превращения знакомого в незнакомое, каждое метафорично по характеру:

1. Личная аналогия — это идентификация самого себя с исследуемым объектом или процессом. Уподобление с объектом помогает пережить и понять его достоинства и недостатки как свои собственные. Вживание в роль неодушевленного предмета и мысленное выполнение его функций помогает создать свежий контекст рассмотрения проблемы и порождает ее новые, неожиданные решения.

2. Прямая аналогия основана на сравнении схожих объектов, свойств и процессов из различных областей реальности. Особенно продуктивны сравнения и аналогии в области живой и неодушевленной природы, техники, войны и спорта.

3. Символическая аналогия проявляется как мысленная замена изучаемого объекта или явления или некоторым образом, знаком, пиктограммой, рисунком символом или поэтической метафорой. В данном случае наиболее эффективными аналогиями являются образы из сферы культуры, психологии и искусства. При решении различных проблем

Особой эвристической силой обладает вербальный образ или «сжатый конфликт», состоящий из двух противоположных слов, которые выражают сущностное противоречие и суть проблемы. Например такие оксюмороны как «Звенящая тишина», «Слепящая мгла», «Хаотичный порядок».

4. Фантастическая аналогия представляет собой изложение проблемы с помощью терминов и образов из волшебных сказок, мифов, легенд и научно-фантастической литературы. При этом представляется некоторый идеальный процесс и конечный результат который достигается предельно легким, чудесным образом.

Для этого могут отменяться фундаментальные законы природы и использоваться такие сказочные инструменты как волшебная палочка, лампа Аладдина, сапоги-скороходы, скатерть самобранка. Фантастические аналогии служат источником наиболее сильных, красивых и неожиданных решений.

Триггеры

В синектике используются также специальные «триггеры», каждый из которых представляют собой мини-методику, фокусирующуюся на каком-то аспекте построения новых связей. Кроме использования агналогий, наиболее известной синектической техникой является применение триггерных вопросов.

Вычесть — удалить детали или элементы объекта; сжать или сделать его меньше; что можно удалить или уменьшить?; можете ли вы нарушить какие-либо правила?; можете ли вы упростить его?

Добавить — продлить или расширить; дополнить, продвигать или пристраивать; увеличивать или добавлять.

Перевести — переместить объект в новую ситуацию; адаптировать, транспонировать, переместить или сместить; адаптироватьк новой структуре или значению; выйти из привычной среды; как может быть преобразова, переведен или трансформирован?

Сопереживать — сочувствовать ситуации / субъекту; поставить себя на его место; относиться к субъекту эмоционально и субъективно

Разное — Оживить, наложить, изменить масштаб, заменить, фрагментизировать, изолировать, исказить, замаскировать, опровергнуть, пародировать, исказить, аналогизировать, гибридизировать, метаморфизировать, символизировать, мифологизировать, фантазицировать, повторить, объединить.


9. Основные правила
1. Формирование творческой, игровой атмосферы, естественности и непринужденности в обсуждениях.
2. Избегание шаблонного мышления, поощрение видения задачи с разных точек зрения.
3. Моделирование и обыгрывание новых ситуаций.
4. Отказ от окончательных умозаключений.
5. Проявление рациональности в суждениях.
6. Возможность высказывать своё мнение независимо от того, насколько оно абсурдно или нереально.
7. Допустимость конструктивной критики идей и отказ от негативной реакции на объективные замечания.
8. Запрет на обсуждение достоинств и недостатков членов группы.

10. Процедура и этапы

Время: группа работает полный рабочий день в течение нескольких недель – вплоть до решения проблемы.

Группа. Количественный состав группы синекторов составляет примерно 5-7 человек, разных специальностей, с сразличным практическим опытом и с разным психологическим типом. В составе группы должны быть специально обученные синекторы, а также эксперты, представители заказчика.

Лидером группы должен опытный специалист, хорошо знакомый с основами синектики и другими методами активизации творчества.

В современных синектических группах возможен отказ от явного лидера, а его роль выполняют все члены группы поочередно, в зависимости от особенностей ситуации.

Ход синектического заседания фиксируется на маркерной доске, бумаге, записывается на магнитофон, затем такая запись изучается с целью поиска наилучшего пути решения задачи и извлечения уроков совершенствования приемов решения.

Этапы

Процедура проведения метода синектики и его этапов постоянно совершенствовалась и видоизменялась. В настоящее время существует несколько, в том числе и упрощенных, вариантов проведения синектической сессии.

В наиболее простом виде работа группы осуществляется в два этапа :

1. Представление непривычного привычным, которое осуществляется с помощью абстракций, обобщений и переноса незнакомого в понятный, знакомый контекст.

2. Представление привычного непривычным с помощью создания нового свежего контекста посредством разнообразных аналогий, метафор и триггеров.

Процедура синектической сессии может быть представлена и в виде трех классических этапов решения проблемы:

1. Определение проблемы . Представление неизвестного условно известным.

На данном этапе осуществляется перевод проблемы «как она поставле-на» в проблему — «как она понимается».

2. Генерирование вариантов решения. Представление известного якобы неизвестным. Задача этапа осуществляется с помощью создания различных точек зрения на объект, содержательного вращения объекта с помощью аналогий, триггерных вопросов и различных творческих приемов.

3. Выбор лучшего варианта решения . Превращение неизвестного в известное. На данном этапе самые удачные аналогии, образы и идеи переводятся в решения проблемы.

Процесс решения проблемы в синектике может быть представлен более подробно из последовательности четырех этапов :

1. Проблема как она дана. На этом этапе происходит постановка проблемы заказчиком или лидером. Никто из участников сессии, кроме лидера не посвящается в конкретные условия задачи, с целью сохранения широкого поля поиска и избегания привычного хода мышления.

2. Проблема как ее понимают . Участники, совместно с экспертами, исследуют проблему, анализируют ее общие признаки, разбивают ее на подпроблемы, уточняют смысл и принципы.

При этом возможно использование специальных приемов спрингбордов, включающих ассоциации, аналогии, метафоры, абсурдные идеи, пожелания, цели и объекты, основные направления, пожелания, а также формулировки: я хотел бы…, как сделать так, чтобы…

Основная цель этого этапа состоит в правильном и точном определении проблемы, в переводе ее из состояния «как она дана» в «как она понимается».

3. Генерирование идей. В синектике данный этапа называется экскурсией, представляющей поиск решения проблемы в живой природе, технике, психологии, спорте и искусстве. Для этого применяются такие базовые операционные механизмы и приемы как аналогии.

1. Прямая аналогия. Руководитель обращается к группе со следующими предлжениями: «Это во многом похоже на …, потому что …», «Возьмите идеи у природы и техники, найдите что-то более-менее похожее», «Опишите, как аналогичное реализуется в природе, технике, спорте…», «Возьмите идеи из истории, окружающего мира и практики».

2.Личная аналогия. Руководитель сессии может первым продемонстрировать работу приема мысленного перевоплощения и вживания в объект. Как необходимо прислушиваться к своим ощущениям и эмоциям при воплощении в объект, процесс или проблему. Руководитель задает группе следующие вопросы: «Как вы чувствовали бы себя, будучи исследуемым орбъектом?: «Как бы себя чувствовал объект, если бы он был человеком? При исследовании механизма или процесса: представьте себя этим объектом или его частью, как движутся его детали, как он работает?

3. Символическая аналогия. Руководитель просит выразить суть объекта, процесса или проблемы с помощью яркого образа, метафоры, символа, рисунка, схемы. Он предлагает: «Сформулируйте суть проблемы с помощью парадоксальной короткой фразы, или словосочетания из двух противоположных слов», «Определите основное качество объекта или проблемы, выявите противоположное ему качест¬во и определите их в виде конфликтной пары слов».

4. Фантастическая аналогия. Руководитель просит участников изложить суть проблемы с помощью терминов и образов из волшебных сказок, мифов, легенд. «Представьте идеальные образы исследуемых объектов», «Представьте, что проблемы решаются сами собой, как в волшебной сказке», «Представьте сказочных героев, волшебные предметы, которые делают то, что необходимо для решения проблемы». «Игнорируйте, отменяйте все законы природы, техники и общества».

4 . Оценка и выбор лучших идей. Перенос выявленных идей на проблему «как она дана». Для оценки идей возможно привлечение экспертов. Превращение и преобразование наиболее продуктивных идей в окончательные практические решения.

Необходимо подчеркнуть, что в классической синектике первостепенное и важное значение придается процессу анализу и формулировке проблемы. При этом, в отличие от других методов активизации, участники избегают преждевременной точной формулировки проблемы, так как по их мнению это значительно суживает область возможных решений. Преждевременно четкая формулировка задачи, считают синекторы, приводит к затруднениям в поиске оригинальных решений. Для этого вначале проблема рассматривается на абстрактном, обобщенном уровне, а основное внимание уделяется сущностному принципу, лежащему в основе исследуемого процесса.

Уже на этапе формулировке проблемы применяются различные аналогии, спрингборты (трамплины) и триггеры (спусковые крючки) мысли. Только после осмысления, модификации и уточнения проблемы, поставленной закзчиком и переводом ее на новый уровень понимания, начинается ее решение.

У. Гордон и Дж. Принс предложили пять шагов процесса решения проблем, из которых первые четыре посвящены работе с проблемой:

1. Проблема как она дана. (англ. Problem as Given — PAG). Проблема может быть поставлена внешним источником или отдельным лицом в группе.

2. Краткий анализ PAG. Этот шаг представляет собой постановку проблемы участниками, которые пытаются проанализировать и определить проблему.

3. Очистка. Немедленные предложения. Группа проясняет проблему, активно обсуждает выдвинутые предложения.

4. Проблема, как она понимается (Problem as Understood -PAU). Проблема формулируется как можно яснее и члены группы сосредоточиваются на ее решении. 5. Из знакомого сделать незнакомое. Это позволяет рассмотреть уже понятую проблему в новом контексте, в новой, нетрадиционной форме, как новую и незнакомую, с различных точек зрения.

6. Психологическое состояние. Этот этап подразумевает особое состояние ума вызванное размышление над проблемой как она понята и примененением всех типов аналогий.

7. Состояние объединения с проблемой. На этом этапе самая подходящая аналогия сравнивается с проблемой как понятой, в результате чего проблема освобождается от своей старой жесткой

8. Точка зрения . На этой фазе лучшие идеи и найденные решения переносятся на проблему, как она дана. При этом происходит переход от аналогии к конкретному решению проблемы.

9. Принятие окончательного решения и проведение научно-исследовательских работ.

На заключительном этапе происходит критическая оценка идей экспертами и

доведение их до практической реализации или продолжение научных исследований найденного принципа.

11. Достоинства метода
1. Метод, стимулирует латеральное и ассоциативное мышление и способствует развитию творческого воображения.
2. Синектика активизирует взаимодействие между правым и левым полушариями головного мозга.
3. Механизмы, триггеры и приемы-спрингборды синектики разрушают жесткие шаблоны мышления и способствуют генерации необычных точек зрения и свежих идей.
4. Техника создает атмосферу юмора, игры и свободы и обеспечивает активное участие членов группы в творческом процессе.
5. Синектика хорошо комбинируется с другими методами активизации творчества.
6. Синектика может использоваться в системе образования и существенно повышать качество учебного процесса.
7. Каждый человек может индивидуально использовать методы синектики в своем творчестве и повседневной деятельности.

9. Компании очень редко применяют синектику, потому что считают, что этот метод слишком сложен.

Навигация по теме

Известно, что при создании всех, даже самых гениальных литературных произведений их авторы используют при написании текста обычные слова. Это же касается и изобретений. Все они, в том числе и самые великие, созданы из повседневных для нас вещей. В чем же заключается их новизна? Во взаимосвязи, которая обладает синергетическим эффектом. Другими словами, общая величина эффекта в этом случае намного больше, чем отдельно взятых элементов того или иного продукта.

Синектика является системой креативного мышления. При этом она основана на предположении о существующей взаимосвязи между всеми, даже самыми непохожими на первый взгляд вещами. В этом и заключена суть метода синектики. Его применение является процессом создания или открытия новых идей, нового синтеза, новых связей и решений.

На данный момент метод синектики находит свое применение при решении проблем, стоящих перед предпринимателями, маркетологами и т.д., что делает его весьма актуальным в сегодняшнем мире.

История креативного способа

Начало исследований в этой области относится к 1944 г. Именно тогда ученый из США Ульям Гордон вместе со своими единомышленниками начал наблюдать за процессом индивидуального творчества. Первым предметом подобных исследований явилась работа изобретателя, который стремился создать новый высотомер. В его задачу входило не только конструирование прибора, но и одновременное описание всех происходящих в самом конструкторе психических процессов, которое следовало наговорить на диктофон.

В 1945 г. Гордон начал серию интервью с людьми науки и искусства. Цель таких исследований заключалась в определении того психологического состояния, в котором творческие деятели находились в процессе своей работы. После проведенного анализа этих интервью стало очевидно, что существует четыре аспекта подобной деятельности. Они представляют собой такие процессы, как вовлечение и отделение, размышление, а также автономия объекта.

После этого были проведены эксперименты в лаборатории подводной акустики Гарвардского университета. Результатом стало утверждение исследователями сходства между творческими процессами в сфере искусства и науки.

В 1948 г. Гордон организовал наблюдение за группой художников. Это был так называемый Рокпульский эксперимент. Он позволил обнаружить некоторые нюансы творческого процесса, такие как использование группы в противоположность индивидууму.

Обзор всей накопленной информации был сделан Гордоном в 1949 г. В 1952 г. впервые образовалась синектическая группа, работающая на базе кембриджской фирмы «Артур Д. Литтл Инкорпорейтед». Все проводимые ею сессии в области синектики записывались на магнитофон. Данная группа опробовала открытые исследователями механизмы, которые призваны были решать разнообразные проблемы. После целого ряда проведенных научных работ возникла необходимость в выражении их результата на бумаге. Именно поэтому в 1961 г. свет увидела книга «Синектика. Развитие творческой способности», написанная Уильямом Гордоном. Это и стало началом использования данного метода.

Определение понятия

Слово «синектика» имеет греческие корни. Буквально оно означает соединение разных, на первый взгляд, явно несовместимых элементов. Основная идея синектики заключена в объединении нескольких творцов в одну группу. Это помогает совместно поставить, а затем решить конкретную творческую задачу.

На чем основан данный метод? Синектика дает возможность использовать бессознательные механизмы, проявляющиеся в мышлении человека во время его творческой активности. Гордон своим методом выдвинул своеобразный протест против той традиционной точки зрения, которая до его исследований рассматривала творчество как главенство индивидуального гения. Разумеется, автором вовсе не отрицалась великая роль «личного озарения», но с другой стороны, он утверждал о необходимости в системе «направленного поиска» нужных решений.

Использование аналогий

Данный метод - это своеобразный мозговой штурм. Только в отличие от последнего синектика приветствует критику. Кроме того, мозговой штурм не ставит перед собой цель активного использования самых разных аналогий и сравнений.

Для того чтобы найти решение поставленной задачи, собирается группа людей (синектиков). Для нахождения правильного ответа на поставленный вопрос они начинают обсуждение темы. При этом ими используются различные аналогии. В синектике их всего четыре. Рассмотрим их подробнее.

Прямые аналогии

Под ними понимают любую схожесть, имеющуюся в различных объектах или системах, в которых решаются сходные задачи. К прямым, как правило, относят либо природные, либо технические аналогии. Где был использован данный метод синектики? Пример тому - изобретение кессонного способа возведения подводных строений. Его автор инженер Изамбар Брюнель пришел к гениальному решению после наблюдения за червем-древоточцем, который при бурении древесины образовывал трубчатый канал.

Личные (субъективные) аналогии

Данный метод предлагает изобретателю представить себя частью или деталью совершенствуемого предмета. Здесь от разработчика требуется пройти процесс мысленного перевоплощения, что возможно только при наличии яркого воображения.

Применение метода синектики субъективных аналогий ставит перед собой цель рассмотреть изнутри нюансы поставленной проблемы, что просто не под силу человеческому мышлению из-за его косности.

Это позволит увидеть и прочувствовать предмет изобретений с помощью простых размышлений. Порой высказывание подобных аналогий абсолютно нелепо. Однако это не главное. Ведь здесь важно другое. Творческому человеку необходимо заметить и прочувствовать новые аспекты и грани проблемы, которые просто невозможно разглядеть при использовании логических рассуждений.

Символические аналогии

Их также нередко использует рассматриваемый метод. Синектика при помощи символической аналогии определяет и выражает суть проблемы с использованием метафор и разнообразных сравнений. В этом случае изобретателю предоставляется возможность обнаружить конфликты и парадоксы в, казалось бы, понятных и привычных фактах. Данная аналогия является ценным инструментом в руках творческого человека. Она позволяет обнаружить «обычное в необычном», а также «необычное в обычном». При ее использовании предмет определяется с неожиданной, интересной и в то же время противоречивой стороны.

Яркие примеры символической аналогии можно найти в характеристике храпового механизма в виде надежной прерывистости, дерева, сравниваемого с качающейся твердыней, и т.п. Хорошо зарекомендовал себя данный принцип во многих сферах человеческой деятельности. Например, кинематограф и литература используют символические аналогии для представления противоречивой сути описываемых персонажей или явлений. Порой это отражается даже в названиях произведений: «Сухой лед», «Живые мертвецы» и т.д.

Фантастические аналогии

Данный метод генерирования новых идей потребует от изобретателя особой творческой раскованности и присутствия креативного мышления. В этом случае синекторам предлагается представить себе рассматриваемые явления, предметы и объекты вне всяких связей с существующими законами физики. При этом изобретатель должен увидеть свой продукт таким, каким он хотел бы его увидеть, невзирая на существующую реальность.

Нередко при решении поставленной задачи синекторы используют какой-либо сказочный атрибут, например, волшебную палочку. Можно также предположить и то, что подобным видом аналогии пользуются фантасты. Она им необходима при написании произведений.

Все рассмотренные выше аналогии синектики позволяют полностью охватить мысли и опыт людей. И это станет более понятно, если объяснить данную классификацию несколько иначе. Так, прямые и фантастические аналогии можно рассмотреть как реальные и нереальные, а личностные и символические - как телесные и абстрактные.

Однако стоит иметь в виду, что данные виды синектики не стоит считать фундаментальными. Ведь при своем широком практическом применении метод постепенно расширяет количество имеющихся у него средств, разрабатывая новейшие приемы разбора и углубленного изучения явлений и предметов.

Но для того, чтобы применить необходимую в каждом конкретном случае аналогию, важно правильно сформировать синектический коллектив. Этот процесс состоит из трех фаз, которые рассмотрим подробнее.

Отбор членов группы

На данной фазе применяются специальные тесты. При этом обращается особое внимание на присутствие у кандидатов самых разнообразных знаний, общей эрудиции, достаточного уровня образования, опыта в экспериментальной деятельности и гибкости мышления.

В группу синекторов подбирают людей самых разнообразных профессий. При этом желательно, чтобы у них были две, на первый взгляд, несовместимые специальности. Это может быть, например, физик-врач, инженер-экономист, химик-музыкант и т.д.

Обучение

Данная фаза формирования группы синектиков требует проведения среди специалистов соответствующей подготовки в специальных заведениях. Например, американские компании ведут подобную подготовку около года. При этом отобранные специалисты сдают несколько очных и заочных сессий.

Обучение проводят учебные центры, после чего будущие синекторы проходят практику в нанимающих их компаниях, во время которой решаются теоретические и реальные задачи.

Начало работы группы

Данная фаза является заключительной. Она проводится посредством внедрения группы в реально существующую среду. При этом компания, подготовившая подобных специалистов, использует их для разового или регулярного сотрудничества. Синекторы начинают свою работу на определенных условиях, осуществляя разработку предлагаемых им проектов.

Что дает компаниям подобный метод? Синектика позволяет предприятиям многократно повысить вероятность успеха при решении поставленной проблемы или задачи.

Условия для работы

Для успешного проведения синектической процедуры необходимы:

Обязательная изначальная абстракция участников группы от задач и проблем;
- сдержанность высказываемых мнений и отказ от окончательного умозаключения;
- непринужденность и естественность в обсуждениях;
- предрасположенность к моделированию и обыгрыванию ситуации;
- рациональность суждений.

Как видно, в начальной стадии синектической процедуры находят свое применение метафоры, аналогии и образы. Рациональность появляется лишь на ее заключительной стадии.

Основные этапы

Как же решить все поставленные перед группой задачи? Метод синектики, как и любой другой креативный способ генерации уникальных идей, включает в себя несколько этапов. Стоит сказать, что данная категория также не является незыблемой. Начиная с того момента, когда был открыт метод синектики, этапы его применения постоянно видоизменялись и совершенствовались. Однако если взять их классическое описание, согласно труду Уильяма Гордона, то они выглядят следующим образом:

1. Проблема в том виде, в котором она дана. Особенностью данного этапа является то, что никто из участников группы, помимо ее руководителя, не знаком с конкретными условиями задачи и требуемым результатом. Это делается для того, чтобы синекторы были способны на уход от привычного хода мысли и абстрагирование. Именно поэтому на данном этапе компания лишь предлагает проблему, объект или явление.

2. Превращение в знакомое незнакомого. Прохождение данного этапа призвано открыть ранее неизведанные элементы. Для этого проблему делят на несколько частей. В результате она из одной незнакомой превращается в несколько обычных задач.

3. Проблема в ее понимании. На данном этапе поставленная задача подлежит систематизации и обдумыванию. И это производится в том ракурсе, как она понимается членами собранной группы.

4. Оперативные механизмы. Данная фаза работы имеет форму игры с метафорами. При этом активно используется выбранный метод аналогии. Синектика при этом способствует большему раскрытию проблемы.

5. Сделать из незнакомого знакомое. Такой подход позволяет рассмотреть уже осмысленную и понятую проблему совершенно с другого ракурса.

6. Психологическое состояние. Данный этап предполагает особое состояние ума синекторов. Ведь они должны размышлять над уже понятой проблемой, используя при этом все виды аналогий, которые предлагаются методом.

7. Объединение с проблемой. Данный этап подразумевает сравнение самой подходящей аналогии с понятой задачей. При этом проблема должна быть освобождена от старой жесткой оболочки.

8. Точка зрения. Данная фаза позволяет перейти от аналогий к конкретной идее, которая затем и переносится на данную изначально проблему.

9. Проведение исследовательских работ. Этот этап весьма важен, так как подразумевает под собой критическую оценку идей и доведение их до практики.

Заключение

Несмотря на то что компании могут решать самые разнообразные стоящие перед ними задачи, метод синектики является весьма сложным в применении и используется далеко не всеми. На это, как правило, идут только крупные предприятия, способные привлечь к работе опытных специалистов и обучить свой персонал премудростям этой удивительной науки. Для обычного же человека при решении творческой задачи подойдет использование аналогий, которые являются основным инструментом синектики.

Метод синектики — отличный способ генерации идей и определения вариантов решений. Его суть заключается в привлечении интуитивно-образного мышления, умелом использовании аналогий и ассоциаций с уже решенными задачами в других областях жизни. Метод был предложен У. Гордоном как инструмент исследования нетривиальных изобретательских задач.

Чем метод синектики отличается от мозгового штурма

Метод синектики выступает логическим продолжением приема мозгового штурма, но отличается от него тем, что участники предлагают не готовые идеи, а аналогии со свойствами других предметов, которые и выстраивают безотчетное формирование идеи. Незаконченные мысли выражаются в виде расплывчатых образов, сравнений и примеров.

В отличие от , в процессе генерации допустима конструктивная критика выдвигаемых идей, которая позволяет их развивать и видоизменять. Также в отличие от метод синектики лучше всего работает в постоянной, сыгранной группе, участники в которой не боятся реакции партнеров, привыкают к коллегам и не обижаются на критику с их стороны.

Говоря по-другому, синектика подразумевает полное погружение в творческий процесс путем абстрагирования от существующей проблемы и отыскания отправной точки в похожих сферах деятельности. Мыслительный поток при этом движется не привычными путями, а по закоулкам сознания, намеренно искажая и меняя привычные способы восприятия информации. Метод синектики – прием привлечения сравнений и аналогий, усовершенствованный механизм поиска идей, требующий от человека широты мысли, полноты воображения и неисчерпаемой фантазии.
Метод синектики используют тогда, когда необходимо коллективное решение проблемы. Для этого создается творческая группа, которая отталкивается от пяти типов аналогий и аккумулирует опыт разрешения тех или иных задач.

Аналогии в методе синектики

Виды аналогий:

  1. Прямая. Это соотношение и сравнение рассматриваемой проблемы с похожими фактами из посторонних сфер жизни и деятельности. Чаще всего сравнения производятся между природными и техническими областями. К примеру, для поиска методов окраски мебели избираются аналогии с процессами окрашивания кинопленки или бумаг. Поэтому участниками творческого коллектива становятся люди, обладающие разносторонними знаниями и неограниченными мыслительными возможностями.
  2. Личная (субъективная). Этот прием требует от синектора способностей перевоплощения в оболочку явления, о котором идет речь, представления себя с ним единым целым в целях рассмотрения скрытых аспектов, недоступных для тривиального мыслительного процесса.
  3. Символическая аналогия – это принятие решения на основании педантичного исследования проблемы и выявления парадоксов и противоречий в привычных объектах и фактах. Применение символической аналогии основывается на обнаружении связей и сочетаний между несопоставимыми с виду понятиями.
  4. Образная . Это мысленное замещение рассматриваемого объекта другим образом, более подходящим для сравнения с предметом, принятым за стандарт. Подобная замена направлена на выявление скрытых возможностей и обнаружение новых идей.
  5. Фантастическая аналогия основывается на представлении участниками объектов и фактов вне пределов физических законов и существующей реальности. То есть это мысленное воссоздание явления таким, каким его хочется видеть, а не таким, какое оно должно быть. Этот тип сравнений как никакой другой нуждается в абсолютной свободе творческого мышления. Обычно им пользуются писатели при написании произведений в стиле «фэнтези».

Особенности метода синектики

Метод синектики довольно сложен в применении и требует подготовки, но зато позволяет прийти к гениальной идее путем абстрагирования сознания от обычных умозаключений и при помощи углубленного изучения объекта.

Запомните, что знание теории без практики обычно дает только иллюзию возможностей. Поэтому еще в большей степени, чем метод мозгового штурма, метод синектики требует регулярной тренировки. Такие тренировки нужно проводить в виде бизнес-игр или тренингов, добиваясь слаженности взаимодействия членов рабочей группы.

И синектика - разные техники, они обе групповые и обе способствуют выработке новых идей и поощрению креативности. Традиционные сессии проводятся модератором, но могут проходить и без него. Члены группы получают инструкцию генерировать идеи, подходы или решения, не задумываясь о стоимости, возможности реализации и т.п. Также членов группы просят не критиковать никакие идеи, исходящие от их коллег. Вместо этого, они поддерживают "конструирование" идей другими членов группы, развивая и модифицируя их.

При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа. Её члены постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения.

В 1961 г. в США вышла книга Уильяма Гордона «Синектика: развитие творческого воображения». Книга открыла новую главу в истории методов поиска новых решений. Описанный в ней подход к организации творчества, правила работы, обучения, оказали большое влияние на разработчиков новой техники, методологов. К сожалению, книга не была издана у нас в стране.

Работа над методом началась в 1944 году. Гордон указывал, что, слово «синектика» – греческого происхождения и означает соединение воедино различных, а порой даже очевидно несовместимых элементов.

Идея синектики состоит в объединении отдельных творцов в единую группу для совместной постановки и решения конкретных задач. Метод включает в себя практические подходы к сознательному решению и использованию бессознательных механизмов, проявляющихся у человека в момент творческой активности. Целью разработки метода, по словам Гордона, явилось стремление к повышению вероятности успеха при постановке и решении задач. Но как этого добиться? С одной стороны непостижимая стихийность, уникальность каждой личности, с другой стороны необходимость системы обучения, измерения контроля. Попытки объединить эти взгляды привели Гордона к идее «группового мышления». В ходе этой работы в Кембридже в 1952 году была создана группа синекторов, которая провела эксперимент по возрастающему, постепенному проникновению в суть творчества и поиску нового благодаря наблюдению на практике, как за своим собственным творческим процессом, так и за процессом работы всей группы.

Наблюдения за синектическими группами во время работы, эксперименты с привлечением отдельных людей, дали возможность проникнуть в сущность исследуемого процесса.

Гордон решил проблему выявления, объективизации мыслительной деятельности непосредственно в процессе творчества. Он указывал, что психологические состояния, механизмы, которые действуют в то время, когда человек творит, обычно скрыты от наблюдения. В ситуации, когда синекторы объединены в группы, от них требуется высказывать свои мысли и чувства по обсуждаемой проблеме. Это позволяет вынести звенья сложнейшего процесса индивидуального творчества на всеобщее обозрение, после чего они могут быть сравнены с другими и проанализированы.

Ключевым моментом синектики, отличающим ее от метода мозгового штурма, является подход к процессу решения. Обычное для мозгового штурма выдвижение идей отвергается синекторами практически в течение всего процесса работы. Указывается, что законченная, целостная мысль, представляющая собой идею или совокупность идей, основанных на неких посылках, выдается индивидом после того, как он сам ее придумает. Эта целостность может быть принята окружающими как верная, полезная или отвергнута как неверная. Целостность противодействует дальнейшим изменениям. Никто не может признать за собой авторство этой идеи, кроме того, кто ее высказал. Попытки борьбы с этим негативным явлением видны из того факта, что перед проведением мозгового штурма специально договариваются о распределении (или общности) авторства на выдвинутые идеи, однако проблемы это не снимает.

С другой стороны, нерациональная информация является причиной проявления в памяти метафор, образов, еще смутно очерченных, зыбких. Однако, основываясь на ней, все члены группы могут продолжать свое движение к решению. Постоянное стимулирование подсознания ведет к проявлениям интуиции. Феномен «инсайта» проявляется довольно часто в работе хорошо тренированной, подготовленной группы, когда она действует слаженно, постоянно фиксируясь на более или менее нерациональной основе, некоторое время избегая попыток формулировать окончательно завершенные идеи, мысли.

Таким образом в синектике, по мысли Гордона, результаты решения проблемы – рациональны, процесс же, приводящий к решению, -нерационален. Необычным также является организация влияния группы на творческую активность индивидов. При этом внимание уделяется попыткам превзойти самого себя, отказу от стандартных подходов. Риск, трудное задание, имеют в группе синекторов большой психологический престиж, каждый стремится взять на себя наибольшую часть трудностей.

Наблюдения показали также, что в процессе работы полезно выдвигать совершенно нереальные идеи, предложения, абстрактные образы, то есть то, что первоначально было названо автором «игра» и «неуместность». Однако настрой на выявление операторов заставил в последующем уточнить, что же скрывалось под этими терминами.

Вот пять главных принципов, лежащих в основе синектического подхода:

  1. Отсрочка, т.е., по началу поиск новых точек зрения или перспектив а не решений. Например, чем непосредственно обсуждать типов помпы для закачки воды, лучше, если синектическая группа будет беседовать на более общую тему, как вообще передвигать "вещи" с места на место.
  2. Автономность объекта, т.е., позволить проблеме "иметь успех" самой по себе. Например, взамен беседы о том, что осуществимо в отношении создания программного обеспечения для настольной издательской системы, группа может сосредоточиться на том, какова была бы "идеальная" настольная издательская система. Таким образом, проблема в большей степени, чем потенциальные технологические решения, становится центром дискуссии.
  3. Использование "банальностей", т.е., применение привычного для того, чтобы понять неизвестное. Пример такого подхода: группе преподавателей университета даётся задание создать учебный план по информатике для начинающих. Чем фокусироваться на информатике, можно попросить группу сосредоточиться на том, что вообще может быть расценено как "мастерство" в этой области.
  4. Включение/выделение, т.е., чередование общего и специфического, частного, с тем, чтобы специфические примеры были определены и рассматривались как часть большего.
  5. Использование метафор, т.е., использование аналогий для предложения новых точек зрения.

Обыгрывание метафоры – один из плодотворных механизмов, когда нужно знакомое сделать незнакомым, а незнакомое – знакомым. Используются метафоры, основанные на явных или подразумеваемых сравнениях, как между похожими, так и явно несоответствующими друг другу объектами. Сюда же относится и механизм персонификации, с его основным вопросом: «Как бы себя чувствовала та или иная вещь, если бы она была человеческим существом и могла бы на все реагировать? Как бы я себя чувствовал, если бы был этой вещью?».

Считается, что изящество решений, выдаваемых группой, является функцией имеющегося у участников разнообразия знаний, интересов, эмоциональных особенностей.

Важным критерием для отбора членов группы является учет эмоционального типа. Он влияет на то, как человек подходит к проблеме:

  • Пытается ли он сразу докопаться до сущности проблемы или же ходит вокруг да около?
  • Ведет ли он себя пассивно перед лицом неминуемого поражения или же настойчиво стремится добиться успеха?
  • Когда он не прав, связывает это со своими действиями или оправдывается, ищет причины вовне?
  • Может ли он использовать эффективно свою интеллектуальную энергию в трудных ситуациях или опускает руки в самый критический момент?

Здесь проходит еще одна линия отличий синектики от мозгового штурма. Подбор группы генераторов мозгового штурма состоит в выявлении активных творцов, обладающих различными знаниями. Их эмоциональные типы особо не учитываются. В синектике наоборот, скорее будут выбраны два человека с одним и тем же багажом знаний, если при этом у них значительны отличия в эмоциональной сфере.

Уход от специализации, наличие в группе профессионалов в различных областях знаний, позволяет работать над проблемой с самых различных точек зрения. Конечно, ни одна группа не может быть компетентной во всех областях науки и техники, в которых ей приходится решать задачи. Поэтому часто в состав группы включается эксперт в данной области знаний. В зависимости от ситуации он может играть роли «энциклопедии», либо «адвоката дьявола» в первом режиме он работает скорее пассивно, т.е. выдает конкретные советы, справки по запросам членов группы.

В режиме «адвоката дьявола» он сразу же выявляет и отвергает слабые стороны выдвигаемых понятий, концепций, подходов. Часто эксперт включается в группу на длительный срок. Эксперту приходится много работать над адаптацией специфической терминологии своей специальности в общедоступную. Он должен заниматься и обратным переводом, а также допускать «вторжение» группы на «территорию» его области знаний.

Важнейшим элементом синектического процесса является практическая реализация полученных в процессе работы идей. Синекторы должны принимать участие в практической работе, это считается жизненно важным процессом для поддержания их в хорошей форме. Без выхода на практику процесс мышления замыкается в абстракциях, а они ведут к еще большим абстракциям и неопределенности.

Решения, которые предлагают синекторы, часто представляются оригинальными, иногда рядовыми, обычными, но следует иметь в виду, что основа и наибольший объем работы синекторов заключается не в решении проблемы, а в ее постановке, в возможности увидеть неожиданный ракурс, поворот, акцент. Поставленные задачи, как правило, не сложны, обычно решения находятся вскоре после уяснения ситуации, так что дополнительные средства, например, иные методы решения проблем, как правило, не привлекаются. Можно определить синектику как средство для постановки задач. Собственно нахождение решения есть следствие широко известного положения о том, что правильная постановка задачи есть половина решения.

Блок-схема синектического процесса

1. Постановка задачи

2. Перевод задачи, «как она поставлена» в задачу, «как она понимается».

3. Выявление вопроса, вызывающего аналогии.

4. Работа по поиску аналогий.

5. Использование аналогий:

  • Прямая аналогия
  • Символическая аналогия
  • Личностная аналогия
  • Фантастическая аналогия

6. Поиск возможностей перевода найденных аналогий и образов в предложения по решению поставленной задачи.

Операторы синектики

Синектика определяет творческий процесс как умственную активность в ситуациях постановки и решения проблем, где результатом является художественное или техническое открытие (изобретение). Операторы синектики – конкретные психологические факторы, которые поддерживают и ведут вперед весь творческий процесс. Их следует отличать от психологических состояний – таких как эмпатия, вовлеченность, игра и пр. Психологические состояния являются основой творческого процесса, но они не управляемы. Термины «интуиция», «эмпатия» и пр. – просто названия, прикрепленные к очень сложным действиям. Операторы синектики, ее механизмы предназначены для побуждения, активизации этих сложных психологических состояний.

Решая задачу, бессмысленно пытаться убедить себя или группу быть творческим, интуитивным, вовлеченным, или же допускать очевидные несоразмерности. Необходимо дать средства, позволяющие человеку делать это.

Несмотря на то, что в процессе описания эволюции синектики мы кратко коснулись основных ее механизмов, рассмотрим их вновь, уже в окончательно обработанном виде.

Глобально синектика включает в себя два базовых процесса:

а) Превращение незнакомого в знакомое.

б) Превращение знакомого в незнакомое.

А. Превращение незнакомого в знакомое

Первое, что делает человек, которому предстоит решить проблему – пытается ее понять. Этот этап работы очень важен, он позволяет свести новую ситуацию к уже испытанным, известным. Человеческий организм в основе своей консервативен и потому любая странная вещь или понятие угрожает ему. Необходим анализ, который может «проглотить» эту странность, подвести под нее определенную, уже знакомую базу, дать объяснение в рамках привычной модели. Для начала работы над проблемой должны быть высказаны конкретные предположения, хотя в дальнейшем, в процессе работы, понимание проблемы будет меняться. Процесс превращения неизвестного в известное ведет за собой огромное разнообразие решений, но требование новизны – это, как правило, требование новой точки зрения, взгляда на проблему. Большинство из проблем не являются новыми. Смысл в том, чтобы сделать их новыми, создав тем самым потенциал для выхода на новые решения.

Б. Превращение знакомого в незнакомое

Превратить знакомое в незнакомое – означает исказить, перевернуть, переменить повседневный взгляд и реакцию на вещи, события. В «известном мире» предметы всегда имеют свое определенное место. В то же время различные люди могут видеть один и тот же объект под различными углами зрения, неожиданными для других. Настаивать на рассмотрении известного как неизвестного – основа творчества.

Синектика выделяет четыре основных механизма превращения известного в неизвестное:

  1. Личная аналогия
  2. Прямая аналогия
  3. Фантастическая аналогия
  4. Символическая аналогия

По мнению У. Гордона без наличия данных механизмов невозможны никакие попытки постановки и решения задачи. Эти механизмы – специфические умственные операторы, специальные «орудия» активизации творческого процесса. Существует определенная предубежденность изобретателей против какой-либо механизации человеческого творчества. Однако синектика сознательно подразумевает именно подобную «механизацию». Применение этих механизмов помогает резко увеличить творческую активность, сделать ее результатом сознательных усилий.

Личная аналогия

Личная идентификация с элементами проблемы освобождает человека от следов и продуктов ее механического, внешнего анализа. «Химик делает для себя проблему известной с помощью уравнений, описывая происходящие реакции. С другой стороны, чтобы сделать проблему неизвестной, химик может идентифицировать себя с молекулами, находящимися в движении. Творческий человек может представить себя движущейся молекулой, полностью вовлекаясь в ее активность. Он становится одной из сонма молекул, он сам как бы подвержен всем молекулярным силам, которые его тянут во все стороны. Он чувствует всем своим существом, что в тот или иной период происходит с молекулой». Здесь хорошо видно, что сделать проблему неизвестной – означает увидеть новые аспекты, грани, не воспринимаемые до этого.

Прямая аналогия

Этот оператор обеспечивает процесс сравнения аналогов, параллельно существующих в различных областях знаний, фактов, технологий. Он требует от человека активизации его памяти, включения механизмов аналогии и выявления в человеческом опыте или в жизни природы подобий того, что требуется создать.

Широко известна эффективность переноса идей из биологии в инженерную практику. Так, например, устройство для движения в грунте было создано инженерами на основе тщательного изучения принципа работы корабельного червя «тередо», прокладывающего себе тоннель в бревне. Плодотворность использования аналогий постоянно подтверждается в практической деятельности и в наше время.

Фактически применение прямой аналогии – это свободный ассоциативный поиск в огромном внешнем мире, основанный на родстве выполняемых в различных областях жизни функций, процедур. Успешное использование механизма прямой аналогии обеспечивается разнообразием профессий и жизненного опыта членов группы.

Фантастическая аналогия

При фантастической аналогии необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Например, хотелось бы, чтобы дорога существовала там, где её касаются колёса автомобиля.

Символическая аналогия

Данный механизм отличается от механизма предыдущих аналогий тем, что в символической аналогии для описания проблемы используются объективные и неличные образы. По сути синектор формирует на этой стадии поэтический отклик на проблему. (Под термином «поэтический» здесь подразумевается сжатый, образный, противоречивый обладающий большим эмоциональным и эвристическим смыслом).

Цель символической аналогии – обнаружить в привычном парадокс, неясность, противоречие. Собственно символическая аналогия – это состоящее из двух слов определение предмета. Определение яркое, неожиданное, показывающее предмет с необычной, интересной стороны. Достигается это тем, что каждое из слов является характеристикой предмета, а в целом они образуют противоречие, вернее, являются противоположностями. Есть еще одно название для такой пары слов – «заглавие книги». Здесь необходимо в яркой, парадоксальной форме показать всю суть того, что кроется за «заглавием». Синекторы утверждают, что символическая аналогия – незаменимый инструмент для того, чтобы увидеть «необычное в обычном».

Приведем несколько примеров, такого видения анализируемых объектов:

  • выставка – организованная случайность
  • продажа – формализованное доверие
  • книга – немой собеседник

Применение этого механизма в практической работе очень ценно, так как позволяет увидеть в объекте сложную совокупность противоположных тенденций, сторон, качеств.

Работа по подготовке синектических групп идет с 1955 года. За это время было подготовлено очень большое количество эффективно работающих специалистов. Синектика успешно пытается превратить некоторые бессознательные механизмы в сознательные так, чтобы они срабатывали бы сразу, как только в них появляется необходимость. Наиболее эффективна работа синекторов в области поиска идей новых товаров, в создании эффективной и необычной рекламы.

Итак, в этой и предыдущей статьях мы рассмотрели «методы интуитивного поиска», применяемые при решении проблемы: метод мозгового штурма и синектика.

Мозговой штурм служит средством порождения значительного количества идей. Слабость метода таится в том, что в нем отсутствуют механизмы и инструменты, позволяющие работать с образами. А ведь именно образы служат источником идей.

Этот недостаток устраняется в синектике, основную силу которой составляют механизмы работы с образами, их порождения и изменения. Генерация идей здесь отходит на второй план, становится производной от найденного представления. Но образы также не первичны, они производны от общей картины мира, от принятых в обществе и потому не воспринимаемых рамок, ограничений, норм. Подобно воздуху они окружают нас и являются естественными до полной «прозрачности». Кажущаяся свобода действий в рамках методов – это свобода в рамках неосознанно ограниченного пространства.

Преодолеть этот уровень ограничений предназначен следующий метод – метод свободного действия. Суть метода не может быть раскрыта в короткой статье. Однако общая направленность используемых механизмов состоит в выявлении внутренних границ и барьеров, стереотипов и их преодолении. Этот метод позволяет корректировать образы и представления, сформированные о объекте, а следовательно выходить за пределы привычного. Именно такого рода преодоления стереотипов и приводили во все времена фирмы – пионеры к идеям новых товаров, открывали новые ниши на рынке, а иногда в принципе меняли само это понятие.



Онлайн калькуляторы